Подготовка к празднованию рождества христова. Рождество: подготовка и традиции праздника

Ты хочешь, милый мальчик, чтобы я рассказал тебе про наше Рождество.
Ну, что же... Не поймешь чего - подскажет сердце…
И.С. Шмелев "Рождество"

Вот уже в церкви мы слышим первые предвестники Рождества: на утрени начинают петь "Христос раждается - славите, Христос с небес - срящите…". Сердце наполняется радостью - скоро Рождество Христово.

Воскресная школа. Изготовление поделок к Рождеству

"Христос с небес - срящите", а значит - встречайте. В ожидании этой самой встречи с Младенцем Христом и проходит время Рождественского поста. Именно эта встреча и есть главный смысл праздника. Но как часто за суетой подготовки, за так называемыми предрождественскими хлопотами, приготовлением праздничных блюд, украшением дома, приобретением подарков теряется истинный смысл праздника! Зачастую в доме, где встречают Рождество, есть все, что положено на праздник: жареный гусь, елка, мишура, подарки, но… нет Самого Христа!

Многие из нас выросли в семьях, в которых Рождество не праздновали, нет семейных традиций и опыта проведения праздника в собственном доме, с детьми. Конечно, можно пойти с детьми на рождественские елки, их сейчас много: и в воскресных школах, и в просветительских центрах. Там будут рождественские представления, вертеп, елка, игры, песни-колядки, подарки. Это здорово, что есть такая возможность, и на такие мероприятия ходить с детьми очень даже нужно. Но все же самый незабываемый рождественский праздник лучше всего устроить дома, среди родных и друзей. Впечатления остаются на всю жизнь. Теплота и любовь будут согревать сердца долгие годы. Совсем не обязательны при этом пышные застолья и большие траты, можно малыми средствами, руководствуясь любовью и фантазией, сделать встречу Рождества чудесным праздником для своих близких, для детей и взрослых. И прежде всего надо помнить о цели празднования нами Рождества Господа нашего Иисуса Христа: не просто встреча с Богомладенцем, но принятие Его в свое сердце и дальнейшее неотступное следование за Ним.

У И.С. Шмелева сказано: "Наше Рождество подходит издалека. Тихо". Так и мы начинаем подготовку к встрече заранее. С 28 ноября начинается Рождественский пост - время сложное и радостное. Сложное, потому что пост для православного христианина - время обострения страстей, с которыми мы боремся, впереди много хлопот, страна празднует Новый год, надо успеть очень многое сделать к празднику: купить или изготовить подарки друзьям, родным, приобрести продукты, украсить дом. А радостное, потому что нашу дорогу к Рождеству уже освещает та самая Вифлеемская звезда, за которой две тысячи лет назад шли волхвы с Востока, преодолевая многие километры пустыни.

Первым шагом в подготовке к Рождеству с детьми может стать изготовление календаря Рождественского поста или календаря с двигающейся Вифлеемской звездой, которая день за днем будет приближать нас к празднику.

Этот календарь может быть самым простым: на большом листе нарисуйте дорогу, по сторонам которой будут числа-даты; можно выделить наиболее значимые праздники - день свт. Николая Чудотворца, Введение во Храм Пресвятой Богородицы; а в конце пути разместите маленькую иконку Рождества (из открытки или журнала) и Звезду. По дорожке двигается бумажный ангелочек (можно придумать любую сложную конструкцию, у нас он просто крепился булавкой) и показывает, сколько дней осталось до Рождества. В нашем календаре с одной стороны от дороги написаны добродетели, а с другой - дурные качества. Обсуждая с сынишкой его поведение в течение дня, мы приклеивали вырезанные из бумаги елочки напротив той или иной добродетели или порока соотвественно, ну а чем ближе Рождество, тем гуще должен становиться лес со стороны добродетелей. И если не так, то это повод задуматься и измениться, пока еще есть время. Взяв подобный календарь за идею, вы можете изобрести свой вариант, как удобней и интересней именно вашему ребенку. Начало подготовки к Рождеству с такого календаря может стать в вашей семье одной из традиций, которую дети смогут передать своим детям. Мне кажется, такой календарь и нам, взрослым не помешает...

На Рождество есть замечательная традиция - устанавливать рождественский вертеп или даже устраивать целое вертепное представление.

Рождественский вертеп - это воспроизведение сцены Рождества Христова средствами различных искусств (скульптура, театр и др.), кроме иконописи. Вертеп бывает статичный (вертепная композиция) с использованием объемных фигур или фигурок, выполненных из различного материала. А также рождественский вертеп - это вертепный театр: рождественское представление средствами кукольного театра, иногда также с участием людей-актеров. Такие представления были распространены преимущественно на территории Польши, Украины, Белоруссии, а также в некоторых регионах России. Вертепом в этом случае называют также особый ящик (его еще называли батлейка), в котором показывается кукольное представление.

Сделать с детьми самый простой статичный вертеп совсем несложно. Все зависит от фантазии и времени. За основу можно взять простую коробку. Маленькая иконочка Рождества, фигурки из пластилина, бумаги или любых других подручных материалов, мишура для украшения - вот все, что нужно. Дети испытывают настоящий восторг, когда из "всякого хлама" получается фигурка для вертепа: только что это был просто капроновый носок, набитый синтепоном, а теперь это уже важный мудрец Мельхиор, который несет золото в дар Младенцу!

Можно сделать вертеп один раз и потом каждый год устанавливать его, так же как мы устанавливаем искусственную елку. Это просто, и не надо каждый раз тратить время. Но намного интереснее и полезнее в педагогическом плане делать простой вертеп, но каждый год, и каждый раз - немного разный. Растут дети - изменяется сложность вертепной композиции. Изготавливая вертеп совместно с детьми, можно рассказывать им о событии Рождества, о волхвах-мудрецах, пастухах и Ангелах…

Делать надо не спеша, когда есть время, но обязательно сопровождать рассказом.

В православной традиции не принято делать фигуры Святого семейства. Для изображения Девы Марии, святого Иосифа и Младенца используют икону Рождества. А вот для изготовления остальных персонажей: вола и осла, которые, по преданию, согревали Младенца своим теплым дыханием, пастухов с овцами, трех волхвов, Ангелов - можно использовать любые подручные материалы в зависимости от желания и фантазии.

Только не спешите класть в вертеп икону с изображением Младенца: пусть она появится в вашем вертепе в Рождественскую ночь.

Можно в праздник проиграть сценку и рассказать о Рождестве Спасителя с куклами статичного вертепа. А можно сделать настоящее вертепное представление, используя вертепный ящик с прорезями и куклы на палочках.

Изготовить вертепный ящик также несложно: нужно взять плотные большие коробки. Сценарий традиционный - "Смерть Царя Ирода" или адаптированная детская рождественская история. Хороши вариации истории про пальму, елочку и оливу. Вариантов очень много. Можно сочинить свою добрую рождественскую сказку и проиграть ее в вашем вертепе.

В этом году мы будем пробовать дома сделать теневой вертеп - вертепное представление "театра теней". Без чего еще не проходит Рождество в нашем доме?

Вот уже несколько лет я пеку расписные рождественские пряники-козули.

Процесс их изготовления трудоемкий. Сахар сначала надо пережечь на сковороде, потом добавить необходимые продукты и ароматные пряности и специи, вырезать в виде различных фигур, а после выпечки расписать глазурью. Но глаза боятся, а руки делают. Дети будут очень вам благодарны за подаренную сказку!

