Эксперименты с магнитом. Опыты с магнитом

Дети очень любознательны и, удивляясь чему-либо, готовы узнать причины чуда. Родителям следует воспользоваться этими особенностями, чтобы начать знакомить ребенка, в том числе неусидчивого, с наукой. Особенно у малышей пользуются успехом опыты и эксперименты. Помните, что детям всегда интересны развивающие занятия в виде игры, и составить план-сценарий может каждый родитель.

В статье подготовлена подборка самых простых, но познавательных экспериментов с минимумом необходимого реквизита: понадобится магнит и еще несколько вещей, которые найдутся абсолютно в любой квартире. Опыты с магнитом для дошкольников можно проводить дома или демонстрировать свойства на природе.

В каком возрасте ребенок поймет опыты с магнитом?

Вообще, ограничений педагоги не делают: показывают и в детском саду, и в школе. Малыши магнетизм воспринимают как настоящее волшебство, старшие дети через опыты с магнитом глубже познают явления, происходящие в окружающем мире. Во время опытных занятий развивается любознательность и активизируется мыслительная деятельность ребенка. Поэтому излишне беспокоиться, что ребенок не поймет суть эксперимента. Развитие познавательных интересов - тоже хорошая цель опыта с магнитом. А когда малыш дорастет до новых знаний, можете повторить занятие и объяснить причины происходящих явлений.

Опыт 1: что притягивает магнит

Проведение опыта с магнитом легко организовать. Вам понадобится несколько опытных материалов - легких и знакомых малышу. Например:

  • носовой платок;
  • бумажная салфетка;
  • карандаш;
  • гайка;
  • копейка;
  • кусочек пенопласта;
  • карандаш и т.д.

И, конечно, магнит. Предложите ребенку подносить магнит к каждому экспонату и понаблюдать.

Этот опыт можно расширить, используя изделия из различного металла: алюминия, золота, серебра, никеля и железа. Проводя опыт, вы можете объяснить особенности металлов, показывая, чем железо отличается от других.

Обязательно разбирайте результаты опыта с магнитом. Дети впитывают знания как губка, так что не стоит бояться "нагрузить" малыша ненужной информацией. Именно в этом возрасте закладывается способность учиться и желание познавать новое.

Опыт 2: «Найди клад в пустыне»

Очень легкий опыт с магнитом для детей в форме игры. Положите в контейнер скрепки или другие железные мелкие предметы, засыпьте их мукой или манкой. Предложите ребенку, подумать, как можно достать клад. Просеять? Наощупь? А может с магнитом удобнее?

Этот эксперимент поможет детям понять, что магнетизм действует на железные предметы и через другие материалы, например, бумагу и стекло.

На картонный или деревянный лист насыпьте скрепки и, водя магнитом под материалом, продемонстрируйте движение железных деталей. Такой же опыт можно сделать еще и с листом стекла. Например, на обычный журнальный столик со стеклянным верхом положите несколько железных предметов и водите магнитом снизу.

Вывод: магнит может примагничивать железо через бумагу разной плотности, нетолстую доску или стекло.

Кстати, опыт можно превратить в еще одну игру. Сделайте на листе бумаги аппликацию, например, цветочную поляну. Из цветной бумаги вырежьте бабочку, закрепите на ней скрепку и, водя с оборотной стороны магнитом, «пересаживайте» бабочку с одного цветка на другой.

Опыт 3: магнит, вода и магнитное поле

Удивительными детям кажутся эксперименты с водой. Возьмите стаканчик из или стекла, опустите туда скрепки и начинайте водить магнитом по стенке стакана. Предметы из воды будут «ползти» вверх за движением магнита.

Еще один эксперимент - действие магнита на расстоянии. Начертите на листе бумаги на различном расстоянии линии. У каждой положите скрепку. Попросите ребенка проанализировать, на какое расстояние действует магнит, приближая его к опытным материалам.

Магнит проявляет свою силу только на определенном расстоянии от предмета. Когда расстояние между предметом и магнитом значительное, предмет оказывается вне области действия. Таким образом, возможно уменьшить или вообще ее нейтрализовать.

