Консультация (младшая группа) на тему: Особенности общения с детьми. Особенности общения детей разного возраста

Особенности общения с ребенком

Особенности общения детей раннего возраста

К раннему, относятся дети в возрасте 1-3 лет, именно в этот период закладывается основа всего общения. Сказать о своем желании или намерении ребенку еще сложно, так как он учится говорить первые слова.

Основа всего развития заключается в познании предметов, о предназначении которых дети узнают от взрослых через общение.

В полтора года начинает устанавливаться связь между предметом и словом, в результате чего, ребёнок начинает овладевать речью. Необходимость говорить, заключается в потребности общения со взрослыми и потребность в предмете, который нужно назвать. В возрасте двух лет дети начинают полностью подражать взрослым, копируя движения, слова, жесты, мимику, эмоции, интонацию.


К 3-х летнему возрасту у детей проявляется стремление действовать самостоятельно, упрямство, своеволие. Часто слышим от них высказывания: «Я сам», «Я хочу», «Я умею», «Я сделаю». Этот сложный период носит название - кризис 3-х лет.

Если раньше мир ребенка был ограничен только предметами, то сейчас происходит переход в более взрослый мир. Коренные изменения происходят с ребенком в семье - в отношениях с родителями. Ребенок отдаляется от близких, с которыми до недавнего времени была тесная связь. Возникает противопоставление во всем.


Самое главное в этот сложный период не быть слишком категоричными. Выстраивать отношения и требовать что-либо от ребенка (слушаться, убирать игрушки, одеться или покушать) необходимо грамотно и тонко. Излишнее давление и крики могут поломать, без того, шаткую психику ребенка. В некоторых случаях, необходимо предоставить ребенку право выбора, но при этом самим все контролировать. Некоторые ситуации можно разрешить при помощи игры.

Недостаток общения у детей раннего возраста приводит к различным отклонениям:

  • задержке развития;
  • педагогической запущенности.

Особое внимание стоит обратить и на психологические особенности общения детей раннего возраста, которые можно наблюдать в обособленности, излишней, обидчивости, необоснованном притязании к лидерству ребенка. Создавшиеся проблемы способны затормозить и создавать определенные трудности в общении.

Особенности общения со сверстниками

Особое место в социальном становлении и развитии ребенка как личности занимает общение со сверстниками. Такое общение влияет на психическое развитие, на самооценку, самосознание. Чувство удовлетворенности, спокойствия, уверенности в себе зависит от комфортного ощущения ребенка в компании сверстников.

Развитие отношений со сверстниками проходит несколько стадий. В раннем возрасте в основу включена двигательная активность. Дети резвятся, кривляются, обмениваются игрушками, подражают друг другу, показывают достижения и умения.

Совместные действия придают детям уверенность в себе и приносят яркие эмоции.


В возрасте 4-5 лет общение основано на коллективной игре. Дети начинают оценивать поступки других, делятся впечатлениями, планами, предпочтениями. Появляется чувство стыда за свои промахи и неудачи. Достигнув этого возраста ребенок начинает относиться к сверстникам с признанием и уважением. Но также проявляется конкурентность и соперничество, нередки конфликтные ситуации.


К 5-6 летнему возрасту конфликты между сверстниками снижаются. Начинает проявляться дружба, привязанность, забота, чувство личностного отношения к другому человеку. Возникает желание оказать какую-либо помощь, уступить в чем то, сделать подарок. К этому возрасту дети начинают создавать группы со своим лидером.


Особенности общения с трудными детьми

Существует несколько типов трудных детей:

1.Гиперактивные – беспокойные дети с повышенной активностью, не умеющие концентрироваться, часто и быстро отвлекающиеся.В возрасте 5-7 лет у гиперактивных детей наблюдается задержка в психомоторном, интеллектуальном развитии, слуховом и зрительном восприятии, часто меняется настроение.

Дети младшего школьного возраста очень быстро подвергаются скуке, нарушают дисциплину, плохо усваивают школьную программу. Отношения со сверстниками чаще не складываются из-за раздоров, не умения играть вместе и соблюдать правила. У детей старшего возраста наблюдается плохая успеваемость, склонность к конфликтам, импульсивность, агрессивность, неспособность оценивать последствия.

