Как плести пестерь из бересты схема. Плетение из бересты для начинающих своими руками: мастер-класс с видео

Одно из самых популярных бытовых изделий из бересты - корзина. Соревноваться в известности с корзиной может только лапоть . Данный мастер-класс посвящён особенностям плетения корзины из бересты.

Плетение прямоугольной корзины из бересты

Корзина — простая плетёная ёмкость с ручкой (или несколькими ручками), предназначенная для переноса и хранения вещей. Хотя в настоящее время в быту широко применяются различные сумки и пакеты, в лес за ягодами или грибами люди все ещё стараются ходить с корзинками.

В отдельной статье я уже рассматривал виды и назначение корзин , поэтому сейчас на этом не буду заострять внимание и перейду непосредственно к мастер-классу.

Корзину, которая предлагается для изготовления, я считаю эталонной. Дело в том, что мой неоднократно упоминаемый в статьях отец обеспечивал долгие годы жителей родного посёлка (и не только их) плетёной продукцией, как подобает ремесленнику. За это время выработалась технология плетения самой удобной, надёжной и красивой корзины. Я решил обнародовать полное точное описание этого изделия, как говорится "клетка-в-клетку".

Прежде всего стоит отметить две важные особенности такой корзины:

  1. Прямоугольная форма
  2. Двойная ручка

В отличие от традиционной квадратной формы берестяной корзины с одной ручкой по середине, данный вид обладает повышенным удобством эксплуатации:

  • Четыре точки крепления двух ручек позволяет распределить нагрузку на кромку при переносе тяжёлого содержимого.
  • Две широких ручки удобнее лежат в руке и позволяют нести корзину даже вдвоём
  • Плоская прямоугольная форма более компактна и значительно упрощает передвижение в чаще леса
  • Ручки корзины подвижны, их можно раздвинуть для удобства наполнения корзины или свернуть внутрь, уменьшая габариты

Впервые за все мастер-классы по берестоплетению мы изготовим изделие с прямоугольным донцем.

Размер полных ячеек для донца корзины 10*6. Это означает, что потребуется (10+6)*2=32 ленты для набора коврика. Ленты нарезаются в масштабе примерно 1:150 по соотношению ширины к длине, чтобы гарантированно хватило на полное оплетение корзины лицевым слоем. Наращивание лент до плетения кромки допускается, но не рекомендуется.

Размер корзины регулируется именно шириной лент, а не количеством. Так десятилитровая корзина получится при ширине лент примерно 15мм, если соблюсти предлагаемую высоту стенок.

При наборе коврика из большого количества лент требуется внимательно следить за плотностью плетения. Согнутые пополам ленты позволят равномерно набрать квадратный коврик симметрично относительно его центра.

Даже для прямоугольного донца требуется квадратный коврик. Прямоугольность достигается путём сдвига углов донца от середины стороны коврика к его углу. Чтобы получить сторону в шесть полных ячеек, от любого из углов коврика отступите в каждую сторону по шесть лент и в этих местах образуйте два угла донца. Аналогичные действия производятся с противоположным углом.

Убедитесь, что между углами получившегося донца располагается шесть и десять полных ячеек по короткой и длинной стороне соответственно.

Далее следует простой, но утомительный процесс набора стенок, то есть наращивания высоты изделия. В крупных изделиях с большим количеством лент набор стенок требуется проводить равномерно, чтобы лычки сами удерживали друг друга и не расползались. Применение зажимов будет только плюсом для повышения качества плетения.

Обратите внимание на форму ячеек - она должна быть строго квадратной при условии равной ширины всех лент. Изменение пропорций сторон клетки свидетельствует о неравномерной плотности плетения, что вызовет неминуемое искривление изделия.

Высота корзины 9,5 полных ячеек. Здесь можно допустить некоторое отступление от этого требования и сделать высоту меньше или больше, но я считаю, что такие пропорции идеальны.

На мастер-классе по плетению кружки мы впервые применили каркасное плетение, которое заключается в размещении внутри кромки проволочного каркаса. Для полноразмерной корзины каркас из мягкого металла не подойдёт.

Стальная проволока очень плохо поддаётся деформации и отлично удерживает форму при нагрузке. Отрезок нужной длины необходимо согнуть в овал по размеру открытой части корзины. Кромка оплетается поверх каркаса в обе стороны от середины отрезка проволоки.

Делается это прежде всего для того, чтобы при завершении кромки сомкнуть концы проволоки, стянув или разжав овал каркаса в размер. Кромка из бересты имеет фиксированный размер, а каркас должен подстроиться под него.

Ленты плотно затягиваются, чтобы скрыть металл и дальше наступает момент оплетения изделия лицевым слоем. Здесь не обойтись без кочедыка . В подобном крупном изделии этот процесс очень нудный и утомительный, но в результате плотность и прочность изделия возрастает с каждым слоем, продлевая жизнь изделия при интенсивной эксплуатации.



Идеально, если стенки и дно не будут деформироваться под тяжестью груза, чтобы не повредить даже самые нежные грибы и ягоды. Обратите внимание на фотографии, как же красива ячеистая фактура плетёного изделия!

Без ручек корзина тоже может иметь практическое применение в качестве стационарного хранилища, но наша корзина будет иметь две ручки, только прежде всего предлагаю изучить некоторую классификацию ручек.

Виды ручек для берестяных изделий

Можно классифицировать ручки по способу крепления или типу каркаса:

  1. Жёсткое (монолитный каркас)
  2. Петельное (составной каркас)

Жёсткое крепление является стационарным, когда сама ручка - неотъемлемая часть каркаса. Это классическое расположение ручки для квадратных корзин.

Петельное крепление подразумевает, что каркас ручки зацепляется петлёй за каркас кромки. Такое крепление делает ручки подвижными и в нашем случае их можно загнуть снаружи вдоль боков корзины в момент погрузки содержимого, чтобы не мешали.

Преимуществом жёсткого крепления является возможность полностью скрыть проволоку, тогда как при петельном соединении сама петля всегда будет видна. Смириться с этим можно в угоду функциональности.

Закрепление ручек петлями за ободок кромки производится симметрично с длинного бока корзины. Между местами зацепа должно быть шесть полных ячеек.

К видам ручек можно отнести три варианта оплётки каркаса, которые мне известны:

  1. Простая круглая ручка
  2. Ручка косого плетения
  3. Ручка прямого плетения

Простая круглая ручка представляет собой обвивание лентой бересты вокруг каркаса в несколько слоёв, пока не будет достигнута нужная толщина. Внутрь такой ручки поверх каркаса можно поместить ещё какой-либо материал для увеличения толщины.

Круглая ручка неудобная и скучная, поэтому я сам лично избегаю её применение. К тому же существует определённая неудобность закрепления концов лент оплётки.