Это явление можно показать с помощью монетки. Обвяжите ее ниткой, приклейте нить к картону и положите его на стол. Поднесите магнит к монетке на расстояние одного метра. Перемещайте магнит ближе к монете, пока монетка не начнет двигаться. Измерьте расстояние линейкой. Поднесите магнит еще ближе, чтобы монета притянулась к нему. Снова измерьте. Когда магнит находится в пределах линии, он притягивает монету. Но когда магнит оказывается вне линии, монета остается на месте.

Таким образом, вы сможете объяснить понятие магнитного поля и его свойства, а затем и показать. Обычно магнитное поле невидимо, но с помощью металлической стружки вы можете продемонстрировать его границы. Насыпьте на лист бумаги или стекла металлических опилок, поднесите магнит с обратной стороны - стружка соберется в объемный узор. Это влияние магнитного поля, которое можно заметить и приложив магнит также снизу листа под площадью, которую занимают опилки на листе. Стружка расположится по линиям поля.

Магнитное поле «глушит» песок

Еще один эксперимент на это свойство с песком. Опустите иглу в стакан и насыпьте в него немного песка. Поднесите магнит к стенкам стакана - игла не реагирует на магнит. Теперь поместите иглу в стакан с водой и проделайте с магнитом то же самое. Игла будет следовать за магнитом к краям стакана.

Объясните, что магнитное поле проникает через воду. Если бы стенки стакана состояли из какого-нибудь магнитного материала, то игла все равно притягивалась бы к магниту, но не с такой силой. Магнитное поле ослаблялось бы стенками стакана.

Опыт 4: магнит-проводник

Магнит может передавать свойства притяжения через железо. Для этого эксперимента вам понадобится сильный магнит. Действия лучше делать вертикально. Подвесьте к магниту скрепку, а к ней - следующую. Попросите ребенка вам помочь, прикрепляя «звенья» к магнитной цепи.

Еще почти подобным экспериментом можно показать, что магнитное поле легко создать искусственно. Уберите магнит от цепочки скрепок, если потом подносить их друг к другу, то они начнут притягиваться, как если бы работал магнит. Это происходит потому, что атомы в железном предмете под влиянием магнитного поля выстраиваются в такой же ряд, как и в магните, на время приобретая его свойства.

Опыт 5: компас

Можно продемонстрировать действие магнитного поля Земли. Для этого потребуется компас, иголка и прозрачная тарелка. Объясняйте все этапы проведения опыта с магнитом.

Подержите иголку несколько минут на магните, потом нанесите на нее масло и опустите в тарелку с водой. Иголка начнет двигаться, пока не замрет в одном положении. Поднесите компас к тарелке, если прибор исправен, его стрелка покажет то же направление, что и намагниченная иголка.

Расскажите ребенку, что Земля - это тоже магнит. И магнитное поле планеты направляет магнитную стрелку компаса на север.

Эксперимент с компасом можно провести на природе - так увлекательно и еще познавательнее. Конечно, определять направление таким образом будет не очень удобно, но интересно. Таким образом, вы продемонстрируете пример «волшебных» свойств привычных предметов, которые могут заменить в походе компас.

Чудо-магнит

Интересны не только опыты с магнитом, но и короткий рассказ о нем. Покажите ребенку, что магниты есть во многих вещах: телефонах, компьютерах, шкафах и т.д. Магниты используют в автомобилях, электродвигателях, музыкальной аппаратуре, игрушках и т.д. Расскажите ребенку:

  1. Происхождение магнита.
  2. О магнитах в Солнечной системе.
  3. О естественных и искусственных магнитах.

Познавательное занятие можно провести до опытов, во время опытов или после раскрыть все секреты. Мы немного вам поможем, впрочем, наш материал легко дополнить и расширить.

Что такое магнит?

Это тело, способное притягивать железные и стальные предметы. Известен давно, еще древние китайцы более двух тысяч лет назад знали о магнитах. Магнит - от названия региона, где обнаружили магнитные залежи - Магнисия. Это в Малой Азии.

