Праздник кузьминки приметы и пословицы. Кузьминки осенние

Кузьминки – по осени поминки

Подготовили и провели,

Цель : Ознакомление детей с фольклорно-календарным русским народным праздником “Кузьминки”

Задачи:

· воспитать уважение к русской народной культуре;

· воспитание бережного отношения к сохранению традиций и обычаев русского народа;

· создание условий для развития творческих способностей школьников.

Участники: обучающиеся 5-6 классов.

Оборудование:

    костюмы героев праздника, декорации, Концертмейстер – баянист.

Использованная литература:

История культуры русского народа. Москва, Эксмо, 2007

Время и место проведения обряда: ноябрь, деревенская изба

Территория распространения обряда: деревни с русским населением

Ведущий: Наши предки осенью отмечали праздник, который называется Кузьминки. Кузьминки – первый зимний праздник, начало зимы. Православная церковь празднует его 14 ноября . В народе говорили: «Кузьминки – по осени поминки». На Кузьминки молодежь снимала помещение, устраивала посиделки в складчину. Веселье длилось до утра. Сегодня и мы с вами станем участниками Кузьминских посиделок.

Хозяйка ставит пироги, горшок с кашей,

девочка Маша прибирается в избе.

Хозяйка: Ну вот, все сделано: в избе ладно, стол накрыт, пироги готовы, да и самовар давно кипит! Добрый сегодня день! Можно и отдохнуть!

Маша: И я свою работу закончила, пол подмела, стол да лавки протерла – вон как чисто и красиво!

Хозяйка: Вот и хорошо. Скоро гости пожалуют. Нынче день особый – посиделки начинаются.

Маша: А кто к нам в гости придет?

Хозяйка: Девицы-красавицы со своей работой к нам на посиделки пожалуют. Да только сегодня много не наработают

Маша: Это почему же, тетушка?

Хозяйка : Потому что сегодня праздник Кузьмы и Демьяна – Кузьминки, начало посиделок. Сегодня не столько работают, сколько веселятся.

Маша: Тетушка, а кто это Кузьма и Демьян? Что-то я про них не слышала. И почему в их честь праздник?

Хозяйка: Много веков назад жили-были святые Кузьма и Демьян. Славились они мастерством своим, знали кузнечное и плотницкое дело. И считали их покровителями всех мастеров и мастериц. Вот в честь святых мастеров Кузьмы и Демьяна и назвали этот праздник.

Входят девушки

Девочки: Можно, хозяюшка?

Хозяйка: Входите, девицы, входите, красные!

Девочка: Здравствуйте, хозяюшка! Нынче посиделки у нас, так не пустите ли в избу?

Хозяйка: Как же не пустить, пущу, ведь на Кузьминки – всегда на Руси девичьи праздники проходят.

Девочка: А на всю зиму пустите?

Хозяйка: Вот же шустрые какие! Пусти на порог, а глядь – уж и на лавке. Да чем платить то будете? Чай ваши посиделки мне ведь в убыток: и сор в избе, а дров сколько для тепла уйдет!

Девочка: Да мы не просто так. Что надобно, то и сделаем!

Хозяйка: Да надо мне совсем немного.

Дровец возок, керосину жбанок,

Да пшеницы полпуда, да гороху три блюда,

Да меду туесок, да масла горшок,

Да денег рубль и пятачок!

Девочка: Вот так немного! Ладно, мы про этот обычай давно знаем и потому все из дома принесли: и мед, и масло, и дрова.

Вручают Хозяйке дрова, мешочки, горшочек

Хозяйка: Вот так-то и хорошо, вот так-то и ладно! Проходите, усаживайтесь вот здесь на лавке да за работу принимайтесь. Ведь работы-то матери всем надавали с собой немало? А за работой и про песни не забывайте, дружно, хором запевайте!

Девочки усаживаются на лавку, принимаются за работу.

Запевают песню “Светит месяц”

Раздается стук в дверь, и входят мальчики

Мальчики: Можно к вам на посиделки?

Все: можно!

Хозяйка: А сейчас давайте проверим, какие вы проворные. Угол на угол!

Проводится игра «В углы»

Четверо играющих стоят по углам, а один, водящий – в центре. По сигналу водящего: «Угол на угол! Ку-ка-ре-ку!» все перебегают из угла в угол, а водящий старается занять любой из углов. Тот, кто останется в центре, - проигравший. Выбрав себе замену – любого из играющих – выбывает из игры.

Хозяйка: Запевайте, девочки! Весело поется – весело прядется. Сегодня необычный праздник. Праздник это ремесла, домашнего очага. Праздник не безделья, а искусного рукоделья ! А как шили-вышивали, так и песни напевали. Песни пели от души, песни были хороши!

Запевают песню «Посею лебеду на берегу»

Хозяйка :

А вы знаете, что Кузьма и Демьян – покровители домашней птицы? Кузьминки – это еще и петушиный праздник? Молодежь устраивала веселые гулянья с петушиными боями. Давайте и мы с вами поиграем в эту игру.

Проводится игра «Петушиный бой»

Два участника стоят в очерченном кругу, руки за спиной, каждый пытается грудью вытолкнуть соперника из круга

Хозяйка: Кузьминки – это курьи именинки! В этот день ходили в гости с вареными, жареными курами, варили кушанье из курятины, а потом шли воровать кур у соседей. Соседи не обижались, считали, что от этого кур будет водиться больше. Нужно обязательно про курочек спеть, чтобы они у нас водились и не болели.

Одна из девочек выходит на середину класса, изображая курочку. Остальные садятся на лавки и запевают песню «Курочка-рябушечка».

Все спрашивают, курочка отвечает

Курочка-рябушечка, куда ты пошла? – На речку!

Курочка-рябушечка, за чем ты пошла? – За водой!

Курочка-рябушечка, кому та вода? – Цыпляткам!

Курочка-рябушечка, цыплятки чьи? – Мои!

Они пить хотят, на всю улицу кричат!

Девочка (курочка):

Цып-цып-цып! Ко мне мои цыплятки!

Все подбегают к Курочке и становятся за ней в цепочку. Курочка змейкой водит их по классу под русскую народную мелодию (Посею лебеду на берегу).

Все останавливаются, образуя круг.

Проводится игра «Куры-курченяточки»

Водящий (выходит на середину круга),

Все: Куры-курченяточки,

Хвостики-лопаточки,

Жито жнут, и гребут,

И в амбар несут,

Петушкам дают.

Петушки не едят,

И все делают вот так!

На последних словах водящий показывает какое-нибудь движение (приседает, подпрыгивает, танцует и т. д.), остальные за ним повторяют. Кто ошибется – выбывает из игры.

Хозяйка:

Вот какие молодцы, наши цыплятки!

Раздается стук в дверь. Входит кузнец.

Кузнец:

Идет кузнец из кузницы.

Несет кузнец щипцы да молот.

Галки-вороны, собирайтесь к нам.

Варите кутью.

Поминать Кузьму.

Хозяева, кузнецы нужны?

Хозяюшка:

А что вы умеете делать?

Кузнец:

А вот что!

Все поют русскую народную песню «Во кузнице»

Кузнец показывает, как выковывают гвозди.

Кузнец:

Вот вам, хозяйка, и уменье наше в дом. Пригодится? (подает хозяйке гвоздь).

