Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях. Советы учителя начальных классов

На сегодняшний день ребенка в первый класс нужно вести уже подготовленным. Он должен знать не только буквы, но и уметь читать. Далеко не все детки ходят в дошкольные детские учреждения, а в детских садах не везде учат грамоте и буквам. Поэтому очень часто перед родителями встаёт вопрос, как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях.

Сразу возникает множество вопросов: с чего начать, какую методику выбрать, чтобы было быстро и эффективно. Способы учебе чтения по слогам настолько разнообразны, что многие мамы и папы просто теряются. Попробуем по порядку разобраться в этих вопросах.

Готов ли ребенок к обучению

Прежде чем начинать сам процесс, необходимо учесть психологическую и физическую готовность малыша к обучению. Есть несколько основных критериев, по которым вы сможете определить, в каком ключе начинать, чтобы обучение не отвернуло впоследствии вашего дошкольника от чтения на всю жизнь.

  1. Если ваш ребенок говорит свободно предложениями и логически связывает фразы, значит уже пора. Проверьте, а понимает ли сын или дочь прочитанное вами.
  2. Важным критерием является умение различать звуки. Логопеды называют это фонематическим слухом. Например, гриб — грипп, суп — зуб, рот — род. Понимает ли ребенок, что эти слова имеют разное значение?
  3. Большой проблемой на пути к обучению может стать задержка речи или неправильное произношение некоторых звуков: если ребенок неправильно произносит звуки, то требуется помощь учителя- логопеда. Не ждите, что проблема решиться сама собой. Ведите чадо к специалисту на занятия и исправно их посещайте, а также обязательно выполняйте задания, которые педагог даёт вам для самостоятельного закрепления учебного материала. Задержка речи, заикание – необходимо показать ребёнка врачу неврологу и психиатру. В любом случае, есть причина, и ее необходимо узнать.
  1. Следует обязательно научить малыша, где лево и право, верх и низ. Это поможет ему ориентироваться в тексте: с какой стороны начинать читать слово, где верхняя строчка, а где нижняя.

Когда начинать учить читать

Многие родители настолько обеспокоены, что их ребенок не успеет научиться читать до школы, что начинают в буквальном смысле приставать к малышу чуть ли не в 2 года.

  • В 3 — 4 годика крохе совсем может быть неинтересно сидеть над книжкой. И это нормально. Для каждого возраста существуют свои задачи.
  • Если у знакомых ребенок чуть ли не с 2 — х лет читает и знает наизусть Фета и Тютчева, то это не значит, что и вашему пора. Все дети настолько индивидуальны, что общие рекомендации остаются в любом случае всего лишь общими. Научитесь чувствовать своего ребенка.
  • В 5 или 6 лет — уже другое дело. Но если малыш не ходит в детский сад или на какие — то занятия по определенной причине, то начните сами его учить. В ненавязчивой форме научите писать заглавными буквами основные слова «МАМА», «ПАПА», «ДОМ», «КОТ», свое имя. При минимальной подготовке ребенок намного легче перенесет адаптацию в первом классе.

8 основных правил, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях

Они помогут правильно сориентироваться и понять, что основное, а что второстепенное. Теперь подробней.

  1. Начинайте с малого: постепенно учите буквы и звуки в процессе прогулки. Нарисуйте палочкой на песке букву, потом слог. То же самое можно сделать из веточек или камушек. Интересно будет учиться читать крохе, угадывая знакомые буквы, а потом и слоги на вывесках. Покажите, что буквы и слова окружают нас везде.
  2. Чуть позже учебный процесс можно перенести в дом. Обустройте стул и стол для письма и чтения. Проследите, чтобы было правильное освещение. Приучайте постепенно ребенка убирать тетрадь, ручку или карандаш на место. Для книг нужна небольшая полка. Учите малыша убирать за собой и быть организованным. Все это необходимо делать в непринужденной форме. Сначала крохе хватит и 10 минут в день.
  3. Читайте с удовольствием сами. Развивайте в семье культуру чтения. Обсуждайте прочитанное с ребенком. Более маленькому задавайте вопросы: кто нарисован на картинке? О ком идет речь в сказке? Когда малыш подрастет, то можно задавать более сложные вопросы: почему поступил именно так герой сказки? А как бы ты сделал на его месте?
  4. Правильней будет начинать от простых слов к более сложным. Начните со слов, где слоги повторяются: ма — ма, па — па, ба -ба, дя — дя. Потом переходите к сложным: кош — ка, де — ре — во, де — ти, ве — тер.
  5. Приобретите несколько толковых учебников: букварь (автор Н. С. Жукова), Любимая азбука (Ирина Солнышко), буквари, авторами которых являются Н. Бетенькова, В. Горецкий, д. Фонин, Н. Павлова, магнитная азбука, кубики с буквами. Нарисуйте гласные буквы на карточках и разместите их по всей квартире. Постепенно ребенок запомнит их все. Затем меняйте их местами. То же самое сделайте потом с согласными.
  6. Азбуки и буквари требуют большей усидчивости, но и постепенно обучают ребенка не только буквам, но и слогам. Ассоциативное мышление поможет быстрее освоить алфавит: буква «А» — альбом, «Б» — белочка, «В» — велосипед, а яркие картинки помогут более быстрому запоминанию.
  7. Повторяйте уже изученное. Уж если начали учиться, то делайте это систематически. Иначе никакого результата не будет. Находясь в очереди или в дороге, прочитайте вместе с ребенком небольшую книжку. Время быстрее пройдет, да еще и с пользой.
  8. Самое главное — не заставляйте, не нервничайте и не применяйте насилие. Детство — пора золотая, не забывайте об этом. Совсем необязательно: если нужно и хочется вам, значит, то же хочется и вашему ребенку.

