Сколько дети начинают садиться сами. Ребенок начинает ползать

Дети в возрасте 4 месяцев делают первые попытки сесть самостоятельно. В вертикальном положении им легче обследовать окружающий мир. Лежа на спине малыш поднимает головку, старается приподнять туловище и когда у него это не получается он расстраивается и начинает капризничать. Его нужно поносить на руках спиной к себе, показывая и рассказывая о том, что он видит.

Ни в коем случае нельзя присаживать ребенка раньше, чем ему исполниться полгода. Так как у него еще не развиты полноценно мышцы спины, и это может привести к деформации позвоночника.

Когда ребенку исполняется полгода необходимо усаживать его сначала на очень короткое время и постепенно по мере укрепления мышц, малыш сам начнет сидеть дольше. Но при этом следует смотреть, чтобы у него была правильная осанка. Если малыш будет сидеть в неправильном положении, у него деформируется грудная клетка.

В полгода кроха первое время присаживается с помощью взрослых. Не нужно его садить, малыш должен приложить определенные усилия, чтобы сесть. Лучше всего просто дать ему руку, чтобы он за нее схватился и начал притягиваться к ней пока не сядет.

Самостоятельно, без помощи взрослого ребенок начинает садиться ближе к 7-месячному возрасту.

Важно знать! Когда ребенок начинает присаживаться, нужно чтобы у него была твердая опора для спины.

С какого возраста ребенку можно сидеть

Начинать присаживать ребенка нужно тогда, когда у него уже будут достаточно развиты мышцы спины, чтобы удерживать правильную осанку. Чаще всего это происходит, когда малышу исполнилось полгода. Не стоит торопиться и пытаться усадить ребенка раньше времени, обкладывая его со всех сторон подушками. Это может привести в дальнейшем к нарушению осанки.

Подготавливать малыша к тому, чтобы он мог сидеть самостоятельно начинают с самого рождения, делая с ним гимнастические упражнения, соответствующие возрасту. Проводить их нужно столько раз в день, сколько переодеваете малыша.

Когда малышу исполнилось полгода, а он еще не начал присаживаться нужно с ним заняться дополнительно. Желательно проконсультироваться у врача-ортопеда, какие упражнения стоит выполнять. Или начать водить его на занятия лечебной физкультурой, которые проводит тренер.

Важно знать! Если кроха находиться в положении полусидя (в специальном кресле или рюкзаке), нужно также обеспечить ему твердую опору под спину.

Стоит ли садить малыша раньше времени

Многие родители начинают садить ребенка, когда он только делает попытки сделать это самостоятельно. При этом они не задумываются, какой вред могут принести своему малышу. Ведь позвоночник у ребенка еще очень гибкий, мышцы удерживающие спину прямо не развиты. Сколько из-за этого в дальнейшем возникает проблем с правильной осанкой.

Это могут быть:

  • деформация грудной клетки;
  • лордоз;
  • кифоз;
  • сколиоз.

Неправильная осанка приводит к ущемлению нервов и кровеносных сосудов. Сдавливаются различные органы (сердце, легкие), что приводит к их неправильному формированию — в итоге ребенок болеет.

Важно знать! Раннее развитие моторных навыков наблюдается у гиперактивных детей. Не спешить радоваться, если ребенок пытается начать сидеть раньше положенного срока. Такая повышенная моторная активность характерна для некоторых неврологических заболеваний. Поэтому стоит проконсультироваться у специалиста.

Какие упражнения нужно выполнять

Для того чтобы малыш начал самостоятельно сидеть, ему нужно помочь укрепить мышцы спины, чтобы он мог самостоятельно приподнимать туловище, и удерживать спину прямо. Для этого проводят с ним специальные упражнения и делают массаж.

Способствует развитию мышц плаванье и специальная гимнастика, которую начинают делать, когда ребёнок только родился.

Особое внимание укреплению спинных мышц уделяют с 4 месяцев, проводя гимнастику:

  1. Ребенок лежит на ладонях взрослого, при этом упирается в его грудь. При этом малыш должен приподнять голову и напрячь мышцы спины и ягодиц.
  2. Ребенка необходимо положить на спину. Дать ему схватить руками ваши большие пальцы, при этом следует придерживать его кисти. Затем начинайте потягивать его на себя. Малыш должен тянуться за руками и садиться. При этом желательно говорить «сядь», или «садимся». Когда ребенок садится, необходимо взять его ручки в одну руку, а другой провести указательным и среднем пальцем вдоль позвоночника. Кроха при этом начнет разгибать спину. Перед тем как ребенку исполнится полгода, он начнет самостоятельно тянуться и пытаться сесть.
  3. Ребенка кладут на ладони взрослого, на спинку. При этом его нужно придерживать за задне-боковую поверхность тела. Затем приподнимите малыша в горизонтальном положении. При этом ребенок должен наклонить голову вперед и напрячь мышцы живота и грудной клетки. Если этого не происходит, значит еще рано проводить такое упражнение.
  4. Ребенок лежит на спине. Нужно, чтобы он схватился за большие пальцы ваших рук. Необходимо плавно отвести руки малыша, затем неспешно поднимите к голове опустите вперед и вниз и проделайте упражнение в обратную сторону.

Занятия необходимо проводить столько раз в день, сколько это нравится ребёнку.

Видео с упражнениями

Упражнения и массаж можно делать только предварительно проконсультировавшись с врачом. Показать, как правильно заниматься и делать массаж может только специалист с лечебной физкультуры. К тому же существует много упражнений, которые может проводить только человек, который этому обучался. Проводя гимнастику неправильно, можно навредить малышу.

