Дочь плачет в детском саду. Почему плачет ребенок когда приходит в детский сад? Самая сложная степень адаптации

Первый поход в детский сад – необходимость, без которой не обойтись. Во-первых, родители вряд ли могут себе позволить воспитывать малыша дома, поскольку им нужно ходить на работу, во-вторых, только в детском саду он получит достаточное количество общения со сверстниками и множество различных знаний, которые разовьют его и подготовят к школе. Тем не менее для ребенка, всю жизнь до этого бывшего практически неразлучным с мамой и домом, это настоящее испытание.

Неудивительно, что многие дети плачут в подобной ситуации, но не отправлять их в детский сад практически невозможно, поэтому рассмотрим, как решить данную проблему.

Типы детей

Не отправлять ребенка в детский сад слишком накладно, но можно хотя бы более точно определиться с датой первого похода – пора ли сделать это уже сейчас или все же лучше еще немного подождать. Самостоятельно оценить уровень готовности ребенка родители вряд ли смогут, поэтому можно обратиться к психологу. Последние выделяют три типа детей:

  • Хорошо адаптируемые . Если ваш малыш именно таков – значит, повезло и вам, и ему. Обычно такие дети открыты и дружелюбны, поэтому быстро заводят новые знакомства, сразу же располагая к себе окружающих. Они не боятся новых ситуаций, если они не несут явной угрозы, поэтому в садике чувствуют себя так же уверенно, как и в любом другом месте.

Благодаря устойчивости своей психики они очень спокойно воспринимают расставание с родителями, потому даже в яслях, в самом раннем возрасте, они будут чувствовать себя комфортно. К сожалению, таких детей сравнительно немного.



  • Средне адаптируемые . Такими можно назвать абсолютное большинство детей. В детском саду в первый раз им будет страшно и неуютно, но это – только в первый раз. Такой ребенок плачет в детском саду обычно только в первый день, да и то – не весь, а лишь в первые пару часов. Дальше происходит адаптация – малыш видит, что ему ничто не угрожает, и к нему хорошо относятся, потихоньку начинает общаться с окружающими и понемногу становится здесь своим.
  • Плохо адаптируемые. Процент детей этого типа также сравнительно невысок, но они способны очень усложнить жизнь своим родителям. Они очень привязаны к маме и папе, и совершенно теряют уверенность в их отсутствие и в незнакомой ситуации. Хуже всего то, что такой малыш не привыкает, он одинаково сильно плачет, когда идет в садик впервые, и когда числится там уже второй месяц. По определенным причинам ему сложно найти друзей, что лишь усугубляет проблему.

Психологи считают, что лучший возраст для отправки в детсад ребят такого типа – 4 года, так что если есть возможность не спешить с поступлением, лучше выждать.


Объективные причины

Вся описанная классификация уместна в том случае, если дети всех названных типов находятся в совершенно одинаковых условиях, но на практике-то так не бывает. Вы ведь наверняка замечали, что на одну работу вроде бы даже тянет, а на другую идешь, как на каторгу. Впрочем, желание или нежелание идти на конкретную работу или в конкретный детский сад может быть обусловлено как постоянными, так и непостоянными причинами, и иногда решить проблему детских слез можно, узнав и устранив такие причины. Вот на что стоит обратить внимание:

  • Плохая адаптация – универсальный ответ на вопрос о том, почему дети не хотят в садик, но психологи используют этот термин лишь в том случае, если ребенка в незнакомой обстановке отталкивает и пугает буквально все. А ведь данное понятие можно разбить на целый ряд более мелких и конкретных причин: одним не нравится рано вставать и куда-то идти в любую непогоду, другие неуверенно чувствуют себя в коллективе (еще вопрос – в любом, или именно в этом), третьи просто не желают слушаться чужих.

Это те же причины, из-за которых вы не всегда с удовольствием идете на работу, но вы-то сами ее выбрали и сами можете поменять, а малышу остается только жаловаться и плакать.



  • Иногда причина плача кроется в не очень хорошем состоянии здоровья. Ребенок мог всего лишь простудиться, но это уже насморк и головная боль. В подобной ситуации и взрослые не слишком жизнерадостны, а ведь детям еще сложнее переносить дискомфорт. При этом в любом детском саду складываются идеальные условия для передачи любых инфекций – здесь много детей, у каждого из которых иммунная система еще не окрепла.
  • Иногда детям в детском саду банально не хватает родителей. Понятно, что в первый раз их не хватает каждому, но некоторые настолько привыкли к тому, что их поминутно опекают, что теперь просто теряются, и не понимают, что делать и как себя вести. Речь об отсутствии самостоятельности – пожалуй, со временем малыш ее обретет, но пока придется потерпеть.
  • Дети очень сильно нуждаются в общении – в куда большей степени, нежели взрослые. Как сказал классик, нигде не чувствуешь себя настолько одиноким, как в толпе и детей это также может касаться в полной мере. Никто вроде бы не обижает, но и особого внимания к тебе нет – как тут не приуныть?


  • Причиной острого нежелания посещать детский сад может оказаться поведение других детей . Не секрет, что дети – существа довольно жестокие, просто потому, что они пока не осознают, насколько сильно способны обидеть другого человека. Они могут дразниться и обзываться, но в таком возрасте объект насмешек еще не умеет критически относиться к подобным ситуациям и оставаться безразличным. Некоторые начинают обзываться в ответ или даже бросаются в драку, а кто-то обижается, чувствует неприятие себя коллективом и плачет.
  • Самое забавное, что в некоторых случаях детский плач в детском саду провоцирует сама мама , приводящая малыша. Она очень сильно переживает, оставляя любимого ребенка на целый день в компании чужих детей, под присмотром хорошей, но также чужой тети, поэтому может продемонстрировать свое волнение или, что еще хуже, даже пустить слезу. Дети очень тонко чувствуют подобные вещи и легко проецируют эмоции родителей на себя. Попросту говоря, такое поведение мамы их откровенно пугает.