Игровое видео Лунтик учит буквы и помогает подготовиться к школе. Вместе с ним, выполнив несколько интересных и разнообразных уроков, ребенок выучит буквы и алфавитный порядок.

Основные популярные методики

Есть множество различных школ, индивидуальных и авторских методик. Давайте остановимся на некоторых, которые действительно способны дать результат.

Кубики Зайцева

  • В отличие от традиционных букварей, этот способ позволяет осваивать не только отдельные буквы, но и сочетания согласных и гласных, отдельных букв, а также, употребление мягкого и твердого знака. Всего кубиков 52.
  • В процессе игры малыш может не только составлять различные слова, но и понять, что такое глухие и звонкие согласные. Кубики с изображениями согласных звуков наполнены деревяшками, а с изображениями звонких — металлическими деталями.
  • В качестве приложения есть таблицы, на которых также есть слоги. Главное правило — нужно не читать, а пропевать.
  • Кубики различаются по размеру: большие с изображением твердых сочетаний и согласных, а меньшие по размеру кубики — с мягкими согласными.
  • Минус такой методики, судя по отзывам, в том, что уже в школе у ребенка могут возникнуть трудности с разбором слова по составу, а также, некоторые дети впоследствии просто «глотают» окончания. Ну а плюс: детки довольно быстро и в игровой форме осваивают алфавит и чтение по слогам.

Обучение чтению по Монтессори

Весь процесс не совсем традиционен: сначала пишем, а потом учим букву, а затем и слог. Преимущество метода в том, что представлено все в виде игры. Сначала буквы заштриховываются и обводятся, а потом учится их произношение. Буквы вырезаются из шероховатой бумаги. Такую же букву можно начертить, например, на манке. Минус данной методики в том, что придется очень много приготавливать материала для обучения.

Динамические кубики Чаплыгина

В набор входят 10 кубиков и 10 блоков, которые двигаются. Задача ребенка составить пару из гласной и согласной. Они изображены на каждой стороне кубика. Каждый динамический блок включает в себя согласную и гласную буквы.

Еще популярны «Складушки » и «Теремки» В. Воскобовича, а также Карточки Домана.

Заключение

Надеюсь, что, после прочтения статьи, вопрос, как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях, не будет вызывать у вас растерянности. И вы точно определите для себя, как организовать процесс обучения для вашего сына или дочки. Для того, чтобы вам был легче составить план действий, вот еще несколько рекомендаций:

  • Прежде чем начать обучение, убедитесь, что ребенок действительно готов к нему. Не заставляйте, старайтесь проводить обучение, особенно на начальном этапе, в игровой форме.
  • Несмотря на множество методик, прежде всего ребенку нужны счастливые и любящие родители. Если у вас налажен контакт с малышом, то любой способ обучения принесет результат.
  • Начинайте с малого, постепенно переходите к более трудному. Если начали обучение, то не ленитесь и не останавливайтесь, только тогда можно выучиться читать. Даже если все идет хорошо, не забывайте, что ваш любимый ученик всего лишь ребенок и иногда просто хочет поиграть или побегать.

Удачи и терпения!

Ваша Татьяна Кемишис

Каждый родитель мечтает обучить чтению своего малыша. Ведь без этого навыка в современном мире невозможно стать образованным человеком, свободно ориентирующемся в море различной информации.

Раньше процесс обучения грамоте был намного проще, чем в настоящие дни. Все детишки учились по букварю, осваивая общеизвестные тексты. Но сегодня появилось множество новых методик. Это и кубики Зайцева, и карточки американского ученого Домана, и метод Тюленева. И все они призваны обучить малышей читать, прежде чем те смогут ходить. Вот и бегают неопытные молодые мамочки по специалистам, боясь опоздать с обучением любимого чада такому важному делу.


Раннее чтение развивает интеллект малыша

Когда можно начинать обучение

Раннее обучение грамоте появилось в России относительно недавно. И поэтому пока преждевременно делать какие-то выводы относительно пользы или вреда обучения ребенка чтению в возрасте до пяти лет. Однако многие психологи склоняются к тому, что социальное развитие детей, начавших читать слишком рано, не обходится без проблем. Другими словами, таким малышам сложно входить в детский коллектив. Это происходит вовсе не из-за их высокого интеллекта. Просто в то время, когда должны были формироваться навыки общения, мозг был занят изучением букв.

Кроме того, специалисты заметили, что дети, начавшие читать до 4 лет, не понимают и не пересказывают смысла прочитанного. Они лишь складывают буквы в слова.


Кубики Зайцева помогают быстро освоить чтение

Конечно, всегда были дети, которые сами просили поскорее научить их читать, приставая к маме или бабушке с требованием, назвать им незнакомую букву. В этом случае чтение, являясь их собственной задачей, никак не влияло на приобретение других важных навыков. Но сегодня родители, напуганные тем, что после трех лет учить ребенка будет слишком поздно, стараются приобщить малыша к чтению чуть ли не с пеленок.

