Рыбалко возрастная и дифференциальная психология. Е.Ф

В НИИ непрерывного образования взрослых РАО было проведено изучение социально-педагогических проблем деятельности учителей, которое охватило – возрастной этап от начала и до завершения профессиональной деятельности. Это исследование позволило выделить ряд этапов возрастного и профессионального развития. 1-й этап: от 23 до 30 лет – этап вхождения в профессию. Он характеризуется социально-профессиональной адаптацией. При прохождении его имеют место компенсация недостающих знаний, выработка профессионального мировоззрения, осознание гражданских прав и обязанностей. Этот период связан также с созданием семьи, налаживанием внутрисемейных отношений, решением бытовых и семейных проблем. На этом этапе 40% опрошенных учителей считают, что их прежние представления об учительском труде не совпали с практикой. Лишь 7% учителей включились в деятельность без особых проблем. 80% считают себя неподготовленными к воспитательной работе, 72% – к учебной. Этот этап характеризуется высоким эмоциональным напряжением специалиста, в результате чего у 10% на 4 периода: нормативный кризисный период – 40 лет; кризис середины жизни – 40-45 лет или 37-43 года; стабильный период – 43-50 лет. Нормативный кризис 30–33 лет обусловлен рассогласованием между жизненными планами человека и реальной возможностью осуществления задуманного, что ведет к пересмотру системы ценностей. Стабильный период – 33-40 лет характеризуется тем, что человек ставит определенные цели и добивается их реализации. Он в это время получает профессиональное и общественное признание. Период от 40 до 45 лет является кризисным для многих, так как в этот период человек пытается осмыслить и переосмыслить жизненные цели, обрести новое значимое для себя содержание в общечеловеческих ценностях. Период от 45 до 50 лет рассматривается как стабильный. Человек выполняет свой профессиональный и гражданский долг, понимает и терпит других, обнаруживает сострадание и согласие с другими людьми.

Интересные данные о динамике творческой активности получены в исследовании 3.Ф. Есаревой. Как ей удалось установить, творческая активность ученых разных специальностей во время зрелости имеет целый ряд чередующихся периодов оптимумов и спадов. Причем оптимумы и подъемы приходятся даже на такой поздний период как возраст 58-67– 70 лет. Таким образом, и на примере творческой активности показана непрерывность развития зрелого человека.

Динамика творческой активности ученых

Для системного подхода необходимым является не только рассмотрение явлений в их развитии, но и установление связей между ними. Б.Ф. Ломов отмечает, что было бы ошибкой полагать, что простое расположение данных, накапливаемых в разных областях психологической науки, и есть реализация системного подхода. Действительная задача заключается в том, чтобы понять закономерные связи между ними. Б.Г. Ананьев говорит о том, что теория связей – это первостепенная задача, которую психология может и должна ставить Структурность общей природы развития проявляется в сложных противоречивых зависимостях одних функций от других, их соотносительности и скоррелированности. И.И. Шмальгаузен описал три основных типа связей и взаимозависимостей: геномные, морфогенетические, эргонтические. Исследование названных связей поможет понять, каким образом складывается система и каковы особенности ее организации в тот или иной период функционирования. Вопрос об исследовании связей остается все еще очень малоизученным. Имеются данные, полученные в лаборатории Б.Г. Ананьевым, а также его учениками Е.Ф. Рыбалко, Е.И. Степановой и др. о том, что возрастные особенности характеризуются не только динамикой уровневых показателей той или иной функции, но и изменением всей структуры интермежфункциональных связей, что исключает возможность чисто локального изменения какой-либо отдельной функции (например, вербально-логической или мнемонической) под внешним воздействием без тех или сопутствующих сдвигов в других функциях и позволяет построить возрастной синдром. Так, исследуя возрастные периоды развития человека от 18 до 35 лет, сотрудники лаборатории дифференциальной психологии и антропологии под руководством Б.Г. Ананьева показали, что для возраста 18-21 год характерной является простая структура межфункциональных связей, имеющая характер «цепочки», в 22-25 лет связи приобретают уже иной характер и представляют собой сложноветвящуюся констелляцию, в 30–35 лет происходит перестройка всего комплекса связей. Не менее существенные качественные изменения происходят и на границе между 2-й и 3-й стадиями постнатального онтогенеза, временные границы которой приходятся на возраст от 55 до 65 лет, т.е. на завершающий этап зрелости. На генетическом, морфологическом и физиологическом.

Другие новости по теме:

  • 1.2. Педагогическая направленность психологии физического воспитания
  • Б.Г. Ананьев. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности
  • Доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ. 1923–2001.

    Елена Федоровна Рыбалко - доктор психологических наук, профессор относилась к славной когорте ученых, чьими трудами создавалась психологическая школа Ленинградского - Санкт-Петербургского университета. Елена Федоровна родилась 16 марта 1923 года в Ленинграде. Войну и блокаду пережила в Ленинграде, работала в эти годы в детском саду. В 1944 году Е. Ф. Рыбалко оказалась в числе первых студентов-психологов открывшейся в СПбГУ кафедры психологии. По окончании университета Елена Федоровна поступила в аспирантуру и в 1952 году защитила кандидатскую диссертацию, тема которой была связана с изучением школьников.

