Как научить давать сына сдачи. Учить ли ребенка давать сдачи? Как научить ребенка постоять за себя? Изъять из травмирующей среды

Как научить ребёнка давать сдачи - постоять за себя

Конфликты в нашей жизни возникают очень часто, как среди взрослых, так и среди детей. Как правильно их решать – это вопрос сугубо индивидуальный, ведь, согласитесь, что и для многих взрослых искать выход при помощи кулаков является единственным и правильным. Стоит ли вообще учить ребенка драться? Очень спорный вопрос, т. к. есть вероятность, что из вашего ангелочка вырастет отпетый задира и драчун. А если учить малыша лояльно и по-доброму ко всем и всему относиться, то можно вырастить затюканного неженку, который будет не в состоянии постоять за себя. Как же найти золотую середину? Как научить ребенка давать сдачи и стоит ли это делать? Поверьте, эти щекотливые вопросы мучают многих родителей.

Если на детской площадке часто появляется малыш, который любит обижать сверстников, то лучшего способа утихомирить обидчика, чем дать ему отпор - не существует:

Советы родителям:
- Не вмешивайтесь, если ребенок отдает все игрушки по просьбе другого малыша или если он не отвечает обидчику. Вероятнее всего, вы растите ребенка в доброжелательной атмосфере, именно поэтому агрессивные сверстники его вовсе не задевают, а, скорее всего, просто удивляют. Тем не менее, следите, чтобы дети не переходили границы – вмешивайтесь только тогда, когда ребенка пытаются обидеть слишком агрессивные или старшие по возрасту.
- Не забывайте, что малыши не в состоянии сами разобраться – всегда наблюдайте за их игрой, так ваш ребенок будет чувствовать эмоциональную безопасность.
- Попробуйте объединить миролюбивых детей в какие-то интересные игры – вскоре в игру включаться даже забияки и драчуны, чтобы не остаться в одиночестве.
- Если вы увидели, что ваш ребенок играет с одной единственной игрушкой, а все остальные у него забрали другие дети, не стоит впадать в панику и учить отбирать свои вещи – порой наши дети намного умнее – это может быть отличная стратегия.
- Учите ребенка показывать и говорить о том, что некоторые действия неприятны и некрасивы. К примеру, на агрессию постороннего малыша можно научить своего ребенка говорить громко, чтобы все слышали: «Толкаться очень некрасиво. С такими детьми никто не дружит!» или «С теми, кто дерется, никто не играет!».
- Если у вас очень застенчивый ребенок не стоит его насильно заставлять играть с другими детьми – лучше пусть наблюдает за природой в парке.
- Всегда в присутствии ребенка говорите вежливые слова, учите его аккуратности и вежливости.
- Никогда не разрешайте ребенку как-то вредить сверстникам: ни словом, ни действием. Учите его гибкости. Наблюдая за игрой детей, не допускайте конфликтов – на начальном этапе такую игру можно легко увести в более спокойные отношения и отвлечь малышей.
- Если на площадке есть агрессор, к которому привычные действия не подходят (предупредить, отвлечь, сказать), то можно предложить своему ребенку крайнюю меру – пусть ущипнет обидчика, скажем, за попу - дать сдачи. Это не принесет никакого вреда, тем не менее, это может здорово отрезвить маленького драчуна, он поймет, что ваш малыш вполне может за себя постоять. Но, объясните своему ребенку, что так можно поступать только в очень крайнем случае, если все остальное уже не помогает.
- Разрешайте общаться своему ребенку с другими детьми – это разовьет уверенность в себе. К тому же даже если ваш ребенок не любит «махать кулаками», то он научиться за себя постоять и без этого – строго предупредить обидчика или показать своим видом, что он не разрешит к себе прикоснуться.
- Иногда ребенок может фантазировать, как он даст обидчику сдачу. Лучше всего подыграть ему в таких играх – это поможет ему в дальнейшем ответить агрессору, как при помощи силы, так и при помощи слова. Старайтесь доверять ребенку, не навязывайте ему стереотипы (это – плохо, а это – хорошо), старайтесь обсуждать проблемы.
- Чтобы ребенок умел давать отпор, научите его сострадать другим. Жалость является самым лучшим оружием в борьбе со страхом, ведь нельзя бояться тех, кого жалко.

