Топаз размеры. Покупка топаза и определение его стоимости

Драгоценности люди любили всегда, а вот обрабатывать самые твердые из них научились только в недалеком прошлом. В этой статье мы рассмотрим все основные методы огранки, применявшиеся с времен далекого прошлого, до наших дней.

Вы будете смеяться, но даже самые громадные и царей древности не идут ни в какое сравнение с любым образчиком из современного ювелирного магазина. Дело в том, что драгоценные камни в древности либо носили чаще всего в необработанном виде, или слегка подшлифовывали и полировали их природные грани. Разумеется, о блеске и сиянии таких драгоценностей говорить не приходилось.

Огранка камня типа «Кабошон»

Огранка кабошон и бусина

Драгоценные камни (особенно твердые, такие как рубины, изумруды и алмазы) сохраняли очертания, близкие к формам найденных природных кристаллов. Начиная со времен Древнего Рима и до расцвета Средневековья, единственной формой полноценной огранки драгоценных камней был и оставался кабошон («кабош» — шляпка гвоздя), то есть уплощенная полусфера без граней. Впрочем, огранке кабошон подходили только мягкие камни – полудрагоценные или даже поделочные. В наше время кабошон – типичный выбор для недорогих брошей.

Выбор ювелиров древности был не велик — бусины или кабошоны.

Распространена (с теми же ограничениями) была и «полная версия» кабошона – бусина (да, это тоже вид огранки). Бусы и браслеты из небольших обработанных камешков удобнее и практичнее в быту, к тому же в отверстие бусины можно добавить краски и усилить природный цвет и насыщенность. Излюбленный прием гранильщиков – что во времена древности, что в наши с вами.

Фасетная огранка — бриллиантовая и ступенчатая

Настоящая революция в деле огранки драгоценных камней произошла в XVII в. с появлением инструментов и технологий, позволяющих применять т.н. фасетную шлифовку и огранку, при которой на камень наносят множество мелких плоских граней. С одной стороны, это позволяет подчеркнуть цвет, усилить блеск камня, а с другой – скрыть мелкие дефекты. Конечно камень после шлифовки изрядно теряет в весе (иногда до 50%), однако взамен он приобретает необычную игру света на гранях и изрядно вырастает в цене.

Части ограненного камня на примере бриллианта

Фасетная огранка применяется в основном для прозрачных камней. Большинство разновидностей фасетных огранок относится к двум формам - бриллиантовой и ступенчатой . Наряду с собственно огранкой применяется и гладкая шлифовка, которая может быть, как плоской, так и округлой или сводчатой (выпуклой). При использовании смешанной шлифовки (огранке) совмещены сразу оба приема: верхняя часть гладкая, нижняя - фасетированная или наоборот.

Полная бриллиантовая огранка насчитывает не менее 32 фасет и площадку в верхней части и не менее 24 фасет в нижней части. Она разработана специально для алмаза, поэтому ее называют еще и алмазной огранкой . Само название «бриллиант » справедливо только ограненного таким образом алмаза, в названиях всех других камней и самоцветов, обработанных методом бриллиантовой огранки, должно указываться их минералогическое обозначение (например, бриллиант).

Огранка «восьмеркой» имеет, кроме площадки, по 8 фасет в верхней и нижней частях. Применяется для самых мелких алмазов, у которых полная огранка либо невозможна, либо нерентабельна. На один карат (200 мг) приходится по 300, а подчас по 500 штук таких «восьмерок».

Огранка «роза» -фасетная огранка без площадки и нижней части. Различают до 7 ее вариантов в зависимости от числа и расположения фасет (голландская, полуголландская, крестовая, бриолет и т.п.). Используется «роза» редко, так как дает мало преломлений света и соответственно слабое сияние.

Огранка типа «роза»

Ступенчатая огранка (огранка «лесенкой») - простой вид фасетной огранки, используемый для цветных драгоценных камней. Большинство фасет имеет параллельные ребра, крутизна фасет в направлении к рундисту (ободку, разделяющему верхнюю и нижнюю части камня) возрастает. Количество фасет в нижней части обычно больше чем в верхней. При этом виде огранки подчеркивается внутренняя окраска камня.

Огранка клиньями (клиньевая)-разновидность ступенчатой огранки. Каждая фасета разделена на четыре клина.

