Как понять что ребенок садится. Когда ребенок начинает садиться самостоятельно

В первые месяцы жизни крохи родители, особенно «начинающие», с трепетом наблюдают за его развитием и радуются каждому новому навыку – улыбке, переворотам со спинки на живот и обратно, осмысленному «знакомству» с ручками и ножками.

Всему свое время

И вот ближе к полугоду они со все возрастающим нетерпением ждут – когда же наконец малыш перестанет созерцать мир «снизу вверх», а сможет «расширить горизонты» своих впечатлений, научившись сидеть?

Они тревожатся, слушая рассказы, как «соседская девочка села сама в пять месяцев» и переживают, не отстает ли их ребенок от ровесников . Другие рассуждают, не пора ли усадить его, обложив подушками для устойчивости, как это часто делали бабушки?

Раньше считалось, что пятимесячного ребенка нужно потихоньку подсаживать к опоре, чтобы тренировать его мышцы, а если ребенок не начинал садиться сам, уже достигнув семимесячного возраста, это относили к разряду отставаний в физическом развитии.

Но сейчас педиатры настаивают на точке зрения, отрицающей существование единой и универсальной нормы для всех грудных детей. Правда в том, что темпы развития каждого крохи абсолютно индивидуальны и связаны с его:

  • физиологией,
  • наследственностью,
  • активностью,
  • уникальным темпераментом,
  • другими факторами.

Навязывать ребенку насильно физические навыки, к которым его организм еще не готов, совершенно не стоит. Позвоночник, мышцы и связки крохи должны «созреть» и стать достаточно крепкими.

Сидение по сути – не самая физиологичная поза, она создает ощутимую нагрузку на позвоночник, связки, суставы и тазовые кости. Новый возрастной ориентир для нормального освоения крохой устойчивого положения «сидя» – 8-9 месяцев.

Бережем осанку с детства

Позвоночник новорожденного малыша вначале лишен физиологических изгибов, которые формируются постепенно:

  • шейный (дает возможность крохе в 2-3 месяца уверенно ),
  • грудной (в 4-5 месяцев малыш приподнимается на руках и переворачивается, ),
  • поясничный (в 7-8 месяцев ребенок поднимается на ножки и держась за опору делает попытки вертикально передвигаться).

Очень важно для правильной осанки формирование и развитие «мышечного корсета», которое также происходит постепенно.

Если вопреки природе усадить 4-5-месячного малыша, он быстро потеряет равновесие, плечики его перекосятся, а спинка скруглится. Все эти признаки говорят о том, что сажать такого кроху еще рано, в противном случае, подрастая, ребенок может получить серьезные проблемы с позвоночником, тазобедренными суставами и внутренними органами.

Вставать и ползать раньше, чем сидеть

Родителям не стоит торопить события: их задача – наблюдать за ребенком и, если нужно, помочь ему

Каждый ребенок имеет право на свой уникальный процесс развития. И наши умные и необычные малыши постоянно напоминают нам об этом.

Поэтому не переживайте, если ваш ребенок ползать и вставать на ножки научится раньше, чем садиться из положения лежа.

И это тоже физиологически правильно, ребенок интуитивно чувствует, к чему он уже готов и что ему удобнее и нужнее на данном этапе.

В этом малыши мудрее нас.

А наша родительская задача – наблюдать, чувствовать и помогать при необходимости, но отнюдь не мешать и не навязывать крохе «обязательные» и «зачетные» двигательные стереотипы.

Ведь для ребенка со слабыми мышцами живота и более сильными – шеи, спины, рук и ног научиться садиться из положения стоя или ползания гораздо проще, и он мудро выбирает именно такой путь. Придет время – и он освоит другие решения этой задачи, только не стоит его торопить.

Кто раньше – мальчики или девочки?

Существует популярная точка зрения о том, что девочки якобы проходят все стадии грудничкового развития несколько быстрее, чем мальчики – раньше переворачиваются, садятся, учатся ползать.

У этого мнения столько же подтверждений, сколько и опровержений, так как на практике ничуть не меньше мальчиков довольно рано овладевают всеми этими навыками.

Главную роль в таком развитии, несомненно, играет не пол, а степень двигательной активности .

Вот лишний вес крохи может слегка притормозить процесс обучения , так как «пухляшкам» в отличие от их более «мелких» сверстников обычно в силу конституции двигательные навыки даются несколько сложнее.

