Закаливающие мероприятия в доу. Закаливание в доу Доу закаливающие процедуры для детей старшей группы

Людмила Терещенко
Закаливающие мероприятия в детском саду

Закаливающие мероприятия

Общие требования

1. Создание экологически благоприятных условий в помещениях для игр и занятий детей :

Соблюдение санитарных и гигиенических требований;

Сквозное проветривание (3-5 раз в день в отсутствие детей) ;

Поддерживание температуры воздуха в пределах 20-22 0С.

2. Высокая культура гигиенического обслуживания детей (туалет, кормление, сон, одевание на прогулку) .

3. Обеспечение психологического комфорта на протяжении всего времени пребывания в детском саду .

4. Индивидуализация и дифференциация режимных процессов и их воспитательная направленность с учетом здоровья и развития детей.

Организованная двигательная деятельность

1. Утренняя гимнастика (ежедневно)

2. Занятия физкультурой (3 раза в неделю)

3. Подвижные игры на первой и второй прогулках (ежедневно)

4. Самостоятельная двигательная деятельность с разными физкультурными пособиями :

После завтрака

На прогулке

После сна

На второй прогулке

5. Базовая и игровая деятельность

6. Закаливание :

Оздоровительные прогулки, ежедневно;

Умывание прохладной водой перед приемом пищи, после каждого загрязнения рук;

Полоскание рта после каждого принятия пищи и после сна водой комнатной температуры (прохладной)

Взбадривающая гимнастика после сна.

Ходьба босиком в обычных условиях и по ребристым дорожкам после сна, на занятиях физкультурой (время увеличивается постепенно) .

Оздоровительная работа

1. Сквозное проветривание

2. Санитарный режим

4. Индивидуализация режимных процессов с учетом здоровья и развития детей

5. Оптимальный двигательный объем (4 ч в день)

6. Утренняя гимнастика

7. Физкультурные занятия

8. Подвижные игры

9. Закаливание :

Оздоровительные прогулки;

Умывание прохладной водой;

- воздушные ванны :

а) гимнастика после сна (с элементами дыхательной гимнастики) ;

б) дорожка здоровья;

в) облегченная одежда;

г) сон с открытой фрамугой.

10. Употребление лука, чеснока в осенне-зимний период

11. Употребление витаминов в период вспышки заболеваний

12. Витаминизация III блюда

Основные принципы и средства закаливания

С давних времен использовались и сейчас остаются основными и самыми действенными средства закаливания естественные силы природы : солнце, воздух и вода.

Целью физического воздействия является воспитание здоровых, стойких, мужественных людей, активных строителей коммунистического общества и бесстрашных защитников Родины. Закаливание организма детей служит той же цели.

Закаливание чаще всего рассматривается как процесс приспособления организма к меняющимся условиям погоды и климата. Но говоря о закаливании как средстве физического воспитания, мы имеем в виду не только приспособление организма, происходящее под влиянием неблагоприятных условий. Закаливание надо рассматривать как сознательное применение в определенной системе мероприятий , повышающих сопротивляемость организма, воспитывающих способность быстро и без вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней среды. Закаливание следует начинать с самого раннего детства и продолжать в течение всей жизни, видоизменяя формы и методы его применения в зависимости от возраста. Оздоровительное значение воздушных, солнечных ванн, водных процедур несомненно. Закаленные дети меньше болеют , легче переносят заболевания. Доступность средств , что они всегда под рукой, главное в том, что можно использовать в том или ином виде, в любое время года, в любых условиях. Они не требуют сложной аппаратуры и специальных кабинетов; способы их применения в умелых руках не представляют затруднений.

При закаливании надо руководствоваться определенными принципами, к числу таких относятся : постепенность, систематичность, учет индивидуальных особенностей ребенка. Если не будут соблюдаться эти принципы, то закаливание будет носить случайный характер.

Нельзя предъявлять слишком больших требований к неподготовленному организму, - он может не справиться с ними. Соблюдение принципа постепенности особенно важно для детей, так как детский организм еще не обладает большой сопротивляемостью. Чтобы был эффект от закаливания необходимо постепенно усиливать нагрузку.

Нельзя прерывать начатые мероприятия . Но систематичность нужна не только в проведении того или иного специального мероприятия . Если проводятся все мероприятия , а дети мало гуляют, одеваются слишком тепло, не в соответствии с погодой, то закаливание нельзя считать полноценным. Закаливание должно проводится систематично, лучше всего с самого рождения и продолжаться в течение всей жизни. Необходимо также считаться с индивидуальными особенностями ребенка.

Есть дети чувствительные, к ним применяются более нежные средства закаливания или более постепенно, осторожно, но совсем отказываться от средств закаливания нецелесообразно . Дети должны принимать активное участие в закаливающих мероприятиях , знать порядок их проведения.

Большое значение имеет и заинтересованность детей. Личный пример взрослых также имеет большое значение : если взрослые сами боятся холода, не любят прогулок, вряд ли они смогут воспитать детей закаленными .

Вода - общепризнанное средство закаливания . Преимущество воды перед другими средствами закаливания заключается в том , что водные процедуры легко дозировать.

Принцип постепенности легче всего выдержать именно при применении воды : можно взять воду той температуры, которая нужна в данном случае, постепенно снижая ее.

При проведении водных процедур с детьми дошкольного возраста следует придерживаться следующих правил :

1. Надо, чтобы дети к воде подходили с теплым телом, при этом нужно, чтобы в помещении, где это происходит, температура должна соответствовать принятым для данного возраста, а также, чтобы детям не приходилось долго ожидать своей очереди.

2. Надо проследить за своевременным появлением покраснения кожи. Если эта реакция запаздывает, надо способствовать ее наступлению, тщательным растиранием кожи полотенцем "до красноты".

3. Чем холоднее вода, тем короче должно быть время ее "соприкосновения с телом".

Существует несколько отдельных способов закаливания водой :

1. Обтирание - самая нежная из всех водных процедур. Его можно применять во всех возрастах, начиная с младенческого. Обтирание производится смоченной в воде материей, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям : хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать.

После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легким массирующим действием, а массаж всегда делают от периферии к центру, поэтому конечности надо обтирать снизу вверх (руки от кисти, ноги от стопы) . Снижение температуры на один градус через 2-3 дня.

2. Обливание - бывает местное и общее. Местное обливание : обливание ног, чаще всего используется в яслях и младших группах. Начальная температура воды +30, затем доводят до +18, а в старших группах до +16. Время обливания ног 20-30 секунд.

Общее обливание надо начинать с более высокой температуры преимущественно детом, а в осенне-зимний период надо организовать так, чтобы вода охватывала возможно большую поверхность тела, спину, затем грудь и живот, затем правый и левый бок. После окончания - растереть полотенцем. Время под струей 20-40 секунд. Душ действует сильнее, чем простое обливание. Вода из душа оказывает массирующее действие, ощущается как более теплая, чем даже вода при обливании.

3. Купание проводится в естественных условиях, то есть в водоемах (реке, озере, море) в летнее время - является одним из лучших способов закаливания . Можно купать детей с раннего возраста, начиная с температуры +24 - 26 воздуха и не ниже +22 воды, более закаленных детей можно купать при температуре +19 - 20 воды. Длительность пребывания в воде увеличивается от 1-2 минут до 5-8 мин. после купания всегда должны быть движения.

Купание противопоказано детям с заболеванием сердца, болезнями посек, почечных лоханок, детям, недавно перенесшим плеврит, воспаление легких.

В каждом отдельном случае вопрос о применении купания решается врачами.

Воздух - это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается с кожей - непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой дыхательных путей. Из специальных мер закаливания воздухом в детских садах применяются : сон на воздухе, в холодное время и воздушные ванны. В детском саду мы используем воздушный режим.

