Обряд венчания в старообрядческой церкви. Что нужно приобрести

Уважаемая Мария, старообрядчество по природе своей есть раскол, то есть отпадение от единства православной веры, сначала тоже единого, а потом до бесконечности раздробленного сообщества, не признающего историческую Церковь такой, какой она существует, в результате чего утерявшего и собственное именование Церкви. В этом смысле дальше можно лишь рассуждать о степенях этого отпадения. Сильнее всего это проявилось в беспоповческих общинах, дошедших до прямо противоречащего Новому Завету утверждения о таком ниспадении церковного бытия, при котором не только церковная иерархия утрачивает свое значение, но и большинство таинств отменяется. Некоторые старообрядцы считают, что должно быть сохранено только крещение, некоторые признают те или иные формы брака. В меньшей степени такое отпадение произошло в общинах поповческих, которые – одна ветвь в XIX веке, а другая в 20-е годы нашего столетия – пытались возродить у себя церковную иерархию, но методами тоже весьма парадоксальными, то есть приняв духовенство из той самой Церкви, законность, бытие и благодатность которой ими же и не признается.

Что касается реформ патриарха Никона, то церковно-историческая наука прямо утверждает их необходимость и правомерность, так как они спасли нашу Церковь от того обрядоверия, тупиковость развития которого как раз и продемонстрировала вся позднейшая история старообрядчества. Теперь же за возрождением, не очень пока численно заметным, старообрядческих приходов, как правило, стоит традиция интеллигентствующих неофитов, тяготеющих, однако к неообновленчеству не либерального толка, а суперконсервативного, когда в возрождении дониконовских богослужебных традиций ими видится путь к возрождению всей Русской Церкви. Но не в архаическом языке первой половины XVII столетия, не в косоворотках и смазных сапогах путь к духовному возрождению нашего народа! Кроме того, некая элитарная отстраненность от прочей жизни Церкви, которая часто характерна для такого рода старообрядчества, на мой взгляд, не может не вызывать тревоги.

Преследования же раскольников происходили не столько за высказываемые ими взгляды, сколько за открытое, иной раз до вооруженного, противодействие существующей власти. Как известно, тот же Аввакум был сожжен, но отнюдь не тогда, когда он отказался принять реформу патриарха Никона, а много десятилетий спустя, когда и сам Никон побывал в ссылке и умер, и царь Алексей Михайлович скончался и когда степень обличения раскольниками высшей власти и самой Русской Церкви дошла уже до призывов к прямой вооруженной борьбе против государственных установлений. Действительно, такие призывы, и не только по нормам XVII века, могли привести или к заключению, или к смертной казни. Можно спорить о самом институте смертной казни, о ее приемлемости или нет, но было бы предвзятостью считать, что в тех исторических условиях государственная власть не имела никаких законных оснований преследовать
Аввакума и его единомышленников. Что же касается более спокойных столетий, второй половины XVIII или XIX веков, то старообрядцы, опять же, в основной своей массе за религиозные убеждения не преследовались. Государство лишь ограждало своих подданных от тех случаев, когда среди православных велась активная старообрядческая пропаганда. Ведь по законам Российской империи совращение из православия было государственно наказуемым преступлением. Сегодня это может многим не нравиться и, безусловно, эта норма к современной жизни российского общества неприменима, но, опять же, если рассуждать исторически трезво, думается, что она во многом охраняла стабильность существования нашего Отечества на протяжении более чем двух с половиной веков.

Малоизученной в отечественной и зарубежной историографии является проблема оценки достоверности устных исторических источников, отношения к ним при изучении тех или иных событий прошлого. При работе с источниками личного происхождения следует учитывать следующее: особенности памяти и индивидуального психического развития респондента; отпечаток эпохи на мировоззрение автора, на степень правдивости, сокрытия или искажения фактов; воспоминания несут на себе отпечаток личности автора; воспоминания дополняют то, что плохо отражено или искажено в документах.

Чтобы избежать искажения и недостоверности информации, необходимо изучить личность автора, время и место действия описываемых событий. Очевидцы стремятся придать воспоминаниям черты занимательности, поэтому эмоциональные впечатления, попытка анализа события ставятся на первое место. Требовать от повествователя четкого изложения исторических фактов в воспоминаниях нельзя.