Опережая события

Бывает и наоборот. Некоторые «акселераты» и «спортсмены» действительно садятся сами уже в пять месяцев. И не пытайтесь их удерживать и укладывать обратно – они лучше вас знают, что уже пора менять «точку зрения» на окружающий мир.

Если ваш малыш рано начал садиться, обеспечьте поддержку его мышцам

Садятся – значит, могут себе позволить, потому что чувствуют свою полную физическую готовность к сидению и абсолютную необходимость этой новой позы для своего развития.

Примите это как радостную данность и старайтесь на первых порах обеспечить крепнущим на глазах мышцам малыша поддержку, сажая чадо почаще к себе на колени и прислоняя спинкой к своему животу.

Если вы твердо решили, что вашему ребенку необходимо «пробежать» дистанцию развития младенческого этапа спринтерскими темпами, вы безусловно можете этого добиться, терпеливо и настойчиво следуя следующим простым советам.

① Волшебные прикосновения

С первых месяцев жизни крохи уделяйте большое внимание массажу. Помимо регулярных курсов обязательного профессионального дарите ребенку ежедневный родительский.

Поглаживайте, растирайте, позже – слегка пощипывайте и похлопывайте (если нет противопоказаний), посылая тепло своих рук пальчикам, ручкам, ножкам, спинке и животику малыша. Такое взаимодействие активизирует все обменные процессы в организме крохи и обязательно сделает его мышцы крепкими и готовыми к новым нагрузкам.

② Фитнес для младенцев

Физические упражнения в сочетании с массажем и водными процедурами способствуют укреплению мышц малыша, а значит новые навыки он будет осваивать быстрее

Гимнастика поможет сделать ребенка более сильным и гибким. Не жалейте времени и сил на физические занятия с малышом.

Существуют специальные комплексы упражнений для детей, начиная с месячного возраста, которые доставляют малышам удовольствие и укрепляют их, побуждая к двигательной активности.

Очень полезны , которые тренируют мышцы, отвечающие за поддержание тела в балансе и играющие важную роль при сидении.

С 5-месячного возраста можно делать специальное упражнение, приучающее кроху переходить в положение сидя – за обе ручки, а впоследствии и за одну притягивать малыша к себе, «подсаживая» на несколько секунд. Главное – следить, чтобы не оставлять еще не окрепшего малыша в таком положении слишком долго.

Через некоторое время кроха научится сам подтягиваться, держась за ваши пальцы, а впоследствии использует эти навыки и станет присаживаться, используя в качестве опоры, например, прутья кроватки.

Еще одно упражнение, тренирующее «нужные» для сидения мышцы – перевороты со спины на живот и обратно, которые также необходимо включать в гимнастические комплексы.

Может нанести непоправимый урон здоровью вашего малыша. Но снизить риск кислородного голодания и тяжесть последствий от него возможно.

У детей эффективно помогает избежать хирургического вмешательства при 1-2 степени заболевания.

Вас настораживает частая икота малыша, и вы не знаете, как с ней справиться? об основных причинах, а также о самых простых способах избавления от нее.

Гиперактивный ребенок требует особого отношения к нему. Предлагаем ознакомиться коррекции поведения таких детей.

③ Поплаваем

Занятия с крохой в ванной и бассейне, обучение его плаванию доказано ускоряют развитие и созревание опорно-двигательной системы малыша.

Двигаясь в воде, преодолевая силу ее сопротивления и удерживая баланс, кроха получает еще и отличный эффект массажа, нормализующий мышечный тонус. При этом его позвоночник избегает перегрузок и находится в физиологически правильном положении.

Детки, получившие «водное» воспитание, быстрее осваивают важные двигательные навыки, чем их «сухопутные» сверстники, поэтому садиться самостоятельно также начинают раньше.

Ожидая, когда же ребенок начнет сидеть самостоятельно, соблюдаем следующие принципы

  1. Регулярно занимаемся с крохой массажем и гимнастикой.
  2. По возможности учим его плавать.
  3. Ждем, когда кроха сядет сам – не паникуем и не сравниваем его со сверстниками, не торопим события и не тормозим их, искусственно приближая к условным нормам.
  4. Помним, что у каждого ребенка – свои индивидуальные сроки и темпы развития и свои методы овладения двигательными навыками, поэтому действуем, наблюдая, поддерживая и радуясь новым успехам малыша.