    По окончании аспирантуры молодой ученый начинает преподавательскую деятельность, сочетая ее с научными исследованиями. Е. Ф. Рыбалко в течение многих лет изучала возрастные преобразования зрительных функций у детей и подростков, а затем и в старших возрастах. Эти исследования послужили моделью, в которой был реализован сравнительно-генетический подход в применении ко всему жизненному циклу человека, и позволили сформулировать положения об основных онтогенетических свойствах зрительно-пространтвенных функций: меж функциональной и внутрифункциональной гетерохронности, неравномерности, стадиальности развития психических функций, их структурности. Результатом проведенных исследований явилось определение сенситивных периодов, наиболее эффективных для педагогического воздействия. В 1970 году Е. Ф. Рыбалко защитила докторскую диссертацию «Об онтогенетических свойствах зрительно-пространственных функций». Реализация структурно-генетического подхода к исследованию психических функций, заложенная в диссертационном исследовании, позволила в дальнейших работах связать воедино проблемы онтогенеза сенсомоторных и перцептивных функций, мнемических и интеллектуальных способностей, интересов и потребностей личности.

    Елена Федоровна участвовала в создании нового подхода к изучению онтогенеза человека, сущностью которого является целостное изучение развития человека на разных уровнях его структурной организации. Развивая системный подход в психологии развития, она впервые выделила динамический, структурный, онтологический и каузальный аспекты изучения. В содержании онтологического аспекта развития ею были выделены естественные и социализированные формы психического развития. Она показала, что в процессе социализации происходит преобразование естественных форм и создание новых психических структур, при этом естественные формы психического приобретают подчиненный характер. Необходимо отметить коренное отличие подхода к проблеме социализации психического, развиваемого Е. Ф. Рыбалко, от большинства точек зрения, понимающих социализацию только как социализацию личности. Подход, реализуемый Е. Ф. Рыбалко, позволяет лучше понять механизмы социализации.

    С 1973 года Е. Ф. Рыбалко стала профессором факультета психологии и работала на кафедре общей психологии. С этого времени, после кончины своего учителя академика Б. Г. Ананьева и до 2001 года, она возглавляла специализацию подготовки студентов по направлению «Психология развития и дифференциальная психология». Начиная с ранних работ и кончая последними Елена Федоровна разрабатывала проблему билатерального регулирования. Это позволяет выявить различные типы межполушарных отношений и экспериментально показать, что степень специализации полушарий различна на разных стадиях онтогенеза. Степень зрелости и качественные особенности механизма межполушарного взаимодействия оказывают регулирующее влияние как на уровневые показатели психического развития, так и на его качественные особенности. Ученый справедливо полагала, что отнесенность к тому или иному типу асимметрии и степень выраженности динамических характеристик билатерального регулирования имеют значение для диагностики возможностей психофизиологического и в целом умственного развития человека. Продуктивность этих идей нашла свое отражение в последующих работах в области психофизиологии. Е. Ф. Рыбалко последовательно развивала учение об онтопсихологии как синтетической науке, интегрирующей многие научные дисциплины и, прежде всего возрастную и дифференциальную психологию. Она полагала, что первостепенную важность имеет изучение возрастных феноменов психики, связанных с индивидной организацией человека, а также данные дифференциальной психологии об индивидуальных различиях человека на разных уровнях его организации. При таком подходе наиболее полно раскрывается сложное, многогранное и противоречивое становление человека как биосоциального существа.

    В своих работах разных лет ученый продолжила и развила учение об основных законах онтогенетической эволюции. Она показала, что гетерохронность играет огромную роль в оптимизации потенциалов человека, особенно в ранние и поздние периоды развития. Большое значение Е. Ф. Рыбалко придавала исследованию структурности развития. В своих исследованиях она выявила факторы, влияющие на интенсивность процессов структурообразования, и показала значение законов структурообразования для практики обучения и развития. Цикл работ Е. Ф. Рыбалко посвящен вопросам становления человека как субъекта общения, учебно-познавательной, музыкально-исполнительской, литературной деятельности.

    Елена Федоровна никогда не была кабинетным ученым. Она живо откликалась на запросы и проблемы практики. Так, в 1970–1980-е годы под ее руководством развернулись исследования на производстве. Это были одни из первых исследований в отечественной психологии, показавшие влияние личностных факторов на производственный травматизм. Результаты этих работ привлекают внимание Елены Федоровны к проблемам личностных потенциалов развития и трудоспособности человека в поздние периоды онтогенеза. Они показали, в частности, что в данный период жизни сохранность трудоспособности обеспечивается за счет развития рефлексивных свойств личности, тесно связанных с целями жизни и деятельности, с ценностными ориентациями и установками.

    В своих работах Е. Ф. Рыбалко убедительно показала, что особое значение в качестве фактора, противостоящего инволюции человека, имеет его творческая активность. Выявленные закономерности, обоснованные многочисленными данными, подтверждает и сама жизнь ученого. До последних дней она не прерывала связи с факультетом и учениками, продолжала напряженно работать, превозмогая недуги, читала лекции, руководила работами аспирантов и докторантов, была полна замыслов новых исследований. Елена Федоровна была чрезвычайно одаренным ученым и педагогом. Под ее руководством выполнено огромное количество дипломных работ и диссертационных исследований. Ученики продолжают исследование самых разнообразных проблем психологии развития: микровозрастной анализ развития внимания, памяти, мышления в детском и подростковом возрасте, психология удовлетворенности учебной деятельностью, психология музыкальной одаренности, механизмы психологической защиты у подростков, становление системы ценностных ориентаций в подростковом и юношеском возрасте, адаптация воспитанников и выпускников детских домов, изучение творчества и креативности взрослых и множество других. Исследованиями Елены Федоровны и ее учеников были охвачены все возрастные периоды жизненного цикла человека. Она работала над созданием синтетической науки, изучающей индивидуальное развитие человека на протяжении всего онтогенеза и жизненного пути. Елена Федоровна обобщила все результаты исследований, проводившихся на факультете в этом направлении, в учебном пособии «Онтопсихология». В 1998 году ей было присвоено звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», в 2001 году «Почетный профессор Санкт-Петербургского государственного университета». Она ушла из жизни в декабре 2001 года. Ученики Елены Федоровны работают на факультете психологии, в других учебных заведениях и психологических центрах, во многих городах России, в ближнем и дальнем зарубежье, продолжаются исследования, начало которым было положено ее трудами.

