Время разбрасывать камни, время собирать.

О камнях пришла в современный обиход из Книги Книг – Библии. В главе 3 Книги Экклезиаста читаем:

«Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время ; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время , и время миру».

Из становится , что речь идет о том, что для всего приходит свое время и всему наступает свой срок. Смысл, действительно глубокий и, как и множество библейских цитат, философский.

Но все же не совсем понятно, зачем разбрасывать камни, чтобы потом собрать их. На самом деле речь в данной фразе речь идет всего лишь об одном из видов крестьянского труда. Земли, на которых жил народ Израиля не отличались плодородием, были каменистыми, и для того, чтобы возделать поле, его сначала необходимо было от камней очистить. Этим и занимались крестьяне, т.е. собирали камни. Но не разбрасывали их, а складывали из них изгороди для земельных наделов.

Как это часто бывает с цитатами из Библии, переводчика подвело незнание реалий крестьянской жизни израильтян, более точно цитату можно было бы перевести как «время собирать и время складывать камни».

И это неудивительно: книги переводились священнослужителями - людьми, далекими от крестьянских реалий.

Но кто знает, стала бы в таком виде фраза так популярна. Скорее всего, нет, потому, что теряется таинственный смысл.

Современное значение фразы

Оказывается, трактуют его неоднозначно. Есть, как минимум три объяснения данного выражения, хотя и близкие друг к другу, но все же имеющие ряд отличительных нюансов.

Наиболее распространенная трактовка – о цикличности бытия. События в мире и в жизни каждого человека последовательно сменяют друг друга: за наступает утро, после рождения следует развитие, а потом дряхление и смерть, меняются времена года, рождаются и гаснут звезды… Все в свое время и все преходяще.

Вторая трактовка словно следует из первой: всему приходит свой срок, и важно, чтобы любое дело было сделано вовремя – только тогда деяние принесет желанные . Любой поступок должен иметь свои причины и условия для его осуществления. Бездумные , совершенные не вовремя, могут лишь навредить.

И, наконец, третья трактовка наиболее глубокомысленна, но все же не противоречит первым двум: все в жизни человека имеет свою причину и свое следствие, каждый поступок влечет за собой «воздаяние».

Эта трактовка близка к принципам кармического закона.
Если человек совершает благие дела – получит заслуженную награду, а если его деяния несут зло – зло к нему и вернется.

Значение ВРЕМЯ РАЗБРАСЫВАТЬ КАМНИ И ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ в Справочнике по фразеологии

ВРЕМЯ РАЗБРАСЫВАТЬ КАМНИ И ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ

всему свое время. Цитата из Ветхого Завета (Екклесиаст, 3): "Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру".

