Ребенку 1 год и3 месяца. Навыки и развитие ребенка в год и три месяца

В 1 год и 3 месяца (15 месяцев) у ребёнка появляются свои пищевые предпочтения. В этот период важно приучить малыша к здоровым и разнообразным блюдам в рационе. Сохраняют значение режим питания, качество продуктов, кулинарная обработка и плавный переход от протёртой до твёрдой пищи.

Начнём с тех, которые на детском столе должны появляться ежедневно.

Молоко и его производные

Источник животного белка, витаминов и .

Суммарный объём грудного молока или адаптированной смеси, кефира, йогурта и других молокопродуктов: 500 мл в сутки.

  • Грудное вскармливание не отменяют. Мама может кормить малыша 1–2 раза в день рано утром и на ночь. По мере изменения потребностей детского организма количество и качественный состав грудного молока меняются. Поэтому переедание ребёнку не грозит.
  • Адаптированной смеси отводят всего одно кормление, которое можно заменить 200 мл кефира или кисломолочной смеси перед сном.
  • Творог (дневная норма не превышает 50 г) предлагают в чистом виде или используют для приготовления сырников на пару, пудингов, суфле.
  • или йогурта дают до 200 мл в сутки. Выбирают продукцию с живыми молочнокислыми бактериями и пометкой «для детского питания» .

Каши

Источники медленных углеводов, витаминов группы B и минералов.

В рационе появляются содержащие глютен представители: пшеничная, овсяная, пшенная каша на молоке или воде (≈200 г).

Для деток с плохой прибавкой веса 1–2 раза в неделю можно готовить и манную кашку, но без фанатизма: она содержит фитины , затрудняющие всасывание кальция и витамина D.

Мясо

Мясная продукция богата белками и аминокислотами, витаминами группы B, железом.

Нежирная свинина, мясо домашней курицы, крольчатина, говядина и телятина в меню попадают 4–5 раз в неделю по 80 г на порцию в виде котлет, фрикаделек, тефтелей, суфле.

Овощи

Поставщики растительного белка, витаминов, клетчатки и минеральных веществ.

Используют для приготовления свежих салатов, тушения, добавляют в супы.

Суммарное количество в день: 200 г.

Хороший вариант - ложечка джема из домашних заготовок к творогу, сырникам или каше.

Учтите! Допустимая : 35 г в день с учётом его содержания в других продуктах (молоко, каши, фрукты, овощи и пр.).

Соль

Может навредить: провоцирует задержку жидкости и повышает нагрузку на почки.

Про нехочуху

Аппетит в детском возрасте не отличается постоянством и снижается по разным причинам:

  • малоподвижность;
  • калорийные перекусы;
  • недомогание;
  • нежелание есть предложенное.

Отказ от еды - не повод насильно кормить малыша.

Детский врач Комаровский советует:

  • оставить за ребёнком право выбора;
  • временно заменить нелюбимое на равноценное по калорийности, но из других продуктов (например, кашу на макаронные изделия или пюре из картофеля);
  • не повторяться в течение дня и по возможности недели;
  • соблюдать ритуалы: мыть ручки, расставлять тарелки, повязывать салфетку;
  • предлагать вкусные и красиво оформленные блюда.

Переедание

Еще одна проблема в детском питании после года, хотя встречается реже.

Обычно переедание связано с попытками родителей добиться того, чтобы ребёнок съел больше.

  • избыточный вес;
  • снижение физической активности;
  • сбои в работе пищеварительной системы;
  • нарушение микрофлоры кишечника;
  • снижение иммунитета.

Перекусы

Специалисты считают беспорядочные перекусы причиной отказа от основной еды.

Но физически активному ребёнку перерыв в 4 часа порой трудно выдержать - нужен перекус, чтобы восполнить затраты энергии.

Что предпринять:

  1. Для устранения чувства голода дать несколько кусочков фруктов, овощей, ломтик сыра или 1–2 детских печений с кефиром.
  2. Подкрепить непоседу за 1,5 часа до основного приёма пищи.
  3. Если малыш захотел кушать на 30–40 минут раньше установленного графика, пойдите ему навстречу.

Важно научиться понимать, действительно ли ребёнок хочет есть, или у него жажда. Предложенная вода, несладкий компот могут стать быстрым решением проблемы.

Грудное молоко

Материнское молоко после года:

  • на 95 % обеспечивает витамином C;
  • помогает в переваривании пищи;
  • предоставляет иммунную защиту от инфекций.

Принципы приготовления пищи

Пищеварительная система ребенка к 1 году и 3 месяцам уже легко справляется со многими продуктами при условии правильной их подготовки и обработки.

Приоритетно приготовление на пару в пароварке или мультиварке. Приемлемый вариант - варка, допустимый - тушение.

Овощи для свежих салатов натирают на , а перед термической обработкой нарезают небольшими кусочками. В тушёных и первых блюдах их можно чуть размять вилкой.

Мясо пропускают через мясорубку для паровых фрикаделек, котлет, тефтелей, суфле. Отваривают для паштетов с последующим измельчением в блендере, нарезают небольшими кусочками для тушения.

Для рыбного филе подходит варка, тушение, запекание в фольге. Из него также делают фарш для тефтелей и котлет.

Яйца готовят только вкрутую, в виде без жира с добавлением молока, используют для рыбного и мясного фарша, сырников и запеканок с последующей тепловой обработкой.

Предпочтительнее каши однородной консистенции, хорошо разваренные. Можно покупать: соответствующие возрасту растворимые промышленного производства или быстроразвариваемые в хлопьях.

Сливочное и растительное масло добавляют в еду на финише приготовления, не подвергая высоким температурам.

Свежие фрукты очищают от кожицы, нарезают мелкими кусочками или предлагают малышу в ниблере как более безопасном варианте.

Для приготовления молочных каш можно использовать адаптированные смеси. Цельное коровье молоко остаётся под запретом до 3 лет из-за высоких рисков появления аллергии на молочный белок.

  • выбирайте только свежие и экологически чистые продукты;
  • готовьте еду непосредственно перед подачей;
  • не давайте непоседе чересчур горячее или холодное.