Устные источники нельзя считать продуктом исключительно личностного происхождения. Они неизбежно несут на себе печать своего времени. Искренность очевидцев событий прошлого, полнота и достоверность их впечатлений зависят от эпохи. Значение устных исторических источников зависит от темы, к разработке которой они привлечены.

Старообрядчество – уникальное явление христианской культуры, сохраняющее неизменной старую православную традицию. Старообрядцы всегда отличались тем, что имели свое направление жизни, которому они никогда не изменяли. Это люди строгих нравственных правил.

Свадьба – один из жизненно важных обрядов, закономерно сложившийся у разных народов как факт рождения семьи. Имеющиеся материалы свидетельствует об устойчивости основных компонентов обрядовой практики. Однако конкретная, индивидуальная адресность свадьбы – причина безбрежной вариативности в рамках общерусского обычая. Вместе с тем вариативность подчинена определенным региональным и локальным традициям. Региональный подход в изучении русской свадьбы, наметившийся в 40-е годы XX в., оказался плодотворным. Не менее важной представляется проблема локального проявления общерусской традиции. Нельзя понять свадьбу старообрядцев в отрыве от социальных, исторических, экономических, религиозных, климатических условий края .

Воспоминания Марины Сафоновны Черданцевой помогли представить, как проходила старообрядческая свадьба: «Вся деревня знала о предстоящей свадьбе, играли на широкую ногу. Свадьба отличалась тем, что старообрядцы не посещали церковь, а значит, и не венчались. Молодые люди вступали в брак очень рано. Девушку выдавали замуж в 16 лет, юноши женились в 17-19 лет, так как женатому мужчине легче было добиться уважения сельчан….». «Спешили выйти замуж и девушки, так как боялись остаться старыми девами, доля которых считалась самой тяжелой», – так вспоминает Парасковья Акиндиновна Конева .

До свадьбы молодым запрещалось обниматься и целоваться. Можно сказать, что девушка выходила замуж не по своему желанию, согласие давал ее отец; жених должен был быть богатым, состоятельным человеком. Этот обычай сохранялся вплоть до революции, только в 20-х гг. ХХ века молодежь стала выходить из под контроля старших. Раньше нельзя было двоеданину на мирской жениться, двоеданке замуж за мирского выходить. Юноши брали невест из деревень Коврига, Потанино; туда же выходили замуж и мальцевские девушки. Разводы были запрещены. В настоящее время многие из коренных жителей отмечают серебряные и золотые свадьбы. Со стороны женщин измен не было, замужняя женщина не смела лишний раз улыбнуться. Для мужчин правила были более свободными. Известен случай, когда законная жена вынуждена была угощать любовницу мужа чаем, но спорить и скандалить не могла.

Свадьбу играли три дня, играли в игры и пели песни. Девичника не было, проводили вечерки, где веселились друзья жениха и невесты. В баню перед свадьбой ходили только невеста и ее лучшая подруга. Утром перед свадьбой посещал баню жених.

Неповторимость, локальную характерность свадьбе двоедан Зауралья придавали песни. Парасковья Акиндиновна Конева вспоминает песню, которая исполнялась во время обрядового расплетания косы невесты, когда менялась ее прическа: вместо одной косы ей заплетали две, как и полагалось замужней женщине. В песне упоминается веночек – головной убор девушки, представлявший собой широкую расшитую ленту вокруг головы. После свадьбы голова замужней женщины покрывалась платком или специальным женским головным убором:

Недолго веночку на ступке висеть,
Недолго Авдотьюшке в девушках сидеть,
Недолго Васильевне русу косу плесть.
Вечор мою косушку девушки плели,
Плели, плели косушку, золотом вили,
Вили, вили золотцем, жемчуг низали.
Плакала Авдотьюшка по русой по косе…»
.