Закаливающее значение действия солнца своеобразно. Солнце является сильно действующим средством закаливания . Солнечные лучи оказывают на организм общее укрепляющее действие, повышают обмен веществ в организме, лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но солнце может оказывать и отрицательное действие. Поэтому надо к этой процедуре подходить очень осторожно. У младших детей особенно полезны солнечные ванны, но важен при этом индивидуальный подход. Проводить солнечные ванны надо в движении, но игры надо проводить спокойного характера. Солнечные ванны увеличиваются постепенно :

В младших группах до 20-25 мин.

В старших группах до 30-40 мин.

Солнечные ванны лучше принимать с 8 до 9 ч и с 15 ч до 16 ч. Начинать надо после еды, чтобы прошло не меньше полутора часа, и до начала еды за полчаса. Надо опасаться перегревов. Нужны светлые панамки. Если ребенок перегрелся, надо накрыть лицо полотенцем, отвести в тень, умыть, дать воды.

В детском саду закаливание осуществляется путем включения элементов закаливания в повседневную жизнь детей и проведения специальных мер закаливания . Закаливание в режим дня повседневной жизни сводится к следующему :

а) создание привычки к широкому пользованию свежим наружным воздухом в помещении;

б) рациональная одежда;

в) длительное пребывание на воздухе независимо от погоды;

г) воспитание привычки к холодной воде.

Применение закаливания несколько видоизменяется в зависимости от времени года и от возраста детей.

Все закаливающие процедуры должны проводиться ежедневно. Обтирание и обливание проводятся после сна, строго под наблюдением медицинских работников.

Одежда детей на прогулке в зимнее время года

от + 6 до - 3 : 4-хслойная одежда : белье, платье, трикотажная кофта, колготки, рейтузы, куртка или демисезонное пальто (без трикотажной кофты, если t0 выше 0 градусов) .

от -3 до -8 : 4-хслойная одежда : белье, платье, кофта, колготки, рейтузы, зимнее пальто, утепленные сапоги.

от -9 до -14 : 5-тислойная одежда : белье, платье, кофта или свитер, колготки, рейтузы (2 пары, зимнее пальто, утепленные сапоги.

Сон в группе при t0 +16 +15 - теплая рубашка с длинными рукавами или пижама, теплое одеяло.

Одежда детей при различной t0 воздуха помещения

23 и выше

1-2-х слойная одежда : тонкое х/б белье, легкое х/б платье, с короткими рукавами, носки, босоножки.

2-х слойная одежда : белье, платье х/б или полушерстяное с длинным рукавом, колготки для детей 3-4х- лет, для детей 5-7-ми лет - гольфы, туфли.

2-х слойная одежда : белье, платье с длинным рукавом, колготки, туфли.

3-х слойная одежда : х/б белье, трикотажное или шерстяное платье с длинным рукавом, кофта, колготки, туфли или теплые тапочки.

Традиционные виды закаливания детей .

Утренний прием на свежем воздухе, гимнастика

Оздоровительная прогулка

Воздушные ванны

Воздушные ванны с упражнениями

Сон с доступом свежего воздуха

Умывание в течение дня прохладной водой

Полоскание рта прохладной водой

Хождение босиком до и после дневного сна

Хождение босиком по «дорожке здоровья»

(массажные коврики) после дневного сна

Солнечные ванны

Примерная схема закаливания детей от двух до семи лет

Температура воздуха в помещении, где находится ребенок, + 18, + 20градусов.

1. Воздушная ванна-10-15 минут. Ребенок двигается, бегает; одетый в трусики, майку с короткими рукавами, тапочки на босу ногу или короткие носочки. Часть времени (6-7 минут) отводится на гимнастические упражнения из приведенного комплекса.

2. Умывание водой, температура которой с +28 градусов снижается к концу года закаливания летом до +18 , зимой до +20. Дети старше двух лет моют лицо, шею, руки до локтя, старше трех- верхнюю часть груди и руки выше локтя. Исходная температура воды для детей старше трех лет тоже +28, а минимальная летом +16, зимой + 18 градусов.

3. Дневной сон летом с доступом свежего воздуха, зимой-в хорошо проветренной комнате при температуре + 15 +16 градусов.

4. Сон без маечек. Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.

5. Прогулка два раза в день при температуре до -15 градусов продолжительность от 1-1,5 часа до 2-3 часов.

6. В летнее время солнечные ванны от 5-6 до 8-10 минут два-три раза в день; пребывание на свежем воздухе и в тени неограниченно.

7. Полоскание рта (дети двух- четырех лет, горла (дети старше четырех лет) кипяченой водой комнатной температуры с добавлением настоя ромашки или шалфея два раза в день-утром и вечером. На каждое полоскание используется около 1/3 стакана воды.

Комплекс оздоровительных мероприятий после сна

Воспитатель звонит в колокольчик :

Колокольчик золотой,

Он всегда, везде со мной.

«Просыпайтесь!» - говорит.

«Закаляйтесь - всем велит.

Комплекс закаливающих упражнений .

1. «Киска просыпается! (Предложить детям вытянуться в кроватке, прогнуть спину, вытянуть вверх руки).

На коврике котята спят,

Просыпаться не хотят.

Вот на спинку все легли,

Расшалились тут они.

Хорошо нам отдыхать,

Но уже пора вставать.

Потянуться, улыбнуться

Всем открыть глаза и встать.

2. «Игры с одеялом» (Дети прячутся под одеяло 2-3раза)

Вот идет лохматый пес,

А зовут его Барбос!

Что за звери здесь шалят?

Переловит всех котят.

3. «Легкий массаж» . (Поутюжить руки, ноги от пальчиков вверх, разгладить спинку, грудь)

4. Дети выходят из спальни в группу. Ходьба по «дорожкам здоровья»

1-я дорожка – массажные коврики

2-я – ребристая

3-я – с жесткой мочалкой

4-я перешагивание через препятствия (кирпичики)

Зашагали ножки, топ-топ-топ!

Ну-ка, веселее, топ-топ-топ!

Вот как мы умеем, топ-топ-топ!

Топают ножки, топ-топ-топ!

Прямо по дорожке, топ-топ-топ!

5. Гигиенические процедуры.

Кран откройся! Нос умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойся, мойся, обливайся!

Закаляйся ! Закаляйся !

Некоторые приёмы закаливания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи

1. Обширное умывание

Ребёнок должен :

Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ей от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз» ; то же проделать левой рукой.

Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз» .

Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз» .

Намочить обе ладошки и умыть лицо.

Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.

Примечание.

Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно : каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т. д.

2. Сон без маечек.

Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.

Комплекс оздоровительных мероприятий по возрастным группам

2 младшая группа

Приём детей на улице (при температуре выше -15°)

Утренняя гимнастика в группе 8.00

Полоскание полости рта после завтрака, обеда, ужина. Постепенное обучение чистке зубов

Физкультурные занятия (в носках)

Фитонциды (лук, чеснок)

Прогулки : дневная 10.30-11.40; вечерняя 17.45-18.30

Оптимальный двигательный режим

Сон без маек

Дыхательная гимнастика в кровати

(с 3 квартала)

Элементы обширного умывания

Средняя группа

Приём детей на улице (при температуре до -15°)

Утренняя гимнастика

(в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю

Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения

(с октября по апрель)

Фитонциды (лук, чеснок)

Прогулки : дневная 10.15 – 11.50; вечерняя 17.30 – 18.30

Оптимальный двигательный режим

Сон без маек и подушек

Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы

После полдника полоскание полости рта

Старший дошкольный возраст

Приём детей на улице (при температуре до -15°-18°)

Утренняя гимнастика (с мая по октябрь – на улице, с октября по апрель – в зале по графику)

Чистка зубов после завтрака и полоскание полости рта после обеда

Физкультурные занятия в зале (босиком) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю

Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения, массаж ушных раковин

Перед прогулкой полоскание полости рта чесночным настоем (с октября по апрель)

Фитонциды (лук, чеснок)

Прогулки : утренняя 7.00 – 8.00; дневная 10.45 – 12.10; вечерняя 17.45 – 18.30

Оптимальный двигательный режим

Сон без маек

Дыхательная гимнастика в кроватях

Обширное умывание, ходьба босиком

Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы

После полдника полоскание полости рта

КОМПЛЕКС ЗАКАЛИВАНИЯ №1

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Оборудование :

Дорожка «Зигзаг»

Ребристая доска

Канат (скакалка)

Ленточки

Коврики с пуговицами

Закаливание после сна .