Хозяйка: Пригодится! Кузнец! Тебе помощники нужны?

Кузнец: Нужны!

Хозяйка: Ну так лови!

Проводится игра «Эй, кузнец»

Кузнец стоит в стороне от остальных игроков.

Дети (идут к кузнецу, говоря слова и делая шаг на каждое слово):

Эй, кузнец, молодец!

Расковался жеребец.

Ты подкуй его опять

Кузнец (отвечает)

А чего не подковать (хлопок, руки развел в стороны),

Вот гвоздь (левая рука вперед, ладонью вверх),

Вот подкова (правая рука вперед, ладонью вверх),

Раз, два и готово! (два хлопка, руки развел в стороны)

Затем кузнец догоняет детей, кого поймал, тот становится кузнецом

Хозяюшка:

Ай, спасибо, кузнец-молодец! Чем же мне заплатить?

Кузнец:

Я кузнец-бессребреник, как Кузьма и Демьян, ничего за работу не беру. Я только прошу, чтобы меня кормили кашей, поэтому нас - кузнецов именуют ещё «кашниками».

Хозяюшка : на Кузьминки варят славную Кузьминскую кашу из семи круп, да сладкую, с изюмом и медом. Давайте сварим кашу и мы.

Проводится игра «Сорока-ворона кашу варила»

Дети: (водят указательным пальцем правой руки по левой ладошке и говорят)

Сорока-ворона кашу варила,

На порог становила, деток кормила:

«Идите, дети, кашу есть»

Кузьма, Демьян, идите с нами кашу есть

Хозяюшка: Чтобы сварить Кузьминскую кашу, надо взять по одной столовой ложке семь разных круп, промыть, заполнить горшок, добавить изюм, соль, сахар, поставить в духовку. В готовую кашу добавить масло. Кто у нас главный повар?

Все: (хором) Я

Проводится игра «Я главный повар»

Дети встают парами, лицом друг к другу. Говорят и хлопают в ладоши. Очередность игры ладошками: хлопок, обеими ладонями, хлопок, правые ладони, хлопок, левые ладони, хлопок, обе ладони и т. д. до слов:

Алё-Алё-Алёнушка

Я главный повар

И десять поварят.

Все меня любят

И все мне говорят:

-как вкусно вы готовите,

Как вкусно вы печете,

И пальчики оближете

И песенку споете:

Затем на каждый слог слова выполняется:

А – хлопок,

Лё – ладони вместе,

А – хлопок,

Лё – ладони вместе,

А – хлопок,

Лё-нуш-ка – ладони вместе (3 раза)

И-ва-И-ва-И-ва-нуш-ка

Хозяюшка: А вы знаете, что куры и вообще домашняя птица исстари были символом счастья и плодородия, поэтому Кузьму и Демьяна считали покровителями свадеб. В одной старинной русской песне есть такие слова:

О, святой Кузьма-Демьян.

Приходи на свадьбу к нам.

Скуй нам свадьбу, свадьбу крепкую,

Крепкую, долговечную...

Проводится русская народная игра «Жених»

Играющие, взявшись за руки, образуют круг. В середине круга стоит «жених». Играющие ходят по кругу, приговаривая:

Уж ты, Прялица, кокорица моя.

С горя выброшу на улицу тебя;

Стану прясть да попрядывать,

На беседушку поглядывать.

Все: Как у дядюшки у Трифона

Было семеро детей,

Семеро детей, семь сыновей.

Они не пили, не ели,

Друг на друга все глядели,

Они делали вот так. После этих слов жених показывает какое-нибудь движение, остальные должны повторить. Жених смотрит и выбирает себе «невесту». Игра продолжается (другой «жених» выбирает себе «невесту»).

Хозяйка:

Кузьма – Демьян уходит, а с ним и осень – славная хозяюшка. Давайте проводим Кузьму – Демьяна, а с ним и осень с почетом да уважением! Заводите веселый хоровод да песню звонкую.

Все встают в хоровод и поют песню «Собирайся, народ».

По лугам бредут стога,

Ходят гуси у пруда,

Рыба плещется в воде,

Солнце – в каждой борозде!

Собирайся, народ!

В хоровод, в хоровод!

Кто работы не боялся,

Тот и пляшет, и поет!

Хлеб засыпан в закрома,

Песня входит к нам в дома,

И звучит, звучит везде

Счастье в радостном труде!

Собирайся, народ!

В хоровод, в хоровод!

Кто работы не боялся,

Тот и пляшет, и поет!

Хозяйка:

Вот и закончился наш праздник в честь славных мастеров Кузьмы и Демьяна. Мы желаем вам хорошего настроения на всю зиму, хорошо учиться, славно потрудиться!

Цель: познакомить детей с традициями русского народа. Побуждать интерес к народной культуре.

Задачи:

  • познакомить детей с особенностями народных праздников на примере фольклорного праздника «Кузьминки»;
  • совершенствовать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение, игру на детских музыкальных инструментах;
  • создать зону психологического комфорта.

ХОД ПРАЗДНИКА

Зал оформлен в стиле «русская горница». Под музыку русской народной песни «Пряха» входят девочки в русских народных костюмах. Их встречает хозяйка.

Хозяйка:

Мир вам гости дорогие,
Вы явились в добрый час –
Встречу теплую такую
Мы готовили для вас.

1 девочка:

Хлебосольством да радушием
Знаменит родной наш край.

2 девочка:

Здесь для вас обряды русские
И медовый каравай.

Хозяйка:

И места гостям приметные –
Будет праздничный вам стол
Ведь сегодня радость светлая
Вместе с вами входит в дом.

3 девочка: Много мы обрядов знаем

4 девочка: А давай-ка «Кузьминки» обыграем!

Хозяйка: Тогда, детушки, живей за дело! Хлеб из печи доставать, на стол накрывать, а то сейчас и гости придут.

5 девочка: А кто к вам придет, матушка?

Под музыку вбегают мальчики, образуют круг, проводится игра «Никонориха гусей пасла».

Дети ведут хоровод, в кругу противоходом идет водящий «козлик». Дети поют:

Никонориха гусей пасла,
Да пустила в огород козла,
Никонориха ругается,
А козел-то ухмыляется.

С окончанием пения дети разбегаются, обнимаются парами, кому пары не хватило, тот «козел»

Раз, два, три – козлик ты!

Хозяйка: Давно вас ждем-поджидаем, посиделки без вас не начинаем!

Мальчики: А зачем мы здесь собрались?

Хозяйка: А затем, что сегодня праздник Кузьмы и Демьяна. Кузьминки – начало осенних посиделок, сегодня не только работают, но и веселятся.

Мальчики: А кто же такие Кузьма и Демьян? И почему в их честь праздник?

Хозяйка: Кузьма и Демьян – святые. Они были замечательными мастерами – кузнецами и плотниками. Кузьма и Демьян ходили по деревням и всем помогали, а денег за это не брали. Они – покровители всех мастеров и мастериц. Ведь в деревне все делали своими руками: и печь, и стол, и ложки, и плошки. Вот в честь святых мастеров Кузьмы и Демьяна и назвали этот праздник, а еще говорят, что Кузьминки – по осени поминки.

Мальчики: Ну-ка, хватит нам трудиться, будем петь и веселиться!