Ручка косого плетения идеальна для жёсткого каркаса ручки, потому что может стать бесшовным продолжением стенок и полностью скрыть проволочный скелет. Корзина с такой ручкой смотрится просто, но монолитно. Плетение косой ручки выполняется по принципу "закладки" , который мы изучали ранее.

Ещё изготавливаются ручки из цельных полос бересты, где применяется и клей, и резьба, и перфорирование с прошиванием, но такие виды не применимы в быту и годны лишь для сувенирной реализации.

Самым универсальным решением является плетение прямой ручки. Этот вариант подходит для любого каркаса, достаточно прочен, интересен и легко выполним, а также имеет несколько реализаций, с которыми я познакомлю вас ниже.

Технология изготовления ручки прямого плетения

Для детального рассмотрения пары вариаций ручек прямого плетения, я решил выполнить их "на стенде", отдельно от корзины. Для этого потребовалась медная проволока, разномастные полоски бересты и зажим.

Общий принцип ручки такого вида заключается в спиральном плетении длинной ленты бересты вокруг проволоки между слоями лент, проходящих сверху и снизу металлического каркаса.

Используется четыре слоя лент бересты по два с каждой стороны каркаса. Две внутренние ленты могут быть из низкосортной бересты и нужны только для придания толщины и плотности. Наружные ленты должны быть прочными и износостойкими.

Самое сложное в плетении такой ручки - начало и завершение плетения. Очень важно не допустить, чтобы соединения расплелись в ходе эксплуатации. В начале конец длинной ленты, которой будет стягиваться ручка по спирали (так и назову её - спиральная), нужно закрепить между слоёв ручки и обернуть её пару раз, плотно сжимая основание.

Это было простое плетение в пять лент. Ручка в шесть лент значительно плотнее и симпатичнее, но подразумевает разделение внешней стороны ручки на две полоски, между которыми проплетается спиральная связующая лента по основному принципу берестоплетения.

При контрастном цветовом сочетании оттенков бересты можно получить интересный шахматный эффект, что очень выигрышно украшает изделие.

Для широких ручек может быть применено так же плетение из большего числа лент по аналогичному принципу.

Увеличить прочность торцов ручки можно путём сгибания наружных продольных лент таким образом, чтобы их загнутые концы зацеплялись за внутреннюю полоску. Этот приём немного увеличит толщину ручки у основания, но при этом предотвратит выпадение лент при нагрузке.

Если правильно вымерять момент сгибания наружных лычек - спиральная лента будет плотно зажата между ними и зафиксировать её конец не составит труда.

В любом случае плетёные ручки из бересты остаются ремонтопригодными, а материалы для ручки можно заменить на более современные. Например, для плетения ручек корзин из пластиковых бутылок отец применял упаковочную ленту, запасу износостойкости которой нет предела.

Заключение

Напоследок хочу сказать, что среди прочих естественных материалов для плетения корзин, береста , на мой взгляд, является самым удачным, если говорить о переносе ягод и грибов, благодаря своей лёгкости, прочности и экологической чистоте.

Сплести корзину собственными руками для себя или родных - занятие не из простых, но однозначно имеет и в настоящее время. Такой подарок может стать ценным для коллеги по работе, например, можете поверить мне на слово.

1 Введение

Данное руководство предназначается для любителей делать своими руками красивые и нужные вещи из берёзового лыка. В нем не рассмотрены многие аспекты этого старинного ремесла, бытовавшего в каждой крестьянской избе русского Севера.
В музеях северо-запада страны вы можете увидеть многочисленные формы вещей, постоянно используемые раньше в крестьянском быту. Литература, указанная в этом руководстве, и выписки из нее помогут вам усовершенствовать свои знания по предлагаемой теме.Посещая различные выставки, ярмарки и знакомясь с мастерами, вы сумеете освоить плетение новых форм изделий для своей семьи и друзей.

2 Слово о берёсте

2.1 Береста (берёста), (бересто). Береста – верхний светлый, ремковый слой березовой коры. Она идет в основном на лыко. Берестовина – лоскут или полоска бересты. Берестить что, обвить, связать, скреплять берестою, берещеное кнутовище.
Лыко – молодой луб, волокнистое, неокрепшее подкорье со всякого дерева. Под корою луб, под ним мезга, под нею блонь, молодая древесина.
Блонь, болонь, блонка – молодые, внешние, не вполне еще одеревеневшие слои всякого дерева.
Луб, лубок – подкорье, исподняя кора, покрывающая блонь. Луб хорошо падает (сымается), в теплую, сырую погоду с ветром. (Литература 8)

2.2 Бересто – верхний слой березовой коры. Берёстовы лапти плели, а лыковых (липовых) лаптей не было на Севере. Берестяник – берестяной лапоть. В берестяниках уж очень удобно ходить. (холмогорск.) Надо берестой запастись, берестяники делать. Плетюхи есть, из тоненьких бересток понаделаны. Узенько берестице, тоненько да мяконько. Ходил, драл лыко из бересты. Котоцёк снимает бересту. Из берестины лапотцы плетут. А берестечько это надо в кипяток. Берестенник - только муку кладем. Из бересты и пестерюшки под муку плетут. (Литература 7)

2.3 Техника плетения из бересты, как и предметы из неё пришли из глубокой древности, не потеряв в наши дни свой утилитарный смысл. И нет лучше корзины для ягод и грибов, чем северная зобенка. Плетеные из бересты изделия – легкий удобный лопаточник для бруска, кузова и пестери – жесткие заплечные мешки, в них удобно носить продукты, когда идешь на пожню, а возвращаясь из леса, - рыбу и дичь.

(Литература 8)

2.4 Одним из излюбленных материалов мастеров Севера была береста. Она долговечна и не боится сырости. В быту, в крестьянском обиходе береста находила самое широкое применение, хотя материал этот, на первый взгляд, неброский, скромный. Но чего бы ни касалась рука мастера, все оживает и обретает совершенно новое, особое звучание. (Литература 4)

2.5 Еще в древности березовая кора привлекала мастеров народного искусства своей ослепительной белизной, а также тем, что с обратной стороны была желтоватой, бархатистой, очень похожей на благородную хорошо выделанную замшу. При обработке береста сохраняла свои свойства: мягкость, бархотистость, гибкость и удивительную прочность, благодаря которой она годилась для изготовления сосудов для жидкостей, для хранения и транспортировки молока. (Литература 11)

2.6 Весенняя береста имеет холодновато-желтый цвет, осенняя – теплая, темно-коричневая. При сочетании бересты разного цвета получается дополнительный эффект. Береста состоит из множества тонких, но плотных слоев. Каждый год на берёзе нарастает новый слой, и кора становится толще. Внутренний слой может быть желтым, охристым, коричневым, желто-зеленым… Эта сторона у мастеров называется лицевой.

