Тибетская методика воспитания детей. Воспитание ребенка в тибетских традициях

Все мамы и папы, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания, расовой принадлежности, социального положения, мечтают воспитать своих детей достойными людьми, вырастить личность. Существует огромное множество различных способов воспитания, причем в каждом уголке земного шара – своя методика, свои подходы к этому вопросу. Достаточно много жарких споров ведется при обсуждении этих самых методик…
Но есть одно «но»! Никогда не надо забывать, что каждый ребенок – индивидуален! Каждый малыш – еще хоть очень маленькая, но уже личность! И если одна из методик воспитания подходит маленькому Ванечке, то это совсем не значит, что эта же методика воспитания сработает и со Светочкой из соседнего подъезда. К каждому ребенку нужен свой подход.
Сегодня хотелось бы немного рассказать о тибетском методе воспитания детей.
Как известно, Тибет – это кладезь многовековой мудрости! Уважительное отношение к старшим и младшим, выдержка, терпеливость, самообладание здесь воспитывают с пеленок. Почитание богов, взаимосвязь с природой и особая атмосфера, царящая в буддистских семьях, благоприятно влияют на становление личности юных тибетцев.
Здесь взрослые не приемлют телесные наказания, различного рода унижения и обидные сравнения в отношении детей. Взрослого человека, поднявшего руку на ребенка, который в силу своей беспомощности еще не может дать сдачи, тибетцы считают слабым и безвольным.

Согласно тибетскому методу воспитания, взросление ребенка делятся на несколько частей (периодов).
Период первый - «Царский». Длится он от рождения и до 5 лет. Ребенка в этом возрастном промежутке воспринимают как царя. Ничего не запрещают, только стараются отвлечь от поступков, по мнению родителей, негативных, которые могут нанести малышу вред. Как считают в Тибете, в данный период у ребенка закладываются такие важные качества личности, как любознательность, активность и интерес к жизни. Сложные логические цепочки маленький человек еще не умеет строить. Он зачастую еще не способен понять за что родители его ругают. Любое наказание, особенно физическое, воспринимается ребенком, как проявление позиции силы. Таким образом, вы сможете добиться только того, что ваш ребенок в будущем будет подчиняться тому, кто сильнее.
Период второй – «Раб» (от 5 до 10 лет).
Перед ребенком ставят различные, посильные для него задачи и требуют их выполнения. За непослушание допускается наказание, но физическую силу применять запрещено! На этом этапе активно развиваются интеллектуальные способности ребенка. Он учится прогнозировать реакцию людей на свои поступки. Учится понимать, что хорошо, а что плохо. Самое время нагружать ребенка знаниями и новой разноплановой информацией.
Третий период - «Равный». (от 10 до15 лет).
Обращаться с ребенком, как с равным – основная суть воспитания в этот период. Прислушивайтесь к мнению ребенка, развивайте его аналитические стороны ума, учите логически мыслить, советуйтесь с ним по важным вопросам, спрашивайте его мнение. Самое время приучать ребенка к самостоятельности. Советуйте, подсказывайте, но не поучайте и не навязывайте! Избегайте прямых запретов, вместо этого акцентируйте его внимание на негативных последствиях, которые могут стать причиной его необдуманных действий. Уже не стоит слишком опекать ребенка - рискуете вырастить неуверенного в себе человека, который может легко попасть под зависимость своих более самостоятельных друзей. Влияние это, как известно, может оказаться не совсем полезным и привести к печальным последствиям.
Четвертый период – «Что посеяли, то и пожнете».

С 15 лет ваше чадо, согласно тибетскому подходу к воспитанию, уже не считается ребенком. К своим сыновьям и дочкам теперь следует относиться с должным уважением. Воспитывать их уже поздно, поэтому остается только пожинать то, что посеяли ранее. Уважайте своего ребенка и он ответит вам взаимностью!
Тибетский подход к воспитанию детей учит нас тому, что наши действия должны быть обдуманы, чтобы благоприятно сказываться на развитии ребенка. Мы, родители, должны сами научиться общаться со своими детьми, уметь правильно объяснить ребенку его неправоту. И тогда в семьях будут царить мир и взаимопонимание! Всегда проявляйте в отношении ребенка заботу и любовь – это главнейшие показатели семейных ценностей!

