Почему меня не принимают? Чужой среди своих. Почему подростка не принимает коллектив Ребенка не принимают в коллективе

Наш эксперт - детский психолог Ирина Петрова.

Пока другие дети в саду увлечённо играют друг с другом, ваше чадо одиноко сидит в уголке. А на вопрос: «Почему ты не играешь с другими детишками?» - грустно отвечает: «Никто не хочет со мной водиться». Ваше родительское сердце кровью обливается. Но как конкретно помочь ребёнку? Ведь насильно мил не будешь…

Битва за популярность

Многие мамы и папы, будучи не в силах наблюдать за страданиями ребёнка, пытаются отыскать простое средство, как помочь в беде. Например, покупают игрушки и сладости и советуют дарить их ребятам из группы. Подарки, конечно же, с радостью разбираются, но, увы, за них живой интерес к себе надолго не купишь. Покупать своему ребёнку самую дорогую и модную одежду или крутые гаджеты - тоже не вариант. Конечно, навороченный малыш не останется незамеченным, но вряд ли это поможет ему вызвать симпатию у других ребят. Возможно, с ним будут общаться только из корыстных соображений (в обмен на разрешение «другу» поиграть в его смартфон). Впрочем, в большинстве садов не разрешается приносить из дома игрушки. Так что лучше искать другие пути решения.

Поиск свидетелей

Переводить ребёнка в другой сад или группу только потому, что в этом коллективе у него не сложились отношения, бессмысленно. Но если с малышом не просто не хотят дружить, но ещё и обижают, а то и бьют - это совсем другое дело. Такие конфликты оставлять без внимания нельзя, надо разбираться с зачинщиками травли (и их родителями), привлекая к обсуждению воспитателей и заведующую.

Кстати, поговорить с воспитателем нужно, даже если ребёнка никто и не обижает, а лишь игнорируют. Ведь человеку, который весь день проводит с детьми и наблюдает взаимоотношения в коллективе, лучше видно, в чём может быть причина. К сожалению, в этой беседе может открыться нелицеприятная правда о собственном чаде. Например, выяснится, что он дерётся, дразнится или отнимает игрушки, поэтому с ним никто и не играет. В этом случае, конечно, родителям придётся прибегнуть к воспитательным мерам и объяснить чаду правила поведения в коллективе.

Поддержка вместо жалости

Если ваш ребёнок ведёт себя идеально и тем не менее с ним не дружат, удержитесь от соблазна слишком сильно жалеть любимое чадо. Иначе вы только усилите тревогу и стресс и даже подорвёте его самооценку. Но при этом обязательно окажите поддержку малышу. Скажите, что он у вас замечательный, что очень его любите. И непременно сделайте акцент на том, что, даже если сейчас отношения с ребятами у него не клеятся, это поправимо и вскоре всё изменится. В доказательство можете привести свой собственный детский опыт (если такового нет - просто выдумайте его). Ни в коем случае не упрекайте ребёнка в застенчивости, не вешайте ярлыки, называя его тихоней, - это может сильно поколебать его будущую уверенность в себе. Наоборот, покажите, что, несмотря на то, что вы разделяете его беспокойство, вы нисколько не сомневаетесь в том, что он достоин дружбы и что друзья у него непременно найдутся. Только надо для этого постараться. И старайтесь вместе.

Учите дружить

Конечно же, заставить хорошо относиться к вашему ребёнку невозможно. Ни уговорами, ни тем более угрозами. Только добром. Поэтому ни в коем случае не обвиняйте тех детей, которые игнорируют вашего ребёнка. Не называйте их глупыми, завистливыми, слишком маленькими и т.д. Подойдите к делу конструктивно.

Например, вы можете испечь домашнее печенье в виде героев мультиков или просто забавных персонажей и предложить ребёнку принести угощенье в сад. Ребята наверняка оценят такой креатив. Также можно устроить детский праздник у себя дома. Пусть ваш сын или дочь пригласит нескольких ребят или даже всю группу, а вы придумаете, чем интересным можно занять компанию, - такое времяпрепровождение здорово объединяет. Тяжеловато? Вариант проще: созвонитесь с парочкой родителей из вашего сада и предложите им погулять с детьми в выходные на площадке. Или же сходить в театр, кафе, зоопарк.