С чего начиналась собственно старообрядческая свадьба? В дом невесты приходили сваты со стороны жениха, кланялись в ноги. Сватами чаще всего бывали крестный отец и дядя. Чтобы сватовство было удачным, сваты должны были коснуться рукой печки. К ней же прислонялась невеста, давая понять, что она согласна на замужество. Разговор между сватами и родителями шел совершенно открыто. Когда родители давали согласие на брак, на следующий день приезжал жених. День свадьбы начинался очень рано, еще до заутрени. Жених ждал прихода так называемых молчан: двух подруг невесты, которые приглашали жениха. Взяв чистый платок, две девушки отправлялись к нему в дом. Молча проходили через село, молча проходили двор, сени, переступали порог и останавливались. Доставали платок и молча расстилали его у своих ног. Не отвечали на приветствия, не принимали приглашения к столу. Молча стояли у расстеленного платка. Тогда друзья жениха начинали класть на платок угощение. Девушки молчали. Добавляли еще. Девушки молчали. Когда они решали, что угощений достаточно, поднимали платок и приглашали жениха к невесте. Невеста представала перед женихом в белом платье, с низко опущенной головой. Жених, беря за руку невесту, шел к матушке, которая благословляла их иконой на долгую жизнь. Гуляли свадьбу в доме жениха. Входя в дом родителей жениха, невеста должна была одарить всех его родных подарками: свекровь – покатышем (полотном, вытканным ею, свернутом в рулон и перевязанным алой лентой), свекра – рубахой. После первой брачной ночи свекровь выносила простынь – доказательство невинности и чистоты невестки. На второй день свадьбы невестка должна была называть родителей мужа матушкой и батюшкой. Молодая жена должна была по любому поводу просить у старших в доме мужа благословения сделать что-то, например, поставить квашню, принести дрова, подмести пол. На третий день был обычай – мусор, который также показывал трудолюбие жены. С праздника Рождества до масленицы считались свадебные дни.

Постепенно обычаи староверов и их строгие нравственные устои уходят из жизни. Свадьбы играют по современным традициям, но доброй приметой, оберегом молодой семьи остается родительское благословение на долгую и счастливую семейную жизнь. Хочется верить, что лучшее сохранится в памяти людей, работах краеведов и ученых. Поэтому я считаю, что история повседневности важна для исследований прежде всего тем, что здесь раскрываются те аспекты истории, которые нельзя больше нигде обнаружить. «Устная история выражает историю людей, и эта история, изложенная их собственными словами». Можно сказать, что для устной истории решающей является категория времени – чем больше времени прошло с того момента, когда произошло то или иное историческое событие, тем меньше о нем могут нам рассказать очевидцы и тем сложнее найти этих свидетелей. Память людей хранит очень интересные и яркие моменты прошлого. Воспоминания – это ценнейшие источники по культуре общества.

Шарыпова Оксана Валерьевна
ФГБОУ «Курганский государственный университет».


Список источников и литературы:

1. Воспоминания М.С. Черданцевой. Записано в с. Мальцево Шадринского района Курганской области 30.10.2014г.
2. Воспоминания П.А. Коневой. Записано в с. Мальцево Шадринского района Курганской области 25.11.2014.
3. Томпсон П. Голос прошлого: устная история. – М., 2003.
4. Федорова В.П. Свадьба в системе календарных и семейных обычаев старообрядцев Южного Зауралья. Курган,1997.

P.S. Из сборника «Приисетье в пространстве и времени», выпущенного по итогам VIII этнолого-краеведческой конференции, посвящённой памяти М.Г. Казанцевой (4 октября 2016 г.).

Чтобы обряд венчания запомнился только положительными эмоциями, важно подготовиться к нему заранее.

Конечно, самое главное — духовная составляющая таинства, но нельзя забыть и про венчальные атрибуты, которые понадобятся в церкви.

Составление списка необходимых покупок – лучший способ ничего не упустить.

Нелишне заранее выяснить и какое пожертование после обряда вносят в церковную кассу там, где вы решили обвенчаться.

Что нужно приобрести

Венчальные свечи

Какие лучше выбрать

Свечи продаются в церковной лавке: там их можно купить в день торжества или заранее.

