Повышенная базовая часть пенсии. Размер страховой пенсии по старости

Пенсия россиянина по новым правилам складывается из трех частей. Первую человек копит сам из своих собственных средств. Вторую - он зарабатывает в процессе трудовой деятельности. А третью - ему гарантирует государство. Именно об этой последней, базовой части пенсии мы хотим рассказать вам сегодня.

Понятие базовой части страховой пенсии для знающих людей отнюдь не ново, так как существовало оно еще до начала действия закона №400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. Просто раньше (до 31.12.2014 года включительно) эта базовая часть входила в состав не страховой, а трудовой пенсии по старости и каждый год увеличивалась пропорционально росту цен на продукты и среднегодовому уровню инфляции. Собственно, кроме названия и суммы в текущем году в ней ничего и не изменилось.

Что такое фиксированная доплата к пенсии?

В новом законе (о нем мы уже упоминали выше) базовая часть пенсии названа фиксированной доплатой, хотя по сути это одно и то же. Подробно порядок назначения, расчета повышения и изменения фиксированной доплаты описан в статьях 16-18 ФЗ №400.

Получать фиксированную доплату к пенсии могут все зарегистрированные в системе ОПС пенсионеры. Фиксированная доплата не может выплачиваться обособленно и оформляется одновременно с одним из следующих видов страховых выплат:

  • по возрасту/старости;
  • из-за инвалидности;
  • из-за кончины кормильца.

По тому, к какой категории можно отнести пенсионера (достигший пенсионного возраста, инвалид одной из групп, утративший кормильца), места его проживания, наличия родственников на попечении, а также специфического характера работы, меняется размер базовой части страховой/трудовой пенсии.

Кроме этого, фиксированная пенсия регулярно индексируется в феврале и апреле нового года, пропорционально индексу роста цен стране. В феврале текущего года такая индексация уже была проведена: фиксированные значения страховых пенсий всех видов выросли на 11,4% и составили:

  • пенсия по возрасту и в связи с инвалидностью (для инвалидов 1 и 2 групп) - 4 384 руб.;
  • пенсия в связи с инвалидностью для инвалидов 3 группы и пенсия в связи с утратой кормильца - 2 192 руб., т.е. половина от фиксированной пенсии по возрасту (п. 2 ст. 16 ФЗ №400);

Кому положены льготы?

Перечисленные выше значения являются типовыми, то есть назначаются тем гражданам, кто не имеет права на какие-либо льготы. Вместе с тем, перечень льгот, позволяющих получать большую доплату к пенсии довольно обширен (см. ст. 17 ФЗ №400). А именно:

  1. Если гражданин обратился за пенсией позже, чем положено, то фиксированная доплата возрастает пропорционально отсрочке при оформлении пенсии. Более подробно коэффициенты роста прописаны в Приложении 2 ФЗ №400.
  2. Инвалидам 1 группы, круглым сиротам и гражданам восьмидесяти лет и старше фиксированная часть пенсии (далее ФЧП) выплачивается в двойном размере.
  3. Если у пенсионера или инвалида на попечении есть нетрудоспособные родственники, то за каждого такого родственника (не более 3-х человек) ему полагается 1/3 ФЧП.
  4. Пенсионеры, которые пятнадцать лет из 20 (для женщин) или 25 (для мужчин), отработали на Крайнем Севере, дополнительно получают доплату к пенсии на 50% больше обычных граждан.
  5. Пенсионеры, которые двадцать из 20/25 лет отработали в районах, равнозначных регионам Крайнего Севера, получают 30% прибавку к ФЧП.
  6. Пенсионеры из пунктов 4 и 5, если: им исполнилось 80 лет, они стали инвалидами 1 группы или у них на обеспечении находятся родственники, неспособные трудиться по объективным причинам, - получают прибавку в двойном размере от назначенного.
  7. Пенсионеры, постоянно проживающие /переехавшие на ПМЖ в регионы Крайнего Севера или уравненные с ними, получают доплату к пенсии, умноженную на соответствующий региональный коэффициент.
  8. Пенсионерам - работникам сельского хозяйства со стажем такой работы = 30 лет, которые постоянно живут в селе, доплата к пенсии увеличивается на четверть.
  9. Граждане из пунктов 4, 5 и 7 вправе получать доплату к фиксированной части пенсии только по одному из оснований на выбор.

Чтобы лучше понять механизм действия льгот, давайте рассмотрим их применение на примере:

Иванов И.И. обратился в ПФР за пенсией по возрасту. Он - инвалид 1 группы и содержит троих нетрудоспособных родственников. Как инвалид 1 группы он может получать базовую доплату (ФЧП) в двойном размере + по трети на каждого нетрудоспособного иждивенца.

Получаем:

4 384(основа) +4384 (за 1 группу инвалидности) +4384 (за 3-х иждивенцев на попечении) = 13 153 руб. (сумма не точная, так как базовая ставка взята с округлением).

О документах стоит позаботиться заранее

Возможность приобретения ряда льгот в отношении базовой части страховой пенсии определяется в тот же момент, когда происходит назначение гражданину того или иного вида пенсии (за исключением накопительной).

Расчет базовой части пенсии производится автоматически. Для этого даже нет необходимости дополнительно посещать ПФР. Однако если вы претендуете на получение фиксированной части в повышенном размере, то вам, скорее всего, придется предоставить ряд документов, подтверждающих ваши права. Это могут быть:

  • для сельхоз работников - трудовая книжка колхозника;
  • для лиц, имеющих иждивенцев - свидетельства о рождении, свидетельства о браке и или его расторжении, справки о доходах родственников, справки из жилотделов, решения суда и пр.
  • для инвалидов или лиц, осуществляющих уход за инвалидами - выписки из актов медицинской экспертизы по установлению инвалидности;
  • для лиц, работавших на территориях Крайнего Севера - справки с места работы и т.д.
  • а также иные документы, которые могут быть признаны ПФР в качестве надежного доказательства.

Если в представленном вами пакете документов будет не хватать каких-либо бумаг, сотрудники ПФР своевременно известят вас об этом.

Цель российской пенсионной реформы, начавшейся в 2002 году, состоит в повышении благосостояния граждан, закончивших трудовую деятельность и не имеющих более источников дохода.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Помимо этого, - уменьшить бюджетные расходы государства за счет развития накопительных методов формирования пенсионного фонда, с тем, чтобы будущие пенсионеры вносили отчисления в свою копилку.

Учитывая международный опыт, была предложена структура пенсионных выплат, состоящая из 3 составляющих частей: базовой, страховой и, в дополнение, накопительной.