    Основные публикации

    • Игра и потребности ребенка // Учен. зап. ЛГУ. 1957. № 224.
    • О потребностях в знании и практической деятельности у детей в дошкольном возрасте // Учен. зап. ЛГУ. 1960. № 287.
    • К вопросу о функциональной асимметрии полей зрения // Проблемы восприятия пространства и времени. Л., 1961.
    • К вопросу о функциональной асимметрии зрения // Проблемы общей и индивидуальной психологии. Л., 1963.
    • Возрастные особенности объема и структуры зрительного поля. Л., 1969.
    • Возрастные изменения внутрифункциональных отношений в связи с фактором учебной успешности // Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 7. Л., 1976.
    • Коммуникативные и личностные аспекты надежности работы оператора // Проблемы инженерной психологии. Вып. 3. Ярославль, 1979 (в соавторстве).
    • Психологические проблемы трудоспособности // Вестн. Ленингр. ун-та. Вып. 1. 1983. № 5 (в соавторстве).
    • О психологическом факторе снижения травматизма на производстве // Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 12. Л., 1987 (в соавторстве).
    • Онтопсихология. СПб., 2003 (соавтор и соредактор).

    Одной из главнейших особенностей современного человекознания является применение системно-структурного подхода как одного из главных методологических оснований исследований. Так, например, в психологии суть этого подхода заключается в том, что человек (индивид, личность) рассматривается не как совокупность отдельных психических процессов, состояний, свойств, а как некоторое целостное образование, включающее в себя множество характеристик и элементов, объединенных определенными связями.

    Б.Г. Ананьев, анализируя многоплановые разрозненные данные, накопленные в разных областях научного знания, подчеркивал необходимость построить целостную систему возрастного развития человека, включающую данные обо всех фазах в стадиях человеческой жизни, раскрывающей единство его индивидуального развития. При этом необходимо, указывал он, раскрыть. взаимосвязи и взаимопереходы между стадиями, противоречиями, сопровождающие стадии, выявить сенситивные и критические периоды развития, что позволит построить теорию индивидуального развития человека, являющуюся одной из фундаментальных проблем естествознания и психологии.

    Решение этой проблемы возможно лишь в комплексном исследовании, опирающемся на системный анализ данных. Организация комплексного исследования человека как индивида, личности, субъекта деятельности в сложных взаимоотношениях с окружающей средой согласуются с общепризнанным системным подходом и имеет важнейшее значение во все периоды онтогенетического развития.

    В настоящее время стало возможным сблизить возрастную психологию с психологией личности и построить единую теорию индивидуального развития человека.

    Эта теория может объединить учение об онтогенетической эволюции и учение о жизненном пути человека в обществе. Подобное объединение необходимо для целостного жизненного цикла человека, для психологического исследования самого человека как индивида и личности. В связи с этим важнейшее значение приобретает проблема периодизации онтогенетического развития человека…

    В психологии и педагогике проблема периодизации встает в связи с диагностикой и управлением резервами и ресурсами человека, повышением эффективности обучения и воспитания и в конечном счете упирается в проблему индивидуального развития человека.

    Начало системного подхода к описанию онтогенеза человека, заложенное в психологии (П.П. Блонский, Л.С. Выготский), явилось основой построения общей теории индивидуального развития. Этот факт объясняется тем ключевым положением, которое занимает психология в системе научного знания и в силу которого она осуществляет взаимосвязи между естественными и общественными науками о человеке (Ж. Пиаже, Б.Г. Ананьев, Ф.В. Константинов). Б.Ф. Ломов отмечал, что поражает чрезвычайная широта и многообразие связей ‘психологии с другими науками. В этом с ней не может сравниться никакая иная область научного знания»…

    Последние десятилетия характеризуются становлением системы человекознания как в отечественной науке, так и за рубежом. Изучение субъекта труда, познания и общения потребовало объединение столь широкого диапазона характеристик человека как индивида, личности, что с новой остротой встал вопрос о их систематизации.

    Т.А. Косоревская выделяет группы признаков, на основании которых можно построить возрастную периодизацию онтогенеза: биологические, социальные. Однако выделение только этих групп признаков недостаточно. Необходим более полный учет имеющихся данных для системного описания онтогенеза человека.

    С этой целью нам представляется важным рассмотреть некоторые данные о принципах деления онтогенеза на временные отрезки. Л.С. Выготский в качестве критериев выделения возрастных периодов предлагает возникновение новообразований в процессе.развития, понимая под ними те психические и социальные изменения, которые на данной ступени возникают впервые, т.е. имеется в виду появление нового качества, однако, ограниченного только психическим и социальным уровнями.

    А.И. Аршавский и П.Г. Светлев пишут о том, что критерием следует считать изменение способа взаимодействия организма с соответствующими условиями среды. При этом изменение условий среды (в широком смысле слова – социальной и биологической) влечет за собой Преобразование деятельности различных систем организма, обеспечивающее его адаптацию к существенно новым условиям среды, с которыми организм ранее не взаимодействовал, т. е. и здесь идет речь о качественных перестройках.