Свечи определенного дизайна можно найти в интернет-магазинах: от самых обычных восковых до изделий различных цветов, форм и размеров, декорированных небольшими букетами, узорной лепкой, лентами, кольцами, ручной или фабричной росписью, глиттером (блестками), деколью (изображениями с бумажной основой), в упаковке или с подсвечниками и т. д. Их выбор – дело вкуса, главное, чтобы это были именно венчальные свечи.

Для чего нужны

Венчальные свечи – обязательные «участники» свадебного обряда. Это знак радости, которую испытывают влюбленные от встречи друг с другом. Свечки, горящие в руках брачующихся, воплощают целомудрие молодых, пламенную и чистую взаимную любовь, которую они должны питать отныне, а также пребывающую благодать Божию.

После таинства свечи остаются у молодоженов . Их следует хранить дома возле икон или в другом укромном благочестивом месте и зажигать символ брачного союза в связи с какими-то важными и радостными событиями, в дни годовщины брака или, наоборот, если наступят сложные времена. Существует поверье, что венчальные свечи способны облегчить тяжелые роды.

Сколько стоят
В среднем набор свечей стоит от 300 до 1000 рублей.

Платочки для свечей

Какие лучше выбрать

В первую очередь, они должны быть белые или светлых тонов. Это могут быть носовые платки или тканевые салфетки, с кружевами, вышивкой или попроще. Часто в церковных лавках можно купить специально изготовленные прихватки.

Для чего нужны

Традиции покрывать венчаемым руки платком не один век. Но делается это скорее из практических соображений – чтобы они не испачкались и не обожглись воском.

Сколько стоят
Стоимость специальных прихваток примерно равна 800–1000 рублей. Обычные носовые платочки или тканевые салфетки значительно дешевле.

Какие иконы нужны для венчания

Какие лучше выбрать

Это должны быть лики Спасителя и Божией Матери – по отдельности или в виде складня, т. е. складной иконы из двух частей. Выбор таких икон, оказывается, также разнообразен. Они отличаются размером (от 7×12 и больше), формой (арочные или прямоугольные), оформлением (в пластмассовой, деревянной или другой рамке; латунированные, металлизированные, позолоченные и пр.; с тиснением, шелкографией, эмалью, бархатом; в футляре и без него и т. д.).

Для чего нужны

С их помощью священник благословляет жениха и невесту. В прежние времена образа привозили из родительского дома и так передавали домашнюю святыню из поколения в поколение .

В наши дни иконы Спасителя и Божией Матери заранее приобретаются родителями молодоженов в церковной лавке и отдаются священнику до начала обряда. Если же родители не участвуют в браковенчании, это делают сами молодые.

Сколько стоят
Ценовой диапазон довольно широк. Стоимость зависит от размера и материалов и колеблется в пределах от 50 до 20000 рублей.

Венчальный рушник – «подножие»

Какой лучше выбрать

Рушник, на который взойдут молодожены у алтаря, должен быть белого или розового цвета.

В прошлом жених и невеста могли лишь стать на колени, в наши дни они обычно становятся на полотенце ногами, потому есть поверье, что не нужно выбирать в качестве венчального рушник с изображением колец или пары птиц: лучше остановить свой выбор на геометрическом узоре или растительном орнаменте по краям. А центр полотна – символическое Божье место – должен быть «чистым».

Не подходит для браковенчания рушник с мережкой или кружевом: они лишают семейную жизнь целостности. Полотно не должно прерываться так же, как не должна прерываться совместная жизнь супругов.

Для чего нужен

Этот атрибут венчального обряда – символ единства и чистоты супружеской жизни. Он расстилается у аналоя и служит подножием для жениха и невесты, на нем молодые, как на облаке, поднимаются в Царствие Небесное для благословения их брака.

После совершения обряда рушник чаще всего остается у молодоженов: он хранится в семье как память и украшает дом в дни годовщин и юбилеев.

Сколько стоит
Венчальный рушник с вышивкой стоит в среднем от 500 до 2000 рублей, простое полотенце – меньше.

Какие кольца нужны для венчания

Какие лучше выбрать

Традиционно кольца жениха и невесты должны быть выполнены из разных драгоценных металлов: у него – из золота, у нее – из серебра (затем во время таинства молодые ими обменяются). Эта разница имеет символическое значение.