Составляем меню

Завтрак
Каши или овощные блюда 200 г
Творожное, рыбное, мясное или яичное блюдо 50 г
Чай 100 мл
Обед
Салат из свежих овощей 30 г
Первое 50 г
Второе (мясное или рыбное) 70 г
Гарнир (овощной или крупяной) 70 г
Компот или сок 100 мл
Полдник
Кефир или йогурт 150 мл
Печенье, сухарики или галеты 15 г
100 г
Ужин
Мясное с овощами, овощное, крупяное или творожное блюдо 180 г
Кефир или йогурт 100 мл
Свежие фрукты или фруктовое пюре 50 г
Перед сном
Грудное молоко или адаптированная смесь 200 мл

Примеры

Родителей, чей ребенок перешагнул в возрасте отметку в 3 года, можно поздравить, ведь они пережили самый переломный момент в развитии малыша. Теперь вам понадобится запастись достаточным количеством энергии и понимания, чтобы развивать дальше дошкольника и способствовать его умениям.

В психологии существует мнение, что это «волшебный возраст», ведь с данного момента малыш должен уже начать вас слушаться и более стремительно развиваться. Но многих родителей заботит вопрос: что же именно должен уметь делать ребенок в 3 года и 3 месяца?

Вес и рост малыша в указанном возрасте

Растет ребенок в данном возрасте уже не настолько активно, как это происходило до года. При этом в 3 года и 3 месяца девочки должны весить от 13 до 16 килограммов и 700 граммов. Что касается мальчиков, то их вес составляет от 13,7 до 16,1 килограмма. Когда у ребенка вес выше или ниже нормальной отметки, то не стоит начинать переживать.

Гораздо хуже, если ситуация с весом нестабильная, и он добавляется промежутками, к примеру, в один месяц малыш поправляется, а потом стремительно худеет. В такой ситуации рекомендуется посетить врача-эндокринолога. Показатели роста для девочек остаются от 90 сантиметров до метра, мальчики в данном возрасте немного обгоняют представительниц прекрасного пола.

Чтобы в 3 года и 3 месяца ваше чадо лучше развивалось и росло следует придерживаться правильного режима сна. Спать ребенок должен не менее 11 часов в ночное время суток, при этом спать желательно укладывать не позже девяти вечера. Днем малыш также еще нуждается в отдыхе, хотя бы по 1-1,5 часа.

Развитие речевого аппарата в 3 года и 3 месяца

Если ваш малыш не очень любит разговаривать, то, вероятнее всего, в ближайшее время ситуация кардинально поменяется. После 3 лет речевой аппарат начинает развиваться очень быстро, и уже за пару месяцев малыш догоняет все упущенное. В возрасте от трех до четырех лет чадо должно уметь называть свой возраст и имя, уметь ответить на элементарные вопросы, говорить и составлять простые предложения без подсказок и иметь словарный запас от 250 до 500 слов.

Как развиваются мыслительные процессы в 3 года и 3 месяца

Готовьтесь к тому, что, перешагнув отметку в 3 года, ваш ребенок начнет задавать очень много вопросов, ведь его будет интересовать все окружающее вокруг, и почему оно так происходит. Некоторые родители раздражаются, когда приходится отвечать на массу поступающих вопросов, но важно понимать, что это вполне нормальное и стандартное явление. До пяти лет малыш становится почемучкой, и, помимо задавания вопроса «почему?», он еще должен уметь правильно различать уже известные цвета, фантазировать и проявлять собственное воображение, помнить сказки и песни, рассказывать их, понимать числа и считать до пяти, распределять по цвету и форме предметы, а также узнавать знакомые лица на улице или фотографиях.

Опорно-двигательная система и моторика в 3 года и 3 месяца

В три года активно развиваются двигательные способности ребенка. Ваш малыш должен уметь в этом возрасте следующее:

  • подбрасывать мяч, ловить его и бить по нему;
  • правильно подниматься по ступенькам, чередуя ноги для каждого шага;
  • уметь кататься на трехколесном велосипеде и активно при этом крутить педали;
  • прыгать и наклоняться без падений;
  • ходить вперед и назад без сложностей;
  • уметь простоять до пяти секунд на одной ноге.

Моторика малыша также развивается, он становится более гибким. В данный промежуток времени он должен уметь рисовать различные фигуры и людей с двумя-четырьмя частями тела, пользоваться ножницами, вырезать, рассматривать книги с большими картинками, писать большие буквы, самостоятельно одеваться и раздеваться, откручивать на банках крышки, использовать во время рисования несколько цветов, строить башни с девятью кубиками и больше.

Общественное и эмоциональное развитие малыша

В 3 года и 3 месяца ребенок становится более самостоятельным психологически и физически. Вы можете начать сталкиваться с истериками, если оставите его в детском саду либо с няней. Также повышается уровень социальной активности. Теперь чадо умеет правильно общаться со своими сверстниками, ругаться и мириться с ними, ряд действий строится логически и уже простые детские проблемы решаются самостоятельно без посторонней взрослой помощи.

В этом возрасте ребенок должен начать подражать взрослым и друзьям, а также проявлять привязанность к близким. Идентифицировать предметы на «мое» и «его/ее». Также должны проявляться всяческие эмоции, теперь малыш должен показывать широкий спектр, чтобы развивалась фантазия. Для развития данного навыка родители могут устраивать с малышом импровизированные спектакли, демонстрировать различные эмоции и прочее.

Ваш малыш только что отпраздновал свой первый "юбилей" — ему исполнился годик. Он многому научился за этот год. Должен ли теперь измениться стиль его питания?

Пожалуй, можно сказать, что у вашего крохи наступил переходный этап в питании. Он теперь больше не грудничок. Малыш станет все больше осваивать "пищевую среду" и приближаться в своих пищевых привычках и пристрастиях к взрослым. Но крохе требуется некоторое время, чтобы постепенно перестроиться на новый стиль еды.

К этому возрасту в пищеварительной системе малыша тоже произошли большие изменения. Во-первых, он уже обзавелся собственными зубами. Как правило, к 1 году у детей бывает по 6-10 молочных зубов. Стремительно совершенствуются жевательные навыки малыша. В этом процессе не последнюю роль играет интерес к пережевыванию пищи, которая "достается" крохе в крупноизмельченном или даже неизмельченном виде. Во-вторых, значительно выросла активность пищеварительных ферментов, вырабатываемых в различных отделах пищеварительного тракта малыша. Это значит, он уже готов переварить и усвоить гораздо более сложные продукты, нежели полгода назад. В-третьих, ребенок уже познакомился со многими вкусами блюд, у него, вполне вероятно, уже сформировались те или иные вкусовые предпочтения. Дальнейшее видоизменение питания должно быть сопряжено не только с увеличением питательности рациона, но и с расширением вкусовых познаний малютки.