Что это такое

Базовая - так назвали разработчики нового закона долю , являющуюся первичным элементом пенсионных выплат. Имелось в виду, что это пособие гарантируется государством даже при наличии минимального стажа работы гражданина.

Первоначально базовая часть была определена в размере 450 рублей. Для ее получения было достаточно, чтобы суммарная продолжительность трудового периода не была меньше 5 лет.

Некоторым категориям пенсионеров (инвалидам, содержащим иждивенцев, имеющим северный стаж) установили повышающие коэффициенты к базе. Ежегодно базовая пенсия индексируется, чтобы компенсировать уровень инфляции, рост коммунальных платежей и цен на продукты.

По крайней мере, так было до 2019-го, когда прибавка оказалась в 3 раза меньше официальной инфляции. В любом случае базовая составляющая пенсии была существенно меньше страховой, которая учитывает величину заработка и продолжительность .

Поначалу были серьезные планы по накопительной системе. Будущим пенсионерам - мужчинам с 1952, женщинам с 1956 года рождения, открыли личные накопительные счета для формирования накопительной пенсии.

Но уже в 2005-м правительство, видимо, испугавшись, что Российский Пенсионный Фонд и независимые пенсионные фонды (НПФ) могут не выполнить своих обязательств, свернуло эту программу.

Сегодня накопительные отчисления идут на счета будущих пенсионеров, год рождения которых позднее 1967-го, если они подтвердили свое согласие остаться в этой программе. Срок подтверждения, кстати, истек в конце 2019 года.

В 2010-м базовая пенсия была включена в страховую часть под названием - фиксированный базовый размер (ФБР). А закон , принятый в 2013-м, еще раз переименовал ее.

Теперь ее название - фиксированные выплаты к страховой пенсии (ФВ). На 2019 год ФВ установлены в размере 4559 рублей. Термина «трудовая» сейчас не существует, пенсия называется по названию основной составляющей части - страховая.

Когда можно ее получать

Если вначале для получения базовой части пособия требовалось соблюдение двух условий: достижение установленного возраста выхода на пенсию и минимальная продолжительность трудовой деятельности 5 лет, то новое законодательство расширяет список предъявляемых требований.

Фиксированные выплаты (базовая пенсия по-старому) выплачиваются вместе со всей страховой пенсией, куда они входят как одна из составных частей.

Страховая пенсия включает в себя: ФВ (фиксированная выплата) × ПК 1 (повышающий коэффициент 1) плюс ИПК (индивидуальный коэффициент пенсионера) × СПК (денежное обеспечение пенсионного балла) × ПК 2 (повышающий коэффициент 2).

Получить ее можно в случае соблюдения следующих требований:

Возраст гражданина соответствует требуемому: мужчины - 60, женщины - 55 лет Для отдельных групп работающих устанавливается льготный возрастной порог: вредные работы (Список № 1), тяжелые работы (Список № 2), работа в условиях Крайнего Севера, железнодорожники и некоторые другие
Минимальный страховой стаж Следует уточнить, что он не обязательно совпадает с трудовым, поскольку не все случаи трудовой деятельности могут быть подтверждены отчислением страховых взносов. На сегодня (2016-й) минимальный стаж равен 7 годам. В последующем он будет возрастать: до 15 лет в 2024-м. Как видно - условия ужесточились
Наличие минимального ИПК Личный пенсионный коэффициент, измеряемый в баллах, напрямую зависит от величины отчислений (а не от зарплаты гражданина). Не секрет, что последняя часто выдается в конвертах. Поэтому имеется опасность не получить страховой пенсии вообще, если не наберется минимального количества баллов. В 2019 году минимум ИПК - 9, с последующим повышением до 30 - в 2025-м (на 2,4 балла в год)

Из каких средств формируется

ФВ формируются за счет отчислений страхователя в пенсионную систему РФ. Конкретнее, от некоторой доли этих взносов.

Вначале на базовую часть пенсии направлялась половина от единого денежного налога (ЕДН), который составлял тогда 28%. С 2005-го эти взносы были уменьшены: 6% от ЕДН, который был также снижен до 20%.

Сейчас вместо единого налога действуют страховые взносы в Обязательную Пенсионную Систему (ОПС), составляющие на 2019 год 22%, 6 из которых поступают в ПФР на формирование фиксированной выплаты (ранее - базовой пенсии).

Эту выплату можно назвать еще солидарной, поскольку она предназначена другим пенсионерам. Остальные 16 идут на финансирование своей страховой или накопительной составляющей, в зависимости от желания работающего, то есть на индивидуальный лицевой счет.

Максимальный фонд зарплаты, который подлежит обложению взносами, после индексации 2019-го установлен в размере 796 тысяч рублей. Сверх этой суммы предприниматель платит 10%. Для работодателей существуют еще дополнительные тарифы.

Вредные и опасные работы подлежат увеличенному налогообложению: по Списку № 1 - на 9, № 2 и остальным - на 6% (если предприниматель не проводит переоценку условий труда). При проведении экспертизы взносы увеличиваются в меньшей степени.

Некоторые страхователи пользуются льготами, смысл которых - содействовать приоритетному развитию некоторых регионов: Крым и Севастополь, как свободные экономические зоны, свободный порт Владивосток, некоторые другие территории опережающего развития.

Поскольку президент и правительство стремятся максимально поддержать жизненный уровень пожилых людей, система ОПС не справляется с возложенными на нее задачами. Фактически государственный бюджет подпитывает нехватку финансирования ПФР.

Размер базовой пенсии

Фиксированная выплата к страховой пенсии по старости (общая - 4383 рубля) по данным на январь 2019 составляет:

Граждане, содержащие иждивенцев 5844–8767
Инвалиды I группы и дожившие до 80 лет 8767
Те же, но содержащие иждивенцев 1022–13150
Отработавшие на Крайнем Севере 15 лет, при наличии страхового стажа не менее 25 лет - для мужчин и 20 - для женщин 6575
Те же, достигшие 80 лет или будучи инвалидами I группы 13150
Отработавшие не менее 15 лет на Крайнем Севере, имеющие страховой стаж 25 лет - мужчины и 20 - женщины, содержащие иждивенцев 8767–13150
80-летним или инвалидам I группы, содержащим иждивенцев 15342–19726
Отработавшим в областях, приравненных к Крайнему Северу 20 лет, заработавшим страховой стаж 25 лет - мужчинам и 20 - женщинам 5698
Этой же категории при достижении 80 лет, а также инвалидам I группы 11397
Отработавшие в условиях, приравниваемых к Крайнему Северу 20 лет, имеющие страховой стаж 25 лет - мужчины и 20 - женщины, содержащие иждивенцев 7598–11397
Им же при достижении 80 лет или инвалидам I группы, в случае содержания иждивенцев 13296–17096