Справочник по фразеологии. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ВРЕМЯ РАЗБРАСЫВАТЬ КАМНИ И ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ВРЕМЯ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-19 Time: 23:02:00 - * Все приходит в свое время для тех, кто умеет ждать. * Время - это …
  • ВРЕМЯ в Новейшем философском словаре:
    см. ПРОСТРАНСТВО И …
  • ВРЕМЯ
    СВОБОДНОЕ - см. СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ …
  • ВРЕМЯ в Словаре экономических терминов:
    РАБОЧЕЕ - см. РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ …
  • ВРЕМЯ в Словаре экономических терминов:
    ОТКРЫТИЯ НАСЛЕДСТВА - день смерти наследодателя, а при объявлении умершим - день вступления в законную силу решения суда об объявлении …
  • ВРЕМЯ в Словаре экономических терминов:
    ОТДЫХА - в трудовом праве РФ - установленное законом время, в течение которого рабочие и служащие свободны от выполнения трудовых …
  • ВРЕМЯ в Словаре экономических терминов:
    ДЕКРЕТНОЕ - см. ДЕКРЕТНОЕ ВРЕМЯ …
  • ВРЕМЯ
  • ВРЕМЯ в Высказываниях известных людей:
  • ВРЕМЯ в Высказываниях известных людей:
  • ВРЕМЯ в Высказываниях известных людей:
  • ВРЕМЯ в Высказываниях известных людей:
    Время - это расстояние движения. Зенон …
  • ВРЕМЯ в Высказываниях известных людей:
    Время есть величайший из новаторов. Ф. …
  • ВРЕМЯ в Высказываниях известных людей:
    Время врачует раны. …
  • ВРЕМЯ в Афоризмах и умных мыслях:
    Время - великолепный учитель, но, к сожалению, оно убивает своих учеников. Г. …
  • ВРЕМЯ в Афоризмах и умных мыслях:
    Но уж немалую часть огромной прошли мы равнины, - время ремни развязать у коней на дымящихся выях. …
  • ВРЕМЯ в Афоризмах и умных мыслях:
    Множество всяческих игр (не все я здесь перечислил) Время, бесценную вещь, нам помогает убить. …
  • ВРЕМЯ в Афоризмах и умных мыслях:
    Вы говорите - время идет. Безумцы - это вы проходите. …
  • ВРЕМЯ в Литературной энциклопедии:
    основная и непременная предпосылка сюжетного развертывания. Повествование в литературе всегда расположено «во времени», всегда развивается по законам внешней (хронологической) последовательности …
  • ВРЕМЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    грамматическая категория глагола, формы которой устанавливают временное соотношение между называемым действием и либо моментом речи (абсолютное время), либо другим названным …
  • ВРЕМЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    основная (наряду с пространством) форма существования материи, заключающаяся в закономерной координации сменяющих друг друга явлений. Оно существует объективно и неразрывно …
  • КАМНИ
  • ВРЕМЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Время - Астрономы различают звездное, истинное и среднее время.Вследствие вращения Земли на своей оси с запада на восток, нам кажется,что …
  • ВРЕМЯ в Энциклопедическом словаре:
    , -мени, мн. -мена, -мен, -менам, ср. 1. Одна из форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи - последовательная …
  • ВРЕМЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВР́ЕМЯ (системы измерения). Измерение В. основано на наблюдении или осуществлении периодически повторяющихся процессов одинаковой длительности; так, для измерения больших интервалов …
  • КАМНИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (медиц.), или конкременты, образуются у животных (см. Безоар) и человека под влиянием многих патологических процессов; они представляют твердые осадки, образующиеся …
  • ВРЕМЯ в Словаре Кольера:
    понятие, позволяющее установить, когда произошло то или иное событие по отношению к другим событиям, т.е. определить, на сколько секунд, минут, …
  • ВРЕМЯ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -мени, мн. -мен"а, -мён, -мен"ам, о -мен"ах, с. 1) только ед. , филос. Одна из основных - наряду с пространством …
  • ВРЕМЯ
    пора, эпоха, период, срок, промежуток времени, сезон, век; эра, дата. Горячее время, страдная пора. Эпоха великих реформ. Тяжкая была година. …
  • КАМНИ в Словаре русского языка Лопатина:
    К`амни, -`ей: Нефтян`ые К`амни …
  • КАМНИ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Камни, -ей: Нефтяные Камни …
  • КАМНИ в Орфографическом словаре:
    к`амни, -`ей: нефтян`ые к`амни …
  • ВРЕМЯ в Словаре русского языка Ожегова:
    продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами Сколько времени (который час?). время подходящий, удобный срок, благоприятный момент Не в. сидеть …
  • ВРЕМЯ в Словаре Даля:
    ср. длительность бытия; пространство в бытии; последовательность существования; продолжение случаев, событий; дни за днями и века за веками; последовательное течение …
  • ВРЕМЯ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    в философии - форма последовательной смены явлений и длительность состояний материи. См. Пространство и время. - грамматическая категория глагола, формы …
  • ВРЕМЯ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    р. и д. времени, временем, времени, мн. времена, времён, ср. 1. только ед. Длительность бытия (филос.). Пространство и время - …
  • СОБИРАТЬ в Энциклопедическом словаре:
    , -СЯ см. собрать, …
  • РАЗБРАСЫВАТЬ в Энциклопедическом словаре:
    см. …
  • СОБИРАТЬ
    1. Syn: коллекционировать, накоплять, сосредотачивать, концентрировать 2. Syn: монтировать, компоновать, ассемблировать (комп.) Ant: разбирать 3. Syn: созывать (парламент) Ant: …
  • РАЗБРАСЫВАТЬ в Тезаурусе русской деловой лексики:
  • СОБИРАТЬ в Тезаурусе русского языка:
    1. Syn: коллекционировать, накоплять, сосредотачивать, концентрировать 2. Syn: монтировать, компоновать, ассемблировать (комп.) Ant: разбирать 3. Syn: созывать (…
  • РАЗБРАСЫВАТЬ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: рассеивать, раскидывать, расшвыривать Ant: собирать, …
  • СОБИРАТЬ в Словаре синонимов Абрамова:
    набирать, подбирать, скликать, вербовать, комплектовать, копить, накоплять, приумножать. Собирать в кучу, набросать, навалить, нагромоздить. Сформировать полк. Комплектовать особый штат служителей. …
  • РАЗБРАСЫВАТЬ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • СОБИРАТЬ
    Syn: коллекционировать, накоплять, сосредотачивать, концентрировать Syn: монтировать, компоновать, ассемблировать (комп. Ant: разбирать Syn: созывать (парламент Ant: …
  • РАЗБРАСЫВАТЬ в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: рассеивать, раскидывать, расшвыривать Ant: собирать, …
  • СОБИРАТЬ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    несов. перех. 1) а) Складывать, помещать в одно место, вместе. б) Подбирать, поднимать что-л. упавшее, рассыпавшееся и т.п. в) Располагать …

