Бисерный почерк. О чем говорит почерк человека

Почерк бывают самый разный: убористый, аккуратный, мелкий, крупный, витиеватый, красивый, небрежный и так далее. Каждый человек обладает особенным, индивидуальным почерком. Как правило, почерк формируется с 10-11 лет. Но окончательно он складывается примерно к 20 годам. Однако в некоторых случаях почерки изменяются в течение жизни.

Почерк человека способен рассказать о собственном владельце. Ученые смогли доказать то, что характер человека и его почерк чем-то связаны. Об этом и пойдет речь в нашем материале.

Как определить характер человека по почерку: влияние характера на почерк, наука графология

Графология – наука, которая изучает зависимость почерка на характер человека. Графологический анализ осуществляется за счет некоторых параметров. Важную роль играет направление каждой строчки, особенность написание той или иной буквы, наклон букв, нахождение на листе и так далее.

Благодаря совокупности подобных параметров складывается характеристика индивидуального человека. Если анализ был проведен верно, можно без проблем узнать рост личности, способность к сексуальным предпочтениям, склонность к наркозависимости.

В настоящее время многие компании пользуются услугами профессиональных графологов. Благодаря им составляются характеристики людей, которые принимаются на работу, плюс делается оценка черт конкурентов.

Не пугайтесь, если во время приема на работу вам предложат чистый листок бумаги, простой карандаш, и скажут вам написать несколько произвольных предложений. Вы не сможете обмануть графолога, а искусственно исказить собственный почерк вы сможете. Взамен вы получите характеристику личности, которая, возможно, на выбранную вами должность не подходит.

Что говорит о характере человека наклон почерка: описание с примерами

Характеристики почерка могут рассказать про уровень эмоциональной реакции и про степень понимания других людей. Очень тяжело отыскать людей, которые имеют идеальную каллиграфию.



Но перед тем, как вы посчитаете собственный почерк некрасивым, разберитесь с его наклоном и расположением каждой буквы:

  • Если ваши буквы располагаются строго вертикально , тогда вы считаетесь невозмутимым и спокойным человеком. Вы нередко бываете равнодушным к другим людям.
  • Если ваши буквы имеют небольшой наклон вправо , тогда вы мягко реагируете на окружающий мир. Вы не особо сдержаны, поскольку перед тем, как проявить те или иные эмоции, сначала все тщательно обдумываете.
  • Сильный наклон букв вправо говорит о том, что вы постоянно эмоционально напряжены и импульсивны.
  • Ели же ваши буквы во время написания смотрят влево, тогда вы считаетесь холодным человеком. Вы максимально ограждаетесь от внешних раздражителей и зачастую поступаете эгоистично к другим людям.

Как по буквам и соединению букв узнать характер человека: описание с примерами

  • Если каждая буква в документе соединена друг с дружкой, тогда у вас последовательный, логичный характер. Вы консервативны в некоторых взглядах, обладаете сложным восприятием всего того, что для вас ново.
  • Если в вашем почерке умеренное число разрывов между буквами , тогда ваше мышление считается достаточно глубоким, плюс адаптивным. Это указывает на то, что вы умеете желаемое и действительное приводить в гармонию.
  • Если в вашем почерке очень много разрывов между буквами , тогда вы имеете образно-конкретное мышление. Ваши поступки непредсказуемы, вы мечтательный человек, стремитесь к тому, чтобы обратить больше внимания на себя и произвести наилучшее впечатление людей.


  • Если расстояние между буквами очень большое , тогда вы боитесь контактировать с другими людьми. Познакомиться с определенным человеком у вас вызывает сложности, однако после того как вы с ним сближаетесь, он кажется вам интересной личностью.
  • Незначительное расстояние между буквами говорит о том, что вы незамкнутый человек. Вы любите очень близко подпускать к себе людей и обожаете, когда с вами находится много собеседников.

Что говорит о характере человека нажим почерка?

Особенное внимание стоит уделить на то, какой нажим букв в почерке. Запомните, что именно нажим характеризует настоящие эмоции каждого человека.



  • Если вы сильно нажимаете, когда пишите, тогда ваши эмоции постоянны и стабильны в любом ощущении.
  • Если вы пишите и при этом не сильно нажимаете на ручку или карандаш, тогда вы тот человек, который может легко поддаваться влиянию людей. Вы, как правило, для себя выбираете сферу, в которой требуется проявление интеллекта. Вы человек восприимчивый к людям, и не обладаете глубокими чувствами. Они вам просто не знакомы.

Что о характере говорит острый почерк?

Если у вас острые буквы, значит вы агрессивный человек. Но в то же время вы очень наблюдательны, хитры и интеллектуально развиты. Но чего вот вам точно не хватает, так это хорошего отношения к людям, которые вас окружают. Вы отличаетесь настороженностью и недоверием к окружающим.

Вы также считаетесь достаточно образованным человеком, умным и проницательным. Запомните то, что людям, у которых буквы острые, совершенно не интересна точка зрения других людей.



Если вы относитесь именно к данной категории, вы наверняка ориентируетесь исключительно на свои собственные потребности. Вы не любите, когда вас учат и считаете, что вы всегда во всем правы.

Что о характере говорит размашистый почерк?

  • Размашистые почерки, как правило, принадлежат тем людям, в которых присутствуют небольшие нотки мужественности. Если у вас именно такой почерк, это означает, что вы гордый человек, любите стремиться к самоуправлению.
  • Кроме того, размашистость букв говорит о том, что вы мечтаете быть постоянно в главных ролях независимо от отрасли.

ВАЖНО: Размашистый почерк характерен романтическому человеку, который никогда не замечает недостатки других людей и постоянно смотрит на мир через очки розового цвета.



Одним словом, вы настоящий стратег, вы склонны к глобальному, обожаете системно мыслить и относитесь к предприимчивым личностям. Вы не можете сильно долго сердиться на людей и помнить обиды, а также относитесь к чудакам, у вас нежное сердце и ранимая душа.

Что о характере говорит крупный почерк?

Почерк с крупными буквами, как правило, бывает исключительно у общительных личностей, которые обладают завышенной самооценкой.

  • Вы считаетесь лидером и не отличаетесь от остальных людей особенной скромностью
  • Вы открытый, сердечный и уверенный человек
  • Вы достаточно умны , однако совершенно не имеете хитрости


  • Вы не лишены отзывчивости, щедрости и доброты. Главные черты вашего характера – беспечность и доброта. В некоторых ситуациях вы сильно доверчивы и не всегда разбираетесь в людях
  • Вы чувствительная, непрактичная и мягкая натура
  • Вы любите, чтобы на вас обращали люди внимание

Что о характере говорит мелкий почерк?

Мелкий, как бисер, почерк скажет о следующих чертах характера:

  • Вы расчетливы, наблюдательны
  • У вас, возможно, присутствует нарушение зрения
  • Вы обладаете аналитическим складом ума, педантичны
  • У вас достаточно высокое внимание, следовательно, вы обращаете внимание на все детали
  • Вы не любите шумихи и большие компании, так как испытываете при этом некую сложность, когда общаетесь с посторонними людьми
  • Вы не часто проявляете собственный характер, только в исключительных ситуациях

Очень часто люди с таким почерком застенчивые натуры. Как правило, мелкие буквы характерны личностям, которые ценят собственный внутренний мир. Поведение таких людей интересное и одновременно привычное: скромность и сдержанность их основные черты характера.