Чего нельзя делать родителям в подобной ситуации?

Большинство родителей искренне хотят, чтобы их ребенок не плакал от одного упоминания о садике, но их методы достижения поставленной цели иногда откровенно удивляют. Не делайте некоторых вещей, которые могут усугублять проблему – возможно, этого даже хватит:

  • Некоторые психологи не советуют сдавать малышей в детсад в возрасте 3-5 лет (именно тогда, когда в нашей стране это обычно происходит), потому что на данном этапе происходит сложная переоценка детьми окружающего мира и себя в нем. Они считают, что лучше уже сдать ребенка раньше 3 лет – так он быстрее адаптируется.
  • Если ребенок уже пошел в садик и постоянно там плачет, не вздумайте ругать его за это . Во-первых, агрессия испугает его еще больше и станет дополнительным поводом для слез, во-вторых, поймите – он просто маленький и нуждается в защите.


  • Не стоит заставлять ребенка пообещать, что он больше не будет плакать и тем более бессмысленно потом апеллировать к тому, что он пообещал. Даже взрослые далеко не всегда сдерживают свои сознательно данные обещания, а для малыша этот ритуал – вообще полная абстракция, он пока не понимает его сути, а может и попросту забыть. В конце концов, он же не потому плачет, что хочет вас достать, а потому, что не может решить какую-то свою проблему, так что лучше бы вы помогли ему в этом.
  • Ни в коем случае нельзя высмеивать детские страхи , а также не нужно жаловаться на данную проблему кому-либо в присутствии самого виновника. В детсадовском возрасте он уже способен сравнивать себя с другими детьми и для него очень важно чувствовать, что родители все равно любят именно его, а тут старшие, оказывается, им недовольны.
  • Верх родительской глупости – пугать малыша тем, что за постоянный плач его оставят в детском саду навсегда. Этим вы создаете четкую ассоциацию «детсад – это наказание», а кто согласится ни за что терпеть наказание ежедневно, пусть и с перерывами на ночь?

По этой же причине не стоит при ребенке критиковать воспитателей, даже обоснованно – сложно объяснить малышу, почему вы осознанно отдаете его тете, которую сами назвали плохой.


  • Даже не думайте оставлять ребенка дома просто потому, что он плачет и отказывается идти в садик . Если он не желает туда попадать сегодня, то почему должен захотеть завтра? Его мнение могло бы измениться, если бы он пошел туда и увидел, что там не так уж плохо, если же причины нежелания вполне конкретные, пусть скажет о них прямо. Потакая слезам, вы просто разбалуете ребенка и потеряете над ним контроль.
  • Дети боятся, что родители, оставив их в саду, уже за ними не придут – разубедите чадо в возможности такого развития событий, но не используйте слово «скоро». Дети младшего детсадовского возраста имеют весьма относительное представление о времени, тем более что раньше вы не оставляли их одних надолго, так что «скоро» – это считаные минуты. Время идет, а мама все не приходит – получается, не сдержала обещание. Значит, может вообще не прийти, а это уже хороший повод поплакать.



Как помочь малышу в адаптации?

Хотя многих нелепых попыток решения проблемы следует избегать, есть способы действенно поспособствовать тому, чтобы ребенок любого типа адаптации приобрел дополнительную уверенность и самостоятельность. Это не решит проблему мгновенно, и малыш может плакать еще два-три месяца, но при правильном подходе вы добьетесь поставленной цели максимум через полгода, даже в самых тяжелых случаях (кроме наличия серьезных внешних причин для слез). Итак, советы психолога:

  • Малыша очень пугает то, что раньше вы оставляли его максимум на полчаса, а теперь бросили на целый день. Приучайте его к садику постепенно – пусть сначала ходит туда на пару часов, потом на три и так далее, чтобы избежать чрезмерного стресса.
  • Пройдитесь по нескольким детским садам, в идеале – с малышом. Так и вы лучшее учреждение подберете, и он получит возможность заранее составить мнение о предстоящем как о чем-то нормальном, не являющемся проблемой.


  • Пусть изменения придут в жизнь ребенка постепенно. Если он привык долго спать и большую часть времени сидеть дома, проведите репетиции – сначала просто будите его в предполагаемое время, затем добавьте сборы, а дальше выводите его на прогулки, которые однажды приведут прямиком в детский сад.

    • Пусть малыш учится общаться с другими детьми заранее – хотя бы в той же песочнице. Можно попробовать сымитировать ситуацию и дома, в ролевой игре по мотивам детского сада.
    • Пусть маленький возьмет с собой нечто привычное, дорогое своему сердцу. Лучше всего подойдет, конечно же, любимая игрушка.
    • Постарайтесь сами не создавать поводов для детского волнения. Ребенок с утра не должен быть накрученным, так что не нервничайте и не суетитесь, даже если подозреваете, что опоздаете на работу.
    • Демонстративно дружелюбно общайтесь с персоналом учреждения – пусть малыш видит, что его оставляют не кому-нибудь, а действительно хорошим тетям. Опять же, если карапуз остается в хороших руках и его потом заберут, то почему мама плачет и не хочет прощаться с маленьким? Покажите уверенность в том, что ничего плохого случиться не может.
    • Вечерами интересуйтесь состоянием дел ребенка. Самостоятельно проговорив свой день, он сам поймет. что ничего плохого не произошло, а если такое повторяется изо дня в день, то и нечего там бояться.

