Второй месяц жизни новорожденного. Развитие ребенка во второй месяц жизни

Что должен уметь ребенок – вопрос, который беспокоит всех родителей. Каждый этап развития ребенка по-своему уникален. В 2 месяца родители уже лучше понимают, чего хочет их малыш. Он проявляет большую активность и интерес к окружающему. Каждый новорожденный развивается индивидуально, не обязательно его сравнивать с другими.

В этом возрасте у младенца происходит:

  1. Активный рост.
  2. Прибавка в весе.
  3. Уменьшение продолжительности сна.
  4. Увеличение активности слюнных желез.
  5. Увеличение вместимости желудка.

В 2 месяца ребенок прибавляет в весе до 800 г. Рост его увеличивается примерно на 4 см. Общая продолжительность дневного и ночного сна обычно составляет 16-18 часов. Днем он может спать 2 раза по 2 часа и 4 раза по полчаса. Если ночью двухмесячный ребенок спит 6-10 часов – это считается нормой.

Сон младенца во многом зависит от того, сколько времени с ним проводит мама и как часто держит его на руках. При нехватке тепла и ласки он не будет чувствовать себя в безопасности, и сон его окажется беспокойным. Он будет часто просыпаться, чтобы проверить, рядом ли мама.

Что должен делать ребенок в 2 месяца – так это питаться молоком мамы в процессе сосания груди. Слюнные железы развиты еще плохо, выделяя малое количество слюны. Сосательные движения становятся активнее, но все равно еще достаточно вялые. В процессе сосания в желудок может попадать воздух, и вызывать срыгивания.

Поэтому после кормления младенца необходимо подержать в вертикальном положении.

Стул в 2 месяца может составлять до 8 раз в сутки, если малыш на грудном вскармливании, если же искусственном, то до 4 раз. Цвет кала становится золотисто-желтый. У младенцев, которые находятся на искусственном вскармливании, он светлее и плотнее, запах резче.

Моторика и движения ребенка

Активность ребенка в двухмесячном возрасте повышается, его подвижность увеличивается. Движения младенца перестают быть резким, теперь они медленные. Продолжается его работа над овладением своего тела. Двухмесячный ребенок уже упирается ножками в твердую поверхность, и держится в таком положении несколько секунд.

Головку по-прежнему необходимо поддерживать.

Младенец учится поднимать и опускать руки, переворачиваться с одного бока на другой. У некоторых двухмесячных детей наблюдается попытка поползти, если они лежат на животе. При этом они выставляют колени вперед по очереди.

Младенцу этого возраста присуще сосание не только в процессе еды. Между кормлениями он может сосать все, что попадает ему в рот: пустышку, свою руку, пеленку или погремушку. Он ощущает, что эти предметы не утоляют голод и настоятельно выплевывает их, начиная кричать.

Движения руками

У двухмесячного малыша наблюдаются некоторые изменения в движениях:

  1. Он начинает сжимать свои пальцы в кулаки и разжимать их.
  2. Если в его руку поместить погремушку, он увлеченно будет следить за ней и рассматривать.
  3. Младенцу в 2 месяца интересно засунуть в рот все, на что он натолкнется. Как правило, родители начинают беспокоиться по этому поводу. Но переживать не следует, ведь таким методом дети познают мир.
  4. Хватать маму за одежду или волосы становится любимым занятием двухмесячного ребенка. А вот то, что ее нужно отпустить, он понять пока не может.
  5. Ему непременно хочется теперь схватить тот предмет, который привлек его внимание. Если интересующий его предмет попал к нему в руки, он будет им трясти и попытается поднести ко рту. Если это будет погремушка, то ему покажется, будто она — продолжение своей руки и начнет сосать. Если же погремушка выпадет из руки, у него это не вызовет никаких эмоций.

На видео можно наблюдать как двигает руками нормально развивающийся младенец 2-х месячного возраста:

В 2 месяца движения рук и ног перестают быть хаотичными. Улучшается координация, исчезает тонус.

Умеет ли ребенок в 2 месяца держать головку

Вместе с улучшением способностей двигать руками, у двухмесячного младенца становятся крепкими мышцы шеи. Он начинает контролировать движения головы. Если его положить на живот, он сможет приподнять ее вверх. Когда же малыша держат вертикально, он способен уже удержать на несколько секунд головку прямо.

Самые развитые младенцы могут даже приподняться на руках, лежа на животе.


Что должен уметь ребенок в 2 месяца — это пытаться удержать голову лежа на животе

Голова по-прежнему больше по сравнению с остальными частями тела и тяжелая, поэтому ее еще нужно поддерживать. Если этого не делать, резкое отклонение головы может повредить шейные позвонки. Если младенец не научился держать голову в 2 месяца, это не повод для переживаний. Все индивидуально.

Развитие слуха

Когда младенцу исполнилось 2 месяца, пора проверить качество его слуха, хлопнув рукой по поверхности, на которой он лежит. Помимо этого можно использовать колокольчик, позвонив им сзади или сбоку, а также погремушку. Младенец будет вертеть головой в поисках источника звука, моргать или хмуриться.

Если с ним начнет говорить мама или папа, он будет прислушиваться, крутить головой и искать, откуда исходят голоса. В любом случае, реакция должна проявиться. Если ее нет, необходимо обратиться к врачу и рассказать ему о проблеме.

Что должен уметь ребенок в 2 месяца относительно слуха, так это:

  • показывать ответную реакцию на звуки;
  • узнавать мамин голос среди остальных;
  • улавливать более тихие шумы;
  • вздрагивать от резких звуков;
  • вертеть головой в поисках источника звука.