Никогда не учите своего ребенка вредить другим детям, таким образом вы только усугубите проблему:

Как только замечаете, что ситуация выходит из-под контроля и возможен конфликт, постарайтесь отвлечь детей спокойной игрой:

Показывайте ребенку, что лучший способ урегулировать конфликт - решить его мирным путем:

Детская мирилка:
Мирись, мирись, мирись!
И больше не дерись!
А если будешь драться...
То я буде кусаться!
А кусаться ни при чём...
Буду драться кирпичом!
А кирпич сломается...
Дружба начинается!
Ура, ура, ура!
Мы с тобой друзья!
----

Видео :







----

Личный опыт

Никогда не думала, что мне когда-нибудь придётся задуматься над этим вопросом… Я против насилия любого характера, в принципе. Ращу свою без тумаков, ора и «нельзя», по такому принципу:
Объясняем ребенку слово «Нельзя» (от 0 до 3+ лет)

Дочку смальства учу «миру во всём мире» - дружить и играть со всеми детками, и не важно, что ребёнок носит очки или скобки на зубах, или у него по какой-то причине отсутствуют на руках пальчики, или узкая форма глазок или тёмный цвет кожи… - не важно! Все люди разные и каждый человек уникальный… Учу свою жалеть особенных, агрессивных и слабых детей… Есть люди такие, как мы, а есть другие..., и дружить нужно со всеми, жалеть надо всех!

Единственное что…
С 1,5 лет (с этого возраста мы стали гулять на детской площадке) начала учить свою: «Если ребёнок ведёт себя агрессивно и не адекватно: кричит, дерётся с другими детьми, катается в истерика по полу, швыряет вещи, обзывается, кусается, говорит и показывает глупости… не отвечай ему тем же (учу свою, что такое поведение свойственно только глупым детям из неблагополучных семей. Умный ребёнок из нормальной семьи ни когда обзываться/кусаться/толкаться/драться… не будет) , чтоб агрессор ещё больше ни стал вредить, а отойди от такого ребёнка в сторону и отвернись от него - не играй, не разговаривай с ним, пока тот ни придёт в чувства и снова ни станет доброжелательным. После, к нему снова можно подойти и играть… А, если чувствуешь, что агрессивный ребёнок хочет тебя обидеть - будь по ближе к взрослым, в присутствии взрослого агрессор побоится обидеть. Если агрессор всё же ударил тебя или другого ребёнка/или отнял игрушку..., сразу громко, чтоб все вокруг слышали, особенно взрослые, скажи: «Ты чего дерёшься/отнимаешь игрушки...!? Драться/отнимать игрушки очень плохо и не прилично!», - взрослые услышат твои слова и придут посмотреть, что происходит… После отойди в сторону подальше от агрессора, лучше по ближе к взрослым. Взрослый сделает агрессору замечание, и в следующий раз, если в агрессоре есть хоть немного ума, он побоится обидеть тебя снова.», - так моя всегда и поступала на детской площадке, а позже и в садике… Ни когда моя битой не ходила и сама ни когда ни кого не била, всегда дружна с разными детками, очень много у нас друзей и подруг, в детском коллективе - лидер.

С детками в садике нам повезло. У нас в группе нет агрессивных детей. Все детки доброжелательные. С воспитателями так же очень повезло…

И вот, пришло лето, а именно май месяц…
С 01 июня наши любимые воспитатели ушли в отпуск до сентября, пришли новые, из других садиков - ребёнок новыми воспитателями очень доволен. Вместе с этим, с 01 мая нашу группу пополнили чужие детки из других садиков, разновозрастные, от 3 до 6 лет (наша группа 4-5 лет), и это замечательно, что детки разновозрастные, - считаю, что нужно поощрять общение с детьми разного возраста, это очень полезно для мировоззрения и личного развития…
Мера временная, только на летний период, т. к. многие сады на лето закрываются.