Общий вывод

Нормально развитый ребенок начинает присаживаться с помощью родителей, когда ему исполнится полгода. Самостоятельно сидеть, уверенно держать спину прямо он начнет ближе к 7-месячному возрасту. Садить ребенка раньше положенного возраста нежелательно, так как можно деформировать позвоночник и грудную клетку. Что в старшем возрасте скажется на формировании правильной осанки. К тому же, чтоб ребенок начал садиться самостоятельно в положенный срок, с ним нужно заниматься. Следует ежедневно выполнять гимнастические упражнения.

Умение сидеть – один из ключевых навыков, которыми овладевает ребенок до года. Все родители ждут этого момента с нетерпением – малыши получают возможность проявить самостоятельность, наблюдать и исследовать мир с нового ракурса, дотягиваться до недоступных ранее предметов, а папы и мамы гордятся достижениями наследника. Важно позаботиться о дополнительных мерах безопасности для крохи, проследить за своевременностью приобретения нового навыка и при необходимости помочь малышу.

Содержание статьи:

Во сколько месяцев ребенок начинает сидеть?

В современной педиатрии не существует жестких сроков и норм в физическом развитии малышей. Все детишки индивидуальны, поэтому молодым мамам не стоит тревожиться и постоянно сравнивать своего кроху с другими карапузами.

Опытные врачи на вопрос, когда ребенок начинает сидеть, отвечают, что для каждого малыша этот срок будет разным и зависит он от готовности костной и мышечной систем.

Усредненные показатели для детей первого года жизни:

  • 6 месяцев – сидение с поддержкой;
  • 7 месяцев – сидение без поддержки;
  • 7,5-9 месяцев – свободное самостоятельное сидение и умение лечь из положения сидя.

У активных и физически более крепких детей эти сроки могут сдвинуться на 1-1,5 месяца раньше; у слабых, недоношенных, очень худеньких или чрезмерно полных малышей – на 1-1,5 месяца позже. Волноваться не о чем: оба этих варианта входят в нормальный диапазон показателей детского развития.

Как определить готовность ребенка сидеть

Позвоночник новорожденных не приспособлен для вертикальных положений и позволяет детям занимать только горизонтальные позиции. Естественные изгибы, отвечающие за нормальную осанку при сидении, стоянии или ходьбе, – лордозы и кифозы – формируются постепенно.

У грудничков до полугода позвоночник еще не подготовлен, мышцы слабые, поэтому раннее присаживание грозит смещением позвонков и искривлением осанки. Если родители поспешат с усаживанием крохи, пристегивая его ремнями в коляске или автокресле, обкладывая со всех сторон подушками, то от нагрузки могут пострадать не только неокрепший позвоночник, принявший на себя вес ребенка, но и сдавленные внутренние органы.

Прежде чем решиться присаживать грудничка, следует внимательно присмотреться к его общему развитию. Если малыш упитанный, спокойный, флегматичный, не любит переворачиваться, мало двигается, то не нужно присаживать такого неторопливого кроху ранее 6 месяцев – ему нужно основательно подготовиться к такому важному событию. А вот шустрого, энергичного и активного карапуза можно начать присаживать после 5 месяцев – аккуратно, всего на несколько минут и если ребенку нравится этот процесс.

Признаки готовности ребенка к присаживанию:

  • Грудничок легко приподнимает голову и уверенно держит ее.
  • Ребенок ловко в обе стороны.
  • Малыш сам приподнимается на ручках в положении лежа на животе.
  • Кроха пытается приподняться самостоятельно и может присесть, ухватившись за пальцы взрослого.

Возможность совершать такие движения подтверждает, что ребенок достаточно окреп и после осмотра педиатром вы можете понемногу начинать присаживать малыша.

Как и когда правильно присаживать и сажать ребенка

Если малыш готов начинать сидеть, подтягивайте его за ручки до положения сидя, держите полусидя у себя на коленях или ненадолго подкладывайте крохе подушку под спинку в коляске, чтобы он находился в наклонном положении. Обязательно следите, чтобы шея и спина малыша были выпрямлены, ножки разведены в форме буквы V с опорой на боковую поверхность, он не должен горбиться.

Не торопитесь нагружать позвоночник крохи, лучше стимулируйте его к ползанию, укрепляющему мышцы спины. Если ребенок сел самостоятельно ранее полугода, не препятствуйте этому, не замедляйте естественное развитие крохи, но не позволяйте находиться в положении сидя или полусидя больше часа в день – отвлеките малыша игрушкой, подержите на руках. Обязательно позаботьтесь о мерах безопасности и оградите место, где сидит ребенок.

Надолго сажать ребенка можно только после того, как он научится хорошо – в положении на четвереньках отсутствует досрочная чрезмерная нагрузка и позвоночник формируется правильно. 7-9 месяцев – средний безопасный для позвоночника срок для усаживания детей, который называют ортопеды, а главный критерий готовности к самостоятельному сидению – малыш сидит без заваливания на бок или спинку.

Самостоятельные попытки сесть ребенок сможет предпринять после того, как научился переворачиваться и подтягиваться с помощью рук. Затем следует «боковое присаживание»: малыш поворачивается на бочок, опирается на одну руку и опускается на попку. Первое время он будет заваливаться назад или на бочок, позже научится сидеть ровнее с опорой на ручки, а потом садиться из положения лежа, напрягая брюшные мышцы.

Если у ребенка нет патологий опорно-двигательной системы, он правильно развивается, но все равно плохо удерживает туловище вертикально, то возможно снижение мышечного тонуса. Такой малыш сядет чуть позже, укрепить мышцы помогут массаж и занятия .

Половые различия

По наблюдениям педиатров, девочки обычно пытаются сесть немного раньше мальчиков, но садятся чуть позже. Независимо от пола не стоит присаживать детей раньше 5-6 месяцев, использовать переноски-«кенгуру», в которых малыши сидят, обкладывать заваливающихся крох подушками или часами катать полугодовалых деток сидя в коляске – это приведет к деформациям позвоночника.