Психологами выделено несколько признаков, по которым можно судить о готовности ребенка к восприятию обучения чтению.

  1. Хорошая разговорная речь, построенная с использованием целых предложений, а не отдельных слов. Если ребенок плохо разговаривает, учить его чтению, например, по кубикам Зайцева, опасно. Вместо того, чтобы говорить словами, он может начать общаться с помощью кубиков.
  2. Достаточное развитие фонематического слуха. Малыш в возрасте 4 лет должен четко слышать и разделять звуки.
  3. Отсутствие серьезных проблем с произношением.
  4. Сформированная ориентация в пространстве. Малыш должен различать право и лево, верх и низ. В противном случае он не поймет, что читать надо слева направо и даже может начинать чтение с любой понравившейся буквы.

4 года - оптимальный возраст для начала обучения

Практика показывает, что у большинства детей такие навыки появляются в возрасте четырех лет.

Учиться и играть одновременно

Чтобы ребенок правильно и полноценно развивался, все дошкольное время должно проходить в играх. Без игры малыша невозможно научить не только чтению, но и ничему другому. Хороший учитель придумает множество игр, чтобы превратить занятие в веселую забаву. Иначе малыш не просидит и пяти минут. Можно строить из букв паровозик, или устроить магазин и «продавать» товары на одну букву и т. д.


Обучение чтению должно быть удовольствием для ребенка

В процессе игры одновременно происходит и обучение, и развитие ребенка.

Простой способ научить малыша читать

Решив самостоятельно обучить своего ребенка читать, нужно в первую очередь обратить внимание на то, что называть следует не букву, а звук. Буква - то, что пишется, звук - то, что слышится. Абстрактное мышление ребенка 4 лет развито плохо. Поэтому следует говорить «буква Л», а не «ЭЛЬ», буква «С», а не «ЭС». Все правильные названия букв можно отложить до школьной поры, а на этом этапе следует произносить и учить звуки.

Выучить гласные звуки

Чтобы научиться читать, совсем необязательно изучать сразу все буквы. На первом этапе обучения следует выучить только гласные звуки. Из картона вырезаются кружочки диаметром около 15 см и на них ярким фломастером или краской пишутся гласные буквы. Пусть кружочки называются «бусинками» или «капельками». Каждая такая «капелька» поет свою песенку, например, «а-а-а…» или «о-о-о…». Это внесет в обучение элементы игры.


Учим буквы по кубикам

Кружочки с буквами можно расклеить по всему дому в разных местах, и время от времени просить ребенка, напомнить, какую песенку поет та или иная «капелька». Через некоторое время поменять буквы местами и продолжать обучение до тех пор, пока все гласные звуки не будут запомнены. Так как гласных лишь 10 штук, малыш выучит их быстро и легко.

Когда ребенок уже запомнил буквы в привычных кружочках, можно попросить его найти какую-то гласную в слове из книги. Книгу, конечно, надо подобрать заранее.

Слова в ней должны быть прописаны крупным шрифтом и разбавлены интересными картинками.

Находясь на прогулке, укреплять полученные знания можно, разыскивая знакомые буквы на рекламных щитах или вывесках на магазинах.

Научиться читать слоги

После того как выучены все гласные буквы, надо приступать к чтению слогов и коротеньких слов, состоящих из трех, максимум четырех, букв. Можно в качестве дополнительного пособия взять Букварь или Азбуку.

Знакомясь с какой-то новой буквой, например, «П», не нужно вдаваться в подробности и объяснять малышу, что это буква согласная, и бывает она мягкая и твердая. Он этой информации не поймет и не запомнит. Лучше попросить ребенка подумать, на что похожа эта буква, или пусть он вспомнит самое известное слово на «П», например, «папа».


Учим слоги с сказочными героями

Затем выученная буква подставляется к гласным. Взрослый читает слог и просит малыша его повторить. Можно написать таблички со слогами и попросить ребенка показать тот слог, который изображен. Главное, помнить, что играть в слова надо не более 10 минут, а потом переключаться на другие занятия.

Когда освоено уже несколько согласных букв, можно переходить к составлению коротких слов. Пусть ребенок сам додумывает, какую букву надо поставить в конце слова. Останется только показать ему, как выглядит слово с этой буквой на бумаге или магнитной азбуке.

Чтение слов

Теперь надо написать на полосках бумаги несколько хорошо известных ребенку слов, количество букв в которых не превышает шести. Прочитать их вслух и развесить в разных местах дома. Хорошо бы таблички украсить картинками с изображением предмета, название которого написано.


Совместные чтения развивают интерес ребенка

Несколько раз между делом надо перечитывать слова вместе с ребенком, а потом собрать таблички и, показав одну из них, попросить малыша прочитать, что там написано. Можно менять картинки местами, читать заведомо неправильно, чтобы он с радостью замечал ошибку. Способов добиться запоминания слова много. Разучив одну группу слов, приступают к другой.

Такой способ позволит быстро научить ребенка 4 лет читать слоги, и даже целые слова. Ведь всегда можно найти 10 минут в день для обучения своего любимого чада.

Тест

Этот небольшой тест поможет родителям определить, готов ребенок начать обучаться чтению или с этим следует подождать. Он включает в себя 18 вопросов. Если ответ положительный, ставится одно очко.


