Мужская и женская национальная одежда кабардинцев и балкарцев. Учебный проект «Общее и особенное в национальных костюмах кабардинцев, балкарцев и терских казаков Национальный костюм кабардинцев

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ОДЕЖДА КАБАРДИНЦЕВ И БАЛКАРЦЕВ Завода Ольга Сергеевна Педагог допобразования МКОУ СОШ № 25 г. Нальчик

2 слайд

Описание слайда:

Кабардино-Балкария – многонациональная республика. На ее территории, составляющей 12,5 тыс. км2, проживают более 100 национальностей: кабардинцы, балкарцы, русские, осетины, украинцы, корейцы, татары, евреи и т.д. Население – 901 200 человек. В республике 165 населенных пунктов, в том числе 8 городов: Столица – Нальчик; Прохладный и Баксан – города республиканского подчинения; Чегем, Майский, Нарткала, Терек, Тырныауз – города районного подчинения; 10 районов: Баксанский, Зольский, Лескенский, Майский, Прохладненский, Терский, Урванский, Чегемский, Черекский, Эльбрусский. На протяжении веков наши народы жили на территории республики в дружбе и согласии. История нашей Кабардино-Балкарии полна как ярких страниц, связанных с ратными и трудовыми совершениями, так и драматических моментов, свидетельствующих о тяжелых и трагических испытаниях, через которые им доводилось пройти. Чтобы понять происходящее, необходимо знать прошлое, историю своего края, своего народа. Нас всех, как взрослых, так и детей, формирует прошлое и настоящее как нашего отечества, так и всего человечества. Каждому человеку важно установить свою причастность к роду, нации, человечеству, помнить, что он живет в мире, где прошлое ощутимо действует, косвенно влияя на настоящее.

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Мужская одежда кабардинцев и балкарцев была в основном однотипна. В значительной степени изготовлялась она из местных материалов: овчины, кожи крупного рогатого скота, шерсть перерабатывалась на войлок, из которого делали шляпы, бурки, домотканое сукно. Шелк, бархат, хлопчатобумажные ткани кабардинцы и балкарцы получали за счет развитых торговых связей. Основными частями мужской одежды кабардинцев и балкарцев были бешмет и особой формы штаны.

6 слайд

Описание слайда:

Полный костюм горца включал в себя черкеску, которая надевалась поверх бешмета. Свое наименование черкеска получила от русских, которые впервые увидели ее на адыгах-черкесах. Она служила в какой-то мере нарядной одеждой и ее надевали, отправляясь в общественные места (мечеть, сельские сходы, правление), в гости, на танцы и т.д. Обычай не разрешал бывать в этих местах в одном бешмете, “недоодетым”, и такое появление могло быть расценено как неуважение к обществу, существующему этикету. Черкеску шили из домотканого сукна высшего качества, обычно серого, белого и черного цветов.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Теплой верхней одеждой у кабардинцев и балкарцев была шуба, которую шили из овчины, а лучшие – из шкуры баранчиков и даже ягнят. Такие шубы назывались шубами из курпея. По покрою шуба отличалась от черкески только тем, что ее кроили без грудного выреза. Она имела небольшой стоячий воротник, который, как и полы, и рукава, оторачивался снаружи узкой меховой полоской из овчины молодого барашка. Шуба, как и черкеска, бешмет, застегивалась на 5-6 тесемочных пуговиц и петель. У нее был большой запах.

11 слайд

Описание слайда:

Верхней одеждой была и бурка. “Без нее, – писал Б.Е.Хижняков, – немыслимо представить себе горца-мужчину”. Бурку надевали в любое время года, отправляясь в поле, на базар, в другое селение и т.д. Она заменяла непромокаемый плащ во время дождя, защищала от летней жары и холодного ветра, служила постелью в степи и на пастбище. Она укрывала и всадника, и его лошадь от дождя, легко переворачивалась задом наперед и защищала всадника и седло. В хорошую погоду ее свертывали валиком и привязывали к седлу. Бурки делались из черной шерсти.

12 слайд

Описание слайда:

Головной убор кабардинцев и балкарцев, в основном, соответствовал их одежде. Летом они носили войлочную шляпу с широкими полями, а зимой и в осенне-весенний период – шапку из овчины, папаху. Балкарцы носили папаху и летом.

13 слайд

Описание слайда:

Значительным разнообразием отличалась обувь кабардинцев и балкарцев. Ее можно разделить на две части: паголенки и собственно обувь. Паголенки делали из сукна, войлока и сафьяна без носков, со штрипками, и каждый их вид имел свое название, подчеркивающее, из какого материала они сделаны (сафьяновые, войлочные, суконные). Наиболее распространенными были черные паголенки, но встречались темно-серые и темно-коричневые. Края их обшивали тесьмой или кожей. Обшивку кожей делали с таким расчетом, чтобы войлок не протирался при ходьбе и верховой езде. Такая обшивка делала паголенки не только прочными, но и украшала их. Наряду с паголенками широкое распространение получили ноговицы. Это те же паголенки, изготовленные из тех же материалов, но, в отличие от них, имели пришитые носки. Их носили, в основном, зажиточные слои населения. Паголенки и ноговицы должны были плотно облегать ноги. Их носили, натянув на ноги и заправив в них штаны, а также завязав ниже колен специальными ремешками. Носили их все взрослые мужчины зимой, весной, осенью, а балкарцы в горах – круглый год. Летом носили суконные паголенки. Широко распространенным видом обуви у пожилых людей были войлочные и сафьяновые носки.

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

Женская одежда кабардинок и балкарок имела много общего с мужской, что свидетельствует о единстве их первоосновы. Имелись, конечно, и существенные различия. Одежда женщин была изящной, удобной, разноцветной, в отличие от мужской. Дело в том, что мужчины вовсе не носили одежды с красным цветом. Идеалом женской красоты на Кавказе считались тонкая талия и плоская грудь. С раннего детства вырабатывалась правильная, стройная фигура. Для этой цели использовались всевозможные приспособления и средства. При этом учитывались физиологические особенности и физические возможности каждой девочки, нисколько не влияя на ее здоровье. В частности, девушка до ее замужества не имела права спать в мягкой постели, питание было ограничено. Исключались фактически из рациона ее питания те продукты, которые способствовали ожирению. Кстати сказать, этого придерживались и мужчины.

16 слайд

Описание слайда:

В воспитании девушек, в отличие от юношей, соблюдался принцип социальной принадлежности. Как писал И. Бларамберг в своей работе “Кавказская рукопись”: “Чтобы сохранить у девушки фигуру, в княжеских и дворянских семьях в возрасте от 10 лет одевают на бюст корсет, который остается на ней до первой брачной ночи, когда ее избранник вспарывает его кинжалом. Корсет делают из кожи или сафьяна, он снабжен двумя деревянными дощечками на груди, которые своим давлением на грудные железы мешают им развиваться; считается, что эта часть тела – атрибут материнства, и молодой девушке зазорно позволять видеть его. Корсет также сжимает очень плотно весь стан от ключиц до пояса благодаря веревке, которая проходит через дырочки в корсете (иногда для этих целей используются серебряные крючки); девушки носят этот корсет даже ночью и снимают его только тогда, когда он износится, и то лишь для того, чтобы немедленно заменить его новым, таким же тесным. Таким образом, получается, что девушка в день свадьбы имеет такой же бюст, какой она имела в возрасте десяти лет; в остальном прекрасная фигура сохраняется благодаря скромной жизни и частым упражнениям на воздухе, так что даже крестьянские девушки сохраняют стройную фигуру, хотя они вовсе и не носят кожаных корсетов”. Бларамберг также отмечал, что “девушки имели право пользоваться своеобразной косметикой. В частности, они могли красить себе ногти темно-красной краской, которую черкесы добывали из цветка”. Этой “свободы” в ухаживании за своим внешним видом, которая была в далеком прошлом у кавказских девушек, не было у многих народов, в том числе в Европе. При этом надо иметь в виду, что это имело место тогда, когда мировая цивилизация не достигла таких высот в косметике. Тот же Бларамберг отмечал, что “первый вид одежды более легок и красив, поскольку он обрисовывает стройную и гибкую фигуру и соблазнительные формы, которыми так гордятся девушки”.