Лежа в кровати.

1. А щенята, как проснутся

обязательно зевнут, потянутся потянутся,

ловко хвостиком махнут.

руки перед собой, ладони вместе,

показ махов

2. А котята спинки выгнут,

Перед тем, как прогуляться

выгнуть спину, стоя руках и ногах

3. Ну, а мишка косолапый

Широко разводит лапы

То одну, то обе вместе

А когда зарядки мало

Начинает все сначала

руки опущены, ноги вместе

поднять руки вверх и

развести в стороны

на счет два скрестить

повторить только с ногами

Выход из спальни

Воздушное закаливание ,

1. Зашагали ножки, топ, топ, топ!

Прямо по дорожке, топ, топ, топ.

Ну-ка веселее, топ, топ, топ.

Вот как мы умеем, топ, топ, топ.

ходьба по змейке (дорожка зигзаг)

2. Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки :

Ква-ква, ква-ква.

И. п. руки на поясе, ноги вместе, прыжки на двух ногах, через «ручеек» , с продвижением вперед.

3. Тут прохожим не пройти,

Тут веревка на пути.

руки опущены вдоль туловища,

подлезание под канат (скакалку) .

4. Дети встали в кружок,

Увидали флажок.

Кому дать, кому флаг поднять?

Встали детки в кружок

И подняли флажок!

ноги на ширине плеч,

руки с ленточками опущены,

стоя в кругу поднять руки вверх и посмотреть на руки.

5. На одной ноге постой-ка

Буд-то ты солдатик стойкий.

Ногу левую к груди

Да смотри не упади.

А теперь постой на левой

Если ты солдатик смелый!

ноги вместе, руки произвольно опущены, стоя в кругу поднять поочередно левую ногу, руки в стороны, правую ногу.

6. Вот как кружится волчок,

Прожуж-ж-жал и на бочок!

руки опущены, кружатся на месте, потом приседают, склонив голову на бок, опираясь о пол, руки в стороны.

7. Раздувайся пузырь,

раздувайся большой,

оставайся такой,

да не лопайся.

глубокий вдох через нос, выдох через рот (одновременно показывая руками как надувается пузырь) .

Полоскание рта.

Буль-буль-буль- зовет вода,

Полоскать наш рот пора.

Чтобы зубы не болели,

Хорошо продукты ели.

Набери воды ты в рот

Губы как замок закрой

И воду взад – вперед

Зубы ею ты помой.

КОМПЛЕКС ЗАКАЛИВАНИЯ №2

(декабрь, январь, февраль)

Оборудование :

Ребристая доска

Канат (скакалка)

Коврики с пуговицами

Снежинки

Стаканчики для полоскания рта

Закаливание после сна .

Лежа в кровати.

С боку на бок повернулись

Сладко-сладко потянулись

потягивание поочередно на правом и левом боку

2. Какие мы хорошие

Какие мы пригожие

руки поднять вверх

массажные движения рук и ног

3. Вот к нам солнышко пришло

Стало весело светло

4. Громче музыка играй

Нас на зарядку приглашай.

Выход из спальни

Воздушное закаливание ,

гимнастика после сна с нестандартным оборудованием.

1. Через прыгалки поскачем

По дорожке далеко,

Не сумел бы даже мячик,

Так подпрыгнуть высоко.

И. П. руки на поясе, ноги вместе, прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

2. Широко раскинул ветки

Возле дома старый клен

Выгнул спину кот соседский,

Физкультуру любит он.

руки опущены вдоль туловища, ноги на ширине плеч, ходьба по ребристой доске.

руки подняты вверх над головой, в стороны, нагнуться, прогнув спину, подлезть под скакалку

3. По подошве как граблями

Проведем массаж

И полезно и приятно –

Это всем давно понятно.

руки на поясе ходьба по массажным коврикам

4. И снежиночки сейчас

Улететь хотят от нас.

руки опущены вдоль туловища, подняться на носочки подуть на «снежинки»

Полоскание рта

В рот воды глоток возьми

Губы плотно ты сожми

Быстро щеки надувай

Водой зубы полоскай

А водичку не глотай

В раковину выливай.

КОМПЛЕКС ЗАКАЛИВАНИЯ №3

(март, апрель, май)

Оборудование

Ребристая доска

Коврики с пуговицами

Мешочки с песком

Стаканчики для полоскания рта

Закаливание после сна .

Лежа в кровати.

1. Все проснулись – улыбнулись

С боку на бок повернулись

Сладко-сладко потянулись

И. п. руки вдоль туловища - повороты на правый бок, левый бок,

потягивание поочередно на правом и левом боку

2. Какие мы хорошие

Какие мы пригожие

руки поднять вверх- массажные движения рук и ног

3. Вот к нам солнышко пришло

Стало весело светло

ноги вместе, руки поднять и развести в стороны

4. Громче музыка играй

Нас на зарядку приглашай.

встать на ноги, ходьба на месте, высоко поднимая ноги

Выход из спальни

Воздушное закаливание ,

гимнастика после сна с нестандартным оборудованием

1. Мы походим на ногах

Ходьба на носочках

2. И как серый волк, волчище

И как мишка косолапый,

Ходьба по коврикам с пуговицами с высоким подниманием ног

3. Как зайчишка прыг-прыг,

И лисичка шмыг-шмыг

Прыжки с ноги на ногу

ходьба по ребристой доске,

по мешочкам с песком,

4. Пробежим неслышно

Бег между кеглями

5. Свежим воздухом подышим.

Стоя руки вверх – вдох, опустить – выдох

Полоскание рта.

Мы поели и попили

Свои зубы загрязнили

Надо крошки с них убрать

И водой пополоскать.

Чередование ходьбы по мокрой и сухой дорожке.

Мы ходили, мы скакали,

Наши ноженьки устали.

Все мы дружно отдохнем

И массаж подошв начнем. И. п. руки опущены вдоль туловища, ходьба на месте, прыжки на мете на двух ногах. Энергично вытирают ноги, перепрыгивание на сухую дорожку.

Шел по дорожке крошка Антошка

Нашел на дорожке горку горошка.

Горкою горошины

Петушку положены.

Повторяем 2 раза И. П. руки произвольно опущены вдоль туловища, ходьба на месте.

Руки на поясе, прыжки на двух ногах.

Руки опущены, энергично вытирают ступни ног о сухую дорожку.

Раз, два, три ровно иди

Тогда сильным и здоровым

От зарядки станешь ты.

ходьба по ребристой дорожке

и коврикам с пуговицами

Закаливание проводится путем комплексного воздействия природных факторов (солнца, воздуха, воды).

1. Закаливание солнцем.

Солнце - мощный источник излучения инфракрасных, видимых и ультрафиолетовых лучей. С физической точки зрения все виды лучистой энергии представляют собой электромагнитные колебания и отличаются только длиной волны. Длина волны от инфракрасной части солнечного спектра к ультрафиолетовой постепенно уменьшается.