Любит ли ваш ребенок книги?
  1. Малыш просит рассказать сказку?
  2. Он сам может их пересказывать?
  3. Часто ли ребенок сам рассматривает книги?
  4. Что вызывает в книге больший интерес у малыша - картинки или содержание?
  5. Просит ребенок научить его читать?
  6. Имитирует он иногда, что «читает» книгу?
  7. Пытается ребенок сам «писать» книгу?
  8. Внимательно он слушает чтение других?
  9. Бережет малыш свои книги?
  10. Богатый ли у него словарный запас?
  11. Читать книги нравится больше, чем смотреть телевизор?
  12. Сможет ли ребенок подобрать слово, начинающееся на последнюю букву слова «стол»?
  13. Пытается соединять знакомые буквы?
  14. У малыша нет серьезных проблем с произношением?
  15. Различает ли он похожие звуки, например, Ж и Ш?
  16. Говорит предложениями или отдельными словами?
  17. Ребенок учится читать с удовольствием?
  18. Он знает много песен и стихов?

Подведение итогов

Если ребенку меньше 4 лет, то с чтением торопиться не стоит. А вот будущего первоклассника, которому уже исполнилось 6 лет, надо заинтересовывать процессом чтения. Для этого следует предлагать ему больше интересных книг с крупным шрифтом и картинками.

Этот результат говорит о средних способностях малыша 4 лет к чтению на данном этапе. Надо обратить внимание на книги, окружающие малыша. Иногда толстые книги пугают детей своим объемом.


У вашего ребенка есть свои книги?

13-18 очков

Ребенок полностью готов к обучению и хочет, научившись читать, самостоятельно узнавать из книг много занимательного.

Похожие материалы

Однако специалисты в области педагогики не рекомендуют так нагружать малыша в этом возрасте, ведь двухлетке и без того есть что постигать. В это время должны формироваться навыки социализации, коммуникации, без которых в будущем ребенку будет сложно найти свое место в обществе.

Родители могут возразить: ведь детки очень хорошо узнают буквы на картинках! Действительно, это так. Малыши 2-3 лет хорошо запоминают и узнают графические изображения букв, но расценивают их только как картинки.

Но соотнести букву со звуком, соединить две буквокартинки в слог - слишком сложные задачи для ребенка раннего дошкольного возраста. Учиться читать в 2-3 года еще рановато.

Признаки готовности ребенка к началу обучения

Первое правило, касающееся сроков обучения такому навыку как чтение, гласит, что начинать этот процесс необходимо тогда, когда малыш уже:

  • хорошо говорит,
  • не пропускает и не «глотает» звуки,
  • успешно справляется с трудновыговариваемым «р»,
  • не шепелявит и не присвистывает.

Если кроха начнет учиться читать до устранения этих проблем, в будущем у него могут возникнуть проблемы не только с самим чтением, но и с письмом: перестановка звуков и букв, пропуск звука во время говорения и буквы при написании слов.

Еще одним условием благополучного обучения грамоте является наличие у ребенка развитых навыков анализа и синтеза. Именно они помогут малышу разобраться, что он видит не просто изображение, а именно, букву, которой соответствует определенный звук. А также понять, что две буквы образуют слог, который можно произнести.

Как правило, этими навыками ребенок овладевает к 5 годам. Именно в это время опытные педагоги и рекомендуют начинать освоение навыка чтения по слогам.

Помимо этого, следует заниматься с ребенком чтением тогда, когда он к этому готов, то есть может в течение 15-20 минут сосредоточиться на одном деле. В противном случае наука не пойдет впрок, и обучение малышу совсем не понравится.

Подготовительный этап: осваиваем буквы и звуки

Еще одним условием, без которого чтение по слогам, а уж тем более беглое, просто невозможно, является знание ребенком всех букв и звуков. Важно, чтоб ребенок понимал, какому изображению соответствует тот или иной звук.

Именно поэтому начинать обучение чтению следует с изучения грамоты. Для этого можно использовать любую детскую книгу с крупными буквами.

Но все же лучше приобрести букварь: это проверенное годами пособие, способствующее поэтапному овладению навыком. Здесь и буквы, и звуки, и интересные картинки по теме. Обучение будет и продуктивным, и интересным.

Освоение гласных

Как правило, звукобуквенный состав языка начинают изучать с гласных А, О, Э, У, Ы, И. Ребенок запоминает, как выглядят эти буквы и как произносятся соответствующие звуки. Покажите малышу, как хорошо пропеваются гласные. Следом за простыми гласными можно изучить йотированные, составив все 10 звуков в пары: А - Я, О - Ё, У - Ю, Э - Е плюс еще одна пара Ы - И.

В таком сочетании ребенок быстро освоит гласные звуки. Не стоит углубляться в фонетику и объяснять ребенку, что йотированные гласные обозначают два звука, и уж тем более не нужно употреблять на занятии сам термин. Достаточно просто изучить сами буквы и звуки. Теорию детям подробно объяснят в школе.

Разучивание согласных

Разобравшись с «поющими» гласными, можно переходить к согласным. Обычно сначала изучают сонорные - Л, М, Н, Р и звонкие звуки. Затем можно приступить к освоению глухих согласных, используя тот же метод, что и при изучении гласных - соединение букв (звуков) в пары: Б - П, З - С и так далее.

