Тройной развод (талак). Не говори трижды… чтобы потом не плакать

Дагестанские святыни. Книга третья Шихсаидов Амри Рзаевич

1.8.3. Вопрос развода (талак)

1.8.3. Вопрос развода (талак)

В статье, специально посвященной этому вопросу, автор Йусуф ал-Джункути дает краткую его предысторию со времен Пророка до наших дней. Он считает, что талак, как и многие другие религиозные заповеди, направлен во благо мусульман и в установлении его количества (произнесение формулы развода один раз, два раза или три раза) есть тонкая мудрость, так как душа человеческая обманчива и, быть может, формула произнесена, когда терпение иссякло. Затем человек стал переживать, пришло раскаяние. И поэтому Всевышний разрешил развод трижды, чтобы испытать душу дающего развод, чтобы он наперед думал. И хотя дело редкое – сбор и подсчет количества раз произнесенных форм развода, как это случается порой, но законодатель предоставляет свободу выбора – собирать их по мере того, как они будут произнесены (один раз, два или три), и только после трех раз считать развод состоявшимся или считать развод действительным при произнесении формулы по отдельности – как это удобно.

На заре ислама, по мнению Йусуфа ал-Джункути, трехкратный талак за один раз происходил только в редких случаях. Быть может, считает он, пророк Мухаммад сохранял такое положение, чтобы не исчезло понимание сути того, из-за чего разрешен трехкратный талак.

В правление халифа Умара люди продолжали практиковать трехкратный талак разом. Когда халиф Умар обнаружил это, нашел это превосходным. Он говорил, что люди проявляют поспешность там, где должно быть проявлено терпение. Но он посчитал правильным разрешить его, принимая во внимание, что трехкратный талак разом имел место во времена Пророка у отдельных его сподвижников и что не отрицал его сам Пророк Мухаммад.

Дагестанские же салафиты считают, что трехкратное произнесение талака разом надо считать за один раз.

Из книги Военная мысль в СССР и в Германии автора Мухин Юрий Игнатьевич

Еще вопрос Остается горький вопрос – почему же мы, русские, сами не поняли идею, которую не только выдвинули, но и опробовали? Почему мы не сделали того, что сделали немцы, – почему не руководствовались найденными Буденным и Махно принципами и не заменили ударные

автора Дюков Александр Решидеович

Вопрос № 11 Содержал ли в себе советско-германский договор о ненападении стратегический потенциал сдерживания нацистской агрессии на восток и, если это так, удалось ли этим потенциалом в дальнейшем воспользоваться странам Антигитлеровской коалиции?Собственно говоря,

Из книги «Пакт Молотова-Риббентропа» в вопросах и ответах автора Дюков Александр Решидеович

Вопрос № 12 Повлияло ли вступление войск Красной Армии на территорию Западной Украины и Западной Белоруссии на исход германо-польской войны?Миф о том, что не случись «советского вторжения», Польша смогла бы победить в войне с Германией, восходит к пристрастным и

Из книги 1905 год. Прелюдия катастрофы автора Щербаков Алексей Юрьевич

Вопрос земельный, вопрос головоломный Освобождение крестьян в 1861 году провели весьма своеобразно. Надо сказать, что о нем задумывался еще Александр I - однако дело уперлось в откровенный саботаж высшего чиновничества. А тогдашние высшие чиновники практически поголовно

Из книги Политика: История территориальных захва­тов. XV-XX века: Сочинения автора Тарле Евгений Викторович

Из книги О чем на самом деле писал Шекспир. [От Гамлета-Христа до короля Лира-Ивана Грозного.] автора Носовский Глеб Владимирович

12. Могущественный царедворец, являющийся «фигурой номер два» в государстве, категорически выступает против развода царя и против новой жены-любовницы В русско-ордынской версии, Елена Волошанка является женой Ивана Молодого, сына Грозного. Ясное дело, сын был против

Из книги Генштаб без тайн автора Баранец Виктор Николаевич

Жертвы развода …Когда-то я думал, что власть умна и могущественна, как Бог. Когда-то я думал, что в Кремле сидят почти святые люди. И вполне серьезно относился к тому, что Горбачева народ в шутку называл «Мишкой меченым». И хотя от этого веяло бестактностью, у меня некоторое