Зрение ребенка в 2 месяца

Двухмесячный малыш умеет сосредотачивать свой взгляд на чем-либо уже до половины минуты. Можно раскладывать возле него яркие предметы. Первый цвет, который он различает, это красный. Вследствие этого, первым игрушкам желательно быть красными.В 2 месяца младенец пробует отследить движение предметов.

Для развития этого навыка можно повесить над его кроваткой мобиль.

В этом возрасте младенец узнает лица мамы и папы, а также близких людей. Движения его глаз становятся плавными. Зрительная система уже воспринимает объемность предметов. Для развития зрения необходимо играть с младенцем. Один из вариантов игры является самым популярным.

Это когда передвигают предмет, например, погремушку, из одной стороны в другую. Расстояние от глаз малыша до предмета должно равняться 30 см. Движения нужно совершать медленно, чтобы ребенок успевал следить за перемещением предмета. Его можно также приближать и отдалять.

Интеллектуальное развитие

Во время бодрствования ребенок активно познает мир. У него вызывает интерес все, что попадает в поле его зрения. Он разглядывает предметы, лицо мамы, узнает ее голос, отслеживает передвижение погремушки. Незнакомые звуки заставляют его насторожиться.

Он прислушивается к ним и тренируется устанавливать связь между тем, что увидел и услышал. Сначала он слышит звук и замирает. Так он прислушивается к нему. Потом младенец поворачивает голову, отыскивая то, что издало такой звук. Происходит активное развитие причинно-следственных связей.

Теперь ребенок не случайно гремит погремушкой. Он начинает осознавать, что существует взаимосвязь между движением и звуком. То есть, чтобы погремушка загремела, ее надо потрясти. Мама для младенца самый значимый человек. Он считает, что только она может его успокоить и защитить. На руки к чужим людям пока идет спокойно, а при виде мамы уже улыбается.

Малыш уже осознает, что заплакав, он обратит на себя внимание родителей и его потребности будут удовлетворены.

Поведение ребенка

В 2 месяца младенец уже улыбается. Если взрослый ласково с ним разговаривает, нежно гладит, то реакция в виде улыбки будет обеспечена. Если у ребенка плохое настроение, он начнет кричать и поменяет выражение лица. Когда мама чем-то расстроена и находится не в самом лучшем расположении духа, ребенок может капризничать или грустить.

Необходимо стараться давать ему положительные эмоции.

Формирование гуления

Что должен уметь ребенок в 2 месяца относительно речи, так это заменять протяжные монотонные на разнообразные гласные звуки. Он начинает гулить. Особенно заметно это в тот момент, когда у него позитивное настроение и радостное возбуждение. Услышав сам себя и свои новые звуки, младенец замирает и осознает их.

Ему это еще непривычно слышать от себя. Благодаря такому увлекательному занятию ребенок может спокойно полежать в своей кроватке один. К концу второго месяца младенец присоединяет к гласным звукам некоторые согласные и произносит уже целые слоги.

Он может разговаривать с родителями и отвечать на их предложения гулением.

Эмоции и сознание

Отличительной чертой ребенка в двухмесячном возрасте является комплекс оживления. Это реакция ребенка на человека, которого он знает и любит, например, бабушку, дедушку или родителей. Происходит это примерно так: младенец лежит в кроватке; к нему приближается мама, склоняется над ним и ласково говорит; ребенок в это время реагирует на ее появление хаотичными движениями рук и ног.

Так он радуется появлению родного человека.

Что должен уметь ребенок в 2 месяца – это улыбаться. Улыбка говорит о том, что малыш развивается без нарушений. Таким образом, он устанавливает с взрослыми контакт и реагирует на их речь или действия.

В данном возрасте ребенок осознанно проявляет реакцию на то, что его раздражает. Будь то звуки или неудобная одежда, голод или холод. Степень неудобства влияет на силу крика и его модальность. Обычно младенец во время плача краснеет и делает длительный перерыв в дыхании во время него.

Вес и рост девочки в 2 месяца

Ниже среднего Средний вес Выше среднего
Вес 4,0 – 4,5 кг 4,5 – 5,9 кг 5,9 – 6,5 кг
Рост 53,2 – 55 см 55 – 59,2 см 59,2 – 60,9 см

Физические параметры мальчика в 2 месяца

Ниже среднего Средний вес Выше среднего
Вес 4,4 – 4,9 кг 4,9 – 6,3 кг 6,3 – 7 кг
Рост 54,7 – 56,4 см 56,4 – 60,5 см 60,5 – 62,2 см

Особенности режима дня у ребенка

В режим дня двухмесячного ребенка включается сон, кормление, бодрствование и гигиенические процедуры. В этом возрасте дети обычно спят до 20 часов в сутки , просыпаясь утолить голод. Ночью они могут проснуться два раза, чтобы пососать мамину грудь, а днем 7 или 8. Промежуток между кормлениями днем обычно составляет 2-3 часа.

Все цифры приблизительные, так как все дети индивидуальны.

Иногда двухмесячный ребенок может путать день с ночью. В этом случае необходимо организовать правильный режим дня. Например, вставать и будить ребенка в 6 утра, кормить и умывать. Для отхода к ночному сну также нужно выбрать определенное время и придерживаться его.

Постепенно ребенок привыкнет к новым правилам и его организм перестроится к нужному режиму.

Режим дня двухмесячного младенца на искусственном вскармливании немного отличается от ребенка на естественном вскармливании. Причина тому – длительное усваивание смеси. Поэтому перерыв между кормлениями в этом случае составляет 4 часа.

Занятия для развития ребенка в 2 месяца

В двухмесячном возрасте необходимо организовывать игровую деятельность для ребенка, чтобы развивались следующие качества:

  • моторика;
  • слух;
  • тактильные ощущения;
  • координация движений;
  • зрение.