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

Важной частью женской одежды был кафтанчик, который надевали под платье поверх рубашки. Его носили лет с 10-12-ти до самой старости. Кафтанчик делался коротким и туго стягивал фигуру. Покрой его совпадал с бешметом, застежка находилась спереди и шла от шеи до пояса, иногда имелся стоячий воротник. Узкий рукав кончался у кисти. Для украшения на груди нашивали несколько пар серебряных застежек, иногда вызолоченных, украшенных бирюзой или цветными стеклами, с орнаментом, нанесенным гравировкой, чернью или филигранью. Шили его из нарядных плотных тканей – тяжелого шелка, бархата, сукна, атласа. Из-под платья была видна грудь кафтанчика с застежками. Но происходила эволюция кафтанчика: постепенно от него остался нагрудник с застежками, со стоячим воротником. Его также надевали под платье.

19 слайд

Описание слайда:

Старухи носили рубахи из хлопчатобумажной ткани белого или несколько темноватых расцветок, тогда как молодые женщины шили их из темно-красного, синего, коричневого цветов и др. Рубашки женщин старшего возраста не имели украшений, вышивок.

20 слайд

Описание слайда:

Парадное платье шили обычно из бархата или тяжелого шелка, из такого же материала делали подвеску. Существовал и иной вариант платья: к короткому, выше локтя, узкому рукаву пришивалась оборка из той же ткани, закрывавшая руку почти до кисти. Такое платье носили молодые девушки и женщины. Пожилые женщины носили платье с длинным широким рукавом до кисти.

21 слайд

Описание слайда:

Нарукавные подвески, длинные рукава были характерны для одежды знатных женщин и имели определенный социальный смысл: подчеркивая их возможность не работать.

22 слайд

Описание слайда:

23 слайд

Описание слайда:

Весьма важную роль в одежде кабардинок и балкарок играл пояс. Его надевали поверх платья, стягивая талию. У женщин старшего поколения пояс был просто матерчатым, шерстяным или просто широким тесемочным, но обязательно с металлической пряжкой. Женщины средних лет носили пояса, состоявшие наполовину из бархатной или широкой галунной полосы, а наполовину – из серебра, с пряжками различных видов.

24 слайд

Описание слайда:

Девушки носили пояса из серебряных пластинок, украшенных позолотой, гравировкой, филигранью. Их изготавливали как местные, так и пришлые (дагестанские) мастера. Серебряный пояс был большой ценностью и вместе с нагрудными застежками переходил из поколения в поколение. Многие сохранившиеся до сих пор пояса насчитывают 100-150 лет. Помимо пояса в числе женских украшений входили серьги, браслеты, кольца, часы на длинной цепочке.

25 слайд

Описание слайда:

26 слайд

Описание слайда:

27 слайд

Описание слайда:

Традиционный национальный костюм кабардинок и балкарок, как и мужской, – не случайный набора отдельных вещей. Каждая часть костюма строго подбиралась по покрою, украшениям и особенно цвету. Вполне понятно, что мужская одежда была строже, скромнее женской. Женская одежда – более живописна. Основной упор делался на линию узора, обычно светлого на темном фоне. В орнаменте вышивки и ювелирных изделий много общего, для него характерно чувство формы вещи.

28 слайд

До Великой Октябрьской социалистической революции на территории Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии городов не было. Центр Нальчикского округа - Нальчик был основан как укрепление в 1822 г. В 1838 г. возле крепости образовалось военное поселение, а в 1871 г. Нальчик преобразовали в слободу. Вплоть до революции он оставался грязной неблагоустроенной слободкой с несколькими лавками и карликовой промышленностью ("известковые и кирпично-черепичные заводы, на которых работало всего 33 рабочих). Но зато в Нальчике было 22 питейных дома. В 1901 г. среди жителей слободы было всего 12 кабардинцев.

В настоящее время Нальчик (87 тыс. жителей) является не только административным, но и промышленным центром Кабардино-Балкарской республики. Здесь имеется ряд крупных предприятий, в том числе машиностроительный завод, крупнейшая на Северном Кавказе кондитерская фабрика, мясокомбинат и др.

Учебные заведения, в их числе Кабардино-Балкарский университет, научно-исследовательский институт, театр, филармония, музей, библиотеки, кинотеатры и т. п., характеризуют Нальчик как важный культурный центр. Возросло, особенно за последние годы, благоустройство города, общественное и жилищное строительство. Нальчик - город-сад, чистый, нарядный, обладающий одним из лучших на Северном Кавказе парком, ничем не напоминает грязную слободу дореволюционного периода.

Совершенно новым и очень своеобразным городом является Тырны-Ауз^ построенный в узком горном ущелье. В городе воздвигнуты большие каменные дома, улицы асфальтированы и озеленены. Построены школы, больницы, клуб, стадион и т. п.

В пределах республики имеются теперь и другие города - Прохладный, Дошукино, а также "несколько рабочих поселков городекого типа.. Общая численность кабардинцев, живущих в городах Кабардино-Балкарии,- около 23 тыс. человек.

В Карачаево-Черкесии на месте станицы Баталпашинской вырос областной центр Черкесск. Промышленные предприятия города - завод «Молот», мебельная фабрика, мясокомбинат, маслодельный завод и др. Население Черкесска сравнительно невелико (41 тыс.), но здесь имеются областной театр, краеведческий музей, научно-исследовательский институт истцрии, языка и литературы, ряд учебных заведений. Проводятся большие работы по благоустройству и озеленению города, построено много больших и красивых зданий. Совершенно заново выстроен другой город области - Карачаевск, расположенный у впадения Теберды в Кубань.

Кабардинцы и черкесы, живущие в городах и непосредственно соприкасающиеся с русскими, имеют возможность ближе знакомиться с их обычаями и образом жизни, что помогает им в перестройке старого быта. Связь, горожан с селениями способствует быстрейшему перенесению новых бытовых нэбыков и в деревню.

Одежда

Национальная одежда кабардинцев и черкесов, как и всякая народная одежда, складывалась в результате воздействия ряда экономических, исторических и географических условий. Поскольку в их хозяйстве не было иного сырья для ткани, кроме шерсти, меха, кожи, войлока, то основные части костюма делали из этих материалов. Однако рано завязавшиеся торговые сношения с другими народами расширили ассортимент товаров и в одежду, особенно женскую, рано вошли привозные хлопчатобумажные, льняные, шелковые и тонкие шерстяные ткани. Привозные ткани в первую очередь были доступны зажиточным. Большая часть населения, особенно до второй половины XIX в., нередко испытывала «ситцевый голод». Так или иначе из женской одежды шерстяные домотканые материалы были вытеснены полностью уже с середины прошлого века.

Национальный мужской костюм сложился в условиях большой подвижности мужской части населения, связанной с характером хозяйства и образом жизни. Необходимой принадлежностью всадника являлась длинная оурка (щашуэ), заменявшая в походе дом и постель. Укрепленная в виде заслона или палатки на кольях, в качестве подстилки и одновременно покрывала, она спасала от холода, снега ж дождя. В жару ее надевали для защиты от палящих лучей солнца. Во время встречного ветра бурку поворачивали задом наперед, чтобы ее не раздувало ветром. Неудобна она была только для пешехода. Поэтому пастухи употребляли обычно короткие старые бурки. Местные бурки по прочности и легкости считались лучшими на Кавказе. Теплой одеждой служили также овчинные нагольные шубы, которые носили пастухи на кошах и пожилые люди в селениях.