Самооценка у таких детей часто занижена, они склонны к плохому настроению. В общении с гиперактивными детьми стоит придерживаться следующих правил: исключить повышение интонации, телесную агрессию, общаться необходимо спокойно и мягко, чаще хвалить, не делать много запретов, использовать систему поощрения.


2.Импульсивные – дети, которые спешат в своих действиях, не рассуждают, не обдумывают, действуют под влиянием эмоций. В процессе общения с импульсивными детьми необходимо обсуждать все запреты и поощрения, правила поведения, все действия объяснять четко коротко и ясно, чаще предоставлять право выбора, выбирать занятия на логику, внимание. Детей с разным типом темперамента необходимо учить спокойствию, умению сдерживаться. Внимательность, терпение, усидчивость взрослых непременный путь к успеху.


Особенности общения детей с ограниченными возможностями

Дети с ограниченными возможностями, не только физическими (ОВЗ), но и умственными, особенно нуждаются в правильно выстроенном общении.

У детей с ОВЗ существуют следующие трудности: нарушение речи, умственная отсталость, задержка в психическом развитии (ЗПР), нарушение зрения.

Социальная реабилитация занимает главную роль в общении с такими детьми. Этот процесс должен включать занятия на познавательные темы. Ребенка необходимо заинтересовать и развить интерес к чему-то: ухаживать за цветами, наблюдать за животными, природой. Это позволит ребенку расширить словарный запас и преодолеть некий барьер в общении с людьми.


Глухонемые дети общаются при помощи жестикуляции, усиления громкости речи, при неполной потере слуха, чтению по губам.

Дети с нарушениями зрения из-за недостатка зрительных впечатлений не могут выстроить полноценное общение из-за отсутствия понимания смысла слова, несоответствия с предметом. Общаясь с окружающими, дети используют мимику, пантомимику.

У детей с ЗПР трудности общения заключаются в восприятии и осмыслении сказок, рассказов, дефекты в произношении звуков, несоответствие речи возрасту, неумении строить предложения, начать и продолжить разговор.


Для развития навыков общения, познавательной, эмоциональной и личностной сферы необходимо использовать сюжетно-ролевые игры. Такие игры поднимают детей на высокий уровень развития, так как пределы речевых и неречевых возможностей в процессе игры не ограничены. Организацию игр должны выстраивать взрослые от начала до конца, учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

Ирина Найда
Консультация для родителей «Особенности общения с детьми в семье»

Консультация для родителей

Особенности общения с детьми в семье

Цель : Дать родителям полное представление об общении , показать важность и значимость общения для полноценного развития ребенка, расширить представление родителей об эмоциях , их влиянии на общение , подсказать советы и рекомендации, обеспечивающие благоприятные условия для общения .

Вы первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом - окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на доминирование его системы ценностей. Сколько бы нам не было лет, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье . Даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на «то, чему меня учили дома» , «чему учила меня моя мать» , «что мне показал отец» . Малыш всему учится в общении со взрослыми . Это создает фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычленению смысла слов «Годы чудес» - годы общения ребенка с родителями . Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, людям, - конечно же, все это оставит неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мысли человека.

Такие виды общения , как улыбка и взгляд, увеличивают силу взаимного притяжения малыша и его родителей . Уже в младенчестве у детей формируется чувство доверия, или недоверия, к окружающему миру, у людям, вещам, явлениям и т. д.

Доверие к ребенку, умение взрослого прощать малышу большие и малые прегрешения, поручения детям посильных трудовых задач, воспитание младших – вот истоки морали бескорыстия и доброты. По мере того как у ребят развиваются способности к совместным действиям и умения общаться, взаимодействие со сверстниками становится более стабильным и продолжительными. Успех среди партнеров по игре в немалой степени зависит от ощущения безопасности и удовлетворенности, которые знакомы детям по их общениям с отцом и матерью . Для формирования положительных навыков общения необходимо развивать в детях эмоциональное восприятие окружающие эмоции – одна из составляющих частей человеческой натуры. Они отражение индивидуальности человека его внутреннего состояния (интерес, радость, удивление, стыд, страх) .