Родители девочек часто беспокоятся об опасности раннего сидения для юных дам. К полугоду мышцы спины и пресса у малышек достаточно укрепляются и их можно начинать присаживать. В более раннем возрасте это вредит позвоночнику. Кроме того, у девочек, которых рано начинают присаживать, могут деформироваться кости таза, что может в дальнейшем привести к долгим и мучительным родам.

А вот загиб матки от раннего присаживания девочек – не более чем устаревший миф: матка и придатки надежно защищены природой в малом тазу и данная особенность обычно является врожденной. В целом для девочек правило такое же, как и для мальчиков: насильно усаживать нельзя, но если малышка села сама, то ничего страшного в этом нет, главное – не позволять ей сидеть подолгу и более часа в день.

Как подготовить ребенка к сидению?

Усаживать ребенка преждевременно нельзя, все должно происходить естественно, а вот подготовить его к сидению вполне возможно и даже нужно. Для ускорения процесса, укрепления мышечного корсета педиатры, неврологи и ортопеды рекомендуют с 3 месяцев делать малышу легкий массаж конечностей, спины и ягодичной области, ежедневно проводить простую гимнастику со сгибанием-разгибанием рук и ног и по возможности записать его в бассейн для занятий плаванием.

В возрасте 3,5-4 месяцев в желательно включить дополнительные упражнения для укрепления мышц спины, шеи и брюшного пресса, необходимых для сидения:

«Неваляшка»

Малыш лежит на спине. Мама протягивает ему указательные пальцы, ребенок обхватывает их протянутыми ручками и пытается сесть. Спинка крохи приподнимается на 450, брюшные мышцы напрягаются, ребенок с помощью мамы удерживается в этой позиции 10-20 секунд и возвращается в исходное положение. Повторить 3-5 раз. Угол подъема при подтягивании со временем нужно увеличивать.

«Самолетик»

Малыш лежит на животике. Мама поднимает ребенка, поддерживая одной рукой под грудью, а другой – под ножками. Ноги крохи упираются в грудь мамы, мышцы спины и ягодиц напряжены, головка приподнята. Положение фиксируется на 3-5 секунд и малыш возвращается на столик, а потом упражнение повторяется.

С 7 месяцев можно добавить такие упражнения:

  • Подтягивания не за две, а за одну ручку до положения сидя.
  • Покачивания на четвереньках вперед-назад.
  • Вращения для тренировки косых брющных мышц. Малыш сидит, мама одной рукой фиксирует его ножки, а другой обхватывает кисть ребенка, вложив большой палец в его ладошку, и за ручку раскачивает кроху в стороны и по кругу.

Заниматься физкультурой нужно на твердой поверхности, например, пеленальном комоде или столе, не натощак, но не раньше, чем через час после кормления, малыш должен быть бодрым и в хорошем настроении. Начинать занятия следует тонизирующим массажем, а завершать – расслабляющим.

Стимулировать малыша и подготовить его к сидению помогут также:

  • Покачивания на фитболе со сгибанием и разгибанием ножек.
  • Ежедневное выкладывание на животик для укрепления мышц пресса. Перед малышом на расстоянии чуть дальше вытянутой руки можно положить яркую игрушку, чтобы ребенок потянулся к ней – это стимулирует и к ползанию, и к сидению.
  • Подвешенные над кроваткой кольца, к которым ребенок будет тянуться, а ухватив, попытается сесть.

Сроки и нормы: когда стоит обратиться к врачу?

Раннее сидение

Если малыш с удовольствием подтягивается на ручках, любит находиться в позиции полулежа на руках – это еще не означает его готовности к сидению, а лишь демонстрирует хорошее физическое развитие ребенка. Если ребенок в 5 месяцев смог сесть действительно самостоятельно – это тоже вариант нормы, но не нужно его к этому подталкивать, лучше максимально отвлекать на другие занятия и виды физической активности, ведь даже при крепких мышцах позвоночник еще недостаточно подготовлен к вертикальной нагрузке.

Неумение сидеть в 7-8 месяцев

До 8-8,5 месяцев ребенок не сидит на вполне «законных» основаниях. В среднем умение сидеть без поддержки формируется примерно к 8-9 месяцам. Не принуждайте малыша принимать неудобную и вредную для здоровья позу, лучше займитесь с ним плаванием, массажем и укрепляющей мышцы зарядкой. Если нет даже попыток присесть, проконсультируйтесь с неврологом для исключения задержки моторного развития.

Неумение садиться в 9-10 месяцев

Если 9-10-месячный карапуз не сидит и не пытается сесть сам, нужна обязательная консультация ортопеда и невролога, которые выяснят причину проблемы и при необходимости назначат лечение.

Если малыш достаточно активный, умеет переворачиваться, пытается ползти, но сидеть пока не научился, то, возможно, он пока просто не готов к сидению и рекомендации могут ограничиться курсом массажа и ЛФК у специалиста.

Все детки неповторимы и каждый проходит уникальный путь развития. Подготавливать ребенка к сидению при помощи массажа и гимнастики можно уже с 3 месяцев. Четких половых различий в обучении навыку сидения не существует, важны физическое развитие и психологическая готовность малыша.

Если кроха начал сидеть раньше 5-6 месяцев – это свидетельствует о его активном физическом развитии, но поощрять досрочное сидение не стоит. Неумение и нежелание 10-месячного малыша сидеть – сигнал для консультации у специалиста, однако и абсолютно здоровые дети могут сесть даже в год. Не торопите события, занимайтесь зарядкой и плаванием, и ребенок скоро порадует вас умением сидеть и другими достижениями.