Пенсионерам по инвалидности :

Размер пенсии по инвалидности с надбавками:

Инвалиды I группы 8767
С иждивенцами 10228–13150
II группы 4383
С иждивенцами 5844–8767
III группы с иждивенцами 3653–6575
Инвалидам I группы, имеющим 15 лет трудового стажа на Крайнем Севере, из них страхового: 25 лет - для мужчин и 20 - для женщин 13150
Имеющим иждивенцев 15342–19726
6575
С иждивенцами 8767–13150
3287
С иждивенцами 5479–9863
Инвалидам I группы, 20 лет проработавшим в районах, приравненных к Крайнему Северу, имеющим страховой стаж 25 лет - мужчины и 20 - женщины 11397
Имеющим иждивенцев 13296–17096
II группы, при тех же условиях 5698
С иждивенцами 7598–11397
III группы, при тех же условиях 2849
С иждивенцами 4748–8548

Получающим пособие базовая часть составляет половину от ФВ по старости (4383 рубля) - 2191 рубль на каждого неспособного к труду члена семьи.

В пенсионной системе России в 2016 году произойдет ряд событий и изменений, которые коснутся всех участников системы обязательного пенсионного страхования: и нынешних, и будущих пенсионеров, а также российских работодателей.

Повышение пенсий и социальных выплат

В 2016 году будут проиндексированы страховые пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Важным нововведением является то, что с 2016 года страховые пенсии будут индексироваться только у неработающих пенсионеров. Их страховые пенсии, а также фиксированная выплата к ней с 1 февраля 2016 года будут увеличены на 4%.

Размер фиксированной выплаты после индексации составит 4 558,93 рублей в месяц, стоимость пенсионного балла - 74,27 рубля (в 2015 году - 71,41 рубль). Среднегодовой размер страховой пенсии по старости в 2016 году составит 13 132 рубля.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальные, с 1 апреля 2016 года будут повышены на 4% всем пенсионерам независимо от факта работы. В итоге в 2016 году среднегодовой размер социальной пенсии составит 8 562 рубля.

Планируется вторая индексация пенсий во втором полугодии 2016 года, решение о которой будет приниматься в середине 2016 года исходя из финансовых возможностей государства.

В феврале 2016 года на 7% будут увеличены размеры ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) - самой массовой социальной выплаты, осуществляемой ПФР. Одновременно с индексацией ЕДВ увеличится и стоимость набора социальных услуг, который федеральные льготники могут получать как в натуральной форме, так и в денежном эквиваленте.

При этом, как и раньше, в 2016 году в России не будет пенсионеров, чей ежемесячный доход ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе проживания. Всем неработающим пенсионерам будет производиться социальная доплата к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе проживания.

Назначение пенсий

В соответствии с пенсионной формулой, которая действует в России с 2015 года, для получения права на страховую пенсию в 2016 году необходимо иметь не менее 7 лет стажа и 9 пенсионных баллов.

Максимальное количество пенсионных баллов, которое можно получить в 2016 году, составляет 7,83.

Ожидаемый период выплаты пенсии при расчете накопительной пенсии в 2016 году составляет 234 месяца.

Каждый гражданин может обратиться за назначением любого вида пенсии не выходя из дома - граждане могут подавать заявления о назначении пенсии через Личный кабинет застрахованного лица на сайте ПФР.

Выплата страховой пенсии работающим пенсионерам

С 2016 года работающие пенсионеры будут получать страховую пенсию и фиксированную выплату к ней без учета плановых индексаций. Эта норма закона распространяется только на получателей страховых пенсий и не распространяется на получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая социальные пенсии.

Индексация страховых пенсий в феврале 2016 года будет распространяться только на пенсионеров, которые не осуществляли трудовую деятельность по состоянию на 30 сентября 2015 года.

Если пенсионер относится к категории самозанятого населения, такой пенсионер будет считаться работающим, если он состоял на учете в ПФР в качестве страхователя по состоянию на 31 декабря 2015 года.

Если пенсионер прекратил трудовую деятельность в период с 1 октября 2015 года по 31 марта 2016 года, он может уведомить об этом Пенсионный фонд. Подать в ПФР заявление можно по 31 мая 2016 года. После рассмотрения заявления пенсионеру со следующего месяца начнется выплата страховой пенсии с учетом индексации.

Если пенсионер после этого вновь устроится на работу, размер его страховой пенсии уменьшен не будет.

Если пенсионер прекратил работать после 31 марта 2016 года, подавать заявление в Пенсионный фонд нет необходимости. Дело в том, что со II квартала 2016 года для работодателей будет введена ежемесячная упрощенная отчетность и факт осуществления работы пенсионера будет определяться Пенсионным фондом автоматически.

Пенсионерам, которые работали в 2015 году, в августе 2016 года будет произведено увеличение страховых пенсий (беззаявительный перерасчет) исходя из начисленных за 2015 год пенсионных баллов, но в денежном эквиваленте не более трех пенсионных баллов.

Мораторий на формирование пенсионных накоплений

Принято решение законодательно продлить на 2016 год мораторий на формирование пенсионных накоплений. Это не «заморозка пенсий» и тем более не «изъятие пенсионных накоплений». Мораторий на формирование пенсионных накоплений означает, что те 6%, которые могли бы пойти на накопительную пенсию, будут направляться на формирование страховой пенсии. Таким образом, в любом случае все страховые взносы, уплаченные работодателем за гражданина, будут участвовать в формировании пенсии. При этом индексация страховой пенсии за последние годы выше, чем средняя доходность от инвестирования пенсионных накоплений.

Материнский капитал

Ключевым нововведением в области распоряжения средствами материнского капитала будет возможность направления его средств на покупку товаров и оплату услуг для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.

ПФР начнет принимать заявления с подтверждающими документами от владельцев сертификатов после того, как Правительство РФ утвердит соответствующий перечень товаров и услуг, а также правила направления средств материнского капитала на их приобретение.

Программа материнского капитала продлена на два года. Теперь для получения права на материнский капитал необходимо, чтобы ребенок, который дает право на сертификат, родился или был усыновлен до 31 декабря 2018 года. При этом, как и раньше, само получение сертификата и распоряжение его средствами временем не ограничены.