Новые дети, со слов наших воспитателей, по сравнению с нашими, совершенно дикие: кушают руками, руками ковыряются в тарелке, столы после их трапезы оплёваны, если что-то пролили, мусолят лужу пока, как свинки полностью не вымажутся (наши дети - или зовут нянечку, чтоб убрала, или сами берут салфетку со стола, и вытирают), ещё потом и бегают грязные, не переодеваются, пока ни скажешь… (наши дети - испачкались, сами бегут переодеваться), руки перед столом, пока 10 раз ни скажешь, сами не пойдут мыть… Многие новые дети агрессивные: играть не умеют, общаться с себе подобными не умеют… - все вопросы решают криками и кулаками, - говорят, уж очень с ними сложно! И это ни смотря на то, что дети садовские! Получается, что их, их воспитатели, ни чему не учили… - дети в тех садах предоставлены сами себе!? Хм… Ещё раз убеждаюсь в том, как же нам повезло с садиком… Наши воспитатели в шоке, родители «стареньких деток» тоже… Мою лупят чуть ли ни каждый день, как и других наших… Проговариваю со своей все эти ситуации, дочка говорит: «Я и в сторону отхожу… Всё равно подходят и бьют… Почему - не знаю… Других детей так же бьют… Отнимают игрушки...». Разговаривала с воспитателями… - договориться с агрессивными детьми не возможно, - даже воспитатель бессильна, всё, что воспитатель может - всюду водить драчунов с собой за ручку, как хвостик...

В общем, посоветовавший… Решила свою учить давать сдачи, раз уж такая ситуация!
Сотрясение мозга у детей: Личный опыт
А иначе - забьют, за шугают… Нам ещё в школу идти… - дети в школе, их большинство, очень агрессивные! В мои школьные годы так было, и щас ничего не изменилось...

Моей 4,4 года.
Учу свою: «Первая ни когда не бей! Отойди в сторону… Но, в самом крайнем случае - если тебя всё же стукнут, ударь агрессора в ответ и ты - дай сдачи, и по больней! При этом, громким голосом, чтоб воспитатель и другие дети слышать, скажи агрессору: «Драться очень плохо! Будишь меня бить, получишь сдачи! Со мной можно только дружить и играть!», - чтоб ребёнок понял, что ты можешь постоять за себя, что тебя бить нельзя(! ), чтоб в следующий раз побоялся пойти на тебя с кулаками...».
В месте с этим, объясняю дочке, что: «Ребёнок может и нечаянно стукнуть (например: проходя мимо не вписаться в поворот или сделать резкое движение и не заметить что сзади кто-то стоит...) , наступить на ногу, уронить карандаш со стола, облить водой, опрокинуть игрушку на ковре… В этом случае это уже случайность, а не агрессия, и тут давать сдачу нельзя, т. к. ребёнок сделал это не специально. Если ребёнок воспитанный, он сам извинится, если не воспитанный - посмотрит и пройдёт мимо. Обижаться на таких детей не нужно, просто будь внимательна, когда рядом кто-то стоит, чтоб в следующий раз вовремя увернуться от удара...».
Вместе с этим, учу и подружек защищать: «Видишь, что твою подружку бьют, а она не может себя защитить… Подойди и скажи агрессору, чтоб перестал драться, иначе получит больно сдачи, и позови воспитателя...».
Вместе с этим, если к моей возникнут какие вопросы..., учу говорить: «Мама разрешила мне давать драчунам сдачу!».
Жаловаться свою не учу, только, если сложилась очень сложная ситуация - дочка видит, что без вмешательства воспитателя не обойтись...

В общем разделилась наша группа НА стареньких + адекватных новеньких деток и агрессивных невменяемых новеньких детей.

А сама сижу и думаю над всем этим…
Бедные детки, что агрессивные! Ведь та агрессия, что они несут в садик… - зеркальное отражение того, что происходит у них дома в их семье. Вместе с этим, их невменяемость… - отпечаток в незрелой детско душе, насилия, со стороны их родителей по отношению к ним.

Часто тут вижу посты, в которых мамашки хвастаются, как здорово они умеют лупить своих детей, и какими шёлковыми, те, становятся после их тумаков, - пропагандируя насилие над детьми в а-ля «воспитательных» целях… И вот результат… - дома-то они может и шёлковые, но в саду… - ребёнок не умеет добиваться своей цели иными способами, кроме, как криками, тумаками и прочим, чему его обучили родители дома. И самое печальное, что будущее таких детей очень и очень сомнительно!
Эх, грустно...
----

________________________
P. S.: Сегодня отвожу свою в сад, и получаю от воспитателя приятную новость: с понедельника наших стареньких детей объединят с детьми параллельной группы. Всех новеньких детей соберут в одной, нашей прежней, группе… Ух!

