Как воспитать современного мальчика настоящим мужчиной советы. Воспитание мальчика до трех лет Воспитание ребенка 3 4 года мальчик

Психика ребенка в таком раннем периоде достаточно уязвима. Ведь он умеет воспринимать эмоции окружающих, обижаться, стыдить, разочаровываться, это именно то, что он осознает в этом возрасте.

Многие думают, что если малыш подрос и находит самостоятельно себе занятия, то не стоит ему уделять особого внимания для его воспитания. Родители тратят много времени на свои дела, забывая о нем, о том, что он всегда хочет, чтобы на него обращали внимание, хочет знать, что его любят.

Очень важно в таком возрасте придерживаться методов психологии проводить совместные игры, читать книги, выполнять занятия, дела по дому, ведь поведение строится на подражании взрослого, именно совместное времяпровождение является наиболее важным.

Малыш должен чувствовать свою ответственность в отведенном для него деле, также необходимо хвалить его, если у него получилось что-то сделать. Если он старался, но не смог сделать, все равно похвалить нужно и сказать « в следующий раз обязательно получиться».

Задачи воспитания и обучения ребенка

Основные задачи воспитания и обучения мальчиков и девочек в 4-5 и 6 лет, зависят от родителей и гармонии в семье, прежде всего – это:

  • научить их общаться в обществе;
  • дать как можно больше информации и знаний;
  • благодарить за оказанную помощь и презенты;
  • уважать старших и не перебивать их во время разговора.

Психология показывает, что в этом возрасте выявляется любовь выступать перед окружающими, желание рассказывать стихи, танцевать, петь, поэтому задачей родителей является помощь и развитие талантов своих детей.

Поведение и воспитание

Правильное воспитание и поведение в период 4-5 лет хорошо развивает познавательную деятельность. Необходимо выполнять задания, которые рекомендует психология стараться придерживаться некоторых методов, находить время как можно чаще общаться с ребенком, давать ему полезную информацию, учить всему новому.

Сейчас именно тот период, когда им все интересно, возникает много вопросов, поэтому папа для мальчика, девочки может стать настоящим «учителем жизни» . Мужчины много чего знают и могут доступно дать ответ на заданный вопрос ребенка.

Начинаются формироваться нравственные качества : проявляется чуткость, понимание, доброта, чувство дружбы. Нужно поддерживать и научить мальчика и девочку положительно относиться к окружающим.

Родители должны знать психологию поведения мальчиков и девочек в этом возрасте и на своем примере научить их освоить правила культуры поведения со сверстниками, старшими, выполнять поставленные задачи, учить как правильно вести себя в общественных местах, как делиться игрушками, где уступить, а где стоять на своем.

Пятилетнему малышу свойственны перепады настроения, непредсказуемость поведения, дети становятся физически и психологически выносливыми, могут выполнять поставленные задачи родителя.

Теперь с ними легко договориться, родители должны стать с ними лучшими друзьями. Хорошее воспитание закладывается на любви, которая должна чувствоваться в любых ситуациях, даже когда сделал плохое, не нужно чтобы родителей боялись.

Всегда будьте на стороне своего ребенка , доверяйте ему, помогайте решать проблемы, будьте для него опорой в жизни. Умейте всегда находить альтернативу, проявлять понимание, не нарушая индивидуальность маленького человека.

Воспитание должно быть правильным, ведь это для них важный возрастной период. Закрепляются черты личности и формируется характер. Ребенок копирует в своей жизни поведение собственных родителей, ведь взрослые для него образец подражания.

В этот период главное уделять много внимания, развивать познавательные процессы. Психология предлагает давать малышу занимательные задания, много рассказывать, ему это интересно и хорошо запоминается.

Разработать некоторые правила в семье и четко следить за их выполнением, например ребенок должен уметь убирать за собой, складывать игрушки, выбрасывать мусор в ведро т.п. Но желательно не забывать хвалить, награждать поцелуем за выполненное дело.

Особенности воспитания

Особенности воспитания ребенка 4 и 5 лет заключаются в том, что должны придерживаться установленных правил в семье, которых следует четко придерживаться.

Если мама запретила, то отец тоже должен быть заодно с мамой. Не должно быть исключение сегодня можно, а завтра нет.

При воспитании родители должны быть наблюдательными и внимательными, чтобы вовремя реагировать на причины непослушания.

Отношения родителей с детьми строятся непрерывно, ежедневно. Особенностью воспитания считается правильно определенный тип темперамента, поэтому учитывая его можно уверенно сказать, что общение и воспитание будет проходить, намного легче, правильно.

Именно данное правило поможет сформировать гармоничную личность. Нужно всегда стараться строить доверительные отношения, развивать их личность, не ограничивать воображение, уметь слушать, чаще смеяться с детьми, научить общаться, уметь правильно реагировать на истерики, позволять совершать ошибки и учиться на них.

Нравственное воспитание ребенка

Ребенок начинает по своей воле следовать нормам морали, он может правильно сделать правильный моральный выбор на деле.

Психология показывает , что у него в этот период складываются моральные ценности жизни и доверительные отношения к людям, проявляется сочувствие, проявляется чувство вины, становится доверчивым.

