Шьем удмуртский костюм. Удмуртский национальный женский костюм

Искусные мастерицы

Давно известно, что женщины-удмуртки всегда были прекрасными ткачихами, и в этой области им не было равных. Уже с 6-7 лет девочек учили прясть. В 12-13 лет они садились за ткацкий станок, ткали холсты. А к 16-17 годам становились искусными мастерицами. В этом возрасте девушка получала символические подарки от старшего брата или от мужа старшей сестры - красивую резную прялку и блоки к ткацкому станку. Это знак, что девушка должна готовить себе приданое. Обязательно - свадебный костюм, повседневные платья, ну и подарки для семьи будущего мужа и его родственников.

Приданое богатой девушки могло состоять из 40 пар вышитой одежды, 20 головных полотенец, налобных повязок, а еще она ткала к будущей свадьбе мужские рубахи, ковры, детские зимние и летние одеяла, скатерти и просто отрезы домотканины.

Костюмы северных и южных удмуртов очень сильно отличались. Фото: Национальный центр ДПИ и ремесел Удмуртии

Богато и со вкусом

Удмуртскую одежду шили из холста, сукна и овчины, почти вся она была домашнего производства.

Женский костюм северных удмуртов состоял из белой холщовой рубахи со съемным вышитым нагрудником, поверх рубахи - кафтан или холщовый белый халат с поясом, передник.

Южные удмуртки носили рубаху, сшитый в талию камзол или безрукавку и передник с высокой грудкой.
Поверх этой одежды надевали шерстяные и полушерстяные кафтаны и овчинные шубы. Обувью были лапти, башмаки или валенки.

Головные уборы - платки, шапочки, повязки, дополненные бисером, бусинами, монетами, - отличались большим разнообразием. Они отражали возрастное и семейное положение.

К тому же женщины-удмуртки любили украшать себя большим количеством серебряных монет, это было и демонстрацией богатства, и защитой от сглаза. А праздничная одежда включала в себя нагрудные, наплечные и поясные украшения, богатую вышивку, разнообразные декоративные детали: тесьму, позумент, монеты и т.д.

Мужской костюм удмуртов за века изменился мало. Фото: Национальный центр ДПИ и ремесел Удмуртии

Штаны да рубаха

При всем таком богатстве женской одежды удмурты совершенно не сохранили многообразие мужского костюма. Мужчины, судя по всему, одевались очень просто: рубаха-косоворотка, полосатые штаны, плетеный или кожаный пояс. На голове - валяная или овчинная шапка, на ногах - лапти, сапоги, валенки. Из украшений разве что перстень, но обязательно с родовой печатью.

Комментарий специалиста

Серафима Лебедева, историк-этнограф:

Национальная одежда удмуртов, проживающих в разных районах республиках, да даже в соседних деревнях, всегда имела свои отличия. Традиционно удмуртский костюм разделяют на северный, южный, срединный, которые в свою очередь состояли из локальных костюмных комплексов. Например, северяне носили белые костюмы с яркой вышивкой, центральные и южные удмурты - клетчатую пестрядь. Более древняя одежда - белая, а южные удмурты многое переняли от тюрков.

В костюмах разнились крой, цвет. Отличались наряды женщин разных возрастов и социального круга - была одежда для девочки, девушки, невесты, зрелой и пожилой женщины. В праздничных вариантах использовались украшения из монет, нагрудные, чересплечные, поясные. А мужской костюм прост и функционален: клетчатая косоворотка, полосатые штаны и валяная шляпа.

Одежда удмуртов: женские головные уборы

Удмурты-калмезы проживают в Сюмсинском, Селтинском, Увинском, Вавожском, частично Кизнерском, Можгинском районах Удмуртии, в Унинском, Кильмезском, Вятско-Полянском, частично Малмыжском районах Кировской области. В Унинском районе по соседству были расселены представители двух этнотерриториальных удмуртских групп: одна из них сформировалась на основе племени ватка, их селения расположены по р. Косе, левому притоку Чепцы. А другая – на основе племени калмез, их селения расположены в верховьях рек Лумпун и Лобани, правых притоков Кильмези.

В женском головном уборе йыршет Г. А. Казакова, директор краеведческого музея пос. Уни (Кировская обл.).
Фотография автора. 2002

В 2002 г. во время археолого-этнографической экспедиции в Унинский район Кировской области в крае­ведческом музее пос. Уни при знакомстве с коллекцией традиционной одежды русских, удмуртов-ватка, удмуртов-калмезов моё внимание привлекла одна деталь женского головного убора калмезов в форме маленького чепца или сборника. Передняя налобная часть его декорирована восемью узкими полосками разноцветной ткани: низ обрамлён клетчатой тёмно-синей полоской, последующие четыре полоски красного цвета перемежались последовательно клетчатой зелёной, клетчатой бело-голубой, затем вновь клетчатой зелёной полосками. Сотрудники музея не обладали информацией относительно наименования этой детали составного головного убора и способов его ношения. По счастливой случайности в ходе экспедиционных поездок по району удалось повстречаться с двумя женщинами преклонного возраста – Анной Севастьяновной Ивановой (1911 г. р.) и Александрой Дмитриевной Гусевой (1918 г. р.). Обе они являлись уроженками исчезнувшей ныне д. Маги, представительницами этнографической группы удмуртов-калмезов. Эти женщины вспомнили о существовании старинного головного убора йыршет (букв. «головной платок». – Н. Ш. ) или колпак в виде маленькой шапочки с завязками. Она обшивалась монетами и носилась под покупным платком. Верхний рубеж бытования этого убора относится к началу XX в., ибо именно в этот период, в детстве, его могли видеть информаторы, родившиеся в 1910–1920-х гг., они и сохранили сведения о наименовании, назначении и способах ношения шапочки йыршет. Следующее поколение людей, родившееся в 1930-х гг., уже ничего не помнило об этом уборе.

