«Путешествие по экологической тропе». (подготовительная группа)

«Если хотите научить ребенка логически мыслить – ведите его в природу…»

К.Д. Ушинский

В работе нашего детского сада на протяжении нескольких лет успешно используется методика проведения интегрированных занятий-прогулок по экологической тропе здоровья, разработанная сотрудниками Уральской государственной академии физической культуры города Челябинска, кандидатами педагогических наук С.Б. Шармановой и А.И. Федоровым.

Данная методика направлена: на компенсацию негативного влияния повышенных интеллектуальных нагрузок на ребенка-дошкольника и их сокращение; на сочетание выполнения физических упражнений с формированием первоначальных знаний о природе, воспитанием основ экологической культуры, здорового образа жизни, с развитием игровой и творческой деятельности детей во время прогулок (рекомендации по проведению прилагаются).

Представленное интегрированное занятие-прогулка «Осеннее путешествие» проводилось в первую неделю октября. Занятие проводилось по экологической тропе детского сада. Маршрут экологической тропы остается неизменным в течение всего месяца, чтобы дети могли отмечать происходящие изменения в живой и неживой природе. Занятие проводилось в первой половине дня во время прогулки детей, совместно с воспитателем группы. На занятии присутствовали дети старшей группы (5-6 лет) в количестве 20 человек. Наблюдения проводились воспитателем группы, физкультурно-оздоровительные игры и упражнения – инструктором по ФК. Занятие длилось 40 минут, что вполне допускается данной методикой, так как оно само по себе составляет основную часть прогулки в целом, поскольку налицо сочетание различных видов деятельности, то такая длительность не вызывает переутомления детей.

Занятие проводилось в игровой форме, дети по приглашению Осени, по карте-схеме отправляются на поиски самой хозяйки письма, делая остановки у указанных в письме экологических объектов. В течение всего занятия дети были заинтересованы происходящим, так как использовались игровые методы и приемы, художественное слово, загадки, дыхательные упражнения, пальчиковая и зрительная гимнастики, игры соревновательного характера. На маршруте дети использовали зрительные ориентиры в природе, действовали по словесному указанию. Природные условия нашего образовательного учреждения, разнообразие флоры, экологическая обстановка микрорайона, отсутствие предприятий, загрязняющих атмосферу способствуют оздоровлению организма детей, более качественному выполнению ими упражнений. Сама природа помогает использовать наиболее эффективно климатические условия нашего района. Большую часть года при благоприятных погодных условиях мы имеем возможность проводить УГГ и непосредственно образовательную деятельность на свежем воздухе, тем самым запуская адаптационные механизмы организма ребенка, сохраняя и укрепляя его здоровье.

Содержание подобных занятий включает в себя физические упражнения, подобранные в соответствии с уровнем физической подготовленности детей, сезонные спортивные игры, игры-соревнования («Сбор овощей», «Наряди чучело» – если это осень, «Разноцветные дождики», «Ручеек» – весной и пр.). В «Осеннем путешествии» я использовала разновидности физических упражнений с экологическими названиями: комплекс общеразвивающих упражнений «Листопад» с осенними листьями, подвижные игры по теме занятия«Ветер и осенние листья», «Здравствуй осень». Сюрпризным моментом для детей стали витаминные яблоки, подаренные самой Осенью.

Задачи:

  • совершенствовать навыки продолжительной ходьбы и бега (до 1 минуты), вырабатывая общую выносливость;
  • закреплять навыки бросания и ловли мяча, прыжки на двух ногах с продвижением вперед;
  • упражнять в ходьбе «змейкой» между расставленными предметами;
  • формировать представление о природном явлении листопаде;
  • способствовать развитию эмоционально – ценностного отношения к природе.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Подготовительная часть

Дети выходят на прогулку и видят: на веточке висит, красиво оформленный осенними листьями конверт, адресованный детям этой группы. Дети вместе с воспитателем открывают конверт и читают письмо:

Воспитатель:

Кто придет без красок и без кисти,
Кто перекрасит разом листья?
У избы помоет крышу,
Отведет в берлогу Мишу,
Труд крестьянский завершит,
А потом листвой шуршит?
У нее тихонько спросим,
И ответит тихо… (Осень) »

И.Ф.К. Ребята, посмотрите, а тут еще карта, тут отмечена тропинка, которая приведет нас к самой осени. Ну что же отправляемся в путь. Итак, где у нас 1 остановка?

«Птичья столовая»

Экскурсию по экологической тропе и наблюдения проводит воспитатель группы.

Воспитатель:

Он прилетает каждый год,
Туда, где домик его ждет,
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец)

Между веток новый дом,
Нет двери в доме том,
Только круглое окошко,
Не пролезет даже кошка. (Скворечник)

Дети наблюдают за птичьей столовой, рассказывают о произошедших осенью изменениях. Упоминают перелетных и зимующих птиц.

2 остановка – «Пенек»

Прыжки на двух ногах с продвижением вперед по пенькам.