Этапы развития малыша

Очень часто к нам на сайт приходят вопросы о том, в какое время ребенок должен начать переворачиваться, делать попытки встать на ноги, когда должен научиться «гулить». Родители тревожатся, если малыш не торопится сидеть, говорить, держать голову. Что есть норма? И говорит ли задержка какого-то этапа развития о заболевании?
Сегодня мы попытаемся ответить на часто задаваемые вопросы читателей. Консультант – ВЛАСОВА ЕКАТЕРИНА ВАЛЕРЬЕВНА, к.м.н., врач-неонатолог, невролог.

Когда ребенок должен удерживать голову, переворачиваться, сидеть, ползать, вставать, ходить

В оценке психомоторного развитии ребенка важными пунктами являются 3, 6, 9, 12 мес. Для начала приводим ориентировочные сроки нервно-психического развития ребенка. Средние сроки и возможные границы развития моторных актов у детей 1-го года жизни [Мазурин А.В.. Воронцов И.М., 1999].

Движение или умелость Средний срок Временные границы
Улыбка 5 нед. 3-8 нед.
Гуление 7 нед. 4-11 нед.
Удерживание головы 3 мес. 2-4 мес.
Направленные движения рук 4 мес. 2,5-5,5 мес.
Переворачивание 5 мес. 3,5-6,5 мес.
Сидение 6 мес. 4,8-8,0 мес.
Ползание 7 мес. 5-9 мес.
Произвольное хватание 8 мес. 5,5-10,5 мес.
Вставание 9 мес. 6,5-12,5 мес.
Шаги с поддержкой 9,5 мес. 6,5-12,5 мес.
Стояние самостоятельное 10,5 мес. 8-13 мес.
Ходьба самостоятельная 11,5 мес. 9-14 мес.

Удерживание головы:
В 2 месяца малыш делает первые попытки, приподнимает и непродолжительно удерживает голову, лежа на животе.
В 3 месяца ребенок начинает удерживать самостоятельно голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).
В 4 месяца ребенок способен в вертикальном положении держать голову и легко поворачивать ее из стороны в сторону.
В 5 месяцев начинает подолгу лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, с приподнятой головой.
В норме ребенок удерживает голову уверенно вертикально к 4 мес., горизонтально к 5 мес., до этого кратковременно. Некоторые дети могут удерживать голову вертикально к 3 мес., что наблюдается реже.

Когда ребенок должен сидеть:
После 4 месяцев ребенок начинает присаживаться. Поднимать голову из положения лежа на спине. Этот этап появляется после уверенных поворотов со спины на живот и является фазой перехода к самостоятельному сиденью. Также ребенок может тянуться, если взрослый берет его за кисти. Некоторые дети, что считается вариантом нормального развития, сначала встают на четвереньки, потом садятся, стоят у опоры. Так что здесь возможны разные варианты. Но считается, что к 8 месяцам ребенок должен самостоятельно садиться.

Ползание:
Ползать ребенок начинает к 7-9 мес. Иногда встречается, что дети вообще не ползают, а начинают сразу ходить, что является нормой.

Ребенок встает:
Вставание развивается, в среднем, к 9,5-10 мес. Обычно дети начинают вставать у опоры, ходит вдоль нее, потом садятся на ягодицы, похоже на падение, но так и должно быть.

Ребенок ходит
После 10 месяцев ребенок может ходить с поддержкой взрослого, а самостоятельно начинает ходить – с 11,5 месяцев. Конечно, это средние показатели. Есть определенные «границы» для всех этих этапов. Необходимы 3-4 мес. после начала самостоятельной ходьбы, чтобы затем координационная система была достаточно развита для уверенной ходьбы. Обычно в этом возрасте дети уже чувствуют, что могут бегать, но координационная система недостаточно развита, они не могут оценить себя, поэтому и возможны падения.

Развитие речи у ребенка.
Развитие речи связано с возникновением детского сознания и социальными отношениями ребенка.
Ранняя вокализация – гуление (1-4 мес.). Гласные и согласные звуки формируются в задней части ротовой полости, эти звуки похожи на воркование, булькание воды.
1 мес. – улыбается;
2 мес. – гулит (воркует);
4 мес. – оборачивается на голос, громко смеется.
Лепет (3-15 мес.). Лепет состоит из произносимых ребенком чистых гласных и согласных звуков разной тональности.
5 мес. – оборачивается на звуки;
6 мес. – имитирует речь (лепечет);
8 мес. – понимает слово «нет», произносит «папа», «мама» неосознонно;
9 мес. – жестикулирует;
10 мес. – называет родителей «мама», «папа» осознанно;
11 мес. – произносит первое слово (помимо «мама», «папа»);
12 мес. – произносит слова осмысленно, но речь непонятная;
15 мес. – правильно называет 4-6 предметов, когда ему указывают на них.
Становление речи (18-50 мес.). Речь состоит из ограниченного числа звуков и их комбинаций.
16 мес. – речь понятная;
18 мес. – знает названия трех частей тела, называет предмет на картинке, узнает членов семьи, употребляет 7-20 слов;
21 мес. – комбинирует два слова, употребляет 50 слов. Находит нужную картинку;
24 мес. – строит предложения из двух слов.

К 2-3 годам ребенок общителен, позитивен, дружелюбен, легко вступает в контакт, понимает обращенную речь, имитирует деятельность взрослых. В годовалом возрасте речь ребенка понятна на 25%, в 2 года – на 50%, в 3 года – на 75%, в 4 года – на 100%.
(Источник: Учебник для медицинских вузов / Под ред. Н. П. Шабалова. - СПб.: СпецЛит, 2003. - 893 с.)

Общие принципы развития ребенка

Развитие ребенка определяется становлением определенных функций для обеспечения жизнедеятельности. Каждая функция находится при рождении на определенном этапе, многие на нулевом, и в течение первых лет жизни ребенка достигается конечный этап, при остановке развития на нулевом или промежуточном уровнях возникает заболевание.