Цейлонская огранка дает возможность полнее сохранить массу камня. С этой целью на него наносят множество мелких фасет. Эта огранка не всегда симметрична и поэтому ограненный так камень часто подвергают переогранке.

Изумрудная огранка -ступенчатая огранка при восьмиугольной форме камня. Используется главным образом для изумруда.

Таблитчатая огранка - простой вид ступенчатой огранки. Для увеличения площадки (таблички) верхнюю часть камня делают плоской. Применяется для мужских перстней, в особенности перстней-печаток.

Кабошон - основной вид гладкой шлифовки. Верхней части камня придается выпуклая форма, нижней-плоская или слабовыпуклая. У темных камней в нижней части вытачивают полость, чтобы высветлить цветовой тон. Так полируют все звездчатые камни, опалы, камни с переливчатостью (эффектом «кошачьего глаза»), лунный камень, бирюзу и большинство вставок из нефрита, жадеита, хризопраза.

На Востоке используется также огранка могольского типа - две параллельные плоскости (обычно по спайности кристалла), а между ними один или два ряда фасет.

Формы огранки камней

При одном и том же типе шлифовки камням могут быть приданы весьма разнообразные формы: шар, овал, конус, антик (квадрат или прямоугольник с закругленными углами), треугольник, каре (квадрат), шестиугольник, багет (вытянутый прямоугольник), трапеция, французская огранка (общий контур и площадка квадратные, фасеты треугольные), груша или капля грушевидная, челночок или маркиз (заостренный эллипс), подвесок (удлиненно-каплевидная), бриолет (грушевидная с перекрещивающимися лентами фасет), маслина (узкая бочковидная).

Примеры фантазийной огранки драгоценных камней

Известны также много фантазийных форм (сердце, герб и т.п.).

Методы огранки совершенствуются по сей день, и, хотя классические формы всегда остаются в цене, время от времени появляются новые, подчеркивающие те или иные достоинства камней. К примеру сравнительно недавние виды огранки для кварца и топаза - «Снежинка», «Рассвет», «Яркая звезда», а также «Пульсар», придающих бархатистое или даже пульсирующее сияние камням.

Только высококлассные мастера могут разглядеть в мутном осколке минерала блистающий всеми гранями драгоценный или полудрагоценный камень. Всего существует 3 вида огранки (фацетная, круг и кабошон), которые насчитывают более 250 разновидностей. Выбор обработки зависит от множества факторов, например, вида и размера минерала, его твёрдости, чистоты, оптических свойств и, конечно же, мастерства огранщика.

Предлагаем вам погрузиться в мир сверкающих самоцветов и познакомиться с самыми распространёнными огранками ювелирных камней.

Кабошон

Один из самых древних видов обработки, при котором камню придаётся выпуклая форма без граней. Название произошло от французского «caboshe» — шляпка гвоздя. Обычно кабошон выбирают для огранки полупрозрачных или непрозрачных вставок, «звёздчатых» камней, а также минералов с эффектом «кошачьего глаза». Кабошон должен быть идеально гладким, поэтому чрезвычайно важно качество шлифовки и полировки камня.


Круг

Пожалуй, самая распространённая огранка ювелирных камней. Круглые вставки симметричны, хорошо поддаются полировке и отлично пропускают свет. Из всех разновидностей круглой огранки самая известная — «бриллиантовая» с 57 гранями. Именно она считается эталонной.


Овал

Вставка имеет форму овала с гранями в виде клиньев. Эта огранка считается разновидностью круглой, используется, как правило, для крупных камней. В отличие от круглой, которая была известна уже в конце XVII века, овальная огранка появилась сравнительно недавно, лишь в 1960-е годы.


Груша

Вопреки своему названию, эта огранка больше напоминает не грушу, а каплю с верхней гладкой площадкой, которая обеспечивает игру света, и боковыми гранями-клиньями. В форме груши обрабатываются как крупные, так и небольшие камни. Разновидностями классической грушевидной формы являются капля и бриолет.


Маркиз

При правильной огранке маркиз напоминает лодочку или зерно с заострёнными уголками. Обычно ширина камня примерно в два раза меньше его длины, что позволяет ювелирам закреплять маркизы не только в кольца, но и в серьги, подвески и браслеты. Разновидность этой огранки — форма челночок, которая имеет меньшее количество граней и более узкую верхнюю площадку.