Воспитатель:

На узкой дорожке – голова да две ножки.
Кто так медленно ползет,
На себе свой дом везет? (Улитка)

Наблюдение за моллюсками (улитки) на пеньке. Наблюдение за насекомыми осенью.

И.Ф.К. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед по пенькам.

3 объект «Сирень». Бег «змейкой»

Воспитатель:

Как пламя, заря угасает, бросая лиловые тени.
Лиловый закат обнимает лиловые грозди сирени.
В них столько мечтательной грусти
И столько покорности скромной,
Что каждый задумчивый кустик
Напомнит ребятам о доме.

И.Ф.К. Бег «змейкой»

4 объект – «Липа»

Ходьба «змейкой» между расставленными в один ряд предметами (кубики).

Воспитатель:

С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед,
А меня все ж обижают –
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)

Липа – широколиственное дерево, высокое с большой кроной. Зацветает в июне, считается самым любимым цветущим деревом идля пчел, потому и мед липовый самый ценный. Он лечит простудные заболевания. А еще из цветков липы заваривают вкусный липовый отвар.

И.Ф.К. Ходьба «змейкой» между расставленными в один ряд предметами (кубики).

Дыхательная гимнастика

Носом вдох и выдох ртом, дышим глубже,
А потом – марш на месте, не спеша.
Как погодка? – Хо-ро-ша! (на выдохе)

5 объект – «Березки»

Ходьба врассыпную между деревьев.

Воспитатель:

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную.
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками. (А. Прокофьев)

– А что же у нас случилось с березками? А на каких еще деревьях листья изменили окраску и облетают?

Разыгрался ветер на лесной поляне –
Закружил осину в красном сарафане.
И листок с березы золотистой пчелкой
Вьется и летает над колючей елкой. (Е. Трутнева)

Ходит Осень, бродит Осень.
Ветер с клена листья сбросил,
Под ногами коврик новый,
Желто-розовый, кленовый. (Е. Авдеенко)

И.Ф.К. Ребята, возьмите себе по 2 красивых кленовых листочка. Давайте встанем вокруг дерева.

  1. Поднимите руки с листочками вверх потянитесь повыше. Пусть дерево посмотрит: какая красота с него слетела. И пусть погрустит. Опустите руки с листочками вниз, голову тоже вниз опустить. (6-8 раз)
  2. Поднимите руки с листочками в стороны. Наклоны в стороны. Пусть дерево пошепчется со своими листочками. Давайте послушаем, о чем они договариваются. Я уже слышу: «Не грусти, дерево, мы хоть и красивые, но старые листья. Мы будем согревать тебя и землю зимой, а весной от нашего тепла появятся молодые листочки, и так бесконечно, как сама жизнь». (6-8 раз)
  3. Наступает листопад, листья кружатся, летят. Дети с листьями в руках, руки в стороны, кружатся на месте и по сигналу «падают листья» – приседают, опуская руки с листьями вниз.

И.Ф.К. Подвижная игра с листьями «Осенний ветерок»

Дети с листьями в руках по сигналу «Ветер» бегают врассыпную по площадке. По сигналу «В кучу» подбегают к педагогу, поднимая руки с листьями в верх, образуя кучу листьев. (Педагог перемещается по площадке).

И.Ф.К. Дыхательное упражнение «Чей листок дальше улетит?»

Дети стоят в одну шеренгу, делают вдох носом и дуют на листочек, лежащий у них на ладони.

На спортивной площадке:

И.Ф.К. Игровые упражнения с мячами.

«Мяч водящему»

Игроки стоят в 2-3 колонны, перед ними на расстоянии 2 – 2,5 метра стоят водящие, они бросают мяч 1 игроку в колонне, тот ловит и бросает обратно, сам убегает и встает в конец колонны.

«У кого меньше мячей»

Дети в две шеренги встают по разным сторонам волейбольной сетки, в руках у каждого мяч среднего размера и по свистку начинают перебрасывать мячи на сторону соперников. В чьей команде по свистку останется меньше мячей, та команда и победит. Мяч можно перебрасывать только через сетку любым удобным способом (от груди, из-за головы, 2 руками снизу).

– Ребята, пока мы играли, мы совсем не заметили, как к нам пришла сама красавица Осень.

Появляется Осень с корзиной яблок. Осень здоровается с детьми, и играют в хороводную игру «Здравствуй, Осень!»
Дети стоят в кругу, Осень в центре круга, дети идут по кругу, приговаривая:

– Здравствуй, Осень!
Здравствуй, Осень!
Хорошо, что ты пришла!
У тебя мы, Осень, спросим:
«Что в подарок принесла?»
– Принесла я вам муки!
Значит, будут пироги!
Принесла вам гречки!
Каша будет в печке!
Ну а яблоки, что мед,
На варенье, на компот!
Принесла вам меду!
Полную колоду!
Принесла вам овощей!
И для супа и для щей!