1-й кузнец: Идут кузнецы из кузницы.
2-й кузнец: Несут кузнецы два молота.
3-й кузнец: Галки-вороны, собирайтесь к нам.
2-й кузнец: Варите кутью.
1-й кузнец: Поминать Кузьму.

Кузнецы: Хозяева, кузнецы нужны?

Девочка: А что вы умеете делать?

Кузнецы: А вот что!

Инсценировка русской народной песни «Во кузнице…» , мальчики поют и играют на ложках.

Хозяйка: Садитесь, молодцы, дорогие, а всем ли место хватило?

1 мальчик: Не беспокойся хозяюшка, мы дома не лежим, и в гостях не стоим!
2 мальчик: Гости – люди подневольные: где посадят, там и сидят!
3 мальчик: Дома сидеть – ничего не высидеть!
4 мальчик: Решили на людей посмотреть, да себя показать!

В это время один мальчик «лень», ложится на лавку, засыпает. Выходят две девочки, обращают внимание на «лень».

1 девочка: Не колода, лодырь, а лень! И лежит она целый день!

2 девочка: Не жнет, не косит, а обеда просит!

Игра «Лень»

Хозяйка: – Я вот все смотрю и радуюсь: как много у меня гостей!

3 девочка: – А много гостей – много новостей!

Хозяйка: А каких новостей?

4 девочка: Да, веселых. Вот послушай!

Дети разыгрывают потешки.

– Андрейка, детка, о чем плачешь?
– Об ворота ударился!
– Когда это случилось?
– А что же ты сейчас плачешь?
– Вчера!
– Да вчера дома никого не было!

– Где ты был, брат Иван?
– В горнице!
– Что делал?
– Петру помогал!
– А что Петр делал?
– Да на печи лежал!

– Я медведя поймал!
– Так веди его сюда!
– Не идет!
– Так сам иди!
– Да он меня не пускает!

Хозяйка:

Что это мы все сидим и гостей не веселим?
Эй, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки!
Запевайте поскорей, чтоб порадовать гостей!
(обращается к мальчикам) :
И, ребята, не зевайте, от девчат не отставайте!

Частушки:

1. Я секрет румян достала
У прабабки Феклы –
Лучше всех румян заморских
Сок из нашей свеклы.

2. Почему, как человечек,
Весь в мурашках огуречик?
Он на солнышке лежит,
От чего же он дрожит?

3. Мне миленочек прислал
К празднику записку,
М Что меня он обожает,
Как салат с редиской.

4. Ухажеров нынче сто
Под моим окошком
Все желают получить
Пирожок с картошкой.

5. Мышку в клетку я поймал
И там запер крепко.
Ведь без мышки не собрать
В огороде репку.

6. Вот миленок мой рыдает,
Ведь близка разлука.
–Ты, подруженька, ошиблась,
Плачет он от лука.

7. На себе всегда ловлю
Восхищенья взоры!
Красоту мне и здоровье
Дарят помидоры!

8. Если б не было пшеницы,
Не было б ватрушки.
Как сумели, так пропели
Мы для всех частушки.

Хозяйка:

На Руси уж так идет
Что талантливый народ
Сам себе и жнец, и швец
И на дудочке игрец!

Дети: Пусть Ивана впустят, чтоб играл на гуслях!

1 ребенок: А ты брат, Андрейка, сыграй-ка на жалейке!

2 ребенок: А ты брат, Ермошка, сыграй-ка на ложках!

Оркестр ложкарей «Перевоз Дуня держала» (русская народная мелодия).

Хозяйка: В эту пору играли на посиделках, разбившись на пары, а потом весь вечер мальчик ухаживал за выбранной девочкой, охранял ее и заботился о ней.

Русская народная игра «Селезень утку догонял…». После игры слышится стук.

Домовой:

Ох, устал я за печкой сидеть,
На ребят решил посмотреть.

Хозяйка:

Как на голову свалился
И откуда появился?

Девочки ахают, мальчики охают.

Домовой:

В этом доме я живу и за печкою сижу!
Кто меня тут потревожил?

Хозяйка:

Собрались мы здесь в горнице,
девицы-красавицы, да добры молодцы.
Проводить осень, да зиму встретить!
Не серчай на нас, а пускайся с нами в пляс!

Дети танцуют хоровод «Выходили красны девицы» (на мелодию песни «Ой, вставала я ранёшенько»).

1. Выходили красны девицы
Из ворот гулять на улицу.
Ой ли, ой ли да люли
Из ворот гулять на улицу.

2. Выносили красны девицы
Во белых руках по соловью.
Ой ли, ой ли да люли,
Во белых руках по соловью.

3. Соловьи-то все рассвищутся,
Красны девки разгуляются.
Ой ли, ой ли да люли,
Красны девки разгуляются.

Домовой: А какой же праздник на Руси без пышного каравая, да без сладких пирогов.

Выносит каравай.

Домовой:

Свети, свети месяц, нашему караваю!
Поглянь, поглянь, солнце, нашему караваю!

Хозяйка:

Кушайте, кушайте, да поправляйтесь,
Крепкого здоровья набирайтесь!

Все поют:

Дорогие гости, русское спасибо.
Мы для вас подносим, кланяемся низко,–
Полюбить нас просим, как велит обычай,
Хлеб и соль подносим.

Кузьминки

«Кузьминки» — по осени поминки, гласит пословица. Праздник «Кузьминки» по народному календарю — первый зимний праздник, встреча зимы . Назван он в честь святых Космы и Дамиана, особо почитаемых в деревне, где их по-свойски звали Кузьма и Демьян. Считались они покровителями ремесел, в первую очередь кузнецов да лекарей, и звались «бессребрениками», так как денег в руки не брали. А еще «кашниками», потому что из еды употребляли только кашу. При жизни святые были «безмездными» врачами, лечили людей и скот «во славу Божию». Сказывают, даже дикие звери выходили к ним без боязни, чтобы принять лекарскую помощь, и жили возле них звери дружно, никто никого не обижал.

«Кузьминки» издавна слыли девичьим праздником. Девушки на выданье просили их сковать свадьбу накрепко, как лед на реке. В этот день девушка становилась хозяйкой дома, она готовила еду для семьи и угощала всех. Основным блюдом была куриная лапша, а пирогом — курник. Вечером девушки устраивали «кузьминскую вечерку» с играми, розыгрышами, а угощались кашей «ссыпчинои» из разных круп. Такую кашу варили и в семьях по случаю окончания молотьбы, а блюда с курятиной были на столе обязательно, поскольку в народе Кузьма и Демьян считались покровителями кур и этот же день звался «Курьи именины». По такому поводу устраивали петушиные бои, раздаривали кур как подарки, не забывали «цыплят по осени посчитать». Ребятишки выпрашивали у кухарок перышки от ощипанных кур — непременно с правого крыла, самые крайние, самые тугие, — из них выходили замечательные удобные кисточки для росписи деревянных игрушек. А озорные парни отправлялись под утро соседских кур воровать. Но к покражам такого рода крестьяне относились довольно снисходительно и если бранились, то только для порядка.
А как вы, уважаемые читатели, «Кузьминки» отметите? Мы, конечно, не призываем вас чужих кур воровать. Но из тех, что сами вырастили или в магазине купили, почему бы на «Курьи именины» лапши не приготовить или еще чего-нибудь вкусненького. Предлагаем несколько рецептов .