Багет

Разновидность ступенчатой огранки, которая имеет прямоугольный контур. Багет — своего рода зеркало качества, отражающее как достоинства, так и недостатки камня. Так, во вставках этой формы даже невооружённым глазом заметны внутренние дефекты или плохая огранка. Поэтому при покупке украшений с багетами обращайте внимание на качество камня.


Квадрат

Квадрат — та же ступенчатая огранка, которая имеет равную длину и ширину. Камни этой формы могут быть как центральными, так и обрамляющими, складываться в линию (например, на браслете) или узор.


Октагон

Восьмигранная ступенчатая огранка. Самая известная разновидность октагона получила название изумрудной. Эта огранка предохраняет от повреждений и сколов даже самые хрупкие минералы, а также выигрышно представляет цвет камня и его чистоту.


Триллион

Одна из самых эффектных форм камней, представляет собой треугольник с клиньями. Преимущество триллиона в том, что форма и количество граней может меняться в зависимости от характеристик минерала, дизайна изделий и вкуса огранщика. Триллион впервые был изобретён в Амстердаме, но в настоящее время это одна из самых популярных в мире огранок для драгоценных и полудрагоценных камней.


Сердце

Считается одной из самых сложных и дорогостоящих видов огранки, поэтому её часто применяют в эксклюзивных украшениях, созданных специально в подарок любимым. Приобретая украшения с камнями в виде сердца, обратите внимание на ровность контура вставки — красота сердца всецело зависит от мастерства огранщика.


Кушон

Иногда эту огранку ещё называют античной или антик. Как правило, кушон используется тогда, когда необходимо максимально сохранить первоначальный вес минерала. Так, большинству бриллиантов эпохи Барокко придавалась именно такая форма.


Пятигранник

Пятигранные камни полностью повторяют форму известной геометрической фигуры. Они смотрятся достаточно основательно, поэтому обычно вставляются в объёмные украшения, которые приобретаются не на один сезон, например, гарнитуры с полудрагоценными вставками.


Шестигранник

Грани отражаются друг в друге, благодаря чему камень напоминает одну из причудливых фигур калейдоскопа. Как правило, шестигранную форму придают крупным вставкам, которые становятся центральным элементом украшений.


Восьмигранник

Одна из фантазийных огранок. Восьмигранные камни повторяют форму геометрической фигуры и выглядят особенно впечатляюще. Огранка позволяет раскрыть цвет камня, поэтому такая форма обычно придаётся крупным вставкам или полихромным минералам, например, аметринам.


Также существует множество фантазийных огранок, благодаря которым ювелиры могут создавать шедевры, остающиеся в веках.

Драгоценные камни - главная деталь ювелирных украшений , поэтому дизайн всего изделия зависит именно от того, как выглядит камень. И только мастер-ювелир сможет распознать в мутном минерале на стадии добычи сияющий прекрасный камень. Тут и подходит очередь огранки драгоценных камней, чтобы раскрыть все великолепие драгоценного камня. Существует более 250 видов огранки драгоценных камней, применяемых в зависимости от размеров камня, чистоты и задуманного дизайна будущего украшения.

Все виды огранки драгоценных камней можно условно разделить на два вида: клиньевая и ступенчатая.

Сначала поговорим о классических видах клиньевой огранки.

Круглая или классическая бриллиантовая огранка

Круглая или классическая бриллиантовая огранка - самый популярный вид огранки из всех существующих на сегодняшний день. Именно этот вид огранки используется "по умолчанию" для бриллиантов в кольцах или для россыпей мелких камней на одном украшении - серьгах или колье. Круглая огранка симметрична и отлично поддается полировке. В классической вариации 57 граней-фасетов.

Огранка "Овал"

Овал - считается одной из самым популярных форм центральных камней на обручальных кольцах. Эта разновидность круглой огранки появилась сравнительно недавно - в 60-е годы ХХ века. Еще одна разновидность круглой огранки - роза - не имеет верхней площадки≤ грани камня сходятся в вершине. Так же есть виды «шар» и «бусина». Они отличаются формой самих граней - треугольные у «шара» и четырехугольные у «бусины».

Огранка "Груша"

"Груша" представляет собой скорее форму капли, в классическом варианте - с большой площадкой наверху, закруглением с одной стороны и острым углом с другой. Этим острым уголком вверх грущи-капли подвешивают на серьги, колье и носят в качестве подвесок.