Деталь составного головного убора удмуртской женщины йыршет.
Фотография автора. 2002

В фондах Национального музея Удмуртской Республики имеется небольшая коллекция подобных шапочек йыршет, собранная среди удмуртов-калмезов Кировской области и в Удмуртии научным сотрудником музея С. Х. Лебедевой и бывшими работниками музея – директором Г. Ф. Сидоровым, заместителем директора В. А. Семёновым. Такая шапочка имеет завязки на затылке, она надевалась на лоб и покрывалась платком. По названию, форме и внешнему виду шапочки аналогичны головному убору из Унинского музея. По свидетельству С. Х. Лебедевой, йыршеты надевались женщиной после рождения ребёнка во время полевых работ или обрядовых игр. Судя по имеющимся этнографическим материалам, ношение шапочек замужними женщинами среди удмуртов не было распространённым явлением. Ношение круглых шапочек отмечено В. Н. Белицер у центральных и северных удмуртов. В Селтинском и Юкаменском районах тоже была известна женская сборчатая шапочка йыршет. Следует отметить, что оба указанных района своими западными рубежами граничат с Унинским районом Кировской области. В Шарканском районе женщины носили белую шапочку подургу под платком, её края обшивались кумачом, оторачивались цепочкой и позументом.

Головные уборы и костюмные комплексы косинских удмуртов (ватка) хорошо сохранились, они используются и в настоящее время фольклорными коллективами. Этот костюм являлся объектом пристального внимания исследователей. Значительно меньше внимания уделяли костюму удмуртов-калмезов, по каким-то причинам он рано вышел из употребления. Сохранились лишь краткие суммарные описания костюма калмезов. Калмезские женщины носили высокий конусообразный головной убор – айшон, поверх которого надевали покрывало сюрйылкышет (букв. «платок на рогатую голову». – Н. Ш. ), в других местах его называли сюлык. Головное полотенце замужних женщин называлось йыркышет (дьыркышет < йыркышет у завятских удмуртов, чалма – у южных удмуртов). Среди калмезов была распространена белая вышитая рубаха туникообразного покроя; вышивка располагалась на рукавах, на груди и на подоле. Впоследствии вышивка уступает место аппликации; белая рубашка из домотканины заменяется пестрядинной; появляется кокетка, верх рубахи до пояса стали шить только из фабричной ткани, чаще из красного цветастого ситца или кумача. Видимо, неслучайно удмурты-ватка, противопоставляя себя калмезам из соседних деревень, говорят, что сами-то они ходят в белом, а калмезы – в красном 1 .

Археологические аналоги унинскому типу убора выявлены автором статьи в Кукморском районе Республики Татарстан. В 1987 г. в процессе раскопок удмуртского могильника XVII–XVIII вв. в д. Ош-Юмья нами были найдены остатки необычного женского головного убора. В погребении № 9 наряду с серьгами, браслетом из бисера и нагрудного (чересплечного) украшения обнаружены остатки головного убора, состоявшего из позументной ленты на лбу и берестяного колпачка, лежавшего над макушкой головы умершего. Датировка могилы устанавливается по семи серебряным копейкам, одна из которых выпущена во времена царствования Алексея Михайловича (1645–1676 гг.), а остальные шесть – при Петре Алексеевиче (1696–1718 гг.). Монеты были пробиты и прикреплены к нагруднику.

Выявленный могильник использовался завятскими (или арскими) удмуртами, проживающими в Кукморском, Балтасинском, Мамадышском районах Республики Татарстан, Мари-Турекском районе Республики Марий Эл, Уржумском и Малмыжском районах Кировской области 2 . Традиционный костюм завятских (арских) удмуртов состоял из двух основных типов головных уборов (девичий такъя, женский ашъян с покрывалом сюлык), рубашки из красно-чёрной мелкоклетчатой пестряди туникообразного покроя с короткими рукавами, с оборкой (ширина 10–15 см), нагрудных и наспинных украшений 3 .

Сведения об удмуртских женских головных уборах с колпачком в этнографической литературе отсутствуют. Близкие аналоги ему известны только в марийской среде. По наличию берестяного колпачка, который надевали на причёску, обнаруженный в д. Ош-Юмье головной убор напоминает марийский шимакш. Последний представлял собой остроконечный колпачок, сшитый из одного куска холста и вышитый шерстью и шёлком. Перед тем, как его надеть, волосы туго стягивали на темени или ближе ко лбу, на причёску надевали берестяной или войлочный колпачок, а сверху накидывали собственно шимакш, конец которого свободно ниспадал на спину 4 . Однако в отличие от марийского убора наша находка включала ещё позументную ленту, украшавшую край налобной повязки или шапочки. На основе археологических наблюдений и марийских аналогий нами был выполнен вариант реконструкции этого убора 5 . И, поскольку такая уникальная разновидность головного убора была обнаружена в удмуртском могильнике, а этнографические параллели имелись среди марийцев, было высказано два предположения: либо прежде у удмуртов существовал какой-то аналогичный убор с берестяным колпачком, либо эту находку следует рассматривать как случай марийского заимствования 6 .

Причёска женщины, носившей головной убор шымакш

Таким образом, существование особого типа составного головного убора замужней женщины в форме шапочки, надеваемой поверх пучка волос надо лбом или на темени, выявленного по этнографическим данным унинских удмуртов, нашло подтверждение и в археологических материалах среди завятских удмуртов. Судя по своим размерам, шапочка-колпачок надевалась на прическу и, очевидно, прежде имела твёрдый каркас (основу) из бересты или луба. Удмурты-калмезы называли этот убор йыршет, наименование его у завятских удмуртов неизвестно. Имеющиеся данные позволяют определять время бытования йыршета второй половиной XVII – началом XX в. Территория его распространения – юго-западные ареалы обитания удмуртского этноса (завятские удмурты и удмурты-калмезы). Этот головной убор имел локальное значение, не использовался повсеместно, поэтому до сих пор не был зафиксирован исследователями. Подобные головные уборы близки русскому повойнику, коми-пермяцкому моршеню, простому чепцу и девичьей шапочке такъе 7 .

