Важные моменты для родителей. Как пережить подростковый возраст

Ребенок в 8 лет считается достаточно взрослым для того, чтобы уметь описывать собственные ощущения и жалобы на состояние здоровья.

Многие дети в этом возрасте стеснительны, предпочитают молчать о своих проблемах, даже если дефекация доставляет боль. В 8 лет ребенок сам следит за личной гигиеной, много времени проводит в школе, и родители не могут контролировать количество походов в туалет. Чтобы не пропустить развитие хронического запора , рекомендуется откровенно разговаривать с детьми, убеждать их делиться всеми своими проблемами, даже если они кажутся пустяковыми или вызывают стеснение.

Виды запоров у детей

Функциональные. Такие запоры у детей 8 лет связаны с нарушением моторики толстого кишечника. Заболевание развивается постепенно, характеризуется задержкой стула на 5–7 дней с последующим отхождением каловых масс в виде цилиндра большого диаметра или многочисленных мелких и жестких фрагментов. Функциональные запоры прогрессируют на фоне рахита, гастродуоденита, гастрита, дисбактериоза.

Алиментарные. Возникают из-за нарушения пищевого режима, отсутствия растительной клетчатки в рационе. Характерны для детей, которые переходят на пищу быстрого приготовления, лишенную полезных веществ и грубых волокон.

Органические. Такие запоры у детей 8 лет появляются из-за анатомических дефектов и пороков развития органов пищеварительного тракта. Нередко развиваются на фоне атрезии прямой кишки, новообразований, рубцов в аноректальной области и в результате спаечной болезни.

Инфекционные. Такие запоры связаны с токсическим воздействием микробов и вирусов. Возникают чаще всего на фоне кишечных инфекций, длительно протекающих воспалительных процессов органов пищеварительного тракта. Запор, связанный с кратковременной инфекцией, не требует длительного лечения. Достаточно разового употребления слабительного средства для облегчения самочувствия ребенка и очищения толстого кишечника от накопившихся за время болезни каловых масс.

Провоцирующие факторы при запоре у детей 8 лет

  • Лечение антибиотиками, развитие дисбактериоза.
  • Нерациональное питание вне дома (в школе, на дополнительных занятиях и во время самостоятельных прогулок с друзьями).
  • Недостаток растительной клетчатки в ежедневном рационе.
  • Постоянные стрессы.
  • Скудное питание, нехватка витаминов, макро- и микроэлементов.
  • Острые кишечные инфекции.
  • Частые ОРВИ.
  • Хронические заболевания органов ЖКТ.

В чем опасность постоянных запоров

Хронический запор приводит к кишечным коликам, вздутию живота, неприятному чувству давления и напряжения в анальной области. Из-за перерастяжения кишечных стенок накопившимися каловыми массами нередко возникают микротравмы слизистой оболочки. На фоне запоров может развиваться недержание кала. Ребенок страдает от интоксикации, жалуется на общую слабость и утомляемость, мышечные и головные боли, тошноту. Периодические запоры могут приводить к анорексии, заболеваниям кожи и анемии, особенно если твердый стул вызывает незначительное кровотечение. Ребенок нуждается в квалифицированной помощи специалиста и использовании слабительного средства, разрешенного к применению в данной возрастной группе. После очищения кишечника должна проводиться комплексная работа по устранению факторов, способствующих прогрессированию запоров.

Принципы лечения запоров у восьмилетних детей

Лечение острого запора в основном симптоматическое: разовое использование слабительного средства способно решить проблему. Если же задержка кала возникает периодически, необходимо подходить к решению проблемы комплексно. Слабительные средства снимают каловую интоксикацию и способствуют мягкому опорожнению кишечника. Но бороться с причинами запоров придется путем изменения рациона , пищевых привычек и исключения действия негативных факторов среды. Рекомендуется отказаться от фастфуда, постоянных перекусов сухим печеньем, булочками, сладостями. Для пищеварения детей полезны овощные и фруктовые салаты, злаковые, гречневая, овсяная, пшенная каши, слизистые супы и кисели.