Верхней одеждой являлась также черкеска (цей) из домотканого или фабричного сукна, чаше всего черного, бурого или серого. В дореформенный период белые черкески и бурки разрешалось носить только лицам, принадлежавшим к феодальному классу. Длина черкески зависела от моды. Так, например, в начале XX в. носили очень длинные, до щиколоток, черкески. Обычная же их длина - немного ниже колен. По обеим сторонам груди на черкеске нашивались кармашки для деревянных трубочек- газырей, в которых раньше хранили заряды для ружей. До появления огнестрельного оружия на этих местах делались обычные карманы, как это иногда встречалось на рабочих черкесках и в XIX в. В XVII-XVIII бв. парадные черкески имели разрезные откидные рукава, позднее - прямые широкие.

Под черкеску (поверх нательной рубашки) надевали бешмет (къэп- тал) - кафтан с высоким стоячим вюротнитгом, застежкой спереди посредине до пояса, длинными и узкими рукавами; длина его несколько выше колен. Богатые бешмет шили из бумажной, шелковой или тонкой шерстяной материи, часто ярких цветов; крестьяне - из домотканого сукна у а позднее из бумажной ткани. Бешмет был домашней или рабочей одеждой. Черкеска же в прошлом для большинства крестьянства была только праздничной одеждой и имелась далеко не у каждого. Штаны шили из домашнего или покупного сукна, и они имели очень простой покрой - две штанины соединялись большим ромбовидным клином и собирались у пояса специальным шнурком.

Весьма важной частью костюма являлся головной убор, наиболее устойчиво сохраняющийся вплоть до последнего времени. Головной убор носили не только для защиты от холода, жары, но и «для чести». Наиболее распространенный тип голодного убора - меховая папаха с суконным донышком. Форма ее менялась, следуя велениям местной моды. Главным образом изменялась высота околыша. В летнее время носили войлочную шляпу с широкими полями. В ненастную или холодную погоду поверх меховой папахи надевали суконный башлык. Башлык всегда брали с собой в дорогу и носили его на плечах, пока он не понадобится. Парадные башлыки делали белыми или цветными и украшали галунами и золотым шитьем.

По материалам конца XVIII - начала XIX в. известны мужские суконные шапки, украшенные галуном и напоминающие митры. Носили и цилиндрические шапочки с широким галуном на околышке, позднее характерные только для женщин. Однако эти типы головных уборов носили только князья и уорки.

На ноги надевали кожаные или войлочные ноговицы и кожаную мягкую обувь со швом посредине подошвы - чувяки (вакъэ). Князья и уорки часто носили красную сафьяновую обувь, украшенную галунами и вышитую золотом. Такая обувь из тонкой кожи была мало пригодна для пешехода, но зажиточный горец редко ходил пешком. Бедняки носили грубую обувь из сыромятной кожи. Тонкая обувь из сафьяна служила признаком знатного происхождения, и в фольклоре имеется образное выражение о борьбе крестьян с феодалами, как о борьбе сыромятных башмаков с сафьяновыми. Упомянем еще кожаный узкий дояс с серебряными бляшками и подвешенными к нему сальницей, ружейной отверткой, кресалом и т. п. У стариков кожаный пояс часто заменялся матерчатым.

Удобный и изящный мужской костюм, приспособленный к обрасу жизни горцев, широко распространился за пределы Кабарды и Черкесии. Скотовод, охотшш и воин одинаково удобно и свободно чувствовали себя в одежде, точт> пригнанной по фигуре и не стесняющей движения.

В первой половине XIX в. у кабардинцев и черкесов еще бытовали шлемы и кольчуги из железных или стальных колец, надевавшиеся на подкольчужник* Руки защищали металлическими налокотниками и боевыми рукавицами. Такого рода воинский костюм был, конечно, доступен только феодальной верхушке и, так же как оружие, передавался из поколения в поколение. В феодальный период щегольство в одежде для мужчин считалось излишним. Знатный кабардинец мог в доказательство своей воинской лихости ходить в рваной черкеске, но оружие его было всегда богато украшено. К концу XIX в. идеал феодального воина сменился лдеалам богатого и солидного дворянина-землевладельца; князья и уорки (мелкие феодалы) стали уделять своему костюму много внимания.

Большой интерес представляет женский костюм, сложный по форме и ярко отражающий социальные различия. Женщина надевала на тело прямую длинную рубаху(джапэ) из бумажной или шелковой ткани, чаще всего красного или оранжевого цвета. Она была видна в разрез платья. Под рубахой носили шаровары (гъуэншэдж), собранные внизу. С периода возмужания на девушку надевался короткий кафтанчик, сходный по по- покрою с бешметом. На груди он застегивался несколькими (до 20) парами массивных серебряных застежек. Цвет кафтанчика - темно-красный, черный, реже - синий. Кафтанчик обшивали галуном, а рукава и в особенности полы его украшали золотым шитьем. Поверх кафтанчика надевали длинное платье (босцей), по покрою сходное с черкеской. Платье имело спереди разрез, через который были видны серебряные застежки кафтанчика и его полы, часто украшенные вышивкой.

Нарядное платье шили из бархата или шелка темных цветов и украшали галунами ж золотым шитьем. Рукава платья в конце XVIII - начале XIX в. делались длинными разрезными, позднее стали шить платье с цельными рукавами до локтя и из- под них были видны рукава кафтанчика и рубашки. Но в торжественных случаях к рукаву платья прикрепляли подвески в виде широких и длинных лопастей, богато вышитых золотом, имитировавшие более ранние откидные рукава. Пояс с серебряной пряжкой дополнял нарядный костюм княжны или дворянки.

Пожилые женщины носили ватный стеганый къэптал, покроенный по образцу платья. Молодые женщины, согласно местному обычаю, теплой одежды носить не могли. Они защищались от холода только шерстяной шалью.

Головной убор имел разнообразные формы, которые связывались с различными периодами жизни женщины. Девочка ходила в платке или даже с открытой головой, но когда она, по местному выражению, «начинала ходить на танцы», т. е. созревала для замужества, то надевала так называемую «золотую шапочку» (дыщэпы1э) у которую носила и после замужества до рождения первого ребенка. Шапочка имела высокий твердый околыш, украшенный золотым или серебряным галуном или вышивкой, п закругленную, конусообразную или плоскую верхушку из сукна или бархата, украшенную галунами, а иногда и серебряной шишечкой на верхушке.

Поверх шапочки накидывался тонкий шелковый платок, конец которого заматывался вокруг" шеи. Девушки из знатных семей носили также подвески к косам в виде полосы тонкой белой ткани, скрученной наподобие веревки и спускавшейся до подола. Женский головной убор, надевавшийся после рождения первого ребенка, состоял из небольшого платка темного цвета. Концы его пропускали сзади под волосами, заплетенными в косы, и завязывали на темени особым узлом. Сверху накидывали шаль (1элъэщ1). Волосы были совершенно скрыты. Платье и шаль дарил молодой женщине ее отец к рождению ребенка.

Таким образом, перемена головного убора отмечала периоды отрочества, половой зрелости и перехода в разряд женщин-матерей.

На ногах носили сафьяновую или кожаную обувь, сходную с мужской,- чувяки. Свадебная и вообще парадная обувь часто была красного цвета.

Одним из показателей сословного различия служил цвет одежды. Платья красного цвета разрешалось носить только женщине дворянского происхождения.

Будничная одежда крестьянки шилась из дешевой покупной, а до середины XIX в. частично и из домотканой шерстяной ткани и состояла из рубахи, шаровар, кафтанчика и платья, подпоясанного матерчатым или кожаным с галуном по!ясом. На голову девушки надевали большую шаль, а замужние под шаль еще маленький платочек.

Рабыни носили обноски с барского плеча. Их одежда часто сводилась к рубахе и штанам из домотканого сукна. Рабынь, которые сопровождали княгинь, одевали прилично, «а то княгине будет стыдно».

Обувь в виде высоких скамеечек, сделанных по форме ступни и обтянутых бархатом с серебряными украшениями, была принадлежностью только женщины высшего сословия. Такую обувь надевали при торжественных выходах и она была обязательна для невесты. В фольклоре она служит символом богатой и праздной жизни.