(Литература 15)

2.7 Береста имеет различные оттенки в зависимости от времени снятия её со ствола дерева и его возраста. Чем старее дерево, тем больше его диаметр, тем темнее оттенок поверхности бересты. «Твердая» береста, имеющая при расслоении внутри белую поверхность, не годится для плетения. Она не расслаивается. Лучшая береста – ровная, с небольшими полосками естественного рисунка – у одной из наиболее распространенной березы – березы пушистой. Своеобразная особенность березы пушистой, позволяющая отличить её от другого вида – березы бородавчатой, - это мелкий густой пушок, покрывающий молодые побеги и листья. Встречается береза пушистая чаще в местах низких, пойменных, заливаемых в весеннюю пору водой. Для декоративных работ необходима береста ровная, без болезненных утолщений, наплывов и порезов.

(Литература 2)

2.8 Если бывало порежется кто-то на сенокосе, то тут же тоненькой полоской бересты вместо бинта перевяжут рану, глядишь – к вечеру она уже затянулась. В бересте много дёгтя, а еще нашли в ней и серебро, поэтому-то, наверное, она и сама не портится. И продукты береста долго сохраняет. Хранят в берестяных туесах и коробах моченые и свежие ягоды, соленые грибы. Даже свежая рыба может храниться долго.

(Литература 23)

2.9 Весьма интересны и изделия из бересты, составлявшие в прошлом значительную часть домашней утвари. Обилие дошедших до нас предметов позволяет составить довольно полное представление бытовавшей среди карел берестяной утвари. Из бересты карелы изготовляли солоницы, бураки, туеса, корзины, кошели и т. п. Эти изделия отличались не только красивой текстурой, но и замечательной прочностью. (Литература 14)

2.10 Сегодня, когда мы пытаемся возродить старинные виды ремесла, постепенно лучшие качества ремесленного производства растрачиваются, мельчают, как и эстетический опыт мастеров и потребителей изделий. Очень разнообразные вещи плели из полосок эластичной, крепкой и красивой коры березы. Это были и большие заплечные сумки, короба, корзины, обувь, весьма различная по форме, солонки в виде птицы.
Любой предмет можно было выплести, но не делались бесполезные вещи. Учитывалась легкость материала, исполнялись предметы, в которых удобно и целесообразно было переносить. Красота материала учила мастера ценить выразительность самого плетения. Великолепно раскрыт материал в крупных изделиях, но и мелких, небольших предметах мастер не мелочит бересту, он ценит ее фактуру, цвет. Плетение остается структурным и ясным.
Фактура - обработка, строение. В декоративно-прикладном искусстве - полированная, шероховатая и т. д. поверхность изделия. (Литература 21)

2.11 Много выдумки и изобретательности проявлялось в создании изделий из бересты. Из заготовленных клубков берестяной ленты с помощью палочек – зажимов мастера плели лапти и корзины, хлебницы и сумки пестери, штофы, фигурные утки – солоницы. В процессе плетения лента ложилась в узорные композиции – в клетку, косичку, веревочку, треугольничками. Простым рисунком, игрой светотени, нюансами золотистого цвета материала они наделяли красотой обычные бытовые предметы. Мотивы кругов, розеток, ромбов, звездочек, ритмично разбросанные по фону или уложенные в ряды и косые полосы, придавали предметам неброскую декоративность. Они деликатно обогащали природную текстуру бересты, хорошо сочетаясь с её естественным цветом. Кроме росписи, берёсту украшали тиснением, гравировкой и прорезью, из нее делали узорные полосы, выплетали целые фигурные предметы. (Литература 6)

2.12 Береста – верхний слой коры березы: сдирается большей частью весной с живых деревьев, идет на лапти, корзиночки, коробки, бураки и т. п. Из бересты добывается прекрасный березовый дёготь. Береза широко распространена в СССР от Севера до степной полосы. Многие виды березы – ценные лесные поделочные деревья, дают лучшее топливо (деревья в 40-60 лет уже пригодны для рубки на дрова), являются прекрасным материалом для различных столярных изделий, но для построек мало пригодны.
Весной береза дает сладкий сок, содержащий до 2% сахара. Из наружного слоя коры (бересты), северные народности выделывают посуду, кроют ею жильё, обшивают лодки и т.д. Из березы добывают деготь, применяемый для обработки кож (юфть). При сжигании древесины получается сажа, идущая на типографскую и малярную краски. Молодые ветви березы идут на веники и метлы, листья представляют народное потогонное средство, из сока молодых листьев с квасцами получается зеленая краска, с мелом – желтая. Спиртовая настойка на почках березы применяется в народной медицине при порезах и желудочных заболеваниях.

Из 40 видов берез, растущих только в Северном полушарии, в СССР растет около 16 видов, из которых наибольшее значение имеют бородавчатая и пушистая.(Литература 35)

2.13 Русское слово «берёза» очень древнее. В праславянскую эпоху (до 8 века н.э.) это слово звучало как berza. В индоевропейских языках слово «береза» было прилагательным и значило светлая и белая. В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому встречали его не елью, а березой. В это время земледельцы приступали к сельхозработам, а береза распускалась первой зеленью. Март был первым месяцем года до 15 века; с тех пор русский календарь был перестроен, но название сохранилось в украинском языке, где март называют березнем.
Из древних летописей известно, что в те времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле, а поклонялись ей в образе священного белого дерева – березы. Береза воспринималась как существо живое, могущественное, способное исполнять желания. Не случайно береза – один из главных образов народного поэтического творчества. В народных песнях, сказаниях, преданиях береза – символ весны и родины. Любимое дерево наделялось самыми ласковыми эпитетами. Её называли стройной, кудрявой, тонкой, белой, пушистой, веселой…
Приметы: Из березы течет много сока – к дождливому лету. Когда береза перед ольхой распустит лист, лето будет сухое, если ольха наперед – мокрое. В наших лесах березы старше 150 лет не встречаются. Кора стволов у березы белая, она как бы светиться в темноте. Кора у молодых ветвей красно-бурая, покрытая бородавками (чечевичками).(Литература 15)

2.14 Благодаря своим замечательным свойствам (прочность, гибкость, устойчивость к гниению), береста издавна широко применялась в быту. Все разнообразные берестяные изделия народов России можно условно разделить на 3 группы:

1 Вещи сделанные из целого куска бересты, наиболее простые по форме: чекманы (широкая и низкая четырехгранная открытая посуда), кузовки, набирушки.

2 Плетеные изделия разнообразных форм и размеров: маленькие солонички, огромные сумки – заплечники, плетеная обувь и т. д.

3 Сшивные изделия, наиболее сложные и трудоемкие: бураки, короба.