Для развития моторики, маме следует выучить несколько потешек и рассказывать их малышу, сгибая и разгибая его пальчики или хлопая в его ладоши.

Можно выполнить следующие упражнения:

  1. Мама потягивает пальчики младенца по порядку. Тянуть их следует легко и нежно, не дергая резко.
  2. Двигать пальцы ребенка по кругу сначала в одну сторону, потом в другую.
  3. Двигать по кругу своим большим пальцем по ладони младенца.

Игры с использованием погремушек развивают слух и координацию движений. Взрослый берет в свою руку погремушку и начинает трясти ею, двигая в разные стороны с разной скоростью. Можно напевать песенку одновременно. Развивать тактильную чувствительность следует с помощью исследования различных предметов на ощупь.

Для этого подойдут ткани из вельвета, шерсти, шелка или атласа.

Их нужно положить в ручки малыша, чтобы он их трогал и гладил. Предметы разнообразной фактуры: мягкие или твердые, гладкие или шершавые, ровные или ребристые, а также массаж также помогает развить чувствительность пальцев.

Можно делать и такие упражнения: подуть на живот или спинку, погладить руки и ноги, или другие части тела, называя их при этом. Во время кормления ребенка грудью удобно делать ему массаж. Для этого нужно гладить его ладони и каждый палец.

После этого можно разминать их, сгибать и разгибать и делать ими круговые движения. Для развития зрительного восприятия можно надеть на ребенка яркие носки. Мама же может надеть на свою руку яркую куклу и передвигать ее по сторонам, только плавно, чтобы малыш успевал за ней следить.

Что в 2 месяца умеет недоношенный ребенок

Что должен уметь недоношенный ребенок в 2 месяца – вопрос, который еще больше волнует мам, родивших младенца раньше срока. Такие дети первое время отстают от показателей норм доношенных детей. Они нуждаются в большем внимании. Маме нужно создать благоприятную атмосферу для своего ребенка, окружить нежностью и заботой.

В таких комфортных условиях недоношенный младенец быстро догонит уровень развития малыша-сверстника, появившегося на свет в срок.

К концу второго месяца недоношенный младенец начинает быстро набирать вес и растет в длину. Ему свойственна утомляемость. Он нуждается в усиленном питании. В целом недоношенные дети не остаются недоразвитыми, они вырастают здоровыми и нормальными детьми. Они осваивают те же навыки, только медленнее.

Это объясняется тем, что органы и системы младенца не развиты в полной мере.

Выделяют следующие отклонения от норм у недоношенных детей в 2 месяца:

  • пониженная сила глотательного и хватательного рефлекса;
  • быстрое переохлаждение или перегревание;
  • медленное переваривание пищи;
  • незрелая зрительная система (в основном младенец лежит с закрытыми глазами);
  • физиологическая желтуха;
  • ослабленный иммунитет.

Двухмесячный малыш, как и все груднички, вызывают у родителей волнение и переживание. Не нужно нервничать и бояться. Если что-то заставляет беспокоиться, следует посоветоваться с педиатром и рассказать ему все моменты, вызывающие тревогу.

Главное, что нужно младенцу в двухмесячном возрасте – это забота, ласка и внимание родителей. А также нежные прикосновения, простой массаж и обычное пребывание на руках у любимых родителей. Так он чувствует безопасность и становится спокойнее.

Что должен уметь младенец в 2 месяца – вопрос, который подталкивает мам и пап к изучению норм развития ребенка. Это поможет им комфортнее пережить сложный период младенчества. Дети уникальны и темп развития у каждого свой, поэтому не следует переживать, если чей-то ребенок развивается быстрее.

Оформление статьи: Е.Чайкина

Полезный видео-ролик о том, что должен уметь ребенок в 2 месяца

Сюжет об основных навыках ребенка в 2 месяца:

Во второй месяц младенец вступает с улыбкой, он и раньше улыбался, но непроизвольно, каким-то своим ощущениям. А на четвертой-пятой неделе впервые улыбнулся в ответ на ваши ласковые слова, улыбнулся осознанно, радостно. Эта улыбка - знак понимания, готовности к общению, к диалогу.

Английский психолог Т. Бауэр, взяв под пристальное наблюдение 86 младенцев, обнаружил у них по меньшей мере четыре значения улыбки, адресованная только матери: улыбка типа «Ура! Я справился с этой задачей!», дружеская улыбка, примерно означающая «Я хочу вам понравиться», улыбка облегчения, когда ребенок осознает, что какой-то резкий звук или неожиданное движение не опасны для него.

Еще одно открытие Бауэра: девочки и мальчики улыбаются неодинаково. Мальчик сначала открывает рот вертикально, затем широко распахивает глаза, а у девочки губы сначала медленно изгибаются в уголках, она хлопает ресницами, затем слегка отворачивается, показывая себя в профиль. В общем, похоже на некоторое кокетство.

Так это или не так, вы можете проверить, почаще вызывая улыбку собственного ребенка. И если даже не обнаружите особого разнообразия, все равно будете каждый раз получать огромное удовольствие.

Еще одна характерная особенность второго месяца - интенсивное развитие ориентировочных реакций, тех самых, которые физиологи образно называют реакциями «Что такое?».

Вы уже, конечно, подвесили над кроваткой игрушки, а лучше - пока только один яркий шар. Теперь ребенок все чаще и дольше останавливает на нем свой взгляд. Важно, чтобы игрушка висела над его грудью на высоте 50 см -именно такое расстояние способствует правильной фиксации взора. Внимание малыша стали привлекать движущиеся предметы. Он сосредоточенно следит за погремушкой, которую вы, показав ему, начинаете передвигать вправо-влево. Его крайне интересуют звуки - в этом вы можете убедиться, позвонив колокольчиком то с одной, то с другой стороны кроватки. Он прислушивается к голосам, и резкие, громкие интонации ему явно не нравятся, а от ласковых, нежных он буквально расцветает.