    Если же имеют место какие-то действительно нехорошие явления, то вы как раз о них узнаете, даже если сам малыш почему-то о них не рассказывал.


В жизни малыша наступает такой момент, когда ему необходимо идти в детский сад. Именно тогда родители задаются вопросом: «Почему ребенок плачет когда приходит в детский сад?». Конечно же никакие родители не смогут спокойно уйти из садика, видя, что их ребенок расстроен и плачет. Чтобы справиться с данным не столь приятным моментом, родителям нужно быть терпеливыми, а также знать все особенности нервной системы своего чада.

Вы должны понимать, что ускорить процесс адаптации у вас никак не получится, ведь полнейшее привыкание к новой обстановки происходит через два или три месяца. Следовательно, родители должны набраться сил и смириться с тем, что ребенок на протяжении всего периода адаптации может капризничать и устраивать протесты, дабы не посещать детский садик. В данной статье мы рассмотрим с вами несколько довольно важных вопросов, а именно: «Что необходимо знать родителям?», «Как объяснить ребенку, что посещение детского сада, это обязательное условие?» и «Как пройти адаптацию в довольно спокойном режиме?».

Особенности нервной системы ребенка

Известно, что каждый ребенок индивидуален. Одни малыши начинают плакать в дошкольном учреждении, как только один из родителей скрывается за дверями, и через короткое время успокаиваются. Некоторые продолжают плакать на протяжении всего дня, а другие и вовсе заболевают. Психологи считают, что болезнь ребенка является некой формой протеста против обстановки, которая пока еще ребенку совершенно незнакома. Ребенок очень тяжело переносит расставание с мамой или папой. Однако данный факт может пройти практически не заметно, если ребенка устраивает обстановка детского садика. Но если малыш на психологическом уровне настроил себя, что данная обстановка для него очень негативна, то он будет ежедневно устраивать истерики, частые болезни и постоянный рыдания при расставании с родителями.

Специалисты считают, что на вопрос «Почему ребенок плачет, когда приходит в детский сад?», есть довольно логичное объяснение. Основной проблемой является боязнь малыша, что его привели в садик и не заберут. Если ребенок быстро отвлечется от данной мысли, то на протяжении всего дня он будет спокоен, но если же он будет постоянно вспоминать об этом, то будет постоянно плакать, а также игнорировать все указания воспитателя, это так называемый протест.

При каких обстоятельствах, ребенок лучше приспосабливается к дошкольному учреждению?

Воспитателя и детские психологи считают, что к непривычной обстановке в детском садике лучше всего способны привыкнуть детки, которые воспитываются в многодетных семьях, которые родились и воспитываются в семьях, которые проживают в коммунальных квартирах. Также в семьях, в которых родители относятся к малышу как к взрослому, то есть используют отношения равноправного характера, адаптация пройдет практически не заметно.

Может ли плач ребенка быть для него вредным

Почему ребенок плачет, когда приходит в детский сад? Как распознать нездоровый плач у малыша? Как бороться с постоянной истерикой по приходу в дошкольное учреждение? Все эти вопросы вызывают у родителей огромный интерес.

Исследователи Америки считают, что постоянные истерики могут вызвать непоправимые последствия в нервной системе ребенка. Детский плач необходимо дозировать, например, в случае сильных истерик, нужно немедленно успокаивать ребенка. Известно, что плач малыша, который длится более 20 минут, может нанести детской психике вред и значительно ударить по здоровью малыша. Данная проблема может возникнуть не только после похода в детский садик, но и в любой другой ситуации. Дети быстро привыкают, что добиться желаемого можно исключительно плачем. Если ребенок плачет более 20 минут, могут испытать на протяжении всей своей жизни массу проблем, так как у них складывается впечатление, что к ним никто не придет на помощь и не выручит в сложной ситуации. Длительные истерики способны разрушать мозг, вследствие чего привести проблемы в учебе и дальнейших начинаниях. Такими исследованиями детские психологи нашли часть ответов на вопрос о плаче ребенка, когда он приходит в детский сад.

Во время детского плача, в его организме начинает вырабатываться гормон, который отвечает за стрессовые ситуации, называется он кортизол. Вырабатывание гормона производится надпочечниками. Именно данный гормон может навредить нервной системе малыша. Чем продолжительнее истерика у малыша, тем больше гормона вырабатывается в организме у вашего чада и появляется угроза повреждения нервных клеток. Однако исследователи сообщают, что это совершенно не означает то, что ребенок никогда не должен плакать или то, что родители должны переживать постоянно. Просто необходимо пресекать плач, который длится долгое время.

Когда не стоит отдавать малыша в детский садик

При желании устроить ребенка в детский садик, родителям стоит знать, что мальчики, которым от трех до пяти лет, подвержены более проблемой адаптации, чем девочки в аналогичном возрасте. Для ребенка очень тяжелый период трех лет, ведь именно в этом возрасте происходит первый возрастной кризис. У ребенка начинается формирование самостоятельности, ребенок начинает показывать всем окружающим свое «Я». В этот период малыш начинает требовать от родителей возможного и невозможного. Как правило, такие требования происходят в сопровождении с сильным плачем в детском саду, истерикой и скандалом.

Малыши в возрасте от трех до пяти лет переживают разлуку с мамой довольно тяжело, так как именно в данный промежуток их возраста, связь с родителями очень сильна и крепка. Разрывать некую связь довольно рискованно и трудоемко. Если у ребенка период возрастного кризиса происходил незаметно, то после разрыва постоянной связи с мамой, малыш может начать проявлять все особенности кризиса в довольно тяжелой форме.