Как не вспомнить и о традиции христославов - хождения в праздник Рождества по домам с пением рождественских песнопений! Начинали раньше обычно с церковного песнопения "Христос рождается, славите" (отсюда и название). Хозяева давали христославам угощения. Если вы и ваши детки обладаете музыкальным слухом, и даже если не обладаете, включите в вашу домашнюю подготовку к празднику репетиции рождественских песен ("Рождество Христово, Ангел прилетел", "Небо и земля ныне торжествуют", "Ночь тиха над Палестиной" и др.). Можно просто ставить диск с рождественскими песнями и петь вместе с детьми, а на Святках смело посещать родных и знакомых: "И в нестройном детском хоре так таинственна, чиста, так отрадна весть святая о рождении Христа…" (А. Коринфский "Христославы").

Рождество на Руси всегда было временем для дел милосердия. Мы можем сказать: ну какая от нас помощь, или какие дела милосердия могут делать наши маленькие дети? Но просто оглянитесь вокруг. Можно начать с самого малого: кормления птиц, кошечек. Это тоже доброе дело - заботиться о малых творениях Божиих. Наверняка, в вашем доме есть одинокие бабушки и дедушки - сделайте им подарки. Пусть ребенок приготовит подарок своими руками, а в Рождество вместе поздравите и споете Рождественскую песню-колядку. Можно ведь, даже не выходя из дома, послужить ближнему. Сейчас для этого есть масса возможностей: например, вот такой проект "Старость в радость", где пишут письма одиноким людям . Если у вас появится искреннее желание помогать людям во славу Божию, то, я уверена, Господь поможет и подскажет, как это сделать.

Пусть дела милосердия, маленькие рождественские чудеса, которые мы можем дарить другим людям, неся им свои тепло и любовь, и в вашей семье станут главной рождественской традицией, передающейся из поколения в поколение. Тогда мы сможем сказать, что встреча, к которой мы так долго готовились и которую ждали, действительно состоялась. "Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне" (Мф. 25:35-36).

В одних семьях есть свои давние традиции подготовки и празднования Рождества Христова, в других эти традиции только появляются. Непередаваемая атмосфера праздника складывается как из глобальных, так и из мелких деталей: жестов, взглядов, интонаций. Очень важно, чтобы рождественские традиции, соблюдаемые в той или иной семье, не были формальностью, а имели наполнение живой верой к Богу, Который есть Любовь. И тогда свет Рождественской звезды, осиявший ребенка в детстве, навсегда останется в сердце маленького человека и будет освещать его жизненный путь.

Наталья Куликова,
мама двух детей,
преподаватель воскресной школы церкви св. вмч. Пантелеимона г. Пушкин Ленинградской обл.

Фото: Наталья Куликова, Татьяна Балашова



Наш земной мир ведет отсчет своего времени от величайшего события всемирного и космического масштаба, когда Творец стал Творением, то есть Бог стал Человеком. Новый год от Рождества Христова еще раз напоминает нам о событии Рождения Спасителя, которое крайне важно для каждого из нас.

Подготовка к Рождеству
Автор: Протоиерей Борис Балашов
Рождественский пост - это время духовной подготовки к великому празднику, такой подготовки, когда от встречи с Богомладенцем радостно запоет наша душа и обновится вся наша жизнь. Ожидая дорогого гостя, мы свою комнату выметаем и прибираем. Так же, ожидая Иисуса Христа в нашем сердце, мы должны очистить свою душу покаянием и делами любви и милосердия: и с близкими примириться, и нуждающимся помочь, и словом Божиим и святым Причащением напитать душу. Это нужно для того, чтобы Иисус Христос увидел, что мы ждем Его, и дверь нашего сердца для Него открыта. Тогда радость встречи со Спасителем будет взаимной.

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

- Здравствуйте, дорогие телезрители, в эфире телеканала «Союз» передача «Беседы с батюшкой». В студии Денис Береснев.

Сегодня у нас в гостях настоятель строящегося храма в честь святого праведного воина Феодора Ушакова игумен Дамиан.

Здравствуйте, отец Дамиан, благословите, пожалуйста, наших телезрителей.

Тема сегодняшней передачи: «Подготовка к Рождеству Христову».

Собственно сам пост - это уже подготовка, а что, кроме него?

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы, который мы недавно пережили, это как некий благовест грядущего Рождества Христова, ведь мы уже слышали песнопение «Христос рождается, славите!», эти слова у нас в сознании и призывают задуматься о том, что половина поприща поста пройдена и мы приближаемся к ожидаемому празднику.

Само установление поста - ключ к подготовке христианина к этому событию. Явление в мир Бога всегда актуально, ново и жизненно необходимо. Как говорили наши богословы: «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом», - такая вот смелая и действительно спасительная мысль. Это решительное соединение Бога с человеком исходило от самого Господа, его совершил сам Господь, придя в мир в знак любви к человеку, памяти о нем как Его образе, о своем, пусть и заблудшем, сыне. Бог готовил это событие тысячелетия, и Рождество Христово стало началом великого служения Мессии, завершившегося Его распятием и Воскресением, Пасхой. Вот в этом единстве мы и осознаем Рождество, его нельзя отрывать от дальнейшего хода событий, хотя мы это и делаем. По нашему человеческому разумению придаем ему характер некой тихой радости, камерности зимнего вечера. Но мы не должны забывать, что для того, чтобы нас спасти, Бог должен был умалиться. Умалиться - по-гречески будет «кенесис», то есть уничижение Бога, и в этом смысле Рождество - первый шаг к страданиям Бога.

Понимая это, Церковь установила пост, чтобы и мы несли подвиг, труд (от слова трудно), совершали меру своего внутреннего духовного подвига, внутренней концентрации. Чтобы проявили внимание, подготовились к со-переживанию Богу, со-трудничеству с Ним, для чего и несем небольшую меру своего подвига. Если мы будем помнить, что событие Рождества Христова - не только радость встречи с Богомладенцем, как её изображают на праздничных иконах, но что этой радости предшествовал труд пути беременной Девы Марии в Вифлеем, в котором не нашлось места для остановки, кроме как в пещере для животных. Пост помогает нам войти в это чувство со-переживания и понять, как это было трудно и непросто. Ведь такие условия были даже недостойны даже обычного человека, а мы видим в таком положении самого Бога.

- То есть в самом событии уже заложены трудности?

Без пролития крови, без подвига нет спасения. И Господь показывает нам это с самого рождения и до распятия. Поэтому мы не просто должны возрадоваться плодам, а со-трудничать с Богом, сопереживать, со-работничать. Эгоистически-потребительская составляющая должна быть изгнана из нашего сознания, для этого и нужен труд поста.

Когда мы говорим о посте, имеем в виду не только ограничения в еде, но смотрим на пост шире и глубже. Если мы будем углубляться в Евангелие, слова святых о Рождестве, и прочувствуем эти события, пусть в свою, человеческую меру, тогда сможем сопереживать и даже жалеть. Иначе этот праздник может превратиться в некое «гуманистическое» веселье, вроде «Дня младенца». Это трогательно, но христианская мысль может уйти на второй план. Церковь наличием практики поста помогает нам углубиться именно в нее. Мы лучше достигаем со-переживания на Страстной седмице, когда видим перед собой Крест, но последняя неделя Рождественского поста подобна ей.

