Центры развития в доу по фгос перечень. Бизнес-план открытия центра развития детей дошкольного возраста

Лилия Бонарь

Хочу познакомить Вас с нашей группой !

Вот так мы оформили её к новому учебному году.

Организуя развивающую предметно - пространственную среду в группе , мы старались учитывать все, что будет способствовать развитию всех сторон личности ребёнка.

Ведь детский сад - это второй дом для детей. Поэтому мы постарались сделать его по - домашнему уютным и красивым.

Всё это сделано руками воспитателей, также нам оказывали помощь родители, большое им за это спасибо!

Мы постоянно фантазируем, каждый год придумываем что - то новое, делаем перестановку в группе , словом, создаём уют. Очень хочется, чтобы наши дети шли в детский сад с радостью и удовольствием!

Всё групповое пространство распределено на развивающие центры , игровые зоны , уголки, которые доступны детям.

Приёмная или раздевалка - лицо группы . Здесь всегда чисто, светло, необходимая информация доступна для родителей и имеет эстетический вид.




Спортивный уголок, в котором размещено оборудование для индивидуальных занятий, разных видов гимнастики, атрибуты к подвижным играм и т. д.


Уголок природы, в котором размещены растения,оборудование для ухода за ними, также бросовый материал, материал для ручного труда.


Центр экспериментирования "Следопыты", где находятся различных материалы (дерево, железо, пластмасса, а также - песок, ракушки, крупа, камни, магниты, различные виды бумаги и другое оборудование для экспериментирования.


Уголок ПДД и безопасности.

Центр музыкального воспитания детей "Весёлые нотки".


Театральный уголок "Сказка".


Изобразительный центр "Волшебная палитра".


Уголок коллекционирования.

Уголок книги, также библиотека, книгоиздательство и уголок патриотического воспитания.


Центр математики и логики (игры и развивающий материал ) .


Центр развития речи и социально - эмоциональный центр .


Сюжетно - ролевая игра "Школа".


Игровая зона , уголок для мальчиков и различные с/р игры.




Добро пожаловать к нам в группу !

Публикации по теме:

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Цели и задачи развивающих центров в ДОУ Центр активности ЗОЖ и ОБЖ Цель: формирование у дошкольников знаний, представлений, устойчивых навыков по основам безопасности жизнедеятельности.

Оформление группы к Новому году Здравствуйте! К встрече Нового года мы с ребятами начали готовится заранее. Вот так ребята активно вырезали.

Цель: воспитание ребёнка-дошкольника творчески развитого, инициативного, с высоким уровнем познавательных способностей. Задачи: - развивать.

Известно, что обстановка, в которой растёт ребёнок - оформление помещений, мебель, игрушки - оказывает влияние на воспитание и становление личности. Значительную часть времени дошкольники проводят в учреждениях образования. И нужно так организовать сферу пребывания ребёнка в детском саду, чтобы она способствовала физическому и психическому развитию маленького человека. Необходимо продумывать каждый элемент дизайна, рассматривая его с разных сторон: эстетической, обеспечение безопасности, удобства и полезности.

Значение развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ДОУ

Задачей любого дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) является создание условий для развития и воспитания детей, сохранения их здоровья в безопасных и комфортной обстановке. Важнейшая составляющая этой задачи - организация предметно-пространственной среды, соответствующей компонентам воспитательного и развивающего процесса, выполняемого педагогами. Давно доказано, что развитие ребёнка происходит при его активном участии в разнообразных видах деятельности. Для воспитанников старшей группы выделяются следующие направления:

  • обучающие и развивающие занятия;
  • выполнение практических и творческих работ;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • основы трудовой деятельности;
  • занятия физической культурой;
  • уроки музыки и хореографии.

Администрация детского учреждения образования, педагоги и воспитатели должны создать для дошкольника многокомпонентную образовательную среду, которая учитывает разные стороны организации процесса воспитания и развития ребёнка. Это:

  • развивающая предметно-пространственная среда;
  • организация взаимодействия с педагогами;
  • общение со сверстниками;
  • отношение дошкольника к окружающему миру и к самому себе.

Предметная среда в группе должна соответствовать возрасту и интересам воспитанников

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В. А. Сухомлинский

Принципы построения предметно-развивающей среды

Предметно-пространственная среда в старшей группе служит развитию детской деятельности, прежде всего, игровой. Ведь во время игры - ведущей деятельности дошкольников - развивается познавательная мотивация, которая является основой учебной деятельности. Предметно-пространственная развивающая среда должна соответствовать зоне ближайшего психического развития ребёнка 5–6 лет - формированию предпосылок учебной деятельности.

Той или иной деятельностью наполнено всё время пребывания ребёнка в учреждении образования, и необходимо, чтобы вся обстановка, окружающая дошкольника, способствовала его развитию. При этом должны выполняться условия безопасности, многофункциональности и вариативности оборудования.

Принципы организации предметно-пространственной среды в старшей группе:

  • Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка, что актуально для старших дошкольников.
  • Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребёнка.
  • Форма и дизайн предметов ориентированы на безопасность и возраст детей.
  • Элементы декора должны быть легко сменяемыми, мобильными.
  • В группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
  • Цветовая палитра должна быть представлена тёплыми, пастельными тонами.
  • При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывается ведущая роль игровой деятельности.
  • Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от периода обучения детей.
  • Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Предметный мир, окружающий ребёнка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям старшего дошкольного возраста.
  • Важной задачей является формирование у старших дошкольников умения взаимодействовать с представителями противоположного пола. Следует организовать среду так, чтобы девочки играли с мальчиками.

