Поощрение ребенка за хорошую учебу. Как правильно поощрять детей? Советы психолога

Хорошее поведение ребенка всегда радует родителей. Мы стремимся достичь этого разными способами: убеждением, наказаниями, поощрениями. Один из способов — стимулирование правильного поведения с помощью денег или их эквивалентов (баллов, магнитов, наклеек). Как правильно применять этот метод?


Спорный вопрос

Вопросы материального поощрения детей, особенно в дошкольном возрасте, вызывают споры как среди специалистов, так и среди родителей. Одни говорят, что ребенок должен слушаться родителей и помогать по дому бескорыстно, другие — что с помощью системы поощрений деньгами ребенку за хорошие оценки или их эквивалентом, малыш вовремя адаптируется к взрослой жизни. Все системы поощрения ребенка чем бы то ни было связаны, прежде всего, с культивированием желательного поведения, а уже во вторую очередь — с наказаниями за нежелательное. Именно в этом их сильная сторона. Слабой же стороной является то, что чрезмерное их использование способно развить у ребенка позицию „ни шагу без поощрения". Но ведь речь идет о чрезмерном использовании, а в разумных пределах эти системы работают хорошо и позволяют достаточно эффективно привить нужные нормы поведения детям дошкольного возраста.


Кофейные зернышки

Никита, 6-летний сын Светланы, — своевольный ребенок, которого трудно заставить придерживаться принятых правил. Понимая, что пора принимать меры, Светлана придумала систему кофейное зерно и вместе с сыном разработала список, в котором значилось следующее: „все съел на завтрак (обед, ужин) — 1 зерно"; „аккуратно сделал задание — 3 зерна"; „убрался в комнате — 2 зерна"; и т.д. Список был вывешен на видном месте, а у Никиты появилась банка-зернонакопитель. Также был составлен список привилегий, на которые можно обменять зерна: „поход в детский центр развлечений — 70 зерен", „дополнительные 20 минут компьютерных игр — 20 зерен", и т.д. Была и система наказаний: „нагрубил взрослому — отдай 15 зерен", „соврал — 30 зерен". Светлана скоро увидела результаты: Никита стал придерживаться правил. Но маму беспокоило, не сделает ли это сына неуправляемым в отсутствие поощрений? Когда речь идет о системах стимулирования, то, как правило, используется система баллов, о которой взрослые договариваются с ребенком. Такие системы рекомендуется применять, когда ребенку исполнится 5 лет, потому что до этого возраста система будет слишком сложна для понимания малыша. За каждое желаемое действие назначается определенное количество баллов, а за плохое поведение баллы отнимаются. Определенную сумму баллов можно обменять на привилегии, которые заранее определены.


За что стоит поощрять?

У каждого ребенка есть свои проблемы в поведении. Для одного — это соблюдение режима, для другого — поддержание порядка в комнате, и т.д. Список поощряемого поведения должен быть написан (если ребенок умеет читать) или его позиции должны быть нарисованы (картинки, обозначающие желаемое поведение), причем, пунктов должно быть немного — максимум пять. Можно вносить позиции, связанные с режимом (вовремя и без капризов лег спать, утром спокойно встал и оделся), а также с домашними обязанностями (сам аккуратно повесил свою одежду, убрал свои игрушки перед сном и т.д.). На определенный период можно выбрать для стимулирования 2-3 обязанности. Но это не означает, что от других обязанностей ребенок будет освобожден. Для поощрения других дел применяйте похвалу (как приватную, так и публичную, высказанную при других людях), иные поощрения („ты мне поможешь, а потом пойдем играть"). Это необходимо, чтобы избежать у малыша формирования позиции „ни шагу без баллов".

Аккуратное выполнение задания (например, по подготовке к школе) поощрять можно, но осторожно, чтобы не закрепилась позиция, „я делаю уроки только за поощрение". Поэтому стимулируйте только одно действие, самое важное на данный момент, и периодически меняйте эти действия. Не забывайте о словесной похвале, она для ребенка бывает поважнее, чем баллы!


Что выбрать мерой поощрения и в каких объемах?

Можно выбрать любые предметы, которые могут обозначать баллы:

Кофейные или другие крупные зерна;

Магниты на холодильник.