    Опыт 15-летнего коллективного комплексного исследования многоуровневой организации человека, включающей интеллектуальное развитие, общую реактивность и нейродинамику, психомоторику и перцептивные процессы, мотивацию и характер, проведенного под руководством Б. Г. Ананьева на возрастном диапазоне от 18 до 35 лет, свидетельствует о противоречивости и неравномерности развития функций в каждом из периодов взрослое. Накопленные в науке данные свидетельствуют о том, что не все функции имеют скачкообразный характер изменений, поэтому нарушение непрерывности при переходе от одной стадии к другой может заключаться в том, что происходит пересечение с пороговыми значением функции, что равносильно ее качественному изменению. Это можно видеть на примере динамики окислительных процессов в лимфоцитах крови, которые, начиная с 20-летнего возраста человека, усиливаются, достигая максимума у 40-49-летних, затем снижаются к 50-59 годам, достигая уровня, отмечаемого у 20-летних, а затем идет прогрессирующее снижение интенсивности окислительных процессов. Жизненная емкость легких такого порогового значения достигает у человека тоже в возрасте 50 лет, сила мышц кисти – в возрасте 45-50 лет.

    Периодизация онтогенеза затрудняется сложностью самого процесса развития, его неравномерностью (проявляющейся в разном темпе развития и созревания функций в разные фазы онтогенеза), а также гетерохронностью, разновременностью и созревания, и развития. Б.Г. Ананьев пишет о том, что зрелость человека как индивида (умственная) и труда (трудоспособность) во времени не совпадают. Это доказано и современными данными на примере развития опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, эндокринного статуса и нервной системы, а также на примере пространственно-различительных функций, функции внимания, памяти, мышления, психомоторных функций, реактивности организма. Фазное протекание целостного жизненного цикла человека есть последовательная смена моментов становления, эволюции и инволюции (Б.Г. Ананьев).

    Большинство авторов выделяет три основных стадии онтогенеза. У В.В. Бунака – это прогрессивная, стабильная, регрессивная, с границами 20-21 год и в 40-55 лет. В более дробной классификации И.А. Аршавского можно выделить 1-й этап постнатального онтогенеза, длящийся от рождения до 20–21 года, второй период стационарного состояния от 21 до 60 лет и 3-й период – после 60 лет.

    А.В. Нагорный, В.И. Никитин, принимая за исходную характеристику рост тела, выделяет 3 основных периода: первый период – прогрессивного роста. Он характеризуется увеличением длины тела, нарастанием роста и объема, усиливающейся дифференцировкой – до 20 лет жизни человека. Второй период – стабильного роста. Он характеризуется прекращением роста в длину и увеличением массы, завершением дифференцировки возраста до 60 лет. Третий период – регрессивного роста: постепенная инволюция, длина и масса тела уменьшается – после 60 лет жизни. Границу между 1-й и 2-й стадиями, исходя из мнения ‘большинства авторов, выделяют в 19-21 год. Проследим динамику развития основных характеристик на этом начальном периоде зрелости. (Здесь и дальше использованы среднестатистические характеристики, описанные в литературе для соответствующих возрастных групп). Анализируемый возрастной отрезок характеризуется завершением главной фазы биологического развития, замедлением роста: константа роста снижается с 1.553 до 0.619 с 19 до 23 лет, а затем рост прекращается. Заканчивается формирование скелета, происходит синостозирование затылочно-основного синходроза, что является морфологическим признаком зрелости. Масса тела начинает увеличиваться на фоне прекратившегося роста. Интенсивность основного обмена после 20 лет уменьшается на 0.12 ед. в год (от года до 20 лет уменьшалась на 0.7 ед. в год), «усеет место скачок. Таким образом, возраст 20 лет является пиком общесоматического развития. Прирост веса желез внутренней секреции, интенсивно увеличивающийся до 20 лет, после 20 лет значительно замедляется. Гистологическое артериальное давление достигает уровня взрослой нормы 118-120 мм. рт. столба. Пик всех видов чувствительности, по данным П.П. Лазарева, наблюдается также в 20 лет. Вместе с тем, пик психофизиологических, психических и интеллектуальных функций отмечен Б.Г. Ананьевым и его сотрудниками в 19 лет, когда имеется фронтальное повышение функционального уровня психомоторных характеристик, внимания, памяти, мышления, когда наблюдается также пик динамичности возбудительного и тормозного процессов. К 21 году жизни человека происходит завершение формирования основных векторов развития высших эмоций: эстетических, этических, интеллектуальных и самосознания. Д. Б. Бромлей, описывая динамику социальных характеристик, отмечает в этом возрасте появление собственной семьи, уход из родительского дома, рождение первого ребенка, освоение профессиональных ролей, установление круга знакомых, связанных с работой. Таким образом, существенные изменения вносят не только количественный, но и качественный характер, и что особенно важно, по многим функциям прослеживается скачкообразный характер изменений.

    После всего сказанного перейдем к рассмотрению динамики психологических показателей внутри периода зрелости. Необходимо отметить очень малую изученность этой стадии человеческой жизни, как со стороны генетиков, физиологов и медиков, так и со стороны психологов, педагогов и акмеологов. Пионером изучения этого возрастного отрезка жизни в нашей стране был Б.Г. Ананьев. Очевидно, что в силу малой изученности, в этой стадии выделяются всего лишь два периода. Их граница находится в возрасте 32-35 лет. Какие существенные сдвиги происходят в этом возрасте? Это возраст максимальных достижений по показателям физического развития: силы, роста и веса, жизненной емкости легких (И.И. Шмальгаузен, В.В. Бунак, В.Н. Никитин, А.В. Нагорный, И.Н. Булавкин). На этот период приходятся и оптимальные характеристики некоторых психофизиологических и психологических показателей: динамичность торможения имеет оптимум в 33 года; оптимум объема и избирательности внимания наблюдается также в 33 года, оптимум его устойчивости – в 34 года. Один из пиков интеллектуального развития приходится на возраст в 35 лет (М.Д. Дворяшина, Е.И. Степанова). Пик невербального интеллекта отмечается у человека, когда ему 32-33 года, после чего начинается снижение его уровня. С возрастными изменениями психологических и психофизических функций, определяющих индивидуальную и личностную структуру человека, соотносятся изменения показателей, характеризующих человека как субъекта деятельности.