Закуска «Птичка» . Куриные потроха тщательно промыть, мелко нарезать, обжарить с репчатым луком, посолить-поперчить, добавить тертый сыр, измельченные вареные яйца, томат-пасту, сметану и прокипятить. Выложить в форму, смазанную маслом, залить взбитым яйцом, присыпать тертым сыром, запечь в духовке. Все.

Котлеты куриные с сыром . Мякоть курочки пропустить два раза через мясорубку, посолить-поперчить, хорошо перемешать. Из фарша скатать лепешки, на середину положить смешанное с тертым сыром сливочное масло, края лепешки соединить в круглую котлету. Готовую котлетку смочить во взбитом яйце, обвалять в панировочных сухарях и обжарить на сковородке на сливочном масле.

Праздничный пирог «Курник» . В старину «Курник» пекли либо на свадьбу, либо на «Курьи именины». Вариантов этого знаменитого пирога много, и неудивительно! Любили его с разными начинками попробовать и подать торжественно. Поневоле ахнешь, когда хозяюшка внесет высокий конусный пирог, изукрашенный листьями да цветами из теста, с кратером наверху, дымящимся аппетитным паром... Да что там говорить, давайте печь пирог. Тесто подойдет любое дрожжевое, а вот начинок будет несколько. Сначала раскатаем тонкий пласт теста размером несколько больше сковородки, в которой будем выпекать. Выложим пласт на сковороду, на тесто уложим первую начинку — отваренный и остуженный рис. Раскатаем второй, тонкий, как блинчик, пласт теста и закроем им первую начинку. На второй «этаж» «Курника» уложим кусочки отварной курочки и опять перекроем тонким блинчиком из теста. Третья начинка — обжаренные грибы. Бока нашей конусной башни будем закрывать теми же тонкими блинчиками внахлест, соединим и защипаем нижний пласт с боковыми блинчиками, а наверху оставим небольшое круглое отверстие. Из остатков теста вырежем украшения в виде листьев, колосьев, цветов, звездочек, разместим их на боках «Курника». Поверхность пирога надо смазать взбитым яйцом с помощью кисточки или куриного перышка. В отверстие «кратера» вольем полстакана куриного бульона, поставим пирог в печь. Выпечка занимает примерно 30-40 минут при 220 градусах, готовность проверяем лучинкой. Приятного аппетита!

В ноябре, как правило, дождливо и слякотно на улице. Игру во дворе не очень-то затеешь, горок снежных еще нет. Поэтому весь досуг по большей части проходит в избе, в доме. Мальчики увлекались мастерством по дереву, девочки — куклами.

Мастерим из дерева

Издавна делают на Севере щепных лошадок и оленей. В домах, где топят печки и для разжигания дров щепают лучину, там дети до сих пор используют лучинки в своих играх. Сначала заготавливают лучину. Лучше всего подходит еловое или сосновое полено: хвойная древесина расщепляется ровно, особенно влажная. Раньше для щепания лучины применяли специальный тесак, сейчас мастера пользуются большим острым ножом. Нужно стараться расщеплять полено аккуратно, ровно, чтобы лучины были примерно одинаковой толщины (1-1,5 мм). По длине и ширине щепочки получаются разными, из них можно сделать нужный выбор. Для щепной игрушки мастер выбирает планочку, на которой своим ножом делает надрезы, а затем руками разрывает послушные влажные волокна древесины и заламывает-загибает ножки, шейку, хвостик конька. Любимым занятием мальчиков было повторять за мастером все движения и добиться красивой, выразительной фигурки.

Кудельная куколка
А девочки готовы были целыми днями «крутить» куклы. В деревнях, где выращивали лен, тряпичных кукол всегда набивали куделью — очесами льна. Сначала сшивали узкий мешочек, плотно «заваливали» его куделью, стягивали нитками нижний и верхний концы. Потом придавали столбику форму человеческой (женской) фигурки: перевязывали прочной ниткой по линии шеи, туго перетягивали крест-накрест на груди и завязывали на поясе. Получались головка, грудь, туловище. Обязательная деталь кудельной куколки — коса, которую девочки расплетали, заплетали, укладывали в прическу. Ее делали непременно изо льна. Прядь чистого, вычесанного льна пришивали на лоб, перекидывали назад и заплетали в косу с лентой. Наряд куклы состоит из кофты с юбкой. Они делаются из прямоугольных лоскутов ткани, сшитых вручную изнаночным швом, присборены и завязаны: кофта по месту шеи, юбка — на талии. Подол юбки всегда аккуратно подшивали, что характерно для народной куклы. Куколку можно нарядить в фартук, повязать платком и поясом, украсить бусами и сережками.

На каждых посиделках развлекались всяческими играми . Они вроде бы «комнатные», но при хорошей погоде вполне сгодятся и для улицы.

Игра «Олень»
Это вариант игры в фанты. Все рассаживаются кругом по комнате, в центре — водящий, в углу — «Олень», который сидит ко всем спиной. Водящий обходит круг игроков с песенкой, при этом собирает от каждого какие-нибудь мелкие вещички, складывая их в шапку или варежку или в лукошко. Песенка водящего про Оленя, только его здесь называют покороче — Лень:
— Ой, Лень, ты мой Лень,
Тепло ли тебе, Лень,
Холодно ли тебе, Лень?
— Мне не так тепло,
Мне не так холодно,
Принаденьте меня, принакутайте,
Как со девицы платок,
Со красавицы венок,
Как со малого ребенка
Пестрая пеленка,
С мужичка-бодрачка
Опоясочка!

Ну вот, все заветные колечки, ключики да сережки собраны в шапку, их протряс водящий и рукой перемешал, теперь будет по одной вещице доставать, да так, чтобы ни «Олень», ни кто другой не видал, что у него в руке. Например, нащупает в шапке какой-нито ключик, зажмет в ладони и поднимет над головой, да и спрашивает «Оленя»: «Олень-Олень, что этому фанту делать?» А уж «Олень» придумывает веселое задание — прокукарекать, пропеть песенку, станцевать какой-нибудь африканский танец, поздороваться с кошкой, да мало ли что придумает озорной «Олень»! Задание «Оленя» надо выполнять, такой уговор, только после этого получишь свою вещицу. А вот когда остается у ведущего последняя вещичка, ее разыгрывают по-другому. Эта игра называется «Колечко».

Игра «Колечко»
Но может быть не обязательно колечко, а любая мелкая вещица, чтобы только уместилась в кулаке. Все играющие встают в круг или садятся в круг, как удобнее. Ведущий неторопливо обходит весь круг, и каждому игроку будто бы вкладывает скрытно в сложенные «лодочкой» ладошки желанное «колечко». Тот, кому все-таки положили «колечко», не показывает этого, и ждет слов ведущего: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!». Вот тут все игроки настораживаются, потому что игрок с колечком должен выскочить из круга, а все остальные должны не дать ему это сделать, успеть задержать. Затем игрок с колечком становится ведущим.