Как правило, кормления грудью после 1 года происходят рано утром и поздно вечером, перед сном. Нередко еще в этом возрасте сохраняются и ночные кормления. В этом нет ничего страшного: грудным молоком невозможно перекормить. Кроме того, последние исследования позволяют с уверенностью сказать, что ночные кормления грудью не только не повышают риск развития кариеса, но и напротив — предотвращают его развитие. Антитела, содержащиеся в грудном молоке, сдерживают рост стафилококка, являющегося основной причиной развития кариеса.

Если малыш уже перестал получать грудное молоко, но продолжает "прикладываться" по ночам к бутылочке со смесью или даже соком, то этому нужно положить конец. К сожалению, смеси отличаются по свойствам от грудного молока. Поэтому их употребление, особенно в ночное время, значительно повышает риск развития кариеса. Дело в том, что после них, как и после любого приема пищи, кислотно-щелочной баланс в ротовой полости сильно смещается в кислую сторону, что создает предпосылки для разрушения зубной эмали. Да и вообще, малыша к полутора годам уже следует отучить есть ночью (это не относится к кормлениям грудью), так как это нарушает сон, ухудшает аппетит в течение дня и не дает выспаться родителям.

Когда и сколько кормить ребенка?

До 1,5 лет можно оставить малышу пятиразовое питание, но если вы замечаете, что ребенок отказывается от последнего (пятого) кормления, значит, его пора перевести на "взрослый" четырехразовый режим: завтрак, обед, полдник и ужин. В этом случае интервалы между кормлениями составляют 3,5-4 часа. Именно за этот период, согласно данным исследований, съеденная пища эвакуируется из желудка крохи, то есть он готов к следующему приему пищи. Следует довольно четко выполнять установленный режим питания: старайтесь не отклоняться от "графика" более чем на 15-30 минут. При соблюдении режима кормлений наблюдается более четкая работа всей пищеварительной системы: пищевой рефлекс обусловливает формирование хорошего аппетита, своевременно и в достаточном количестве вырабатываются пищеварительные соки, что позволяет хорошо переварить и усвоить пищу. При беспорядочном питании подобный рефлекс почти не вырабатывается, выделение ферментов и соков снижается, и пища перерабатывается хуже. Старайтесь ничего не давать малышу между кормлениями — фруктов, соков, молочных продуктов и тем более сладостей. Особенно это относится к детям со сниженным аппетитом. Подобные "перекусы" снижают аппетит крохи, сбивают установленный механизм выработки пищеварительных соков, поэтому во время основных приемов пищи он может отказаться от тех или иных полезных продуктов.

Калорийность суточного рациона ребенка в 12-18 месяцев составляет примерно 1300 ккал, объем питания — 1000-1200 мл. Распределение этого количества в течение дня достаточно равномерное: завтрак и ужин — по 25%, обед — 35%, полдник — 15%. Подсчитано, что на каждый килограмм массы тела годовалому ребенку требуется в сутки около 4 г белка, 4 г жира и 16 г углеводов. При этом белки животного происхождения должны составлять не менее 70% от их общего суточного количества, растительные жиры — примерно 13% от общего количества жира.

Что подать к столу?

К 1 году ваш малютка, скорее всего, познакомился уже практически со всеми видами продуктов. После 1 года видоизменение рациона предполагает как обращение к новым продуктам, так и постепенное изменение способа их приготовления и степени измельчения.

Грудной или не грудной?
Несмотря на то что кроха формально уже покинул ряды грудничков, отлучать его от груди, пожалуй, еще рановато, тем более в жаркое время года (последнее обстоятельство значительно повышает риск подхватить кишечную инфекцию). Многие педиатры считают, что кормить грудью стоит примерно до 20-24 месяцев. Ведь сосание груди не только дает малютке возможность получить вкусное молоко, но и позволяет ощутить материнское тепло и заботу, обеспечивая психологический комфорт. Нельзя также забывать о том, что молоко и в этом возрасте остается чрезвычайно полезным: оно содержит специальные вещества, стимулирующие развитие нервной системы, в частности головного мозга, многие витамины, антитела, легко и полностью усваивается.

Молочные продукты в питании ребенка

Большое место в питании по-прежнему занимают молочные продукты. Они являются источником ценного кальция, витаминов группы В, а также поставщиком белка и молочного жира. После 1 года малышу можно предлагать кефир (до 200 мл в сутки), йогурт (200-300 мл). Лучше не превышать рекомендуемое количество, так как молочнокислые продукты богаты кислыми соединениями, что может перегружать как пищеварительную, так и выделительную системы малыша. Лучше, чтобы йогурт был изготовлен специально для детского питания. Если вы даете крохе "взрослые" йогурты, следите, чтобы они были нежирными (молочными, а не сливочными) и содержали как можно меньше сахарозы, консервантов, ароматизаторов и прочих искусственных добавок. Конечно, лучше предпочесть "живые" йогурты — они позволяют поддерживать полезную кишечную флору. Такие йогурты имеют ограниченные сроки хранения (обычно не более 2 недель), и хранить их можно только в холодильнике, при температуре 2-8°С. Если на упаковке йогурта указано, что срок хранения превышает 1 месяц, значит, этот продукт прошел термическую обработку и не содержит живых молочнокислых культур. Также актуальными остаются молочные смеси — так называемые "последующие формулы", то есть те, что предназначены для питания детей после 6 месяцев. Почему же даже после 1 года стоит предлагать их крохе? Дело в том, что диетологи все более сходятся на том, чтобы отложить знакомство малыша с цельным коровьим молоком хотя бы до 2-2,5 лет, что связано с высокой частотой аллергических реакций к белку коровьего молока.

Другими важными молочными продуктами являются творог и сыр. Суточную дозу творога можно после 1 года увеличить до 70 г в день. Некоторые родители предпочитают давать его детям через день, но в дозе около 140 г. Творог можно давать в "чистом" виде, а можно приготовить из него пудинг, запеканку, ближе к полутора годам — сделать сырники. Сыр чаще используется в тертом виде в качестве добавки к макаронным изделиям. Но некоторые малыши любят погрызть сыр своими зубками. В этом случае данный продукт будет способствовать еще и становлению жевательных навыков.

Сливочное масло чаще всего используется в качестве добавки к кашам или намазанным на хлеб. Рекомендуемая доза его составляет около 12 г в день. Лучше не подвергать сливочное масло тепловой обработке (то есть добавлять уже в готовые блюда).

После 1 года можно в небольших количествах использовать нежирную сметану и сливки. Сметана наилучшим образом подходит для заправки первых блюд, сливки — для приготовления соусов ко вторым блюдам.