При закаливании лучистой энергией солнца рассчитывают главным образом на действие ультрафиолетовых лучей.

Ультрафиолетовые лучи являются одним из необходимейших элементов внешней среды, в котором обитает человек. Они оказывают огромное влияние на рост и развитие детского организма. Многочисленные исследования показали, что разумное и планомерное использование солнечного излучения, а также ультрафиолетовых лучей от искусственных источников света ведет к совершенствованию различных физиологических механизмов, тренировке теплорегуляционного аппарата, что помогает организму быстрее приспосабливаться к изменениям внешней среды, в частности к резким температурным и атмосферным колебниям.

Летом наиболее эффективным мероприятием по закаливанию организма детей является применение солнечных ванн. Оно проводится на освещенном солнцем участке с кратковременным пребыванием по 5-6 минут в день, по мере появления загара продолжительность пребывания на солнце не увеличивается, но в течение дня может составить 40-50 минут. Лучше всего принимать солнечные ванны рано утром или вечером после 16 часов; в это время в спектре солнечного света присутствует наибольшее количество ультрафиолетовых лучей и наименьшее количество инфракрасных лучей (несущих тепло и обжигающих). В городских условиях во второй половине дня воздух наиболее пыльный и загазованный - поэтому для детей принятия солнечных ванн благоприятным остается в утреннее время.

Солнечные лучи оказывают благоприятное влияние на организм только при правильном использовании, в противном случае могут причинить вред. Обязательно голова ребенка должна быть покрыта головным убором, необходимо соблюдение питьевого режима.

2. Закаливание воздухом.

Закаливание воздухом наиболее доступное средство закаливания, которое подходит для всех детей. Очень ценным закаливающим мероприятием являются воздушные ванны. Под влиянием этих процедур организм ребенка приучается к переменам температуры воздуха, к охлаждению. Систематические раздражения холодным воздухом нервных окончаний кожи ведут к уменьшению их чувствительности и упражнению сосудистой системы, к тренировке теплорегуляторного аппарата. Помимо рефлекторного действия воздуха на нервно-сосудистый аппарат кожи и слизистых оболочек, благотворное влияние оказывается и через органы дыхания.

В механизме действия воздушных ванн лежит также повышенное снабжение организма кислородом, увеличение насыщения им крови, улучшения окислительных процессов. Это осуществляется за счет функциональных возможностей дыхательной и сердечнососудистой системе (углубление дыхания и др.),а так же путем газового обмена через кожу. Научные исследования газообмена показали, что под влиянием воздушных ванн повышается поглощение кислорода, причем величина поглощения растет параллельно увеличению холодовой нагрузки. Улучшается состояние нервной системы ребенка: он становится спокойным, лучше спит и ест.

Во время воздушных ванн существенно изменяются условия теплообмена, значительно увеличивается теплоотдача.

В зависимости от температуры воздуха различают: теплые - от 20 и выше, прохладные - 16-19 и холодные ванны - 15 и ниже. Наиболее переносимыми являются теплые воздушные ванны. С них и следует начинать закаливание воздухом. Принимая прохладные и холодные воздушные ванны, нужно активно двигаться - ходить или выполнять упражнения.

Воздушный душ как инновационный метод закаливания можно применять в детском саду.

Одной из причин простудных заболеваний детей может быть неустойчивость их к сквознякам. Закаливание детей старше 5 лет с помощью воздушного душа вырабатывает у них устойчивость к сквознякам. Душ - это воздух комнатной температуры, а сквозняк несет воздух пониженной температуры.

Массовый воздушный душ проводится от бытовых настольных или напольных вентиляторов во время проведения физкультурных занятий или игрового часа. Единственное требование - дети не должны находиться постоянно под воздействием воздушной струи. Это достигается либо определенной работой вентилятора, либо проведением игр с активным перемещением детей по комнате, при котором они попадают в зону воздушного душа на короткие промежутки времени.

Так как активные игровые действия или спортивные эстафеты занимают лишь часть времени физкультурного занятия, воздушный душ применяют только во время их проведения.

3. Закаливание водой.

Водные процедуры возбуждают нервную систему, поэтому их следует проводить после утреннего или дневного сна. Вытирание кожи после любой водной процедуры сухим полотенцем обеспечивает хороший ее массаж, способствует лучшему кровообращению, а следовательно и питанию.

Традиционными водными процедурами, которые проводятся в детских садах являются - обтирания, обливания, купание. Помимо традиционных можно использовать специальные методы закаливания водой.

До утренней гимнастики проводится - полоскание горла кипяченой водой. Это является весьма эффективным средством для закаливания носоглотки: предупреждения ангин, разрастания миндалин и аденоидов. Игровое упражнение «Кукушечка» проводится под музыкальное сопровождение. На каждое полоскание используют примерно 1/2 - 1/3 стакана воды. Начальная t° воды 23-28° понижая через каждую неделю на 1-2° и постепенно доводить до комнатной t° воды.

После физкультурных занятий проводятся аппликации водой - похлопывание ладошкой рук, груди, спины друга. Не обтираясь полотенцем, дети выполняют музыкально-ритмические, танцевальные упражнения под музыку, затем одеваются.

В летний период с целью закаливания мы используем душ. Душ действует сильнее, чем, например, обливание или обтирание, так как здесь к температурному фактору присоединяется эффект давления струи. Вода, льющаяся из душа под напором, оказывает массирующее действие. Вода из душа ощущается как более теплая, чем вода той же температуры при обливании или обтирании. Температура воды, не вызывающая чувства охлаждения вначале (примерно +36+37 градусов) с постепенным снижением ее при тщательном контроле за реакцией детей. Но для данной процедуры снижение температуры происходит медленно. Это поднимает тонус мышечной системы, увеличивает работоспособность, придает бодрость, способствует подъему энергии.

В своей работе после дневного сна мы используем сочетание закаливания стоп прохладной водой с ходьбой босиком по тактильным дорожкам для профилактики плоскостопия. Огрубевшая кожа на ступнях притупляет болевые ощущения и возбудимость к холоду.

К интенсивным (нетрадиционным) методам закаливания относят любые методы, при которых возникает хотя бы кратковременный контакт обнаженного тела человека со снегом, ледяной водой, воздухом отрицательной температуры.

Имеется достаточный опыт интенсивного закаливания детей раннего возраста в родительских оздоровительных клубах. Однако практически нет научных исследований, свидетельствующих о возможности использования этого вида закаливания.

Хождение босиком также относится к нетрадиционным методам закаливания, который является также хорошим средством укрепления сводов стопы и ее связок. Так как хождение босиком является средством закаливания, необходимо руководствоваться принципами постепенности и систематичности.

Одной из форм закаливания является хождение босиком, как форма механического и термического точечного массажа стоп, рефлекторно улучшающего деятельность сосудов верхних дыхательных путей.

Начинать ходить босиком следует в жаркие, солнечные дни, по хорошо очищенному грунту (гальке, гравию, песку, траве, постепенно увеличивая время с 2-3 мин до 10-12 мин и более. Хождение босиком на участке разрешается при температуре воздуха не менее 20-22°.

Затем детей приучаем ходить босиком и в помещении (вначале в носках) при температуре пола не менее 18°. Начинают с 2-3 мин (перед дневным сном им разрешают дойти до своей кровати по полу босиком, увеличивая это время на 1 мин в день и доведя постепенно до продолжительности полного игрового физкультурно-оздоровительного часа.