МИКРОЛАКС ® при лечении запоров у детей 8 лет

МИКРОЛАКС ® можно использовать в комплексной терапии при острых и хронических запорах у детей 8 лет. Средство способствует наступлению действия уже через 5–15 минут после использования 1 . Препарат выпускается в виде ректальных микроклизм и не дает системных побочных эффектов, что позволяет применять его даже в период раннего детского возраста. Достаточно аккуратно и без резких движений ввести наконечник микроклизмы и выдавить содержимое. Такая форма слабительного гигиенична, дает возможность устранять неприятные симптомы запора даже в поездке.

1 В соответствии с инструкцией по медицинскому применению препарата МИКРОЛАКС ® .

Что касается психологии ребенка 8 лет, то и в этом возрасте имеются существенные особенности. Впервые психика ребенка очень четко проявляет себя в восемь лет. Восьмилетние дети начинают понимать различие между полами. Девочки начинают лучше приучаться к порядку и становятся более опрятными. Мальчишки чаще отвлекаются, становятся менее внимательными на занятиях.

Некоторые аспекты

В психология детей 8-9 лет можно отметить интересный аспект: восьмилетние дети начинают сомневаться в правильности действий взрослых. В семье могут часто происходить конфликты по причине того, что ребенок что-то прочитал в книге, а родители предоставили ему иную информацию, и эта информация отличается от информации в книге. В этом возрасте могут несовпадать мнения учителей и родителей. Как следствие, наблюдается непослушание ребенка. В восемь лет психика ребенка нарушается. Восьмилетние дети очень эмоциональны и достаточно несдержанны. Очень часто им трудно решить проблему, которая кажется очень простой. Чтобы облегчить детям задачу — приучайте их к самостоятельности. Однако делать это следует медленно и очень ненавязчиво по отношению к малышу.

Мотивация ребенка

Семь — восемь лет — это период кризиса. В восьмилетнем возрасте малыш утрачивает детскую наивность и непосредственность. В отношении окружающих он уже не настолько непосредственнен. Данный процес происходит очень эмоционально. В возрасте восьми лет происходит дифференциация внутренних и внешних сторон личности дошкольника.
Очень важно обратить внимание ребенка на мотивацию. В восьмилетнем возрасте появляются новые поведенческие мотивы. Познавательный мотив занимает главенствующую роль, именно он и побуждает школьников идти на занятия в школу. В данном возрасте у школьников возникает мотив в получении хороших оценок, в социальном и в общественном признании. Познавательный мотив более развит у школьников, нежели у детей, которые еще не достигли шестилетнего возраста.

Мальчики и девочки. В чем разница?

Относительно психологии детей восьми-девятилетнего возраста можно сказать, что восьмилетний ребенок начинает различать два своих «Я» — идеальное и реальное. У него появляется понимание того, кем он хочет стать и кем является на сегодняшний момент. Восьмилетки оценивают себя достаточно адекватно, завышенной самооценки в этом возрасте не наблюдается. Можно заметить, что дети в восемь — девять лет стали медленнее делать домашние уроки. Интересно будет узнать, что девочку легче заставить думать на уроке, нежели мальчишку. Мальчики более непоседливы, им труднее переносить статическую нагрузку на уроках — как следствие, они невероятно шумят на перерывах, могут нарушить дисциплину на уроке. Если раньше не приучили ребенка к порядку, то в возрасте восьми — девяти лет это становится сделать немного труднее. Мальчишки реже начинают обращать внимание на то, в каком состоянии их одежда. Они легче относятся к тому, что их одежда грязная или рваная. Девочек состояние их одежды очень волнует.
Что касается психологии детей возрастом 8-9 лет, то можно заметить, что у девятилетних мальчишек можно отметить отсутствие ответственности. К сожалению, их не очень интересует выполнение домашних заданий — они могут о них попросту забывать. Также не придается большого значения полученным оценкам в школе. Часто бывает так, что родителям приходится узнавать о домашних заданиях сына. У девятилетних ребят менее развиты аккуратность, терпеливость, усидчивость и исполнительность.
Данный период является сложным в жизни ребенка. У девочек наблюдается некая стабильность в отношении настроения. У мальчиков происходят перепады настроения — начиная от чрезмерной самоуверенности до полной потери уверенности в себе.
Что касается словарного запаса, то здесь лидируют мальчики. Он у них намного больше.
Это обусловлено тем, что в словарном запасе девочек больше предметно-оценочных слов, а в словарном запасе мальчишки больше слов, которые передают действия.