Мы уже говорили, что Земля - магнит, добавьте также, что в человеке тоже существует магнитное поле. Расскажите о людях, которые притягивают железные предметы. В интернете много роликов и фотографий с примерами. Магнитное поле в человеке делает видимым и его энергетическую оболочку через специальное оборудование.

Если ребенку вы рассказывали о галактике, то ему покажется интересным факт о том, что планеты в Солнечной системе тоже являются гигантскими магнитами.

Расскажите ребенку о видах магнита. Бывают природные - залежи магнитных руд - и искусственные - созданные человеком из или с помощью электрического тока.

Задачи : формировать представления детей о магните и его свойствах; развивать умение определять предметы, притягивающиеся и не притягивающиеся к магниту; развивать познавательные потребности детей; воспитывать навыки безопасного поведения при проведении экспериментов и опытов.

Материал: разные магниты, коробка с деревянными, пластмассовыми шариками, металлический шарик, деревянная палочка, с одного края которой прикреплен магнит, серебряное и золотое кольца, небольшие емкости с песком, смешанным с мелкими металлическими предметами, стакан с водой и металлическими предметами в нем, коробки с разными предметами.

Ход занятия по экспериментированию

Воспитатель (В.): Сегодня у нас необычное занятие: мы будем фокусниками. Ребята, вы все были в цирке и видели выступления фокусника. А кто такой фокусник? Что он делает? А хотите ли вы быть фокусниками? (Ответы детей.) Фокусником стать нелегко, этому надо учиться. А вы готовы учиться? Итак, начнем.

В: Смотрите внимательно. Я беру шарик, кладу его на стол и при помощи «волшебной» палочки, заставляю его катиться. (Подношу палочку с магнитом: шарик катится.)

Дети, а почему шарик покатился за палочкой? (Дети высказывают предположения.)

Предлагаю рассмотреть «волшебную» палочку и шарик. Ребята находят на конце палочки магнит и определяют, что шарик металлический.

Так в чем секрет фокуса? (Дети проверяют предположения.)

Вывод: магнит на палочке притягивает металлический шарик, и он катится за магнитом.

В: Ребята, посмотрите, какая у меня красивая коробка. В ней что-то есть. Саша, открой, пожалуйста, ее.

В коробке находятся пластмассовые и деревянные шарики. Предлагаю желающим подойти к столу и попробовать «волшебной» палочкой прокатить деревянные, а затем пластмассовые шарики.

Почему они не катятся за палочкой? (Дети высказывают предположения и проверяют их.)

Вывод: пластмассовые и деревянные предметы магнитом не притягиваются.

В: Ребята, а как вы думаете, золото и серебро – это металлы? (Ответы детей.)

Предлагаю детям потрогать золотое кольцо, а затем серебряное.

Они будут притягиваться к магниту? (Дети высказывают предположения.)

Предлагаю попробовать сдвинуть с места магнитом золотое кольцо, а затем – серебряное. Кольца не двигаются. Дети проверяют свои предположения.

Вывод: магнит притягивает не все металлы.

В: Ребята, а вы обратили внимание, что у вас на столах стоят емкости с песком. Скажу вам по секрету: в песке что-то спрятано. Ребята, давайте вспомним, как надо обращаться с предметами во время опытов. (Ответы детей). Хотите ли вы узнать, что там? (Ответы детей.) А как можно, не касаясь песка руками, узнать, что же в нем спрятано? (Дети высказывают свои предположения.)

Предлагаю каждому взять магнит и поднести его к песку. Дети выполняют задание (проверяют свои предположения).

К магниту из песка «примагничиваются» железные предметы. У каждого ребенка они разные.

Вы, наверное, уже обратили внимание, что у вас на столах есть стаканы с водой, а на дне лежат предметы. Как достать эти предметы из воды, не намочив руки? (Дети высказывают свои предположения.)

Предлагаю поднести магнит к стенке стакана. Когда предмет «примагнитится», потихоньку двигать магнит по стенке. Предмет будет двигаться за магнитом.