Принадлежностью дворянского девичьего костюма был кожаный корсет с деревянными планками - куэншыбо. Идеалом красоты знатной девушки была тонкая талия и плоская грудь. Для достижения этой цели на девочку 10-12 лет надевали корсет, с которым она не расставалась ни днем, ни ночью вплоть до выхода замуж. Снимался он в первую брачную ночь и уже навсегда. Шнуровка корсета тщательно запутывалась подругами, одевавшими невесту, и жених должен был проявить особую ловкость при его снятии. Утром девушки осматривали корсет, и если он оказывался поврежденным, то в сатирической песенке жестоко осмеивали нетерпение новобрачного. Корсет носили только девушки из феодальной среды.

Как видно из изложенного, в женском костюме ярко отразились сословные различия. Одежда знатной женщины была типичным феодальным нарядом, подчеркивавшим высокое происхождение, богатство и праздность его носительницы. Это обстоятельство, а также его красочность способствовали тому, что он стал образцом для феодальной верхушки соседних народов, вносивших в его покрой и в орнамент вышивки свои национальные черты.

Усилившиеся после крестьянской реформы связи Кабарды и Черкесии с Россией не могли не отразиться на одежде. Освобождение зависимых сословий сняло феодальные запреты с определенных форм и расцветок одежды, и постепенно материал, покрой и цвет одежды начали зависеть прежде всего от материальных возможностей и вкуса. Кулачество подражало в своей одежде высшему сословию.

Развитие русской текстильной промышленности и расширение внутреннего рынка усилили ввоз русских тканей. Женская одежда стала шиться целиком из фабричных тканей, что сделало ее более удобной и гигиеничной.

Праздничные черкески, особенно у богатых, шились из тонкого фабричного сукна разных цветов.

Покрой мужской одежды в основном остался прежним, но в женской одежде сильно сказалось городское влияние. Платье шили отрезным, юбку закладывали складками, разрез спереди маскировали или не делали совсем, изменился способ вшивания рукава и т. п. Рубаха и шаровары приобрели характер белья*

Очень значительные изменения произошли в одежде кабардинцев и черкесов в советское время. Женский национальный костюм почти совсем исчез.

Девушки и молодые женщины одеваются совершенно по-городско- му. Причем если еще несколько лет пазад выбирались фасоны, близкие к фасонам национальной одежды, т. е. платья с длинными рукавами, то теперь часто шьют платья и кофточки с короткими рукавами. В холодное время года носят готовые пальто, часто меховые. Не расстаются только с шалью, береты встречаются редко и почти никогда не носят шляп. Лишь у самых старых женщин можно еще видеть остатки старого костюма - длинное платье в талию, но уже без разреза от пояса до подола, два платка на голове. Национальный женский костюм до сих пор считается обязательным для невесты, но и в этом случае он имеет упрощенные форкы. Шапочка, шаль, платье с разрезом, серебряные застежки и пояс - вот его.состав. Кроме свадьбы, костюм такого рода можно увидеть во вре~ мя праздников, но чаще всего у участников самодеятельных коллективов. Большинство девушек на праздники надевает модные платья городского покроя, сшитые с большим умением и вкусом. От прежней формы одежды осталась только любовь к длинным рукавам и неглубокому вырезу у ворота.

За последние годы замечаются также большие отклонения от прежней привычной темной гаммы цветов костюма в целом, от преобладания однотонных гладких материй. Все чаще можно увидеть платья не только ярких расцветок, но и пестрые, с цветами и т. д. Это связано с новым, более жизнерадостным мироощущением. Характерно, что тяга к яркости, многоцветное™ выявилась, как мы видели, и в раскраске домов (Двери, ставни), й в убранстве комнат.

Одежду городского типа повсеместно носят и мужчины. Национальный колорит костюма больше всего сохранился среди табунщиков и пастухов, для которых бурка, обувь из сыромятной кожи и пр. служат как бы профессиональной одеждой. Черкеску надевают очень редко - по праздникам, иногда в сочетании с оружием - кинжалом. Широко распространено лишь лошение войлочных шляп и папах. До Великой Отечественной войны часто носили так называемую «кавказскую» рубашку, широкую, с длинными рукавами и высоким стоячим мягким воротником. На груди она застегивалась шпуровыми узелками, которые продевались в шнуровые же петли. Так же застегивался и низ рукава. Поверх рубашки одевался узкий кожаный пояс с серебряным набором. После войны «кавказская» рубашка вытеснена рубахами обычного типа.

В прошлом из-за отсутствия средств в трудовых семьях не только мужчины. но и женщины обходились одной сменой одежды. Теперь же в каждом доме имеется богатый выбор одежды. Вошло в обиход трикотажное и другое белье. Девушка старается иметь несколько выходных платьев, не говоря уже об обычных.

Марина Губирова
Конспект НОД «История развития кабардинской национальной одежды»

Программное содержание :

Образовательные :

Расширить знание детей о кабардинской национальной одежде .

Научить видеть и знать, какие на одежде национальные орнаменты , форма шитья, цвет ткани. Познакомить с историей кабардинского национального костюма , с особенностями его внешнего вида;

Дать понятие о повседневном и праздничном костюме.

Развивающие :

Развивать у детей умение сравнивать, описывать, делать выводы; Обогащать словарный запас за счёт названия одежды ,

Развивать речь , память, желание участвовать в коллективной беседе, доказывать точку зрения. Поощрять творческую фантазию и познавательный интерес. Развивать устойчивый интерес к изобразительной деятельности;

мелкую моторику пальцев рук;

Воспитательные :

Воспитывать интерес к кабардинским народным традициям , любовь к своему народу, бережное отношение к одежде , доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.

Материалы к занятию : Презентация с изображением кабардинских национальных костюмов . Сатаней в кабардинском национальном костюме . Картинки шапки и нарукавники для оформления бусами и золотыми нитками, клей, пазлы «Адыгэ фащэ» .

Предварительная работа : Рассматривание иллюстраций с кабардинскими национальными костюмами , чтение кабардинских народных сказок .

Словарь :башлык,бурка,нагрудник,нарукавник,орнамент,черкеска,

газыри,газырницы,шаль.

Ход занятия.

1. Организационный момент : дети заходят в зал и встают в круг.

Воспитатель : ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Поздоровайтесь с ними. Повернулись все ко мне. Пусть каждый из вас приложит руку к своему сердцу, послушает, как оно бьётся. Послушали? Возьмитесь за руки и часть тепла и любви из своего сердца из ладошки передайте друг другу, улыбнитесь каждый своему соседу. Посмотрите все на меня. В ваших глазах я увидела любопытство, желание пообщаться со мной и со своими друзьями.

В :Ребята!Сегодня я приготовила вам сюрприз. Мы с вами попадём в прошлое нашего кабардинского народа , когда жили наши прабабушки и прадедушки. Посмотрим и поговорим,в каких одеждах они ходили .

А чтобы попасть туда, нам надо найти ключ от двери.

С давних времён наш народ славился традициями, обычаями, вкусной едой, красивой одеждой , пословицами,где они выражали свой ум и опыт, накопленный многими веками. По пословицам можно судить о ценностях того или иного народа, также в них отображаются самые разные стороны жизни людей.

И если вы вспомните народные кабардинские пословицы , наши двери откроются.

1 реб : Нэмыс здэщымы1э,насып щы1экъым.

2 реб : Уи псалъэ гъэ1эси,уи нэмыс гъэбыдэ.

3 реб : Уи япэк1э бдза мывэм, ухуозэж.

4 реб : Лэжьыгъэм уегъэлъап1э,щхьэхынагъэм уегъэпуд.

5 реб : Гупсыси псалъэ, зыплъыхьи т1ыс.

6. реб : 1ей пщ1ауэ, ф1ым ущымыгугъу.

7. реб : Ф1ы пщ1амэ,ф1ы къыпок1уэ.

8. реб : Улажьэмэ лыжь пшхынщ,умылажьэмэ лажьэ бгъуэтынщ.

Двери раскрываются медленно под тихую национальную музыку , и дети попадают в прошлое время. Помещение обставлено старинными предметами,а так же висят национальные костюмы (женские и мужские) .В помещении находится женщина внациональном костюме ,сидит и вышивает национальную шапку .

