Беседа с детьми средней группы «Праздник — это весело! Беседа на тему "Новый год по Земле идёт…." Беседа в доу на тему новый год.

Беседа на тему «Терем Деда Мороза» с использованием мультимедийной презентации.

Комова Любовь Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №90», город Череповец.
Описание материала: Данный материал будет полезен воспитателям детей старшего дошкольного возраста при проведении бесед к Новому году.
Цель: формирование представлений о тереме Деда Мороза.
Задачи:
Совершенствовать умение детей слушать воспитателя и своих сверстников; понимать вопросы, правильно формулировать ответ на них.
Воспитывать интерес к главному новогоднему герою – Деду Морозу.
Ход беседы:
Воспитатель:
В валенках и в шубе,
С ёлкой и с мешком.
Все его мы любим,
Все его мы ждём.
Борода седая,
Усы и красный нос,
Все его мы знаем.
Это... .
Дети: Дед Мороз.
Воспитатель: Сегодня Дед Мороз приглашает нас к себе в гости в свой сказочный терем. Кто помнит, где находится его терем?
Дети: В городе Великий Устюг.
Воспитатель: В Великом Устюге у Дедушки свои владения, там и стоит его гостеприимный терем, куда мы сейчас и отправляемся.
Слайд №1

Воспитатель: Дом у Дедушки Мороза большой и уютный, в нем 12 комнат и тронный зал. Дедушка хороший хозяин, потому и в комнатах порядок и всегда что-то новенькое.
Слайд №2


Воспитатель: Заходя в терем, мы оказываемся в Тронном зале. Что стоит в центре зала?
Дети: Ёлочка.
Воспитатель: На самом видном месте стоит красавица – ель, украшенная гирляндами, бантами, снежинками, шарами.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему зал так назван?
Дети: (высказывают свои мнения)
Воспитатель: Возле ёлочки стоят два трона- один Дедушки Мороза, а чей же второй?

Дети: Снегурочки.
Воспитатель: Приедет Снегурочка в гости к Дедушке и присядет рядом. Будут вместе гостей встречать.
Слайд №3


Воспитатель: А эта комната называется -Комнатой желаний. Подумайте, почему?
(Воспитатель выслушивает ответы детей.)
Воспитатель: Здесь все желание исполняются! Нужно закрыть глазки и под звон колокольчика загадать желание. И оно обязательно исполняется! Главное, чтоб желание было добрым.
Воспитатель: Давайте тоже попробуем загадать желание.
Слайд №4


Воспитатель: Это - Комната проектов. По-другому её называют «комнатой будущего». Здесь можно узнаете о том, как будут выглядеть владенья Мороза через 20-30 лет.
Слайд №5


Воспитатель: Перед рабочим кабинетом Сказочного Волшебника есть приемная. Это Комната важных дел. Здесь личный секретарь Дедушки Мороза работает –наши письма разбирает, да «Морозные новости» рассылает о встречах и визитах, переговоры ведет с другими волшебниками или важными людьми.
Слайд №6


Воспитатель: А вот и сам кабинет Дедушки. Что вы видите в кабинете?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Чем же занимается в своем кабинете Дед Мороз?
Дети: Работает, читает письма, которые ему пишут дети.
Воспитатель: В рабочем кабинете стоит стол, за которым Зимний Волшебник читает письма от детей со всего мира, да добрые дела совершает.
Слайд №7



Воспитатель: Есть в сказочном доме и комната подарков, которые Дедушка Мороз получает от гостей. Каждый год эту коллекцию пополняют подарки от сказочных коллег. Тут есть дары из Кукобоя, Украины, Белоруссии, Риги, Швеции, Германии.
Воспитатель: Посмотрите, как много разных подарков!
Слайд №8



Воспитатель: Дальше мы попадаем в самую «умную» комнату волшебного дома. Кто догадался, что это за комната, наполненная книгами?
Дети: Это библиотека.
Воспитатель: Да, и книг здесь превеликое множество. Есть книги подаренные, есть написанные в Доме Дедушки Мороза, а есть книги особенные – книги-великаны.
Слайд №9


Воспитатель: Вологодская область славится льном. Ему в тереме Дедушки Мороза отведена отдельная комнатка – это комната льна. Здесь представлены разные изделия изо льна. Посмотрите, кто стоит в левом углу?