Для всех нравственных норм закрепляются социальный способ поведения, например: «Нельзя врать взрослым», «нельзя брать чужое» и т.д. Они умеют разделять, что можно делать, а что — нельзя.

Нравственное развитие детей в 4-5 лет признаки :

у них формируются первые моральные суждения и оценки;
начинают понимать смысл нравственной нормы;
возрастает действенность нравственных представлений;
возникает сознательная нравственность, то есть его поведение начинает придерживаться нравственной нормы.
Правильное воспитание советы психолога

1. Не нужно задавать вопросы, которые провоцируют на плохое;
2. Говорить позитивные просьбы;
3. Не нужно объяснять ребенку то, что он уже знает;
4. Не нужно читать часовые нотации;
5. Не нужно манипулировать ребенком
6. уметь находить компромисс, учить преодолевать трудности в жизни;

Трудности в воспитании в 4 5 и 6 лет

Трудности в воспитании возникают тогда, когда родители не знают особенности детского поведения и постоянно требуют от ребенка определенных действий, достижений, не учитывают его личное мнение, не позволяют самостоятельно принимать решение, не слушают, постоянно критикуют, ругают и унижают.

В таком случае девочка или мальчик полностью закрываются, перестают доверять родителям, делают все наперекор и показывают свой характер, плохо учатся в школе, дальше проблемы во взрослой жизни.

Чтобы избежать трудностей в воспитании, нужно начинать применять методы психологии, прежде всего, стоит научиться вежливо просить, а не приказывать и требовать, правильно реагировать на истерики, развивать личность.

С рождением ребенка вместе с радостью приходит ответственность. Чем характерно воспитание мальчика 1 год, 2 года? Вырастить и воспитать мальчика — сложная задача, это длительный и сложный процесс. О и их применении стоит задуматься еще до рождения малыша. Как правильно , чему следует уделить особое внимание?

В это время начинает формироваться личность ребенка, его самостоятельность. Он учится говорить, делает первые шаги и попытки к познанию мира, исследует все, что его окружает. Ребенок перенимает модель поведения родителей, копирует их. Если взрослый занимается каким-либо делом, можно попросить ребенка повторять за ним. Таким образом можно будет задавать ребенку правильную схему поведения. Практически все дела по дому можно делать вместе, вовлекая ребенка в процесс. Благодаря этому в 7 лет, когда настанет время пойти в первый класс, у малыша не возникнет проблем с самостоятельностью. В этот момент мальчик понимает предназначение предметов и смысл манипуляций, совершаемых родителями. Он пытается сравнивать свои действия с действиями родителей, приобретает зачатки логического мышления. У него формируется эмоциональный фон и основы его будущей личности. Постепенно пополняется словарный запас, развивается речь.

Какие вопросы надо решить в первую очередь?

Начать правильное воспитание стоит с установки режима дня, который будет соответствовать потребностям ребенка. Если мама с ребенком придерживаются режима, то не возникнет проблем с аппетитом или сном, при этом он получает все необходимые ему для полноценного развития вещества. Режим, как неоспоримое правило, поможет дисциплинировать ребенка, избежать в дальнейшем (поддержка авторитета родителей).

Правила поведения в семье должны быть согласованы со всеми взрослыми. Ребенку необходимо объяснить, что такое режим, дисциплина, и почему так важно придерживаться временных рамок.

Существует масса принципов воспитания детей (они не универсальны, ведь каждый малыш уникален), родители должны выяснить для себя, каких им следует придерживаться:

  • Игнорировать раздражающее поведение ребенка, если это ему не навредит: привычку падать на пол и бить ногами, плач и т. п. Но будьте осторожны, не допускайте возникновения опасных ситуаций. Придется научиться сохранять спокойствие, хладнокровие при виде , — это воспитательный момент. При этом за хорошее поведение ребенка надо хвалить, поощрять. Если все правильно делать, то плохие привычки вскоре исчезнут. Малютка поймет, что пытаться манипулировать родителями бесполезно.
  • Выражать эмоции, жесты в общении с ребенком. Он должен уметь различать реакции родителей, которые в свою очередь должны быть ему понятны. С детьми старшего возраста можно обсудить свои эмоции, чувства, связанные с его поступками.
  • Применять логику. Малыш будет видеть, к чему приводят его действия, ощутит последствия. Для примера можно лишить ребенка просмотра мультфильмов, если его поведение было неудовлетворительно.
  • Отвлечь малыша. Следует занять его интересной развивающей игрой, если он не хочет делиться игрушками с другом.
  • Предоставить ему возможность хорошо себя вести. Чтобы не было беспорядка, рекомендуется организовать специальное место для игрушек.
  • Подавать хороший пример. Все свои привычки дети перенимают у взрослых, которые являются для них эталоном поведения.

Как растить малышей?

Как воспитывать мальчика 2 лет? Второй год жизни пророчит много открытий. Когда малышу 1-2 года, у него растет интерес к окружающему миру. Большую часть предметов вокруг себя годовалый малыш изучает на ощупь, запах и вкус. Не стоит ограничивать место нахождения ребенка одним манежем и отбирать у него все из рук. Действительно опасные предметы лучше убрать из его окружения. Надо пройтись вместе с ним по дому, показать, рассказать, дать потрогать в присутствии взрослого все, к чему у него возникнет интерес. Важно, чтобы мама в этот момент была рядом. Как только малыш научится ползать, а далее и ходить (уже с 5 месяцев), для него открываются новые горизонты, а вместе с ними и опасности. Нужно обезопасить дом: заглушки в розетках, обивка на углах, защелка на унитазе, убрать острые предметы подальше и т. д.