Фрукты и овощи в питании ребенка

Фрукты и овощи тоже должны быть широко представлены на столе малыша. После 1 года можно потихоньку знакомить малютку с новыми видами фруктов и ягод: клубникой, вишней, черешней, киви, абрикосами, персиками, смородиной, крыжовником, черноплодной рябиной, облепихой, малиной, ежевикой, клюквой, черникой, брусникой и даже цитрусовыми. Разумеется, подобные знакомства должны быть хорошо обдуманы, а маме предстоит внимательно наблюдать за реакцией крохи на каждый новый вводимый продукт. У детей с аллергическими реакциями лучше не предпринимать новых шагов без консультации аллерголога или педиатра. Ягоды, имеющие довольно плотную кожуру, лучше измельчать в пюре, в то время как мягкие сочные плоды (абрикосы, персики, киви) можно предлагать малышу дольками. Даже если ваш ненаглядный карапуз хорошо переносит экзотические фрукты (цитрусовые, киви), не давайте их много: эти плоды содержат довольно много растительных кислот, что в большом количестве может раздражать нежную слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта. Виноград усиливает процессы брожения в кишечнике и перегружает рацион ребенка углеводами. Вместе с тем, он относительно беден витаминами. Вот почему диетологи рекомендуют начать его употребление в более позднем возрасте — ближе к трем годам. Фрукты можно давать малышу в завершение основных приемов пищи, можно также добавлять в кашу, смешивать с молочными продуктами. Рекомендуемая доза фруктов — около 200-250 г в день. К этому количеству можно добавить еще 100 мл фруктового сока. Если до 1 года следовало предпочесть осветленные соки, то после 1 года вполне можно давать крохе соки и нектары с мякотью.

Овощное меню малыша можно обогатить свеклой, репой, томатами, зеленым горошком, фасолью. Бобовые следует давать детям в небольших количествах и только в хорошо проваренном и тщательно измельченном виде, так как эти продукты богаты грубой клетчаткой, которая вызывает повышенное газообразование в кишечнике, усиливает перистальтику, что может привести к болям в животе и разжижению стула. Овощи находят основное применение в супах и гарнирах к мясным и рыбным блюдам. Их можно не только отваривать, но и тушить. В возрасте 1 года они даются в виде пюре, ближе к полутора годам можно начинать предлагать малышу мягкие отварные или тушеные овощи кусочками. Ближе к полутора годам можно начать иногда предлагать крохе и огородную зелень — укроп, петрушку, кинзу, черемшу, шпинат, салат, зеленый лук. Мелко нарезанную зелень можно добавлять в супы и вторые блюда перед подачей их к столу.

Растительные масла лучше добавлять в финальной стадии приготовления овощей, чтобы как можно меньше подвергать их тепловой обработке, так как в процессе нагревания любых жиров образуются канцерогены, вредные для здоровья не только грудничка, но даже взрослого человека.

Мясо, рыба, яйца в питании ребенка

Мясные продукты даются в виде паровых котлет, тефтель, фрикаделек, мясного суфле и пудинга в количестве 100 г ежедневно. Ближе к середине второго года можно предлагать малышу тушеное мясо мелкими кусочками, но при этом внимательно следить за тем, чтобы он не подавился. В питании по-прежнему используются многие сорта мяса: говядина, телятина, нежирная свинина, кролик, индейка, курица, а также субпродукты -печень, язык, сердце, мозги. Мясо водоплавающей птицы (утки, гуся) и баранина богаты тугоплавкими жирами, что усложняет переваривание и усвоение этих сортов мяса, поэтому их можно давать лишь время от времени.

Рыбу следует предлагать один — два раза в неделю по 30-40 г на прием как замену мясным блюдам. Можно приготовить рыбные котлеты (паровые) или тефтели, потушить рыбное филе.

Яйца также имеют большое значение в питании детей после 1 года, так как богаты ценными питательными веществами — легкоусвояемым белком, ценными аминокислотами, витаминами (A, D, Е), фосфолипидами, минеральными веществами, микро- и макроэлементами. Белок яиц усваивается практически полностью — на 96-97%, жиры — примерно на 95%. Для питания малышей используются только куриные и перепелиные яйца. Яйца водоплавающих птиц исключаются из-за высокого риска передачи опасных инфекций. Перепелиные яйца отличаются от куриных не только более высоким содержанием белка (с большим количеством незаменимой аминокислоты — триптофана), но и более высоким содержанием жира и холестерина. Детям до 1,5 лет предлагать яйца следует только в сваренном виде (вкрутую) или в виде омлетов на молоке (они также могут содержать различные овощи). В сыром виде (а кроме того, "всмятку" и "в мешочек" яйца хуже перевариваются, так как содержат неденатурированный белок, а также опасны с точки зрения передачи инфекций. Омлет удобно готовить в микроволновой печи. Тогда он будет не поджаренным, как на сковороде, а печеный, без корочки. Омлетную массу выливают в посуду, предназначенную для микроволновых печей (без использования масла) и ставят в печь на 2-3 минуты. Кроме того, яйца добавляются к другим продуктам во время приготовления различных блюд (сырников, блинчиков и пр.). Поскольку яйца — продукт с высокими аллергенными свойствами (перепелиные яйца все же намного менее аллергенны, чем куриные), их не стоит давать детям ежедневно, лучше делать это 3 раза в неделю или через день. Рекомендуемая доза яиц составляет % куриного яйца в день или целое — через день. Для перепелиных яиц доза увеличивается примерно вдвое.

Крупы, мучные и хлебобулочные изделия в рационе ребенка

Крупы широко используются в детском питании. Особенно полезны для малышей овсянка и гречка, можно также использовать кукурузную, рисовую, пшенную и другие виды круп. Годовалому малышу будет проще жевать и глотать, если каша будет иметь однородную консистенцию, поэтому еще часто используются растворимые ("инстантные") каши. Ближе к полутора годам можно давать хорошо разваренные крупы без дополнительного измельчения.

Время от времени можно использовать в питании детей макаронные изделия. Их можно дать в виде гарнира или заправить ими суп. Впрочем, злоупотреблять ими не следует, так как они богаты легкоусвояемыми углеводами. Рекомендуется предлагать их малышу один — два раза в неделю.

Хлеб также используют в питании детей этого возраста. До 1,5 лет лучше предлагать малюткам только белый хлеб: он легче переваривается. Общее количество хлеба в день не должно превышать 100 г. Начиная с 1,5 лет можно включать в рацион крохи немного ржаного хлеба (до 50 г в сутки). Детям до 1,5 лет ржаной хлеб не предлагают, так как кислое тесто, из которого он приготовлен, вызывает брожение в кишечнике.