Созданная предметно-развивающая среда вызывает у воспитанников чувство радости, положительное отношение к детскому саду, желание посещать его и узнавать новое

Среда, окружающая дошкольников в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья, а также способствовать развитию познавательных и творческих способностей воспитанников. При этом учитываются склонности, интересы и уровень активности каждого ребёнка.

При оценке предметно-развивающей среды для воспитанников старшей группы обращают внимание на:

  • общий дизайн помещения, эстетику оформления, наличие разнообразного оборудования для занятий различными видами деятельности;
  • организацию пространства жизнедеятельности детей (наличие лёгких перегородок, ширм, модулей, пуфов).
  • игрушки и материалы, которые должны обеспечивать и игровую и продуктивную деятельность воспитанников.

Виды уголков и центров в старшей группе

При планировании размещения оборудования и мебели в помещениях детского сада необходимо учесть гибкое деление пространства на отдельные зоны с целью обеспечения разного вида деятельности дошкольников. В помещениях для детей старшей группы можно выделить несколько областей.

Помещение группы в детском саду, как правило, небольшое, поэтому следует рационально использовать каждый метр пространства.

Спортивный уголок

Здесь находится спортивный инвентарь как фабричного производства (скакалки, мячи, верёвки, клюшки, обручи), так и подготовленные воспитателями совместно с родителями (флажки, ленты, мешочки, набитые песком, платочки). Необходимо предусмотреть спецоборудование для индивидуальных упражнений с детьми по предотвращению плоскостопия (массажная дорожка), улучшению осанки, развитию глазомера.

Спортивный уголок в группе, помимо стандартного оборудования, может содержать картотеку подвижных игр, загадки, карточки и наглядные пособия по видам спорта

Уголок продуктивной деятельности

Этот уголок должен иметь хорошее освещение. На стеллажах или в шкафах находятся инструменты для детского творчества:

  • бумага разнообразного вида,
  • стаканчики с карандашами и фломастерами,
  • краски,
  • разноцветные восковые мелки,
  • пластичный материал для лепки,
  • кусочки разных тканей для аппликаций,
  • всевозможные материалы для выполнения поделок,
  • разные ножницы,
  • дыроколы,
  • степлеры.

Важно, чтобы все материалы были ярко и привлекательно оформлены, аккуратно разложены. Дети должны иметь возможность использовать любой материал в своём творчестве. Для старших дошкольников расстановку столов делают так, чтобы ребята могли при желании заниматься совместной работой. Здесь же должны находиться образцы для рисования, схемы изготовления поделок, образцы для лепки. Обязательно нужно предусмотреть стенд для демонстрации выполненных работ воспитанников.

В уголке продуктивной деятельности ребята могут рисовать, лепить, делать аппликации

Центр сюжетно-ролевых игр

Играя, дошкольники развивают воображение, творчество, смекалку. Моделируя различные ситуации, они изучают окружающий мир, взаимоотношения между людьми. Игра со сверстниками способствует развитию коммуникативных навыков, воспитанию дружественных и уважительных отношений в группе. Чтобы дети имели выбор, в центре должно быть представлено большое количество игрушек. Периодически состав предметов меняется, чтобы поддерживать интерес ребят.

Таблица: виды и назначение игрушек для старших дошкольников

Виды игрушек Назначение
Сюжетно-образные Они соответствуют образу живого существа (куклы, зайки, мишки) и участвуют в постановке игрового сюжета во время детских игр.
Технические Эти игрушки соответствуют техническим устройствам: всем видам транспорта, средствам связи и коммуникации.
Игрушки для забавы Смешные человечки, фигурки животных. Могут содержать какое-то неожиданное движение, сюрприз.
Маскарадные Используются детьми для вхождения в какой-то образ: хвост зайчика или лисицы, усы кота Базилио.
Музыкальные Необходимы для удовлетворения интереса детей к звукам.
Настольные Предназначены для развития детей.
Театральные Такие игрушки развивают речь, воображение, смекалку.
Строительные материалы и конструкторы Развитие внимательности, сообразительности, пространственного воображения.

Все игрушки размещаются таким образом, чтобы дошкольники могли свободно ими играть и убирать на место

Театральная зона

В старшей группе можно организовать разные виды театра:

  • пальчиковый,
  • настольный,
  • ладошковый,
  • театр на тарелках,
  • театр на ложках или на палочках,
  • театр варежек или перчаток,
  • театр на фланелеграфе,
  • театр шапочек,
  • теневой театр,
  • использование кукол Бибабо,
  • кукольный театр,
  • постановки сказок самими детьми.

Кроме кукол для постановок, в театральной зоне должны находиться 2 ширмы: маленькая и большая. В качестве декораций можно использовать ширму или большое зеркало. Для настольных спектаклей это могут быть панорамные книжки.

Дошкольники с удовольствием участвуют в инсценировке сказок или рассказов, могут импровизировать действия любимых персонажей, придумывать игру для повторения действий взрослых или обыгрывать прочитанные произведения о сказочных животных. Участие в театрализованных представлениях развивает речь, мелкую и крупную моторику, тренирует память, воображение. Опыт совместной деятельности со сверстниками и взрослыми способствует формированию коммуникативных навыков и социализации дошкольников.

Театральную зону удобно располагать рядом с музыкальной.

Театральная зона в старшей группе включает персонажей различных видов театра и разнообразные атрибуты

Музыкальный уголок

Для занятия музыкой иногда требуется уединение, сосредоточенность. Желательно, чтобы была возможность при необходимости изолировать эту часть группы лёгкой ширмой. Оформление этой зоны должно быть привлекательным для детей и доступным для рассмотрения. В то же время нужно приучать воспитанников к аккуратному и бережному отношению к оборудованию, так как оно может прийти в негодность.