Также можно сказать о таких людях, что они мелочны, хладнокровны, сдержаны и скрытны. В то же время такие люди прекрасны, умны и интересны со время беседы. В экстремальных и сложных ситуациях эти личности становятся даже жестокими и авторитарными лидерами.

Что о характере говорит круглый почерк?

Теперь расскажем немного о тех людях, которые пишут круглыми буквами:

  • Чаще всего такой почерк встречается у добрых и веселых людей. Это касается вас? Тогда вы хитры и не любите интриг. Вы относитесь к окружающим вас людей практически, как мама, с добротой и особенным пониманием.
  • Круглый почерк говорит о том, что вы обожаете постоянно идти по жизни лишь с открытой душой.
  • Круглый почерк с прямыми и четкими линиями , расположенными вертикально либо немного наклоненными вправо говорят о том, что вы обстоятельный и сильный человек.


  • Вы не любите конфликты, постоянно во время споров уступаете. Вы легко знакомитесь с людьми, идете на контакт и без проблем общаетесь.
  • Округлый пузатый почерк относится к тем личностям, которые замечательно вписываются в любой рабочий коллектив. Вы даже в некоторой степени считаетесь «жилеткой» для тех, кто хочет поплакать.

Что о характере говорит печатный почерк?

Как правило, при заполнении каких-то бланков и документов люди пишут печатными буквами. Но есть такие личности, которые пишут таким почерком постоянно. Любая печатная буква смотрится аккуратно, в некоторых случаях идеально. Но о чем же говорит такой метод письма?

Итак, если вы предпочитаете писать печатным почерком, ваши буквы, как правило сопровождаются аккуратностью и эстетичностью. Скорее всего, вы пишите буквы с наклоном и раздельно. Многим людям может даже показаться, что вы пишите словно компьютерным шрифтом. Зачастую при помощи такого почерка заполняются документы и открытки.

  • Но если же в вашем почерке присутствуют только печатные буквы , это свидетельствует о том, что у вас в характере есть нотки продуктивности.
  • Конечно же, ваш психологический характер зависит от некоторых факторов, к примеру, как вы формируете собственный почерк, нажимаете во время письма, распределяете текст на бумаге и так далее.


  • В целом, у вас хорошо развит самоконтроль. Вы любите тщательно следить за собственным поведением как вы разговариваете и проявляете эмоции. Следовательно, вы считаетесь искренним человеком.
  • Вам иногда даже не хватает спонтанности, так как продумываете и рассчитываете каждый свой шаг.
  • Возможно, вас постоянно сопровождает «маска», при помощи которой вы хотите обратить внимание на себя. Вы зависимы от оценок других людей, вам не нравится, когда вас критикуют и болезненно воспринимаете это.

В некоторых ситуациях встречаются люди, у которых занижена собственная самооценка, с кучей комплексов, тревогой, потребностью в защите. Отметим, что у таких людей присутствует перфекционизм, то есть то, что мешает быть действительно счастливым человеком.

Что о характере говорит непонятный, неразборчивый, плохой почерк?

Непонятный, неразборчивый и плохой почерк, который напоминает каракули, говорит о многом. У вас именно такой почерк, значит вы:

  • Неуравновешенный, вспыльчивый человек
  • Как правило, любите придерживаться того или иного распорядка дня
  • Можете утром очень рано вставать, а ложиться поздно, к примеру, в 12 часов ночи
  • Тяжело себя загоняете в определенные рамки


  • На работе часто конфликтуете с другими работниками, ссоритесь и скандалите
  • Вы именно тот человек, с которым трудно наладить нормальные отношения
  • Есть правда в таком почерке большой плюс – вы считаетесь гением. Знайте, что у многих знаменитых гениев был именно такой почерк

Что о характере говорит разный, разнотипный почерк?

У многих людей такая черта свидетельствует о том, что у них присутствуют временные, незначительные перемены, которые были спровоцированы определенными факторами. Запомните, что изменчивость в почерке бывает разная . Рассмотрим то, какими именно чертами характера вы обладаете, имея такой почерк:

  • Вы очень часто себя чувствуете не комфортно в некоторых ситуациях. Иногда используете разнотипную манеру написания букв, которая вписывается автоматически во весь процесс. Возможно, у вас слишком высокая самооценка, а может вы наоборот, не уверены в себе. Вы человек скрытый, даже неблагонадежный.
  • Если у вас разный, разнотипный почерк получается спонтанно , значит вы открытая личность, свободная и никогда не испытываете потребности. Вы просто живете, не заморачиваетесь по пустякам. При сильной стрессовой ситуации ваш почерк меняется, однако такие отличительные особенности будут ничтожными. Будет сразу понятно, что данный почерк именно ваш.

Что о характере говорит красивый почерк?

Как правило, красивый почерк очень похож на причудливые рисунки. Если ваш почерк написан очень аккуратно, буква к букве, словно написал профессионал, с завитушками и точными линиями, тогда вы именно тот человек, для которого на первом месте стоит семья.

  • Вы идеальный семьянин.
  • Вы чувствительная натура, отличаетесь аккуратностью.
  • Вам свойственны сила воли и спокойствие.
  • При всех положительных качествах собственного характера, вы не считаетесь сильным человеком. В вас нет самостоятельности и целеустремленности.


  • Вы постоянно нуждаетесь в хорошей поддержке, в человеке, который сможет вас выслушать и понять в любой момент.
  • У вас спокойная и ровная жизнь, с вами никогда не случаются взлеты и падения.
  • На работе вас уважают другие сотрудники и любят, поскольку вы покорны и работоспособны.

Что о характере говорит почерк с завитушками?

Завитушки присутствуют во время письма во многих буквах. Рассмотрим самые распространенные варианты их использования.

  • Завитушки внизу букв небольшого размера. У вас присутствует независимое мышление. Вы любите искать что-то более простое для себя. Не любите лжи и фальши, цените других людей за то, чего они смогли достичь. Вы изобретательны в новых делах, можете приспособиться к ситуации, которая неожиданно поменялась.
  • Узкая завитушка внизу буквы. Данный признак говорит о том, что у вас острое мышление, вы стремитесь к духовным ценностям. Любите семью и домашний очаг, стараетесь держаться только круга своих знакомых и родных.


  • Широкая завитушка внизу буквы. Вы устремленная натура, вы направлены на то, чтобы удовлетворить собственные материальные потребности и эмоции. Также вы обожаете, когда вас замечают окружающие.
  • Непропорциональная завитушка внизу буквы. Никогда не привязываетесь к делу, не любите вообще этого.
  • Непропорциональная завитушка небольшого размера внизу и вверху буквы. Вы независимы, при любой возможности ограничиваетесь совсем немногим.

Что о характере говорит угловатый почерк?

Угловатый почерк свидетельствует о следующих чертах характера человека:

  • Если у вас угловатый почерк значит вы любите соревноваться, стремитесь к независимости и обладаете критичным умом.

ВАЖНО: Если в вашем почерке сочетаются угловатые и круглые буквы, значит вы умеете очаровывать окружающих вас людей, вы гостеприимная натура и имеете хороший вкус. Если во время письма вы еще сильно нажимаете на ручку, значит вам нравится находиться в подчинении и дома и на работе.

  • Вы обожаете независимость, всегда осуществляете собственные желания.
  • Один единственный минус характера человека с угловатым почерком – это эгоизм. Вы независимы, следовательно, не терпите, если вам кто-то указывает на то, что нужно делать.

Что о характере говорит слитный почерк?