Вывод: магнит притягивает железные предметы через многие материалы.

Раздается стук в дверь, приходит Незнайка. Он приносит коробки, а в них разные предметы. Незнайка просит детей помочь ему разобрать эти предметы на железные и не железные. Дети при помощи магнитов разбирают предметы и раскладывают их по тарелкам. На одну тарелку кладут железные предметы, а на другую – не железные. Дети самостоятельно экспериментируют и делают выводы. Каждый ребенок говорит, какие предметы притянулись к магниту, а какие нет и почему.

В: Ребята, а вам понравилось быть фокусниками? Теперь вы можете показать эти фокусы дома мамам, папам и своим братикам и сестричкам.

ИННА ХАУСТОВА

Дорогие, посетители сайта сайт. хочу вашему вниманию представить презентацию на тему «Магниты и их свойства. Увлекательные игры-эксперименты». Эту презентацию мы представляли на межрегиональный конкурс «Радуга открытий». Конкурс проводился в электроном виде и посвящался опытно – экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. На конкурс можно было представить опыт индивидуальной или коллективной деятельности детей в формате Power Point.

Мы решили принять участие и представили опыт использование магнитов и изучение их свойств в игровой деятельности. Наш опыт получил призовое место в номинации «Умные опыты». Дети получили дипломы победителей.

Современная программа предъявляет новые требования к методам и формам получения знаний детьми. Ребёнок должен быть активным исследователем и уметь ставить цель и находить ответ. Поэтому одним из видов образовательной области стали создание мини-лабораторий и опытно - экспериментальная деятельность. В нашем учреждении давно сложилась система работы в этом направление, и презентация представляет лишь часть этой работы. У нас проходит неделя игры, которую мы посвящаем опытно – экспериментальной деятельности и называется неделя «Играем в ученых»

План недели игры «Играем в ученых»

Понедельник: Знакомство с магнитом и его свойствами. Открытие мини-лаборатории «Мир магнитов»

Вторник: «Научился сам - научи другого» Проведение экспериментов с магнитом и как можно использовать магнит в игре.


Среда : Создание кукольного театра с помощью магнита. Дидактическая – магнитная игра «Оденем куклу на прогулку» Магнитный конструктор и поделки из него.


Четверг: Закрепление знаний детей о свойствах магнита «Удивим родителей» Проведение опытов вместе с родителями и умение дать ему научное обоснование




Пятница: Открытый показ сюжетной игры с элементами эксперимента «Путешествие на остров сокровищ»

Приглашаю вас посмотреть, приятного вам просмотра.

Организация экспериментальной деятельности с магнитом для дошкольников

Дошкольники – прирождённые исследователи, любознайки, почемучки. Они стримяться экспериментировать с предметами, делая умозаключение и выводы.

Формирование интеллектуальных способностей дошкольников должны осуществляться при целенаправленном руководстве взрослых, которые ставят перед ребёнком определённую задачу, дают средства её решения и контролируют процесс превращение знаний в инструмент творческого освоения мира.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира.

В ходе экспериментальной деятельности дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью дошкольника. Например в младшем и среднем возрасте можно использовать игры – эксперименты предметного содержания, поскольку познавательная жизнь младшего дошкольника строится вокруг мира предметов и воздействий с ними(пощупать, понюхать, попробовать на вкус). Цель таких игр приобретение знаний о предмете(погладь кошечку она мягкая, пушистая – кубик твердый, гладкий, лёгкий).

В старшем возрасте экспериментальная деятельность приобретает познавательный характер, в таких играх ребёнок должен получить ответ на все интересующий его вопрос. Ребёнок старшого возраста уже применяет те знания и умения о предмете, которые он приобрёл в младшем возрасте. Такая практика позволяет ребёнку самостоятельно обобщить имеющие у него знания и представления в единую систему знаний, сделать соответствующие выводы.

Магнит – самый необычный и в тоже время самый обычный предмет для экспериментирования с детьми. При помощи магнитов можно проводить различные фокусы, приводящие в восторг детей.

