Математика в средней группе Воспитатель Iквалификационной категории Журавлева С. Учительские университеты Сообщение темы и целей урока

Конспект по математике в средней группе.
Тема: «Потерянная цифра 4» (счёт в пределах 4, открытое занятие).
Дети входят в музыкальный зал и садятся на стульчики.Воспитатель:-Дети, посмотрите, какую интересную книгу я вам принесла из библиотеки.Называется»Весёлый счёт».Кто знает, что такое библиотека? Кто в ней работает? Дети: -В библиотеке работает библиотекарь. В библиотеке можно выбрать любую книгу и взять домой почитать, а потом вернуть обратно.Библиотекарь записывает в карточку кто какую книгу взял.Следит чтобы книги были целыми. Воспитатель:-Как нужно обращаться с книгами? Дети:-Аккуратно, не рвать, не мять, не рисовать на книге. Воспитатель: Молодцы, а теперь давайте посмотрим книгу «Весёлый счёт»(открывает и спрашивает детей) -Сколько нарисовано яблок? (одно яблоко) -Какой, цифрой обозначаем количество? (цифрой один). –Сколько нарисовано листьев? (два листочка) -Сколько нарисовано ёлочек? (три) -Сколько нарисовано ягод (четыре) -Какой цифрой обозначаем количество (цифрой).На листе нет изображения цифры 4. Воспитатель: Где же цифра 4? Она здесь была.Кто-то испортил книгу, как же я её в библиотеку отдам? Тише! Мудрая сова хочет мне что-то сказать (берёт и сажает сову на плечё). Она говорит, что лесовик взял цифру и унёс её в лес. Дети, поможете мне её отыскать? Давайте разомнёмся перед дорогой и поможет нам в этом книга «Весёлый счёт». ФИЗМИНУТКА: -Сколько яблочек у нас, столько мы подпрыгнем раз (1); сколько листиков у нас, столько мы присядем раз(2); сколько ёлочек зелёных, столько сделаем наклонов(3); сколько ягодок у нас, столько хлопнем с вами раз (4). Воспитатель: -теперь отправимся в лес по извилистой дорожке (ходьба между кеглями, в сопровождении мелодии звуки леса). –Вот мы и в лесу, слышу, кто-то идёт (входит лесовик). –Лесовик: -Здравствуйте ребята, зачем в мой лес пришли? Воспитатель:-Мы ищем цифру 4, она пропала из этой книги.м удрая сова сказала нам, что ты взял, отдай нам её назад. –Лесовик: ну и взял, потому, что самому нужна.Вот справитесь с моим заданием, тогда отдам. –Воспитатель: Дети, справимся с заданием? (да). –Лесовик:-Тогда садитесь на поляну и слушайте. –Скажите мне, какое сейчас время года? -Назовите, какие времена года вы знаете? -Сосчитайте, сколько всего времён года? -А какие части суток вы знаете? -Лесовик: Ну и ладно, а со следующим заданием вы точно не справитесь! -Стоят у меня в лесу домики, в них живут звери. Скажите, сколько всего домиков? -Какой по счёту домик с зелёной крышей? -Какой по счёту домик с красной крышей? -Какой по счёту домик синей крышей? _Какой по счёту домик с синей крышей? -Лесовик: -дома у меня необычные, сделаны из геометрических фигур. –Из каких геометрических фигур окошки у домиков? -Что вы можете сказать про квадрат? -Что вы можете сказать про прямоугольник? -А сами-то вы строить умеете? -Воспитатель:-Ребята, давайте покажем лесовику, как мы умеем строить. Поиграем в игру «Строитель». –Воспитатель: -Лесовик отдавай теперь нашу цифру? -Лесовик:-А вы ещё не угадали кто в домиках живёт! Вот отгадаете загадки, тогда узнаете. ЗАГАДКИ: 1.-Любит сладкую морковку, грызёт капусту очень ловко, скачет он то тут, то там, по лесам и по полям. 2.-Любит сладкое он очень, а когда приходит осень, ляжет спать и до весны, сладкие он видит сны. 3.-По тропинке в лесу, я большое яблоко несу, на иголки я похож, звать меня конечно … -Воспитатель: -Со всеми заданиями мы справились, отдавай нам цифру. –Лесовик:-Возьмите, Ой, а как же я, она ведь мне тоже нужна! -Воспитатель:-Зачем она тебе? Лесовик:-У всех зверей на домиках есть цифры, а у меня нет. Воспитатель:-Давайте поможем лесовику, можно обвести цифру по контору, закрасить карандашом, кто поможет это сделать? (один из детей берёт лесовика за руку и ведёт к столу рисовать цифру). –Воспитатель:-Пока лесовик рисует себе цифру, мы для зверят сделаем яркие цветочки и украсим ими лужайки возле домиков (лесовик крепит к домику цифру, а дети украшают домики). –Лесовик:-Смотрите какая у меня цифра теперь есть. Спасибо вам дети за помощь и простите меня что испортил книгу, я больше так не буду. –Воспитатель:-Ребята, давайте вместе с лесовиком соём лесную песенку. - - -Воспитатель:-Ребята нам пора возвращаться и привести книгу в порядок! -Лесовик:-Я вас провожу, а то заблудитесь.(лесовик провожает детей из леса, раздаёт сюрпризные подарки и прощается).



