Закаливание детей дошкольного возраста в домашних условиях: принципы и методы. Закаливание детей воздухом, солнцем и водой – с чего начать и как правильно действовать? Закаливание детей дошкольного возраста в детском

Закаливание детей дошкольного возраста – одно из самых действенных способов профилактики заболеваний. Оно имеет положительное влияние на механизмы адаптации к холоду и жаре, ослабляет негативные реакции организма на изменения в погоде. Закаливание повышает стойкость к вирусным и бактериальным заражениям, к простудным заболеваниям и тем самым значительно продолжает активную творческую жизнь человека. В данной статье рассмотрены основные положения методики закаливания и его схема, соответственно выбранным процедурам

Организация закаливания детей дошкольного возраста должна быть продолжением оздоровительных процедур с раннего детства и продолжаться на протяжении всей жизни. Важно всегда тщательно контролировать самочувствие, изменяя формы и методы применения в зависимости от возраста, придерживаясь основных принципов закаливания детей:

  • Постепенность.
  • Систематичность.
  • Отсутствие болезней на момент начала выполнения закаливающих процедур.
  • Комбинированное использование всех природных факторов.

Методы закаливания

Закалять следует, прежде всего, те части тела, охлаждение которых чаще всего приводит к возникновению простудных заболеваний горла и ног. Согласно методике закаливания детей дошкольного возраста, после перенесенного заболевания или вакцинации режим закаливания целесообразно смягчить (например, обливание более теплой водой), вернуться к прежнему режиму можно только через 1-1,5 месяца.

Начинать закаливающие процедуры более удобно летом.

Процедуры должны нравиться ребенку. Нужно, чтобы кроха воспринял их не как что-то принудительное, неприятное, а занимался бы радостно и весело. Желательно, чтобы родители вместе с ребенком занимались закаливанием, придавая ему характер игры. Для младших дошкольников уместными будут стихи про закаливание.

Основными и самыми действенными средствами оздоровления признана природная стихия: воздух, вода и солнце. Доступность данных ресурсов в том, что их легче всего применять. Они не требуют сложной аппаратуры и специальных кабинетов. Далее рассмотрим основные виды закаливания детей дошкольного возраста и методы их применения.

Воздушные ванны рассматривают как самые нежные и безопасные процедуры. С них обычно и рекомендуют начинать систематическое закаливание всего организма.

Влияние воздушных потоков на организм человека разнообразный. Это воздействие температуры воздуха, его влажности, скорости движения и наличия аэрозолей — твердых и жидких веществ, которые находятся в разреженном состоянии. Основной фактор, который влияет на человека, — температура воздуха. Воздушная ванна может быть общей, когда процедуре закаливания поддается вся поверхность тела, или частичной, когда оголяется только определенная его часть (туловище, шея, руки, ноги). Закаливающее действие воздушных потоков связано в первую очередь с разницей температур между ними и поверхностью кожи.

Положительное влияние воздушных ванн: человек становится более уравновешенным, спокойным, незаметно исчезает повышенная возбужденность, улучшается сон, появляется бодрость и жизнерадостное настроение, нормализуется артериальное давление и улучшается работа сердца.

Воздушные ванны для детей

Летом детям целесообразно принимать их преимущественно утром в местах, защищенных от прямых солнечных лучей, где нет сильного потока воздуха. Зимой воздушные ванны дети принимают в хорошо проветренном помещении при температуре +14 – 16 °С. Закаливание голышом стоит проводить постепенно (сначала руки и ноги, потом туловище), увеличивая время (начинать нужно с 15 минут ). Летом есть возможность увеличить время пребывания на воздухе без одежды до 1,5-2 часов. Если погода прохладная, можно не одевать слишком тепло ребенка, стоит, лишь побеспокоиться о том, чтобы малыш много двигался. Но нельзя допускать переохлаждения, когда появляется «гусиная кожа», синюшность. Полезным является дневной сон летом на свежем воздухе, зимой – в хорошо проветренной комнате при температуре +15 – 16 °С. Эффективный способ закаливания органов дыхания – ночной сон в постоянно проветриваемом помещении или на свежем воздухе. В летний период при температуре воздуха не ниже +14 – 18 °С.

Через 10-15 дней можно начинать объединять воздушные ванны с локальным закаливанием – хождением босиком по полу на протяжении 3 минут, каждый день, увеличивая его продолжительность на 1 минуту, достигнув 1,5-2 часов. Дошкольникам сначала нужно ходить по полу в тонких носочках и только потом – босиком. После таких действий стоит вымыть ноги теплой водой (+36 – 37 °С), а потом вытереть насухо. По истечению 7-10 дней ноги можно не вытирать, а дать им обсохнуть на воздухе.

Как повысить устойчивость организма к быстрым и резким охлаждениям?

Утром, если температура воздуха не выше +17 – 20 °С, можно предложить чаду выйти на балкон в купальнике, трусиках и майке или без нее. С появлением «гусиной кожи» начинать делать гимнастические упражнения. При понижении температуры до 15 °С необходимо перейти в помещение.

После закаливания детей воздухом уместно переходить к водным процедурам.

Закаливание водой

Вода имеет высокую эффективность влияния на организм человека потому, что ее теплоемкость в 28 раз выше, чем теплоемкость воздуха. Воздух при температуре +13 °С кажется прохладным, а вода, при той же температуре, холодной. В воде организм теряет почти в 30 раз больше тепла, чем на воздухе, при одинаковой температуре. Вода имеет механическое влияние. Сильное действие оказывают минеральные соли, газы и другие вещества. Главное преимущество воды как закаливающего средства заключается в температурном факторе. Водные процедуры по температуре делятся на горячие (выше +40 °С), теплые (+36 – 40 °С), нейтральные (+34 – 35 °С), прохладные (+20 – 33 °С) и холодные (ниже +20 °С).

Закаливание детей водой начинают с мягких процедур – умывания, обтирания, обливания, потом переходят к более энергичным – душу, купанию и т.д. Систематическое использование водных мероприятий – надежный профилактический способ против случайных охлаждений тела. Водные процедуры улучшают терморегуляцию, обмен веществ, работу всех систем организма.

Водные процедуры для детей

Закаливание детей с помощью воды целесообразно начинать с умывания водой, температуру которой постепенно снижают от +28 °С вначале до +18 °С летом или +20 °С зимой к концу года закаливания. Дети, старше двух лет, моют лицо, шею, руки до локтя, старше трех – верхнюю часть грудной клетки и руки выше локтя. Начальная температура воды для детей, старше трех лет, – тоже +28 °С, а минимальная летом – +16 °С, зимой +18 °С.

Полезным является полоскание рта (для детей 2-4-х лет), горла (для детей, старше 4-х лет) кипяченой водой комнатной температуры с добавлением настойки ромашки или шалфея два раза: утром и вечером. На каждое полоскание используют примерно ⅓ стакана воды.

Обтирание – своеобразная подготовка к более сильным закаляющим процедурам, таким как обливание и душ. Обтирание следует проводить после утренней гимнастики. Рукавичкой с жесткой ткани, грубым полотенцем (они должны быть смочены в воде и выкручены) ребенок сам (либо с помощью взрослого) быстро обтирает себя в такой последовательности: шея, руки, грудь, живот, спина, ягодицы, бедра, голени, стопы. После этого энергично растирает сухим полотенцем от кисти к плечу, от стопы к бедру; живот, грудь, спину растирает кругообразными движениями справа налево. Растирать нужно до тех пор, пока кожа не покраснеет и не начнет чувствоваться приятное тепло.

Температура в помещении, где проводят обтирание (или температура воздуха на улице летом), не должна быть ниже +15 °С. Воду для обтирания сначала берут +33 °С, постепенно снижая ее к +18 °С (через каждые 2-3 дня на 1-2 градуса). Длительность обтирания по мере снижения температуры воды следует постепенно уменьшать с 1,5-2 минут до 0,5 минут.

Эффективность обтирания будет больше, если в воду добавить кухонную соль (1 чайная ложка на стакан воды).

После того, как малыш привык к обтиранию (через 1,5 месяца), можно переходить к более сильной по воздействию процедуре – обливанию . Температура воды для обливания должна быть немного выше за ту, с которой начинали обтирание. Постепенно она снижается до +20 – 19 °С. Обливание водой желательно начинать летом. Лейку, кувшин или ведро наполнить водой, температура которой +36 – 37 °С, и на протяжении 1,5-2 минут последовательно обливать все части тела, начиная с головы. Температуру воды и длительность процедур регулируют так же, как и при обтирании. Если при обливании появляется «гусиная кожа», необходимо растереть ребенка полотенцем или сделать с ним несколько гимнастических упражнений.