Взрослому очень странно, что мальчик для игры берет в руки посуду, журнал, пакет или пуговицу. Для него любая вещь интересна, необычна, вскоре он утратит к ней интерес и приступит к новому объекту исследований.

Какой период самый сложный?

Самым непростым для родителей и самого ребенка оказывается трехлетний возраст малыша. Как воспитывать мальчика 3 лет? Третий год жизни характерен установкой личности. Малыш, как и прежде, очень эмоционален: он, как оголенный провод, очень чувствителен к похвале и порицанию. Будучи психологически привязанным к маме и папе, тем не менее он проявляет нескрываемый интерес и к посторонним, особенно если они ему симпатичны. Когда ему будет четыре года, буря эмоций стихнет, а сейчас следует набраться терпения.

Происходит активная социализация, он ощущает потребность в активном общении со сверстниками. Малыш любит играть в игры, которые имеют сюжетную линию и развитие, примерять на себя разные роли. Решением всех проблем может оказаться детский сад. Но это имеет и свои недостатки. Многие психологи сходятся во мнении, что в 3 года еще рано вести ребенка в садик, ведь это может нарушить связь с матерью, которая в этот период особенно близкая и важная.

Активно изучая мир, мальчик начинает приобретать намерения, которые могут расходиться с мамиными планами. Но мама при этом остается самым большим авторитетом, все действия ребенка направлены на то, чтобы получить ее одобрение, похвалу. Если этого не происходит, назревает конфликт.

Чтобы поддерживать отношения с ребенком, необходимо:

  • подавать хороший пример поведения;
  • с уважением относиться к личности и чувствам ребенка;
  • дать возможность самовыражения, предоставить пространство для творчества;
  • предоставлять право выбора: съесть яблоко или банан, выпить сок или компот;
  • поощрять его занятия, проявлять интерес к его успехам.

Придерживаясь этих принципов, можно заметно снизить уровень стресса в этот кризисный период 3-летнего мальчика. И вскоре можно перейти к следующему этапу — воспитывать мальчика 4 лет.

В это время особенно важно времяпровождение всей семьей. Занятия спортом, творчеством, досуг, совместные прогулки на свежем воздухе, и т. д. Это дает ребенку платформу для развития и ощущения принадлежности семье, любви, где все заботы общие.

В период от 2,5 до 3 лет огромными скачками растет воображение и фантазия. Этому способствуют сюжетно-ролевые игры, упражнения в импровизации. Можно копировать повадки животных, любимых героев, сказочных персонажей. По мере развития фантазии, творческого представления популярными у ребенка будут такие способы творчества:

  • рисование;
  • лепка;
  • аппликации;
  • оригами;
  • конструирование.

Все эти занятия развивают не только мышление и воображение, но и мелкую моторику пальцев, координацию движений.

Игра как метод общения с ребенком

Фокусировать свое внимание на чем-то одном долго ребенку трудно. Но его можно увлечь игрой на 10-15 минут (пусть это будет хотя бы пять минут). При этом игра может быть просто занимательным способом потратить время, а может быть отвлекающим маневром, или способом донести до него важную мысль (мораль). Так в форме игры можно научить ребенка мыть руки или чистить зубы, выучить цвета или освоить основы этикета.

В этом возрасте малыш уже может быть режиссером игры. Следует дать ему роль главного, разрешить распределять роли и определять правила игры. Родители будет удивлены проницательностью и остроумием ребенка. Посредством игры можно сообщить малышу о социуме, он может примерить на себя роль доктора, учителя, повара и т. п.

Возрастные нормы развития детей

Большинство детей приходят к каким-либо достижениям примерно в одном и том же возрасте: в 5-7 месяцев прорезаются молочные зубки, а в 5-6 лет — коренные. На основании этих периодов оценивают уровень развития ребенка. Но все дети уникальны сами по себе, каждый из них имеет свои особенности. Иногда отдельно взятые параметры у детей развиваются с задержкой. Если отставание небольшое (один или два месяца) бить тревогу не стоит.

Существуют критические периоды, которым стоит уделить внимание. Необходимо проверить, достиг ли мальчик основных моментов развития. Крайняя цифра задержки развития по какому-либо параметру — 5 месяцев. Стоит обратиться к специалисту, если:

  • к 15 месяцам малыш все еще не понимает функции простейших бытовых приборов;
  • не пытается перенять привычки и поведение родителей;
  • к 18 месяцам не сделал первые шаги;
  • знает менее 15 слов в возрасте 18 месяцев;

Причиной таких отклонений может быть врожденное заболевание, неправильное питание или нехватка общения. Но чаще всего это простой дефицит занятий с родителями, недостаток внимания, развивающих игр и времяпровождения с мамой.