Дети:

«Ты и яблок, ты и меду,
Ты и хлеба принесла,
А хорошую погоду
Нам в подарок припасла?»

Осень: «Дождику вы рады?»

Дети: «Не хотим, не надо!», – и разбегаются врассыпную, а Осень догоняет и «мочит детей дождиком».

Осень: Я очень рада встрече с вами, но хотела бы проверить, как вы знаете деревья в красивом осеннем уборе, не перепутаете ли вы их.

И.Ф.К. Игра «1, 2, 3 – к своему дереву иди»

– Я считаю до 3 и называю дерево, а вы к нему идете и встаете вокруг него, держась за руки. «1, 2, 3 – к березе иди» (к липе, к елке, к иве).

И.Ф.К. Пальчиковая гимнастика «Мы – листики осенние»

Мы – листики осенние,
На ветках мы сидим (соединяют поочередно с большим пальцем все пальцы)
Дунул ветер – полетели
И на землю тихо сели (круговые движения кистями рук с приседанием вниз) .
Ветер снова набежал
И листочки вновь поднял (встают с волнообразными движениями кистей рук)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели (круговые движения кистей рук, присед).

Осень:

Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый дуб,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом –
Вся земля желта кругом! (И.В. Цветкова)

Осень прощается с детьми, рассказывает, что у нее еще много своих осенних дел и угощает их осенними гостинцами яблоками.

Литература :

  1. Лаптева Г.В. Развивающие прогулки для детей 5-6 лет. Программа для детского сада и не только. – СПБ.: Речь; М.: Сфера, 2011.
  2. Подольская Е.И. Необычные физкультурные занятий для дошкольников / авт.сост. Е.И.Подольская. – Волгоград: Учитель, 2010.
  3. Мищенко Н.Ю. "Портрет осени". Интегрированные занятия-прогулки по экологической тропинке здоровья в естественных условиях природной среды с детьми дошкольного возраста : Учеб.-метод. пос. / Под ред. С.Б.Шармановой. – Челябинск: УралГАФК, 2002. – 180 с.

Название:
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, экология, старшая группа

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ № 1 «Звездочка»
Месторасположение: Кемеровская область, город Берёзовский, улица Кирова 7а

Конспект занятия «Путешествие по экологической тропе»

Программные задачи:

1.Расширить, уточнить, пополнить экологические знания детей, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы и человеком на основе конкретных правил поведения в лесу.

2.Формировать желание отвечать полными, распространёнными предложениями.

3.Прививать любовь и бережное отношение к природе.

Ход занятия: Воспитатель сообщает о том, что нас к себе в гости пригласил старичок-лесовичок.

Воспитатель: — Ребята, а вы знаете как надо вести себя в лес? Сейчас мы это проверим. (д.и. «Угадай правило». Отправляемся. Перед нами три тропинки (с паутиной, с муравейником, с гнездом). Дети выбирают нужную тропинку, обоснуют свой выбор.

— Вот мы и в лесу. Почему нас не встречает старичок — лесовичок? Позовём. Не откликается, наверное, что-то случилось. Посмотрите, я нашла мешочек и записку. «Дорогие ребята, ждал я вас в гости, хотел с вами погулять по лесу, послушать пение птиц. Но в лес пришли браконьеры, посадили меня в мешок, завязали тугими узлами и каждый узел заколдовали. Расколдовать их и освободить меня можно только с помощью добрых дел. Освободите меня, пожалуйста»

— Ребята, а кто такие браконьеры? (ответы детей). Посмотрите, сколько мусора в лесу. Откуда он взялся? Как можно помочь лесу? (п.и. «Раз-два-три, мусор собери»). За доброе дело надо развязать первый узелок. Какой вред природе причинили вредители (разожгли костёр на траве, сломали ветку у дерева). Практические действия детей с объяснением своих поступков(за каждое доброе дело развязывают узелки).

Ребята находят рыбок в ведре без воды, рядом протекают две речки (одна чистая, в другой отбросы с завода). Каждый отпускает в чистую речку по рыбке, объясняя свои действия.

— Присядем на полянку, послушаем пение птиц. Почему птицы не поют? Потому что их поймали и посадили в клетку браконьеры. При помощи загадок расколдовываем птиц.(п.и. «Птицы на кормушках»).

— Молодцы, сколько добрых дел сделали. Послушайте, кто-то пищит. Да это маленькие скворушки, мама ждёт их возле скворечника, поможем долететь? (аппликация «Птицы на дереве»). Развяжем последний узелок.

Появляется старичок-лесовичок, благодарит детей за оказанную помощь. В благодарность раздаёт эмблемки «Береги природу» и приглашает за свой «лесной стол» отведать чай из лесных ягод.

«Путешествие по экологической тропе».

(подготовительная группа)

Задача:

    Расширить знания детей о весенних изменениях в природе; умение определять, что изменилось в растениях и деревьях.