Важна наглядность и доступность для пересчета. Проследите, чтобы баллы, заработанные ребенком, можно было потратить разумно. Нужно, чтоб за 7-10 дней ребенок имел возможность обменять баллы на одну из крупных привилегий и у него оставались бы баллы для 2-3 небольших. В этом случае система будет работать эффективно. Ошибка — излишнее премирование, когда ребенок имеет возможность за 2-3 дня заработать баллы на крупное поощрение. Также ошибкой может быть недостаточное премирование, когда баллы набираются слишком медленно, и малыш теряет интерес.


Что выбрать в качестве поощрения?

Посещение вместе со взрослым интересных мест: кинотеатров, парков аттракционов, театров и музеев; покупка долгожданной игрушки и т.д. Рекомендуется включить позицию „Сюрприз!". Взрослый задумывает какое-то развлечение, но не говорит ребенку до прибытия на место. Не стоит использовать в качестве поощрения шоколад и компьютерные игры. Потребление сладостей нужно ограничить другими способами, а что касается компьютера, ограничения должны исходить из здравого смысла и рекомендаций врачей. Обязательно придумывайте и организовывайте сюрпризы, которые малыш не „заработал". Но в этом случае лучше не предлагать ему, то развлечение, на которое он в данный момент копит баллы (родители об этом, как правило, знают). Необходимо сохранять мотивацию ребенка.


Нужны ли меры наказания?

Это уж решайте в каждом конкретном случае сами, — какой кары заслуживает проступок. Часто наказания нужны только вначале, а потом малыш привыкает беречь то, что он „заработал". Штрафуйте только по пунктам вашего списка. Исключением могут быть очень серьезные проступки: ложь или намеренно грубое поведение.

А сегодня поговорим о поощрение ребенка. Ну что же приступим...

Если разобраться и хорошо подумать, то учеба для детей аналогична работе для взрослых. Родители получают за свой труд материальное вознаграждение, а дети? Надо ли их поощрять за хорошие успехи в школе? Давайте рассмотрим три версии родителей.

3 главные утверждения родителей

Версия №1
Поощрение за учебу с раннего возраста – только портить. Пусть приучаются, что не за все в жизни платится, большинство дел делается просто так, из уважения или по дружбе. А то еще вырастет такой денежный вымогатель и будет потом права качать: вот не сделаете мне так, то и я не буду стараться.

Версия №2
Если ребенок показывает очень хорошие результаты, то можно и заплатить. Или как-то иначе отметить его успехи. Можно отпустить подольше погулять, купить желаемую вещь в подарок (для более старших детей), провести с ребёнком целый день, сводив его в зоопарк или на аттракционы (для школьников младших классов), подарить ему крутую компьютерную игру и тому подобное.

Версия №3
Конечно, надо поощрять за результаты. А как же иначе? Пусть приучаются, что хороший труд ценится, тогда и работать потом будут с двойной энергией. Деньги – мерило успеха, ничего нет плохого в том, чтобы заслуженно получить награду. А ребенок сам распорядится тем, что заработал. Ведь если просто трудиться «вхолостую» и ничего не иметь за это, то стимула не будет.

Безусловно, все три версии имеют право на существование и каждая – свою правду. Родители, которые руководствуются первым принципом, не позволят детям разбаловаться, требуя за каждую следующую оценку всё большего поощрения.

Те, кто придерживается второй версии, дадут понять ребенку, что не вся благодарность выражается в деньгах – временами это связано с расширением прав и границ полномочий.


Высказавшиеся за третий вариант научат детей ставить цели и их достигать. Поэтому все три утверждения полезны и правильны.

А сейчас рассмотрим полезный метод воспитания детей.

Метод «кнута и пряника»

В воспитании детей полезно применять этот метод. Если интерпретировать его к нашей теме, то это означает, что действенным должно быть как поощрение, так и наказание. Когда ребенок получил одну низкую оценку, его надо предупредить, что он делает неправильно и пора исправляться.

Если ваши слова были сознательно проигнорированы – начинайте действовать. Можно не выдать очередные деньги на карманные расходы, лишить ребёнка какого-то удовольствия, на которое он рассчитывал или заставить сразу выучить урок и проверить это.