Нужно быть готовым, что с рождением ребенка свободного времени у мамы почти не будет, но все старания, каждая минута, потраченная на общение с ребенком, пойдет на пользу. Придется вложить колоссальное количество времени и энергии в ребенка, чтобы он вырос достойным человеком. И в свою очередь отблагодарил родителей любовью и заботой.

Данный период возрастного развития является очень важным. Именно сейчас закладываются основы характера малыша. Следовательно, правильное воспитание имеет свои особенности, которыми не надо пренебрегать. Очень важно найти правильный подход к ребенку. Психология воспитания мальчика в 4 года рекомендует не отдавать его в детский сад, не искать ему няню. Заниматься ребенком в этом возрасте должны сами родители.

Как правильно воспитывать мальчиков 4 лет?

Правильно воспитывать ребенка в 4 года надо смещая равновесие в сторону умственной активности. Прыгать, бегать становится уже не интересно, хочется заняться чем – то более спокойным. В этом возрасте детей привлекает рисование, изготовление поделок из различного природного материала. Такой интерес следует поощрять. Подобные занятия развивают усидчивость.

Кружки. В плане физического воспитания подошло время, когда можно отдавать малыша в спортивную секцию. Обязательны также ежедневные прогулки. Они способствуют развитию крупной моторики, укреплению иммунитета.

Чтение. Показывайте ребенку буквы, учите его читать. Делать это лучше в форме игры. Для развития простых математических действий можно использовать игрушки. Развивайте любовь к книгам, полезно чтение сказок для развития воображения. Рекомендуется организовывать мини театр: бумажные или тряпочные куклы из носков - отличное решение.

Знания. Воспитание мальчика в 4-5 лет отмечает пробуждение любознательности. Постоянно звучат бесконечные «почему». Взрослые не должны терять терпение. Надо спокойно отвечать на все вопросы, объяснять непонятное. Лишние подробности, при этом, можно опускать.

Детский сад. Если у мальчика появляются проблемы с адаптацией в детском коллективе, помогите. Найдите сначала причины, затем аккуратно их устраняйте. Учите сына общению с детьми.

Эмоции. Воспитывать мальчика 4-5 лет сложно за счет появления новых эмоций. Малыш начинает обижаться, раздражаться, испытывать стыд, печаль. Он не всегда умеет справляться с новыми чувствами. Не знает, как себя вести. Объясняйте ребенку, что в таких ситуациях лучше использовать слова, а не действия.

Хвалите, ругайте, наказывайте. Малыш нуждается в одобрении его поступков. Он еще больше будет проявлять старания, если видит, что за него радуются родители. Ругайте только по делу. Делайте замечания в понятной для крохи форме. Говорите малышу, что любите, даже когда его поведение оставляет желать лучшего.

Воспитание играми

Когда сыну исполняется 4 года, мама с папой задумываются над выбором игрушек. Они должны развивать любознательность, формироваться личные предпочтения.

Воспитывать 4 летнего мальчика можно, прибегая к ролевым играм.

Учите сына играть «в стройку», «в пожарника». Это даст ему базовое представление, чем занимаются мужчины. Именно их роль он будет исполнять в играх.

В данном возрасте важно уделять внимание развитию мелкой моторики:

  • придумайте игры с карандашами, пластилином, ножницами;
  • расскажите малышу сказку, где надо разложить зернышки по тарелочкам. Пусть ребенок исполнит эту роль;
  • можно устроить соревнование между членами семьи. Это будет способствовать развитию лидерских задатков у малыша.

Летом чаще выходите играть в песочницу. Стройте замки. У мальчика будет развиваться фантазия, воображение, образное мышление. Мастерите с ним фигурки, наделяйте их именами, разными качествами, придумывайте вместе истории с их участием.

Воспитывать 4-х летнего мальчика надо, формируя его логическое мышление. Используйте для этих целей детское домино, разные головоломки. В любом магазине в отделе детских игрушек сегодня достаточно материала.

Главным участником игры должен выступать малыш. Он обязан принимать решение, думать, искать выход из сложившейся ситуации.

Выбор игрушек для мальчиков

Во что бы ни играл малыш, игрушка, по-прежнему, будет занимать лидирующие позиции. Вопрос заключается в правильности ее выбора.

Как правило, родители считают, что воспитывать мальчика четырех лет надо, покупая ему пистолеты, самолеты, машинки. Мамы и папы отметают всякую идею кукол. Когда заметили, что сын играет с куклой, наступает немой шок. Такой испуг совершенно напрасен.

В данном возрасте у малыша появляется интерес к другим детям, он учится с ними общаться. Живым примером тому является кукла. Вначале это может быть неваляшка, затем пожарник, летчик, водитель, полицейский. Кукла не может помешать развитию мужественности, смелости. Скорее наоборот. Вспомните любимых всеми поколениями детей роботов. Их подвиги восхищали малышей, развивали храбрость, отвагу.

Когда игрушка исчерпывает свой интерес, мальчик ставит ее на полку. Он идет дальше в своем развитии. В его жизни появляются разные конструкторы. Пытливый ум ищет что – то новое.

Правильно воспитывать мальчика 4 лет означает:

  • не устраивать ему необоснованных запретов;
  • участвовать вместе с ним в выборе игрушек;
  • незаметно подсказывать, не навязывая своего мнения.