В 2016 году Пенсионный фонд продолжает принимать заявления от владельцев сертификата на предоставление единовременной выплаты в размере 20 000 рублей. Подать заявление могут проживающие на территории Российской Федерации семьи, которые получили или получат право на материнский сертификат по состоянию на 31 декабря 2015 года и не использовали полностью всю сумму материнского капитала.

Чтобы получить единовременную выплату заявление в ПФР нужно подать не позднее 31 марта 2016 года. Полученные деньги семьи могут использовать на повседневные нужды.

В 2016 году размер материнского капитала остается на уровне 2015 года - 453 026 рублей.

Страховые взносы и отчетность

Тариф страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в 2016 году остается на уровне 22%. Предельный фонд оплаты труда, с которого уплачиваются страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования, в 2016 году проиндексирован и составляет 796 тысяч рублей (плюс 10% сверх этой суммы).

При этом по-прежнему дополнительный тариф страховых взносов для работодателей, имеющих рабочие места на вредных и опасных производствах (если работодатель не проводит спецоценку условий труда), в 2016 году составляет по Списку №1 - 9%, по Списку №2 и «малым спискам» - 6%. Если работодатель провел спецоценку условий труда, по ее результатам устанавливается класс условий труда на рабочих местах и размер дополнительных тарифов страховых взносов.

Льготные тарифы страховых взносов остаются для многих категорий страхователей, в их числе плательщики страховых взносов, которые получили статус участника свободной экономической зоны на территории Крыма и Севастополя, статус резидента территорий опережающего социально-экономического развития, статус резидента свободного порта Владивосток и другие.

Как и в 2015 году, если численность сотрудников превышает 25 человек, отчетность необходимо представлять в электронном виде с электронно-цифровой подписью. Последними датами сдачи отчетности в бумажном виде в 2016 году являются 15 февраля, 16 мая, 15 августа, 15 ноября, а при подаче отчетности в электронном виде - 20 февраля, 20 мая, 22 августа, 21 ноября.

Планируется, что со II квартала 2016 года для работодателей будет введена дополнительная ежемесячная упрощенная отчетность. Ее цель - определить, осуществляет ли пенсионер трудовую деятельность. Эти сведения избавят пенсионера от похода в Пенсионный фонд и подачи заявления о возобновлении индексации страховой пенсии. Об особенностях представления этой отчетности Пенсионный фонд более подробно будет информировать работодателей в I квартале 2016 года.

Размер МРОТ в 2016 году составляет 6 204 рубля. В результате для самозанятого населения, не производящего выплаты физическим лицам, фиксированный платеж составляет 19 356,48 плюс 1% от суммы свыше 300 тыс. рублей, но не более 154 851,84 рубля.

Кроме того, с января 2016 года изменились коды бюджетной классификации для уплаты страховых взносов плательщиками из числа самозанятого населения, по пеням и процентам - для всех категорий плательщиков.

Более подробно ознакомиться со всеми изменениями в части уплаты страховых взносов и представления отчетности можно на сайте ПФР в разделе «Страхователям».

Индексация – это защита населения от инфляции, путем увеличения выплат (пенсионных, пособий, зарплат бюджетникам) на тот процент, на который выросли цены вследствие инфляции.

В РФ пенсионные начисления гражданам состоят из таких частей:

  1. Базовая (начисляется всем гражданам: безработным, бездомным, на нее имеет право каждый, у кого есть паспорт).
  2. Страховая (зависит от отчислений в Пенсионный фонд).
  3. Накопительная (касается только граждан, рожденных после 1967 года, зависит от результатов инвестирования взносов).

Размер базовой части пенсии в 2019 году увеличивался два раза – в феврале и в апреле.

О том, на сколько должна вырасти государственная помощь работающим и неработающим пенсионерам, о базовой пенсии в 2019 в России году и о дальнейших планах правительства по поводу их увеличения эта статья.

Кому начисляется базовая часть пенсии?

Базовая (фиксированная) часть пенсии начисляется всем гражданам РФ вне зависимости от их трудового стажа. На нее претендуют все граждане РФ, в том числе те, кто по тем или иным причинам никогда не работал.

Фиксированные выплаты начисляются в соответствии с такими параметрами: Старость.

  • Старость.
  • Инвалидность.
  • Содержание иждивенца.
  • Наличие северного стажа.
  • Работа в сельском хозяйстве.
  • Проживание в регионах крайнего севера.

Размер фиксированных начислений должен постоянно повышаться, об этом говорится в статье 16 закона «О страховых пенсиях». Основные положения такие:

  1. Ежегодно фиксированные выплаты должны повышаться. Сумма повышения должна соответствовать проценту инфляции. Перерасчет должен происходить не позднее, чем 1 февраля. Процент инфляции, на который должны повышаться пособия берется за прошлый календарный год.
  2. 1 апреля Госдума может принять решение о повторной прибавке. Решение должно приниматься в соответствии с финансовыми возможностями пенсионного фонда.

Базовая пенсия в 2019 году была индексирована полностью, в отличие от 2019 года. Тогда размер инфляции достиг почти 13%, а выплаты по старости увеличились только на 4%. Чтобы хоть как-то компенсировать недостаток, было принято решение о единоразовой помощи в 5000 рублей. По данным Пенсионного фонда, все пенсионеры, в том числе те, которые продолжают работать, получили эти деньги.

Размер базовой части трудовой пенсии с 1 февраля 2019 года

С 1 февраля в 2019 году базовая пенсия по старости повысилась на процент инфляции (его определяет Росстат). По официальным данным, стоимость потребительской корзины выросла на 5,4%, что и является процентом инфляции. В апреле было принято решение о прибавке еще на 0,38. Таким образом, размер базовой трудовой пенсии в 2019 году по состоянию на 01.04 составляет 4,824.3 рублей.

Если возраст человека превысил 80 лет, то размер базового пособия для него увеличивается на 100%. В этом году пенсионеры старше 80 получают 9,648.6 рублей.

Неприятным моментом стало то, что в соответствии с решением государства о приостановлении начислений работающим пенсионерам до 2019 года, базовая часть пенсии в 2019 году по состоянию на 01.04 для них осталась прежней.

Правда, правительство пошло навстречу работающим и с 1 августа нынешнего года фиксированное пособие для них все-таки увеличилось. Это не была традиционная индексация, когда размер выплат увеличивается на процент инфляции. Прибавка зависит от того, какие начисление в Пенсионный фонд поступили от организации-работодателя. Второй критерий – количество «Пенсионных баллов», которые были заработаны пенсионером за время работы на заслуженном отдыхе.

Но государство установило определенное ограничение – сумма прибавки не должна превышать стоимость трех «пенсионных баллов». В пересчете на рубли – всего 222.