- Вопрос телезрителя из Чебоксар: «В этом году будет год, как я похоронила своего сына. Сын родился в праздник Святой Троицы, а ушел из этой жизни в Сочельник. Как вы считаете, может ли это что-то означать в судьбе сына? Второй вопрос: Можно ли делать поминальный пост для друзей сына не в Сочельник, а на само Рождество, чтобы стол был уже не постный».

Упокой Господи душу почившего. Прежде всего, мы во всем должны видеть милость Божию, как в самом празднике Рождества. Это величайший акт любви и снисхождения Бога, чтобы мы ответили на него. Хорошо, чтобы между датами нашей жизни был не прочерк, или тире, как на могильном камне, а христианское ее содержание. Именно содержание важно для Господа, а не цифры и даты. Но то, что сказали Вы, конечно, обнадеживает и позволяет, прежде всего, еще более уповать на Господа. Это напоминание нам, живущим, чтобы мы помнили о любви Божией.

Что касается второго практического вопроса о поминках. Церковь в дни великих и воскресных праздников отменяет заупокойную молитву, потому что в эти дни как бы стирается граница между живыми и мертвыми; она и так условна, но в эти праздники мы должны прочувствовать ее отсутствие, то, что у Бога все живы. В эти дни чувства грусти и печали неуместны, а в поминках они по-человечески присутствуют.

Апостол Павел говорит о том, что если Христос не воскрес, то мы самые несчастные люди. Такими несчастными и являются те, кто не хочет прочувствовать эту радость единства живых и мертвых в такие великие дни. Поэтому есть некая неуместность исходить лишь из удобства составления меню, надо сделать акцент на возможности усердно помолиться в эти дни. Неужели недостаточно принести Богу дар любви, молитвы за себя и усопшего, нужны ли Ему человеческие обычаи?

Поминки не имеют никакого религиозного значения. Вот если собрать продукты и передать их в храм для бедных, нищих - иное дело. Но если все-таки, учитывая чье-то мнение и желание, поминки необходимы, то лучше сделать это после Святок - Святых дней, которые должно посвящать Богу и молитве. Так было бы вернее с христианской точки зрения.

- Вопрос телезрителя: «Является ли подготовкой к великому празднику само намерение человека жить по заповедям Христа. Ведь Он сам сказал: «Кто любит Меня, тот да соблюдет заповеди Мои». Пусть и немногое сразу удастся изменить, но хотя бы выйдя со службы, не осудить тут же полдеревни?»

Вопрос скорее риторический, потому что мысль правильная. Мы должны помнить о Боге не только по праздникам, но ежедневно, ежеминутно. Христианин - тот, кто стремится исполнять заповеди Христа в своей повседневной и церковной жизни, а не ограничивается соблюдением внешних традиций.

Суть христианства в том, чтобы мы поменялись, стали похожими на Христа, как дети похожи на отца. Как это можно сделать? Никодим спрашивал Христа о том, как возможно «родиться свыше», ведь нельзя снова войти в чрево матери? Соблюдать заповеди, преодолевать собственные недостатки, и все это с помощью Божьей, с помощью Церкви.

Посты и молитвы - средства, орудия, не цель, но без них цели не достичь. Горе тому, кто не знает цели, а начинает уповать на одни средства - это фарисейство. И горе тому, кто, зная цель, не знает средств, то есть рассуждает, умничает, но не прилагает к своей жизни. О таких Христос говорил, как об учителях, которые знают, но не делают. Мы, христиане, должны знать свою веру и прилагать ее к нашей жизни. Праздники нужны не Богу, но должны побуждать нас на соответствующую жизнь во все дни. Рождество закончилось, а жажда всегда быть с Богомладенцем, со Христом остается в нашем сердце, и так должно происходить от праздника к празднику.

- Вопрос телезрителя из Чувашии: «Если я творю Иисусову молитву на улице в зимнее время, обязательно ли снимать головной убор?»

Если холодно, то, конечно, можно и в головном уборе, никакого греха в этом нет. Подходите с рассуждением. Потеплее одевайтесь и получше молитесь.

- Вы говорили, что Рождественский пост похож на Страстную седмицу. В чем это сходство?

Рождественский пост, хотя и менее строг, чем Великий, но также завершается более строгой неделей, как это происходит в Страстную седмицу. Со второго по шестое января установлен строгий пост, а в сочельник, канун Рождества, предписано особое воздержание. Здесь прямая параллель в духовном ритме двух постов.

Общепринятое название Рождества - малая Пасха, в чем прослеживается мысль связи начала и завершения подвига Христа, единого процесса Его жизни ради спасения человека через подвиг, принесение Себя в жертву. Рождество - это уже жертва Бога через уничижение вплоть до рождения на земле, хотя это нам и труднее понять в сравнении с Его уничижением на Голгофе. В самом ходе богослужений - там, где совершается полный богослужебный круг - ревностные христиане могут услышать тексты и песнопения, подобные как для Страстной седмицы, так для последней недели Рождественского поста. Эта похожесть - еще одно напоминание о необходимости развить в себе чувство со-страдания Христу в праздник Рождества, хотя это никак не отменяет чувства радости и торжества. Все должно быть осмысленно и уравновешенно. Рождество Христово - прекрасный повод для миссионерства. Даже совпадение с празднованием Нового года может дать возможность вспомнить о летоисчислении от Рождества Христова, как новой точке отсчета.

- Вопрос телезрительницы с Ямала: «Служатся ли во время Рождественского поста в храмах акафисты?»

Акафисты не являются уставными богослужениями. Только один акафист служится согласно Типикону - это так называемая Суббота Акафиста во время Великого поста. Другие акафисты - прекрасная церковная традиция, нашедшая отражение в духовных потребностях людей. Поэтому акафист жестко не регламентирован, это традиции областей, храмов. Например, чтение акафиста прп. Сергию Радонежскому в Троице-Сергиевой Лавре не прекращается. В определенных местах устанавливаются собственные традиции чтения акафистов, о них надо узнать.

Великий Пост носит более концентрированный характер со-страдания, со-переживания, поэтому вводятся акафисты Страстям Христовым, так называемые Пассии. В период поста Рождественского особых традиций нет, поэтому, скорее всего, изменения в чтении акафистов, принятых в отдельных храмах, незначительны, за исключением акцента на праздники Рождества, Святки, Крещения, когда мы думаем исключительно об этих событиях.

- Вопрос телезрительницы из Московской области: «Читаю слова святителя Игнатия Брянчанинова о том, что дом для души- это дом терпения, а пищей должна быть самоукорение. Как не допустить, чтобы самоукорение привело к самоуничижению и унынию?

Тонкий практический вопрос. Думаю, ответ на него Вы сможете найти в тех же творениях святителя Игнатия и святителя Феофана Затворника. Продолжайте читать их сочинения. Каждый христианин должен читать эти книги, это наш компас наравне со Святым Евангелием, всей Библией. Наша опора, чтобы мы не падали и не волновались. Вы должны сами чувствовать и контролировать себя: не должно быть уныния и печали, должно возникать покаяние, но с надеждой и упованием на Бога. Как говорил преподобный Силуан Афонский: «держи свою душу во аде, но не отчаивайся». Есть Бог, Рождество, Воскресение Христово, поэтому не может быть места унынию и отчаянию, даже при виде любых грехов. Самоуничижение является основанием для покаяния, а на нем должно твердо держаться упование на Бога - такова правильная духовная «конструкция».