Если преобладает отдельная эмоция у ребенка, то это и определяет характер его поведения. Воспитание способно ослабить отрицательное эмоциональное восприятие у детей, а положительное, наоборот, усилить. Точно известно : живое человеческое общение – это самое интересное на свете. Сначала мы видим и слышим человека и лишь за тем что-то понимаешь. Будьте всегда внимательны ко всем проявлениям чувств и желаний собеседника. Это позволит не только общаться со взрослыми людьми, но и найти настоящих друзей в лице ваших малышей.

Неумение правильно выражать свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимика жестовой речи затрудняет общение детей между собой и со взрослыми. Непонимание другого часто становиться причиной страха, отчужденности, враждебности. Возможность выражать свои чувства и мысли по средствам мимики способна заменить нам обычную речь. Использование и постоянное развитие мимических средств позволит не только лучше понимать своего собеседника, но и привносить определенную живость в общении друг с другом . Необходимо мягко, но настойчиво воспитывать у ребенка культуру жеста. Жесты, а также интонации должны лишь эмоционально дополнять его речь. Это ласка, нежное прикосновение, выражение несогласия.

Способность к общению включает в себя :

1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!» ).

2. Умение организовать общение («Я умею!» , включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.

3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!» ).

Критериями гармоничных отношений между ребенком и родителями можно считать :

Создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся;

Признание права на индивидуальность, в том числе непохожесть на родителей ;

Сохранение независимости ребенка. Каждый человек имеет право на «секреты» .

Большинство родителей уверены в том , что ребенку нужны теплый дом, хорошая еда, чистая одежда, хорошее образование и стараются всем этим обеспечить своих детей. Но не всегда хватает времени, душевных сил и просто знаний о том, как помочь ребенку в его трудностях, как стать не просто родителями , а настоящим другом. В этом поможет игра, например «Зеркало» (повторение движений другого человека, «Зоопарк» (подражание зверям) .

Важным компонентом благополучного развития ребенка является формирование его адекватной самооценки, на становление которой большое влияние оказывают родители , зачастую не давая себе отчета в этом (уже с самого раннего возраста) . Качества адекватной самооценки – активность, находчивость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт.

Советы родителям по формированию адекватной самооценки :

Не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного;

Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком;

Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его;

Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого;

Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела;

Не сравнивайте ребенка с другими детьми . Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра) .

Игра, позволяющая выявить самооценку ребенка

«ИМЯ» - предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить свое. Спросите, почему нравится или нет имя. Это даст дополнительную информацию о восприятии и принятии имени ребенком.

Принципы общения с агрессивным ребенком :

Для начала поймите причины, лежащие в основе агрессивного поведения ребенка : он может привлекать к себе внимание, возможна разрядка накопившейся энергии, стремление завоевать авторитет, используя для этого не самые лучшие средства;

Помните, что запрет, физическое наказание и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности;

Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессивность, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, помахать игрушечной саблей, разорвать на мелкие кусочки рисунок того объекта, который вызывает злость. Вы заметите, что в реальной жизни агрессивность ребенка снизилась;

Показывайте ребенку пример миролюбивого поведения. Не обостряйте и не провоцируйте конфликт, не допускайте при ребенке вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести» ;

Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и понимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас.

Игра на выплеск агрессивности :

«Брыкание» - ребенок лежит на спине, ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличиваются сила и скорость брыкание. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет» , увеличивая интенсивность удара.

Как строить взаимоотношения с конфликтными детьми :

Сдерживайте стремления ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты , когда нет времени или сил контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури» ;

Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения;

После конфликта обговорите с ребенком причину его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможности способы выхода из конфликтной ситуации;

Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их;

Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него – дети сами могут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой» , следует прервать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.

Игра : «На кого я похож» - сравнение себя с животным, цветком, деревом

«Спина к спине» - игра направлена на развитие умения договориться, при этом важно видеть собеседника .

Вам необходимо обеспечить своему ребенку наиболее благоприятные условия для общения с вами , а для этого запомните следующие :

Для ребенка вы являетесь образом речи, поскольку дети учатся речевому общению , подражая, слушая, наблюдая за вами.

Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает и понимает гораздо больше, чем может сказать.

Речь ребенка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему.