Базовая часть пенсии по инвалидности и при содержании иждивенца в 2019 году

В РФ право на повышенную пенсию имеют инвалиды только I группы. В Федеральном законе сказано, что при инвалидности нерабочей группы гражданин получает пособие со 100% надбавкой – то есть в 2 раза больше, чем минимальное начисление.

Соответственно, если человек, претендующий на пенсионные выплаты, имеет инвалидность I группы, то базовая пенсия по инвалидности в 2019 году для него составляет 9,648.6 рублей.

Если пенсионер содержит нетрудоспособного иждивенца (внука до 18 лет, ребенка-инвалида), то фиксированные начисления для него повышаются.

Об этом – 3 часть статьи 17 ФЗ №400: «Лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи «…» повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи».

По состоянию на 01.04.2018 базовая часть трудовой пенсии для лиц, содержащих иждивенца равна 6,430.7 рублей.

Базовая часть трудовой пенсии в 2019 году для лиц, работавших на Крайнем Севере

Часть 4 статьи 17 ФЗ № 400:

«Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии «…» Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи «…» повышения фиксированной выплаты «…» дополнительно увеличиваются на сумму, равную 50 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты».

Соответственно для людей, которые работали в той местности, сумма базовой части пенсии в 2019 после индексации в апреле равняется 7,236.45 рублей.

Для лиц, работающих в регионах, приравненных к Крайнему Северу не менее 20 лет, пособие повышается на 30%. Для них базовый размер трудовой пенсии в 2019 составляет 6,271.5 рубля.

В 6 ст. данного закона также говорится о пенсионерах, которые работали как в регионах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях. Каждый год стажа в регионе, приравненной к Крайнему Северу считается за 9 месяцев работы на Крайнем Севере.

Сумма базовой трудовой пенсии в 2019 году для жителей Крайнего Севера

Для таких граждан предусмотрен особый порядок начисления базовой части трудовой пенсии в 2019 году. У каждого региона есть коэффициент, на который повышается государственная помощь.

«Лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, «…» устанавливается в сумме, равной увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии, увеличенной на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях)» - часть 9 статьи 17 ФЗ №400».

В 10 части того же закона говорится, что если пенсионер переезжает в другой северный регион, то делается перерасчет в соответствии с коэффициентом региона, куда гражданин переехал. В случае переезда за пределы Крайнего Севера, коэффициент и вовсе снимается.

Трудовая базовая пенсия в 2019 году для работников с/х

Трудящиеся в полях и на фермах также имеют возможность получить прибавку к пособию. Если гражданин имеет трудовой стаж в сельском хозяйстве от 30 лет и больше, при этом проживает в сельской местности по сей день, фиксированная помощь увеличивается на 25%.

Следовательно, трудовая базовая пенсия в 2019 году для работников с/х составляет 6,030.3 рублей.

Если пособие оформляется только в 2019 году, то размер базовой части пенсии будет составлять минимум – 4,824.3, а надбавки будут насчитываться в соответствии с законодательством РФ. Если на содержании имеется иждивенец, то сумма увеличивается на треть, если при этом еще и рабочий стаж на Крайнем Севере, то на 80%. Самое главное – предоставить в Пенсионный фонд все документы, подтверждающие права на повышение фиксированного пособия.

Трудовая пенсия по старости представляет собой выплачиваемые ежемесячно государственные выплаты гражданам, достигшим установленного законодательством возраста и имеющим страховой стаж не менее пяти лет. Страховой стаж включает в себя все периоды трудовой или иной деятельности, осуществляемой лицом, в течение которых оно уплачивало страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Соответственно страховой стаж и трудовая деятельность – взаимосвязанные понятия, что позволяет установить право на трудовую пенсию, которая подразумевает под собой возмещение за труд исходя из страхового стажа. Надо сказать, что положение о том, что работник приобретает право на пенсию по старости, имея всего лишь пять лет страхового стажа, стало новеллой российского законодательства. До пенсионной реформы законодательство устанавливало в качестве основания для приобретения права на пенсию по возрасту 20 лет трудового стажа для женщин и 25 лет трудового стажа для мужчин.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия – это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О трудовых пенсиях». Таким образом, как следует из данного законодателем определения трудовой пенсии, право на трудовую пенсию имеют те лица, которые застрахованы в системе обязательного пенсионного страхования. Статья 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливает перечень лиц, подлежащих страхованию в системе обязательного пенсионного страхования и вместе с этим имеющих право на назначение им трудовой пенсии. Какие именно категории лиц имеют право на получение трудовой пенсии, в том числе трудовой пенсии по старости, уже рассматривалось в этой работе в Главе 2 п. 2.2.

Вторым признаком трудовой пенсии, на который указывает законодательство, является периодичность этого вида выплат. Трудовая пенсия выплачивается, как было сказано, регулярно и с периодичностью один раз в месяц.

Основным гарантом пенсионного обеспечения в Российской Федерации выступает государство. Государство обеспечивает за счет перечислений из федерального бюджета финансирование базовой части трудовых пенсий. Пенсионный фонд РФ как государственный орган выполняет все функции по пенсионному обеспечению, в первую очередь функции по аккумулированию финансов, необходимых для выплаты пенсий. ПФР обеспечивает регулярную ежемесячную выплату, своевременную доставку и выплату пенсий в полном объеме.

Право на выплату трудовой пенсии возникает у мужчин по наступлении возраста 60 лет, у женщин по наступлении возраста 55 лет, за исключением тех случаев, когда право на трудовую пенсию по старости возникает на льготных основаниях, которые устанавливают право на трудовую пенсию для некоторых категорий лиц в возрасте моложе 60 и 55 лет соответственно.

3.2. Общие основания, определяющие право на пенсиюпо старости

Права граждан на социальное обеспечение по возрасту обеспечиваются нормами как международного, так и российского законодательства. В первую очередь, к основаниям, определяющим право на пенсионное обеспечение по старости, относятся конституционные положения. Статья 7 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный гарантированный минимальный размер оплаты труда, а также обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину Российской Федерации социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных установленных законом случаях. В соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливаются государственные пенсии и иные социальные пособия. Данные положения Конституции РФ являются основополагающими. На основе этих положений принимаются все законодательные акты, относящиеся к пенсионному обеспечению в России. К таким законодательным актам относится Федеральный закон «О трудовых пенсиях», который устанавливает положение о том, что трудовые пенсии, в том числе трудовая пенсия по старости, выплачиваются только в соответствии с этим законодательным актом. Положения Федерального закона «О трудовых пенсиях» дополняются и уточняются другими федеральными законами, содержащими положения о пенсионном обеспечении. К ним относятся в первую очередь: Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании» и Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также другие законы, подзаконные нормативные правовые акты и ряд постановлений Правительства РФ.