В наше время данное правило соблюдается не всегда, и обручальные кольца могут быть даже с драгоценными камнями. Потому выбор украшений полностью зависит от вкуса и материальных возможностей жениха: согласно традициям, именно он должен покупать кольца – желательно в один день и в одном месте.

Для чего нужны

Кольца – центральный атрибут обручения. До начала обряда они лежат на святом престоле справа – перед ликом Иисуса Христа. Таким образом, прикоснувшись к святому престолу, они принимают силу освящения и способность низвести на молодоженов Божие благословение. А то, что кольца лежат рядом, означает взаимную любовь и духовное единение жениха и невесты.

Это многозначный символ . Во-первых, знак неразрывности, безграничности и вечности брачного союза. Во-вторых, воплощение солнца, которому уподобляется муж; серебряное же олицетворяет луну – светило меньшее и излучающее свет, отраженный от солнца.

Важное сакральное значение имеют и действия, совершаемые с кольцами во время таинства. Так, обмен украшениями говорит о любви и готовности жертвовать всем и помогать всю жизнь – со стороны жениха, и о любви и преданности, готовности принимать эту помощь на протяжении всей жизни – со стороны невесты.

Сколько стоят
Цена обручальных колец будет зависеть от металла, из которого они изготовлены (не стоит выбирать комбинацию металлов, т. к. это считается плохой приметой) и наличия или отсутствия драгоценных камней.

Венчальный комплект

Какой лучше выбрать

Ассортимент венчальных комплектов сегодня также очень широк. Они отличаются количеством предметов, стилистикой и стоимостью. В набор обычно входят рушник, полотенца, салфетки для обручальных колец, прихватки для свечей.

Для чего нужен

Покупка венчального набора избавит жениха и невесту от необходимости приобретать все текстильные свадебные принадлежности по отдельности, подбирая их по цвету и оформлению, и позволит сэкономить им драгоценное время .

Сколько стоит
В среднем комплект из 4 предметов стоит 1000–2000 рублей, а из 7 – 3000–5000 рублей.

Красное вино

Какое лучше выбрать

Традиционно в качестве напитка для обряда «чаша общения» покупают красные крепленые вина «Кагор» или «Херес» .

Для чего нужно

Красное вино, подносимое священником молодым, – символ их подлинной любви: в крепкий напиток из года в год должна превращаться пресная вода их истинных чувств.

Сколько стоит
Бутылка хорошего кагора или испанского хереса может стоить от 700 до 7000 рублей.

Что еще нужно взять в церковь

Кроме всего, перечисленного выше, молодоженам следует взять с собой следующие документы и предметы:

  • Паспорта .
  • Свидетельство о браке (кроме тех редких случаев, когда венчание – по согласованию со священником – предшествует регистрации в загсе).
  • Нательные крестики (они должны висеть на шее).

Сколько стоит венчание в церкви

Подобный вопрос интересует всех, кто готовится пойти к алтарю, однако звучит он в корне неверно.
Важно понимать: само таинство венчания не имеет и не может иметь никакой денежной цены, то есть проводится абсолютно бесплатно.

Существует древний обычай после обряда оставлять в церкви даяние . Раньше молодые должны были в знак благодарности принести в храм свежеиспеченный хлеб, завернутый во льняное полотенце.

Сегодня благодарность молодых чаще выражается в денежном эквиваленте – кто сколько сможет. Есть, конечно, и какие-то примерные рамки (от 500 до 1500 рублей).

Лучше такой деликатный момент уточнить у своего священника: принятый размер пожертвования может зависеть от населенного пункта, конкретной церкви , позиции местного духовенства и др.

Материальное положение у всех разное, и порой молодожены не способны внести большое пожертвование за таинство. В любом храме к этому отнесутся с пониманием: объяснив ситуацию священнику, молодые могут оставить посильную для них сумму.