Довольно эффективным средством закаливания является контрастное обливание ног стопы и нижней трети голеней водой, температура которой +38 °С, потом +28 °С и опять +38 °С (перед дневным сном). Летом можно изменить эту процедуру обливания ног после прогулки с постепенным (каждые 5-7 дней на 1 °С) снижением температуры воды с +28 °С до +18 °С, а дошкольникам, старше трех лет – до +16 °С.

Душ – еще более действенная процедура закаливания, что объединяет в себе температурное и механическое влияние.

Перед тем, как приступить к закаливанию душем, важно посоветоваться с участковым врачом.

Начинать уместно с теплого душа (температура воды +36–34 °С) на протяжении 1,5-2 минут, потом постепенно снижать температуру воды на 1–2 °С, дойдя до +20–12 °С, а длительностью – до 0,5-1 минут.

Полезными для здоровья являются контрастные (чередование холодной и горячей воды) обливания и душ. Для первой процедуры температура теплой воды должна быть +36–34 °С, а прохладной — +30–28 °С. На протяжении 20-30 секунд следует обливаться теплой водой, потом столько же времени прохладной и повторить это 3-5 раз. Спустя три дня можно повысить температуру горячей воды до +36–38 °С, а холодной – снизить до +28–26 °С. Постепенно довести температуру горячей воды до +40–41 °С, а холодной – до +18–20 °С.

Зимой необходимо заканчивать контрастные обливания и душ холодной водой, а летом – горячей.

Крохи дополняют его закаливание. Важно также придерживаться постепенности и осторожности. Вода для первых купаний должна прогреться хотя бы до +22 °С. Продолжительность первого купания должна быть не дольше 2-4 минут. Через несколько дней чадо может плавать или играть в воде до 10 минут. Такие водные процедуры повышают устойчивость организма к коротким и резким воздействиям холода, хорошо тонизируют организм. Поэтому их разумно выполнять утром.

Закаливание солнцем

Солнечный свет владеет удивительными лечебными свойствами. Лучи солнца, в первую очередь ультрафиолетовые, воздействуют на нервно-рецепторный аппарат кожи и приводят к сложным химическим изменениям. Облучение способствует повышению жизнедеятельности ЦНС (центральной нервной системы), нормализации обмена веществ, улучшению состава крови, активизации работы желез внутренней секреции. Данные факторы положительно отражаются на общем самочувствии человека. Солнечный свет пагубно действует на патогенные микробы. Датский физиотерапевт Н.Финзен в 1903 г. применял солнечные лучи с целью лечения туберкулеза кожи.
Лучеиспускание солнца — это непрерывный фактор внешней среды, который вплотную взаимосвязан с деятельностью организма человека. Лишение человека солнечного света ведет к расстройству физиологических функций в организме. При таких обстоятельствах возникает световое голодание. Проявляется оно в понижении тонуса центральной нервной системы и защитных сил организма, сбое обменных процессов. У детей световое голодание порождает возникновение рахита. У взрослых в данном случае падает работоспособность, увеличивается вероятность простудных заболеваний, понижается самочувствие, ухудшается сон.

Солнечные ванны для детей

Принимать солнечные ванны полезнее для здоровья утром, когда воздух особенно чистый и солнце не слишком жгучее, а также ближе к вечеру, когда солнце близится к закату. В это время уместно находиться на берегу реки или иного водоема, среди зеленых насаждений. Места приема солнечных ванн должны быть довольно открытыми для солнца и природного движения воздуха. Самое оптимальное время для загара: в средней полосе между 9 и 12 часами, 16 и 18 часами; на юге – между 8 и 11 часами, 17 и 19 часами.

Перед тем, как начинать закаливание солнцем, нужно посидеть с ребенком несколько минут под тентом или под тенистой кроной дерева. Первые солнечные ванны необходимо принимать при температуре воздуха, не ниже +18 °С. Их длительность не должна превышать 5 минут. Через каждые два дня можно увеличивать ее на 5-10 минут и довести до 1-2 часов в день, но обязательно во время длительных ванн следует делать перерывы на отдых в тени на 10-15 минут.

Во время приема воздушных и солнечных ванн нельзя спать! Надо ложиться ногами к солнцу, голову защищать от солнечных лучей. Не рекомендуется загорать натощак, непосредственно перед едой и сразу после приема пищи. Солнечные ванны можно принимать спустя 30-40 минут после завтрака, а заканчивать не менее чем за час до очередного приема пищи.

Чувствительность к ультрафиолетовым лучам тем выше, чем меньше возраст ребенка. Поэтому солнечные ванны детям до одного года противопоказаны. Очень осторожно их назначают детям от 1 года до 3 лет. В осенне-зимний и весенний периоды прямые солнечные лучи не вызывают перегревания, поэтому попадание их на открытое лицо ребенка не только допустимо, но и необходимо. Летом рекомендовано проводить солнечно-воздушные ванны при температуре воздуха +22 °С и выше для грудных малышей и при +20 °С для детей 1-3 лет, лучше в безветренную погоду.

Абсолютным противопоказанием к проведению солнечных ванн является температура воздуха +30 °С.

Во время проведения ванн ребенок должен быть активным. После солнечных ванн, а не перед ними, детям назначают водные процедуры, причем обязательно нужно вытереть кроху, даже при высокой температуре воздуха, ведь если влажная кожа, происходит переохлаждение детского организма.

Нетрадиционные (интенсивные) методы закаливания

Выше были рассмотрены традиционные методы закаливание детей. Такие методы рекомендованы педиатрами для тех, кто не имеет каких-либо противопоказаний. А вот нетрадиционные методы закаливания детей дошкольного возраста большинство детских врачей не рекомендуют использовать. Такие методы отличаются кардинальной сменой температуры. В дошкольный период у малышей не сформированы физиологические процессы, и организм крохи не способен справится с такой нагрузкой. В итоге нетрадиционные методы чаще не укрепляют иммунитет, а снижает его.

Нетрадиционные методы закаливания включают в себя:

  • хождение по снегу босиком;
  • обтирание снегом;
  • обливание ледяной водой;
  • моржевание.

Если вы принимаете решение к проведению экстремального закаливания вашего дошкольника, то лучше начинать с хождения по снегу. Во время первого контакта со снегом, снимите один ботинок и дайте ребенку прикоснуться стопой к снегу, далее хорошо разотрите ножку малыша, чтобы она согрелась. Также поступите со второй ступней. С каждым разом длительность процедуры можно увеличивать, доводя до 3-4 минут.

Остальные методы интенсивного закаливания стоит проводить после дошкольного возраста и довольно осторожно.

Известный детский врач Евгений Комаровский рассматривает закаливание детей, как вспомогательные методы укрепления иммунитета. Главным, по его мнению, является образ жизни крохи. Важно уделять достаточно времени прогулкам на свежем воздухе. Находить возможность для выхода на природу, к реке, озеру. В своем видео доктор более подробно расскажет о закаливании детей.

В чем заключается рижский метод закаливания?

Данный метод перенят из Прибалтики. Он заключается в босохождении по песку и прохладной воде.

В домашних условиях либо в детском саду используют три вида дорожек из грубой ткани (мешковина, ковролин, дерюга). Одну дорожку смачивают в 10% растворе морской соли (1 кг соли растворить в ведре воды). Вторую дорожку смочить в обычной воде, а третью оставить сухой. Расстелить подготовленные дорожки в следующей последовательности: соленая, мокрая, сухая. Предложить крохе пройтись «шаркающими» движениями по соленой, мокрой и в конце по сухой дорожках. Повторить 5 раз. Если стопы уже довольно разогреты после двух раза, можно этим ограничиться для начала.

Такая методика способствует предупреждению плоскостопия, если сухая дорожка оснащена массажными иголочками (в домашних условиях можно пришить бусины, пуговицы, главное чтобы они придавали рельеф и не кололи малышу).

Противопоказания к проведению закаливающих процедур

В соответствии с основными положениями методики закаливания, его не выполняют, если:

  • нарушен сон;
  • ухудшился аппетит.

Временными противопоказаниями являются заболевания, которые сопровождаются повышением температуры, гипертонические кризы, приступы бронхиальной астмы, почечные и печеночные колики, тяжелые травмы, пищевые токсикоинфекции. Как только заболевание или его обострение ликвидировано, можно приступать к процедурам, что закаляют, сначала локальных, потом общих.