Родители обратите внимание

Свое свободное время девятилетние мальчишки уделяют подвижным играм, спорту. Девочкам начинает больше нравиться играть на музыкальных инструментах, читать. В возрасте восьми — девяти лет малыша можно отдавать на занятия горнолыжным спортом, акробатикой или спортивной гимнастикой. В этом возрасте малыш нуждается в собственных оценках личного «Я». Когда ребенок что-то сделает — не спешите давать оценки или высказывать собственное мнение. Для начала ребенок должен научиться самостоятельно выполнять как можно больше действий.
Родителям потребуется иногда подсказывать, но, по большому счету, нужно научить ребенка самостоятельной самооценке.
Разговаривая с родителями о своих действиях, ребенок начинает понимать суть своего внутреннего «Я».
Анализ поступков вместе со своим ребенком приведет к тому, что малыш научится предварительно раскладывать ситуацию на составляющие, он научится понимать последствия своих действий или бездействия. Анализируя поступки, ребенок перейдет от импульсивных действий к осознанному поведению, к самовоспитанию.
Девятилетний ребенок может стать неразговорчивым, может отдалиться от родителей, и стать скрытным. Ребенок становится старше и может стесняться того, что Вы забираете его из школы. Именно в возрасте девяти лет следует показать ребенку всю важность ценностей.
Сделайте упор на передаче духовных, моральных ценностей. Когда школьник общается со своими ровестниками — он очень многое слышит, и ему просто необходима фильтрация информации — именно родители должны стать тем источником, который поможет разобраться в различных, порою противоречивых, сведениях, ситуациях, поступках.
В этом возрасте еще есть возможность внести некоторые изменения в воспитание школьника.
Ребенок стал старше, он уже больше не ходит в детский сад, его считают взрослым, ставят некоторые рамки и условия его поведения — это обуславливает трудности в возрасте восьми — девяти лет. Кроме того, ребенок постоянно пытается понять, как ему нужно себя вести на улице, с родственниками, в школе, с друзьями. Часто этот период проходит более спокойно, чем иные кризисные годы ребенка.

Адаптация к школе

Не всегда определенные умения, как-то умение считать, читать и писать делают ребенка абсолютно готовым к школе. Очень важно психологически быть адаптированным к тому, что теперь жизнь ребенка в корне изменилась. Старайтесь делать так, чтобы ребенок с радостью шел в школу, расспрашивайте его не только об оценках, но и о его поступках, друзьях, о том, что он прочитал. Ребенок — это же не только школьник, это прежде всего постоянно изменяющаяся личность. Если у ребенка что-то не складывается с предметами — помогите ему сделать задачи, решить примеры. Объясните, как их делать и проконтролируйте выполнение. Такая помощь всегда будет нужна ребенку. Ребенок может плохо учиться, стать более замкнутым только по причине того, что боится допустить ошибку или неуверен в правильности своего поведения в школе. Когда ребенка постоянно критикуют из-за плохих отметок, то он еще сильнее замыкается в своей неуспешности. Помогите ребенку с теми предметами, где ему труднее разобраться, и хвалите его за успешность в тех предметах, которые он знает с блеском. Похвала играет очень сильную роль в дальнейшем успешном обучении. Даже сталкиваясь с трудностями, казалось бы, неразрешимыми, малыш будет внутренне знать, что он сможет справиться с ними, потому что родители верят в него и всегда помогут.