Разнообразны и способы украшения берестяных изделий: выскабливание и гравирование, тиснение и резьба, роспись красками.(Литература 25)

2.16 Чего только не делали из бересты в России! Перед началом работы саргу слегка смазывают льняным маслом. При плетении пользуются клинообразным инструментом из дерева, железа или рога лося – кочедыком (в других диалектах – котач). Лапти плетут на деревянной колодке. Плетение ведется в 3-4 сарги, благодаря чему получается прочная вещь, не пропускающая воду и воздух. Даже пастушьи рожки и детские дудки делали из бересты. Плели из этого материала болотные сапоги, непромокаемые куртки и фуражки. Кружка, солоник и лопатошник – сумочка для бруска и лопатки, которыми точат и правят косу, не были в тягость крестьянину, отправлявшемуся на пожню в жаркий день. Береста легка и прочна. Походный солоник – утушка мог служить одновременно и игрушкой. Для детей специально плели берестяные мячики, птички, погремушки.
Под влиянием предметов городского быта крестьяне – кустари делали и такие вещицы, как, например, чернильный прибор. Но самыми распространенными были корзины разных форм и емкостей, короба-чемоданы, заплечные кошели с лямками, короба для хранения муки, сумки для рыбной ловли. Говорят, что в таких сумках рыба зимой не промерзает и не портится летом в жару. Для рыбаков мастерили берестяные грузила, оплетая саргой камень, и поплавки для сетей. Оплетали бутылки берестой. Делали бутылки и из самой бересты. Всего перечислить невозможно. (Литература 4)

3 Мастера Архангельской области

3.1 Руки народного мастера, художественно преображая практически полезные вещи, превращали их в произведения искусства. В книгах, иллюстрированных альбомах находит отражение преимущественно искусство декоративного оформления изделий, а технология их изготовления и особенности материалов, применяемых в прошлом и настоящем, почти не освещены. Например, сосна, срубленная в декабре, почти в два раза прочнее сосны, срубленной в феврале. (Литература 2)

3.2 По мнению мастеров, береста насчитывает около ста цветовых оттенков: от белого, бледно-розового, янтарно-золотистого до темно-коричневого. Понимание природных свойств материала, умение выявить и подчеркнуть его красоту, с любовью сделать полезную вещь составляют удивительные свойства народного ремесла, за что и называют его искусством.

3.3 К бересте сейчас интерес особый. Она переживает свое второе рождение - "берестяной ренессанс". Среди народных мастеров, работающих с берестой, произошла своего рода специализация. Тиснение на изделиях, выплетение орнамента на изделиях простого или рафинированного из ленточек разного оттенка, берестяная скульптура, по видам изделий.
Береста, как материал, не втискивается в жесткие рамки современной технологии. Берестяную хлебницу не могут делать несколько человек поэтапно, как, например, поэтапно режут из осины деревянную хлебницу.
В избе русского крестьянина береста занимала второе место после дерева. Туеса (бураки), коробья, пестери, заплечники, кошели, лукошки, масленки, набирушки, корзинки, зобеньки, солонки, поставцы, подточильники, ягодники, подкотельники, игрушки, погремушки, и всего не перечислить.(Литература 16)

3.4 Интересно, что в изделиях, которые выплетают мастера сегодня, редко можно встретить исполнителя, который так понимает бересту. Чаще проявляется тенденция применять ее узкие полоски, усложнять и мельчить рисунок плетения. Думается это не случайно. Современный мастер часто красивым считает сложное, изящное, миниатюрное, ярко украшенное. Полезность и конструктивность перестают быть критерием эстетического. Да и делает он берестяной предмет не для жизни, а для выставки или для продажи в художественном салоне. Распадается связь полезного, жизненного и эстетического начала, которое рождалось в рукотворном мастерстве. Ремесло - сфера создания необходимых в жизни предметов. Их утилитарность естественна. (Литература 21)

3.5 Необходимо выделить несколько общих художественных, характерных признаков, традиционных для народного декоративно-прикладного искусства:

Утилитарность - практическая предназначенность промысла в ответ на бытовые нужды, хозяйственные потребности.

Срастание произведений народного искусства с окружающей жизнью, родной природой.

Единство обрабатываемого материала и технических приемов.

Традиционность форм и опыта.

Коллективная природа творчества, избавляющая мастеров от ошибок, заблуждений, бесплодных опытов и шатаний, пустой траты сил.

Предельная экономия художественных средств.

Близость к детскому творчеству.

Нарядная декоративность, праздничность впечатления.

При малочисленности сюжетов обилие их вариантов.

Мастера, обращаясь к одним и тем же мотивам, интерпретируют их, находят новые варианты. (Литература 22)

3.6 В этом состоит их артистизм - сделать ту же самую вещь, что и другие мастера, только иначе, чем они, по-своему и лучше.
В настоящее время большим спросом пользуются плетеные изделия, выполненные на высоком художественном уровне, имеющие утилитарное практическое значение, не только приносящие человеку пользу, но и удовлетворяющие его духовные потребности, воспитывающие и формирующие хороший вкус.
Все эти функции изделия могут выполнять при условии, если они современны по форме, оригинальны по замыслу и хорошо выполнены технически. Орнаменту, художественному оформлению внешнего вида изделия, его маркировке, товарному знаку и другим показателям, характеризующим товарный вид, придается первостепенное значение. Перегруженность орнамента несвойственна произведениям декоративно-прикладного искусства. (Литература 18)

3.7 С середины 60-годов Архангельский союз художников, областной дом народного творчества, областной и районные музеи ведут работу по обследованию старинных центров Севера, деревень и сел Архангельской земли, выявляя потомственных мастеров, владеющих навыками традиционных ремесел.
Вот уже более 15 лет народные мастера тесно сотрудничают с Художественным фондом России, активно участвуют не только на ежегодных областных выставках, но и крупных зональных, республиканских и зарубежных смотрах. Значительно пополнились за эти годы музейные коллекции. (Литература 28)

3.8 Современное творчество северных мастеров сегодня широко известно. Ему посвящены ряд альбомов и теоретических исследований специалистов, многочисленные популярные издания. Личность народного мастера - хранителя древней культуры - пользуется уважением, любовью и славой. Старейшие из них прекрасно знают и помнят разнообразие форм и приемов украшения корзин, кузовов, лукошек, солонок и т. п. Плетеные изделия, в основном, сохраняют свое бытовое назначение: ими пользуются как в сельской местности, так и городе.
Личность народного мастера - хранителя древней культуры - пользуется уважением, любовью и славой. Старейшие из них прекрасно знают и помнят разнообразие форм и приемов украшения корзин, кузовов, лукошек, солонок и т. п. Плетеные изделия, в основном, сохраняют свое бытовое назначение: ими пользуются как в сельской местности, так и городе.
Искусством плетения овладели и некоторые молодые мастера, например, Юрий Ходий и Ольга Павленко из Архангельска, обучавшиеся у потомственных мастеров - вельчан Якова Григорьевича Рохина и Дмитрия Евгеньевича Задорина. С деревом сроднился известный народный мастер Александр Иванович Петухов, живущий в Коношском районе.(Литература 28)

3.9 Запись разговора писателя О.Ларина с мастером М.Ф.Фатьяновым из Лешуконского района - это пример сохранения русского народного языка. "В прежно-то время, ковды за стол садились одну бересту и видели: блюда, солонки, ковши, стаканы, штофы. А еше на катанки береста шла, галоши из ей делали. Наденешь на валенки: хорошо идти, дробко, ноги в тепле.
Береста бывает трех сортов - тонкая, теплая, мягкая, бархатистая, растяжимая, широкопластная, - без грибка, значит, и без корок - "жирная", белая, бледно-желтая, молодавчатая. Такой здесь сроду не бывало.