Основная задача родителей в воспитании четырехлетнего сына заключается в расширении его кругозора. Не препятствуйте познанию нового. Учите общению с детьми, благодарению за помощь, подарки.

Помогайте развитию артистических способностей. Малыши в этом возрасте с удовольствием поют песни, танцуют, читают стихи на публику. Воспитание мальчика 4-х лет предполагает большее участие папы в этом процессе, однако, маме не надо самоустраняться.

Психологи отмечают в этом возрасте рост желания познать все. У детей расширяется воображение, коммуникация становится активнее. Развитие малыша происходит быстро, и задачей родителей считается придать ему правильное направление.

  1. развивайте ребенка, как личность. Объясняйте ему, что хорошо и плохо, правильно и неправильно, можно и нельзя;
  2. поощряйте проявление эмоций, объясните, как правильно их выражать;
  3. имейте терпение и снисходительность к шумным поступкам. Не стоит сдерживать поведение ребенка (в границах разумного), но и учить быть сдержанным;
  4. воспитание ребенка в 4 года предполагает обучение его сочувствию. Малыш должен понимать чувства других детей, правильно на них реагировать;
  5. соблюдайте последовательность. Когда сказали «нет», придерживайтесь этого запрета, не меняйте его быстро на согласие. В противном случае попадете под влияние малыша;
  6. повторяйте наставления по несколько раз. Дети в этом возрасте не отличаются внимательностью. Они могут услышать, тут же забыть. В таких случаях нужны многократные повторения;
  7. ограничивать воображение нельзя. Малыш придумывает разные истории, фантазирует. Порой его выдумки кажутся глупыми. Можете вносить свои коррективы, но не убивайте просыпающееся воображение;
  8. чаще смейтесь вместе. Читайте малышу смешные истории, сказки;
  9. учите ребенка быть общительным. Знакомьте его со сверстниками. Организовывайте их совместные игры. В процессе игры они удовлетворяют жажду познания, растут их коммуникативные навыки;
  10. не настаивайте на длительном выполнении чего – либо. Ребенок не обладает в этом возрасте большой усидчивостью.

Истерики. Проявляйте правильную реакцию на истерику малыша. Воспитывать мальчика 4 лет трудно, он начинает экспериментировать над родителями, закатывая ложные истерики. Малыш наблюдает за реакцией взрослых. Подождите, пока он успокоится, затем побеседуйте с ним.

Воспитание мальчиков так или иначе все равно опирается на общие возрастные особенности ребенка. Поэтому начнем с разговора о двухлетнем малыше.

Почему мы начинаем говорить о том, как воспитывать мальчика именно в 2 года? Потому что, несмотря на очевидные различия в поведении мальчиков и девочек - младенцев, до 1,5 лет разницы в воспитательных воздействиях практически нет. Самое главное, что необходимо детям (и мальчикам, и девочкам) в этом возрасте, - это чувствовать связь и заботу, нежность и любовь родителей. Это значит, что относиться к мальчикам нужно также, как к девочкам: целовать и обнимать их, носить на руках, кормить грудью, разговаривать, играть. Физические проявления любви для мальчиков даже важнее, чем для девочек; этот тот случай, когда «кашу маслом не испортишь».

И именно в районе возраста 2 лет ребенок начинает понимать, что он либо девочка, либо мальчик, и обозначает себя соответствующим образом «Я (Миша) мальчик!» или «Я (Катя) девочка».

Первое в воспитании двухлетнего мальчика - побольше позитивного общения. «Если в первые год-два жизни сына мать оказывается в глубочайшей депрессии и закрыта для общения с ребенком, в его сознании появляется аспект печали. Если мама злится, бьет или обижает сына, он начинает сомневаться в том, что его любят» (Стив Биддалфф). А это первые признаки базового недоверия к миру.

Второе «как воспитывать мальчика 2 лет». Не бейте и не наказывайте ребенка жесткостью ил равнодушием. Тот, кто бьет, демонстрирует слабость. Ваша сила сейчас обернется Вашей слабостью в будущем, или слабостью характера Вашего ребенка. Силу в мальчике воспитывают другими методами!

Третий пункт «как воспитывать мальчика 2 лет». К году ребенок научается ходить. К 1,5 годам ребенок становится физически более выносливым. У мальчиков не только совершенствуется ходьба, но и развивается умение бегать, они учатся подпрыгивать, бросать мяч, улучшается ощущение равновесия. Не запрещайте мальчику физически развиваться! И позволяйте набить себе пару синяков и шишек. Иначе ребенок не поймет, что такое боль, и как надо её терпеть. Пожалейте, но не делайте из этого трагедию! Придумайте какое-нибудь мощно заклинание! У нас это «у зайки боли, у мишки боли, у Дани ничего не боли» - действует до сих пор))

Четвертое «как воспитывать мальчика 2 лет» . В отношении к труду у детей этого возраста появляется желание «помогать» взрослым: нести с мамой сумку или пытаться «подметать» пол и т. д. Поэтому способствуйте и поощряйте такое поведение! Если «отбить охотку» сейчас, в будущем не допроситесь!