Если Вам понравился наш сайт или пригодилась информация на этой странице поделитесь ею с друзьями и знакомыми - нажмите одну из кнопок соц сетей внизу страницы или вверху, ведь среди кучи ненужного мусора интернете достаточно сложно найти действительно интересные материалы.

Задача школы не только дать новые знания, но и научить детей самостоятельно обучаться. Это очень нелегко. Лучше всего, когда у ребенка уже развиты мышление, память воображение и, конечно, внимание.
Согласно исследованиям, если малыш не научился в начальной школе учиться, в средней и старшей будет не успевать. Поэтому развитие внимания – одна из главных задач не только учителей, но и родителей.

Свойства внимания

Внимание – способность сосредоточиться на чем-либо. Она не дается раз и навсегда. Ее можно и нужно развивать. В современном мире полно вещей, которые отвлекают. Внимание помогает из огромного количества информации выбрать основную суть и усвоить ее.
У внимания есть несколько свойств: концентрация, объем, устойчивость, распределение и переключение. Нельзя говорить, что ребенок полностью не внимателен. Скорее всего, какое-то из его свойств развито слабее других. Поэтому чтобы откорректировать и развить внимание, нужно понять, какое из свойств развито слабее.

Игры и упражнения

Отлично развивают внимание игры и упражнения в виде игры. Вот несколько из них:
  • «Кто внимательный?». Кто-то читает текст, а ребенок должен посчитать, например, сколько букв «Н» было в нем.
  • «Сколько чего?». Дети должны найти в комнате определенные предметы. Можно сортировать их по цвету, форме или функциям.
  • «Повтори». Ребенок должен повторить за кем-то все слова, но только те, которые идут после слова «повтори».
  • Шашки и шахматы отлично развивают внимание.
  • Запомнить конкретное количество предметов, а потом повторить, что видел, какого цвета, сколько было.
Сейчас есть много книг, игр на . Играя вместе с детьми, вы не только будете полезно проводить время, но и весело. Кстати, спортивные игры также способствуют усовершенствованию внимания.

В последние годы все чаще выявляются случаи гипертензии у младших школьников, поэтому важно с самого юного возраста следить за показателями АД. Всем родителям важно знать, какое артериальное давление должно быть в норме. Даже, если возраст детей едва достиг 8 лет.

От чего зависят показатели давления

У детей показатели давления должны быть ниже, чем у взрослых. Это связано с тем, что стенки сосудов у них более эластичны. При сокращении сердца на них оказывается максимальное давление, а при расслаблении мышцы – минимальное.

Максимальное давление называется систолическим. Если его показатели у детей в возрасте 8 лет далеки от нормы, то это означает, что есть нарушения в работе сердца. При минимальном воздействии на стенки сосудов фиксируется диастолическое давление. Если отклонения наблюдаются в его показателях, то стоит обратить внимание на почки и сосудистую систему ребенка.


Какие заболевания можно выявить у детей 8 лет

Измерив давление, иногда обнаруживается у вашего ребенка ряд заболеваний. Если оно постоянно превышает норму, то это может быть проявлением гипертонии. К этой болезни способны привести следующие нарушения в работе организма:

  • сбой в работе центральной нервной системы;
  • нарушения функционирования щитовидной железы;
  • выраженная вегетососудистая дистония.

Читайте также: Как при беременности определить мальчик или девочка

Гипертензия приводит к кратковременным изменениям показателей АД. Она может проявляться после стрессов, физических нагрузок и эмоциональных всплесков.