Другие продукты

Питье может быть представлено чистой водой (лучше не кипяченой, а бутилированной "для детского питания"), молочными продуктами, фруктовыми и овощными соками, компотами (желательно, чтобы они были сварены вообще без любого подсластителя либо с добавлением небольшого количества фруктозы), слабо заваренным чаем, травяными отварами (ромашка, фенхель, мята и пр.). Газированные напитки (даже минеральную воду) детям до 3 лет давать не рекомендуется, так как содержащийся в этих напитках углекислый газ раздражает слизистую желудочно-кишечного тракта. Количество потребляемой жидкости пусть регулирует сам малыш. Оно будет, безусловно, зависеть от рациона питания, времени года, окружающей температуры и двигательной активности крохи.

Поваренная соль используется в небольших количествах — около 0,5-1 г в день.

Виноград усиливает процессы брожения, поэтому его рекомендуют давать детям не раньше трех лет.

Сладости. Вы можете добавлять понемногу сахаров, чтобы подсластить некоторые, особенно не любимые малышом, продукты. Лучше предпочесть фруктозу: она медленнее и равномернее всасывается и усваивается организмом (что почти исключает резкие перепады уровня глюкозы в крови), для проникновения в клетки организма не требует инсулина (то есть не создает перегрузок в работе поджелудочной железы), меньше нарушает кислотно-щелочной баланс ротовой полости (а значит, меньше способствует развитию кариеса). Кроме того, правильно изготовленная, она почти в 1,75 раза слаще сахарозы, что позволяет употреблять ее в небольших количествах. Для придания вкуса кашам и творогу вы можете использовать свежие фрукты и ягоды, а также сухофрукты. Кроме того, изредка малышей можно побаловать сладостями (в идеале они тоже могут быть изготовлены на фруктозе — такие продукты вы можете найти на полках магазинов с лечебным питанием) — пастилой, зефиром, повидлом, джемом и, конечно же, медом (при условии, что малыш его переносит). Общая доза сахаров в день составляет 30-40 г для детей 1-1,5 лет.

Обсуждение

От белого хлебе разрушаются зубы. Я не даю его!!!

01.11.2018 02:33:52, Александра Звезда

Я слышала что фрукты после основного приема пищи еды употреблять нельзя, так как это вызывает брожение, их желательно употреблять с утра и как основной приём пищи.

25.10.2018 10:35:17, Ольга

Подскажите пожалуйста,какие группы продуктов в какое время суток лучше предлагать малышу? Пишкт например,что каша на ужин-тяжела для переваривания. Когда лучше давать мясо? Ребенку 1,3 года

28.03.2018 12:56:14, Julia2007

Добрый день! Моей девочке год и 1 месяц, и она до сих пор требует еду ночью! Как Ее отучить кушать ночью????

21.02.2018 07:46:15, Ксения

не так давно писали, что их малыш столько всего не съедает, да было написано с таким акцентом возмущенным, меня даже улыбнуло немного:) хочу сказать, что дети все разные, даже у взрослых аппетит разнится. А дети - такие же люди, как и взрослые, мамочки, не надо панику поднимать. Сколько ребенок съедает, значит, столько ему нужно. Он себя голодным не оставит, у него с рождения выработан защитный рефлекс, и о голоде он извещает плачем (если не умеет еще говорить). Самое главное, чтоб сколько-то граммов прибавлял в весе. А если наоборот килограмм теряет, вот тогда нужно тревогу бить. И если совсем вялый, не играет. А в остальном все с вашими детьми хорошо! Давайте разум включать, а не эмоции:) ну а по теме: наш сын кушает хорошо ттт, ни от чего не отказывается, съедает 200 гр, а на завтрак даже 300 (каша 200 и творог 100). Сейчас ему 1.4 года и он стал чаще делать перекусы между основными приемами пищи. Сегодня перед последним кормлением, за час, выпросил баранку. Думаю, это связано с его увеличившейся активностью (на улице больше ходит).

30.07.2017 23:27:59, Анастасия Трубилина

Если ребёнок практически на грудном вскармливании,то что вы от него хотите,естественно он так не будет съедать
А статья отличная!
Спасибо!

13.07.2017 15:59:42, Tvxghd

Такие объемы расписаны???? сыну 1,4 г. Что-то он вообще столько не ест. Ни о каких 4-5 раз и речи нет. Пару раз в день пару ложек съест, и то не каждый день соглашается еще. Редко маленький кусочек банана или клубники. Иногда кусочек печенья. Никаких порций по 200 г пока не видно даже на горизонте. Пока все таки грудное молоко основная еда. На остальное открывает рот редко.

02.06.2017 10:20:16, Кулибок

Я старшему сыну до 1.5 лет не давала сладкого совсем. Он и не просил. Каши мы ели не сладкие, чай и компот без добавления сахара и меда, творожок покупали не сладкий, то есть фруктозу из фруктов он получал и ВСЕ. Закончилось все ооочень плохо.... Однажды утром он плоснулся в 8:30 и в первые 40 мин не позавтракал, а в 9:20 его без сознания забрала скорая с гипогликемией (сахар 1, 7). Слава Богу откачали. После обследования, эндокринолог сказала, что это случилось из-за недостатка углеводов в рационе малыша. Вот так я "перебдила" со сладким. Младшей уже даем в чай мед, и творожки с фруктозой покупаем, и печенье даем... Будьте внимательны к рациону ребенка, не стоит слишком ограничивать свое чадо.
А статья отличная. Уже из опыта кормления двух деток сужу.

31.05.2017 10:16:22, mariia_moroz

Ну зачем же всех под одну гребенку чесать? Я вегетарианка, но это никак не касается питания моего ребёнка. И я не собираюсь ей навязывать свою точку зрения, сама решит, как продрастет, не будет она как мама, вегетарианка, и мясоед, как папа.

12.02.2017 14:13:40, Alixonetta

Спасибо,очень хорошая и полезная статья. Все понятно, граматно и четко описанно.

05.08.2015 05:08:53, Natalia_Pogorneva

Комментировать статью "Расширяем рацион. Питание детей от 1 года до 1,5 лет"

Творог-кефир будут после 10 мес, желток и рыба после года. Чай и обычный, и травяной после двух. Сок - кхм - сомнительная польза, но не раньше 1,5 точно. Питание ребенка от рождения до трех лет по месяцам. Питание ребенка после 1 года: полезные продукты, режим, меню.