Огранка "Маркиз"

Для огранки "маркиз" характерны два заостренных угла, что придает камню форму зерна. При этом, длина камня чаще всего примерно в два раза превышает ширину. Такая форма предполагает вертикальное положение камня и позволяет использовать его в длинных украшениях сложного дизайна - браслетах, серьгах, подвесках.

Огранка "Сердце"

И последний вид классических круглых огранок - "сердце". Этот вид считается одним из самых дорогостоящих и сложных видов обработки камня, однако он способен замаскировать дефекты камня, поэтому пользуется большой популярностью. Огранка «сердце» так же имеет два уголка, но один из углов выпуклый. а длина и ширина камня в классической форме должна быть одинакова.

Виды ступенчатых огранок

Теперь подошел через рассказать о видах ступенчатых огранок. Особенность ступенчатых огранок в том, что от верхней площадки камня прямоугольные грани ступенями спускаются вниз.

Треугольная огранка

Треугольная огранка - самая простая форма из ступенчатых. Однако, именно треугольные камни часто выступают центральными в ювелирных украшениях. Так же, они часто используются нестандартно - для составления узоров колье или для обрамления крупного камня на перстне.

Ступенчатая огранка "Багет"

Для длинных узких камней чаще всего применяется ступенчатая огранка "багет". Для этой огранки характерна четырехугольная форма с общим числом граней - 33. Существуют так же разновидности багета - ромб, трапецевидный "эполет" и "бочка" с двумя закругленными сторонами.

Ступенчатая огранка "Октагон"

Следующий вид ступенчатой огранки - октагон. Для октагона характерна восьмиугольная форма, а самой популярной среди восьмиугольных форм по праву считается изумрудная. Этот подвид восьмиугольной огранки был разработан специально для хрупкого камня - такая огранка легка в исполнении, что сокращает риск повреждения драгоценного камня в процессе обработки.

Изумрудная огранка "ашер"

Существует симметричная вариация изумрудной огранки - "ашер", выдуманная в Голландии ювелирным домом Ашеров. У такой огранки больше ступеней, а верхняя площадка камня выше, чем у остальных восьмигранников.

Мы перечислили только самые популярные виды огранок драгоценных камней, но существует их еще не мало. К каждому уникальному и даже нестандартному камню можно подобрать свою форму огранки, которая раскроет всю красоту его цвета и граней. В любом магазине ювелирных изделий вы сможете рассмотреть поближе все перечисленные нами виды огранок драгоценных камней и воочию убедиться в том, что ювелирное дело - это прекрасное и тонкое искусство.

Синий топаз - идеальный драгоценный камень для художественной резьбы.

Цвет топаза

Красный топаз – самая востребованная разновидность топаза. Всего 1% от обнаруженных камней этого минерала составляют кристаллы красного цвета. Топаз красного цвета называется «Имперский». Он очень редок и высоко ценится. Однако некоторые продавцы утверждают, что одного красного цвета для именования топаза «имперским» недостаточно, он еще должен демонстрировать плеохроизм. Плеохроизм красного цвета часто проявляется на краях самоцветов, ограненных грушей или овалом, без него демонстрирующих всего лишь переход тонов от желтого к оранжевому.

Имперский - один из наиболее ценных цветов топаза. Как видно на этом образчике имперского топаза оранжево-красный цвет прекрасно подчеркнут пламеобразной формой топаза.

Встречаются также двуцветные топазы. А некоторые розовые топазы на вид могут сильно походить на розовый алмаз или ярко-розовый сапфир. Схожий с ними по облику розовый топаз имеет перед тем и другим такие преимущества как более низкая цена и более крупные размеры.

Продавцы драгоценных камней именуют топазы желтовато-коричневого или от коричнево-желтого до оранжевого тонов топазами «херес» - по аналогии с цветом вина из винограда этого сорта. Камни такой цветовой гаммы называют «благородными» топазами. На благородные топазы похожи цитрины и раухтопазы, их часто с ними путают, но топазы стоят дороже.

Золотая или желтая не так ценятся как красная «имперская». В природе они встречаются гораздо чаще и уже тем менее ценны. А вот коричневый топаз, хотя считается еще менее ценным, чаще используется в ювелирном деле и декоративном искусстве.

