Причины капризов и истерик ребенка. Руководство по управлению детскими капризами (что делать и как предотвратить детские истерики?)

Детские истерики - одна из самых неприятных вещей для родителей, особенно когда ребенок достигает возраста двух лет. Однако психологи считают, что дети не закатывают истерики просто потому, что им нравится вести себя плохо, или из-за стремления манипулировать родителями. Чаще крик - это симптом злости и неудовлетворения, и криком дети выражают эти эмоции, потому что не могут сказать словами, что им не нравится. Чтобы справляться с такими ситуациями быстро и максимально правильно, следует научиться сохранять спокойствие и понимать, что беспокоит ребенка.

Шаги

Проговорите проблему

    Сохраняйте спокойствие. Худшее, что могут сделать родители, когда у ребенка истерика, - это ответить на вспышку гнева вспышкой гнева. Дети успокаиваются, если родители спокойны, особенно в моменты истерик, поэтому если вы на взводе, не стоит ожидать от ребенка спокойствия. Сделайте несколько глубоких вдохов, прежде чем как-либо отреагировать.

    Убедитесь, что у ребенка есть то, в чем он нуждается. Помните, что истерика - это не всегда попытка добиться своего. Это также может быть следствием недовольства, отсутствия внимания с вашей стороны или даже физиологической проблемы (низкий уровень сахара в крови, боль, проблемы с пищеварением). Возможно, у вашего ребенка режутся зубы, он испачкал подгузник или хочет спать. В этих случаях важно не пытаться договориться с ребенком, а дать ему то, что ему нужно, и истерика сойдет на нет.

    • Дети часто закатывают истерики, когда хотят спать. Регулярный режим позволит избежать этого, если истерики вашего малыша случаются по этой причине.
    • Если уходите из дома с ребенком, всегда держите при себе здоровую пищу для перекуса, чтобы малыш не закатил истерику из-за голода.
  1. Спросите, что не так. Дети хотят, чтобы их услышали, и истерика - это нередко лучший способ, которым они могут этого добиться. Серьезно поговорите с ребенком и спросите, что не так, а потом выслушайте его. Это может помочь. Возьмите ребенка на руки и отдайте ему все свое внимание, чтобы он мог все вам объяснить.

    • Это не значит, что вам нужно всегда давать ребенку то, чего он попросит. Важно обращаться с ребенком уважительно, как с любым другим человеком. Даже если ваш ребенок не хочет идти в школу и хочет новую игрушку, он имеет право заявить об этом желании.
  2. Вместо того чтобы просто отказывать, давайте четкие объяснения. Многие родители любят просто говорить "нет" или "потому что я так сказала", не объясняя причин, и это не нравится детям. Давать длинное объяснение не нужно - достаточно просто пояснить, почему вы так поступаете, и это поможет ребенку разобраться в ситуации.

    • Например, если вы находитесь в магазине, а ребенок капризничает, потому что хочет сладкие хлопья для завтрака, напомните ему, что ему нравится есть на завтрак овсянку с фруктами, поэтому нет необходимости покупать еще и хлопья.
  3. Предложите ребенку выбор стратегий решения проблемы. Например, ваш сын хочет мороженое, но время приближается к ужину. Скажите: "Саша, ты очень-очень расстроен. Или успокойся, или тебе придется пойти в свою комнату". Вы дали ему выбор: либо контролировать себя, либо, если он не может этого сделать, удалиться в место, где он не будет влиять на других. Если он сделает правильный выбор (успокоится), не забудьте его похвалить: "Ты попросил мороженое, и я сказала «нет». Молодец, что понял этот ответ".

    • В свою очередь, предупредите его о последствиях его поведения и сдержите свое слово, если он выберет каприз. Например, отведите его в детскую и твердо скажите, что он там останется, пока не успокоится. Сделать это с двухлетним ребенком гораздо легче, чем с восьмилетним, поэтому чем раньше вы начнете обучающий процесс, тем лучше.
  4. Стойте на своем. Старайтесь понять ребенка, но не отступайте от своего. Объяснив причину своих действий, не меняйте свое решение. Ребенок может успокоиться, а может и не успокоиться, но он в любом случае запомнит, что истерика не приведет к желаемому результату. В следующий раз, когда ребенок захочет чего-либо, он уже не будет настроен так капризничать.

    Примите меры для предупреждения травм. Дети могут резко двигаться во время истерики, поэтому следует убрать все опасные предметы, чтобы защитить ребенка от травмы.

    • Старайтесь не ограничивать ребенка физически по время истерики, но в некоторых случаях это необходимо для того, чтобы ему было спокойнее. Аккуратно, но крепко возьмите ребенка (не давите слишком сильно). Спокойно поговорите с ребенком, особенно если его капризы стали результатом недовольства, гнева или незнакомой обстановки.
  5. Держите себя в руках. Ребенок будет брать с вас пример, и если вы начнете кричать и закатывать "взрослые" истерики, ребенок поймет, что такое поведение допустимо в вашем доме. Контролировать себя непросто, однако спокойствие и собранность - это лучшее, что вы можете сделать для себя и ребенка. Сделайте паузу, если вам нужно прийти в себя. Попросите супруга или супругу либо другого близкого человека присмотреть за ребенком, пока вы успокаиваетесь. Если нужно, оставьте ребенка в его комнате.

    • Не шлепайте ребенка и не кричите на него. Это лишь напугает ребенка и запутает еще больше. Так вам не удастся построить здоровые и доверительные отношения.
    • Важно также подавать пример ребенку с помощью позитивного общения со вторым родителем. Не ссорьтесь на глазах у ребенка и не расстраивайтесь, когда что-то сложится не так, как вы хотите.
  6. Что бы ни случилось, старайтесь дать ребенку понять, что его любят. Иногда дети капризничают, потому что хотят больше внимания и любви. Лишение ребенка своей любви - неверный способ воспитания. Что бы ни произошло, ребенок должен знать, что вы его любите.

    • Не ругайте ребенка и не говорите, что вы разочарованы в нем, если он закатит истерику.
    • Обнимите ребенка и скажите, что любите его, даже если вы очень недовольны его поведением.

    Сделайте паузу

    1. Во время истерики сделайте паузу. Не пытайтесь донести что-то до ребенка, если он заливается в истерике. Дайте ему время накричаться. Произносите фразы, которые опишут то, что чувствует ребенок. Можно сказать так: "Я понимаю, что ты очень устал за день" или "Ты наверняка очень расстроен из-за того, что не может получить то, чего хочешь, прямо сейчас". Это не только поможет ребенку оформить чувства в слова, но и позволит вам проявить сочувствие, не совершая никаких действий. Возможно, в этот момент лучше оставить ребенка, пока он не успокоится.

      Скажите ребенку, что сейчас вы делаете паузу. Если ребенок бьется в истерике и не реагирует на ваши слова, иногда молчание - лучший способ борьбы с этим. Скажите ребенку, что вы делаете паузу до тех пор, пока он не успокоится.

      • Сохраняйте спокойствие сами, чтобы ребенок брал с вас пример.
      • Не используйте это как наказание - суть в том, чтобы дать ребенку возможность прийти в себя самостоятельно.
    2. Отведите ребенка в безопасное место. Это может быть его комната либо другое помещение, где вы сможете оставить его одного. Там не должно быть никаких отвлекающих факторов (компьютера, телевизора, игр). Место должно быть тихим и уютным, чтобы оно вызывало ассоциации со спокойствием.

      • Не запирайте дверь на замок. Это опасно, и ребенок может воспринять это как наказание.
    3. Объясните ребенку, что вы поговорите с ним, когда он придет в себя. Это позволит ребенку понять, что вы перестаете общаться с ним потому, что его поведение неприемлемо, а не потому, что он вам не нужен. Когда ребенок станет спокойнее, начните обсуждать истерику и те вещи, которые беспокоят ребенка.

      Поговорите с ребенком, когда наступит подходящее время. Когда малыш перестанет капризничать, поговорите о случившемся. Спросите, почему он был расстроен, не ругая и не осуждая его. Объясните, как все выглядит с вашей стороны.

      • Важно относиться к ребенку не как к врагу, даже если вы огорчены его поведением. Обнимите ребенка и мягко поговорите с ним, объясняя, что не всегда можно добиться своего.
    4. Будьте последовательны. Для того, чтобы дети могли чувствовать себя спокойно, им нужна определенная система. Если они не будут знать, что произойдет в результате какого-либо поведения, они начнут вести себя неприемлемо. Каждый раз, когда ребенок будет закатывать истерику, отводите его в комнату и оставляйте одного. Вскоре он поймет, что крики и пинки ногами - менее эффективная стратегия, чем разговор.