- Вы говорили про Новый год. Поскольку он приходится на время Рождественского поста, как бы Вы посоветовали его отмечать?

Сейчас это частый вопрос. Такой проблемы не было, когда был юлианский календарь. Теперь получается, что Рождество у нас по юлианскому календарю, в январе, а Новый год по григорианскому - до него. Думаю, что для зрелого христианина и целостной христианской семьи - это не так важно. Само Рождество - целый этап, а у людей вне Церкви нет такого богатства, обилия подлинной духовной радости. Верующие люди могут и поспать в эту ночь, а утром сходить на Литургию или молебен. Если существует традиция празднования Нового года, пусть это будет некая граница времени, когда мы поблагодарим Бога и попросим Его помощи на будущее. Пусть так будет и в день Церковного Новолетия 1 сентября, и 1 января, ведь благодарить Бога можно всегда.

Это может быть семейный камерный праздник, в этот день еще допустима какая-то рыбная пища, вовсе не обязательно наедаться и упиваться, это и всегда неполезно, но особенно на ночь. Во всем нужна мера. Можно ведь сделать из этого праздника некий духовно-просветительский семейный акт, рассказав о Христе детям, вспомнив о прошедшем и планах на будущее. Я знаю людей, которые очень любят первые январские дни, когда можно спокойно проехать по опустевшей Москве, спокойно подойти к святыням в храмах.

Святки тоже не повод для бесконечных увеселений и злоупотреблений, и если бы Новый год был после Рождества, то в том виде, как сейчас его отмечает большинство, он бы мало соответствовал Святым дням. Всегда надо быть благоговейным и аккуратным.

- Вопрос из Тулы: «У меня несколько вопросов. Во время постов можно делать земные поклоны при чтении утреннего и вечернего правил? Второй: можно ли читать акафисты во время постов? И последний: как вкушать рыбу во время Рождественского поста?»

Частично по поводу акафистов мы ответили. Что касается чтения акафистов дома, то это можно делать в любое время, но в дни больших праздников и дни накануне все внимание должно быть сосредоточено на смысле именно этих праздников. В Уставе есть своего рода градация праздников, чем праздник выше, тем больше внимания должны мы уделить его смыслу, а не нашим личным чувствам, пусть даже молитвенным. Всегда ориентируйтесь на богослужебную жизнь Церкви, Устав. Мы должны почувствовать радость в церковной молитве, и принести ее домой. Мы что-то добавляем, разнообразим, но главный акцент должен быть принесен из храма.

Что касается утренних и вечерних молитв - это духовные завтрак и ужин каждого христианина, без которых мы будем истощеваться. Поклоны - важная составляющая нашей духовной жизни, об их значении можно сказать целую лекцию. Посты - и есть время наиболее характерное для поклонов. Сейчас мы уже не знаем, что поклоны с молитвой святого Ефрема Сирина, кроме Великого поста, предусматривались и для других, но по нашей немощи и по причине увеличения числа праздников исчезли. Дома вполне можно совершать земные поклоны в Рождественский пост и даже с молитвой Ефрема Сирина. Сейчас в отдельных местах возрождается традиция великопостных служб с поклонами и в другие посты.

- В чем заключается смысл земных поклонов?

Земной поклон - богословие в движении. Когда мы опускаемся к земле, мы вспоминаем, что мы сотворены из праха, что из «ничто» стало «нечто», это воспоминание - акт смирения. «Земля еси и в землю отыдеши», память смертная - акцент, когда мы опускаемся вниз. Когда поднимаемся вверх, то смысл таков: несмотря на все это, мы призваны к Богу, стремимся к Нему и встаем перед Ним.

Между низом и верхом - труд, трудность, подвиг. Совершить поклон - трудно. Между грехом и спасением, между нами и Богом, «ничто» и «нечто» - путь, который нужно осуществить, но через труд и подвиг. Поклон - это и напоминание об этом, и одна из его реализаций. Когда мы совершаем поклон с понимание этого, то занимаемся прохождением этого пути. В этом богословие поклонов, совершаемых с пониманием и молитвой, особенно такой, как молитва преподобного Ефрема Сирина. Это очень хорошая практика.

Вкушение рыбы в Рождественский пост дозволяется предпочтительно в праздники, субботу и воскресенье. Но если есть особые обстоятельства, эти вопросы должны решаться со своей совестью и духовником, надо смотреть на свои силы. Среду и пятницу желательно соблюдать строже, без рыбы. У меня есть собственный образ традиции, с которым, конечно, кто-то может не согласиться. Традиция, как некая труба, с одной стороны, она ограничивает нас, нельзя выходить за ее границы, иначе будет свищ, прорыв, а внутри трубы есть какое-то внутреннее движение. Традиция живая, она течет и позволяет какие-то движения в рамках опыта.

- Вопрос из Орловской области: « Во время поста необходимо покаяться и причаститься. Как правильно каяться? Когда я подхожу к батюшке, на меня нападает страх, и я все забываю. Если записываю подробно, получается целый доклад, кратко - формальная отписка. И еще - ведь за одним словом может быть несколько проступков. Осудить можно один раз, а можно - двадцать пять. Поясните, пожалуйста, как правильно поступить?»

Прежде всего, великие таинства исповеди и Причащения, которые возрождают нас, дают возможность почувствовать Бога уже здесь, на земле, стать причастниками спасения, эти таинства актуальны всегда, не только в посты. С другой стороны, нам необходимо соответствовать им, не только получить их, но и настроить себя, как музыкальный инструмент. Ведь какой бы прекрасный музыкант не взял в руки инструмент, если его не настроили должным образом, хорошей музыки все равно не будет. Исповедь и Причастие - это высшие средства, граничащие с целью, поэтому мы и должны к ним готовиться. У разных людей - разные духовный ритм, духовный опыт, от этого зависит частота Причастия и степень его восприятия.

Нам надо постоянно развиваться и созревать, а пост для этого самое удобное время. Пост - это когда мы стараемся изменить себя, свои чувства, состояния, и на этом ревностном пути нам нужна помощь Божия, потому и потребны исповедь и Причастие. Если мы совершаем пост с чувством, что можем проходить его без Божьей помощи, получается гордыня и дерзость. Причастие - акт смирения, упования на Бога, признания, что мы совершаем это не своими силами, хотя и прилагаем возможную меру усилий. Поэтому странно проводить пост без этих великих таинств, если к тому нет особых духовных оговорок, имеющих церковную санкцию.

Что касается исповеди. Прп. Амвросий Оптинский советовал грехи записывать, потому что у людей разная память, также может быть излишнее волнение. Ведь бумажка с записью уже означает, что была подготовка. Если позволяет время, надо ее спокойно зачитать священнику. Но и учитывать конкретную ситуацию: например, если на исповедь много людей, священник может зачитать записи сам. Подробности или количество неважны, важен факт осознания греха. Если ты двадцать пять раз осудил, повздорил, то примирись с этими двадцатью пятью и осуди в себе этот грех - вот, что важно и ценно. А затем вступай в борьбу с этим грехом. Надо подобрать такую практику, которая лучше всего подходит Вам, главное, чтобы это не было формальностью.