Инструкция

Если ребёнок боится врачей, не обманывайте его, собираясь на приём. Не говорите ему, что укол - это не больно, и доктор совсем не станет его осматривать. Когда на приеме эта ложь раскроется, впоследствии ребёнок перестанет вам доверять, а бояться врачей будет еще больше. Лучше объясните, что больно всё-таки будет, но совсем недолго. Когда процедура закончится, обязательно похвалите своего малыша. Перед тем, как вы пойдёте в больницу, непременно расскажите ребенку, с чем ему там придётся столкнуться. Если болит горло, нужно рассказать, зачем врачу понадобится специальная палочка. Можете даже продемонстрировать с помощью чайной ложки, что это совсем нестрашно.

Чтобы не бояться врачей, пусть ваш ребёнок поиграет в больницу! Хорошо, если у вас дома найдётся фонендоскоп или игрушечный набор доктора. Пригласите «на приём» к доктору кукол, плюшевых зверей, и покажите малышу, как врач лечит своих пациентов. Причем быть врачом можно по очереди со своим ребёнком. Обязательно контролируйте ход игры, не допускайте, чтобы ребёнок делала больно своим игрушечным пациентам. Находясь в роли врача, хвалите своих больных после перенесенных процедур.

Сформировать образ доброго доктора можно с помощью сказок. Почитайте вместе с ребёнком «Доктора Айболита» Корнея Чуковского. Также подойдёт книга Владимира Сутеева «Про бегемота, который боялся прививок». Можете и сами сочинять истории и сказки о ребятах или зверятах, которые испытывают те же самые проблемы, что и ваш малыш. Расскажите о медвежонке, у которого болело горло, но он никак не мог вылечиться, потому что боялся прийти к врачу. Конец у сказки должен быть хороший– медвежонок победил свой страх, отправился на прием к доброму доктору, и моментально вылечился!

Полезный совет

Далеко не в каждой детской поликлинике есть игровой уголок, поэтому чтобы ребенок не нервничал, ожидая своей очереди на приём, возьмите с собой его любимые игрушки или книги.

С раннего детства малыши учатся играть, часто копируя поведение взрослых. Наблюдая, во что и как играет ребенок, можно узнать, в какой среде растет и развивается малыш. Умение защищать себя от грубости других детей можно выработать у ребенка в процессе игр.

Инструкция

Игра – это нужный элемент воспитания. Ведь именно через игру ребенок воспринимает окружающую действительность. Очень важно, чтобы именно родители учили его ролевым играм и сами принимали в этом участие.

Детские игры – это отражение взрослых жизненных ситуаций, только происходят они не по-настоящему. Дочь видит, как мама готовит кушать и повторяет за ней эту роль, расставляет свою маленькую посуду и кормит кукол. Сын замечает, как папа занимается ремонтом машины и тоже просит набор инструментов, чтобы что-то чинить. Дети наблюдают, какое значение в жизни взрослых имеет работа и тоже играют «в работу». Они хотят быть старше и взрослее, поэтому примеряют на себя взрослые роли. В процессе игр, дети могут говорить фразами, которые слышали от родителей или повторять действия и манеры взрослых людей.

Многие мамы знают, что если малыш боится идти на прием к врачу, нужно поиграть с ним «в доктора». Для этого можно достать детский набор медицинских инструментов. Необходимо предложить ребенку послушать его дыхание и посмотреть горлышко. Ребенок понимает что ничего страшного с ним при таких действиях не происходит. Еще лучше, если он сам недолго побудет доктором. Зная, какие манипуляции происходят в кабинете врача, малыш будет чувствовать себя защищенным.

Примеров таких ролевых игр, где ребенок примеряет на себя взрослую жизнь можно привести множество. Все они являются важным социализирующим фактором, помогая маленькому человеку понимать окружающий мир.

В дальнейшем, когда малыш будет играть со своими одногодками, они тоже будут повторять эти игры. Здесь вступает в силу еще более мощный фактор взросления – необходимость найти общий язык с другими людьми. Ведь понятно, что мама играя с ребенком, просчитывает все возможные ситуации наперед. Зная поведение своего малыша, мама предупреждает развитие нежелательных моментов. Другие дети этого делать не будут.