      Попробуйте демонстративно вести дневник. Если вы не готовы оставлять ребенка одного, можно переключить свое внимание. Когда ребенок начнет капризничать, скажите ему, что вы сейчас будете писать об этом. Возьмите дневник и начните писать, что произошло и как вы себя чувствуете. Спросите ребенка, что он чувствует, чтобы вы могли записать и это. Ребенок захочет участвовать в том, чем вы занимаетесь, и быстро забудет о криках и слезах.

    Обратитесь к специалистам

      Разберитесь в том, понимаете ли вы своего ребенка. Дети по-разному реагируют на различные методы воспитания. Попробуйте разные подходы, и вы поймете, что работает. Если ребенок устраивает истерики, несмотря на все ваши усилия, вам может потребоваться помощь врача или психотерапевта, который даст вам рекомендации в соответствии с особенностями вашего ребенка.

      Обратите внимание на то, связаны ли капризы с внешними факторами. Некоторые условия могут провоцировать более частые истерики. Иногда дети оказываются чувствительными к некоторым продуктам (особенно к сахару), свету, большим скоплениям людей, музыке и так далее. Эти факторы раздражают ребенка и вызывают приступ.

      • Понаблюдайте за тем, когда происходят истерики, и вы поймете, связаны ли они с обстаовкой. Избавьтесь от раздражающего фактора и посмотрите, поможет ли это.
      • Обратитесь с специалисту, если не можете понять, в чем причина истерики.
    1. Посмотрите, станут ли истерики повторяться с такой же частотой, когда ребенок станет старше. Многие дети перерастают истерики, потому что учатся общаться более эффективно. Если ребенок продолжает капризничать в более сознательном возрасте, возможно, дело в какой-то проблеме. Покажите ребенка врачу или психотерапевту, чтобы разобраться в его состоянии.

      • Отведите ребенка к специалисту, если истерики очень частые или сильные. Если ребенок катается по полу несколько раз в день либо если истерики стали выматывающими, следует посоветоваться с врачом, чтобы понять, что происходит. Серьезные частые истерики могут быть симптомом проблемы в развитии.
    • Настройте ребенка на успех, а не на поражение. Например, если вы знаете, что у вашего ребенка был длинный день, и он не ел с обеда, пойдите в продуктовый магазин утром, а не сейчас. Если это невозможно, постарайтесь заинтересовать ребенка покупками и не задерживайтесь в магазине надолго. Не забывайте, насколько ребенок мал, и помните, что он еще только учится терпению.
    • Если вы находитесь в общественном месте и ребенок начинает капризничать, иногда лучшее решение – это просто уйти, даже если вы вынуждены нести пинающегося и орущего ребенка на руках. Сохраняйте спокойствие и помните, что ваш ребенок ведет себя так под влиянием сильных эмоций, а не разума.
    • Если ваш ребенок раскапризничался, посмотрите ему в глаза и нормальным голосом скажите ему, что вы его выслушаете после того, как заплатите в кассе. Покажите ребенку покупку, скажите, что папа это очень любит, дайте кассиру. Дайте ребенку покупку, пусть он сам даст кассиру, поблагодарите его, если он это сделает. Дайте ему понять, что он молодец, улыбнитесь и скажите ему: "Мне очень нравится, когда ты помогаешь маме". Улыбнитесь ребенку.
    • Необходимо отметить, что дети с нарушениями развития могут не всегда понимать словесные инструкции. Иногда они даже могут повторить указания, но, тем не менее, с трудом, им следуют. Если вы сталкиваетесь с такой проблемой, попробуйте показать с помощью картинок то, что вы хотите. Вырежьте иллюстрации из журналов или нарисуйте человечков и поговорите о картинках с ребенком. Ребенок может лучше вас понять, если устные инструкции будут подкреплены визуально.
    • Ни в коем случае не кричите и не говорите резко с ребенком, если хотите, чтобы он прекратил истерику. Объясните ему, что он делает, почему вы это не одобряете, и предложите иной способ самовыражения. Например: "Саша, ты вопишь и стучишь кулаками, и это нехорошо. Когда ты вопишь и стучишь кулаками, других людей это очень расстраивает. Я хочу, чтобы ты прекратил это делать и поговорил со мной. Я хочу понять, что тебя беспокоит, но я не понимаю твои слова, когда ты кричишь".
    • Приступы гнева и капризы становятся манипуляцией, только если вы это позволяете. Зачастую истерика на самом деле не связана с тем, что только что произошло; это может быть выпуском накопившейся досады и недовольства от многодневных попыток хорошо себя вести, поступать правильно и учиться быть воспитанным маленьким человеком.
    • Имейте в запасе план: когда вы приближаетесь к проблемному месту, например, кассе в магазине, заранее обсудите ситуацию с ребенком: "Катя, в последнее время у нас возникают проблемы у кассы. Начиная с сегодняшнего дня, вот, что мы будем делать: когда ты подойдешь к кассе, ты сможешь выбрать пачку жевательной резинки, если ты будешь себя хорошо вести до этого момента. Если ты начнешь кричать и вопить, потому что тебе хочется еще одну пачку, тогда жевательную резинку не получишь вообще. Теперь, Катя, скажи мне, что мы будем делать?" (Ребенок должен повторить.) Если вы оба хорошо поняли план, нет необходимости повторять его снова и снова перед кассой. Если ребенок будет себя хорошо вести, он получит вознаграждение, как и было запланировано, а если нет, он ничего не получит. Он будет знать правила.
    • Все дети разные, как и все возможные ситуации. Не существует универсального подхода. Вы как родитель должны контролировать ситуацию. Сохраняйте спокойствие и не нервничайте. Если вы разозлитесь, расстроитесь, почувствуете раздражение или разочарование, попробуйте сначала выйти из ситуации, а потом вернитесь и успокойте ребенка.
      • В определенный момент ребенок должен начать принимать тот факт, что "нет" означает "нет". Однако если ребенок уже взрослый, вы должны объяснить, почему вести себя определенным образом нельзя.

    Предупреждения

    • Не ожидайте от ребенка поведения, которое не соответствует его возрасту. Как родители вы не обязаны мириться с грубым или оскорбительным поведением и должны установить границы дозволенного, но также учитывайте то, что некоторые вещи нормальны для определенного возраста. Помните, что сложные этапы пройдут, и ваша задача – направлять и любить своего ребенка на всем их протяжении, а не толкать его всеми силами к следующему этапу.
    • Не уступайте ребенку только для того, чтобы избежать неловкой ситуации, потому что это учит ребенка устраивать шоу для толпы. Хотя родителям кажется, что все взгляды притянуты к ним, когда их ребенок капризничает на публике, на самом деле, большинство зрителей говорит: "Давай, давай!", когда видят, как родители устанавливают разумные пределы для своего ребенка.
    • Разбалованный ребенок может лишь усугубить проблему, если вы находитесь в непростой ситуации. К примеру, если вы оплачиваете счета, а ваш ребенок кричит, это лишь все усложняет. Отправляйтесь туда, где сможете выпустить наружу свой гнев. Ни при каких обстоятельствах не обрушивайте свой гнев на ребенка, потому что он в ваших затруднениях не виноват.
    • Если вы уже попробовали все стратегии, перечисленные в этой статье, но все еще имеете дело с частыми истериками, возможно, пора обратиться за профессиональной помощью, чтобы лучше понять своего ребенка и знать, как с ним работать. Детям с нарушениями развития или другими трудностями может потребоваться помощь опытного специалиста. Объясните специалисту, что вы и ваш ребенок испытываете. Покажите статью, подобную этой, объясните, какие подходы вы попробовали, и расскажите, как они сработали. Профессионал может дать вам другие рекомендации или посоветовать дальнейший анализ ситуации.
    • Ни в коем случае не поддавайтесь ребенку во время каприза или истерики. Это знак того, что ребенок выиграл и что он может вас контролировать. Учитесь справляться с капризами дома, и тогда вам реже придется смущаться на публике. Вы можете попробовать уступать по мелочам, потому что это дает детям чувство большего контроля над ситуацией, и они видят, что спокойное поведение вознаграждается!
    • Не полагайтесь слишком часто на отвлекающие маневры (вроде жевательной резинки), чтобы положить конец детской истерике. Научите ребенка не закатывать истерики, и он быстрее разовьет другие механизмы психологической адаптации. Тем не менее, некоторые дети могут капризничать или закатывать истерику из-за того, что они более возбудимы или эмоциональны. Как и взрослые, некоторые дети по натуре спокойны, в то время как другие более экспрессивны. Хорошая истерика дает выход неудовлетворенной энергии, разочарованию, гневу и другим эмоциям. Это естественно. Если вы учите детей сдерживать свои эмоции, они станут взрослыми, которые не могут выразить свои чувства!
    • Была ли эта статья полезной?