Гуржапова Цырен-Дулма Гармаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №15 "Радуга"
Населённый пункт: г.Улан-Удэ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Конспект занятия по ФЭМП в средней группе Закрепление счета до 5"
Дата публикации: 01.04.2018
Раздел: дошкольное образование

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе

Закрепление счета до 5

Задачи: - закрепить умение соотносить цифру с количеством предметов;

- Продолжать учить различать количественный и порядковый счёт.

Закрепить

геометрических

пространственные

отношения:

слева, справа, вверху, внизу, в середине;

Воспитывать чувство взаимовыручки, желания придти на помощь.

Материал:

Конверт с заданиями. Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник,

прямоугольник.

матрешка,

Образовательная область: Познание, речевое развитие.

Ход занятия:

Ребята, сегодня, когда я утром пришла на работу, вот эта собачка сидела на

крылечке и дала

мне вот это письмо. Давайте посмотрим, что же в этом

письме? (Достаю письмо и читаю детям)

“Меня зовут Джесси, я очень хочу в детский сад, но меня не берут. Мне надо

Дети, собачка просит о помощи, что же нам делать? Давайте ей поможем!

Н а у ч и м

с ч и т а т ь,

п о к а ж е м

– Ребята, у вас на столах разложены тарелочки, а в них цифры. Давайте

указывает,

показывают)

– Какая это цифра? (один)

правильно

показали,

Послушай

стихотворение про цифру один.

Вот один, иль единица –

Очень тонкая, как спица.

А теперь покажите цифру, которая указывает, сколько у Джесси глаз?

Посмотрите на Джесси, сколько у него глаз? (два)

– А вот какое стихотворение про цифру два:

А вот это – цифра два.

Полюбуйся какова:

Выгибает двойка шею,

Волочиться хвост за нею.

– Молодцы. Ребята, мы с вами читали сказку про медведей, которые живут в

лесу. Давайте их посчитаем, сколько их было.

Там жили… папа, мама и маленький медведь (показываю игрушки)

А теперь покажите цифру, которая указывает, сколько их?

Сколько медведей было? Какую цифру нужно показать? (три)

А вот это – посмотри,

Выступает цифра три.

Тройка – третий из значков.

Состоит из двух крючков.

указывает,

(Подхожу с собачкой к ребенку).

– Посчитай сколько у собаки лап? (четыре). Правильно показали? (да)

Мы и про цифру четыре знаем стихотворение.

Гляди, четыре – это стул,

Который я перевернул.

Сколько пальцев у вас на руках? (пять) Покажите цифру 5.

Это- фокусник – пятерка.

Вы за ней следите зорко.

Кувыркнется – раз и два! –

Обернется цифрой два.