Есть время разбрасывать камни, и есть время собирать камни.

Зачем разбрасывать камни?
А тем более, зачем камни собирать?
Какой смысл в сборе и разбрасывании камней?
Почему люди так говорят?

Ответы на вопросы о камнях см. в настоящем посте.

Первоисточник рассуждения о камнях - глава 3 Экклезиаста. В ней говорится о камнях в контексте цикличности изменений, происходящих в природе, человеке и его деятельности. Причём, как и явления природы, деятельность человека имеет конструктивную составляющую и деструктивную.

В природе, с течением времени, одни явления сменяются на противоположные. А их совокупность представляет собой две стороны одного процесса. Так устроен мир. За ветром следует дождь, за дождём следует Солнце и т. д.

Аналогичное имеет место и в жизни человека: неизбежно приходит время, когда одни события сменяются противоположными («время родиться и время умирать»; «время хранить и время тратить»; «время молчать и время говорить», «время насаждать и время вырывать насажденья»; «и при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль»)

Всему в мире есть начало и всему есть конец, а кроме того, всё должно свершаться в предназначенное для него время.

Всё произошло из праха, и всё возвратится в прах. (Екклес., 3:20)

Что пользы творящему в том, над чем он трудится?
Я понял задачу, которую дал бог решать сынам человека:
Всё он сделал прекрасным в свой срок. (Экклезиаст, гл. 3)

Такова диалектика природы и естественный ход вещей. Это всё понятно, но причём тут камни?

Очевидно, когда-то разбрасывать и собирать камни было значимым деянием. А в настоящее время оно лишено для нас какого-либо практического смысла. В давние времена для постройки многих сооружений нужно было именно собрать камни, а когда строение начинало разрушаться от времени, его приходилось разбирать и сносить. Кроме того, во время набегов всяких там «варваров» враги разрушали эти сооружения и разбрасывали составляющие этих сооружений до состояния отсутствия «камня на камне». (Круговорот камней в природе. 🙂)

