Что должен уметь делать ребенок в 9 месяцев. Развитие ребенка на девятом месяце жизни

Ребёнок в 9 месяцев – это уже не беспомощный младенец, а достаточно адекватный человек. Грудничок не только вырос физически, он умеет ярко и к месту выражать свои эмоции. Может заразительно смеяться, когда папа или мама подбрасывают его вверх, и горько плакать, если не дают то, что хочется.

Дети в 9 месяцев имеют свою точку зрения. Снимают мешающую шапку, выбирают дорогу для прогулки, стремятся заполучить понравившийся предмет. Дети по природе эгоисты. На 9 месяце жизни они уже могут осознать, чего хотят, но не понимают, почему этого «нельзя», что их желания часто противоречат интересам других людей.

Ребёнок ещё не готов к запретам, поэтому нужно постараться и убрать из поля его зрения все предметы, которые опасны для него или по каким-то другим соображениям не должны оказаться у малыша в руках.

Если карапуз всё-таки заполучил что-то запретное, нужно отвлечь его. В этом возрасте это ещё достаточно просто сделать. Можно показать игрушку, заинтересовать видом из окна.

Ребёнок много времени проводит на полу, ползая, шагая вдоль мебели, изучая окружающие предметы. Мамины руки теперь свободнее, но в целях безопасности оставлять одного малыша нельзя.

Особенности

Главное новшество 9 месяцев – подготовка к хождению. Ребёнок уже умеет хорошо сидеть, самостоятельно стоять недолгое время, это совершенно новое ощущение, к которому необходимо привыкнуть и психологически, и физически. В 9 месяцев малыш умеет шагать, держась за диван или другую опору, приседать, ползать.

Сидя ребёнок достаёт, берёт руками игрушки, изучает их. Из-за роста физической активности замедляются темпы набора веса. За девятый месяц ребёнок прибавляет 0,3-0,5 кг. Вес составляет около 9 кг, рост примерно 70.

Навыки

Что умеет ребёнок в этом возрасте:

  • Показывает части лица, тела. Если малыш ещё этого делать не умеет, это не значит, что он недостаточно развит. Просто ему ещё никто не показал.
  • Суёт свои пальчики в любые дырочки, тянет в рот изучаемые предметы.
  • Листает книги.
  • Рвёт бумагу, мнёт пальчиками тесто, пластилин.
  • Крепко держит в руках чашку, еду. Он хорошо берёт пальчиками предметы. А разжать их ещё не может. Поэтому если малыш схватил что-то, отобрать у него предмет очень трудно.
  • Лепечет, поёт, произносит отдельные слоги или простые слова. Некоторые хорошо повторяют за взрослыми. Произносят звуки и обозначают ими определённые предметы или людей. В разговоре появляются интонации, скопированные из речи взрослых.
  • Отвечает простыми жестами: кивок или покачивание головой, означающие согласие или отрицание.
  • Зная своё имя, отзывается на него, улыбается при этом.
  • Понимает несложные просьбы, например, «иди сюда», «возьми мяч».
  • Начинает проявлять интерес к одеванию, помогает, просовывая в рукава руки, в ботинки ноги. Самостоятельно снимает шапку или носок.
  • Обращение с игрушками сводится к изучению из свойств. Ребёнок в 9 месяцев любит разбирать их по частям, вкладывать одну в другую, бросать и наблюдать за полётом. Это не вредность – так малыш познаёт мир.
  • Малышу нравится игра в «ку-ку», прятки. Он просит повторить много раз. Слово «ку-ку» вызывает у него бурю эмоций. Это можно использовать, когда малыш злится или расстроен. Напомнить ему слово, и на лице обязательно появится улыбка.
  • К тому времени, когда 9 месяцев ребенку уже исполнилось, он научился различать близких людей и чужих. Карапуз боится или сторонится незнакомых.

Режим дня, питание

Чтобы малыш мог нормально развиваться, он должен полноценно питаться, гулять на воздухе, хорошо высыпаться. Если в жизни ребёнка есть режим, он привыкает к определённой последовательности действий каждый день, не сопротивляется им.

У ребенка в 9 месяцев развитие и питание тесно связаны между собой. В этом возрасте малыш уже ест многое из «взрослой» пищи. Главное условие: питание должно быть разнообразным, максимально полезным, включать достаточно клетчатки, витаминов. У ребёнка уже достаточно зубов, чтобы учиться жевать. Необходимо постепенно переходить с пюре на более твёрдую пищу.

К 9 месяцам дети спят ночью около 10 часов, а днём два раза по 2. Каждый малыш индивидуален, эти цифры могут отличаться. Главное, чтобы ребёнок был в хорошем настроении, развит физически и психически.

Груднички ночью просыпаются поесть. Причина – не голод, а психологическая зависимость от матери. Это нормально и пройдёт вместе с отлучением от груди. Женщине обычно такое ночное кормление особого дискомфорта не доставляет. Малыш сосёт грудь во сне и спокойно спит дальше.

Занятия и игры

Малыш уже способен некоторое время сосредоточенно и увлечённо что-то делать. Чтобы помочь в развитии 9-месячному ребенку, нужно направить его активность в правильную сторону:

  • Учить необходимым в будущем действиям. Например, снимать, одевать одежду, есть ложкой. Вероятно, ребёнок заинтересуется и захочет примерить все свои вещи или что-то из маминого гардероба. Не нужно этому сопротивляться. Чем больше он будет тренироваться, тем быстрее научится.
  • Развивать моторику рук. Это важное условие не только для будущего умения красиво писать, но и для формирования правильной речи, выполнения бытовых действий.