Если перерыв превысил 14 дней — все нужно начинать сначала.

Физиологические основы закаливания организма детей дошкольного возраста требуют пристального контроля. Не стоит перегружать ребенка процедурами, если ему это в тягость.

Польза и значение всех способов закаливания организма детей

Закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями и правильным образом жизни способствуют укреплению иммунитета ребенка. Организм малыша становится более стойким к простудным заболеваниям, либо легче их переносит. Чтобы закаливание приносило пользу, необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Постепенно увеличивайте продолжительность закаляющих воздействий. Резкие непривычные охлаждения могут привести к заболеваниям.
  2. Учитывайте индивидуальные особенности организма. При нарушении деятельности сердца, легких, почек, заболевании носоглотки, прежде чем начинать закаляться, стоит проконсультироваться с врачом.
  3. Закаляйтесь систематически, на протяжении всей жизни. Даже двухнедельный перерыв сводит на нет весь эффект закаливающих мероприятий, которые проводились длительное время.
  4. Приучайте себя и ребенка к любым видам переохлаждения: сильным, средним, слабым. Проводите воздушные и солнечные ванны во время прогулок, спортивных игр, занятий гимнастикой. Это повысит эффективность закаливания.
  5. Чередуйте локальные процедуры (ходьбу босиком, полоскание горла прохладной водой и т.д.) с общими, потому что закаливание лишь отдельных частей тела не повышает общей устойчивости организма.

Известно, что закаливание — действенный способ укрепления здоровья. Организовать закаливание детей дошкольного возраста в детском саду и дома несложно. Приучать к нему можно с самого маленького возраста.

Польза и виды закаливания

Польза закаливания для детей дошкольного возраста огромна. Ребенок, с детства приученный к таким процедурам, имеет крепкий иммунитет и реже болеет. Закаливание дошкольников укрепляет многие системы организма: иммунную, нервную, эндокринную. Оно улучшает терморегуляцию, повышает стойкость к холоду и ультрафиолету.

Закаленный ребенок хорошо себя чувствует, легко просыпается по утрам, крепко спит. Условно выделяют 3 вида закаливания: воздухом, водой, солнцем. Еще в советский период была разработана методика закаливания детей дошкольного возраста, которая актуальна и сегодня. Прежде чем приступить к процедурам, важно изучить принципы закаливания детей и строго их соблюдать. Неправильное закаливание может привести к тяжелым заболеваниям.

Важные принципы закаливания

Самое главное в подобных процедурах — постепенность. Как и во время физических нагрузок, тренировать организм закаливанием необходимо аккуратно, увеличивая интенсивность равномерно. Закаливание дошкольников включает ряд правил:

  1. Всегда начинайте со средних температур, постепенно снижая их.
  2. Ребенок во время проведения процедур должен быть здоров. При заболевании отложите закаливание до полного выздоровления. Начните заново со средних температур. При этом уменьшать их теперь можно чуть быстрее.
  3. Закаливание невозможно без постоянства. Это один из важнейших принципов. Считается, что эффект от процедур длится около недели, важно заниматься ими каждый день.
  4. Эффективнее применять одновременно несколько видов, например обливание и обтирание или воздушные ванны и обтирание.
  5. Тщательно наблюдайте за состоянием ребенка. Если вы заметили улучшения в его самочувствии (стал бодрее, веселее, меньше болеет), то продолжайте процедуры. Если самочувствие ухудшилось, то сделайте перерыв (несколько недель). После продолжите с меньшей интенсивностью.

Закаливание водой

Это самый распространенный способ, который включает принятие ванн и умывание, обливания, обтирания, купание в водоемах. Закаливание водой обычно проводят родители. В детском саду это сделать непросто, т. к. необходимо ежедневно следить за показателями большого количества детей. Хотя в некоторых учреждениях с детьми занимаются обливаниями и обтираниями.

Начинать можно с любого возраста. Самый простой способ — постепенно понижать температуру во время принятия ванн. Для дошкольника приняты такие нормы: с 32°С до 22°С (возраст 3-4 года) и с 30°С до 20°С (возраст 5-6 лет). Примерный шаг — 1-2°С каждые два дня. Когда ребенок привыкнет, можно добавить обливание всего тела (голову оставляют сухой). Температура воды должна начинаться с 35°С. Постепенно доведите ее до +22°С.

Болезненным детям подойдет контрастное обливание ног. Для этого чередуйте теплую воду (около 36°С) и прохладную (с 24°С до 20°С). Повторите 4-5 раз и завершите теплой водой. Можно обливать ноги только прохладной водой. Ее температура должна быть около 20°С. Нужно вылить примерно пол-литра воды и сразу же растереть ноги сухим полотенцем. Процедура займет полминуты. Можно применять контрастный душ. Выполняется он так же, как и вышеописанная процедура.

Умывание тоже относят к виду закаливания. Подразумевается утреннее умывание лица, шеи, груди, рук прохладной водой. Начинать нужно с 28°С, постепенно довести до 17°С. Шаг — 3°С каждые 3 дня. После обязательно следует обтирание полотенцем. Можно использовать специальные варежки. Процедура в среднем займет 2-3 минуты, кожа после нее должна быть слегка красной.

Существует и такой вид закаливания, как влажное обтирание. Полотенцем или мочалкой, смоченными водой, аккуратно растирают тело. Важна последовательность: ноги, руки, грудь, живот и спина. Начинать нужно с кончиков пальцев, постепенно продвигаясь выше.

Плавание в бассейне и водоемах

Сейчас работает много детских бассейнов, в которых малышей обучают плаванию с рождения. Помимо укрепления физической формы и получения полезного навыка плавания, это еще и отличный способ закаливания. Как правило, вода в таких бассейнах поддерживается на уровне 32°С. Это температура, достаточная для того, чтобы ребенок не расслаблялся и активно работал ручками и ножками. По желанию родителей в конце занятия тренер проводит обливание. В некоторых государственных детских садах тоже есть бассейны.

Летом детям можно плавать в речке, пруду, море. Не советуют делать это детям в возрасте до 3 лет. Вначале воздух должен быть около 25°С, а вода — 22°С. Первое время купание в таких условиях должно длиться не более 7 минут. Постепенно можно разрешать ребенку плавать и при температуре воздуха 18°С (но недолго). После купания разотрите ребенка полотенцем. Такое закаливание детей дошкольного возраста в домашних условиях имеет большое преимущество: оно объединяет воздушные, солнечные ванны и водное закаливание.

Солнечные ванны

Во время пребывания на улице в солнечную погоду в детском организме вырабатывается важный витамин Д, способствующий укреплению костей. К тому же солнечные ванны улучшают обменные процессы и повышают защитные силы организма. В детском саду такое закаливание проводится всегда, с детьми гуляют несколько раз в день. В домашних условиях также следует следить за тем, чтобы ребенок гулял 2 раза в день по 2 часа (это признанный педиатрами минимум).

Начинайте закаливание солнцем летом, но не в жаркий день. Старайтесь никогда не находиться под прямыми лучами, гуляйте в тени. Когда ребенок подрастет, ему можно загорать на пляже. Делать это нужно под специальным зонтом. Оптимальным считается такое время: дети до 5 лет — 15 минут, дети до 6 лет — 25 минут, до 7 лет — полчаса. Необходимо каждые 3 минуты менять позы для загара (на спине, животе, боку). Чередуйте принятие солнечных ванн и купание в воде. Это очень полезно для организма.

Воздушные ванны

Пожалуй, мало кто задумывался над тем, что обычная ежедневная прогулка ребенка с мамой или в детском саду является методом закаливания. Конечно, следует выбирать места с наиболее свежим воздухом. Не гуляйте рядом с дорогами, заводами и другими местами, где воздух сильно загрязнен. Зимой прогулки нужно разнообразить подвижными играми, катанием на санках и лыжах. Летом отвезите детей на дачу, в деревню.

В теплую погоду пусть они гуляют босиком. Предварительно можно предложить походить босиком дома по специальному коврику. Такие ортопедические коврики продаются в специализированных магазинах. Они содержат блоки, имитирующие камни, траву и пр. Объясняется польза ходьбы босиком тем, что так уменьшается чувствительность стопы к холоду. А значит, при переохлаждении вероятность заболевания будет меньше. В садиках детям предлагают недолго походить босиком по прохладному полу. Такую практику можно ввести и дома.