Толстая, гладкая, прочная, но игловатая, разноцветная - с юга красноватая дак, а с севера - желтая. Эта еще не поспела, на другой год приду.

И третий сорт: толстая, тундроватая, пятнистая, в шадринках вся, в коросте, усикомыми засижена. Этой здесь хоть пруд пруди. Бери, не хочу...

В прежние-то времена, не поверишь, мы лапти из ей плели, из бересты-ти. Лапти плести - не дом вести, наука не хитрая. Для одной ноги пять полос требовалось, мочишь их, окариваешь, заостряешь и в воду. Легче они тоды загибаются." (Литература 34)

3.10 Костылев положил крест-накрест восемь двойных лычек, сложенных так, чтобы внутренняя сторона бересты была лицевой. Придерживая их зажимами, стал плести плотно, клеточку за клеточкой. Когда не было бересты, плел из бумажных ленточек шкатулки, очечник, сумочки… Если протереть лычку тряпочкой, смоченной в подсолнечном масле, заусенцы на них не образуются, береста становится эластичнее, утрачивает сопротивление, да и цвет проявляется активнее. Василий Алексеевич закончил плетение, отгладил и распрямил небольшой коврик из золотистых ленточек, поколотил его колотушкой, свернул в трубочку и стал формировать углы. С помощью пинцета он протягивал свободные концы лычек под соседние клеточки с внешней и внутренней сторон изделия. (Литература 30)

3.11 Считаю своим долгом вспомнить:

Михаила Васильевича Варварского из Конёва;

Кудесника Вячеслава Макаровича Трапезникова из Няндомского р-на, Лепша;

Владимира Николаевича Бурчевского подвижника народного творчества,

Валентину Дмитриевну Кузнецову старосту клуба "Берендей", г. Вельск;

Улыбчивых и добрых Ивана Кировича Лаврентьева и Евстафия Михайловича Дружинина из того же знаменитого клуба декоративно-прикладного искусства "Берендей";

Николая Александровича Уварова преподавателя из Няндомы;

Народного мастера Сергея Григорьевича Канышева с супругой Леной, обучающей детей плетению, из Каргополя;

Народного мастера Александра Владимировича Шутихина из Котласа

и многих других мастеров, которые приобщили меня своими изделиями к мастерству плетения из бересты.

3.12 В Северодвинске знаком с следующими коллегами по плетению:

Преподавателем широкого профиля Иваном Григорьевичем Клещиным,

Пенсионером Григорием Григорьевичем Порошиным,

Владимиром Александровичем Коробковым,

Михаилом Евгеньевичем Стрелковым и другими.

4 Рабочий инструмент и принадлежности

4.1 Инструмент плетельщика прост – это сочалка, нож-косяк, ножницы, "щемильцы" для зажима лент бересты, кочедык, помогающий продергивать ленты бересты при плетении, шаблоны, линейка, карандаш. Все это есть в каждом доме или легко можно сделать самим. Рабочее место мало и состоит из низенькой скамеечки, табурета с инструментом под сидением-крышкой и бака (полиэтиленовой емкости) для смачивания лент.

4.2 Сочалка – это старинный инструмент для безопасного снятия лыка с дерева. Простой корень, ветка или подобное из твердого дерева затачивают под двумя углами. Сочалка – это еловый сук для снятия бересты. Его можно сделать и из другой твердой породы дерева. Сочалка по форме аналогична кочедыку, но имеет рабочие плоскости, обрезанные под двумя углами.

Край бересты подрывается сочалкой от луба и тянется под углом для получения длинной ленты.

4.3.1 Нож должен быть очень острым. Удобно работать ножом, имеющим форму сапожного ножа. Ножи - косяки бывают с разной шириной полотна и разным углом скоса. Резать бересту можно носком или пяткой. Полотно ножа - косяка, изготовленное из инструментальной стали и хорошо отполированное, имеет длину 50-70 мм, ширину 10-лезвия.

4.3.2 Нож имеет прямое полотно шириной 25-30 мм и длиной 80-150 мм, длина с ручкой 180-270 мм. Наиболее удобная ручка для ножа – прямой формы с закругленными гранями и головкой, с черенком длиной 100-120 мм, шириной 20-30 мм, толщиной 12-15 мм. (Литература 2)

4.3.3 Лезвие ножа должно быть идеально острым. Фаска при заточке косяка снимается с двух сторон узкой скошенной грани под одинаковым углом. При заточке нож держат так, чтобы фаска плотно прилегала к бруску, и придают ему возвратно-поступательное движение большой амплитуды. Как только на режущей кромке появится заусенец, нож переворачивают. Доводят заточку на тонко зернистом бруске, правят на оселке, придавая ножу такие же движения, как при заточке на бруске.

4.3.4 После заточки и правки инструменты насухо вытирают, укладывают черенками в разные стороны, чтобы не повредить острие, и заворачивают в толстый холст или хранят в специальном футляре с карманчиками. Под режущие кромки следует подкладывать поролон. Для предохранения от ржавчины полотно режущих инструментов необходимо слегка протирать маслом. (Литература 2)

4.3.5 Применяются и специальные ножи-резаки с ограничителями, расположенными на длинной рукоятке. Режущая часть лезвия не должна выступать над ограничителями больше чем на 2,5-4 мм, в зависимости от толщины бересты. (Литература 23)

4.3.6 Ещё удобнее резать берестяную ленту заданной ширины специальным резаком с ограничителем. Лезвие резака прорезает бересту, а крючок ограничителя одновременно отделяет ленту от ствола

Интересное плетение из бересты для начинающих - статья, которая поможет научиться основам работы. Как же часто хочется сделать что-то самостоятельно! Чтобы хвастаться родным, друзьям, когда они будут приходить в гости. Хочется поражаться тому, что смог это сделать лишь приложив усилия! Возникает вопрос: а что же сделать? Аксессуары сможет почти каждый, нужно что-то новое. Но зачем искать новое, если есть забытое старое? Плетение коры деревьев - это красивые изделия, выполненные с любовью.

Начало начал

Береста - это кора березы. На Руси ее использовали только в строительстве. В дальнейшем - для изготовления домашней утвари и различных поделок. Также наши предки делали крыши, летние домики, лодки, используя лозу и кору. В те времена в основном носили лапти, которые делали именно из такого материала. В те времена кожа стоила больших денег. Стояла проблема в водонепроницаемости, поэтому использовали березу. Такая обувь подходила для крестьян. Конечно, главным минусом было то, что по «мокрой» погоде в них не походишь.