Детям очень нравится рвать бумагу. Это хороший развивающий метод. Дайте малышу рулон туалетной бумаги. Это надолго его увлечёт. Здесь важно показать ребёнку с самого начала, что нельзя рвать книги. К ним необходимо формировать особое отношение, беречь. Лучше, если некоторое время доступными будут только картонные книги, пока малыш окончательно не поймёт, что их рвать нельзя.

Интересная и полезная игра – перебирание мелких предметов. Подойдут пуговицы, бусинки разных цветов, макаронины необычных форм, камешки, зубочистки. Малышам нравится рассматривать и перекладывать мелкие предметы.

Но родители должны быть очень внимательными, ребёнок способен потянуть любой предмет в рот, попытаться засунуть в нос или ухо.

Игре следует быть совместной, контролируемой. Если малыш устал, необходимо всё сложить и убрать подальше, чтобы он не смог достать.

Ускорить развитие ребёнка в 9 месяцев, развитие его моторики помогают занятия лепкой, рисование. Маме нужно творить вместе с ребёнком. Ему понравятся получившиеся фигурки, он будет стремиться сделать так же. Если в тесто вжать бусинки или макаронины, ребёнок будет их выковыривать. Он должен мочь это сделать.

Игры в ванной

Купание превращается в 9 месяцев в занимательную игру. Резиновые звери, формочки, стаканчики – всё интересует ребёнка. Переливание из ёмкостей, мытьё игрушек увлекает малыша. Он может долго не соглашаться заканчивать купание. Чтобы без слёз решить этот вопрос, можно предложить ему попрощаться с игрушками. Сказать, что малыш обязательно скоро с ними снова встретится, помахать ручкой и спокойно вынуть его из воды. Или незаметно слить воду и сказать, что она уже убежала.

Утром нужно учить ребёнка умываться. Показать, как это делать, на себе. А затем помочь ему повторить. Нужно рассказывать малышу, как важно быть чистым. Хвалить его за вымытые ручки и личико. Говорить, какой он стал красивый.

Игрушки

Главное правило выбора – безопасность. Игрушки не должны содержать острых углов и деталей. Ребёнка 9 месяцев интересует всё: заводные, говорящие, мягкие зверушки, куклы, машинки, кубики и пирамидки, конструкторы. Нужно учить маленького человека играть с ними. Можно показывать, как ездит машинка или паровозик, как собирать пирамидку, как строить, как «ходят» кукла или мишка, покормить их «понарошку», умыть, пожалеть.

Дети быстро запоминают и копируют действия взрослых. Вскоре малыш сам будет играть и придумывать что-то новое. И у мальчиков, и у девочек должна быть хотя бы одна кукла. На ней нужно учиться показывать глазки, носик, ротик, ручки, ножки, животик, спинку. А потом то же найти у самого ребёнка, у мамы и папы.

По мере роста к этому списку можно добавлять более мелкие детали, например, пальчики, колени, ресницы. Кукла – это наглядное пособие для изучения человеческого организма. Кроме того, она станет хорошим другом малыша, с ней можно всё делать вместе, на игрушке нужно показывать то, что сам ребёнок ещё делать не умеет или боится.

Физическое развитие

Чтобы развивались мышцы и ловкость, нужно помнить про . Нравятся малышам разных размеров, цветов мячи.

Нужно учить ребёнка ловить и бросать мяч, приносить и подавать, перекатывать по полу, чтобы он понимал разницу в этих действиях. Это отлично развивает ловкость, координацию и приносит всем много радости.

Можно сделать свою собственную «дорожку здоровья». На кусок ткани наклеить или пришить пуговицы, камешки, лоскутки разных на ощупь тканей. И давать малышу ходить по нему босыми ножками. Пока кроха не умеет сам передвигаться вертикально, нужно его поддерживать. А через пару месяцев он сам с большим удовольствием будет ходить по дорожке.

Это способствует закаливанию, является массажем стоп, улучшает координацию и ориентацию. Сначала нужно дать малышу изучить всё руками, потрогать, оценить. А потом можно давать команды, на что наступить, добавив разнообразие в игру.

Детей привлекает зеркало. С ним тоже можно играть:

  • рассматривать отражение разных предметов, людей;
  • сравнивать увиденное с оригиналом;
  • строить гримасы;
  • показывать радость, гнев, удивление, страх.

Это очень хорошо для развития эмоций. Упражнения для лица стимулируют хорошую речь.

Ребёнок 9 месяцев требует много внимания. Часто мамы жалуются, что им не хватает времени на все дела и игры. Но не обязательно отрываться от домашней работы, можно совмещать её и общение с малышом. Время, уделённое ребёнку, обязательно положительно повлияет на его развитие.

Людмила Сергеевна Соколова

Время на чтение: 5 минут

А А

Малыш в 9 месяцев является активным исследователем окружающего мира. Наблюдательность и любопытство, главные черты карапуза. Совершенствуется речь и умение подражать взрослым. Конечно, ведь это этап, приближающий кроху к первому юбилею, называемому «годик». Что он может в этот период и каковы особенности развития для этого крохотного существа?

Физиологические особенности

В этот период мышцы малыша становятся значительно сильнее, чем месяц назад. И если раньше карапузу требовалась помощь, чтобы сесть, то теперь он может делать это самостоятельно. Благодаря укреплению мышечной системы дитя активно садиться из положения лёжа или полусидя, развивается навык ползанья. Некоторые умеют вставать, держась за опору. Но стоять ― навык второстепенный для 9 месячного ребёнка. А вот если дитя ещё не умеет садиться, это повод обратиться к врачу. Возможно, такое явление означает неврологическое отклонение.