Кроме непосредственно музыкальных инструментов, в этом уголке размещаются аудио- и видеосредства (слайды, диафильмы, аудиокассеты) и техническая аппаратура (магнитофон, телевизор, музыкальный центр). Здесь же находятся пособия для дидактических игр, направленных на развитие музыкального слуха. Можно положить альбом песен с иллюстрациями (изображения соответствуют тексту песни), разместить портреты известных композиторов. Так же, как и в других зонах, материал периодически меняется для сохранения детьми новизны восприятия.

В музыкальном уголке старшие дошкольники с удовольствием играют на инструментах и поют песенки

Зона речевого развития

Эта зона должна иметь подборку сюжетных и предметных иллюстраций для пересказов, дидактические игры на развитие звуковой культуры и грамматического строя речи, повышение словарного запаса, мнемотаблицы. Дидактический материал может быть как фабричного производства, так и подготовленный воспитателем. Для отработки правильного произношения приобретаются альбомы с артикуляционными упражнениями и скороговорками. Для индивидуальных занятий детей по артикуляции должны быть зеркала. В старшей группе в этой зоне располагается магнитная доска с азбукой.

Старшие дошкольники уже знают буквы и учатся писать слова на доске

Книжный уголок

Книжный уголок часто совмещается с зоной речевого развития. В нём одновременно размещают 10–12 книг, имеющих следующую тематику:

  • сказки,
  • стихи и рассказы на патриотическую тему,
  • рассказы о животных и растениях,
  • книги, изучаемые на занятиях,
  • юмористические книги,
  • книги, которые дети приносят из дома.

Книги должны иметь много иллюстраций, быть красочно оформленными, можно использовать книжки-игрушки. В среднем срок пребывания книги в уголке - 2 недели, но он может корректироваться в зависимости от интереса детей. Здесь же располагаются альбомы для рассматривания, детские журналы, портреты писателей. Можно организовать небольшую библиотеку из книжек-малышек. Для детей старшей группы можно оформлять выставки, рассказывающие о творчестве отдельного писателя, какого-то определённого жанра (сказка, юмористический рассказ, стихи) или даже одной книге.

Оформление книжного уголка в старшей группе должно быть ярким и привлекательным, чтобы стимулировать интерес дошкольников к чтению

Уголок патриотического воспитания может совмещаться с книжным уголком. Патриотическое воспитание в детском саду направлено на формирование любви к своей Родине, родному краю, семье. Пример оформления такого уголка представлен в статье Шаровой Е. В. «Патриотическое воспитание в ДОУ» .

Патриотический уголок знакомит детей с символикой нашей страны, родного города, села, народными промыслами

Математический уголок

В этом уголке располагается дидактический материал для формирования математических знаний и развития логики. Он может содержать:

  • коврограф «Ларчик» по Воскобовичу,
  • логические блоки Дьенеша,
  • наборы цветных счётных палочек Кюизенера,
  • кубики Никитина,
  • различные конструкторы и настольные игры для решения логических задач и счёта.

В настоящее время есть выбор рабочих тетрадей на печатной основе, много развивающих пособий для дошкольников. Можно использовать материалы, сделанные своими руками.

В уголке математики располагаются различные пособия и игры по развитию навыков счёта у дошкольников

Центр экспериментальной деятельности

В центре экспериментирования дошкольники проводят простые опыты, что развивает логическое мышление ребят и стимулирует познавательную активность.

Фотогалерея: оснащение центра экспериментирования

Оснащение центра экспериментирования должно быть разнообразным, но главное - безопасным Все опыты дошкольники проводят под строгим контролем педагога Подготовленные инструменты всегда должны быть чистыми В центре экспериментирования у дошкольников развиваются первичные естественно-научные представления

Зона конструирования

В этой зоне представлено большое количество разнообразных конструкторов. Дошкольники могут самостоятельно создавать различные постройки согласно своим схемам и идеям. Эту зону можно совместить с уголком для изучения правил дорожного движения, для оформления которой необходимы макеты домов и улиц, светофоры, знаки дорожного движения. Для сюжетно-ролевых игр по правилам ПДД удобно, если разметка пешеходного перехода есть на специальном коврике или покрытии пола.

Зону конструирования можно совместить с уголком изучения правил дорожного движения

Уголок природы

Организация этой зоны предназначена для экологического воспитания дошкольников. Такой уголок пробуждает интерес детей к живой природе и её обитателям. Ежедневное наблюдение за растениями и животными, участие в уходе за ними развивает чувство эмпатии детей к живым существам, создаёт более благоприятную атмосферу в группе и повышает психологический комфорт воспитанников. Какие растения и животные рекомендуется размещать в уголке живой природы и какие условия необходимо соблюдать, рассказывается в статье Володкович Галины «Роль уголка природы в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста» .

В экологическом уголке ребята учатся ухаживать за растениями, что воспитывает бережное отношение к природе

Зона организации трудовой деятельности

Дети старшей группы имеют трудовые обязанности. Они сами себя обслуживают: одевание, раздевание, готовят рабочее место для занятий, помогают в столовой, могут выполнять какие-то поручения воспитателя. Кроме этого, организуется дежурство в группе. Дежурство не только формирует навыки практической работы, но и воспитывает ответственность, умение работать в команде и приучает детей к самостоятельности. Можно организовать дежурство по столовой, по уходу за растениями и животными, по организации занятий. В уголке по организации трудовой деятельности должен размещаться экран дежурств, защитная одежда (фартуки, нарукавники, платочки), приспособления для выполнения обязанностей дежурного (ёмкости для полива растений, губки для уборки).

В уголке трудовой деятельности размещают экран дежурств, защитную одежду и приспособления для выполнения обязанностей дежурного

При изменении рабочей обстановки в группе старших дошкольников необходимо привлекать к участию в преобразовании среды. С помощью ширм или экранов дети по своему плану могут менять пространственную организацию помещения, выделяя ту зону, в которой будет проходить занятие.