Нужно обеспечить ребенку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств : видеть , слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира. Это позволит ему больше узнать о доме, местах удаленных от него.

По возможности нужно присоединиться к ребенку. Когда он смотрит телевизор, и стараться узнать, что его интересует, обсуждать увиденное.

У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и для ребенка реальные цели.

Старайтесь, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений, но не терзайтесь, если вы не в состоянии выполнить все его просьбы и желания.

Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстникам и взрослыми. Задача взрослых – помочь ему в этом.

ВВЕДЕНИЕ

1. Хронологические рамки

3. Особенности общения младенца со взрослыми

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Проблема общения детей раннего возраста со взрослыми очень актуальна и злободневна. Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение - важнейший фактор психического развития ребенка. Изучением этой проблемы они начали заниматься с 50-х годов. Как известно, общение - это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления человеческого общества.

В исследованиях ведущих отечественных психологов доказано, что потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Без общения невозможно установление психического контакта между людьми.

Вне человеческого общения невозможно развитие личности ребенка, подтверждением того являются дети - маугли. Дефицит общения взрослого с ребенком, по мнению специалистов, ведет к различным нарушениям: в одних случаях к возникновению задержки психического развития, в других - к педагогической запущенности, а в более тяжелых случаях - даже к гибели детей на ранних этапах онтогенеза (в младенческом и раннем возрасте). Также отсутствие общения с детьми приводит к следующим результатам: как свидетельствуют многочисленные факты, будучи лишенным общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как организм вполне сохранен, тем не менее остается биологическим существом в своем психическом развитии.

Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию.

Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.


1. Хронологические рамки

Первая стадия - стадия новорожденного (до 2 месяцев). Для этой стадии характерно прежде всего то, что ребенок рождается, обладая относительно высоко развитыми органами чувств, органами движения и нервной системой, формирование которых происходит во внутриутробный период. У новорожденного отмечаются зрительные и слуховые ощущения, ощущения положения тела в пространстве, обонятельные, кожные и вкусовые ощущения, а также многие элементарные рефлексы. Нервная система новорожденного, включая кору головного мозга, в общем уже полностью анатомически оформлена. Но развитие микроскопической структуры коры еще не завершено, в частности миелинизация нервных волокон двигательных и чувствительных зон коры только начинается.

Образ жизни новорожденного мало отличается от его образа жизни во внутриутробный период: в состоянии покоя ребенок сохраняет прежнюю эмбриональную позу; сон занимает 4 / 5 всего времени; внешняя активность ребенка в значительной мере сосредоточена на удовлетворении своих потребностей в пище; ручные и переместительные движения отсутствуют вовсе. Тем не менее стадия новорожденного является первой стадией, на которой начинает формироваться поведение в виде простейших актов, а самое главное - особенно интенсивно формируется сфера ощущений. Отмечается ранняя дифференциация вкусовых и обонятельных ощущений, которые связаны с питанием ребенка. Высокого развития достигают кожные ощущения со стороны щек, губ, рта. Зрительное восприятие форм вначале отсутствует, ребенок реагирует лишь на крупные или яркие движущиеся предметы. Одновременно с этим происходит развитие ориентировочных реакций, таких как затихание на звук, и прежде всего на шепот матери.

В возрасте трех-четырех недель у ребенка начинается подготовка к переходу к следующей, более высокой стадии развития. В это время появляется своеобразная сложная реакция, выражающаяся в общем оживлении ребенка в присутствии человека. Эта реакция среди исследователей получила название «реакция оживления». Развитие этой реакции начинается с того, что в ответ на приближение говорящего человека ребенок начинает улыбаться и у него появляется общая положительная направленность, пока еще не дифференцируемая. То есть у ребенка начинают появляться первые признаки предметного восприятия.

Таким образом, основными характеристиками данной стадии являются: миелинизация нервных волокон; формирование простейших поведенческих актов и ориентировочных реакций; возникновение реакции «оживления».