Метод солевого закаливания (рижский метод) показан всем детям дошкольного возраста. Закаливание проводится после дневного сна под наблюдением воспитателя. Ребенок проходит босиком по фланелевому коврику, смоченному 10% раствором поваренной соли комнатной температуры. Топчутся на коврике в течение 2х минут. Затем дети переходят на второй коврик, стирая соль с подошвы ног, а затем переходят на сухой коврик и вытирают ступни насухо. Важным моментом при проведении закаливания является то, что стопа должна быть предварительно разогрета. С этой целью используется массажеры для стоп, пуговичные и палочные дорожки. Данный метод закаливания доступен и прост, не требует больших материальных затрат и времени, доставляет удовольствие детям. А самое главное обладает выраженным эффектом, играет существенную роль в профилактике простудных заболеваний у детей.

Эффективность закаливающих процедур во многом зависит от правильности их выполнения, когда имеет значение любая на первый взгляд мелочь.

Закаливающее влияние оказывают все гигиенические водные процедуры, если их умело сочетать со специальными приемами. Не принесет должного эффекта закаливание холодной водой, если обычное гигиеническое умывание выполняется теплой. При сочетании гигиенических мер с закаливающими достигается систематическая тренировка организма и сокращается время, специально отводимое на процедуры. К тому же достигается положительное психологическое воздействие, воспитывая у взрослых и детей понимание необходимости закаливающих мероприятий в режиме дня.

Закаливание надо рассматривать как сознательное применение в определенной системе мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, воспитывающих способность быстро и без вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней среды, оно благоприятно действует на весь организм: повышают тонус нервной системы, улучшают кровообращение и обмен веществ.

Оздоровительное значение воздушных, солнечных ванн, водных процедур, несомненно. Закаленные люди меньше болеют, легче переносят заболевания. Доступность средств закаливания заключается в том, что они всегда под рукой, главное в том, что можно использовать в том или ином виде, в любое время года, в любых условиях. Они не требуют сложной аппаратуры и специальных кабинетов; способы их применения в умелых руках не представляют затруднений.

Таким образом, закаливание - важное средство профилактики негативных последствий охлаждения организма или действия высоких температур. Систематическое применение закаливающих процедур снижает число простудных заболеваний детей в 2-5 раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников - одно из главных условий гармоничного развития, высокого уровня познавательной и физической активности, которое обуславливает необходимость систематического проведения закаливания в ДОУ - комплекса мероприятий, направленных на тренировку организма дошкольников с целью обеспечения способности быстро адаптироваться к меняющимся условиям окружающей среды. Реализация комплекса закаливания в детском саду:

  • гарантирует низкую восприимчивость детей к температурным перепадам, изменению уровня влажности;
  • обеспечивает активизацию защитных ресурсов организма, как следствие - снижение рисков возникновения инфекционных заболеваний;
  • повышение общих показателей здоровья - интенсивности роста, готовности к физической и умственной активности;
  • улучшение эмоционального состояния за счет нормализации обмена веществ и снижения уровня тревожности.

Система закаливающих мероприятий в ДОУ

Снижение уровня восприимчивости организма к отдельным факторам окружающей среды, воздействие которых может провоцировать возникновение воспалительных процессов, обеспечивается за счет их многократного повторения с постепенным наращиванием интенсивности.

Ввиду вышесказанного обеспечение масштабного оздоровительного эффекта можно достигнуть только при условии реализации целостной системы закаливающих мероприятий в ДОУ , которые важно реализовать с соблюдением ряда важных принципов. К их числу следует отнести:

  1. Постепенность наращивания интенсивности воздействия. Чтобы активизировать защитные силы детского организма с сохранением актуальных показателей здоровья, следует сделать первые закаливающие процедуры щадящими, а впоследствии - постепенно увеличивать раздражители с учетом возрастного и индивидуального фактора. В связи с сезонными особенностями закаливание в группах детского сада лучше начинать в летнее время, когда среднесуточная температура воздуха максимально высокая, а резкие изменения других погодных показателей практически не наблюдается - это позволит предупредить обратный эффект оздоровления, вызванный реакцией организма на внешние раздражители.
  2. Последовательность. Главные факторы оздоровления - солнце, воздух и вода. Наиболее щадящее воздействие оказывают воздушные процедуры (проветривание помещений, дыхательная гимнастика), поэтому переходит к обтиранию влажным полотенцем, обтиранию можно только после привыканию малышей к воздушным ваннам.
  3. Систематичность. Прерывание или резкое изменение порядка проведения закаливающих процедур без серьезных оснований является недопустимым ввиду утраты достигнутого прогресса и нивелирования адаптационных процессов, как следствие - возникает необходимость возврата к щадящей программе закаливания.
  4. Комплексность. Оздоровительные мероприятия важно сочетать с образом жизни ребенка, чтобы обеспечить последовательное укрепление организма. Например, подвижные игры, экскурсионные прогулки, утреннюю гимнастику и другие виды физической активности, провоцирующие стимуляцию работы дыхательной системы, целесообразно сочетать с воздушными ваннами.
  5. Учет личностных особенностей. При организации комплексного закаливания в группе важно учитывать данные медицинских обследований и текущее психоэмоциональное состояние детей, а также принимать во внимание сведения, полученные от родителей.
  6. Положительное отношение дошкольников к закаливанию.

Результативность оздоровительных процедур зависит от того, как к ним относятся дети. Насильственное проведение сеансов спровоцирует стресс и приведет к обратному результату, поэтому очень важно как можно чаще беседовать с детьми о пользе закаливания, демонстрировать мотивирующие примеры, отмечать личностный и коллективный прогресс.

Схема закаливающих процедур в ДОУ

При проведении закаливающих процедур в группах детского сада не рекомендовано привлекать к сеансам детей в следующих случаях:

  1. Если не прошло пяти дней с момента прививки, выполненной в рамках профилактических мероприятий, или выздоровления после болезни.
  2. Не минуло двух недель с момента обострение хронического заболевания.
  3. Вечером предыдущего дня ребенок жаловался на плохое самочувствие, у него поднялась температура тела.
  4. У дошкольника развился панический страх перед сеансами закаливания.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Виды закаливающих мероприятий в детском саду

Мероприятия по сохранению и укреплению здоровья дошкольников преимущественно проводятся с использованием природных факторов - воздуха, солнца и воды. Виды закаливания в ДОУ применяются с учетом возраста воспитанников, индивидуальной группы здоровья и сезонности, что обуславливает необходимость периодического корректирования графика процедур и систематического контроля самочувствия дошколят.

Все виды закаливающих процедур в ДОУ

Закаливание воздухом

Воздействие на организм воздушных потоков различной температуры является наиболее естественным и безопасным способом оздоровления. Воздушные ванны способствуют активизации обменных процессов в организме, улучшению аппетита, нормализации сна.

  • теплых (при температуре воздуха от + 20 градусов и выше) - они подходят всем детям без исключения;
  • прохладных (рекомендуемые температурные показатели - +16-19 градусов);
  • холодных (при температуре воздуха +15 градусов и ниже).

Оздоровление путем принятия прохладных и холодных воздушных ванн допускается только в режиме повышенной физической активности (во время ходьбы, выполнения простых физических упражнений).

Закаливающие процедуры на воздухе также выполняются в теплое время года (с мая по сентябрь): в ходе ежедневного приема дошкольников в группы, выполнения зарядки. В холодную пору закаливание воздухом осуществляется в спортивном зале, при выполнении планового комплекса физической активности.

Закаливание солнцем

Это наиболее эффективный вид оздоровления детского организма в летнее время, при дозированном проведении способствующий активизации обмена веществ и выработке серотонина - гормона радости. Ввиду высокого уровня загазованности воздуха в городах солнечные ванны с целью обеспечения максимальной пользы проводят в утренние часы, когда количество ультрафиолетовых лучей в спектре солнечного света превалирует над количеством инфракрасных.

