Праздник в подарок! Письмо от Благотворительного фонда «Подари жизнь. Что нужно больным детям Посещение детей в больнице сценарий

ОСГБУСОССЗН: «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Открытое мероприятие для детей, находящихся на лечении в гематологическом отделении

Детской Областной больницы

«Большое сказочное путешествие»

Подготовили и провели

воспитатели:

Антонова Л. И.

г. Белгород 2016г.

Цель:

  • Организация интересного и познавательного досуга для детей;
  • Улучшения морально-психологического состояния детей;
  • Удовлетворение потребности детей в общении.

Задачи:

  • Способствовать развитию творческих способностей;
  • Воспитание навыков и привычек культуры поведения;
  • Сплочение детского коллектива;
  • Развитие познавательных интересов;
  • Дать возможность каждому участнику проявлять свои художественные способности, эмоциональную восприимчивость, творческую активность;
  • Обогатить детей разнообразными художественными впечатлениями;
  • Создать у детей радостное праздничное настроение и доставить удовольствие.

Форма проведения: праздничное театрализованное представление с элементами куклотерапии, игротерапии.

Материалы и оборудование: русский национальный костюм, костюм сказочного персонажа Кикиморы, кукла Василиса, набор кукол для театрализованного представления «Муха Цокотуха», волшебная книга сказок, волшебное зеркало, волшебная палочка и плащ-невидимка, колпак, ширма для театрализованного представления, телеграмма, воздушные шарики, музыкальное сопровождение (музыка к песням «Где водятся волшебники» (Юрий Энтин, Марк Минков), «В синем море, в белой пене»

(Амирханян Р.))

Действующие лица:

  • Добрая волшебница – сказочница (одета в русский национальный костюм с атрибутами волшебства: волшебная книга сказок и зеркало, говорящее только правду)
  • Кикимора лесная (одета в поношенный плащ и шляпу, с атрибутами злого волшебства: волшебная палочка и плащ-невидимка)
  • Василиса, крестница доброй волшебницы – кукла в народной одежде.

Мероприятие рассчитано на детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Ход мероприятия.

1). Организационный момент. (Звучит музыка к песне «Где водятся волшебники»). Дети рассаживаются на свои места.

2). Основная часть.

Действие первое. (Звучит бодрая мелодия «Где водятся волшебники». На сцене появляется добрая волшебница.)

Волшебница: Здравствуйте, дорогие ребята! Вы не представляете, как долго я до вас добиралась. Пришлось переплыть семь глубоких морей, преодолеть семь высоких гор, пройти семь дремучих лесов и все из-за одной маленькой девочки, моей крестницы. А зовут её Василисушка. И хоть она не простая девочка, а чародейка, она, как и многие из вас, отправится в первый класс самой волшебной сказочной школы. Да только боюсь я, что Василиса плохо подготовилась к школе. Ну, да мы сами её сейчас и спросим.

Давайте, ребята, позовем её все вместе! Василиса! (Дети помогают звать Василису)

(Появляется Василиса с подушкой в руках)

Василиса: Кто меня в такую рань зовет? Мне, девице – красавице, спать не дает!

Волшебница: Василиса, как тебе не стыдно! Все детки уже давно встали, умылись, причесались, нарядились, все тебя ждут, все за тебя переживают.

Василиса: А что за меня переживать?! Я, Василиса, самая умная, самая красивая, самая нарядная, самая …

Волшебница: (перебивает её) Самая хвастливая! Ох, чувствует мой сердце, много дел ты натворишь в волшебной школе с таким самомнением.

Василиса: А что?! Разве я не хороша? Да я хоть сейчас в школу согласна идти! Вот только ещё немного посплю, свой волшебный сон до конца досмотрю. (Укладывается на подушку)

Волшебница: (обращается к ребятам) Что же мне делать? Не могу я позволить моей крестнице быть лентяйкой и хвастушкой, ведь у нас с этим строго. Кто ленится и хвастается, тот попадает не в волшебную сказочную школу, а в школу Кикиморы болотной. А этого допустить никак нельзя! Ребята, помогите мне подготовить Василису к школе!

Василиса: Да они и сами ничего не знают! Сидят целый день, в свои сотовые играют, сказок совсем не читают!

Волшебница: А вот это мы сейчас и проверим, кто из вас лучше знает сказки. Есть у меня волшебная книга сказок. (Показывает книгу сказок) Василиса, ты готова проверить свои знания и отгадать, о каких сказочных героях идет речь? Но учти, если ответишь неправильно, пойдешь учиться в школу Кикиморы болотной! А угадаешь все правильно, пойдёшь учиться в волшебную сказочную школу.

(Волшебница читает загадки, Василиса делает вид, что она затрудняется в ответах и просит ребят помочь ей.)

(Василиса при помощи ребят успешно справляется с загадками)

Волшебница: Да, Василисушка, ты хоть и ответила, но не без помощи ребят. Я сомневаюсь, достаточно ли твоих знаний, чтобы пройти испытание при поступлении в Школу Волшебниц.

Василиса: Ну что же мне делать? Ведь я очень-очень хочу стать волшебницей. Хочу придумывать сказки, в которых добро всегда побеждает зло. Хочу быть хранительницей сказок. Хочу, чтобы и у меня была волшебная книга.

Волшебница: Волшебная книга сказок – это не просто книга, это пропуск в волшебную страну сказок. Чтобы заслужить её, нужно очень постараться. Книга может находиться только в добрых руках, а если она попадет в злые руки – волшебная сказочная страна погибнет, все сказки перепутаются, ход событий изменится, и в вашем мире, ребята, будет править зло и несправедливость.

Действие второе.

(Из-за ширмы к ногам волшебницы падает телеграмма.)

Волшебница: Ой, телеграмма! Неужели что-то случилось в волшебной стране?! (Читает телеграмму) Так и есть! Баба Яга с Кикиморой опять поссорили Золушку и Белоснежку, и целых два сказочных королевства никак не могут их помирить. Придется вмешаться! (Обращается к Василисе)

Василиса, я улетаю, а ты готовься! Даю тебе последний шанс.

Василиса: Дорогая сказочница – крестная! Ну как я подготовлюсь без волшебной книги?! Прошу, дайте её мне хотя бы на минуточку! Уж я-то подготовлюсь.

Волшебница: Ну что, ребята, доверим книгу Василисе? Поможете её охранять от злых рук? А я скоро вернусь!

(Василиса открывает книгу, начинает читать.)

(Появляется Кикимора)

Кикимора: Ха-ха-ха-ха! Приветик, ребятишки, девчонки и мальчишки! Разрешите представиться, я – мадмуазель Кикимора! Я из рода Бабы Яги, костяной ноги! Я – самая красивая на нашем болоте. Лучше меня вы не найдете! Все водяные, лешие все сказки слагают о моей красе! Знаете, о чем я мечтаю? Мечтаю прогнать из сказок всех этих Золушек, Белоснежек, Красных Шапочек, Снегурочек и … А вместо них буду я, одна-единственная и неповторимая Кикимора болотная Бесподобная! А для этого мне нужно завладеть волшебной книгой! И сейчас самый хороший для этого момент! Только вы мне не мешайте, а иначе закручу-заворочу, всех в коряги превращу!

(Обращается к Василисе)

Здравствуй, Василисушка, свет-душа! Ты тут в своем лесу сидишь, и ничегошеньки не знаешь! Книжки уже не модно читать. Только глаза от них портятся!

Василиса: А что же мне делать? Ведь я хочу быть умной и поступить в школу волшебниц. А для этого мне нужно знать все сказки не свете!

Кикимора: Чтобы знать, не обязательно читать! Есть способ намного проще. Есть у меня одно средство, чтобы без хлопот и без труда стать самой умной навсегда!

Василиса: Кикиморушка! Дай мне это средство! Я очень хочу быть самой умной!

Кикимора: Отдать не могу, а поменяться – пожалуйста! Я тебе – колпак, а ты мне – твою книжонку.

Василиса: (В нерешительности) Мне надо подумать.

Кикимора: Да что там думать! Колпак волшебный, одевай скорей, пока не передумала. Вот увидишь, как твоя крестная-волшебница обрадуется!

(Василиса одевает колпак и мгновенно засыпает.)

Кикимора: Колпак-то зачарованный! Кто его оденет, за-а-а-аснет навеки богатырским сном. А книгу я уничтожу!