Детские истерики и капризы

Чтобы понять, что является причиной детских истерик и капризов и что может провоцировать приступы, нужно прежде всего развести понятия “капризы” и “истерики”

Каприз (фр. – прихоть, причуда) – стремление детей, прежде всего дошкольного и младшего школьного возраста, добиваться чего-то запретного, недостижимого или невозможного в данный момент. Капризы обычно бывают беспричинны, почти всегда сопровождаются плачем, криком, топаньем ног, разбрасыванием первых подвернувшихся под руку предметов. Подчас капризы ребенка нелепы и совершенно невыполнимы. Например, вдруг хочется молока, которого в доме нет, или он хочет ехать именно на грузовом лифте, а пришел пассажирский, или идти в детский сад с мамой, а его ведет бабушка. Зачастую дети, особенно раннего возраста, 2-3 лет, сами не могут понять, чего хотят. И дело здесь не только в том, что многие из них не умеют еще говорить, но и в том, что мыслительных навыков для обобщения своих переживаний и эмоций не хватает. Капризы могут быть мимолетными, могут сохраняться весь день, иногда капризы продолжаются довольно долгий период – месяц-два.

Для истерик у детей характерны невероятная яркость, своего рода “игра на публику”, зависимость от внешних обстоятельств и наличия зрителей. Детская истерика обычно сопровождается малыми припадками: громогласный плач, крики, битье головой о стену или пол, расцарапывание лица. В тяжелых случаях (большие припадки) происходят непроизвольные судороги, а также так называемый “истерический мост”, при котором ребенок выгибается дугой. Характерной особенностью детских истерик является то, что они возникают в ответ на обиду или неприятное известие, усиливаются при повышенном внимании окружающих и могут быстро прекратиться после того, как это внимание иссякнет.

Благоприятными условиями для возникновения капризов являются переутомление, некомфортная обстановка, неудобная одежда, плохое самочувствие, повышенная эмоциональная возбудимость, чувствительность.

Если капризы и истерики у детей постоянны, это может быть следствием заболевания нервной системы, и ребенка стоит показать врачу-невропатологу. Если же со здоровьем все в порядке, и, если капризы или истерики при одном из родителей ребенок себе не позволяет, то корень проблемы стоит искать в семейных отношениях, а именно, в реакциях родителей на поведение ребенка. Капризы могут возникнуть в ответ на слишком потакающие действия взрослых, на их противоречивые требования или на чрезмерно строгие меры, которые применяются к малышу.

В последнее время встречается такая точка зрения, что краткие приступы раздражительности могут быть даже полезны для нормального развития нервной системы ребенка, ибо такие капризы снимают внутреннее напряжение, дают выход подавленным эмоциям, загнанным внутрь желаниям. Это абсурдная и легкомысленная позиция.

Регулярные детские истерики и капризы ведут к психогенным изменениям характера, расшатывают нормальную психику, порождают стойкие психопатические наклонности. Такому типу поведения соответствует следующая клиническая картина – нетерпеливость, нетерпимость к мнению окружающих, требовательность, подозрительность, обидчивость, мстительность, гневливость, неадекватность эмоциональных реакций.

Детские истерики и капризы почти всегда являются следствием неправильного поведения родителей. Если ребенку все разрешают, выполняют все его требования, “только бы он не расстроился”, то последствия такого воспитания – обычная капризность, избалованность и вседозволенность. Многим мамам не удается ничего придумать в такой сложной ситуации и они предпочитают уступить, лишь бы он замолчал. Это, конечно, вынужденный, но опасный путь. Он ведет к тому, что реакции детей закрепляются и в следующий раз повторится нечто подобное, только с еще большей силой.

Родителям следует четко определить список разрешенных и запрещенных вещей, и всегда придерживаться однажды установленного запрета. Ребенок, склонный к ярким реакциям, использует любую трещинку в отношениях между членами семьи. Вот он бросается с криком на пол, чего-то требуя. Родители непреклонны. Мама крепится с трудом, но ее стойкости хватает ненадолго, и она говорит: “Ну, ладно, давай уступим”. А ему только этого и надо. Он кричит и требует еще настойчивее. Очевидно, что его демонстративное поведение и было рассчитано на маму.

Дети гораздо наблюдательней, чем мы думаем. И прекрасно понимают, что за конфетой, которую мама не дает, надо идти к деду, что гулять надо с папой, так как он покупает “запрещенную” газировку, а если устроишь бабушке истерику, можно получить все и немножко больше. Постарайтесь, чтобы ни один из родных не умалял авторитета другого. Если мама не разрешила, значит нельзя; папа сказал – делай. Ни в коем случае один из родителей не должен отменять запретов другого. Родители не должны позволять ребенку добиваться желаемого с помощью истерик. В то же время, конечно, нужно быть терпеливыми и уметь находить компромиссы.

Рецепты подавления детских истерик могут быть разными. Одни закрывают ребенка в детской с рекомендацией подумать над своим поведением, или просто уходят в другую комнату, давая ему понять, что аудитории у него нет. Некоторым детям, чтобы успокоиться, нужен строгий родительский окрик или более жесткая реакция, наказание. Жалея или наказывая ребенка, нужно помнить, что слезы – обычная детская реакция на боль и обиду – превращаются в орудие эмоционального шантажа родителей и, упустив момент адекватной реакции, мы сами формируем у ребенка патологические черты характера.

Как предотвратить приступы истерики у детей

Научитесь предупреждать вспышки

Дети скорее разражаются плачем и криком, когда они устали, проголодались или чувствуют, что их торопят. Постарайтесь предвидеть такие моменты: не отправляйтесь в магазин за покупками, когда ваш ребенок проголодался. Собираясь в сад, не предлагайте надеть одежду, которую ребенок не может терпеть.

Переключайте детей на действия

Маленькие дети более склонны реагировать на просьбу родителей сделать что-то, так называемые команды “вперед”, чем прислушаться к просьбе прекратить делать что-то. Поэтому, если ваш ребенок кричит и плачет, попросите подойти к вам, дайте ему что-нибудь в руки, вместо того, чтобы требовать прекратить крик. В первом случае он более охотно выполнит просьбу.

Назовите ребенку его эмоциональное состояние

Ребенок может оказаться неспособным выразить словами (или просто осознать) свое чувство ярости. Чтобы помочь ему контролировать свои эмоции, вам следует присвоить им определенное название, например: “Может быть ты сердишься потому, что не получил пирожного”. Дайте ему четко понять, что, несмотря на чувства, есть определенные пределы его поведению. Скажите ему: “Хотя ты и рассердился, нельзя кричать в магазине”. Это поможет ребенку понять, что есть ситуации, в которых такое поведение не допускается.

Скажите ребенку правду относительно последствий

При разговоре с маленькими детьми часто бывает полезным объяснить последствия их поведения. Объясните все очень просто: “Ты ведешь себя плохо, и мы не позволим этого. Если ты будешь продолжать, тебе придется уйти к себе в комнату”.

Если истерика все-таки началась

Прежде всего, нужно взять себя в руки и постараться не раздражаться. Не стоит в момент разыгравшихся страстей пускаться в длинные объяснения, пытаясь достучаться до сознания и совести малыша. К выбору наиболее эффективного метода надо подходить с учетом особенностей ребенка и вашего собственного темперамента.

Наиболее гуманный способ – отвлечь малыша. Как только начнется истерика, резко переключите его внимание на что-нибудь загадочное. Например, он кричит, падает на пол, а вы спокойно открываете шкаф и видите там… удивительную вещь (коробку), которая всегда на этом месте появляется, когда в дом приходит Мышка – Плакушка. И начинайте увлеченно рассказывать эту необыкновенную историю, изучать эту коробку. Ребенок, заинтересуется и притихнет. Однако, этот прием требует большой фантазии и настроения, и не всегда бывает уместен и возможен. Главное – своим поведением игнорировать истерику ребенка.

Если уж дело дошло до того, что он улегся на тротуаре у витрины, колотит ногами, и кричит во все горло: “Хочу!”, – то твердо и простыми словами объясните ребенку , почему вы не будете выполнять его требование. Детские истерики в общественных местах нередко рассчитаны не столько на маму (или близкого взрослого), сколько на посторонних. Если вы уступите сейчас, отныне каждое совместное посещение магазина превратится в кошмар. Конечно, в каждом конкретном случае приходится поступать по-разному, но постарайтесь не реагировать на “советы” посторонних, по возможности переждите эту вспышку, дождитесь, когда аффект станет вялым, продолжайте свой путь в молчании. Потом, по прошествии небольшого времени, когда ребенок успокоится, необходимо обсудить происшедшее: “Что сегодня произошло, как надо было попросить”. Объясните, что такими поступками он ничего никогда не добьется.