После этого наступает очередь непарных шипящих и Й. С «беззвучными» буквами - Ь и Ъ - знакомятся в последнюю очередь.

Важный момент: впервые показывая ребенку буквы, произносите не их названия, а звуки, то есть не «бэ», а «б», не «эн», а «н». Так малышу будет легче соотнести звук и букву. В противном случае пятилетка может перепутать название буквы и звук и выдаст загадочное «эноэс» вместо простого и понятного «нос».

Начинаем читать по слогам

Сонорный + А

Учиться читать слоги следует с самых простых примеров. Как правило, на первых этапах осваиваются слоги, начинающиеся с сонорных и оканчивающиеся на А: МА, ЛА, РА и так далее. На данном этапе важно объяснить малышу, что во время чтения слога один звук как бы притягивается к другому, звуки нужно произносить слитно.

Используя сочетание «сонорный + гласный» можно наглядно показать слияние звуков, произнеся слог нараспев: «ммммаааа». Еще нагляднее суть соединения звуков можно продемонстрировать на примере сочетания двух гласных: АУ, УА.

Конечно, такое сочетание слогом не является, но использование его на данном этапе поможет ребенку понять, как один звук постепенно, безотрывно переходит в другой.

Сонорный +другие гласные

Разобравшись с сочетанием сонорного и гласного А, можно приставить к тем же согласным новый гласный звук. Далее можно заменить и согласные - на другие звонкие или глухие: ЖИ, КО, СА. Поняв принцип сложения звуков, в дальнейшем маленький читатель сможет самостоятельно произносить и составлять слоги.

Некоторые методики предлагают уже на этом этапе попробовать прочитать слова, состоящие из знакомых ему слогов: «мама», «молоко». Если у малыша все получается, можно закончить занятие прочтением фразы из старого советского букваря: «Коси, коса, пока роса».

Если же обучение проходит не слишком легко для ребенка, не стоит пока нагружать его чтением слов и фраз.

Осваиваем более сложные слоги

Традиционно более сложными считаются закрытые слоги (то есть оканчивающиеся на согласный звук): АМ, ОК, ЭХ. Можно изучать их, сравнивая с уже знакомыми открытыми: МА - АМ, КО - ОК. Так ребенок поймет, что одинаковые буквы и звуки можно складывать в слоги, разные не только по написанию, но и произношению.

Когда освоены закрытые слоги, можно перейти к трехбуквенным сочетаниям: конструкции «согласный + гласный + согласный». Например: КОТ, НОС, ТОМ.

Более сложным вариантом является трехбуквенный слог, где два согласных звука идут подряд: ТРА, ПЛИ, СТО. Изучение трехбуквенных слогов подготавливает ребенка к чтению слов.

Переходим к чтению слов и предложений

Читаем слова из открытых двухбуквенных слогов

Конечно, между частями слова будут оставаться небольшие паузы, ничего страшного в этом нет. Однако нужно следить, чтоб пауза не слишком затягивалась, иначе слово превратится просто в слоги.

Осваиваем более сложные слова

Далее можно потренироваться в чтении трехбуквенных слов конструкции «согласный + гласный + согласный»: «рот», «сон», «мир». Объясните ребенку, что эти слова не что иное, как сложные слоги, которые вы уже тренировались читать вместе раньше.

Следующий этап предполагает чтение сложных в фонетическом плане слов с двумя согласными подряд: «стол», «плита», «травка», а также с Й, Ь и Ъ.

Особенности обучения прочтения слогов и слов

Стоит сказать, что сегодня методик обучения чтению очень много. Их авторы по-разному распределяют материал.

Предложенной последовательности обучения ребенка чтению по складам можно предложить следующую альтернативу: освоив простые слоги с одним гласным, к примеру, с А, можно приступать к чтению более сложные слогов с этим же звуком, а затем попробовать складывать и слова (например, «забава», «парад»).

Затем следует пройти такой же путь с другими гласными, после чего пробовать читать по слогам целые предложения, например: «Мама мыла раму». Слоги и слова с Й, Ь и Ъ традиционно остаются на конец периода обучения.

Важно, что общим моментом всех современных методик является закрепление материала в игровой форме. Игра - важнейший элемент обучения в наши дни, тем более если речь идет о дошколятах.

Как сделать обучение ребенка более продуктивным?

Основные моменты

Итак, обучая ребенка чтению по слогам, нужно придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Повторимся: буквы следует называть как звуки: «м», а не «эм», «к», а не «ка».
  2. Следите, чтоб ребенок произносил слоги правильно, и исправляйте ошибки сразу во избежание запоминания неверных вариантов.
  3. Не перегружайте малыша лишней информацией, в частности фонетическими терминами, а также звукобуквенным анализом. К примеру, не вдавайтесь в подробности о том, что некоторые буквы в определенных положениях в слове обозначают два звука.
  4. Переходя к чтению слов, предоставляйте ребенку текст в книге с правильным их написанием, без дефисов, которые затрудняют восприятие слова целиком.

Интерес ученика - ключ к успеху

Старайтесь делать занятия интересными для ребенка, проводите их в игровой форме. Только в этом случае можно надеяться на результат.

Чтение - сложная наука, и без наглядности здесь не обойтись. Используйте яркие картинки, карточки с буквами для складывания слогов и со слогами для составления слов, представляйте информацию в виде мини-кроссвордов.