А ещё вы можете научить чадо каким-то интересным играм, которые обязательно привлекут внимание других детей в саду. Это отлично помогает повысить авторитет ребёнка. И попросите воспитателя в саду чаще привлекать вашего ребёнка к участию в командных играх и театральных постановках.

Ну а если отношения в саду совсем не клеятся, запишите ребёнка в кружок, на секцию. Но важно, чтобы он занимался тем, что ему интересно. Это повысит его шансы на встречу с единомышленниками. Может быть, настоящая дружба ждёт его именно там!

Часто истоки неуверенности в себе у детей идут от отношения к ним родителей. Страшны обе крайности – как гиперопека, так и невнимание. У мам-наседок часто вырастают неприспособленные к самостоятельным действиям, крайне пассивные дети, которым очень трудно социализироваться. А у равнодушных родителей – пугливые, неуверенные в себе чада, избегающие контактов.

Если ребенка отвергают одноклассники

Почему не всех детей любят одноклассники. Как помочь ребенку влиться в коллектив.

Школа – это пространство детей. После звонка на перемену, в коридоры вливается бурная громогласная толпа, начинается всеобщая суета и движение. Но все же, среди веселой гурьбы школьников, обязательно найдутся дети, особняком стоящие от своих одноклассников. Как правило, они оказались вне коллектива – он их просто не принял.

Как себя чувствует отвергаемый ребенок? Да точно так же, как и взрослый человек, которого не замечают коллеги по работе. Эта ноша тяжела для взрослого, но ребенку с ней жить еще сложнее. Почему сверстники не принимают в свой круг некоторых ребят? Чья в этом вина и как помочь ребенку? Эти вопросы мы обсудим в нашей статье.

Все родители полагают, что их ребенок самый замечательный. Впрочем, так и должно быть. Но «вступить в коллектив» бывает не очень просто. В семье ребенка окружает атмосфера заботы и любви. Вы любите его безоговорочно, таким, какой он есть. Но сверстники судят строже. Чаще всего дети отказываются дружить с «подлизой», «ябедой», «зубрилой», «новеньким», «неопрятным» и пр. Непринятого в коллектив ребенка, дети отнесут к одной из вышеперечисленных групп, обязательно наделив обидным прозвищем. В результате, малыш ощущает, что он не относится к категории «нормальных», выбиваясь из общего числа детей.

Статья о том, что может ей понравиться.

Как определить, попал ваш ребенок в круг «отверженных» или нет?

  • Если малыша не принимали ровесники в детском саду, то высока вероятность того, что и в школе возникнут такие же проблемы.
  • Ребенок отказывается посещать школу или демонстрирует безразличие к ней.
  • Он стал более раздражительным и замкнутым, видны проявления тревожности, а на его коже вы обнаружили следы побоев.
  • Ребенок, обычно разговорчивый в семейном кругу, наотрез отказывается обсуждать школьные дела и одноклассников.
  • У ребенка нет друзей в классе, зато во дворе есть закадычный друг, порой не подходящий ему по возрасту, но с которым он готов проводить целые дни напролет.
  • Вашему ребенку никто не звонит. Одноклассники не спрашивают у него домашних заданий, не зовут гулять. И он тоже не спешит воспользоваться телефоном, даже если не успел записать заданные предметы и ему это грозит неудовлетворительной оценкой. Как правило, он не может никому позвонить, потому что никто не дал ему своего номера.

Если вы обнаружили в этом списке хотя бы один из перечисленных признаков, значит, пришло время менять ситуацию в пользу вашего чада.

Как помочь?
В первую очередь, важно откровенно поговорить с ребенком. Это будет непросто, но нужно проявить терпение. Обязательно посетите школу, лучше в то время, когда занятия закончатся, и вы избежите встречи с одноклассниками своего ребенка. Поговорите с учителем, и если ваши подозрения подтвердились, обратитесь к школьному психологу или в детский центр психологической помощи. Конечно, можно покинуть этот «нехороший» класс и сменить школу, но у вас не будет гарантии, что в другом коллективе все сложится гладко.

Всем известно, что любую проблему легче предотвратить, чем преодолеть ее путем потерь и усилий. Психологи утверждают, что дети в своих сверстниках, в первую очередь, ценят такие качества характера, как доброта, искренность, душевность и уравновешенность. Тех, кто наделен этими качествами, безоговорочно принимают в любой здоровый коллектив. Но дети понимают эти характеристики несколько иначе, чем взрослые.