Джесси, теперь запомнил цифры? Тебе понравилось? А вам ребята?

Физкультминутка

В понедельник я купался, (изображаем плавание)

А во вторник – рисовал (изображаем рисование)

В среду долго умывался, («умываемся»)

А в четверг в футбол играл (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)

Очень долго танцевал (кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал.

(дети садятся на корточки, руки под щеку - засыпают)

Воспитатель:

попробуйте угадать геометрические фигуры (дети называют и показывают

фигуры из картона, которые лежат перед ними).

1. Прикатилось колесо,

Ведь похожее оно,

Как наглядная натура

Лишь на круглую фигуру.

Догадался, милый друг?

Ну, конечно, это … (круг).

2. На фигуру посмотри

И в альбоме начерти

Три угла. Три стороны

Меж собой соедини.

Получился не угольник,

А красивый… (треугольник).

3. Я фигура – хоть куда,

Очень ровная всегда,

Все углы во мне равны

И четыре стороны .

Кубик – мой любимый брат,

Потому что я…. (квадрат).

4. Он похожий на яйцо

Или на твое лицо.

Вот такая есть окружность -

Очень странная наружность:

Круг приплюснутым стал.

Получился вдруг…. (овал).

5. Растянули мы квадрат

И представили на взгляд,

На кого он стал похожим

Или с чем-то очень схожим?

Не кирпич, не треугольник -

Стал квадрат… (прямоугольник).

У вас на столах лежит лист бумаги, положите его перед собой на столе,

возьмите геометрические фигуры и слушайте внимательно:

в правом верхнем углу положите треугольник;

в левом нижнем углу положите: квадрат;

в правом нижнем углу положите: овал;

в левом верхнем углу положите: прямоугольник;

в середине круг.

А чтобы закрепить счет, давайте мы решим задачу, как расставлены

игрушки: Рядом с матрёшкой плюшевый мишка

Рядом с лисой зайка косой

А последняя - лягушка

Сколько игрушек расставлены? (Ставлю игрушки)

Какая игрушка на первом, на третьем месте?

А кто думает по другому?

На каком по счёту месте сидит Зайка?

Какая игрушка на пятом месте?

Сколько всего игрушек?

Что ж, ребята, я думаю мы Джесси помогли. Вам понравилось, как мы

помогали Джесси?

Дети: -Да.

Воспитатель: - А что вам больше всего понравилось?

Программное содержание:

1. Познакомить детей с числом и цифрой 4.

2. Познакомить детей с образованием числа 4.

3. Закрепить обобщающее понятие по лексической теме «Посуда».

4. Развитие мышления через отгадывание загадки.

5. Продолжать учить соотносить количество предметов и цифру.

6. Развивать тактильное восприятие через узнавание на ощупь количества предметов.

7. Развивать двигательную координацию через упражнения с четками, пальчиковую гимнастику.

8. Продолжать укреплять мышцы пальцев руки через массаж с массажными кольцами.

9. Продолжать развивать графомоторные умения через штриховку, обводку по пунктирным линиям и рисованием кругов.

ОБОРУДОВАНИЕ.

Кукольный театр: «Три медведя и маша», кукольная посудка, чашки-заготовки, цифры, счетные палочки, карандаши, четки, мягкие мешочки (на плотный картон нашить пуговицы, разное количество, сверху надеть мешочки из ткани), массажные кольца (су-джок).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

Давайте поздороваемся:

(Пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, перекрестные движения – пожимают друг другу руки).

Здравствуй солнце золотое.

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй вольный ветерок,

Здравствуй маленький дубок,

Мы живем в одном краю

Всех я вас приветствую.

(Сиротюк)

2. Устный счет.

2.1. -Проходите за столы.

Возьмите четки в кулачки, посчитаем до пяти.

Все вместе: 1,2,3…

2.2. «Мешочки».

У вас на столах лежат мягкие конверты. Возьмите их, и нашупывая пальчиками определите количество пуговиц.

Сколько пуговиц у Виолетты? И т.д.