Ранний младенческий возраст (от 2 до 6 месяцев). На данной стадии психического развития ребенок начинает оперировать предметами и у него формируется восприятие. Начинается все с попыток схватить или ощупать предмет с одновременной зрительной фиксацией на этом предмете, что обусловливает формирование зрительно-осязательных связей, лежащих в основе предметного восприятия. Особенно активно ребенок оперирует предметами (с одновременным зрительным фиксированием) в возрасте пяти-шести месяцев, поэтому можно полагать, что в этом возрасте происходит бурное развитие процессов восприятия. Тем более что к этому времени ребенок уже может сидеть самостоятельно, что обеспечивает ему дальнейшее развитие движений при доставании предметов. В это же время ребенок начинает узнавать людей и вещи. Развивается зрительное сосредоточение и зрительное ожидание.

Таким образом, главной особенностью данной стадии является развитие действий с предметами и процессов предметного восприятия.

Поздний младенческий возраст (от 6 до 12-14 месяцев). Во второй половине первого года жизни ребенок осваивает новые действия, что связано с изменением его отношения к окружающему миру. На седьмом месяце жизни у ребенка уже хорошо развиты ручные предметные движения. Он может взять предмет, поднести его ко рту, оттолкнуть. При этом ребенок может самостоятельно садиться, переворачиваться с живота на спину; он начинает ползать, приподнимается, пытаясь цепляться за окружающие предметы. Таким образом, укрепление костно-мышечнои системы приводит к развитию диапазона движений ребенка, что в свою очередь является предпосылкой к увеличению потока информации из окружающей среды. Все это приводит к увеличению самостоятельности ребенка. Его взаимоотношения со взрослыми все больше приобретают форму совместной деятельности, при которой взрослый чаще всего подготавливает действие ребенка, а само действие ребенок выполняет сам. С помощью подобного взаимодействия уже можно установить общение с ребенком через предметы. Например, взрослый подвигает предмет к ребенку - ребенок берет его. Ребенок отодвигает предмет от себя - взрослый его убирает.

Следовательно, деятельность ребенка в данный период развития управляется уже не восприятием отдельных предметов или их совокупности, а сложным соотношением собственного предметного действия ребенка и действия взрослого. На этой основе у ребенка начинает возникать первое осмысление предметов. В ходе установленного «предметного» контакта у ребенка начинает формироваться речь. Он все чаще начинает отвечать действием на слово взрослого. Несколько позже у ребенка появляются жесты, обращенные к взрослому, при этом действия ребенка все чаще сопровождаются звуками, обозначающими нечто объективное.

Другое важное отличие этого возраста состоит в том, что у ребенка в процессе предметного общения со взрослым становится возможным неимпульсивное подражание взрослым. В результате ребенок начинает подражать взрослому более осознанно, что свидетельствует о появлении у ребенка возможности овладения общественно выработанными способами действий. Это в свою очередь обеспечивает появление в конце данной стадии специфически человеческих двигательных операции с предметами. При этих операциях большой палец противопоставляется остальным, что характерно только для человека. Постепенно ребенок начинает все более совершенным способом захватывать и держать предметы рукой. К концу периода ребенок овладевает и самостоятельной ходьбой.

Таким образом, основными характеристиками данного периода являются: изменение отношения с окружающим миром на основе предметного общения; осмысление предметов и появление первых признаков речи; появление неимпульсивного подражания взрослым и выработка специфически человеческих двигательных операций с предметами; овладение самостоятельной ходьбой.

2. Врожденные формы психики и поведения младенца

Младенец, которому от рождения всего лишь 1-2 дня уже способен различать химические вещества по вкусу. Обоняние как один из древнейших и важнейших органов чувств начинает у него функционировать также сразу после рождения. Такими же особенностями обладают элементарное зрение, движения и слух.

В первые два месяца жизни ребенок демонстрирует способность к рефлекторному повороту головы в ответ на прикосновение какого-либо предмета к уголку рта, сильно сжимает ладони при касании их поверхности, совершает общие некоординированные движения руками, ногами и головой. У него имеется также способность зрительного слежения за движущимися объектами, поворота головы в их сторону. В родильных домах дети в первые дни их жизни инстинктивно поворачиваются лицом в сторону окна, из которого льется дневной свет.

Младенец способен различать вещества на вкус. Он определенно предпочитает сладкие жидкости другим и даже способен определить степень сладости. Новорожденный ощущает запахи, реагирует на них поворотом головы, изменениями в частоте сердцебиений и дыхания. Эти двигательные и физиологические реакции аналогичны тем, которые наблюдаются у взрослых людей при повышенном внимании и особом интересе к чему-либо.