Кроме мышечного корсета, активное развитие набирает внимание и тренировка мелкой моторики. Поэтому кроха хватает все мелкие предметы из всех углов. Родителям следует обратить особое внимание на этот факт. Ни в коем случае не бросайте детишек одних. Если пользуетесь манежем, уберите оттуда опасные и мелкие детали. В период изучения, ребёнок может засунуть любую бусинку себе в нос или проглотить. Ну а развитие мелкой моторики обязательно используйте по назначению. Ведь это пробуждает речевые навыки. Давайте яркие крупные погремушки, можно карандаши, пусть творит искусство.

Психология

Ответить на вопрос, что должен уметь ребёнок в 9 месяцев помогут и особенности его психологии. Наблюдательность за происходящим позволяет обучаться подражать взрослым. Своими действиями карапузы пытаются при помощи игрушечной посуды готовить суп, как мама.

А мальчики копируют папины манипуляции с рабочими инструментами. Это необходимо использовать на пользу крохе: давать ложку, стаканчик для питья. Поощряются совместные обеды, чтобы чадо могло наблюдать за старшим поколением.

Большой интерес вызывают животные, благодаря чему малышок копирует их звуки. Появляются первые более-менее чёткие слова, как на видео. Одной из любимых игр ставятся прятки. Дитя радостно прячется, закрывая глазки ладошками или под платочек. Мама и папа должны при этом поддерживать затею, накидывая на себя лёгкие платки. Новой забавой становится бросание предметов на пол и ожидание их подъёма взрослыми. После чего снова скидывают, повторяя игру.

Всё ещё большую роль в жизни карапуза занимает мать. Видя посторонних или малознакомых людей, чадо может хныкать. К этому стоит отнестись с терпением и пониманием, постепенно такое поведение сойдёт на нет. Старайтесь ненавязчиво брать с собой на прогулку таких же мам с малышами. Не оставляйте постоянно крохотулю дома с бабушкой, когда собираетесь в магазин. Организуйте совместный поход. По возможности запишите ребёнка на развивающие занятия, где много таких, как он. Отличным поводом для знакомства с детишками и расширения кругозора послужит бассейн.

Навыки

Специалисты воедино собирают навыки 9 месячного крохи, не усредняя их, а показывая максимальные умения. Поэтому, если чего-то Ваше дитя не может из представленного списка, не стоит отчаиваться. Наблюдайте за общим развитием.

    • Умение садиться и сидеть ровно, удерживая спину.
    • Должен уметь ползать, иногда даже назад.
  • Вставать, удерживаясь за диван, руки родителя.
  • Мять бумагу, мягкий пластилин.
  • Повторение движений взрослых: показывать какой большой, поднимая ручки вверх, топать.
  • Стучать одним предметом об другой.
  • Пытаться ставить один кубик на другой.
  • Большие предметы брать одной рукой, маленькие двумя пальчиками.
  • Переворачивать страницы в крупных книгах.
  • Выполнять просьбы что-то взять, возможно, принести.
  • Показывать глазки, ушки, носик у куклы.
  • Показывать игрушку, которую спрятали на глазах.
  • Оценивать настроение взрослых, находящихся рядом.
  • Самостоятельно начинать игровые действия.

Конечно, это является условным списком, и всего кроха может не уметь делать. Главное в развитии дитя является то, что он должен активно интересоваться происходящим вокруг. Встать он может и позднее, некоторые этап ползанья пропускают вовсе. Но вот сидеть, брать игрушки и вторить звуки чадо в девять месяцев обычно умеет, иное, повод обратиться к врачу.

Как развивать умения

Не всему дитя может научиться самостоятельно. Обязательно нужна помощь родных людей. Врачи не рекомендуют сажать и ставить малютку, пока тот сам до этого не дойдёт. Это может быть опасно для неокрепших и неподготовленных мышц.

А если у крохи ещё и присутствуют проблемы, например, гипертонус, это, вообще, строго запрещено. Но показывать, как нужно, необходимо. Давайте своим детям руку помощи, обучайте.

    1. Используйте способность подражать. Хвалите, пусть и неловкие попытки чада обслуживать себя самостоятельно. Пусть стягивает носочки, расстёгивает молнию. На всё требуется время, постепенно научится.
    2. Показывайте на личном примере, как встать, держась за опору. Если проблем со здоровьем у малыша нет, можно давать ему одну ручку, он будет, держась, ходить. Если дитя ходит только короткими перебежками от дивана к креслу, можно использовать вожжи, как на видео. Цель та, чтобы руки малютки были свободными. Так он скорее научится держать равновесие.
    3. И 9 месячного кроху можно и нужно учить порядку и участию в делах семейных. Он уже способен убрать игрушки в коробку, пусть и в сидячем положении. Если он делает робкие попытки ходить, дайте тряпочку для вытирания пыли. Конечно, толку от этого будет мало, но карапуз почувствует себя очень важным.
    4. Обязательно при прогулке, чтении рассказывайте малышу обо всём происходящем вокруг. Сейчас происходит активное звуковосприятие, дитя запоминает. Его разговорный аппарат должен быть подготовлен. Ведь через пару ― тройку месяцев он начнёт расширяться с невероятной скоростью.
  1. Подготовьте безопасное место для игр, уберите все опасные предметы из поля зрения. Вооружите карапуза интересными игрушками. Обязательно приобретите книги с крупными картинками. Читайте и давайте их малышу. Из игрушек возьмите пирамидку, кубики, можно крупные пазлы. Заинтересуют малышка мячики, посудка, музыкальные книги, пианино.
  2. Играйте, озвучивая действия. Просите «дай куколку», «возьми кружку». Подкрепляйте просьбы действиями.
  3. Можно потихоньку показывать цвета. Начните с основных: красный, синий, зелёный и жёлтый.
  4. Объясняйте простейшие вещи: привет, пока, спасибо, пожалуйста, солнце зашло. Пусть в девять месяцев дитятко не способно произнести такие фразы, зато прекрасно запоминает.