Такая родительская позиция призвана показать детям, что подобным образом у них будет проходить взрослая жизнь: за ошибки расплачиваются, а упорный труд приводит к успеху.


Особенно хорошо, если будет взаимодействие между учителем и родителями. Ребенок систематически плохо себя ведет, пропускает занятия или не делает домашнее задание – об этом делается запись в дневнике, а также поступает звонок домой. И родители принимают меры, чтобы вернуть свое чадо в правильное русло. Аналогично должно быть уведомление и о хороших событиях: запись в дневник — и очередное поощрение.

Если в семье несколько детей, то подобная реакция родителей на действие старшего брата или сестры поможет первенцам изначально понять, что им самим выгоднее вести себя правильно, не запускать процесс учебы.

И так... Подведем итог!

Лично мое мнение, то отдача от хорошего учения должна быть как от родителей, так и от учителя. Это придает большой стимул и тягу к учению.

Но, родителям не стоит злоупотреблять только лишь подарками и деньгами. Нужно распределять. К примеру: получил 5 за ответ у доски. Молодец! Щас мы возьмем что — нибудь вкусненькое и отметим это событие.

Поощрять ребенка за хорошую учебу нужно обязательно. Это даст школьнику мотивацию, подарит ему уверенность в своих силах. Кроме того, так родители могут выразить свою гордость за сына или дочь.

Как поощрить ребенка за хорошую учебу

Поощрять ребенка за учебу можно разными способами. Кто-то из родителей хвалит за каждую отметку, кто-то переходит с ребенком на денежные отношения и платит за хорошую учебу. Некоторые родители покупают дорогие вещи, которые ребенок попросит, а кто-то отправляет сына или дочь на хороший отдых за границу. Способов поощрить детей существует множество, у каждого такого способа найдутся и положительные качества, и отрицательные.

Поощрения деньгами

Денежные поощрения за хорошие оценки известны многим семьям. Родители оплачивают ребенку получение четверок и пятерок или же платят какую-то определенную сумму за хорошие оценки в четверти. Это в самом деле повышает мотивацию ребенка, он начинает лучше стараться на уроках, повышается его успеваемость и улучшается поведение в школе. Такие родители считают, что учеба в школе служит для ребенка работой, а за хорошее выполнение работы положена премия.

Это мнение действительно справедливо, но нужно объяснять такому ребенку, что учится он не для учителей, родителей и не ради денег, а для себя. Полезно объяснять ему, для чего пригодятся полученные знания. Тогда мотивация ребенка не будет ограничена только желанием заработать. Кроме того, у таких детей может проявляться не просто мотивация получить хорошую оценку, а зависимость, когда они ходят в школу даже с температурой или заставляют себя учить нелюбимый предмет любой ценой, лишь бы им не поставили плохую отметку. А у некоторых школьников, которым платят родители, проявляется стремление к обману и скрытности, отстраненность от одноклассников, замкнутость.

Дарить подарки - это тоже одна из давних родительских традиций для поощрения школьников. Она достаточно эффективна как для мотивации ученика, так и для выражения родительской благодарности и похвалы за хорошую учебу. Когда ученик знает, что ему пообещали какую-то хорошую вещь, которую он давно хотел - компьютер, велосипед, планшет или телефон, он начинает стараться, чтобы закончить год с хорошими оценками. Часто таким подарком становится какое-то разрешение или отдых там, куда ребенок хочет отправиться. Но нужно договориться с ребенком на нечто приятное ему, чтобы он действительно хотел это получить, а также обговорить все условия такого соглашения заранее. Очень важно, чтобы родители обязательно выполнили это обещание, а не придирались в последний момент к какой-то мелочи и не отменяли своего решения. Иначе у ребенка может пропасть какая-либо мотивация к учебе.

Нужно ли материально поощрять ребенка? Карманные деньги

Найти ответ на вопрос о том, следует ли поощрять ребенка материально за положительные оценки или помощь по дому, непросто. Кто-то из родителей считает, что подобный подход к воспитанию поможет ребенку в будущем научиться грамотно распоряжаться деньгами, но другие родители не поддерживают такую точку зрения, будучи уверенными, что, привыкнув к деньгам, ребёнок не захочет впредь делать что-то безвозмездно.
Как же должны поступать родители на самом деле? В этой статье мы предлагаем рассмотреть данный вопрос наиболее полно.