В природе чаще всего встречается бесцветный топаз. А столь привычные для покупателей ювелирных украшений крупные синие топазы на самом деле довольно редки. Изобилие на рынке топазов синих оттенков объясняется применением технологии радиационного облучения и нагревания для придания бесцветным камням синего цвета. Она широко применяется для облагораживания топазов уже более 50 лет.

Облучение и термообработка придают бесцветным топазам все оттенки синего.

В 70-х годах 20-го века первые экземпляры облагороженных топазов продавались от 20 до 40 долларов за карат. Но со временем перепроизводство привело к значительному падению оптовых цен до нескольких долларов, а то и еще меньше, за карат. Сегодня такие топазы удовлетворяют массовый спрос покупателей ювелирных изделий, для которых цена является наиболее важным фактором при выборе украшений.

На этом фото показаны топазы полученные из одного бесцветного кристалла, но прошедшие разную тепловую обработку, демонстрирую разные цвета - от изначально бесцветного до различных по насыщенности оттенков синего.

Чистота топаза

Как правило, ограненные топазы не имеют видимых включений и дефектов. Особенно верно это утверждение для синих, бесцветных и желтых топазов.

Кольцо, созданное Марией Канале, с необлагороженным бразильским топазом весом 12,25 карата. Топаз не имеет никаких видимых включений.

Огранка топаза

Кроме однородности цвета на качество топаза также влияет и его огранка.

Поскольку кристаллы топаза обычно вытянуты в форме колонны, их часто гранят в форме груши или овала для повышения выхода. Если сырье изначально имеет глубокую насыщенность цвета, то предпочтение отдают изумрудной огранке, которая позволяет максимально сохранить цвет и вес камня.

Топаз гранят во множестве форм и в разных стилях. Промышленные формы огранки для топаза – овал, груша, круг, изумруд, кушон, треугольник, маркиза, а также различные дизайнерские фантазийные формы.

Использование современных смешанных техник и стилей огранки позволяет максимально усилить естественный цвет этого синего топаза весом 14,68 карата.

Стили огранки также разнообразны – бриллиантовая огранка с треугольными и кайт-гранями, ступенчатая огранка с частыми параллельными гранями, смешанная огранка – обычно с бриллиантовой огранкой короны и ступенчатым павильоном.

От чего зависит цена топаза? Почему один топаз стоит дороже другого, если оба облагорожены?

Геммология считает топаз полудрагоценным камнем, однако не снижающийся на протяжении нескольких веков кряду мировой спрос позволяет понять: топаз – камень драгоценный! Во всяком случае, еще не так давно лучшие из бесцветных топазов подменяли собой бриллианты и украшали королевские короны.

Интересной природной особенностью топаза является изменчивость его цвета. В отличие от большинства кристаллов, топазы меняют окраску не из-за наличия примесей в массиве камня, а из-за дефектов в строении кристаллической решетки.

Современные экспериментаторы научились менять цвет кристаллических алюмосиликатов (топаз – обобщающее название некоторых разновидностей соединения) путем нагревания и (или) жесткого рентгеновского облучения камня. Замечено, что при нагревании топазы обесцвечиваются, а под воздействием радиоактивного излучения их окраска сгущается.

Простая, но в то же время красивая форма огранки способна преобразить любой камень. Голубые топазы, что на фото демонстрирует это правило, как никогда хорошо.

Цвет топаза - самый важный критерий цены

Цена на все прозрачные камни ювелирного качества определяется четырьмя параметрами. Это цвет, чистота, совершенство огранки и масса. При оценке важно отметить не какое-либо отдельно взятое качество самоцвета, а охватить совокупность всех достоинств изделия.

Для топаза наиважнейшую роль при определении стоимости играет цвет, точнее, и цвет, и происхождение кристалла. Самым высоким спросом у ценителей пользуются топазы желтого, розового, красновато-оранжевого цвета.

В природе топазы красных оттенков встречаются крайне редко, и потому на мировом рынке такие камни оцениваются дорого и очень дорого. Неудовлетворенный спрос на редкие кристаллы заставляет торговцев искать пути создания имитаций и изготовления разного рода подделок. Так что научиться отличать естественный цвет природного топаза от цвета, который ему придали с помощью облагораживания – стоит!

Розовый топаз естественного происхождения продается в пять-десять раз дороже, нежели кристалл тоже природный, но облагороженный для обретения красивого розового оттенка.