(Кикимора прислушивается)

Кикимора: Волшебница возвращается! Срочно нужно спрятать книгу! (Мечется по залу) Куда же, куда же мне её деть?! Ага, сюда. Здесь её никто не найдет. (Прячет книгу) А вы, ребята, только попробуйте помочь волшебнице! Я вас быстро превращу: девочек – в грибочки, а мальчиков – в пенечки. Колдую - лютую, эники – беники, рот на замок, кто скажет слово, превратится в пенек! А сама я превращусь в колоду, авось волшебница меня не заметит.

Действие третье

(Появляется запыхавшаяся Волшебница и обращается к ребятам)

Волшебница: Ох, чувствует мое сердце, что-то неладное здесь произошло! Василиса! Вставай, лежебока! Хватит спать. Ой, сонный колпак! Значит, здесь недавно побывала Кикимора! А где моя книга?! Ребята, помогите мне найти её, иначе произойдет непоправимое! Ой, а что вы молчите? Неужели и вас заколдовала Кикимора?! Достану-ка я своё волшебное зеркало.

(Достает зеркало, наводит на детей)

Волшебница: Кикимора заставила вас замолчать. Ну ничего, все равно отыщем волшебную книгу! Играем в игру: я буду искать книгу, а вы мне будете помогать. Если я буду идти в правильном направлении, вы мне станете хлопать, а если в неправильном, топать ногами. Ну что, начинаем!

(Волшебница ищет книгу, дети ей помогают)

Волшебница: Книга найдена! Снова в волшебной стране мир и согласие! А сейчас я вас расколдую. Беды все, и все напасти, возвращайтесь восвояси! А ребята будут снова невредимы и здоровы! Пора и Василису будить.

(Снимает волшебный колпак)

Василиса: Прости меня, крестная волшебница! Я теперь все-все-все поняла! Буду хорошо учиться, много читать и никогда больше тебя не подведу!

Волшебница: Ну что, ребята, поверим Василисе? Или опять это только пустые слова?

Василиса: Нет! Нет! Я поняла, что легких путей в жизни не бывает. Я буду много работать, чтобы стать настоящей доброй Волшебницей. Я все лето трудилась, только стеснялась тебе признаться, что приготовила сюрприз: кукольный спектакль. И вот моя первая сказка, которую я хочу не только рассказать, но и показать вам, ребята! Но мне нужны помощники.

(Колода оживает и превращается в Кикимору)

Кикимора: Я! Я! А можно я помогу! Надоело мне быть противной и злой. Тоже хочу учиться! Хочу в вашу волшебную сказочную школу! Простите, простите меня, ребята!

Волшебница: Кикимора, и ты, Василиса, и вы, ребята, навсегда запомните: добро побеждает всегда и везде, и в сказке простой, и на Земле. А теперь, ребята, посмотрим спектакль «Муха Цокотуха» (кукольный спектакль по мотивам сказки К. Чуковского «Муха Цокотуха»).

3). Рефлексия.

Волшебница: Ребята, вам понравился наш праздник? Как вы думаете, Василиса станет хорошей ученицей? Нужно ли для этого читать книги? А Кикимора сможет стать доброй? Кто ей в этом поможет? (Ответы детей).

Спасибо большое за внимание! Мы очень старались и принесли вам подарки: карандаши, фломастеры, альбомы, чтобы вы могли нарисовать своих любимых сказочных героев. А закончить наш праздник я хочу словами Корнея Ивановича Чуковского: «Читайте больше умных и добрых книг».


Возраст детей: с 1 до 4 лет — 5 человек, от 5 до 8 — 6 человек, от 9 до 12 лет — 5 человек

Оборудование и материалы: мяч, смайлики — 20 штук, гитара, воздушный шар, скакалка, обои, гуашь зеленая, гуашь желтая, гуашь красная, стакан с водой, влажные салфетки, ножницы 6 штук, листы с трафаретами животных, клей, бумага для записей, образец бабочки, маркер, ноутбук, колонка, проектор, мультфильм, подарки, пироги.

  1. Тема

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться и говорить

— Доброе утро! Солнце и птицы!

— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!

И каждый становится, добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро длится до вечера!

— Здравствуйте, ребята! Добрый день! (дети отвечают) Когда мы говорим вам эти слова, то искренне желаем вам добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. И мы не зря именно так начали нашу встречу, ведь сегодня мы с вами оказались в «Школе доброты». А значит, будем дарить друг другу добро — а это значит, дружить, играть, шутить и смеяться.

  1. Знакомство

— Для начала нужно познакомиться…

Игра «Давай-ка познакомимся!»

Дети становятся в круг. Ведущий начинает игру словами: «Ты скорее поспеши, как зовут тебя, скажи…», бросая при этом мяч одному из игроков. Тот ловит мяч, называет свое имя, потом он бросает мяч другому игроку, при этом снова произносятся слова: «Как зовут тебя, скажи…» — и так далее.

Игра «Вот я какой!»

Первый ребенок называет свое имя и делает какое-нибудь движение: хлопает в ладоши, приседает, поднимает руки вверх. Все дети повторяют имя и движение. Следующий ребенок называет свое имя и делает другое движение. Все дети повторяют его имя и движение, и имя первого и первое движение.

  1. Первый урок «Угадай-ка»

— На первом уроке нужно угадать добрые слова, которые приносят нам радость нашему сердцу.

Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого (спасибо).

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит (добрый день).

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим (прости, пожалуйста).

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят (до свидания).

— А скажите, ребята, «Что самое горькое»? (варианты детей)

Что горче всего, у ребят я спросил?

Они утверждают — неспелый кизил

— Микстура, — какой-нибудь скажет храбрец,

Горчицу и лук назовут наконец

Но горче горчицы, поверьте мне снова,

Обидное грубое слово.

— Ну, а что же слаще всего? (варианты детей)

Что слаще всего, я спросил у ребят?

— Всласть выспаться Сони зевая, бубнят

Сластёны, зажмурясь, кричат: «леденец!»

Конфеты, халву наконец.

Но слаще халвы и всего остального —

Сердечное доброе слово.

  1. Второй урок «Выбирай-ка»

— Ребята, нам всем бывает и весело, и грустно. Вот сказали тебе обидное слово, и стало так горько. А потом кто-то просто улыбнулся — и вот уже и тебе хочется петь и смеяться. Давайте на этом уроке «Выбирай-ке» разобраться с каким настроением мы пришли.

Детям показать смайлы с разными эмоциями. Они должны назвать, какое настроение у каждого смайлика. Каждый ребенок должен выбрать тот смайлик, который ему больше всего нравится.

Тем детям, которые выбрали грустные смайлы — сказать ласковое слово или подарить сладости.

  1. Третий урок «Запоминай-ка»

— Знаете, ребята, а ведь добрые люди, они очень внимательные! На уроке «запоминай-ка» нужно очень внимательно послушать сказки, которые я вам прочитаю. И как только вы услышите ошибку, нужно хлопнуть в ладоши!

(например, вместо колобка бабка испекла пряник… или поймал рыбак не золотую рыбку, а карася…) — две сказки!!!

  1. Четвертый урок «Повторяй-ка»

— В нашей «Школе доброты» мы учимся радоваться и дарить радость при всяком удобном случае. Сейчас на уроке «повторяй-ка» все добрые ребята должны точно повторить те движения, которые я покажу! И непременно улыбаться также широко, как я! Итак, будьте очень внимательны!

Игра «Как живешь?»

Дети стоят в кругу или врассыпную. Ведущий показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

— Как живешь?

— Вот так! (Показывают большие пальцы.)

— А плывешь?

— Вот так! (Имитируют плавание.)

— Как бежишь?

— Вот так! (Бег на месте.)

— Вдаль глядишь?

— Вот так! (Приставляют к глазам пальцы «биноклем».)

— Ждешь обед?

— Вот так! (Подпирают щеку кулачком.)

— Машешь вслед?

— Вот так! (Машут руками.)

— Утром спишь?

— Вот так! (Кладут обе руки под щеку.)

— А шалишь?

— Вот так! (Хлопают себя по надутым щекам.)

Игра на координацию движений.

1. Положить руку на живот и гладить его по часовой стрелке. В то же время правой рукой постукивать себя по голове.

2. Опустить руки, хлопнуть ладонями по коленям; Хлопнуть в ладоши; Правой рукой взяться за нос, а левой — за правое ухо;

Опустить руки, хлопнуть ладонями по коленям; Хлопнуть в ладоши; Левой рукой взяться за нос, а правой — за левое ухо и т. д.