Вместе с ребенком иллюстрируйте прочитанное, используйте настольные игры и образные средства (классические примеры: слоговой паровозик или гусеничка), включайте малышу обучающие онлайн игры и видео на компьютере или планшете - в общем, разнообразьте и дополняйте учебный процесс всем, что душе угодно.

Цель одна: устойчивый интерес к занятиям у ребенка. Заскучавший ученик информацию практически не воспринимает.

Научить ребенка читать по слогам может каждый родитель. Для этого не нужно педагогического образования, достаточно ознакомиться с пособиями, которые сегодня в большом ассортименте, поинтересоваться основными методиками, выбрать понравившуюся и следовать советам автора.

А если вы сделаете освоение этого нужного навыка еще и увлекательным, то можете быть уверены, что в первый класс ваш малыш пойдет уже умея читать как минимум по слогам.

Вам понадобится

  • Карточки с буквами, слогами и целыми словами, кубики или домино с буквами, специальные пазлы, буквенные апликации, говорящая Азбука, книги, обучающие чтению

Инструкция

Для начала запаситесь терпением и приготовьтесь к тому, что все может пойти не так гладко как вам бы хотелось. Не стоит перегружать ребенка и ожидать от него быстрого результата, занятия нужно проводить в форме игры, продолжительностью по 15-20 минут. Сейчас огромное количество различных методик чтению, выбирайте на свое усмотрение, главное, чтобы она подошла вашему ребенку.

Закупите или сделайте самостоятельно учебный материал. Вам понадобятся карточки с буквами, слогами и целыми словами, кубики или домино с буквами, специальные пазлы и собственно сама , по которой вы будете обучать ребенка. Полезная покупка – говорящая азбука, ребенок будет самостоятельно нажимать на с буквами, и запоминать их название. Хороший вариант – буквенные аппликации, развивается мелкая моторика и попутно малыш запоминает букву.

Для ребенка 6 лет уже не годится методика чтения слов целиком, лучше использовать послоговый вариант обучения. Сначала он научится составлять слоги, зрительно их запомнит, а позже из получившихся слогов уже будет составлять слова. Используйте в работе карточки с буквами. На белом толстом картоне напишите цветным маркером буквы. Показывайте ребенку их каждый день, на каждой буквы отведите 3-4 дня. Не спешите и обязательно закрепляйте результат через повторение ранее пройденного материала. Как вариант – распечатайте раскраску с буквами, пусть малыш проговорит вслух название буквы (точнее – звука), а затем раскрасит ее.

Для быстрого понимания процесса, учите звуки, а не буквы. В этом случае ребенку будет гораздо проще их преобразовывать в слоги. Звуки нужно громко повторять, можно пропеть для лучшего запоминания. Выучите сначала А, О, И, У, Е, а только потом переходите к звонким согласным и в конце – к шипящим. Составляйте из них простые слоги, пусть малыш попробует их прочесть. Напоследок оставьте сложные буквы и знаки: Ы, Ь, Ъ, Э.

Как только ребенок научится читать по слогам, удостоверьтесь, что он понимает прочитанное. Например, два слога «ли» и «са» превращается в слово «лиса». Однако ошибочно сразу требовать осмысленности не просто слова, но и всего предложения в целом. Поймите, что пока ребенок нарабатывает технику, он не способен понять все предложение. Только через некоторое время он сможет осознавать прочитанное.

Уделите внимание разным шрифтам. Если вы занимаетесь по какой-то одной книге, то малыш может привыкнуть именно к такому шрифту, а другой уже будет понимать или совсем не сможет прочесть. Составляйте слоги и слова из разных магнитиков на холодильнике, сделайте карточки с буквами и слогами, набранными разным шрифтом. Покажите ему, прописные буквы, но заставлять их писать совсем не обязательно.

Обязательно хвалите малыша даже за небольшие успехи. Поддерживайте его, подбадривайте, даже если достижения совсем небольшие, и вы увидите результат своих . Выдержка и терпение – залог успеха, а если будете раздражаться и ругать ребенка, у него пропадет всякое желание научиться читать. Достигнуть положительного результата намного быстрее можно лишь в эмоционально-привлекательных занятиях и доброжелательной атмосфере.

Не стоит расслабляться даже после того, как ребенок успешно освоил навыки чтения, их необходимо регулярно поддерживать. Подберите для него интересную детскую литературу, соответствующую возрасту и регулярно просите ребенка немного вам прочитать. Обсуждайте прочитанное, пытайтесь заинтересовать ребенка историей, чтобы у него появилось желание читать книгу и дальше.

Оценить результаты ваших занятий поможет простая методика подсчета прочтенных слов в – техника чтения. Дайте малышу новый несложный текст и засеките ровно одну минуту. Норматив по окончанию первого полугодия – 25 слов, а для шестилетки хорошим результатом является 15-20 слов в минуту.
Главное – терпение, доброжелательность и желание заниматься с ребенком. Пройдет немного времени и с вашей помощью малыш откроет для себя увлекательный мир книг.