Вот и всё. Для современного человека присказка о камнях - это иносказание, т.е., выражение, заключающее в себе скрытый смысл. И этот смысл таков: есть необходимость, время и условия для разрушения и есть необходимость, время и условия для созидания. Ни раньше, ни позже. Деятельность разумного человека полностью сообразуется с этим принципом. Что касается дурака, то он поступает, «как Бог на душу положит». Собственно, из-за такого своего поведения он и оказывается в дураках. 🙂 «Вчера было рано, завтра будет поздно, а сегодня - в самый раз!» - сказал Владимир Ильич и приказал стрелять из «Авроры». 🙂

Некоторые люди вкладывают в эти слова дополнительно и связку причина-следствие. В том плане, что все наши поступки со временем приносят свои плоды. Посеял доброе, доброе и собрал. Разбросал семена зла… не обессудь, - получи то, что посеял.

Когда слышишь соображение о камнях из чьих-то уст, всегда пробуй разобраться, что тот имеет в виду. Скорее всего, это обычный попугай, который не понимает слов, которые он произносит. Если нет возможности задать оратору уточняющие вопросы, то можно смело не обращать на эти слова никакого внимания. Просто человек старается выглядеть очень умным! А тот, кто стремится выглядеть очень умным, как правило, в силе своего разума сильно сомневается. Не огорчай его! 🙂

Примечание

2. Библейской тематике в блоге посвящены следующие статьи:





Типа, «Постскриптум».

Камни нужны были всегда. Поэтому их всегда и собирали. Первым, с чего начинали римляне освоение завоёванных территорий, было создание дорог, а на месте своего постоянного поселения - водоснабжения и канализации. Кроме того, нужно было строить крепости и укрепления. Только для каменных стен, носящих название «Вал Адриана» и «Вал Антонина», которые защищали римлян от древних британских варваров, было собрано огромное количество камня. Каждый вал имеет объём примерно как куб с длиной ребра в 100 метров. Поскольку камней в полях и лесах не было, то их тащили за «3-9 земель».

В средние века в Британии практически все камни были собраны для постройки замков с привидениями. Поэтому в настоящее время строительство в тех местах ведётся исключительно из бетона и дерева.

В 1714 году для мощения улиц Петербурга власть велела народу собирать камни и везти их в город. (Действительно, откуда камни на болоте?!) Суда, приходившие в город через Ладожское озеро, в зависимости от своей величины, должны были привозить 10, 20 или 30 камней, а каждая крестьянская подвода - 3 камня весом не менее 5 фунтов. За неисполнение указа налагался штраф в размере одной гривны за каждый камень. Так что таскали все! Надо полагать, и шведские послы - тоже. Мостовые сперва мостили булыжником, а затем - и брусчаткой. Со временем, булыжник стал орудием пролетариата, и власть решила, что настала пора камни прятать. Поэтому, от греха подальше, мостовые закатали в асфальт.

Когда-то в Париже была крепость-тюрьма под названием Бастилия. Народу надоело сидеть без толку в этой тюрьме, и он решил: «Пора разбрасывать Бастилию!» Собрались люди толпой - да и разнесли это ненавистное сооружение по камушку на сувениры.

Итого!

В физическом плане «собирать камни» означает созидание, а «разбрасывать» означает разрушение.

В социальном плане собирать камни означает объединяться, а разбрасывать - разъединяться.

В жизненном смысле разбрасывать - трудиться и сеять «доброе-вечное», собирать - пожинать плоды своих трудов.

Домашнее задание.

1. Прогуглить и выучить всё о камнях. В частности, выяснить какие камни не разбрасывают никогда и почему. А также, куда делись камни, привезенные экспедициями по программе «Аполлон» с Луны.
2. Вычислить сколько камней пошло на строительство Великой Китайской Стены и пирамиды имени товарища Хеопса.

Одним из интересных фразеологизмов,с которым знаком буквально каждый человек,является идиома "время собирать камни ". Мало,кто представляет его подлинное значение,хотя некоторые используют его в разговорной речи.Что же все таки кроется за этим выражением и что оно означает?