Из всего окружающего его больше привлекает яркое, блестящее, звучащее. Но самый любимый предмет для рассматривания - ваше лицо. Просто удивительно, с каким пристальным вниманием, как серьезно всматривается малыш в наклонившихся над ним маму или папу. Как не согласиться в такие минуты с психологами и нейрофизиологами, утверждающими, что новорожденный ребенок уже обладает интеллектом и что возможности умственного развития детей первых месяцев жизни гораздо шире, чем мы представляем!

Тот же Бауэр, например, считает, что для ребенка общение со взрослым по своей занимательности равно разгадыванию головоломки: мы стараемся понять его, а он - нас...

Второй месяц ознаменован и нарастающими темпами физического развития.

Если за первые четыре недели масса тела ребенка увеличилась примерно на 600 г, то теперь предстоит набрать уже 800, подрасти еще на три сантиметра (а всего с момента рождения на шесть). Возрастает и активность - малыш больше двигает ручками и ножками, начинает держать головку в вертикальном положении, приподымает ее, лежа на животе.

Все это требует увеличения энергетических ресурсов - надо добывать у мамы побольше молока, граммов по 120-140 за раз, а за шесть кормлений - около 800!

Природой это предусмотрено - на втором месяце, по мере роста потребностей ребенка, увеличивается и лактация (выработка молока). Но что-то может в этом механизме не сработать и тогда молока начинает не хватать.

Как мы уже говорили, все еще поправимо. Опытные специалисты советуют в таких случаях прежде всего пересмотреть собственный рацион. Лактация требует повышенного количества белков (см. главы «Грудное вскармливание», «Питание кормящей матери»).

Наконец, еще одно средство, для нас новое, а, по существу, очень древнее, биологически обоснованное: максимальный телесный контакт мамы и ребенка при кормлении, не через одежду, а именно кожей.

Метод кормления «кожа к коже»

Перед кормлением ребенка раздевают, оставляя только подгузник и прикрывая пеленкой спину. Мама тоже раздевается до пояса. Обмен теплом, раздражение определенных кожных рецепторов, эмоциональное воздействие увеличивают приток молока.

Энергично сосущий ребенок обеспечивает себе и следующее кормление, потому что сам акт сосания и полное опорожнение молочной железы рефлекторно способствуют дальнейшей выработке молока. Все, что осталось, надо сцедить буквально до последней капли, а потом минут на 5-10 подставить грудь под горячий душ.

Испокон веков известно, что от волнений, неприятностей у женщины может пропасть молоко. И даже лишь тревога по поводу того, что ребенку не хватает молока, тоже усугубляет ситуацию. Поэтому при лечении гипогалактии (недостаточной выработки молока) в последнее время широко применяют психотерапию. Лучшим психотерапевтом для женщины может стать собственный муж. Помните, мужья: счастлива и спокойна мать - сыт ребенок!

По классической старой схеме вскармливания, со второго месяца жизни в рацион ребенка вводят фруктовые и овощные соки, начиная с нескольких капель и доведя к концу второго месяца до 5-6 чайных ложек в день.

Все-таки введение соков составляет дополнительную нагрузку на органы пищеварения, а они и без того функционируют в напряженном режиме. Так что, если у малыша неустойчивый стул или вы замечаете у него проявления диатеза, с введением соков лучше немного повременить. Тем более что при грудном вскармливании - именно при грудном! - необходимости в них пока нет.

Массаж и гимнастика для ребенка

Когда налаживается режим кормления, в колею входит и вся жизнь ребенка. Теперь у него есть более или менее постоянные часы сна и бодрствования, два-три раза в день эн гуляет - сначала по 20-30 минут, а к концу месяца уже то часу-полтора и даже больше (если температура не ниже -10-12°С и нет сильного ветра). В одно и то же время - перед вечерним кормлением - его купают. Пришла пора выделить 6-8 минут для массажа и первой легкой гимнастики. Лучше это делать в первой половине дня и, главное, - не перед сном и не сразу после кормления.

О пользе массажа догадывались еще наши прабабушки, хотя они, может быть, и не знали этого слова. Вспомните народные потешки, присловья, которыми сопровождалось перепеленание, все эти «Потягушечки-потянушечки, на ножки растушечки, на ручки хватушечки» или бессмертную «Сороку-ворону» с поглаживанием ладошки и разминанием каждого пальчика. При тогдашнем тугом пеленании ребенку без этого было просто не обойтись, но и сегодняшний младенец, получивший гораздо больше свободы, нуждается, чтобы его активность стимулировали.

Массаж и гимнастика сочетают в себе еще и воздушную ванну, то есть закаливающую процедуру, и контакт «кожа к коже». И, что не менее важно, восемь минут массажа - это минуты эмоционального общения и радости. Методика проведения гимнастики и массажа приведена в последующих главах.

«Живот болит!» «Хочу к вам!»

За день, а вернее, за сутки, много раз изменится настроение, самочувствие, выражение лица ребенка. Был спокойный, умиротворенный и вдруг морщится, хнычет, снова улыбается, а вот разразился таким плачем, что просто жалко смотреть: весь побагровел, напрягся, сжимает кулачки, беспокойно шевелит ножками... Так обычно бывает при кишечных коликах, столь частых у детей в первые месяцы жизни. «Живот болит! Сделайте что-нибудь!» - говорит он этим плачем.