Адаптация малыша к дошкольному учреждению

Чтобы ребенок немного проще прошел период адаптации и не плакал, когда приходит в детский сад, нужно сходить в учреждение вместе с родителями. Таким образом, ребенок сможет познакомиться со сверстниками и ознакомиться с их занятиями. Оставлять малыша на целый день с первого раза, нельзя. Так как нервная система примет на себя очень мощный удар, и в дальнейшем малыш начнет плакать, когда родители будут уходить.

Маме или папе нужно посетить детский сад вместе с малышом и побыть в детской среде. Ребенок не будет волноваться, если кто-то из родителей будет рядом с ним. Во время прогулки остальных малышей, можно привести своего ребенка и предложить ему погулять вместе с ними, в то время как вы будете его ждать в сторонке. Также нужно обязательно привести малыша в садик в вечернее время, чтобы малыш убедился, что всех малышей забирают родители. Малыш должен понять, что за ним будут приходить, никто его в садике не оставит.

Ребенок не должен видеть, как плачут другие детки, поэтому не следует отводить малыша в садик с самого утра, например, приведите его на час позже. Такому правилу нужно придерживаться первую неделю. Также первое время ребенок может отказываться от завтрака в садике, следовательно, его нужно покормить в домашней обстановке.


Первую неделю можно оставаться с малышом в группе, чтобы он понял, что ничего плохого ему не сделают, и он находится в безопасности. Не нужно оставаться на весь день, можно просто побыть до утренней прогулки, а после пойти домой. Стоит постепенно увеличивать время пребывания в саду. Только на второй неделе можно предложить малышу самостоятельно остаться в садике, но не на весь день, а например, до обеда. Начиная с третьей недели, следует начинать оставлять ребенка на весь день. Обязательно скажите малышу, что к вечеру вы за ним придете и заберете домой. С таким постепенным графиком, малыш сможет более спокойно пройти адаптацию.

Родителям следует научить малыша делиться своими игрушками с другими детками, чтобы у малышей не возникали конфликтные ситуации.

Какие степени адаптации могут быть у малыша?

Каждый ребенок наделен своими личными особенностями нервной системы, поэтому у каждого малыша по-разному происходит адаптация к детскому саду. Некоторые детки плачут, когда приходят в детский сад, а некоторые спокойно переносят новшество в привычной для них жизни. Адаптацию можно разделить на три степени:

1. Очень сложная степень адаптации .

Из-за того, что ребенок попадает в совершенно незнакомую обстановку, может произойти нервный срыв. В этот период малыш очень долго плачет по утрам или на протяжении всего дня, а после начинает часто болеть. В этом случае ребенок протестует против общения с незнакомыми людьми, а также не хочет играться с детками, которых он совершенно не знает. Игрушки, книжки и другие развлечения не облегчат уровень прохождения адаптации, малыш четко настроен на то, что рядом с ним должны быть исключительно одни родители. При любом обращении воспитателя, малыш может испугаться или же вообще игнорировать все обращения. В такой ситуации, кто-то из родителей должен одну или две недели посещать сад совместно с малышом. Также не лишним будет посещение детского психолога, он поможет решить проблему с постоянным плачем ребенка в детском саду;

2. Средняя степень адаптации .

Ребенок, который проходит данный вид адаптации, будет идти на контакт с другими детками, а также будет совсем немного плакать в тот момент, когда кто-то из родителей уходит. Проявляться аспекты адаптации могут немного иначе, например, частые простуды, аллергии, ангины и т.д. В течение дня у малыша могут возникать резкие перемены в настроении, он может начать проявлять агрессию, гнев и плаксивость. Родителям в таком случае необходимо искать очень деликатный подход к малышу. Нужно объяснять ребенку важность посещения садика, говорить то, что его обязательно заберут домой. Обязательно необходимо постоянно разговаривать с воспитателем, чтобы тот, в свою очередь, рассказывал родителям о возникновении каких-либо проблем касающихся их малыша.

3. Высокая степень адаптации .

В таком случае малыш очень быстро и легко привыкает к незнакомой обстановке и новым людям. Данная степень адаптации означает, что малыш охотно будет ходить в садик, и никаких проблем не будет возникать ни у родителей, ни у воспитателей. Такие детки очень быстро адаптируются к саду, примерно в течение двух или трех недель. Ребенок не будет плакать в саду, не будет скучать и капризничать. Ребенок будет с удовольствием подчиняться указаниям воспитателя, а также с удовольствием играть с другими детками.

Следует отметить, что специалисты советуют не отдавать малыша в сад до трех лет, так как, например, в 2 года малыш будет плакать в саду из-за расставания с родителями. В данный период очень сложно адаптировать малыша.

Родителям необходимо быть готовыми к тому, что малыш будет плакать при расставании в детском саду с родителями практически во всех случаях. Следует найти действенный подход к своему ребенку, и не стоит идти на поводу у него, когда он просит остаться дома. Если вы в период адаптации будете оставлять иногда малыша дома, то проблем возникнет гораздо больше.

В данной статье мы постарались помочь вам разобраться в нескольких вопросах. Если вы внимательно ознакомились с данной информацией, то вы теперь знаете все причины, почему ребенок плачет, когда приходит в детский сад. В любом случае, родителям стоит обратить внимание на характер плача малыша в детском саду. Так как в случае постоянных слез, может быть такое, что ребенку необходима помощь. Вам следует разобраться во всех тонкостях, например, может ребенка кто-то из детей обижает или обзывается. В данной ситуации следует поговорить с воспитателем и родителями такого ребенка.