Императорский топаз

Императорские топазы добывают в Бразилии. Не так давно отличного качества топазы с преобладанием розовых тонов были найдены в Пакистане. Когда мы можем назвать топаз империалом? Когда его природный цвет можно определить как желтый, розовый, лососевый, или смешанный: цвет лотоса, красно-желтый, красновато-оранжевый, пурпурно-розовый.

Самым дорогим среди императорских считается розовый топаз, либо камень с явным преобладанием красных тонов. Такой самоцвет оценивается в диапазоне от 500-т до 3500-т долларов за карат. Желтый империал-топаз дешевле: его стоимость колеблется в пределах от 70-ти до 500-т долларов за карат.




Розовый императорский топаз. Фантастическая красота дорогого камня наиболее сильно проявляется при искусственном освещении. Красновато-оранжевый империал топаз. Особенности каплевидной огранки дали камню возможность полыхать ярким внутренним пламенем. Достижение гармоничных цветовых контрастов в игре света на гранях империал-топаза – свидетельство высокого мастерства огранщика. Каждое украшение такого класса – уникально! Желтый империал топаз. Насыщенный природный цвет, нежно-розовые всполохи преломленных лучей, безупречная форма и геометрически выверенная симметричность граней делают прекрасный камень неповторимым ювелирным изделием.

Природные империал топазы нечасто «выбираются» за пятикаратную планку массы, и уж совсем редко достигают весового порога в 10 карат.

Иногда на рынке драгоценных камней встречаются топазы розового цвета, которые продаются как стопроцентно натуральные. Чаще всего продавец лукавит. Скорее всего, продаваемые топазы хоть и добыты в природе, но оцвечены искусственно. Лилово-розовый цвет кристалла – как правило, результат термообработки.


Но даже искусственно обработанный розовый камень стоит дороже топаза голубых оттенков. Ответ на вопрос: «Почему?» ищите в статье про империал топазы.

Соломенный цвет шампанского

Ниже империалов в иерархическом списке цен располагаются топазы с преобладаем желтых тонов в цвете. Такой камень может походить на шампанское или золотистый чайный настой. Некоторым топазам присущ коричневатый цвет с легкими оттенками красноты или желтизны. Подобные камни расцениваются в диапазоне от 25-ти до 70-ти долларов за карат.

Немалую роль в оценке играет насыщенность цвета и общая привлекательность камня.




Светло-желтый топаз. Красивая природная желтизна, приглушенная серо-зеленоватыми тонами, делает камень довольно дорогим. Натуральный топаз с легким оттенком неяркой желтизны. Изюминка его привлекательности состоит в способности давать блики густого цвета. Любоваться игрой света в таком камне можно бесконечно! Топаз цвета розового шампанского. Изысканность и благородство – главные качества и природного самоцвета редкой окраски, и пьянящего напитка.

Искусственные цвета природных топазов

Как ни странно, но искусственно розовый топаз в цене ненамного, но все же дороже, чем голубые топазы. А ведь по долговечности окраски топазы холодных оттенков намного превосходят самоцветы теплых тонов! По всей видимости, эстетическая выразительность камня в совокупности с технологическими энергозатратами перевешивает недолговечность искусственной красоты розового цвета.

Однако ценовое превосходство рукотворно розового топаза наблюдается лишь в определенной весовой категории камня. Топаз массой до 10-ти карат есть смысл сделать розовым: его цена резко поднимется! Более массивные камни от такой «перекраски» только пострадают в ценовом отношении.

Неравномерно текущее обесцвечивание быстро превратит крупный розовый топаз в невыразительную стекляшку. Поэтому камни размером в 10 карат и выше обычно «красят» в более стойкий голубой цвет. Цена такого изделия повышается весьма значительно.

В розничной торговле Таиланда за десятикаратный розовый топаз с покупателя берут от 10-ти до 15-ти долларов за каждый карат веса. В той же лавке самый дорогой (и самый синий) среди голубых топазов – London Blue Topaz – стоит от 5-ти до 10-ти долларов за карат.

Чуть дешевле Лондонского топаза камни, носящие название Swiss blue и Sky blue – «Швейцарский голубой» (цветом погуще) и «Небесно-голубой» (цветом пожиже) топазы. Разница в цене определяется не эстетической выразительностью и ювелирной ценностью, а суммой затрат на облагораживание.