Что же можно сделать, если у ребенка болит живот? Взять его на руки вертикально, прижать к себе, походить с ним, слегка похлопывая по спине. Прогладить горячим утюгом сложенную в несколько раз фланелевую пеленку и теплую (не горячую!) приложить к животу. Легко помассировать живот по часовой стрелке.

Все это - домашние средства первой помощи. А чтобы кишечные колики становились реже, можно прибегнуть к некоторым безобидным медикаментам. Например, хорошо поглощает газы активированный уголь. Его дают три раза в день по половине таблетки, растолченной и смешанной с водой.

Есть специальный детский чай с фенхелем. Малыши пьют его охотно, и действует он хорошо, уменьшая спазмы кишечника и облегчая отхождение газов.

Прибегая к любому из перечисленных средств, надо еще и проследить, не совпадают ли особо упорные приступы колик с погрешностями маминой диеты. Ребенок может расплачиваться болью в животе за то, что мама ест слишком много сладкого, овощей с грубой клетчаткой, винограда или выпивает более пол-литра молока в день.

«Часы плача» наступают обычно к вечеру. Малыш плачет, когда устал, если хочет, но не может уснуть; плачем он сообщает недогадливым взрослым о каком-то дискомфорте, плачем взывает: «Хочу к вам!» Побыть на руках у мамы или папы, согреться их теплом - не каприз, а потребность ребенка, и часто единственная возможность успокоиться.

Дети, нервная система которых пострадала во внутриутробном периоде или в родах, более чувствительны к любым неприятным ощущениям, они плачут больше, причем у них при этом дрожит подбородок, дрожат ручки. Нередко это сочетается с так называемым симптомом Грефе - при резком звуке, внезапно вспыхнувшем свете глаза у ребенка раскрываются так широко, что над радужкой становится видна белая полоска глазного яблока.

Еще некоторые симптомы, доступные материнскому глазу: ребенок очень часто срыгивает, мало спит. Стремится запрокидывать голову, так что затылок касается спины. Мышцы его постоянно напряжены - трудно разогнуть ручку или ножку. Подвижность рук, ног неодинакова - левая рука, допустим, явно менее подвижна, чем правая, или наоборот.

Консультация невропатолога в первые месяцы жизни очень желательна для любого ребенка, а такому она просто необходима. И - срочно!

В комплекс лечения неврологических расстройств обычно включают массаж.

Того, который делает мама, в этих случаях совершенно недостаточно. Лечебный массаж - дело тонкое, сеансы его длятся по 30-40 минут и больше, проводить их должен только специалист.

Назначения невропатолога надо выполнять очень точно. И пусть лечение не покажется вам излишним, если даже, на ваш взгляд, ребенок уже вполне здоров. Дело в том, что ранние поражения центральной нервной системы, пусть и минимальные, способны, внешне угаснув на время, всплывать затем вновь и вновь, в разные возрастные периоды проявляясь по-разному: у дошкольника - повышенной моторной возбудимостью, капризностью, заиканием, у школьника - рассеянностью, неумением сосредоточиться, дефектами почерка и даже у взрослого человека - трудными чертами характера. Так что лечение в первые месяцы - защита на всю жизнь!

Что должен уметь ребенок к концу второго месяца жизни

К концу 2 месяца жизни малыш:

  • Длительно смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет и длительно следит за движущимся предметом. Способен задерживать взгляд в течение 15-30 секунд.
    Взгляд малыша устойчив, он сосредоточенно смотрит! Все, что он видит, удивляет его. Удивление - это начало познания, начало любознательности. Малыш начинает воспринимать мир, выделяя отдельные предметы, большое и малое, приятное и неприятное. Он улыбается!
  • Возникает "реакция оживления”. Это реакция на общение со взрослыми, когда малыш вместе с улыбкой, оживленно двигает ножками и ручками!
  • Удерживает головку.Некоторые малыши способны уже зрительно сосредотачиваться в вертикальном положении, поворачивать головку вслед за предметом и следить за ним взглядом на расстоянии до полутора метров, прислушиваться к звуку, пристально смотреть на источник света.
  • Предпочитает находиться на руках у взрослого.
    Для полноценного психического развития малыша очень важно брать его на руки! Именно такое положение дает ему возможность видеть и слышать, что способствует умственному развитию. В положении на руках малыш удовлетворяет ориентировочный рефлекс.
  • Спонтанно произносит отдельные звуки, например, "кхе”, "ах” и пр.
    На втором месяце жизни в криках и плаче ребенка можно уже четко распознать отличия его требований. Голод и боль вызывают резкий крик, а уставший малыш издает "жалобное” ворчание…
  • Протяжное "агу”, покачивание головкой, веселые глазки, вытянутые губки – все это означает удовольствие!

Разговаривайте с малышом с самых первых дней его жизни! Рассказывайте ему обо всем, что вас волнует, или чему вы радуетесь, говорите легко и просто, нежно… Не бойтесь жестикулировать и выражать мимику, все это будет способствовать развитию речи вашего малыша. Говорите правильным языком. Исследования показали, что речь детей, с которыми рано разговаривали не детским языком, развивалась значительно быстрее… Помните: развитие речи и интеллекта взаимосвязаны!

Абсолютно все родители, так или иначе, обеспокоены здоровьем и ростом своих детей. Конечно, все детки развиваются индивидуально, но есть общие, всем известные закономерности. Как только малыш привыкнет к незнакомой ему среде существования, происходит стремительный процесс развития нервной системы и его тела.

Не изумляйтесь тому, что уже в двухмесячном возрасте малыш будет демонстрировать большой прогресс во всех областях развития. Непосредственно этот возраст мы и обсудим, чтобы дать возможность родителям оценить первые, но немаловажные достижения своего ребенка.