Также чтобы малыш более комфортно чувствовал себя в саду, вы можете предложить ему взять с собой любимую игрушку. Благодаря такому способу, малышу будет более спокойно в новой обстановке.

В результате очень сложных ситуаций, вы можете обратиться за помощью к специалисту. Желаем вам легкой адаптации малыша в детском саду.

Дети бывают разными. Один немедленно начинает плакать в детском саду, как только мама скрылась за дверью, а потом успокаивается. Другой малыш рыдает на протяжении всего дня. Третий сразу же заболевает – и это тоже форма протеста против незнакомой обстановки. Для ребенка расставание с мамой и папой – целая трагедия. Он может пережить ее быстро, если обстановка в детском саду ему нравится. Но если нет, ребенок может так и не приспособиться к чужим для себя условиям. Результатом может быть истерика, постоянный плач в саду и частые болезни.

Какие дети лучше всего приспосабливаются к детскому саду?

По оценкам воспитателей и детских психологов, к незнакомой обстановке в детском саду лучше всего приспосабливаются дети из многодетных семей, которые родились и воспитывались в коммуналках, где процесс воспитания с самого начала основывался на равноправных партнерских отношениях с родителями (когда родители считают ребенка равным и относятся к нему как к взрослому).

Когда плач может быть вредным для здоровья ребенка

Американские исследования показывают, что плач может нанести непоправимый вред нервной системе ребенка. Плач ребенка нужно дозировать, считает доктор психологии Пенелопа Лич. Она исследовала около 250 детей и выяснила, что плач более 20 минут подряд наносит сильный удар по здоровью ребенка. Это относится не только к плачу в детском саду, но и к воспитанию ребенка дома. Те дети, которые плачут более 20 минут, затем испытывают больше проблем на протяжении всей своей жизни, потому что привыкают к мысли, что на их крик о помощи никто не придет и не поможет. К тому же, утверждает доктор Лич, длительный плач детей разрушает их мозг, что в дальнейшем приводит к проблемам с учебой.

Когда ребенок плачет, в его организме вырабатывается гормон стресса кортизол, вырабатываемый надпочечниками. Этот кортизол и является тем гормоном, который способен повредить нервную систему ребенка. Чем длительнее плач, тем больше кортизола вырабатывается и тем больше вероятности повреждения нервных клеток.

"Это не значит, что ребенок никогда не должен плакать или что родители должны беспокоиться, как только ребенок заплакал. Все дети плачут, некоторые больше, чем другие. Плох для детей не сам плач, а то, что ребенок не получает ответа на свой крик о помощи», - пишет в своей книге доктор Лич.

Когда нельзя отдавать ребенка в садик?

Родителям стоит знать, что мальчики в возрасте от 3 до 5 лет намного хуже адаптируются к новой среде, чем девочки того же возраста. Период трех лет – самый сложный для ребенка. В этом возрасте происходит перелом психики, формирование «Я» ребенка, это для него критический возраст. Если в период наибольшей уязвимости сдать ребенка в садик, его психика может непоправимо пострадать, а период адаптации затянется надолго – до полугода.

Дети от трех до пяти лет очень тяжело переживают разлуку с мамой, так как их связь с ней в этом возрасте наиболее крепка. Разрывать ее очень рискованно, это нужно уметь делать.

Нельзя отдавать ребенка в садик, если он часто болеет – это вконец расстроит ослабленную иммунную систему ребенка. Нельзя отдавать ребенка в садик, если он еще очень маленький и слишком тяжело переживает разлуку с мамой.

Как правильно адаптировать ребенка к детскому саду?

Сначала ребенок должен сходить в детский садик с мамой и посмотреть, что там делают другие детки. Просто оставить ребенка в детском саду и уйти на целый день – бесчеловечно. Нервная система малыша получит мощный удар, от которого будет долго оправляться.

Маме или папе надо обязательно сходить с малышом в детский садик и побыть в детской среде. Ребенок будет более спокойным, если мама рядом. Когда дети находятся на прогулке, мама может привести малыша в садик, чтобы он погулял с ними без разлуки с мамой. Нужно привести ребенка в садик еще и вечером, чтобы он видел, что родители забирают детей после смены. Это очень важно для ребенка – знать, что за ним обязательно придут.

Чтобы ребенок не видел, как плачут другие дети при расставании с мамой, всю первую неделю его нужно приводить в садик на час позже – не к 8.00, а к 9.00. И нужно предварительно покормить малыша завтраком в привычной домашней обстановке, поскольку в садике он может отказаться от еды.

Всю первую неделю маме можно оставаться с ребенком в группе, чтобы он чувствовал свою защищенность и понимал, что здесь ему ничего плохого никто не сделает. Но оставаться не на весь день, а сначала на пару часов, до утренней прогулки, затем уйти с ребенком домой. Потом время в садике можно увеличить.

И наконец во вторую неделю можно попробовать оставить ребенка одного в садике, но не на весь день, а до обеда. Затем забрать малыша домой.

В третью неделю малыша можно оставлять в садике уже на весь день. За это время он успеет понять, что в садике ему ничего не грозит, а наоборот, интересно играть с новыми детьми, слушать интересные сказки и делиться новыми игрушками.

Степень адаптации малышей к садику

У каждого ребенка свои особенности нервной системы, поэтому они по-разному адаптируются к незнакомой среде детского садика. Одни привыкают и приспосабливаются быстро, другие – очень сложно. По тому, насколько быстро ребенок начинает ориентироваться в незнакомых условиях, можно разделить их на три большие группы.