Не поддавайтесь на провокации. Как только начинается истерика – встаньте и выйдите из комнаты. Пусть кричит, пусть падает на пол и стучит ногами. Подобное шоу рассчитано на зрителя. Понятно, что это зрелище не для слабонервных и родительское сердце обливается кровью. Поверьте, кричать, когда на тебя никто не обращает внимания, неинтересно. Через некоторое время ребенок успокоится и возобновит общение с вами. Лучше дождаться, пока он сделает это сам, так как некоторые дети ждут обращения к ним взрослого, чтобы начать истерику снова. Сразу же переключите его на какое-то действие – принести что-нибудь, разобрать коробку с нитками или бусами, позвонить бабушке и т.п…

В большинстве случаев, особенно, если ребенок старше 4-х лет, полезно бывает наказать, например, лишить сладкого или чего-то интересного. Научите ребенка извиняться за свои поступки, и в следующий раз ему легче будет управлять собой. Но, самое главное – выработайте всем семейством единую линию запретов и поощрений. Нужно учить ребенка выражать свои желания приемлемым способом, объяснять, что криком получить требуемое невозможно, и своим поведением не закреплять у ребенка подобные манипуляции.

Вопли, слезы, катание по полу, причем желательно – при большом стечении народу. Думаю, через это испытание проходит каждый. «Возраст такой» – скажет опытная бабушка. «Невоспитанный ребенок» – обронит случайный прохожий. «Стыдно-то как» – подумает смущенная мама. Можно ли прекратить детскую истерику и нужно ли это делать?

Детишки двух-трех лет частенько устраивают родителям и всем желающим своеобразное шоу. Они закатывают шумный скандал, а то и настоящую истерику с катанием по полу, не внимая никаким увещеваниям папы с мамой. Особенно удачно такие «выступления» проходят в торговом центре, в гостях у бабушки или на детской площадке. Причем если в некоторых семьях подобные сцены редки, то в других они становятся нормой жизни. Одни дети легко вспыхивают гневом, но быстро и успокаиваются. Другие не затихают, пока вдоволь не натопаются ногами, не накричатся до хрипоты и не протрут одеждой полы в радиусе трех метров. Тут уж как повезет, все зависит от характера вашего ребенка. Однако причины, вызывающие вспышку раздражения, у всех одинаковы.

Отчего малыш впадает в ярость

Дети, особенно маленькие, любой дискомфорт переносят с трудом. Многие малыши (и даже младшие школьники) плохо реагируют на усталость и избыток впечатлений. Чувство голода, натирающий сандалик или нарушение привычного режима дня могут стать причиной истерики. Например, после шумного дня рождения, когда именинник получил все-все-все, что только можно пожелать, родители вместо благодарности вполне могут получить слезы, скандал, катание по полу. Ведь сильные эмоции для маленького ребенка – явный стресс, даже если они приятные. Поэтому, планируя день, всегда стоит учитывать потребности ребенка – иначе не удивляйтесь, если на резкие перемены он отреагирует неадекватно.
Довольно часто истерики закатывают дети, испытывающие недостаток родительского внимания. Допустим, всю неделю вы возвращаетесь домой поздно. Наконец наступают долгожданные выходные, вы планируете милое общение со своим сокровищем, собираетесь предоставить ему все блага мира или как минимум поход в зоопарк – а вам, как назло, устраивают шумный скандал. Вывод? Старайтесь хотя бы полчаса в день быть вместе – играть, читать, валяться в обнимку. Да и на выходные вовсе не обязательно отправляться далеко, ведь в привычной обстановке ребенку подчас гораздо уютнее, а уж игр и поделок можно придумать великое множество.
Наконец, некоторые детишки, невзирая на юный возраст, замечают, что при помощи истерики от взрослых легко добиться нужного результата. Понять это нетрудно: достаточно папе с мамой пару раз поддаться на провокацию, и готово – истерика будет принята маленьким манипулятором на вооружение.
Почему возраст 2-3 лет считается наиболее характерным для подобных сцен? Тут как раз все просто – это период резкого взросления, когда появляющиеся у малыша желания не всегда совпадают с его возможностями и правами. Бессильная ярость охватывает почувствовавшего себя самостоятельным ребенка, если взрослые выставляют непонятные запреты и ограничения. Или, что еще хуже, принуждают ребенка к тому, чему он противится изо всех сил.
Психологи считают, что приступы гнева – нормальный этап развития и, если они случаются не слишком часто, то идут на пользу маленькому человечку. Истерики снимают внутреннее напряжение, дают выход подавленным эмоциям, загнанным внутрь желаниям и страстям. Ребенок узнает, что бывают и сильные чувства, которые следует контролировать. Так происходит становление характера.

Готовность номер один

Конечно, мы не можем позволять ребенку все, что он хочет сделать или получить, лишь бы избежать истерики. В реальной жизни также невозможно всегда соблюдать идеальный распорядок дня и прятать свое чадо от сильных впечатлений. Возникает справедливый вопрос: как же избегать сцен, которые в равной степени изматывают ребенка и взрослых?
Прежде всего, будьте последовательны. Если через дорогу надо ходить за руку, это правило не отменяется, даже если малыш будет устраивать образцово-показательную истерику возле каждого пешеходного перехода. И если кое-кто бросается на пол супермаркета всякий раз, когда желает внеплановый леденец – не поддавайтесь на провокации.
Но если малыш хочет одеть выбранные им самим штанишки или во время прогулки пошлепать по лужам всласть, почему бы ему это не позволить? Право выбора одежды, сюжета для рисования, цвета тарелочки и многого другого вполне может принадлежать ребенку двух лет, ведь от этого ни его здоровье, ни развитие не пострадают. На улице лужи и грязь? Наденьте малышу резиновые сапожки и немаркую одежду, пусть возиться себе в размокшей земле. Он доволен отличным развлечением, вы наслаждаетесь заслуженным покоем…
Иногда детские истерики – протест против чрезмерной опеки. Возможно, вы слишком «давите» на малыша, поминутно одергивая его: «Нельзя! Отойди! Не трогай!» Как бы вы чувствовали себя на его месте? Прежде чем сказать «нет» задумайтесь, может, есть смысл сказать «да» или просто промолчать?

Буря! Скоро грянет буря

Однако, какими бы предусмотрительными мы ни были, встречаются дети, с которыми истерик не избежать. Как правило, эти малыши с рождения умеют заставить взрослых относиться к себе с уважением, отличаются твердым характером и завидным упорством. И, конечно, бывают ситуации, в которых вы никак не можете пойти на уступки, ибо это связано со здоровьем и безопасностью вашего ребенка.
А потому к истерикам надо быть готовыми и реагировать правильно. Когда будет особенно тяжко, напомните себе, что это нормальный этап развития, который со временем обязательно пройдет. Главное – не паниковать и не впадать в истерику самим.
Отказывая ребенку, постарайтесь спокойно и понятно объяснить причину отказа. Если условия позволяют, попробуйте отвлечь, предложить замену или оставить рыдающее чадо без публики. Когда истерика настигает ребенка 5-7 лет, любой ценой сохраните нейтральное выражение лица; если есть возможность оставить его одного, воспользуйтесь ею. В общественном месте отойдите на безопасное расстояние и спокойно ждите, не выпуская ребенка из поля зрения. Можете сесть на рядом стоящую лавочку и переждать, пока буря не успокоится. Когда речь идет о ребенка младше пяти лет, уходить не следует, но и обращать внимание как на истерику, так и на непрошеных комментаторов не стоит. Если дело происходит в людном месте, лучше всего сгрести чадушко в охапку и унести в более спокойный уголок.
Некоторые психологи предлагают дома усаживать скандалиста на специальный «плаксивый стул» со словами: «Пока ты плачешь и кричишь, сиди на плаксивом стуле. Надоест, приходи ко мне, будем играть и разговаривать». Другие советуют присесть рядом с плачущим малышом, чтобы оказаться с ним на одном уровне, и крепко обнять. Говорить ничего не надо, тепло вашего тела и сила ваших рук могут оказать волшебное успокоительное действие.
Иногда срабатывает простой прием: когда ребенок уже готов забиться в истерике, подсуньте ему какую-нибудь игрушку, на которой он мог бы сорвать зло, например барабан или другой достаточно громкий, но крепкий музыкальный инструмент.
Опытные родители советуют также присоединяться к детскому плачу, горько рыдая хором. Однако свой голос постепенно понижать, переходя от крика к всхлипываниям, а потом и к шмыганью носом. Возможно, малыш сбавит обороты вместе с вами.