Из книги Крестьянский брест, или предыстория большевистского НЭПа автора Павлюченков Сергей Алексеевич

«Вопрос о хлебе и вопрос о мире» После Октябрьского переворота большевики получили по наследству от царского и Временного правительств не только государственную власть, но и застарелую головную боль. «Два вопроса стоят в настоящий момент во главе всех других

Из книги 10 женщин Наполеона. Завоеватель сердец автора Нечаев Сергей Юрьевич

Глава 17. «Технология» развода Наполеона Интересно, а что думала обо всем этом сама Жозефина? Как мы могли заметить, поначалу она не очень-то и ценила любовь молодого генерала Бонапарта. Своими похождениями, например с тем же Ипполитом Шарлем, сразу же после свадьбы она

Из книги Отпадение Малороссии от Польши. Том 2 [вычитано, современная орфография] автора Кулиш Пантелеймон Александрович

Глава XIV. Пророчество о гибели Польши от унии. - Вопрос церковный и вопрос казацкий. - Вершитель казацких бунтов. - Свидание короля-демагога с казаком-демагогом. - Надежда на восстание Болгарии. - Казако-татарский союз против Речи Посполитой. - Казацкие досады на

Из книги Третьего тысячелетия не будет. Русская история игры с человечеством автора Павловский Глеб Олегович

212. Русский вопрос - это не национальный, а главный государственный вопрос - Русский вопрос даже в качестве неточного и неадекватного - главный государственный вопрос. Он не национален совершенно. В нем есть всемирное начало и есть начало рабское. Эти иррациональные

Из книги Тайный проект Вождя или Неосталинизм автора Сидоров Георгий Алексеевич

4. Вопрос об уничтожении противоположности между городом и деревней, между умственным и физическим трудом, а также вопрос о ликвидации различий между ними Заголовок этот затрагивает ряд проблем, существенно отличающихся друг от друга, однако я объединяю их в одной главе

Из книги Срывайте маски!: Идентичность и самозванство в России автора Фицпатрик Шейла

Проблема развода Во время войны мужья и жены часто находились в разлуке, боялись за жизнь друг друга и не были уверены, что когда-нибудь встретятся вновь. Миллионы мужчин (и некоторые женщины) ушли на фронт, миллионы женщин эвакуировались в отдаленные уголки. Советского

Из книги Памятное. Книга 2. Испытание временем автора Громыко Андрей Андреевич

Сайрус Вэнс до и после «развода» На протяжении большей части срока президентства Картера Государственным секретарем США являлся Сайрус Вэнс. На поприще американской внешней политики он представлял собой интересную и солидную фигуру.Назначение Вэнса Государственным

Из книги Марк Таугер о голоде, геноциде и свободе мысли на Украине автора Тоджер Марк Б

ВОПРОС 4: Подробнее обо мне и о моих планах (здесь представлен ответ на ваши вопросы 2, 3 и последний вопрос) Свою университетскую карьеру я начинал как физик, но быстро переключился на музыку (я пианист) и получил степень бакалавра и мастера по истории музыки в университете

Из книги Империя и воля. Догнать самих себя автора Аверьянов Виталий Владимирович

Изборский клуб и главный вопрос эпохи Вопрос о советском наследии тесно связан с обретением Россией потерянного лица Болевая точка С момента возникновения Изборского клуба нами было подготовлено несколько аналитических докладов, из которых наибольший резонанс

Здравствуйте! Подскажите, если свидетельство о браке порвалось, не будет ли это считаться как таляк (разводом)?