«Как воспитывать мальчика 2 лет», в-пятых. На этот возраст приходится первая необходимость формировать правила и запреты. Хотя слово «нельзя», по оценке психологов, ребенок начинает понимать примерно с 3-х лет, ограничения и наказания (в смысле не физические конечно) вводить все же необходимо. Но не в приказном порядке, а как обоснованный закон «Нож брать нельзя - порежешься» вместо «Не трогай! Руки убери! Ещё палец отрежешь!». Но постоянные запреты и тотальный контроль - это Ваш персональный ад.

Шестое правило «как воспитывать мальчика 2 лет» - не опекайте ребенка и не давите на него своими сверхожиданиями. «Ребенок в 2 года не говорит?» - не волнуйтесь, это не повод не спать ночами. Мальчики начинают говорить позже девочек. Главное, чтобы у мальчика были развиты познавательный интерес и моторная активность. «Ваш мальчик не выполняет упражнения/ не читает/ не рисует…, как та девочка?» - тоже не повод для расстройства. Все дети разные, и развиваются они по-разному! А своими ожиданиями, и последующим недовольством, Вы выражаете ребенку нелюбовь!

И в-седьмых «как воспитывать мальчика 2 лет» - в игре. Игра в этом возрасте носит характер манипуляции с предметами. Но именно через такую игру ребенок познает окружающий мир, предметы, людей. В игре учить дисциплине и порядку (убирать игрушки), правилам («идем гулять» - значит надо собираться и последовательно одеваться), гигиеническим и элементарным трудовым навыкам (умыться, подмести пол),игре с игрушками (как обращаться с игрушками, сравнивать предметы). О воспитании через игру рассказывается и в нашей книге «АНТИНЯНЯ, или Как воспитать счастливого, здорового и уверенного в себе ребенка, сохраняя время на личную жизнь и карьеру».

И напоследок, обращаться к сыну необходимо в соответствии с его полом. Лучше не употребляйте такие нежности, как «малыш», «зайчик», «лапочка» и т.д. Формируя словесно формулу отношения к себе, лучше обращайтесь к сыну и используйте слова «сынок», «мальчик», «мой любимый защитник».

Для интересующихся проблемой «как правильно воспитать мальчика» можно порекомендовать следующие книги:
✔ Игорь Семёнович Кон «Мальчик - отец мужчины»
✔ Ян Грант «У меня растет сын! Как воспитать настоящего мужчину»
✔ Элиум Дон, Элиум Джоан «Воспитание сына»
✔ Стив Биддалфф "Воспитывать мальчишек... как?".

О кризисе трех лет написано и сказано много, тем не менее многих родителей он застает врасплох. Психологи заслуженно называют его важнейшим этапом становления личности, наряду с подростковым возрастом. При воспитании ребенка 3-4 года психология дает советы, призванные помочь членам семьи в преодолении этого сложного периода, они и изложены в этой статье.

Развитие нервной системы и моторики

К трем годам головной мозг ребенка уже достаточно развит, чтобы совершать несколько движений одновременно и координировать работу тела. Это самое большое достижение трехлетнего ребенка. Он начинает овладевать навыками различной деятельности, и то, чему он научится сейчас, останется с ним на всю жизнь. Активно развивается как крупная, так и мелкая моторика. Можно и нужно постепенно привлекать его к домашним делам, отдать в малышковую развивающую группу или детский сад.

Осознание своего «Я» и начало становления личности

Организм и психика в этот период активно развиваются: формируются речь, навыки игры, общения с другими людьми. Важнейший психический процесс этого периода - формирование собственного «Я». Основная причина кризиса состоит в том, что происходит качественный скачок в развитии, становление самостоятельной личности.

Прежняя модель поведения матери и отца перестает удовлетворять маленького человека, теперь он хочет, чтобы к нему относились по-новому, и отстаивает свое «Я» перед другими. От того, насколько близкие проявят в этот период мудрость и терпение, зависит, каким их воспитанник станет в будущем.

Изменения в поведении

Обычно этот этап жизни длится от нескольких месяцев до двух лет. Признаком приближающегося кризиса является узнавание себя в зеркале: если раньше карапуз говорил о себе в третьем лице, называя по имени - например, «Это Саша», то теперь говорит: «Это Я!» Основные симптомы того, что кризис уже начался:

  • негативизм;
  • упрямство и строптивость;
  • своеволие;
  • деспотичное поведение;
  • обесценивание взрослых;
  • истерики.

Главная фраза в это время — «Я сам».

Трудности в воспитании

Резкие перемены в характере

Родители часто бывают в шоке от того, что их кроха, до сего момента такой послушный, вдруг начинает вести себя резко негативным образом. Меняются вкусы, а те игрушки и занятия, что раньше нравились, становятся нелюбимыми, маленький бунтарь перечит старшим, иногда будто специально делает назло, или все наоборот. Например, не идет гулять, даже если хочет этого. Злится, капризничает, порой плохо ведет себя напоказ.

Истерики, манипуляции

Наверное, все видели подобную сцену: карапуз падает на пол в торговом центре и начинает громко кричать, требовать купить что-то, бьется в истерике. Родители зачастую теряются, а если еще окружающие вставляют осуждающие реплики, то невыносимое чувство стыда заставляет их пойти на поводу у ребенка. Такое поведение может закрепиться: 3-4-летний кроха становится манипулятором, который крутит родными, как хочет, чувствуя свою безнаказанность и власть.