Нас не остановить

Все сказанное выше относится к «контролируемой» истерике, когда кричащий и рыдающий ребенок время от времени сквозь горькие слезы все же проверяет, какое воздействие его выходки производят на окружающих. Если в такой ситуации он получить желаемой, сцена тут же прекратится. Но иногда эмоции перехлестывают настолько, что ребенок уже не может совладать с собой.
При этом вести себя следует совершенно иначе – если вы не поможете, малышу придется нелегко. Прежде всего, не оставляйте ребенка одного, чтобы он не чувствовал себя никому не нужным. Обнимите, даже преодолевая сопротивление, покачайте, приговаривая ласковые слова. Попробуйте посадить малыша в теплую ванну, включите для него мелодичную музыку, зажгите свечу и предложите вместе посмотреть на ее огонек.
Будьте внимательны: на пике неконтролируемой истерики ребенок может начать задыхаться от слез. При этом малыш багровеет, потом синеет; иногда лицо, наоборот, сильно бледнеет. Обычно дыхание восстанавливается само собой. Опасные признаки – излишнее напряжение или, наоборот, внезапная вялость. Некоторые дети даже теряют сознание. Выглядит это страшно, хотя прямой угрозы для жизни ребенка нет. Понаблюдайте за ним, но дайте придти в себя самостоятельно (обычно это случается через несколько минут). Если малыш постоянно теряет сознание после припадков плача, обратитесь к врачу. В любом случае, не поднимайте шума вокруг события, сделайте вид, будто ничего особенно не произошло.
Еще одна «милая» привычка, особенно характерная для детей до 3-4 лет – битье головой об пол или стену. Таким образом малыш «выбивает» себе желаемое. Особого вреда столь страшный на первый взгляд прием не принесет, поэтому постарайтесь его игнорировать. Кстати, некоторые дети ведут себя так, когда скучают или хотят спать.

Детские капризы - это послания ребенка. Послания маленькой личности окружающим ее людям, миру.

Почему дети капризничают?

  • Детская капризность может быть хронической или только начинающееся соматическое заболевание. Если ребенок испытывает физическую боль, если ему душно, жарко, если его тошнит или бьет озноб, он, может быть, и не сумеет сказать об этом словами, но будет демонстрировать испытываемый им дискомфорт в виде изменений поведения
  • Наиболее распространенными типами нарушения воспитания дошкольников являются гиперпротективный (разрешительный) и гипопротективный (запретительный). Особо гибельным для детской уравновешенности является сочетание обоих нарушений (например, родители воспитывают в строгости, а бабушка - позволяет абсолютно все)
  • Иногда капризы ребенка являются симптомом внутрисемейной дисгармонии

Просто та душевная энергия, которая по праву должна была принадлежать ему, тратится взрослыми на выяснение отношений между собой или, наоборот, на сохранение "хорошей мины при плохой игре".

Что делать родителям?

  • Внятно сообщите ребенку, как именно вы его поняли, и что собираетесь предпринять по этому поводу
  • Учите ребенка выражать свои чувства словами, а не капризами. Для этого есть один единственный способ - родители сами должны говорить о своих чувствах в присутствии ребенка
  • Для профилактики детских капризов и борьбы с уже развившейся эмоциональной неустойчивостью большое значение имеет единая воспитательная позиция всех членов семьи, принимающих участие в уходе за ребенком

Детские истерики

Дети в возрасте от полутора до четырех лет часто закатывают настоящие истерики. Они швыряют вещи, бросаются на пол, визжат, размахивают руками и ногами, а иногда даже задыхаются. Истерики могут возникать по разным причинам. Очень часто это происходит тогда, когда кто-то отказывается выполнить желание ребенка или заставляет малыша делать что-то, что ему не нравится. Нередко причиной срыва оказывается также усталость, нервное перевозбуждение или чувство голода. Непродолжительные капризы приносят детям больше пользы, чем вреда. Они позволяют малышам избавиться от нервного напряжения, снять стресс, дать выход отрицательным эмоциям. Частые истерики негативно влияют на формирующийся характер ребенка - он становится излишне агрессивным, эгоистичным, нетерпимым к людям. Кроме того, они делают невыносимой жизнь родителей.

Дети не умеют контролировать свои эмоции, потому что не могут дать точное определение своим переживаниям. Если малыш осознает, что именно он испытывает в данный момент (гнев, ярость, раздражение, разочарование и т. д.), вам будет гораздо легче его успокоить. Выразите чувства ребенка словами, например: "Наверное, тебе очень хотелось мороженого, и теперь ты злишься, потому что не получил его". После этого объясните ему, что выражать свои эмоции в открытой форме не всегда допустимо: "Я тебя понимаю, но это не значит, что ты можешь визжать и топать ногами на улице". И обязательно предупредите малыша о последствиях, которыми чревато его плохое поведение.

Эффективный способ остановить истерику - пятиминутный тайм-аут. Усадите ребенка на стул, стоящий около стены, и позаботьтесь о том, чтобы в поле зрения малыша не оказалось ничего интересного. И обязательно удалите все опасные предметы. Не разговаривайте с ребенком и постарайтесь не обращать внимания на его крики. Как показывает богатый опыт родителей и воспитателей, успешно практиковавших данный метод, примерно через пять минут дети успокаиваются. После того как это произойдет, объясните малышу, что он вел себя очень некрасиво и впредь так поступать не стоит. Предложите ребенку тот вариант поведения, который кажется вам более правильным.

Еще один способ успокоить вопящего ребенка - присоединиться к нему. Начните "плакать" вместе с малышом и постепенно меняйте тональность, переходя от крика и рева к хныканью и шмыганью носом. Эффект от подобного "хорового пения" основан на склонности детей к подражанию. Неосознанно имитируя вас, малыш успокоится.

Многие малыши имеют скверную привычку биться головой о стену или пол, пытаясь таким способом заставить взрослых выполнить их желание. Подобное поведение чаще всего является чистой воды притворством и провокацией, а потому не стоит обращать на него внимания. Даже у самого маленького ребенка в достаточной степени развит инстинкт самосохранения, поэтому не стоит опасаться, что такими действиями малыш причинит себе вред. Лучший способ отучить ребенка от этой привычки - игнорировать его выходки.

После того как истерика закончится, дайте ребенку почувствовать, насколько сильно вас огорчило его поведение. Пусть малыш осознает, что и ваше терпение имеет границы. И в то же время он должен понять, как вы обрадованы тем, что в конце концов он все же совладал со своими эмоциями.

Детское непослушание

Что делать, если ребенок не слушается?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определить причины его непослушания. Почему он ведет себя таким образом? Почему он заставляет нас, родителей, испытывать очень неприятные чувства?

Как помочь непослушному ребенку (и себе)?

Самый общий ответ на вопрос - не реагировать привычным, стереотипным образом, так как образуется порочный круг. Чем больше взрослый недоволен, тем больше ребенок убеждается: его усилия достигли цели - и возобновляет их с новой энергией.

Варианты конструктивного поведения взрослого в разных ситуациях непослушания:

  • Если идет борьба за внимание, нужно оказывать ребенку это положительное внимание. Придумать какие-нибудь совместные занятия - игры, прогулки
  • Если источник конфликтов - борьба за самоутверждение, то следует, наоборот, уменьшить свою включенность в дела ребенка. Для него очень важно накапливать опыт собственных решений и даже неудач. Больше всего поможет избавиться от лишнего давления и диктата понимание, что упрямство и своеволие ребенка - лишь раздражающая вас форма мольбы: "Позвольте же мне жить своим умом"
  • Когда вы испытываете обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить ее вам? Какая боль у него самого? Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, надо, конечно, постараться ее исправить

Как и в любом другом деле, не стоит ждать от ребенка мгновенного улучшения поведения. Кроме того, важно знать, что при первых ваших попытках что-то изменить ребенок может усилить свое плохое поведение! Возможно, он не сразу поверит в искренность ваших намерений и будет проверять вас.

Детские капризы являются вполне естественными. С ними можно столкнуться не только в отношениях с детьми, но и при общении со взрослыми. Причинами детских капризов часто являются недовольства самих детей, которые негодуют из-за происходящих событий и поведения родителей. Как бороться с такими проявлениями, расскажут психологи.

Под капризами понимается недовольство, когда ребенок плачет, кричит, топает ножкой, машет руками и т. д. Если сравнивать капризы с детской истеричностью, то можно отметить отличие: капризы – это более легкое негодование ребенка, нежели истерика. Более того, капризность может проявляться в легкой форме, тогда как истерика часто является более тяжелой формой поведения.