В :Ребята! Ой,посмотрите,это же Сатаней.

Откуда она к нам пришла (из кабардинской сказки .)

Как называется сказка? (Сын камня.)

И кто же Сатаней (Она мама Сосруко)

Давайте подойдём к ней и поздороваемся.

Д : Здравствуйте Сатаней!

С : Здравствуйте,мои дорогие!Добро пожаловать!Как хорошо,что вы попали сюда. И вы много узнаете о национальном костюме . Раньше,в давние времена,народы Северного Кавказа носили национальные костюмы . (Слайд№1) И у каждого народа был свой костюм,который отличался от других. Наш кабардинский национальный костюм очень красивый. Посмотрите (показ рисунка (Слайд№2) костюмы бывают разные :на каждый день и праздничные дни у женщин и у мужчин.

(Слайд№3) Дети,вы знаете как называется национальный костюм для женщин и мужчин?

Д :Адыгэ фащэ.

С : Молодцы!

2. С : (Слайд№4) А теперь посмотрите на этот женский костюм.

В : Наши дети знают из чего состоит женский костюм.

Ребята, вспомните из чего состоит женский костюм?

Д :Из платья,нагрудника,нарукавника,шапки с шалью,пояса, золотого пояса.

В :Правильно,дети,молодцы!

В :Ребята,раньше платье шили из дорогих тяжёлых тканей : бархат,плотный шёлк.

В :Ребята, а вы знаете чем украшали платье?

Д :Вышивкой украшали края разреза платья (национальным орнаментом-ветка яблони,рога барана,следы животных,трилистник и т. д).

В :Они так вышивали,потому что кабардинский народ издавна занимался сельским хозяйством и это отражалась в узорах.

В :Молодцы!

В : (Слайд№5) Наши дети ещё знают,когда надевают нарукавные подвески. Давайте вспомним, когда надевают нарукавные подвески.

Д :Их надевают в праздничные,торжественные дни,ещё во время свадеб.

В :Я вам расскажу,почему их надевали.

Раньше мужчинам не разрешли смотреть на руку девушки,и на свадьбе девушки прятали руки нарукавником,и чтобы во время танца мужчины не прикасались руки девушки.

В :(Слайд№6) -Кто мне покажет нагрудник?

Д :Вот это нагрудник.

В :Молодец!В нагруднике вдоль разреза по сторонам застежек часто нашивали подвески,расположенные одна под другой от плеча до пояса. А вы знаете,какими подвесками украшали?

Д :Они имели вид шариков на цепочках.

В :Молодцы,правильно!

(Слайд№7) А на голове девушки носили шапки с шалью.

Шапки различались по высоте. Какую форму имеет шапка?

Д : Форму цилиндра.

В : Основой шапки является твёрдый картон,который потом обтягивался тканью из бархата,сукна. Украшали также национальными орнаментами .

В :Ребята,вот мы рассмотрели с вами женский национальный костюм ,вспомнили из чего он состоит,узнали много нового.

Сат :Ребята,а сейчас я вам предлагаю поиграть в очень интересную игру.

3. Физминутка : Игра «Пы1э къуэдзэ» .

Молодцы сели все.

4. В :(Слайд№8) Теперь посмотрите на мужскую одежду .

Вспомните из каких частей состоит мужская одежда ?

Д : Черкеска,шапка,башлык,рубаха,пояс, кинжал, штаны, наговицы.

В : (Слайд№9) Черкеска-мужская верхняя одежда . Шилась в основном из ткани естественного цвета шерсти-бурого,серого. Ещё каких цветов?

Д : Чёрного,белого,синего.

Свое наименование черкеска получила от русских, которые впервые увидели ее на адыгах-черкесах.

Чем украшали черкеску?

Д :(Слайд№10) Черкеску украшали газырями.

В : По обеим сторонам груди на черкеску нашивались газырницы. Газырницы - карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывали круглые деревянные или костяные трубочки с заготовленными в них зарядами для огнестрельного оружия. Раньше когда кабардинцы уходили на войну , в черкеске по обоим сторонам оставляли по одной пустой газырнице, одну- для сильно солёно- копчённого мяса, если вдруг закончится пища, чтоб могли подкрепиться. А в другую пустую газырницу вкладывали иголку с ниткой, так как с малых лет детей приучали к аккуратности, следить за собой, ходить чистыми, и если вдруг на войне порвётся одежда , даже мужчины могли аккуратно зашить свою одежду .

В :(Слайд№11) -А это что ребята (Головные уборы)

Головной убор у кабардинцев в основном , соответствовал их одежде . Летом они носили войлочную шапку, а зимой и в осенне-весенний период - шапку из овчины, папаху.

В :(Слайд№12) Головной убор дополнялся башлыком. Это суконный остроконечный капюшон, надеваемый в непогоду поверх какого-либо головного убора. Башлык имеет длинные концы-лопасти для обматывания вокруг шеи. Края башлыка обшивались тесемкой из простых, а иногда из серебряных или золотых ниток.

Вспомните что это такое и чем его украшали?

Д : Башлык,украшали шёлковой или шерстяной тесьмой.

В :(Слайд№13) Верхней одеждой являлась бурка – войлочный безрукавный плащ. Бурка заменяла непромокаемый плащ во время дождя, защищала от летней жары и холодного ветра, служила постелью в степи и на пастбище. Сат : Ребята,а теперь в наше время, когда одевают национальную одежду (Слайд№14)

Д :Сейчас, национальную одежду одевают невесты во время свадеб и в праздники.

В :Наша национальная одежда- это культура кабардинского народа . Надо беречь национальную одежду ,сохранять ее для подрастающего поколения. И наши дети Сатаней, очень любят свою землю,охраняют и берегут. Вот об этом нам расскажет Ланочка.

Реб : Небо адыгов, земля адыгов,

В небо вздымаясь,тобой любуюсь.

Небо адыгов, земля адыгов.

Пока живу я, дышу тобою.

5. В :И у нас для тебя Сатаней сюрприз.

Для этого мы разделимся на три группы.

Первая команда будет работать вот за этим столом, нужно помочь Сатаней собрать картинку адыгэ фащэ.

А вторая команда будет работать, вот здесь, им нужно украсить нарукавник,для этого нужно на орнаменты нанести клей приклеить жёлтые блестящие нитки, чтобы нарукавник стал не с простой вышевкой, а с золотой.

Третья команда будет работать, за этим столом,там у нас лежат готовые заготовки шапок из пластилина и вам нужно прикрепить бусенки,чтобы получилось золотая шапка.

Под спокойную музыку дети выполняют работу.

Сат :А вы умеете танцевать кабардинский танец ?

В : Да,они умеют и сейчас вам покажут.

6.«Кабардинский танец »

Презентация на тему: Общее и особенное в национальных костюмах кабардинцев, балкарцев и терских казаков























1 из 22

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа местной администрации городского округа Прохладный КБР» Учебный проект «Общее и особенное в национальных костюмах кабардинцев, балкарцев и терских казаков» Авторы:Гунченко Светлана, Соломатина КристинаРуководитель: Тесля Галина Васильевна

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Мужская одежда кабардинцев и балкарцев - это одежда воина, наездника, приспособленная к условиям их жизни. Для мужской одежды кабардинцев и балкарцев, между которой не было существенных различий, была характерна темная сдержанная цветовая гамма. Одежда вполне соответствовала представлению горцев о красоте мужской фигуры, подчеркивала широкие плечи и тонкую талию, ее стройность и подтянутость, ловкость и силу.

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

Полный костюм кабардинцев и балкарцев включал в себя черкеску, которая надевалась поверх бешмета.Она служила в какой-то мере нарядной одеждой и ее надевали, отправляясь в общественные места. Черкеску шили из домотканого сукна высшего качества, обычно серого, белого и черного цветов.Черкеска плотно облегала фигуру до пояса и расширялась к низу, вместо воротника имела вырез на груди, из которого выглядывал бешмет.