Здравствуйте! Испорченное свидетельство о браке не является основанием считать, что произошел таляк и супруги теперь в разводе. Таляк считается свершившимся и действительным в следующих случаях:

  1. Если муж открыто заявляет жене о том, что дает ей таляк, или же говорит об этом используя слова, имеющие переносный смысл (слова, которые можно употребить и в значении развода, и в другом смысле. При этом, при произношении слов, имеющих двойной смысл, важно намерение)
  2. Если супружеская пара официально развелась (в суде);
  3. Если муж задает супруге развод с выкупом (в шариате это называют «хулъ», таляк, произведенный таким способом именуют «малый баин таляк».)
  4. Если мужчина дал женщине право самой определять развод (в шариате это называют «тафуизи таляк» )
  5. Муаллак таляк (Так называют таляк, связанный с каким-либо действием, которое произойдет в будущем. Большинство ученых полагают, что муаллак таляк считается действительным, при условии выполнения определенного действия. Например: "Я разведусь с тобой, если ты пойдешь на свадьбу, поедешь куда-нибудь, сделаешь что-либо т.д.". Некоторые же ученые склонны считать, что в этом виде таляка важно намерение, с каким были произнесены слова развода ).

- В сердцах я сказал своей невесте, с которой мы уже договорились о женитьбе, что она может найти себе другого. Будут ли мои слова считаться как слова о разводе - талак?

Слова таляк (развод) могут быть произнесены только в отношении супруги, с которой был заключен никах. Слова же произнесенные чужой женщине, с которой не был заключен брак, не имеют никакой силы, и талаком не считаются. В вашем случае, вы можете восстановить достигнутую ранее договоренность о создании семьи. В шариате это называют «хитба». В исламе существует ряд правил относительно хитбы. Подробней о которых вы можете узнать, перейдя по указанной ниже ссылке (на казахском).

- Ассалям алейкум! Мы сильно поссорились с мужем по причине ревности. В пылу ссоры я сказала,что уйду от него. На что супруг ответил: «Значит ты хочешь уйти? Уходи, давай, беги!». Не стали ли эти слова причиной для развода? Или наш никах по-прежднему действителен?

Валейкум ассалям!Таляк не было. Истинное значение слов вашего мужа означают: «Уходи, если сможешь. Все равно ведь не уйдешь!». Эти слова не приводят к талаку. Самое лучшее же даже в порыве гнева не говорить об уходе, и вообще слов. О которых потом пришлось бы горько сожалеть. Истина же ведома лишь Аллаху!

Перевод с казахского Зарины Нокрабековой

«Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих» - говорится в Коране (сура «Ар-Рум», аят 21). Однако, к сожалению, некоторые семьи не получается сохранить. И как гром среди ясного неба звучит слово «талак». О том, что значит «талак», какой период идды и когда женщина может попросить развода, говорили в рамках очередного заседания мусульманского дискуссионного клуба в Галиевской мечети.

Главным спикером встречи стал главный казый Республики Татарстан Джалиль хазрат Фазлыев , а со светской точки зрения давал комментарий практикующий юрист-мусульманин.

Традиционно нормы шариата признают за мужчиной исключительное право осуществлять в любое время односторонний развод путём троекратного произнесения формулы развода. При произнесении формулы должны быть соблюдены следующие условия: муж должен быть дееспособен, обращаться к жене во втором или в третьем лице, используя любые производные от корня талака, который означает «отпускать», «освобождать».

В исламе разделяется 3 вида развода:

1. Талак раджи (не окончательный развод).

2. Талакуль Баин (окончательный развод).

3. Талакуль Мугаллаза (окончательный развод).

Талак раджи

Талак раджи происходит, когда муж говорит жене «Я развожусь с тобой» или «Ты разведена». В этом случае развод считается действительным в независимости от намерения мужчины, независимо от того, хотел ли он разводиться или сказал это просто так или в шутку. Как только мужчина произносит эти слова, женщина становится разведенной и должна переждать идда – период ожидания, что составляет три месяца.

По истечению срока идда муж имеет право вернуть жену без заключения нового брачного договора. Муж, дав жене развод, может раскаяться и изъявить желание возвратиться в семью. Мужчина может отозвать свой развод, устно произнеся свое желание вернуть жену в никах или же посредством физического контакта в виде поцелуя, поглаживания, объятия и т.д. Если же мужчина не выявляет желание вернуть жену до истечения срока идда, то развод становится невозвратимым.