Песня «Море Галилей» (дети должны петь и повторять слова и движения)

  1. Пятый урок «Поиграй-ка»

— В нашей школе только самые лучшие уроки! Пришел черед уроку «поиграй-ка». Давайте все вместе поиграем!

Игра с воздушным шаром — Дети делятся на две команды: мальчики и девочки. Задача: не дать упасть воздушному шару на пол. У чьей команды упадет — та проиграла.

Игра со скакалкой «Рыбак и рыбки» — «Рыбак» раскручивает скакалку по кругу, а детки-рыбки перепрыгивают через удочку-скакалку. Кому не удалось, за кого скакалка-удочка зацепилась, тот пойманная рыбка — отходит в сторону. Итак до тех пор пока не останется одна неуловимая рыбка.

Игра с мячом «Передай мяч» — дети становятся в круг, дети передают мяч по кругу, при этом четко произнося:

Ты беги, веселый мячик,

Быстро, быстро по рукам.

У кого веселый мячик,

Тот подпрыгивает сам!

Тот, у кого на слово «сам» оказывается мяч, начинает подпрыгивать, а дети сопровождают его прыжки словами: «Раз, два, три!».

Игра повторяется, мяч передается по кругу дальше.

  1. Шестой урок «Порисуй-ка»

— Ну вот мы размялись, можно и посидеть на спокойном и добром уроке «порисуй-ка». А рисовать мы будем большую картину, которая останется вам на память. Для того, чтобы картина получилась по-настоящему красивой и доброй, мы разобьемся на команды.

Задача для младшей команды (ясли) — на листе бумаги (обои длиной 2 метра) пальцами, ладошками нарисовать гуашью солнце, траву, цветы, деревья. После выполнения задания вытереть детям руки влажными салфетками.

Задача для средней группы (дошкольники, младшие школьники) — по трафарету ножницами вырезать фигуры животных, облаков. Наклеить на картину.

Задача для старшей группы (школьники) — сделать бабочки из бумаги (оригами). Приклеить на картину.

Подписать маркером картину «Школа доброты».

  1. Седьмой урок «Споем-ка»

— Глядя на такую прекрасную картину, так и хочется спеть что-нибудь доброе. Давайте споем песню «…»

  1. Восьмой урок «Посмотри-ка»

— ну и какой радостный день не обходится без доброго мультфильма. А называется он так «Добрый самарянин».

Мультфильм «Добрый самарянин» (с 3:40)

  1. Заключение

— А закончим мы наш замечательный праздник добрыми словами и замечательными подарками!

С детства мы любим играть и смеяться,

С детства мы учимся добрыми быть,

Желаем такими всегда оставаться,

Чтоб улыбаться и крепко дружить!

Мамы знают: в четырех стенах медучреждения дети быстрее не выздоравливают – хандрят от неподвижности и дефицита любви близких. В больнице ребенок оторван от семьи, привычного круга общения, образа жизни. Грустно, но переносимо. Но есть вещи, которые опасно терпеть – например, когда больничная хандра переходит в госпитальный синдром.

Заберите меня отсюда!

Каждый второй родитель, пожалуй, бывал в такой стрессовой ситуации. Представьте, что ваше болящее чадо печально машет ладошкой из закрытого больничного окна, другой пятерней размазывая по лицу крупные слезы: отделение закрыто, в здании карантин, в палату не пускают, – а вы стоите за стеклом в полном бессилии и болью в сердце от этого зрелища. Правда, вы как разумные мама с папой прекрасно понимаете: нельзя прерывать лечение, поэтому забрать свое дитя домой нельзя, попасть к нему – тоже, остается стиснуть зубы и ждать выписки.

Правда, взрослые аргументы не действуют на малышей, запертых в душном больничном пространстве. Ведь в больнице, невзирая на недомогание, от них требуют чересчур много – строго соблюдать режим дня и гигиены, не плакать во время процедур, терпеливо переносить все врачебные манипуляции и покорно принимать далекую от домашней прелести больничную еду… Одним словом, быть душевно сильными, когда душевных сил не хватает, а одиночество и уязвимость переживаются очень остро.

Больничный стресс для ребенка, особенно домашнего – это вполне нормально, тем более, если его основное заболевание серьезное, и он вынужден провести в палате без родителей не неделю и не две, а несколько месяцев. Важно не упустить опасный момент, когда стресс может перейти в синдром, а он, в свою очередь, стать сопутствующим диагнозом.

Опасная «безмамность»

Как появляется больничный (госпитальный) синдром, в чем его причина и чем он опасен? Специалисты определяют детский госпитализм как целый спектр психологических и физических нарушений, главная причина которых не так очевидна.

Оказывается, что это вовсе не страх перед злой медсестрой и уколами или боязнь дисциплины. Это оторванность ребенка от мамы . Эту связь в отношении состояния маленьких пациентов, длительно находящихся в больнице, установил психоаналитик Рене Шпиц еще в 1945 году, он же ввел понятие госпитального синдрома.

Особенно серьезно он проявляется у малышей до трех лет, у которых «пуповина с мамой» еще очень крепкая – малыш и мать тесно связаны и душевно, и физически, а вот своих адаптационных ресурсов у ребенка пока маловато.

Чем меньше ребенок, тем чаще в его взрослении происходят возрастные кризисы, которые в обычных условиях развития (дома с родителями) он благополучно перерастает. Но если такой кризис – трех, семи лет, подросткового пубертатного возраста – (или напротив, сензитивный период – благоприятное время для развития умений и навыков) приходится на время в больнице, то ребенок может переживать сильные психологические перегрузки. А значит, так и жди «подарков» на фоне неустойчивых эмоций: капризов и слез, нервных срывов, плохих сюрпризов в поведении и даже торможения в развитии .

Все эти проявления – яркие признаки депривации (большой неудовлетворенности в общении, родительской ласке и дружеском тепле). Без любви, заботы, понимания и ежедневных эмоциональных контактов с мамой малыш не чувствует себя в безопасности и теряет почву под ногами.

«Оторвали от груди»

У состояния есть и крайние проявления (изоляция и сепарация ). Страдание без мамы на профессиональном языке называется сепарацией и наступает при длительном нахождении дитя без матери. А когда ребенок лежит один в палате из-за неустановленного инфекционного диагноза почти в полной изоляции, изредка видя не очень-то разговорчивых медработников, он может замкнуться и иногда даже перестает говорить, теряет аппетит и интерес к жизни. Оказывается, что синдром Маугли (полное отсутствие коммуникации у детей) имеет схожую природу.

Научно доказано и обосновано, что тесный контакт с матерью очень многое дает для правильного психического развития малыша . И что больничный синдром у детей младенческого возраста по своим проявлениям очень сильно напоминает то, что переживают малыши в детском доме – синдром сиротства .

И вот наглядный пример. До полугода младенцы без попечения родителей развиваются обычно. Но потом происходит нечто, с медицинской точки зрения необъяснимое: развитие приостанавливается, навыки малыша словно бы угасают. Дети перестают гулить и ползать, сидеть и улыбаться, они часто в плохом настроении – вялые или наоборот гиперактивные, брыкаются, сучат ручками и ножками, теряют сон и аппетит и стремительно теряют хорошо набранный вес.

Младенцы без мам позже своих домашних сверстников начинают стоять и ходить, произносить слоги и первые слова. Они агрессивно реагируют на предложение пообщаться, долго не справляются со своей гигиеной, не знают, что делать с игрушками, а вместо первого слова «мама» произносят междометия или слова-требования. Высшие эмоции на всю жизнь остаются у них недоразвитыми – дети без мамы испытывают проблемы в общении, затрудняются, когда нужно кому-то сопереживать и сочувствовать.

Надолго оставленные без матери дети грудного возраста в больнице имеют схожие проблемы. Их развитие начинает давать сбои. Но, что удивительно, как только мама появляется рядом, всё постепенно приходит в норму.

Не мешайте привыкать

Проявления стресса при отрыве от мамы в больничных условиях у всех детей разные. Это зависит от многих вещей: возраста, пола, особенностей характера, психологического склада, темперамента. Но основные моменты все-таки схожи.