№ слайда 6

Описание слайда:

По обеим сторонам груди на черкеску нашивались газырницы. Газырницы - карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывали круглые деревянные или костяные трубочки с заготовленными в них зарядами для огнестрельного оружия. У бедных крестьян они были простые, деревянные с белыми костяными наконечниками, у богатых - из кости, с черненными серебряными или даже золотыми колпачками.Впоследствии газырницы утратили свое назначение и сохранились в качестве украшения.

№ слайда 7

Описание слайда:

Головной убор кабардинцев и балкарцев, в основном, соответствовал их одежде. Летом они носили войлочную шляпу с широкими полями, а зимой и в осенне-весенний период - шапку из овчины, папаху. Балкарцы носили папаху и летом.Наиболее распространенным цветом папахи был черный, но встречались и белые, и серые.

№ слайда 8

Описание слайда:

Головной убор дополнялся башлыком. Это суконный остроконечный капюшон, надеваемый в непогоду поверх какого-либо головного убора. Башлык имеет длинные концы-лопасти для обматывания вокруг шеи, его изготавливали из белого, черного или коричневого домотканого сукна. Края башлыка обшивались тесемкой из простых, а иногда из серебряных или золотых ниток.

№ слайда 9

Описание слайда:

Верхней одеждой являлась бурка – войлочный безрукавный плащ. Бурка заменяла непромокаемый плащ во время дождя, защищала от летней жары и холодного ветра, служила постелью в степи и на пастбище. Бурки делались из черной шерсти. Они имели лохматую поверхность, узкие плечи и широкий низ. Воротник бурки имел специальную застежку. Богатые и знатные люди иногда носили белые бурки.

№ слайда 10

Описание слайда:

Мужской костюм у терских казаков состоял из военной формы и повседневной одежды. В состав формы входили: рубаха, шаровары, бешмет, черкеска, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги. Покрой черкески целиком был взят у соседних народов – кабардинцев и балкарцев.Черкеска терских казаков шилась из фабричного сукна черного цвета. Рукав черкески имел подкладку ярко – синего цвета, так как отворот его был своеобразным украшением костюма. Из глубокого выреза черкески виднелся бешмет. На груди черкески нашивали газырницу.

№ слайда 11

Описание слайда:

Идеалом женской красоты считались тонкая талия и плоская грудь. Для этого горянки с 10-12-летнего возраста носили сафьяновые корсеты с деревянными планками, надеваемыми на голое тело.Поверх корсета надевали нижнюю рубашку. Поверх рубашки обязательно надевалось платье. Платье совпадало по покрою с черкеской – распашное до пола, без воротника, с открытой грудью и застежкой у пояса.

№ слайда 12

Описание слайда:

Иначе шились только рукава платья. Сначала рукав был разрезан почти до самого верха, спускался много ниже кисти руки и заканчивался округлой лопастью. Позднее рукав делали узким, выше локтя и отдельно - нарукавную подвеску-лопасть, которая подвешивалась выше локтя. Лопасти расшивались золотом и серебром.

№ слайда 13

Описание слайда:

№ слайда 14

Описание слайда:

Важной частью женской одежды был кафтанчик, который надевали под платье поверх рубашки. Кафтанчик делался коротким и туго стягивал фигуру. Покрой его совпадал с бешметом, застежка находилась спереди и шла от шеи до пояса, иногда имелся стоячий воротник. Для украшения на груди нашивали несколько пар серебряных застежек, иногда вызолоченных.Из-под платья была видна грудь кафтанчика с застежками. Постепенно от кафтанчика остался нагрудник с застежками, со стоячим воротником. Его также надевали под платье.Пояс играл важную роль. Его надевали поверх платья, стягивая талию.

№ слайда 15

Описание слайда:

Девушки носили высокую шапочку различных видов - цилиндрическую, конусообразную, округленную форму, иногда цилиндр сочетался с конусом. Нижняя часть шапочки обтягивалась широким галуном из золотых и серебряных ниток.Верхушка покрывалась сукном или бархатом и украшалась узкими галунами.На самой верхушке имелось украшение в виде круглой или овальной шишечки - из серебра или серебряных ниток. Нередко шишечка заменялась различными изображениями: птичкой, полумесяцем, цветочком.

№ слайда 16

Описание слайда:

В XVIII- первой половине XIX века одежда терских казачек была схожа с одеждой кабардинок и балкарок. Основой костюма была рубаха с расширяющимися книзу рукавами. На рубаху надевали распашное платье. Шили платье с отрезным приталенным лифом. К лифу пришивалась широкая присборенная юбка. Платье подпоясывали бархатным поясом с золотоой или жемчужной вышивкой или серебряным узором.Вышивкой верхняя одежда казачек не украшалась.

Описание слайда:

Блузки и кофты шили свободного покроя, без талии, на полчетверти ниже талии, с застежкой сзади или сбоку, с воротником-стойкой и длинным или до локтя рукавом, присборенным у плеча.Отделывали блузки нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами, гарусом, бисером.В моду вошла шлычка – головной убор замужней женщины в виде небольшой круглой шапочки, надевавшейся на узел волос.Дополняли костюм казачки черные или красные лакированные сапожки на каблучке.

№ слайда 19

Описание слайда:

Описание слайда:

В XIX веке костюм терских казачек приобрел черты городского костюма, «парочки» казачек были совсем не похожи на национальные костюмы горянок. Ни кабардинцы, ни балкарцы не любили яркие цвета, пёструю одежду. А женский костюм казачек отличался большей пестротой, яркостью сочетаний цветов.

№ слайда 22

Описание слайда:

Выводы: Одежда кабардинцев и балкарцев была многофункциональна, выражала статус человека, подчеркивала красоту фигуры, что обеспечило ей всеобщее признание на Кавказе. Мужской костюм кабардинцев и балкарцев практически не имеет различий. Мужской костюм горцев и терских казаков включает одинаковые предметы одежды, что свидетельствует о взаимовлиянии и взаимопроникновении культур. Женское платье кабардинок, балкарок и терских казачек в XVIII веке – это распашное платье, схожее по покрою с черкеской, что также свидетельствует о родстве культур соседних народов. В XIX веке костюм терских казачек приобрел черты городского костюма и стал существенно отличаться от костюма горянок. В начале XX века у кабардинок и балкарок появляются предметы одежды, заимствованные у казачек. Кабардинцы и балкарцы не любили яркие цвета, пёструю одежду. Женский костюм казачек отличался пестротой и яркостью сочетаний цветов. Общие черты в национальных костюмах свидетельствуют об исторической и духовной связи народов, населяющих нашу республику. Высказанная нами в начале работы гипотеза о единстве первоосновы костюмов кабардинцев, балкарцев и терских казаков оказалась верной.

06.02.2017 0 9891 Чеченова Лейла

Реферат Чеченовой Лейлы, 10 «В»

Консультант: Шахманова М.А.

Учитель: Чочаева Анжела Мухтаровна

Одежда и ее украшения

Народная одежда - это отрасль творчества, которая еще совсем недавно тесно смыкалась с жизненным укладом народа. В силу исторических условий она крайне плохо представлена в настоящее время в музеях и в национальном быту. Поэтому трудно проследить историю развития ее основных видов. Это возможно сделать лишь с помощью литературных источников, бытовых фотографий, а также привлечения археологических материалов.


Балкарскую одежду в ее уже сложившемся виде можно увидеть запечатленной на рисунках и фотографиях в книге немецкого путешественника Готфрида Мерцбахера, который побывал в горах Центрального Кавказа в конце XIX века. Большой вклад в дело изучения одежды балкарцев сделан работами Е.Н. Студенецкой.




В сложении форм народной одежды решающую роль всегда играл материал, из которого она изготовлялась. Как во всяком скотоводческом хозяйстве, изначально для одежды балкарцы использовали шерсть, кожу, мех, но с усилением торговых отношений появились хлопчатобумажные и шелковые ткани.


Весь цикл приготовления шерсти выполнялся женщинами каждого семейства. Прядение нитей производилось на самом примитивном приспособлении - веретене, вращаемом движением руки.