- Если человек не хочет выходить из поста?

Это прекрасное чувство, которое и должно возникнуть у христианина, взрослого не по возрасту, а по духовной зрелости. Библейское определение поста - рай. В раю люди едят растительную пищу, а главное - они пребывают с Богом. Когда мы постимся, мы словно возвращаемся в рай. Пусть это условность, но нас это греет, будоражит, напоминает, откуда мы родом. Возможно, мы заблудились в земной жизни, ушли в сторону, но зато помним адрес, путь к Отцу. Нам и не должно хотеться расставаться с этим ощущением - это подлинно христианское переживание. Когда же мы нетерпеливо ждем, как поскорее разговеться, это означает, что плотские привязанности в нас пока сильнее подлинно христианских, духовных. Заговины, разговление - эти составляющие есть в традиции, но они не должны доминировать.

Подлинный христианин должен скучать по посту. Но надо слушаться опыта Церкви и установленных ею правил. Все надо делать в ритме, по благословению, иначе может быть обратный результат. Для смирения мирянин не должен выпадать из принятого Церковью ритма. Лучше тщательно исполнять то, что она предлагает, чтобы не возгордиться, ведь последнее может на нет свести весь смысл воздержания.

- Вопрос из Балашихи: «Хожу в Церковь давно, но считаю, что я в самом начале. Прочитав у святителя Игнатия Брянчанинова о восьми грехах, поняла, что все это про меня. Вопрос такой: на земле мать и отец всегда прощают своего ребенка, каков бы он ни был. Можем ли и мы надеяться, что Бог простит нас, невзирая на все наши грехи?»

Спасибо за вопрос, который дает нам возможность хорошего завершения разговора. Конечно можем, ведь мы и живем только надеждой на Бога и Его любовь, и мы всегда в начале пути. Один великий подвижник, умирая, говорил, что не знает, положил ли он само начало покаянию. Так говорили великие старцы, а уж тем более мы. Будем уповать на Бога, но и помнить, что христианин - это воин. Даже если ты упал, получил рану - вставай и борись. Это то, что требуется от тебя, а победа - от Бога, твоего военачальника. Он совершил уже Свою великую битву для нас, мы же будем воинами и будем смиренно идти за Ним, никогда не трусить и не сдаваться, пусть падая, но тем самым и возгревая в себе чувство смирения. Вот что ценно перед очами Господа, Который хочет, чтобы все спаслись и пришли в познание истины.

- Спасибо, отец Дамиан. Прошу Вас в конце программы благословить наших телезрителей.

Дорогие братья и сестры, будем готовиться к встрече Богомладенца Христа и постараемся, чтобы в нашем сердце нашлось для Него место, а может быть, оно сможет стать всей Вифлеемской пещерой и преобразится в Храм Божий. Пусть Господь поможет всем нам на этом пути. Христос рождается, славите!

Гость передачи: игумен Дамиан (Залетов) .

Ведущий: Денис Береснев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Каждому родителю хочется устроить рождественские праздники для детей так, чтобы это принесло радость и запомнилось надолго. Давайте рассмотрим два среднестатистических детских праздника, проводимых своими силами в домашней обстановке.

Вариант первый. Примерно за неделю до чудесного события мама начинает составлять меню, покупать шарики и обзванивать гостей. Накрывается богатый стол с отбивными, салатами, тортом и вином. До 2-3 тоста все еще помнят, по какому поводу собрались и восхищаются светлым праздником и еще чистыми, веселящимися детками. После этого маленькие гости обычно предоставлены сами себе (как правило, это разновозрастные дети приглашенных родственников и друзей, иногда и малознакомые друг с другом).

Вариант второй. Твердо решив устроить праздник все же более для детей, чем для взрослых, мама накрывает им отдельный праздничный стол и в течении всего мероприятия пытается как-то направить в нужное русло разрушительную энергию молодости.

У вас был подобный опыт? Тогда давайте попробуем организовать праздник по третьему варианту.

От Рождественского утра до встречи гостей

Новый Год, Рождество и День Рождения – самые сказочные праздники детства. Вспомните себя, с каким нетерпением вы ложились спать, ожидая наступления маленькой сказки утром.

Подготовка к Рождеству начинается задолго до самого праздника: детям рассказывают о Рождестве Христовом , с детьми постарше можно разучить тропарь, кондак праздника, ирмосы рождественского канона («Христос рождается, славите!»). За несколько дней устраиваем вертеп . Ночью или утром –праздничная служба в храме.

В день праздника давайте удивим ребенка сразу, как только он откроет сонные глазки.

Шарики – это банально, не спорю. Но как удивительно проснуться и увидеть над собой разноцветную гирлянду! А сев в кроватке, удивиться засыпанному конфетти и серпантином одеялу? Сделайте сюрприз – создайте настроение сказки.

Часто бывает так, что часть гостей, приглашенных в дни празднований, уже пришли, а часть – пока нет. Пришедшие дети скованно скучают, не зная, чем себя занять. Я предлагаю вот такой способ скоротать время: вместо красивой накрахмаленной скатерти постелим на стол одноразовую светлую бумажную и дадим детям фломастеры – пусть сами нанесут веселый рисунок. Или раздадим альбомные листы с просьбой написать (или нарисовать, если дети еще маленькие) веселую Рождественскую открытку. А может быть –попросить детей рассказать, что сегодня за Праздник.

Можно нанести на чистые листы маркером разные загогулины и причудливые непонятные фигуры и предложить детям проявить фантазию и дорисовать к ним что-нибудь, чтобы эти закорючки превратились в понятные рисунки: что-то превратить в загадочное животное, что-то – в сказочное существо, экзотическое растение.

Я бы рекомендовала для детей от 4 лет (и 10-летние занимаются таким развлечением с удовольствием) вырезать каждому из белого картона Рождественскую Звезду, из цветной фольги нарезать мелких звездочек, ромбиков, цветочков, нарезать кусочки мишуры, насыпать конфетти и предложить каждому украсить картонную заготовку. Если более старшим детям – от 6 лет – вы можете дать клей в чашечке и кисточки, то малышам лучше подготовить основу заранее, нанеся на звезду двухсторонний скотч.

Угощение на

Белоснежной скатертью и хрусталем вы не удивите гостей своего ребенка. Все, что жалко испачкать и разбить – с глаз долой. Давайте посмотрим здравыми глазами на наших детей: рады ли они будут мясу и салатам? Редкие родители ответят утвердительно. А фруктам и сладкому? Ну что за глупый вопрос – скажете вы, еще бы. Давайте побалуем гостей разными вкусностями. На столе должно быть много соков – из расчета литр на ребенка как минимум, лучше больше – что-что, а разгоряченные праздником дети пьют очень много. Фрукты должны быть разделены на удобные части: виноград (без косточек, если вы не хотите собирать их по всему дому) порезан на веточки по 3-4 ягодки, цитрусовые очищены и разобраны на дольки, яблоки… ну их никогда ничто почти не ест, как и бананы, следы от которых оставляют пятна на одежде. Вообще избегайте пачкающихся фруктов, одна хурма равносильна маленькому ядерному взрыву.

Можно устроить маленький сюрприз: под тарелки положить листочек с рождественскими пожеланиями!