Примеры оформления развивающей среды в старшей группе

Создание предметно-развивающей среды, соответствующей требованиям ФГОС, - важная часть организации образовательно-воспитательного процесса в детском учреждении. В качестве примера решения этой задачи представлено три видеоролика. Интересные идеи педагоги могут реализовать в своей деятельности.

Видео: развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО

Видео: предметно-развивающая среда в старшей группе

Видео: преобразование развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе

Созданию предметно-пространственной среды в детском саду уделяется большое внимание. И в этом нет ничего удивительного: и для педагогов, и для детей он становится вторым домом, ведь в нём они проводят много времени. Свой дом всегда хочется сделать красивым, уютным, удобным для всех, а для малышей организовать всё так, чтобы они были здоровыми, умными и воспитанными, любили своих близких, берегли природу.

Центры активности

Группа № 9 «Лёвушка»

Воспитатель О.Г. Закутько

Все дети, как известно разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в нашей группе мы создали условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а также каждому ребенку представлена возможность проявить индивидуальность и творчество.

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в ДОУ – правильная организация предметно- развивающей среды (ПРС).

В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа ДОУ строится с учетом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями детей. Таким образом, организация ПРС в нашей группе строится так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

В группе организованы ЦЕНТРЫ АКТИВНОСТИ – игровые зоны, где материалы, оборудование и игрушки подобраны таким образом, чтобы стимулировать разнообразные игры и виды деятельности; проводится работа по планомерному оснащению центров, чтобы соблюдались принципы соответствия физической среды:

Возрастным и индивидуальным возможностям детей;

Интересам и предпочтениям детей;

Теме, которую проходят дети группы в текущий период;

Возрастным и индивидуальным образовательным задачам детей группы.

Дети сами решают, в каком центре они будут играть, что конкретно они будут делать, и какие им для этого нужны материалы. Дети многому учатся друг от друга; игровые центры и работа в малых группах дают им возможность естественного общения, приобретения самостоятельности, опыта принятия решений и выражения своих мыслей и чувств. Игры в центрах активности и обучающие занятия – это часть распорядка дня. Но большую часть времени дети проводят в самостоятельных творческих играх, исследованиях, экспериментах по основным областям развития:

- Социально- коммуникативное развитие,

Познавательное развитие,

Художественно-эстетическое развитие,

Речевое развитие,

Физическое развитие .

Социально-коммуникативное развитие:

Центры социально-личностного развития:

Дети приобретают социальные навыки, когда они играют со сверстником или с несколькими партнерами вместе, споря и соглашаясь, совместно планируя и реализуя замысел.

Сюжетно-ролевые игры помогают детям воспитывать в себе ответственность, развивать новые интересы, впитывать новые знания. Создавая свой собственный мир, дети овладевают миром реальным, пытаются решать реальные жизненные проблемы, проигрывают и оживляют свои переживания.

Центр «С/р игр»

расположен в группе на ковре, пространство для с/р игр, четко определено и имеет границы, которые препятствуют детям, не занятым в игре, вбегать в эту зону и прерывать игру, и в то же время у других детей при желании есть возможность присоединиться.

Здесь есть картотека с/р игр, имеются необходимые атрибуты и оборудования для более 10 сюжетно-ролевых игр, подобраны тематические коллекции игрушек, имеются наборы детской мебели, комплекты постельного белья, кукольная одежда по сезонам, куклы разных размеров. Также имеются предметы заместители, предметы ряжения, телефоны детские, мягкие и резиновые игрушки.

Оборудования:

Атрибуты и материалы для с/р игр


«Дом», «В гости», «Дочки-матери»,

Материалы для игр вводятся постепенно, в процесс пополнения игровым материалом вовлечены родители, общественность и администрация сада.


«Семья»,


«Парикмахерская», «Салон красоты», «Столовая», «Кулинария»,

«Магазин»

С/р игры «Больница», «Поликлиника»,


«Ферма», «Зоопарк»,


«Дорога и пешеходы», «Почта», «Гараж», «Выставка машин» и др.

Картотека с/р игр

Уголок ряжения (сарафаны, юбки, рубашки, шляпки, косынки и др.)


Труд.

Уголок дежурства.

Центр познавательно-речевого развития

Речевое развитие происходит за счет расширения словаря ребенка при обсуждении плана, в процессе игр.

В творческой игре дети осуществляет такие виды действий, которые:

Способствуют развитию пяти чувств;

Развивают активную и пассивную речь;

Помогают разобраться во взаимоотношениях людей и освоить образцы поведения;

Увязывают представления между собой;

Стимулируют творческую мысль и решение проблем;

Увеличивают самоуважение;

Развивают способы выражения эмоций и чувств;

Знаменуют радость и свободу детства.


В группе имеется книжный уголок, стеллаж для книг, в котором еженедельно меняются книги по темам;

«Библиотека» по программе и любимые книги детей, энциклопедии и справочная литература, словари, книги из прошлого жизни людей, знакомящие с культурой русского народа, сказки, стихи великих поэтов, загадки, потешки, игры.

Имеются книжки-картинки, книжки-раскладушки,

портреты и биографии детских поэтов и писателей, фонотека сказок.

Имеется магнитофон и диски со сказками и литературными произведениями для детей.

«Библиотека»

Эффективное обучение в этом центре основывается на поддержании интереса ребенка к называнию букв, высказываниям, чтению, письму.