Если вы решили определить собственный характер, обязательно обратите внимание на слитность букв:

  • Если вы пишите все буквы связано, значит вы прямолинейный человек. Вы преобладаете в логическом мышлении. Возможно, вы предприимчивы и можете без проблем критиковать людей.
  • У вас идеально развита интуиция.
  • Если вы пишите слитно все буквы и при этом любите их подчеркивать, тогда вы исполнительный человек.
  • Вы постоянно тщательно выполняете ту работу, которую вам поручают. В личной жизни вы являетесь счастливчиков, однако, если решаете разорвать отношения, то никогда не передумываете.
  • У вас хорошо развито мышление.
  • Если вы любите писать слитно и одновременно компактно, тогда вы именно та личность, которая не любит, когда в ее жизнь пытаются войти посторонние люди. Подобрать ключ к вашему сердцу очень трудно.

Что о характере говорит корявый почерк?

В настоящее время изысканный и красивый почерк – это редкость. А вот корявый почерк встречается достаточно часто. Вы относитесь к этой группе людей? Тогда изучите собственный характер.

  • Если у вас неорганизованный, корявый и очень мелкий почерк – вы нерешительная и робкая натура. Вы тут же отступаете, если перед вами возникают определенные сложности.
  • Если у вас сильно неопрятный почерк, который тяжело разобрать, тогда вы нерешительны, неуравновешенны, при этом вы аккуратны и можете хорошо логически мыслить.


  • Вы очень талантливый человек, обладаете некоторыми способностями.
  • Ваш почерк сложно прочитать? Тогда вы любите что-то скрывать от людей.
  • Вас также не волнует собственная речь и то, как вы себя ведете в кругу друзей и знакомых.

Что о характере говорит кривой почерк?

Кривой почерк с основном присутствует у мыслителей, у которых ярко выражена эмоциональная нагрузка. Если вы пишите кривыми буквами, значит вы эмоционально неустойчивы, неаккуратны.



Вы обладаете низкой самооценкой, и по каким-то причинам часто бываете неуравновешенны. Не редко подобный почерк вызывает ассоциации с творчеством, а может и быть признаком огромной эксцентричности. Многие люди утверждают, что такой почерк присущ очень умным людям.

Что о характере говорит некрасивый почерк?

Некрасивый почерк встречается, как правило у мужчин. Но это не всегда так.

  • У вас некрасивый почерк? Тогда вы щедрый человек, но при этом недальновидный. Вы постоянно куда-то спешите, зачастую совершаете ошибки либо попадаете в нелепые, сложные ситуации.
  • Вы отличный друг и товарищ. Вы любите смех, веселье. Приходите на помощь тем, кто у вас попросить помощи.
  • Вы активный человек, любознательны, обладаете веселым характером.
  • Некрасивый почерк также говорит о том, что вы энергичны, беззаботны и одновременно нервозны.
  • Вы предпочитаете самостоятельность.

Что о характере говорит неаккуратный почерк?

Неаккуратный почерк, почти, как предыдущий вариант. В основном неаккуратно пишут те люди, которые пишут быстро. Если вы также пишите быстро и неаккуратно, тогда стоит еще выделить следующие черты характера:

  • Вы безмятежный человек, стараетесь руководствоваться только реальными событиями.
  • Вы любите случайную удачу, работаете исключительно по вдохновению.
  • Вам присуще эмоциональное предчувствие, а также вы скептически смотрите на будущее.
  • Вы резкий, а иногда даже очень вспыльчивый человек.

Что о характере говорит прямой без наклона почерк?

Вертикальный почерк в какой-то степени выглядит даже неестественно. Вы пишите совершенно без наклона? Тогда узнайте немного о собственном норове.

  • Вы рациональны и эмоциональны. Вы спокойно анализируете каждую сложившуюся ситуацию и взвешиваете все, перед тем как принимаете решение
  • Вы задумчивый человек, держите полностью над собой контроль, сдержаны
  • Вы самовлюбленная личность, вас совершенно не интересуют мнения людей


  • В вашем характере присутствует равновесие между вашим сердцем и вашим разумом
  • Также прямой почерк говорит о том, что вы трезво смотрите на все вещи, одним словом, вы реалист

Что о характере говорит почерк с наклоном влево?

Большая часть людей при письме пишет с наклоном вправо, но есть и такие, которые пишут наоборот – влево. Если это о вас, тогда у вас следующий тип характера:

  • Вы внешне скрываетесь за «маской» неприступности. Вы холодны в плане эмоциональном.
  • Если у вас небольшой наклон в левую сторону, тогда вы мужественная натура. Во время принятия важных вопросов руководствуетесь только собственным разумом.
  • Ваши буквы наклонены сильно в левую сторону, тогда вы обидчивый человека, злопамятный, постоянно недовольны собой и людьми. Вы меланхолик, у вас очень часто бывает плохое настроение.
  • Вы горды, у вас почти отсутствует склонность к искусству.

Определение характера по почерку: тест

Предлагаем вам пройти небольшой тест и определить то, какой именно у вас почерк.

  • Быстро напишите предложение, состоящее из 8 слов
  • Напишите повторно такое же предложение, но очень медленно
  • Нарисуйте небольшое животное
  • Не раздумывая изобразите на листе бумаги геометрическую фигурку
  • Нарисуйте дорогу, чтобы на ней была стрелка направления


Для начала сравните первый и второй текст. Если они очень похожи, тогда вы легко реагируете на перемену обстоятельств. Если же они разные, тогда у вас часто меняется настроение.

  • Круглые буквы говорят на то, что вы легко идете на компромисс. Угловатые буквы – говорят о том, что вы грубы и обладаете силой характера.
  • На изображении животного обратите особенное внимание на детали: бантики, усы. Они, как правило, говорят об инфантильности.
  • Если в геометрической фигуре есть углы , тогда вы не удовлетворены собственной реализацией желаний. Округлые фигурки характерны развитой силе воли и умению доводить дело до конца.

Видео: Определение характера человека по почерку

Античный автор Светоний, описывая жизнь «божественного Августа», не обошел вниманием и его почерк: «...он не разделяет слов и не делает переносов, а не поместившиеся в строке буквы подписывает тут же снизу, обведя их чертой».

Внимание к почерку пережило века. Вот что писал почти две тысячи лет спустя историк П. Щеголев о дневниках другого императора — Николая 11: «Уже самый внешний вид дневников, написанных почерком, удивительно ровным, чётким, неизменным с первого дня до последнего, свидетельствует об удивительной душевной невозмутимости писавшего. Однообразному фону записей соответствует однообразное отношение решительно ко всем событиям, записанным в дневнике. Равнинность дневника моментами становится даже страшной».

Несмотря на такой давний и устойчивый интерес к почерку, исследователи взялись за него сравнительно недавно. Отцом графологии — учения о почерке — считается живший в прошлом веке аббат Мишон. Он написал несколько сочинений на эту тему, по его инициативе образовались графологические общества, возникли специальные журналы.

Существовало и Русское научное графологическое общество, председателем научной комиссии которого в 20-е годы был Д. М. Зуев-Инсароз, автор популярной книги «Почерк и личность». Старые москвичи, наверное, помнят, как он сидел на своем стульчике в саду «Эрмитаж» и определял по почерку характер тех, у кого была охота проверить на себе возможности этой необычной науки. Среди его клиентов встречались и люди известные. А. М. Горький, например, писал ему в 1927 году из Сорренто: «О значении графологии как науки у меня нет мнения, ибо я не знаю ни законов, ни методов этой науки. Да есть ли у нее законы и метод?.. Но не могу сомневаться в наличии у некоторых субъектов удивительной способности определять по почерку «духовную структуру» людей, незнакомых им и никогда ими не виданных».