Следует также назвать, признав в качестве врожденных, группу процессов, способствующих самосохранению и развитию детского организма. Они связаны с регуляцией пищеварения, кровообращения, дыхания, температуры тела, обменных процессов и т. п. Несомненно врожденными являются сосательные, защитные, ориентировочные, хватательные, опорно-двигательные и ряд других рефлексов; все они отчетливо проявляются уже на втором месяце жизни ребенка.


Ранним возрастом называется период развития малышей от одного до трех лет. Дети в этот период интересуются всем, что их окружает. Дети 1-3 лет развиваются в деятельности, которая связана с манипулированием предметами, смысл и предназначение которых малыши узнают посредством общения со взрослыми. Связь между словами и предметами дети начинают устанавливать с 1,5 лет. Малыши в этот период уже умеют называть отдельные слова. В дальнейшем уровень общения напрямую связан с развитием речи ребенка. Малыши еще не владеют навыками полноценного общения, но основы их уже были заложены в течение первого года жизни.
Вопросы общения детей в раннем возрасте всегда являются весьма актуальными, поскольку именно процесс общения - фундамент нормального психического развития личности. Без него становится невозможным установление контакта между собеседниками и формирование гармоничной личности. Недостаток общения взрослых и детей в раннем возрасте приводит к отклонениям: педагогической запущенности и даже задержке развития.   Именно в этот период закладываются основы здоровья как физического, так и психического. Будущее малышей полностью зависит от тех условий, в которых происходит их развитие в раннем детстве.

В период 1- 3 лет малыш еще сильно нуждается в тесном эмоциональном контакте с родными ему людьми. Но в этот же период у него уже проявляется потребность в партнерстве и совместных действиях со взрослыми.
Интересно наблюдать за детьми в раннем возрасте, когда они начинают "видеть" рядом с собой других детей. Очень важно родителям дать возможность побыть в обществе детей. Также очень полезно маленьким детям просто наблюдать за тем, как общаются между собой другие. Вы увидите, как через некоторое время им будет намного проще начать общаться и контактировать с другими детками и в первую очередь со сверстниками. Если ваш кроха воспитывается в основном в одиночестве, ему сложно будет вступать в диалог с окружающими и контактировать с ними.                 

У детей в раннем детстве (1-3 года) начинают появляться важнейшие функции: ходьба, речь, манипулирование предметами. Взрослые в процессе общения должны обязательно акцентировать внимание на функциональное предназначение предметов, окружающих малыша. В этот период именно взрослые - это главные люди, которые помогают крохе познавать мир.

Основным объектом общения являются предметы и их предназначение, которое так желают познать все без исключения малыши.

В раннем детстве у детей основой деятельности является подражание поведению окружающих его взрослых. Наши дети пытаются повторить за нами абсолютно все! У нас малыши обучаются использованию предметов именно так, как это принято в культурном обществе. К двухлетнему возрасту основным стимулом общения для ребенка становится безупречный авторитет взрослых. Дети копируют их движения, речь, мимику, интонацию. В процессе подражания взрослым, малыши осваивают новые модели поведения. Период раннего детства - это основное время, когда вырабатываются способы поведения ребенка в обществе, которые останутся с ним на всю жизнь. Получается, что люди совершают действия, которые совершили бы в подобной ситуации взрослые, которые окружали их в раннем детстве.

Основные потребности малышей в раннем детстве:

Главная потребность малыша 1-3 лет - это разнообразное общение. Потребности во взаимодействиях со старшими уже появилась у малыша в шестимесячном возрасте. Важную роль она будет играть до достижения возраста четырех лет.

Старшие для малышей в раннем детстве являются:

Партнерами в играх;
Оценщиками навыков, умений и знаний;
Источниками познаний;
Образцами для подражаний.

Если рядом с крохой будут заботливые и внимательные взрослые, то он овладеет всеми важными навыками в общении.