Самая сложная степень адаптации

Из-за незнакомой обстановки у ребенка может произойти нервный срыв, он долго и безутешно плачет, оставшись без мамы, начинает часто и долго болеть. Ребенок не хочет контактировать ни с кем, кроме родителей, не хочет играть в садике с другими детьми, замкнут и плохо сосредоточен. Игрушками его развеселить не удается, малыш перебирает их одну за другой, ни на одной не останавливаясь. Желания играть у него нет, как и желания устанавливать контакт с другими детьми.

Как только воспитатель что-то говорит ребенку, он может пугаться и начинать звать маму, плакать либо вообще не реагировать на слова воспитателя.

Действия родителей

Нужно максимально гибко обращаться с таким ребенком, первую неделю-две мама должна быть вместе с ним в садике, и желательно сходить на консультацию к психологу.

Средняя степень адаптации

Такой ребенок может играть с другими детьми, плакать не очень долго, но у него проявляется скрытый протест на незнакомую обстановку. А проявляется он частыми заболеваниями – простудами, ангинами, насморком, аллергиями. Когда мама оставляет ребенка одного и уходит, он сравнительно недолго переживает, а затем начинает играть с другими детьми. В течение дня у него могут быть, казалось бы, беспричинные вспышки капризности, гнева, агрессии или плаксивости. По этим симптомам можно понять, что ребенок еще не адаптировался как следует.

Обычно такие дети могут адаптироваться к новому детскому коллективу и воспитателям не меньше полутора месяцев.

Действия родителей

Деликатность родителей и воспитателей, разговоры и объяснения, которые касаются пребывания ребенка в садике. Родители должны каждый день поговорить с ребенком, выяснить, какие события происходили в садике, и разобрать их по косточкам. Родители также должны постоянно держать связь с воспитателями, чтобы вовремя среагировать на любые проблемы ребенка.

Высокая степень адаптации

Когда ребенок очень хорошо адаптируется в незнакомой обстановке, родителям и воспитателям легко. Хорошая адаптация обозначает, что ребенок ходит в садик охотно, быстро устанавливает контакт с детьми, адекватно реагирует на замечания воспитателей. Период адаптации для таких деток самый короткий – меньше трех недель. Ребенок почти не болеет, это значит, что он благополучно переносит условия детского сада.

Ребенок с хорошей степенью адаптации не скучает, не капризничает, не плачет. Он умеет сам найти себе занятие и вовлечь в него других детей. Он спокойно делится игрушками и свой в компании других детей. Такой ребенок спокойно засыпает и вовремя просыпается, не нервничает на прогулке.

Когда приходят родители, ребенок охотно рассказывает им о событиях, которые происходили в садике.

Действия родителей

То, что ребенок сравнительно легко переносит обстановку в детском саду, не значит, что нужно предоставлять его самому себе. В первую неделю нужно все равно адаптировать ребенка, подготовить его к садику, рассказать о новых детках и чужой тете-воспитателе. Ребенку надо рассказать, зачем он ходит в садик и что его там ждет. И самое важное – дать понять малышу, что мама или папа обязательно заберут его домой после смены.

Если ребенок плачет в саду, это – показатель того, что ему нужна помощь. Ведь маленький человечек еще так беззащитен, а его нервная система такая хрупкая. Обязательно спросите у воспитательницы, сколько плачет ваш ребенок и когда. Может быть, он больше всего расстраивается по утрам, когда вы уходите? Может быть, вечером, когда думает, что его не заберут? А может быть, ребенок плачет после сна, потому что новая обстановка для него некомфортна? В зависимости от причины плача вы сможете устранить ее и успокоить тем самым расстроенного малыша.

  1. Обратите внимание на то, плачет ли ребенок после того, как в садик его отводит мама или, может быть, плач усиливается, когда в садик его отводит папа? Если ребенок меньше плачет, когда в садик его отводит другой член семьи (не мама), пусть этот член семьи (папа, дедушка, старшая сестра) его пока и отводит. Так нужно делать, пока малыш не адаптируется.
  2. Узнайте у воспитателя, какие игры или игрушки больше всего радуют вашего ребенка. Может, он успокаивается, ложась спать с любимой лошадкой? Или после разговора с девочкой Ирочкой? Или ему нравится, когда воспитательница читает ему сказку про Золотого петушка? Эти методы нужно применять, когда ребенок плачет в саду.
  3. Не молчите, разговаривайте с ребенком даже в том случае, если он еще мал и говорить с вами не может. Когда мама и папа разговаривают с ребенком, что-то объясняют, делятся впечатлениями, малыш успокаивается и плачет намного реже. Очень хорошо, когда по дороге в детский сад мама рассказывает ребенку о том интересном, что ждет малыша в группе. А по дороге домой тоже что-то рассказывает ребенку, спрашивает, как он провел день.
  4. Можно давать ребенку в сад его любимую куклу или мишку – игрушку, с которой он чувствует себя более защищенно. Такая игрушка наверняка найдется у каждого ребенка. Это особенно хороший способ, если у ребенка тяжелая или средняя степень адаптации к незнакомой среде. Можно также дать ребенку с собой его любимую вещь – платьице, полотенце, платочек, любимые тапочки. С этими предметами ребенок будет чувствовать себя немного уютнее – с ним вроде бы частичка привычной домашней обстановки.
  5. Есть еще один прекрасный способ смягчить адаптацию ребенка в садике. Можно дать ребенку ключ и сказать, что это ключ от квартиры. Можно сообщить ребенку, что теперь ключ от квартиры (дома) будет только у него и без этого ключа мама или папа домой попасть не смогут, пока не заберут из садика своего малыша. Это очень хороший ход, который поможет ребенку чувствовать себя важным и нужным. Это также поможет обрести ребенку дополнительную уверенность в себе и в том, что родители обязательно заберут его из садика как можно скорее. Этот ключ должен находиться у ребенка в таком месте, чтобы малыш мог достать его и ассоциировать с приходом родителей. Это придаст ему уверенность в себе в те моменты, когда малыш плачет в садике.
  6. Когда родители забирают ребенка из садика, они не должны спешить, нервничать и кричать. Даже если родители нервничают молча, ребенок моментально считывает эти эмоции и повторяет их. Ведь связь малыша с родителями в этом возрасте очень крепка. Чтобы ваш ребенок не расстраивался и не плакал, постарайтесь сами быть в хорошем настроении и добром здравии.
  7. Не стоит реагировать на первые же слезы и капризы ребенка. Он быстро поймет, что таким образом может манипулировать мамой и папой. Будьте тверды в своих намерениях и не отступайте от них. Если уж решили сдать ребенка в садик, переживите вместе с ним первый месяц адаптации (а может, и дольше) и чутко реагируйте на его потребности и проблемы. Ваша твердость и доброжелательность поможет ребенку обрести спокойствие в непривычной среде.
  8. Придумайте милую традицию, когда прощаетесь с ребенком, оставляя его в саду. Научите его посылать воздушный поцелуй или поцелуйте ребенка в щечку, погладьте его по спинке, подайте другой условный знак, который говорит о любви к ребенку. Этот обмен знаками «я тебя люблю» успокаивает малыша, дает ему ощущение защищенности не смотря на то, что любимая мама (папа) сейчас уйдет.