Талакуль баин

Талакуль баин – окончательный развод, когда мужчина говорит слова, которые могут указывать на развод. Например, «Ты больше не моя жена», «Собирай свои вещи и уходи». В таком случае талак баин считается действительным, если мужчина действительно имел намерение развестись с женой в момент произнесения данных слов. Если же он произнес эти слова из-за гнева или не имел в виду это, то развод не действителен.

Если же произошел талак баин, никах аннулируется, женщина должна переждать период идда. Супруги в дальнейшем не смогут быть больше вместе без выполнения строгих условий, предъявляемых к шариатом за проявленную беспечность к предписаниям Аллаха Всевышнего.

Талак мугаллаза

Такой развод происходит, когда мужчина три раза произносит слово «талак», то есть даёт развод своей жене. Когда происходит такой развод, жена не может выйти за него, пока не произойдет халала – процесс, когда женщина, переждав период идда, выходит замуж за другого мужчину и он даёт ей развод или умирает. После этого она опять пережидает идда, и только тогда может заново выйти замуж за первого мужа.

В отличие от абсолютного права мужа на развод возможность жены потребовать развод ограничена. Как отметил Джалиль хазрат, это связано с тем, что женщина очень эмоциональна и может легко поддаться сиюминутному желанию. Супруга может требовать развода в случае, если муж не содержит её и детей, наносит физический или моральный ущерб.

Материальные права разведенной жены различны и зависят от вида развода и от наличия или отсутствия детей. Так, в случае отсутствия детей жена имеет право на получение материального содержания в течение периода воздержания идда.

В случае наличия ребенка, кроме выплаты материального содержания на ребенка и оплаты достойного жилья для него, муж должен ещё выплачивать:

1) если ребенку нет ещё двух лет - вознаграждение бывшей жене или кормилице за кормление ребёнка;

2) вознаграждение бывшей жене за осуществление надзора за ребёнком.

Что касается материального содержания детей, то отец должен материально обеспечивать своих детей до достижения ими совершеннолетия или до 25 лет, если они учатся. Но в любом случае отец должен материально обеспечивать дочь, пока обязанность материального обеспечения не перейдет к её мужу.

Есть три момента, когда развод не считается действительным.

1. Произнес «талак» в состоянии алкогольного опьянения.

2. Его заставили это произнести.

3. Произнес в состоянии аффекта, когда не контролировал свои эмоции и не понимал, что говорит.

Если говорить о законах государства, то в случае, когда мужчина до суда не дал своей жене талак, то при обращении в суд он считается передавшим полномочия по разводу судье. То есть после вынесения судебного решения о расторжении брака право на один талак считается использованным, и с точки зрения религии эта пара считается разведенной. После окончания срока идда женщина может выйти замуж за другого мужчину.

Однако не стоит без крайне надобности прибегать к разводу. Поскольку Всевышний предписал сохранять семейные узы: «Живите с ними достойно, и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чем Аллах заложил много добра» (сура «Ан-Ниса», 19 аят).

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Мы собрали в нем достоверную теорию и ответы на практические вопросы. Учитесь на чужих ошибка, а не на своих.

Одна знакомая нам мусульманская семья находится в сложной ситуации. Муж во время семейной ссоры произнес три раза подряд формулу развода (талак). Может ли он вернуть свою жену?

Что касается случая, когда три развода даются единовременно, то «при жизни пророка Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует), затем в период правления Абу Бакра и в течение двух лет правления ‘Умара тройной [единовременный] талак считался одним [то есть если муж сразу трижды проговаривал формулу развода, это засчитывалось как один раз]». Передавший этот хадис Ибн ‘Аббас приводит после него слова ‘Умара ибн аль-Хаттаба: «Поистине, люди стали спешить в том, где нужно терпение (выдержка) [медлительность; спокойный, разумный и обдуманный подход]. А если нам завершить это (поставить подпись под этим) [сделать так, чтобы три озвученных талака засчитались как три ; дабы отучить людей от этой пагубной привычки?! Пусть думают, прежде чем говорить подобное]» Ибн ‘Аббас заканчивает свое повествование словами: «Он так и сделал. [То есть приказал проговоренные за раз три талака считать за три ]» .