    Закреплять знания о правилах поведения в природе: о лекарственных растениях на экологической тропе; умение ориентироваться на местности, находить растения по стихам, загадкам.

    Воспитывать бережное отношение к природе, проявлять ловкость. Формировать навыки поведения в природе.

Ход занятия.

Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня Старичок-Лесовичок пригласил нас в путешествие по экологической тропе. Давайте вспомним девиз занятия:

« С голубого ручейка.

Начинается река

А занятие – начинается с улыбки».

Ребята, а вы знаете, где живет Лесовичок и почему его так назвали? (Потому что он родился, рос и всю жизнь живет в лесу – следит за порядком).

Лесовик: Здравствуйте ребята! Это я седой старик.

Называюсь лесовик. Я лес сторожу

За порядком слежу.

Словно сказочной книги страница,

Лес открылся, листвою звеня.

Понимаю и зверя и птицу,

И они понимают меня.

Сегодня, ребята, мы будем говорить с вами о растениях, которые растут на нашем участке. Ребята, а вы любите цветы? Деревья? Шелест листьев, журчанье ручейков.

Молодцы, ребята, что ж я вижу вы любите природу. Добро пожаловать ко мне в гости. А ну-ка назовите деревья, которые растут на участке детского сада. (ответы детей).

Воспитатель: Для того, чтобы на участке детского сада было всегда красиво, мы вместе с вами охраняем зеленые насаждения, сажаем цветы. А вот и наш «Зеленый патруль». (Здороваются).

Зеленый патруль : Ваши ребята знают правила поведения на участке детского сада? Давайте повторим их. (Ответы).

Ходить надо только по дорожкам, чтобы не вытоптать растения и цветы.

Если кто-то идет навстречу, надо уступить дорогу, но не надо вставать в грядки.

Если увидишь мусор, надо подобрать его, а лучше не бросать.

Нельзя рвать цветы, ломать ветки.

По пути нашего следования мы видим растут в клумбах цветы. Когда они расцветут будет очень красиво. Ребята, а что было с растениями ранней весной? (ответы детей) И что стало поздней весной? (ответы детей). А окружают нас высокие тополя. Сейчас мы пойдем по объекту наблюдения. Тополь.

Ребята, давайте поздороваемся с тополем. Ой, а это что такое? Письмо. (читаю и дети выполняют задание. Дарят птицу, листочки. Чтение стихотворений).

1. По земле из края в край

Ходит мальчик Помогай

Где народ сажает сад,

Там и он посадит ряд.

Посадили мы деревья

Встали спозаранку

Принесли воду и вот

Наше деревце растет.

2. Травка зеленеет

Солнышко блестит и т.д.

3.Ходит солнышко высоко

Тяжелей летит пчела

Налилась малина соком

падать в травы нагала

Воспитатель: Продолжаем наше путешествие по экологической тропе. Вторым наблюдаемым объектом у нас фитоогород. Почему его так называют? Какие лекарственные травы здесь растут? А от каких заболеваний? (грипп, ОРЗ, ангина, простуда)

Ребята, может кто знает загадки или стихотворение?

    Стоят в лугах сестрички

Золотой глазок

Белые реснички. (ромашка)

2. Только тронь

Отдернешь ладонь

Обжигает трава как огонь. (крапива)

3. Насмешил всех одуванчик

Влез в пушистый сарафанчик

Как юла он завертелся

Сарафанчик разлетелся.

Продолжаем наш путь. Что мы видим слева от нас (фруктовые деревья: вишни, сливы, абрикосы). А справа? (тополиная аллея и кустарники смородины).

Ребята, чтобы попасть на следующий объект, нам надо пробежать змейкой между колесами.

На нашем пути раскидистое чудо-дерево. Ива.

Стихотворение:

У ограды, у аллеи

Плачет ива, плачет ива

Может, ей, кого-то жалко?

Может, ей на солнце жарко?

Может, ветер шаловливый

За косичку дернул иву

Может, ива хочет пить

Может, нам пойти спросить?

Так, а это, что такое? Да это письмо ивушки. (чтение письма, выполнение задания. Получили подарки). Игра: «Хорошо-плохо».

Продолжаем свое путешествие, мы должны пройти по «мостику». (Появляется Лесовичок)

Воспитатель: Что Лесовичок осматриваешь свои владения?

Лесовичок: Да, вот вижу беспорядок в своих владениях, кто-то гнездо разорил, грибы затоптал. Разве можно так делать? (ответы детей)

Игра: «Можно-нельзя».

    Ходить в лесу по тропкам. (Можно)

Ходить где попало по траве. (Нельзя)

    Собирать в лесу грибы. (Можно)

Вырывать их с корнями. (Нельзя)

    Слушать пение птиц. (Можно)

    Наблюдать за муравьями. (Можно)

Разорять муравейники. (Нельзя)

Молодцы, ребята. Все то вы знаете!