Держим голову. В двухмесячном возрасте малыш уже очень смело и хорошо умеет держать голову. Взяв ребенка на руки, вы даете ему возможность рассматривать мир вокруг, благодаря чему ребенок учится поворачивать голову влево и вправо.

Реакция на звук. В совокупности с предшествующим умением у ребенка развивается реакция на звуковые раздражители. Малыш, слыша звук, поворачивает голову в том направлении, где находится источник. А если он услышал голоса близких ему людей, ребенок проявляет даже такую эмоциональную реакцию, как улыбка.

Начинаем улыбаться. Как уже упоминалось ранее, улыбка — наиболее выразительный эмоциональный рефлекс малыша на звук голоса, особенно близких ему людей. Ее развитие начинается именно во втором месяце жизни ребенка. Впервые малыш начинает улыбаться во сне. А в два месяца он улыбкой показывает свой восторг от появления близкого ему человека. Слыша мамин голос, ребенок улыбается, так как вблизи с ней он ощущает себя в безопасности в этом незнакомом ему мире.

Интонация и мимика. Спектр эмоциональных реакций в два месяца становится значительно больше и уже не ограничивается только улыбкой. У ребенка формируется интонация и мимика. Он может жалобно плакать, потому что мог испугаться или проявлять недовольство какой-либо ситуацией и при этом возмущенно плакать. Проводя все время с крохой, родители быстро распознают настрой малыша и его эмоциональное состояние.

Развивается зрение. Значительные продвижения отмечаются в развитии органа зрения. В два месяца он уже способен сосредоточить свой взор на неподвижном предмете. Немного позже малыш будет следить взглядом за предметом, а сейчас он может длительное время рассматривать игрушку, подвешенную над кроватью. Больше всего он любит рассматривать мамино лицо, но так как для вас будет сложно долго склоняться над его кроваткой, предпочтительнее будет подвесная игрушка. Хорошей альтернативой для двухмесячного ребенка будет пестрый шарик, размером приблизительно с человеческое лицо. Непростые фигуры и небольшие детали игрушек в этом возрасте абсолютно не нужны.

Первые звуки. В двухмесячном возрасте появляются первые предпосылки, говорящие о развитии речи. Ребенок не только плачет, тем самым выражая свои эмоции, но и говорит свои первые звуки. Это звучащие время от времени короткие гласные. Для ребенка воспроизведенные звуки это что-то новое и необычное, поэтому традиционно он утихает и начинает прислушиваться к ним. Через какое-то время, они будут длиннее, а говорить малыш их станет намного больше.

Координация движений. В два месяца у малыша улучшается координация движений. Присущее новорожденным детям, избыточное напряжение определенной группы мышц — гипертонус, проходит к началу второго месяца, и малыш уже умеет, и делает произвольные движения ножками, и ручками. Больше того, начинает зарождаться координация зрения и дотягивания. В наглядном примере это выглядит так, когда малыш пытается дотянуться к игрушке, находящейся перед ним. Для зрелого человека это отнюдь не составит труда, но для двухмесячного малыша это серьезная задача. Только вдумайтесь, он должен с помощью глазомера установить дальность до предмета, затем протянуть ручку в необходимое место, отмерив длину! Два месяца — непосредственно тот возраст, когда ваш ребенок делает свои первые попытки это преодолеть.

Изучаем себя и предметы. Родители могут замечать, когда малыш лежит на спинке и начинает рассматривать свои ноги и руки. Обычно ноги выпрямляет, а руки подпирает к телу и двигает кулачками. Попробуйте дать ему в руку погремушку и увидите, как он крепко ее схватит, и будет изучать. В два месяца дети уже пробуют новые вещи на зуб. Звуки, издаваемые погремушкой, заставляют малыша прислушиваться и тогда он понимает, чтобы она издавала звуки, он должен играть с ней своей рукой. Когда погремушка начинает издавать звук, малыш вслушивается и начинает осознавать, что она звучит, потому что он играет с ней своей ручкой.

Приподнимаем голову. В двухмесячном возрасте ребенок, лежа на животике, способен приподнимать голову и небольшой промежуток времени держать ее благодаря окрепшим мышцам шейного позвонка и спины. А многие детки могут отрывать от горизонтальной поверхности ручки и ножки, делать движения, похожие на плавание.

Плаваем под водой. К слову, в двухмесячном возрасте ребенок может проплыть под водой пару метров. Этот навык в совокупности с рефлексом задержки дыхания — основа грудничкового плавания.

Для малыша определенный порядок действий, происходящий каждый день, уже как привычка, именно поэтому родителям необходимо заняться структурированием распорядка дня. Вам хватит всего лишь недели, чтобы ребенок привык засыпать на ночь, а просыпаться утром в определенное время. В двухмесячном возрасте ваш малыш легко различает день и ночь, не упускайте случая зафиксировать этот навык. А уже затем можно заняться и формированием режима дня.

Те, кто недавно стал родителями, всегда пребывают в тревогах о здоровье своего малыша. Несмотря на особенный темп развития каждого ребенка, этот процесс всё же подчинен общим, давно выявленным закономерностям. После того, как у крохи пройдет период адаптации к новому способу существования, его тело и психика начинают активно совершенствоваться, изменяясь практически ежедневно.

В два месяца ребенок уже демонстрирует такой прогресс во всех сферах, что этому невозможно не удивляться. Именно об этом возрасте мы и поговорим сегодня. Эта статья поможет родителям понять, что должен уметь ребенок в 2 месяца, и оценить первые успехи своего малютки.