Обратите внимание

Существуют наиболее распространенные ошибки, которые допускают родители, когда пытаются научить ребенка читать.
1. Учат ребенка буквам, а не звукам. Например, нужно говорить звук «к», а не буква «кэ», иначе малышу будет трудно перестроиться, и он начнет неправильно читать: «кэотэ» вместо «кот».
2. Родители нервничают и ругают ребенка за промахи. Обучение должно быть увлекательным и приносить радость. В противном случае у ребенка сформируется негативное впечатление, и желание учиться чтению совсем пропадет.
3. Если ребенок не проявляет интерес к раннему чтению, не стоит его принуждать и пытаться насильно освоить Азбуку. Современные психологи выяснили, что созревание необходимых для чтения отделов головного мозга и возможность безопасно обучаться чтению имеют 30% детей к 8-ми годам, и 70% только к 6-7-ми годам.
4. Занятия должны быть систематическими, но не обременительными для ребенка. Некоторые родители хотят побыстрее увидеть результаты, поэтому мучают малыша часовыми уроками, это в корне неправильно. Начните обучение с 5 минут в день, постепенно увеличивая продолжительность занятий до 30-40 минут. Таким образом, у ребенка не будет стресса, и он будет подготовлен к школе.

Полезный совет

Еще одна небольшая хитрость-подспорье родителям – специальные детские обучающие мультфильмы и передачи. Пусть ребенок их смотрит и вместе с персонажами учится чтению. Только не сваливайте всю работу на сказочных героев, это просто дополнительный бонус, а не панацея. Одной серии подобного мультфильма в день будет достаточно.

2102

Время чтения ≈ 8 минут

Вашему ребенку уже исполнилось 6 лет, время поступления в школу все ближе и ближе, и вы всерьез задумываетесь, как же научить в домашних условиях ребенка читать по слогам? Малыши к этому возрасту уже обычно становятся более усидчивыми, знают буквы и готовы сменить привычные развлекательные игры на обучающие – а, значит, время пришло!

Методика Надежды Жуковой

Наиболее удобная методика обучения чтению по слогам – это методика Надежды Жуковой, которая позволяет быстро и без криков научить ребенка читать совершенно самостоятельно уже в 6 лет! Наталья Жукова – известный педагог и логопед, автор «Букваря», с которого она и предлагает начать обучение. Суть методики заключается в том, чтобы привить ребенку навык соединять буквы в слоги, а потом уже слоги – в слова.

Букварь Жуковой

«Букварь» снабжен иллюстрациями, которые облегчают процесс обучения. Также в нем есть рекомендации родителям о том, как проводить процесс обучения. Соединение слогов производится растягиванием гласных и кратким произнесением согласных букв. К примеру, чтобы прочитать слог «ав», ребенок должен тянуть первую букву и быстро присоединять вторую, заканчивая слог – «ааааав».

Важно помнить, что ребенок должен отучиться произносить буквы, как они называются, ему нужно читать звуки. Например, букву «в» нужно произносить не «вэ», а просто «в».

При чтении слога, начинающегося с согласной, работает та же схема: короткий согласный переходит в долгий гласный, пример: «каааааа».

Соединение слогов в слово происходит так: ребенок читает сначала один слог, потом другой, дальше он должен быстро произнести оба слога, не отрывая их друг от друга, пока они не сольются в единое слово. Попросите ребенка произнести слово несколько раз, обсудите, что оно означает, где он его слышал, как его можно использовать. Вы будете удивлены тому восторгу, который выразит ваш малыш, когда поймет, что буквы складываются в нечто знакомое и понятное, обретают смысл!

Сказки со словами, разделенными на слоги, помогут вам в обучении

Обратите внимание, «Букварь» Жуковой составлен так, чтобы начинать работу со сложно произносимых звуков «ж», «р», «ш», «л», которые многие дети затрудняются выговаривать. Таким образом, используя эту методику, вы убиваете двух зайцев – обучаете чтению по слогам и проводите логопедическую работу по улучшению звукопроизношения!

Итак, чтобы начать работать по этой методике вам нужно:

  • Купить «Букварь» Надежды Жуковой;
  • Изучить рекомендации во вступительном слове и внизу каждой страницы;
  • Выделять по 20 минут в день, либо установить правило – проходить в день с ребенком одну страницу.

Эта книга легка в использовании, рекомендации доступны и понятны, она не только раскроет вам секрет, как научить читать по слогам ребенка в домашних условиях, но и позволит ему быстро перейти на уровень, где он сможет читать самостоятельно в 6 лет!

Методика кубиков Зайцева

Кубики Зайцева – это методика, которая основана на наглядности. В комплекте идут прочные кубики, на которых нарисованы слоги. При этом все кубики имеют различный окрас, размер, есть двойные и одинарные кубики. Также в комплект входит игровое поле, аудиодиск и пособие для родителей. Итак, как же работая с этими кубиками, научить ребенка в домашних условиях и без помощи специалистов читать по слогам, начиная уже в 4 года или в 5 лет.

Кубики Зайцева

На каждом кубике изображен слог или отдельная буква, это приучает ребенка воспринимать звуки не отдельно, а сразу в слогосочетании. Это несомненное преимущество данной методики, потому что первая трудность, с которой сталкиваются родители при обучении чтению – это затруднения у детей в том, чтобы соединить звуки, которые раньше они называли отдельно. Автор методики рекомендует не учить с детьми буквы отдельно, а сразу начать заниматься со слогами.

Так, ребенок воспринимает слог как минимальную единицу, иными словами, складывает не буквы в слова, а слоги. Это происходит следующим образом: родители показывают ребенку несколько вариантов сложения кубиков, произнося написанные на них слоги, потом заменяют один кубик другим – и, чудо, слово меняется! Игровая форма позволит дольше удержать внимание малыша, а чтение сразу слогов – быстрое освоение чтения.