Если ребенок плачет в детском саду, родители могут избавить его от любых проблем терпеливостью, любовью, внимательностью. Ведь период адаптации когда-то был и у них.

Среди молодых работающих родителей чрезвычайно распространена проблема, когда ребенок плачет в яслях и ни в какую не хочет туда идти. Ситуация усугубляется тем, что у мамы и папы часто нет выбора, и приходится все равно отводить малыша в группу. Как быть в таких ситуациях?

Каждое утро начинается с истерик, плача и криков. Малыш сопротивляется и ни в какую не хочет заходить в садик, раздеваться и доверять незнакомой тете-воспитательнице. Крики и вопли слышны даже на улице, но на работу идти надо все равно. И приходится вдыхать поглубже и уходить, несмотря на рев родной крохи.


Ситуация сложная для всех: с одной стороны, родители, которые переживают за свое чадо, не могут нормально работать и разрываются между необходимостью социально адаптировать ребенка и оградить его от нервных срывов. С другой - сам малыш, который испытывает колоссальный стресс, когда его отрывают от мамы и куда-то тянут, а с третьей - воспитательница, которой не всегда легко установить контакт с малышом, даже если она сама доброта и совершенство.


И все это понятно, но что делать родителям? Как бороться с проблемой?


Во-первых, если ребенок плачет в яслях, проанализируйте ситуацию. Выясните причину:


1. Некомфортная обстановка в группе (много или мало детей, холодно и т.п.).


2. Плохой воспитатель.


3. Особенности темперамента или характера малыша.


Если проблема кроется в первых двух пунктах - вам повезло: просто смените ясли или поменяйте воспитателя. С третьим пунктом все намного сложнее.


Психологи считают, что дети по-разному привыкают к новому в жизни, в зависимости от своей способности адаптироваться. Одни быстро привыкают и находят общий язык со сверстниками и взрослыми, другие проявляют агрессию или впадают в истерики, а третьи молча сидят в углу и дуются. При этом далеко не каждый ребенок способен полюбить садик в принципе: для некоторых он так и остается плохим детским воспоминанием.


Существует мягкая и жесткая методики приучения к яслям. Каждая имеет свои плюсы и минусы, и вы можете выбрать ту, которая будет комфортнее.


Когда ребенок плачет в яслях, лучше приучать его ходить в группу постепенно. Приходите сначала вдвоем, на полчаса-час, затем оставайтесь подольше, а потом можно оставлять его одного, руководствуясь этим же принципом.

Такой метод всегда предпочтительней, потому что ограждает от ненужного стресса, связанного с резким появлением в жизни малыша яселек. С другой стороны, он не всегда действует, некоторые дети продолжают плакать и упрямиться, несмотря ни на что.


Ребенок плачет в яслях. Жесткий метод

Его можно сравнить с закаливанием холодной водой: при первом погружении холодно и страшно, а потом становится тепло и весело. Однако его стоит применять в крайних случаях, когда понятно, что ребенок плачет в яслях не потому, что у него плохая воспитательница или недостаточно игрушек, а из-за того, что не в состоянии преодолеть страх или нежелание расстаться с матерью. Также этот метод нужно использовать, если у вас малыш-манипулятор, который привык добиваться желаемого с помощью слез.

Приведите малыша в ясли и оставьте сразу с воспитательницей, минуя период адаптации. Желательно на несколько часов. Не уговаривайте его и не прельщайте игрушками и друзьями, просто поставьте перед фактом. Отдавая, сообщайте ребенку, что уходите на работу, когда вернетесь, скажите, что любите его и верите в него. Не обманывайте малыша, пусть он знает, что остается в яслях надолго.


Такой способ - большая травма для ребенка и родителей, хотя он на 100% эффективен. Малыши, которые долго (больше часа) плачут, испытывают психологические проблемы в будущем, поэтому не забывайте радовать ребенка семейными играми, заботой и любовью. Показывайте, что не забыли о нем и не бросили.


Каким образом приучать малыша к яслям - это только ваш выбор. Поэтому относитесь к нему со всей ответственностью.

ребенок превращается в «плаксу – ваксу» , лишь услышав о детском саде.