В первый месяц жизни происходит настройка жизненно важных функций: дыхание, глотание, удерживание и усвоение пищи.

Следующие два месяца
жизни ребенка – критический период восприятия внешней среды с помощью слухового и зрительного анализаторов, появления эмоционального контакта с матерью и родными. Начиная со 2-го месяца жизни, у всех здоровых детей появляется зрительная фиксация и слежение в горизонтальном и вертикальном направлениях. Возникают слуховые навыки, ребенок в этот период реагирует на звук замиранием, вздрагиванием. Появляется крик для обращения к родным.

В три месяца угасают автоматические рефлексы, обеспечивающие прием пищи, тонус речевой мускулатуры снижается. Ребенок начинает понимать и реагировать на обращаемую речь, развиваются интеллект, крупная и мелкая моторика.

В возрасте 6-ти месяцев приоритетными являются функции мелкой моторики рук, понимаемой речи, слухового, и особенно, зрительного восприятия. «Слабыми» являются функции крупной моторики, произносимой речи и интеллектуального развития.

Возраст 9 месяцев характеризуется выраженным спадом темпов развития. Появляется практическая деятельность мозга, ребенок произвольно организует и регулирует движения, манипулирует каждой рукой отдельно, готовится к самостоятельной ходьбе. Ребенок начинает понимать некоторые слова и фразы взрослых, т.е. дает адекватные поведенческие реакции на речевые высказывания, обращенные к нему. В социальном развитии формируется дифференцированное отношение к знакомым и незнакомым людям, появляется стеснение при виде незнакомого человека. Слуховое восприятие характеризуется появлением таких слуховых навыков, как узнавание (способность выбирать определенный звуковой, в том числе речевой, сигналы среди других известных звуковых сигналов) и распознавание (способность повторять или имитировать звуки, в том числе и речевые).

В 12 месяцев приоритетной функцией является интеллектуальная. Ребенок начинает узнавать предметы на картинках. Формируется слухоречевая память мозга. Параллельно развивается функция понимаемой речи. Расширяется импрессивный словарь – набор «речевых клише», наиболее часто используемых в речи окружающих, запоминаются другие компоненты речи – темп, ритм, интонация, логическое ударение, паузация. В поведении прослеживаются ситуативно-личностные формы общения. Развитие моторики в этот период характеризуется совершенствованием систем равновесия для формирования функции ходьбы, которая является важнейшей конечной целью общего статического развития. В этом возрасте ребенок делает попытки ходить самостоятельно, однако эта способность появляется только после формирования координации в руках.

В 1 год 6 месяцев ребенок начинает овладевать тонкими моторными навыками верхних конечностей: захватывает карандаш и спонтанно рисует каракули. Формирование мелкой моторики кисти на данном этапе создает важные предпосылки в социальном развитии. В этот период приоритетным является развитие понимания речи. Именно с этого возраста ребенок должен начать есть густую пищу ложкой и самостоятельно пить из чашки.

Клинически нарушения развития нервной системы характеризуются аномалией или задержкой развития основных психоневрологических функций – двигательных, перцептивных (главным образом, зрительного, слухового и тактильного восприятия), речевых, интеллектуальных, коммуникативных; а также эмоционально-волевой сферы. Указанные нарушения могут наблюдаться как в изолированном виде, так и в различных сочетаниях, носить количественный, темповый характер (задержка или опережение развития по возрастным периодам) или качественный (развитие по аномальному пути).

Так, к нарушениям двигательного развития относятся многообразные формы детского церебрального паралича, но также и варианты минимальной статико-моторной дисфункции, к нарушениям перцептивного развития – зрительные и слуховые дисгнозии, т.н. перинатальные слепота и тугоухость, к нарушениям речевого развития – дизартрии и дисфазии, задержки формирования речи. Нарушения развития интеллектуальных, коммуникативных функций и эмоционально-волевой сферы могут проявляться в виде минимальной психоречевой недостаточности, умственной отсталости, олигофрении, отклонений в поведении и общении с окружающими, различных аутистических и аутистикоподобных синдромов, эмоциональной сглаженности со снижением интереса к окружающим или повышенной возбудимости с эмоциональной и двигательной расторможенностью.

Группы риска детей по нарушению нервно-психического развития
У каких детей чаще всего возникают отклонения от нормы? Это генетические, наследственные факторы, тяжелое течение беременности, родов и так далее. Приведем список таких рисков.

  • мать с асоциальным статусом, зависимая от наркотиков, алкоголя, никотина;
  • мать с хроническими заболеваниями, которые требуют продолженного приема медикаментов (например, Diabetes mellitus, эпилепсия);
  • кровотечение, гестоз, тяжелые инфекционные заболевания во время беременности и неонатальные инфекции ребенка;
  • недоношенность (менее 36 недель), экстремально низкая масса тела при рождении (менее 30 недель);
  • гипотрофия при рождении (менее 3 перцентиля по гестационному возрасту);
  • многоплодная беременность;
  • тяжелая натальная/неонатальная асфиксия с гипоксически-ишемической энцефалопатией (тяжелое перинатальное поражение ЦНС);
  • тяжелые родовые, неонатальные осложнения (кардио-респираторный дистресс-синдром, сепсис, искусственная вентиляция легких, рецидивирующие апное, операции, судороги периода новорожденности);
  • сохраняющиеся патологические изменения при УЗИ- и МРТ- исследованиях головного мозга.

Основные факторы риска на 1-м году жизни:

Первый год жизни очень важен в плане развития. Заболевания, травмы в этом периоде могут послужить причиной дальнейших нарушений развития ребенка.

  • тяжелые заболевания, повторные операции, длительное нахождение в стационаре, хронические заболевания (врожденные пороки сердца, муковисцидоз и др.);
  • тяжелые аллергические заболевания;
  • социальная изоляция;
  • часто меняющиеся опекуны;
  • бедность, асоциальный статус родителей.