Если уж вы очень хотите накормить детей существенной пищей – сделайте бутербродики, канапе с мясом, колбаской, рыбкой, сыром, украсьте их поинтересней, подайте коктейль (можно взбить блендером молоко, банан и немного сахара) – очень сытная и питательная еда. Но стоит ли придерживаться стандартного тортика? Я рекомендую сделать такой оригинальный десерт: купить вафельные коржи, мороженое, баллончик сливок, разные фрукты. За 10 минут до подачи на стол на вафельный лист уложить слой мороженого толщиной 3 см, корж, снова мороженое, корж, мороженое, теперь смесь порезанных фруктов, залить взбитыми сливками и воткнуть свечи – торт готов! Назовем его, например: «Рождественское лакомство».

…Кстати – как одно из занимательных развлечений, гостям можно самим предложить приготовить и съесть канапе (пользуясь тарелочками с нарезанными продуктами) и украсить свои коктейли шоколадной стружкой, цветными сахарными драже и соломинками.

Последовательность мероприятий

Комната украшена, стол накрыт, угощение готово. Что за чем должно следовать, чтобы было не скучно, но и не пересыщено? Начали приходить гости. Пока мы ожидаем полной явки – детей надо занять спокойной игрой – вот как раз для этого очень хорошо подходит разрисовывание праздничной скатерти. Все в сборе – садимся за стол. Поздравляем детей и кушаем бутербродики с напитками, фрукты. Долго засиживаться за угощением не стоит – как только начался шум – наелись, пора и поиграть.

Игры – только под организацией взрослого ведущего, иначе же бесконтрольная малышня просто будет ходить на голове, устроив настоящее светопреставление. Все запланированные развлечения позади? Снова за стол! А после – тихие игры (дети устали и перевозбудились). На прощание каждому гостю нужно подарить небольшой подарочек – это будет очень приятным памятным сувениром.

А что же родители приглашенных детей – спросите вы? Кто же будет ими заниматься. Когда я буду вести праздник? Кто будет подавать-убирать котлеты и оливье? Наш праздник – детский. Если есть возможность привести ребенка и уйти – чудесно! Если такой возможности нет – предупредите заранее, что придется участвовать в качестве вашего помощника. А пока дети будут кушать, вы успеете съесть по пирожному и выпить бокал вина.

Развлекаем и занимаем

В Интернете можно найти множество как различных конкурсов, так и готовых сценариев праздника. Будьте внимательны! Быстрые, энергичные занятия (эстафеты, салочки и прочее бегающе-прыгающие развлечения) необходимо чередовать со спокойными играми (рисовалками, загадками и другими сидячими заданиями). Несколько активных игр допустимо устроить подряд в самом начале праздника, а вот под его завершение лучше совместить парочку тихих, чтобы дети успокоились. Если же шумные конкурсы будут следовать один за другим, дети быстро устанут, перевозбудятся, оставшийся вечер будет уже не в радость. И напротив: слишком много сидячих занятий заставят заскучать активных деток и те начнут искать себе бурные игры самостоятельно. Желательно чтобы в вашем сценарии праздника не повторялся тип игры: если эстафета – то только один раз, если танцевальная игра – то тоже лишь однажды, конкурс на ловкость также не должен проводиться дважды.

Обязательно разбейте гостей на две команды, состязательный момент добавляет остроты соревнованию. Пусть каждая команда сама выберет себе название и придумает лозунг. За каждый выигранный конкурс она будет получать балл в виде чего-то существенного. Это может быть маленькая Рождественская звездочка. Их должно быть больше, чем количество конкурсов, на случай ничьи.

Чем еще можно занять маленьких гостей?

Эстафеты и жмурки – это все, конечно, здорово, но хорошо бы удивить детей необычным для такого праздника развлечением.

Дети приходят в полный восторг, когда им предлагают самим сделать что-нибудь интересное из… настоящего дрожжевого теста. Его можно купить в магазине замороженным или сделать самим. Подчеркиваю – тесто должно быть именно дрожжевое! Их произведения смешно раздуваются и увеличиваются, когда готовые изделия начинают подходить, что просто поражает маленьких гостей! Каждому ребенку выдается кусочек пергаментной бумаги, величиною с тетрадный листик, на нем и надо сделать свой пирожок. Это необходимо для того, чтобы фигурка изготовленного из теста человечка или животного без деформации перенеслась на противень, а с противня в испеченном виде – обратно в тарелку. Для украшения можно предложить блюдца с ядрами орешков и семечек, изюм. Эти испеченные сувениры в конце праздника вручаются гостям, и она с радостью уносят их домой. Можно предложить снова сделать Рождественскую звезду, теперь уже не из картона, а из теста.

Напоминаю - спокойные игры обязательно должны чередоваться с играми активными. Если два тихих занятия будут идти подряд – более активные дети потеряют концентрацию и начнут отвлекаться и шуметь. Если же два энергичных и шумных конкурса проводятся без передышки – дети быстро переутомятся и начнут капризничать.

Расскажу игру-эстафету, которую мы придумали и опробовали сначала на детском, а затем и на взрослом празднике, настолько веселой и беспроигрышно-смешной она оказалась. Заготовки: два приколотых к стене листа ватманской бумаги, два маркера, две емкости с одинаковым набором записок, в которых указаны части тела. Так как наша задача была изобразить «русскую красавицу», мы писали: корона, коса, глаза, нос, рот… сапожки. Главное – не пропустить ни одной части, чтобы рисунок был как можно полнее. Все записки перемешиваются и кладутся в коробочку, которую ставят под каждый ватманский лист. При команде СТАРТ первый игрок добегает с маркером до стены, вытаскивает листочек, читает, что ему нарисовать, изображает это на листе, убегает и передает маркер-эстафету следующему участнику, а сам становится в конец очереди. Игрок, получивший маркер, так же бежит к стене, читает, рисует и возвращается. ЭТО ОЧЕНЬ ВЕСЕЛО! Наш оператор не мог снимать конкурс на камеру – тряслись от хохота руки, а я, как ведущая, была не в силах прокомментировать получившихся «Красавиц» — непропорциональные части тела, перекошенные черты лица… От смеха слезы текли ручьем. Этот же конкурс мы провели и среди взрослых: рисовали Мисс Красоты – было еще более здорово, чем на детском празднике. Выигрывает команда, чей рисунок будет более симпатичен.

Окончание праздника Рождества Христова

Вот и подошел к концу такой чудесный день. Хочется так его завершить, чтобы было не грустно от того, что он закончился, а хорошо на душе. Если вы снимали праздник на камеру, то можно запустить видео на экран телевизора в тот момент, когда гости будут есть торт. Дети уже устали, им не очень хочется разговаривать и развлекаться, а такой просмотр их повеселит. Если дети уже школьники и умеют писать, убрав со стола, принесите заранее купленную огромную открытку и фломастеры, пусть каждый оставит отзыв о празднике и поздравление-пожелание всем присутствующим. Хорошо бы на компьютере сделать незамысловатую грамоту и на прощание вручить ее каждому гостю: самому ловкому, самому веселому, самому находчивому – ее будут с гордостью показывать родителям, вспоминая прошедшее веселье.

…А как приятно, прощаясь с друзьями своего ребенка, услышать: «Спасибо! Большое спасибо за праздник! Мы никогда еще так не веселились!!! …А вы пригласите нас в следующий раз?!»