Молодцы все справились.

3. Счет до 4-х, число и цифра 4.

3.1. – У нас сегодня гости. А кто, узнаете, если отгадаете загадку:

Он в берлоге спит зимой

Под большой сосной

А когда придет весна

Просыпается от сна.

Правильно Медведь.

Как вы догадались, что медведь?

Давайте пройдем, сядем на подушки и посмотрим, сколько к нам пришло медведей в гости?

Один, два, три. Три медведя.

Как гостеприимные хозяева, что мы должны сделать для гостей?

(напоить чаем)

Возьмем чашки и расставим вместе с детьми.

Сколько поставим чашек для медведей?

Что можно сказать о количестве чашек и гостей?

Их поровну. Гостей столько же, сколько и чашек.

— посмотрите, к нам пришла еще одна гостья – Машенька.

Пригласим Машу к столу.

Сколько теперь слало гостей? Посчитаем – 4.

Чего теперь больше: чашек или гостей? (гостей)

Как сделать поровну?

Правильно, нужно поставить еще одну чашку, и тогда их будет тоже …4.

3.2. Цифра 4.

Когда есть четыре предмета пишут цифру «4». (показ большой цифры).

А Маша решила убрать чашки и перевернула стульчик:

Уронила Маша стул в квартире,

Стал похож он на …четыре!

4. Закрепление образа цифры 4.

Михайло Потапыч и Марья Ивановна задали Мишутке и Маше задания, а они не могут с ними справиться. Давайте им поможем.

Они принесли их с собой в конверте.

Посмотрим, что там.

Вывешивается образец «Стул».

Что это?

Возьмите цветные листы бумаги и выложите из счетных палочек стул.

(справа – две палочки, слева — уголок).

А если вы аккуратно перевернете листок с палочками, у вас получится цифра …4

Молодцы, все справились с заданием.

5. Нахождение цифры 4 среди других цифр.

(Работа на карточках).

Найдите все цифры 4 и обведите в кружок, красным карандашом.

Молодцы и с этим заданием справились.

6. «Укрась чашечки».

Чтобы чашки были красивыми надо их украсить.

Задания разные для детей: дорисовать кружочки по пунктирным линиям, дорисовать половинки, заштриховать зеленым карандашом.

Сколько кружочков получилось у Димы?

У Данила?…

Покажите друг другу, какие чашечки у вас получились.

7. Массаж.

Чтобы пальчики отдохнули, давайте сделаем массаж. Встанем в кружок, возьмем массажные кольца.

(на каждый пальчик одеваем кольцо в соответствии со строчками стихотворения).

Толстый пальчик и большой, вдоль по улице пошел.

Указательный с порога, указал ему дорогу.

Средний рядышком бежал.

Безымянный топал рядом и корзиночку держал.

А мизинчик младший братец, на печи весь день лежал, никуда не побежал.

(на обеих руках).

8. «Магазин».

Михайло Потапович и Марья Ивановна попросили Машу и Мишутку сходить за покупками. Им нужно помочь.

Возьмите деньги.

Вот возьми Виолетта и купи столько вилок. (показ монеты-карточки с цифрой).

Сколько купишь вилок?

Сколько купила вилок?…..

Как назвать все эти покупки одним словом?

Посуда.

Чего больше: ложек или вилок?

Чего меньше: чайников или кружек?

Чего больше: кружек или тарелок?

Сколько тарелок? (3)

Сколько чашек? (4)

Как сделать поровну? (Добавить тарелку)

Что можно сказать про тарелки и чашки? Их поровну.

9. Итог

Молодцы. Со всеми заданиями справились. Помогли Маше и Мишутке.

Вспомним, как вы помогали им.

С какой цифрой познакомились?

Давайте пригласим Машу и Мишутку к нам на занятия, чтобы они вместе с нами учились и сами справлялись с заданиями, которые им задает Михайло Потапович и Марья Ивановна -Попрощаемся с гостями.