Всегда следите за тем, насколько комфортно в спальне. Идеальные условия: температура воздуха +20…+22°С, влажность 50-70%. Если ваш ребенок будет спать в прохладной и хорошо проветренной комнате, то он будет болеть значительно реже.

Направленных на повышение иммунитета организма, что в конечном итоге приводит к снижению «простудных» заболеваний. Причем закаливание детей дает двойной положительный результат - снижение их заболеваемости и повышение полезной занятости родителей на производстве, что имеет не только социальное, но и существенное экономическое значение.

Можно без преувеличения сказать, что научно обоснованные методы закаливания являются неисчерпаемыми источниками приумножения здоровья детей различного возраста.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на укрепление их здоровья, совершенствование физиологических и психических функций развивающегося организма, его закаливание, развитие двигательных умений, повышение физической и умственной работоспособности, необходимой обучения в ДОУ. Задачи физического воспитания тесно связаны с задачами умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Организм ребенка-дошкольника находится в периоде становления функций, их непрерывного совершенствования, поэтому весь комплекс средств физического воспитания (режим, гигиена, закаливание, активные движения, подвижные игры, спортивные упражнения) должен обеспечить решение главной задачи - воспитание здорового, гармонически развитого ребенка, способного легко адаптироваться в условиях школьного обучения.

1.1 Физиологические механизмы закаливания организма

Единственным и самым эффективным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов детского организма, повышения его устойчивости к холоду является закаливание. Не поздно закалять свой организм в любом возрасте, но лучше начинать с самого раннего возраста. Необходимо устранить психологический барьер исторически программируемого страха перед холодом, снять негативный настрой против него. Этому способствует закаливание, оно не только повышает устойчивость к холоду, но и является могучим средством, обеспечивающим нормальное протекание развития ребенка. Поэтому оно может занять прочное место в ритме жизни всех детей. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний, причина которых в основном - страх: смелые закаленные люди, как правило, не простужаются.

Что же такое закаливание?

Закаливание холодными воздействиями характеризуется следующими положениями.

Во-первых, закаливание - это система закаливающих моментов в ритме дня, а не только какая - либо одна закаливающая процедура. Это процесс, закладывающийся на всю жизнь, определяющий формирование мышления и деятельности.

Во-вторых, закаливание - это активный процесс. Он предполагает намеренное использование естественных холодовых воздействий с целью тренировки всех защитных механизмов организма, и в частности, тренировку физиологических механизмов терморегуляции, обеспечивающих поддержание температуры тела на относительно постоянном уровне, независимо от внешней среды (воздуха и воды).

В-третьих, закаливание холодом вызывает в организме два вида эффектов: специфический и неспецифический. Специфический эффект заключается в повышении устойчивости организма именно к холоду, т.е. к тому воздействию, которое использовалось в процессе закаливания. Неспецифический эффект заключается в одновременном повышении устойчивости и к некоторым другим воздействиям, например, к недостатку кислорода. Помимо естественного равновесия с природой, идет устойчивость к действиям и против нее, противоестественных (это техническое, химическое и прочее искусственное искажение самой природы).

В-четвертых, специальное закаливающее действие, например обтирание только груди холодной водой, вырабатывает специфическую устойчивость к охлаждению. В данном случае устойчивость к холоду проявляется в полной мере при охлаждении груди: при охлаждении других участков тела ее проявление будет менее значительно.

При охлаждении тела или частей тела, например рук, желательно знать определенные стадии в реакции кожи. Первая из них - побеление, связанное с сокращением просвета кожных сосудов, образование «гусиной кожи» и появление так называемого первичного озноба. Это уровень нашей готовности, так сказать, свободы в природе.

Дальнейшее охлаждение сопровождается расширением кожных сосудов, покраснением кожи. Она становится теплой. Это вторая стадия . При умеренных охлаждениях открытые части тела (лицо, руки) могут пребывать во второй стадии длительное время. Ребенок при этом не ощущает действия холода.

Продолжение охлаждений вызывает появление третьей стадии - вторичного озноба. Симптомы его следующие: кожа снова бледнеет, приобретает синюшный оттенок. Ее сосуды расширены, наполнены кровью, способность их сокращаться ослаблена. Выработка тепла химической терморегуляцией оказывается недостаточной. Губы синеют. При вторичном ознобе может произойти переохлаждение организма и развиться заболевание.

У незакаленных и ослабленных детей, вторая стадия может не появиться, а сразу наступить третья - переохлаждение со всеми вытекающими из этого негативными последствиями. Что касается растирания кожи и выполнения физических упражнений (после воздействия холодной водой), то необходимо сказать, что они повышают температуру кожи, сокращают время действия охлаждения и растягивают процесс становления закаливания. Следовательно, использование растирания кожи до ее потепления, интенсивного самомассажа и выраженных по теплопродукции физических упражнений после охлаждающих процедур должно быть ограничено. Их применение может быть рациональным в начальном периоде закаливания при появлении первичного озноба, «гусиной кожи», а при наличии устойчивости к холоду - при возникновении вторичного озноба, т.е. для срочного прекращения охлаждения.

Установлено, что в большей мере главной причиной возникновения простудных заболеваний является не сильное, резкое действие холода, а замедление, слабое охлаждение части кожной поверхности, короткие, но резкие перепады температур (10-15С) приводят к быстрому восстановлению температуры охлаждаемого участка. Чем быстрее осуществляются материальные траты органа, системы или организма при деятельности, тем скорее протекают восстановительные процессы в них.

Для воспитания оптимальной устойчивости организма к различным охлаждениям, тренировку желательно производить к возможно более широкому диапазону перепадов температур по времени и силе воздействия.

Недостаточная интенсивность и непродолжительное время воздействия холода не приводят к выработке устойчивости к охлаждениям у человека. Психологически это должен быть барьер, который нужно преодолеть. Появление волнения перед воздействием уже хорошо. Если появляется момент перехода одного состояния в другое, то, согласно психологической диалектике, задача решена.

Зная все вышеуказанные закономерности формирования процессов закаленности в организме, становится понятно, почему не срабатывали много лет предлагаемые «методики» закаливания детей с постепенным снижением температуры воды на 1 С в течение одной недели.

Влияние холода и состояние гипотермии затрагивает практически все системы организма. У обнаженного ребенка в покое прирост обменных процессов при понижении внешней температуры на 1 С составляет 10%, а при интенсивном охлаждении они могут возрасти в 3-4 раза в сравнении с уровнем основного обмена.

Академик В.В. Парин, изучая организмы местных термических воздействий на работу сердца человека установил, что вода температурой 6-8 С, в которую опускали кисть или стопу, увеличивала минутный объем сердца на 25-30%, и это увеличение сохранялось в течение часа, постепенно снижаясь. Оно происходило только за счет возрастания ударного объема, т.к. сердечный ритм во время опыта не меняется.

Физическая тренировка приводит к повышению холодовой чувствительности. Эти изменения противоположны тем, которые наблюдаются при вхождении в холодную природную атмосферу. Поэтому физические нагрузки с выраженной теплорегуляцией, каждое последующее охлаждение, осуществляемое при повышающейся, по сравнению с исходной, температурой тела, не сопровождается усилением устойчивости к холоду. Учитывая эти закономерности, не следует при закаливающих процедурах выполнять физические упражнения со значительными физическими нагрузками.

Регулярное закаливание охлаждениями благоприятно сказывается не только на холодовой устойчивости, но и на состоянии положительных неспецифических иммунных реакций организма. Часто у многих возникает боязнь, что обливание всего тела холодной водой приведет к переохлаждению всего организма. Однако еще И.П. Павлов писал, что организм человека можно представить себе состоящим из «сердцевины» с постоянной температурой и «оболочки», меняющей свою температуру в зависимости от температурных условий внешней среды. Постоянная температура «сердцевины» (ее колебания 36,5-37,5С) поддерживается химической терморегуляцией. Увеличение тепла в 3 раза может происходить за счет непроизвольных мышечных сокращений (дрожи). У закаленного ребенка теплообразования к холоду больше, чем у незакаленного. Поэтому кратковременное обливание холодной водой и последующая регуляция временного интервала пребывания на воздухе в обнаженном виде до появления заметной дрожи не может приводить к переохлаждению «сердцевины». В то же время появляющаяся в этой фазе еле заметна микровибрация мышц, согласно открытию Аринчина о «периферических сердцах», является тем физиологическим механизмом, который влияет на перераспределение крови в сосудистой системе, ведущей к увеличению венозного притока крови к сердцу и увеличению его минутного объема на 25-30%.