Например:

  • доброта – для взрослого человека абстрактное определение. Мы будем считать человека добрым, даже если он не смог дать нам накануне денег взаймы. Но дети не прощают подобных мелочей, в их понимании у такого человека отсутствует доброта;
  • уравновешенность дети понимают как «спокойность»;
  • душевность для взрослого человека означает сердечность. Для ребенка же это умение соболезновать всему живому, даже уличным брошенным животным. Само же понятие «душевность» дети связывают с принятием другого человека;
  • искренность дети понимают как честность.

Помимо качеств характера, дети ценят морально-волевые характеристики. К ним относятся: честность, решительность, справедливость, ответственность и отважность.

Честность дети школьного возраста связывают с порядочностью в кругу одноклассников, при этом солгать взрослому человеку вовсе не зазорно.

Справедливость дети понимают одинаково со взрослыми.

Под ответственностью имеется в виду отношение к процессу обучения и к самим детским взаимоотношениям в коллективе.

Смелость и отважность – это синонимы в понимании детей.

Учите своего ребенка душевности. Не критикуйте его сверстников, постарайтесь найти в каждом свои положительные черты, оправдывайте их недостатки. Никогда не осуждайте и не сплетничайте при ребенке про его одноклассников, педагогов и знакомых. Зачем ему слышать о других плохое?

Научите ребенка сопереживать чужому несчастью, не смейтесь над неудачами окружающих – и тогда ваше чадо станет сердечным. Не оставайтесь равнодушными к происходящему: предложите ребенку покормить птицу за окном или уличное животное.

Чтобы воспитать в ребенке искренность, важно всегда самим говорить только правду, не лукавить и не приукрашивать ситуацию. Конечно, порой это бывает непросто, но ведь так комфортно чувствовать в своей жизни отсутствие лжи. Расскажите ребенку, что в своем вранье очень просто запутаться, из-за лжи можно попасть в нехорошее положение. Не стесняйтесь приводить примеры из собственного детства, это лишь укрепит доверие и ваш авторитет в глазах ребенка.

И последнее немаловажное качество – уравновешенность или спокойствие. Не кричите на ребенка, не придирайтесь к нему по мелочам, вам нужно беречь его нервную систему, потому что она очень уязвима! Дети, на которых кричат дома, приходя в школу, начинают избавляться от отрицательных зарядов, разряжаясь на других. Пусть в вашем общении преобладает только ровный спокойный тон. Контролируйте собственные эмоции, и тогда ваш ребенок сможет легко научиться контролировать свои.

Дорогие мамы и папы! Такие важные показатели, как успеваемость, мотивация к учебной деятельности, физическое здоровье и душевное равновесие во многом зависят от того, как ваш ребенок чувствует себя в кругу сверстников. Замечательно, если ребенок идет утром на учебу с легким сердцем. Поэтому помогайте ему, делите с ним его детские радости и беды, и тогда ваше чадо обретет уверенность в себе!



Можно выделить несколько видов отвержения ребенка детским коллективом, и все они в большей или меньшей степени делают школьную жизнь отвергаемого ребенка непереносимой.

· Травля (не дают проходу, обзывают, бьют, преследуя какую-то цель: месть, развлекаются и т.п.).

· Активное неприятие (возникает в ответ на инициативу, исходящую от жертвы, дают понять, что он никто, что его мнение ничего не значит, делают его козлом отпущения).

· Пассивное неприятие, возникающее только в определенных ситуациях (когда надо выбрать кого-то в команду, принять в игру, сесть за парту, дети отказываются: «С ним не буду!»).

· Игнорирование (просто не обращают внимание, не обращаются, не замечают, забывают, ничего против не имеют, но и не интересуются).

Во всех случаях отвержения проблемы кроются не только в коллективе, но и в особенностях личности и поведения самого отвергаемого ребенка. Чаще всего подвергается нападкам и насмешкам ребенок:

ü с необычной внешностью (заметные шрамы, хромота, косоглазие и т.д.);

ü тихий и слабый, не умеющий за себя постоять;

ü неопрятно одетый;

ü часто пропускающий занятия;

ü неуспешный в учебе;

ü слишком опекаемый родителями;

ü не умеющий общаться.