Как видите, существует целая масса мероприятий, направленных на помощь юному созданию. Пусть по крупинкам, но к году деточка будет многое уметь. Задача родителей направить эти умения в необходимую сторону, простейшими манипуляциями. Просто играя и обучая при этом. Такое развитие событий придётся по нраву крохотному созданию.

Активный девятимесячный малыш уже освоил ползание. Поэтому его родителям стоит запастись терпением и развить в себе стремительную реакцию. Развитие ребенка в 9 месяцев предполагает наличие определенных навыков и умений. Время в этот период бежит быстро и каждые несколько дней или недель обозначают новые витки развития крохи.

Что уже умеет девятимесячный малыш:

  • тянется за игрушкой, которая находится в зоне его недосягаемости;
  • может самостоятельно сесть из положения «лежа» на животике;
  • стоит, опираясь на что-либо;
  • катает мячик по просьбе;
  • воспринимает игру в прятки;
  • выражает бурное возмущение, если отобрать у него игрушку;
  • пьет из чашки самостоятельно;
  • передвигается на цыпочках, держась за опору;
  • может подтянуться и встать из положения «сидя»;
  • произносит слова: «мама», «баба»;
  • использует жесты для приветствия и прощания.

Определяем самостоятельно уровень развития малыша

  1. Если придерживая ребенка за ручки, опустить его на пол, то он должен уверенно стоять на двух ступнях. Пальчики на ножках при этом не должны быть скрючены.
  2. Ставим пустую коробку на пол, и бросаем в нее кубик. Просим малыша достать его. Ребенок в 9 месяцев должен заинтересоваться этим предложением и просунуть ручку в коробку. Возможно, достать кубик он и не сможет, но это не главное.
  3. Берем несколько шумных игрушек (погремушки, кубики с бубенчиками внутри) и роняем их на пол так, чтобы они создавали шум. Малыш должен повторить эти движения, бросая предметы поочередно двумя руками.

Психологическое развитие

Малыш уже знает названия окружающих предметов, может говорить отдельные слова. Признак нормального развития в 9 месяцев это умение идентифицировать свое отражение в зеркале, отличая его от других. Если попросить малыша показать определенный предмет, то он с легкостью покажет на него пальчиком. Ребенок с удовольствием играет в развивающие игры, рассматривает цветные картинки, перекладывает предметы с места на место.

Малыш согласно кивает головой, если ему задавать наводящие вопросы. Иногда он щипается, кусается, капризничает и в знак несогласия мотает головой. Почему он так делает? Таким образом, ребенок определяет границы позволенного ему. Следует спокойным тоном объяснить крохе, что этого делать нельзя, но не срываться на крик. В этот период он хочет попробовать все на вкус, поэтому взрослым нельзя оставлять его с маленькими предметами наедине, чтобы избежать неприятных последствий.

Физическое развитие

Малыш может вставать самостоятельно, держась за опору. Ходит он пока только с поддержкой и преимущественно на носочках. Ребенку 9-ти месяцев отроду присуща излишняя энергичность в действиях, скорость и умение управлять своим телом. Ребенок активно проявляет интерес к необычным предметам у окружающих – кулон на шее тети, мобильник в руках у папы – и старается к ним дотянуться. Он ищет общения с другими детьми и старается с ними контактировать.

Сон ребенка в девятимесячном возрасте

На этом этапе развития малыш спит в общей сложности 12-14 часов в сутки. Из них ночной сон занимает 10 часов, дневной – 1,5-2 часа по два раза. Третий дневной сон обычно уже отсутствует. Ночью малыш может просыпаться 1-2 раза для кормления.

Кормление малыша в 9 месяцев

В этот период малыш еще остается грудничком, но все же материнское молоко – уже не главный продукт в рационе. Теперь его меню разнообразно: мясо, рыба, овощи, фрукты и молочные продукты. Все блюда подаются вареными, или приготовленными на пару. Разработано множество специальных детских консервов с рыбой, мясом, овощами.

Их тоже можно вводить как прикорм. Малыш ест 4-5 раз в день, употребляя за один прием около 200-250 грамм пищи. В перерывах между кормлениями, нужно давать ему пить компот или несладкий чай, чтобы избежать обезвоживания. Новые фрукты и ягоды нужно вводить в рацион осторожно, наблюдая нет ли на них аллергии.

Игры с девятимесячным малышом

Как развивать ребёнка на девятый месяц жизни? Конечно же, посредством игр – это самый эффективный на сегодняшний день метод раннего развития детей. Чему можно научить, играя? Да практически всем основным навыкам.

  1. Развивающие игрушки – пирамидки, башенки, матрешки. Эти приспособления должны быть максимально просты в сборе – кольца на пирамидках должны быть с широкими отверстиями и широкой закругленным безопасным штырем.
  2. Развитие мелкой моторики рук. Для этого нужно использовать пальчиковую гимнастику. Следует сгибать и разгибать пальчики малыша, делая круговые движения. Можно при этом рассказывать шуточные стихи или петь песенки. Такие занятия нужно проводить ежедневно, по 3-4 минуты.
  3. Игры с крупами. Берем две пластмассовые емкости и наполняем одну горохом, чечевицей, фасолью. Малыш будет с радостью пересыпать крупы из одной емкости в другую.

Параметры девятимесячного малыша

Вес мальчика в таком возрасте должен составлять около 9 кг, а рост – 71 см. Вес девочки – около 8,5 кг, а рост – около 70 см. Эти параметры рекомендованы врачами, но могут колебаться в одну лили другую сторону. Особенности развития каждого ребенка индивидуальны, поэтому такие цифры не являются неизменной величиной.