Деньги – один из видов мотивации
Мотивация, по мнению психологов, – это то, что побуждает нас совершать те или иные поступки или действия. Подвергнув анализу стимулы человека, можно выяснить, что главными из них являются страх и любовь. Дети имеют собственный список занятий, которые они выполняют, проявляя радость и энтузиазм, но есть и такой вид деятельности, который ребенок отказывается выполнять даже через силу.

Поэтому родители, в первую очередь, должны направить усилия на то, чтобы вызвать у своего ребёнка стремление к тому виду деятельности, которая ему не интересна. При этом вашему ребёнку должен понравиться процесс выполнения работы и полученный результат. Безусловно, угроза наказания или лишения некоторых привилегий стимулирует ребенка к действию, но маловероятно, что выполняемый процесс понравится ребёнку. Например, ваш ребенок не любит читать. Не применяйте угрозы и наказания, если просветительные беседы о том, насколько хорошо быть начитанным человеком не возымеют должного отклика, поменяйте стимул на более существенный, например поход в кинотеатр или лишний час за компьютером. Можно использовать и денежное поощрение – ребёнок с радостью воспримет предложение потратить небольшую сумму денег самостоятельно.

Деньги – признанный большинством людей метод поощрения. Конечно, как и все методы, он имеет положительные и отрицательные стороны. Итак, о чем следует помнить родителям:

Возраст ребенка и карманные деньги
Дети дошкольного возраста не имеют особой потребности в карманных расходах, потому что все их потребности и желания удовлетворяют родители. Таким образом, деньги для дошкольника не являются серьезным стимулом к действию.
Учащиеся младших классов начинают чувствовать потребность в деньгах, так как у них появляется возможность купить что-то в школьном буфете или по пути из школы.
А вот для подростков карманные деньги становятся просто необходимыми. Подросший ребёнок ощущает себя практически взрослым, и стремится к максимальной самостоятельности, и деньги для него – это отличное подкрепление уверенности в личной независимости.

Потребность в деньгах у детей
Постарайтесь прочно закрепить в сознании ребёнка три основные понятия: «хочу», «надо» и «могу». Суммы, полученной ребёнком за выполнение задания должно хватить для приобретения значимого для него предмета, например, футбольного мяча. При этом важно, что ребёнок видит разницу между необходимым и излишним.

Потенциальная сумма денег
О сумме денег, которую в результате своей деятельности получит ребёнок, нужно договориться заранее. Четко очертите границы суммы и условия проверки работы и максимально честно придерживайтесь уговора. Если вы начнете торговаться и хитрить, то можете потерять доверие ребёнка.

Удовлетворение от работы
Прекрасно, если вы сумеете научить своего ребёнка получать моральное удовлетворение от проделанной им работы. При вручении вознаграждения обязательно похвалите ребёнка.

Как поздравить и , какие подарки можно подарить.

Свобода выбора
Интересуйтесь, на что ваш ребёнок хочет потратить карманные деньги. Внимательно выслушайте его планы и, избегая приказного тона, спокойно выскажите личное мнение по этому поводу. Ребёнок должен научиться сам принимать решение, причем, с учетом мнения старших – это ему поможет в будущем.

Таким образом, можно сделать вывод, что финансовое поощрение детей – это дело, которое требует грамотного и осмысленного подхода. Оно не представляет опасности для воспитания, но и не является панацеей. На свете существует немало способов поощрить своего ребёнка, не прибегая к деньгам: добрая улыбка, нежное прикосновение и душевный разговор. Эти вещи наделены большей ценностью, чем материальные.

В вопросе денежного поощрения детей родители делятся на два непримиримых лагеря. Для кого-то идея «платить» ребенку за хорошее поведение, помощь по дому и отличные оценки – неприемлема, а кто-то наоборот считает, что в современном насквозь «коммерческом» обществе, чем быстрее дети познакомятся с денежными отношениями, тем лучше. Особенно остро такие споры идут относительно детей дошкольного возраста. Нет единого мнения и среди специалистов-психологов.