Обсуждение

Мясо лучше в обед давать, а вечером - овощи, чтобы не перегружать пищеварение ребенка. Ну и кашами молочными не увлекаться,это тоже нагрузка на пищеварение.

08.10.2016 17:12:04, Амурина

7.5 месяцев. Ест практически все. Ну кроме мёда/орехов/соков/неполезносте-й. А так - кролик/индейка/курица/телятина-/треска/все овощи/все фрукты и ягоды/домашний творог.
Ну и ГВ - раза 4-5 днём и 2 раза ночью.

02.10.2016 11:51:42, От юкгерл

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и Раздел: Питание (какими кашами нужно кормить ребенка в 2 года). А кто чем кормил или кормит я готовлю и борщ и гороховый суп. вы посмотрите садовское меню, какие там супы...

Обсуждение

Здравствуйте подскажите пожалуйста что делать моему сыну 2,5 года ничего ни ест кроме супов и фруктовых пюре из баночек уже нет сил подскажите нормально ли это? что это может быть? и к какому врачу оброщатся? зарание спасибо

18.10.2018 13:31:03, ииииии

У меня после года уже всё ел как мы, например пиццу или бурритоз (они острые) во всю метелил, вообще не поняла ваших проблем, накладывайте ребёнку то же что себе, ест - хорошо, нет - ходи голодный, в след раз больше съешь

Питание полного ребенка. Поделитесь идеями меню для ребенка со склонностью к полноте,ибо уже фантазии не хватает. И я и дочка-склонны к полноте.В 1 классе мы успешно побороли лишний вес,причем обе.Путем убирания плюшек и сахара из меню плюс физические нагрузки.

Обсуждение

А что ест в школе? Там обычно все очень сладкое и углеводное... Моя добирала именно там в огромных кол-вах...

Таким рационом и подходом к питанию Вы делаете все для нарушения пищевого поведения дочери и максимально замедляете и так неспешный метаболизм. Организм получает сигнал о голоде и все откладывает "про запас".
Если есть проблемы в эндокринологии - лечитесь. Если нет, съездите на консультацию в Институт Питания.

Питание ребенка после 1 года: полезные продукты, режим, меню. Особенности питания детей в возрасте от 1 года до 3 лет. На самом деле, трудно себе представить, что после первого года жизни обмен веществ, потребности и физиологические особенности Не будем...

Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Может мы и исключение, но с 1 года и 2 или трех месяцев (точно я уже не помню - нам сейчас 1 и 10) едим просто все - даже несколько грибочков жареных разрешаю, когда все...

Обсуждение

Может мы и исключение, но с 1 года и 2 или трех месяцев (точно я уже не помню - нам сейчас 1 и 10) едим просто все - даже несколько грибочков жареных разрешаю, когда все вместе ужинаем.
А так - йогурты, творожки фруктовые, Даниссимо и прочие вкусности, очень нравится, если я туда из компота изюм добавляю - но! у нас нет аллергии, мы и сок апельсиновый пьем взрослый - Джей-7, не злоупотребляя конечно, просто даю всего почуть-чуть, а так, я не зацикливаюсь - даю ребенку ложку, сколько сам съест - столько и хорошо, у меня бывает кашу ковырнет и отложит ложку, творог раза два ковырнет, съест несколько виноградинок, попьет и все, зато в обед доберет свое, а если и в обед не доест - тут бабушки начинают хвататься за голову - я уверенно говорю, что погода сегодня плохая, меняется, буря там какая-нибудь или еще что-то, вечером тоже не поест - ну и не надо, даю только пить и фрукты в неограниченном количестве - ребенок же с чего-то покакает мне или сегодня или назавтра, значит в организме питание присутствует, значит ему хватает. Не хочет - не надо, если раньше времени запросил есть даю то, что недоел, никаких сладостей, печенюшек и сухариков, а на ужин обязательно папу ждем - это традиция, должен терпеть. Единственное, что меня здорово смущает - до сих пор не хочет пить из чашки, то есть пару глотков сделает конечно, но в основном только из бутылки. Пьем - чай с медом, с шиповником, компоты, соки - очень любим яблочный и клюквенный морс, хорошо пьет кефир, питьевой йогурт, ряженку, Золотой Шар с железом (у нас низкий гемоглобин), от детских чаев и соков давно отказались - иногда только Азов Сливу с мякотью употребляем, но это потому что я ее очень люблю - и он на меня глядючи тоже не против.
А так, вот представьте себе - в деревне и молоком грудным мама кормит (там питания детского не купишь и молочной кухни нет), плюс на обед сажают за общий стол - ест Щи!!!, блины очень любит (мой, кстати, тоже) - а девчушке 9 месяцев, это правда креза какая-то, то есть я бы, наверное, не решилась - но ведь ничего девица - розовощекая, здоровая, ходит хорошо с 8 месяцев, молодчинка.
Так, что особо не зацикливайтесь - что ест, сколько, если ребенок не вялый, в лежку не лежит, в обморок не падает, а носится по квартире с букетом шил в попе - значит, все в норме.
Удачи, пишите на мыло, если будут вопросы. Людмила

Наш Гриша (1г 8м) молочное ест с удовольствием - с утра каша на молоке (можно с фруктами) и какао, чай или сок на его выбор, в обед суп с мясом и овощами (возможны вариации), вечером с удовольствием ест творог (где-то 150 г.), может еще и йогурт захватить, и на ночь кефир (тоже в бутылке, т.к. с чашкой мы еще не подружились)- грамм 200. Мы с женой тоже долго мучались с кормлениями, но потом просто перевели его за общий стол - Гришку как подменили,сам процесс обедов-ужинов превратился в увлекательное времяпрепровождения, тем более когда он научился есть с вилкой в руках (понятно, с издержками в виде опрокинутых тарелок, чашек и прочих неожиданностей). Причем тогда же мы перестали следить за количеством скармливаемого, раньше была битва за каждую ложку, теперь он сам знает сколько ему надо, а мы не настаиваем. Единственное, чего мы придерживаемся - это полностью отказываем Грише в "минутных перекусах" в виде колбасы, кусочков печенья, хлеба и т.п. между кормлениями (сок или яблоко не в счет)- теперь он более-менее знает время обедов-ужинов и ест нормально.

Понимание речи.

Запас понимаемых слов быстро расширяется.

Понимание ребенком названии окружающих предметов.

Материал - 3-4 игрушки, изображающих вид транспорта, животных, предметы обихода (машины, часы, мячик, собака). Методика выявления - специально подготовленная ситуация. Перед ребенком раскладываются 4 контрольных предмета. На вопрос взрослого «где...?» ребенок должен отыскать все предметы, после этого они убираются, ставятся в другом порядке и вновь предлагается их найти. Поведение ребенка - по просьбе взрослого находит (показывает рукой или берет в руки) нужные предметы. Задание считается выполненным, если ребенок выбирает не менее 3-х предметов.