В моей программе «Юные исследователи» в разделе «физические явления» можно найти понятие «магнит и магнитизм». Задача – объяснить, какие предметы притягиваются к магниту, помочь выяснить особенности действия магнитных сил.

Прежде чем я вам предложу некоторые эксперименты с магнитами, я предлагаю вам послушать легенду о магните.

В давние времена, поговаривали, что в далёкой стране Греция есть огромная гора Ида. Однажды мимо этой горы брёл путник по имени Магнис. Он заметил, что его сандалии, подбитые железными подковками, и деревянная палка с железным наконечником липнут к чёрным камням, которые лежали под ногами. Магнис перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается к странным камням. И в народе стали называть «камни Магнуса» или просто магнитом.

Существует и другое объяснение название «магнит» - по названию древнего города – Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются эти камни – магниты.

Я предлагаю несколько экспериментов с магнитами для детей младшего и среднего возраста.

Прежде чем проводить экспериментирование с магнитом, нужно познакомить детей что такое магнит – это предмет, чёрного цвета, твёрдый, тяжёлый т.к. тонет в воде, гладкий, похож на железо.

Опыт№1 Какие предметы притягивает магнит?

На столе лежат предметы нужно отложить предметы содержащие железо и которые не содержат, поверить магнитом.

Опыт№2 Посчитай и проверь

В миске с крупой спрятаны скрепки, нужно посчитать на ощупь сколько скрепок, проверить поднести магнит, сколько примагнитится скрепок.

Опыт№3 Волшебная рукавичка

На стол поставить машинку из железа и поднести рукавичку с магнитом к машинке, она поедет.

Для детей младшего и среднего возраста можно предложить посмотреть мультфильм «Лунтик- Магнит»

Для детей старшего возраста я предлагаю эксперименты более сложнее.

Опыт№1 Магнитное поле

Дать понятие «магнитное поле»- это расстояние вокруг магнита. Проверяем действие магнита через стекло, бумагу, ткань, фольгу, книгу, стол. Увеличиваем расстояние от магнита к магниту или железному предмету, чем больше расстояние, тем слабее магнитное поле.

Опыт№2 Действие магнита в воде

В воду бросаем железные предметы, на ниточку привязываем магнит. Магнит действует в воде, достаёт предметы.

Опыт№3 Намагниченные скрепки

Скрепку присоединяем к магниту, затем к первой скрепке присоединяем последующие, получится цепочка из скрепок. Когда мы убираем магнит скрепки держатся между собой, они намагнитились.

Опыт№4 Какие металлы притягивает магнит?

На столе разложить различные металлы – железо, золото, медь, серебро, алюминий. Предложить магнитом проверить, какие металлы притянутся.

Магнитный театр. Участвуют 2 и более человек, натягивается экран из белой ткани. Первый участник ведёт замену героев, а другой осуществляет движение.

Игры- соревнования «Перенести железные шарики с помощью магнитов»

Опыт№5 Магнитное свойство Земли, компас.

Предложить детям сделать компас, на вертикальную палочку посадить намагниченную иголку и одеть стрелочки с синим и красным цветом. Синий- север, красный-юг.

Управление образования администрации города Шахтёрска дошкольное образовательное учреждение комбинированного типа №8 «Малыш»

Консультация – практикум для педагогов

«Организация экспериментальной деятельности с магнитами в детском саду»

Подготовила:

Воспитатель гр№8

ДНЗ№8 «Малыш»

Кузеванова Л.В.

НОД в детском саду «Чудесные экспериментирования с магнитом». Старшая группа

Антоненкова Евгения Сергеевна, воспитатель МАДОУ д/с №59, г. Новосибирск
Описание: Предлагаю конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию с магнитом. Для детей старшей группы.

Цель: Расширять знаний детей о магните и некоторых его свойствах; учить обследовать и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные свойства и качества; развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей. Заинтересовать детей практической деятельностью.Утром рано проснулись,
Солнышку улыбнулись,
Мама в комнату войдет
Как только петушок споет.
- Что же надо маме тогда сказать?
- Спокойной ночи?
- С добрым утром, надо маме сказать
Доброго утра, папе пожелать.
Всему миру с утра
Мы желаем лишь добра!
С добрым утром!