В наше время изделия из того материала стоят дорого. Все из-за того что такой самобытный промысел теряет свое практическое применение.

Корзины из бересты использовала каждая хозяйка. Они подходили для сбора урожая, походов в лес за ягодами и грибами. Береста обладает свойствами, которые незаменимы для хранения продуктов. Вместо мешков для муки и круп использовали именно плетенки, потому что там не появлялись жучки-вредители. Ученые доказали, что сахар и сыпучие продукты хранятся лучше всего в них.


Ход работы

Попробуем сделать лукошко своими руками.

Для работы понадобятся:

  • кора березы (лента) 20 шт по 45 см;
  • острый нож;
  • для работы существует много ножей, которые отличаются по размерам, целям и формам. Используйте шило с разными стержнями, плоскогубцы и круглогубцы;
  • Плоское шило - кочелдык.

Итак, приступим!

  1. Начнем плести полотно, имеющее прямоугольную форму. Возьмите четыре ленточки, которые будете пропускать через друг друга.

  1. Так начинается любое плетение. Получая нужный размер изделия, нужно сгибать вверх ленты. Стоит помнить, что материал очень прихотливый и часто скручивается. Технология раскручивания простая - продерните ленту в руке, используя край ножниц или ножа. Таким образом, лента скрутится в противоположную сторону. Вот такое дно получилось.

  1. Трудный этап - ручки для корзины. Схема для них представлена ниже:

  1. Возьмите алюминиевую проволоку, которая послужит каркасом для изделия. Образовали кромку, пропуская внутри проволоку. Начните с середине боков. Делайте кромку до середины короткой стороны. Сделайте место для выхода, образовав зубчик. Из его вершины должно выходить несколько концов проволоки. Следите за тем, чтобы первый от сплетенной кромки, а второй - для кромки второй стороны произведения. Помните, что концы должны быть длинными.

  1. Ручки соединяют оба бока корзинки. Сделайте кромку до конца, а потом оплетайте изделие вторым слоем.
  2. Рукоять можно сделать несколькими способами.

Способ 1.

Можно оплетать с помощью самой ленты. Такой способ быстрый и простой. Обматывайте две проволоки, образуя ручку. Ленту берите длинную, чтобы хватило на рукоять.

Способ 2.

Это плетение из 2-х лент. Техника заключается в размере лент. Их ширина уже лент изделия и возьмите одну длинную и узкую. Расположите ленты по сторонам от проволоки. Третью закрепите около основания, оплетая широкие ленты, закрепляя на противоположной стороне ручек.

Способ 3.

Самый сложный способ плетения. Верхнюю ленту нужно поделить пополам, переплетая меж четырьмя полосами.

Корзинка-короб неплохо смотрится с рукоятью - закладкой.

Обратите внимание! Нужно использовать четыре ленты, вплетая в основание ручки. Не забывайте о длине лент.

Теперь можно посмотреть на результат:

Такой мастер-класс прекрасно подойдет для новичков, потому что он довольно подробный. Это изделие может получить уровень сложности в две звездочки из пяти.

Многофункциональный друг

Для чего еще подойдет кора березы? Шкатулки, браслеты- их легко можно сплести из нее, даже не имя навыков и опыта. Все приходит со временем. Многие мастера, чтобы добиться успеха, годами учатся на благо своего дела.

Кубик — нужно использовать 8 лент по 30-40 см и шириной в 10 мм. Сувенир придется по душе любому человеку, особенно ребенку. Можно посмотреть пошаговое выполнение изделия.

Несколько советов: используя схему, внимательно следите за руками мастера. Во многих моментах нужно крепко затягивать ленты. Но не забывайте, что они хрупкие и могут порваться, сломаться, испортив все изделие.

У любителей рукоделия часто возникает проблема с местом для хранения материалов. Если вы любите и умеете работать руками, нелогично покупать различные органайзеры , пеналы и коробочки, ведь их можно изготовить самостоятельно. Мы уже рассказывали, как сплести корзинку из газетных трубочек, а в данном мастер классе предлагаем попробовать сделать корзину из природного материала, бересты. Корзина квадратная, поэтому, изготовив несколько штук, их можно легко скомпоновать на столе или в шкафу. Корзинки из бересты отлично подойдут для хранения материалов для хендмейда, а также других мелочей, которых много в любом доме. При плетении корзинок, размеры можно варьировать, подбирая их под свои нужды.

Материалы и инструменты для плетения корзинки:

  • береста
  • металлическая линейка
  • ножницы
  • прищепки

Как сплести корзинку из бересты своими руками

Поместите бересту в теплую воду примерно на час. Подвесьте ее, чтобы стекла лишняя вода.
Когда на поверхности бересты не останется видимой влаги, нарежьте полоски одинаковой длины. Длина колосок и их количество будут зависеть от размеров корзинки.


Важно : количество горизонтальных и вертикальных полосок обязательно должно быть нечетным.

Мы использовали схему 7×7 полос. Длина полосок бересты зависит от высоты бортиков корзины. Тут действует принцип «лучше перебор, чем недобор».
Возьмите половину заготовленных полосок и разложите их на столе, зафиксировав скотчем или прижав тяжелой книгой. Постарайтесь представить квадрат, который образуется, если поверх вертикальных полосок уложить горизонтальные. Полоски скотча должны располагаться вдоль сторон воображаемого квадрата.


Вплетите первую горизонтальную полоску бересты. Каждую полоску вплетайте так, чтобы ее края загибались к вам.


Вплетите следующую полоску, используя классическую схему плетения (если предыдущая горизонтальная полоска уложена поверх вертикальной, следующая должна пройти под ней).


Вплетя все горизонтальные полоски бересты, в центральной части у вас должен получиться квадрат.


Проверьте, в какую сторону лучше загибать бересту. В одну сторону она может загибаться, образуя гладкий изгиб, а при загибе в другую сторону, береста может слоиться.


Переверните заготовку так, чтобы при загибе полосок кверху береста не слоилась. Загните все полоски по граням плетеного квадрата, используя металлическую линейку.


Выровняйте полоски вдоль одной из сторон квадрата и вплетите длинную полоску бересты. Длина должны быть такой, чтоб бересты хватило на все четыре стенки нашей корзинки. Не забывайте о классической схеме плетения, и удостоверьтесь, что длинная полоска хорошо загибается в вашу сторону.


Таким же образом вплетите еще две полоски бересты.


Загните все три полоски по линии пересечения с последней из вертикальных полос, в которые они вплетены.


Вплетите три длинных полосы вдоль следующей стороны квадрата. Особое внимание уделите плетению по углам.


Повторите те же операции с полосками вдоль третьей и четвертой сторон квадрата.




Обрежьте остатки полос, вплетенных в стенки корзины из бересты, оставив запас примерно в 5 см. Вплетите оставленные части полос в стенку, которую плели первой.