Лесовик: Ребята, я хочу пригласить вас к своему любимому дереву в гости. Но, вы должны угадать, что это за дерево. Впереди у нас препятствие, вы должны перепрыгнуть или перелезть через колеса. Что это за дерево? (ответы).

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, вот коробка на дереве. Это, наверно, ты Лесовичок сюрприз нам приготовил? (Открываю коробку). Письмо. Чтение стихотворения «Вишня».

Выполнение заданий: «Давайте напоим вишеньку!».

Лесовик: Слышите, деревья совсем иначе листьями шелестят, настроение у них теперь радостное, праздничное. А как вы думаете интересно быть деревьями? Я сейчас заколдую вас и вы станете деревьями. Поднимите свои ветки -руки и пошевелите листьями- пальцами. Расставьте ноги пошире- это растут корни, они держат вас на земле, дают воду, пищу. Подул ветер, веточки закачались. Да, замечательные деревья выросли у меня на тропе. Даже жалко вас расколдовывать. Но вам опять пора стать маленькими человечками. Чтобы вам было хорошо в моем царстве, надо его беречь, заботиться, охранять.

Воспитатель: Старичок-Лесовичок, а наши ребята любят и уважают природу, знают пословицы.

    Много леса- не губи

Мало леса- береги

Нету леса – посади.

    Что летом родится,

Зимой пригодится.

    Враг природы тот,

Кто леса не бережет.

    Худую траву с поля вон.

Лесовик: Молодцы! Пословиц вы много знаете. А загадки, вы умеете отгадывать? (ответы детей)

    Много рук, а нога одна. (Дерево)

    Растут, зеленеют, упадут желтеют. (Листья)

    Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

    Шли плотнички без топоров

Срубили избу без углов. (Муравейник)

    Спереди шильце. Сзади вильце.

Сам мал. А за морем бывал. (Ласточка)

Лесовик: Ребята, а как вы думаете бывают волшебные деревья? А вот в моих владениях есть сюрприз – волшебное дерево и оно ожидает вас в конце вашего путешествия.

Ребята, как вы думаете, трава живая? А гром?

Игра: «Живое-неживое».

Молодцы, ребята. Очень я вами доволен, вы знаете много пословиц, стихотворений, загадок. Ой, что-то я притомился. Пойду я отдохну, а вы продолжайте свое путешествие и не забудьте про волшебное дерево. До свидания, ребята. (прощаются).

Воспитатель: Лесовичок ушел отдыхать, но, а мы продолжим свой путь. Ребята, вы обратили внимание, что весь наш участок окружают высокие и могучие тополя и кустарники смородины? А это что такое?

Маша Д.: Это сирень. Ее можно узнать сразу, у нее листочки, как сердечки и она вкусно пахнет и красиво цветет.

Стихотворение:

В углу под забором

Из серых досок

Весеннего неба

Светлеет кусок

Откуда там небо?

Ну и дела! А это

Сирень расцвела!

Распустился ландыш в мае

Самый праздник в первый день

Май цветами провожая

Распускается сирень

Вот и заканчивается наша прогулка по экологической тропе, что же больше всего вам интересного запомнилось.

Ребята, а нам Лесовичок говорил про волшебное дерево. Где же оно? Ой, - вот и оно. Сейчас посмотрим.

А, вы заметили, куда мы вышли? (ответы)

Мы вышли туда, откуда начали свое путешествие. На этом наше путешествие по экологической тропе заканчивается. Сейчас мы пойдем на участок и мелом на асфальте будем рисовать, кому что понравилось. (Дерево, цветы, травка).

Анна Куликова
Конспект НОД по экологии «Прогулка по экологической тропе»

Программное содержание : продолжать учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе (сравнивать, анализировать) . Учить делать простейшие умозаключения. Продолжать учить детей различать и называть деревья (лиственные, хвойные, фруктовые) на территории детского сада, лекарственные растения, декоративные цветы. Учить работать с картой.

Закреплять знания о жизни насекомых в осенний период.

Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Формировать навыки поведения в природе.

Задачи :

1. Ознакомить детей с объектами экотропы ;

2. Конкретизировать знания детей о разнообразии мира растений и животных;

3. Показать взаимосвязь в экосистемах экотропы ;

4. Выявить зависимости роста и развития объектов от места их обитания;

5. Воспитывать культуру общения с природой.

Оборудование : картосхема экотропы , значки- названия станций, знаки правила поведения в природе, письмо от мухомора, фишки, пакетики для семян по количеству детей, корзинка с яблоками.

Предварительная работа : занятия на тропе в различные времена года, игры о деревьях и цветах, наблюдения и опыты.

Объекты тропы , задействованные в занятии :

1. «Айболит» ;

2. «Фруктовый сад» ;

3. «Муравейник» ;

4. «Отдыхай –ка!» ;

5. «Цветочная поляна» .

Ход занятия.

1 часть. Собираю детей вокруг себя и задаю вопросы :

Какое сейчас время года?

Д : Осень.

Какая сегодня погода?