Материал - предметы одежды, обуви. Методика выявления -ситуация естественная, при общении с ребенком в группе. Ребенку предлагается найти 4 предмета из одежды: штанишки, шапку, ботинки, платье.

Поведение ребенка - по слову взрослого находит нужные предметы, указывая на них рукой. Задание считается выполненным, если ребенок находит не менее 3-х предметов.

Понимание ребенком действий.

Материал - сюжетная игрушка, тарелка, кроватка. Методика выявления - специально подготовленная ситуация. Ребенку предлагается выполнить действия: «Покорми куклу», «Положи куклу в кроватку». Поведение ребенка - выполняет действия по просьбе взрослого - подносит тарелку ко рту, кладет куклу в кроватку.

Ребенок ориентируется в группе.

Методика выявления - ситуация естественная. При проведении режимных процессов, организации игры ребенку предлагается выполнить следующие действия: «Покажи, где у нас рыбка», «Найди, где часы», «Покажи, где твой горшочек», «Иди мыть руки». Поведение ребенка - выполняет не менее 3-х поручений взрослого. Задание считается выполненным, если ребенок решает все 3 задачи.

Активная речь.

Пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности, удивления, радости. Методика выявления - ситуация естественная. Наблюдение за ребенком ведется во время самостоятельной деятельности в течение 30 мин. Поведение ребенка - разнообразно лепечет, пользуется облегченными словами («дай», «мама», «никак», «бах», «ав-ав» и др.)

Сенсорное развитие.

Ориентируется в 2-х контрастных величинах предметов (типа кубов) разницей в 3 см. Материал - кубы-вкладыши. Размер большого куба -10 см, малого - 7 см. Методика выявления - ситуация, специально подготовленная. Ребенок сидит за столом. Перед ним выкладывается маленький куб из большого. Ребенку предлагается положить куб обратно (вложить маленький в большой). Поведение ребенка - вкладывает маленький куб в большой. При этом он может несколько раз пробовать, вкладывая один куб в другой (не более 3-х раз).

Игра и действия с предметами.

Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень).

1) Материал - кукла, тарелочка. Методика выявления - ситуация, специально подготовленная. Перед ребенком раскладываются перечисленные предметы и предлагается задание покормить куклу. Если ребенок затрудняется, можно ему показать. Поведение ребенка - подносит тарелочку ко рту куклы либо самостоятельно, либо по показу взрослого. Примечание: данное задание может не проверяться, если ребенок выполнял его при проверке понимания речи.

2) Материал - 2 кирпичика, 2 кубика. Методика выявления - ситуация, специально подготовленная. Ребенку предлагается поиграть с кубиками: сделать машину «би-би» или построить дом. Если ребенок затрудняется, можно ему показать. Поведение ребенка - самостоятельно или по показу взрослого делает из кирпичика и кубика «машину», двигает ее, воспроизводя движения машины, или кладет один кубик на другой - строит дом.

3) Материал - стержень с 4 - 5 кольцами (одной величины). Методика выявления - ребенку предлагается надеть кольца на стержень. Поведение ребенка - надевает кольца на стержень. Задание считается выполненным, если ребенок решает все 3 задачи самостоятельно или по показу взрослого.

Движения.

Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение. Методика выявления - ситуация естественная (наблюдение за движениями ребенка во время самостоятельной деятельности). Поведение ребенка - выполняет указанные движения.

Самостоятельно ест густую пищу ложкой. Методика выявления - ситуация естественная (процесс кормления). Поведение ребенка - самостоятельно ест второе блюдо (кашу, пюре и др.) из глубокой тарелки. При этом может съесть не до конца, может быть неаккуратным.

Справочное руководство/Под ред. М. Ф. Рзянкиной, В. П. Молочного

Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте.

Новорожденный ребенок

Главное, в чем нуждается новорожденный – это телесный контакт с матерью, тепло и сосание груди. Эти потребности будут самыми важными на протяжении всего периода новорожденности - первого месяца жизни.

Ребенок 1 месяц

Главные достижения первого месяца - прибавка в весе от 500 до 1500 г, попытки удержания головы в положении лежа и зрительный контакт с мамой.

Ребенок 2 месяца

Двухмесячный малыш - очень общительный и подвижный: он улыбается маме, сообщает о своем состоянии разнообразными звуками и вовсю машет ручками и ножками, иногда попадая по подвешенной игрушке.

Ребенок 3 месяца

У трехмесячного малыша уже хорошо прослеживается ритм кормлений и снов. Ребенок активно общается с близкими улыбкой и звуками, любит изучать свои руки и уверенно лежит на животе, опираясь на предплечья.

Ребенок 4 месяца

В 4 месяца большинство детей умеют переворачиваться и все сильнее интересуются окружающим миром: их зрение приобретает "взрослое" качество, а ручки способны схватить игрушку.

Ребенок 5 месяцев

Пятимесячный малыш готовится к ползанию - крутится вокруг пупка, перекатывается. Может интересоваться едой взрослых. Часто на подходе первый зуб.

Ребенок 6 месяцев

В 6 месяцев малыша начинают знакомить с новой пищей - предлагают первый прикорм. Ребенок интенсивно общается с близкими, лепечет, начинает разнообразно манипулировать с игрушками.

Ребенок 7 месяцев

В 7 месяцев одни дети уже хорошо ползают, другие только пытаются оторвать туловище от пола. Некоторые осваивают сидение раньше ползания. Многие встают с поддержкой.

Ребенок 8 месяцев

Восьмимесячный ребенок при просьбе найти предмет отыскивает его взглядом. Появляются первые звукоподражательные слова. Большинство хорошо ползают, могут вставать с опорой из положения сидя.

Ребенок 9 месяцев

Малыш может стоять и переступать, держась за опору. Появляется "пинцетный захват" - ребенок теперь может брать предметы большим и указательным пальцами. Десны и прорезывающие зубы нуждаются в повышенной жевательной нагрузке.

Ребенок 10 месяцев

В 10 месяцев многие дети делают первые шаги. Малыша увлекает собирание предметов в коробки и разбрасывание их, закрывание и открывание крышек.

Ребенок 11 месяцев

В 11 меяцев многие дети начинают ходить и осваивают действия с предметами, соответствющие их назначению: куклу укладывают спать, на машине перевозят грузы. У некоторых детей появляются первые слова.