Название:
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, математика, Средняя группа

Должность: воспитатель
Место работы: МКОУ «Иванинская СОШ»
Месторасположение: п. Иванино Курчатовский район Курская область

Конспект НОД по математике в средней группе на тему «Число 4. Четвероногие животные»

Цели: продолжить знакомство с числом и цифрой 4; закреплять умение считать в пределах 4; развивать память, умение мыслить логически; закреплять навыки раскрашивания; воспитывать желание высказывать свое мнение.

Материалы и оборудование: картинки с изображением времен года, кукла Незнайка, фигурки коровы, лошади, козы и зебры из наборов «Дикие животные», «Домашние животные», кукла из математического театра Царевна Четыре, видеопрезентация «Мои любимые животные», картинки с изображением разного количества предметов,картинки с изображением разных цифр.

Ход НОД

Воспитатель : Ребята, отгадайте загадку и скажите, какое сейчас время года?

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Детям радость подарила

И на санках прокатила.

— Какие еще времена года вы знаете?

— Сосчитайте, сколько всего времен года?

Зима подарила вам вот такую красивую снежинку. Хотите, чтобы она порхала у нас в группе так же, как и на улице? Давайте вдохнем носиками и сильно подуем на нее.(Дыхательная гимнастика )

Входит Незнайка и здоровается с детьми.

Воспитатель : Ребята, к нам в гости пришел Незнайка. Давайте с ним поздороваемся!

Незнайка: Я принес свои любимые игрушки, но не могу сосчитать их. Вы мне поможете?

Воспитатель : Сначала скажите, какие игрушки принес Незнайка? Можно ли их назвать одним словом - дикие или домашние?

Незнайка: Конечно! Это домашние животные! Они же у меня дома находятся!

Воспитатель : Не все так просто, Незнайка! Как вы думаете, ребята, кто из этих животных дикий? Кто домашний? Почему?

Каких животных больше -диких или домашних?

Как узнать, сколько игрушек у Незнайки?

По сколько ног у этих животных?

Покажите число 4 на пальчиках.(индивидуально )

Незнайка: Вот спасибо, ребята, что помогли мне сосчитать мои игрушки! Я не жадный и хочу поиграть своими животными вместе с вами.

Воспитатель : Незнайка,я предлагаю поиграть в игру «Что изменилось?»

Д/и. «Что изменилось?» Воспитатель расставляет 4 фигурки животных и предлагает детям запомнить их места. Воспитатель предлагает закрыть глаза и меняет животных местами.

— Какие животные поменялись местами? На каком месте они сейчас находятся?(игра повторяется 2-3 раза )

Незнайка: Мне пора бежать! До свидания, ребята! Можно, я к вам еще приду? (Уходит )

Воспитатель : Давайте немножко отдохнем!

Физминутка

Рано утром на полянке

Так резвятся обезьянки:
Левой ножкой: топ, топ!

Правой ножкой: топ, топ!
Руки вверх, и вниз, и вверх!

Кто поднимет выше всех?

Появляется Царевна Четыре.

Царевна Четыре: Здравствуйте! Вы меня узнали? Назовите, пожалуйста, то, что изображено на картинке.(Число 4 )

Давайте сосчитаем количество предметов на этих картинках.

— Я принесла вам маленький фильм о животных, которых я очень люблю. Хотите посмотреть?

Видеопрезентация «Мои любимые животные»

Воспитатель : Давайте выполним пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Елочка»

Перед нами - елочка,

Шишечки, иголочки,

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звезды, человечки.

Воспитатель : А теперь покажем Царевне Четыре, как мы умеем работать в тетрадях.

Работа в тетрадях Соловьевой «Моя математика»

Воспитатель: Что вам заинтересовало сегодня больше всего? На прощание Царевна Четыре предлагает вам послушать песенку «Веселый счет»

Государственное бюджетное образовательное учреждение лицей №1557 (дошкольное отделение, корпус 517)

Конспект непосредственной образовательной деятельности

По теме: «Число и цифра 4»

Средняя группа

Подготовила:

Воспитатель группы №3

Васькова Анастасия Александровна

Москва, 2017

Цель:

1)сформировать представление о числе и цифре 4, умение считать до4, соотносить цифру 4 с количеством.