В : Деревья на нашем участке оделись в яркую желтую одежду, они готовятся к зиме.

Ребята, посмотрите вокруг, как на нашем участке стало красиво. Вы ничего не замечаете, может что-то еще изменилось?

В : Посмотрите на Синьора –мухомора, у него что-то для нас есть!

Д : Это письмо.

В письме картосхема экологической тропы и задания для детей .

Читаю письмо : «Ребята, я приветствую вас на экологической тропе . Предлагаю вам прогуляться по ней и выполнить мои задания, за каждый правильный ответ получите фишку! Желаю приятно провести время, ваш Синьор –мухомор».

Ну и задал нам задачу мухомор, давайте сначала вспомним правила поведения в природе.

Д : нельзя шуметь, сорить, разрушать гнезда и муравейники, ломать ветки и рвать цветы.

В : Молодцы, все правила помните! А теперь посмотрим на карту, куда же нам идти.

На карте нарисован маршрут, обозначенный стрелочками.

2 часть. Итак, ребята, нам нужно сделать 8 шагов от Синьора –мухомора прямо, там будет первая остановка. Пошли.

Наша первая остановка называется Станция «Айболит» , посмотрим на задание.

«Назовите лекарственные растения, которые вы знаете. Расскажите о них» .

Д : подорожник, ромашка, мята. Эти растения помогают при болезнях.

В : да, ребята вы справились с заданием. Смотрим в карту, сделайте 10 шагов влево от станции.

Шагаем и считаем, пришли.

А это Станция «Фруктовый сад» , что же ждет нас здесь?

«Назовите деревья, которые растут на станции, на территории д/с. Чем похожи, чем отличаются. Есть ли на участке хвойные деревья?»

Д : на станции растут яблоня, груша, слива, абрикос. На участке растут тополь, акация, вишня, вяз. Похожи тем, что у всех у них листья, а отличаются тем, что одни приносят плоды, а другие нет. Нет, хвойных деревьев нет.

В : И с этим заданием справились! Смотрим, куда дальше. Отсчитайте 10 шагов влево от «Фруктового сада» и увидите «Муравейник» .

Пошли. А вот и «Муравейник» . Задание.

«Расскажите о жизни насекомых. Как изменилась их жизнь с приходом осени?».

Д : когда становится холодно, насекомые прячутся под кору, под листья, забиваются в щели. Муравьи закрывают все ходы в муравейнике до весны.

В : Молодцы, правильно ответили. Посмотрим, что еще нам приготовил Синьор –мухомор?

Д : да.

В : Теперь сделайте 3 шага прямо от «Муравейника» И можете присесть отдохнуть.

Шагаем на отдых.

Перед вами Станция «Отдыхай –ка!» . Ребят, мы не просто посидим, и здесь нас ждет задание.

«Ребята, спойте мне песню «Золотая песенка» и расскажите стихи об осени».

В : Споем?

Д : да.

«Золотая песенка» .

1. Щедрая и яркая

Золотая осень

Каждый год подарки нам

В октябре приносит.

Значит, наша песенка

Вовсе не простая,

Значит, наша песенка

Будет золотая.

2. Яблоки янтарные,

Соком налитые,

Дыни ярко –желтые,

Словно золотые.

Значит, наша песенка

Вовсе не простая,

Значит, наша песенка

Будет золотая.

3. Солнышко любуется,

Как дубы и клены

Засыпают улицу

Золотом червонным.

Листья опускаются

Золотою стаей.

Вот и получается

Песня золотая.

1. Дождь на улице идет

Мокрая дорога

Много капель на стекле,

А тепла немного

Как осенние грибы

Зонтики мы носим,

Потому что, на дворе

Наступила осень.

2. Наступила осень

Пожелтел наш сад

Листья на березе золотом горят

Не слыхать веселых песен соловья

Улетели птицы в теплые края.

3. Дождик долго моросит

Моет наши стекла

Грустный у березы вид

Вся она намокла.

В : дети, давайте посмотрим в карту, осталось последнее задание.

Сделайте круг вокруг сказочного дворца, там вас ждут цветы.

Давайте возьмемся за руки и пойдем по тропинке на станцию «Цветочная поляна» . Вот мы и пришли.

«Назовите цветы, какие знаете. Соберите пожалуйста семена цветов, посушите их в группе, а на следующую весну посадите здесь же на «Цветочной поляне» .

Д : бархатцы, астра, сентябрина, жирная травка, петуньи.

Раздаю всем пакетики для сбора семян, показываю, какие семена нужно собирать.

3 часть. В : Ребята, вы справились со всеми заданиями Синьора –мухомора, молодцы!

А теперь давайте вспомним, где мы гуляли, что делали, что видели, что понравилось? Я предлагаю поиграть в игру «К такому дереву беги» . Я буду называть дерево, а вы должны найти это дерево и прибежать к нему. Играем?

Д : да.