Игра «Петушиные бои»
Мальчишки любят задираться, толкаться, даже драться, — словом, петушиться. В «Кузьминки» дрались даже петухи, не то что мальчишки. Но мальчишеские бои проводились не как-нибудь, а по правилам. Правила были строгие — руки у парней отведены за спину, на двух ногах стоять нельзя, только на одной ноге прыгай. Самое главное — парням можно толкаться плечами, грудью, спиной, но не головой и не руками. Если тебе удалось толкнуть соперника так, что он ступил на пол второй ногой, ты победил. Конечно, многое зависит от поддержки болельщиков. Болейте на здоровье!

14 ноября (1 ноября по ст. ст.) – день, посвященный памяти святых бессребреников Косьмы и Дамиана , известных по церковным преданиям как врачи, даром лечившие людей и прославленных за свое бескорыстие. Звался этот день в народной Руси больше всего «кузьминками». Кузьминки считались первым зимним деревенским праздником (другое его название – «зимний Кузьма-Демьян»). В устном народном месяцеслове, переходящем от старых к малым, этому празднику отведено свое почетное место.

Святые Косьма и Дамиан в воображении русской деревни слились в один нераздельный облик «Божьего кузнеца – Кузьмы-Демьяна», и на него были перенесены некоторые черты, присваивавшиеся в старину всемогущему богу-громовнику Перуну. В одном из старинных русских сказаний Кузьма-Демьян, кующий сохи, бороны и плуги для нужд русского крестьянина, в поте лица добывающего свой хлеб, вступает в борьбу с «великим змеем» (дьяволом). Трудился кузнец Божий в своей кузнице, гласит сказание, и заслышал он – летит змей. Заперся он, но не спасут от великого змея никакие засовы. Подлетел змей, опустился на землю и стал человеческим голосом просить отворить двери. Не отомкнул засовы кузнец, и стал тогда змей лизать своим языком двери железные. Но как только пролизал змей дверь, ухватил его Кузьма-Демьян за язык железными клещами. Взмолился змей кузнецу, отпустить просит, да не тут-то было! Запряг его кузнец в только что выкованный плуг и поехал по степям, по пустошам – пропахал на змее всю землю от моря и до моря. Умаялся лукавый, взмолился он ко святому, просит воды испить из Днепра-реки. Не внял кузнец мольбам, знай погоняет цепью железной, и только у Черного моря подпустил Кузьма-Демьян змея к воде, припало к ней чудовище, пило-пило, полморя выпило, а напившись – лопнуло. А борозды, проведенные плугом Божьего кузнеца, пахавшего на нечистой силе, и до сих пор виднеются по Приднепровью и окрестный народ называет их «валами змеиными».

Древнеязыческий Перун также представлялся воображению наших предков побеждающим крылатых огненных змеев, запрягающим их в плуг и бороздящим небесные поля до самой земли. Он или убивал их своей молниеносной палицей, или они сами опивались морской воды и, лопнув, проливали ее на землю, являясь олицетворением зимних туч, разорванных первым весенним дождем. В другом сказании Кузьма-Демьян убивает наповал своим богатырским молотом змею, «всем змеям мать», разевавшую пасть от земли до неба. Это сказание прямо вытекает из предания о Перуне-громовержце, рассекающим своим молотом (молнией) грозовую тучу. Есть сказания, утверждающие, что кузнец Кузьма-Демьян не только кует плуги да бороны, но и научил людей земледельческому труду, за что и окружен особым почетом в народной памяти.

По народным погодным наблюдениям, со дня святых Косьмы и Дамиана заковывает зима и землю, и воды: «Кузьма-Демьян – с гвоздем, мосты гвоздит». На подмогу Кузьме-Демьяну прилетают с гор морозы.

«Невелика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю святую Русь в ней ледяные цепи куются!» – говорит народ. «Закует Кузьма-Демьян, до весны красной не расковать!», «Из кузьмодемьяновой кузницы мороз с горна идет!», «Не заковать реку зиме без Кузьмы-Демьяна!» и т. п. Приговаривали при этом поговорки и о простых кузнецах. Эти слыли в народной молве пьяницами: «Портной – вор, сапожник – буян, кузнец – пьяница горький!» – и прибавляли: «Умудряет Бог слепца, а черт – кузнеца!», «Для того кузнец и клещи кует, чтобы рук не ожечь!», «Не кует железа молот, кует кузнецов голод!», «Кузнецу, что козлу – везде огород!», «У кузнеца что стукнул – везде гривна!», «У кузнеца рука легка, была бы шея крепка!», «Кому Бог ума не дал, тому и кузнец не прикует!», «Захотел от кузнеца угольев: либо пропил, либо самому надо!», «Не ищи у калашника дрожжей, у кузнеца лишних угольев, у сапожника сапог на ногах!», «Кузнец Кузьма – бесталанная голова!», «Есть кузнецы, что по чужим сундукам куют (воры)!»

Святой кузнец Божий Кузьма-Демьян не только плуги, землю и воды кует, а и свадьбы, недоигранные в октябре, доковывает. Потому и воздается ему в старинном свадебном стихе: Там шел Кузьма-Демьян
На честной пир, на свадебку:
Ты, святой ли, Кузьма Демьянович!
Да ты скуй ли ка нам свадебку,
Ту ли свадебку – неразрывную,
Не на день ты скуй, не на неделюшку,
Не на май-месяц, ни на три года,
А на веки вековечные,
На всю на жизнь нерасстанную!

День Кузьмы и Демьяна известен в народе также под названием «курятников» и «кашников», потому что, когда празднуется память этих святых, в деревнях носили в церковь «под свято» кур и варили кашу, отведать которую приглашали и святых угодников. «Кузьма-Демьян, – говорили крестьяне, усаживаясь за трапезу, – приходите к нам кашу хлебать».

Трудно сказать, каким образом Косьма и Дамиан превратились в глазах народа в «курятников» и «кашников», но в некоторых местах народная фантазия придумала этому даже легендарное объяснение. Так, рассказывали, что святые Кузьма и Демьян были простыми работниками, которые охотнее всего нанимались молотить, но при этом никогда не требовали платы, а ставили лишь условием, чтобы хозяева вволю кормили их кашей. Это предание породило даже своеобразный обычай, при котором на домолотках крестьяне считали за правило варить кашу, а работники требовали ее у хозяев как нечто должное, освященное преданием. Домолачивая последний овин, они обыкновенно говорили: «Хозяину ворошок, а нам каши горшок». Наряду с кашей, крестьяне в этот день считали необходимым забивать трех кур и есть их утром, в обед и вечером, «чтобы птица водилась». Трапеза сопровождалась специальной молитвой: «Кузьма-Демьян-сребреница! Зароди, Господи, чтобы писклятки водились». За трапезой наблюдали также, чтобы не ломались кости, а то цыплята будут уродливые.

В некоторых местностях женщины приносили кур на Кузьму и Демьяна к обедне. «Курица – именинница, и ей Кузьме-Демьяну помолиться надо!», «Батюшка Кузьма-Демьян – куриный Бог!» – так объясняли этот обычай. В старину было принято приносить 14 ноября кур на боярский двор. С челобитьем приносили их крестьянки своей боярыне – «на красное житье». Боярыня отдаривала их лентами – «на убрусник». этих челобитных кур считалось за грех убивать: они отдавались под особое покровительство чествовавшихся в этот день святых. Даже яйца, которые они несли, считались более здоровыми для пищи, чем другие – от простых, не «челобитных», кур.