Первый нарком здравоохранения РСФСР Н. А. Семашко высказался решительнее: «Если вы распознали мой характер действительно только по почерку, то это доказывает, что графология на самом деле имеет право претендовать на науку и что вы — прекрасный графолог».

Однако в 1940 году профессор С. В. Познышев провел специальное исследование, в результате которого не усмотрел в графологии научных основ. На ней, несмотря на доброжелательное отношение многих видных людей, был поставлен крест. Впрочем, в те годы такая же печальная судьба постигла и некоторые другие науки, в полезности которых сегодня никто не сомневается.
Отношение к графологии сегодня, как видим, вполне серьезное. Дело в том, что есть у нее кое-какие полезные результаты, которые трудно отрицать. Не надо быть графологом, чтобы в большинстве случаев безошибочно отличить мужской почерк от женского, детский от взрослого. Известно и то, что почерк — это слепок личности человека. Для доказательства ученые использовали гипноз. Они внушали испытуемому, что он ребенок, подросток, взрослый; внушали и несвойственные ему черты характера. И что же? Почерк в каждом случае менялся.

По наблюдениям Зуева-Инсарова, почерк зависит не только от возраста, но и от положения, занимаемого человеком в обществе. «Я знал одного почтового служащего, - пишет он, - достаточно нетребовательного в своих личных привычках, способного удовлетворяться очень небольшим. Его почерк отличался также простотой и естественностью. Но вот постепенно этот человек стал продвигаться по службе, вплоть до заведующего одним из провинциальных почтовых отделений, С этих пор стало расти и его честолюбие: он стал следить за своей внешностью, оборотами речи, стал часто устраивать попойки, в которых любил играть роль хозяина. Это стремление к подобному «широкому» образу жизни сказалось и на почерке, который стал отличаться общей украшенностью, затейливостью рисунков отдельных букв и т. п.».

Но у человека, как известно, существует несколько почерков: одним он делает пометки в своей запиской книжке, другим пишет заявление о приеме на работу, третьим - дружеское поздравление. Однако для графолога эти почерки одинаковые. Изменяется лишь наклон, размер букв, качество их отделки, а внутреннее построение письма остается неизменным. Какая же зависимость между характером и, скажем, закорючкой подписи?
Исследователи разработали целую систему признаков почерка, каждый из которых отражает определенную внутреннюю черту личности. Одни зависимости очевидны (пропуск букв, слов — невнимательность), другие — не очень (округлый почерк — слабая воля). А третьи и вовсе не имеют ничего общего с нашим житейским опытом. Ну почему, скажите, увеличение размеров букв к концу слова свидетельствует о доверчивости, а если наоборот — то о хитрости и осмотрительности... Ответа на этот вопрос нет, и нам остается утешиться тем, что знаменитая формула Е=mс2 тоже не имеет никакого отношения к бытовым наблюдениям и относится к области чистой науки. А наука, к сожалению, окончательных выводов пока не сделала, и потому темных мест в почерковедении пока немало. Что, впрочем, не мешает энтузиастам использовать его в практических целях.

Общие положения, на которых они строят свои выводы, примерно таковы:

1. Геометрический рисунок письма (линии строк и полей, интервалы, нажим) определяет волю человека, его энергию.
2. Всякие преувеличения в отдельных элементах письма (очень крупный или, наоборот, мелкий почерк, вычурные заглавные буквы и т. п.) указывают на стремление обратить на себя внимание.
3. Волнистые начертания характерны для людей, обладающих гибким, изобретательным умом.
4. Обилие угловых линий указывает на твердость и настойчивость, тогда как округлые свидетельствуют о мягкости и миролюбии.

Отсюда почерковеды выводят множество частных зависимостей:

Крупный почерк , по их мнению, связан со склонностью к проявлению своей личности. Такие люди обычно плохо мирятся с обыденностью. Крупное письмо свидетельст

вует также о чувстве собственного достоинства, склонности к размаху, порой к непрактичности. Одновременно это показатель самонадеянности, непринужденности в общении, энергичности, честолюбия.
Мелкое письмо говорит о сдержанности, расчетливости его обладателя.
Сжатый почерк указывает на бережливость и осмотрительность. При этом поля обычно отсутствуют, промежутки между словами невелики.
В беглом и размашистом почерке проявляются предприимчивость, активность, способность легко ориентироваться в незнакомой обстановке.
Неровное письмо — по величине букв, наклону, направлению строк — свидетельствует о неровности поведения, повышенной возбудимости.
Если же почерк разборчивый и ясный — аккуратный , но без излишней старательности, отсутствуют сильные нажимы, длинные штрихи, интервалы ровные, буквы одинаковые по высоте, - то это указывает на уравновешенность, постоянство взглядов и привязанностей, уважение к окружающим.
Четкие, законченные буквы, тщательно расставленные знаки препинания , мелкое или угловатое письмо - все это, по мнению графологов, означает деловитость.
Если буквы в словах расположены отдельно друг от друга — слабая воля; слитно — хорошая стрессоустойчивость.
Сильный нажим — критичность, склонность к проявлению силы.
Маленькие расстояния между соседними словами — интерес к окружающим, недостаточное чувство дистанции.
Пробелы на концах строк из-за нежелания переносить слова — осторожность, доходящая до трусости.
Строчки направлены вверх - инициатива энергия, надежда на свои силы; вниз — угнетенное состояние; в разные стороны — впечатлительность...

Профессия, по мнению специалистов, тоже накладывает определенный отпечаток на почерк. Равно как и болезнь, и потому опытный профессионал, анализируя почерк психически больного, может поставить диагноз не менее точно, чем врач.
Чтобы вы зримо представили себе современный уровень графологии — или, как ее теперь называют, графометрии , — приведем некоторые примеры из одной методики, которой активно пользуются криминалисты для анализа подписей.
Можно ли по желанию изменять свой почерк? Конечно, можно. Но все равно он будет для вас чужим. Точно так же, как актер, играя разные роли, по сути остается все тем же. Однако почерк меняется и помимо нашей воли, и потому нам порой не удается точно воспроизвести свою собственную подпись — ту самую, которая красуется в паспорте. Меняется возраст, меняется настроение и естественно, что не остается прежним и почерк. А мастерство графолога заключается в умении выделить характерные, глубинные особенности письма. Если же сознательно изменить какой-то элемент — скажем, букву «т» писать не так, как учат в школе, а на печатный манер, или изменить размеры букв, наклон и т. п., то почерк потеряет гармоничность, беглость. Короче говоря, получится то же самое, "как если бы вы попробовали набор придуманных непонятных слов выдать за «иностранный» язык. В нем не будет главного — естественности и внутренней логики.
Нам возразят: ведь есть немало людей, прекрасно владеющих каллиграфическим почерком — рафинированным и безликим, Такой почерк хорош для надписей на подарках, юбилейных адресов, школьных прописей, но где же в нем личность? Однако никакого противоречия тут нет.
Нас же не удивляет, что кроме родного языка человек может выучить и иностранный — который, впрочем, так и останется для него неродным. Вот и о каллиграфах знатоки говорят, что кроме профессионального почерка у них есть и другой, более свободный, который они предпочитают в нерабочее время.