В : молодцы, ребята, вы порадовали Синьора –мухомора и за это он вам оставил угощение со Станции «Фруктовый сад» .

Давайте скажем ему спасибо, и попрощаемся с ним.

Д : Спасибо, Синьор –мухомор, досвиданья!

Публикации по теме:

Конспект прогулки по экологической тропе здоровья «Путешествие в весенний лес» (подготовительная группа) Задачи Закреплять, систематизировать представления детей о лесе и его обитателях: птицах, насекомых, диких животных, о растениях. Пробуждать.

Конспект занятия-путешествия по экологической тропе «В гостях у Лесовичка» Муниципальное Дошкольное Образовательное учреждение "Детский сад №4 общеразвивающего вида" г. Ухта Республика Коми Цель: формирование представлений.

Конспект занятия в старшей группе «Экскурсия по экологической тропе» Задачи: закрепить название птиц (синица, ворона, воробей, сорока, дятел); понятие «Лекарственные растения»; названия деревьев, находящихся.

Открытая прогулка «Весеннее путешествие по экологической тропе». Открытая прогулка «Весеннее путешествие по экологической тропе». (подготовительная к школе группа) Программные задачи: ОО «Познавательное.

Занятие по экологии в старшей группе детского сада.На занятии продолжаем учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе (видеть, описывать), за птицами. Воспитываем любовь и бережное отношение к природе, желание и умение оказывать ей помощь. Формируем навыки поведения в природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экология

Занятие «Экологическая тропа»

Программное содержание.

Оборудование.

Методическое проведение.

Воспитатель.

Воспитатель.

Воспитатель.

Дети. Тополя, берёзы.

Воспитатель. Как узнали берёзу?

Дети.

Воспитатель

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках.

Воспитатель.

Дети. Тополя.

Воспитатель.

Какой формы веточки?

Дети. Прямые.

Воспитатель. Какой ствол?

Дети. Толстый.

Воспитатель.

Дети.

Воспитатель.

«Много леса – не губи,

Мало леса – посади».

Воспитатель.

Дети.

Воспитатель . А что вы видите под ёлкой?

Дети. Шишки.

Воспитатель.

Дети. Белку.

Воспитатель. Чем питается белка?

Дети. Орешками.

Воспитатель.

Воспитатель.

Дети. В лесу, в парке.

Воспитатель.

Дети.

Воспитатель.

Дети.

Воспитатель. А какие птицы живут в лесу?

Дети. Скворцы, грачи, совы.

Воспитатель.

Проводится игра «Скворушки».

Воспитатель.

Воспитатель. Давайте повторим их.

Цветок на лугу

На бегу.

Сорвал,

А зачем –

Объяснить не могу.

В стакане

Он день постоял

И завял,

А сколько бы он

На лугу простоял.

  1. Не сбивай грибы.
  2. Не разжигай костёр.

Если в лес пришёл гулять

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь:

Даже очень громко петь,

Испугаются зверюшки

Убегут с лесной опушки,

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай,

Мусор с травки убирать

Зря цветы не надо рвать.

Дети. Бабочки.

Воспитатель.

Дети. Грибы.

Воспитатель. А какие грибы?

Дети. Мухоморы.

Воспитатель.

Воспитатель.

Дети. Лиса.

Воспитатель. Какая она?

Дети. Рыжая, пушистая, хитрая.

Путешествие заканчивается.

Воспитатель.

Воспитатель.

Предварительный просмотр:

Экология

Занятие «Экологическая тропа»

Программное содержание. Продолжать учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе (видеть, описывать), за птицами. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, делание и умение оказывать ей помощь. Формировать навыки поведения в природе.

Оборудование. Декорация весенней природы (деревья, птицы, бабочки). Грамзапись. Игрушки диких животных (белка, заяц, лиса). Пеньки, орешки. Скворечник для игры, шапочки скворушек.

Методическое проведение.

Воспитатель предлагает детям отправиться в весенний лес, посмотреть, что там изменилось с приходом весны.

Воспитатель. Давайте отправимся в лес. Не за грибами и не за ягодами, а за чудесами! Ведь в лесу достаточно сделать несколько шагов – и одно чудо за другим увидит вас. Дети на поезде едут до станции «Лесная». На станции «Лесная» пассажиры выходят и собираются вокруг воспитателя.

Воспитатель. Лес – это большой дом, в нём много жильцов (деревья, травы, цветы, птицы и звери). В лесу надо ходить осторожно, чтобы не раздавить маленьких обитателей. Внимательно вслушиваться и всматриваться, чтобы обнаружить красивое и интересное.

Воспитатель. Посмотрите, дети, какая красивая поляна. Сколько здесь растёт разных деревьев. Кто может назвать, какие деревья здесь растут.

Дети. Тополя, берёзы.

Воспитатель. Как узнали берёзу?

Дети. Ствол белый, листики небольшие, остренькие, с зубчиками, тонкие веточки.

Воспитатель . Послушайте стихотворение «Берёза».