Послушайте мнение доктора о том, когда должен ребенок сесть, нужно ли ему помогать и как правильно это делать.

В наши дни необычайно популярно раннее развитие детей. Каждая мамочка хочет продемонстрировать подругам при встрече всё новые навыки своего малыша. Например, один уже с ползунков может отличить красный от синего, а другой с месячного возраста изучает английский или еще пару иностранных языков.

Конечно, раннее развитие никто не отменял, но в погоне за ним мамочки совершенно забывают, что малыш должен естественным путем пройти все этапы развития, в том числе такой важный, как ползание.

Ребенок начинает ползать

Почему-то к этому способу передвижения малютки родители относятся с безразличием. Они почти не фотографируют эти моменты, не запоминают дату, когда это случилось впервые. Просто они не до конца осознают, какой на самом деле важный шаг в своей жизни совершает кроха, начиная ползать.

Для того чтобы ползать, малыш должен уже осознанно передвигать поочередно руками и ногами, что значительно развивает его мышление.

Благодаря ползанию кроха учится определять себя в пространстве, ощущать собственное тело, уметь им управлять, поворачивать, понимать расстояния до объектов.

Разве это не важнейший этап осознания действительности и себя в ней? Однако мамы упорно игнорируют этот способ передвижения, стараясь не акцентировать на нем внимание родственников и друзей, которым они обычно демонстрируют навыки и умения ребенка.

Да и вся производимая продукция для детей нацелена на скорейшее становление ребенка на ноги: это манежики, ходунки и прочие модели приспособлений, опираясь на которые ребенок начинает ходить при поддержке родителей.

В чем польза ползанья

Однако молодым родителям нужно усвоить, что ползание в младенческом возрасте способствует формированию в будущем в сознании малыша понятий о сторонах света, о том, где право, а где лево, учит ориентироваться по компасу и часам, определяя расстояние, направление и время. Малыши, которые не были лишены возможности ползать по полу, быстрее развиваются, вырастая, они обычно умеют хорошо чертить, рисовать, держать равновесие.

Без этого процесса ребенок может в будущем плохо ориентироваться на местности, путать направления движения, не уметь определять расстояния до предметов, из-за чего будет натыкаться на дверные проемы и стены. В школе при изучении грамматики русского языка ребенку сложно будет разобраться в падежных формах и он будет путать значения пространственных понятий «наверх», «снизу», «позади», «к», «на», «при», «перед» и др.

Ползание развивает не только пространственно-временные представления ребенка, но и тактильные ощущения: малыш часто прикасается руками и ногами к твердым поверхностям; изучает окружающее на гладкость, шершавость, скольжение; учится сминать предметы, которые попадаются ему на пути и не дают продвинуться.

Ученые отмечают прямую связь между ползанием младенца и его спортивным будущим. Умея хорошо чувствовать свое тело в пространстве, в школьном возрасте ребенок легко сможет поймать мяч, устоять на одной ноге, перелезть через объекты; ему будет легко прыгать, скакать, бегать, вести мяч по полю ногами или забрасывать его в корзину.

Ползание важно для малыша и в психологическом плане, ведь, давая ему возможность двигаться столь сбалансированным способом, мама формирует в нем ощущение свободного пространства, благодаря чему в будущем ребенок становится более уравновешенным, смелым и физически активным.

Учим ребенка ползать

Для того чтобы стимулировать кроху к познанию мира подобным младенческим способом, чаще доставайте его из кроватки или манежа, где возможности ползать нет, и отправляйте на пол изучать окружающее пространство. При этом уберите с пола опасные и травмирующие предметы, а для того чтобы уберечь малыша от переохлаждения, расстелите на пол флисовое одеяло или теплый плед.

Если провода находятся на таком расстоянии, что кроха может до них дотянуться,уберите их, а розетки закройте специальными резиновыми накладками.

Поверьте: малышу доставит большое удовольствие путешествие по своему дому!

Если ребенок не проявляет активности, необходимо его стимулировать. Возможно, это происходит потому, что малыша окружают чрезмерной заботой и приносят всё, что ему захочется, не давая возможности самостоятельно до этого дотянуться.

Следует поставить на пол специальную корзину, ящик или тазик с игрушками и интересными, безопасными вещами для малютки, к которой он может дотянуться сам. Пусть изучает свои игрушки самостоятельно! Это принесет куда большую пользу его развитию, нежели постоянное нахождение в коляске, на руках или в кроватке.