Не любят также «выскочек» - тех, кто все время стремится перехватить инициативу, покомандовать. Не жалуют и отличников, которые не дают списать, или детей, идущих против класса, например, отказывающихся сбежать с урока.

Что же делать родителям, если они заметили, что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками, как помочь своему ребенку?

Конечно, в таких ситуациях без помощи классного руководителя, а зачастую и психолога не обойтись, поэтому, прежде всего, сходите в школу и поговорите с ними, выясните причину неприятия детьми вашего ребенка и, не обвиняя окружающих, постарайтесь сделать все зависящее от вас, чтобы помочь решению проблемы.

Причиной насмешек со стороны сверстников могут стать медицинские проблемы у ребенка – заикания, тики, энурез, кожные заболевания, хронический насмарк, поэтому их необходимо отслеживать и по возможности лечить.

Постарайтесь обеспечить ребенку все, что позволит ему соответствовать общим школьным требованиям и резко не отличаться от товарищей по классу – школьная одежда, форма для занятий физкультурой, канцелярские принадлежности.

Посоветуйте ребенку изменить тактику поведения. Ведь если стереотип сложился, то любой поступок является предсказуемым. Ребенок ведет себя по заданной окружающими схеме. Но если на стандартные обстоятельства он отреагирует неожиданным образом, то, возможно, он сумеет не только озадачить своих преследователей, но и сделать шаг к преодолению сложившейся ситуации. Например, можно предложить ребенку вместо того, чтобы начинать плакать или лупить всех подряд, посмотреть в глаза обидчикам и спокойно спросить: «Ну и что?» - или начать смеяться вместе с ними. В общем, сделать то, чего от него совсем не ожидают.

Постарайтесь обеспечить ребенку общение с одноклассниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивайте праздники, поощряйте общение ребенка с ними. Всячески способствуйте участию ребенка в классных мероприятиях, поездках.

Не следует приходить в школу лично разбираться с обидчиками своего ребенка, лучше поставить в известность классного руководителя и психолога. Не спешите бросаться защищать ребенка в любой конфликтной ситуации с одноклассниками. Иногда ребенку полезно пережить все стадии конфликта – это поможет ему научиться самостоятельно решать многие проблемы. Но, приучая ребенка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой ребенок не в состоянии справиться без вмешательства взрослых.

Если ваш ребенок робкий и застенчивый, помогите ему организовать общение, создать соответствующее окружение. Мало просто отдать его в подходящий коллектив, приглашайте детей домой, по возможности познакомьтесь с их родителями. Самое главное, ненавязчиво создайте ребенку приемлемый круг общения (позаботиться об этом следует, пока ребенок еще маленький). Это могут быть дети ваших друзей, одноклассники, какой-либо клуб, кружок, секция, словом, любое общество, объединяющее людей со схожими интересами и доброжелательно относящихся друг к другу.

Задача родителей – не только поддержать ребенка, попавшего в непростую ситуацию, но и научить его взаимодействовать с окружающими. Не надо пытаться полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. В повседневной жизни избежать гнева, обид или столкновения с жестокостью невозможно. Важно научить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им. Ребенок должен уметь сказать «нет», не поддаваться на провокации товарищей, с юмором относиться к неудачам, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту.

Во дворе или в игровой зоне детского сада можно часто заметить подобную картину: группа малышей играет вместе, при этом кто-либо из них берет на себя роль лидера, рассказывает, что надо делать, руководит другими детьми. Большинство ребят прислушиваются к его мнению и вливаются в игру, некоторые начинают спорить и лишь один ребенок сидит в стороне совершенно один.

Иногда дети могут отвергать ребенка и обижать его

Он видит играющих и внимательно наблюдает за ними, но сам старается стать «невидимкой». И надо сказать, это ему удается, потому что он не привлекает внимания со стороны других детей. Этот ребенок пытается даже не встречаться взглядами с коллективом, может подвинуться или отойти в тот момент, когда рядом пробежит кто-то из играющих детей.

При обращении к нему с какой-либо просьбой, например, подать закатившийся мячик, он попытается помочь, но потом снова скроется с поля зрения, чтобы дальше смотреть за игрой, в которой он не хочет участвовать. Возможно, малыш боится, что не сумеет или что его не примут.