Первое, что происходит, когда ребенка без родителей кладут в больницу – это протест и соответствующее протестное поведение . Новый маленький пациент может замкнуться, обидеться на маму, что «не защитила», не настояла, чтобы и ее положили в палату вместе с ним, «надуться» на врачей, резко и надолго замолчать. А может, наоборот, бурно выражать негативные эмоции, кричать и плакать.

В самые первые часы в своей палате малыш или лежит носом в стену, или ходит из стороны в сторону в замкнутом пространстве, либо наоборот порывается уйти ото всех, отказывается от обеда, ломает чужие игрушки и далеко забрасывает свои.

Дальше (и это второй этап) наступает небольшое естественное нервное истощение (у каждого ребенка проявляется в разной степени). Малыш обессилен и разочарован, устал и апатичен, со сверстниками не желает знакомиться, не играет. Он сидит или лежит на месте и пытается понять, что с ним произошло – его все забыли, предали или все-таки все идет как надо? В этот момент не мешайте ему привыкать, не расстраивайте своими эмоциями по поводу его здоровья и лишними звонками.

Затем маленький пациент начинает привыкать и адаптироваться к новому положению вещей (и это третий этап), втягивается в распорядок дня. Иногда размеренность больничных будней не только угнетает его, но словно бы и утешает, успокаивает. Она выстраивает его время и отвлекает от печальных раздумий.

Вы удивитесь, если, придя в выходной день, увидите, что часами ждавший вас у окна малыш не бежит и не бросается на шею, а вскоре поворачивается к вам спиной, спокойно берет ложку и вместе с остальными идет в столовую. Не думайте, что он обижен и не считайте его поведение неадекватным. Просто теперь, когда его жизнь только вошла в спокойное русло, чересчур сильные эмоции могут его ранить.

Включился защитный адаптационный механизм , и он по инерции совершает привычные действия: час дня, его позвали на обед, и даже если будет извержение вулкана, все равно надо идти. Ведь он хороший мальчик, дисциплинированный, волевой. Сколько он тут всего пережил и не сломался. Смотрите, родители, восхищайтесь, он заслужил! И это – вполне обычный сценарий нормального протекания больничной жизни. И даже не госпитальный синдром, а просто привыкание.

«Страшный» и плюшевый

Но есть и другой вариант, когда адаптация затягивается и проходит с трудом: ребенок плачет и постоянно мешает другим детям, проявляет агрессию, ведет себя вызывающе, не выполняет требования врачей, не отходит от окна, продолжает тосковать. У него снова возникают давным-давно истребленные дома плохие привычки – держать палец во рту, грызть ногти, раскачиваться на стуле, запускать пятерню в волосы и постоянно теребить края одежды. Эти депрессивные проявления, казалось бы, немного снимают его тревожность, но сами по себе они – нехороший признак.

Другие косвенные признаки начинающегося депрессивного состояния – это больничные страхи : страшно перед процедурами, перед походом в душ и туалет. Отчего-то страшно смотреть на виденные сто раз в жизни стетоскоп и аппарат УЗИ, пробирки лаборанта, очки доктора, ведро санитарки. Страшно, когда прикасаются к повязке, хотя и не больно, но жутковато – вдруг что-то нарушат, кровь пойдет. «Страшными персонажами» становятся даже привычные игрушки . Теперь даже плюшевые мишки напоминают лечение, уколы, обходы, физиопроцедуры. Иногда именно такие неявные для нас визуальные и тактильные страхи в больнице душевно изматывают ребенка.

При таком негативном сценарии общение с товарищами по палате никак не ладится. Вроде бы и перекинулись словами, но все не так, везде видится подвох, обман, все раздражает. Вот этого мальчика сегодня выписывают, он ходит довольный, скоро пойдет домой, и поэтому он враг номер один и во всем виноват.

Усугубляет состояние малыша и то, что в больнице нельзя бегать и шуметь, подвижные игры под запретом , его естественная динамика угнетена и энергия не находит выхода.

Когда стресс первых дней в больнице проходит, протест сменяется вялостью . Самые маленькие пациенты больше не плачут. Они бесцельно расхаживают по коридору, не отвечают на шутки санитарок и поварих, не выражают радости, когда впереди замаячит отмена капельниц или выписка.

Их старшие приятели по несчастью тоже не похожи на себя прежних: они молчат, покорно переносят все манипуляции и процедуры, ко всему одинаково равнодушны. У большинства маленьких пациентов – осовевшие сонные лица с полуопущенными веками.

Внимательно наблюдайте за ребенком, старайтесь понять его душевное состояние и настроение, особенно если вас все-таки пускают в палату. Вашу обоснованную тревогу должно вызвать так называемое «депрессивное трио»: постоянно плохое настроение, скудность движений и «замороженность» поз, очень скупая и отрывистая невыразительная речь любимого чада.

Если ребенок слишком сильно «экономит» шаги и жесты, отгораживается ото всех, отказывается рассказывать о себе и совсем не оживляется, когда вы говорите с ним о домашних делах, бабушке, друзьях и любимой собаке, то, значит, вы нашли признаки психосоматического расстройства , вызванного пребыванием своего малыша в больнице. Пора рассказать об этом доктору.

И бациллы «липнут»

Мудрый доктор понимает, что развитие госпитального синдрома не способствует ни хорошему лечению, ни скорейшему выздоровлению. Он знает, что больничный синдром – это не каприз, возведенный в степень. Это серьезно.

Поэтому хороший врач нормально отнесется к вашим переживаниям и внимательнее приглядится к пациенту. В его власти и компетенции – назначить мягкое успокоительное, разрешить вам более частые посещения или прогулки в больничном парке, и, может быть, даже отпустить ребенка домой под расписку на выходные.

Когда госпитальный синдром становится диагнозом?

Чаще всего это случается, конечно, не у семейных детишек, а у детей из сиротских учреждений, но сиротство – далеко не главное условие развития синдрома.

Долгое по времени, изматывающее и болезненное лечение (детский онкологический центр или ожоговый центр, инфекционное или гематологическое отделение) также способствует его развитию.

Если проявлений больничного синдрома просто не замечать, неизбежны осложнения . Развитие ребенка замедляется, он хуже растет и меньше поправляется, его иммунитет снижен , от чего к нему быстро «липнут» все «пролетающие мимо» бациллы. Нервная система становится как расстроенное пианино – появляются неврозы и странные проявления в поведении, которые можно принять за признаки аутизма. Общаться с залежавшимся в больнице маленьким пациентом все труднее – он все агрессивнее, тревожнее, любая мелочь способна вывести его из себя.

И все-таки, госпитализм – это не диагноз всех залежавшихся в палатах ребят. Диагноз – серьезная вещь, и ставится он, конечно, не на основании предположений мамы, а по решению врачебной комиссии, в которую входят не менее четырех профильных специалистов. И только если диагноз установлен , пациенту назначают лечение.

Лечат больничный синдром долго, внимательно, подбирают терапию индивидуально и в комплексе. Чтобы устранить поведенческие нарушения, психологи работают с ребенком лично, а также включают его в групповые занятия, в том числе с членами его семьи.

Врачи иногда назначают и препараты – общеукрепляющие (витаминные комплексы), успокоительные, улучшающие метаболизм и процессы в головном мозге (в том числе ноотропные лекарства), физиопроцедуры, лечебную физкультуру и так далее.

По методу Карлсона

Как же не допустить развития синдрома? Врачам – разрешить маленькому ребенку лечиться вместе с мамой, а если это не возможно – бдительно наблюдать за пациентом.

А как быть родителям малышей? Мамам и папам взрослых детей?

Готовый ответ, возможно, содержится в знакомой нам с пеленок детской литературе. Итак, обратимся к лучшему детскому психологу и семейному врачу – Карлсону .

Интересно, что этот обаятельный шведский сказочный персонаж, любимый не только на своей родине в Дании, а затем в Швеции и Норвегии и у нас в России, стал одним из первых популяризаторов философии хьюгге в нашей стране.

Принципы тихой, уютной и благополучной жизни, радости в мелочах, приятного времяпровождения в кругу близких и дружелюбных людей и красивых предметов в Европе давно популярны. Возможно, в холодных странах, где эмоциональный фон у жителей снижен, ей придают даже слишком большое значение. Между тем, и нам неплохо почерпнуть из хьюгге некоторые важные вещи, вполне применимые ради душевного равновесия залежавшихся в больнице маленьких пациентов.