Капризным ребенок не рождается, а становится. Все дети в различном возрасте становятся капризными. Чем более они младше по годам, тем более подвержены капризному поведению. У некоторых данное качество не закрепляется, а другие продолжают оставаться капризными даже во взрослом возрасте. Чтобы не развивать в своем ребенке капризное поведение, к которому он будет постоянно прибегать, следует обратиться за помощью психолога на сайте сайт.

Что такое детские капризы?

Нередко люди путают капризы и истерики. Однако это разные понятия. Что такое детские капризы? Это плач, крики и раздражительность ребенка, что часто является реакцией на некий раздражитель. Если истерику можно приписать к театральному представлению, когда ребенок намеренно преувеличивает свои переживания, то во время каприза ребенок может плакать, от чего-то отказываться, воротить носом не из-за своей прихоти, а по объективным причинам.

Детская капризность может быть следствием каких-то нарушений или болезненного состояния ребенка. Часто дети становятся особенно капризными, когда болеют, голодны или плохо спят. Пожалуй, даже взрослый человек в некоторой степени становится капризным, когда ощущает дискомфорт внутри своего тела или в окружающей среде.

Однако следует отметить и манипулятивное детское капризное поведение, когда ребенок намеренно начинает плакать, кричать, обижаться и пр. Родителям следует смотреть на то, что предшествовало такому поведению ребенка. Если ребенок ни с того, ни с сего начал капризничать, то следует разобраться в причинах его поведения. Если же капризничать он начал после того, как ему отказались покупать игрушку или не повели на его любимую детскую площадку, то следует понимать, что здесь проявляется истеричное поведение.

Родители часто вынуждены ребенку во многом отказывать как по объективным причинам (к примеру, денег нет), так и в воспитательных целях. Здесь ребенок начинает капризничать, не желая принимать того факта, что его потребности и желания не удовлетворяются. Как себя вести в такой ситуации?

  • Не думать плохо о себе и о ребенке. Одни начинают думать, что у них плохие дети, другие — что они плохие родители. Стоит забыть о подобных мыслях. Ни вы, ни ваши дети не являются плохими. Необходимо разобраться в ситуации и исправить ее.
  • Игнорировать. Если капризы ребенка направлены на побуждение родителей сделать все так, как хочет ребенок, здесь следует игнорировать, не обращать внимания. Чем меньше зрителей, тем короче будет капризничать ребенок.
  • Проявить терпение. Если у вас были объективные причины отказать ребенку, то помните о них. Малыш поплачет и перестанет. Покажите ему, что не все желания будут исполняться по первому его требованию. Если что-то можно ему реализовать, то расскажите, как это можно сделать, не капризничая при этом.

Причины детских капризов

У детских капризов есть много причин для появления. Если быть внимательными родителями, то можно их выявить.

  1. Это могут быть различные заболевания. Особенно маленькие малыши, которые пока не могут выражать свои ощущения и переживания, через поведение говорят взрослым о том, что с ними что-то нехорошее происходит. К примеру, повышение температуры, тошнота или боли внутри организма заставляют детей вести себя неадекватно. Они могут быть заторможенными, протестовать, быть непоследовательными или противоречивыми в действиях. Родителям нужно понаблюдать за своими крохами, чтобы определить причины их поведения.
  2. Это может быть неправильное воспитание. Заключаться оно может в том, что родители все позволяют ребенку или, наоборот, грубо и жестко с ним обращаются. Наиболее опасным становится воспитание, где каждый из родителей противоречит своими мерами друг другу. К примеру, отец ведет себя жестко с детьми, а мать им все разрешает.
  • Если ребенку все разрешать, то он просто не узнает рамок и слова «нельзя». Каждый раз, когда он будет сталкиваться с ситуацией, где ему что-то запрещается, он будет неадекватно себя вести. Он будет негодовать по поводу каких-то запретов.
  • Если ребенку все запрещать, ограничивать, тогда он становится дезадаптированным. Сначала он старается жить в пределах тех рамок и правил, которые установили его родители, а потом возникает протест – делать все наперекор. Это вызывает отрицательную реакцию у родителей, которые еще больше ужесточают свои меры. Это приводит к капризности.
  1. Это может быть отображение обстановки внутри семьи. Капризными дети часто растут в семьях, где родственники постоянно ссорятся, многого требуют от своих чад, не уделяют им внимания и пр. Только психолог может выявить, что именно в семье провоцирует у детей капризное поведение.
  1. Это может быть упрямство или любознательность. Капризы дети проявляют либо наперекор своим родителям (показывают своеволие, упрямство, непослушание), либо в качестве любознательности (желание исследовать окружающий мир, от которого ребенка родители отгораживают).
  1. Это может быть проявлением самостоятельности. Уже с ранних лет ребенок начинает говорить «Я сам!», что указывает на его желание справиться с задачей, выполнить работу самому. Если родители не слышат его желаний в данном вопросе, он естественным образом капризничает, поскольку родители вторгаются в его личную территорию и мешают ему взрослеть.

Если ребенок капризничает, следует отметить факторы, которые предшествовали его поведению. Это поможет выявить истинные причины капризности и понять, он действительно пытается манипулировать окружающими или просто является любознательным, желает стать самостоятельным.

В любом случае на капризы не следует обращать внимание. Им не следует потворствовать, иначе они закрепятся за ребенком на всю жизнь.

Детские капризы и истерики

Частым проявлением детской истерики или капризов является поведение малыша, которому родители отказались покупать новую игрушку. Здесь начинается громкий плач, крики, падание на пол и пр. Многие люди могли наблюдать данную истерику, которая часто проявляется у детей в молодом возрасте.

В возрасте 1-2 года ребенок только начинает пробовать различные модели поведения. Естественными становятся капризы и истерики в таком возрасте. Ребенок прибегает к ним, поскольку пробует и наблюдает, что ему поможет в той или иной ситуации. Вот почему родителям советуют игнорировать истерики и капризы, чтобы они не закрепились за малышом.

Уже в 4-летнем возрасте поведение меняется. Лишь при потворстве или нарушениях в нервной системе ребенок продолжает капризничать и истерить. Это вызывает беспокойство, нервозность и даже злость на малыша у родителей, которые сами стали главными факторами развития у него подобного поведения.

Психологи советуют научиться правильно анализировать, когда ребенок истерит, потому что желает манипулировать, а когда действительно в чем-то важном нуждается. Не следует реагировать однозначно на капризы, поскольку ребенок просто может прибегать к неправильной модели поведения.

Отличать также следует детскую истерику от капризов:

  • Капризы являются проявлением протеста на то, что на данный момент оказалось запрещенным или недоступным ребенку. Длиться они могут короткий период времени и в течение дня, недели, даже месяца.
  • Истерики являются театральными представлениями, которые отыгрываются детьми ярко, громко. Малыш работает на публику, усиливая свою истерику, если окружающие обращают внимание на его истерику. Если же зрители расходятся и не реагируют, тогда малыш прекращает истерику. Она является ответной реакцией на неприятную новость или обиду.

Как бороться с детскими капризами?

Детские капризы легче предотвратить, нежели заниматься вопросом, как с ними бороться. Вот почему психологи советуют сначала создать благоприятную обстановку для ребенка, спокойно с ним общаться, также оберегать от переутомления, переохлаждения, перегрева, голодания и прочих физиологических причин. Даже взрослый человек будет капризничать, когда он чувствует себя плохо и неуютно. Порой устранение данных факторов уже помогает в решении проблемы.

Истерики и капризы свойственны детям, однако не следует им потакать, чтобы ребенок не понял, что к ним следует прибегать при первом отказе или неудовлетворении его желаний.

  1. Стойте на своем. Если вы когда-то сказали «нет», то должны сохранять свое слово, независимо от поведения ребенка.
  2. Четко оговаривать перечень запрещенных вещей. Ребенок должен понимать, чего ему «нельзя», и видеть, что родители не ведутся на его капризы и не меняют решения.
  3. Продолжайте заниматься своими делами, пока малыш вопит. Он должен видеть, что родители не реагируют на его истерики, поэтому следует их прекращать.

Запрещается ребенка утешать, ласкать и сюсюкаться с ним. Это лишь утвердит малыша в его поведении. Не следует оставлять малыша одного на долгое время, при этом сохраняйте спокойствие. Ситуация вполне нормальная. Ваш малыш здоровый и с ним все в порядке. Поплачет, покричит и перестанет. Будьте уверенны, что все происходит так, как надо.

Всегда поощряйте малыша за то поведение, которое вам нравится. Он должен четко отмечать, что есть поведение, за которое его вознаграждают, и поступки, которые игнорируются, не дают ему счастья и удовольствия.