2)сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя, закрепить умение преодолевать затруднения способом «спросить у того, кто знает»

3)развивать пространственную ориентировку, учить действовать по сигналу.

Материалы:

Демонстрационный:

    карточки с цифрами (1-4)

    вырезанные из картона деревья (10шт)

Раздаточный:

    карточки с цифрами (1-4)

    счетные палочки (10шт)

Игровой:

    обручи (4шт)

    листы с цифрами (1-4)

    билеты для пассажиров (по количеству детей)

    магнитофон (для проигрывания музыки во время игры)

Ход образовательной ситуации

1)Введение в ситуацию

Воспитатель собирает детей вокруг себя на ковре,

Ребята, скажите, а какие деревья вы знаете? (ответы детей)

А где у нас растут деревья? (ответы детей)

А хотите, мы с вами прямо здесь посадим деревья? (ответы детей)

2) Актуализация знаний

Посмотрите, у вас, у каждого на столе лежат карточки с цифрами, разложите их перед собой по порядку. Разложили? (ответы детей)

А теперь давайте посмотрим, какие цифры у нас на карточках, давайте их назовем? (1, 2, 3)

Ребята, а теперь давайте посмотрим на карточки внимательно, это ведь не простые карточки, а маленькие опушки, на которых мы будем сажать деревья. На каждой опушке для нас подсказка, сколько деревьев надо сажать на каждую. Давайте внимательно посмотрим и скажем, сколько деревьев мы с вами будем сажать на каждую опушку: на первую? На вторую? на третью ?(ответы детей)

А как вы догадались? (ответы детей)

Молодцы. Теперь я вам раздаю саженцы (каждому по 10 шт) , и мы с вами начнем сажать деревья. На первую опушку мы сколько посадем? На вторую? На третью? (дети вместе с воспитателем проговаривают и раскладывают деревья под карточками)

Молодцы ребята!

3) Затруднение в ситуации

Ребята, мы с вами посадили все деревья? (ответы детей)

Правильно, сколько осталось у вас саженцов? (четыре)

И у меня четыре. У меня на столе лежат еще карточки (воспитатель показывает их детям). Вы знаете, что этот за цифра? (ответы детей)

А почему не знаете? (потому что вы нам про нее не рассказывали)

А как вы можете узнать про нее ? (спросить у вас)

4)Открытие нового знания

Правильно (воспитатель раздает каждому ребенку карточку с цифрой 4, и себе вешает на доску). Посмотрите, теперь мы с вами можем посадить наши деревья на последнюю опушку (дети раскладывают палочки под последней карточкой)

Теперь, давайте посчитаем, сколько деревьев у нас на каждой опушке (дети считают вслух палочки)

5) Включение нового знания в системе знаний

Ребята, мы с вами посадили очень много деревьев, а теперь нам пора возвращаться домой. Нас с вами давно уже ждет поезд (на полу лежат 4 обруча, в каждом из них лежит лист бумаги с цифрой 1, 2, 3, 4) . Только для того, чтобы поехать на этом поезде, нам нужны билеты (воспитатель раздает детям билеты).

Посмотрите, на каждом билете указан номер вагона, в котором вы поедете. Теперь нам предстоит найти свой вагон пока играет музыка, как только музыка прекращается вы должны найти свой вагон и встать возле него (проиграть несколько раз).

6) Осмысление

Воспитатель собирает детей вокруг себя на ковре.

Ребята, скажите, что мы сегодня с вами делали? (ответы детей)

Скажите, а деревья нам нужны в городе? (ответы детей)

А зачем? От них же столько листьев осенью на земле. (ответы детей)

А осенью, когда сильные дожди? (ответы детей)

Ребята, значит мы должны беречь наши деревья? (ответы детей)

А как? (ответы детей)

Молодцы, ребята. Мы сегодня с вами не только посадили деревья, но и поняли, зачем они нам нужны и чем они важны.