Музыка утреннего приветствия переходит в песенку про фиксиков.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Какая знакомая песенка. Из какого она мультфильма?
ДЕТИ:- Про фиксиков. (на экране появляется Нолик)
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята к нам в гости пришел Нолик и что - то принес. Да ведь это театр, да не простой. Посмотрите. Персонажи в этом театре могут двигаться. Подумайте, с помощью чего я ими управляю? Почему они двигаются? (дети высказывают свои предположения). Если затрудняются, то воспитатель помогает наводящими вопросами.
ДЕТИ: С помощью магнита.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Обратите внимание, Посмотрите, к каждой фигурке прикреплена скрепка, а за картонной перегородкой находится магнит, стоит мне магнит отвести в правую сторону и фигурка последует за магнитом
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Нолик хочет узнать все о магнитах. И просит, чтобы мы ему помогли. Поможем? Для этого нам нужно пройти в лабораторию (дети проходят за столы)
- Давайте вспомним о правилах поведения в лаборатории, помогут нам в этом карточки – символы
Педагог показывает символы.
1. Соблюдай порядок на рабочем месте.
2. Нельзя брать вещества и предметы, без разрешения воспитателя.
3. Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.
4. Дружно работать вместе (в паре, сообща).

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Молодцы! Надеюсь, все будут соблюдать правила безопасности. Сегодня, в нашей лаборатории мы проведем эксперименты для того, чтобы узнать о чудесных свойствах магнита. И после каждого опыта нам необходимо как научным сотрудникам сделать определенные выводы.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Возьмите в руки магнит, рассмотрите его, потрогайте.
- Как вы думаете, из чего сделан магнит? (из железа).
- Магнит сделан из сплава нескольких металлов.
- Ребята сплав, это кода берут разные металлы, расплавляют их в печи и соединяют их вместе.
- Какой он на ощупь? (холодный, гладкий, твёрдый).
- А какие интересные свойства есть у магнита, с которыми вы уже знакомы?
ДЕТИ: - Магнит может притягивать предметы.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Я вам предлагаю подтвердить это свойство магнита притягивать предметы. Придвиньте к себе контейнеры с образцами.

Опыт №1 «Притягивает, не притягивает? »
Перед вами контейнер, в котором находятся предметы, сделанные из различного материала, давайте назовём, из чего сделаны предметы:
- Этот предмет сделан из пластмассы
- Это образец ткани
- Это предмет сделан из стекла,
- Этот предмет выполнен из дерева
- Это образец бумаги
- Этот образец сделан из железа.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - У каждого из вас на столе лежат таблицы с изображением предметов из контейнера, если данный предмет взаимодействует с магнитом, т.е. магнит притянул предмет к себе, то в карточке напротив этого предмета вы ставите плюс. Если не притягивается, то ставите минус.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Предлагаю взять предмет, который первый нарисован в таблице. Какой предмет первый изображен?
ДЕТИ: - Стеклянный.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Прикладываем к нему магнит, притянулся он к магниту или нет?
Воспитатель демонстрирует опыт со стеклянным предметом.
ДЕТИ: - Нет, не притягивает.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Значит в карточке напротив стеклянного образца, какой знак надо поставить?
ДЕТИ: - Минус.
Продолжите экспериментирование самостоятельно.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Давайте проверим результаты вашего опыта. На какие предметы не действует сила магнита?
ДЕТИ: - Сила магнита не действует на стеклянные, деревянные, пластмассовые, предметы сделанные из ткани и бумаги.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - На какие предметы действует сила магнита?
ДЕТИ: - На железные предметы.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Давайте подумаем, какой вывод можно сделать из этого эксперимента? Чтобы вам помочь, я начну, а вы продолжите.
Вывод: магнит притягивает (какие?) железные предметы и не действует на (какие материалы?) другие материалы: пластмассу, дерево, ткань, бумагу, стекло)
Проблемная ситуация:
ВОСПИТАТЕЛЬ: - У меня в руках два железных болта. Я подношу магнит к первому болту, и он притягивается. Подношу ко второму, а он?
ДЕТИ: - Не притягивается.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята не все металлы притягиваются магнитом. Предлагаю вам посмотреть совет от Симки (видео)
Вывод: не все металлы притягиваются магнитом.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Интересно быть учеными? Узнавать новое об обычных предметах? В нашей лаборатории хранится все оборудование: инструменты, различные вещества. Скажите пожалуйста, в чем хранят свои инструменты фиксики? Как называется этот чудо ранец?
ДЕТИ: -Помогатор.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Правильно, Нолик предлагает немного повеселится под песню «Помогатор» (выходит ребенок и показывает движения, остальные все повторяют).