У молодых родителей возникают сотни вопросов на тему воспитания, на которые не хочется искать ответы «наугад». Не так просто решить, в каких ситуациях плохие проступки ребенка – чистая случайность, а когда ему просто необходимо вмешательство родителей. Конечно, у каждых родителей свои методы воспитания, однако иногда полезно заглянуть в жизнь других народов и узнать, чем они лучше нас… Касательно детского воспитания особой популярностью пользуется тибетская система, которая разграничивает родительские методы воспитания строго по возрастам. Они уверены, что только так можно воспитать умного, послушного и спокойного ребенка. Итак, что можно, а что нельзя говорить малышу в 5 лет, какие правила нужно установить для десятилетнего ребенка, и что ни в коем случае нельзя запрещать в 15 лет? Как стать мудрым «тибетским» родителем, читайте в нашей статье.

Главное правило тибетского воспитания

В первую очередь, в тибетской семье под строгим запретом все виды наказаний – ни физических, ни моральных унижений не допускается. Тибетские мудрецы не устают повторять, что единственная причина, по которой родители бьют детей – это из-за того, что те не могут дать сдачи. Действительно, физическое наказание – это большая ошибка, урок ребенок не получит, зато запомнит, что прав тот, кто сильнее.

Теперь рассмотрим правила воспитания «по возрастам».

С рождения до 5 лет

Тибетские родители уверены, что с малышом до 5-летнего возраста нужно обращаться очень трепетно и заботливо, как с царем. Кричать, ругать и запрещать они себе не позволяют, стараясь во всем соглашаться с маленьким непоседой. Если кроха делает что-то опасное или нехорошее, родители просто делают испуганное лицо и издают удивленные возгласы, таким образом показывая, что они опасаются за него и ему лучше остановиться.

Почему такой запрет на детские ограничения? Именно в этом возрасте у детей закладывается любознательность и интересен к жизни, поэтому очень важно сохранить эту активность. Также тибетцы поясняют, что в этот период малыши мыслят буквально, и разбив дорогую вазу они не поймут, почему мама так кричит – ведь ему неведомо, что такое работа и почему зарабатывать деньги непросто, а терять дорогие вещи грустно… Если вы решите наказать ребенка из-за такого проступка, он не поймет причину негатива, а лишь запомнит, что нужно подчиняться тем, старше и сильнее – поясняют тибетцы.

С 5 до 10 лет

Здесь тибетские родители переходят к другому методу воспитания – строгому контролю. Обращайся с ребенком «как с рабом», и следи за каждым его шагом. В этот период тибетцы не боятся ставить перед детьми самые разные задачи и требовать их выполнения. В случае проступка ребенка обязательно поучают и подчеркивают его провинность. Известно, что в этом возрасте особенный акцент развития идет именно в интеллектуальной сфере. Родители прилагают все усилия, что ребенок научился прогнозировать реакцию людей на те или иные поступки, старался вызывать к себе лишь положительное отношение и всеми путями избегал негативного. Тибетцы напоминают, что детей этого возраста нужно буквально «нагружать» знаниями, чтобы они росли умными и стремились к новым знаниям.

С 10 до 15 лет

С 10 до 15 лет родители должны обращаться с ребенком, как с равным. Тибетцы делают акцент воспитания в этом возрасте на доверие к подростку, во всем поощряя его самостоятельность. Они стараются во всем спрашивать совета у ребенка, активно интересуются его мнением в разных вопросах и стараются не решать ничего за него. Тибетские родители словно тренируют свою волю, обучаясь давать советы и подсказки незаметно, иногда позволяя себе форму обсуждения. Прямые запреты – то, что нельзя использовать в воспитании подростка, утверждают они. Если он совершает ошибку, попробуйте напомнить о негативных последствиях, чтобы он сам мог принять правильное решение. В этот период у детей формируется самостоятельность и независимость мышления.

С 15 лет и старше

С ребенком этого возраста тибетские родители обращаются с уважением. Они считают, что воспитывать его уже поздно, и поведение, направленное на них и других – это плоды их же трудов, так что с ними приходится смириться.