В заключение — небольшой тест.
Во многих западных странах почерк кандидата на более или менее ответственный пост не преминут показать графологу. Если вам интересно, что сказали бы в подобном случае о вас, то возьмите лист нелинованной бумаги и напишите несколько строк любимого стихотворения.
А теперь охарактеризуйте свой почерк.
1. Размеры букв: очень маленькие (не более 2—3 мм) — 3 балла, маленькие — 7, средние—17, крупные (свыше 7 мм) — 20.
2. Наклон бука: влево — 2 балла, легкий наклон влево— 5, прямое написание—10, легкий наклон вправо — 6, вправо — 14.
3. Форма букв: округлая — 9 баллов, бесформенная — 10, угловатая—19.
4. Направление строк: ползут вверх — 16 баллов, прямые — 1 2, ползут вниз — 1.
5. Сила нажима: легкая — 8 баллов, средняя — 15, сильная — 21.
6. Характер соединения букв: склонность к слитному написанию—11 баллов, к раздельному — 18.
7. Общая оценка: почерк старательный—13 баллов; неровный, одни слова читаются легко, другие — с трудом — 9; неразборчивый, буквы узнаются с трудом — 4.

Сложите полученные баллы.
35—51 : такой почерк отличает людей со слабым здоровьем и расшатанными нервами.
52—63 : здесь явно видна рука флегматичного человека. В большинстве жизненных ситуаций он несмел и пассивен. По складу ума — романтик и философ.
64—75 : обладатель этого почерка решителен, хоть и часто пасует перед опасностью. Несмотря на легкий характер, не лишен чувства собственного достоинства.
76—87 : почерк свидетельствует о добродушии и откровенности, излишней впечатлительности. Такой человек, как правило, — хороший собеседник, может отстоять свою точку зрения. Бойцовский характер порой толкает его на самопожертвование ради высоких идеалов.
88—98 : самая распространенная группа. Характерные признаки — честность и добропорядочность, устойчивая психика, ответственность и инициатива, обилие новых идей (которые нередко так и остаются "неосуществленными). Смекалка, ярко выраженное чувство юмора.
99—109 : индивидуалист с острым умом. С ним нелегко, потому что он вспыльчив, обидчив и несколько сварлив. Независим в суждениях и поступках. Среди таких людей часто встречаются одаренные личности, склонные к творчеству, изобретательству.
110—121 : это скорее всего личность грубая и заносчивая. Чувство ответственности отсутствует практически полностью.

Тяжело найти в мире двух абсолютно одинаковых людей (близнецы - это особая тема). Даже если личности внешне схожи, маловероятно, чтобы у них совпадали все индивидуальные характеристики.

Яркая отличительная черта - почерк человека. Может быть аккуратным и небрежным, мелким, крупным, растянутым или сжатым. С другими «выкрутасами» и «прибамбасами». Начинает формироваться со школьных лет. Когда-то были уроки чистописания в первом классе, когда учительница внимательно следила, как малыш выводит буквы, поправляла, чтобы они были красивыми, внятными и без помарок. Однако такая усердная нивелировка письма по «правилам» не срабатывала. Взрослея, каждый ученик обретал свойственную только ему психологию почерка, и учитель, проверяя школьные сочинения, даже не зная фамилии ученика, мог сразу определить, кто написал.

Как по почерку определить характер человека, этим занимается наука о письме - графология. Ученые-графологи уверены, что «закорючки» на бумаге раскрывают основные черты личности и даже могут рассказать о здоровье.

Например, такая патология нервной системы, как болезнь Паркинсона, характеризуется дрожанием рук. Больной интуитивно старается их удержать и пишет дробно. Когда недуг прогрессирует, почерк становится еще мельче. При болезни Альцгеймера буквы жмутся одна к одной или, наоборот, растягиваются.

Люди давно проявляли интерес к почерку. В древнем Китае философ Конфуций (551-479 г. до н. э.) считал, что по письму можно узнать о великодушии или вульгарности. Аристотель (384-322 г. до н. э.) утверждал, что «вид записи каждого человека» различается и свидетельствует о характере автора.

В Древнем Риме при императоре Нероне почерк стал политическим аргументом, когда нужно было свести с кем-либо счеты. Августейшему подсовывали тексты попавших в немилость, чтобы по характеру письма он убедился, что этот человек неблагонадежный.

В средние века английский ученый Роджер Бэкон (1214-1292) написал «Краткое руководство по изучению философии», где высказался, что по особенностям почерка можно определить характер личности.

В то время такие утверждения были просто догадками, не имеющими под собой серьезной научной почвы. Началом научной истории мировой графологии можно считать труд испанского врача и философа Иоанна Уарте Сан-Хуана «Исследование методов scienzias, где показаны различия в буквах, которые имеются у людей с отличной друг от друга гендерной принадлежностью» (1575). Позже появился не менее интересный трактат итальянского врача и философа Камилло Бальди «Как узнать природу и качество человека, взглянув на букву, которую он написал» (1620).

За прошедшие четыре столетия на Западе появилось много трудов, где авторы пытались дать достоверное объяснение характера человека по почерку. Только перечисление их займет много страниц. Назовем лишь нашу современницу Инессу Гольдберг - израильского графолога с мировым именем, ее перу принадлежит восемь книг из серии «Секреты почерка».

Труды по графологии российских авторов значительно уступают западным. Причина в советском прошлом, когда науку о письме считали псевдонаукой. Специалисты опирались на книги дореволюционных отечественных авторов: Зуева-Инсарова и Моргенштерна, брошюру Ф.Ф. Германа «О графологии. Человек по почерку» (1934).

Значительные работы написали советские почерковеды-криминалисты, занимающиеся экспертизой почерка при расследовании уголовных дел. Однако эти труды совсем не имеют отношения к анализу почерка в психологии. Потому считать криминалистов графологами нельзя.

Важно знать! Почерковедение - узкий раздел криминалистики, где почерк исследуется как вещественное доказательство преступления. Этим отличается от графологии, которая изучает взаимосвязь между письмом и психологическими особенностями личности.

Что можно узнать по почерку


О чем говорит почерк человека, с уверенностью скажут специалисты-графологи. Проведя психологический анализ «письмотворчества», они дадут объективную информацию о личности: расскажут о положительных и отрицательных сторонах характера, помогут выявить причины, допустим, неадекватного поведения.

И не нужно бояться графологического анализа. Он не только расскажет о человеке, но заставит задуматься, что, возможно, нужно что-то менять в своем образе жизни.

Если личность чересчур эмоциональная, об этом можно узнать по манере письма. Допустим, все буквы скособочены вправо и написаны с небольшим нажатием, это свидетельство эмоциональной неустойчивости и подверженности фобиям. Такого человека любые переживания выбивают из колеи.

В письме отображаются только устойчивые черты характера. Такие, что присущи личности долгое время, возможно, с детства. Постоянные скандалы в семье, беспризорность при живых родителях, бездушное отношение, травмы, другие негативные впечатления детских лет надолго остаются в памяти. Это влияет на психику, закрепляется в поведении. А внешне проявляется в манере письма, что можно назвать психологией почерка.

Когда человек постоянно боится (кого-то или чего-то), это отражается на стиле писания. Почерк становится неясным и дерганым - неровным. Такое быстрое написание свойственно людям со слабым характером.

Если же личность зациклена на своих душевных фобиях, письмо будет сжатое - буковка к буковке. Когда же между ними большие пробелы, это показатель, что сумятица не раздирает душу, страхи отсутствуют.