Дети: (ответы)
Воспитатель: Это кукла оберег, зовут её Берегиня. Она охраняет сказочный очаг.
Слайд № 10


Воспитатель: У мастериц Дедушки Мороза есть в доме отдельная уютная комната. Так она и называется – комната мастериц. Как вы думаете, чем занимаются мастерицы в этой комнате?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Много работы у рукодельниц: надо для Деда Мороза костюмы летние и зимние шить, всю свиту нарядить, за убранством терема следить. А еще и сувениры с подарками к новогодним праздникам приготовить.
Слайд №11


Воспитатель: А сейчас мы с вами перенесёмся в спальню Деда Мороза. Что вы здесь видите?
Дети: Большую кровать.
Воспитатель: И кровать эта непростая, а сказочная, она украшена резьбой по дереву. Покрывало вышито морозным узором. Подушек на перине ровно семь штук, на каждый день недели своя.


Воспитатель: На стене мешочки развешаны, в них хранятся сказки для снов.
Слайд №12


Воспитатель: Чтобы узнать, какие наряды у Мороза есть, нужно просто заглянуть в гардеробную. Здесь хранятся разные костюмы Дедушки. Есть зимние и летние, нарядные и спортивные.
Слайд №13



Воспитатель: Самая любимая комната в доме у Дедушки Мороза – детская. В этой комнате представлена выставка детских сказок, чтобы дети поближе были к своим любимым сказочным героям, а взрослые - вспоминали свое детство.
Слайд №14


Воспитатель: А вот и последняя комната, в которую я вас приглашаю. Кто-нибудь догадается как она называется?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Это - комната ёлочек. Посмотрите, сколько здесь разных ёлочек! Сделали их дети из разного материала: шишек, бумаги, пластиковых пакетов, печенья, ткани и даже кружева.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по терему Деда Мороза. Кому какая комната понравилась больше всего?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Дети, я предлагаю вам пофантазировать – нарисовать или сконструировать любую комнату Деда Мороза, а может кто-то придумает свою комнату.
Творческая деятельность детей

Конспект беседы «Скоро, скоро Новый год»!

" Скоро , скоро Новый год ,

Он торопится, идет

стучится в двери к нам,

Дети, здравствуйте, я к вам!"

Ребята, а вы знаете, что к нам торопиться главный праздник, которого ждут почти весь год? Ответы детей. Расскажите, пожалуйста, что вы знаете о празднике "Новом годе", как его отмечают, почему так любят и есть ли в нем что-то волшебное? Ответы детей. Ребята, а в какое время года к нам приходит Дедушка Мороз? Ответы детей (зимой) . Давайте вспомним чем же зима отличается от лета, я буду начинать предложение, а вы его будете заканчивать. И будьте внимательны, не забывайте, что наши глазки смотрят, ушки слушают, а ручки не мешают, а помогают.

Летом небо светлое, а зимой. ?

Летом солнце яркое, а зимой. ?

Летом тепло, а зимой. ?

Летом у зайки шубка серая, а зимой. ?

Летом медведь бодрствует, а зимой. ?

Летом мы катаемся на велосипеде, а зимой. ?

За летом приходит осень, а за осенью. ?

Летом земля покрыта травой, а зимой. ?

Летом птиц много, а зимой. ?

Летом растут цветы, а зимой. ?

Молодцы ребята, как вы хорошо справились с заданием! Скажите, а что падает с неба зимой? Ответы детей (снежинки) . Раз зимой без снега никуда, педагог предлагает детям нарисовать снежинки, с помощью цветных карандашей и листа бумаги, а затем украсить ими групповую. Какие необычные у вас получились снежинки и большие, и маленькие, и с великолепным узором, как в сказке.