Играя с ними, ребенок обязан будет научиться слушать другое мнение и учитывать желания другого человека. Учиться находить компромиссы в спорных решениях – то есть, будет учиться защищаться в разных жизненных ситуациях. Часто у детей возникают недоразумения, которые доходят до первых детских драк. Важно объяснить ребенку, что силой никакие спорные вопросы решить нельзя, нужно уметь защищать себя и свою точку зрения с помощью слов и убеждений.

Если ребенок научится отстаивать себя и защищаться в игре, ему гораздо проще будет в жизни. Задача родителей – помочь малышу в этом.

Видео по теме

Источники:

  • Как научить ребенка защищаться

Совет 4: Как реагировать на проблемы и неудачи ребенка в школе

Не все родители могут сказать, что школьная жизнь их детей пролетела незаметно, без трудностей и неудач. Однако, большинство, скорее всего, согласятся с мыслью, что многих проблем можно было избежать, если бы они имели опыт или доброго советчика.

В любом случае для ребенка мама и папа - это главный авторитет и конечная инстанция.

За все, что происходит с ребенком до совершеннолетия, ответственность несут родители. Поэтому очень важно, чтобы до попадания в детский коллектив он умел правильно общаться, владел языком общения и понимал, что можно допускать в своем поведении, а что - нельзя. Приведу пример: ученики младшей и средней школы часто затевают на переменах игры, которые могут быть опасны как для них, так и для окружающих. И если в ходе такой игры они на бегу сталкиваются с другим ребенком, то это может закончиться травмой. После чего последует вызов родителей в школу (хорошо, если не в суд). Учитель в такой ситуации может только сделать замечание. А все ли дети приучены на замечания реагировать? При этом ребенок может искренне не понимать, что виноват. И во тут-то очень важно, чтобы родители представили себе ситуацию целиком, а не бросались сразу защищать чадо во что бы то ни стало.

Совет 1: при возникновении конфликтной ситуации не идите на конфликт сами. Сначала выслушайте своего ребенка, затем учителя. Постарайтесь понять, в чем вина вашего чада, а в чем - другой стороны. Если вопрос сложный, не пренебрегайте консультацией юриста и других специалистов. И ни в коем случае не устраивайте показательные воспитательные действия для своего ребенка в присутствии посторонних. Даже, если вы убедились, что ребенок виноват, единственное, что уместно - это сказать:"Все понятно. Мы поговорим дома." И дома именно поговорить и ничего больше.

Если ребенок испытывает трудности в обучении

Очень смешно выглядит, когда родители, которые в школе учились средне, требуют, чтобы дети приносили в дневнике высокие оценки. Но даже если вы сами закончили школу с золотой медалью, это не значит, что ваши способности передались вашему чаду. Генетика - дама не очень предсказуемая. Чтобы избежать напряжения в семье из-за плохих результатов детей в школе, нужно совсем немного. Позвольте детям больше заниматься любимыми предметами, даже если это физкультура или технология. По этим предметам тоже проводятся олимпиады и можно достичь высоких результатов. А по нелюбимым предметам надо договориться, что оценки будут не ниже, чем 3.

Основной принцип в отношении плохих оценок: получил 2 - сразу же закрой более высокой оценкой. Хорошо, когда родители помнят школьную программу и могут сами помочь ребенку разобраться с домашним заданием. Неплохо, если в семье есть лишние деньги, чтобы обратиться за консультацией к специалисту (постоянный репетитор не всем требуется). Но если нет ни того, ни другого? Тогда нужно придерживаться простого правила при проверке домашнего задания: сначала ребенок должен выучить и рассказать правила (они есть практически во всех учебниках), потом с помощью правил выполняется письменное задание. При выполнении домашнего задания по устным предметам важно готовить пересказ поэтапно: сначала выучить главное (даты, этапы, определения), затем примеры (действия, опыты, характеристики).

Совет 2: чтобы правильно помогать ребенку при выполнении домашних заданий, попросите учителя дать свои рекомендации по этапам подготовки. Таким образом, вы узнаете каковы предъявляемые требования.