Душераздирающий крик одни начинают дома, другие плачут по дороге в детский сад, третьи при непосредственном расставании с родными людьми.

Психологи спешат успокоить родителей, плаксивость в период адаптации встречается часто. Главное, чтобы она не переходила в истерику, когда ребенок постоянно плачет в саду.

Плач во время адаптации к детскому саду – нормальное явление?

Первые дни, недели в детском саду ставят в жизни малыша все «с ног на голову» .

Меняется окружение и привычная домашняя атмосфера.

Он ищет себя в коллективе сверстников, переживает разлуку с мамой и папой.

Период, пока ребенок привыкает к саду, специалисты называют адаптацией . Она длится от двух недель до полугода.

В это время плачет практически каждый второй новоиспеченный «детсадовец».

Так нервная система справляется с потоком эмоций. Слезы становятся реакцией на новые требования (вовремя убирать игрушки, кушать, гулять и спать по расписанию) или попыткой манипулировать родителями.

Вдруг они сделают так, как желает любимое чадо.

Иногда слезный поток из глаз появляется за компанию, в ответ на то, что плачет другой ребенок.

В любом случае важен не сам факт рыданий, а то, как долго они длятся и по какому поводу.

Почему глаза «на мокром месте»?

Определенный список причин, почему ребенок плачет в детском саду, составить довольно сложно, ведь каждый малыш индивидуален.

Источник слез кроется в расставании с привычной обстановкой, людьми, любимыми игрушками. Ребенок чувствует себя брошенным , задаваясь вопросом, заберут ли его обратно домой?

Изменившийся режим, главное – ранний подъем, считается одной из основных причин утренних тревог и как следствие капризов.

Нехватка внимания, когда в группе на большое количество детей всего один взрослый. Воспитатель не может «разорваться на всех», что доставляет дискомфорт чаду, прежде окруженному заботой на каждом шагу.

Обиды других детей. Всякого рода дразнилки для некоторых очень болезненны . Например, когда дети начинают хвастаться у кого новее сапоги или кто выше и сильнее.

Если слезы начались вдруг, то возможно они сигнализируют о начале какого-либо заболевания, когда нежелание идти в детский сад вызвано недомоганием.

Родители тоже плачут…

Часто можно наблюдать такую картину: мама, закрывая дверь в группу, сама плачет навзрыд, вспоминая, как воспитательница «отрывала» от неё рыдающего сына или дочь.

Психологическая неготовность мам и пап отпустить из — под своей опеки любимого «гномика» или «принцессу» — одна из самых распространенных и неосознанных причин , почему ребенок плачет в детском саду.

Успокаивая чадо, родители подхватывают детскую эмоцию, начинают расстраиваться и волноваться, что невольно чувствует младший член семьи.

Разорвать круговую поруку в такой ситуации под силу взрослым. Не стоит чувствовать угрызения совести, злиться на себя или воспитателей, огорчаться.

Нужно принять обстоятельства, попытаться найти хорошие стороны в том, что социализация для ребенка неизбежна, хотя на первых порах болезненна.

Тем более что взрослые воспринимают утренние слезы более трагично, чем их «отпрыски». Часто через считанные минуты, после того, как они попадают в коллектив ровесников, начинаются спокойные игры и все остальные занятия согласно установленному графику.

Лишь в особых случаях пребывание в детском саду негативно влияет на психическое и физическое здоровье ребенка.

Длительные истерики – тревожный симптом?

На такой вопрос психологи отвечают утвердительно.

Установлено, что во время плача в организме образуется гормон стресса (кортизон), отрицательно влияющий на работу нервной системы.

Чем больше его вырабатывается, тем более агрессивно его действие.

Истерики, длящиеся более 20 минут , плохо влияют на детское здоровье.

Итак, если слезы не прекращаются длительное время (более полгода ), ребенок плачет в течение всего дня, в саду отказывается есть и выполнять задания, сидит в углу, не играя, то это ненормально.

Он становится более плаксивым, тревожным даже в домашней обстановке, начинает писаться, у него ухудшается аппетит — такое поведение должно насторожить родителей.

Возможно, стоит поменять детский сад и положение дел улучшится. В крайнем случае, речь идет о том, что ребенок оказывается несадиковским.

Что полезно знать родителям?

Важно понимать, что слезы в детском саду — явление временное.

Наступление спокойных времен приблизят некоторые советы:

  • будьте спокойны и решительны, не поддавайтесь истерике, как бы ни было горько расставаться;
  • не затягивайте процесс , придумав свой особый ритуал расставания: поцелуй или «обнимашки»;
  • по дороге в сад, проговорите распорядок дня и то, чем вы будете заниматься. Например: Маме надо на работу, сделаю дела, сразу тебя заберу (после сна, ужина, прогулки);
  • разлуку с домом скрасят любимые игрушки , взятые с собой в детский сад;
  • кто старое помянет … Забирая малыша, не вспоминайте слезный процесс утреннего расставания. Дети раннего возраста ещё не запоминают информацию на такой длительный срок. Лучше похвалите за хороший день;
  • даже в выходные придерживайтесь «садиковского» режима дня , чтобы ребенок не испытывал резких перемен в жизни в будние дни;
  • мотивируйте любимое чадо , рассказывая о плюсах: о новых друзьях, игрушках, увлекательных занятиях, праздниках;
  • категорически запрещается критиковать воспитателей и пугать садом (будешь плакать, пойдешь туда в субботу…).

Чаще всего ребенка отдают в детский сад в возрасте трех лет . С точки зрения психологии, это переломный возраст, характеризующейся формированием «я — позиции», сильной привязанностью к родителям.