Записала Юлия Зиберт

Лежит и лежит. Когда уже начнет сидеть?
- Подожди немного. А вообще - сейчас у тебя самая лучшая пора.

Мамы знают, как увлекательно наблюдать за достижениями малыша. Окружающие не понимают подобных глупостей, стараются отмахнуться общими фразами. Что делать? Разбираться. Есть вопрос, найдется и ответ.

Любой поступок ребенка кажется его мамочке гениальным!

Почему вообще тема «когда ребенок начнет сидеть» превратилась в предмет для беспокойства?

Отправной точкой явилось достижение малыша 6-месячного возраста. Многие источники утверждают, что именно в этот период происходит долгожданное событие. Если после полугодовалой отметки ничего не происходит, возникает беспокойство. Вредная установка подталкивает родителей к ошибочным действиям: малыша пытаются усадить, стараясь избежать тем самым «отставания» в развитии.

Еще один момент - подтягивание. Маленький человек хватается за руки взрослого и старается встать. Расценивать это как желание сесть ошибочно. На самом деле он просто хочет притянуть интересный объект к себе, а наоборот, получается из-за разницы в весе.

И вовсе я не хочу садиться! Мне просто все интересно!

Ну и, безусловно, общество. «Вот мой уже в 5», «Вы что еще нет?» - то и дело слышно от опытных и не очень. Идеальные условия для размножения родительских комплексов.

Спокойствие. Каждое дитя - индивидуальность со своими сроками. Все успеет и сможет.

Физиологические аспекты: пора или нет?

Берем подушки, валики, другие подручные средства, усаживаем и подпираем малыша, радуемся вместе с ним. Веселье заканчивается, стоит только убрать помощников. Кроха начинает заваливаться в стороны, складываться вперед или вовсе ложиться. Дополняет картину детская спинка в форме дуги. Вывод на поверхности: рановато.

Наши мамы и бабушки… занимались подобным с 3 месяцев ребенка. Считалось, что маленьких персон следует всему учить. Современные педиатры имеют иное мнение.

У каждого человека своя программа развития, ускорять ее - это не только зря тратить время и силы, но и причинять вред неокрепшему грудничку.

Многие бабушки утверждают, что присаживать ребенка нужно начинать как можно раньше, тем самым сбивая молодую маму с толку.

Одно из заблуждений прошлого: в 3 - 4 месяца ребенку нужен обзор, которого недостаточно в положении лежа. Как же мы любим противоречить природе, а она ведь все предусмотрела. Развитие происходит слаженно, мозг растет в компании с другими органами и телом. Если младенец не готов воспринимать окружающий мир, то зачем ему вертикальность?

Некоторые врачи старой закалки могут так же заявить, что:

Раннее высаживание приводит к загибу матки у девочек или неправильной форме попы у обоих полов. В действительности загиб является генетической особенностью, впрочем, как и очертания фигуры.

Что делать если грудничок путает день и ночь? Причиной тому может быть недостаток двигательной активности, выхода энергии на протяжении дня. Восстановить биологические часы малыша помогут советы доктора или народные рецепты.

Врачи утверждают, что с проблемой срыгивания сталкивается более 60% детей в возрасте до 4 месяцев. С возрастом количество срыгиваний уменьшается. В большинстве случаев проблема решается сама собой. Что делать, если ребенок продолжает срыгивать расскажет .

Точка зрения врачей

Большинство педиатров сходятся во мнении, что сидение ребенка должно проходить естественно. Помогать в этом не нужно.

Еще чуть-чуть и я до тебя дотянусь!

Е. О. Комаровский призывает родителей поощрять ползание. Для этого есть хорошее упражнение: положить малыша на твердую поверхность спинкой вверх, недалеко от него поместить игрушку и спровоцировать желание дотянуться до нее. Это не только полезно, но и увлекательно.

В первый год жизни маленький позвоночник и вся костная система еще плохо переносит нагрузки. 6 месяцев - это всего лишь рекомендуемый возраст, но не обязательный.

Если очень хочется попытаться приподнять ребенка, врачи рекомендуют делать это с 4-х месяцев. Когда держите на руках, можно его слегка наклонить вперед, держа одной рукой, а другой, создавая опору под попой.

Пол ребенка: имеет ли он значение в рассматриваемом вопросе?

Считается, что для мальчиков «закон не писан». У девочек еще могут быть последствия от стараний родственников, а у будущих мужчин - нет. На самом деле от пола ничего не зависит.

И все это враки, что мальчики отстают в развитии от девочек!

Нужно ли что-то делать, чтобы помочь малышу?

Существует комплекс безопасных мероприятий, которые не только укрепляют мышцы, но и вносят разнообразие, поднимают настроение, прогоняют плохие мысли.

В него входят:

  • массаж;
  • зарядка;
  • закаливание.

После мамочкиного массажа я сяду намного скорее!

Массаж мама с успехом осваивает самостоятельно. Простые движения способны принести немалую пользу и удовольствие всем участникам.

Самый легкий вариант: поочередно брать в руки крохотные ножки, сначала нежно поглаживать от пяточек вверх, затем чуть-чуть разогревать и, перемещаясь кругами, разминать. Важные моменты: никакого давления, все непринужденно и с улыбкой, направление сверху вниз.

Зарядка - это совсем просто! Ручки сложили на груди, подняли-опустили, ножки согнули-разогнули, развели в стороны. Всего пара минут в день, а результат значительный.

Дополнительно на кроватке подвешиваются интересные игрушки, за которые малыш хватается, благодаря чему тренируется. Неплохо в этом смысле работают и развивающие коврики с пересекающимися сверху дугами.

Физкультура полезна, как детям, так и взрослым!