Педагог открывает детям небольшой секрет, о том, что Деда Мороза ждут с нетерпением и взрослые и дети, затем предлагает написать ему письмо и рассказать о своих поступках в уходящем году и объяснить почему же так хотят с ним встретиться. Письмо запечатывают все вместе и отдают почтальону. (роль почтальона может играть как ребенок, так и взрослый) Педагог предлагает детям игру "Что растет на нашей елке"? Правила очень просты, ребята садятся в круг, если утверждение верно, то хлопают в ладоши, если нет, то топают ногами.

Что растет на нашей елке?

Мандарины и хлопушки?

Конфеты, да игрушки?

Шарики стеклянные?

Портфели деревянные?

Тигры настоящие?

Гирлянды блестящие?

В верху сияет лишь она, пятикрылая звезда!

Педагог обращается к детям и говорит, что у двери оставлен необычный сундучок, а в нем записка :"Пройдите лабиринт и откройте волшебный сундучок".

Дети получают задание пройти лабиринт от звезды до подарков, после педагог поизносит волшебные слова :"Сим салабим барабан марабан, сундук откройся же нам"!

Дети открывают сундук и находят там конфеты. (сюрпризный момент)

Ольга Царькова
Беседа с детьми средней группы «Праздник - это весело!»

Цели : Продолжать знакомить с таким праздником , как Новый год; развивать умение отвечать на вопросы полными предложениями, активизировать словарь; воспитывать умение выслушивать рассказы сверстников.

1. Загадывание загадок :

Вот красавица какая

Стоит, светло сверкая.

Как пышно убрана

Скажите, кто она? (Новогодняя елка) .

Он приходит в зимний вечер

Зажигать на елке свечи.

Он заводит хоровод -

Это праздник… (Новый год)

Кто раскрасил щеки детям

В красный цвет зимой, не летом?

А кто щиплет их за нос?

Угадали? (Дед Мороз)

2.- Ребята, как вы думаете, какой приближается праздник ?

Почему вы так решили?

Новый год один из самых веселых и любимых праздников во всем мире . По календарю Новый год наступает, когда заканчивается последний день года и начинается первый день следующего года. К Новому году очень долго готовятся, ждут подарков.

Скажите, а как люди готовятся к празднику ?

Подготовка к Новому году начинается задолго до праздника . Открываются праздничные базары , где можно купить различные игрушки, сувениры, украшения, подарки. Украшаются улицы, дома, везде ставят елки и украшают их, изготавливают подарки и открытки своими руками.

3. Показ картинки «Хоровод возле елки»

Ребята, посмотрите на картинку, что вы на ней видите?

Как одеты дети?

Что они делают возле елки?

Какая елка? Чем украшена?

Кто пришел на праздник к детям ?

А кто такой Дед Мороз?

Как он выглядит?

Дед Мороз – добрый волшебник, толстенький и с белой бородой. Он носит длинную шубу, валенки, меховую шапку, а в руках держит посох и мешок с подарками.

Кто мне скажет, почему Деда Мороза называют волшебником?

Для чего ему нужен посох?

Если Дед Мороз подует на окно – окно покроется волшебным ледяным узором. А если Дед Мороз махнет рукавом или тряхнет варежкой – то пойдет снег. У него есть волшебный посох, к чему он не прикоснется этим посохом, все замерзает.

Ребята, а вы знаете, где живет Дед Мороз?

Живет он в городе Великий Устюг. Там для него построен дворец из дерева и стекла. Вместе с ним живет внучка Снегурочка и его помощники. У Деда Мороза есть своя мастерская.

Как вы думаете, для чего ему нужна мастерская?

В ней он вместе со своими помощниками целый год изготавливает игрушки, подарки для детей.

Ребята, а как Дед Мороз узнает, какой подарок хотят получить от него дети на Новый год?

Деду Морозу можно написать письмо, а письмо отправить по почте или положить на окно на ночь. А ночью помощники Деда Мороза возьмут его и отнесут к нему во дворец.

Всегда ли он может подарить то, что они хотят? Почему?

Дед Мороз смотрит в свою волшебную книгу, сколько хороших поступков было у детей, и заслуживают ли они те подарки, которые просили. Еще он никогда не подарит опасные, острые предметы. Есть такие подарки, которые Дед Мороз не может подарить без разрешения родителей, например, котенок или щенок. А еще он не может дарить все-все-все, что хочет ребенок, потому что есть и другие дети, которые тоже хотят получить подарки.