Примечания

1 Белицер В. Н. Народная одежда удмуртов: материалы к этногенезу. М., 1951. С. 42, 65 ; Лебедева С. Х., Атаманов М. Г. Костюмные комплексы удмуртов в связи с их этногенезом // Проблемы этногенеза удмуртов / отв. ред. М. Г. Атаманов. Ижевск, 1987. С. 115, 117–118.
2 Лебедева С. Х., Атаманов М. Г. Указ. соч. С. 115.
3 Там же. С. 117 ; Косарева И. А. Традиционная женская одежда периферийных групп удмуртов. Ижевск, 2000. С. 121–154.
4 Крюкова Т. А. Материальная культура марийцев XIX века. Йошкар-Ола, 1956. С. 136 ; Молотова Т. Л. Марийский народный костюм. Йошкар-Ола, 1992. С. 38–39.
5 Шутова Н. И. Удмурты XVI – первой половины XIX в. : по данным могильников. Ижевск, 1992. Рис. 27.
6 Шутова Н. И. Женская одежда удмуртов XVI–XVIII вв. (по данным археологии) // Традиционная материальная культура и искусство Урала и Поволжья / отв. ред. К. М. Климов. Ижевск, 1995. С. 30–31.
7 Белицер В. Н. Указ. соч. С. 65–67.


Традиционный национальный костюм не имеет конкретного автора, как нет автора у народной песни или сказки. Он не подвержен влиянию мимолетной моды. Его мода - традиция, в нем нет ничего случайного, а те идеи и символы, что он несет в себе, отобраны многовековым народным опытом, народным вкусом. Л.А.Молчанова


Основой для данной реконструкции одежды послужили археологические материалы По расположению металлических украшений в погребениях, а также сохранившимся под ними фрагментов тканей, проводя параллели с поздними костюмными комплексами, исследователи имеют возможность достаточно точно восстановить не только детали, но и общий вид костюма


Одежда южноудмуртских женщин включала рубаху, поверх которой надевали сшитый до талии камзол или безрукавку и передник с высокой грудкой, под рубахой носили штаны. Поверх женщины носили шерстянные и полушерстянные кафтаны и овечьи шубы. Обувью были плетеные лапти, башмаки или валенки. Девичьи и женские головные уборы отличались большим разнообразием, они отражали возрастное и семейное положение – платки, шапочки, повязки. Многочисленны были украшения из бисера, бусин, монет.


Мужская одежда состояла из рубахи-косоворотки туникообразного кроя с невысоким стоячим воротником, ее носили с плетеным или кожаным поясом, пестрядинных штанов на кожаном или шерстяном поясе, головными уборами были валяная шапка, а обувью - лапти, сапоги, валенки. Мужчины носили кажаную сумку (тылдусы) с огнивом, трутом. Верхней одеждой были холщевый халат или отрезной по талии суконный зипун, а также овчинная шуба.


Костюм Азелинского времени. 3-5 века Поясные подвески- отличительная особенность костюма народов Поволжья и Приуралья. В древности изображения зверей и птиц подвешивали на цепочках или шнурках. Иногда это были целые каскады золотистых бронзовых цепочек, скрепленных соединительными деталями, заканчивались они дюжиной крохотных полых уточек и спускались до самых колен






Женские костюмы поломской культуры. Варнинский могильник. 8-9 вв. Вышитая налобная повязка 19 века раньше изготавливалась из единой полосы металла, иногда она расширялась к середине, как корона. На кожаную или матерчатую основу нашивались металлические накладки, серебряные, покрытые мелкой зернью, в виде изящной женской фигурки с поднятыми руками, получившей название «Шунды Мумы»- Мать Солнца


Женский и девичий костюмы вв. Удмуртские женщины в костюме широко применяли вышивку и узорное ткачество, сохраняя традиционную форму украшений бытовавших в более ранние эпохи




Женский и мужской костюмы чепецкой культуры вв.


Женский и мужские костюмы. Кузьминский могильник вв.


Бавлинский костюмный комплекс. 19-середина 20 в. С середины 18 века в составе удмуртского костюма появляются серебряные русские монеты. Разных размеров и достоинства, они стали широко использоваться для украшения многих деталей одежды: головных уборов, шейно-нагрудных ожерелий, серёжек, браслетов, чересплечных перевязей.


Завятский (арский) костюмный комплекс. 19 – середина 20 в. В веках к поясу подвешивалось вышитое полотенце, а у южных удмуртов – просто фабричная шаль или платок.



Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО "Удмуртский Государственный Университет"

Институт искусств и дизайна

Кафедра истории искусств и художественно-педагогического моделирования

Традиционный костюмный комплекс удмуртов

Выполнил: Баранов К.Н.

Проверил: Косарева И.А.,

к.и.н., доцент.

Введение

Глава 1. Удмуртский национальный костюм

Глава 2. Традиционная модель мира в национальном удмуртском женском костюме

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Удмурты , самоназванные: удмурт, утморт, уртморт, укморт. Коренное население Удмуртской Республики. Прежде удмурты были известны под именем аров, арян, арских людей, чуди отятской, отяков, вотяков. Само название "удмурт" зафиксировано в XVIII в., официально признано - в 1932.

Удмурты делятся на северную и южную группы. Среди северных удмуртов проживает особая этническая группа - бесермян.

Основная территория расселения - Удмуртская Республика (460 584 человек), входящая в Уральский федеральный округ. По переписи 1939, в РСФСР проживало 600 005 удмуртов, в Сибири и на Дальнем Востоке - 17 633; 1970 - 678 393, 28 756 соответственно; 1979 - 685 718, 30 412; 1989 - 714 833, 34 200. В РФ, согласно переписи 2002, численность удмуртов составляет 636 906 человек, в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах -- 17359 человек.

Удмурты относятся к вятско-камскому сублапоноидному типу, для которого характерно преобладание европеоидных черт при наличии некоторых монголоидных признаков.

Удмуртский язык относится к пермской группе финно-угорских языков. В нем выделяют 4 наречия: северное, южное, периферийно-южное и бесермянское. Письменность создана на основе русского алфавита. Распространено удмуртско-русское двуязычие.