Особенности общения малышей со сверстниками:

Формирование отношений малыша со сверстниками проходит в несколько стадий:

1. Он воспринимает сверстника как объект (любит трогать его, прикасаться к частям его лица);
2. С 1,5 лет начинают появляться игры рядом;
3. К двухлетнему возрасту он начинает комментировать все свои действия от третьего лица;
4. После исполнения 2-х лет малыш начинает сравнивать себя с другими, у него происходит зарождение самооценки и основ взаимоотношений с другими людьми;
5. К трем годам появляются признаки самостоятельности ребенка.

Игры рядом, а не вместе:

Ребенок раннего возраста играет в игры в непосредственной близости от сверстников, но еще не умеет играть вместе с детьми. Лучше всего у него получаются совместные игры такие, как бег толпой, выкрикивания, подпрыгивания, гримасы. В сюжетные игры дети в этот период не умеют играть, хотя уже появляются зачатки таких игр, когда партнерами являются не дети, а игрушки.

Играем в одиночестве: это нормально...:

Случается, что родители ребенка раннего возраста переживают по поводу того, что ребенок не дружит со сверстниками, а играет сам. Если понаблюдать за детьми в детском садике, то легко можно заметить, что они играются по одиночке, иногда могут объединяться, например, чтобы покатать кукол или управлять игрушечными машинами. Но через некоторое время они увлекаются другими объектами и продолжают играть сами по себе без каких-либо предупреждений. Такие поступки никогда не обижают других детей.

Застенчивость и осторожность малышей:

Дети до трех лет очень сложно вступают в контакт с другими малышами или незнакомыми, редко дают ответы на разные вопросы и просьбы, держатся как можно ближе к маме. Проявление застенчивости и осторожности у малышей в этом возрасте считается нормой. Наоборот, должно вызывать тревогу, когда ребенок раннего возраста свободно общается со всеми окружающими и не реагирует на реакцию родителей по поводу его поведения. Малыши в этом возрасте нуждаются в помощи близких, присутствии их рядом. У них еще имеется недостаточное развитие навыков общения, поэтому они чувствуют себя неуверенно в ситуации общения с посторонними. Это нормально и пройдет с возрастом.

Проверяем потенциал общения ребенка:

Дайте ответы "да" или "нет" на предлагаемые вопросы.

1. Интересуется ли малыш чужими детьми?
2. Проявляет ли малыш признаки доброжелательности, находясь рядом с чужими детками?
3. Может ли ваш ребенок вместе со знакомыми или малознакомыми детьми бегать, играть на площадке, визжать?
4. Делится ли ваш кроха своими игрушками с чужими малышами?
5. Малыш проявляет терпение в то время, пока чужой ребенок поиграет его игрушками?
6. Ваш ребенок во время игр смотрит в глазки другим детям?
7. Ребенок бывает инициатором общения (дает игрушечку, берет за руку, улыбается)?
8. Если вы скажете ребенку о встрече на площадке со знакомыми детьми, он начнет быстрее собираться?
9. Ваш малыш обладает способностью жалеть других ребят?
10. Воспитатель детского сада отмечает, что ваш малыш дружелюбен?

Если у вас большинство ответов «да», то у ребенка хороший потенциал общения.

Как развивать навыки общения:

Не завышайте требования к своему малышу. Не просите от малыша то, что он не сможет сделать из-за возрастных особенностей;
Дайте малышу оценить вашу реакцию на посторонних;
Во время проявления нерешительности и стеснения крохи, общайтесь с окружающими «от него», встречаясь с ним взглядом. При этом обязательно улыбайтесь;
Не заставляйте малыша очень быстро включаться в общение с посторонними;
Будьте ребенку отличным примером правильного общения;
Водите малышей в парки, посещайте разнообразные детские праздники;
Наблюдайте со стороны за общением вашего крохи с другими детками;
   Поощряйте самостоятельность.

Родители всегда должны помнить о том, что возраст 1-3 года является прочным фундаментом для формирования нормальной самооценки личности малыша. Это возраст, когда малыш впитывает от старших мнение о самом себе, которое оказывает очень сильное влияние на процесс дальнейшего развития.   Ребенку очень важны слова, которые говорят о нем близкие люди.

Критерии гармоничных отношений ребенка с родителями:

1. Уверенность ребенка в родительской любви и заботе;
2. Признание прав ребенка на проявление своей индивидуальности и своего мнения;
3. Ощущение чувства независимости в общении с родителями.