Ребята, а вы любите Новый год?

Тогда давайте с вами поиграем.

4. СРИ «Новый год в детском саду»

Тема: Новый год по Земле идёт….

Цель: Дать представление о том, как Новый год встречают в России и в других странах; воспитывать эстетический вкус средствами художественного слова и музыки.

Загадка по теме.

Если лес укрыт снегами,

Если пахнет пирогами,

Если ёлка в дом идёт,

Что за праздник? ...(Новый год)

Новый год - самый светлый, добрый, яркий и счастливый праздник в году. Он приходит в каждый дом, в каждую семью, и все ему рады. И все его ждут! В некоторых домах в этот праздник особенно тепло и уютно, красиво и торжественно, нарядно и мило.

Почему так бывает?

потому, что в этих домах не просто ждали Новый год, а готовились к нему долго и тщательно, с любовью и радостью.

Новый год на Руси.

году Петром I.

Это он придумал проводить весёлые зимние праздники с феерверками, катаниями на санях, украшать дома и ворота ветками сосны.

А вот обычай наряжать ёлку пришёл к нам только лишь в 19 веке в

Санкт-Петербурге.

Новая забава перекинулась в Москву и пошла по всей стране. Стали вы пускать ёлочные украшения и свечи. К концу столетия ёлка стала обычным явлением и превратилась в семейный праздник. Малыши во­дили хороводы вокруг наряженной ёлки, играли, отыскивали подарки.

Тогда же постоянным персонажем новогоднего праздника становится

и Дед Мороз.

Затем появляется и Снегурочка.

У нашего Деда Мороза есть своя Родина - это город Великий Устюг.

Новый год в Англии.

Отправляемся в далекое путешествие. Нас ждет Англия.

Как зовут Деда Мороза в Англии? Санта Клаус.

Жители этой страны встречают приход Нового года шумными много­людными празднествами. Хотя никто никого в гости не приглашает, су­ществует неписаное правило, по которому в новогоднюю ночь или вечер каждый может без всяких приглашений прийти в любой дом, даже к нез­накомым людям, и будет радушно принят. Гостю полагается принести с собой хотя бы маленький кусочек угля, бросить его в семейный очаг и по­желать, чтобы в этом доме огонь горел долго.

Новый год в Италии.

В этой стране есть любопытный обычай: в новогоднюю ночь выбра­сывать из своих домов на улицу разбитую посуду, сломанную мебель, старые вещи, очевидно, полагая, что это принесет семье благосостояние в Новом году. Малышам рассказывают сказки о старой волшебнице Бефане, которая через печную трубу пробирается в дом и кладет подарки хорошим детям в башмачки, а непослушным достаётся только зола.

Новый год в Венгрии.

В Венгрии принято, чтобы на новогоднем столе был поросенок, при­чем не обязательно жареный. Он может быть шоколадный. А вот птицу подавать не принято, считается, что счастье улетит из дома.

Болгария.

Дед Мороз в Болгарии одет в вывернутую баранью шкуру, украшен­ную стручками красного перца. В руках он держит кизиловую веточку. Хозяйки в новогодние пироги запекают маленькие сувениры. Считается, что тот, кому в куске праздничного пирога достанется запеченная монета, будет в Новом году богатым.

Германия.

В Германии дома и деревья украшают гирляндами. Столы украшают вышитыми скатертями и салфетками, всюду расставляют свечи. На двери дома вешают украшенный венок.

Франция.

Во Франции Деда Мороза зовут Пэр - Ноэль, он добрый и приносит де­тям подарки в корзине.

В Новый год за столом собирается вся семья, все готовят друг другу по­дарки и обмениваются открытками.

Япония.