В этом центре осуществляется:

Ознакомление с художественной литературой разных жанров и народов, произведениями русских и зарубежных писателей;

Воспитание интереса к книге, к слушанию литературных произведений, к самостоятельному чтению;

Воспитание нравственности и духовности посредством ознакомления с детской классической литературой;

Развитие творческих способностей посредством изготовления книг – самоделок;

Иллюстрации по сказкам детских поэтов и писателей

Художественная литература: хрестоматии, сказки, стихи, рассказы,

загадки, пословицы, потешки и т.д.

Энциклопедии «Все обо всем», «Мир и человек» «Малыш и космос»

Тематические выставки и викторины. Проекты

Патриотический уголок

содержит: портреты президента РФ, символику России,

проекты: «Россия – наша страна»,

«Город Усть-Илимск над рекой Ангарой»,

«Родной край - Прибайкалье» и др.

альбомы и наборы открыток с видами городов,

Макеты, сделанные руками детей и родителей ко Дню Победы:


книготворчество детей по проектам,

дидактические игры по проектам, иллюстрации одежды и костюмов народов мира.

В центре «Литературы и грамматики»

Грамотность определяется как обладание языковыми навыками, которые передаются в культуре социальным путем. Эти навыки включают чтение, письмо и буквенный анализ.


В центре сформировано устойчивое положительное направление на ребенка говорящего, читающего и пишущего, здесь собраны и разработаны проекты на различные темы:

- «Времена года», «Родной край», «Космос», «Леса Сибири», «Птицы», «Животные», «Кулинария», «Транспорт», «Игры и знания», «Одежда» и др.

Подобраны:


Познавательно-речевая литература по различным темам:


Сюжетные картинки для составления рассказов,

Предметные картинки по темам;

-«алгоритмы» для составления рассказов о предметах и объектах,

Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза;

Дидактические игры по развитию речи («Семья животного», «Чей хвост», «Чья голова у животного», «Назови лист дерева», «Доскажи словечко»,

«Ассоциации», «Кто за кем» и др. Имеется в наличии картотека словесных игр, пальчиковых игр, чистоговорки и скороговорки, картотека дыхательной гимнастики,


Картотека артикуляционной гимнастики «Веселый язычок»

Собраны азбуки разных видов: разрезная, на кубиках, магнитная, мозаика из букв, разрезные буквы, картинки на классификацию,

Кубики с буквами, слоговые наборы. Подборка методической литературы по развитию речи, хрестоматии разных выпусков.

«Золушкин Бассейн»

Игры на развитие мелкой моторики (мозаика, шнуровка, пазлы, бусы и др.)

Игры на обобщение словаря: «Кто, где живет», «Кто, как кричит», «Скажи ласково», «Подбери словечко»

Игры на развитие психических процессов: «Кто, что делает», «Что изменилось», «Сосны, ели и пенечки», «Найди предмету место»

Игры на преодоление застенчивости, на развитие произвольности

Упражнения на развитие произвольности и внимания

Психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании

Импровизации. Иллюстрации


Картинки: сюжетные, предметные, на составление рассказа

 Касса букв, Алфавит

Картотека: стихов, потешек, скороговорок, чистоговорок, загадки, сюрпризные моменты, физминутки и т.д.

Игры на развитее фонематического слуха: «Телефон», «Хлопки владоши», «Что мы слышим» и т.д.


Альбомы по ЗКР


Тематические альбомы: Овощи, Фрукты, Ягоды, Грибы.

Транспорт, Мой город, Моя страна. Детский сад. Мебель, Одежда, Обувь.

Посуда, Кулинария.

Животные и Птицы (дикие, домашние, жарких стран, Арктики и Антарктиды). Времена года (на составление рассказов)

Тематические кубики.

Картинки: сюжетные, предметные, для составление рассказов и для ЗКР, для обозначение звуков в словах

Центр ОБЖ:

ПДД (правила дорожного движения)

Проект «Светофорчик»

-

Модели дороги, улиц города, пешеходные переходы


Модели занятий

Книги по ПДД - плакаты, дорожные знаки

Задания, викторины

Картотека подвижных игр и дидактических по ПДД

Правила поведения: на улице, в лесу, на прогулке, на экскурсии по городу, в транспорте, в общественных местах и т.д.


Иллюстрации, картинки

ППБ (правила пожарной безопасности)

Книги по ППБ

Плакаты

Иллюстрации, картинки

Пожарные знаки и символы. Задания, викторины


Картотека подвижных игр и дидактических по ППБ и ОБЖ

Правила поведения: на улице, в лесу, на прогулке летом и осенью.

Проект «Огонек»

Модели домов, зданий, поделка модели домика из спичек.

Модели занятий

Центры познавательного развития:

Центр «Математики и манипулятивных игр»

находятся:


Цифры от 1 до 10

магнитная доска с магнитами; предметные картинки, счетные палочки, формы, часы.


Геометрические фигуры и формы (шары разных размеров, кубики, конусы, призмы и др.)

Картотека математических игр

Цифры разных видов и комплекты цифр и математических знаков на каждого ребенка, счетный материал (морковки по 10 шт. на каждого ребенка, зайчики, листья, бабочки, флажки и др.)

Счетный материал по 10 шт для образца (птички, грибы, яблоки и др.)

Предметные картинки и фигуры для игр:

Игры на сериацию для установления предметов по порядку;

Игры на счет: на установление числа и количества предметов;

Игры: на вычисления предметов; классификацию, измерение; сравнение.

А также логико-математические игры, рабочие тетради по математике.

«Шашки». Настольные игры: «Домино», «Лото», «Шашки», «Ассоциации», «Танграммы», «Весёлый счет», «Найди похожий предмет», «Подбери предмет», «От 0 до 10» и т.д

Головоломки, лабиринты, разрезные картинки, схемы, модели

Центр строительства и конструирования


В центре строительства дети играют как вместе, так и порознь, используя элементы конструкторов разной величины и формы. Освоение конструирования проходит ряд этапов – от простого перетаскивания блоков к созданию и обыгрыванию сложных построек.