Если у ребенка трудности в общении с другими детьми

Детское сообщество, если оно не контролируется взрослыми, - это очень жесткая среда, в которой регулярно происходят конфликтные ситуации. Особенно это касается мальчиков. Поэтому при поступлении в школу и дальше регулярно с ребенком нужно разговаривать обо всех возникающих проблемах, чтобы держать руку на пульсе. К сожалению, очень часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда дети даже в старшем подростковом возрасте не знают о юридических последствиях своих действий. Например, не все понимают, что нецензурная брань в школе - это административное правонарушение, за которым может последовать штраф, а рукоприкладство в ответ на оскорбление - это еще более тяжкое правонарушение. В конечном итоге за все опять приходится отвечать родителям.

Совет 3: если вашего ребенка обидели в школе, не пытайтесь сами выяснять отношения с обидчиком. Обязательно свяжитесь с учителем и потребуйте приглашения на трехстороннюю беседу его родителей. Если это не дало результата, вы имеете полное право обратиться в правоохранительные органы.

У родителей маленьких деток, в возрасте 2-4 лет, часто возникают вопросы: «Учить ли ребенка давать сдачи? », «Как научить ребенка давать сдачи? », «», «Когда начинать учить ребенка давать сдачи обидчику? ».

Чтобы найти ответы на эти вопросы, сначала нужно разобраться, что означает «дать сдачи » и когда это вообще приемлемо.

Итак, что означает «Дать сдачи»? Ответить, если тебя обидели. Есть даже фраза, которая характеризует это действие: око за око. Получается, что если ребенка оскорбили словесно, он должен постоять за себя словами, если его толкнули, он должен толкнуть в ответ, если ударили – ударить, если забрали игрушку – тоже забрать. Так?

Но, здесь важно учитывать момент, что дошкольник сам должен определить степень обиды, нанесенной ему и выбрать подходящий вариант для сдачи. Ели ребенка обидели, адекватно оценить степень воздействия обидчика ему будет сложно. На практике все происходит следующим образом: если задели не очень сильно, ребенок может ответить словесно, а если чаша терпения переполнена – сдача дается физически, причем обида может быть, как словесной, так и физической.

Разрешать ли ребенку давать сдачи?

Чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно учитывать, что карапуз до 4 лет не умеет анализировать свои действия, причины поступков, контролировать себя и свое поведение. И только с 4 лет потихоньку малыш начинает рассуждать о том, к чему могут привести его действия. Что это означает? Что дошкольники не могут контролировать свое поведение и желание дать сдачи, а также оценить последствия своих действий. Так стоит ли им разрешать давать сдачи?

Темперамент и «сдача»

Ни для кого не секрет, что есть дети, которые вообще не могут за себя постоять. Это так называемые «тихони» (меланхолики и флегматики). А вот холерики более вспыльчивы, эмоциональны, они не всегда сдерживают свои эмоции и поступки.

Если Вы разрешаете ребенку давать сдачи, учитывайте тот факт, что он не всегда будет применять насилие только в той ситуации, в которой бы хотелось Вам. Он будет понимать, что это способ решения конфликтов и использовать его всегда, между детьми будут драки, конфликты, а за это нужно кому-то отвечать. Может быть такое, что на ребенка кто-то не так посмотрит, что-то не то скажет, а он ударит в ответ. Вам это нужно?

Как научить ребенка постоять за себя? Ведь бывают ситуации, когда у крохи отобрали игрушку, а он стоит и плачет. Я рекомендую учить малыша отстаивать свои интересы словесно. В ситуации с игрушкой малыш должен сказать, что это его игрушка, и он с ней еще не доиграл. Потребовать вернуть ее обратно.

Если Вы учите кроху давать сдачи, Вы подвергаете и его риску, ведь кто-то из родителей тоже может захотеть научить свое чадо давать сдачи, а тот окажется сильнее и крупнее…

Чего хотят добиться родители, когда обучают ребенка «давать сдачи»?

1. Они хотят, чтобы малыш научился отстаивать свои интересы.
2. Хотят, чтобы он мог постоять за себя.
3. Хотят, чтобы не давал себя в обиду.
4. Хотят, чтобы по достоинству мог наказать обидчика.

Но, все эти задачи можно решить другим путем, не используя физическое насилие.