Закаливание - тема для отдельной статьи, ведь это не только обливание холодной водой и купание в проруби. Мероприятие не одноразовое, а постоянное. Осложняется присутствием бабушки, которая норовит укутать, закрыть форточки и вообще оградить малыша от всех опасностей внешнего мира.

Что такое закаливание? И причем здесь оно?

Это образ жизни, который самым непосредственным образом влияет на физическое развитие ребенка. Контрастный душ отлично тонизирует мышцы. Плавание в прохладной воде с рождения способствует активности. Ну и прочее. Плюсом является еще и стимулирование иммунитета.

Мда, к этому так сразу и не привыкнешь!

Когда стоит беспокоиться?

Верхняя граница - 9 месяцев. Ничего не происходит? Есть повод обратиться к педиатру и невропатологу. Но! Это еще ни о чем не говорит. В медицинской практике известна масса случаев, когда дети сразу начинали ползать или даже ходить, минуя период сидения.

Все нормально! Мой вес под контролем!

Причины, препятствующие развитию:

  • лишний вес;
  • перенесенные ранее инфекционные заболевания;
  • нарушения мышечного тонуса;
  • выраженные тонические рефлексы;
  • наследственные дефекты;
  • факоматозы;
  • осложнения после вакцинации;
  • судорожный синдром и др.

Лишний вес является достаточно распространенной причиной того, что ребенок не может сидеть. Но устанавливать факт его наличия и варианты решения проблемы лучше в компании с доктором.

В первом полугодии иногда обнаруживаются легкие формы некоторых заболеваний. Проявляются они в неточности захвата предметов, слабой координации движений, дрожании рук. Еще может быть заметен односторонний парез, когда левая кисть, например, работает слаженно, а правая неловко и скованно.

Все сомнения поможет развеять ваш семейный доктор!

Мышечная гипотония (слабые и дряблые мышцы) характерны для такой болезни как спинальная амиотрофия Верднига-Гоффмана.

Туловищная атаксия (нет равновесия и способности самостоятельно сидеть, ходить, стоять) характерна для таких заболеваний ЦНС как синдромы Луи-Бара, Маринеску-Шегрена и ДЦП.

Вышеописанные проблемы встречаются достаточно редко. Синдром Луи-Бара диагностируют у одного из 40 тыс. новорожденных, по ДЦП максимально точной статистики нет, но в России на данный момент проживает около 100 тыс. таких деток, что в процентном эквиваленте составляет 0,07%.

Поэтому раньше времени переживать не стоит, но при выявлении каких-либо странностей лучше перестраховаться и поговорить с врачом.

- задача не из простых. Справиться с этой проблемой помогут советы опытного педиатра.

Выбор автомобильного кресла для грудничка требует ответственного подхода обоих родителей. обязательно к прочтению, как мамам, так и папам.

Укропный чай способствует нормализации пищеварения новорожденного, избавляет от колик и улучшает аппетит. Узнайте рецепт приготовления целебного напитка на этой странице .

Эпилог

Если никаких патологий не обнаружено, ребенок обязательно сядет, поползет, пойдет. Он никому ничего не должен, у него свои ритмы и сроки.

Диапазон медицинских норм очень широк. Не стоит ни на кого равняться, как в развитии, так и в воспитании своего дитя.

Спокойствие, только спокойствие. И терпение. Оно еще пригодится в будущем, а сегодня есть отменный повод для тренировки.

С каждым днем малыш становится все активнее. Ему уже не хочется неподвижно лежать в своей кроватке. Кроха развивается и стремится к изучению окружающего мира. В 4-5 месяцев он активно вертит головою во все стороны, переворачивается на животик и обратно, пытается приподняться. Создается впечатление, что малыш готов сесть, а маму так и тянет помочь ему занять вертикальное положение. Но не надо спешить. Для начала стоит разобраться, в каком возрасте ребенок начинает сидеть, и не принесет ли ему вреда форсирование событий?

С какого возраста мальчики и девочки начинают садиться сами? Детские врачи говорят о том, что это событие происходит не раньше, чем в 6-9 месяцев. Так распорядилась природа, заложив в организм маленького человека особенную программу.

Только к полугодовалому возрасту:

  • Позвоночник ребенка, совершенно прямой от рождения, приобретает лордоз и кифоз – шейный и грудной изгибы. Они позволяют равномерно распределить нагрузку при вертикальном положении тела;

Физиологические изгибы позвоночника
  • Позвоночный столб становится более стабильным, так как происходит сращивание отдельных его элементов.
  • Укрепляются мышцы, поддерживающие грудной и крестцовый отделы;
  • Костная ткань накапливает минеральные соли и становится крепче;
  • Совершенствуется чувство равновесия, столь необходимое для устойчивого удержания тела в вертикальном положении.

Умение сидеть формируется у младенца не сразу, а проходит несколько этапов в своем развитии:

  1. В 6 месяцев кроха пытается сесть бочком, опираясь на руки. Делает он это неуверенно, часто заваливаясь на бок;
  2. В 7 месяцев садится из положения, лежа на боку, отталкиваясь руками. Может поворачивать корпус в разные стороны, не теряя при этом равновесия;
  3. В 8 месяцев ребенок садится из любого положения, делает это легко и уверенно.

Известный педиатр Комаровский акцентирует внимание родителей на том, что указанные возрастные нормы являются средними показателями, выведенными на основе долгого наблюдения за детьми. Некоторые отклонения могут быть обусловлены индивидуальными особенностями малыша. Например, подвижные и худенькие дети овладевают новым умением гораздо быстрее своих флегматичных и пухлых сверстников, а мальчики слегка опережают девочек.

Чем грозит раннее присаживание?