В центре развиваем у детей способность различать и называть строительные детали (куб, кирпичик, пластина, брусок). Учим использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина).

Игры развертываются на ковровой дорожке,

дети играют как вместе, так и порознь, используя элементы (блоки) конструкторов разной величины и формы. Разные виды строительного материала: кубы, кубики разных размеров, цилиндры пластмассовые, пластины, бруски.


Дети исследуют строительные элементы, конструируют и развертывают сюжетно-ролевые игры: «Гараж», «Автостоянка», «Дорога и пешеходы». «Автозаправка»

В центре конструирования имеются: мозаики (средняя, крупная и мелкая), схемы выкладывания узоров для мозаики, разрезные картинки, пазлы разной величины и по возрастам, сборные игрушки, игрушки-трансформеры, игры на шнуровку.



В центре имеются конструкторы: «Лего», конструктор «Механик», пластмассовый конструктор напольный крупный; мелкий, средний,

фигурный, плоскостной, деревянный, схемы построек и «алгоритмы» их выполнения.

Развиваем умение самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий»), сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разных цветов для создания и украшения построек.


Обучаем приемам конструирования из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки для украшения участка, поздравительная открытка), приклеивать к основной форме детали (к дому - окна, двери, трубу; к автобусу - колеса; к стулу - спинку).

Приобщаем детей к изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, соломы (лодочки, ежики и т.д.).

Учим использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы7

Художественно-эстетическое развитие:

Центр изобразительного и конструктивного творчества.

Этот центр выполняет разные функции, прежде всего, способствует развитию креативности, любознательности, инициативы у детей. Направлен на:

Развитие навыков изобразительной и конструктивной деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования из природного материала, бумаги, коробок и т.д;

Развитие навыков и умений по использованию различных изобразительных материалов, освоение различных изобразительных техник;

Приобретение опыта координации руки и зрения;

Освоение элементарных способов рисования и лепки предметов и объектов окружающей действительности;

Формирование представлений о свойствах и качествах различных изобразительных материалов.

Знакомство с линией, цветом, формой и текстурой;

Формирование представлений о разных жанрах художественного искусства: живопись, графика,

Развитие восприятия произведений искусства, чувства гармонии и красоты, художественного вкуса;

Центр «Искусства» дает детям ощущение радости, волнения и удовлетворения, он выполняет разные функции: развивает креативность, любознательность, воображение и инициативу детей.

Здесь дети экспериментируют с материалами, опробуют идеи, у них формируется основа для успешной деятельности.

Организация центра искусства: оборудование и материалы, как для занятий (лепки, рисования, аппликации, конструирования из бумаги и картона), так и для свободной деятельности: мольберты, магнитные доски для детских работ, подставки под карандаши, салфетки для ИЗО, стеки, подносы для раздаточного материала

магнитные доски для детских работ

Собраны альбомы, раскраски, бумага для рисования (калька, печатная, газетная, в полоску и в клеточку), цветная бумага, цветной картон, белый картон, бархатная бумага, гофрированная бумага, цветные мелки, смываемые маркеры, трафареты для рисования,


карандаши (цветные, простые, восковые), фломастеры, краски (акварельная и «Гуашь»; кисточки беличьи разных размеров, кисти для клея,

ножницы, клей ПВА, клей карандаш пластилина, влажная глина для лепки.

Материалы для коллажей, бросовый материал (скобки, тесьма, шерстяные нитки, крупы, мука, и др. природный материал).

Собраны альбомы различных росписей (Гжель, Хохлома, Дымка, Жостовская росписьи др.), образцы поделок с росписью (барышня, уточка, курочка, козленок, и др.).

Подобраны иллюстрации и репродукции картин художников И. Левитана, А. Шилова, Н Жукова, И. Шишкина, И.Сурикова и др.; детские книги с иллюстрациями художников В. Канашевича,

Книги «Рисуем ладошками», «Рисуем пальчиками»

Для Ручного труда собраны тканевые салфетки, швейные иголки, нитки (шерстяные, мулине, катушечные), бисер, пуговицы, бусинки, пяльца, образцы разных тканей, кожи и шерстяной ткани, шелка, гипюра.

Образцы росписей: дымка, филимоновская игрушка, Городецкая

роспись, хохлома, гжель, жостовская роспись (подносы) Картинки и иллюстрации: пейзажи, натюрморты, портреты

Схемы: животных, деревьев, птиц, людей, транспорта (шаблоны

Трафареты: силуэты с различной тематикой для мальчиков и девочек

Раскраски: «Веселые зверята», «Транспорт», «Овощи и фрукты»,

«Сказки», «Спорт», «Динозавры», «Праздники» Альбомы: художников, образцы росписей.

Дидактические игры «Узнай роспись», «Опиши игрушки», «Собери радугу» и др.

Музыкальный центр

Направлен на создание условий для самостоятельной деятельности детей, отдыха и получения новых впечатлений. Развитие интереса к познавательным развлечениям, знакомящим с традициями и обычаями народа, истоками культуры.

Вовлечение детей в процесс подготовки разных видов развлечений; на формирование желания участвовать в кукольных спектаклях, музыкальных и литературных концертах; спортивных играх и т.д.


В центре «Музыки» собраны различные музыкальные инструменты, фонотека (сказки, дет. песни, мультфильмы, классическая музыка, музыка для релаксации, музыка моря, птиц и др.), атрибуты к подвижным музыкальным играм, картотеки дидактических, музыкальных игр,

портреты композиторов, музыкальный альбом.