Все родители, безусловно, хотят, чтобы дети росли трудолюбивыми, хорошо учились, помогали по дому, привыкали быть самостоятельными и ответственными. И это не ради удовлетворения родительских амбиций. Человеку с такими качествами и привычками легче дается переход к самостоятельной, отдельной от родителей жизни, ему проще устроить свое будущее.

В любом случае, денежные поощрения не должны касаться всех выполняемых ребенком обязанностей, а любая помощь не должна тут же «оплачиваться», иначе довольно скоро ребенок перестанет что-либо делать по простой просьбе, а будет требовать денежную компенсацию. Трудно ожидать искренней помощи и участия от человека, который привык за каждую вымытую тарелку или поход за лекарством получать «зарплату». Тут нужно соблюдать золотую середину, впрочем, это касается любых, не только денежных поощрений.

Можно выделить одно или два-три поручения, за качественное выполнение которых последует денежное вознаграждение. Да, именно за качественное, ведь здесь велик риск того что стремясь «заработать» побольше, ребенок будет выполнять работу именно ради денег, а не ради хорошего результата, то есть чем быстрее, тем лучше.

Задания могут быть любые, от банального мытья посуды, до дел «особой сложности» по дому, каких-то дачных работ (зависит от возраста ребенка и фантазии родителей).

Некоторые практикуют оплачивать школьникам хорошие оценки. Вряд ли такой метод заставит двоечника стать отличником, но как один из стратегических ходов, чтобы поправить ситуацию с нелюбимым предметом может сработать.

Тем, кто практикует такой способ поощрения, следует обязательно использовать и другие: детей обязательно надо хвалить, можно в качестве бонуса сводить на какое-то интересное мероприятие, взять в поездку, подарить вещь, о которой мечтал ребенок. Именно похвала и родительское признание успехов ребенка должны быть основной мотивацией, а не деньги и подарки.

Ребенок не должен распоряжаться деньгами бесконтрольно. Если это небольшие деньги, и ребенок их расходует на необходимые мелочи, это одно, но если он решил собирать деньги на какую-то покупку, родители должны об этом знать, и быть в курсе, как расходуются накопленные деньги.

Так же если ребенку выделяется в качестве вознаграждения (например, за отличное окончание учебного года) большая сумма, то необходимо оговаривать на какие цели он может их потратить. Например, ребенок мечтает о новом сотовом телефоне или велосипеде или планшете. Если родители согласны на такую покупку, они могут дать ребенку определенную сумму, на приобретение этой вещи. До определенного возраста все приобретения должны строго контролироваться, а покупки совершаться в сопровождении родителей.

Некоторые правила

  1. Если уж решили дать ребенку денег за выполнение задания, следует заранее озвучить конкретную сумму. Нельзя самому хитрить и торговаться, и нельзя позволять ребенку «переигрывать» условия.
  2. Позвольте ребенку мелкие деньги тратить по своему усмотрению. Конечно, можно ненавязчиво посоветовать, что лучше купить, но не настаивать и не навязывать свое мнение. Иначе весь смысл приучения ребенка к самостоятельности, таким образом, пропадет.
  3. Никаких предоплат. Поощрение должно следовать за уже сделанное дело. Так же и поощрять нужно хорошее поведение, а не пытаться исправить плохое. Например, если ребенок скандалит в магазине (это бывает в разном возрасте), не надо затыкать ему рот новой покупкой или сладостями. Скорее надо вознаградить, если он, наоборот повел себя спокойно.
  4. Не смотря на денежное вознаграждение ребенку необходимо родительское одобрение похвала. Обязательно нужно озвучить, как вы гордитесь ребенком, как он качественно выполнил поручение, подчеркните, что ему и самому наверняка приятно находится в чистой комнате (или пойти погулять т.к. быстро сделал уроки, и т.д.).
  5. Если уж использовать деньги в качестве поощрения, то не следует делать этого в награду за хорошую еду. Во-первых, здоровый аппетит все равно не купишь, а во-вторых считается, что если не перебарщивать со сладостями, то ребенок сам способен контролировать свое пищеварение. Не стоит ставить пищевой рефлекс в денежную зависимость.