Во-первых, можно прибегнуть к помощи взрослого: родителя, воспитателя, учителя. Конечно, этот вариант может восприниматься кем-то, как ябедничество, но, это один из способов решить конфликт мирным путем.

Во-вторых, в цивилизованном мире принято прибегать к переговорам перед применением какой-либо силы, поэтому рекомендуются следующие шаги:

1. Если ребенка ударили, он должен спросить обидчика, зачем он это сделал, ведь было больно.

2. Пригрозить: «если ты меня еще раз ударишь, я дам сдачи», «скажу воспитательнице», «не буду с тобой дружить».

3. Если угроза не действует, только тогда реализовать наказание: сказать воспитательнице, или на худой конец и вправду ответить физически.

Если таким образом учить малыша, ему во взрослой жизни будет проще противостоять силе в переговорах.

А что Вы думаете по этому поводу? Учить ли ребенка давать сдачи? Как научить ребенка давать сдачи, постоять за себя? Напишите в комментариях, а если понравилась статья, поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.

Многие родители, особенно те, у которых мальчики, рано или поздно сталкиваются с этой проблемой. Пока ребенок совсем маленький, за ним повсюду следует мама и помогает решать мелкие конфликты, непременно возникающие в детской среде. Но вот наступает момент, когда малыш оказывается в детсадовской группе, один на один с другими детьми, и тут уже, если случится неприятная ситуация, маму на помощь не позовешь. Он должен сам знать, как постоять за себя.

Нужно ли учить ребенка давать сдачи?

Мы часто слышим: нужно уметь давать сдачи. Конечно, нельзя потакать обидчикам – безнаказанность еще больше провоцирует агрессию. Но означает ли это, что нужно учить ребенка драться? Спорный вопрос. С одной стороны, подталкивая ребенка к тому, чтобы решать проблемы силой, мы можем в итоге сформировать драчуна, который по-другому не умеет решать конфликты. А с другой – настраивая исключительно на миролюбивый лад, рискуем вырастить тихоню, не способного в будущем не только отстоять свои интересы, но и защитить свою женщину, семью. Как всегда, важно выбрать золотую середину. Вот несколько советов.

Физическое развитие

Развивайте ребенка физически. Тут подойдут ролики, велосипед, игры в мяч, в теннис, плавание. Психологи советуют командные виды спорта – они учат находить общий язык, сплачивают, вырабатывают уверенность в себе. Подберите подходящую спортивную секцию. Физически крепкий, ловкий ребенок уверен в своих силах, ему гораздо проще адекватно ответить на агрессию, а то и погасить ее, ведь мало кто рискнет полезть на такого с кулаками.

Защита слабых

Учите защищать других детей – девочек или просто малышей, которые младше и слабее. Как ни странно, храбрость появляется скорее тогда, когда приходится отстаивать другого, а не себя.

Девочек не бьют

Даже тех, которые сами дерутся. Если такая хулиганка напала на вашего сына, он не должен отвечать ей тем же. Пусть закрывается от ударов, уклоняется, уходит, но не бьет в ответ. Это принципиально. Потому что мужчина по своему предназначению – защитник женщины.

Больше свободы

Не пытайтесь решать за ребенка все конфликты, дайте ему больше свободы, не контролируйте все и вся – он должен сам уметь выходить из сложных ситуаций. И хорошо, если у него широкий круг общения: во дворе, в детсаду, на площадке в парке. Общение дает бесценный опыт, вступая в контакт со многими детьми, легче понять, как строить отношения, наметить для себя определенную линию поведения.

Слово – сильное оружие

А для того чтобы ребенок научился выходить из сложных ситуаций, проигрывайте с ним различные варианты “столкновений”. Многие мальчики, в принципе, миролюбивы, не склонны к агрессии, эдакие пацифисты. Таких порой невозможно подтолкнуть к активному сопротивлению. Они просто психологически не способны поднять руку на обидчика, как говорится, дать ему в нос. И не надо. Научите такого ребенка отвечать не кулаком, а словом, ведь это – тоже сильное оружие. Насмешка, ирония, сарказм… Придумайте и отрепетируйте варианты словесной реакции на нападение.