П.К. Иванов в своей системе оздоровления указывает, что обливаться холодной водой нужно 2 раза в день, а при заболевании обливаться надо каждые 3-4 часа. Почему?

В природе любой переход из одного состояния в другое сопровождается выделением или поглощением энергии. Если рассмотреть это с точки зрения состояния человека , то эмоциональное переживание, например, переход от страха к радости, от агрессии к спокойствию и т.п., дополнительно дает импульсы и заряды к жизни и деятельности. В нашем случае этому способствует холодная вода.

В чем состоит оздоровление? Дело в том, что в течение первых полутора минут при воздействии холода наша система терморегуляции как бы еще не работает, а вся защита организма происходит за счет бесплатной, «протонной энергии». При этом часть воды у точек раздражения нагревается импульсивно до 42,2С, а эта температура губительна для больных клеток.

Заканчивая физиологическое обоснование системы закаливания по П.К. Иванову, мы подчеркиваем, что все вышеприведенные крупные исследования и открытия в науке осуществлялись параллельно с 50-летней практикой природного оздоровления русского самородка П.К. Иванова.

Здоровье - это те поступки, которые нужно совершать каждый день, каждый час.

Таким образом, в настоящее время наука - физиология, гигиена, педагогика - располагает достаточно объективным материалом, свидетельствующим о необходимости закаливания детей с самого раннего возраста. Однако нужно сказать, что закаливание - не самоцель. Оно служит ценным средством сохранения и укрепления здоровья детей, способствует их всестороннему развитию.

1.2. Принципы и методы закаливания

В результате применения системы П.К. Иванова и других методов закаливания людьми различного контингента, в том числе и дошкольниками, сложился ряд принципов закаливания, которые позволяют достичь желаемых результатов.

Принцип первый - регулярность . Лучше всего ежедневные занятия, которые проходят в одно и то же время суток. Замечено: суточные ритмы наиболее эффективны и устойчивы в нашем организме . Им подчиняется деятельность многих органов и систем.

Принцип второй - постепенность . Постепенное увеличение нагрузки, поэтапный переход к более сильным формам закаливания позволяют, пусть медленнее, но зато увереннее достигать желаемого результата.

Принцип третий - интенсивность . Сила воздействия должна быть выше привычных температурных норм постоянной среды обитания. Чем интенсивнее воздействие, тем ярче ответная реакция организма. Закаливающий эффект будет выше там, где применяли более холодную воду меньшее время в сравнении с тем, когда использовали воду потеплее, но долгое время.

Принцип четвертый - сочетаемость общих и местных охлаждений. Скажем, при обливании стоп, тело остается не закаленным, а наоборот, обливание до пояса не обеспечивает устойчивость стоп к холоду. Оптимальная устойчивость организма - при чередовании общих закаливающих процедур с местными, направленными на наиболее чувствительные к действию холода области (стопы, носоглотка, поясница).

Принцип пятый – не растираться после обливания.

Растирание до покраснения, массаж ограничивают процесс охлаждения, прерывая его. Не следует проводить закаливание после интенсивной физической нагрузки, которая тоже тормозит течение термовосстановительного процесса после охлаждения.

Принцип шестой – многофакторность природного воздействия, т.е. использование солнца, воздуха, земли, снега. К тому же, обращаться с ними непосредственно в природе. Например, купаться не в бассейне, а в реке, ходить босиком не только по полу, но и по мягкой тропинке, по снегу во дворе и т.д.

Принцип седьмой - комплексность . Он означает, что процедуры закаливания должны восприниматься шире, нежели просто обливание водой. Это и прогулки, и бег, и сон на свежем воздухе, и баня.

Наконец, принцип восьмой - закаливание должно проходить на фоне положительных эмоций . Конечно, приходится проявлять настойчивость. Однако, как бы велико не было это усилие, ощущение процедуры должно оставаться на грани приятного. Здесь также важно учитывать индивидуальность ребенка и состояние его здоровья.

Основные методы закаливания

Закаливание воздухом

Воздух - это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается скожей - непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой

дыхательных путей.

Важной и исключительной особенностью воздушных процедур как

закаливающего средства является то, что они доступны людям различного

возраста и широко могут применяться не только здоровыми людьми, но и

страдающими некоторыми заболеваниями. Более того, при ряде заболеваний

эти процедурыназначаются как лечебное средство. Указанный вид закаливания надоначинать с выработки привычки к свежему воздуху. Большое значение укрепления здоровья имеют прогулки.Закаливающее действие воздуха на организм способствует повышению тонусанервной и эндокринной систем. Под влиянием воздушных ванн улучшаютсяпроцессы пищеварения, совершенствуется деятельность сердечнососудистой идыхательной систем, изменяется морфологический состав крови (в нейповышается количество эритроцитов и уровень гемоглобина). Пребывание насвежем воздухе улучшает общее самочувствие организма, оказывая влияние наэмоциональное состояние, вызывает чувство бодрости, свежести.

Закаливающий эффект воздуха на организм является результатом комплексноговоздействия ряда физических факторов: температуры, влажности, направления искорости движения. Кроме того, особенно на берегу моря на человекаоказывает влияние и химический состав воздуха, который насыщен солями,содержащимися в морской воде.

По температурным ощущениям различают следующие виды воздушных ванн: горячие (свыше 30С), теплые (свыше 22С), индифферентные (21-22С), прохладные (17-21С), умеренно холодные (13-17С), холодные (4-13С), очень холодные (ниже 4С).Надо иметь в виду, что раздражающее действие воздуха оказывает влияние нарецепторы кожи тем резче, чем больше разница температур кожи и воздуха.

Более выраженное действие оказывают прохладные и умеренно холодныевоздушные ванны. Принимая с целью закаливания все более прохладныевоздушные ванны, мы тем самым тренируем организм к низким температурамвнешней среды путем активации компенсаторных механизмов, обеспечивающихтерморегуляторные процессы. В результате закаливания в первую очередьтренируется подвижность сосудистых реакций, выступающих в роли защитногобарьера, охраняющего организм от резких перепадов внешней температуры.

Теплые ванны, не обеспечивая закаливания, тем не менее, оказывают

положительное влияние на организм, улучшая окислительные процессы.

Влажность воздуха в сочетании с колебаниями его температуры способна

оказывать разное влияние на процессы терморегуляции организма. От

относительной влажности воздуха зависит интенсивность испарения влаги с

поверхности кожи и легких. В сухом воздухе человек легко переносит

значительно более высокую температуру, чем во влажном. Сухость воздуха

Закаливание детей дошкольного возраста всегда вызывает множественные споры. Одни говорят, что делать этого категорически нельзя, явно представляя, как бедных детишек заставляют выходить голышом на морозный воздух и обливают ледяной водой. Другие же, более осведомленные в способах и пользе закаливающих мероприятий в детском возрасте, выступают однозначно «ЗА». Принципы закаливания деток в дошкольном возрасте немного отличаются от тех методик, которые принято использовать взрослыми людьми. Они более щадящие и мягко действуют на неокрепший организм, повышая защитные функции и формируя сильный иммунитет.

С чего начать закалку детям дошкольного возраста, и когда можно проводить первые процедуры? Основа закаливания маленьких детей – адаптация организма к воздействию окружающей среды. Начинать можно с самого рождения. Многие мамы, боясь за здоровье своего младенца, предпочитают гулять на улице только в теплую солнечную погоду. Но это совсем неправильно. Даже при морозе (если, конечно, градусник не показывает -20), когда пасмурно или дует ветер, гулять на улице не только можно, но и нужно. Главное, одевать детей по погодным условиям.

Более активные методы закаливания организма – , обтирания и принятие воздушных ванн рекомендуется начинать постепенно и не ранее, чем ребенку исполнится три–четыре года. Это зависит, в первую очередь, от его эмоционального и физического состояния.

Только от родителей зависит, выработает ли привычку закаляться их малыш в дальнейшем. Закаливание должно быть приятным для ребенка, нести в себе положительные эмоции. Можно превратить процедуру в интересную игру и, конечно же, родители должны своим примером показывать, что это полезно.

Как утверждают специалисты медицинской сферы, существует ряд определенных правил относительно того, как должно проходить закаливание детей раннего возраста:

  • Использование выбранного метода закаливания должно быть регулярным, ежедневным. Это как традиция, которая выполняется всеми членами семьи.
  • Последовательность увеличения нагрузок.
  • Чередование местных и общих методов закалки.
  • Комплексный подход.