Если ребенок не умеет ползать

Если ребенок в полгода не умеет ползать, то зачастую это означает только то, что никто ему этого не показал. Помните, ведь малыши буквально схватывают на лету и стараются подражать поведению взрослого, отдаленно осознавая его как принятую модель поведения. Дети склонны к поглощению и трансформации новой информации и обучению.

Покажите ребенку, как можно передвигаться на коленках и ручках, и все время после этого следите за его прогулками, чтобы малыш не поставил занозы, не испачкал руки, не совал их в рот. И, конечно же, следите за гигиеной в доме.

Помимо всего перечисленного, ползание полезно для развития опорно-двигательной, дыхательной и кровеносной систем. Ведь ползание для младенца - своего рода гимнастика, которая повышает тонус сосудов, формирует вестибулярный аппарат, заставляет ребенка чаще и глубже дышать, развивает суставы и связки. Обмен веществ ребенка при этом улучшается, срыгивание происходит реже, повышается аппетит, а вместе с ним и любознательность.

Исходя из этого стоит сделать однозначный вывод: пусть кроха ползает, пока не научился ходить, столько, сколько ему хочется!

В наши дни необычайно популярно раннее развитие детей. Каждая мамочка хочет продемонстрировать подругам при встрече всё новые навыки своего малыша. Например, один уже с ползунков может отличить красный от синего, а другой с месячного возраста изучает английский или еще пару иностранных языков.

Конечно, раннее развитие никто не отменял, но в погоне за ним мамочки совершенно забывают, что малыш должен естественным путем пройти все этапы развития, в том числе такой важный, как ползание.

Ребенок начинает ползать

Почему-то к этому способу передвижения малютки родители относятся с безразличием. Они почти не фотографируют эти моменты, не запоминают дату, когда это случилось впервые. Просто они не до конца осознают, какой на самом деле важный шаг в своей жизни совершает кроха, начиная ползать.

Для того чтобы ползать, малыш должен уже осознанно передвигать поочередно руками и ногами, что значительно развивает его мышление.

Благодаря ползанию кроха учится определять себя в пространстве, ощущать собственное тело, уметь им управлять, поворачивать, понимать расстояния до объектов.

Разве это не важнейший этап осознания действительности и себя в ней? Однако мамы упорно игнорируют этот способ передвижения, стараясь не акцентировать на нем внимание родственников и друзей, которым они обычно демонстрируют навыки и умения ребенка.

Да и вся производимая продукция для детей нацелена на скорейшее становление ребенка на ноги: это манежики, ходунки и прочие модели приспособлений, опираясь на которые ребенок начинает ходить при поддержке родителей.

В чем польза ползанья

Однако молодым родителям нужно усвоить, что ползание в младенческом возрасте способствует формированию в будущем в сознании малыша понятий о сторонах света, о том, где право, а где лево, учит ориентироваться по компасу и часам, определяя расстояние, направление и время. Малыши, которые не были лишены возможности ползать по полу, быстрее развиваются, вырастая, они обычно умеют хорошо чертить, рисовать, держать равновесие.

Без этого процесса ребенок может в будущем плохо ориентироваться на местности, путать направления движения, не уметь определять расстояния до предметов, из-за чего будет натыкаться на дверные проемы и стены. В школе при изучении грамматики русского языка ребенку сложно будет разобраться в падежных формах и он будет путать значения пространственных понятий «наверх», «снизу», «позади», «к», «на», «при», «перед» и др.

Ползание развивает не только пространственно-временные представления ребенка, но и тактильные ощущения: малыш часто прикасается руками и ногами к твердым поверхностям; изучает окружающее на гладкость, шершавость, скольжение; учится сминать предметы, которые попадаются ему на пути и не дают продвинуться.

Ученые отмечают прямую связь между ползанием младенца и его спортивным будущим. Умея хорошо чувствовать свое тело в пространстве, в школьном возрасте ребенок легко сможет поймать мяч, устоять на одной ноге, перелезть через объекты; ему будет легко прыгать, скакать, бегать, вести мяч по полю ногами или забрасывать его в корзину.

Ползание важно для малыша и в психологическом плане, ведь, давая ему возможность двигаться столь сбалансированным способом, мама формирует в нем ощущение свободного пространства, благодаря чему в будущем ребенок становится более уравновешенным, смелым и физически активным.