Закаливание солнцем проводится на групповом участке. Длительность пребывания на солнце в начале курса оздоровления должна составлять не более 5-6 минут в день, постепенно длительность процедур увеличивают, доводя до 30-40 минут. Чтобы избежать недомоганий дошкольников, важно обеспечить соблюдение питьевого режима и строго следить за ношением детьми защитных головных уборов.

Закаливание водой

Водные процедуры показаны детям для укрепления защитных сил организма, перезапуска иммунных процессов, который происходит за счет активизации кровообращения и обмена веществ. Традиционно проводятся в утренние часы и после дневного сна.

Распространенные водные комплексы закаливания в детском саду :

  1. Обширное умывание - наиболее простой вид оздоровления, предусматривающий постепенное снижение температуры используемой воды (от +30 градусов до +16 градусов).
  2. Обтирание - способ физиотерапевтического воздействия, реализуемый с использованием мокрых полотенец или полотняных салфеток.
  3. Ножные ванны - обливание ступней прохладной водой с целью снижения уровня чувствительности к температурным показателям и профилактики простудных заболеваний. Проведение особо актуально в летнее время, на завершающем этапе дневной прогулки.
  4. Полоскание горла кипяченой водой - эффективный способ закаливания носоглотки, который можно реализовать в игровой форме. Для выполнения упражнения «Кукушечка» детям дают по 0,3-0,5 стакана воды (начальная температура - +28 градусов, постепенно снижают до комнатной). Полоскание выполняется в группах, часто с музыкальным сопровождением.

Дополнительно в детских садах с целью повышения эффективности типовых оздоровительных мероприятий и снижения показателей заболеваемости воспитанников в осенне-зимний период проводят особые процедуры, объем и содержание которых должны соответствовать актуальным санитарно-гигиеническим требованиям и контролироваться ответственным медработникам. К числу популярных методик закаливания в ДОУ относят:

  1. Солевое закаливание. Предусматривает кратковременное (до 2 минут) хождение дошкольников по коврикам, смоченным в едва теплом десятипроцентном растворе поваренной соды, после разогрева стоп на массажных поверхностях. Совмещение механического и химического воздействия на хеморецепторы, сосредоточенные в области стоп, способствует прогреванию конечностей, активизации защитных сил организма и является частью программы профилактики плоскостопия. К преимуществам метода следует отнести доступность, простоту включения в режим дня (солевое закаливание проводится после дневного сна), безопасность и эффективность.
  2. Хождение босиком. Это нетрадиционный оздоровительный метод, направленный на активизацию иммунных процессов, укрепление сводов стопы, при условии обеспечения приятных тактильных ощущений - нейтрализацию повышенной нервной возбудимости. Хождение босиком начинают у групповом помещении в теплое время года (первые 4-5 сеансов допускается только хождение в носках или по ковру), длительность занятий стартует от 4-5 минут и постепенно увеличивается до 15-20. Такой вид оздоровления можно совмещать с утренней зарядкой или физкультминутками. Через некоторое время, при отсутствии медицинских противопоказаний и наличии достаточной материальной базы, допускается организация хождения босиком на участке по мягкой траве, теплому песку, которые должны предварительно тщательно проверяться на наличие колюще-режущих предметов.

Группы закаливания в детском саду

Системная профилактика респираторных и простудных заболеваний среди детей дошкольного возраста предусматривает обязательный учет текущего состояния здоровья детей и индивидуальных особенностей развития - в противном случае усилия педагогов и родителей, направленные во благо, могут причинить серьезный вред и ухудшить самочувствие ребенка. В свете этого воспитанников на основании данных медицинских обследований разделяют на группы закаливания в детском саду :

  1. Первая - полностью здоровые дети и дошкольники, имеющие минимальные отклонения показателей здоровья.
  2. Вторая - малыши, ввиду наследственного или индивидуального фактора предрасположенные к частым простудным заболеваниям, ангинам, воспалениям.
  3. Третья - дети, которым из-за наличия в анамнезе острых или хронических патологий противопоказано выполнение стандартных оздоровительных процедур.

В связи с разделением детей на группы система закаливающих мероприятий в детском саду корректируется следующим образом:

  1. Закаливание дошкольников первой группы проводится согласно плану: воздействие начинается с минимальных раздражителей, интенсивность которых постепенно увеличивается.
  2. Для детей второй группы во избежание осложнений следует снижать температурные показатели факторов воздействия медленно, с постоянным контролем состояния (важно обеспечивать рабочую температуру закаливания на 2-4 градуса выше, чем для малышей первой группы здоровья). Воспитанникам с низкими показателями иммунной сопротивляемости целесообразно обрабатывать в ходе водного закаливания наименее чувствительные к холоду участки тела (кисти рук), постепенно расширяя границы воздействия. При этом водным процедурам обязательно должны предшествовать воздушные ванны, а обливанию - обтирание влажным полотенцем.
  3. Закаливание дошкольников, страдающих от хронических заболеваний, проводится по индивидуальной схеме, утвержденной с лечащим врачом, и только с согласия родителей.

График проведения закаливающих процедур в детском саду

Эксперты в области возрастного развития, ссылаясь на данные медицинских исследований, указывают, что устойчивость детского организма к длительному воздействию холода и других раздражающих факторов возможна только при условии последовательной и систематической реализации комплекса оздоровления. В свете этого целесообразно составление графика закаливающих процедур в детском саду - таблицы , в которой отражена последовательность и длительность организации такого типа досуговой активности детей.

Воспитателям важно понимать, что угасание иммунных рефлексов, для запуска которых потребовалось 2-3 месяца тренировки, происходит через 2-3 недели после отказа от активного оздоровления у взрослых, а у дошкольников - уже на 5-7 день. В свете этого нарушение графика закаливания не рекомендуется даже в случае выявления легких заболеваний - в таких случаях целесообразнее снижать интенсивность или характер нагрузки.

Примерный график проведения закаливающих процедур в детском саду

Закаливающие процедуры Возрастные группы
Младшая Средняя Старшая Подготовительная
Повседневное закаливание
Поддержание оптимального воздушно-температурного режима в групповых помещениях. От +22 до 18 градусов От +21 до 18 градусов
Сквозное проветривание. Выполняется исключительно в отсутствие дошкольников каждые 1,5 часа. Длительность проветривания - не более 10 минут.
Прием детей на улице. Осуществляется исключительно в теплый период года (с мая по сентябрь).
Утренняя гимнастика, физкультурные занятия. В холодное время года организуются в групповых помещениях или физкультурном зале при температуре воздуха + 18 градусов. Летом целесообразно проведение занятий на свежем воздухе при условии отсутствия температурных экстремумов.
Воздушные ванны. Проводят на улице в утренние часы, когда фиксируются наименьшие показатели загазованности атмосферы.
Прогулка (в скобках указаны минимально допустимые показатели температуры воздуха). До -15 градусов До -20 градусов
Нормализация температурного режима в группе перед возвращением воспитанников с дневной прогулки. До +19 градусов До +18 градусов
Дневной сон. В осенние, зимние и весенние месяцы - после предварительного проветривания, длительность которого регулируется в соответствии с погодными условиями. Летом - без маек при открытых окнах (воспитатель контролирует отсутствие сквозняка).
Гигиенические процедуры. В течение дня.
Целевые упражнения (развитие дыхательной системы, профилактика сутулости, плоскостопия, переутомления). В рамках выполнения комплекса гимнастических упражнений, физкультминуток. В летние месяцы рекомендовано выполнение на свежем воздухе.
Специальные закаливающие мероприятия
Полоскание горла. Теплой водой Водой комнатной температуры Холодной водой
Ходьба босиком. По ковру, дорожке здоровья, солевым дорожкам, теплому песку.
Обширное умывание. Умывание лица, мытье рук до локтя после дневного сна с помощью воспитателя. Умывание лица, мытье шеи, груди, рук до локтя после дневного сна. Умывание, мытье шеи, груди, рук до локтя после сна и занятий физической культурой.
Ножные ванны, обтирания влажным полотенцем. В теплое время года после прогулки.
Солнечные ванны. Дозированно, в утренние или вечерние часы (до 9.00 или после 16.00).