История возникновения выражения "время собирать камни"

Это довольно темная история,которая впервые упоминается в Ветхом Завете в третьей главе Екклесиаста.Там буквально написано "время разбрасывать камни и время собирать камни ". Однако еще более интересно то обстоятельство,что само значение этой фразы там не объясняется.

Существуют три варианта толкования этой фразы

Первый вариант.

В некоторых восточных странах издревле существовал обычай,который разрешал закидать преступника камнями,причем первыми сделать это должны были родственники или свидетели преступления.
Поэтому,когда всех собирали на казнь преступника,все говорили,что "пришла пора собирать камни " для убийства преступника.То есть эта идиома означает,что в конце концов справедливость будет восстановлена и те кто совершал противоправные деяния будут наказаны.

Второй вариант.

Поскольку Ветхий Завет написали евреи,то вполне вероятно,что фраза "собирать камни " обозначает земледелие в Израиле.Поскольку земля в этом регионе очень каменистая,то что бы получить хороший урожай,необходимо было сначала убрать камни различных размеров,среди которых встречались просто гигантские образования.Вот поэтому и возник данный фразеологизм,который обозначает,что прежде чем сделать что то благоприятное,необходимо провести весьма трудоёмкую работу.

Третий вариант.

В давние времена,когда возникла эта идиома,постоянно шли сражения.Человек так устроен,что мир это передышка между двумя войнами.В те далекие года строители в Азии строили свои жилища и культовые постройки из камня,коего было в избытке в той местности.
Когда заканчивалась очередная бессмысленная и кровопролитная война начинался период отстройки разрушенных построек и даже городов.В данном случае выражение "собирать камни " обозначает,что пришло время мира,после кровопролитных и разрушительных войн и необходимо все восстанавливать.

. время плакать, и время смеяться; время сето­вать, и время плясать;

. время раз­брасы­вать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время укло­няться от объятий;

. время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать;

. время раз­дирать, и время сши­вать; время молчать, и время говорить;

. время любить, и время не­на­видеть; время войне, и время миру.

В конце второй главы Екклезиаст подошел к главной причине неосуществимости человеческого стремления к счастью. Между человеческим хотением и его выполнением стоит Некто, Кто может отнять хлеб у одного и дать другому. Теперь, в 3 главе, он углубляется в эту мысль и распространяет ее на всю сферу человеческой жизни. И здесь Екклезиаст находит то же беспрогрессивное круговращение, то же неустранимое влияние законов, и здесь все человеческие желания и предприятия стоят в постоянной зависимости от времени и обстоятельств и, подобно явлениям внешней природы, проходят в строгой последовательности. «Всему свое время, и время всякой вещи под небом ». Hephez значит, собственно: склонность, намерение, предприятие. Екклезиаст говорит здесь не о предметах природы, а о деятельности человеческой, о явлениях человеческой жизни, как это видно и из дальнейшего развития мысли. Он хочет сказать, что факты человеческой жизни не суть продукты вполне свободной воли человека, лежат вне пределов его сознательных желаний.

. Что по­льзы работа­ю­щему от того, над чем он трудит­ся?

В этой зависимости человеческой жизни от посторонних влияний, неустранимых волею человека, лежит главная причина бесплодности человеческих усилий, неосуществимости человеческого стремления к счастью.

. Видел я эту заботу, которую дал сынам человеческим, чтобы они упражнялись в том.

А между тем, человек не может погасить в себе жажды высшего блага. Его стремление к счастью, вложенное в него Самим Богом, постоянно и неудержимо толкает его на новые труды, на новые искания.

. Всё соделал Он пре­красным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может по­стигнуть дел, которые делает, от начала до конца.

Мир полон гармонии, и дух человека носит на себе печать вечности; однако, Божественный миропорядок остается непостижимым для человека и не может быть приведен в гармонию с человеческой волей. «Все соделал Он прекрасным в свое время », т. е. все, созданное Богом, прекрасно в свое время и в своем месте, в общей системе мирового бытия.