В новогоднюю ночь в Японии колокола в храмах бьют 108 раз. С пос­ледним ударом нужно лечь спать и встать с первыми лучами и на улице встретить новый день Нового года. Проспать нельзя - год будет неудач­ным. К новогоднему столу хозяйки готовят рисовое печенье - символ изо­билия, отваривают длинные тонкие макароны - символ долголетия, гото­вят гороховые блюда - символ здоровья, блюда из рыбы - символ силы. Здесь живет предание, по которому желание ребенка исполнится, если он положит под подушку рисунок с изображением того, о чем мечтает. Поэ­тому малыши в предновогоднюю ночь заняты рисованием.

К празднику во всех семьях мастерят бумажных змеев и в первый день Нового года запускают в небо.

Загадки о зиме.

Торопился ручеёк прыгнуть вниз, зацепился за сучок и повис.(Сосулька)

Бел, как мел, с неба прилетел. (Снег.)

Покружилась звёздочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка.)

Его весной и летом мы видели одетым,

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки,

Но зимние метели в меха его одели. (Дерево зимой.)

Странный к нам пришел стекольщик:
Всех за нос хватает,

С каждым днем прочней и толще

Стекла он вставляет.

Делал дело живо-скоро,

Чистая работа –

Застеклил пруды, озера,

Лужицы, болота. (Мороз.)

Тема: Новый год и его особенности.

Задачи урока: познакомить детей с историей и традициями праздника Нового года в разных странах; выучить имена Дедов Морозов в разных странах мира; развивать чёткую и грамотно поставленную речь; воспитывать любовь к традициям своего народа.

Планируемые результаты: выучить историю и традиции праздника, запомнить имена Дедов Морозов в разных странах; давать грамотные и полные ответы.

Оборудование: разноцветные мелки, карточки с заданиями по пройденному материалу.

Предварительная работа: украсить класс в новогоднем стиле, подготовить карточки с заданиями.

План урока:

I. Организационная часть.

II. Закрепление прошлой темы. Проверка домашнего задания.

III. Оповещение темы и целей урока.

IV. Новый материал.

V. Физкультминутка.

VI. Закрепление.

VII. Итог урока.

VIII. Дом. задание.


Ход урока

I. Организация класса, проверка готовность к уроку. Дети хором читают четверостишие.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараюсь всё понять,
Интересное узнать.

II. Закрепить знания учащихся прошлой темы. Проверить домашнее задание.

III. Объявить тему и цели урока. Сегодня мы проведём необычный урок (при возможности украсить класс в новогодней тематике). Посмотрите вокруг. Вам нравится как украшен наш класс? А как вы думаете, про какой праздник мы сегодня поговорим? Правильно, тема сегодняшнего урока «Новый год и его особенности». Мы поговорим об этом долгожданном празднике, который любят и взрослые и дети. Узнаем его историю, откуда он к нам пришёл. Вспомним новогодние традиции и ещё много интересного.

IV. Изучение нового материала. Учитель читает стихотворение "Новый Год" Н. Найденовой.

Лесом частым,
Полем вьюжным
Зимний праздник к нам идет.
Так давайте скажем дружно:
"Здравствуй, здравствуй, Новый год!"
Снова пахнет свежей смолкой,
Мы у елки собрались,
Нарядилась наша елка,
Огоньки на ней зажглись.
Игры, шутки, песни, пляски!
Там и тут мелькают маски...
Ты - медведь, а я - лиса.
Вот какие чудеса!
Вместе встанем в хоровод,
Здравствуй, здравствуй, Новый год!

Ребята, а кто придумал этот весёлый праздник и откуда он к нам пришёл? В древности наши предки его отмечали 1 марта. Люди зажигали огоньки на ёлках в виде свечей, с надеждой на хороший урожай в новом году. Когда народ принял христианскую веру, праздник перенесли на первый день осени - сентябрь. И только в 1700 году, по указу царя Пётра I, Новый год принято отмечать 1 января.

О каких новогодних традициях нашего народа вы знаете? Главной традицией является украшение ёлки. Эту зелёную красавицу наряжают шарами, гирляндами, светящимися фонариками, шишками, конфетами, игрушками. Ёлка - это символ новогоднего праздника. Ещё одна традиция - пускать салют в 12 часов ночи, именно в это время все желают друг другу счастья в наступившем новом году. Также этот праздник принято отмечать в кругу своей семьи. Взрослые и дети одевают красивую одежду и карнавальные маски и веселятся возле нарядной ёлки. Они поют песни, танцуют, играют в игры и кушают за столом вкусные блюда.