Уважаемые родители! Укрепляйте у ребенка уверенность в себе! Будьте авторитетом для своего малыша!


Психология, как наука, отмечает, что при взрослении дети переживают ряд кризисов. И первый из них наступает уже в конце первого года жизни малыша. До момента, когда ребенок пойдет в школу, он переживает еще один ! Ну а следующий кризис детям предстоит преодолевать уже за школьной партой в 7 лет. А что ждет детей в период с 4 до 6 лет? Насколько эта пора проходит гладко и безболезненно для маленьких открывателей окружающего мира и их родителей?

У большинства деток личностное «я» формируется именно в возрасте 3-х лет. Иногда этот период проходит ровно, иногда с яркими проявлениями характера у крох. Но после того, как ребенок четко понимает, что он может самовыражаться, родителям предстоит потратить еще больше сил на то, чтобы не «сломать» детский характер, а направить его в нужное русло.

4 года: «Я сам! Я сама!»

В большинстве случаев период четырех лет у детей характеризуется острой потребностью к самостоятельности. Малыш стремится делать сам уже взрослые действия, которые он еще не умеет выполнять. Собирать свои игрушки или одеваться малыш может без особого энтузиазма, а вот повозить тележку в супермаркете или самостоятельно заплатить за проезд - эти действия он стремится делать без лишней помощи.

Родителям стоит обратить внимание на такое проявление самостоятельности и поощрять малыша в этом деле, но, конечно, в разумных пределах, например, резать самостоятельно ножом в 4 года смогут не все малыши. Если ребенок сильно хочет попробовать, начните с пластикового ножа и размягченного сливочного масла, пусть сначала отрежет его.

5 лет: взрослый и маленький одновременно

Дети в пять лет переживают странные эмоции, с одной стороны они уже выросли «из песочницы», с другой - еще не доросли до самостоятельных прогулок во дворе. В этот период появляются первые настоящие друзья, привязанности к сверстникам и даже детские влюбленности. Дети начинают ходить друг к другу в гости, играть в коллективные игры, таким образом становятся зависимыми от социума.

Родителям не стоит ограничивать своих деток в общении со сверстниками, но при негативном влиянии на ребенка со стороны других детей, лучше честно объяснить малышу, как и почему его «друг» приносит больше вреда, чем пользы. Подберите правильные слова, приведите примеры и дайте возможность ребенку сделать самостоятельный выбор относительно дальнейшего общения с этим «другом».

Важно в этот жизненный период для будущего школьника объяснить, как ведут себя настоящие друзья, а как те люди, которые могут использовать его в своих интересах. Впереди школьные годы и непростое время в общении со сверстниками. Родители должны подготовить ребенка к этому периоду, заранее проговаривая все варианты возможного развития отношений между ним и окружающими сверстниками.

6 лет: уже взрослый, но еще такой ребенок!

Ребенок в шесть лет уже ощущает себя практически взрослым. Многие запреты для малышей, которые действовали раньше, уже сняты и впереди множество «взрослых» дел. Например, ребенок шести лет может самостоятельно сделать покупку в магазине, посетить ранее недоступный аттракцион, пойти в первый класс или на подготовку к школе, посещать разнообразные кружки без родителей. Часто дети становятся более заносчивыми и стараются показать всем вокруг свою значимость. Поверьте, ребенку очень важно это ощущение самостоятельности и «взрослости», дайте своему чаду насладиться собой. При этом сильные перегибы поощрять не стоит, а вот откровенный разговор о том, как это выглядит со стороны пойдет на пользу уже взрослому малышу.

Взрослеем без заноз

Каждый родитель сильно переживает за своего ребенка и не всегда вовремя «отпускает» его во взрослую жизнь. Именно поэтому стоит начинать с самого раннего возраста приучать малыша к самостоятельности. Сначала это могут быть поручения по хозяйству, позже помощь в покупках, а дальше, самостоятельные прогулки во дворе и посещение кружков. Такой подход позволит не только ребенку научиться делать многие вещи самостоятельно, но и родители смогут постепенно привыкнуть к тому, что малыш уже вырос.