Следует отметить, что график закаливающих мероприятий для старшей или подготовительной группы может быть значительно изменен и дополнен при условии достижения значительного прогресса в сфере систематического оздоровления и повышения показателей здоровья воспитанников. Так, целесообразно обеспечить разнообразие средств закаливания за счет чередования процедур, в том числе местного и общего действия, чтобы гарантировать высокий уровень устойчивости детских организмов к холоду и инфекционным поражениям в будущем.

Закаливающие мероприятия в ДОУ в летний период

Ввиду того, что оздоровительный эффект закаливания во многом зависит именно от характера воздействия комплекса внешних факторов, сезонный фактор при организации укрепления иммунитета воспитанников может быть использован максимально полно. В летний период проведение закаливающих процедур в ДОУ становится особенно актуальным ввиду простоты организации сеансов, их максимальной безопасности, возможности приобщить к участию в мероприятиях оздоравливающего характера как можно больше воспитанников.

Летом закаливание может стать одним из неотъемлемых элементов режимного процесса, способствующим реализации комплекса важных задач. Вот лишь некоторые из них:

  1. Внедрять эффективные профилактические меры, снижающие вероятность развития эпидемий в группах в осенне-зимний период.
  2. Приучать воспитанников чувствовать себя максимально комфортно в различных условиях, не боятся холодной воды и воздуха.
    Воспитывать целеустремленность, уверенность в собственных силах.
  3. Приобщать к здоровому образу жизни и непрерывной физической активности.

Летом правильная организация закаливающих процедур в ДОУ предусматривает ежедневное осуществление солнечных воздушных ванн в утренние часы, когда фиксируется наименьшая активность небесного светила и минимальные показатели загазованности воздуха. Дневную прогулку можно легко дополнить обтиранием, обливанием, хождением босиком и другими видами оздоровительной активности, которые помогут разнообразить детский досуг и сделать его более полезным. Вследствие реализации комплекса мер за летние месяцы в детском саду удается адаптировать организм воспитанников к температурным перепадам, что позволяет продолжить закаливание в группах и гарантировать низкие показатели заболеваемости.

Контроль закаливания в ДОУ

Проведение закаливающих мероприятий в детском саду регламентируется СанПиН 2.4.1.3049-13, предусматривающем дифференцирование использование природных факторов с обязательным контролем со стороны уполномоченных сотрудников. Ввиду того, что процесс оздоровления является комплексным и многоэтапным, целесообразно реализовать контроль закаливания в ДОУ на разных уровнях, что отражено в таблице.

Должностные лица, ответственные за организацию и анализ проведения закаливающих процедур в ДОУ Полномочия и обязанности
Администрация детского сада
  1. Осуществление координации деятельности педагогов, медицинского работника и других сотрудников по вопросам организации закаливания дошкольников.
  2. Контроль выполнения санитарно-гигиенических норм и указаний представителей вышестоящих медицинских органов касательно порядка оздоровления детей.
  3. Обеспечение непрерывного обучения работников ДОУ методике проведения закаливающих процедур с учетом возрастных и личностных факторов детского контингента.
  4. Реализация мер, направленных на согласование единых мер закаливания детей с родителями, в рамках налаживания взаимодействия с семьями.
Медицинский работник
  1. Разработка графика закаливания дошкольников по сезонам, которая осуществляется после изучения медицинских документов каждого воспитанника, оценки его психофизического состояния.
  2. Сотрудничество с воспитателями в сфере организации закаливания в группах.
  3. Консультирование педагогов и родителей по вопросам проведения сеансов оздоровления, в том числе в ходе групповых организованных бесед.
  4. Выполняет анализ закаливающих мероприятия в ДОУ , оценивания их эффективность и показатели прогресса на основании данных о заболеваемости дошколят.
  5. При необходимости - корректирует графики закаливания, ведет поиск новых способов сохранения здоровья малышей, не противоречащих санитарно-гигиеническим нормам.
Инструктор по физической культуре
  1. Определяет вид специальной методики закаливания для каждой группы, принимая во внимание актуальное физическое состояние детей.
  2. Сотрудничает с педагогами в сфере организации сеансов оздоровления в ходе режимных моментов.
  3. Ведет просветительскую работу, разъясняя на родительских собраниях важность систематического укрепления здоровья малышей и популяризации здорового образа жизни.
Воспитатели
  1. Выполняют комплекс оздоровительных процедур в группе согласно графику, руководствуясь врачебными рекомендациями и основываясь на актуальном самочувствии воспитанников.
  2. Способствуют формированию положительного отношения детей к закаливанию, создавая благоприятный эмоциональный фон при проведении сеансов.
  3. Контролируют соответствие одежды дошкольников температурным условиям в групповых помещениях, на улице.
  4. Отслеживают интенсивность факторов воздействия на каждого из детей, фиксируя в табеле уровень вовлеченности в процесс закаливания.

Таким образом, наблюдение за проведением закаливающих процедур в ДОУ выполняет практически весь персонал, гарантируя механизмы взаимоконтроля и активного взаимодействия. Основным показателем эффективности системы закаливания, реализуемой в детском саду, является снижение показателей заболеваемости, возрастание интереса воспитанников к различным видам физической активности и здоровому образу жизни.

Больше информации

Закаливание - это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию.

Цель закаливания – тренировка защитных сил организма, выработка способности быстро адаптироваться к новым условиям.

Основная задача : осуществлять комплексный подход к оздоровлению дошкольника средствами природы с учетом уровня его индивидуального здоровья при активном включении ребенка в процесс его формирования.

Закаливание детей дошкольного возраста в ДОУ состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни, которые включены в режимные моменты и специальные мероприятия: воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры, правильно организованную прогулку, являются частью физкультурных занятий.

При организации закаливания необходимо соблюдать ряд правил, принципов закаливания для достижения наибольшего эффекта от его проведения.

1. Воздействие на организм раздражающего фактора должно быть постепенным. Этот принцип очень важен, так как детский организм не обладает большой сопротивляемостью и применение сильных раздражителей, без предварительной, постепенной подготовки, может привести к отрицательным результатам. Закаливание детей даст наилучший результат, если устанавливается строгая дозировка и постепенное усиление раздражения. Лучше всего закаливание начинать в теплое время года.

2. Последовательность применения закаливающих процедур. Сначала следует проводить воздушные ванны, а затем можно переходить к водным и солнечным.

3. Необходимо при проведении закаливания соблюдать систематичность. При систематическом закаливании ответная реакция организма ускоряется и совершенствуется. Привычка к раздражителю образуется лишь в том случае, если этот раздражитель действует непрерывно в течение более или менее продолжительного времени. Если закаливающие процедуры проводить случайно, с перерывами, то организм ребенка не успеет привыкнуть к действию прохладного воздуха, воды, солнечным излучениям, не может закрепить полученные результаты.