Закаливание ребенка или взрослого – это всегда комплекс мероприятий, который направлен на укрепление иммунной системы и противостояние организма перепадам температур. Многие мамы совершают ошибку, одевая ребенка очень тепло, а потом удивляются, почему их малыш вялый и апатичный. Всему виной перегрев. Детей нужно одевать согласно температурному режиму и погодным условиям. Перед тем, как ложиться спать, помещение должно проветриваться. Сон на свежем воздухе всегда спокойный, сладкий и крепкий.

Во время ночного отдыха температурный показатель в помещении, где спит малыш, должен быть несколько ниже, чем днем. Одеваться дома нужно легко, не стоит идти на поводу у бабушек, которые твердят, что даже в квартире нужно надевать на ребенка шапку. Если малыш болеет, процедуры закаливания необходимо отложить до его полного выздоровления.

Как закалять маленьких детей

Методы закаливания детей не так разнообразны, как у взрослых. К ним относятся следующие:

  • воздушные ванны;
  • водные процедуры;
  • солнечные ванны.

Закалять детей воздушными ваннами необходимо с самого рождения. Чем больше времени малыш будет проводить на улице, вне зависимости от погоды (конечно, без крайностей в виде урагана, сильного мороза или ливня), тем лучше. Хорошо способствуют укреплению иммунитета воздушные ванны, которые можно проводить дома.

Достаточно открывать окно для проветривания на несколько минут, чтобы в комнате стало свежо, но не холодно. Ребеночка лучше всего раздеть и оставить голышом. Постепенно интервал проветривания следует увеличивать. Это щадящий и в тоже время достаточно действенный способ закалки малышей.

Закаливание детей водой – это постепенное приучение ребенка к контакту с водой. Процедура может быть полной и частичной, в зависимости от возрастных особенностей ребенка и его психоэмоционального состояния. Хотя, по мнению врачей-педиатров, чем раньше детей окунать в воду, тем будет лучше. Если малыш болен, водные процедуры лучше отложить до выздоровления.

Бывают ситуации, кода детки испытывают страх перед водой. В таких случаях рекомендуется проводить обтирание, используя мягкую губку в виде игрушки или же мамину руку, благодаря чему удается одновременно провести процедуру и купировать фобию. Оптимальная температура воды – 34°С. Ее можно регулярно понижать на 1 градус, но не делать слишком холодной и следить за реакцией малыша. Чем ниже будет температура воды, тем меньше продолжительность купания.

Солнечные ванны часто используются для закаливания детей дошкольного возраста в детском саду. Нахождение под открытыми лучами умеренного солнца повышает иммунитет, положительно влияет на центральную нервную систему, активизирует процессы регенерационного характера кожи. Начинаться процедура должна не раньше 17.00 вечером либо до 11.00 дня. В данный период солнце не палит слишком сильно и риск получить ожог минимален. Однако голова у малыша прикрывается кепкой или панамой.

Закаливание в детсадах и дома

Закаливание детей в детском саду всегда проводится воспитателями в виде интересных, групповых игр. Наиболее распространенные методы закалки – воздушные и солнечные ванны, во время которых малыши выполняют различные физические упражнения с умеренной нагрузкой. Водные процедуры, как правило, ограничиваются играми, во время которых детки опускают в воду ладони, а потом похлопывают друг друга под веселое музыкальное сопровождение.

Закаливание детей 3 лет подразумевает растирание стоп прохладной водой после дневного сна. Одна из эффективных процедур – хождение босыми ногами по специальным массажным коврикам, во время которой активизируются биологически активные точки, что положительно воздействуют на работу внутренних органов и активизируют обмен веществ.

Как правильно закалять маленького ребенка, с поэтапным увеличением времени

Ребенка можно закаливать и дома, используя для этого следующие простые процедуры:

  • полоскать горло;
  • процедура контрастного душа;
  • купание в прохладной воде;
  • растирание стоп;
  • растирание и обливание всего тела.

Ходить босыми ногами по земле или песку можно при температуре воздуха от 21 градуса. Данный способ закалки не только укрепляет иммунную систему, но и является лучшей профилактикой плоскостопия у детей.

Специальные коврики, которые используются для хождения босиком, можно купить в детском магазине или же сделать самостоятельно. Использовать их можно, когда ребенку исполнился год, и он уже начал осваивать навыки хождения. Массажный коврик своими руками делается из соли, картона, клея и клеенки. Картон понадобится для того, чтобы сделать бортики, которые предотвратят просыпание соли. Клеенку нужно постелить на пол, сверху насыпать соль (предпочтительно использовать морскую). Клей необходим для склеивания бортов.

Похожую дорожку можно приготовить из пуговиц, круп, гальки или щебенки. Главное, чтобы предметы не были слишком острые, иначе ребенок может пораниться. Это наилучшее упражнение, которое не только укрепит иммунную систему, но и предупредит риск развития плоскостопия.

Полоскание горла – зачем и почему?

Многие родители удивляются, зачем нужно полоскать горло простой чистой водой. Как считают специалисты, это лучший способ предупреждения ангин. Заботливые мамы, стараясь предупредить заболевание детей, сами приводят их к многочисленным простудам. Следя за тем, чтобы их чадо пило только теплую жидкость, они разрушают естественную защиту слизистой оболочки горла.

Уследить за малышом очень трудно и не всегда можно увидеть, что он взял со стола холодный компот или воду. Как итог – ангина. Чтобы предупредить заболевание, рекомендуется проводить регулярное водное полоскание горла. Первые манипуляции осуществляются при помощи теплой воды, в последующем температура каждый раз понижается на 1. Полоскать горло ледяной водой в целях профилактики ангин категорически запрещено! Температура воды для полоскания горла должна быть не ниже 20 градусов.

Правила закаливания маленьких детей

Любой метод закаливания организма пойдет на пользу только в случае его правильного использования. Воздушные ванны должны приниматься исключительно на свежем, чистом воздухе. Идеально, если это будет парк, лес или берег водоема. Использовать балкон, на котором курят для проведения воздушных ванн категорически запрещено!

Профилактика заболеваний вирусного и инфекционного характера – это соблюдение личной гигиены. Одежда маленькому ребенку должна меняться каждый день, при необходимости несколько раз за сутки. Все вещи должны быть сшиты из натуральных тканей, обеспечивающих телу нормальное кожное дыхание.

После принятия солнечных ванн, если малыш немного пропотел, одежду необходимо обязательно заменить чистой и свежей. Водные процедуры должны заканчиваться растиранием тела сухим полотенцем. Если процедура закаливания подразумевает полоскание горла, необходимо использовать только прокипяченную, чистую воду, без каких-либо добавок.

Проводить водные процедуры на открытых водоемах можно только в том случае, если вода в них соответствует санитарным и гигиеническим нормам. Категорически запрещено купание в реках или озерах, если возле них проходят канализационные оттоки. Перед началом курса закаливания ребенка необходимо показать педиатру, чтобы удостовериться в отсутствии острых и хронических заболеваний, которые могут стать существенным противопоказанием к процедурам.

– комплексная мера. Одного полоскания горла или хождения по массажной дорожке недостаточно. По мере возможности необходимо выполнять несколько профилактических процедур, чередуя их между собой.

От родителей дошкольников часто можно услышать, что их малыши постоянно болеют. Действительно, в этом возрасте иммунитет человека еще не окреп, к тому же, проведение всего свободного времени дома перед компьютером или телевизором никак не способствует его развитию. Как же уберечь детей дошкольного возраста от частых болезней? Ответ – закаливание.

Принципы закаливания и его польза

Закаливанием называют комплекс мероприятий профилактического характера, направленных на повышение сопротивляемости организма воздействию неблагоприятных факторов внешней среды. Это своеобразная тренировка организма, когда регулярные закаливающие процедуры заставляют его проявлять защитную реакцию на охлаждение или перегрев. Закаливание действует подобно вакцине: научившись справляться с малыми дозами вредоносных факторов, организм способен устоять и перед большими.

Начинать закаляться можно в любом возрасте, но у детей проблема повышенной заболеваемости на фоне слабого иммунитета стоит особенно остро.

Кроме укрепления иммунитета закаливание дошкольников способно решить сразу несколько проблем:

  • нормализовать аппетит и улучшить обмен веществ;
  • повысить общий тонус организма;
  • улучшить память и внимание, стимулировать способности к обучению;
  • укрепить костно-мышечную и нервную системы;
  • увеличить выносливость организма;
  • улучшить терморегуляцию.

Закаляющие процедуры неэффективны без коррекции образа жизни ребенка.