Многие мамы, плохо знакомые с анатомией и физиологией детского организма пытаются посадить малыша в 4 или 5 месяцев. Отдельные моменты двигательной активности ребенка, вроде приподнимания верхней части туловища, они ошибочно расценивают, как готовность принять вертикальное положение. Усаживая ребенка в рюкзачок или к себе на колени, обкладывая его подушками на диване, в коляске или манеже, родители, не задумываясь, наносят большой ущерб здоровью крохи.

Ведь из-за непомерной нагрузки на слабый опорно-двигательный и мышечный аппарат:

  • Искривляется позвоночник;

Основные признаки сколиоза
  • Деформируется грудная клетка, и, как следствие появляются трудности с дыханием;
  • Неправильно формируются тазовые кости;
  • Нарушается кровоснабжение, как следствие сдавления сосудов и нервных окончаний, проходящих вдоль позвоночника;
  • У девочек, в силу особого анатомического строения, некорректно формируются органы малого таза, что может принести большие проблемы в будущем. Считается, что раннее присаживание становится причиной загиба матки, провоцирующего бесплодие и воспалительные процессы;
  • Малыш быстро утомляется, испытывая дискомфорт и боль в мышцах.

Если ребенок сидит, выгнув дугой спинку, или заваливается на бочок, значит, вы поторопили события, и организм крохи пока не созрел для серьезных перемен. Придется отложить эксперименты и терпеливо ждать, не вмешиваясь в процесс, задуманный самой природой: малыш должен сесть без посторонней помощи.

Как понять, что ребенок готов сидеть самостоятельно?

Малыш пока не может рассказать о своих желаниях и ощущениях, но для любящей мамы информативны каждое движение, каждый взгляд, каждый вздох крохи. Удивительно, но опытная мама может точно определить, скоро ли сядет младенец.

Раскроем секрет — предвестниками радостного события станут умения ребенка:

  • Вставать на четвереньки и раскачиваться в разные стороны, опираясь на кисти рук или локотки;


  • Из этого положения поворачиваться на бочок;
  • Подгибать под себя ножки;
  • Оставлять для опоры только одну ручку;
  • Ползать.

Эти действия малыша являются для мамы сигналом к тому, что позвоночник и мышцы спины, брюшного пресса, рук, плечевого корпуса и шеи готовы к тому, чтобы тело крохи приняло вертикальное положение.

Как помочь малышу, который не хочет садиться сам.

Случается так, что ребенок никак не сидит сам. Как в таком случае реагировать родителям? До 9 месяцев не стоит беспокоиться: вполне возможно, что организм малыша еще не совсем готов к новым нагрузкам. Но и сидеть, сложа руки, родители тоже не должны. Как же научить ребенка садиться? Помогут активные занятия с грудничком, направленные на укрепление мышечного корсета, координацию движений и крупную моторику:

  • Подтягивания – проследите, чтобы малыш крепко ухватился за большие пальцы ваших рук, зафиксируйте маленький кулачок в своей ладони. Медленно приподнимите кроху из положения лежа, не присаживая его. Это отличная тренировка для рук и брюшного пресса;
  • Покачивания – повторяем предыдущее упражнение, но при подъеме малыша раскачиваем его из стороны в сторону. Такие движения развивают чувство равновесия и координацию движений у грудничка;
  • Наклоны – прижимаем ребенка спинкой к себе, зафиксировав ножки и поддерживая под грудку. Наклоняем малыша, пока спинка не примет горизонтальное положение. Возвращаем в исходную позицию. В этот момент укрепляются мышцы спины и пресса;

Упражнение для укрепления мышечного корсета
  • Упор на локтях – укладываем кроху на пол на животик. Прижимаем одну ручку локотком к полу, а второй помогаем дотянуться до игрушки. Таким образом учим малыша держать равновесие с односторонней опорой;
  • Опираемся на ладошки . Сядьте на пол, положите на ноги малыша животиком вниз, проследив, чтобы он уперся в пол ладошками. Предложите ребеночку дотянуться до игрушки, расположенной на расстоянии вытянутой детской руки;
  • Самолетик – приподнять малыша, лежащего на животе, подсунув руки под грудку и животик. Покачать из стороны в сторону. Кроха получит несказанное удовольствие, а заодно потренирует мышцы спины, плечевого корпуса и шеи;
  • Положив кроху на фитбол , покачиваем его, надежно фиксируя за подмышки.

Первый раз нужно сделать по 2-3 подхода каждого упражнения, затем увеличить до 5-8 повторений. Перед выполнением зарядки нужно хорошенько разогреть тело малыша при помощи обычного массажа, выполняя поглаживания, растирания, пощипывания, сгибания – разгибания ручек и ножек.


Если малыш во время занятий капризничает, злится или, наоборот, становится апатичным, нужно немедленно прекратить занятия и разобраться в причине такого состояния.

Когда присаживать ребенка видео

Как присаживать ребенка видео

Когда кроха пытается сесть, но никак не поймет, что нужно сделать, в первый раз стоит помочь ему:

  • Перевернуть грудничка на животик;
  • Показать, что нужно встать на четвереньки, как во время ползания;
  • После этого, перебирая ручками и опираясь на них, сесть на попу.

Такая подсказка запустит в действие мышечную память, и в следующий раз кроха проделает всю последовательность действий самостоятельно.

Если малышу уже 10 месяцев, а он до сих пор не сидит, тогда потребуется консультация врача – невролога. Быть может, причина – в задержке психомоторного развития, и ситуацию нужно срочно исправлять под контролем специалистов.

Ребенок первый раз сел видео

Помните, что организм малыша подобен бабочке, вылупившейся из кокона: трудности только закаляют его и добавляют жизненных сил. Поэтому не пытайтесь помогать, наберитесь терпения и ждите: ваш ребенок обязательно сядет и испытает неописуемый восторг, увидев мир в другом ракурсе.