Пониженное давление чаще всего вызывает гипотензия. Она проявляется при:

  • диабете;
  • нарушений в выработке гормонов щитовидной железой;
  • инфекционных заболеваниях.

Обратите внимание, что многие дети тревожно относятся к врачам, поэтому у них при виде медицинских работников может слегка повышаться давление. Хорошо иметь тонометр со специальной манжетой дома, чтобы контролировать состояние своего ребенка. Это поможет вам вовремя заметить нарушения в работе сердечно-сосудистой системы или выявить сопутствующие заболевания.

Как измерять давление у детей

В 8 лет эта медицинская процедура может вызвать тревогу у ребенка, поэтому постарайтесь держаться спокойно и превратите процесс измерения в игру. Дополнительные сложности возникают из-за того, что трудно удержать ребенка неподвижным. Во время проведения этого измерения, детей нужно обязательно просить не двигаться и не разговаривать, что поможет вам получить точные данные.

Перед первым измерением покажите школьнику тонометр. Если у прибора есть специальная груша, дайте малышу на нее надавить. Подробно объясните, что вы сейчас будете делать. Иногда для примера хорошо сначала провести эту процедуру себе. Это покажет ребенку, что бояться нечего и никаких неприятных ощущений он не испытает.

Правильно выбирайте время для измерений. Самые точные данные вы получите:

  • до обеда;
  • через час после принятия пищи;
  • не раньше чем через 60 минут после игр или физической активности;
  • через 2 часа после выполнения домашнего задания или контрольных.

Ребенку в 8 лет перед проведением измерения АД стоит предложить спокойные занятия, например, чтение или просмотр мультфильмов. Если у детей есть хобби, требующее долгого сидения и концентрации, то отвлеките их внимание на это увлечение. Такими занятиями могут быть: вышивка, вязание, моделирование, конструирование, рисование. Если вы планируете провести нужные измерения, то не давайте детям играть на планшете или компьютере. Современные компьютерные игры вызывают эмоциональные всплески в моменты побед или неудач. На показатели давления они часто действуют сродни физическим упражнениям.

Для получения точных данных вам понадобиться тонометр со специальной манжетой. Если у вас есть стандартный тонометр для взрослых, то вы можете докупить сменную манжету в любом магазине медицинской технике. Она должна закрывать собой плечо не более чем на 2/3.

Точные показания вы сможете получить только если повторите процедуру трижды. Между измерениями стоит выдержать интервал около 5 минут. Пока вы выжидаете время до следующего измерения поговорите с малышом, обнимите его. В 8 лет ребенку уже можно объяснить, что важно немного потерпеть и посидеть спокойно, чтобы цифры прибор показал точные.

Норма давления

Чтобы правильно оценить состояние своего ребенка, вам важно знать: какое АД должно быть в его возрасте. Педиатры утверждают, что дети в 8 лет не имеют никаких проблем, если:

  • верхний показатель колеблется от 100 до 122 мм рт. ст.;
  • нижнее находится в пределах от 60 до 78 мм рт. ст.

При этом их пульс (а современные тонометры замеряют и его) может колебаться от 78 до 118. Как видите, эти показатели уже наиболее приближены к тем, что считаются нормой у взрослых. Это связано с тем, что в восьмилетнем возрасте период активного роста прошел, а половое созревание еще не наступило.

При этом специалисты отмечают, что выход показателей АД за границы нормы может быть связан с рядом внешних факторов:

  • физической активностью в течение дня;
  • погодой на улице;
  • приемами пищи;
  • настроением.

Читайте также: Как ухаживать за пупком с прищепкой у малыша

Не стоит паниковать, если при отклонениях от нормальных показателей ребенок чувствует себя хорошо и не испытывает даже малейшего дискомфорта. Признаками серьезного заболевания могут являться:

  • сонливость;
  • апатичность;
  • отсутствие аппетита;
  • жалобы на головокружения, боли и тошноту.