Подавление естественной активности

Но есть другая крайность: когда отец и мать «победили» своего отпрыска, он становится тихим, послушным, боязливым и совершенно безынициативным. На любое естественное проявление следует гневный окрик: «Куда пошел?» «Не беги!» «Не трогай!» В конце концов малыш перестает пытаться что-то делать и решает, что лучше тихо сидеть и не высовываться. Ведь ему очень нужна материнская и отцовская любовь, а будучи плохим в глазах родных, он не сможет ее получить. Так формируется выученная беспомощность.

Негативно влияет на формирование личности противоречивое воспитание в этот период, например, сочетание контролирующей мамы и все позволяющего папы. Маленький человек начинает понимать, что взрослые сами не знают, как с ним справиться, а правила поведения неодинаковы у разных людей. Поэтому он приспосабливается искать защиты у одного из родных от другого. Часто бывает так: кроха съездил к бабушке с дедушкой, там «разбаловался», потом родители никак не могут снова приучить его к послушанию, и такие воспитательные «качели» повторяются из раза в раз.

Страх потери близких

Бывает, что отец и мать втягивают сына или дочку в свой супружеский конфликт и вынуждают принять чью-либо сторону, что для ребенка крайне болезненно, ведь приходится взять на себя непосильную для маленького человека ответственность. Такой малыш из страха потерять маму или папу старается быть хорошим, выполнять все требования, но на самом деле пребывает в постоянной тревоге или же, наоборот, своими капризами, нарочито плохим поведением неосознанно вынуждает родных сплотиться вокруг него.

Необходимо знать, что развод родителей в этом возрасте является крайне разрушительным для детской психики. Если кроха чувствует, что мать и отец не любят друг друга, но остаются вместе ради него, он испытывает неосознанное, но глубокое чувство вины. Дети понимают в этом возрасте гораздо больше, чем принято думать, и любой дисбаланс в семейной системе отражается на поведении малыша.

Пути благополучного выхода из кризиса

Время внутренних перемен

Прежде всего, матери и отцу нужно понять, что происходящее сейчас с их чадом - совершенно нормальная часть его естественного развития. Это не зависит от того, правильно или неправильно малыша воспитывают, какие у него мама и папа. Кроме того, иногда кризис проходит совсем быстро и незаметно, это тоже вариант нормы. Но обычно все же этот этап проходит бурно, и в это время в детской психике происходят очень важные вещи:

  • развитие речи;
  • социализация;
  • развитие воли и самостоятельности;
  • формирование базового чувства безопасности;
  • творческое развитие;
  • подражание старшим.

Развитие речи: маленький почемучка

Трехлетка уже знает до 1500 слов и каждый день узнает что-то новое, в его сознании активно формируется описание окружающей картины мира. Именно поэтому он задает столько вопросов и тренирует речевые навыки в общении с родными. «Почему птица летит и не падает?» «Откуда идет дождь?» – подобные вопросы часто ставят взрослых в тупик. Необходимо отвечать максимально правдиво, не отшучиваться, ведь кроха воспринимает все буквально. Если ответ неизвестен, то надо честно сказать об этом, но пообещать разузнать.

В этом возрасте открывается так называемое «языковое окно»: если ребенок растет в межнациональной семье, он легко усваивает несколько языков. Но не стоит слишком увлекаться ранним развитием, все должно происходить естественно. Основная деятельность в этом возрасте - игровая, а переутомление ведет к потере интереса.

Социализация: что такое хорошо и что такое плохо

В три года маленький человек находит и проверяет на прочность границы между собой и окружающими, учится понимать, что можно, а что нельзя. Это тонкий момент, который нельзя упускать: ребенок должен усвоить, что в мире взрослых существуют определенные правила, что у других тоже есть потребности, научиться сочувствовать. Постепенно должно прийти понимание, что он не центр вселенной, но занимает в ней определенное место, наряду с другими.

Проявление воли: первые самостоятельные победы

В этот период малыш часто говорит: «Я сам!», пытается что-то сделать, пока еще неумело, медлительно. Взрослым бывает невыносимо наблюдать за этими неловкими движениями, так хочется быстро сделать все самим, чтобы скорее заняться своими делами. Но нужно дать крохе шанс проявить себя, испытать гордость за свою маленькую победу. Таким образом формируется самооценка, и происходит понимание своих возможностей, вырабатывается самостоятельность, что немаловажно для дальнейшей жизни.

Самообслуживание: чистота и опрятность

Трехлетний ребенок уже должен овладеть навыками гигиены: мыть руки, опрятно есть, самому садиться на горшок, чистить зубы, одеваться с небольшой помощью взрослого. Он исследует окружающий мир, приобретая навыки, и может случайно или намеренно ломать вещи. За это не следует ругать — ведь он поступает так не со зла, а лишь хочет понять, как все устроено.

Базовое чувство безопасности: безусловная любовь

Трехлетке очень важен контакт с мамой и папой, он должен знать, что его любят не за что-то, а просто так, и не перестанут любить, если вдруг ошибется. Ему необходимо чувствовать себя нужным и важным. Если не обращать внимания на малыша в этот период, он может начать капризничать и таким образом получить недостающее.