    В процессе изменения основных видов деятельности человека (от самых элементарных общих форм до сложных видов профессиональной деятельности) формируется характер и способности, общая одаренность и трудоспособность.

    Как известно, нормальный человек – субъект деятельности – обладает определенным потенциалом – работоспособностью, специальными способностями, активностью в форме ценностных ориентации, мотивов, сформированными определенным жизненным и профессиональным опытом. Рассматривая трудоспособность человека, Б.Г. Ананьев писал, что она есть явление историческое, непосредственно связанное с развитием средств общественного производства. По мере формирования трудовых функций человека от энергетических к технологическим, от них к управляющим и контрольным возникают новые компоненты трудоспособности, изменяются взаимосвязи между ними и преобразуется сама структура работоспособности.

    Производственная деятельность человека в современных условиях представляет собой такое сочетание умственного и физического труда, при котором именно умственные, т. е. познавательные, функции управления и регулирования приобретают особое (ведущее) значение. С психологической точки зрения, эти функции разнородны, так как они не ограничиваются логическими процессами. В состав умственных функций должны быть также включены и многообразные сенсорные, точнее, сенсомоторные процессы, являющиеся непосредственными регуляторами действий.

    Рассматривая структуру человека как субъекта деятельности, Б.Г. Ананьев выделил четыре уровня активности:

    • 1-й – уровень целостной деятельности, как исторически сложившейся системы программ, операций и средств производства материальных и духовных ценностей общества;
    • 2-й – уровень отдельного акта деятельности;
    • 3-й – уровень макродвижений, из которых строятся действия;
    • 4-й – уровень микродвижений, из которых строятся микродвижения.

    Первые два уровня являются молярными, вторые два – молекулярными. Молярные уровни рассматриваются Б.Г. Ананьевым в системе связей «субъект – личность». Молекулярные уровни развиваются соответственно природным свойствам человека и могут быть поняты в системе связей «субъект – индивид». Микродвижения, как указывает Б.Г. Ананьев, не являются самым низким и общим уровнем активности. В основе микродвижений разных типов лежит спонтанная двигательная активность (автоколебания мышечнодвигательных, речедвигательных, сосу до двигательных систем с обратной связью), определяемая энергетическими процессами организма и преобразуемая под влиянием информационных потоков деятельности. «Взаимопереплетение энергетических и информационных потоков в человеческой активности составляет одну из важнейших психофизиологических проблем деятельности».

    Выделенные уровни двигательной активности субъекта деятельности объясняют сложность процесса развития, разновременность и гетерохронность созревания и развития разных функций в разные фазы онтогенеза. Проблема субъекта деятельности как личности поднята в трудах С.Л. Рубинштейна. Согласно этому пониманию естественно, что формирование субъекта деятельности и деятельности личности не прекращается до тех пор, пока эта деятельность осуществляется. Понятие субъекта деятельности и личности настолько переплетены, что часто отождествляется и забывается, что основной характеристикой субъекта деятельности является его продуктивность.

    В 60-е годы в Ленинграде под руководством Б.Г. Ананьева было организовано комплексное исследование человека периода «акме». В настоящее время эти исследования продолжаются Санкт-Петербургским отделением Академии акмеолопических наук. В итоге получены уникальные данные по психофизиологическому и социальному развитию взрослых в возрасте от 17 до 60 лет. Эти данные сломали понятие «мертвого плато» периода взрослости и показали, что на всех этапах этоприрода выделяются сенситивные и критические периоды психофизиологического развития, зрелость разнородна и противоречива. Эти данные, соотнесенные с данными социологов, свидетельствуют, насколько важно создание подлинно научной теории по управлению потенциалом взрослого человека.

    Техническое перевооружение производства и возникновение новых профессий требует не только ориентации и переориентации, но и до обучения и переобучения взрослых непосредственно в процессе их трудовой деятельности. Все эти особенности развития общества означают и новые, значительно большие, чем когда-либо в истории человечества требования к интеллекту взрослого человека, его мобильности и переключаемости. Эти требования не ограничиваются суммированием, обобщением и отбором информации, они включают в себя преобразование концептуальных систем и самого аппарата деятельности. В данном случае речь идет об интеллектуальных потенциалах человека, его готовности к определенному ходу индивидуального развития, о характеристике психофизиологических возможностей его обучения, обучаемости на всех этапах онтогенеза.