Учим ребенка ползать

Для того чтобы стимулировать кроху к познанию мира подобным младенческим способом, чаще доставайте его из кроватки или манежа, где возможности ползать нет, и отправляйте на пол изучать окружающее пространство. При этом уберите с пола опасные и травмирующие предметы, а для того чтобы уберечь малыша от переохлаждения, расстелите на пол флисовое одеяло или теплый плед.

Если провода находятся на таком расстоянии, что кроха может до них дотянуться,уберите их, а розетки закройте специальными резиновыми накладками.

Поверьте: малышу доставит большое удовольствие путешествие по своему дому!

Если ребенок не проявляет активности, необходимо его стимулировать. Возможно, это происходит потому, что малыша окружают чрезмерной заботой и приносят всё, что ему захочется, не давая возможности самостоятельно до этого дотянуться.

Следует поставить на пол специальную корзину, ящик или тазик с игрушками и интересными, безопасными вещами для малютки, к которой он может дотянуться сам. Пусть изучает свои игрушки самостоятельно! Это принесет куда большую пользу его развитию, нежели постоянное нахождение в коляске, на руках или в кроватке.

Если ребенок не умеет ползать

Если ребенок в полгода не умеет ползать, то зачастую это означает только то, что никто ему этого не показал. Помните, ведь малыши буквально схватывают на лету и стараются подражать поведению взрослого, отдаленно осознавая его как принятую модель поведения. Дети склонны к поглощению и трансформации новой информации и обучению.

Покажите ребенку, как можно передвигаться на коленках и ручках, и все время после этого следите за его прогулками, чтобы малыш не поставил занозы, не испачкал руки, не совал их в рот. И, конечно же, следите за гигиеной в доме.

Помимо всего перечисленного, ползание полезно для развития опорно-двигательной, дыхательной и кровеносной систем. Ведь ползание для младенца - своего рода гимнастика, которая повышает тонус сосудов, формирует вестибулярный аппарат, заставляет ребенка чаще и глубже дышать, развивает суставы и связки. Обмен веществ ребенка при этом улучшается, срыгивание происходит реже, повышается аппетит, а вместе с ним и любознательность.

Исходя из этого стоит сделать однозначный вывод: пусть кроха ползает, пока не научился ходить, столько, сколько ему хочется!

С наступлением пятимесячного возраста детишки уже многое умеют и не хотят подолгу лежать в одной позе. Они поворачивают голову влево и вправо, рассматривают предметы и людей. Они активно играют с игрушками, тянутся за ними и хватают их. Малыши в пять месяцев легко поворачиваются со спинки на животик. Но нетерпеливые мамы очень хотят, чтобы малыш уже начал учиться сидеть. Как только их кроха пытается это сделать, родители не скрывают своего восхищения и ждут, когда же он будет сидеть самостоятельно.

Когда ребенок начинает присаживаться самостоятельно?

По среднестатистическим показателям развития это происходит так:

  • В возрасте 6 месяцев ребенок учиться сидеть при помощи опоры.
  • В возрасте 7 месяцев сидит самостоятельно без дополнительной поддержки.
  • В возрасте 7,5-8 месяцев может легко сесть сам.

Это только средние данные, все дети развиваются индивидуально . Все зависит от многих показателей и различных условий (атмосфера в семье, здоровье при рождении и др.). Кто-то может сесть раньше на месяц, а кто-то на пару месяцев позже. Это не считается отклонением от нормы. И не один профессиональный детский доктор не скажет точное время, когда ребенок должен сидеть. Каждый малыш – неповторим, ему не нужно ни на кого равняться.

Для того, чтобы ребенок мог хотя бы попробовать сидеть, должны хорошо окрепнуть мышцы спины. Если родители сами высаживают ребенка, а у него не получается или это вызывает негативную реакцию, значит его спинка еще не готова к таким нагрузкам. В большинстве случаев позвоночник ребенка до 6 месяцев еще не готов выдержать вертикальное положение.

Навязчивые попытки родителей научить малыша сидеть раньше шести месяцев, могут в будущем отразиться на здоровье его позвоночника. Это не относится к тем деткам, которые пытаются садиться самостоятельно до достижения им полугодовалого возраста. Таким «ранним» малышам можно это позволить, но не больше одного часа в течение всего дня.

Тех деток, которые до 6 месяцев не проявляли попыток присаживаться, с наступлением этого возраста можно начинать присаживать.