Например, придать уют тому месту, где ребенок находится – привнести в больничную палату немного домашнего тепла (маленькую икону-складень, симпатичную салфетку на прикроватную тумбочку, картинку на стену над кроватью малыша). Привести в гости друга или даже весь его класс (даже если детей не пустят в палату – помашут в окошко, но сколько положительных эмоций!) Принести любимую комфортную одежду, ну и пусть это будет старая растянутая майка. Ну, и конечно, неплохо бы сделать то, что любая мама понимает и без посторонних советов – передать чаду в больнице полезную и вкусную еду. Придумайте маленькие совместные радости во время посещений ребенка – необычные подарки, занимательные игрушки. Если вы оказались в палате, где много других детей, и они по здоровью в состоянии чем-то заняться, не упустите возможность их немного расшевелить, поиграйте во что-то спокойное: в колечко, в игры-ходилки с фишками. Покажите всем новые смешные фотографии кошки с котятами, расскажите веселую историю, узнайте, как кого зовут и кому сколько лет. Словом, в отношении больного ребенка лечение от хандры по методу Карлсона с элементами хьюгге – это самое то.

Обратимся к крылатым фразам и диалогам из небезызвестного мультфильма :

«Я самый больной в мире человек!»

«Ты знаешь, моя бабушка – чемпион мира по обниманиям! Как налетит, как обнимет!»

«Знаешь что? Ты мне должен стать родной матерью!»

– Слушай, а ты, по-моему, не болен!

– Нет, болен!

– Какой ты противный! Что ж, я уже и заболеть не могу, как все нормальные люди?

– А ты хочешь заболеть?

– А ты вот не хочешь!

– Нет, по-моему, ты не болен.

– Ух, какой ты гадкий! – закричал Карлсон и топнул ногой. – Что, я уж и захворать не могу, как все люди?

– Ты хочешь заболеть?! – изумился Малыш.

– Конечно. Все люди этого хотят! Я хочу лежать в постели с высокой-превысокой температурой. Ты придешь узнать, как я себя чувствую, и я тебе скажу, что я самый тяжелый больной в мире. И ты меня спросишь, не хочу ли я чего-нибудь, и я тебе отвечу, что мне ничего не нужно. Ничего, кроме огромного торта, нескольких коробок печенья, горы шоколада и большого-пребольшого куля конфет!»

Или еще: «Я не согласен скучать, лёжа в постели. Там тоже есть чем заняться. Можно есть бутерброды с жирной колбасой, можно играть в «мешок», можно устроить подушечную битву. Мы начнём с бутербродов».

Словом, учитесь позитивному восприятию мира у Карлсона и передавайте такое настроение детям. И не вздумайте жалеть свое чадо, причитать над его загипсованной ногой и говорить, какой он (она) бедный и несчастный – слезки в больничной жизни у него и так находятся близко, чуть что, и он готов зареветь у вас на плече.

Немного родительских усилий – и вот, как в мультике: «Свершилось чудо! Наш дорогой Карлсон теперь с нормальной температурой, и ему полагается пошалить …»

Лучик в больничных буднях

Сейчас в больницы приходит много волонтеров, способных развлечь и отвлечь болеющих деток, не сильно заботясь при этом о нравственном содержании своих шоу и о том, что будут чувствовать дети, когда клоуны уйдут.

Но хотелось бы рассказать совсем о другом, интересном и успешном опыте преодоления больничных стрессов и фобий от сотрудников детской библиотеки №11 из Тулы, священника и прихожан одного из храмов Тульской епархии.

Библиотекари со своим кукольным детским театром «Лучик» не первый год путешествуют по разным социальным учреждениям. Иногда они приходят в гости и к маленьким пациентам отделения детской травмы Ваныкинской городской больницы скорой медицинской помощи. Стараются поднять настроение болящим, поговорив с ними о церковных праздниках и героях сказок, а заодно показав кукольный спектакль. На встречу с ними приходят не только маленькие пациенты, но и их родители, и медперсонал больницы.

В размеренной жизни травматологического отделения, где каждый третий, а то и второй ребенок из-за своего диагноза вынужден строго соблюдать постельный режим , приезд театра кукол – всегда праздник. Первым к детям обращается батюшка. Он всегда находит простые и необходимые слова, чтобы поддержать юных пациентов в их болезни, понимая, насколько тяжело приходится им, от природы подвижным, долго находиться в замкнутом пространстве и быть ограниченными в движениях.

Творческим сотрудникам библиотеки привычно легко собрать переносную раешную ширму, превратив помещение столовой отделения травмы в загадочное театральное пространство. Своих зрителей актеры удивляют выразительными персонажами, необычной световой партитурой и спецэффектами.

Нельзя не удивиться и их дару в бутафории, костюме и музыкальной аранжировке, например, искусно вплетенной в канву действия музыке Эннио Морриконе. Трогательный финал «Снегурочки» в исполнении «Лучика» отличается от традиционного – по версии актеров, ее душа превратилась в майский цветок – ландыш. И такой финал всегда сопровождается продолжительными детскими аплодисментами.

Кстати, маленькие пациенты детской травмы оказываются очень благодарными зрителями . Несмотря на то, что очередная сказочная история по сюжету всем знакома, а среди зрителей есть не только маленькие дети, но и подростки, никто не встает и не шумит, не уходит из зала, не выражает недовольство.

Пик положительных эмоций приходится на интерактивную часть представления , в которой могут участвовать сами юные зрители. Поначалу желающих выйти на сцену оказывается не так много, что и понятно – долго находясь в больнице, не похвастаешься хорошим настроением. Но благодаря умению организаторов праздника находить общий язык с детьми вскоре самые стеснительные раскрепощаются, а самые артистичные с удовольствием включаются в процесс репетиции и игры.

Пока одни из них репетируют, другие тоже не скучают – они участвуют в викторине на знание детских сказок. Старые русские сказки и сказки советских авторов хорошо знают все, поэтому все дети по итогам игры получают небольшие интересные призы. Среди них и особенно полезные в долго тянущиеся больничные дни подарки для творчества – фломастеры, яркие линейки, цветные карандаши.

Забудем костыли!

Во время интерактивной части порой случается то, чего и не представишь в стенах больницы, тем более, отделения детской травматологии. Бывшие зрители, сами участники спектакля под голос чтеца сказки берут в руки и оживляют разноцветных перчаточных кукол, позабыв на время недуги и их нерадостные атрибуты – костыли, лангеты, загипсованные руки и ноги, корсеты и повязки. Забывают об этом и в зрительном зале. Ребята-актеры смело импровизируют – не стесняются придумывать движения и реплики в дополнение к тексту, чем вызывают настоящий шквал эмоций от своих ровесников, их радостный смех и овации.

Успокоить расшумевшихся ребят, которые так соскучились по подвижным играм, призвана заключительная часть представления – теневой спектакль о близком по времени церковном празднике. Лица маленьких зрителей становятся задумчивыми: происходящее их трогает. После сказки священник и актеры желают детям здоровья и раздают сладкие подарки и каждому на память дарят белого ангела из бумаги.

Затем они обходят в палатах тех маленьких пациентов, которым нельзя нарушать постельный режим. С каждым из них они сердечно общаются и передают подарок. Перчаточные куклы, оживающие в руках взрослых, особенно способствуют тому, что на лицах болящих мальчишек и девчонок появляются улыбки.

Родители, лежащие вместе с малышами, тоже рады и благодарны – они могут узнать от священника важную для них информацию , что на территории больницы есть храм, поэтому, находясь в отделении, можно побеседовать с батюшкой, помолиться о здравии ребенка, получить святую воду. Сами маленькие пациенты могут принять церковные таинства, не покидая своих палат.

Так что лечение по методу «нашего дорогого Карлсона» вполне можно сочетать с духовным просвещением, целебным для детской души.

Марья Солунь

ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ

ДОСУГОВОЙ СИСТЕМЫ В БОЛЬНИЦЕ.

РОЛЬ НЕКОТОРЫХ ФОРМ ДОСУГА В БОЛЬНИЧНОЙ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ

Надежда Черноморченко, координатор

группы инициативных родителей онкобольных детей,

г. Херсон

В период общегосударственного кризиса в Украине самыми социально незащищенными являются семьи, в которых есть дети-инвалиды, больные раком. Проблемы маленьких пациентов с онкопатологией и их родителей касаются не только врачей, помогающих этой категории малышей и подростков, но и всего общества. Необходимость работы волонтёров и инициативных родителей в области детской онкогематологии доказана и зарубежным, и отечественным опытом.