Когда два искренне любящих друг друга человека желают прожить всю жизнь вместе, они связывают свои жизни святыми узами брака. В Евангелии венчание сравнивается с таинственным союзом Христа с Церковью. Венчание – это священный обряд семи таинств, соединение двух любящих душ перед лицом Господа. Раньше церковному браку не придавали особого значения. Главное было расписаться в ЗАГСЕ. Но за последние годы появилось все больше молодых пар, стремящихся соединить свои жизни священными узами. Обряд венчания имеет определенные каноны. Рассмотрим правила венчания в церкви.

Для чего нужно венчание в церкви

В духовной жизни каждого человека есть такое понятие как вера. Влюбленные верят в то, что будучи венчанными в церкви, обязательно встретиться и снова будут вместе в Царствие Небесном. Во время церковного обряда жених и невеста соединяются священными узами. Они дают друг другу клятву, вкладывают всю любовь и веру в самые важные слова в жизни. Их любовь благословлена. Семейная жизнь оберегается Богом.

Подвенечный наряд невесты

Каким должно быть подвенечное платье? Понятия подвенечное и свадебное платье отличаются друг от друга. В нынешнее время в внешнему виду невесты относятся не так строго, как раньше. Но все же влюбленные придерживаются правил. Когда невеста венчается в церкви, ее платье должно быть скромным. По правилам церковных традиций ноги должны быть полностью закрыты, но допускается декольте и красивый вырез на спине. Цвет подвенечного платья должен быть светлых тонов, а желательно белым. Белый цвет – это символ чистоты и невинности. В темных и ярких тонах невесте венчаться запрещено. Голова обязательно должна быть покрыта фатой или светлым платком. Разрешается шляпка. Красивую прическу невесты может украсить нежный венок. Перед входом в церковь плечи и руки невесты закрывают накидкой. Туфли невесты должны быть закрытыми. Считается, что венчаться в босоножках – плохая примета. С давних пор считается, что подвенечное платье должно быть с длинным шлейфом. Чем длиннее шлейф, тем счастливее будет семейная жизнь.

Выбор дня венчания

Для того, чтобы назначить дату венчания в церкви, надо для начала ознакомиться с календарем венчания 2014 года. В нем вы узнаете, в какие дни венчаться разрешается, а в какие нет. Благоприятный день для венчания – это воскресенье. Так как о основном все пары стремятся обвенчаться в этот день, надо заранее назначить время проведения ритуала. Обряд венчания проводится также в понедельник, средам и пятницам. Во вторник, четверг и субботу обычно венчание не совершается. Ритуал длится несколько часов. Поэтому он проводится в дневное время, но никак не ближе к вечеру. У Православной церкви существуют как благоприятные, так и «запрещенные» дни для венчания. Какие это дни?

  • Святки;
  • Канун Сретения Господня;
  • Масленица;
  • Канун Благовещенья;
  • Великий пост;
  • Пасха;
  • День Вознесения Господня;
  • День Святой Троицы;
  • Петров пост;
  • Успенский пост;
  • Рождество Христово;
  • День Воздвижения Креста Господня;
  • Рождественский пост.

Необходимые действия перед венчанием

Назначив дату проведения обряда, молодым предстоит выбрать церковь, где будет проводится ритуал. Венчание осуществляется по предварительной записи после беседы со священником. Во время беседы, помимо обсуждения даты венчания, будут заданы важные вопросы жениху и невесте.

О чем спросит священник?

  • крещены ли вы;
  • решили ли вы венчаться в церкви добровольно, по любви;
  • планируете ли вы заводить детей;
  • состояли вы или нет ранее в браке;
  • будете ли вы расписываться.

Отвечать на вопросы священника надо честно. Жених и невеста так же могут спрашивать обо всем интересующем священника. Обсудите нюансы, которые необходимы во время венчания, уточните, сколько приблизительно будет длиться венчание, разрешается ли фотосъемка в церкви. Проходить причащение или нет, вы можете решить сами. Если невеста беременна, то должна обязательно сказать об этом. Нужно убедиться в том, можно ли беременной венчаться в церкви. Некоторые священники не венчают беременных, а многие наоборот, с радостью проводят этот ритуал.