Почему тибетские родители считают другие системы воспитания большой ошибкой?

  • По их мнению, подавляя кроху в раннем возрасте до 5 лет, родители невольно подавляют его жизненную активность и приучают к беспрекословному подчинению грубой воле.
  • Если с ребенком в возрасте от 5 до 10 лет быть чересчур заботливыми и чувствительными он вырастет инфантильным человеком, который откажется стремиться к духовному развитию и будет стремиться избегать любой труд.
  • Излишне опекая десятилетнего ребенка, вы будете мешать его уверенности в себе, из-за чего в будущей жизни он будет зависимым от кого-нибудь, и практически любой человек сможет повлиять на его решения.
  • Неуважение подростка старше 15 лет может привести к длительному разладу между детьми и родителями, при таком воспитании дети стараются уйти из родного дома как можно быстрее.

Дорогие родители! Возможно, эти правила покажутся вам слишком радикальными, но в некоторых моментах обязательно следует прислушаться к тибетским мудрецам, чтобы воспитать полноценно развитого человека. Но и полностью поддаваться чужим рекомендациям не стоит, прислушайтесь к своей чуткой родительской интуиции и принимайте правильные решения.

Согласно буддийскому верованию, человек приходит в этот мир с определенными заданиями. Он должен отработать грехи, или карму, поэтому обязан поступать с живой природой и остальными людьми по совести.

В таких детях воспитываются биполярные качества. С одной стороны – это смирение и покорность, умение быть благодарным родителям, Богу, друзьям, вторым половинам. С другой стороны, дети должны вырастать в личности – самостоятельные и полноценные члены общества.

Главный принцип удачной домашней педагогики, как гласит азиатское воспитание, – это отсутствие критики и физического наказания . Считается, что ребенок слаб, ответить взрослому он не в состоянии, поэтому поднимать на него руку грешно. Но как быть, если шалости переросли в проблему?

Тибетцы отвечают: отвлекать, смещать центр заинтересованности малыша. Но родители не могут 24 часа в сутки играть роль аниматоров, поэтому апогеем их возмущения должно стать недовольное или грустное лицо. Малыш поймет, что так вести себя нельзя.

Правила и этапы воспитания.

Согласно тибетскому воспитанию детей, родители не делают акцент на собственном примере, они владеют большим багажом историй, притч о том, что и как надо делать. Многое черпается из наблюдений за природой. Но мамы и папы сами воспитаны по этой системе, поэтому создают живой эталон.

Основные правила тибетского воспитания касаются возрастных изменений физических, интеллектуальных характеристик ребенка. Педагогика расписывает 4 периода, во время которых воспитание наследника кардинально отличается.

Первый период.

Длится 1 период до 5 лет: к ребенку относятся, как к царю. Родители открывает ему мир, полный чудес. Разрешено все, что не вредит жизни малыша. Мать и отец становятся его поводырями. По первой просьбе они подходят к нему, часто берут на руки, вместо наказаний применяют объяснения, отвлекают. Но дальше малыша ожидают другие уроки.

Второй период.

Тибетские педагоги выделяют 2 период с 5 до 10 лет. В эти годы у детей развивается усидчивость, любознательность имеет боле направленный характер, появляется интерес к обучению. Пока приверженцы западной системы страдают от постоянных расспросов маленьких почемучек, азиатские мамы и папы, наоборот, стараются загрузить сына или дочь по полной программе.

Обучение письму, чтению, активные занятия спортом выходят на первый план. Подрастающее поколение получает помощь от взрослых, но без сюсюканья и гиперопеки. Помощь родителям в домашнем хозяйстве приветствуется. Это время иногда называют периодом «рабства»: самый сложный, но важный этап. От него зависит, каким человеком вырастет сын или дочь.

Важно! Строгость нельзя путать с жесткостью и эмоциональным холодом, от старшего поколения потребуются выдержка, соблюдение графика и настойчивость в требованиях.

Третий период.

Период с 10 до 15 лет называют «дружеским». Ребенок может вспомнить доброе отношение и суровость, родительское чувство такта и напор. Он переживает пубертатный этап, но, благодаря получаемым знаниям и родительскому примеру, понимает, как устроен мир.