Основой для формирования удмуртов послужили автохтонные племена Волго-Камья. Истоки удмуртского этногенеза исследователи возводят к ананьинской археологической культуре (VIII--III вв. до н. э.). Самые ранние сведения об удмуртах содержатся в сочинениях арабских ученых и путешественников XII в.; позднее об удмуртах сообщают русские источники XV в. В эпоху Средневековья происходит разделение удмуртов на северных и южных. На северных удмуртов значительное воздействие оказали русские, у южных удмуртов сильнее ощущалось тюркское влияние.

Преобладающую роль в хозяйстве играло земледелие. Для удмуртов было характерно "лесополье". Сеяли рожь, овес, ячмень. В южных районах культивировали также пшеницу, горох, гречиху, полбу, коноплю.

Огородничество у удмуртов играло незначительную роль. Выращивали капусту, огурцы, редьку, брюкву и т. д. Разводили лошадей, коров, свиней, овец, домашнюю птицу. Промышляли пушного зверя, боровую дичь. Орудиями охоты служили лук и стрелы, ловушки, капканы. Рыболовством в основном занимались для собственных нужд. Рыбу ловили сетями, крючками, лучили острогой. Занимались пчеловодством

Из ремесел наибольшее развитие получили ткачество и деревообработка, а также изготовление веревок, смолокурение, кожевенное и валяльное кустарное производства.

Удмуртские деревни -- гурт -- располагались по берегам рек, озер, вблизи родников. До середины XIX в. преобладал беспорядочный или кучевой тип поселений. Затем появляется уличная планировка. Традиционное жилище -- наземная бревенчатая изба (корка) с холодными сенями (корказь).

Одежду в прошлом шили из домашнего холста, пестряди, сукна и овчины. В традиционном костюме удмуртов выделяют северный и южный варианты, которые подразделяются на ряд локальных костюмных комплексов. Мужской костюм состоял из рубахи с разрезом на правой стороне груди и штанов. Верхней одеждой служил суконный кафтан. Зимой носили шубы. Большую роль в костюме играли пояса. Головными уборами служили валяные шляпы, бараньи шапки (изъы) с ушами, иногда крытые материей. На ноги надевали холщовые или шерстяные онучи и лыковые лапти, зимой -- валенки. удмуртка дэрем айгиет халат

Костюмный комплекс женщины-удмуртки состоял из туникообразной рубахи (дэрем), в южных районах с широкими оборками по низу, передника (айгиет, азькышет), вязаных узорных чулок и носков. Летней верхней одеждой в северных районах служил холщовый халат (шортдэрем) с короткими рукавами, в южных -- камзол или безрукавка (саестэм), теплой верхней одеждой -- кафтан и шуба. Обувью служили лапти (кут), башмаки (ката), валенки. Головные уборы удмурток -- головное полотенце (чалма), налобная повязка (йыркерттэт), платок (кыгиет), высокая берестяная шапка, обшитая холстом и украшенная лентами, бисером, раковинами (айшон), на которую накидывали вышитое покрывало (сюлык). Девичьи головные уборы -- платок, праздничная налобная повязка (укотуг), холщовая шапочка, украшенная монетами, вышивкой, бисером (такъя). Удмуртские женщины носили нагрудные украшения из монет и бисера, чересплечные перевязи, серьги, цепочки, кольца, перстни, браслеты, бусы, ожерелья. Костюм дополняли вышитые нагрудники (муресазь, кабачи). Бесермянская одежда отличалась своеобразием и находила аналогии в костюме татар-мишарей и чувашей.

В пище удмуртов наблюдается сочетание земледельческих и скотоводческих традиций. Варят разнообразные супы (шыд), каши (жук). Выпекают традиционные хлебные изделия. Распространены блюда из яиц.

Календарная праздничная обрядность подчинена земледельческому образу жизни. Весенне-летний цикл (Масленица (войдыр), праздник первой борозды, праздник распустившейся зелени (куарсур) и другие) связан с подготовкой и проведением земледельческих работ, нацелен на обеспечение хорошего урожая; основу осенне-зимних обрядов (обряды благодарения после завершения посевной, праздник, приуроченный к началу забоя скота (выль шыд), толсур (день зимнего солнцестояния) составляли благодарственные мероприятия в честь собранного урожая, утверждения дальнейшего благополучия.

Религиозные верования характеризуются синтезом православия и дохристианских религиозных воззрений. Из языческих божеств удмурты почитали Инмара -- бога неба, Кылдысина -- творца, бога земли, Куазь -- бога неба, погоды. Сохранялись представления о леших, домовых, водяных, банниках. Выразительной особенностью традиционных религиозных представлений удмуртов остается почитание священных рощ -- луд (киреметь). Из семейно-родовых культов следует упомянуть особо сакральное отношение к родовым или семейным святилищам -- воршудам.

Устное народное творчество удмуртов представлено мифами, преданиями о древней истории народа, сказками, поговорками и пословицами, загадками. Традиционные музыкальные инструменты удмуртов -- гусли (крезь), варган (ымкрез), свирель (чипчирган), волынка (быз) и другие.

Современные этнические процессы характеризуются изменением социальной структуры удмуртов. Около половины удмуртов -- городские жители, занятые в промышленном производстве. Развивается общественное движение, создаются этнонациональные организации удмуртов, развивается профессиональное искусство.

Как можно заметить удмурты это огромная этнографическая группа со своими традициями, верой и языком. Но, в свою очередь, проживая на территории Удмуртии, мало кто интересуется историей своего народа. В этом и состоит актуальность проблемы. В данной работе мы рассмотрим малую часть из общего культурного наследия удмуртов, а именно традиционный костюмный комплекс.

Глава 1. Удмуртский национальный костюм

Национальная одежда, являясь внешним маркером этноса, создает первое зрительное впечатление о нем. История изучения удмуртского костюма насчитывает почти три века: в 1726 г., проезжая по деревням северных удмуртов на обратном пути из сибирской экспедиции, Д. Г. Мессершмидт назвал в своем путевом дневнике предметы удмуртского женского костюма и описал некоторые из них.

Позднее эти записи были дополнены сведениями о других группах удмуртов.