4. Должна соблюдаться комплексность проводимых закаливающих мероприятий, тогда организм закаливается всесторонне. Следует сочетать закаливающие мероприятия с двигательной активностью детей, гимнастическими упражнениями, пребыванием на свежем воздухе, соблюдением режима дня…

5. Большое значение при проведении закаливающих процедур имеет принцип индивидуальности (возраст ребенка, состояние его здоровья, уровень закаленности, пол). Всех детей по отношению к закаливанию можно разделить на три группы: 1 - дети здоровые, ранее закаливаемы (так как это уже закаленные дети, то им можно применять любые закаливающие мероприятия, вплоть до интенсивных); 2 - дети здоровые, впервые приступившие к закаливанию, или дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья; 3 - имеющие хронические заболевания или выраженные отклонения в функциональном состоянии. К этой категории относятся часто болеющие дети (это щадящее закаливание, наиболее применимо в ДОУ).

6. Обязательным условием для проведения закаливающих процедур является положительная эмоциональная реакция на процедуру. Ничего не получится, если ребенок плачет или утомлен предыдущей деятельностью. Важно создать благоприятную обстановку, создать игровую мотивацию в сочетании с музыкой, настроить ребенка на получение удовольствия, на приобретение бодрости и прекрасного самочувствия. Роль взрослого имеет немаловажное значение. Он должен быть примером подражания для достижения главной цели – укрепление здоровья воспитанников.

Общие требования:

1. Создание экологически благоприятных условий в помещениях для игр и занятий детей:

  • соблюдение санитарных и гигиенических требований;
  • сквозное проветривание (3-5 раз в день в отсутствие детей);
  • специальный подбор комнатных растений, поглощающих вредные химические вещества, выделяющих фитонциды и увлажняющие воздух;
  • поддерживание температуры воздуха в пределах 20-22 о С.

2. Высокая культура гигиенического обслуживания детей (туалет, кормление, сон, одевание на прогулку).

3. Обеспечение психологического комфорта на протяжении всего времени пребывания в детском саду.

4. Индивидуализация и дифференциация режимных процессов и их воспитательная направленность с учетом здоровья и развития детей.

5. Оптимальный двигательный режим.

Организованная двигательная деятельность

  1. Утренняя гимнастика (ежедневно)
  2. Занятия физкультурой (2 раза в неделю)
  3. Подвижные игры на первой и второй прогулках (ежедневно)
  4. Самостоятельная двигательная деятельность с разными физкультурными пособиями:
    1. утром
    2. после завтрака
    3. на прогулке
    4. после сна
    5. на второй прогулке
  5. Базовая и игровая деятельность

Закаливание:

  • оздоровительные прогулки, ежедневно
  • умывание прохладной водой перед приемом пищи, после каждого загрязнения рук
  • полоскание рта после каждого принятия пищи и после сна водой комнатной температуры (прохладной)
  • воздушные ванны после сна, на занятии по физкультуре
  • ходьба босиком в обычных условиях и по ребристым дорожкам после сна, на занятиях физкультурой (время увеличивается постепенно)

Оздоровительная работа

  1. Сквозное проветривание
  2. Санитарный режим
  3. t = 20-22 о С
  4. Индивидуализация режимных процессов с учетом здоровья и развития детей
  5. Оптимальный двигательный объем (4 ч в день)
  6. Утренняя гимнастика
  7. Физкультурные занятия
  8. Подвижные игры
  9. Закаливание:
    1. оздоровительные прогулки;
    2. умывание прохладной водой;
    3. воздушные ванны:
      а) гимнастика после сна (с элементами дыхательной гимнастики);
      б) дорожка здоровья;
      в) облегченная одежда;
      г) сон с открытой фрамугой.
  10. Употребление витаминов в период вспышки заболеваний

Основные принципы и средства закаливания

С давних времен использовались и сейчас остаются основными и самыми действенными средства закаливания естественные силы природы: солнце, воздух и вода.

"ВОДА"

Вода - общепризнанное средство закаливания. Преимущество воды перед другими средствами закаливания заключается в том, что водные процедуры легко дозировать. Принцип постепенности легче всего выдержать именно при применении воды: можно взять воду той температуры, которая нужна в данном случае, постепенно снижая ее. При проведении водных процедур с детьми дошкольного возраста следует придерживаться следующих правил:

1. Надо, чтобы дети к воде подходили с теплым телом, при этом нужно, чтобы в помещении, где это происходит, температура должна соответствовать принятым для данного возраста, а также, чтобы детям не приходилось долго ожидать своей очереди.

2. Надо проследить за своевременным появлением покраснения кожи. Если эта реакция запаздывает, надо способствовать ее наступлению, тщательным растиранием кожи полотенцем "до красноты".

3. Чем холоднее вода, тем короче должно быть время ее "соприкосновения с телом".

Существует несколько отдельных способов закаливания водой:

  1. Обтирание - самая нежная из всех водных процедур. Его можно применять во всех возрастах, начиная с младенческого. Обтирание производится смоченной в воде материей, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать.
    После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легким массирующим действием, а массаж всегда делают от периферии к центру, поэтому конечности надо обтирать снизу вверх (руки от кисти, ноги от стопы). Снижение температуры на один градус через 2-3 дня.
  2. Обливание - бывает местное и общее. Местное обливание: обливание ног, чаще всего используется в яслях и младших группах. Начальная температура воды +30, затем доводят до +18, а в старших группах до +16. Время обливания ног 20-30 секунд.
    Общее обливание надо начинать с более высокой температуры преимущественно детом, а в осенне-зимний период надо организовать так, чтобы вода охватывала возможно большую поверхность тела, спину, затем грудь и живот, затем правый и левый бок. После окончания - растереть полотенцем. Время под струей 20-40 секунд. Душ действует сильнее, чем простое обливание. Вода из душа оказывает массирующее действие, ощущается как более теплая, чем даже вода при обливании.
  3. Купание проводится в естественных условиях, то есть в водоемах (реке, озере, море) в летнее время - является одним из лучших способов закаливания. Можно купать детей с раннего возраста, начиная с температуры +24-26 воздуха и не ниже +22 воды, более закаленных детей можно купать при температуре +19-20 воды. Длительность пребывания в воде увеличивается от 1-2 минут до 5-8 мин. после купания всегда должны быть движения.
    Купание противопоказано детям с заболеванием сердца, болезнями посек, почечных лоханок, детям, недавно перенесшим плеврит, воспаление легких. В каждом отдельном случае вопрос о применении купания решается врачами.

"ВОЗДУХ"

Воздух - это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается с кожей - непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой дыхательных путей. Из специальных мер закаливания воздухом в детских садах применяются: сон на воздухе, в холодное время и воздушные ванны. В детском саду мы используем воздушный режим.

"СОЛНЦЕ"

Закаливающее значение действия солнца своеобразно. Солнце является сильно действующим средством закаливания. Солнечные лучи оказывают на организм общее укрепляющее действие, повышают обмен веществ в организме, лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но солнце может оказывать и отрицательное действие. Поэтому надо к этой процедуре подходить очень осторожно. У младших детей особенно полезны солнечные ванны, но важен при этом индивидуальный подход. Проводить солнечные ванны надо в движении, но игры надо проводить спокойного характера. Солнечные ванны увеличиваются постепенно:

  • в младших группах до 20-25 мин.
  • в старших группах до 30-40 мин.

Солнечные ванны лучше принимать с 8 до 9 ч и с 15 ч до 16 ч. Начинать надо после еды, чтобы прошло не меньше полутора часа, и до начала еды за полчаса. Надо опасаться перегревов. Нужны светлые панамки. Если ребенок перегрелся, надо накрыть лицо полотенцем, отвести в тень, умыть, дать воды. В детском саду закаливание осуществляется путем включения элементов закаливания в повседневную жизнь детей и проведения специальных мер закаливания. Применение закаливания несколько видоизменяется в зависимости от времени года и от возраста детей. Все закаливающие процедуры должны проводиться ежедневно. Обтирание и обливание проводятся после сна, строго под наблюдением медицинских работников.