Широко использовался при изготовлении одежды плетеный шнур чалы ў . Он имел самое различное назначение: служил для укрепления швов одежды, обшивки ее краев, изготовления петельных пуговиц, а также и украшения башлыков и женского платья. Шнуром выкладывались узоры и сетки на девичьих шапочках. Плелись шнуры из шелковых, а часто и из металлических нитей. Для отделки нарядного платья мастерицами изготовлялись более широкие ленты из металлических нитей - “галуны” очень сложных узорных переплетений. При плетении галуна мастерица должна постоянно делать самые разнообразные движения, сохраняя при этом напряженное внимание, это описывает Маргграф, пораженный сложностью манипуляций рук мастерицы, имеющей дело со “сложною системою карт, доходящих числом до 150 штук ”.


Металлические нити (золотые и серебряные) привозились на Северный Кавказ из Турции или Крыма. Из привозимых материалов в одежде балкарцев большое применение получили также хлопчатобумажные ткани для нательного белья и шелковые, бархатные, парчовые - для нарядных или свадебных одежд.





Меха у балкарцев использовались чаще, чем у других народов, потому что они жили в горных районах. Овчины местной выделки шли на изготовление шуб, которые не возбранялось носить женщинам, особенно пожилым. На богатые женские шубы использовался привозной мех. Для обуви использовалась кожа тоже домашнего производства. Исходя из назначения обуви, применялись кожи бараньи, бычьи, козлиные.


Органичной частью горской одежды были оружие и металлические украшения. “В прежнее время были у балкар хорошие оружейные мастера, но теперь они встречаются очень редко” , - писал Н. А. Караулов. Во второй половине XIX века на Северном Кавказе парадная мужская и женская одежда украшалась изделиями дагестанских оружейников и ювелиров.


Основу почти всех частей костюма составляло сукно собственной выделки, черно-белая тональность стала доминирующей в одежде.


Белая шерсть стала привилегией дворянского сословия, а в народной одежде применялась только для таких деталей, как башлык, шляпа, бешмет, которые красиво контрастировали с черной верхней одеждой.


Одним из популярных красителей, применявшихся для окраски шерстяных и шелковых тканей, был отвар барбариса, который придавал оранжево-красный тон. Для получения более ярких красных оттенков отваривались корни марены. Поэтому красный и оранжевый цвета стали излюбленными в женской праздничной одежде. Даже покупная ткань для платьев, кафтанчиков, платков предпочтительно выбиралась из этих теплых, празднично насыщенных тонов.


Женская одежда и ее элементы


Женский балкарский национальный костюм сохраняет в себе много черт самобытности. Это может быть объяснено малоподвижностью форм домашнего быта горцев.


В состав балкарского женского костюма вошли - рубашка нательная, штаны, бешмет и платье. Рубашка кроилась без шва на плечах, путем использования одного полотнища, перекинутого через грудь на спину. Были выработаны различные способы декоративных швов и приемов отделки краев, надолго закрепившиеся затем в женской одежде.


Женские нательные рубашки делались не только из льняных, но и из шелковых покупных тканей яркой расцветки. Молодые девушки предпочитали красные, малиновые, оранжевые оттенки. В домашних условиях женщины могли носить рубашки свободно ниспадающими, без пояса и вместе с шароварами, девушкам можно было выставлять их напоказ, но разрешалось не всем, т.к. считалось нательной одеждой. Женские шаровары отличаются от мужских только качеством ткани и более легкой, яркой расцветкой.


Широкая нательная рубашка с длинными рукавами и шаровары, сшитые из прямых полотнищ с ромбовидной вставкой в середине, обнаружены в женском погребении в могильнике “Байрым” (Верхний Чегем). Подобные формы одежды сохраняются в глухих балкарских аулах до сих пор. С другой стороны, эти рубашки (кёлек ), очень родственны и формам башкирского кулдека.


Женские одеяния, обнаруженные в древних захоронениях Кавказа, состояли из трех платьев, надеваемых одно на другое.


Украшения в виде золотого шитья, а также золоченой кожи, позолоченных бляшек и бубенчиков, имели распространение в женской одежде.


Горский женский костюм, в котором прослеживаются различные древние следы, в основе своей глубоко традиционен, сохраняет свои элементы почти без изменений.


В XIX веке женский кафтан шьется в талию путем сложного раскроя спинки. П олы р асширяются книзу от пояса путем вставляемых боковых клиньев. В балкарском языке имеется только одно название для женской одежды этого типа - къаптал . Только для пожилых женщин при его изготовлении применялось сукно домашнего производства. Более нарядные девичьи кафтанчики шились из ярких фабричных тканей - атласа, бархата, сукна.





В XIX - начале XX века появляются плотно облегающие руку длинные рукава с проймами. Полы каптала и все его края обшивались тесьмой, из нее же делались и пуговицы с петельками. К нарядным богатым бешметам пришивались металлические, часто серебряные и даже золоченые застежки.


Поверх бешмета одевалась еще одна распашная длиннополая одежда, которая носит у балкарцев название жыйрыкъ - “платье”. Делается верхнее женское платье из тонкой ткани, оно так же заужено в талии и расширяется к подолу юбки. Праздничная одежда шилась из нарядной ткани и украшалась богатой вышивкой и позументами. Обшивались не только края подолов и рукавов, но и все продольные швы.


Особой декоративностью и сложностью покроя отличались рукава чепкена , которые прошли свою собственную эволюцию.



В начале века еще сохраняется длинный ложный рукав с прорезью в верхней части. Одновременно с ним существовали и другие формы рукава - простые облегающие, спускающиеся только чуть длиннее кисти рук. В небольшие прорези между локтем и кистью руки выпускался рукав нижней рубахи. Своей белизной или красочностью он оттенял основной тон платья.


К середине XIX века появился рукав с оборками, пришиваемыми выше локтя. Из-под них спускались широкие нижние рукава, полностью закрывающие кисть руки. К концу XIX века, когда рукав стал облегающим и длинным, из-под него продолжали выглядывать яркие рукава нательной рубашки, в начале XX века их вытеснили окончательно манжеты, появившиеся под влиянием городской культуры.


Сначала вышитый бархатный рукав целиком выставлялся в прорезь платья, контрастно выделяясь на фоне его шелка. Во второй половине XIX века, когда форма нарядного женского платья уже окончательно сложилась, начинает меняться сам кафтанчик. Он становится декоративным элементом одежды, и у него упрощаются отдельные части. Спинка и верхняя часть рукава выполняются уже из более дешевого материала, потому что они скрыты верхним платьем - чепкеном . А когда отпадает необходимость в рукавах каптала, то их начинают делать подвесными. На них переносится рисунок вышивки с рукава кафтанчика уже в несколько переработанном виде. Образуются нарукавные подвязки (къол баш ) - очень характерная деталь женского платья балкарцев.




Потеряв свои нарядные вышитые рукава, превратившиеся в привязные лопасти к платью, женский кафтанчик продолжает распадаться на составные декоративные части и далее. Выглядывавшая в грудной разрез платья часть кафтанчика превращается как бы в нагрудную манишку (тюйме ). Теперь нагрудные застежки нашиваются на плотную ткань. Они выполняют уже декоративную роль. Нижние полы каптала, украшенные металлическими бляшками или золотым шитьем, тоже выделяются в самостоятельную форму. Превращенные в поясные декоративные подвески, они прикрепляются к поясу внутри под полами платья. Вероятно, ввиду уменьшившейся декоративной нагрузки поясных подвесок их украшательные функции вскоре целиком перешли на полы платья. Обычно они выполнялись из орнаментального золотого шитья или нашивных литых бляшек.


В начале XX века зашивается разрез подола спереди, и глухая цельная юбка, хотя и украшается по традиции вышивкой, но материалы для этого используются уже новые - шелковые нитки, бисер. В качестве отделки платья широко стали применяться и фабричные кружева, хотя часто они сочетались с традиционными украшениями золотым позументом, шелковым шнуром.