Итог

Воспитать маленького кроху очень сложно, поскольку он многого еще не понимает и действует инстинктивно. Капризы и истерики – это своего рода инстинкты, когда ребенок прибегает к примитивным формам своего негодования и протеста. Пока что именно такими поступками он может выразить свои внутренние переживания. Если родители воспользуются рекомендациями психологов, то придут к положительному итогу.

Прогноз воспитательных мер непредсказуем. Однако известно следующее: если оба родителя будут действовать постепенно и сообща, тогда их ребенок вскоре прекратит свои капризы и начнет взращивать в себе другую модель поведения, которая приемлема родителями и, соответственно, обществом, в котором все люди живут.

И истерики детей доставляют много неудобств родителям. Но часто взрослые сами виноваты, считает психолог Анна Быкова: вместо дневного сна тащат малыша в торговый центр, или не предупреждают, что скоро пора заканчивать игру, или не умеют переключать внимание. Вот способы, которые работают, когда истерика еще не началась, но вскоре может случиться.

Это скорее даже не именно про истерику, когда ребенок падает на пол, бьет руками, ногами, а бывает, что и головой, а про любой громкий детский плач, вызванный двумя причинами: "Хочу!" или "Не хочу!", который трудно выдержать взрослой психике.

Такой плач я делю на три типа: капризы, требования, протест. Критерием выступает осознанность ребенком своего желания.

Если ребенок точно знает, чего он хочет , и плачем добивается, чтобы ему это предоставили, - это требование .

Если ребенок точно знает, чего он не хочет, - это протест.

Если ребенок не знает, чего хочет, если он ничего не хочет, его просто все раздражает, - это капризы.

Причины, по котором "капризка" посещает ребенка:

  • Переутомление (к этому может привести нарушение распорядка дня, смена обстановки, обилие новых впечатлений).
  • Недомогание.
  • Чужое плохое настроение (дети хорошо считывают эмоциональное состояние близких).

Если это капризы, то бесполезно оказывать воспитательные воздействия в этот момент. Надо постараться успокоить себя, успокоить ребенка, накормить, спать уложить - что там по ситуации.

У ребенка истерика: что делать?

Сашке было два с половиной года, когда он закатил свою первую и, пожалуй, самую яркую истерику. Случилось это в магазине ИКЕА. Детский отдел. Деревянная железная дорога в собранном виде прибита, как экспонат, к вертикальному щиту. Сашка хочет яркие деревянные паровозики.

Я подаю ему коробку с паровозиками, но Сашка хочет именно те, прибитые гвоздями. Объясняю, что те - не отрываются. Даю Сашке самому попробовать оторвать от стены приколоченный экспонат. Снова предлагаю паровозики в коробке. Но Сашка хочет именно паровозики со стены. Падает в истерике на пол.

Поднимаю и сажаю его в тележку, надеясь, что сейчас быстро докачу орущего сына до кассы, оплачу выбранный товар, а потом переключу внимание сына с истерики на мороженое. Он, продолжая орать, выгибается и пытается вылезти из тележки, швыряет на пол паровозики в коробке.

И в этот момент посторонняя женщина начинает вопить в мой адрес: "Что за мать?! У ребенка истерика!" (Ну конечно, а то я без нее не заметила...) Придерживая Сашку в тележке, выруливаю на финишную прямую. Странная женщина преграждает мне путь. Видимо, чтобы я могла дослушать ее тираду: "Понарожают, а воспитывать не умеют!".

Анализирую ситуацию. Если я сейчас вступлю с ней в полемику, то уже не смогу сохранять спокойствие: риск эмоционального заражения слишком высок. Двух орущих моя психика не выдержит. В результате я удаляюсь от женщины, бросив тележку с товаром. Сашка выгибается у меня в руках, бьет ногами.

Покидаю магазин, сажусь на ближайшую лавочку, беру ребенка на колени. Одной рукой, обнимая, фиксирую Сашкины руки, второй рукой фиксирую ноги. И начинаю его тихонько покачивать. Через две минуты Сашка уснул.

Это была моя ошибка - ехать с ребенком в магазин во время дневного сна. Если бы он не был переутомлен, мы бы с ним смогли спокойно договориться. Лучше всего получается справляться с истериками у тех, кто их просто не провоцирует. Если бы у меня хватило ума объехать отдел игрушек, Сашка не увидел бы паровозик.

Прием "с глаз долой - из сердца вон" очень эффективен для предупреждения истерики-требования "Хочу то, чего нельзя". Убираем с глаз ребенка то, что ему нельзя брать. Чем меньше ребенок, тем настоятельней я рекомендую соблюдать это правило. Вспоминаю, как я водила из садика своего двухлетнего сына более длинной дорогой, но зато нам на пути не встречались провокаторы: качели, ларьки с конфетами и магазин игрушек.


Детские истерики и переключение внимания

Как объяснить дочери, что сладкое нельзя? У нее аллергия. Мы ей объясняем, говорим, что животик заболит, а она все равно кричит и требует.

Сколько лет дочери?

Два с половиной.

Почему бы просто не убрать из дома сладкое? Не будет соблазна - не будет и слезных требований.

Муж не может без сладкого. От конфет он готов отказаться, но ему надо, чтобы дома были печенье и вафли. Да и я тоже их люблю.

Я в красках представила картину: маленькая девочка в слезах наблюдает, как папа отправляет себе в рот одну вафлю за другой. Вообще странно, сами взрослые не готовы отказаться, но почему-то ждут, что двухлетняя дочь легко откажется от сладкого.

Можно, конечно, и дальше объяснять ребенку, что ей сладкое нельзя, а маме с папой можно. Рано или поздно она примет этот факт. Это если хватает сил выдерживать ее плач. А можно просто не провоцировать. Есть вафли, когда дочь спит, например.

Можно еще в этой ситуации использовать прием "Переключение внимания" . Предложить вместо запрещенной вафли разрешенное лакомство. Сработает, если продукт действительно воспринимается ребенком как лакомство, если появляется внезапно, как приятный сюрприз, и если "М-м-м, как тебе везет, а вот папе такое нельзя".

"Переключение внимания" особенно эффективно в применении с малышами. Чем меньше ребенок, тем действенней прием. Показываем ребенку новый яркий раздражитель, обещаем другую, более интересную деятельность, отвлекая от того, что нельзя брать. Внимание с возрастом становится все более устойчивым, соответственно, переключать все сложнее.

Для того чтобы всегда было на что переключить внимание, хорошо бы иметь запас "антикризисных игрушек", к которым у ребенка нет доступа. Это могут быть небольшие игрушки с заводным механизмом. Игрушка, которая сама движется, легко привлекает внимание.

На прогулку в детском саду в период работы воспитателем я обычно брала мыльные пузыри и надувные шарики. Почему-то всегда срабатывало. В ситуации, когда на двадцать детей десять совочков, плач "хочу этот совок, а он не отдает" практически неизбежен. Но стоило сказать "Смотрите, что у меня есть!" и начать надувать пузыри, сразу образовывалось несколько никому не нужных совочков.

Как избежать истерики? Согласиться

Есть еще прием, помогающий избежать истерики, - "Условное соглашение". Формула такая: "Да, конечно, только потом" или "Да, но..."

"Да, конечно, он даст тебе совочек. Сейчас немного покопает, а потом тебе даст" Это фраза воспринимается с меньшим эмоциональным всплеском, чем "Нет, он первый взял". Когда ребенок слышит "нет", у него начинается протест, и все последующие доводы от него отскакивают. Когда он слышит "да", есть шанс договориться.

"Да, конечно, мы будем играть, только сначала чуть-чуть поспим, а потом будем играть".

"Да, я понимаю, что ты хочешь еще гулять, но уже пора возвращаться. Давай подумаем, чем интересным дома займемся?"

Ребенку важно, что его услышали, что его поняли и что с ним согласились.

"Да, я понимаю, что ты хочешь компот прямо сейчас. Но он еще очень-очень горячий. Давай вместе подуем на него".

"Да, я понимаю, что тебе хочется зайти в магазин, но сегодня совсем-совсем некогда. Давай завтра".

(На всякий случай напомню, что обещания, данные ребенку, необходимо выполнять. Неправильно обещать что-то, что вы не собираетесь делать, только для того, чтобы прямо сейчас ребенок не плакал.)

Прием не универсальный, не всегда и не со всеми детьми срабатывает. Но может быть, вам когда-нибудь пригодится.

Прием "Перетаскивание". Часть игровой ситуации перетаскиваем в новую обстановку. Чтобы накормить юного строителя, вместо "Оставь кубики, пошли есть суп" можно объявить, что у бригады обеденный перерыв. А если хотите вывести гулять ребенка, который из подушек сооружает пещеру для динозавров, предложить ему накормить травоядных свежей зеленью.