При графологическом анализе почерка обращают внимание на текст. Чересчур мелкий свидетельствует о душевных страхах. Они постоянно держат в напряжении и не позволяют выработать определенную жизненную позицию. Такой человек боится людей, избегает общения, склонный к замкнутому образу жизни, что может быть признаком психического заболевания - аутизма.

«Крупнокалиберный» текст характерен для уверенного в себе человека, умеющего высказывать свои мысли, заставляющего прислушиваться к своему мнению. Тщательный разбор почерка убеждает, что графология совсем не лженаука, как убеждали в советское время. Внимательное изучение графики написанного (размер букв, ширина раздела между ними, наклон, нажим, корявость или стройность текста) позволяет дать точную психологическую характеристику личности.

Стоит внимательно присмотреться к своему «письмотворчеству». И не нужно расстраиваться, если вдруг обнаружатся не очень приятные грани характера. Подробный графологический анализ почерка поможет критически осмыслить свой нрав и избавиться от его неприглядных черт.

Важно знать! Графология - это наука, опирающаяся на психологические методы исследования. Но графолог - не экстрасенс, предсказать будущее не в силах. По почерку можно определить психофизическое состояние личности только в данный момент.

Разновидности и характеристика почерка


У каждого человека только присущий ему индивидуальный стиль письма. В результате скрупулезных исследований манеры написания букв графологи вывели определенные закономерности, подсказывающие, как характер личности, темперамент, внешность и даже род работы сказываются на почерке.

Каким бывает «письмотворчество», что может рассказать специалисту, рассмотрим детальнее. Почерк может быть:

  • С наклоном . Эта характеристика говорит о эмоциональности и отношении к людям. Вертикальное расположение букв - завышенная самооценка, невозмутимый и спокойный характер, сдержанность по отношению к другим. Легкий правый наклон - свидетельство мягкого нрава, добродушия. Обладатель такого почерка не особенно сдержан в чувствах. Более сильный скос букв вправо - натура порывистая, в постоянном душевном напряжении. Буквы убежали влево - личность холодная, эгоистичная. Небольшой левый завал - смелый и осмотрительный человек, надеющийся только на себя. Сильный «левацкий» уклон подсказывает о плохих чертах характера: злопамятности, обидчивости. Обладатель такого почерка может быть меланхоликом с постоянно дурным расположением духа, не склонным к искусству.
  • С нажимом . Нажатие на ручку характеризует эмоции пишущего. Слабое - человек с интеллектом, романтик, но слабовольный, легко поддается чужому влиянию, не способен к глубокому переживанию. Сильное давление на «писало» показывает, что личность эмоционально взрывная, переживания всегда присутствуют в ощущениях.
  • Небрежный . Так пишут те, кто торопится, рука у них бежит впереди мысли. Такие люди реалисты по жизни, бывают резкими и вспыльчивыми, но быстро забывают обиду, любят творчество, часто испытывают приступы вдохновения, скептически относятся к всякого рода гаданиям о своем будущем. Вариант небрежного почерка - неуклюжий, грубый. Может принадлежать щедрому, общительному и отзывчивому, однако недальновидному, не всегда удачному в жизни человеку. Из-за своей нервозности он часто попадает впросак, но всегда удачно выбирается из неприятного положения.
  • Мелкий и неразборчивый . Принадлежит застенчивым, стеснительным людям, неспособным преодолевать серьезные трудности. Такие личности обладают определенным талантом и логическим мышлением, им есть что скрывать. Часто бывают замкнутыми и необщительными.
  • Крупный . Принадлежит уверенному человеку, привлекающему внимание, лидеру и душе компании, проницательному и открытому, совершенно не умеющему лукавить. Отрицательные черты характера - излишняя доверчивость к незнакомым, непрактичность в житейских делах.
  • Все буквы написаны слитно . Такое письмо характеризует прямолинейность, умение здраво мыслить, хорошую интуицию. Подчеркивание букв, слов, фраз свидетельствует об исполнительности, серьезном отношении к порученному делу. Семейная жизнь у обладателей такого почерка счастлива, их не терзают сомнения. Слитное и компактное письмо - свидетельство гордого и независимого характера, такие люди не любят лишних знакомств и стараются их избегать.
  • Разрыв между знаками . Если небольшое количество, это свидетельство ясного ума и гармонии в душе. Просветов множество - мышление наглядно-образное, личность мечтательная и «мутная» - неясная в своих поступках, любит, чтобы на нее обращали внимание. Незначительное расстояние между буквами свидетельствует об открытости, дружелюбном общении. Большой разрыв - боязнь контакта с незнакомыми.
  • Угловатый почерк . Указывает на независимость, критичный склад ума и любовь к состязанию в любом деле, будь то спорт или что иное, чтобы показать свою значимость. Ломаные и округлые буквы в письме - независимая личность, гостеприимная, умеет привлекать к себе, обладает отменным вкусом, всегда добивается своего. Однако такой человек очень эгоистичен, не любит, когда ему указывают как и что делать.
  • Завитушки . Маленькие и снизу на буквах - личность незамысловатая, довольствующаяся и быстро приспосабливающаяся к простому быту. Со своим независим суждением, не любит фальши в отношениях. Завиток на одном знаке - духовное развитие, любовь к семейному очагу, круг общения замыкается на родных и хороших знакомых. Широкие нижние «кудри» - целеустремленность, направленность на материальный достаток и общение. Загогулина внизу несоразмерная букве - много лени, нет любимого дела. Такая же кудряшка снизу и сверху - характер свободолюбивый, человек обходится совсем малым.
  • Каллиграфический . Человек с таким почерком - весьма чувствительный и аккуратный, отличный семьянин. В жизни у него нет больших перепадов, проблем на работе, все протекает без нервирующих душу приключений. С такими любят дружить. Недостаток обладателя такого почерка - неуверенность в своих силах, это вынуждает искать помощь того, кто способен внимательно выслушать и поддержать.
  • Заостренный почерк . Интеллект и наблюдательность сочетаются с агрессивностью и хитростью, недоверчивым, равнодушным отношением к людям, их образу жизни и мышлению.
  • С большим размахом . Такой почерк характеризует человека гордого, стремящегося к самоутверждению, желающего всегда быть в любом деле на первых ролях. Это совсем не мешает быть романтиком, видящим все вокруг в прекрасном свете. Такие люди быстро забывают и прощают обиды, у них любящее, доброе сердце, а потому нередко считают их странными.
  • Печатный . Некоторые люди пишут только печатными буквами. Это может говорить о закомплексованности: заниженной самооценке, зависимости от мнения других, болезненном восприятии критики. Такой человек постоянно держит себя на самоконтроле, чтобы не сорваться и не показать свою ранимую душу. Хотя со стороны кажется искренним и открытым.
  • Переменчивый . Когда буквы разные, а письмо быстрое и небрежное или медленное и старательное. Это говорит о сиюминутных переменах настроения. Почерк подсказывает, что писал с завышенной самооценкой или, наоборот, неуверенный, скрытый и подозрительный человек. Только детальный анализ личности может дать ясный ответ. Другой нюанс: пишется произвольно, независимо от ситуации. Тут можно говорить об открытости, внутренней свободе автора, свободного от многих условностей жизни.

Важно знать! Графология очень востребована в практической психологии. Как «отражение нашего мозга на бумаге», она помогает психологам более точно определить характер личности.

Методика определения характера по почерку


Такая методика объективна для людей возрастом 25-45 лет, когда психофизические характеристики личности наиболее стабильны. Исследуется несколько страниц почерка. На первой человек пишет скованно, а на последующих его «отпускает», письмо становится более естественным. Наибольший интерес представляют последние страницы.