Навыки и умения ребенка на втором месяце жизни

  1. В 2 месяца малыш хорошо и уверенно держит голову. Находясь в на руках у взрослого, он видит мир в новом ракурсе, что, конечно, вызывает огромный интерес, поэтому ребенок умеет поворачивать голову вправо и влево, рассматривая все вокруг.
  2. В комплексе с предыдущим навыком у ребенка появляется так называемая реакция «что такое?». В 2 месяца это реакция именно за звуковой раздражитель: когда малыш слышит звук, он поворачивает головку в сторону его источника. Особенно явно ребенок реагирует на голоса близких людей, и на них он выдает еще одну реакцию, на сей раз эмоциональную. Речь идет об улыбке (подробнее — в следующем пункте).
  3. Со второго месяца начинает развиваться эмоциональная сфера. Одна из самых ярких эмоциональных реакций малыша – улыбка в ответ на голос или появление близкого человека. Первые улыбки детей обычно непроизвольны и происходят во сне. В отличие от них, улыбка двухмесячного малыша уже определенно выражает его радость от близости с взрослым. Малышу достаточно услышать мамин голос, чтобы радостно улыбнуться, ведь мама – островок стабильности и безопасности в пока еще непонятном мире.
  4. Выражать свои эмоции ребенок в два месяца умеет уже не только с помощью улыбки. Диапазон его эмоциональных реакций становится все больше: развивается мимика, интонации. В этом возрасте даже плакать ребенок может с разным выражением, в зависимости от причины. Это может быть возмущенный, призывающий, жалобный плач. Родители и те, кто проводит много времени с крохой, быстро научаются определять эмоции и настроение ребенка.
  5. Большие сдвиги наблюдаются в развитии зрения. Двухмесячный карапуз уже умеет фокусировать взгляд на неподвижном предмете. Следить за предметом взглядом он научится чуть позже, а в 2 месяца он готов подолгу разглядывать подвешенную над кроваткой игрушку. Кстати, самый лучший объект для рассматривания – мамино лицо, но поскольку для мамы вряд ли возможно подолгу стоять, склонившись над кроваткой, выберите подвесную игрушку. Удачный вариант для ребенка 2 месяцев – яркий шар, размером примерно с человеческое лицо. Сложные формы и мелкие детали игрушки в этом возрасте совсем ник чему.
  6. В возрасте 2-х месяцев можно уже говорить о наличии предпосылок для развития речи. Кроме плача малыш начинает произносить первые звуки. Это короткие гласные, которые звучат время от времени. Сам ребенок обычно очень удивляется воспроизведенным звукам, замирает и прислушивается. Со временем звуки станут длиннее, и произноситься будут все чаще и чаще.
  7. К двум месяцам у ребенка улучшается координация движений. Мышечный гипертонус, характерный для новорожденных, при отсутствии неврологических патологий проходит к окончанию первого месяца, а в 2 месяца ребенок умеет уже совершать произвольные движения ручками и ножками. Более того, зарождается называемое научным языком зрительно-направленное доставание. Внешне это можно наблюдать как попытки дотянуться до игрушки, которая находится перед малышом. Каким бы простым не казался этот процесс взрослым, для ребенка эта задача ещё трудна. Малышу нужно с помощью глазомера определить расстояние до предмета, протянуть руку в нужную сторону и на нужную длину. Попытки проделать все это появляются как раз в 2 месяца.
  8. Лежа на спине, малыш активно изучает свои ручки и ножки, которые частенько попадают в поле зрения. Если вложить ребенку в ручку погремушку – он крепко ухватит ее и тоже будет рассматривать. Многие детки в 2 месяца уже пытаются попробовать новый предмет на зуб. Если погремушка издает какой-то звук – малыш прислушивается и научается связывать движения собственных ручек и звук, то есть он начинает понимать, что погремушка бренчит потому, что он трясет ее свое ручкой.
  9. Окрепшие мышцы спинки и шеи позволяют двухмесячному ребенку приподнимать головку и некоторое время удерживать ее, лежа на животе. Зачастую ребенок вообще отрывает все конечности от горизонтальной поверхности и совершает ручками и ножками движения, напоминающие плавание.
  10. Кстати о плавании. В 2 месяца ребенок действительно способен проплыть несколько метров под водой. Его «плавательные» навыки и еще присутствующий рефлекс задержки дыхания как раз и лежат в основе грудничкового плавания. Если вы являетесь сторонником такого вида физнагрузки, или если имеются какие-то показания для водных занятий, два месяца – самое время начать.
  11. Малыш уже привыкает к стандартной череде действий, которые происходят в течение дня, поэтому можно озадачиться формированием режима дня. Порядка недели достаточно для того, чтобы ребенок научился засыпать на ночь и пробуждаться утром в одно и то же время. В 2 месяца ребенок уже способен отличать день от ночи, и это умение нужно закрепить. Чуть позже можно будет выстроить и дневной режим. Подробно о режиме дня: .

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Теперь мы видим, какой большой шаг в развитии сделал малыш. Когда находишься с ребенком ежедневно, бывает сложно заметить появление новых навыков, поэтому родители порой не могут четко увидеть, что умеет ребенок в 2 месяца. Опираясь на этот перечень, каждый сможет оценить развитие своего малыша и помочь ему в освоении новых навыков.

С развитием органов чувств у двухмесячного ребёнка появляется больше возможностей для познания окружающего мира. Он начинает лучше видеть, различает очертания предметов. С развитием слуха ребёнок в два месяца активнее реагирует на посторонние звуки и голоса родных, отличает их от других людей.

Чувствуя запах молока, младенец будет знать, что рядом мама. И будет глазами искать её. А когда найдёт, улыбнётся, будет ждать ответной реакции самого близкого человека.