Если вместе с этими симптомами вы зафиксировали изменение АД в любую сторону, то стоит вызывать педиатра или скорую помощь. Адекватное лечение может назначить только врач. Возможно, дополнительно вам придется сдать кровь для проведения исследования и пройти УЗИ сердца и сосудов.

Показатели АД у взрослых и детей отличаются. Но в последние годы возросло количество детей с увеличенным артериальным давлением.

Различают диастолическое (нижнее) и систолическое (верхнее) давление.

Какие бывают отклонения от нормы давления?

При расслаблении сердечной мышцы, на стенки сосудов производится минимальное давление, а при сокращении – максимальное. Разницей между этими двумя значениями является пульсовое давление.

При существенных отличиях показателей диастолического давления ребенка от нормы, которая соответствует его возрасту, существует опасность возникновения патологических явлений в почках или нарушений в сосудистой системе.

При отклонениях от нормы значений систолического давления, у ребенка наиболее вероятны нарушения в работе сердечной мышцы.

У детей хорошая эластичность стенок сосудов, поэтому и АД у них ниже, нежели у взрослых, причем чем меньше лет ребенку, тем этот показатель ниже.

Постоянной повышенное давление может вызвать у ребенка гипертонию. Это происходит при чрезмерно активной работе сердечной мышцы, при которой увеличен тонус небольших артерий. Гипертония характерна для гипертонической болезни, вегето-сосудистой дистонии, органических поражений центральной нервной системы, и патологий эндокринной системы.

Кроме того, в подобном состояний нередко у детей встречается и артериальная гипертензия. В этом случае происходят кратковременные повышения давления. Патология вызывается повышенным тонусом, либо спазмом кровеносных сосудов. Гипертензия нередко может возникать у детей при чрезмерной физической нагрузке или эмоциональном всплеске.

При пониженном АД у ребенке, спровоцированном, например, проблемами щитовидной железы, диабетом, инфекционными заболеваниями, то развивается вторичная гипотензия.

Нормы показателей артериального давления

Существуют показатели артериального давления, которые считаются нормальными для определенного возраста.

У новорожденных младенцев примерно до трех недель, верхнее и нижнее давления в норме сравнительно низкие.

  • Допустимая норма верхнего давления у младенца находится в диапазонеот шестидесяти до девяноста шести миллиметров ртутного столба, а нижнего сорок-пятьдесят мм рт. ст.
  • Нормальный диапазон ЧСС (пульса) у новорожденных до месяца –от ста десяти до ста семидесяти мм рт. ст.
  • До двух лет эти показатели быстро меняются, но к трем годам эта динамика становится не такой интенсивной, после чего и показатели возрастают умеренно.

В тринадцать-четырнадцать лет у девочек и пятнадцать-шестнадцать лет у мальчиков начинается период полового созревания и возрастание показателей артериального давления снова ускоряется.

  • Для ребенка пяти лет нормальным считается верхнее (систолическое) давление 100-114 мм рт. ст. и нижнее (диастолическое) – 60-74 мм рт. ст.
  • Для детей шести-семи летверхнее давлениедолжно находиться в диапазоне 100-116 мм рт. ст., а нижнеев диапазоне 60-76 мм рт. ст.
  • Для детей восьми-девяти лет нормальным будет диапазон АД верхнего (систолического) – 100-122 мм рт. ст. и нижнего (диастолического) – 60-78.
  • В десять лет нормальное АД составляет для верхних значений – 110-124 мм рт. ст., а для нижних – 70-82.
  • Для двенадцати лет эти показатели составляют для верхнего давления 110-128 мм рт. ст., а для нижнего – 70-84.
  • В тринадцать-четырнадцать лет верхнее давление должно находиться в диапазоне 110-136 мм рт. ст., а нижнее 70-86.

Из статьи вы узнаете, что является нормой давления у детей. Каким оно должно быть в разные периоды развития ребенка, зависит ли это от пола. Когда изменение артериального давления (сокращенно АД) у детей норма, а когда нужно обратиться за помощью. Как правильно измерить давление ребенку.