Что необходимо для венчания

Подготовка к венчанию должна проходить в любви, в хорошем настроении. Для проведения ритуала необходимо:


Как проходит обряд

Многие пары не сразу венчаются. Они живут какое-то время вместе, проверяют свои отношения. И если приходят к обоюдному решению обвенчаться в церкви, назначают дату обряда после годовщины совместной жизни. Но основная часть молодых решает расписаться и обвенчаться в день росписи. После регистрации брака в ЗАГС-е они прибывают в церковь для того, чтобы узаконить свои отношения перед Богом. Как же проходит обряд венчания в 2014 году? Прибыв в храм в сопровождении гостей молодожены ждут начала праздничной литургии.

Этот обряд включает в себя два этапа:


К молодым выходит Дьякон, держа в руке поднос с обручальными кольцами. Священник передает в руки жениху и невесте зажженные венчальные свечи. Далее он предлагает новобрачным обменяться венчальными кольцами три раза. Кольца до этого священник должен освятить.Три раза жених и невеста передвигают кольца на подносе друг другу. Этот ритуал совершается в знак единства и взаимности в браке.

После начинается самое интересное – кульминационный момент в таинства венчания. Священник крестообразно знаменует жениха с помощью венца. Подносит к нему образ Христа Спасителя, прилепленный к его венцу, чтобы тот его поцеловал. Затем священник надевает венец на голову жениха. Тоже самое ожидает и невесту. Но к ее венцу прилеплен образ Пресвятой Богородицы. Из-за пышной прически или диадемы на голову невесты венец не кладется, так что держать его выпадает честь свидетелю. Этот ритуал длится около 20 минут. Ритуал с венцами – символ того, что они навеки стали царем и царицей друг для друга. Если кто-то из новобрачных венчается второй раз, то венец не возлагается на голову, а придерживается над плечом. А если венчается в третий раз, то обряд вообще проводится без венцов. После обряда Возложения венцов молодым преподносится чаша с вином. Священник произносит молитву и освещает крестом эту чашу и преподносит ее супругам. Они постепенно, в три приема выпивают эту чашу. Этот обряд символизирует единую судьбу. Далее новобрачные становятся единым целым. Затем священник соединяет правые руки молодых и трижды обводит их вокруг аналоя. Это означает, что они будут всегда идти по жизни рука об руку. Молодых подводят к царским вратам, где жених целует образ Спасителя. А невеста Божьей Матери. Потом они должны обменяться местами. Тут жених должен поцеловать образ Божьей Матери, а невеста – Спасителя. Далее после обряда перед царскими вратами наступает этап целования Креста. На этом этапе жениху вручают икону Спасителя, а невесте Божьей Матери. По прибытию к себе домой, они должны будут повесить их над брачным ложем.

В завершение обряда произносится для молодоженов многолетие и все поздравляют обвенчавшихся. Гости могу дарить подарки прямо в церкви. После завершения таинства венчания молодожены вместе со своими родными и близкими едут на свадебную прогулку.

Видео: "Венчание в Соборе Святых апостолов Петра и Павла"

В каких случаях венчание невозможно

Существуют определенные правила венчания. При их нарушении, венчание становится невозможным.

В каких случаях венчание становится невозможным?

  • если венчание кого-то из супругов до этого было три раза;
  • если молодожены являются родственниками (до четвертой ступени);
  • если один из молодых придерживается атеизма; - если один из супругов не является крещеным и не собирается креститься;
  • если кто-то из супругов относится к другому вероисповеданию и не собирается проводить обряд крещения;
  • если ­один из супругов уже состоит в браке;
  • если молодожены пока не регистрировали свои отношения перед государством.

Предлагаем посмотреть видео, из которого вы получите много полезной информации о таинстве венчания и как к нему надо готовиться.

Сколько стоит венчание

Стоимость венчания в церкви зависит от храма, в котором молодожены решили провести обряд. Храмы по разному назначают цену. Существуют церкви, где цена ставится неопределенная, то есть сколько смогут молодожены внести денег на пожертвование храму. В других случаях цены на венчание варьируются от 500 до 2000 рублей.

Расскажите в комментария о том, как проходил ваш обряд венчания. Какие эмоции вы испытывали во время проведения этого прекрасного ритуала. Все ли правила венчания соблюдали вы?