Корзинка из бересты обретает форму. На этом этапе можно вплести еще несколько полосок в стенки, чтобы добиться желаемой их высоты.


Важно : после плетения стенок должно остаться приблизительно по 7 см полосок, из которых плели дно корзинки. Свободные концы позже нужно будет загнуть и вплести внутрь корзинки.

Загните вертикальные полоски, прошедшие поверх последней горизонтальной полосы, внутрь корзинки, вплетите их под третью сверху горизонтальную полосу. Чтобы упростить задачу, вертикальные полосы можно предварительно подрезать до нужной длины.


Проделайте эту операцию со всеми наружными вертикальными полосками. Таким образом, половина полосок останутся не вплетенными. Внутри корзинки, по периметру последней вплетенной полосы, зафиксируйте еще один отрезок бересты. Эту полоску можно закрепить с помощью прищепок.


Загните все оставшиеся вертикальные полоски поверх зафиксированного прищепками бортика и вплетите их под вторую сверху горизонтальную полосу бересты.


Обрежьте вертикальные полоски до нужной длины, чтоб они не торчали из под горизонтальных.




По той же технологии можно изготовить и корзины из бересты размером, например, 5×5 или 9×9 полос. Думаем, вы сразу же найдете им достойное применение.

Березовый лес подарил народным умельцам чудесный материал - бересту, - легкий, прочный, доступный. Береста состоит из множества тонких, но плотных слоев. Каждый год на ней нарастает новый слой и она становится толще. Наружные слои обычно окрашены в белый цвет, а внутренний может быть желтым, охристым, коричневым, желто-зеленым... Эта сторона у мастеров называется лицевой. Поэтому все изделия плетут с таким расчетом, чтобы видимой была лицевая сторона, а белый слой находился внутри плетева.

Плетение - один из самых древних способов обработки бересты. Из ее узких полосок, так же как из лыка, на русском Севере изготовляли обувь, пестери - заплечные кошели для сбора грибов, лукошки для ягод, игрушки, посуду, утварь. Многие вещи, которые плели крестьяне в прошлом, не утратили своего практического значения и теперь. Снимают бересту с погибших берез: упавших или сухостойных.


Среди упавших нужно выбирать такие, у которых древесина еще крепкая, а слой камбия, находящийся между стволом и берестой, уже разрушился, а значит, и кора легко отделится от ствола. Сделайте на упавшем или сухостойном дереве надрез. Под берестой вы обнаружите темно-коричневый рыхлый слой камбия.


Подденьте бересту ножом, и она легко отделится от ствола. У бересты, снятой с погибших берез, есть свои особые декоративные достоинства. Внутренний слой ее окрашен в красно-коричневый цвет с различными оттенками. Если бересту пропарить в горячей воде и потереть жесткой щеткой, то она приобретает розоватый или зеленовато-желтый цвет.

Чтобы снять со ствола длинную ленту, прочертите шилом вокруг него по спирали линию. Расстояние между витками должно быть равным ширине заготавливаемой ленты (рис. 1, поз. 1). Обычно применяют ленту шириной от 1 до 3 см.


Небольшие сувенирные изделия изготовляют из более узкой ленты - шириной от 0,5 до 0,7 см. На глазок трудно сохранить постоянное расстояние между витками, а значит, и параллельность линий. Поэтому желательно сделать специальную чертилку.


Она представляет собой согнутую пополам стальную проволоку, концы которой заточены на конус, закруглены и отшлифованы так, чтобы легко скользили по бересте, оставляя на ней неглубокие, но хорошо заметные вмятины. Прорежьте бересту вдоль проведенных линий резаком и смотайте готовую ленту в клубок. Еще удобней резать берестяную ленту заданной ширины специальным резаком с ограни-- чителем.


Лезвие резака прорезает бересту, а крючок ограничителя одновременно отделяет ленту от ствола. Основной инструмент, применяемый при плетении из бересты, - плоское шило с крючкообразным изгибом (рис. 1, поз. 2).


В различных областях России его называли по-разному: кото-чиком, костыгом, свайкой, кодочигом, кочедыком или же просто лапотным шилом. Но все же более известно плоское шило как кочедык. Кроме кочедыка, под руками плетельщика всегда был острый нож, которым он разрезал ленты и заострял их концы. Кроме этих двух инструментов, нам потребуются также сапожное шило с квадратным сечением, прямое с закругленным и отполированным кончиком, нож-косяк или сапожный нож. Пригодятся в работе и ножницы.


Сапожным шилом мы будем прокалывать отверстия для сшивания бересты, прямое используем вместо карандаша. Скользя по бересте, полированный кончик должен оставлять хорошо заметный след. Резаком раскраивают бересту на отдельные ленты.Для временного закрепления плетева в процессе плетения применяют простейшие самодельные зажимы. Их изготавливают из березового прутка толщиной с карандаш и длиной 7-. 10 см каждый.

В середине заготовки сверлят отверстие, а затем с одного торца ее раскалывают вдоль сердцевины до этого отверстия. Вместо самодельных зажимов можно использовать бельевые прищепки, а при работе над мелкими вещами - канцелярские скрепки.


Ленточное плетево представляет собой ритмичное чередование квадратов. Их стороны, образованные переплетением берестяных лент, могут быть расположены параллельно основанию или же под углом 45°. В первом случае плетение называется прямым, а во вто ром - косым. По технике исполнения прямое плетение проще косого. Поэтому осваивать приемы ленточного плетения надо именно с него. Прежде чем приступать к работе, потренируйтесь на бумажных лентах.

Дорожная солонка.


Любое изделие плетется с помощью шаблона (рис. 2, поз. 1). Чтобы сплести солонку, которую удобно брать в поход, нужно подобрать шаблон. Это может быть коробка, брусок с квадратным основанием.
Берестяные ленты берут равными по ширине одной трети стороны основания. Положите три ленты на стол лицевой стороной вверх и переплетите их с тремя другими. Подрежьте концы лент в форме клина, чтобы удобно было работать. Затем согните ленты вдоль ребер основания, прижмите к гранямшаблона и обвяжите тонкой -бечевкой.

Начиная от основания (донышка), последовательно оплетите вертикальные ленты плетева тремя рядами горизонтальных лент. Уберите шаблон. Он больше не понадобится. Переплетите вертикальные ленты между собой так, чтобы образовалась верхняя грань солонки. Все концы заделайте в плетево, оставив только две ленты у края квадратного отверстия. Ими вы будете крепить горлышко к корпусу.


Концы этих двух лент просуньте под ленты на верхней грани куба. Получатся две петли. Пропустите в них специально заготовленную ленту несколько раз, чтобы образовалось многослойное кольцо. Потяните за кончики лент, и петли зажмут кольцо, плотно прижав его к верхней грани солонки. Оставшиеся концы заделайте в плетево.