"И вложил мир в сердце их «. Еврейское слово olam в переводах передается различно: «вечность» (LXX), «мир » (Вульгата и перевод), «разум», «покров» и т. д. Но так как это слово вообще в Библии и, в частности, в книге Екклезиаста ( и др.) значит «вечность», то и в данном месте следует держаться этого значения. Лишь в послебиблейской литературе словом olam стал обозначаться и мир, как бесконечно продолжающийся. «Вложить в человека вечность» значит одарить его Богоподобными свойствами, наложить на человеческую природу отпечаток вечности, Божественности. Стремление человека к высочайшему благу, к вечному счастью, служит выражением его Богоподобности.

. Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей.

. И если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это – дар Божий.

Глубокое противоречие, скрытое в природе человека, с одной стороны – стремление к вечности, с другой – ограниченность его разума, являются главной причиной неудовлетворенности человеческого духа, его всегдашних разочарований. Чтобы более или менее избежать последних, человек должен примириться раз навсегда с мыслью о том, что высшее счастье (Ithron) под солнцем невозможно. Он должен, так сказать, понизить свои требования к жизни и, отбросив искание высочайшего блага, удовольствоваться относительным благом, тем, что сравнительно хорошо, что «лучше » (tob). Если высшее благо – Ithron невозможно, то относительное благо – Tob вполне доступно человеку. В чем же заключается это Tob?

"Познал я, что нет для них ничего лучшего (Tob), как веселиться и делать доброе в жизни своей «. Благой труд и спокойное наслаждение земными радостями – вот единственно доступное для человека счастье. Пока человек стремится к абсолютному счастью на земле, он осужден на постоянные разочарования. Даже и лучшие моменты его жизни отравляются мыслью о непрочности счастья, удручающей заботой о будущем.

Напротив, человек, отказавшийся от искания полного счастья, бывает доволен и тем немногим, что дает ему жизнь, радуется, веселится без заботы о завтрашнем дне. Он, как дитя, отдается всякой радости посылаемой Богом, отдается полным своим существом, непосредственно, не разрушая ее анализом, критикой, бесцельными сомнениями. И эти малые радости, соединенные с добрым трудом и чистой совестью, делают жизнь приятной, относительно счастливой. Стихи 12–13 нисколько не выражают эвдемонистического взгляда на жизнь, который ставит целью жизни одно наслаждение. Во-первых, рядом с земными радостями Екклезиаст ставит другое необходимое условие относительно счастливой жизни, именно – «делание добра»; во-вторых, пользование земными благами соединяется с сознанием зависимости от воли Божией, с благодарной мыслью, что «это дар Божий ». Таким образом, то наслаждение жизнью, к которому призывает Екклезиаст, покоится на религиозном миросозерцании, предполагает, как свое необходимое условие, веру в Божественный промысл.

. Познал я, что всё, что делает Бог, пре­бывает вовек: к тому нечего при­бавлять и от того нечего убавить, – и делает так, чтобы бла­го­говели пред лицем Его.

В начале 3-ей главы Екклезиаст говорил о постоянстве и неизменности законов, управляющих человеческой жизнью. Теперь он говорит о них определеннее. Законы эти являются выражениями вечной и неизменной воли Божией. Человек бессилен что-либо прибавить к ним или отбавить от них. В том и заключается цель Божественного промысла, чтобы показать людям их полную зависимость от Бога и, таким образом, научить их страху Божию.

. Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было, – и воз­зовет про­шедшее.

"Бог воззовет прошедшее «. LXX и сирийский переводят: взыщет преследуемого (слав. »гонимого «). Но, согласно с контекстом, лучше понимать в среднем роде: прогнанное, удаленное, прошедшее.

. Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда.

. И сказал я в сердце своем: «праведного и нечестивого будет судить Бог; по­тому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там».