И рассуждает он совершенно правильно: его не принимают. А почему происходит? Может быть, из-за того, что не умеет играть или не знает правил. И если в три года дети не очень хорошо могут играть в группе сверстников, то родителям не стоит очень волноваться по этому поводу. А вот если подобная ситуация продолжается и в шесть, и в семь лет, то это уже повод для беспокойства.

Очень часто бывает так, что гуляющие вместе с детьми мамы или бабушки увлеченно обсуждают что-либо друг с другом, не особенно обращая внимания на то, как именно играют их дети. Можно даже сказать, что ребенок, которого не приняли в игру, раздражает их, потому что он постоянно находится рядом и не дает спокойно пообщаться.

Мало кто пытается понять, почему именно происходит такая ситуация. Многие думают, что все это вопрос времени, который скоро разрешится сам собой. Это неправильно. Проблема может не только не решиться, а даже усугубиться и наложить отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребенка.

Разберем основные возможные причины происходящего

Часто дети обижают тех, кто не похож на них

Самой частой причиной может быть несоответствие ребенка каким-либо общественным стандартам. Например, особенности внешних данных: малыш просто несимпатичный или у него есть какой-то дефект (косоглазие или большая родинка на лице, он хромой или инвалид). И что бы ни говорили нам дипломированные педагоги, без специально организованной и проведенной взрослыми работы дети не примут такого ребенка.

Причем не только в игру, но и в свой коллектив. А происходит так потому, что любой «не такой, как все» малыш уже изначально воспринимается другими негативно. Самое страшное, что у нас и во взрослом мире не привито гуманное отношение к таким людям.

Еще одна распространенная причина — незнание элементарных правил детского общения. Ведь часто бывает так, что ребенок проводит большую часть времени с взрослыми людьми, он слышит, как они общаются, какие слова употребляют, берет с них пример, а оказавшись в компании своих ровесников, понимает, что терминология сверстников ему попросту непонятна. И получается, что тот «взрослый» словарный запас, который так радовал родителей малыша, у его сверстников вызывает лишь раздражение и насмешки.

Учите ребенка общаться со сверстниками!

Также ребенку могут быть непонятны социальные роли окружающих его ребят. Он не хочет подчиняться лидеру компании, отказывается принимать его правила, потому что попросту не видит в этом смысла. Нельзя сказать, что это плохо, потому что это формирует личностное мнение ребенка, но, с другой стороны, именно это несет в себе угрозу одиночества и насмешек других детей. Они тоже могут не захотеть идти на компромисс и просто выгонят его из игры и компании, потому что так им будет проще.

Ролевые игры учат детей общаться

В результате всего этого у ребенка получается дефицит игрового опыта, который возник из-за нехватки социального опыта и природной застенчивости или агрессивности. Малыш не может исполнять определенную роль, либо может, но ему не по силам оставаться в ее рамках до окончания игры. Как вариант, он не хочет подчиняться кому-то по сюжету и потому у него возникает нежелание понять своего друга не только, как игрока со специально отведенной ролью в игре, но и как человека.

У ребенка в сознании стираются рамки и понятия. Он забывает о том, что здесь все не по-настоящему, что мальчик, играющий злого Карабаса-Барабаса, вовсе не собирается мучить его в реальной жизни. Он пугается и отказывается играть. Остальные дети не станут учить его и помогать. Ребенок уходит, плача и обижаясь на весь мир. Задача родителей в таком случае заключается в том, чтобы улучшить его социальную адаптацию, помочь ему научиться различать, где находится грань между вымыслом и реальностью.

Каким образом это можно сделать?

Ну, во-первых, необходимо с раннего детства играть с малышом в игры, где каждый берет на себя какую-либо роль. «Сегодня ты – Чиполино, а я – злой принц Лимон, но мы играем, и это значит, что в реальной жизни я не стану сажать тебя в темницу», - приблизительно так надо доносить до сознания ребенка, что это все просто игровые роли.

Дети любят не только настоящие игры, но и виртуальные…

Если дети не принимают его в свою игру из-за того, что у него не получается, надо создать новую, в которой он будет более успешен. Именно тогда социум воспримет его иначе. Но только не надо прерывать игру, в которую его не приняли, и объявлять о начале новой, правила которой знакомы вашему сыночку или дочке.