Чтобы не было истерики, предупреждайте заранее

Много слез бывает, когда ребенок увлечен игрой, а взрослым надо по какой-то причине эту игру прервать. То ли обедать пора, то ли домой идти, то ли спать. Мгновенно прекратить игру бывает сложно, и здесь подойдет прием "Предупреждение".

Ребенка лучше предупредить заранее, дать время закончить, помочь довести сюжет игры до логического завершения. Чтобы пирамидка была собрана, паровозик успел закончить свой маршрут, все феечки благополучно вернулись в свои кроватки, а в поединке роботов определился победитель.

Нам ведь, взрослым, тоже бывает сложно резко переключиться с одного вида деятельности на другой. Необходимо какое-то время, чтобы поставить дело на паузу, доведя до логической точки. Дочитать главу, дописать письмо, досмотреть новостной сюжет, закончить уборку. Понятно, что если случится что-то экстренное, мы все бросим и побежим. Но это будет стресс.

Для ребенка резкое переключение на другую деятельность - это тоже стресс. На стресс он реагирует слезами. Если не случилось ничего экстренного, считаю возможным проявить уважение к деятельности ребенка, помочь завершить дело, которым он в данный момент занят.

Со старшими детьми этот прием тоже работает. Был период, когда я очень сильно раздражалась на то, что приходится долго ждать детей к столу, звать по нескольку раз. Прибегали обычно после ультиматума: "Если сейчас не придете - кормить не буду!".

Однажды в гостях у мамы я сама оказалась в роли такого ребенка. Мама позвала к столу, а мне было очень важно дописать главу, пока мысль не вылетела. Я так увлеклась процессом завершения, что очнулась только на вопросе: "Почти остыло. Тебе подогреть? Или уже в холодильник убрать?". С тех пор я стала с детьми договариваться, когда (во сколько) ужинаем, чтобы они к этому времени старались все дела завершить.

Как понять, что ребенок вырос

Прием "Альтернативный вопрос". Этот прием встречается во всех учебниках по продажам и переговорам. И считается самым примитивным. Его еще называют "выбор без выбора".

Объясняю. Взрослый принимает решение, но предлагает ребенку выбрать сопутствующие условия: "Мы возьмем на прогулку мяч или велосипед?". Работает это так: ребенок вопросом включается в выбор и при этом автоматически соглашается с решением. "Ты сначала соберешь машинки или солдатиков?" - ключевое слово здесь "соберешь".

Правда, работает прием недолго. От того возраста, когда ребенок способен сделать выбор, до того, когда он способен отклонить оба варианта. И тогда мама услышит: "Я не хочу сегодня гулять!", "Я не буду ничего собирать!". Вот тогда мы радуемся, что ребенок вырос, и без заигрываний ставим его перед фактом: "Я так решила, мы сейчас выходим на улицу". Значит, пришло время учиться выдерживать фрустрацию.

Но есть и еще одна стадия взаимодействия ребенка с этим приемом: когда ребенок использует его против вас. Будьте готовы услышать: "Мама, выбирай, ты мне купишь пони или единорога", "Мама, выбирай, я сейчас съем одну конфету или две".

Прием "Подмена понятий". Классический пример из известного кинофильма: "Завтрак в детском саду отменяется! Вместо завтрака летим в космос! Взяли космический инструмент!".

Использовать прием хорошо в возрасте примерно трех лет. Это такой милый возраст, когда ребенок очень часто говорит "Нет!" и "Не буду!", отстаивая свое право на собственное мнение. Через "нет" он отделяет себя от взрослых, чувствует себя отдельной личностью. ("Если я говорю „нет“ маме, значит, я не мама".)

Почувствовать автономию настолько важно, что он может говорить "нет", даже если в принципе согласен или очень, очень хочет. Но еще больше он хочет сказать "нет".

Представьте детский сад и целую группу "неток"-трехлеток. На прогулку все равно вывести надо всех, за стол усадить всех и потом в кровать уложить тоже всех, несмотря на их "нет"...

Нет! Я не буду надевать ботинки!

Хорошо, давай тогда они сами на твои ножки прыгнут! (Интонация эмоционально-игривая.) Ботиночки разбегаются, правый обгоняет левый и - оп! - запрыгивает на ножку!

Нет, я не буду кушать!

Хорошо, кушать не будем. Давай просто посидим за столом, посмотрим, как ребятки едят... Смотри, в супе макарошки плавают! Давай их ловить.

Ложкой вылавливаем по очереди все макароны (естественно, отправляем в рот). А потом ловим картошку... Можно назвать обед рыбалкой - подменили одно понятие на другое, и цель достигнута.

Примечание для тех, кто сомневается в этичности применения этого приема, считая его обманом, а детей обманывать нехорошо. Конечно, обманывать нехорошо, и не только детей. Только в данном случае это не обман, это игра.

Игра - ведущий вид деятельности ребенка. Для ребенка естественно играть, поэтому он с гораздо большим энтузиазмом вовлечется в ту деятельность, которая представлена как игра. Это подстройка под картину мира ребенка, а не обман. Обман - это когда взрослый говорит: "Съешь суп, я тебе конфетку дам", а потом: "Ой, а конфетки нет, убежала".

Нет! Я не буду спать!

Хорошо, не спи. Спать не будем. Будем просто лежать на кроватке и ждать, когда придет мама.

Ребенок соглашается, а через пять минут засыпает, потому что спать на самом деле он хочет... Но он "не спал" в садике. Он так "ждал маму".

Хорошо, можешь не спать. Только помоги зайке уснуть. Зайка хочет спать, но один засыпать боится. Ты зайку обними и полежи с ним рядом. Покажи зайке, как нужно глазки закрывать.

Через пять минут ребенок спит, а выполнивший свою миссию заяц валяется на полу под кроватью.

Нет! Я не буду раздеваться!

Хорошо, не раздевайся. Не надо. Ложись так. Давай только животик освободим. Животику надо отдохнуть от резиночек и пуговок на штанах. Пусть животик отдохнет, штанишки снимем, а раздеваться не будем.

Нет! Я не пойду гулять!

Хорошо. Гулять сегодня не пойдем. Мы пойдем искать клад! У тебя есть лопатка? Бери лопату и пошли скорей, пока другая группа клад не выкопала.

Мама, вставай! Вставай! Пошли играть!

А мама не то что играть - глаз открыть не может. На мольбы: "Давай еще пять минуточек полежим" - ребенок отвечает бойким нетерпеливым отказом.

Тут приходит спасительная идея:

Обсуждение

Честно признаюсь дочке 2 года, обнаглевшая истерика учащенно начала воспаляться до атомных состояний, пришлось воспользоваться самым древним методом на планете, которым пользуются многие существа: крепко резиновым тапочком по заднице, на следующий день и последующие как шёлковая. Главное не давать слабинку. Потрясающий эффект за один раз. Наверное проблема носит индивидуальный характер для каждой семьи. У нас дедушка воспитывал взглядом, то есть на стене был «воспитательный» кнут, и когда ребёнок капризничал он переводил взгляд на кнут а потом на ребёнка, если ребёнок уже испробовал его на вкус, то он уже знал что визуального замечания достаточно, дедушка никогда ни кричал и не ругался. Все дети слушались его взгляда. Поэтому всех внуков к нему на корректировку поведения отправляли, а их больше 2 десятков было. Бабушка -мать героиня, а дедушка отец героин:). Во первых нужно минимизировать взаимодействие с гаджетами, это влияет на его психику, даже маме меньше дружить со смартфонами и планшетами, кроме рабочего порядка. Во вторых папа должен принимать активное участия во всем от подгузников до кормления, от прогулок до отправления на снотворный отдых. Ребёнка нужно воспитывать с момента зачатия:)), поэтому исключаем истерику когда он хочет спать, или перевозбуждён, всегда можно сбросить его капризы, перевернуть вверх ногами, или посадить на шею, или сделать ку ку на прятки, массу возможностей на фантазию. Старайтесь чтобы ребёнок тоже имел какие то увлечения в адрес помощи родителям скажем полечил маму или папу, помог перетаскать постиранное бельё или собирать игрушки. Ребёнка нужно разыгрывать, как это делают с музыкальным инструментом, а потом приигрывать и тренировать. Он этим занимается расширяя свои возможности и навыки. Именно от нашего опыта он будет впитывать основы поведения и мышления. На ютубе есть полезные развивающие каналы: ладушки оладушки, baby einstein, мультики тини лав и мультики советского происхождения (правда для меня это выборочно) остальное вредный шлак, по крайней мере я лучшего не нашёл. Удачи и терпения (мудрости) вам в воспитании детей! Именно мы создаём будущее не только страны но и человечества в целом!

27.01.2019 17:15:45, Добрый Папа