За 2 месяца жизни, будь то мальчик или девочка, дети впитывают и перерабатывают огромный объём информации, которая формирует у них новые способности и умения. Постоянно находясь рядом с малышом, родители не всегда чётко замечают, какого колоссального прогресса в развитии достиг грудничок в 2 месяца.

Что должен уметь ребёнок в 2 месяца? Перечень основных его навыков будет полезно знать не только участковому педиатру, но и каждому родителю.

Что умеет ребёнок в 2 месяца?

Дополнительно узнайте, каковы его основные достижения в этом возрасте, из статьи врача-педиатра.

Навыки ребёнка в 2 месяца включают в себя:

  • освоение контроля над движениями, как общими, так и над мелкой моторикой;
  • более быстрые и длительные по времени зрительные и звуковые реакции;
  • увеличение времени концентрации внимания;
  • дальнейшее развитие речи;
  • прогресс в эмоциональной сфере.

Движение

Малыш ещё в процессе становления контроля над мышцами своего тела. И начинается всё с удержания головки. По сравнению с остальным телом она довольно большая, и для её удержания мышцам шеи необходимо хорошенько окрепнуть. В конце первого месяца младенец только начинает овладевать этим навыком.

Что же делает двухмесячный ребёнок? Если положить его на твердую ровную поверхность типа стола, малыш, немного опираясь на ручки, будет невысоко приподнимать голову. То, что он выдерживает в этом положении не менее пяти секунд, является отличным признаком. Некоторые в этом возрасте способны удерживаться до 40 секунд.

Конечности младенца уже не согнуты во всех суставах и не приведены к туловищу, как это наблюдается у новорождённого. Расслабление мышц и выход из этой позы начинается уже через месяц после рождения. После двух месяцев ноги и руки малыша должны уже полностью выпрямиться.

Чтобы мышцы ребёнка крепли, как раз с этого возраста полезно начинать укрепляющие занятия. Можно использовать фитбол или заняться грудничковым плаваньем.

На третьем месяце жизни начинает проявлять себя мелкая моторика верхних конечностей.

Согласно детской психологии развития, центр мелкой моторики в головном мозге тесно связан с центром речи. Активное развитие одного стимулирует развитие второго.

Ребёнок временами интересуется своим ручками, сжимает и разжимает ладошки. Если поднести поближе погремушку, попытается её захватить.

Если в качестве развивающей игрушки дать малышу погремушку с тонкой ручкой, ребёнку будет легче её захватить.

Зрение

Развитие ребёнка в 2 месяца позволяет ему фиксировать зрительное внимание на довольно длительное время. Если месячный малыш способен видеть игрушку или лицо мамы и концентрироваться на несколько секунд, то ребёнок второго месяца жизни смотрит до полуминуты.

За яркой погремушкой или иным движущимся предметом грудничок непрерывно следит 10 — 15 секунд. Причем двигать безделушку можно и горизонтально, и вертикально.

Глазодвигательным мышцам уже вполне по силам контролировать движения глаз по этим направлениям.

Мышцы шеи, которые к этому моменту уже достаточно развиты, позволяют ребёнку поворачивать голову в разные стороны.

Из всех цветов самый первый, различаемый детьми, это красный. Поэтому это самый рекомендуемый цвет для первых игрушек.

Если ребёнку уже исполнилось 2 месяца, но он не хочет обращать внимание или хоть немного следить за красочными предметами, обратитесь к врачу.

В этом возрасте ребёнку будет весьма интересно рассматривать яркие игрушки несложной формы, подвешенные над кроваткой. Наилучший вариант – медленно двигающиеся разноцветные шары.

Слух

При возникновении длительного звука ребёнок поворачивает голову к его источнику и способен слушать его в течение 10 — 15 секунд. Если с малышом заговорит мама или папа, прислушивается, с какой стороны исходит голос. Крутит головкой, ища источник. Когда находит, какое-то время внимательно слушает и смотрит.

В этом возрасте врач-невролог проверяет слух малыша с помощью хлопка ладонью по столу, на котором лежит ребёнок. Если слуховые реакции в норме, малыш моргнет в ответ.

Улыбаться малыш начинает ещё к концу первого месяца жизни. Сейчас его ответная улыбка возникает чаще. Взрослому достаточно пару раз ласково обратиться к младенцу, и его положительная реакция не заставит себя ждать.

Своё плохое расположение духа ребёнок может демонстрировать, меняя мимику и интонации обращённого крика. Внимательные родители обязательно заметят эти оттенки, зависящие от причины недовольства.

В это время появляется интерес к другим маленьким деткам. Если малыша третьего месяца жизни положить рядышком с другим ребёнком, то, повернув голову, он будет рассматривать его секунд 30.

Речь

Основное общение происходит пока что криком.

На втором месяце проходит подготовительный этап развития активной речи. Монотонное «уа» местами заменяется каким-то бульканьем – подобием гласных звуков. Это начало гуления. На фоне общего крика оно особенно выделяется.

Происходит это тогда, когда малыш удовлетворен или находится в состоянии радостного возбуждения. Сам ребёнок, услышав собственные, но непривычные для его уха звуки, замирает, осознаёт их.

Сознание

Ребёнок уже вполне адекватно реагирует на внешние раздражители. В соответствии с ними может менять своё поведение и модальность крика. Родители иногда отмечают, что при проявлении таких «капризов» малыш заходится, делает большие перерывы в дыхании, краснеет.

Волноваться не надо. Почаще носите ребёнка на руках, кормите грудью, когда попросит, ласково разговаривайте. Вскоре всё наладится. Просто малыш растёт!