В реалиях современной религиозной неграмотности и, к большому сожалению, необдуманного эмоционального использования слов развода в семейных ссорах, полагаю, каноническая практика времен пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), периода правления Абу Бакра и двух первых лет правления ‘Умара наиболее приоритетна, то есть следует три проговоренных единовременно талака засчитывать как один . Тем более принимая во внимание общий контекст Корана и Сунны, призывающих нас создавать семьи и оберегать их, сохраняя внутрисемейную гармонию, взаимопонимание и целостность.

Отмечу, что в конце аята, повествующего об этапах развода, когда талак дается один за другим раз в месяц, есть слова:

«Таковы границы, определенные для вас Аллахом (Богом, Господом), не переступайте же их! Кто же переступает границы, те - грешники (притеснители, тираны)» (см. ).

На основе этого аята некоторые мусульманские ученые заключили: «Три развода-талака за раз – харам (запрещено и недопустимо)» .

Передается также, что во времена пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) один человек развелся с женою, проговорив три развода-талака за раз. Пророк Мухаммад встал и гневно произнес: «Он играет книгой Аллаха (Бога, Господа) [искажая записанное в ней], и это когда я среди вас?! [То есть как он смеет дать три развода за раз, когда в Коране четко сказано о поэтапности, причем с наличием определенных условий]». Недовольство Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует) было столь велико, что один из сподвижников встал и воскликнул: «О посланник Божий, может, мне убить его?»

Двадцатилетняя практика работы имамом мечети (с 1997 года) и общения с прихожанами многократно подтверждали и подтверждают мне верность именно того варианта, который практиковался во времена пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) – единовременный тройной талак считать за один, и только так. Проговаривать слова развода следует лишь в спокойном осознанном состоянии с соответствующим намерением, а не в порыве бесконтрольного гнева.

Шамиль, я недавно развелся со своей женой, но теперь хочу вернуть ее обратно. Когда я решил с ней развестись, то приехал в дом к ее отцу и при свидетелях (двоих мужчинах) сказал: «Развожусь с тобой. Развожусь с тобой. Развожусь с тобой». Сейчас же по настоянию родственников я хочу вернуть ее обратно. Возможно ли это? Если да, то что нужно сделать, чтобы вернуть ее обратно?

Единовременный тройной развод можно посчитать за один, а потому если не прошло трех месяцев (с момента, когда вы это озвучили), можно вернуть ее без специальных процедур. Но если они прошли, то придется провести новое бракосочетание и подарить жене новый свадебный подарок (махр).

И напомню, что после третьего окончательного развода супруги обратно сойтись уже не могут. Это практически невозможно, кроме как при определенных условиях.

Мнение ‘Умара взяли на вооружение практические все мусульманские ученые. См., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Т. 5. Ч. 10. С. 70–72.

Однако осмелюсь заметить, что это их мнение, а не прямой текст аята или хадиса. И оно (мнение) последние столетия (не знаю, как было в те времена, более 1000 лет назад, когда ученые высказывали согласие со словами ‘Умара и давали соответствующие фетвы) несет очевидный вред для семейной жизни, а не пользу. Предположу критику в свой адрес касательно аргументации мнения большинства ученых, а потому сразу отмечу, что она косвенная, в отличие от приведенного ранее хадиса.

Свод хадисов имама Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 590, хадис № 15–(1472); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Т. 5. Ч. 10. С. 70–72, хадис № 15–(1472) и пояснение к нему; аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим. С. 246, хадис № 850; Ибн Кайим аль-Джавзия. А‘лям аль-муваккы‘ин ‘ан рабб аль-‘алямин. В 4 т. Бейрут: аль-Китаб аль-‘араби, 1996. Т. 3. С. 30, 31.

Замечу, что есть мнение вообще не считать такую нововведенческую (бид‘а) форму развода за развод, игнорировать и не принимать во внимание. Подробнее об этом мнении и его аргументацию см., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Т. 5. Ч. 10. С. 70; аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 18. С. 101.

См.: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 1. С. 207.

Степень достоверности хадиса низкая, но по смыслу он верен, мусульманские богословы принимали его во внимание. См.: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 359, хадис № 3401, «да‘иф»; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 1. С. 207.