Складовые картинки из комплекта служат образцом, по которому могут заниматься дети самостоятельно, ведь подражать – это так просто.

Слоги на кубиках составлены именно так, как они встречаются в словах, а поэтому ребенок изначально будет привыкать к верному сочетанию, что избавит вас от грамматических ошибок, которые ребенок может допускать впоследствии в школе. Например, частой ошибкой становится правописание шипящих с гласными «ча», «ща», «жи», «ши» часто пишут, как «чя», «щя», «жы», «шы». Но так как ребенок привыкнет видеть именно верные сочетания, как на кубиках, то этих ошибок он не совершит никогда!

Чтобы работать по этой методике вы должны:

  • Приобрести комплект «Кубиков Зайцева» (туда же входит диск, игровое поле, пособие);
  • Прочитать пособие по работе с методикой;
  • Выделить 15 минут на занятие с ребенком + 10 минут для самостоятельной игры ребенка с кубиками без вашего участия.

Положительные отзывы о данной методике свидетельствуют о том, что ребенок овладеет без проблем не только чтением, но и грамотой, а у вас не будет болеть голова о том, как научить ребенка читать по слогам в 6 лет, ведь он овладеет этим еще раньше, причем в домашних условиях и в игровой форме.

Методика Марии Монтессори

Наглядность и сенсорное восприятие – вот что лежит в основе методики Монтессори. Эта методика ставит целью научить читать, говорить и писать одновременно. Занятия проходят следующим образом:

  • Ребенок вместе с мамой рассматривает «шершавые» на ощупь буквы, обводит их пальцем;
  • Следующий шаг – рисовать буквы. Причем не печатные, а сразу прописные, так как дети легче воспринимают и передают округлости букв;
  • Изучение букв, ощупывание, рисование – все это надо сопровождать голосом, называя звуки.
  • Когда ребенок освоил рисование букв – рисовать по две буквы, иначе говоря, слог, также произнося его.
  • Постепенно усложнять от единичной буквы – к слову.

Автор рекомендует проводить игры, включить в действия театрализацию, разыгрывая мини-сценки, например, «Как К в гости к У ходила», также играть в игру «Угадай, что за буква», где ребенок ручкой ищет в коробке букву, угадывает ее на ощупь и называет. Также нужно проводить упражнения на развитие мелкой моторики и письма, работать с ручкой и карандашом.

Методика Монтессори позволяет не только обучить ребенка чтению, но и подготовить руку к письму

Данная методика нацелена на раннее общее развитие ребенка: она развивает моторику, обучает письму, чтению, развивает речь, сенсорные и тактильные ощущения. Причем начинать работать по данной методике, рекомендовано с 4 лет.

Итак, чтобы работать по Монтессори, нужно:

  • Купить или изготовить (к примеру, из бархатной бумаги или других материалов) шершавые буквы;
  • Подготовить удобную ручку и тетрадь (альбом);
  • Прочитать рекомендации к методике и отобрать заинтересовавшие вас игры и упражнения;
  • Уделять 15 минут в день непосредственно занятиям (ощупывать буквы, писать и рисовать их, проговаривать при этом вслух) + 20 минут выделять на игры с буквами и театрализованные представления.

Обучая ребенка чтению, используйте подручные материалы, например, манку или крупы

Эта методика настолько проработана, заключает в себе столько занятий и упражнений, что есть отдельные видео уроки, как научить ребенка в домашних условиях читать по слогам в 4, 5 и 6 лет.

Какую же методику выбрать?

Для того, чтобы понять, какая методика подходит именно вам и вашему ребенку, можно обратиться к следующей таблице:

Обучение по Жуковой Обучение по Зайцеву Обучение по Монтессори
Что нужно? «Букварь» Кубики и комплект к ним Шершавые буквы и рекомендательное пособие
Со скольки лет можно начинать? С 5 лет Уже в 4 года С 3-4 лет
Преимущества 1.Учит произносить звуки, складывать их в слоги, из слогов получать слова

2.Поэтапность обучения, постепенное усложнение

3.Занимает всего 20 минут в день

4.Позволяет приучить ребенка работать с книгой

1.Игровая форма обучения

2.Наглядно и сенсорно

3.Можно проводить занятия дважды в день, первый раз обучая, второй – играя

4.Обучение сразу слогам, проскакивая этап изучения звуков отдельно

1.Одновременное развитие сенсорики, тактильных ощущений, письма, чтения и речи

2.Игровая и наглядная форма

3.Большое количество вариантов занятий (упражнения, игры, театр, сочинение сказок)

4.Творческий подход

Недостатки Отсутствие игровой формы Восприятие ребенком слогов в их цельности, проблемы с выделением отдельных звуков Отсутствие взаимодействия с книгой

Таким образом, мы рассмотрели три методики обучения чтению по слогам трех разных школ – классической («Букварь» Жуковой), нетрадиционной («Кубики Зайцева») и школы раннего развития (Монтессори). Вам остается только выбрать, какой способ подходит именно вашей семье, позволяющий научить ребенка читать по слогам в домашних условиях, чтобы это было не только быстро и эффективно, но и доставило массу удовольствия вам и вашему малышу!