Пояс - кямар - как важная декоративная деталь женской одежды входил в общий комплект ее металлических украшений. На раннем этапе пояс изготавливался в домашних условиях. Местные мастера отливали металлические бляшки, которые и накладывались на сыромятный ремень. На следующем этапе развития пояс состоял из отдельных металлических пластинок, нанизанных на ременную основу. Отсюда был сделан следующий шаг уже к пластинчатому металлическому поясу, пластинки которого скреплялись на специальных соединительных шипах. Пояс и нагрудные украшения остаются устойчивой деталью национального платья балкарских женщин.





Пояс вносит строгость и четкую организованность в общий ансамбль одежды. Он подчеркивает линейный ритм в очертаниях платья, выявляя в женской фигуре изящество и легкость.


В повседневной жизни была распространена легкая женская обувь домашнего изготовления - чарыки . Они шились из мягкой козловой кожи и долгое время изготовлялись без подошвы, с продольным швом. С появлением подошвы чарыки уже стали выстрачиваться из суконной ткани, и верх у них украшался аппликацией из цветного сафьяна. Потом появились сафьяновые чувяки ярких цветов из Турции, которые считались самыми нарядными.


Многократно упоминавшиеся исследователями “ходули” - богато орнаментированные деревянные подставки для ног, надеваемые при торжественных выходах княгини, балкарскими женщинами употреблялись исключительно при парадных выходах. Непригодные для ходьбы и на ровной плоскости, в условиях гор эти ходули были вообще неуместны.




Но поскольку с их помощью подчеркивалась сословная принадлежность, то эта разновидность обуви в национальном костюме приобретала как бы символическое значение.


Головные уборы


Типы женских головных уборов, которые сохранялись в Балкарии в XIX веке, были довольно разнообразны.


Бытование в балкарском и карачаевском женском наряде высокого конусообразного головного убора, надеваемого в особо торжественных случаях, нельзя объяснить практическими потребностями. Высокий торжественный головной убор определенно носит ритуальный характер, он связан с девичьим свадебным костюмом и древним обрядом ввода ее в семью мужа. На ранней стадии общественного развития такой пышный по форме и украшению головной убор существовал у многих народов. Ученые связывают его происхождение с попыткой древнего человека воздействовать на силы природы, используя его в качестве оберега. Это были высокие островерхие шапки с характерными украшениями на висках в виде спиральных рогообразных колец, нашитых на валики из войлока. По мнению С. Плетневой, такое украшение должно было символически обозначать девушку, олицетворяемую со священным бараном. Эта символика расшифровывается существующей и у ряда современных тюркских народов свадебной игрой в барана и волка. Вместе с тем высокий конусообразный головной убор Байрымского захоронения принадлежал пожилой женщине. Он тоже был сделан из плотного войлока и обтянут шерстяной тканью.


Есть еще одна форма древних женских головных уборов с нашитыми на войлочную основу бронзовыми металлическими пластинками в виде желобчатых полос. Они прогибались в три параллельных ряда, связанные между собой проволочными узкими скрепками. Подобные металлические налобные пластинки встречаются довольно часто в более поздних захоронениях и на территории Балкарии. На войлочную основу вплотную нашиваются металлические пластинки, которые позднее заменяются красивыми узорными галунами, вытканными из золотых нитей.


Высокая цилиндрическая шапка с небольшим сферическим навершием была одной из распространенных форм. Цилиндрическое основание женского головного убора сплошь покрывалось золотыми позументами. Но наиболее часто они покрывались золотым шитьем и, вероятно, не случайно в декоре шапочек главным мотивом становятся пресловутые къочхар мюйюз - “бараньи рога” - одна из основных тем тюркского орнамента.


Ко второму типу женских головных уборов можно отнести шапку с более острым коническим навершием, идущим от сравнительно низкого цилиндрического основания. Принцип наложения галунов тот же, что и в первом типе - ими создается впечатление как бы литой металлической поверхности. В верхней части они располагаются по граням пирамидального навершия. К ним часто добавляются украшения в виде литых металлических птичек, тоже имеющих древние кавказские истоки.




Третий тип шапочек уже совсем позднего происхождения. Это невысокий цилиндр с плоским донышком. Как правило, цилиндр обтягивался бархатом и покрывался золотым шитьем растительного орнамента. Металлическое навершие убора и золотая сетка, сплетенная из шнура, были его частым украшением. Балкарске девушки эти шапочки иногда украшали монетами.


Низкие цилиндрические шапочки девушки часто носили и без платка. Хотя это и выглядело в общем очень нарядным, но для свадебного обряда считалось непригодным. В то же время первые два типа высоких шапочек, считавшиеся незаменимыми в свадебных церемониях, надевались девушками во всех торжественных случаях и носились вместе с обязательным покрывающим их платком.


У горцев выработался свой идеал женщины - хозяйки дома, матери семейства. Главные его черты нашли определенное воплощение в повседневном платье пожилой женщины. Для него характерны плотные ткани сдержанных расцветок, которые создают тяжелые ниспадающие складки, скрадывающие фигуру. Силуэт костюма пожилой женщины довольно обобщенный, он завершается платком, мягко драпирующим голову и плечи. Иногда шалью обматывают и поясницу, что добавляет характерные штрихи к общему силуэту.


Одновременно создавался в костюме и другой образ - молодой и жизнерадостной девушки. Он находил свое отражение прежде всего в праздничном костюме, который был связан с выходом на танцы и особым свадебным ритуалом. В костюме этого назначения полностью выявлялась его зрелищная, праздничная сторона.




Украшения


В украшениях можно проследить свои путь развития. Служебная роль украшений закреплялась в древности определенными магическими верованиями. Со временем смысл забывался, тогда украшения превращались просто в декоративно-служебные элементы одежды. Выделение вертикальных швов декоративной отделкой у народов Северного Кавказа превратилось в характерное украшение верхнего платья. Не только края одежды, но и вертикальные ее швы балкарскими мастерицами обшивались золотым галуном.


Но есть типы украшений, которые возникали независимо от самой одежды. Их корни восходят к первобытной магии, к созданию талисманов, амулетов, которые подвешивались на груди и на поясе. Раковины, когти убитых животных, металлические погремушки и другие освященные предметы образовывались с течением времени в декоративные бусы, подвески из монет.


Другие украшения одежды: аппликации, вышивка - являются вторичными по происхождению от тех же магических знаков. Ведь в свое время обереги и священные предметы могли изображаться на тканях. С течением времени эти знаки также приобретали уже чисто эстетическое значение и продолжали бытовать в новых сочетаниях, сохраняясь в новых материалах и формах.


Заключение


Из-за трагической судьбы балкарского народа одежда, как и многие предметы быта, почти не сохранилась до наших дней. В трагические дни марта 1943 людям, которых высылали в Среднюю Азию, не давали время на сборы, они выходили в том, в чем были на момент приезда войск. Естественно, наиболее дорогие комплекты одежды оставались в сундуках, у людей почти не было возможности забрать их с собой. Отдельные сохранившиеся экземпляры одежды - скорее исключение из правил. Тем ценней они для изучения культуры народа и для самих семей, в которых они чудом сохранились.


В нашей семье тоже есть такие реликвии. У нас есть серебряные нагрудники и пояса, но что еще ценнее, у нас есть женские платки, один из них сделан руками маминой прабабушки, нить на этот платок вручную сплела мамина прапрабабушка. А вышивала его по более поздней моде моя прабабушка. Они не только смогли пронести через ужас революции, а затем и выселение сами предметы, но и передали последующим поколениям умения создавать эти предметы. Например, моя мама создает национальные шелковые шали, а бабушкин брат, ювелир, и его дочь, моя тетя, создают пояса, нагрудники, национальные женские украшения. Надеюсь, что со временем я тоже научусь этому и передам своим детям.


Если не делать этого, то прекрасная женская национальная одежда станет частью истории и останется только на старинных фотографиях. Хочется верить и надеяться, что наши дети и дети наших детей будут ценить красоту национального костюма и, что еще важнее, смогут его создавать.



Использованная литература :