Тяжёлая болезнь ребёнка, которая может иметь летальный исход, длительное пребывание в больничных стенах, а также трудности в обеспечении полноценного и качественного лечения из-за отсутствия базы доноров в нашей стране и дорогостоящих препаратов в лечебном учреждении расцениваются как травмирующие факторы для детей и их родителей.

Поэтому с первых же дней нахождения в отделении онкогематологии очень важна психологическая реабилитация, которая может существенно улучшить состояние здоровья не только ребёнка, но и его близких, в первую очередь, - матери, осуществляющей уход за своим сыном или дочкой. Сегодня выявлена тесная связь между нейропсихическим состоянием мамы и биоэнергетическим состоянием ребенка. Это еще раз подчёркивает необходимость включения в процесс реабилитации и матери болеющего.

Наиболее эффективно помочь ребёнку и его семье в условиях стационара могут профессионалы: психологи, психотерапевты, реабилитологи, воспитатели, а также священники. К сожалению, в украинских лечебных учреждениях для детей с онкопатологией таких профессионалов пока недостаточно. Поэтому и по ряду других причин, преимущественно личного и личностного характера, задачи эмоциональной поддержки детей и родителей, а также их адаптации к больничным условиям во время курса интенсивной химиотерапии берут на себя добровольцы и объединения инициативных родителей.

В условиях больницы, где по-нескольку месяцев находятся маленькие пациенты, психологическая помощь , которую могут осуществлять подготовленные волонтёры, невозможна без организации досуга. Досуг для тяжело болеющих детей – это то пространство личного времени, которое должно наполняться положительными эмоциями и радостью, служить развитию различных умений и навыков, готовить к возвращению в реальный мир после завершения лечения.

В течение пяти лет моей волонтёрской деятельности в отделении онкогематологии ДОКБ г. Херсона была предпринята попытка создания досуговой системы для детей, проходящих курс лечения в больнице. Накопленный опыт позволяет говорить о том, что совместные развлечения пациентов с онкопатологией: игры, рисование, занятия художественным творчеством, концертные программы и многое другое - действительно способствуют улучшению психофизического состояния, как детей, так и их родителей. На фоне благоприятного эмоционального микроклимата во время совместно проводимого досуга и развлечений легче переносится химиотерапия, дети меньше подвержены нервным срывам и депрессии, успешнее проходит лечение.

КЛОУН В ОТДЕЛЕНИИ

Очень важным и эффективным средством эмоциональной поддержки онкобольных детей являются встречи с клоуном. Непринужденная обстановка во время развлечения, игровая деятельность, шутки, смех помогают организму, ослабленному химиотерапией, быстрее восстанавливаться. А в здоровом теле – здорОво всё: мысли, чувства, эмоции, желания. Европейскими врачами, проводившими наблюдение в онкогематологических клиниках для детей, неоднократно подтверждались факты достаточно быстрого восстановления формулы крови у пациентов после их активного общения с клоунами, фокусниками, ряжеными.

В некоторых европейских странах есть традиция обучать врачей некоторым несложным фокусам и трюкам. Подготовленный доктор-клоун в одежде с элементами клоунского наряда, с красным носом приходит к больным детям прямо в палаты, особенно – ко вновь поступившим в отделение. Дети, впервые попавшие в больничные условия и не ожидающие от процесса лечения и времени, проведённого в стационаре, ничего, кроме неприятностей и скуки, бывают потрясены увиденным: доктор-клоун во время дневного обхода играет с ними, смешит и воодушевляет на борьбу с недугом. Ребёнок перестаёт бояться врача, учится видеть в нём своего союзника и главного помощника. Гораздо позже, во время курса интенсивной терапии, маленькие пациенты начинают осознавать важность работы врачей-клоунов, понимают, какую роль в их больничной жизни занимает врач, надевший такой необычный наряд и начинающий медицинские осмотры с фокусов.

«Дорогой доктор Гарибальди!

Я очень доволен твоей «работой», приносящей радость туда, где её нет или есть, но очень мало: к примеру – в больнице. Ты мне очень помог, когда я был в больнице, в палате: чтобы убить время, я смотрел на капельницу с водой и минеральными солями, которые мне вводили в вену через надоевшую трубку. Я радовался, когда уровень раствора опускался хотя бы на миллилитр. Но с твоим появлением палата наполнялась радостью – разноцветные шары, твой нос цвета красного помидора, время, посвящённое мне, превращали скучные дни в незабываемые моменты. И тогда время улетало в мгновение. Когда приносили обед, я не хотел, чтобы ты уходил, а я опять оставался один смотреть на капельницу, которая, казалось, была на том же уровне.

Спасибо тебе за то, что ты сделал для меня.

В 2000 году мы с моим 9-летним сыном начинали лечение острого лейкоза в детской областной больнице г. Херсона. В то время мы абсолютно ничего не знали о таком явлении, как добровольчество в области детской онкогематологии. Мамы с детишками строили свою больничную жизнь, развлекались, кто как мог. Но уже тогда я обратила внимание на то, что после чтения весёлых повестей Астрид Линдгрен, после безудержного смеха над проделками Пеппи Длинный Чулок и Карлсона самочувствие моего ребёнка улучшалось. А наша лечащий врач, приходившая наутро с обходом, говорила: «Ну, что, молодой человек, Ваши дела сегодня на полкопейки лучше, чем вчера: лейкоциты немного возросли, тромбоциты не упали, а гемоглобин – дело поправимое». Только через два месяца в далёкой Италии, куда нас взял на лечение директор Центра детской онкогематологии, я узнала, что в европейских клиниках ведётся специальная работа с детьми, имеющими злокачественные новообразования. И направлена она на то, чтобы каждый ребёнок изо дня в день получал как можно больше положительных эмоций и радости. Итальянские волонтеры объяснили мне, что «работа с чувствами» маленьких пациентов – неотъемлемая составная противораковой терапии: встречи с клоуном-фокусником, уроки рисования и труда, концерты добровольцев помогают детям достаточно эффективно бороться с болезнью.

В Херсоне нет доктора-клоуна, но два раза в месяц приходит клоун-волонтёр Артём. Он не статист-зазывала из супермаркета, а профессионал своего дела, или «настоящий», как характеризуют его малыши. Во время игровых программ, которые он предлагает детям, царит необычайная радость, активизируются даже «тяжёлые» пациенты и подростки в депрессивных состояниях.

Встречи с клоуном заряжают детей оптимизмом, положительными эмоциями, дарят надежду на выздоровление, закрепляют стремление к выздоровлению и скорейшему возвращению к обычной жизни. Зав. отделением Вера Гавриловна Редькина неоднократно подчёркивала, что организация досуга с клоуном изменяет к лучшему качество жизни пациентов и их родителей в больничных условиях.

РИСОВАНИЕ – ЛУЧШЕЕ ЛЕКАРСТВО ОТ БОЛЬНИЧНОЙ СКУКИ

Одной из самых важных форм досуга для детей с онкологией являются занятия арт-терапией, позволяющие снять стресс и уравновешивающие эмоциональное состояние. В процессе рисования даже не специалисту можно увидеть страхи, которые испытывает ребёнок, т. к. ему легче нарисовать свой страх, чем рассказать о нём. Кроме того, рисование в коллективе друзей по отделению важно и в том плане, что ребёнок на некоторое время как бы возвращается в ту обстановку, в которой он жил до болезни. Всё это вместе с разнообразием впечатлений, связанных с приездами преподавателей художественной школы, помогают детям восстановить душевные силы, истощённые болезнью.

В организации и проведении занятий рисованием нам помогает дирекция художественной школы и дизайн-лицея. Преподаватели привозят в отделение настоящие мольберты, предлагают детям «переоборудовать» холл в класс для занятий, разрешают им самостоятельно подготовить «рабочие места». Мальчики и девочки охотно и с большой радостью откликаются на предложения взрослых: деятельность, предшествующая уроку, вносит оживление в больничную жизнь, отвлекает детей от мыслей о болезни. На занятиях у нас всё, как было когда-то в жизни маленьких пациентов до болезни: настоящий урок, настоящие преподаватели, радость успеха – художники-профессионалы каждому ребёнку на уроке помогают стать успешным.

На этом, первом, этапе рисование для ребёнка является средством, которое способно отвлечь его от тяжёлых размышлений о состоянии своего здоровья, смерти друзей по отделению, неопределённости завтрашнего дня.