Упражнения для укрепления спины малыша

Мамы и папы должны начать укреплять мышцы спинки ребенка уже с трех месяцев. Мышечный корсет укрепляется во время плавания в ванне или в бассейне, если есть такая возможность. Обязательными должны быть ежедневный массаж и простые гимнастические упражнения.

  • Малыш лежит на спинке. Протяните ему свои указательные пальцы, и он обязательно за них ухватится и постарается приподняться. Спинка должна приподниматься над поверхностью приблизительно не более чем под углом сорок пять градусов. Затем осторожно опустите ребенка в исходное положение (на спинку). Можно повторить несколько раз.
  • Ребенка положите на животик. Приподнимите его одной рукой под грудь, а другой – под ножки. Ножками ребенок должен касаться груди взрослого и пытаться от нее отталкиваться. В это время он напрягает мышцы спины и ягодиц, а также шейного отдела, так как приподнимает головку.
  • Для развития и укрепления мышечной системы малыша рекомендуется над детской кроваткой повесить колечки, до которых ребенок сможет дотянуться и ухватиться за них. Таким способом он попытается приподниматься.
  • Когда малыш лежит на животике, попробуйте на небольшом от него расстоянии положить яркий привлекательный предмет. Скорее всего, при помощи рук и ног, упираясь и пыхтя, он постарается добраться до этого предмета.

Молодым мамам на заметку

Если малыш не проявляет желания сидеть и не пытается это делать самостоятельно, то родителям нельзя ни в коем случае:

  • Высаживать ребенка, обкладывая его подушками.
  • Катать в коляске в положении сидя (лучше опустить спинку коляски под углом 45 градусов).
  • Носить ребенка в сидячем положении в переносных рюкзачках, типа «Кенгуру».
  • Садить к себе на колени (с ровной спинкой).

Мальчики и девочки: предположения и факты

Среди молодых родителей, а также бабушек и дедушек можно услышать разговоры о том, что мальчиков можно начинать учить садиться раньше, чем девочек. Но опытные детские медики утверждают, что от пола ребенка абсолютно не зависит время первого присаживания. Главное, что нужно учитывать, это индивидуальные особенности, а также психическое и физическое здоровье малыша.

Присаживать мальчиков и девочек раньше шести месяцев вредно для развития позвоночника. В будущем это может сказаться на осанке, возможно развитие сколиоза. Медики утверждают, что раннее высаживание детей ведет к искривлению тазовых костей. Для девочек это нарушение может в будущем привести к проблемам во время родов.

Имеет немаловажное значение и вес ребенка. Худенькие детки более подвижные и активные. У них мышцы и брюшной пресс укрепляются раньше, чем у детей с большим весом. Пухленьким и упитанным карапузам гораздо тяжелее удержать свой позвоночник в вертикальном положении. Поэтому часто они позже других начинают сидеть самостоятельно.

Мальчики и девочки, которые сами вдруг начали садиться раньше шестимесячного возраста, скорей всего развиваются чуть быстрее своих сверстников. Возможно, их родители больше с ними занимались, да и генетика вещь сильная. Главное, чтобы сами родители не торопились в этом вопросе. Помните, каждый ребенок – уникальный, неповторимый и единственный.

Раннее присаживание: можно ли сажать не сидячего ребенка? (видео)

Приближаясь к возрасту 4-5 месяцев, в развитии младенца грядут существенные перемены. Быстрое развитие органов чувств и двигательных способностей, – малыш достигает успехов в новых возможностях, радуя своих родителей. Это уже не мирно посапывающий новорожденный. Кроха начинает хватать игрушки, переворачиваться и в какой-то момент вы замечаете, что он пытается приподняться и сесть. В какой момент ребенок начинает сидеть самостоятельно, стоит ли ускорять этот процесс упражнениями? Рассмотрим, когда ребенок должен начать сидеть, по правилам здорового физического развития.

Положение сидя – сроки и нормы развития навыка

Самостоятельное умение садиться ребенок осваивает не ранее 6-8 месяцев. Более точный ответ дать сложно, ведь развитие у каждого отдельно взятого грудного ребенка проходит по индивидуальным темпам. Ориентироваться можно по таблице этапов развития младенца. В соответствии с возрастом малыш должен обладать среднестатистическими навыками движения.

Когда ребенок начинает самостоятельно сидеть?

Держать спинку в положении сидя малыш начинает тогда, когда мышцы верхней части туловища достаточно укреплены.