Музыкальная физминутка «Помогатор»

ВОСПИТАТЕЛЬ : - Продолжим знакомство с чудесными свойствами магнита. Ребята, существуют магниты постоянные, временные и электрические. Постоянные магниты изготавливаются на предприятии. Их делают из сплава железной руды, которую добывают глубоко в земле. Руда обладает свойством притягивать железные предметы.
Временный магнит вы можете сделать сами. Для этого нужно взять любой железный предмет и приложить на некоторое время к магниту. И он приобретет магнитные свойства на время. Например, намагниченной отверткой удобно вкручивать шурупы, они не падают (показать на примере).

Опыт№2 « Намагничивание»
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Посмотрите, для следующего эксперимента мне понадобятся магнит и скрепки. Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. Подношу вторую, и она то - же притянулась. Теперь – третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно сниму цепочку из скрепок с магнита. Смотрите внимательно – цепочка не разорвалась
- Почему скрепки не рассыпались?
- Почему так произошло?
ДЕТИ: - Они намагнитились (они превратились в магниты).
- Правильно, под действием магнита скрепки намагнитились и сами на короткое время стали ВРЕМЕННЫМИ магнитами.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Предлагаю этот эксперимент - Волшебная цепочка выполнить самостоятельно.
Дети выполняют опыт.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Молодцы, вы у меня настоящие волшебники – умело справились с опытом.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - А вот электрический магнит работает благодаря электричеству. Поступает электрический ток, магнит работает, стоит электричество отключить, магнит теряет свои способности притягивать предметы. Сейчас (имя ребенка) вам покажет, как в домашних условиях можно сделать электрический магнит. Самим его делать нельзя, только ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ.
Выходит ребенок с готовым магнитом, который сделал дома вместе с родителями и рассказывает.
РЕБЕНОК: - Нам понадобятся большой гвоздь, медная проволока в оплетке, батарейка (источник электрической энергии). Наматываем проволоку на гвоздь, витки делаем близко друг к другу, чтобы не было промежутка. Концы проволоки очищают родители от оплетки. Теперь присоединяем концы к батарейке и наш магнит заработал. Отсоединяем, магнит не работает.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Давайте вспомним, какие бывают магниты?
ДЕТИ: - Магниты бывают постоянными, временными и электрическими.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, магниты могут быть сильными и слабыми. Их сила определяется в зависимости от того какой вес они могут поднять. Наука не стоит на месте. Ученые создали неодимовый магнит. Эти магниты самые сильные на земле. Сейчас я вам это покажу. У меня есть два магнита одинакового размера. Один серебристого цвета - это неодимовый магнит, и магнит черного цвета – это обычный магнит. Перед вами гайка, которая по размеру больше наших магнитов. Как вы думаете смогут ли магниты ее поднять? (ответы детей). Проверяем! (неодимовый магнит поднимает, а простой магнит нет).
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ну, вот ребята, вы теперь знаете. Что магниты бывают…
Вывод: магниты бывают сильными и слабыми.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Сегодня, к нам за помощью в нашу научную лабораторию, обратились герои сказок.