Кузьма и Демьян известны и как покровители семейного очага и супружеского счастья. День, посвященный их памяти, особенно чтился девушками. В некоторых местах существовал обычай, когда девушка-невеста считалась в этот день хозяйкой дома. Она готовила для семьи кушанья и угощала всех, причем в качестве почетного угощения подавалась куриная лапша.

Вечер кузьминок деревенская молодежь проводила в веселье. Девушки собирались в какой-нибудь большой избе и делали так называемые «ссыпки», то есть каждая приносила что-нибудь съестное в сыром виде: картофель, масло, яйца, крупу, муку и т. д. Из этих продуктов готовилась еда и, в ознаменование начала зимних работ, устраивалось пиршество, на которое в качестве гостей приглашались парни. Такие пирушки назывались «кузьминками» и продолжались до рассвета, причем парни успевали проголодаться вторично и отправлялись воровать соседских кур, гусей, уток, которых девушки после им жарили в «жировой» избе. При этом, конечно, сохранялось в тайне, сколько и у кого было украдено кур, хотя к кражам такого рода крестьяне относились довольно снисходительно и, если бранились, то только для порядка. Кем и почему заведен был такой воровской обычай – неизвестно, но только как не оберегай хозяин или хозяйка свое добро, а ухитрится молодежь добыть себе на кузьминки и курятинки, и гусятинки!

В некоторых местах кузьминки сопровождались обычаем, известным под названием «похорон Кузьмы-Демьяна». В «жировой» избе девушки изготавливали чучело: набивали соломой мужскую рубашку и шаровары, опоясывали кушаком, приделывали голову, клали на носилки и несли за село, в лес, где чучело раздевали, и на соломе шла веселая пляска.

Святых Кузьму и Демьяна называли также «рукомесленниками» и считали покровителями ремесел, особенно женского рукоделия . Объяснялось это тем, что с дня Кузьмы и Демьяна женщины вплотную принимались за зимнюю пряжу. «Батюшка
Кузьма-Демьян, – говорили они, садясь за пряжу, – сравняй меня позднюю с ранними!» (то есть помоги не отстать от других, которые начали работу раньше). В старину многие боярыни продавали на кузьминки сработанное их руками рукоделие, а деньги, вырученные от продажи, раздавали нищим, как бы следуя святому подвигу бессребреников.

Наталья Шашкова
Сценарий фольклорного праздника «День святых Кузьмы и Демьяна»

Сценарий проведения фольклорно-обрядового праздника

День святых Кузьмы и Демьяна ”

для детей старшего и младшего школьного возраста.

Народный календарь :

14 ноября по народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили : “Кузьминки – об осени поминки” . Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и женщин – рукодельниц.

Закует Кузьма – Демьян , до весны не расковать. Кузьминки – куриные именины : отмечались Кочеты. Девицы – посиделочницы устраивали пир – беседу, для этого каждая приносила кочета – петуха. На пирование приглашались молодцы, которые по сердцу.

В русском народе считалось, что Кузьма и Демьян покровительствуют свадьбам, что своим молотом на небесной наковальне они выковывают брачную цепь, а затем помогают семьям жить в ладу, в мире. В деревнях девушки закликали :

Батюшка Кузьма – Демьян ,

Скуй нам свадебку

Крепко – накрепко,

До седой головушки,

До долгой бородушки.

К вечеру на посиделках изготавливали чучело Кузьмы : набивали соломой штаны и рубаху, приделывали голову, опоясывали чучело кушаком. Заводили песни, танцы и непременно разыгрывали так называемые “поцелуйные игры”. После завершения праздника чучело выносили из дома, раздевали и раздергивали по соломинке, плясали и сжигали куклу.

Гулянье часто продолжалось до утра.

Задачи :

Способствовать формированию представлений о содержании, структуре русского народного обряда, воспитывать интерес и уважение к нему, как части музыкального фольклорного наследия .

Стимулировать положительную мотивацию к изучению произведений русского фольклора , развивать творческое мышление.

Способствовать созданию благоприятной среды общения взрослых и детей.

Предварительная работа :

Слушание русских народных песен.

Беседа на данную тему.

Рассматривание иллюстраций, изображающих народные праздники .

Разучивание песен и стихов, танцев.

Изготовление обрядовый кукол – оберегов.

Организация выставки народного творчества.

Оборудование : стол, лавки, кухонная утварь, прялка, чучело Кузьмы , самовар.

Костюмы : все участники и взрослые и дети одеты в русские народные костюмы.

Музыкальные инструменты : деревянные ложки, трещотки, бубны, коробочка, рубель, ксилофон, дудки, хлопушки.

Действующие лица : Хозяйка, Хозяйка2, Дед Егор- взрослые, Петрушка и купец- дети.

Объявление в группе :

Встаньте рано поутру,

Чисто в доме приберите,

Животинку накормите

Не сердитесь, улыбнитесь

И спешите все на двор

На веселый разговор.

Праздник на селе у нас

Ку-ка-ре-ку, в добрый час.

Начало праздника «На Кузьму- Демьяна » в 10.0

Ход праздника:

Выходят две девочки.

1 девочка.: На завалинках, в светелке,

Иль на бревнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

2 девочка : При лучине кто сидел

Иль под светлым небосводом –

Говорили, песни пели

И ходили хороводом.

1 девочка : А играли как! в горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души .

2 девочка :Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по “сусекам”

Личных дач или квартир.

Вместе.: Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить,

Скучно жить без посиделок!

Их бы надо возродить!

(убегают за дверь)

Под русскую народную песню («Калинка- малинка» в исполнении Н. Бабкиной) входят хозяйки.

Хозяйка : Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть? Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться?

Хозяйка2 : Рады будем видеть вас у себя в гостях, ждет вас праздник большой , праздник радостный . По обычаю старинному Кузьминками называются . Кузьминки – по осени поминки .

Хозяйка : В честь святых Кузьмы и Демьяна , покровителей ремесел. В этот день почитали люд мастеровой.

Хозяйка2 : в народе сказывают, что святые эти были кузнецами и за работу денег не брали – отчего и звали их бессребрениками, а угощали всегда кашей, потому иногда их именуют «кашниками» .

Хозяйка : Ой, слышу, уже идут гости!

Хозяйка2 :Ото всех дверей,

Ото всех ворот

Приходи скорей,

Торопись, народ!

Под русскую народную музыку входят девочки.

Хозяйка : Здравствуйте, гости дорогие!

Проходите, будьте, как дома!

Девочки : Добрый день в вашу хату !

Хозяйка2 : Пусть моя изба не красна углами, не богата пирогами, но рада гостям, как добрым вестям! (кланяется)

1-я девочка : Не беспокойся, Хозяюшка. Мы и дома не лежим,

И в гостях не стоим.

Хозяйка усаживает гостей на лавку.

Хозяин : У нас для каждого найдется и словечко и местечко.

2-я девочка : Гости – люди подневольные,

Где посадят – там сидят.

Хозяйка : Ой, богат будет стол сегодня вссыпчину да вскладчину.

1-я девочка : Тут и каша, и лепешки!

2-я девочка : И пироги, и яички!

3-я девочка : А вот и курничек вас дожидается, на Кузьму – Демьяна всегда курники пекли.

Хозяйка : Да, Кузьминки – куриные именины .

4-я девочка : А где же ещё гостьюшки наши?

Хозйка2 : Скоро, скоро будут!