Исследователи второй половины ХХ в. расширили знания об одежде: северный костюмный комплекс ныне подразделяется на верхнечепецкий и нижнечепецкий варианты. Некоторые отличия имеют также костюмные комплексы слободских и косинских удмуртов Кировской области.

Основу североудмуртского женского костюма составлял комплект из рубахи (дэрем) и распашного кафтана (шорт-дэрем), нижнечепецкие удмурты носили их только в паре. Белая холщовая женская рубаха туникообразного покроя состояла из центрального полотнища без плечевых швов с прямыми боковыми клиньями, треугольным или овальным шейным вырезом без воротника (у косинских удмуртов вместо треугольного выреза - прямой разрез), прямыми рукавами с ластовицей из того же холста.

Рукава и подол украшали вышивкой. На рукавах представлены два ее вида: на предплечье - поперечная (пелё/колтыр-мач), по всей длине рукава - продольная с ромбическим (у косинских) и овальным (у слободских удмуртов) рельефным орнаментом, названным по красному цвету гордэн. В обоих случаях вышивка и концы рукавов дополнялись полосками кумача.

Девичья рубаха отличалась тем, что вышивку на концах рукавов и подоле заменяли тканые красные полосы или нашитый красный ситец. Красный ситцевый треугольник нашивался и на грудь. Грудной разрез делался, как в косинской традиции, на левой стороне груди и скреплялся завязками. Вышитый узор в плечевой части рукавов отличался от узора на женской рубахе лишь меньшим размером. Белые вышитые рубахи такого типа в XVIII - первой половине XIX в. Бытовали на всей территории расселения удмуртов, но лишь у нижнечепецких сохранялись до середины ХХ в. В верхнечепецкой рубахе к концу XIX в. вышивку сменил тканый узор, по подолу шла цветная тесьма. На рубаху надевали аналогичный ей по крою распашной кафтан с отложным воротником и короткими рукавами с продольным разрезом на плече, через который продевался вышитый рукав рубахи. Полы лишь на груди соединялись полоской вышивки или завязками.

В зависимости от способа украшения, цвета вышивки и отделочных тканей, количества нашитого кумача шортдэремы имели разные названия. Самым богатым по художественному оформлению был зцк кумач понэм, для отделки которого использовали большое количество кумача. Его надевали на свадьбу, в Рождество, в первый день Масленицы и Пасхи. На второй день этих праздников более подходящим считался кцтуло, украшавшийся полосками красных лент до низа живота. И тот, и другой носили с рубахой гордэн.

Верхнечепецкий шортдэрем, как и рубаха, к концу XIX в. претерпел изменения: воротник и рукава у него исчезли, проймы обшивались полосатым холстом. В бока вставляли косые клинья, спинку делали с отрезной присборенной талией; на подол нашивали ситцевую ленту. Белый шортдэрем такого покроя бытовал у верхнечепецких удмуртов до первой четверти ХХ в., однако повседневные зимние шили из пестряди, с длинными рукавами. Верхнечепецкий девичий шортдэрем отличался от нижнечепецкого воротником матросского типа и небольшой поперечной вышивкой на рукаве. Полы, воротник и подол украшали вышивкой.

Каждая пара рубахи и шортдэрема имела свой вариант съемного вышитого нагрудника (кабачи), который надевался поверх рубахи, закрывая грудной разрез.

В конце XIX в. его заменил аппликативный нагрудник (муресазь).

Различия в одежде верхне- и нижне- чепецких удмуртов объясняют тем, что этническим ядром нижнечепецких были представители пьяноборской и азелинской археологических культур, а средне- и верхнечепецких - население поломской и чепецкой культур.

Одежда южных удмуртов известна в пяти вариантах: собственно южноудмуртский; калмезский; завятский; закамский; бавлинский (три последних относятся к удмуртам, живущим за пределами Удмуртии). Южноудмуртский костюм имеет черты влияния степных культур. Состоявшая прежде, как и у северных удмуртов, из белой холщовой рубахи и шортдэрема, южноудмуртская рубаха конца XIX в. заметно отличалась от северной покроем и колоритом. Ее шили из пестряди. К центральному полотнищу, составлявшему перед и спину, пришивали скошенные боковые клинья, рукава с клиньями, сужавшимися к кистям, с четырехугольными ластовицами. Небольшой стоячий воротник застегивался на крючок или пуговицу.

Вдоль прямого грудного разреза женской (но не девичьей) рубахи нашивались полосы ситца (муресазь). Аппликативный съемный нагрудник (муресшет), аналогичный северным кабачи и муресазь, отличался от них тем, что надевался под рубаху. К подолу рубах пришивали оборку (итэт/карта), а между нею и станом - узорную полоску.

В зависимости от района длина оборки составляла от 12-15 см до 40 см. Позднее появилась короткая вторая оборка.

Наиболее заметное тюркское влияние испытала одежда закамских удмуртов, живущих в Башкортостане и Пермском крае - она аналогична башкирской.

Белый комплект из рубахи и шортдэрема в 70-е гг. XIX в. у южных удмуртов сохранялся лишь в свадебном костюме невесты в завятском варианте.

Сильно напоминая нижнечепецкий свадебный шортдэрем невесты, он к тому времени был заметно модернизирован. Сходство одежды нижнечепецких и завятских удмуртов объясняется их единой этнической основой. Необходимой частью женского костюма были холщовые штаны и передник (айшет/азькышет/ашшет). Северные передники были без грудки и надевались поверх шортдэрема, южные шили с высокой грудкой. Праздничный нижнечепецкий и завятский костюмы имели поясные подвески (урдэс кышет). В наряд завятской невесты входил также вышитый пояс зар.

Верхняя теплая одежда удмуртов - длинные полушерстяные и суконные кафтаны (зыбын, камзол, дилян/дьсь, дукес) двух видов: приталенные с цельнокроеными полами и спинкой и с отрезной спинкой с борами по талии. Аналогичны по крою овчинные шубы, нагольные или крытые тканью.

Мужские и женские шубы кроились одинаково.