Отправить

Подсказки родителям

  • Стимулирование развития речи. Нужно разговаривать с ребенком постоянно, рассказывая об окружающем мире и предметах. Таким образом стимулируется процесс повторения слов и предложений.
  • Игры для развития мелкой моторики рук важны не только для физического развития пальцев, но они также играют ключевую роль в речевом развитии ребенка.
  • Необходимо использовать запреты. В этом деле нужно проявлять настойчивость, иначе смысл запретов нивелируется. Однако не следует впадать в излишнюю строгость.

Как правильно хвалить ребенка

В этом деле главное правило – золотая середина. Из-за излишней похвалы у ребенка может выработаться психологическая зависимость к ней. Она притупляет в ребенке интерес к осваиванию новых навыков и информации. Чрезмерная похвала приводит к тому, что ребенок производит какие-то действия из-за расчета на последующее одобрение. Поэтому стоит хвалить ребенка за успехи, но не преувеличивать их.

Безопасность малыша

Термина «полная безопасность ребенка» не существует. Но все же некоторые правила позволят минимизировать риски развития неблагоприятных ситуаций. Ведь нам легче предупредить беду, чем разбираться потом с уже наступившей проблемой.

  • Нельзя оставлять рядом с ребенком тяжелые предметы или посуду с горячей жидкостью.
  • На розетках в доме должны быть специальные пластиковые заглушки.
  • Нельзя оставлять наполненные емкости с водой (ведра, тазы) в доступности малыша.
  • Необходимо оборудовать жилище индикаторами утечки бытового газа.
  • Нельзя оставлять даже на короткое время малыша одного в ванне с водой. Одну руку всегда следует держать на спинке ребенка, чтобы вовремя перехватить его в нужный момент.
  • Нежелательно использовать ходунки. Они иногда смертельно опасны для ребенка.
  • Нельзя оставлять малыша надолго на ультрафиолете во время прогулки. Самый опасный загар – это с 10 утра и до 15 дня. Не рекомендуется в это время находиться на прямых солнечных лучах.

Всю бытовую химию, лекарства, растворители следует хранить в недоступном для детей месте. Но если ребенок все-таки добрался к ядовитым веществам и выпил их – не надо бросаться и искать ответ на форуме у других мам, а незамедлительно ехать в больницу!

В девять месяцев ребенок развивает умения, освоенные на 7 и 8 месяце. Он научился очень быстро ползать, стуча коленками по полу. Вы уже не успеваете за ним! Малыш ловко забирается на кровать и кресло, пытается соскребать этикетки с баночек детского питания и даже может постоять за себя!

Показатели нормы*. Возраст ребенка - 9 месяцев

Нижняя граница нормы

Верхняя граница нормы

Вес мальчиков, кг

Вес девочек, кг

Рост мальчиков, см

Рост девочек, см

Окружность головы мальчиков, см

Окружность головы девочек, см

*Данные указаны согласно центильным таблицам отечественных педиатров

Девятимесячный ребенок умеет:

Хлопать в ладоши, стучать игрушечным молотком;

Манипулировать двумя предметами одновременно;

Быстро ползать, разворачиваться, удерживать равновесие, отрывая от пола одну ручку;

Подтягиваться и вставать на ножки, держась за опору;

Определять настроение близких;

Помнить игры, в которые играл раньше;

Искать спрятанную у него на глазах игрушку;

Играть с игрушками, изображая какое-либо действие: зайчик прыгает, спит, собачка лает, бежит.

Развитие ребенка в 9 месяцев

Умения ребенка девяти месяцев скорее более интеллектуальные, чем моторно-двигательные. Ребенок начинает подражать взрослым, умеет определять ваше настроение, понимает несколько слов, стремиться уползти подальше от мамы. Ему открылся фокус игрушки под платком! Она не пропала, он знает, где ее искать.

Ребенок лепечет на своем чудесном языке. Кажется, что речь осмысленная и он что-то вам говорит.

Любимое занятие - подтягивание и ходьба вдоль опоры. И еще ребенок очень любит извлекать звуки из разных предметов: стучать игрушкой по полу, по столу, дергать струны, нажимать кнопки и клавиши музыкальных инструментов. Ребенок учится дифференцировать похожие звуки.

К концу 9 месяца ребенку можно доверить поесть самому. Посадите его в стульчик для кормления, прикрепите детскую тарелку на присоску и вручите ребенку ложку. Первое время ребенок будет размазывать все по столу, перекладывать пищу из одной тарелки в другую и только иногда доносить ложку с кашей до рта. Наберитесь терпения. Это неизбежные действия на пути к культурному умению есть.

Развивающие игры для детей 9 месяцев

1. Переверните игрушки с ног на голову. Ребенок должен заметить, что что-то не так и поставить их правильно

2. Подарите ребенку сумку с кошельком. В кошелек положите кусочки ткани или шишки.

3. Разноцветные ленты и шарфы положите в коробку, в коробке сделайте отверстия. Пусть ребенок вытащит содержимое через дырочки

4. Начинайте играть с ребенком в сюжетные игры: мишка ложится спать, накрой его одеялом; покорми куклу, дай ей попить, покатай зайку на машинке и т.д. Не сразу, постепенно ребенок научится это делать.

5. С ребенком девяти месяцев играйте в пальчиковые игры, потешки.

Питание ребенка 9 месяцев: рыба, новые виды каш

Питание на девятом месяце жизни ребенка примерно такое же, как в прошлом месяце. Грудное молоко составляет треть от общего объема пищи. Если вы кормите смесью, но следите, чтобы ребенок получал дополнительно жидкость. Общий объем напитков для ребенка 9 месяцев составляет 400 мл в день, не считая молока.