Статья 15 Конституции РФ в п. 4 устанавливает приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров Российской Федерации над российским законодательством. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Указанные конституционные положения применяются и к нормам о трудовых пенсиях. Если нормы Федерального закона о трудовых пенсиях не соответствуют действующим международным договорам РФ, то применяются нормы соответствующего международного договора РФ.

Среди международных актов, предусматривающих права на социальное обеспечение, в том числе право на пенсию по старости, действующих на территории Российской Федерации в настоящее время, в первую очередь отметим Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., принятую на третьей сессии Генеральной ассамблеи ООН. Статья 22 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение. В ст. 25 того же документа указывается, что каждый человек имеет право на социальное обеспечение в случае наступления старости. Данное положение является основополагающим признанием права на социальное обеспечение в случае наступления старости.

Другим важным среди заключенных Российской Федерацией международных договоров является Соглашение от 13 марта 1992 г. о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанное представителями России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизстана, Молдовы, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. В Соглашении указывается, что каждое государство – участник Содружества должно нести ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан. При этом государства-участники, подписавшие данное соглашение, признают свои «обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в состав СССР и реализуют это право на территории государств – участников Соглашения, признавая необходимость неукоснительного соблюдения обязательств по международным соглашениям, заключенным СССР по вопросам пенсионного обеспечения».

Среди иных международных актов о пенсионном обеспечении выделим акты, подписанные Правительством Советского Союза и действующие на территории Российской Федерации в настоящее время. К ним относятся: Соглашение между СССР и Чехословацкой Республикой о социальном обеспечении от 2 декабря 1959 г., Соглашение между СССР и Румынской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 декабря 1960 г., Соглашение между СССР и Венгерской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 20 декабря 1962 г., Соглашение между СССР и Монгольской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 6 апреля 1981 г., договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении от 11 апреля 1994 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 г. и др.

3.3. Льготные основания, определяющие право на пенсиюпо старости

Помимо общих оснований назначения трудовой пенсии по старости, Федеральный закон «О трудовых пенсиях» предусматривает льготные основания для назначения пенсии, в соответствии с которыми трудовая пенсия по старости может быть назначена до наступления установленного законом возраста. Положения о льготных основаниях для назначения трудовой пенсии по старости содержатся в ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях».

Статья 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» содержит перечень категорий работников, которые в установленных законодательством случаях могут выйти на пенсию до наступления возраста 60 лет у мужчин и 55 лет у женщин. К этим категориям относятся:

1) лица, работавшие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах;

2) лица, работавшие на работах с тяжелыми условиями труда;

3) женщины, работавшие в качестве трактористов-машинистов, машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет;

4) женщины, проработавшие не менее 20 лет в текстильной промышленности и на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;

5) лица, работавшие в качестве рабочих локомотивных бригад, в качестве работников непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках, рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды или породы;

6) лица, работавшие в экспедициях, партиях, отрядах, на участках, в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, гидрологических, лесоустроительных, изыскательских работах;

7) лица, работавшие в качестве рабочих, мастеров непосредственно на лесозаготовках, лесосплаве, включая работу по обслуживанию механизмов и оборудования;

8) лица, работавшие в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах;

9) лица, работавшие в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности, за исключением работавших на портовых судах, постоянно работавших в акватории порта, на служебно-вспомогательных и разъездных судах, судах пригородного и внутригородского сообщения;

10) лица, работавшие в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев, на регулярных городских пассажирских маршрутах;

11) лица, в период трудовой деятельности непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников;

12) лица, работавшие на судах морского флота рыбной промышленности, на работах по добыче и обработке рыбы, морепродуктов и на работах по приему готовой продукции на промысле;

13) лица, работавшие в летном составе гражданской авиации;

14) лица, работавшие на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации;

15) лица, работавшие в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации;

16) лица, работавшие в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях МЧС России;

17) лица, работавшие с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;

18) лица, отработавшие не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы, МЧС России;

19) лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;

20) лица, осуществлявшие лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения;

21) лица, осуществлявшие творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях.

Условия назначения льготных пенсий, предусмотренных ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях», зависят от продолжительности трудового стажа в указанных сферах трудовой деятельности, а также от продолжительности общего страхового стажа. Возраст выхода на пенсию по льготным основаниям колеблется от 40 до 55 лет в зависимости от пола лица и условий трудовой деятельности.

Статья 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях», так же как и ст. 27 того же Закона, предусматривает льготные основания для назначения трудовой пенсии по старости. В соответствии со ст. 28 трудовая пенсия по старости может быть назначена ранее установленного законом срока выхода на пенсию следующим категориям лиц:

1) женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими восьмилетнего возраста;

2) одному из родителей инвалидов детства, воспитавшему их до восьмилетнего возраста;

3) женщинам, родившим двух и более детей и работавшим в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях;

4) инвалидам вследствие военной травмы;

5) инвалидам по зрению;

6) гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам) и диспропорциональным карликам;

7) лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

8) лицам, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, работавшим в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков.

Выход на пенсию по возрасту на льготных основаниях, предусмотренных ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях», сопровождается условиями по наличию страхового стажа установленной продолжительности и варьируется в зависимости от пола лиц, претендующих на трудовую пенсию по старости.

3.4. Размеры трудовых пенсий по старости

3.4.1. Размер базовой части трудовой пенсии (БЧ)

Порядок определения размеров трудовых пенсий определяется гл. 4 Федерального закона «О трудовых пенсиях». Размеры трудовых пенсий по старости определяются ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях». Как говорилось выше, трудовая пенсия по старости состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной; ее размер определяется путем сложения этих трех частей.

Базовая часть представляет собой гарантированные и устанавливаемые государством ежемесячные выплаты в твердой денежной сумме. В настоящее время размер базовой части трудовой пенсии по старости составляет 1 950 руб. в месяц. Для некоторых категорий лиц размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в повышенном по отношению к общему размере. Лица пожилого возраста и инвалиды постоянно нуждаются в постороннем уходе, что связано с дополнительными финансовыми затратами, поэтому этим категориям лиц базовая часть трудовой пенсии устанавливается в повышенном размере. Размер базовой части трудовой пенсии по старости для лиц, достигших 80-летнего возраста, составляет 3900 руб. в месяц.

В таком же размере (3900 руб. в месяц) устанавливается размер базовой части инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени.