Ребенок 1 год

Годовалый малыш понимает и выполняет простые просьбы, подражает действиям детей и взрослых, манипулирует с пирамидкой, кубиками.

Ребенок 1 год 3 месяца

Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте.

Ребенок 1,5 года

В полтора года малыш произносит около 40 слов, могут появиться первые предложения. Интересуется книжками - рассматривает картинки, переворачивает страницы. Учится пользоваться карандашами, начинает осваивать навыки одевания.

Ребенок 1 год 9 месяцев

В этом возрасте малыш обычно уже ориентируется в простых формах и цветах, с интересом наблюдает за игрой детей ("играет рядом"). Может договаривать последние слова в знакомых стихах.

Ребенок 2 года

К этому возрасту многие дети осваивают горшок, научаются сами аккуратно есть. Ребенок может выслушать объяснения взрослого, некоторые дети начинают задавать вопросы.

Ребенок 2,5 года

В два с половиной года дети начинают говорить о себе "Я". Малыш может научиться кататься на трехколесном велосипеде, бросать и ловить мяч, с удовольствием рисует и лепит из пластилина.

Ребенок 3 года

Трехлетний ребенок может самостоятельно одеваться и умываться. Общается с другими детьми в игре, может соблюдать простые правила. Очень любознателен и стремится к независимости.

Ребенок в 1 год 3 месяца ходит самостоятельно, но может и падать.
Устойчиво стоит, приседает, наклоняется, поворачивается, пятится (меняет положения).
Может иногда ползать.

Поднимается на лесенку детской горки приставным шагом.
Ходит по доске, лежащей на полу.
Поднимает руки вперед, вверх, в стороны, отводит за спину, вращает (стоя, сидя, лежа):

  • по показу,
  • по слову взрослого,
  • самостоятельно.

Шевелит пальцами, вращает кистями рук.

Рост и вес ребенка в 1 год 3 месяца данные отечественных педиатров

Рост и вес детей в возрасте 1 год 3 месяца данные ВОЗ

Познавательное развитие ребенка в 1 год 3 месяца

Отличие предметов по форме, величине, цвету:
Ориентируется в двух формах, каждая разной величины (мячи, кубики). Находит после показа. Отличает знакомый большой предмет (игрушку) от маленького; находит после показа, по просьбе взрослого. Подбирает (не называя) к предмету какого-то одного цвета того же цвета игрушки (1-2 цветов). Снимает и нанизывает кольца на стержень пирамидки. Ставит кубики один на другой (строит башню, дом). Держит (по-своему) в руке карандаш, фломастер, чиркает по бумаге.

Игровые действия:
Ребенок в возрасте 1 год 3 месяца самостоятельно воспроизводит действия с предметами, разученные ранее (нанизывает кольца, ставит кубики один на другой, кормит куклу, мишку).

Воспроизводит одно знакомое действие с игрушкой (качает, возит):

  • по подражанию,
  • по собственной инициативе.

Переносит знакомые действия с одним предметом на другой (кормит и куклу и мишку; возит и машинку и коляску). Производит одинаковые действия с разными игрушками:

  • по подражанию,
  • по просьбе взрослого,
  • по собственной инициативе.

Любит играть с предметами обихода. Подражает близким взрослым: "читает", как папа, "готовит уроки", как сестра.

Социально-эмоциональное развитие детей в возрасте 1 год 3 месяца

Эмоциональное уравновешенное состояние сохраняется в течение дня.
Часто смотрит на взрослого, особенно в новых или затруднительных ситуациях.
Подражает мимике, движениям близкого взрослого (смеется, улыбается, хмурится) независимо от ситуации.
Эмоционально реагирует на свои действия с игрушками (мимика, голосовое интонирование).
Заражается чувствами сверстника: плачет, смеется.
Эмоционально реагирует на другого ребенка.
Эмоционально по-разному реагирует на знакомого или незнакомого взрослого.
Быстро переходит из одного эмоционального состояния в другое: от радости к капризу.
Легко поддается переключению внимания (отвлечению).
Познает окружающее через свои эмоциональные ощущения (с высоты можно упасть - "больно", дотронуться до батареи - "горячо").
Собственную речь (отдельные слова) дополняет мимикой, движениями, интонированием.
Взгляд приобретает различные выразительные оттенки: радостный, заинтересованный, спрашивающий, просящий и др.
Улыбками, заглядыванием в глаза или криком, капризами привлекает внимание близкого взрослого.
Эмоционально раскован с близкими, напряжен с незнакомыми людьми.
Эмоционально привязан к маме (эмоционально зависим). Плачет при ее уходе; недолго грустит, оставшись с незнакомым взрослым.
Удивляется, пугается неожиданного, нового.
Напряжение, недовольное выражение лица появляются при ограничении движении, дискомфорте, отказе в желаемом.
Проявляет интерес к играм других детей.
Заинтересовывается новой игрушкой, действиями с ней.
Эмоционально напряжен при неумении.
Радуется при получении результата от некоторых игровых действий, выполненных взрослым или самостоятельно.
Рад совместным со взрослыми играм-занятиям, веселым играм.
Эмоционально различно реагирует на плясовые и спокойные мелодии; напевность стихов, прибауток, песенок.

Речевое развитие ребенка в 1 год 3 месяца

Понимание речи:
Понимает многие названия знакомых игрушек, окружающих предметов, знает имена близких взрослых, названия одежды, обозначения действий, некоторых бытовых ситуаций.
Показывает по просьбе взрослого части лица у человека и у образной игрушки.
Выполняет одно-два поручения взрослого, связанные со знакомыми действиями: приносит, находит, играет в "ладушки".
С интересом рассматривает картинки в книжке (узнает персонажей).
Слушает потешки, стихи, песенки.

Активная речь (произносит до 20 облегченных слов):
Произносит простые слова, соотносит их с предметами,действиями. Употребляет слова (в индивидуальном произношении):

  • в момент радости,
  • при удивлении,
  • констатируя знакомые явления,
  • в процессе двигательной активности,
  • по подражанию,
  • по просьбе взрослого,
  • в процессе своих игровых действий.

Продолжает произносить лепетные звуки. Имитирует звуки (слова) по просьбе взрослого ("лает", "пищит", "гудит").

Бытовые навыки ребенка в возрасте 1 год 3 месяца

Пьет из чашки (немного).
Держит ложку в кулачке, опускает в густую пищу, набирает немного, доносит до рта, ест (взрослый докармливает).
"Вытирает" руки, лицо при умывании.
Начинает проситься на горшок.