    В этом плане представляют интерес различные данные по особенностям интеллектуального развития взрослого человека, обогатившие теоретические представления о закономерностях такого развития. Большинство исследователей приводит относительно ранние сроки появления оптимумов функционального развития и постепенное их снижение с возрастом. Так, Фульдец и Ровен, рассматривая логическую способность, считают, что если уровень развития логической способности 20-летних принять за 100%, то дальнейшая характеристика будет выглядеть: 30 лет – 96%, 40 лет – 87%, 50 лет – 80%, 60 лет – 75%. Надо полагать, что оптимума интеллектуальные функции достигают в юности. В дальнейшем характеристика интеллекта определяется двумя факторами: внутренними и внешними. Внутренним фактором является одаренность. У более одаренных интеллектуальный прогресс ‘более длителен и инволюция нарастает позже, чем у менее одаренных. Внешним фактором является образование, которое противостоит старению и несколько затормаживает эволюцию. В. Овенс и Л. Шоэнфельд на основе ряда исследований показали, что вербально логические функции, достигая оптимума в ранней молодости, могут держаться на довольно высоком уровне длительный период, снижаясь к 60 годам. Лонгитюдным методом прослежено резкое возрастание индексов от 18 до 50 лет и установлено незначительное снижение этих индексов у людей, занимающихся творческой деятельностью, к 60 годам. По Д. Векслеру, интенсивное интеллектуальное развитие возможно с 19 до 30 лет. Пики некоторых функций, например, лексических, достигают оптимума в 40 лет. В комплексных исследованиях под руководством Б.Г. Ананьева показано, что на всем диапазоне от 17 до 50 лет жизни человека существует неравномерное развитие вербально-невербальных компонентов интеллекта. Критическими периодами в развитии интеллекта являются периоды 20-летнего возраста, 23-летнего, 31 год, 34 года, 42 года, 43 года, сенситивными периодами можно считать периоды 19, 24, 25, 30, 44, 49 лет. Оказались исключительно важными не только уровень развития интеллекта, но и структура соотношения вербально–невербальных его компонентов. Еще большее значение имеет уровень образования. С самого начала комплексного исследования были выделены 5 групп испытуемых: имеющих неполное среднее образование и прекративших обучение, имеющих неполное среднее образование и возобновивших обучение после перерыва, группы с непрерывным образованием и группы, имеющие высшее образование. Данные показали, что сам процесс учения является фактором оптимизации интеллектуального потенциала. У лиц с высшим образованием, продолжающих обучаться, уровень высокого интеллекта сохраняется на всем исследуемом диапазоне. Рассматривая структуру психофизиологического развития взрослых, Б.Г. Ананьев подсчитал, что стационарное состояние встречается только в 14% от общего числа исследованного периода. Противоречивая структура развития характеризует как самые сложные образования: интеллект, логические и мнемонические функции, так и самые элементарные процессы, включая метаболизм и разноуровневые характеристики психомоторики.

    Анализ возрастных особенностей производственной активности свидетельствует о наличии возрастных констант в различных видах труда. Так, в возрасте от 18 до 25 лет основная масса рабочих обслуживает конвейерное производство, станки-автоматы и полуавтоматы. В 26-30 лет 75,2% от общего числа обследованных рабочих являются операторами на пультах управления, 15% – слесари-наладчики и т.д. Люди пожилого возраста не могут соревноваться с молодежью на конвейере, но в то же время на токарном и фрезерном станках соревнуются с успехом.

    В.В. Унгул отмечает регресс моторного научения уже в возрасте 27-33 лет при продолжающемся прогрессе вербального научения. Б.Г. Ананьев по этому поводу отмечал, что сравнительная долговечность вербальных функций, конечно, характеризует поступательный ход психофизической эволюции взрослого человека. Однако вряд ли это прогрессирующее нарастание вербальных функций происходит за счет инволюции психомоторных функций. Это столь же маловероятно, как объяснение раннего старения психомоторных функций прогрессом речевых функций. В работах, выполненных Т.Е. Алексеевой и под ее руководством, отмечается, что в деятельности операторов почтовой связи наиболее сложный, критический период отмечается в 25-27 лет, у операторов телефонной станции в 23-27 лет. В исследованиях, проведенных под руководством Е.Ф. Рыбалко, получены данные, свидетельствующие о довольно раннем «старении» профессий, связанных с радиомонтажными работами, точных движений сборщиц оптической и радиоэлектронной промышленности, фиксируемом в 28-35 лет.

    В НИИ непрерывного образования взрослых РАО было проведено изучение социально-педагогических проблем деятельности учителей, которое охватило – возрастной этап от начала и до завершения профессиональной деятельности. Это исследование позволило выделить ряд этапов возрастного и профессионального развития. 1-й этап: от 23 до 30 лет – этап вхождения в профессию. Он характеризуется социально-профессиональной адаптацией. При прохождении его имеют место компенсация недостающих знаний, выработка профессионального мировоззрения, осознание гражданских прав и обязанностей. Этот период связан также с созданием семьи, налаживанием внутрисемейных отношений, решением бытовых и семейных проблем. На этом этапе 40% опрошенных учителей считают, что их прежние представления об учительском труде не совпали с практикой. Лишь 7% учителей включились в деятельность без особых проблем. 80% считают себя неподготовленными к воспитательной работе, 72% – к учебной. Этот этап характеризуется высоким эмоциональным напряжением специалиста, в результате чего у 10% на 4 периода: нормативный кризисный период – 40 лет; кризис середины жизни – 40-45 лет или 37-43 года; стабильный период – 43-50 лет. Нормативный кризис 30–33 лет обусловлен рассогласованием между жизненными планами человека и реальной возможностью осуществления задуманного, что ведет к пересмотру системы ценностей. Стабильный период – 33-40 лет характеризуется тем, что человек ставит определенные цели и добивается их реализации. Он в это время получает профессиональное и общественное признание. Период от 40 до 45 лет является кризисным для многих, так как в этот период человек пытается осмыслить и переосмыслить жизненные цели, обрести новое значимое для себя содержание в общечеловеческих ценностях. Период от 45 до 50 лет рассматривается как стабильный. Человек выполняет свой профессиональный и гражданский долг, понимает и терпит других, обнаруживает сострадание и согласие с другими людьми.

    Интересные данные о динамике творческой активности получены в исследовании 3.Ф. Есаревой. Как ей удалось установить, творческая активность ученых разных специальностей во время зрелости имеет целый ряд чередующихся периодов оптимумов и спадов. Причем оптимумы и подъемы приходятся даже на такой поздний период как возраст 58-67– 70 лет. Таким образом, и на примере творческой активности показана непрерывность развития зрелого человека.