Также повышенный размер базовой части трудовой пенсии устанавливается для лиц, имеющих на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи. При наличии на иждивении одного члена семьи размер базовой части составляет 2600 руб. в месяц, при наличии на иждивении пенсионера двух членов семьи – 3 250 руб. в месяц, при наличии на его иждивении трех и более членов семьи – 3900 руб. в месяц.

Если пенсионер, на иждивении которого находятся члены семьи, достиг 80-летнего возраста или является инвалидом, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, то устанавливается еще более высокий размер базовой части пенсии.

При наличии одного члена семьи на иждивении пенсионера, достигшего 80-летнего возраста или имеющего ограничение способности к трудовой деятельности III степени, базовая часть трудовой пенсии выплачивается ему в размере 4550 руб. в месяц. Если на иждивении такого пенсионера находится два члена семьи, то размер базовой части составляет 5200 руб. в месяц, если три или более членов семьи, то размер базовой части составляет 5850 руб. в месяц.

В повышенном размере устанавливается размер базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим или работавшим в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях. Лицам, проживающим в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, размер базовой части увеличивается на соответствующий районный коэффициент. Данные коэффициенты устанавливаются Правительством РФ и в зависимости от района проживания. Если пенсионер выезжает на новое место жительства, то размер базовой части его пенсии устанавливается в соответствии с коэффициентами нового места жительства либо без учета коэффициентов, если новое место жительства не относится к категории районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Лицам, работавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 лет и имеющим страховой стаж не менее 20 лет, базовая часть трудовой пенсии по старости устанавливается в размере 2925 руб. в месяц, за исключением случаев, когда эти лица достигли 80-летнего возраста, имеют ограничение способности к трудовой деятельности III степени или имеют на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи. При наличии на иждивении этой категории лиц одного нетрудоспособного члена семьи базовая часть пенсии выплачивается в размере 3900 руб. в месяц, при наличии на их иждивении двух членов семьи – 4875 руб. в месяц, при наличии на иждивении трех или более членов семьи – 5850 руб. в месяц.

Пенсионерам этой категории, достигшим 80-летнего возраста или имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, базовая часть трудовой пенсии устанавливается в размере 5850 руб. в месяц. Если же пенсионеры этой категории достигли 80-летнего возраста, имеют ограничение способности к трудовой деятельности III степени и при этом имеют на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи, то размер базовой части трудовой пенсии будет составлять: при наличии на иждивении одного члена семьи – 6825 руб. в месяц, при наличии на иждивении двух членов семьи – 7800 руб. в месяц, при наличии на иждивении трех или более членов семьи размер базовой части будет составлять 8775 руб. в месяц.

Также в повышенном размере устанавливается базовая часть трудовой пенсии лицам, проработавшим не менее 20 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, при условии, если они имеют страховой стаж не менее 20–25 лет. Этой категории лиц базовая часть устанавливается в размере 2535 руб. в месяц. Если лица этой категории достигли возраста 80 лет или имеют ограничение способности к трудовой деятельности III степени, размер базовой части составляет 5070 руб. в месяц. Если на их иждивении находятся нетрудоспособные члены семьи, то при наличии одного такого члена семьи размер базовой части будет составлять 3380 руб. 60 коп. в месяц, при наличии на иждивении пенсионера этой категории двух членов семьи сумма базовой части составляет 4225 руб. в месяц, при наличии на иждивении трех или более членов семьи базовая часть выплачивается в сумме 5070 руб. в месяц. Если же пенсионер этой категории достиг 80-летнего возраста или имеет ограничение способности к трудовой деятельности III степени и при этом имеет на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи, то при наличии одного члена семьи базовая часть выплачивается им в размере 5915 руб. в месяц, при наличии двух членов семьи им выплачивают 6760 руб. в месяц, при наличии трех или более членов семьи – 7605 руб. в месяц.

3.4.2. Размер страховой части трудовой пенсии (СЧ)

Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле, приведенной в п. 5 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях». В соответствии с этой формулой страховая часть трудовой пенсии по старости определяется как соотношение расчетного пенсионного капитала к ожидаемому периоду выплаты трудовой пенсии в месяцах.

СЧ = ПК/Т

Страховая часть = Пенсионный капитал / ожидаемый период выплаты трудовой пенсии.

Для того чтобы произвести расчет размера страховой части, необходимо определить размер расчетного пенсионного капитала и период выплаты трудовой пенсии.

Статья 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях» устанавливает, что базой для определения размера страховой части трудовой пенсии является общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо. Поступающие в Пенсионный фонд РФ страховые взносы застрахованного лица учитываются на его индивидуальном лицевом счете. Эти суммы, учтенные на индивидуальном лицевом счете, представляют собой расчетный пенсионный капитал. Кроме сумм страховых взносов и иных поступлений, поступающих на индивидуальный лицевой счет за застрахованное лицо, в расчетный капитал включаются пенсионные права лица, приобретенные им до 1 января 2002 г., в денежном выражении. Надо сказать, что индивидуальный лицевой счет лица делится на две части: общая часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица и специальная часть этого страхового счета. В специальной части страхового счета учитываются суммы, за счет которых обеспечивается накопительная часть трудовой пенсии.

Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии в соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях» составляет 19 лет, а поскольку он исчисляется в месяцах, то он определяется в количестве 228 месяцев. Но законодательство предусматривает установление ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости 19 лет (228 месяцев) не с момента введения в действие Федерального закона «О трудовых пенсиях», а поэтапно. Количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты, поэтапно увеличивается с 1 января 2001 по 1 января 2013 г. Таким образом, количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты в 2001 г., составляло 138 месяцев, в 2002 г. – 144 месяца, в 2003 г. – 150 месяцев, в 2004 г. – 156 месяцев, в 2005 г. – 162 месяца, в 2006 г. – 168 месяцев, в 2007 г. – 174 месяца, в 2008 г. – 180 месяцев, в 2009 г. – 186 месяцев, в 2010 г. – 192 месяца, в 2011 г. – 204 месяца, в 2012 г. – 216 месяцев, в 2013 г. и далее – 228 месяцев.

Пример исчисления страховой части трудовой пенсии по старости: расчетный пенсионный капитал составил 120 000 руб., а пенсия назначается с 1 января 2009 г. Для того чтобы определить страховую часть трудовой пенсии по старости, необходимо разделить сумму расчетного капитала на количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты на 2009 г. Таким образом, мы делим 120 000 руб. на 186 – количество месяцев ожидаемого периода в 2009 г. Мы получаем, что страховая часть трудовой пенсии в этом случае будет составлять 645 руб. 16 коп. Если та же пенсия будет назначена в 2010 г., то размер ее страховой части будет составлять 120 000 / 192 = 625 руб.