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках.

Обратить внимание детей на то, как ярко выделяются стволы берёз.

Воспитатель. А что это за деревья? Высокие, раскидистые.

Дети. Тополя.

Какой сильный ствол, пышные ветки.

Воспитатель. Такое дерево даёт много кислорода, воздух рядом с ним чище, свежее. В лесу деревья очищают воздух, следовательно, необходимо, чтобы их становилось больше.

Какой формы веточки?

Дети. Прямые.

Воспитатель. Какой ствол?

Дети. Толстый.

Воспитатель. А что вы можете сказать про почки?

Дети. Почки тополя душистые, пахучие.

Воспитатель. Под тополями вся земля усыпана колпачками с почек, они хрустят под ногами, приклеиваются к подошвам.

Напомнить детям о том, что нужно беречь каждый кустик, каждое дерево.

«Много леса – не губи,

Мало леса – посади».

Воспитатель. Отгадайте загадку «Зимой и летом одним цветом». Правильно, это ёлка. А какое дерево наряжают один раз в году?

Дети. Ёлку. Её иголки и зимой не теряют своего цвета.

Воспитатель . А что вы видите под ёлкой?

Дети. Шишки.

Воспитатель. А кого можно увидеть в лесу на деревьях?

Дети. Белку.

Воспитатель. Чем питается белка?

Дети. Орешками.

Дети присаживаются на пенёчки, чтобы отдохнуть и посмотреть на лес.

Воспитатель. Птиц весной увидеть непросто, но их весёлое щебетание и пение хорошо слышны. (Звучит грамзапись «Голоса птиц»).

Воспитатель. Как красиво поют птицы. Мы слышим их голоса, записанные на пластинку. А где можно услышать голоса птиц в природе?

Дети. В лесу, в парке.

Воспитатель. Можно послушать пение птиц и на территории нашего детского сада. Каких птиц мы встречали здесь?

Дети. Воробьёв, ласточек, грачей, голубей.

Воспитатель. Как мы с вами заботимся о птицах?

Дети. Зимой насыпали корм в кормушку: семечки, хлебные крошки, зёрнышки.

Воспитатель. А какие птицы живут в лесу?

Дети. Скворцы, грачи, совы.

Воспитатель. Для того, чтобы пели птицы, взрослые и дети охраняют зелёные насаждения, вешают скворечники.

Проводится игра «Скворушки».

Воспитатель. А вот и наш «Зелёный патруль». (Входят дети из подготовительной группы).

Дети подготовительной группы. Ребята! Вы ничего не нарушили в лесу? А знаете ли вы правила поведения в лесу?

Воспитатель. Давайте повторим их.

1. Не рви в лесу, на лугу цветов.

Чтение стихотворения В. Викторова «Цветок» (читает ребёнок средней группы).

Цветок на лугу

На бегу.

Сорвал,

А зачем –

Объяснить не могу.

В стакане

Он день постоял

И завял,

А сколько бы он

На лугу простоял.

  1. Не ломай, не руби ветки деревьев и кустарников.
  2. Не лови бабочек, шмелей и других насекомых.
  3. Не сбивай грибы.
  4. Не разжигай костёр.

Чтение стихотворения «Лесные правила».

Если в лес пришёл гулять

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь:

Даже очень громко петь,

Испугаются зверюшки

Убегут с лесной опушки,

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай,

Мусор с травки убирать

Зря цветы не надо рвать.

Воспитатель, обращаясь к «Зелёному патрулю»:

– Ребята! Мы будем заботиться о природе, чтобы в нашем детском саду было всегда красиво, чтобы цветы цвели, пели птицы.

Дети выходят на опушку леса. Воспитатель говорит:

– «В лесу высокие деревья, от них тень и прохлада, а здесь на лугу совсем по-другому: ярко светит солнце, растёт много цветов и трав. Давайте подышим прекрасным луговым воздухом. Посмотрите, над цветами кто-то летает. Кто же это?»

Дети. Бабочки.

Воспитатель. Яркие красивые пятна на крылышках бабочки, похожи на глаза, помогают ей отпугивать врагов. А это что за красивая поляна?

Дети. Грибы.

Воспитатель. А какие грибы?

Дети. Мухоморы.

Воспитатель. Правильно, это не6съедобные грибы, но они красивые, привлекательные, их нельзя рвать, дотрагиваться до них тоже нельзя.

Воспитатель предлагает детям притаиться за кустами.

Воспитатель. Что-то рыжее мелькнуло вдали, кто осторожно крадётся?

Дети. Лиса.

Воспитатель. Какая она?

Дети. Рыжая, пушистая, хитрая.

Путешествие заканчивается.

Воспитатель. Ой, ребята, а здесь какой сюрприз? (корзиночка с орешками). Подарок белочке.

Воспитатель. Отправляясь в лес за чудесами, пустым домой никогда не вернешься. Вот сколько интересного мы увидели в лесу.