Рождественский пост – особое время в году, когда мы ожидаем Рождество Христово и готовимся к его встрече. Время поста приходится на последний месяц года и для многих связан с подведением итогов. Для школьников и студентов - это время последних контрольных работ, зачетов, экзаменов. И для людей работающих – это тоже время отчета...

Подведение итогов
Сдавая зачеты или готовя очередной отчет, мы не всегда вполне осознаем, что подводим очередную черту под нашей жизнью. Просто делаем то, что от нас ожидают и требуют. А ведь как полезно задуматься: как прожит этот год? Чему я научился, с чем справился, что узнал, понял, решил, сделал, кому помог? Особенно важно сделать это на пороге очередного года от Рождества Христова. Определиться: где я, кто я, – чтобы решить, куда мне дальше, все ли я сделал, что мог, на что еще способен, над чем еще необходимо потрудиться, кому помочь?

Еще более глубокий смысл приобретает это время накануне Рождества в свете многодневного поста-приуготовления.

Подготовка
Заботясь о телесном, а прежде о душевном здравии своих чад, мать-церковь предлагает нам в Рождественский пост время воздержания, размышления и молитвы.
Особенно замечательно это время в России, когда природа засыпает: нет уже ни ярких летних цветов, ни разноцветных осенних листьев. Все - белым-бело. Также пора убелить и душу – очистить в Таинствах Исповеди и Причастия. С этой целью больше, чем обычно, людей спешат на вечернюю службу: стар и млад, бедный и богатый. И все равны перед Богом. Всех ожидает его неизреченное милосердие.


Внимание к своей душе в Исповеди и соединение со Христом в Причастии – главное в подготовке к светлому празднику Рождества Христова. Это внутренняя сторона предрождественских забот. Но есть и внешняя. И хотя внешние заботы умалены перед внутренней подготовкой, они все же являются неотъемлемой частью подготовки к празднику.

Какие родители не позаботятся об особом празднике для детей? Какая хозяйка не приготовит славный праздничный стол? В какой семье дом не украсят еловыми ветками и игрушками? В этой традиции, складывавшейся веками, отражается и благоговение перед церковным праздником, и радость Рождества Христова, и желание разделить ее с родными и близкими, приобщить к ней даже самых маленьких.

Непревзойденных образов предрождественских радостей и забот на Руси полно в произведении «Лето Господне» русского писателя Ивана Шмелева. На страницах этой «иконы в слове» русской жизни переплетаются внимание к себе и широта народной души, радость и почтение к Празднику, многозаботливость и размеренность приготовления.

Близится Рождество: матушка велит принести из амбара «паука». Это высокий такой шест, и круглая на нем щетка, будто шапка: обметать паутину из углов. Два раза в году «паука» приносят: на Рождество и на Пасху. Смотрю на «паука» и думаю: «бедный, целый год один в темноте скучал, а теперь, небось, и он радуется, что Рождество». И все радуются. И двери наши, – моют их теперь к Празднику, – и медные их ручки, чистят их мятой бузиной, а потом обматывают тряпочками, чтобы не захватали до Рождества: в Сочельник развяжут их, они и засияют, радостные, для Праздника. По всему дому идет суетливая уборка…

«Белят» ризы на образах: чистят до блеска щеточкой с мелком и водкой и ставят «праздничные», рождественские, лампадки, белые и голубые, в глазках. Эти лампадки напоминают мне снег и звезды. Вешают на окна свежие накрахмаленные шторы, подтягивают пышными сборками, – и это напоминает чистый, морозный снег. Изразцовые печи светятся белым матом, сияют начищенными отдушниками. Зеркально блестят паркетные полы, пахнущие мастикой с медовым воском, – запахом Праздника. В гостиной стелят «рождественский» ковер, – пышные голубые розы на белом поле, – морозное будто, снежное. А на Пасху – пунсовые розы полагаются, на алом …

Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях лес ёлок. А какие ёлки! Этого добра в России сколько хочешь. Не так, как здесь,– тычинки. У нашей ёлки... как отогреется, расправит лапы, – чаща. На Театральной площади, бывало, – лес. Стоят, в снегу. А снег повалит – потерял дорогу! Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает…

Ожидание
В Новый год и Рождество каждый, даже атеист, ждет чего-то необычного особенно, ждут его дети. Так уж повелось, что именно в этот праздник они оказываются в центре внимания. Да и как же иначе? Младенец Христос рождается. Родительская забота, праздничные гулянья, подарки под елкой – все это многим запоминается на всю жизнь. Яркие образы и впечатления светлого праздника согревают многие годы спустя. Помнится праздник души.
На долгие годы запоминается ожидание чего-то радостного, сказочного. Надежда на то, что вот-вот обязательно произойдет нечто важное, доброе, неземное.

Встреча
На Руси великий праздник Рождества встречался всеми православными. Детьми и стариками, богатыми и бедными, здоровыми и немощными. И даже теми, кто был отделен от общества. В «Записках из Мертвого дома» Федора Достоевского есть трогательное описание приготовления и празднования Рождества на каторге.

«Наступал праздник рождества Христова. Арестанты ожидали его с какою-то торжественностью, и, глядя на них, я тоже стал ожидать чего-то необыкновенного …

Уважение к торжественному дню переходило у арестантов даже в какую-то форменность; немногие гуляли; все были серьезны и как будто чем-то заняты, хотя у многих совсем почти не было дела. Но и праздные и гуляки старались сохранять в себе какую-то важность... Смех как будто был запрещен. Вообще настроение дошло до какой-то щепетильности и раздражительной нетерпимости, и кто нарушал общий тон, хоть бы невзначай, того осаживали с криком и бранью и сердились на него как будто за неуважение к самому празднику.

Это настроение арестантов было замечательно, даже трогательно. Кроме врожденного благоговения к великому дню, арестант бессознательно ощущал, что он этим соблюдением праздника как будто соприкасается со всем миром, что не совсем же он, стало быть, отверженец, погибший человек, ломоть отрезанный, что и в остроге то же, что у людей. Они это чувствовали; это было видно и понятно».

Чтобы встретить Великий праздник в полноте, нужна внутренняя готовность к Встрече. Внимание к собственной душе. Действенная христианская подготовка к Рождеству Христову, утвержденная самой Церковью – пост. Рождественский пост, как и всякий другой, - это понуждение себя к примирению, воздержанию, милосердию, молчанию, смирению…

Не смог понудить себя за несколько недель декабря, остается еще неделя января. Не так мало. Однако для многих постящихся именно эта неделя – самая сложная. Ведь наступление нового года большинство россиян празднует по григорианскому стилю, а Рождество, разумеется, – по юлианскому. Вот и получается, что на последнюю, самую строгую и такую важную для внутренней подготовки к Празднику неделю поста, выпадает новое испытание – коллеги, друзья, родственники приглашают в гости. И, от человека требуется особое внимание, чтобы, с одной стороны, проявить почтение и любовь к ближним, а с другой – сдержать себя не только за столом, но и в слове, мысли и чувстве.