Музыкальные инструменты:

пианино детское, металлофоны (деревянный, металлический, игрушечный),

дудочки, бубен, погремушки, уголки, свистулька, шумовые инструменты,

шарманка и др.)

Портреты композиторов (П.И. Чайковсский, Л. Бетховен, И.С. Бах и др.) Иллюстрации к песенному репертуару, сказкам

В центре «Театр и дети»

собраны методическая литература, консультации, сценарии,

Адаптированная программа «Театр-творчество-дети»,

Инсценировки, картинки, песни, костюмы, детские музыкальные инструменты , рус. нар. костюмы, косоворотки, юбки, платья, сарафаны, платки, шапочки шарфы и др.

Имеются различные виды театра:


Сказочные персонажи.


настольный театр, фланелеграф,

би-ба-бо, теневой,

театр Масок,


рукавичек, пальчиковый театр.

Костюмерная

Кукольные театры: по сказке «Приключения Буратино»,


«На Золотом крыльце сидели»


по сказкам: «Курочка Ряба» «Умей обождать»


По сказке «Кот, Лиса и Петух»

Театр игрушек:


Атрибуты: платочки, ленточки, веночки, султанчики, сумочки, бусы

Центр Экологии

Дети – прирожденные исследователи, активно собирающие информацию об окружающем мире с помощью наблюдения и экспериментирования. Исследования, элементарные опыты приводят к развитию устойчивых умений:

Наблюдать (температура, ветер, тучи, свойства, запахи и др.);

Ставить вопросы (Что утонет? Что будет плавать? Как тает лед?);

Сравнивать (Какие семена быстрее взойдут? Какие материалы намагничиваются, а какие нет?);

Классифицировать (составление гербария по видам листьев или цветов);

Регистрировать данные (работа с картографами, таблицами).

Дети получают новые знания о разнообразных представителях растительного и животного мира, природных закономерностях, причинах тех или иных явлений, знакомятся с особенностями объектов неживой природы (камни, почва, вода и пр.). Основным способом овладения умений и навыков исследовательской деятельности детей и экспериментирования является:

Организация развивающей среды,

Формирование исследовательских умений и навыков;

Нахождение связей между явлениями окружающего мира;

Решение проблемных ситуаций;

Умение планировать свою деятельность,

Расширение кругозора детей,

Освоение речевого общения,

Уточнение и расширение словарного запаса детей.


На их упорядочение и систематизацию;


В центре « Экологии»

имеется:


Календарь природы, календарь погоды,

книги, игры о природе, схемы и карты, наборы иллюстраций о растениях, животных, птицах, насекомых; дидактические и настольно-печатные игры.

Схемы, моделирование, планы по темам

Географические карты России, мира

Картотека дидактических игр по экологии

Альбом по экспериментированию

Картотека комнатных растений, опыты и эксперименты, игры, сезонные наблюдения;

Календарь наблюдений за живой и неживой природой:

В Центре «Экспериментирования»:

Большинство детей получают огромное удовольствие от игр с песком, водой. Математическое развитие: отработка понятия количества, сохранение количества, мерка, независимость кол-ва от формы, порядковый счет и т.д. Развитие естественнонаучных представлений: экспериментирование и наблюдение, изменение состояния веществ. Физическое развитие: использование координации глаз – рука, освоение тонкой моторики.

Оборудования:

Разные виды транспорта (мелкие машины, средние и крупные)

Макеты домов,

Альбомы, иллюстрации, схемы построек, образцы конструирования

Столярная мастерская (разные виды инструментов)

Природный материал для конструирования (кора деревьев, береста, ракушки, камни, ветки деревьев, листья, шишки, солома, песок, глина, масса для лепки) и др.)

Картон и бумага для конструирования.

Фартуки (клеенчатые, матерчатые), салфетки бумажные и матерчатые

Приборы (увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты, микроскоп);

Разнообразные по объему и форме сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы.

Природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, листья деревьев, мох, семена).

Утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки).

Технические материалы (гайка, скребки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора).

Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, гофрированная, копировальная.

Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски),

Измерительный материал: метр, линейка, условные мерки.

Медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы, мерные ложки, резиновые груши, трубочки для коктейля).

Другие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, крупы, сахар, цветные и прозрачные стекла, скотч, пилка для ногтей, сито, свечи…

Центр физического развития и здоровья,

направлен на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.

В спортивном центре имеется спортивный инвентарь, атрибуты для подвижных и малоподвижных игр, нетрадиционное спортивное оборудование, массажные и ребристые коврики для закаливающих процедур, картотека подвижных игр с детьми в группе и на улице.

Оборудования:

Гантели, скакалки, мячи (резиновые и матерчатые), кубики разных размеров, шайбы, мешочки для метания, кольцебросы,


Массажная дорожка для ног, канат, дренажная дорожка, ленты, платочки, подушки. Картотека подвижных игр (народные, хороводные) - упражнения на дыхательную гимнастику

Психогимнастика.

Дошкольный возраст рассматривается, как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности. В связи с этим Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ определяет совокупность обязательных требований к дошкольному образованию – это Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом Минобрнауки от 17.10.2013г. №1155.

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду, как условие оптимального саморазвития личности, считая, что благодаря ей, ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС ДО это прежде всего:

- Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

- Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

В связи с введением ФГОС ДО, вопрос организации предметно-пространственной развивающей среды в нашем ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально,т.к.она должна обеспечивать возможность педагогам ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

В соответствии с ФГОС ДО основная общеобразовательная программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

ППР среда в младшем дошкольном возрасте:

Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

ППР среда в среднем дошкольном возрасте:

Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

ППР среда в старшем дошкольном возрасте:

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Основные составляющие при проектировании предметно-пространственной развивающей среды в группе:

ПРОСТРАНСТВО

ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ

Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка. Проектирование среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребёнка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена её активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности:

Рабочая;

Активная;

Спокойная.