Бесцветные топазы чаще всего попадают на прилавок после цветовой коррекции. Природный камень может обладать невыразительным бурым (серым, грязно-молочным) оттенком. Из такого сырья при всем желании украшения не создать. Зато у бесцветных камней есть свои верные почитатели!

Среди белых (то есть неоцвеченных) топазов особо отличают кристаллы с характерным объемным рисунком внутри. Когда хаотичное, когда упорядоченное расположение рутиловых игл в массиве камня порой создает впечатляющие эффекты. Такие камни гранят кабошонами, чтобы игра света в гранях не мешала обозрению природных красот топазов.

Стоимость бесцветных и рутиловых топазов относительно невелика, но сильно зависит и от размера камня, и от качества огранки, и от «пейзажности» рисунка включений.


Белый, точнее бесцветный топаз. В мире его ценят мало, зато на территории бывшего СССР ювелирная ценность белого топаза признается неоспоримой!

Самые броские – наиболее дешевы!

С точки зрения непосвященного в геммологию человека самым красивым является топаз радужной окраски – так называемый «Мистик-топаз». Не менее интересен «Азотик-топаз», названный по имени фирмы, изобретшей технологию магнетронного напыления.

Магнетрон – это генератор сверхвысокочастотных электромагнитных колебаний. Мощный луч такого излучения буквально «вколачивает» молекулы металла в поверхность алюмосиликатного кристалла. Результатом воздействия становится разложение светового потока на границах сред и образование красивейшей переливчатой картины.

Умопомрачительно красивые азотик и мистик топазы оцениваются не дороже пяти долларов за карат – во многом еще и потому, что магнетронная обработка дает не особенно стойкий результат. Достаточно забыть кольцо с прекрасным мистик-топазом на ярко освещенном подоконнике, и эффектность камня снизится.




Розовый топаз. Цвет не натуральный. Заметны синие тона в красных отблесках. Отличить искусственный розовый топаз от натурального несложно именно из-за синеватых тонов оцвеченности камня. Азотик топазы. Броские, красивые, недорогие! Мистик топаз. Он первым обращает на себя взгляд покупателя. Зеленые тона, крайне редкие для природных топазов, горячо любимы всеми ценителями самоцветов. Разноцветица бликов – как девичий макияж для дискотеки...

Прозрачность и блеск как факторы стоимости топазов

Чистота кристалла и блеск полированной поверхности камня во многом формируют привлекательность украшения. Поверхностный глянец – результат использования качественных шлифовальных и полировочных материалов. Да и чистота кристалла у топазов обычно рукотворна.
Многие из добываемых топазов полупрозрачны на просвет. Они словно налиты молоком – когда густым, когда жидким, словно туманная дымка. Современные технологии позволяют «повернуть» атомы в кристаллической решетке так, чтобы топаз обрел полную прозрачность. Однако случайное нагревание прозрачного как хрусталь топаза может вернуть ему природную замутненность...




Sky blue топаз. Перфектная огранка. Классические пропорции, идеальное качество полировки. В норме такой пятикаратный камень может стоить 200 долларов. На изготовление украшения ушло намного больше времени, чем на грубую обточку топаза овалоподобной формы тайским самоучкой. Стандартная качественная огранка топаза. При хорошем исполнении и значительном (около 10 карат) размере, такие топазы заполняют среднюю ценовую нишу ювелирного рынка. Посредственное качество (скорее всего таиландской ручной) огранки. Сомнительные пропорции. Цена за карат такого топаза ниже средней, особенно, если камень невелик. Цвет – будь он хоть London Blue, хоть Swiss blue – не спасает.

Огранка, пропорции, масса

Ручная сборка во всем промышленном мире – признак высокой классности изделия. Ручная огранка драгоценного камня, напротив, снижает его качество. В слаборазвитых странах (так уж сложилось, что основная добыча топазов ведется именно там) гранение самоцветов осуществляется «на глазок». Много ли среди случайных ремесленников прирожденных мастеров с твердой рукой и наметанным взглядом? Один на тысячу! Вот и удачных топазов ручного гранения – один на тысячу.

Умение верно интерпретировать природную форму камня и подобрать для изделия пропорции, позволяющие максимально сберечь вес и сделать украшение выразительным, называется талантом. Таланты редки! Немного и топазов фантазийного гранения, достойных выставочной витрины.