Промысл Божий обнаруживается не только в естественных явлениях, но и в нравственной жизни человека. В человеческом суде живут неправда и беззаконие. Но над судом людей есть суд Божий, который воздаст должное праведным и нечестивым. Для этого суда, как и для всякой вещи, настанет свое время. »Праведного и нечестивого будет судить Бог, потому что время для всякой вещи и над всяким делом там ". Слово "там « (sсham) не совсем ясно. Вульгата передает его словом «тогда» (tunс), Иероним – «во время суда» (in tempore judiсii), но евр. sсham есть наречие не времени, а места. Вероятно, оно значит здесь: на суде Божием, в параллель слову «там » в ст. 16 для обозначения суда человеческого. Некоторые экзегеты вместо schara (מט ) читают sam (מט ) и переводят: всeму (Бог) назначил свое время. Мысль совершенно согласна с контекстом, но действительно ли повреждена здесь еврейская пунктуация, сказать трудно.

. Ска­за­л я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные;

. потому что участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека пре­имущества перед­ скотом, по­тому что всё – суета!

. Все идет в одно место: все про­изошло из праха и все воз­вратит­ся в прах.

. Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?

Эти стихи подробнее выясняют цель Божественного промысла, кратко указанную уже в словах .: «чтобы благоговели пред лицом Его ». Зависимость человека от Божественного провидения имеет целью научить людей тому, что сами по себе, с своими естественными силами, естественной волей и разумением, думая жить без Бога, вне Божественного промышления, они подобны животным и не могут иметь никаких оснований к уверенности в бессмертии своего духа. Если факты естественного сознания с непобедимой силой убеждают человека в том, что и человек и животное одинаково умирают, теряют дыхание и источник жизни, превращаясь в прах, то, живя без Бога, не признавая Божественного промысла, откуда он может знать, что дух животного снисходит вниз, а дух человека восходит вверх? В ст. 18–21, как видно, не выражается собственный взгляд Екклезиаста на человеческое существо, его личное сомнение в духовности и бессмертии человеческой природы. Это противоречило бы , где прямо говорится, что не все в человеке идет в одно место, но что в прах превращается лишь тело, а дух возвращается к Богу, Который дал его. В приведенных стихах Екклезиаст выясняет, как должен смотреть на себя человек, живущий «сам по себе», руководящийся лишь естественной точкой зрения, не признающий Божественного провидения.

"Сказал я – о сынах человеческих «. Русский перевод не точен. Следует перевести: «сказал я – (это) для сынов человеческих». Для пользы людей установлен тот порядок вещей, в силу которого человеческая жизнь стоит в постоянной зависимости от Божественного промысла и суда. Чтобы испытал их Бог . Barar значит: выделить, испытать, очистить (ср. : "пострадают некоторые и из разумных для испытания (lebarer) их, очищения и убеления к последнему времени «). Цель Божественного промысла – довести людей до сознания собственного ничтожества и, таким образом, очистить их.

"Все идет в одно место » – не в шеол, как думают некоторые экзегеты, а в землю, как видно из дальнейших слов.

. Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами сво­ими: по­тому что это – доля его; ибо кто при­ведет его по­смотреть на то, что будет по­сле него?

Выяснив цель Божественного промысла, Екклезиаст возвращается к своему прежнему выводу, сделанному уже в . Если человек во всем зависит от Божественного провидения, если сам по себе он бессилен и ничтожен, то должно отказаться от мысли о полном счастье на земле и удовольствоваться радостями Богоугодного труда. «Наслаждаться человеку делами своими ». В этом выражении Екклезиаст объединяет два условия относительного счастья: наслаждение жизнью и добрую деятельность (), так как то и другое, по нему, неразрывно. «Ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него ». Здесь речь не о будущей, загробной жизни человека, как в , а о том, что будет «после него », т. е. как сложится жизнь на земле после его смерти. Человек не должен обременять себя и отравлять доступные ему радости излишними беспокойными заботами о далеком будущем.