Для прочности наденьте на горлышко берестяное кольцо со специальным замком. Как вырезается замок, видно из рисунка (рис. 2, поз. 2). Кольцо, соединенное замком, опустите на несколько минут в горячую воду. Распаренное, оно легко наденется на горловину солонки, а высохнув, плотно обожмет ее.




Как бы вы ни старались плотно подогнать друг к другу ленты, между ними все равно останутся хотя бы небольшие просветы. А значит, и соль из такой солонки будет высыпаться. Чтобы этого не произошло, плетево обязательно уплотняют, вплетая в него второй слой лент. Их подсовывают под первые кочедыком. Помните, перед началом плетения вы расположили ленты лицевой стороной вверх.


Теперь же лицевая сторона оказалась внутри солонки, а изнаночная - снаружи. Это сделано было для того, чтобы внутренняя поверхность солонки была чистая. Такая же поверхность должна быть и на внешней стороне. Поэтому ленты уплотняющего слоя вплетают лицевой стороной наружу.


Завершают работу над солонкой изготовлением деревянной пробки. Пробку вырезают с таким расчетом, чтобы она плотно входила в горлышко, а ее выступающая часть имела красивую и удобную форму. Потом солонку протирают тряпочкой, смоченной растительным маслом, чтобы снять с бересты сизый налет, и растирают сухой тряпкой до появления едва заметного глянца.

Суперобложка для книги.

Прямое плетение можно использовать при изготовлении суперобложки для книги (рис. 3, поз. 2). Шаблон для плетения вырезают из толстого картона в виде прямоугольника по формату книги. Тонкие берестяные ленты укладывают лицевой стороной вверх, переплетают между собой, кладут на них шаблон и оплетают его с двух сторон.


Затем оплетают с помощью кочедыка вторым слоем так, чтобы ленты были вплетены лицевой стороной наружу. Отдельно из двух согнутых пополам узких лент плетут закладку и прикрепляют ее к верхнему краю суперобломки.


Берестяные ленты можно использовать для сплетения стеклянной и металлической посуды: бутылей, банок, фляг (рис. 3, поз. 1). Берестяное сплетение не только украшает невзрачную стеклянную посуду, но и надежно предохраняет ее при удара


х. Кроме того, во фляге, оплетенной берестой, вода в летнее время долго остается прохладной. В старину тонкими берестяными лентами обвивали треснувшую глиняную посуду. Береста надежно скрепляла отдельные черепки. Благодаря ей глиняные горшки служили многие годы.

Лукошко.

Лукошко для хранения продуктов или сбора ягод может быть квадратным или прямоугольным. От его размера зависят количество и ширина применяемых лент. Если вы решили сделать дно квадратным, то берите четное число лент.


На рисунке показана последовательность плетения небольшого лукошка с квадратным дном из восьми лент. Чтобы плетево не распадалось, в местах переплетения крайних лент временно скрепите его четырьмя зажимами. Посередине установите шаблон так, чтобы его грани находились под углом 45° к сплетенным лентам. Приподняв часть плетева, снимите зажим и прижмите плетево к одной из граней шаблона. Другую часть плетева прижмите к соседней грани.


Переплетая в шахматном порядке прижатые к граням ленты, вы получите один из углов лукошка. Скрепите сплетенный угол зажимом и в той же последовательности сплетите остальные.суглы. Затем продолжайте выплетать борт лукошка. Для жесткости вплетайте в него обруч из березового или ивового прута. Периметр обруча сделайте равным периметру донышка. Концы прута срежьте на ус и свяжите прочными нитками. Готовый обруч наденьте на корпус, а концы лент перегните через обруч, последовательно подсовывая их под ленты первого слоя плетения с внешней стороны.


Как только ленты кончатся, подсуньте новые и продолжайте работу до тех пор, пока не оплетете все лукошко. Второй спой не только укрепляет и уплотняет плетево, но и украшает изделие. Народные мастера выработали даже специальные приемы декоративного плетения.
На рисунке 4 (поз. 7) показана последовательность выполнения декоративных элементов, так называемых «конвертиков». Известны и другие приемы узорчатого сплетения: «в шахматку», «ступеньками», «пояском».К оплетенному лукошку остается подвязать ручку. На противоположных сторонах борта прорежьте два узких отверстия, разных по ширине ленте, приготовленной для ручки. Пропустите ленту через прорези несколько раз.


Сложенные вместе пять-шесть слоев ленты обмотайте оставшимся концом, плотно прижимая виток к витку. Чтобы витки держались на ручке прочно и не смещались после очередного витка, конец ленты нужно подсовывать под верхнюю ленту ручки.


Футляр для бруска.

Способом косого плетения можно изготовить футляры для инструментов " или для точильного бруска (рис. 5, поз. 1). Такой брусок обычно берут на покос. Выплетают футляр на шаблоне, вырезанном из доски. Для плетения заготавливают шесть берестяных лент. Вначале переплетают две ленты, согнув их пополам, а затем последовательно вплетают остальные. Плетево надевают на шаблон и оплетают его, плотно подгоняя одну ленту к другой. Заделав борта, футляр оплетают вторым уплотняющим слоем. На задней стенке прикрепляют лямку, за которую футляр подвешивают к ремню или на стену.

Подстаканники.

Для плетения подстаканника нужно брать узкие ленты. Чем уже они будут, тем плотнее лягут на цилиндрической форме. Для шаблона берется деревянный цилиндр, вытесанный вручную или выточенный на токарном станке. Перед началом работы ленты можно немного подержать в теплой воде. Распаренная береста становится более эластичной и легко огибает форму. Однако не следует сильно натягивать берестяные ленты, иначе подстаканник будет трудно снять с шаблона, когда ленты подсохнут. Борт подстаканника можно сделать не прямым, а «зубчиками» (рис. 5, поз. 2).


Туески.

Плетеными «рубашками» народные мастера часто украшают туески. На рисунке 6 (поз. 1) показано устройство туеска, предназначенного для хранения сухих продуктов.


Пестерь

Так называют заплечный кошель для сбора грибов наподобие ранца. Он хорошо прилегает к спине и не оттягивает руки, как корзина.


Плетется пестерь тоже по шаблону - подходящему по форме и размерам ящику, подобно тому, как и лукошко.


Борт передней стенки делается ниже задней, а боковые стенки имеют скос под углом 45° (рис. 6, поз. 2). Заделав переднюю и боковые стенки, продолжают плести заднюю. Ее выступающая часть служит крышкой пестеря.


Заделав края крышки, оплетите пестерь вторично и прикрепите лямки. Их изготавливают тем же способом, что и ручку лукошка.


Для прочности между лентами положите брезентовую полоску.


На низкой стенке пестеря прикрепите две застежки в виде плоских дощечек с вырезами, равными ширине берестяных лент.


Дощечки подсуньте на углах под ленты плетева. Петли сделайте из бечевки или сыромятной кожи и привяжите их на углах крышки.