Второй этап арт-терапии носит реабилитационный характер и направлен в будущее. После ряда уроков мы проводим конкурс детских работ: из общего количества рисунков отбираются лучшие – на выставку. Членами жюри выступают преподаватели художественной школы и дизайн-лицея во главе с директором, профессором Академии, Заслуженным деятелем искусств Украины. Я не случайно так подробно рассказываю о составе жюри: все конкурсы для наших детей мы стараемся проводить на высоком уровне. Это очень важно для малышей и подростков, проходящих курс лечения в нашем отделении – они начинают понимать, что «всюду жизнь», жизнь даже в больничных стенах, а они сами интересны окружающему миру и людям, никак не связанными с ними узами родства. Это способно поднять боевой дух маленьких страдальцев и вернуть им утраченные с болезнью уверенность в себе и собственных силах. Уровень проводимых конкурсов очень важен и для нас, взрослых: результаты таких мероприятий бывают самыми неожиданными – в детях открываются такие таланты, о которых не подозревали ни родители, ни сам ребёнок. И такие вот результаты-открытия, кроме сиюминутных полезностей и приятностей, могут стать перспективой для будущей жизни ребёнка с онкологией: два пациента нашего отделения, Георгий С. и Екатерина С.., по итогам конкурса рисунков стали учащимися дизайн-лицея, а затем (Георгий С..) – и Академии.

Дети всегда с нетерпением ждут подведения итогов. Этим ожиданием, волнением, надеждами наполняется больничная жизнь пациентов. Однообразие сменяется полнотой бытия ; бессилие и апатия – радостью от того, что болеющие начинают чувствовать себя нужными окружающим, не забытыми в самый трудный для них период.

На выставку мы обычно приглашаем всех детей, кому по показаниям можно покинуть больницу на несколько часов. В городской галерее детского творчества «Синий кот» юных художников ожидает еще несколько приятных и радостных моментов – возможность пообщаться с тележурналистами и корреспондентами газет и награждение.

Этот последний, третий, этап арт-терапии носит элементы социальной адаптации, которая предстоит детям после возвращения из больницы в обычную жизнь. Таким образом, уже во время лечения, в самый неблагоприятный период в судьбе, они начинают постепенное освобождение от последствий психотравмы, связанной с болезнью. Дети приходят к осознанию того, что они ничуть не хуже своих здоровых сверстников; что они очень многое могут, а их творчество не только интересно, но и полезно многим людям. Кроме того, мероприятия такого рода, проводимые в несколько этапов, позволяют страдающим малышам и подросткам постоянно возвращаться к разговорам об ожидаемом событии, мысленно предвосхищать его и, в связи с этим, долгое время удерживать и переживать положительные эмоции.

В итальянской клинике, где мы с сыном проходили лечение, уроки рисования проводятся обязательно и ежедневно. В первой половине дня два штатных преподавателя-профессионала работают с детьми. Один – в игровой комнате с теми, кто может передвигаться, самостоятельно или с помощью взрослых; другой – с послеоперационными и лежачими больными (по желанию ребёнка) или с их родителями. Во время М-протокола, который мы переносили очень тяжело, мой сын постоянно находился в палате, но не переставал жить обычной детской жизнью с маленькими радостями и победами, которые стали для него возможны с учителем художественного творчества.

Позднее детские рисунки развешивались в холле дневного стационара клиники, в манипуляционных кабинетах на специальных стендах. Результаты подобной работы и отношения медперсонала и преподавателей клиники к творчеству пациентов – самые положительные. Ребёнок получает мощный позитивный заряд во время обследований после курса химиотерапии, когда его с порога встречает возглас медицинской сестры в манипуляционной: «Привет, Массимо! Вот твой рисунок висит у меня в кабинете. Очень красивый рисунок. Ты молодец!». Затем она вовлекает ребёнка в обсуждение рисунка и только потом – необходимая медицинская процедура.

У нас в больнице, к сожалению, нет штатного преподавателя художественного творчества. Художники-добровольцы из художественной школы и дизайн-лицея не могут ежедневно заниматься с нашими детьми. Но позитивные изменения в состоянии и поведении пациентов во время рисования, во время подготовки и проведения конкурса рисунков и выставки помогли воспитателям принять решение об организации ежедневных уроков художественного творчества для детей. На занятиях они вместе с мамами обучают детишек тому, что умеют сами: аппликации , поделкам из бумаги и ткани, бисероплетению.

НЕ ПЕРЕСТАЁМ УЧИТЬСЯ ДАЖЕ В БОЛЬНИЦЕ

Большинство детей за длительный период лечения очень отстаёт от школьной программы. Из-за недостатка впечатлений и невозможности получения новых знаний во время пребывания в больнице у них снижается познавательный интерес, появляются пассивность и апатия, изредка наблюдается задержка интеллектуального развития. В европейских клиниках (например, Италия) проблема предупреждения задержки интеллектуального развития онкобольных детей решатся просто: при клиниках существуют школы, в которых получают знания находящиеся на лечении подростки. Так, в Центре детской онкологии и гематологии прямо в отделении функционирует учебный класс, оборудованный компьютерами, школьной доской, географической картой мира и индивидуальными рабочими местами учащихся. В больничный школьный курс обязательно входят математика, итальянский и английский языки , география, история и основы компьютерной грамотности. Последнее очень важно, потому что дети имеют возможность обучаться современным способам получения знаний: с помощью Интернета они могут не только заниматься самообразованием, но и обрести в дальнейшем достойную профессию и работу.

У нас создание школы или постоянно действующего класса при детской областной больнице пока невозможно в силу субъективных причин. Но предупреждать задержку интеллектуального развития детей с онкопатологией необходимо и возможно даже в наших условиях с помощью некоторых форм досуга.

Совсем недавно при поддержке преподавателей и студентов музыкального училища удалось организовать музыкальные утренники для маленьких пациентов, а также их родителей. Наши познавательные утренники направлены на то, чтобы познакомить детей с различными музыкальными инструментами, их звучанием, а также дать возможность уставшим от лечения малышам и подросткам отдохнуть во время концертов и получить эстетическое удовольствие от прослушивания специально подобранной музыки.

Иногда на такие утренники мы приглашаем бывших пациентов отделения, обучающихся в музыкальных школах и училище. Частыми гостями у нас бывают Аня К. и бард Елена Т.

У обеих много лет назад была обнаружена опухоль головного мозга, обе выжили, достигли определённых успехов в жизни. Выступление Елены Т., ослепшей после перенесённого заболевания, но, несмотря на это, ставшей исполнительницей собственных песен под аккомпанемент гитары, является таким ярким примером мужества и силы духа, с которым не сравнится сотня поучительных рассказов.

С декабря 2007 года дирекция одного из районных Центров внеклассной работы нашего города проводит в отделении интеллектуальные вечеринки . Вопросы, предлагаемые пациентам, касаются многих тем из области истории, географии, культуры и современной музыки. В ходе мероприятия актуализируются имеющиеся знания больных детей, а личные успех или неудача, призы и поощрения заставляют пациентов изыскивать новые знания к следующим приездам творческой группы.

Для разнообразия впечатлений и обогащения однообразной жизни детей в больнице мы достаточно часто приглашаем в отделение областной театр кукол. Актёры-кукольники привозят в больницу весёлые и смешные поучительные спектакли. Ребёнок во время представления как бы проживает жизнь героев, радуется вместе с ними, вместе с ними грустит. Депрессивные состояния у детей, связанные с тяжёлым заболеванием и жесточайшей химиотерапией, облегчаются; одновременно облегчается и психо-эмоциональное напряжение матерей, которые страдают вместе со своими малышами. Но мы из просмотра кукольных представлений стараемся извлечь ещё один положительный момент.

После мероприятия все ненадолго остаются в холле или игровой, чтобы обсудить увиденное, проанализировать характеры и поступки героев спектакля. Так наши дети, не имеющие возможности быть активными участниками реальной жизни, оставшейся за больничными стенами, продолжают учиться различать доброе и злое, благородное и низкое в содержании тех форм искусства, которые оказываются возможными при организации досуга в лечебном учреждении.

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ПАЦИЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ЛЕЧЕНИЯ

Досуг детей-инвалидов, получающих лечение в больнице, не ограничивается только теми формами, где ребёнок может быть только зрителем или участником готового мероприятия. Мы стараемся в системе проводить и такие развлечения, в организации и проведении которых малыши и подростки могли бы стать активными сотрудниками взрослых. Чаще всего это мини-спектакли, поздравления друзей по отделению с днём рождения, утренники и небольшие концерты к праздничным датам.