Головной убор женщины указывал на ее семейный статус. Девичьим головным убором у всех групп удмуртов были круглые или овальные холщовые шапочки (такья), обшитые кумачом, бисером и монетами; головные повязки из кумача или холста, украшенные вышивкой, позументом, лентами, блестками (йыркерттэт, укотуг), и платки. В бавлинском варианте бытовала налобная повязка тятяк с надетым на нее большим бантом (сюрок), сделанным из платка.

Еще в 1970-е гг. девушки надевали их на свадьбу.

Замужние северные женщины поверх платков и налобных повязок надевали головное полотенце (весяккышет, йыркотыр) с вышитыми или ткаными красными полосками концами, южные - налобную повязку (йыркерттэт), украшенную по нижнему краю бусами и монетами, в сочетании с головным полотенцем (чалма), конусообразным убором айшон и покрывалом сюлык. Узорные концы чалмы служили наспинным украшением. С завершением детородного периода чалму заменяли надеваемой под платок холщовой шапочкой (пельшет) с висящими на спине лопастями. Праздничный наряд женщины включал украшения из бус, монет, раковин: ожерелья, серьги, перевязи и пр. Завятскую удмуртку можно узнать по овальной форме нагрудного украшения из монет чыртыкыш (в отличие от прямоугольных уксё-тьрлык в южных районах Удмуртии) и рядами лент и тесемок, нашитыми на низ оборки платья. Удмуртский женский костюм имеет общие черты с костюмом других народов Волго-Камья. Повседневной женской и мужской обувью были лыковые лапти (кут). Женщины их носили с вязаными узорными чулками и носками, мужчины - с онучами. Мужские лапти не отличались от русских лаптей.

Праздничной обувью женщин были ботинки, у мужчин - сапоги. Зимой те и другие носили валенки.

Мужской костюм был схож с русским: белая холщовая рубаха до колен, подпоясанная узорным плетеным поясом (кускерттон) или ремнем. В праздники и на моленья надевали широкий радужный тканый пояс путо, штаны с широким шагом.

Национальная одежда удмуртов, как и других народов, в течение ХХ в. претерпела заметные изменения. Подвергаясь интенсивному влиянию общегородских и общеевропейских форм одежды, влиянию моды, требованиям времени, в быт входила одежда из фабричных тканей. Менялся и крой, вызвавший отказ от некоторых традиционных элементов костюма.

Мужские зимние кафтаны вытеснялись полупальто, полушубками, а летние - пиджаками. Отказавшись от айшона, женщины перешли на платки. В процессе модернизации удмуртский костюм в целом упростился. Ныне удмуртки носят общегородскую, общеевропейскую одежду, а национальный костюм превратился в праздничный наряд; в своем гардеробе его имеют все сельские и многие городские жители. Превращение национального костюма в праздничный свидетельствует об осознании его как этнического символа и предполагает в этом смысле его дальнейшее сохранение. В перспективе традиционная одежда в качестве этнической метки дольше сохранится в сельской местности, а функционально - в празднично-обрядовой сфере. Осознаваясь в качестве этноидентифицирующего признака, она имеет и этноинтегрирующее значение.

Глава 2. Традиционная модель мира в национальном удмуртском женском костюме

Традиционный костюмный комплекс удмуртской женщины формировался на протяжении длительно времени. Именно в костюмном комплексе, в каждой его детали, отразились яркие характерные самобытные этнические особенности, так как в древнем обществе именно женщина считалась хранительницей родовых национальных традиций. Одной из характерных этнических особенностей удмуртского женского костюма являлась символичная трехчастная модель мира по вертикали (верхний мир, средний мир, нижний мир) и четырехчастная по горизонтали (север-юг-запад-восток). Ярким примером символичной "модели мира" являлся свадебный костюм удмуртской женщины, где "…эта универсально распространенная схема выражала основную идею свадьбы в традиционном обществе: соединение представителей (в узоре - символов) двух родов ради продолжения жизни". Поэтому в семантике тканых и вышитых орнаментальных мотивов традиционного удмуртского костюма прослеживалось символичное взаимовлияние мужского и женского начал. Располагаясь в строго определенном месте, орнаментальные мотивы символизировали основную детородную функцию женщины.

В этой связи было бы интересно рассмотреть композиционные схемы-мотивы на отдельных составляющих костюмного комплекса удмуртской женщины, символизирующие условную "модель мира", "Мировое дерево". Композиция на старинном удмуртском поясе "зар" состояла из двух ярусов. Верхний ярус был представлен тремя ромбами-деревьями. Центральный элемент верхнего яруса был значительно крупнее и представлял собой ромб с углами-отростками или треугольниками (мотив "куско", по-удмуртски "кус" - талия, поясница). Данный мотив также может символизировать сильно стилизованную фигуру женщины с головой-ромбом, поднятыми вверх руками и треугольником у основания "фигуры", символом женского начала, чрева матери. Композиция нижнего яруса пояса "зар" состояла из ромбов и треугольников, различные сочетания которых образовывали новые фигуры. Композиция обоих концов традиционного удмуртского пояса "зар" была симметрична. Когда пояс завязывали, оба конца с вышитыми орнаментами соединялись таким образом, что получалась цельная композиция, символизировавшая условную трехчастную модель мира, где средний ярус (средний мир) был не так ярко выражен. В итоге средний ярус (узел пояса) представлял собой символичное продолжение двух родов.

Композиция удмуртских нагрудников "кабачи" имеет более сложную интерпретацию трехчастной модели мира. Нагрудник имел прямоугольную форму и являлся съемным элементом женского костюма, вышитые орнаментальные мотивы которого, представлявшие собой цельную завершенную композицию, несли на себе основную смысловую нагрузку всего костюмного комплекса. Удмуртские нагрудники "кабачи" по назначению и орнаментации ученые подразделяют на четыре типа: 1) свадебные - с обязательным орнаментальным мотивом "толэзь" (луна) в виде восьмиконечной звезды; 2) ритуальные (во время моления в священной роще "Луд") - с крупной центральной фигурой в виде креста; 3) праздничные - с орнаментальным мотивом в виде большой ступенчатой пирамиды "чаг воз?н" (светец); 4) повседневные - с различного рода мелкими орнаментальными мотивами без определенного композиционного центра.