  • В 6 месяцев грудничок способен принять положение сидя с поддержкой, упираясь ручками, но быстро теряет равновесие и заваливается на бок. Кроха сам еще не способен приподниматься из положения лежа, только при подтягивании за ручки взрослыми.
  • Среднестатистический возраст, когда малыши начинают сидеть и ползать сами, это 7 месяцев. Ребенок уже умеет удерживать корпус в равновесии и даже может сидя повернуться вправо/влево.
  • Перешагнув порог в 8 месяцев, ребенок уже принимает сидячее положение самостоятельно из любого варианта позиций (сидя, лежа).

Большинство родителей начинают волноваться, когда знакомые дети из окружения опережают их ребенка. Плановый осмотр невролога в 6 месяцев подскажет, стоит ли волноваться и прибегать к лечебной физкультуре, другим вспомогательным упражнениям и массажу для освоения навыка сидения.

Умения ползать и ходить – когда?

Умение ползать развивается у большинства малышей параллельно с навыком сидения. Активное желание ползать младенец будет показывать уже с 5 месяцев, первые передвижения “задним ходом” – в 5,5 месяцев, а в шесть уже будет готов поползти вперед. Ребенок полон стремления изучать окружающий мир, поэтому вокруг него необходимо создать безопасную среду.

Ходить малыш начнет уже после 8-ми месячного возраста, именно в 8-9 месяцев малыши делают свои первые шаги по кроватке и манежу. Полноценную ходьбу стоит ждать не раньше 11-12 месяцев, хотя замечено, что некоторые малыши предпочитают умению ползать сразу осваивать умение ходить.

Родители могут самостоятельно отслеживать признаки, по которым можно определить, готов ли их грудничок удерживать тело в положении сидя:

  • лежа на животике, малыш высоко поднимает грудную клетку и способен удерживаться в таком положении минимум 5 минут;
  • кроха умело и без проблем переворачивается в обе стороны;
  • малыш пытается приподнять спинку в положении лежа на спине, тянет вверх голову (за игрушкой в вашей руке) и может на долю секунд задержаться в таком положении.

Стоит понаблюдать за своим малышом в течение дня, и если вы заметите вышеперечисленные действия, то можете быть уверены – ребенок скоро порадует вас своим успешным развитием навыка.

Уверенная посадка: как укрепить мышцы спины

Родители могут самостоятельно помочь своему младенцу практиковаться в умении хорошо сидеть. Важно понять, как малыши начинают садиться, чтобы не навредить неокрепшему позвоночнику грудничка. Любые упражнения для укрепления спинки и формирования уверенной посадки можно начинать делать не ранее 5,5 месяцев.

  • Есть отличное упражнение, которое по душе активному малышу. Кроха отчаянно хватается за руки взрослого, чтобы попытаться сесть? Подтяните его и позвольте задержаться в сидячем положении на полминуты. Затем осторожно опустите на поверхность. Повторяйте занятие 4-5 раз по нескольку раз в день.
  • Отлично укрепляет и развивает мышцы спины развитие умения переворачиваться с живота на спинку. Почаще выкладывайте ребенка на животик и помогайте ему переворачиваться на спинку. Важно учить малыша уметь переворачиваться в обе стороны, даже если он выбрал “любимую” и ленится переворачиваться в другую.
  • Умение сидеть развивается также благодаря другому навыку – ползанию. Ползание стимулирует напряжение мышц. Положите перед младенцем что-нибудь яркое и шуршащее, пусть он в положении лежа попробует дотянуться до предмета.

На заметку! Возьмите за правило проводить ежедневный легкий массаж спины. Регулярные массажные действия способствуют укреплению мышечного корсета.

Мальчики раньше девочек – миф или реальность

На многочисленных форумах обсуждения родителей не утихают по поводу того, что в развитии мальчиков и девочек есть существенные различия. По наблюдениям мам девочки садятся в среднем в возрасте 6-7 месяцев. Мальчики садятся в 5,5-6 месяцев, хотя могут делать попытки подняться раньше (например, с 4,5 мес.), но самостоятельный навык приходит зачастую именно в данном возрасте.

Научными исследованиями не подтверждено, что определенный пол имеет преимущество в физическом развитии. Развитие мышц спины и укрепление позвоночника – единственный принцип, на который стоит ориентироваться при оценивании навыков сидеть и ходить.