Такой подросток не постесняется обратиться за помощью к самым дорогим учителям – родителям. На мир его глаза смотрят рассудительно, сам подросток не страдает эгоизмом или заниженной самооценкой.

Четвертый период.

Когда наступает 4 крайний период с 15 лет, матерям и отцам уже можно выпускать наследника в самостоятельную жизнь. По азиатским меркам, личность уже сформирована, больше родители ничего не могут ей дать. Но свою «оценку» они получат поздней. Если наследник будет относиться к ним и к другим людям с уважением, начнет оказывать им помощь в делах и беспокоиться о здоровье, станет воспитывать своих детей в таком же духе – это твердая «пять».

Воспитание ребенка по тибетским принципам накладывает на родителей еще одно обязательство, которое не всегда реализуется европейскими мамами и папами. Необходимо наследнику дать достойное образование. Сюда водит и привитие нравственных ценностей, основных принципов национального менталитета.

Преимущества такой системы легко отследить на примере сводок новостей. Кто помнит азиатских маньяков или террористов? Об асоциальных личностях, жестоких людях из Тибета вряд ли кто слышал.

Наоборот, они смиренно принимают посланную им судьбу, учатся с уважением относиться к старшим, берегут природу, но и усиленно занимаются развитием техники и экономики своей страны.

Однако славянский менталитет отличается самобытностью и оригинальностью. Но никто не мешает применять постулаты мировых педагогических практик. Уметь видеть главное и второстепенное – лучшее, чем наградила нас природа. Давайте этим пользоваться!

Удивительно несложная инструкция для родителей была найдена мной в интернете. Жаль, что далеко не в каждой семье «работает» такая система воспитания для детей любого возраста.

Воспитание ребенка в тибетских традициях исключают даже малейшее применение силы. Физически наказать ребенка легко, ведь малыш намного слабее взрослых и не в состоянии дать отпор. Поэтому многие родители пользуются своим силовым преимуществом. Большинство из таких родителей на первый взгляд кажутся милыми, замечательными папами и мамами, но это лишь иллюзия.

Периоды детского развития и соответствующее к ним поведение родителей

  • От 0 до 5 лет

Малыш должен себя чувствовать полноправным хозяином в доме или попросту говоря «царем». Именно в этом возрасте ребенок испытывает наибольший пик любознательности, начинает активно интересоваться окружающим миром. Запрещать что-то брать или делать – неверный выход. Родителям нужно стараться переключить внимание малыша на другой объект, заинтересовать его чем-то полезным.

Если кроха уже успел разбить мамину любимую вазу, то ругаться не стоит. Если он делает что-то опасное, то достаточно притвориться испуганным, сделать испуганное лицо и издать испуганный возглас. Дети хорошо понимают такой язык жестов, но совсем не умеют рассуждать логично, а силовое наказание просто подавит желание изучать мир. В неправильном ключе воспитания ребенок со временем будет подчиняться лишь тому, кто физически сильнее его. Такой результат воспитания мало кого устроит, правда же?

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • От 5 до 10 лет

Это противоположный период воспитания по сравнению с первым. Здесь к ребенку нужно относиться, как «к рабу» : постоянно ставить задачи и требовать выполнения, заставлять учиться. Каждую задачу придется контролировать и если она будет не до конца выполнена – можно наказывать, но не физически. В этом возрасте у детей активно развивается интеллект, ребенок должен научиться прогнозировать реакцию людей на его поступки. Метод воспитания поможет ребенку завоевать к себе уважительное отношение и прочно избежать любого негатива.

  • От 10 до 15 лет

Этот период вызывает много вопросов у родителей, но ответ на них самый простой: относитесь к своему чаду, как к равному. Сравняться с ним вы все равно не сможете, у вас слишком богатый опыт для этого, но дать право на независимый выбор просто необходимо. Разговаривайте и беседуйте, принимайте решения вместе, попытайтесь для своей дочери или сына стать другом. Позвольте подростку самому делать выбор. Советуйтесь с ребенком по всем важным вопросам, предоставляйте и поощряйте самостоятельность. Если вы заметите, что решение опрометчиво – не запрещайте и не настаивайте, просто спрогнозируйте и озвучьте возможные негативные последствия, чуть-чуть подтолкните к правильному решению.