А кто может рассказать, как отмечают Новый год в других странах?

В Англии люди под бой часов открывают заднюю дверь, чтобы все ненастья ушли из дома, а с последним ударом открывают входные двери и дают зайти удаче, благосостоянию, здоровью.

Венгерский народ в полночь громко играет на дудочках, свистульках, рожках. Они считают, что это помогает выгнать из дома злых духов.

Немцы всех возрастов забираются на стулья, диваны, кресла и с наступлением праздника прыгают на пол. Они говорят, что это помогает впрыгнуть в новый год чистым и безгрешным.

Итальянцы в последнюю минуту старого года выкидывают на улицу ненужную посуду, вещи, мебель. Это позволяет им избавится от плохой энергетики.

В Испании принято съесть 12 виноградин и загадать 12 желаний.

В Скандинавии существует традиция хрюкать под столом, скандинавы утверждают, что это помогает им избавится от болезней и неудачи.

А вот в Китае Новый год празднуют не первого января, празднование назначается в разные дни. Главная особенность китайского Нового года - это украшение домов и улиц маленькими фонариками. А дети рисуют свою мечу на листке бумаги и перед сном, кладут его под подушку.

В Индии Новый год называют Гуди Падва, в этот день индийцы обязательно должны съесть листья дерева ним-ним.

Болгария - это страна где самый маленький член семьи читает гостям стихи, поёт песни, дарит сувениры, которые снимает с ёлки.

Для разрядки детям предлагается сыграть в игру «Кто больше». Разделить учащихся на две команды, по очереди они называют слова, которые можно отнести к Новому году. Выигрывает команда, которая остановится последней.

Дети, а без кого не бывает новогоднего праздника? Как он выглядит? А кто его помощница? Как зовут Деда Мороза в разных странах?

В Соединённых Штатах Америки, Канаде, Великобритании - это Санта Клаус. Отличается от нашего одеждой, на нём всегда одета красная куртка с белым мехом и шаровары.

В Швеции их вообще два: Юлтомтен и Юлниссаар, они награждают послушных детей и оставляют им подарки под окном.

И во Франции тоже два Деда Мороза: Пэр-Ноэль и Шаланд. К итальянским детям в новогоднюю ночь прилетает фея Бефана.

В Румынии - Мош Кречун. Финляндия славится Йоулупукки, он всегда находится в свите гномов. В Эстонии - Йиулувана.

А ребята из Узбекистана с нетерпением ждут Корбобо, который приезжает на ослике.

Все Дедушки Морозы разные по внешнему виду, но все они дарят новогоднее настроение, радость, веселье и долгожданные подарки.

Игра «Нарисуем ёлку». Дети делятся на две команды и по очереди выходят к доске рисовать один элемент ёлки. Побеждает команда у которой новогодняя красавица будет нарядней.

V. Физминутка. Предлагается детям сыграть в игру «Матушка зима». Учитель читает и показывает что надо делать.
Пришла Матушка зима,
Всё метелью замела.
(волнообразные движения кистями рук перед собой )

По сугробам мы пойдём,
В лес дремучий напролом.
(ходьба с высоким подниманием коленей )

Вдруг синичек увидали,
Им мы ручкой помахали (помахать ручкой )

А синички нам мигнули,
И за сосны упорхнули
(взмахи обеими руками )

Налетели вдруг снежинки,
Словно лёгкие пушинки
(имитируем пальчиками падающих снежинок )

Вместе с нами закружились,
Вместе с нами в пляс пустились
(покружиться на месте )

Ручками захлопали
(хлопнуть 4 раза )
Ножками затопали
(топнуть 4 раза )

К ёлке вместе подбежали
И УРА!!! Ей закричали.
(подходим к ёлке - ура!!!)

А теперь мы всем народом,
Скажем дружно…
С НОВЫМ ГОДОМ!!!