Важно быть последовательным в воспитании, не наказывать чадо просто так, из-за своего дурного настроения, обязательно поощрять за успехи и терпеливо объяснять, что можно, а что — нельзя, и почему. Слишком большое количество запретов формирует у ребенка тревожность и сопротивление, однако те запреты, нарушение которых связано с опасностью для жизни и здоровья, он должен четко усвоить.

Важно: ни в коем случае нельзя наказывать перед едой или сном, когда малышу больно или физически плохо, - базовые потребности должны четко соблюдаться.

Творчество: время смешных рисунков

Ребенок-трехлетка рисует «головоногов» — странных существ с большой головой и ниточками-ногами, может увлеченно изображать «каляки-маляки» или цветные разводы на бумаге. Так развивается мелкая моторика, и происходит знакомство с разными средствами творческого самовыражения, при этом происходит активное развитие мозга, установление новых нейронных связей, что будет весьма актуально, когда ребенок пойдет в школу. Главное — не загубить на корню эти ростки творчества, детские работы нужно хвалить, но в меру, поощрять старания сделать лучше.

Важно: нельзя смеяться или осуждать то, что малыш сделал своими руками. В раннем детстве все охотно рисуют, но впоследствии многие прекращают это делать именно из-за страха критики.

Подражание: игра во взрослую жизнь

В этом возрасте еще не осознаются гендерные различия, и рано прививать крохе мысли о женской или мужской роли в обществе. Мальчик или девочка стремятся подражать родителям и брать с них во всем пример — могут играть во взрослую жизнь и в профессии, подражать действиям значимых старших. Например, нагружать самосвал кубиками и строить дом, возить кукол на игрушечной машине на дачу, лечить, кормить и так далее.

Игрушки в этот период должны быть максимально приближены к реальной действительности. Ребенок, конечно, понимает, что все это понарошку, так он отыгрывает ролевые сюжеты из жизни, создавая свой маленький мир - подобие взрослого. Родители могут направлять и подсказывать сюжеты игр, таким образом участвуя в жизни своего чада.

Памятка для трудных ситуаций

Чтобы не теряться в критической ситуации, надо держать в памяти такие полезные советы: чего точно не стоит делать, а что, наоборот, поможет добиться успеха.

Неэффективно: Эффективно:
Не кричите на ребенка.
Крик пугает малыша и дезориентирует. Основатель семейной терапии Вирджиния Сатир предлагала такое упражнение: сядьте на корточки, поднимите голову и смотрите вверх, затем пусть кто-то, стоящий рядом в полный рост, будет громко кричать на вас. Так вы поймете, что испытывает ваш сын или дочь в подобной ситуации.
Присядьте рядом на корточки, установите контакт глазами. Скажите маленькому, что у него есть время покричать, если хочется, и что для вас главное, чтобы он стал чувствовать себя лучше.
Не отменяйте запрет.
Если идете на поводу у ребенка или боитесь истерики, вы делаете ему хуже, закрепляя манипулятивное поведение.
Обеспечьте безопасность места, где находится ребенок. Уберите то, обо что он может ушибиться или пораниться. Посидите рядом, покажите, что расстроены таким поведением, но все равно любите его.
Не применяйте к ребенку грубую силу и не шлепайте его. Телесный контакт, близость очень важны. Обнимите, погладьте по голове, начните тихим голосом рассказывать любимую сказку или шептать что-то приятное.
Не стесняйтесь своего ребенка перед другими людьми. Никогда не показывайте, что мнение посторонних людей о нем важнее, чем ваше собственное. Ваша задача — помочь малышу пройти кризис, а не взрастить в нем чувства вины и стыда. Также нельзя сравнивать его с другими, ставить других детей ему в пример. Постарайтесь выяснить, что вызвало истерику, и договориться, что причина будет устранена. Когда ребенок успокоится, расскажите ему о плохих последствиях такого поведения: разбросанные игрушки, расстроенные родители. Если дело происходит дома, можно выйти на время из комнаты - отсутствие зрителей зачастую помогает успокоиться.

Выход из кризиса

Воспитание своим положительным примером

Таким образом, пройдя кризис, все члены семьи должны вынести из него главное: ребенок - ощущение себя отдельной, индивидуальной личностью и самоуважение, интерес к познанию мира и самостоятельность, взрослые - умение договариваться и сохранять доверие малыша, адекватные границы дозволенного и эмоциональный контакт.

И главное - всегда помнить, что дети во многом копируют родителей. Поэтому воспитывать нужно себя и подавать им хороший пример. Тогда можно не зацикливаться на воспитании, а просто любить своих детей.

Психолог поможет справиться

Но если при всех приложенных усилиях не удается справиться с проблемами, или же вы интуитивно чувствуете, будто что-то идет не так - не нужно откладывать визит к детскому или семейному психологу. Второе предпочтительнее, ведь проблемы детей обычно лишь отражают трудности всей семьи как системы. Опытный специалист поможет выявить причины и преодолеть разногласия. Возможно, не сразу, но через несколько сеансов плодотворной работы будут выработаны навыки нового, более эффективного поведения.