Основу рациона девятимесячного ребенка составляют каши и пюре из овощей с добавлением зелени. Меню ребенка можно разнообразить новыми видами каши: пшеничной, ячневой, перловой. Котлетки можно делать из моркови, тыквы, кабачков с рисом.

Если вы к 9 месяцем еще не ввели в рацион ребенка рыбу, самое время начать. Выбирайте нежирные сорта: треска, хек, сайда, судак. Их мяса рыбы можно приготовить паровые котлеты, фрикадельки. Начиная с 10 месяца кормите ребенка рыбными блюдами раз в неделю, затем два раза в неделю при условии отсутствия аллергии.

Упражнения для детей 9 месяцев

1. Котенок потягивается

Дайте ребенку уцепиться за ваш палец и попросите его присесть. Свободной рукой проведите вдоль позвоночника снизу вверх, чтобы спинка ребенка разогнулась и выпрямилась. Затем помогите ему подняться на ножки и снова присесть. Повторите упражнение два раза.

2. Самолетик

Ребенок лежит на животе, ногами упирается в вас. Вложите ему в кулачки свои пальцы, крепко обхватите руками запястья ребенка. Аккуратно поднимайте ребенка вверх на себя, разводя руки в стороны. Голова, рефлекторно откинутая назад, будет подниматься вверх, ножки упираются в вас. Поднимайте ребенка, ока он не встанет на колени.

Это упражнения хорошо укрепляет мышцы спины и живота. Повторите упражнение 2 раза.

Что делать, если:

-ребенок не умеет сидеть

На исходе девятого месяца нормально развивающийся ребенок уже умеет сидеть. Если ваш ребенок до сих пор лежит в коляске и не удерживает равновесие сидя, обратитесь к невропатологу. Возможно, вам назначат повторное узи головного мозга (если родничок еще позволяет это сделать) и комплекс физиолечения и массажа.

-ребенок кивает головой

Вы стали замечать, что время от времени ребенок непроизвольно кивает головой, равномерно, по нескольку раз. Незамедлительно покажите ребенка неврологу. Врач назначит вам ЭЭГ и определит причину кивков.

В большинстве случаев, если ребенок непроизвольно кивает головой - одно из проявлений незрелости нервной системы. Легко корректируется и проходит без последствий.

Но кивки головой у ребенка могут быть симптомом эпилепсии. Эпилептические приступы у детей до года проходят не так как у взрослых. Ребенок в момент приступа может находиться в сознании, но если его позвать, он не отреагирует. При этом малыш как будто замирает, может кивать головой, сгибать - разгибать руки или ноги, сгибаться пополам, у него могут дрожать веки.

Важно проводить ЭЭГ в момент кивков, чтобы зафиксировать активность мозга и правильно поставить диагноз.

-ребенок боится чужих

Если вам кажется, что ваш ребенок слишком застенчивый, это не повод думать, что и в будущем он будет таким же. Застенчивость - синоним осторожности. Возможно, ваш ребенок не из тех, кто легко сходится с людьми. Не упрекайте и ни в коем случае не смейтесь над его стеснительностью. Этим вы не исправите положение. И нужно ли его исправлять?

Страх незнакомых людей характерен для ребенка 8-12 месяцев. Ребенок научился узнавать «своих» и «чужих», отношение к «своим» у него вполне определенное, а как вести себя с «чужими» - с этим ему еще предстоит разобраться. Не мешайте ему и не торопите.

Ребенок осмелеет, если вы перестанете за него тревожиться. Задумайтесь, безопасно ли чувствует себя ребенок с мамой? Если мама постоянно беспокоится за ребенка, часто просит его изменить поведение, малыш будет чувствовать себя неуверенно и долго обдумывать каждое новое действие.

Нравится

Ваш ребенок

Питание и уход за малышом

Сон и безопасность

Развивающие игры

Учим названия частей тела

Игра 1. «Кто в зеркале?»

Осознание самого себя – длительный процесс, но именно в 9 месяцев малыш начинает догадываться, что девочка или мальчик в зеркале является его отражением. Игры с зеркалом позволяют не только получить представление о своём внешнем облике, но и выучить название частей лица и тела.

Вам понадобятся

Зеркало большого размера (висящее в ванной или в прихожей), новая шапка, обруч для волос или разноцветный бумажный колпак, которые легко надеваются и снимаются.

План игры

1. Возьмите ребёнка на руки и встаньте с ним перед зеркалом или сядьте на стул посадив малыша на колени. Расположитесь таким образом, чтобы было видно не только отражение ребёнка, но и ваше собственное. 2. Наденьте на ребёнка шапку, которую он раньше никогда не видел, и дайте ему полюбоваться на себя в зеркало. 3. Попросите малыша показать, где шапка, где его голова, где глаза, брови, нос и т. д. 4. Наденьте шапку на себя и попросите малыша показать, где у вас находятся различные части лица. Обращайте внимание ребёнка на то, что всё, что он показывает, видно в зеркале! 5. Повторите то же самое с колпаком и с обручем для волос.

Родителям на заметку

1. Обратите внимание на то, что ребёнку больше всего нравится надевать на голову, и в дальнейшем играйте именно с этим предметом. 2. Старайтесь не вводить ребёнка в заблуждение фразами вроде: «Помаши ручкой девочке/мальчику!». Наоборот, чаще повторяйте малышу, что это он отражается в зеркале! Игра подготовлена Марией Баулиной – нейропсихологом, кандидатом психологических наук, специалистом по детской нейропсихологии и проблемам развития психологических функций ребенка.

Развитие: наблюдаем за малышом

Малыш теперь многое умеет и готов с утра до вечера энергично исследовать окружающий мир. Девятимесячные мальчики весят 8,0-9,9 кг при росте 69,7-74,2 см, соответствующие показатели для девочек: 7,3-9,4 кг и 67,7-72,6 см*.