Свою точку зрения нужно преподносить лишь в «бархатных перчатках», с неоспоримой выгодой. В этом возрасте должна сформироваться устойчивая собственная позиция, свой взгляд на все происходящее. Это именно тот момент, когда ребенок начинает становиться самостоятельным, а вы в этом ему станете настоящим помощником.

  • После 15 лет

Процесс формирования личности завершен. Перевоспитывать детей уже не имеет смысла, так как не получится, остается только научиться уважать выбор своего ребенка, то есть «пожинать свои плоды».

К чему может привести несоблюдение таких правил?

  1. Ребенок до 5 лет, привыкший к подавлению силовыми методами, не будет стремиться к активным действиям, не станет любознательным. Он научится подчиняться более сильному. В итоге превратиться в «тряпку» для людей более сильных.
  2. Если после 5 лет родители будут во всем потакать ребенку, то из него вырастет самый настоящий лентяй, не способный к труду и достижению целей.
  3. Излишняя опека над ребенком старше 10 лет сделает его неуверенным. Он будет зависимым от более сильных и самостоятельных друзей, но они не всегда смогут оказать на него положительное воздействие.
  4. Если ребенок после 15 лет не будет чувствовать уважение к себе, то вскоре он уйдет из семьи, он просто не сможет простить этого.

А вы как воспитываете своих детей?

Тибетский взгляд на воспитание детей
- Никаких унижений и телесных наказаний. Единственная причина по которой бьют детей – они не могут дать сдачи. Больше этим грешат «нежные и удивительные».
- Первый период до 5 лет. С ребенком нужно обращаться как с царем. ЗАПРЕЩАТЬ ничего нельзя. Только отвлекать. Если он делает что-то опасное, то сделать испуганное лицо и издать испуганный возглас. Ребенок такой язык понимает прекрасно. В это время закладывается активность, любознательность, интерес к жизни. Ребенок еще не способен выстраивать длинные логические цепочки. Например, он разбил дорогую вазу. Он не понимает, что для покупки такой вазы нужно много работать, заработать денег. Наказание он воспримет как подавление с позиции силы. Вы научите его не бить вазы, а подчиняться тому, кто сильнее. Оно вам надо?
- Второй период с 5 до 10. В это время с ребенком обращаться «как с рабом». Ставить перед ним задачи и требовать их выполнения. Можно наказывать за невыполнение (но не физически). В это время активно развивается интеллект. Ребенок должен научиться прогнозировать реакцию людей на его поступки, вызывать положительное отношение к себе и избегать проявление отрицательного. В это время не бойтесь нагружать ребенка знаниями.
- Третий период с 10 до 15. Как воспитывать ребенка в этот период? Как с ним обращаться? Как с равным. Не на равных, а именно «как с равным», т.к вы все равно имеете больше опыта и знаний. Советуетесь с ним по всем важным вопросам, предоставляете и поощряете самостоятельность. Свою волю навязываете в «бархатных перчатках» в процессе обсуждения, подсказками, советами. Если вам что-то не нравится, то акцентируете его внимание на негативных последствиях, избегая прямых запретов. В это время формируется самостоятельность и независимость мышления.
- Последний период с 15 лет. Относитесь к нему с уважением. Воспитывать ребенка уже поздно и вам остается только пожинать плоды своих трудов.
Какие же последствия может вызвать несоблюдение этих правил?
- Если подавлять ребенка до 5 лет, то вы подавите его жизненную активность, интерес к жизни, интеллект, иммунитет. Приучите его бездумно и привычно подчиняться грубой силе. Сделаете из него легкую жертву для всякого рода негодяев.
- Если вы будете продолжать сюсюкать после 5, то ребенок вырастет инфантильным, не способным к труду и вообще к духовным усилиям.
- Если вы будете опекать ребенка, как маленького после 10, то ребенок вырастет неуверенным, будет зависимым от более самостоятельных друзей, которые не всегда могут оказывать нужное влияние.
- Если вы не будете уважать ребенка после 15, то он вам этого не простит и уйдет навсегда при первой возможности.