Такие формы досуга позволяют детям самореализоваться в роли актёров, певцов, чтецов, поэтов, ведущих. Творческая деятельность, проводимая в несколько этапов: создание сценария, его утверждение, распределение ролей, репетиции и, наконец, само выступление –

делает детей счастливыми, раскрепощает их, позволяет почувствовать себя успешными. Всё это в дальнейшем может облегчить течение посттравматического периода, когда ребёнку предстоит социальная адаптация в обычной жизни после завершения лечения.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МАТЕРЕЙ

В зарубежных клиниках особое место уделяется работе социальных сотрудников лечебного учреждения и психологов с родителями онкобольных детей, а особенно с теми из них, которые осуществляют уход за ребёнком во время химиотерапии. Обычно к каждой семье прикрепляется социальный работник, который «ведёт» эту семью заболевшего с момента постановки диагноза и далее по необходимости. Уровень психологической поддержки в европейских клиниках очень высок, а сама поддержка имеет самые различные формы проявления.

Ребёнок любого возраста, болеющий раком, требует индивидуального круглосуточного ухода за ним именно родителями. У матери практически нет возможности отвлечься от проблемы, с которой она остаётся один на один в течение 24 часов в сутки, оторванная от привычных дел, образа и ритма жизни. В европейских клиниках мать онкобольного ребёнка имеет возможность оставить дитя на некоторое время в больничном отделении на попечении воспитателя или социального работника. В освободившееся личное время она может навестить знакомых, посидеть за чашечкой чая в кафе с другой мамой или просто прогуляться по городу. Это очень важно: матери, которая также, как и ее ребёнок находится в состоянии стресса, необходимо по-возможности сохранить психо-эмоциональное равновесие, чтобы поддерживать оптимизм и веру в успешный исход борьбы с раком у сына или дочки.

У нас проблема психо-эмоциональной поддержки родителей онкобольных детей пока не решена, также как и не решён вопрос о штатных психологах и социальном работнике в отделении. Поэтому иногда мы проводим праздничные мероприятия только для родителей. Чаще всего развлечения для взрослых организуются к 8 марта и Международному дню матери. Праздничная комплексная программа, направленная на поддержание душевных сил родителей, даёт очень хороший результат. Женщины вспоминают о том, что надо сохранять самообладание и мужество, привлекательный внешний вид и способность не сдаваться обстоятельствам ни при каких условиях.

Мероприятия, которые мы предлагаем мамам болеющих детей, в некотором роде носят инновационный характер, т. к. в больничных учреждениях Украины не практикуются. Три года подряд мы приглашали в отделение мастера женских причесок. Первый раз желание изменить имидж к празднику высказали сами мамы, чьи дети получали лечение в отделении. Мероприятие удалось. Матери, а особенно отцы детишек с онкопатологией, пришедшие в отделение с поздравлениями вечером, остались очень довольны. Теперь уже традиционно в День матери к нам приходит парикмахер-стилист, а в этом году компания Mаry Kаy предложила услуги визажистов и комплекты косметики для женщин в подарок матерям онкобольных детей.

Более подробную информацию о проводимых мероприятиях в онкогематологическом отделении ДОКБ г. Херсона можно посмотреть на сайте Всеукраинской открытой ассоциации волонтерских групп и лиц, работающих с онкобольными детьми, «Жить завтра»: www. donor. – в Новостях по Херсону.

Сценарий для детей. Рассчитан на среднюю группу детского сада, или старшую группу. Зрителями могут быть как родители, так и дети других групп. Данный сценарий не требует большой подготовки и легок в исполнении.

В зале появляется доктор Айболит и медицинская сестра, можно использовать на выходе музыку из мультфильма.

Медсестра:

— Добрый доктор Айболит

Всех согреет, исцелит,

У кого чего болит,

Тот про то и говорит.

(Доктор усаживается за столик, медсестра готовит все к приему пациентов. Первый пациент заходит с перевязанной щекой, у него болит зуб.)

Медсестра:

— Заходите в кабинет,

Сколько вам скажите лет?

— Ой, ой, ой, мне шесть лет.

(Медсестра все записывает в журнал.)

— Расскажите, что болит?

— Ой, спасите Айболит,

У меня так зуб болит,

Что терпеть я не могу,

И от боли закричу.

Ой, ой, ой.

— Чистишь зубы по утрам?

— Иногда.

— Чистишь их по вечерам?

— Никогда.

— Конфеты ешь ты целый день?

— Да, да, да.

— А вот за зубками следить,

Тебе конечно лень!

Открывай скорее рот. Вот!

— Вот твой зубик небольшой,

Диагноз очень точный,

Зубик был молочный!

(Показывает зубик на ниточке, можно нарисовать большой картонный зуб и привязать его на ленточку. Больной радостно подпрыгивает.)

— Ну, спасибо Айболит,

Ничего ведь не болит!

Добрый доктор Айболит,

Всех согреет, исцелит.

(Следующая заходит девочка с плюшевым медведем на руках.)

Медсестра:

— Заходите в кабинет, сколько Мишке будет лет?

— Пару месяцев назад,

Мне его купил мой папа,

Было весело играть,

Только оторвалась лапа.

— Это дело поправимо,

Мишке лапу мы пришьем,

Будет снова он красивый,

Только береги его!

(Айболит пришивает медведю лапу.)

— Добрый доктор Айболит,

Всех зверушек исцелит!

Ах, спасибо вам большое,

Разрешите в этот миг,

Танец с Мишкой подарить.

(Выходят еще четыре или больше девочек. Они исполняют танец с мягкими игрушками, под конец танца в зале появляются пираты. Звучит грозная музыка и пираты окружают доктора с медсестрой.)

— Ха, ха, ха, мы теперь здесь главные!

— Да, да, да, мы пираты славные!

— Будут все теперь болеть,

— Будут сильно нас просить,

Айболита отпустить!

— Айболита не отпустим,

Ведь у нас в карманах пусто!

— Будут все нам дань платить,

За то, что б доктор мог лечить!

(Пираты на радостях устраивают пир, они приносят котел (нарисованный картонный) и повар начинает готовить.)

— Что пиратушкам приготовить?

Может кашу или суп,

Положу в котел приправу,

И нарежу мелко лук.

Кину я в котел картошку,

Сахара насыплю ложку,

Получилась ерунда,

Ну, пусть варится еда!

(Пираты тем временем танцуют с пустыми чашками и ложками. Методично постукивая во время танца то по чашкам, то друг другу по ложкам. В конце танца, все пираты выстраиваются в очередь к повару. Повар раздает кашу и утаскивает котел за дверь. Пираты после такого обеда хватаются за животы и стонут от боли.)

— Добрый доктор Айболит,

Нам скорее помоги....

Все пираты (вместе):

— Добрый доктор Айболит,

Нам скорее помоги...

— Вы должны пообещать,

Никого не обижать.

Все пираты:

— Обещаем!

— Больше никого не грабить,

И со всеми мирно ладить.

Все пираты:

— Обещаем!

— Медсестра, готовьте стол,

Будем делать им укол.

(Медсестра выносит огромный шприц, и ставит ширму. Пираты заходят по очереди за ширму, оттуда раздается громкое «Ой» и с другой стороны выходят приличные мальчики, без пиратских атрибутов.)

Медсестра:

— Добрый доктор Айболит,

Всех согреет, исцелит,

Приходите к нам лечиться,

Есть для этого больница,

Здесь всегда помогут вам.

Мальчики все вместе:

— Слава, слава, докторам!

(Мальчики берут за руки девочек и все дружно встают в хоровод. Все вместе они двигаются по кругу и поют песенку на мотив «В лесу родилась елочка».)

Все вместе:

— И девочки и мальчики,

Все ходят к докторам,

Должны мы быть здоровыми,

И радовать всех мам,

Должны мы быть здоровыми,

И радовать всех мам.

Лечиться не боимся мы,

Здоровье всех важней,

Хотим быстрее вырасти,

Стать крепче и сильней,

Хотим быстрее вырасти,

Стать крепче и сильней.

По этому сегодня мы

Собрались дружно тут,

Сказать спасибо доктору,

За ваш нелегкий труд,

Сказать спасибо доктору,

За ваш нелегкий труд.