Большинство детей этого возраста активно ползают, опираясь на ладошки и коленки. Есть малыши, которые передвигаются, используя «пятую точку»: отталкиваясь одной ножкой, они как бы подпрыгивают на попе в нужном направлении. Некоторые дети перемещаются с места на места на четвереньках, но с выпрямленными коленками. Ребенок владеет своим телом все более уверено и уже умеет менять позу во время движения.

Девятимесячный малыш успешно учится выражать свои эмоции и желания с помощью мимики и осмысленных жестов. Он может, например, помахать рукой на прощание или попроситься на ручки, а также продемонстрировать свое неудовольствие по поводу предложенной еды или игрушки. Память у ребенка становится более долгосрочной. Теперь он может повторять действия, которые видел неделю назад: например, примерять перед зеркалом шляпу так же, как это делала мама в прошлую пятницу.

Дети не только запоминают и различают предметы, но и узнают их предназначение. Малыш не будет изучать чашку, как раньше, внимательно ощупывая ее и пробуя на вкус. Он сразу попытается поднести ее ко рту, чтобы попить.

Ребенок придумывает различные игры, чтобы убедиться в «постоянстве» предметов: например, кладет игрушку в ведерко и сразу его опрокидывает, чтобы увидеть игрушку снова и удостовериться, что она не пропала. Таким способом малыш осознает, что предметы не исчезают, когда их не видно.

Наблюдая за развитием разных детей, можно выделить некоторые общие закономерности: сначала малыш встанет - и только потом пойдет; сначала научится «загребать» рукой предметы - а потом уже хватать их, используя большой и указательный палец, и перекладывать из одной руки в другую. Однако в какой области ребенок будет развиваться быстрее, зависит от его индивидуальных особенностей и способностей. Одни дети усиленно тренируют ножки, чтобы скорее встать, другие сосредоточены на ручках - им все время хочется что-нибудь взять, повернуть и пощупать. Внимательные родители почти всегда смогут определить, что малыш начнет делать раньше: ходить, говорить или уверенно манипулировать предметами.

*На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, - например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР - это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Поведение: понимаем малыша

Дети продолжают изучать реакции взрослых на свои поступки. Если малыш бросил ложку на пол, он вовсе не стремится быть непослушным: он хочет узнать, какое действие мамы за этим последует. Таким способом ребенок накапливает информацию о причинно-следственных связях. Скорее всего, ребенок еще не раз бросит ложку на пол, чтобы проверить, останется ли мамина реакция прежней.

У малыша появились любимые игрушки. Отнеситесь серьезно к детской привязанности к плюшевому мишке: попытка на время разлучить кроху с любимцем, отправив игрушку в стирку, может стать причиной настоящей истерики. Чтобы избежать подобной ситуации, заведите «двойника», которым хотя бы на время можно будет заменить любимого мишку.

Малыш понимает многие слова и начинает соотносить звучание слова с его значением. Ваш кроха будет уверенно переводить взгляд с одного родителя на другого, «отвечая» на вопросы: «Где же твоя мама?» или «Где папа?». Просьба мамы: «Дай, пожалуйста, чашку!» - будет с радостью выполнена, особенно если в этот момент ребенок смотрит на чашку, а мама протягивает открытую ладонь, куда ее можно положить. Если у крохи все получилось правильно, он с удовольствием будет участвовать в этой «игре» снова и снова.

В девять месяцев дети охотно играют в игры, основанные на принципе «туда – обратно». Малыш может посвятить много времени попыткам снять с папы очки, подождет, пока папа водрузит их обратно себе на нос, и снова будет пытаться их снять. Одним из вариантов такой игры является «разговор по телефону»: ребенок с мамой передают друг другу один «телефон» и по очереди в него что-нибудь говорят.

Для девятимесячного малыша весь мир - одна большая интересная игра, где все надо исследовать и попробовать. Любая вещь может стать участником веселой забавы - от старой перчатки до кастрюли, которую ребенок научился самостоятельно вытаскивать из шкафа. Обязательно хвалите ребенка за его достижения, фантазию и сообразительность.

Питание

В ежедневный рацион девятимесячного ребенка должны входить следующие продукты: 400-500 г грудного молока (или адаптированной молочной смеси в случае невозможности грудного вскармливания), 170-200 г овощей, 170-200 г каши, 60-80 г фруктов, 60-70 г сока, 60-70 г мяса, 40 г молочных продуктов.

У малыша уже достаточно разнообразное меню, но не забывайте основные правила введения прикорма: добавлять новые продукты можно только, когда ребенок здоров; нельзя вводить новый прикорм или добавку за неделю до и после прививок; нельзя вводить несколько продуктов одновременно; начинать прикорм новым продуктом нужно с небольших порций, увеличивая их постепенно.

Пока малышам лучше готовить еду в виде пюре, но небольшие мягкие кусочки фруктов в каше на завтрак помогут крохе научиться пережевывать пищу. Процесс жевания важен для правильного развития речи.

Внимательно следите за реакцией ребенка на прикорм и не забывайте, что идеальной пищей для грудного малыша по-прежнему остается материнское молоко.

Многие дети в этом возрасте пробуют есть самостоятельно. Поддержите малыша: дайте ему возможность самому управляться с едой - сначала руками, а потом и ложкой. Посадите рядом с крохой плюшевого мишку и сделайте вид, что кормите игрушку. Ребенок обязательно захочет покормить своего друга вместе с вами и попытается как можно точнее повторить ваши действия.

Примечание:

ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые шесть месяцев. Грудное вскармливание является наилучшим способом предоставления идеального питания для здорового роста и развития детей грудного возраста; оно также является составной частью репродуктивного процесса с важными последствиями для здоровья матерей.