Натренированный таким образом организм научится быстро реагировать на переохлаждение, и о «простудах» можно будет забыть. От инфекционных болезней закаливание не спасет, но переносить их закаленный ребенок будет легче и быстрее. Проще пройдет адаптация к детскому саду - а ведь именно с этим учреждением обычно связаны жалобы родителей по поводу бесконечных болезней. Безусловно, закаливание - одна из важнейших составляющих физического воспитания дошкольников.

Врожденный иммунитет . Это неверное определение. У грудничка не вырабатывается антител, и ему это не нужно. Иммунитет младенец получает с молоком матери. Но взамен у новорожденного есть сильнейшие механизмы адаптации. Поэтому только что появившимся на свет крохам не нужно закаливание. Необходимо обеспечить им уход, при котором заложенная природой способность приспосабливаться не будет утрачена. Следует создать контрасты температур воды или воздуха: больше гулять на улице при любой погоде, купаться, одеваться в соответствии с климатом в помещении и на улице.

Чего делать не стоит . Постоянно высокая температура, стерильная среда - все это приводит к отключению естественных механизмов адаптации (зачем, если условия - практически как в утробе матери?).

Нельзя в любом детском возрасте:

  1. Закаливать малыша, у которого имеются пороки сердца, анемия (пониженный уровень гемоглобина в крови), ОРВИ, грипп или истощение.
  2. Водить ребенка босиком по снегу, окунать в прорубь или несколько часов держать под солнцем.

На детей и взрослых влияют две группы факторов :

  1. Цивилизация - применяемые средства бытовой химии, транспорт, одежда, телевизор.
  2. Природа - вода, воздух, солнце.

Неадекватное воспитание угнетает врожденную устойчивость к неблагоприятным факторам окружающей среды. Чтобы устранить подобную погрешность, необходимо сделать образ жизни естественным.

Что такое естественный образ жизни по Комаровскому

Естественный образ жизни подразумевает ограничение контакта с вредными факторами цивилизации и увеличение - с природой. Благодаря этому заложенные природой в человеческом организме адаптационные механизмы пробуждаются, повышается устойчивость организма, снижается частота недугов, они протекают не так тяжело.

Основные компоненты естественного образа жизни:

  1. Двигательная активность на природе.
  2. Питание. Единственная причина приема пищи - аппетит.
  3. Одежда должна быть удобной, не мешать двигаться. Следует иметь в виду, что потливость, вызванная укутыванием, чаще и стабильнее приводит к простуде, нежели переохлаждение.

Образ жизни современных детей, особенно живущих в больших городах, не является естественным в большинстве случаев. Они практически все время находятся в помещении, питаются калорийной пищей, ощущают на себе избыточное применение средств бытовой химии.

Нельзя закаливанием заменить естественный образ жизни, если ребенок не выходит гулять несколько недель, постоянно носит шерстяные носки и шапочки, чтобы он поел его необходимо уговаривать, практически не отходит от телевизора. При этом перед сном родители его обтирают (обливают) водой - закаливающего эффекта, вреда или пользы для детского организма от подобной процедуры не будет, за исключением успокоения нервной системы родителей.

Начинать закаливание нужно с глобальных изменений:

  • режим дня;
  • комната, где живет ребенок;
  • одежда;
  • занятия спортом;
  • интенсивность обучения.

Следует определить обязательные правила, следование которым будет неукоснительным. Например:

  1. Прогулки в любую погоду. Малыш должен бывать на свежем воздухе как можно чаще.
  2. Поощрение двигательной активности ребенка.
  3. Минимизация контактов со средствами бытовой химии.
  4. Предоставить ребенку самому выбирать одежду и одеваться (решать, сколько и какие вещи он наденет).
  5. Оптимизация учебных нагрузок.
  6. Приведение в порядок детской комнаты, удаление накопителей пыли, ежедневная влажная уборка.
  7. Дозирование просмотра телевизора и прочих гаджетов.

Подобных изменений будет достаточно для того, чтобы постепенно вернуть здоровье. Если перемену образа жизни дополнить закаливанием, то пошатнувшееся здоровье вернется гораздо быстрее.

С чего начать?

Закаливание желательно начинать с первых дней жизни. Воздушные и солнечные ванны, купание - то, что многие родители делают интуитивно – и есть первые шаги в закаливании. Такие методы называют неспециальными, это просто полезные привычки в уходе за малышом. Именно такой системы рекомендует придерживаться известный педиатр Комаровский. Он утверждает, что ребенок рождается уже закаленным, а задача родителей - проследить, чтобы это свойство не пропало в результате полного ограждения новорожденного от «нежелательных» воздействий внешней среды. Иммунитет перестанет действовать, если им не пользоваться, а чтобы его укрепить, нужно как можно чаще вступать в контакт с природой - то есть проводить побольше времени на свежем воздухе в любую погоду.

В качестве ключевых факторов, влияющих на защитные механизмы детей, Комаровский выделяет три аспекта образа жизни.

  1. Физическая активность. Следует максимально заменить поездки на личном или городском транспорте пешими прогулками (от дома до школы, например), вместо игр на компьютере выбрать или спортивную секцию.
  2. Одежда. Одевать ребенка следует по погоде, так, чтобы не ограничивать его движения.
  3. Питание. Руководствоваться аппетитом ребенка, не заставлять его есть, если не хочет. А чтобы улучшился аппетит - повысить количество физической активности и прогулок на свежем воздухе.

Соблюдения этих принципов достаточно, чтобы поддерживать в рабочем состоянии детский иммунитет, однако бывают случаи, когда требуются дополнительные закаливающие меры.

Совет
Если решено закаливать ребенка, обязательно проконсультируйтесь сначала с педиатром, так как существуют ограничения. Врач поможет подобрать оптимальный для малыша способ укрепления организма.

Три кита закаливания: воздух, солнце и вода

Стихии, результатом взаимодействия которых когда-то явилось возникновение жизни на планете, и сегодня играют решающую роль в поддержании и развитии этой жизни. Ничто так не укрепляет человеческий организм, как соприкосновение с этими природными источниками силы.

Воздушная ванна - первое, что получает ребенок в момент рождения

Соприкосновение кожи с воздухом дает организму информацию о внешнем мире, и чем младше ребенок, тем меньше он способен оценивать температуру воздуха с точки зрения комфорта. Укутанный в одеяло летом малыш вспотеет, но не будет плакать или жаловаться - он просто не поймет, что на самом деле ему жарко. Точно так же и раздетый младенец на легком ветерке не станет плакать только потому, что чувствует прохладу - просто его организм примет к сведению, что «за бортом» холодно, и будет выделять в атмосферу меньше тепла. В пределах от +18 до +25 градусов совершенно безопасно держать здорового и веселого младенца голеньким. Терморегуляция - вот что в первую очередь тренируют воздушные ванны.

Если малыш не привык подолгу находиться без одежды с младенчества, в дошкольном возрасте следует начинать такие эксперименты осмотрительно, постепенно увеличивая время контакта с воздухом. Сочетая воздушные ванны с утренней зарядкой, например, можно наращивать интенсивность закаливания следующими шагами, в течение нескольких недель переходя от одного к другому:

  1. делать зарядку, предварительно хорошо проветрив комнату, в носках, трусах и майке;
  2. заниматься при полуоткрытом окне (насколько стоит приоткрыть створку, зависит от времени года);
  3. постепенно избавиться поочередно от майки и носков (окно остается открытым).

Вообще проветривание помещения должно войти у родителей в постоянную привычку, особенно важно делать это перед сном. В теплое время года окно в детской спальне нужно держать открытым всю ночь.

Закаливание воздухом подразумевает также и ежедневные прогулки, желательно вдали от автомобильных дорог и прочих источников загрязнения атмосферы. Особенно полезен для организма воздух в лесу, в парках, возле водоемов. Очень полезно и естественно для детей совмещать прогулки с двигательной активностью: играми, катанием на велосипеде, занятиями физкультурой. Гулять нужно как можно больше в любое время года, подбирая соответствующую погоде и не стесняющую движения одежду.

Следите, чтобы в холодное время года одетый для прогулки ребенок не находился долго в помещении, так как за это время он может вспотеть, а выйдя на улицу - переохладиться и заболеть. Оденьтесь сначала сами, а в последнюю очередь оденьте ребенка.

В качестве отдельного вида закаливания воздухом можно выделить хождение босиком. Контакт ступни с прохладным полом, с неровной землей, с сыпучим песком - все это способствует правильному формированию свода стопы, а разница температур поверхностей оказывает закаливающий эффект. Детям Комаровский советует позволять ходить босиком с первых шагов, везде, где это только возможно, рассматривая обувь только как защиту от холода и асфальтированных дорог.