  • Нормальное давление у детей
  • Половые различия
  • Почему снижается давление
  • Почему повышается
  • Особенности техники измерения

Артериальное давление – показатель, зависящий от возраста человека. Наименьшие значения регистрируют у новорожденных (в первые 4 недели), когда артериальное давление находится в пределах 60–80 на 40–50 мм рт. ст.

По мере изменения работы сосудов и сердца, связанного с переходом на легочный тип дыхания, растет и АД – в течение первого года оно может достигать значения 90 на 70 мм рт. ст., но чаще лежит в более низких границах.

Нормальное детское давление от 1–2 до 8–9 лет около 100 на 70 мм рт. ст. Потом оно постепенно растет и к 15-летнему возрасту входит во «взрослые» границы.

Детям также присущи достаточно большие колебания давления, зачастую они составляют до 20–25 мм рт. ст., что связано с повышенной активностью ребенка.

Проблемами с АД в возрасте до 18 лет занимаются неонатологи, участковые педиатры и детские кардиологи.

Нормальное давление у детей

Сразу после родов у ребенка регистрируют самый низкий уровень АД, которое максимально быстро растет (в среднем до 2 единиц за сутки) на протяжении первых недель. В дальнейшем прирост показателя замедляется.

В педиатрической практике, в отличие от взрослого населения, нет единого нормального уровня давления – за границы приняты показатели, которые зарегистрированы у 90–94 % детей.

Таблица по возрасту ребенка, включающая физиологические колебания:

Также нормальное артериальное давление у детей разного возраста можно получить, пользуясь формулами для расчета:

Физиологические границы колебаний при формульной системе расчета – до 30 единиц в сторону увеличения.

Говоря о норме, необходимо заметить, что она всегда индивидуальна, особенно в отношении детского возраста. На уровень давления ребенка будут влиять многие факторы:

  1. Место проживания (в условиях горного или тропического климата наблюдается естественное снижение АД).
  2. Количество соли в пище (для детей в период грудного вскармливания – солевые предпочтения матери).
  3. Время рождения (у детей, рожденных ранее срока, АД ниже).
  4. Активность (чем активнее ребенок – тем выше его давление в младшем периоде, а при регулярных спортивных нагрузках у старших детей развивается физиологическое снижение АД).
  5. Соблюдение техники измерения.
  6. Рост (чем выше ребенок – тем выше давление).

С целью облегчения пользования таблицами с возрастными и половыми нормативами, в педиатрии есть правило:

  • считать допустимым АД в течение первых 10 лет цифры до 110 на 70 мм рт. ст.;
  • после 10 лет – до 120 на 80 мм рт. ст.

Когда эта норма артериального давления у детей нарушена – это повод использовать формулы и таблицы, чтобы убедиться в отсутствии патологии.

Половые различия

Не всегда присутствуют, но необходимо учитывать, что в зависимости от пола ребенка могут быть различия в АД:

  • от рождения до окончания первого года уровень давления у девочек и мальчиков одинаковый;
  • далее у девочек постепенно происходит его повышение, достигая максимальной разницы к 3–4 годам;
  • в возрасте пяти лет показатели сравниваются;
  • с пяти до десяти лет снова уровень давления девочек выше, чем у мальчиков;
  • после 10-летнего возраста лидируют мальчики, это первенство сохраняется до 17 лет.

Почему снижается давление у детей

Низкое давление может быть физиологической нормой. Это связано с особенностями функции нервной системы, когда ее парасимпатическая часть более активна. В таком варианте на фоне снижения АД нет нарушений в общем самочувствии ребенка.

Патологическое снижение АД имеет свои негативные проявления:

  1. Слабость.
  2. Снижение активности.
  3. Проблемы с аппетитом.
  4. Головокружение.
  5. Различной интенсивности боли в голове.
  6. Склонность к коллапсам и обморокам.
  7. Вегетативные нарушения.