По композиционному решению нагрудники "кабачи" первых трех типов имеют схожие схемы расположения основных для данного типа нагрудника орнаментальных мотивов. Нижнюю часть (нижний мир) всегда изображали в виде треугольника или нескольких треугольников, вписанных друг в друга, как символы чрева женщины, ее детородного начала. Средняя часть (средний мир) был представлен крупным косым крестом в виде древовидной женской фигуры с головой-ромбом и руками-отростками, символизирующей "Мать-землю" (родовую богиню), олицетворяющую женскую природную силу. В верхней части (верхний мир) располагались основные для различных типов нагрудника орнаментальные мотивы: звезды, крестообразные фигуры, ступенчатые пирамиды. Для женщины луна являлась мерилом "…эталона времени, который передвигается вдоль месяцев и измеряет их последовательность, причем периодические процессы, включая беременность, в первобытной идеологии трактуются естественно связанными со сменой сезонов, с ритмами Космоса". Орнаментация дополнялась треугольниками, углами, ромбами, зигзагами, S- и Z-образными фигурами, которые располагались между основными мотивами.

Образ трехчастной модели мира мог быть представлен бинарным семантическим противопоставлением (верх-низ, право-лево, добро-зло, жизнь-смерть и т.д.) с центральным элементом посередине, где центральный элемент (средний мир) не так ярко выражен. Данный образ нашел свое воплощение в удмуртском мотиве "вало-вало" (кони), т.е. бинарно расположенные S-, Z-фигуры или зооморфный мотив двухголовых коньков, повернутых в разные стороны. Мотив "вало-вало" часто изображали на нагрудниках "кабачи" как цикличность жизненных процессов.

В орнаментации головных уборов можно проследить не только трехчастную структуру изображения Вселенной (головные полотенца), но и четырехчастную (платок-покрывало). Рассмотрим подробно каждую схему. Символичная трехчастная модель мира представлена на головных полотенцах удмуртских женщин: "кузь кышет" (центральные удмурты), "весяк кышет" (северные удмурты), "чалма" (южные удмурты). Данный головной убор носили исключительно замужние женщины. Головные полотенца северных и центральных удмуртов традиционно украшались вышивкой, в то время как узоры на головных полотенцах южных удмуртов всегда были ткаными. Но, несмотря на различие техничного исполнения, композиционные схемы построения узоров практически одинаковы и состояли из трех ярусов-рядов, символизирующих условную модель мира. Вышитые и тканые узоры представляли собой законченную композицию, нередко заключенную в определенные рамки. Основными орнаментальными мотивами служили геометрические фигуры: ромбы, кресты, S-образные знаки, треугольники.

Схематичная четырехчастная модель мира (север-юг-запад-восток) хорошо прослеживается в орнаментации свадебного платка-покрывала удмуртской женщины "сюлык". Основным орнаментальным мотивом являлся древовидный мотив в виде всевозможных интерпретаций розеток, квадратов, крестов, ромбов, треугольников, углов и их производных. Равносторонние орнаментальные мотивы (квадраты, розетки, кресты) условно символизировали четырех- частную модель мира, стороны света: "Крест - центр мира, состоящего из двух противоположных начал, четырехчастная розетка - символ территории рода, неотделимой у удмуртов от имени родовой богини". Сама форма покрывала в плане квадратная, что также символизировало модель Вселенной, ее графический план-схему. Ромб, ромб с отростками (мотив "куско") символизировали плодородие женщины, продолжение жизни, рода, соединение мужского и женского начал. Треугольники и углы - символы "…женской природной силы, плодотворящего низа, образующего основу, корней родового древа, воршудной богини, стоящей у истоков рода". Треугольник также являлся более ранним изображением Вселенной (в виде Мировой горы), Мирового древа.

"Сюлык" являлся головным убором исключительно замужних женщин. Удмуртка после рождения первого ребенка или после трех лет брака меняла белый "сюлык" с древовидным орнаментом черного цвета на повседневный красный "сюлык" без подобного орнамента, который носила до прекращения ей детородного возраста. Древовидный орнамент платка-покрывала "сюлык" символизировал плодоносящие силы женщины, ее детородное начало. Традиционная цветовая гамма знаковой символики удмуртского женского костюмного комплекса первоначально состояла из трех основных цветов (белый, черный, красный): белый цвет символизировал небесную чистоту, возвышенность, бога Инмара, женское молоко, оплодотворяющее мужское семя; красный - жизнь, кровь, солнечный цвет; черный - землю, плодородие.

Глубокое семантическое и цветовое значения орнаментальных мотивов традиционного удмуртского женского костюмного комплекса символизировали идею плодородия, изобилия, единство трех миров (верхнего, среднего, нижнего). Семантика данных образов ассоциировалась в сознании удмурта с единством, со становлением древнего социума, где красные, красно-черные орнаменты на белом фоне служили магическими оберегами, смысл которых передавался из поколения в поколение.

В настоящее время, орнаментальные мотивы современных костюмных комплексов, постепенно трансформируясь и искажая традиционные очертания, уже не имеют того глубокого духовного содержания, которое было в прошлом. Древняя символика в современной интерпретации постепенно превращается в декоративные элементы, лишенные смысловой нагрузки, что, несомненно, отразилось на хаотичном и бездумном использовании древней символики при украшении современного женского костюма.

Заключение

Одежда удмуртов традиционно изготавливалась из следующих материалов: льна, конопли, хлопчатобумажных тканей, шерсти и меха. Ткачество на территории Удмуртии существует очень давно: уже в позднем палеолите имеются его элементы. На памятниках ананьинской и пьяноборской культур были найдены остатки ткани из шерсти и растительных волокон, а так же пряслица, надеваемые на конец веретена при прядении.

На Чепецких городищах XI-XIII вв., также найдены пряслица, и остатки ткацких станков, что бесспорно доказывает наличие производства домотканых тканей.

Работы по изготовлению одежды были в обязанностях женщин. Н. Рычков, наблюдавший удмуртов во второй половине XVIII в., писал, что "женщины прядут, ткут различные холсты, шерстяные сукна и вышивают полотна шёлковыми фигурками…".