Не забывайте о том, что игры необязательно должны быть активными. Можно пойти другим путем. Например, ваш ребенок отлично рисует. Купите ему набор мелков и отправьте «творить» на асфальте. Уже через 20 минут остальные дети будут зачарованно следить, как из-под его руки плавно выходят красивые птицы или персонажи мультфильма.

Помогите вашему ребенку найти друзей!

Ваша основная задача — не пускать на самотек ситуацию, когда ребенок страдает от одиночества и ни в коем случае не ругать его за это! Ему и так тяжело, и в душе он переживает, что так получается. Поддерживайте его, помогайте. Но только не надо говорить: «Какие они все плохие, ты у меня один хороший, нечего с ними дружить!», иначе воспитаете привязанного к маминой юбке эгоиста.

Также необязательно заставлять ребенка общаться сразу с толпой в 20 человек, иногда 3-4 ребенка бывает более чем достаточно.

Но бывают ситуации, когда малыш уже никак не может влиться в тот коллектив, где его ранее не приняли. Не мучайте его. Просто смените атмосферу: переведите ребенка в другой детский сад, гуляйте с ним в другом дворе, пусть попробует начать жизнь с чистого листа и показать свои лучшие стороны.

Вам просто необходимо обеспечить его уверенность и эмоциональное спокойствие. Не опускайте руки в случае неудач, помните, что проблема решаема!

анонимно , Женщина, 3 года лет

Добрый вечер ольга сергеевна! Прошу вашего совета, как правильно поступать в таких случаях, когда детки лет 4-6 не пускают мою дочь к себе в игру? Моей дочке 3г.И9мес., Она можно сказать с 10мес, еще сидя в коляске радовалась всем деткам на площадке, уже за 100метров радовалась от счастья, что мы идем туда. Она у меня громкая и радостная девочка и посей час, но бывают такие случаи, когда мы приходим на площадку, один из детей скажет - ее не пускать! И все за ним повторяют и говорят, -иди, не мешай. Еще станут и не пропускают ее на горку. Моя в громкий плач, спрашивает почему они не хотят с ней играть,упираясь лбом мне в ноги. А я стою столбом, пытаюсь объяснить тем деткам что так нельзя, площадка общая, не хотите играть с ней то не надо, а пропустить на горку обязаны. Но на мои слова ноль реакции! А родители где то в сторонке стоят и не вникают что происходит и как дети себя ведут. Я не знаю что делать, такое не часто бывает, но бывает. Говорю, не обращай внимания, играй одна. Но как одна, если она хочет в компанию? Как поступать в таких случаях? Или нам лучше сменить площадку и ходить к другим детям? Буду очень благодарна прочесть ответ!

Здравствуйте. Как я поняла из Вашего письма, время от времени бывает так, что дети по каким-то причинам не хотят играть с Вашей дочерью. А Вы пробовали понаблюдать, что происходит между детьми? С каким поведением Вашей дочери связано нежелание других брать ее в игру? Вы пишите: «Она у меня громкая и радостная девочка и посей час», может это как-то связано с тем, что иногда ее громкость и радость приходятся не к месту? Я не видела Вашу дочь, поэтому могу только фантазировать о возможных причинах. Итак, я Вам рекомендую сначала понаблюдать за тем, что в поведении Вашей дочери может вызывать такую реакцию детей. С другой стороны, порой жестокость маленьких детей по отношению к сверстникам никак напрямую не связана с поведением того, кого отвергают. И если Вы не найдете видимых объяснений такому поведению детей, то решение сменить площадку вполне разумно.

анонимно

Да, я задумывалась о том, что может причина в ее громкости? Бежит она к детям пища, может этим и раздражает. Но заметила только 2-3 девочек, которым она не нравиться, и подговаривают остальных. Бабушка одной из, услышала это, и при мне сделала замечание, что надо дружить со всеми. На что та, ответила, не хочу, а подружка ее - мне она не нравиться. Просто я делаю замечания своей, не кричи, не бегай за ними. А потом думаю, а может проблема не в моей дочке, а я ее только критикую! Мы на этой неделе в сад пойдем, и я очень надеюсь что она найдет себе подружек! Может мне не стоит так зацикливаться над этим, и беру все близко к сердцу? А потом сама же страдаю, и душа болит. Боюсь что бы девочка моя не была белой вороной(((