Рассмотрим один из графологических способов определения характера:

  1. Внешний вид бумаги . Исписанные страницы много могут рассказать об авторе. Если человек неопрятный и жадный, они маленького формата, засаленные и грязные. А большие и чистые подсказывают, что писал педантичный и добрый.
  2. Внимание на поля . Узкие - бережливость, когда слишком сжатые, может означать мелочность, скупость. Широкие - душа нараспашку, открытость, доброта. Слишком уж просторные - высокомерие, бахвальство, стремление к богатству.
  3. Размер букв . С возрастом они становятся крупнее (ухудшается зрение). Маленькие буковки - личность, привыкшая довольствоваться тем, что есть, может быть замкнутой и страдать аутизмом. Из знаков среднего размера выудить какую-либо информацию невозможно. Так пишет подавляющее большинство людей. Здесь подходит выражение «такой, как все». Большие свидетельствуют о лидерских качествах, эмоциональности и общительности.
  4. Заглавная буква . Если с «наворотами», автор не уверен в своих силах, зависит от чужого мнения, старается, чтобы его заметили. Маленький первый знак характеризует внутреннюю скованность, закрепощенность, неспособность к непринужденному общению.
  5. Исследование нажима . Характеризует эмоции в настоящий момент. Чем сильнее давление на ручку (карандаш), тем больше переживания. Слабое нажатие - характер вялый, слабовольный. Буквы «жирные», четкие - бодрость, энергия, общительность.
  6. Внимание на строки . Волнистые - переменчивость настроения, авантюрность, изворотливость, лживость в делах и поступках. Аккуратные, ровные - эмоции на «приколе», человек трезво смотрит на жизнь, здраво оценивает свои возможности. Если строка убегает в «гору», автор - оптимистическая натура. Съезжающая вниз свидетельствует о пессимизме и заниженной самооценке.
  7. Наклон и форма написанного . Буквы могут быть угловатыми, острыми, округлыми, по-разному связанными между собой. Допустим, слишком закругленные буковки подчеркивают, что личность слабая, податливая чужому влиянию. Такие люди редко добиваются своей цели. А связь нескольких знаков говорит о спокойствии и сдержанности. Большой наклон вправо свидетельствует о властности. Такой человек может быть влюбчивым и ревнивцем. Резкий уклон влево характеризует упрямство, граничащее с неразумностью, когда твердо отстаивают свою пусть даже неправильную точку зрения.
  8. Подпись . Красноречиво свидетельствует о характере. Обычная - уверенность в себе, устоявшийся образ жизни. С подчеркиванием - предприимчивость, изворотливость в делах. Петельки-завитушки на буквах - наблюдательность, проницательность. Перечеркнутая - характер взрывной, принадлежит экстраверту. В «траурной» рамке - автор интроверт или подвержен фобиям, из робких.

Важно знать! Графология - серьезная наука, но не истина в последней инстанции. Тем не менее, исследование почерка может дать вполне достоверные сведения о характере и других чертах личности.


О чем говорит почерк человека - смотрите на видео:


Графология сегодня востребована. Графологи состоят в штате серьезных фирм, занимаются подбором кадров, оценивают по почерку поступающих на работу и дают характеристику конкурентам. Это официальная сторона их деятельности, но любому человеку будет интересно к ним обратиться, чтобы определить по своему письму черты характера. Вполне возможно, что это поможет избавиться от плохих, а значит, улучшить качество своей жизни.

№1 и №2 . Типичные почерки девушек-подростков. Тенденция левонаклонности в сочетании с округлостью, связанностью и стилизованностью. Небольшой разброс высоты, сосредоточенность на центре форм. Преобладание движений «вовнутрь». Контроль формы за счет потери в скорости.

Авторы почерков - сосредоточенные на себе и своих субъективных чувствах личности. Им присуще принятие решений и поведение - в соответствие скорее с чувствами, нежели с рациональностью. Также - чувство протеста, в том числе - родительскому влиянию. Со стороны такие девочки кажутся упрямыми или эгоистичными, тогда как на самом деле - это лишь их попытка добиться автономности, самостоятельности, взрослости и отмежеваться от опеки и влияния родителей, все еще воспринимающих свою дочь как ребенка. Также - характерна озабоченность своим имиджем, внешностью, статусом среди себе равных. Несмотря на демонстрацию протеста и независимости, девочки на самом деле именно очень зависимы и чувствительны к мнению о них окружающих, их осуждению, они остро нуждаются в одобрении взрослых.

В почерке №2 - описанные временные подростковые явления начинают уже проходить и личность выглядит более «зрелой», хотя хронологический возраст автора этого почерка и ниже на несколько лет, чем автора почерка №1.

№3. Почерк обнаруживает почти тотальный контроль над своим вниманием. Непродуктивная стилизованность - страдает скорость и спонтанность письма. Раздельность. Четкая организация текста на листе. Неровность строчек. «Вынужденный» правый наклон. Узкие «петли», надлом в «б».

Автор почерка - скрывается за «маской». Это чрезвычайно осторожный и расчетливый человек. Такая «маска» заключается в том, что он пытается создать впечатление наивности и открытости - хотя на самом деле напряженно наблюдает и может неожиданно начать манипулировать человеком или использовать собранную о нем (пользуясь сначала его доверием) информацию. Этот человек - формален, официален по своей сути, бюрократичен если выдается возможность проявить это. Упрям, находится во власти стереотипов и не меняет своего мнения. Основателен, придирчив к деталям и подробностям.

№4. Почерк узкий - зажатый, правонаклонность, форма букв угловатая. Связанность, но короткие окончания слов. Падающие строчки. Ход строчек, однако, тоже неровный. Нажим - средний до сильного. Отсутствие правых «полей», текст идет «сплошной массой».

Автор почерка - молодая женщина, которая всеми силами старается «держаться на плаву», но похоже, это ей не очень удается. Она живет не в удовольствие, не ради себя - а ради одного морального долга, понятий «надо», «обязана», «дОлжно». Это личность, крайне критичная к себе, готовая на самопожертвование. Можно быть уверенными, что в ее жизни был не один человек (мужчина), просто-напросто пользующийся ее жертвенностью. Пока она не расслабится, не научится не только отдавать, но и получать, ценить себя и не чувствовать вины там, где ее нет, пока она не выставит к окружающим ее людям такую же высокую планку требований, которую ставит только себе - описанный сценарий будет повторяться и дальше.

№5. Тотальный моторный контроль. Абсолютное следование стандарту прописей. Крайняя стилизованность и крайне низкая скорость почерка. Узость «петель» (см. букву «е» в словах «желаю», «тебе» и др.). Надломленность низа «р» в «марта», искусственно превозмогаемые расстояния от «у» в «учиться», «й» в «твой» и др. признаки.

Автор почерка - безусловно, никакой не школьник «Вова». Это взрослая женщина, специально натренированная писать «прописным» почерком. Несмотря на это, все-таки и здесь проявились некоторые свойства личности пишущей. Так пишет человек неспонтанный, напряженный (о чем говорят некоторые сбои - рука не выдерживает большого мышечного напряжения и концентрации и кажется, что вот-вот «дрогнет»). Только человек, внутренне боящийся или не смеющий выразить свою индивидуальность, быть «не как все», смирившийся с рутинным и монотонным существованием, способен настолько подавить все личное и настолько «безукоризненно» изобразить стандарт. Содержание - приносится в жертву пустой форме. К тому же, на более глубокий взгляд, это самоподавление хорошо видно в зажатости некоторых букв и линий.