Солнце - ласковое и опасное

Солнце ассоциируется у детей прежде всего с летом, теплом и весельем - уже одно это делает его полезным. Кроме того, солнечные лучи несут человеческому организму реальную пользу - стимулируют выработку витамина D, укрепляют иммунитет и нервную систему. При этом не стоит забывать, что избыток солнечной радиации способен серьезно навредить детскому организму. Перегрев, солнечный удар, ожог кожи - все это только внешние проявления чрезмерного воздействия солнца. Так как детская кожа сильно отличается от взрослой, она намного больше подвержена пагубному действию ультрафиолета, которое может не повысить, а, наоборот, снизить иммунную реакцию растущего организма и даже спровоцировать тяжелые болезни.

Чтобы солнечные ванны принесли пользу малышу, применять их следует с осторожностью, соблюдая рекомендации специалистов:

  • закаливание дошкольников нужно проводить в утренние или вечерние часы, избегая середины дня, когда активность солнца становится максимальной;
  • маленьких детей первые несколько дней ненадолго оставляют в тени деревьев или соломенных зонтов;
  • переход к открытым солнечным ваннам следует начинать с отдельных частей тела, например ног и рук;
  • длительность пребывания на солнце нужно увеличивать постепенно, начиная с 4-5 минут довести до получаса;
  • закаливание солнцем полезно сочетать с водными процедурами;
  • ребенок должен получать питье (желательно воду) в нужном ему количестве, а голова обязательно должна быть прикрыта панамой или платком.

Отдыхая у воды, приходите с ребенком на пляж за 2-2,5 часа до захода солнца - так вам не придется отрывать малыша от игры с песком через полчаса после начала, а наступающая вечерняя прохлада окажет закаливающий эффект.

Вода - это жизнь

Почему большинство взрослых входят в холодную воду медленно, поеживаясь, а дети вбегают в нее весело и неудержимо? Не потому ли, что в силу своего возраста они намного ближе к природе и лучше адаптированы к естественным условиям? Чтобы сохранить эту бесценную способность организма принимать условия окружающей среды как родственные, дошкольников можно и нужно закалять прохладной водой.

Любой контакт с водой, температура которой ниже температуры тела, можно назвать закаливающей процедурой. Даже простое мытье рук в прохладной воде кроме гигиенической функции несет закаливающую - неудивительно, что к этому дошкольников настойчиво приучают и дома, и в детском саду. Умывание холодной водой, ополаскивание ею рта после чистки зубов, полоскание горла после еды - все эти элементы физического воспитания при регулярном использовании способствуют поднятию тонуса и активизации защитных сил организма.

Более серьезный и систематический подход к закаливанию водой предполагает следующие этапы.

  1. Обтирание. Это первый шаг в закаливания водой, и начинать обтирания можно с рождения. В качестве инструмента можно использовать мягкую тканевую рукавичку, губку, махровое полотенце, а в случае с новорожденным ребенком лучше нежно обтереть его просто влажной рукой. В этом деле тоже важна постепенность: первые несколько дней нужно увлажнять ноги, руки, шею малыша, а со временем увеличивать площадь обрабатываемой поверхности и снижать температуру воды. После обтирания всю оставшуюся влагу нужно тщательно вытереть полотенцем.

    СоветПриучите младенца к ежедневным ваннам перед сном. Температура воды вначале должна составлять 36-37 градусов, но постепенно ее следует снизить до 30-32 градусов, если это не вызовет протестов малыша. Такие ванны оказывают закаливающий и успокаивающий эффект: ребенок лучше засыпает.

  2. Обтирания детей от 2-3 лет и старше проводятся по схеме «сверху вниз»: увлажняют шею, грудь, спину и руки, потом растирают сухим полотенцем. Затем те же действия повторяются с ногами.
  3. Обливание. К этой процедуре можно переходить, когда обтирания ребенок уже переносит без малейшего дискомфорта. Летом обливания можно проводить на улице, зимой - в помещении. Начинать следует с обливания ног водой с температурой 38-39 градусов, каждые 2-3 дня поднимаясь немного выше и снижая температуру воды на 1 градус, пока ребенок согласен терпеть.
  4. Душ. В отличие от обливания, душ позволяет коже поддерживать более длительный контакт с водой и имеет возможность менять температуру воды. Таким образом, кроме усовершенствованного варианта обливания - холодного душа - для закаливания можно применять и такую процедуру, как контрастный душ. Контрастный душ - это идеальный тренажер для организма, подготавливающий его к защите от резкой смены температур. Также при этом укрепляются нервная и иммунная системы. Разницу между температурами теплого и прохладного душа следует увеличивать постепенно: теплая вода должна быть 36-38 градусов, а прохладная может понижаться с 34-35 до 15-16 градусов в течение 2-3 месяцев. При этом периоды поливания теплой водой должны быть длиннее «холодных» - 1-2 минуты и 15-20 секунд соответственно.
  5. Моржевание. Это наиболее радикальный метод закаливания, требующий предварительной консультации с врачом, а подготовку к моржеванию и сами процедуры следует проводить под руководством специалиста. Такой вид закаливания дает мощный заряд энергии всем системам организма, улучшает работу всех его органов. Человек ощущает небывалый прилив сил и становится практически неуязвимым для болезней.


Существует ряд рекомендаций, несоблюдение которых способно свести результат на нет или даже навредить.

  • Начинать закаливание можно только тогда, когда ребенок здоров, ведь любая болезнь - это стресс для организма, и необходимо создать все условия для его скорейшего восстановления. Дополнительная нагрузка в виде непривычных процедур может не только замедлить выздоровление, но и ухудшить состояние.
  • Программу закаливания каждого ребенка нужно выстраивать индивидуально в соответствии с его психофизиологическими особенностями.
  • Наращивать интенсивность процедур нужно поэтапно, каждый раз оценивая, насколько легко воспринимает организм текущую нагрузку.
  • Следует придерживаться определенной последовательности в использовании закаливающих средств. Начинать нужно с самых простых мероприятий (это воздушные и солнечные ванны), а со временем можно добавить и более радикальные – взаимодействие с теплой и холодной водой (обтирания, обливания).
  • Закаливающие процедуры должны быть регулярными вне зависимости от времени года. Чтобы добиться этого, необходимо органично вписать их в режим дня, превратив в такой же ритуал, как утренняя зарядка или чтение книги перед сном.
  • Обязательное условие - наличие у ребенка приятных ассоциаций с закаливанием. Хорошее настроение малыша в процессе закаливающих мероприятий - залог их регулярности; этот фактор способен повлиять даже на их эффективность.

Чтобы малыш охотнее закалялся, найдите ему компанию, а если подходящих кандидатов нет - покажите личный пример. Совместное закаливание не только будет полезно для здоровья его участников, но и укрепит отношения между ними.

Примерная схема закаливания

Начинать следует с физического воспитания, устраивать каждое утро легкие пробежки на протяжении 5-10 минут в любую погоду и не в комнате, а на свежем воздухе. Пробежка должна быть неторопливой, спокойной, ставить рекорды ни к чему. После этого рекомендуется сделать несколько простых упражнений (махи руками, прыжки, приседания). Гимнастика и пробежка должны занимать в общей сложности 30 минут каждое утро.

После физических нагрузок - водные процедуры и завтрак.

Совет
Постепенно увеличивайте время и дальность пробежки, усложняйте упражнения утренней гимнастики, уменьшайте количество одежды.

За этот час каждое утро ребенок получит:

  • двигательную активность;
  • контакт с водой;
  • свежий воздух.

Три принципа, которые необходимо соблюдать, проводя мероприятия по закаливанию:

  1. Систематичность. Процедуры проводятся ежедневно, пропуски недопустимы.
  2. Постепенность. Длительность и интенсивность воздействий должна быть постепенной.
  3. Учет индивидуальных характеристик ребенка. К ним относится психологическая настроенность дошкольника, его возраст, сопутствующие недуги, бытовые факторы.

Закаливание должно стать для ребенка удовольствием.

Видов закаливания не так много, но все они простые и не требуют каких-то особых приспособлений. Суть заключается в том, чтобы приблизить условия жизни к природным, поэтому закаливание дошкольников - процесс естественный и очень полезный для детского организма. Особенно это важно перед поступлением в первый класс, где детям понадобится много сил для учебы и адаптации к новым условиям.