Причина такого состояния – нарушение системы регуляции давления, которое усиливается под воздействием внешних факторов:

  • патология течения беременности (соматические заболевания у матери, инфекции, действие вредных агентов и пр.);
  • преждевременное рождение;
  • повышение уровня внутричерепного ликворного давления;
  • хронические инфекционно-воспалительные очаги;
  • личностные характеристики (эмоциональная неустойчивость, истеричность);
  • психоэмоциональное напряжение;
  • неблагоприятные социально-экономические условия;
  • недостаточный уровень физических нагрузок;
  • нарушение режима активности и отдыха;
  • период высокой неустойчивости уровня гормонов (11–14 лет).

Повышение уровня внутричерепного давленияПочему повышается давление

В определенных условиях повышение давления – физиологическая норма. Так происходит:

  • при любой стрессовой ситуации, когда повышен эмоциональный фон;
  • в ходе и сразу после интенсивной физической активности;
  • в случаях травматизма.

Особенностью такого состояния является временный характер изменения давления.

В случае патологической первичной артериальной гипертонии у детей отмечают умеренный уровень повышения давления («мягкая гипертензия»). Высокие цифры АД говорят о вторичном генезе патологии.

Симптомов изменения давления часто нет. Это случайная находка при плановом осмотре.

В случае выявления высоких цифр АД необходимо назначить ребенку дополнительное обследование для уточнения причины:

Поражение почечной ткани Гломерулонефрит – воспалительные изменения клубочков почек

Гломерулосклероз – трансформация ткани почек в соединительнотканную

Нефропатии любого генеза

Гидронефроз – увеличение чашечно-лоханочной системы почки со сдавлением клубочков и постепенным «отключением» органа

Недоразвитие ткани почек (гипоплазия)

Добро- и злокачественные новообразования

Синдром Альпорта – сочетанная патология почек, слуха и зрения

Сосудистые изменения Мальформации – сброс крови между артериальной и венозной системой

Нарушения развития аорты (коарктация, стеноз или недоразвитие брюшной части, открытый проток между аортой и легочным стволом)

Васкулиты – воспалительный процесс в стенке сосудов аутоиммунного характера

Сужение почечных артерий

Болезнь Такаясу – васкулит с вовлечением аорты и крупных артерий

Эндокринные заболевания Гипертиреоз

Повышенная функция коры надпочечников (гиперальдостеронизм)

Поражение нервной системы Опухолевые процессы

Инфекционно-воспалительные заболевания

Болезнь Дея – Райли – патология нервной системы с вегетативными проявлениями

Лекарственное действие Нестероидные средства против воспаления

Синтетические гормоны коры надпочечников

Препараты для снижения аппетита

Таблетированные контрацептивы

Стероидные средства

Другие причины Никотин

Отравление свинцом или ртутью (тяжелые металлы)

Особенности техники измерения

Измерение давления у детей имеет свои особенности, если они будут нарушены, существует высокий риск неправильной интерпретации результата.

Основные требования:

  1. Ширина манжеты тонометра – не менее 40 % от окружности руки.
  2. Манжета должна охватывать руку на 80–100 %.
  3. Провести измерение на обеих руках.
  4. Кратность – не менее двух раз.
  5. Контроль АД, в случае его изменения, осуществлять в домашних условиях утром и вечером на протяжении одной недели.
  6. Не проводить измерение сразу после кормления, активных игр или плача ребенка.
  7. Исследование делать только в положении лежа или сидя, после 20–30 минут покоя.

Показания к суточному измерению

У детей, в силу их повышенной активности и возбудимости, часто для установления диагноза патологического изменения АД проводят измерение в течение суток, чтобы избежать ошибок в диагностике.

Показания для мониторинга АД в домашних условиях на протяжении 24 часов.