Большая поддержка в этом деле – появившаяся в последние годы возможность ежедневного участия в Литургии и вечерней службе. В первую неделю января ведь многие не работают. Во время службы сознание и чувства приходят в порядок, сосредотачиваются на мысли о грядущем в мир Спасителе. Есть возможность поучаствовать в подготовке, украшении храма к Святкам. Здесь, за церковной оградой – лучшее место для подготовки к Встрече с Богомладенцем Христом. И здесь же, уже начиная с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, на утрене слышится:

«Христос раждается, славите,
Христос с небес, срящите.
Христос на земли, возноситеся.
Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися».

Ольга, прихожанка храма Ксении Петербургской

Как подготовиться к Рождеству?

Приближается светлый праздник Рождества Христова. В чем должна заключаться наша подготовка к нему, кроме обычных хозяйственных хлопот? Мы задали этот вопрос Митрополиту Саратовскому и Вольскому Лонгину.

Забыть о себе, вспомнить о Боге

Собственно говоря, главной подготовкой к Рождеству служит время Рождественского поста. Оно выделено Церковью для того, чтобы мы могли остановиться в нашем повседневном беге и более сосредоточенно, чем обычно, подумать о Боге, о своей душе и спасении, о смысле Рождества. Ведь в этот день Сам Господь, Творец неба и земли, ради нашего спасения становится таким же, как и мы, человеком, подобным нам во всем, кроме греха. Пришествие в мир Христа Спасителя — это центральное событие человеческой истории. Вот почему этот праздник — совершенно особый, и Церковь предлагает нам обязательно к нему подготовиться.

В чем состоит эта подготовка? Надо постараться очистить свою душу и свое сердце, избрать для себя путь доброделания, путь борьбы со своими грехами и страстями. И в помощь нам в этой борьбе установлен пост. Наверное, все, кто ходит в храм, знают, что пост — это воздержание от пищи животного происхождения. Но не все помнят, что пост должен быть еще и воздержанием от всякого рода развлечений, праздного времяпрепровождения. Пост — это время подвига, как ни странно это звучит в контексте современной жизни. И подвиг этот состоит в том, чтобы хотя бы отчасти забыть о себе и больше думать о Боге, об искупительном подвиге Христа Спасителя, который начинается с Его Рождества.

У многих святых отцов есть наглядное сравнение человеческого сердца с вертепом. И они говорят о том, что цель христианина во время Рождественского поста — превратить свое сердце из вертепа — то есть из пещеры для скота, из хлева (на самом деле, этот образ очень точно отражает наше действительное состояние) — в чертог, то есть дворец, достойный встречи Христа-Царя. Это поэтичное сравнение лучше всего выражает смысл той подготовки к празднику, к которой призван каждый христианин.

К радости духовной

Службы Рождественского поста, в отличие от служб поста Великого, структурно не отличаются от обычных богослужений, которые совершаются в течение всего церковного года. Но при этом в богослужебных текстах, предваряющих праздник, есть очень интересная особенность: в дни предпразднства (со второго по шестое января по новому стилю) богослужение вводит человека в пространство тех событий, которые предваряют Рождество Христово. И мы буквально шаг за шагом следуем за святым семейством, за волхвами, вместе с Матерью Божией и праведным Иосифом Обручником оказываемся в вертепе, в котором предстоит родиться Христу. Та же особенность есть и у богослужения в Страстную неделю, она производит очень сильное впечатление.

В эти дни читаются умилительные каноны на повечерии. Я лично их очень люблю и всегда стараюсь читать сам. Повечерие — это служба монастырская, и на обычных приходах она, как правило, опускается. Но я всегда благословляю в дни предпразднства служить повечерие в наших храмах ради этих трогательных, очень глубоких по своему смыслу и содержанию канонов.

6 января — навечерие Рождества Христова. Этот день отмечен особым постом, который, по древней традиции, должен длиться весь световой день — «до первой звезды». Почему так? Пост, который мы сегодня знаем как воздержание от тех или иных видов пищи, в Древней Церкви имел и временно е измерение: пост держался до захода солнца. И вот поэтому Литургия дня навечерия должна служиться вечером — так, чтобы она заканчивалась к моменту захода солнца. Литургия Преждеосвященных Даров в Великий пост тоже изначально совершалась только вечером, по той же причине. Сейчас мы совершаем эти богослужения в первой половине дня — так легче для прихожан, но это неправильно по смыслу службы. Сейчас все больше приходов в разных епархиях возвращаются к практике вечернего совершения Литургии Преждеосвященных Даров, как это полагается по Уставу. Возможно, когда-нибудь и богослужения навечерия Рождества и Богоявления вновь будут совершаться в наших храмах вечером.

В этот день принято разговляться так называемым сочивом, то есть пшеницей, разваренной с медом и сухофруктами. Поэтому день навечерия называется также Сочельником.

Само богослужение Рождества состоит из всенощного бдения и Божественной литургии. Оно совершенно обычное по своей структуре, но, конечно же, всё, что читается и поется на службе, посвящено событию и значению Рождества Христова. Одно из главных рождественских песнопений — ангельская песнь «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Она неоднократно звучит во время службы. Неким музыкальным и текстовым символом праздника является также песнопение «С нами Бог» — оно содержит пророчества из ветхозаветной Книги пророка Исаии о Христе Спасителе.

Часто задают вопрос: сколько должен длиться пост до Причастия для тех, кто собирается причаститься ночью? Если человек может поститься по Уставу, то в этот день он вкушает пищу один раз после захода солнца. Сегодня у нас темнеет рано — значит, в районе 16-17 часов. Если человек немощен, пожалуйста, он может поесть и позже, но не менее чем за пять-шесть часов до Причастия. Надо исходить из того, что ночная Литургия заканчивается в 2-3 часа ночи.

Когда меня спрашивают: «А как часто нужно ходить в Церковь в эти предпраздничные дни?», «Нужно ли быть обязательно вот на этой или на этой службе?» — я оказываюсь в затруднении. Как ответить? Представьте себе, что два человека любят друг друга. И покажется смешным, если молодой человек или девушка будут раздумывать: «Вот мы сегодня виделись. А надо ли нам видеться завтра? А может, только через пару деньков?»… Если человек влюблен, то он все время хочет быть с тем, кого любит. Вот так и здесь: если человек любит Бога, если для него Церковь — это жизнь, такой вопрос просто не возникает. Есть возможность — человек идет в храм.

Обычно каждый год в декабре в Интернете вновь оживляются дискуссии о том, как хорошо было бы Церкви перейти на новый стиль, чтобы Новый год отмечался после Рождества, уже по окончании поста. Но я считаю, что зимнее каникулярное время, которое мы имеем сейчас, — большое благо для верующих людей. В нашей стране это выходные, поэтому даже те, кто работает и обычно не имеет возможности ходить на службу в будни, могут пойти в храм. Кстати, это заметно: в предрождественские дни храмы наполняются людьми. Новогодние «каникулы» дают им возможность посещать богослужения, поговеть в полном смысле этого слова и тем самым духовно подготовиться к Рождеству. Поэтому я не отдал бы никому эту неделю перед Рождеством, которую разница в календарях помогает нам провести по-христиански.

Итак, завершается Рождественский пост — время, которое Церковь предоставляет нам для того, чтобы мы могли как можно лучше подготовить свое сердце к великому празднику Рождества Христова. Я хотел бы пожелать всем провести это время с пользой для себя и встретить праздник с духовной радостью, которая выше всех удовольствий мира и которая одна только делает человека по-настоящему счастливым.

Фото Александра Курочкина и из архива редакции