Хорошие мальчики тоже дерутся

Не говорите, что драться нельзя, что это плохо, что хорошие мальчики не распускают кулаки. Ребенок подсознательно усвоит запрет и в случае чего не сможет постоять за себя. Объясните, что порой драку можно свести на нет. Для этого не нужно сразу же отвечать ударом на удар. Нужно предупредить агрессора: если еще раз меня тронешь, я отвечу тем же. И только если противник “не понял”, ударить.

Похвала – большое дело

Постоянно хвалите ребенка. Восхищайтесь его силой и храбростью. Подчеркивайте, что он – будущий мужчина, сильный и смелый, который будет нести ответственность за близких ему людей, защищать свою семью.

Иногда лучше сменить садик

Если ребенок жалуется на то, что его обижает конкретный мальчик в группе, поговорите с воспитательницей, с родителями обидчика. Этот конфликт не должен перейти в хронический. Если же ситуация в ближайшем будущем не изменится, единственный выход – сменить садик. Возможно, в другом детском учреждении работают более чуткие, профессиональные педагоги, которые умеют влиять на своих воспитанников. И там вашему малышу не придется страдать от чужой агрессии.

Что такое эта «сдача» и откуда она взялась? Можно копнуть глубоко и сказать, что началось все давным-давно, с «око за око». Но ведь в современном цивилизованном обществе так не принято? Или нет? С одной стороны, у нас ходит много пословиц, говорящих о том, что умный в драку не полезет. С другой – мы постоянно учим детей давать сдачу! Не верите? А как вы отвечаете мужу, если он поднял на вас голос? Продавцу в магазине, который вам нахамил? Или как реагируете, если вашего ребенка обижают? Да, мы не лезем с кулаками в бой, но на самом деле сдачу даем всегда. Попробуем расставить акценты в этом вопросе.

Для детей до 4–5 лет понятие «дать сдачу» очень сложное. Определить, где ты отвечаешь адекватно на агрессию, а где – становишься агрессором сам, ребенок не может. Поэтому малышей не стоит учить тому, что надо бить в ответ.
В любом случае старайтесь показать, что вопрос можно решить словами, и где-то остановить того, кто использует в конфликте не слова, а действия.
Учитывайте особенности характера вашего ребенка. Если вы знаете, что он мягкий и спокойный ребенок, то применение физической силы может стать для него большим стрессом.
Когда вы говорите ребенку, что он может ударить кого-то в ответ, что может применить физическое насилие, то не факт, что ребенок будет применять физическое насилие в той ситуации, в которой вам хотелось бы. Чаще всего ребенок в результате таких разрешений на физическую агрессию начинает пробовать агрессию в принципе. Он же не знает социальных норм, он их проверяет на практике, пробует в разных ситуациях применить физическое насилие как способ разрешения конфликта. И, естественно, периодически он промахивается.
Если ребенок не может дать сдачи кулаками, значит нужно подсказать другой вариант реагирования, например, предупреждать голосом, показывая уверенность в себе.
Если ребенок любит говорить и где-то даже мечтать о том, как он будет давать сдачи, не бойтесь ему подыграть в этом. Такие своеобразные методы игротерапии могут быть полезны в становлении уверенности в себе.
Можно отдать ребенка в спортивную секцию. Главное, чтоб в этом возрасте ребенок научился защищать себя.
Вспомните себя ребенком. Когда вам было, предположим, 4 года, легко ли вам было постоять за себя? Это страшно. Страшно, что будет больно. А вот когда обижали слабого? Все давалось проще? Может быть, и вашему ребенку будет легче постоять за кого-то, чем за себя, хотя бы на стадии привыкания к тому, что такое давать сдачу!
Помните о том, что часто родители навязывают ребенку то, чего нет! Мы сами преувеличиваем ситуацию. А на самом деле вопрос может быть решен легко и просто самими детьми при общении! Не спешите делать выводы за ребенка.
Если вы будете рассказывать своему ребенку о жестоком мире, он либо озлобится и будет заранее злиться на весь мир, так как он маленький и ему тяжело справиться с ним, либо замкнется и у него будет развиваться чувство страха.
Не обзывайте своего ребенка и не называйте его оскорбительными и унизительными словами! Это вряд ли повысит его доверие к миру и усилит чувство уверенности в родителях.
Будьте для ребенка защитой и опорой! Это то, что важно, и то, что научит его верно реагировать на окружающий мир по мере взросления.