Хозяйка : А пока их нет, садитесь за рукоделие, принимайтесь зимнюю пряжу прясть. Да попросите Кузьму с Демьяном , ведь они наши покровители, помочь нам не отстать в работе от тех, кто начал её раньше.

Девочки : (хором) Батюшка, Кузьма – Демьян !

Сравняй меня позднюю с ранними!

1-я девочка : Прялка не бог, а рубаху дает!

2-ядевочка : Не ленись прясть, хорошо оденешься!

Девочкиисполняют русскую народную песню «Уж ты, прялица, кокорица моя»

3девочка : У нас девицы – на все руки мастерицы.

И прясть, и вязать, и вышивать умеют.

4 девочка : тянись, ниточка не рвись, да в клубочек соберись!

(танец- игра «клубок» )

Раздается стук в дверь, заходят еще гости : мальчики, исполняют танцевальную сценку под р . н. п. «Барыня» .

Парни : Добрый день , молодки-лебедки!

Девчата : Здравствуйте, коль не шутите, ребята-молодцы, веселые удальцы!

Поют частушки :

мальчики : Дуйте, дуйте ветры, буйные кружитесь,

по деревне мы идем- все посторонитесь!

Девочки : А вы кто такие чьи? Откуда появилися?

У нас нет таких девчонок, чтобы в вас влюбилися!

Мальчики : НУ! Девочки : ДА! Вместе : Вот такие кот дела!

Мальчики : Заиграй-ка балалайка, начинай гуляние,

Пропоем мы вам частушки, для всего собрания!

Девочки : У меня на сарафане косолапы петехии,

я сама не косолапа- косолапы женихи!

Мальчики : НУ! Девочки : ДА! Вместе : Вот такие кот дела!

Мальчики : Запрягу я кошку в дрожки. а котенка в тарантас-

Повезу свою подружку, всем соседям на показ!

Девочки : Я сижу на бочке, румяные щечки-

Говорят, что навилась, а я такая родилась!

Мальчики : НУ! Девочки : ДА! Вместе : Вот такие кот дела!

Мал. 2 : Здоровья вам! Нужны ли мы вам?

Дев. 1 : у нас гостюшки во дому, словно солнышко в терему!

Дев. 2 : Дорогие гости, счастья вам. Просим жаловать в терем к нам.

Дев. 3 :Проходите, гости дорогие! Гостю – почет, хозяину – радость!

Дев. 4 : Давно вас ждем – поджидаем, праздник не начинаем .

Мал.: дорогим хозяевам бьём челом. И спасибо вам за прием!

(мальчики кланяются)

Мальчик : Мы всю деревню обошли, все к празднику готовятся , никто в этот день не работает .

Реб. 1 :Праздник этот ремесла ,

Домашнего очага,

Праздник не безделья –

Праздник рукоделья !

Реб. 2 :Как этот праздник наступает ,

Весь народ гулять идет.

Очень весело, с задором

Песни русские поет!

Дети исполняют народную песню “На Кузьму – Демьяна” .

Поют : На Кузьму , Кузьму- Демьяна на Кузьму , Кузьму- Демьяна ,

На веселый праздник ,на веселый праздник .

Выпадала пороша, выпадала пороша,

Белая хороша, белая хороша.

Как по этой по пороше, как по этой по пороше.

Шел Ваня хороший, шел Ваня хороший.

Не путем, не дорогой, не путем не дорогой.

Чужим огородом, чужим огородом.

Он чужим огородом, он чужим огородом.

Катиной тропою, Катиной тропою.

(мальчик с девочкой танцуют, в конце песни все дети объединяются в пары, мальчики провожают девочек на стульчики, потом встают полукругом.)

Хозяйка : милые мальчики, сегодня и ваш праздник , ведь Кузьма и Демьян были ремесленниками и кузнецами.

Мал.: а я знаю, что Кузьма с Демьяном большие работники , кузнецы и плотники. Они куют сохи и плуги и раздают их людям.

Хозяйка2 : они и дом охраняют от всякой беды. От всякого лиха.

2 мал.: а еще говорят, они волшебники. Кузнецы могут заковать землю и воду в ледяные оковы.

Хозяйка : ой, вы мои умницы! Все- то вы знаете!

3 мал.: хозяюшка! А вам работнички нужны?

Хозяйка2 : а что вы умеете делать?

Мальчики : а вот что!

(песня «Как у нас в мастерской» )

поют : посмотрите, как у нас- то в мастерской,

там работнички трудятся день- деньской .

Как начнут они топориком рубить,

Молоточками по гвоздочкам колотить,

А пилами-то пилят, пилят, пилят

Во все стороны опилочки летят.

Время плотничкам работушку кончать,

И пойдут они вприсядочку плясать :

Ай, люли, ай, люли, люли, люли,

Ай, люли, ай, люли, люли, люли.

1 мальчик : а у меня папка- гончар, во как работает! (показывает)

2 мальчик : а у нас в кузнице не хуже!

(Разгорается спор- кто лучше работает : мы лучше работаем- нет, мы)

Хозяйка : эй, петухи! Сейчас подеретесь!

Мальчик : а мы плотники- вот как работаем. Посмотрите какие инструменты музыкальные смастерили.

Хозяйка : а мы на них сейчас и сыграть сможем!

Мальчик : Вот ложки хохломские,

бубны, трещотки озорные,

Налетай, народ, музыка давно всех ждет!

(русская народная песня «Долговязый журавель» , дети подыгрывают на музыкальных инструментах)

Хозяйка :

Ноги, руки размяли, а про голову забыли?

Есть загадки у нас до того мудреные,

Кто загадки угадает, попадет в ученые.

Девочки :

1. Красная девица росла в темнице,

Люди в руки брали, косы отрывали.

2. Стоит Антошка на одной ножке.

3. Нашла я шар, разбила его,

Увидела золото и серебро.

4. Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает.

5. Не ездок, а со шпорами, не сторож, а будит.

Хозяйка : Молодцы, ребята, все загадки разгадали!

Хозяйка : Кажется к нам еще гости идут!

(Появляется Петрушка)

Петрушка : Я Петрушка, -развеселая игрушка!

Ноги дубовые, кудри шелковые.

Сам хожу, брожу, шевелюсь,

Никого в мире не боюсь!

Доброго здравия вам, ребята!

Все : здравствуй Петрушка!

Хозяйка : А кто это к нам явился, такой важный и серьёзный?

(появляется Купец.)

Купец : Я купец- в торговых делах удалец.

Петрушка : А зачем вы на ярмарку пришли?

Купец : Торговать.

Петрушка : Воровать?

Купец : да, не воровать, а торговать.

Петрушка : А, пировать! Ну, тогда я с вами пойду!

Купец : Ладно, пировать так пировать. А у тебя деньги есть ? Надо иметь двести рублей.

Петрушка : Пять гвоздей?

Купец : Да не гвоздей, а рублей.

Петрушка : да не гонял я голубей.

Купец : Да не смеши, Петрушка людей.

Петрушка : Просишь меня, побей? С удовольствием!

(Петрушка берет палку, купец убегает.)

Петрушка : Пей, купец, чай, головой не качай.

Над деньгами не трясись , а с Петрушкою делись.

Ой, что-то я устал. Потешьте меня, ребята. Спойте мне песню веселую.