Уход за ребенком

Ваш ребенок превратился в маленького непоседу, которому категорически не нравятся любые дела, отвлекающие его от активного исследования окружающего мира. Смена подгузника, умывание, переодевание и даже кормление теперь представляют для мамы весьма непростую задачу.

Для начала, малыша нужно «поймать» и удержать на одном месте. Превратите это в веселую игру. «Страшным» голосом говорите: «Сейчас я тебя поймаю!» - и, ухватив уползающего ребенка за ножки, радостно восклицайте: «Попался!». Скоро довольный и утомленный игрой кроха успокоится, а мама сможет не торопясь сделать все необходимые дела.

Чтобы заинтересовать ребенка, дайте ему возможность «самостоятельно» совершать необходимые процедуры. Покажите ему, как использовать мягкую губку для мытья и пушистое полотенце для вытирания, учите кроху надевать носочки и держать в руках ложку. Хвалите малыша за старание, даже если купание затянулось, а на кухне придется провести незапланированную уборку.

Обучение и общение: занимаемся с малышом

В этом возрасте ребенок уже не только реагирует на интонацию, но и понимает многие слова и фразы. Детям очень нравится «беседовать» с взрослыми. Всегда отвечайте на попытки «поговорить» с вами, чтобы кроха лучше освоил правила ведения диалога. Читайте с малышом книжки с картинками и подражайте звукам, которые связаны с изображенными животными или предметами. Посадите ребенка к себе на колени, чтобы у него была возможность не только внимательно рассмотреть каждый рисунок, но и понаблюдать за маминым выражением лица и потрогать пальчиками ее губы, когда она читает.

Развивайте логическое мышление малыша с помощью игры в «перевертыши». Разложите перед ребенком игрушки, перевернув их «вверх ногами». Понаблюдайте, исправит ли ребенок неправильное положение вещей, или оставит мишку стоять на голове, а чашку – кверху дном.

Соберите набор «для осязания»: положите в коробку куски разных на ощупь тканей, губку для мытья посуды, кусочек линолеума, деревянный кубик и т.д. Малыш будет с интересом вынимать эти предметы из коробки и складывать их обратно, учась различать материалы «на ощупь».

Вытаскивать предметы из ящика или коробки – одно из любимых занятий вашего крохи. Усложните ему задачу: положите в коробку три разных предмета, которыми ваш ребенок пользуется каждый день, затем попросите его дать вам один из предметов - например, ложку или мячик. Обязательно похвалите ребенка, если он правильно выполнил вашу просьбу.

Пирамидка также остается одной из любимых игрушек малыша. Пока крохе еще рано «правильно» собирать ее, но сам процесс нанизывания колец на стержень для него необыкновенно увлекателен. Можно усложнить игру и покачивать пирамидку, когда ребенок пытается надеть очередное кольцо.

Игрушки с кнопками, а также игрушки для сортировки и строительства помогают развивать мелкую моторику и внимание малыша. Используйте их для объяснения малышу понятий формы, размера и цвета.

Используйте мячик или игрушки на колесах, чтобы помочь ребенку активнее ползать и передвигаться. Играя с малышом, лучше использовать мягкий мячик, который легко ухватить и пощупать. В мячик можно играть не только вдвоем, но и всей семьей: перекатывайте его друг к другу, подбрасывайте, сопровождая каждое действие считалочкой или называнием участников игры по именам.

Сон

В этом возрасте дети тратят много энергии на активные игры и изучение новых предметов и явлений. Для гармоничного развития и полноценного отдыха им требуется не менее 15 часов сна*.

Даже самым самостоятельным малышам, чтобы почувствовать себя в безопасности и скорее уснуть, по-прежнему необходимы нежные объятия мамы и папы. Попробуйте медленно покружиться с малышом на руках под тихую спокойную мелодию перед тем, как уложить его спать. Это поможет малышу расслабиться.

У многих девятимесячных детей есть любимый предмет, без которого они отказываются засыпать. Это может быть плюшевая игрушка, одеяло или папина фланелевая рубашка - главное, чтобы предмет был мягким, обладал своим привычным запахом, и чтобы с ним можно было спать в обнимку. Кроха начинает привязываться к «обнимашке» в возрасте шести месяцев. С этой особенной игрушкой или вещью у малыша связаны чувства комфорта и безопасности. Родителям придется следить, чтобы с «обнимашкой» ничего не случилось: иначе настроение и сон ребенка будут испорчены на несколько дней. Постарайтесь заранее приготовить второй такой же или очень похожий предмет на замену, чтобы помочь малышу пережить возможную потерю.

Примечание:

(*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.

Безопасность

С ростом детской активности родителям приходится задумываться о дополнительных мерах безопасности.

Посмотрите на свой дом глазами ребенка: вам может показаться, что тостер или электрический чайник стоят высоко, и малыш не сможет до них дотянуться, но он легко может дернуть за провод и опрокинуть на себя тяжелый предмет.

«Нет!» и «Нельзя!» - слова, которые девятимесячный малыш хорошо понимает, но не обращает на них особого внимания. Тем не менее, их уже можно и нужно применять, если ребенок тянется к розетке или электроприборам. Скажите твердое «Нет!», преградите доступ к опасному предмету и переключите внимание малыша другое занятие. Предоставьте ребенку безопасную возможность удовлетворить свое любопытство: не запирайте нижние ящики шкафов и оставьте в них вещи, которые не принесут ему вреда. Со временем ребенок поймет, что некоторые предметы и поступки - под запретом, и научится отличать опасные предметы.

Не оставляйте ребенка без присмотра на стуле или детском кресле, если они не снабжены ремнями безопасности или не достаточно устойчивы.