Если муж против развода…

Ассаляму алейкум! Подскажите, куда обращаться сестре-мусульманке, если она хочет получить развод от мужа? Сам муж развод не дает. Жена просила хульг, но муж также не согласен.

Ва алейкум ассалам! Если муж создаёт серьезные причины, чтоб вы требовали развода, то в таких ситуациях надо обращаться к шариатскому судье – казыю, который должен разобраться в вашей ситуации и принять решение, что делать.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нельзя причинять вред ни себе, ни другим!» (приводит Ибн Маджах 2340, хадис достоверный). Поэтому, если будет установлено, что муж причиняет вред жене, то судья-казый своим решением может расторгнуть их брак.

Сказал три талака подряд (одновременно)

Ассаляму алейкум. Хочу помириться с женой. Я ей дал три талака подряд (одновременно), но в тот момент я был сильно раздражен и был не в себе от гнева.

Ва алейкум ассалам. Если человек разводится и произносит подряд слово «талак» (или подобные ему фразы, указывающие на развод) три раза или еще больше, то согласно более достоверному мнению, засчитывается только один развод. Передается от Ибн ‘Аббаса, что он сказал: «Однажды Абу Рукана дал своей жене троекратный развод за один раз, после чего пожалел об этом. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил его: «Как ты развелся?» Он сказал: «Трижды». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «За один раз?» Он ответил: «Да». Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Это один развод, и если желаешь, то верни свою жену» (приводит Абу Дауд, 2206, хадис достоверный).

Нужно добавить, что если время идды (время выжидания) не прошло, то муж может вернуть жену, но если оно уже прошло, то вернуть бывшую жену можно только с новым никахом со всеми его условиями. И в дальнейшем старайтесь всегда следить за тем, что говорите, ведь талак — это не шуточное дело.

Кто является опекуном, если нет отца

Ассаламу алейкум! Хотела бы у вас спросить, кто является моим опекуном, если мама с папой в разводе, и с папой я вообще никаких отношений не поддерживаю, мне 21 год и из них 19,5 я живу без отца.

Уа алейкум ассалям! То, что Ваши родители в разводе, и отец живет отдельно от Вас, не влияет на опекунство отца, если он мусульманин. Если только отца и его родственников нет, то право опекунства переходит к руководителю мусульман или к судье-казыю. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Никах недействителен без опекуна» (Абу Дауд, 2085, хадис достоверный). В другом хадисе говорится: «Султан (правитель мусульман или судья мусульман, как об этом сказали некоторые учёные, как имам Ахмад) является опекуном для той женщины, у которой нет опекуна» (ат-Тирмизи, 1102, хадис достоверный).

Ассаляму алейкум. Мой знакомый мусульманин одолжил у меня крупную сумму денег в рублях и пока не может мне вернуть уже 4 года. Недавно рубль упал по отношению к евро и к доллару. Можно ли у него потребовать перевести долг в евро и расплатиться с учетом повышения цены на евро?

Уа алейкум ассалям! Нельзя так сделать, потому что по Исламу долг даётся человеку с целью помочь ему, поэтому и запрещается требовать возврата долга с процентами. Как бы ни изменилась цена на валюту под влиянием инфляции, должник должен погашать свой долг в том размере, в котором он взял (взял 100 рублей – должен вернуть 100 рублей). Если стороны ожидают, что курс валют может сильно измениться, то пусть в долг передадут другую валюту, которую они считают более устойчивой, и тогда возвращать нужно будет именно ту валюту, которую брали в долг. И здесь нужно отметить, что когда человек берёт в долг какой-либо валютой, то нельзя договариваться, что он погасит долг другой валютой, ведь курс их обмена может сильно измениться за это время. В Коране сказано: «О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и если вы уверовали, то откажитесь от процентов, что прежде причитались вам. Если же вы не откажетесь, так знайте, что Аллах и Его посланник будут против вас. А если вы покаетесь, то у вас останется ваш [первоначальный] капитал. Не творите произвола, тогда и над вами не свершится произвол » (Коран, 2:278-279).