    Динамика творческой активности ученых

    Для системного подхода необходимым является не только рассмотрение явлений в их развитии, но и установление связей между ними. Б.Ф. Ломов отмечает, что было бы ошибкой полагать, что простое расположение данных, накапливаемых в разных областях психологической науки, и есть реализация системного подхода. Действительная задача заключается в том, чтобы понять закономерные связи между ними. Б.Г. Ананьев говорит о том, что теория связей – это первостепенная задача, которую психология может и должна ставить Структурность общей природы развития проявляется в сложных противоречивых зависимостях одних функций от других, их соотносительности и скоррелированности. И.И. Шмальгаузен описал три основных типа связей и взаимозависимостей: геномные, морфогенетические, эргонтические. Исследование названных связей поможет понять, каким образом складывается система и каковы особенности ее организации в тот или иной период функционирования. Вопрос об исследовании связей остается все еще очень малоизученным. Имеются данные, полученные в лаборатории Б.Г. Ананьевым, а также его учениками Е.Ф. Рыбалко, Е.И. Степановой и др. о том, что возрастные особенности характеризуются не только динамикой уровневых показателей той или иной функции, но и изменением всей структуры интермежфункциональных связей, что исключает возможность чисто локального изменения какой-либо отдельной функции (например, вербально-логической или мнемонической) под внешним воздействием без тех или сопутствующих сдвигов в других функциях и позволяет построить возрастной синдром. Так, исследуя возрастные периоды развития человека от 18 до 35 лет, сотрудники лаборатории дифференциальной психологии и антропологии под руководством Б.Г. Ананьева показали, что для возраста 18-21 год характерной является простая структура межфункциональных связей, имеющая характер «цепочки», в 22-25 лет связи приобретают уже иной характер и представляют собой сложноветвящуюся констелляцию, в 30–35 лет происходит перестройка всего комплекса связей. Не менее существенные качественные изменения происходят и на границе между 2-й и 3-й стадиями постнатального онтогенеза, временные границы которой приходятся на возраст от 55 до 65 лет, т.е. на завершающий этап зрелости. На генетическом, морфологическом и физиологическом.

    Зная соответствующие биологические и социальные законы, можно достаточно точно предсказать, когда, в каком среднем возрасте средний индивид данного общества столкнется с теми или иными проблемами, как эти проблемы связаны друг с другом, от каких сопутствующих факторов зависит глубина и длительность соответствующего нормативного кризиса и каковы типичные варианты его разрешения.

    Но если нас интересует не структура жизненного пути среднестатистического индивида, а биография индивидуальной личности, объективные данные придется дополнить субъективными. Поворотными пунктами индивидуального развития могут быть любые жизненные события (случайно прочитанная книга, встреча с интересным человеком), которые по тем или иным причинам оказались для данной личности важными, судьбоносными. Проясняется это лишь ретроспективно, поэтому любая биография индивидуальна и в какой-то степени субъективна.

    Критические (сензитивные) периоды, социальные переходы, нормативные возрастные кризисы и индивидуальные жизненные события несводимы друг к другу и в то же время взаимосвязаны.

    Ни одно психофизиологическое или социально-психологическое событие жизни индивида не может быть понято, если не соотнести его с: а) хронологическим возрастом индивида в момент совершения данного события; б) когортной принадлежностью индивида, определяемой датой его рождения; в) исторической эпохой и календарной датой этого события. Далеко не одно и то же, женился человек в 18 или в 30 лет; соответствовал ли возраст его женитьбы среднестатистическим для данного поколения нормам и в какой исторической ситуации произошло это событие…

    Мультидисциплинарный подход к изучению развития человека, сочетающий данные биологии, социологии и психологии, убедительно показывает, что:

    1) ни процесс, ни конечный результат развития человека нельзя считать однонаправленными, ведущими к одному и тому же конечному состоянию;

    2) человек развивается от зачатия до смерти, причем пластичность, способность к изменению, хотя и в разной степени, сохраняется на всем протяжении жизненного пути. Развитие человека не ограничивается каким-то одним периодом жизни. Разные процессы развития могут начинаться, продолжаться, происходить и заканчиваться в разные моменты жизни, причем эти субпроцессы не обязательно протекают одинаково по одним и тем же принципам;

    3) разные люди развиваются крайне неодинаково, это порождает множество биосоциальных, классовых и индивидуальных различий;

    4) развитие в разных сферах жизнедеятельности детерминируется множественными факторами, которые не сводятся к одной-единственной системе влияний. Развитие не является ни простым процессом биологического созревания, развертывания чего-то изначально заложенного, ни простым следствием воспитания и научения;

    5) человеческая индивидуальность не только продукт, но и субъект, творец своего собственного развития. Чтобы понять ее жизненный путь, необходимо учитывать множество социально-неструктурированных, случайных жизненных событий, ситуаций и кризисов, а также тех способов, которыми сама личность разрешает возникающие перед нею задачи.

    Возрастная динамика самореализации личности . Л. А. Рудкевич, Е. Ф. Рыбалко

    Одной из главных проблем изучения самореализации личности является рассмотрение возрастной динамики творческой продуктивности на протяжении жизненного пути. Не менее важная задача – определение факторов, влияющих на раскрытие творческого потенциала личности. В этой связи Б. Г. Ананьев придавал большое значение становлению творческой личности и индивидуальности, консолидации индивидных и субъектно-деятельностных свойств человека в процессе творческой деятельности, ее социальной ориентации, где процесс экстериоризации и продуктивной деятельности является ведущей структурой. ‹…›

    Один из авторов настоящей статьи разработал принципиально новую методику изучения биографий (Рудкевич Л. А., 1994). В отличие от абстрактно-статистических методов, предложенных Г. Леманом (подсчета числа строк в энциклопедиях и словарях), новая методика исследования основана на историческом описании творчества, анализе биографий, открытий, достижений. Историометрический метод Лемана был заменен историографическим. Поскольку в центре внимания оставались продукты деятельности, такой метод был назван историко-праксиграфическим.