Так рассчитывается страховая часть пенсии.

Если трудовая пенсия по старости назначается мужчинам после 60 лет, а женщинам после 55 лет, то ожидаемый период выплаты сокращается на один год за каждый год, истекший со дня достижения указанного возраста. Например, если мужчина получил право на назначение трудовой пенсии по старости в 2009 г. и его возраст в момент назначения пенсии составлял 61 год, то количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты, будет составлять не 186 месяцев, как предусмотрено установленным законом правилом, а 174 месяца.

Законодательство устанавливает правило, согласно которому ожидаемый период выплаты не может составлять менее 14 лет (168 месяцев). Данное правило установлено в связи с тем, что не всегда момент наступления пенсионного возраста и момент обращения за пенсией совпадают. Чем позже гражданин обратится за назначением ему трудовой пенсии по старости, тем меньше будет ожидаемый период выплаты. Отметим, что данное правило не действует в отношении граждан, которые в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях» имеют право на назначение пенсии по старости до наступления установленного законом возраста. Точно так же правило о сокращении ожидаемого периода выплаты не действует в отношении тех лиц, которые отказываются от страховой части пенсии после ее назначения.

Граждане имеют право отказаться от страховой части трудовой пенсии путем подачи заявления в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ. Если гражданин отказывается от назначения страховой части пенсии в момент обращения за трудовой пенсией, то в отношении него сохраняется правило о сокращении ожидаемого периода выплаты.

Пример:

10 февраля 2007 г. мужчине исполнилось 60 лет, и в тот же день он подал письменное заявление в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ о назначении ему трудовой пенсии по старости. Вместе с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости мужчина подал второе заявление об отказе от назначения страховой части трудовой пенсии. 10 февраля 2009 г. этот мужчина обратился в органы Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении ему страховой части трудовой пенсии. С 1 января по 31 декабря 2009 г. ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости составляет 186 месяцев. Поскольку гражданин обратился за назначением страховой части пенсии спустя два года после того, как ему была назначена трудовая пенсия по старости, он имеет право на сокращение ожидаемого периода выплаты, то его ожидаемый период выплаты сокращается на два года и составляет 164 месяца.

В тех случаях, когда пенсионер после назначения ему страховой части трудовой пенсии вновь начинает заниматься трудовой деятельностью или отказывается от страховой части трудовой пенсии, страховая часть пенсии подлежит перерасчету после прекращения трудовой деятельности или после повторного обращения за назначением страховой части трудовой пенсии соответственно. В этих случаях ожидаемый период выплаты подлежит сокращению на один год за каждый полный год трудовой деятельности, осуществляемой после назначения трудовой пенсии по старости или на один год за каждый полный год, истекший с момента отказа от страховой части пенсии. При этом пенсионеры имеют право на отказ от страховой части пенсии неоднократно; каждый раз после того, как страховая часть пенсии вновь назначается, осуществляется перерасчет этой части пенсии.

Пример:

15 июня 2004 г. мужчине исполнилось 60 лет, и в тот же день он обратился за назначением ему трудовой пенсии по старости, но при этом отказался от назначения ему страховой части трудовой пенсии по старости. В 2006 г. мужчина обратился за назначением ему страховой части трудовой пенсии. В соответствии с законодательством в этом случае производится перерасчет страховой части пенсии. В данном случае страховая часть пенсии была назначена в 2006 г. Ожидаемый период выплаты пенсии в 2006 г. составлял 168 месяцев. Учитывая, что пенсионер в течение двух лет отказывался от получения страховой части пенсии, срок его ожидаемого периода выплаты пенсии сокращается на два года и составляет 144 месяца. После назначения ему страховой части трудовой пенсии пенсионер вновь начал заниматься трудовой деятельностью и продолжал ее с сентября 2006 г. до декабря 2008 г. В связи с этим пенсионер приобрел право на новый перерасчет страховой части трудовой пенсии. Предусмотренный законодательством ожидаемый период выплаты пенсии на 2008 г. составляет 180 месяцев. Этот период подлежит сокращению на 24 месяца, в течение которых пенсионер отказывался от назначения ему страховой части трудовой пенсии, и еще на два года, истекших с момента назначения страховой части пенсии до момента ее перерасчета, в течение которых пенсионер осуществлял трудовую деятельность. Таким образом, в данном случае ожидаемый период выплаты пенсии будет составлять 132 месяца.

3.4.3. Размер накопительной части трудовой пенсии (НЧ)

Размер накопительной части трудовой пенсии, так же как и размер страховой ее части, исчисляется по математической формуле, в соответствии с которой накопительная часть трудовой пенсии определяется как отношение суммы пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначена накопительная часть трудовой пенсии по старости, к количеству месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. Установленная п. 9 ст. 14 ФЗ «О трудовых пенсиях» формула расчета накопительной части трудовой пенсии по старости выглядит следующим образом:

НЧ = ПН / Т , где

НЧ – размер накопительной части трудовой пенсии;

ПН – сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости;

Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, который применяется для расчета накопительной части трудовой пенсии.

Исходя из смысла нормы, установленной п. 9 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях», расчет ожидаемого периода выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется по иным правилам, чем расчет ожидаемого периода выплаты страховой части пенсии. Указанный порядок расчета должен быть установлен федеральным законом. Но до настоящего времени такой порядок законодательство не определило. Таким образом, один из показателей, необходимых для расчета накопительной части трудовой пенсии, в настоящее время отсутствует.

Если в соответствии с действующим пенсионным законодательством трудовая пенсия подлежит перерасчету, а суммы, содержащиеся на индивидуальном лицевом счете или в специальной части индивидуального лицевого счета, уже однажды были учтены при назначении трудовой пенсии, то при осуществлении перерасчета трудовой пенсии, эти суммы не принимаются во внимание.

3.4.4. Общий размер трудовой пенсии по старости

Общий размер трудовой пенсии по старости определяется в соответствии с установленной п. 11 ст. 14 ФЗ «О трудовых пенсиях» формулой расчета:

П = БЧ + СЧ + НЧ,

где П – размер трудовой пенсии;

БЧ – базовая часть трудовой пенсии по старости;

СЧ – страховая часть трудовой пенсии по старости;

НЧ – накопительная часть трудовой пенсии по старости.

Общий размер трудовой пенсии определяется путем сложения трех ее частей: базовой, страховой и накопительной.