(Под музыку выходят мальчики)

Мальчик1 : Мы, Мальчишки удальцы, озорные сорванцы,

Приглашаем танцевать, просим нам не отказать.

Мальчик2 : Эй, девчонки –хохотушки и ребята-молодцы,

Выходите, не стесняйтесь, семечками угощайтесь!

(песня «Семечки» )

Хозяйка 2 : А теперь, мальчики поиграйте с нашими девочками. Делу время- потехе час!

Хозяйка : А вы не забыли про обычай? На этот праздник парни приносят девочкам курочку.

Мальчики : а как же! вот принесли! (достают игрушечных курочек и отдают девочкам.)

Девочки : ну, раз принесли, так и быть, мы с вами поиграем!

(игра «Плетень» )

Хозяйка : Ох, и развеселый вы народ!

Хозяйка : Хорошо потрудились, пора и подкрепиться.

Угощайтесь, гости дорогие, чем Бог послал.

Баранки, да сушки, сладкие пампушки.

(хозяйка вешает сушки и баранки на ведущих)

Хозяйка2 : а ну, народ, расходись – кто любит сушки сюда, а кто баранки сюда.

Все : Собирайся, народ, в хоровод, в хоровод.

Кто работы не боялся, тот и пляшет и поет.

(дети встают в два хоровода, ведущие в середине)

(проводиться игра «Бей качи, качи, качи.» )

Поют : бей, качи, качи, качи, глянь баранки,калачи,

глянь баранки, калачи- с пылу, с жару из печи.

С пылу,жару из печи- все румяны горячи,

Прилетели тут грачи- похватали калачи-

Нам оставили бараночки.

(в конце дети садятся, закрывают глаза, ведущие встают на другое место, как музыка заканчиваются дети должны построить круг вокруг своего ведущего игра повторяется 3 раза, на 3 раз ведущие встают рядом, берутся за руки. дети делают один круг)

1-й реб.: в хороводе были мы,

кого надо видели!

2-й реб.: девицу- красавицу,

доброго молодца!

(перестраиваются в полукруг, выходят мальчик и девочка.)

Девочки.: во дворе калиточка поскрипывает.

Ко мне маленький идет, посвистывает!

Мальчик : мимо милкиных окошек

Втихомолку не пройду,

Либо стукну, либо брякну,

Либо песенку спою!

(русская народная песня «Шел со службы казак молодой.» )

Хозяйка : Ух, как здорово у вас получается. Хорошо играете, хорошо поете, а как пляшите?

Хозяйка 2 : вот платочки шелковые, алые, голубые, лиловые - подбегайте, выбирайте.

(девочки берут платки)

Девочка : кто с платочком пляшет, да на балалайке играет, тому скучно не бывает!

Девочка 2 : Я сшила шаль с каймой,

Бархатистый,расписной!

Девочка 3.: За такую шаль- золота не жаль!

Девочка4 : А на моем платочке- мелкие цветочки!

Девочка 5 : А вот полушалок- прекрасный подарок!

(Дети исполняют танец с платками.)

(раздается стук в дверь, заходит дед Егор)

Дед :не мало ли вас? Не надобно ль нас?

Все : надо! Надо! заходи, дед Егор!

Дед : Желанный гость зову не ждет, а сам в гости идет.

Хозяйка : а чой-то ты так нарядился?

Хозяйка2 : да ты погляди, какой красивый!

Хозяйка : наряди пень, и он красив будет! (шутят, смеются)

Дед : ишь ты! Вы все играете, да танцуете, а про нашего Кузьму забыли- а ведь сегодня его праздник ! (выносят чучело Кузьки ) давайте его повеличаем.

(все встают вокруг чучела в круг, Дед Егор держит чучело.)

Все поют : Милый наш Кузюшка!

Мы тебя славим, мы тебя славим,

В хоровод поставим. Мы тебя встречаем, тебя величаем! (чучело падает)

Распрощаемся с тобой, ты иди на покой!

Дед : Ох, упал родимый. Знать конец осени!

Хозяйка : пришли Кузьма и Демьян , потешили нас, осень с собой увели, дорогу зиме вымостили.

Хозяйка2 : ох, разлюбезные мои гостики! Пришла пора проводить нашего желанного батюшку!

Все : (вместе) прощай, Кузюшка! До новой осени! До нового урожая!

(Дед уносит чучело Кузьмы .)

Хозяйка : а ну, веселая детвора, все пожалуйте сюда! Смотрите, кого я веду!

Хозяйка2 : ой, да это Кострома!

(игра «Кострома» )

Поют

Все : здорово, Кострома!

Кострома : здоровенько!

Все : а че это вы делаете?

Кострома : кудельку пряду!

Все : ну, прядите, прядите.

Поют : Кострома, Кострома, государыня моя, у Костромушки кисель с молоком, у Костромушки блины с творогом.

Все : здорово, Кострома!

Кострома : здоровенько!

Все : а че это вы делаете?

Кострома : попрела, попрела и вязать собралась!

Все : ну, вяжите, вяжите.

Поют : Кострома, Кострома, государыня моя, у Костромушки кисель с молоком, у Костромушки блины с творогом.

Все : здорово, Кострома!

Кострома : здоровенько!

Все : а че это вы делаете?

Кострома : повязала, повязала, да ткать собралась!

Все : ну, работайте, работайте, Бог в помощь.

Поют : Кострома, Кострома, государыня моя, у Костромушки кисель с молоком, у Костромушки блины с творогом.

Все : здорово, Кострома!

Кострома : здоровенько!

Все : а че это вы делаете?

Кострома : да вот поработала, да спать собралась!

Все : ну, спите, спите.

Поют : Кострома, Кострома, государыня моя, у Костромушки кисель с молоком, у Костромушки блины с творогом.

Все : здорово, Кострома!

Кострома : здоровенько!

Все : а че это вы делаете?

Кострома : да, сплю я, сплю!

Все : а почему разговариваете?

Кострома : да по привычке. А сейчас как встану, да догоню вас.

(дети убегают на стульчики) .

Хозяюшка : Звонко музыка играй,

всех на танец приглашай!

Реб.: Разойдись, народ,

Меня пляска берет.

Пойду попляшу,

Себя людям покажу!

(танец «Варенька» )

Хозяйка : Люди добрые, люди честные.

Праздник в избе , с угощениями, играми, плясками.

Пришли Кузьминки – оберег принесли :

для души, для дома, для здоровья, для счастья,

чтобы поросятки- писклятки водились, горшки не бились.

Хозяйка2 : Ребятки старались сами мастерили- куклы обережные. Вы их берите, гости дорогие, да храните, они вам много радости принесут.

(Звучит музыка в исполнении казачьего народного хора «Матушка Россия» . Дети дарят гостям куклы- обереги, потом встают в полукруг, держась за руки, кланяются гостям- мальчики, потом девочки, потом хозяйки.)

Хозяйка : за такое веселье- наше вам почтенье!

Хозяйка2 : и ждет вас вкусное угощенье!

Хозяйка : всем вам, и мастерам, и рукодельницам, и вам, гости дорогие, желаем успеха да радости, смеха и веселья!

Хозяйка2 : просим садиться столы дубовые, да отведать курника именинного!

(гости с детьми проходят к столам, угощаются курником, да запивают кваском или компотом.)