    Переходя к рассмотрению полученных результатов, заметим, что если бы Г. Леман попробовал выделить те, по его мнению, исключительные и немногочисленные достижения, которые были созданы во второй половине жизни, он обнаружил бы любопытную зависимость: все или почти все эти достижения были созданы самыми знаменитыми учеными. Между прочим, еще до выхода указанной монографии Г. Лемана его соотечественник Е. Клэг (Clague E., 1951), проанализировав данные биографического словаря «Американцы в науке», пришел к заключению, что снижение творческой продуктивности наступает у наиболее крупных ученых не ранее 60 лет. К сожалению, эти данные остались вне поля зрения психологов.

    Спад творческой продуктивности в разных профессиональных группах в зависимости от уровня творческих достижений, в процентах

    В нашем исследовании были выделены две выборки: «А» – самые знаменитые ученые и деятели искусства; «Б» – ученые и деятели искусства известные, но не столь знаменитые. Выборка «А» состояла из 372 человек, выборка «Б» – из 419. После статистической обработки были получены следующие варианты изменения с возрастом творческой продуктивности лиц, входящих в выборки «А» и «Б» (см. табл.).

    Можно видеть, что в выборке «А» спад во всех профессиональных группах констатируется значительно реже. Напротив, в выборке «Б» (менее выдающиеся деятели науки и искусства) спад обнаруживается чаще во всех профессиональных группах. Правда, более 40 % гуманитариев, писателей, поэтов и композиторов сохраняют высокую творческую активность и во второй половине жизни, зато у представителей точных наук в этой выборке спад регистрируется почти в двенадцать раз чаще.

    Полученные данные позволяют нам сделать важный вывод о том, что частота спада творческой продуктивности в среднем и пожилом возрасте отрицательно коррелирует с уровнем творческого потенциала личности. То есть наиболее выдающиеся деятели науки и искусства характеризуются высокой сохранностью продуктивности в позднем онтогенезе, тогда как у менее значительных творческих лиц спад наблюдается достаточно часто.

    В творческом процессе создания научного открытия или произведения искусства можно выделить три основные стадии: а) подготовительную, которая характеризуется накоплением предпосылок и элементов будущего открытия; б) стадию непосредственного акта творчества, создания творческого продукта; в) стадию дальнейшей разработки уже созданного. (Несколько иную схему предлагал Г. Уоллес (Wallas G., 1926): подготовка, созревание, озарение, или инсайт, и проверка.) В онтогенезе творческой личности прослеживается преобладание той или иной стадии в определенное время жизни, или, иначе говоря, в разных возрастах творческая личность самореализуется различными путями.

    Например, в период обучения и в начале профессиональных занятий преобладает первая стадия. Длительность ее зависит от ряда факторов. Во-первых, она зависит от рода деятельности. Например, у химиков, математиков и композиторов период обучения, как правило, короче, чем у биологов, философов и историков. Во-вторых, играют роль факторы среды, которые могут благоприятствовать или не благоприятствовать обучению и началу творческой деятельности. В-третьих, имеет значение психологическая структура самого субъекта творческого труда. Преобладание второй стадии характерно для производительного периода творческой личности. Преобладание третьей стадии – последующей разработки, обобщения уже сделанного открытия характерно для пожилого и старческого возраста и выражается конкретно в таких формах деятельности, как руководство научным или художественным коллективом, педагогическая деятельность и обучение других, написание книг, учебников и статей по выбранной тематике.

    В развитии современной возрастной и дифференциальной психологии особую важность представляет интеграция психологических знаний, относящихся к разным уровням и компонентам человеческого развития. Эта отрасль психологии складывалась в известной последовательности: вначале - детская, затем школьная психология, психогеронтология и, наконец, акмеология. Таким путем накапливались и обобщались знания по отдельным частям возрастной и дифференциальной психологии, посвященным рассмотрению того или иного периода онтогенетической эволюции как относительно самостоятельного цикла, который характеризуется определенным возрастным симптомокомплексом, или синдромом (по Б. Г. Ананьеву). Целостный подход к индивидуальному развитию в отечественной психологии впервые был осуществлен И. М. Сеченовым, поставившим задачу специального изучения развития психических функций на протяжении всей жизни человека. «Психология должна изучать историю развития ощущений, представлений, мысли, (Чувств и пр.», - писал ученый .

    С. Л. Рубинштейн включил генетические проблемы в систему общей психологии, рассматривая понятие развития в качестве важнейшего методологического принципа психологической науки. В его трудах наряду с обобщением фактов развитии психических функций и способностей у детей и школьников дается целостное описание развития личности, самосознания на протяжении всего жизненного пути человека.

    Принципиально новые возможности для более глубокого понимания проблем возрастной психологии открывают труды Г. Ананьева, который рассматривал психическое развитие в системе человекознания в качестве предмета целого комплекса наук. Разрабатывая концепцию развития, психолог рассматривал его как целостное образование, включающее становление единства и взаимосвязей индивидных и личностных характеристик, различных свойств человека как субъекта деятельности и индивидуальности. Различая эти свойства, он вместе с тем подчеркивал их единую историческую природу.