Предметно-пространственная развивающая среда должна быть:

Полифункциональной;

Трансформируемой;

Вариативной;

Доступной;

Безопасной.

Насыщенность среды предполагает:

Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе;

Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы.

Полифункциональность материалов предполагает:

Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.)

Наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т. ч. природные материалы, предметы-заместители)

Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений ППР среды в зависимости:

От образовательной ситуации

От меняющихся интересов детей

От возможностей детей

Вариативность среды предполагает:

Наличие различных пространств

Периодическую сменяемость игрового материала

Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми

Появление новых предметов

Доступность среды предполагает:

Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность

Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности

Исправность и сохранность материалов и оборудования

Безопасность среды:

Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.

Центры развивающей активности детей

Обстановку в группах создали таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для познания, исследования в разных областях деятельности, игры.

Для социально – коммуникативного направления созданы центры:

Центр активности (сюжетно – ролевые игры);

Центр ПДД; -центр пожарной безопасности;

Центр трудовой деятельности.

Познавательного направления:

Центр «Мы познаём мир»;

Центр «Я знаю свои права»;

Центр «Экспериментирования»;

Центр патриотического воспитания;

Центр конструктивной деятельности;

Центр сенсорного развития;

Центр математического развития.

Речевого направления:

Центр театрализации;

Центр «Будем говорить правильно»;

Центр «Здравствуй, книжка!».

Художественно – эстетического направления:

Центр «Маленький художник»;

Центр «Умелые руки»;

Центр «Весёлые нотки».

Физическое направление:

Центр «Здоровейка»

Центр спорта «Будь здоров».

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в группе играет большую роль в развитии и воспитании ребёнка. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

Благодаря созданным условиям предметно – развивающей среды с учётом ФГОС ДО, дети стали более социализированы, умеют общаться друг с другом, смело и свободно передвигаются в пространстве ДОУ, повысился познавательный интерес, любознательность, желание экспериментировать.

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.

Центр воды и песка: «Лаборатория»

1.Стол с углублениями для воды и песка, с рабочей поверхностью из пластика; пластиковый коврик, халатики, нарукавники.

2.Природный материал: глина, камешки, ракушки, минералы, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т. п.).

3.Сыпучие продукты: горох, манка, мука, соль, сахарный песок, крахмал.

4.Емкости разной вместимости (набор мелких стаканов, набор прозрачных сосудов разных форм и объемов), ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, сообщающиеся сосуды.

5.Разнообразные доступные приборы: разные лупы, микроскоп, цветные и прозрачные «стеклышки» (из пластмассы), набор стеклянных призм (для эффекта радуги), компас, бинокли.

6.Различные часы.

7.Набор зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта.

8.Набор для опытов с магнитом.

9.Вертушки разных размеров и конструкций (для опытов с воздушными потоками), флюгер, воздушный змей, ветряная мельница (модель).

10.Оборудование и материалы для кулинарных экспериментов из овощей и фруктов.

11.Медицинские материалы: пипетки, колбы, шпатели, вата, марля, шприцы без игл, соломки для коктейля.

12.Коллекции минералов, тканей, бумаги, семян и плодов, растений (гербарий).

13.Схемы, модели, таблицы с алгоритмами выполнения опытов.

Уголок природы «Мини-сад», «Розарий», «Чудеса природы»

1.Растения должны быть:

Разных экологических условий (из пустыни, влажного тропического леса, субтропиков);

С разнообразными типами стеблей (вьющимися, лазящими, древовидными, утолщенными, ребристыми и т. д.);

С различным расположением листьев (очередным, супротивным – парные, мутовчатые);

Разных видов уже имеющихся родов (бегонии, фикуса, традесканции, плюща);

С выраженным периодом покоя (цикламен, глоксиния, амариллис).

Рекомендуемые растения: бегония-рекс и вечноцветущая бегония – борются с заболеваниями верхних дыхательных путей; бальзамин, алоэ или агава, традесканция, аспарагус – поглощает тяжелые металлы, плющ обыкновенный и алоэ – относится к фитонцидным растениям, амариллис – от его фитонцидов некоторые бактерии, вредные для человека, погибают быстрее, чем от фитонцидов чеснока, фикус – хороший очиститель воздуха.

2.Растения характерные для различных времен года:

Осенью – пересаженные в горшки или срезанные в букеты астры, хризантемы, золотые шары;

Зимой – зимний огород: посадки лука, чеснока, укропа, петрушки, гороха, фасоли, бобов, овса, пшеницы; тепличка для размножения растений черенками; рассада цветочных и овощных растений; разнообразные экспериментальные посадки;

Весной – ветки лиственных деревьев: тополь, клен и т.п.;

Летом – букеты летних садовых и луговых цветов, колосья хлебных злаков.

3.Аквариум с рыбками: гуппи, меченосцы, скалярии и др.; водными насекомыми, головастиками, молюсками.

4.Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки, тряпочки, фартуки.

Календарь природы: «Метеостанция»

1.Картина сезона, модели года, суток.

2.Календарь погоды на каждый месяц, где дети схематично отмечают состояние погоды на каждый день.

3.Календарь наблюдения за птицами – ежедневно схематично отмечают птиц, которых видели.

4.Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года».

5.Календарь наблюдения за солнцестоянием.

6.Дневник наблюдений – зарисовывают опыты, эксперименты, наблюдения.

В уголке природы устраиваются выставки поделок из природного материала, овощей, фруктов и т. п.

Могут находиться макеты леса, поля, луга, водоема, муравейника, парка, зоопарка, макеты природных ландшафтов разных регионов (Арктики, пустыни, тропического леса), моря, гор, природных достопримечательностей родного края.