В одежде удмуртов вплоть до XX в. преобладали ткани домашнего производства, и только зажиточная удмуртская верхушка в XVIII-XIX вв. носила одежду, сшитую из бухарских и фабричных тканей.

В конце XIX - начале XX в. изготовление тканей домашнего производства приняло характер ремесла. Есть свидетельства, что "вотская сукманина и пестрядь" по тонкости, яркости красок и дешевизне были вне конкуренции.

Великолепный удмуртский народный костюм в том виде, в каком он дошёл до наших дней, т. е. украшенный вышивкой и художественным ткачеством, щедро усыпанный бусами, монетами, привесками, дополненный широкими браслетами, серёжками и кольцами, окончательно сложился в XIXв.

В настоящее время выделяют несколько костюмных комплексов удмуртов (по С. Х. Лебедевой):

СЕВЕРОУДМУРТСКИЙ

* Нижнечепецкий (косинский вариант);

* Нижнечепецкий (слободской вариант);

* Верхнечепецкий.

ЮЖНОУДМУРТСКИЙ

* Собственно южноудмуртский;

* Завятский;

* Закамский;

* Бавлинский.

ЦЕНТРАЛЬНОУДМУРТСКИЙ (Срединные удмурты)

* Шарканско-якшурбодьинский;

* Калмезский.

БЕСЕРМЯНСКИЙ

* Собственно бесермянский.

Наиболее ярко принципы декорирования традиционного костюма появились в женской одежде северных удмуртов, сохранившей до наших дней существенные черты древнеудмуртского костюма и его строгую орнаментацию.

На сегодняшний день успешно занимаются восстановлением технологий изготовления удмуртского костюма следующие специалисты: С. В. Ломоносова и Н. Г. Рябчикова (Алнашский район), Л. П. Щинова, Е. И. Виноградова, А. А. Шумина (Якшур-Бодьинский район), Л. Н. Буранова, О. Е. Брызгалова (Игринский район), Н. В. Белослудцева (Дебёсский район), С. В. Главатских (Кезский район), Н. Р. Сидорова, Л. В. Тёмкина (Увинский район).

Таким образом можно сделать вывод, что традиционный удмуртский костюмный комплекс является уникальной этнографической чертой Удмуртии и может по праву считаться одной из ее символов наравне с гербом и флагом.

Список использованной литературы

1. Архив научных статей [Электронный ресурс] / Издательство ГРАМОТА - Режим доступа: http://www.gramota.net/materials/3/2014/5-1/11.html/ (дата обращения 22.06.2016).

2. Народный костюм [Электронный ресурс] / Информационный центр "Финноугория" - Режим доступа: http://www.finnougoria.ru/community/folk/19/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=357&ELEMENT_ID=2467 (дата обращения 22.06.2016).

3. Традиционный костюм [Электронный ресурс] / Национальный центр декоративно-прикладного искусства и ремесел - Режим доступа: http://www.decorudm.ru/crafts/traditsionnyy-kostyum/ (дата обращения 22.06.2016).

4. Удмурты [Электронный ресурс] / Инновационные модели поликультурного образования для системы общего образования - Режим доступа: http://identity2010.ru/?page_id=1294 (дата обращения 22.06.2016).

Приложение

1. Удмуртка в айшоне

2. Мужская рубаха южных удмуртов

3. Северный костюмный комплекс

4. Южная удмуртка в праздничном костюме

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности формирования удмуртской национальности. Условия развития семейно-общинного мироустройства, описание быта, одежды и устройства жилищ удмуртов начала века. Миропонимание удмуртов конца XIX - начала XX века, территория современной Удмуртии.

    реферат , добавлен 17.05.2010

    История Удмуртии. Традиционные занятия удмуртов. Процесс формирования семьи и семейного быта удмуртской нации. Структура земледельческой общины соседского типа. Жилище, одежда и украшения, повседневная еда, обычаи и обряды крестьян, культура народа.

    реферат , добавлен 03.05.2014

    Характеристика телеутов - жителей Кузнецкой земли. Традиционная мужская и женская одежда алтайцев. Создание локальных костюмных комплексов на основе сочетания различной традиционной одежды. Описание головных уборов, обуви, украшений и свадебного костюма.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2014

    Исследование особенностей формирования культуры Кубани как симбиоза русской и украинской традиции. История развития мужского костюма на Кубани, мужская рубаха конца XVIII - начала XX вв. Изготовление рубах с геометрическим и растительным орнаментом.

    дипломная работа , добавлен 09.10.2015

    Языковое родство удмуртов с марийской и народностью коми, появление письменности и литературного языка. Отличительные особенности антропологии удмуртов, освоение ими территории Южного Прикамья, Башкирии, Зауралья. Описание свадебных традиций удмуртов.

    реферат , добавлен 21.12.2013

    Экспозиция этнографического музея народов Забайкалья: археологический комплекс памятников древности, знакомство с бытом и культурой эвенков дореволюционной поры, русский (старожильческий) комплекс, обустройство бурятской усадьбы и уголок живой природы.

    реферат , добавлен 05.06.2009

    История расселения народов Западной Африки, формирование африканской культуры и государства Нигерии. Население страны, его обычаи и жизненный уклад, социальные отношения. Развитие сельского хозяйства и ремесел. Религия и культура Республики Нигер.

    контрольная работа , добавлен 24.11.2011

    Официальное введение этнонима "украинцы" для жителей Западной Украины в связи с образованием УССР. Этническая территория украинцев, язык. История украинского народа, центр его становления, структура расселения. Исследование генетической структуры.

    презентация , добавлен 25.10.2011

    Территория, географическое положение, климат. История образования региона. Население. Экономика, сельское хозяйство и внешнеэкономическая деятельность. Транспортная и информационная инфраструктура региона. Здравоохранение. Природный потенциал.

    реферат , добавлен 22.07.2008

    Рубаха туникообразного покроя как наиболее древняя и в то же время наиболее распространенная в XIX в. в Дагестане форма одежды у женщин. Функциональное назначение платья. Разнообразие форм и способов украшения традиционного женского головного убора.