Опыт - игра №3 «Поможем Золушке».
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Посмотрите ребята, вы узнаете героиню сказки? (слайд).
ДЕТИ: - Золушка (слайд Золушка грустная)
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Золушка очень хочет попасть на бал, но она должна выполнить поручение злой мачехи, которая подкинула Золушке очередную работу, она смешала гречневую крупу с металлическими предметами и наказала всё быстро разобрать. Давайте поможем Золушке? Я предлагаю разделиться на две команды (дети выходят.)
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Одна команда будет выбирать из крупы железные предметы руками, а другая команда выбирает при помощи волшебных магнитов(по сигналу начинают выбирать предметы из крупы).
ВОСПИТАТЕЛЬ: - У кого быстрее получилось перебрать крупу?
ДЕТИ: - У того, кто перебирал с помощью магнита.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Какой вывод с проделанного опыта с рассыпанными металлическими предметами можно сделать?
Вывод: металлические предметы, легче и быстрее всего собрать с помощью магнита.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Мы помогли Золушке, посмотрите, как она обрадовалась (слайд Золушка улыбается) и ей нужно поспешить на бал.
- Ещё один сказочный герой обратился к нам за помощью.
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный...
Кто же это? Ответ: Буратино

Опыт - игра №4 «Золотой ключик».
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Беззаботный Буратино бежал вдоль берега озера, размахивая золотым ключиком. Вдруг ключик выскользнул из рук и упал в озеро. Ах, бедный Буратино! Что же теперь делать? Поможем бедному Буратино достать ключик? (Перед детьми стоит таз с водой на дне, которого лежит ключ)
- На берегу озера были разбросаны различные предметы. Это палка, ленточка, магнит, камень, пустая бутылка. Может нам их как то использовать, что бы достать ключик?
- Подумайте, как можно достать ключик со дна озера?
Дети выдвигают свои предположения.
ДЕТИ: - Привязать к магниту веревочку и достать со дна.
Ребенок привязывает веревочку к палке. На конце веревочки привязан магнит. Перед тем как опустить магнит в воду, воспитатель спрашивает:
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Как вы думаете, а в воде будет действовать сила магнита? (ответы детей)
- Ну, теперь пробуем достать ключик (достают ключик).
ДЕТИ: - Волшебная сила магнита действует даже в воде!
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Молодцы. А я вам задам задачку посложнее. С трудной задачей справитесь?
- Как из стакана с водой достать скрепку, при этом, не намочив руки водой и веревочки у вас нет. Есть только магнит. Экспериментируйте (дети экспериментируют).
Если не получается педагог подсказывает.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, какой вывод можно сделать из наших опытов?
Вывод: магнитная сила может действовать через стекло и воду.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, подскажите, а где в группе мы встречаемся с магнитом и видим его волшебные свойства?
ДЕТИ: - Магнитная азбука, магниты для доски.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Магниты используют в разнообразных игрушках и электроприборах: вентиляторах и трансформаторах; механизмах - магнитных замках и двигателях. Магниты помогают человеку, посмотрите, сколько помощников, в которых есть магниты:
Наушники
Колонки от музыкального центра
Телефонная трубка
Звонки, которые находятся на входных дверях, ваших домов и квартир
В дверцах холодильника, магниты помогают дверцу держать закрытой
Даже на банковской карте есть магнитная полоса
Вентиляторы
Магнитные замки

ВОСПИТАТЕЛЬ:- Уважаемые коллеги, мы с вами сегодня провели много интересных опытов. Давайте вспомним, что нового и интересного мы узнали о свойствах магнита.
ДЕТИ:- Магниты притягивают к себе железные предметы и не действуют на другие материалы.
- Не все металлы притягиваются магнитом.
- Под действием магнита железные предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.
- Магниты бывают постоянными, временными и электрическими.
- Сила магнита действует через воду и стекло.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Где используют магниты? (ответы детей)
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Вот сколько интересного про магниты мы рассказали Нолику. И за это Нолик нам подарил интересную игрушку «Магнитный лабиринт».
- Теперь давайте попрощаемся с нашими гостями.
ДЕТИ: - До свидания!

Эту образовательную деятельность я проводила два года назад. Когда к ней готовилась, то сделала знаки для работы в центре экспериментирования. Надеюсь они кому нибудь пригодятся.