№6 . Высокая степень контроля в почерке. Угловатость. Узость формы. Приемлемые расстояния между строками и словами. Частичная связанность. Особая резкость в заглавных и прописных «б». Ползущие вверх буквы «н». «Подъем» второго абзаца.

Автор почерка - эмоциональный человек, старающийся контролировать любые проявления своих эмоций, а также все свои слова и действия. Сдержан. Высокая самокритика, высокий морально-этический уровень. Вопреки тому, что не показывает этого - он все же весьма самолюбив и любит почтение и признание. Часто упрям. Убежден в правильности своих позиций и своей объективности (что говорит о субъективности). Намеренно демонстрирует свое расположение к людям.

№7 . Максимальная заполненность листа (нет полей со всех 4 сторон). Вид «общей массы». Раздельное написание. Форма - скорее печатная, очень угловатая. Плохая ориентация и расположение на листе. Отсутствие расстояний между строками, порой и между словами. Неустойчивость. Неровность хода строк. Непостоянность размеров, пробелов, формы, колебание наклона.

Автор почерка - мужчина, доминантная личность. Ему присуща грубоватая чувственность. Любит чувствовать себя победителем. Не любит церемониться, приступает сразу к делу. Высокий болевой барьер. Экстравертен. Громко и много говорит, перебивая собеседника. Плохо ориентируется в бытовых жизненных ситуациях, упускает мелочи. Живет «здесь и сейчас», нетерпелив и порывист. Имеет отличные руки - может мастерить, строить, расположен к технике или физическим усилиям.

Испытывает перепады настроения, субъективен. Трудно дается выбор верной дистанции в межличностном общении.

№8. Необычный почерк. Левый наклон. Отсутствие нюансов цвета и нажима. Плохая читабельность. Сильный нажим. Неровность строчек. Средняя зона букв тянется и занимает место в верхней - вопреки стандарту (см. «н», «р», «ь»). Одновременно - укороченные отростки «р» и треугольные петли «у» и «д». Раздельность. Надлом верхней зоны - «б», «т».

Автор почерка - индивидуалист и всячески подчеркивает это. Обладает большим самомнением, чувством превосходства. Крайне чувствителен к вопросам своего статуса, авторитета и достатка. Толстокож и нечувствителен к другим. Пытается выглядеть умнее, чем есть и производить впечатление высокоинтеллектуального человека, но это только видимость. Проблемы в интимных отношениях. Отстранен, искренние отношения ему незнакомы. Хитер, манипулятивен, пользуется для этого своей интуицией. Неблагонадежен.

№9. Почерк вызывающе нестандартен. Правонаклонность, узость, упрощенность, низкая читабельность. «Налезание» нижней зоны на чужую территорию - соседние строчки. Колебания формы, наклона, размеров, расстояний. Интенсивность импульсов, резкая угловатость. «Вылезание» средней зоны на место верхней («з», «д»), почти полное отсутствие полей. Резкий надлом верхней зоны - «б».

Автор почерка - мужчина, основные мотивы личности которого - это внутренний протест, гнев, хроническая обиженность и мрачное восприятие жизни. Строптивое неприятие авторитетов, импульсивность. Всегда находится кто-то или что-то как повод для недовольства. Эмоциональная зажатость, частично вызванная подавляющим воспитанием со стороны отца пишущего. Человеком владеет и сопровождает по жизни ощущение «жертвы», обиженного и оскорбленного. Для него характерны - жесткость и отсутствие душевной близости в отношениях.

№10. Почерк - разделен, фигурист, стилизован. Колеблющийся прямой наклон. Закручивающиеся вовнутрь движения (петля и возвращающийся к центру хвостик «б», буква «с», «о» и др.). Непродуктивные с точки зрения написания, элементы и излишества (см. «д», «у», «з», «й» и др.). Одновременно - теряющие прямоту строчки, неравномерные расстояния между ними. Нижние элементы букв «залезают» на территорию нижеследующих строк. Промежутки между словами также неравномерны, с тенденцией к уменьшению. Заполненность пространства целиком.

Автор почерка - представительница классической «маски», ставшей «второй натурой». Этой женщине присуще убеждение, что форма, впечатление, имидж - важнее истинной сути. Она сконцентрирована на себе и своих переживаниях, словно «улитка», свернутая в своей раковине, пессимистична.

«Прогибание» перед трудностями, страх за будущее. Критичность, неспонтанность, эмоциональное восприятие, субъективность суждений.

Пишущей присуща демонстративная, искусственная жертвенность, расчет, материальность. Это своего рода - компенсация, замена потребности в душевной близости и тепле, не полученных в семье в детстве и отсутствующих во взрослой жизни, но до сих пор так остро желаемых. Для всего этого и необходима такая «маска».

№11 . Автограф. Максимальная скорость в сочетании с полным игнорированием формы. Молниеносный импульс движения. Максимальное отклонение от стандарта. Негармоничность расположения. Угловатость с резкостью. Очень крупные размеры.

Автор автографа - «гений и дьявол» одновременно. Он сочетает редкую остроту ума и редкую же импульсивность. Мгновенное восприятие и неуравновешенность. Авторитарность до мании величия и манипулятивность. Интересы прежде принципов. Агрессия - вероятно, не только словесная. Отсутствие каких-либо навыков взаимоуважительного общения с окружающими людьми, если такая видимость имеет место - то это исключительно имеет подоплеку личных интересов и выгоды.

Грубость, вульгарность, отсутствие душевного тепла или искренности.

Вероятность жесткого, если не жестокого отношения, унижения достоинства в детстве, со стороны членов собственной семьи или близкого окружения.

№12. Автограф неровный, неустойчивый. Далекий «разгон», размашистость. Закрытые сверху «аркады», частичная неразборчивость, связность. «Конусное» постепенное уменьшение от начала к концу. Сильно выраженная правонаклонность в сочетании с узостью букв. Маленькое расстояние между словами. Подчеркивающие линии, на которые как бы опираются буквы, имеют аркообразную и резкообрубленную форму.

Автор автографа - женщина, пытающаяся производить впечатление легкости, эмоциональности и капризной женственности, на самом деле - очень страдающая и неуравновешенная личность, надломленная и неуверенная в себе, с тщательно скрываемой низкой самооценкой, перепадами настроения, огромными страхами и нервным напряжением. Видна острая потребность в близких, взаимных отношениях и даже болезненная зависимость от кого-то. Болезненно жертвенна, готова на унижение ради приятия. Пишущая с трудом держит себя, она постоянно оглядывается на свое прошлое, свои корни, дом. Что-то заставляет ее быть очень скрытной, она держит в себе какую-то тайну. И боится, очень боится будущего.

№13. Автограф, резко поднимающийся вверх. Много преувеличенно-демонстративных элементов. Если их «снять» - остается довольно мелкий, округлый, петляющий, неприметный почерк.

Себя оценивает несколько занижено. Трудность делиться сокровенным и личным. Уязвимость, скрытность и некоторая внутренняя зажатость. Возможно, критичное и требовательное воспитание.

Исключительно важно личное приятие и понимание, дискомфорт при тесном общении с большим количеством людей, по-настоящему сближается только с самыми верными и проверенными людьми, которые по ее мнению, «не смогут» ее обидеть. Использование «маски-имиджа», защищающей личную уязвимость.

© И. Гольдберг , 2006 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора .