Народный костюм эвенков рисунок. Победа в конкурсе национальный костюм платье для тильды!!! Основным способом украшения

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Школьная научно-практическая конференция «Я познаю мир» «Эвенкийский народный женский костюм»

2 слайд

Описание слайда:

Актуальность - некоторые этнические традиции и технологии национального ремесла и шитья угасают вместе с их носителями. Цель проекта: познакомиться с народным творчеством, с обычаями и традициям эвенкийского народа, проживающего в республике Саха (Якутия); знакомство с женским национальным костюмом, вышивкой, колоритом и самобытностью; изучение истории эвенкийского женского народного костюма; изготовление наглядного пособия. Объект исследования: эвенкийский женский народный костюм Предмет исследования: процесс развития национального костюма эвенок Задачи проекта: привлечь внимание как можно большего числа учащихся и родителей к изучению истории своего края; собрать материал о региональных особенностях народного костюма; воспитывать уважение к традициям и обычаям эвенкийского народа.

3 слайд

Описание слайда:

Гипотеза исследования: доказать, что национальная одежда- это часть отечественной истории, отражение многовековой жизни народов нашей родины, их обычаев и традиций. Методы исследования: сбор информации из разных источников, сравнение, анализ, наблюдение, эксперимент.

4 слайд

Описание слайда:

Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Эвенки (старое название -тунгусы) - коренной народ Российской Федерации (Восточная Сибирь). Живут также в Монголии и на северо-востоке Китая. Численность эвенков к моменту их вхождения в состав России (XVII век) оценивалась приблизительно в 36 тысяч человек. По итогам переписи 2002 года, в Российской Федерации проживали 35,5 тысяч эвенков. Из них около половины жили в Якутии. Вся жизнь эвенков проходила в дороге. Кочевой образ жизни, суровый климат, да и сама природа стали как бы сообщниками в создании уникальной цивилизации, на многие века оторванной и закрытой для других народов. Чтобы не утратить культуру и быт малочисленных народов, я решила активно изучать историю сохранившегося декоративно-прикладного творчества народов Якутии. Свою работу я начала с изучения женского эвенкийского костюма.

5 слайд

Описание слайда:

Эвенкийская национальная одежда Старинный эвенкийский костюм в настоящее время совершенно вышел из обихода, его можно увидеть только в музеях. Традиционная национальная одежда эвенков отличается удивительной стройностью, даже изысканностью. Он очень сложного кроя. Основной тон костюма - это цвет сероватой или золотистой замши. На плечах, на краях пол, на рукавах нашивались полоски ткани розового, голубоватого, золотистого цветов. Костюм был очень аккуратно и мастерски сшит. Отдельные детали сшивали с изнанки мелким частым швом через край. В старину сшивание как меха, так и ровдуги (замши) производилось жильными нитками. Основной особенностью костюма является его составность: кафтан, нагрудник, подвешенный на шею, натазник, ноговицы и унты.

6 слайд

Описание слайда:

Женская и мужская национальная одежда Одежда - одинаковая для мужчин и женщин - была распашная и обычно называлась в литературе "фраком". Делали ее из одной целой шкуры. Центральная часть шкуры покрывала спину, а боковые части представляли собою узкие полки. В верхней части шкуры делали вертикальные надрезы для вшивания рукавов. С этой одеждой обязательно надевали специальный нагрудник, защищавший грудь и живот от холода. Подол одежды сзади выкраивали мысом, и он был длиннее, чем перед. По подолу одежды, вниз от пояса, на спинке от плеча вдоль проймы рукава пришивали длинную бахрому из козьей шерсти, по которой скатывалась дождевая вода. Мужская и женская одежда различались лишь по форме нагрудника: нижний конец мужского нагрудника был в виде острого мыса, у женского - прямой. Женская одежда была отрезная по талии и по поясу собиралась в сборки, представляя собой как бы кофту с юбкой. Причем спинка одежды замужней женщины была приталена, а в девичьей одежде напоминала кимоно. Женский кафтан был более украшен и немного длиннее, чем мужской.

7 слайд

Описание слайда:

Женский кафтан был более украшен и несколько длиннее, чем мужской. Девушки в отличие от женщин носили головную повязку дербяки. Верхний костюм состоял из кафтана, парки с нагрудником, коротеньких кожаных пианов и ноговиц с унтами. Зимой носили специальную обувь хэвэри, высокие сапоги с ремешками по бокам для привязывания к поясу.

8 слайд

Описание слайда:

Основные элементы эвенкийской женской одежды Парка была короткой, с прямыми сходящимися полами, завязывающимися на завязки, с отдельно выкроенной спинкой в талию. По покрою парки делали одежду из ровдуги и сукна, украшали аппликацией в виде полосок ткани и рядов медных пуговиц. Женские парки покрыты металлическими бляхами. Бляхи были нашиты на груди, на подоле, на нагруднике. Кроме блях прорезных огромным спросом у всех народов крайнего севера пользовались небольшие, фигурные бляхи - круглые. Плата за бляхи производилась натурой (мех). Бляха не просто украшала, она оберегала. В е р х н я я о д е ж д а и з м е х а (п а р к а)

9 слайд

Описание слайда:

Н а г р у д н и к Нагрудник - самая сложная по исполнению и декорированию часть костюма, имел форму трапеции, расширялся от верха к низу и заканчивался внизу уголком. Он служил для защиты груди и горла от мороза и ветра, надевался под кафтан, на шею и свисал до самого живота. Шили его из полоски длиной 75-80 см, делали к ним вязки. Весь нижний край обшивали длинным звериным ворсом (песец, чернобурка, лиса). Праздничные нагрудники украшались бисером и мехом. Нагрудник завязывался тесёмками на шее и на талии.

10 слайд

Описание слайда:

Г о л о в н о й у б о р Более ранний головной убор - мета. Он изготавливался из шкуры, снятой с головы оленя с сохранением ушей и молодых рогов. Позже наиболее распространенным видом головного убора эвенков был капор - удобная и изящная шапочка, напоминающая круглый чепчик, которую носили как мужчины, так и женщины. Шили из двух кусков: прямой полосы, огибающей лицо, и полукруглой вставки, закрывающая затылок. Летний капор шили из ровдуги, из сукна, зимний - из меха оленя, лисы, белки, росомахи с опушкой из собаки. Летом голову обматывали боа вачи, на который были нанизаны кусочки шкурок с хвостов пушных животных.

11 слайд

Описание слайда:

Р у к а в и ц ы Зимние рукавицы коколдо (или кололло) шили из оленьих лапок мехом наружу и не украшались. Бывают двойные меховые рукавицы, сшитые из лисьих или оленьих лапок мехом наружу, а внутренняя часть из оленьего меха ворсом внутрь. Летние рукавицы из ровдуги украшались бисером, бусами. Если рукавицы пришивались наглухо к рукавам дорожных шуб, то вовнутрь вдевали другие рукавицы. Также пришивались к рукавам детской шубки рукавички без пальцев, на теплом меховом подкладе - кукчу. Были еще комбинированные рукавицы, когда тыльную сторону шили из оленьих лапок - камуса, а внутреннюю из ровдуги.

12 слайд

Описание слайда:

П о я с а Женщины носили пояс поверх кафтана и прикрепляли к нему различные предметы женского туалета, как например, расшитые кисетики, игольницы и разные необходимые мелочи. Наиболее характерными для всех групп эвенков были пояса в виде ровдужных полосок с закругленными концами, сплошь расшитые бисерными линиями. Полоски бисера плотно покрывают пояс, ритмично меняя цвет, местами вспыхивая красными искорками, словно это бесконечные дороги наших предков с отсветами костров.

13 слайд

Описание слайда:

О б у в ь Обувь эвенков была разнообразной в зависимости от ее назначения. Женская зимняя обувь из камуса до колен украшали бисерными линиями или цветным сукном. Женская летняя нарядная обувь эвенков украшалась полосками красной и синей ткани с бисерными рядами спереди и по верху. Голенище и головка выкраивались из одного куска ровдуги. Обычно женская обувь имела более высокие голенища - 70-75 см. Носили оленьи торбаса из оленьих камусов. Сначала на ноги одевались меховые чулки, сшитые мездрой, мехом внутрь, затем торбаса мехом наружу. Между чулком и верхней обувью укладывали слой травы или меха. Обувью служили олочи из кожи, сукна или ровдуги - летом и оленьего меха - зимой. Самой же распространённой обувью являлись и являются унты (от эвенкийского " унта" обувь, или иное название "торбасы"), меховая обувь у народов Севера и Сибири.

14 слайд

Описание слайда:

О б у в ь О т д е л к а ж е н с к о й о д е ж д ы Эвенки - искусные мастера народных промыслов, причудливо сочетают мех, бересту, дерево и, как ни странно - бисер. Практически вся утварь, одежда эвенков украшается бисером. Бисер используется в ритуальных обрядах шаманов и даже является частью упряжи оленей, превосходное украшение на голову для оленей. Отделку одежды делали также из ровдуги, конского и козьего волоса, тесьмы, кожи, подшейного волоса оленя, разноцветных ниток и металлических бляшек. Приспособления для шитья хранились у мастерицы в специальной коробке авса, а иголка хранилась в игольнице ага, которая подвешивалась к поясу. Предметами для раскроя и шитья были сухожильные нитки чивал, нож пурта, ножницы каик, наперсток уняптун, доска для кройки олдоксо, бисер ярима.

Предлагаю посмотреть небольшую подборку фотографий национальной одежды некоторых малочисленных народностей Якутии.

P.S. В настоящее время численность населения Якутии составляет 955,6 тыс. человек, из которых около половины представлена коренными жителями. Это якуты (более 430 тыс. чел), а также малочисленные народы - эвенки (чуть более 21 тыс. чел.), эвены (почти 15 тыс. чел), долганы (около 2 тыс. чел.), юкагиры (1,3 тыс. чел), чукчи (0,66 тыс. чел.) и другие.

Для северян олень - не только основное ездовое животное и источник еды, но и ценный "поставщик" материалов для одежды. Издавна зимнюю одежду шили из шкур оленя, летнюю – из ровдуги (выделанной оленьей кожи). Сейчас традиционную одежду в основном носят либо во время праздников, либо комбинируют с современной одеждой.

Еще следует указать на то, что сегодняшняя национальная одежда северных народов сильно отличается от традиционной. Это связано не только с появлением в обиходе новых материалов, но и с усилением межэтнических контактов, в результате которого произошел взаимообмен деталями одежды. Например, эвены-оленеводы сейчас предпочитают либо глухую верхнюю одежду (как у чукчей или коряков), либо меховые куртки с карманами и отложными воротниками (как у якутов).

По данным Евдокии Боковой - эвенской поэтессы, мелодиста и собирателя эвенского фольклора, "не так давно мужская и женская одежда эвенов была одинакова и разница заключалась в основном в количестве и характере украшений". Мужские передники украшались скромно, женские же, украшались ровдужной бахромой, меховыми кисточками, металлическими подвесками и т.д.

Носитель эвенской культуры, уроженец Аллаиховского улуса Максим Дуткин.

Для украшения одежды и предметов быта народы Севера давно используют бисер. Есть данные, что в дореволюционной России за небольшое количество бусинок отдавали целого оленя. Искусство шитья бисером у коренных народов Севера передается из поколения в поколение. Бисерным орнаментом в сочетании с сукном, кожей, мехом северные мастерицы украшают одежду, унты, головные уборы и даже оленей и оленьи нарты.

Самые мелкие и будничные предметы одежды и домашнего обихода поражают богатством и сложностью орнаментальной бисерной вышивки.

Орнаменты показывали социальные и половозрастные различия, а некоторые декоративные элементы служили чем-то вроде календарей. Было в украшениях и ритуальное значение - считалось, что звон металлических подвесок отпугивает злых духов и защищает владельца.

"… неумолкаемый звон побрякушек сопровождает каждое движение ламутской девушки..."
Олсуфьев А.В. Общий очерк Анадырской округи, её экономического состояния
и быта населения. - СПб.: Типография императорской АН, 1896. - С. 135

Как и у всех народов, каждый орнамент имеет свое значение. Одним из самых известных узоров является "шахматный". Он означает оленьи тропы. В основе узоров используют также изображения рогов снежного барана или оленя, следы различных зверей и т.д.

Долганская делегация на слете оленеводов (Якутск, 2013)

Долганская народность сложилась в XIX - начале XX вв. из переселившихся с рек Лена и Оленёк эвенков, якутов, местных эвенков, отдельных семей энцев и так называемых затундренных крестьян. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX - начале XX веков, отмечает, что «некоторая часть якутов перешла в Енисейскую губернию, в Туруханский край, где они успели совершенно объякутить долган - небольшое тунгусское племя, точно так же, как и русских, заброшенных в дальние углы Якутского края». В. В. Ушницкий в своей работе «Тунгусские роды Якутии XVII в.: вопросы происхождения и этнической принадлежности» пишет:

"Есть две точки зрения по вопросу о происхождении долган. Первая заключается в том, что долганы - самостоятельный по происхождению этнос, со своей самостоятельной культурой и языком, а вторая - в том, что долганы являются одной из групп северных якутов-оленеводов. Заслуживает внимания историческая фигура Дыгынчи - князца долганов. Он же на Яне упоминается как князец «юкагиров». Видимо, долганы бежали на Яну к юкагирам. Его образ вошёл в фольклор северных якутов-оленеводов под именем Даринчи, его сын Юнгкээбил уже жил и действовал на Оленьке".

Красочные русские платки с советских времен здесь пользуются большой популярностью и очень даже гармонично смотрятся на фоне северных орнаментов.

Чукчи Якутии демонстрируют свои наряды.

Для окраски выделанной кожи применяют различные природные красители. Например, настой ольховой коры или труху.

Эвенкийка Дуткина Вера Александровна. Родом она из Томской области и приехала в Якутию еще в 70-х годах. Вера Александровна рассказала, что передник, который она показывает, принадлежал еще её бабушке.

ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА ЭВЕНКОВ

Традиционная верхняя одежда эвенков - кафтан. Шили его из шкур оленя, а чтобы капли дождя скатывались, не проникая внутрь, в плечевой шов вставляли бахрому из козьего меха. Под кафтан надевали нагрудник из меха. Праздничный нагрудник делали из ровдуги (замши) и украшали узорами из бисера. В более суровых районах, в лесотундре, поверх кафтана носили глухую меховую одежду - соку и. Мужской костюм мало отличался от женского, главным образом некоторыми особенностями кроя и количеством украшений.

Головной убор делали из шкурки с головы оленя. Шкурку вытягивали по форме головы человека и высушивали; отверстия от глаз и рогов зашивали и украшали бисером, края обшивали ровдугой. Эвенки носили также шапки наподобие капора, отороченные мехом. К югу от Нижней Тунгуски мужчины повязывали вокруг лба и затылка сложенные широким жгутом платки. Зимой шею и голову обматывали длинным шарфом из хвостов пушных зверей.

Обувь эвенков так хорошо приспособлена для долгих переходов по тайге, что её заимствовали соседние народы. Шьют унты (так называется этот вид обуви на Крайнем Севере и в Сибири) из ровдуги, сукна, кожи, камусов (шкуры с ноги оленя). Унты могут быть короткими (до ши-колотки) и длинными (прикрывают всю ногу). Зимой унты носят с меховыми чулками.

Основной особенностью общетунгусского костюма является его составность: не сходящийся на груди кафтан, нагрудник, подвешенный на. шею, натазник, ноговицы и унты. Костюм со вкусом украшался и напоминал фрак. Особенности тунгусского костюма были обусловлены пешей охотой: легкая, не стесняющая движений и не допускавшая, чтобы охотник не вспотел во время быстрой ходьбы и бега. Спинная часть оканчивалась острым мысом, на которую можно было сесть на лед, камень или холодную землю. Различия между зимней и осенне-весенней одеждой зависели от сезонности шкур.

Мужская и женская одежда имела единый покрой, различалась размерами, отделкой и украшением. Женский кафтан был более украшен и несколько длиннее. Нижний край нагрудника был прямым, мужской с острым мысом. Девушки в отличие от женщин носили головную повязку дербяки. Верхний костюм состоял из кафтана парка, парно с нагрудником, коротеньких кожаных пианов и ноговиц с унтами. К парке наглухо пришивались руковицы с разрезом из оленьего камуса мехом наружу. Одежда мехом наружу называлась мукукэ. Зимой носили специальную обувь хэвэри, высокие сапоги с ремешками по бокам для привязывания к поясу. Под обувь хэвэри надевали носки из оленьей шкуры. Наряду с хэвэри носили эмчурэ с ноговицами арамус.

Одной из основных элементов эвенкийской одежды был нагрудник, который теперь вышел из употребления. Мужской нагрудник назывался нал, хэлми, женский доку . Шили его из полоски длиной 75-80 см, делали к ним вязки. Праздничные нагрудники украшались бисером и окаймлялись мехом дикой козы. Нагрудник завязывался тесемками на шее и на талии.

Мужчины на охоту носили натруски с подвесками для пуль, пороха трубки, табака, кремня. Носили натруску иод кафтан через правое плечо к левому боку. Женщины носили специальный пояс с множеством подвесных мешочков для иголок, наперстка, трубки.

Головной убор имел форму капора. Летний вид изготовлялся из ровдуги, зимняя шапка шилась из меха лисы, белки, росомахи, имела меховую оторочку. Летом голову обматывали боа вачи, на который были нанизаны кусочки шкурок с хвостов путных животных. Эвенкийская одежда шилась из меха, ровдуги (замши) или сукна. Позже эвенки стали носить летнюю одежду из байки, сатина или ситца. Выделка шкуры трудоемкая работа, состоящая из нескольких этапов. Снятую с убитого животного шкуру очищают от мездры и жира, и сушат на воздухе. После просушки скоблят специальным скобелем, замачивают и мнут. Для выделки ровдуги (замши) дочиста срезают ножом шерсть. После просушки и скобления дымят в специально сооруженном чуме нючитк. Замачивают с дубильными веществами (мозгом, вареной печенью или прокисшим молоком).

Отделку одежды делали из меха, ткани, бисера, ровдуги, конского и козьего волоса, тесьмы, кожи, подшейного волоса оленя, разноцветных ниток и металлических бляшек. Мехом отсрочивались края полов одежды, подол, разрез на спине кафтана. Отделкой служила крашеная ровдуга, полоска сукна, ткани. По основным линиям кроя отделка украшалась узором из бисера или металлических бляшек. Наиболее часто встречались цвета - желтый, красный, черный, синий, белый. Широко использовался подшейный волос оленя и конский волос. Из конских волос делали кисти и крепили на плечах, по краям подола и полов одежды. Женщины украшали волосы узкими полосками кожи, украшенной бисером лэтэкэ.

Приспособления для шитья хранились у мастерицы в специальной коробке авса, а иголка хранилась в игольнице ага, которая подвешивалась к поясу. Предметами для раскроя и шитья были сухожильные нитки чивал, нож пурта , ножницы каик , наперсток уняптун , доска для кройки олдоксо , бисер ярима .

А.Н.Мыреева, В.П.Марфусалова, Ж.В.Захарова

Верхняя плечевая одежда

Эвенкийский мужской меховой распашной кафтан с клинообразным подолом.ГМЭ. По Н.И. Каплан (1974)

Мужская и женская одежда имела одинаковый покрой, но женская одежда отличалась более нарядным декором. Наиболее характерным для эвенков является кафтан распашной с несходящимися полами, плотно облегающий фигуру. По характеру кроя более типичными и традиционными для эвенков являются кафтаны с клинообразным подолом «хвостом» и кафтаны с двумя орнаментированными клиньями сзади и с прямым подолом. Подобный крой характерен как для зимней, так и для летней одежды.

Зимние кафтаны. Самой распространенной у всех групп эвенков была парка, которая кроилась из одной цельной шкуры. Это была короткая шуба с прямыми сходящимися полами, завязывающимися на ровдужные шнурки. Отдельно выкраивалась спинка в талию. По такому же крою шили парку из ровдуги и сукна, украшая ее полосками цветной ткани. Современные эвенки шьют парки глухого покроя, удобные для дальних поездок и длительного пребывания на морозе (Илл.1). Меховая парка не имела украшений. Среди разнообразия зимних меховых кафтанов западных эвенков можно выделить кафтаны с клинообразным подолом, или «хвостом» иргинды. Шов на линии пояса подчеркивается орнаментированной полоской.

Примером кафтанов с «хвостом» иргинды может служить меховой распашной кафтан западных эвенков из коллекции ГМЭ. Полки завязываются на открытой груди ровдужными вязками. Передняя часть кафтана более короткая, спинка длиннее. Верхняя часть спинки сшита из темно-коричневого меха и отделана вертикальными вставками из белого камуса по линии проймы рукавов. На ней на уровне лопаток вшита вставка из светло-коричневого меха, орнаментированная по краям полосками белого меха и имеющая форму клина-пятиугольника с направленным вниз острым углом. Нижняя половина сшита из чередующихся полосок темного и более светлого оленьего меха, повторяющих клинообразное очертание подола. Подол завершается опушкой коричневого меха и бахромой длинного белого козьего волоса. Рукава широкие у проймы и сужаются книзу. Рукавау запястья украшены рядами чередующихся полосоктемно-коричневого и белого оленьего меха. В плечевой шов рукава вшита узкая полоска козьего меха с длинным волосом. Декоративное богатство придают кафтану кисти из длинных, доходящих вниз до подола пучков конского волоса и ровдужных ремешков, равномерно пришитых по линии пояса. Швы подчеркнуты голубым бисером. Длинные ленты из ровдуги и из красной ткани свисаюттакже и с основания клина-пятиугольника.

По мнению известного российского тунгусоведа Г.М. Василевич, пятиугольный клин на спинке из другого меха является следом третьей шкурки в составе раскроя кафтана и подтверждает ее гипотезу о южном происхождении эвенков. Она считает, что группа тунгусов, обитавшая в бассейне Ангары и горных районах восточных Саян, охотилась на мелких копытных (коз, косуль). Из их шкур шили кафтаны. Верхнюю часть кафтана и вставку на спине выкраивали из трех небольших шкурок. Позже, перебравшись на север, эвенки стали шить одежду из шкур крупного северного оленя, но при этом сохранили особенности старинного покроя, характерного для мелких шкур8. Это еще раз подтверждает устойчивость традиционных приемов кроя и орнаментации изделий народного искусства. С другой стороны, принцип подобного размещения цветовых пятен и орнаментированных полос на спине, на лопатках имеет более глубокий смысл. Связь декора одежды с костяком человеческого тела имела сакрально-магическое значение оберега у многих народов Сибири. Защита лопаток является обязательным элементом и в одежде сибирских шаманов.

Современное эвенкийское пальто «куму» из ровдуги. Сшито на фабрике «Сардаана»

Весенне-осенние кафтаны куму шили из ровдуги, фасон которых аналогичен с описанным выше. Кафтан куму распашной, сзади завершается «хвостом» в виде острого мыса. Полоска окрашенной ровдуги с бисером разделяет спинку на две части-на уровне талии. Вместо вставного клина на спине между лопатками пришита полоска ткани с пунктирной линией бисера. В шов проймы вшивают длинный конский волос. Линию проймы подчеркивают вертикальные столбики из полосок темного и белого камуса, цветной ткани с бисером. Такой же полосовой орнамент проходит по косой линии на рукавах, зрительно продолжая орнамент линии пояса. По низу проходит кайма из крашеной ровдуги, разрезанная в бахрому. Конструктивно декор кафтана в виде разноцветных полосок имитирует отсутствующую вставку-клин на спине. Кумусовременных эвенков в целом повторяет старинный покрой. Вместо конского волоса в шов проймы вставлен белый песцовый мех. Таким же мехом завершается подол вместо традиционной ровдужной бахромы. Полоски красной ткани с бисером повторяют форму подола «с хвостом». Таким образом, орнаментальными средствами воссоздается структура старинного традиционного покроя.

Эвенкийский двухклинный кафтане прямым подолом из ровдуги. ГМЭ. По Н. И. Каплан (1974)

Двухклинные кафтаны являются более поздним типом традиционной плечевой одежды. Они также распашные и имеют прямой подол, т.е. «хвост» у них отсутствует. Особенностью кроя таких кафтанов является наличие двухтрапециевидных клиньев со спины, расширяющих подол и придающих кафтану приталенный силуэт. Над клиньями на спине имеется прямоугольная или трапециевидная вставка. Богато декорируются борта, подол и клинья, а швы акцентируются жгутом из подшейного волоса оленя плиниями пунктирного или сплошного бисера. Кафтан туруханских эвенков Красноярского края начала XX века сшит из лосиной ровдуги, окрашенной в коричневый цвет. Сзади, ниже талии, пришиты два клина. По линии швов проходят полоски желтой и черной ровдуги, окаймленные линиями бисера и жгутами подбородного волоса. На спине имеется трапециевидный декор, созданный аналогичным сочетанием разноцветных полосок кожи и бисера. Подол составлен из полосок разноокрашенной ровдуги. Верхняя полоска подчеркнута линией жгута белого оленьего волоса, низ завершается меховой опушкой. Василевич называеттакие кафтаны «двухклинными кафтанами». Они сшиты из одной шкуры, т.е. на этой территории древние тунгусоязычные племена могли охотиться на крупного зверя. Расширенный подол с двумя клиньями она связывает с появлением верховой езды на оленях.9

Суконные летние и весенне-осенние кафтаны представляют дальнейшую эволюцию предыдущих кафтанов. В связи с широким распространением фабричных материалов появляются кафтаны, сшитые целиком из цветного сукна, предпочтительно из красного, или комбинированные из ровдуги и сукна. Они имеют на спине клиновидное завершение «иргинды». Борта и подол окаймляются полосками ткани или светло-желтой кожи, в шов которых вшивается бахрома из конского волоса. В таких кафтанах выпрямляется линия пояса, ранее повторявшая контуры подола. Принцип подобного кроя в дальнейшем приводит к исчезновению «хвоста» иргинды в кафтанах.

Праздничную одежду дако шили из ровдуги и сукна с обилием орнамента из бисера и с бахромой из меха. Такой кафтан был коротким и плотно облегал фигуру. Из кусочков цветных тканей шили летний девичий кафтанделрэ, который надевали для игр и танцев.

Эвенкийский мужской языковидный нагрудник

Нагрудники и передники-фартуки . Покрой распашных кафтанов с открытой грудью предопределял необходимость ношения под ними нагрудников. Эта важная деталь костюма, характерная для эвенков, эвенов и юкагиров, играла как конструктивную, так и декоративную роль. Нагрудник защищал горло и грудь от мороза и ветра и одновременно украшал костюм. По конструкции и общей форме выделяются нагрудники и передники-фартуки.

Нагрудники представляют собой вертикально вытянутые трапеции или прямоугольники с клиновидным или срезанным прямым завершением.

Языковидный нагрудник характерен для западных эвенков и сочетается с кафтанами с иргинды, т.е. с хвостом. Его носят как мужчины, так и женщины. Шьется из ровдуги и украшается бисером, полосками разноцветной ровдуги, меха оленя. Орнаментация нагрудников отличается большим разнообразием. За редким исключением орнамент располагается симметрично относительно вертикальной оси нагрудника.

Мужской нагрудник внизу завершается клинышком. Обычно мужской нагрудник обрамляется бахромой из козьего меха или из белого конского волоса, начиная с пояса и заканчивая подолом. Среди женских нагрудников клиновидное завершение редко встречается. Обычно они орнаментируются полосками из разноцветныхтканей, чередующимися с полосками ровдуги и жгутиками подшейного волоса оленя. На ткань нашиваются пунктирами бисеринки синего, желтого, белого и черного цвета. На верхней части женских нагрудников вышивается бисером крупный орнамент, имитирующий «след птичьей лапки» (одни эвенки называют «след гагары», другие - «след лебедя»). Довольно пестрая многоцветная орнаментация нагрудника отвечает линиям конструкции, придавая изделию красоту и гармонию.

Женский нагрудник

Если старинный нагрудник завязывается вокруг шеи с помощью вязок, то здесь он пришит кузкому обручу из ровдуги, напоминающему гривну. «Обруч» сплошь зашит белоголубым бисером и имеет пять отростков в форме орнамента «след гагары». Сам нагрудник из желтой ровдуги имеет удлиненную трапециевидную форму, суживающуюся книзу и заканчивающуюся ровдужной же бахромой. Центральную часть занимает крупный бисерный орнамент в форме круга, имитирующего солнышко с лучиками.

Передники-фартуки далью имеютузкую верхнюю часть с вырезом для шеи и широкую среднюю часть. Обычно выкраиваются из двух кусков ровдуги или шкуры, реже из одного куска ровдуги. В большинстве случаев верхняя половина передников, как мужских, так и женских, не имеет каких-либо украшений. В середине нижней половины располагается прямоугольный орнаментированный клапан. Орнамент состоит из полосок разноцветной ровдуги и вышивки hэрэчэ белым и красным подшейным волосом лося и бисером.

мужской передник

Менее распространены передники с орнаментированной верхней половиной, у которых шейный вырез украшен разноцветным бисером или цветной тканью. Ниже шейного выреза вышивается бисером основной мотив орнамента «след гагары». На линии пояса нашивают фигурный клапан - расшитую бисером широкую полоску ровдуги, заканчивающуюся внизу тремя лопастями. Центральную часть клапана занимает арочно-кружковый орнамент, расшитый синим бисером вокруг круглых медных пуговиц. Передник завязывается на вязки, пришитые у шеи и на поясе.

Пояса , орнаментированные бисером, мужчины носили сверх нагрудника под кафтаном через правое плечо клевому боку и подвешивали к нему ножи в ножнах, трубки, кисеты для табака, огниво. Женщины носили пояс поверх кафтана и прикрепляли к нему различные предметы женского туалета, как например, расшитые кисетики, игольницы и разные необходимые мелочи.

Наиболее характерными для всех групп эвенков были пояса в виде ровдужных полосок с закругленными концами, сплошь расшитые бисерными линиями. Утуруханских эвенков встречаются более широкие суконные пояса с прямым срезом концов. Низками бисера они разделяются на ритмически повторяющиеся секторы, заполненные крупными орнаментальными мотивами тройных шевронов и кругов из бисера.

Из ровдуги шили штаны, широкие вверху и узкие книзу с разрезом у щиколотки. Нижнюю часть одежды составляли натазникихэрки, т.е. короткие штаны из сложенного вдвое и сшитого по бокам кусочка ровдуги или шкуры. Пояс затягивался на ровдужном ремешке. Натазники расшивались бисером и оленьим волосом. Наколенники или ноговицы подвязывались к натазникам кожаными ремешками, книзу суживались и плотно обтягивали ноги. Сзади имелся вертикальный разрез, к которому пришивались ремешки.

Рукавицы

Зимние рукавицы коколдо (или кололло) шили из оленьих лапок мехом наружу и не украшались. Бывают двойные меховые рукавицы, сшитые из лисьих или оленьих лапок мехом наружу, а внутренняя часть из оленьего меха ворсом внутрь. Летние рукавицы из ровдуги украшались бисером, бусами. В манжете рукавицу кисти с внутренней стороны делали прорезь длиной в 18 см. для удобства работы. Если рукавицы пришивались наглухо к рукавам дорожных шуб, то во внутрь вдевали другие рукавицы. Также пришивались к рукавам детской шубки рукавички без пальцев натеплом меховом подкладе кукчу. Были еще комбинированные рукавицы, когда тыльную сторону шили из оленьих лапок- камуса, а внутреннюю из ровдуги. Позже стали шить перчатки из мягкой ровдуги.

Головные уборы

мужской капор

Наиболее распространенным видом головного убора эвенков был капор - удобная и изящная шапочка, напоминающая круглый чепчик, которую носили как мужчины, так и женщины. Летний капор шили из ровдуги, из сукна, зимний - из меха оленя, лисы, белки, росомахи с опушкой из собаки. Существовало несколько способов кроя шапочки. Наиболее простыми по выкройке были капоры, сшитые из трех частей: к полоске, идущей от затылка колбу, пришивались две боковины, закрывающие уши и завязывающиеся под подбородком. Другой тип капоров шили из нескольких полосок ровдуги и меха. Такие шапки имели на макушке ромбовидный кусочек меха, к которому нашивались богато орнаментированные полоски меха, ровдуги и сукна. Капоры такого типа с полукруглой вставкой на макушке встречаются у вил юйских эвенков и украшаются бисером и вышивкой подшейным волосом оленя. Встречаются капоры, сшитые из четырех частей. Затылочная часть удлинена и спускается на спину подобно якутской шапке дьабака. Сзади прикрепляются две кисточки из ровдуги с бусами и металлической подвеской. Мужскую шапку шили также из шкуры головы оленя, расшивая бисером дырки от глаз (Илл. 10).

Утуруханских и сымских эвенков существовал еще старинный головной убор в виде повязки. Широкой полоской ровдуги туго обхватывали голову и завязывали ее на затылке ровдужными завязками или плотно зашивали, образуя круглую повязку. К ней пришивали крест-накрест четыре лямки, сплошь расшитые разноцветным бисером. С боков над ушами прикрепляли подвески из бисера.

Обувь

Эвенкийская высокая й обувь из камуса (ГМЭ). По Н.И.Каплан (1974)

Обувь эвенков была разнообразной в зависимости от ее назначения. Обувь с короткими голенищами до колен хэмчурэ носили на охоту. Другой вид короткой обуви сатыт, покрывающий только лодыжки, предназначался для лыж. Короткую обувь носили с ноговицами. Подошву делали из оленьих «щеток» (шкурок из-под копыта оленя) мехом наружу, чтобы обувь не скользила, в то время как обычно подошву шили из лосиной шкуры. Типичной была поршневая подошва: кусок шкуры или кожи выкраивали значительно больше очертаний ступни. Пришивается к носку, покрывающему подъем и голенище. Разнообразной была обувь эвенков бассейна реки Катанга. Здесь носили весной и осенью обувь с голенищами до колен из сукна шухнома, а зимой мужчины носили короткую обувь из камуса чикулма. Мужская обувь не имеет украшений. Женская зимняя обувь из камуса до колен у катангских эвенков называлась бичемма и имела оторочку, орнаментированную бисерными линиями или цветным сукном. Женская летняя нарядная обувь дотоло сымских эвенков украшалась полосками красной и синей ткани с бисерными рядами спереди и по верху. Голенище и головка выкраивались из одного куска ровдуги.

Обувь с высокими голенищами носили и мужчины, и женщины. Летнюю шили из ровдуги, а зимнюю из меха. У забайкальских эвенков встречается кожаная обувь. Обычно женская обувь имела более высокие голенища (70-75 см), тогда как высота мужских составляла 60-65 см. Меховая длинная обувь ховори из камусов и оленьей шкуры мехом наружу имела оторочку, украшенную бисером или цветной тканью, плисом (Илл.11). Часто встречалась комбинированная обувь с высокими голенищами, сшитая из камуса, оленьего меха, а задняя часть - из сукна. Летнюю обувь с высокими голенищами шили из ровдуги. Женская нарядная обувь катангских эвенков додоко из лосиной ровдуги имела голенища выше колен, украшалась бисером, металлическими бляшками и имела наверху надставку из камуса и оленьего меха ворсом внутрь.

В ансамбль эвенкийской одежды входили сумочки и кисетики.

Эвенкийская трутница.

Кисеты , сшитые из двух кусочков ровдуги, имели форму прямоугольника или трапеции и расшивались линия ми бисера, повторяющими форму кисета. В средней части либо оставляли кусочек чистой ровдуги, либо нашивали на него красное сукно. К верхнему краю пришивали полоску сложенной вдвое ровдуги, сквозь которую пропускали ровдужный ремешок и затягивали.

Мешочки для кремня и трута шил и из сукна и делали двойными. Наружная часть прямоугольной или овальной формы зашивалась по бокам и частично сверху. Сквозь незашитое отверстие пропускали ровдужный шнур от внутреннего мешочка.

Сумочки для хранения женских украшений (хутакан) представляли собой мешочки грушевидной или круглой формы. Обычно они были комбинированными: верхняя узкая часть из ровдуги, а нижняя в виде полукруга шьется из меха с вставками ровдуги по бокам. Украшаются полосовым орнаментом из ткани и бисера.

Эвенкийская дорожная сумка «инмэк». Работа E М. Тырынкиной

Дорожные сумы инмэк шили на твердой основе из одного куска бересты. Дно узкое, прямоугольное, стенки кверху расширяются. Края стенок закрепляются овальными ободками. Остов сумы обклеивается камусами, к которым пришивается горловина из ровдуги. Мягкие сумы мукули шили из двух круглых шкур со лбов оленей. Верхнюю часть сумы шили из ровдуги, отделанной цветной тканью. Вьючные сумы сверху накрывали ковриками-кумапанами из налобных частей шкуры лося шерстью наружу. Края ковриков окаймляли коровьей или козьей шкурой.

Ьеховая шуба. Работа Х.А. Венчик

Современные эвенкийские мастерицы много делают для возрождения и сохранения традиций предков. П.И. Семенова и Х.А. Венчик являются представительницами оленекской группы эвенков, известной в литературе как северо-западные илимпийские эвенки. Тип изделий из мягкого материала, который создают мастерицы, отвечает традициям названной группы. Они с большой ответственностью подходят к проблеме сохранения традиций, изучая музейные образцы и материалы археологических раскопок своего края. Работы этих мастериц отличает несколько иной способ обработки материала. После дымления и дубления оленьей шкуры они приступают к отбеливанию. Коротко стриженую оленью шкуру отбеливают весной на ветру и на солнце, затем обрабатывают до получения белой тонкой эластичной кожи, из которой шьют как традиционную, так и современную одежду с национальными мотивами. Полина Ивановна Семенова возглавила Ассоциацию народных мастериц Севера Республики Саха (Якутия), созданную в 1992 г. для возрождения традиционных ремесел народов Севера. Она шьет изделия разнообразного ассортимента, начиная от верхней плечевой одежды, кончая украшениями. Лучше всего ей удаются одежда и атрибуты из ровдуги и тонкой отбеленной кожи. Христина Афанасьевна Бенчик - известная мастерица, член Союза художников России. Ее работы отличаются высоким качеством, приобретаются музеями. Бенчик шьет меховые шубы, отделанные меховой мозаикой контрастного тона, полные комплекты мужской, женской и детской одежды не только для выставочной деятельности, но и с практической целью, чтобы люди носили национальную одежду и в будни, и в праздники. Евдокия Михайловна Тырынкина - олекминская эвенкийка из поселка Тяня тоже хранит в памяти секреты ремесел своего наро-да. Сшитая ею коробка для рукоделия муручун представляет собой редкий теперь предмет кочевых эвенков

Декорирование одежды

Для отделки применялись мех, ткань, бисер, ровдуга, конский и козий волос, кожа, подшейный волос оленя, нитки, металл. Борта и подолы кафтанов оторачивались мехом контрастного цвета. Эвенки разных групп применяли в качестве оторочки олений, собачий или козий мех, Меховой оторочкой подчеркиваются также и некоторые детали кроя. Швы прикрывали жгутиками из подшейного волоса оленя. В швы между полосками кожи и меха иногда вшивали кантики в виде узких полосок из того же материала или маленькие прямоугольники камуса или кожи. Для обшивки краев одежды применялась также ровдуга, разрезанная в бахрому. На нее нашивали бисер или металлические подвески в виде трубочек, колокольчиков или бубенцов* Декоративный эффект придавала одежде отделка светлым и темным мехом оленя. Существовал и более древний способ декора - раскраска кожи в буро-красный и серо-черный цвета. Для этого применялись берестяные трафареты. Накладывали их на шкуру со стороны мездры и наносили краску, создавая порой красивый узор. В орнаментации одежды эвенки применяли технику мозаики из полосок или кусочков меха, ровдуги, кожи контрастного цвета, накладной жгутик белого оленьего волоса. Встречается и техника аппликации, когда нашивают полоски цветной ткани на ровдугу.

«Муручун» - эвенкийская коробка для рукоделия.Работа ЕМ. Тырынкиной

В качестве украшения применялся также и конский волос. Он пришивался к подолу и линии плеч. Длинные пучки конских волос белого или черного цвета, длиной около 60 см., нашивались на более длинные и узкие (7-8 мм) полоски крашеной ровдуги, которые продевались в разрез стана. Таким образом получались живописные кисти волос. На спине более поздних праздничных кафтанов кисти из ровдуги и конского волоса стали заменять лентами или тесьмой. С появлением многоцветного фарфорового бисера широко применяется бисерная вышивка для украшения кожаной одежды, поясов, кисетов и других предметов. Некоторые предметы, например нагрудники и пояса, стали почти сплошь зашиваться бисером. Линии кроя фиксировались также бисером. Одна или две бисеринки нанизывались на сухожильную нить и пришивались к ровдуге пунктирными линиями. Для эвенков было характерно применение бисерной вышивки в виде пунктирной линии. Сплошные бисерные линии встречаются на меховой одежде. В таком случае бисер нанизывался на длинную сухожильную нитку. Полученную низку прикрепляли другой сухожильной ниткой к ровдуге или ткани через каждую бисеринку. Полностью бисером расшивались пояса.

Преобладали гармонически сочетающиеся белые, голубые, золотисто-желтые, розовые тона с деликатным вкраплением черного бисера. Кроме бисера русские купцы привозили цветные ткани. Эвенки умело использовали ее для украшения одежды, сумочек и других предметов, выбирая для этой цели гладкие одноцветные ткани. Широкое применение нашли также цветные нитки. Восточные группы эвенков вышивали нитками. Композиция орнамента вышивки соответствовала расположению других украшений одежды. Применялись тамбурный шов и «косичка», заимствованные от саха и бурят. От русских эвенки получали также олово, из которого отливали фигурные подвески для нагрудников и украшения.

Орнамент составляет основу традиционного декоративно-прикладного искусства. У всех народов Северо-Востока Азии отмечается близость орнамента как по материалу, так и по мотивам. Тем не менее, исследователи культуры народов Севера выделяют наиболее характерный для того или иного народа орнамент.

Эвенкийский орнамент отличается наибольшим территориальным разнообразием. Занимая обширные пространства Сибири от реки Оби до Охотского моря, эвенки входили в контакт со многими народами, заимствуя от них отдельные мотивы орнамента, технические приемы и некоторые особенности стиля. В изделиях из кости, дерева и в одежде разных групп эвенков можно найти спиральные и растительные мотивы бурят, чукчей, саха, приамурских народов, а также русских. В орнаменте олекминских эвенков, в отличие от забайкальских, наблюдаются типично якутские спиралевидные завитки, розетки и ромбики, переходящие в лировидную форму. Собственно эвенкийский орнамент носит геометрический характер и состоит из прямых полос и поясков из ромбиков, прямоугольников, треугольников, квадратов, кругов в разнообразных комбинациях и цветовых сочетаниях. Типично эвенкийскими являются различные дугообразные мотивы. Эвенки украшают сумки и нагрудники крупным трехлопастным узором «след гагары». С.В. Иванов считает, что прототипом этого узора была нижняя часть лебяжьей ноги и что узор на них воспроизводит линии ее фаланг

Характер орнамента и нанесение его зависит от материала. На костяных изделиях (оленьи нащечники, налобники, пряжки) обычно встречается резной бордюрный орнамент в виде полос, треугольников, шпор, ромба, дуги, розетки и шевронов. В резные линии узора эвенки часто втирали красно-коричневую краску, придавая таким образом особую нарядность изделию. На берестяные изделия эвенки наносили геометрический орнамент способом крашения, тиснения или накладки. Еще более разнообразны мотивы резного орнамента на деревянных луках оленьих вьючных седел. Кроме треугольников, квадратиков, зигзагов, розеток и крестов появляются завитки, криволинейные узоры и концентрические круги.

Исключительно важную роль орнамент играет на изделиях из мягких материалов, особенно одежде. Линии талии и проймы рукавов, обшлага и подолы украшались полосовым орнаментом. Для эвенков в отличие от соседних народов характерной особенностью орнамента является цветовая насыщенность. В старину полосовой орнамент на кафтаны и нагрудники наносился способом крашения полосок непосредственно на коже или ровдуге в черный и темно-коричневый цвет, чередуя их с некрашеными полосками. Границы между ними подчеркивались жгутиками из белого оленьего волоса. Меховые коврики-кумаланы, сумочки и кисетики украшались крестообразными розетками и простыми крестами. На кожаных изделиях эвенков -переметных сумах, кисетах- встречаются дугообразный орнамент и так называемые «шпоры» или «шипы». Их вышивают оленьим волосом или цветным бисером, чаще наносят краской.

Особое место в декоративном искусстве эвенков занимала татуировка. В XVIII веке И. Гмелин отметил в татуировке илимпийских эвенков узоры в виде линий со шпорами. Те же узоры были распространены и в татуировке туруханских эвенков, на что указывают воспроизводящие татуировку резные узоры на лицах старинных деревянных антропоморфных фигур, изображающих родовых предков мугды .

Эвенкийские термины декоративно-прикладного искусства

  • Авса - деревянная коробка для рукоделия.(То же абсэ -туруханские эвенки; апша - эвенки оз.Токмоко).
  • Авун(хавун, хэвун) - шапка-капор.
  • Бе - места в чуме для членов семьи.
  • Бичемма - женская зимняя обувь до колен из оленьего камуса (эвенки басс. р. Катанга).
  • Боркира - женский и детский суконный кафтан (эвенки басс.р.Подкаменная Тунгуска).
  • Голомо-утэн - чум из плах, покрытый корой лиственницы.
  • Дако - женский суконный или меховой кафтан (эвенки басс. р. Катан га).
  • Далыс(Даку) - нагрудник женский трапециевидной формы.
  • Депре - летний девичий нарядный халат из цветных тканей.
  • Додоко - женская летняя нарядная обувь {басс.р.Катанга).
  • Дьэпчэ - летний женский кафтан из тканей (басс.р.Катанга).
  • Игуун - женский кафтан из стриженого меха оленя шерстью внутрь (басс.р.Катанга).
  • Инмэк - вьючные переметные сумы на твердой основе.
  • Иргинды -острый мыс кафтана сзади или «хвост». Коколдо(кололло) - мужские меховые рукавицы. Кумалан - вьючный коврик из лбов оленя.
  • Куму- кафтан ровдужный с хвостом.
  • Кунага - мужская летняя обувь.
  • Кунага-олочи - мужская обувь из ровдуги с коротким голенищем.
  • Кунаган - женская летняя обувь до колен из ровдуги.
  • Купури - женская летняя высокая обувь из ровдуги. Кэдэрэ - кожемялка.
  • Малу- место в чуме для гостей - мужчин.
  • Мета - капор из шкур с головы оленя; шкура с головы оленя.
  • Мокчуко - мужской меховой кафтан (илимпийские эвенки).
  • Мукули(пота) - мягкие сумы из круглых шкур со лбов оленей.
  • Мухал ка н - меховая шуба (эвенки оз.Тампана,Туруханский край).
  • Мушналабун - пояс мужской, ровдужный.
  • Нюк- ровдужное покрытие чума.
  • Огдоко - мужская длинная меховая шуба типа тулупа (эвенки оз.Токмоко).
  • Парка - короткая меховая шуба с расходящимися полами и воротником.
  • Сатыт - короткая обувь для лыж.
  • Сун(шун) - женский меховой кафтан мехом наружу (эвенки илимпийские).
  • Сун(шун, хун) - мужской суконный кафтан (верховье Подкаменной Тунгуски).
  • Тикса - берестяные полотнища для покрытия чума.
  • У- инструмент для очистки мездры.
  • Хамтамиховори - унты из камуса с наколенниками из другого меха.
  • Хэмчурэ - весенне-осенняя короткая обувь из камуса.
  • Хана - мужской пояс зрелости (Подкаменная Тунгуска).
  • Ховори - зимняя меховая обувь выше колен (басс.р.Катанга).
  • Хогилмэ - весенне-осенний меховой кафтан шерстью наружу (басс.р.Катанга).
  • Хоколдо - женские меховые рукавицы.
  • Хокуй - мужская меховая глухая парка с капюшоном.
  • Холми - мужской нагрудник языковидной формы (эвенки сымские).
  • Холмэ - женский передник-фартук (эвенки басс.р.Катанга).
  • Хун - женская и детская длинная меховая шуба (эвенки оз.Токмоко).
  • Хутака (кутака) - мешочек для хранения женских украшений.
  • Хэрки - натазники или короткие штаны.
  • Чикулма -мужская зимняя короткая обувь из камуса (басс.р.Катанга).
  • Чонга - место хозяйки в чуме.
  • Чуман - плоский берестяной сосуд квадратной или прямоугольной формы.
  • Чумашки - мелкие долбленые чашки из дерева.
  • Чучун - инструмент для обработки шкуры.

Предлагаю посмотреть небольшую подборку фотографий национальной одежды некоторых малочисленных народностей Якутии.

P.S. В настоящее время численность населения Якутии составляет 955,6 тыс. человек, из которых около половины представлена коренными жителями. Это якуты (более 430 тыс. чел), а также малочисленные народы - эвенки (чуть более 21 тыс. чел.), эвены (почти 15 тыс. чел), долганы (около 2 тыс. чел.), юкагиры (1,3 тыс. чел), чукчи (0,66 тыс. чел.) и другие.

Для северян олень - не только основное ездовое животное и источник еды, но и ценный "поставщик" материалов для одежды. Издавна зимнюю одежду шили из шкур оленя, летнюю - из ровдуги (выделанной оленьей кожи). Сейчас традиционную одежду в основном носят либо во время праздников, либо комбинируют с современной одеждой.

Еще следует указать на то, что сегодняшняя национальная одежда северных народов сильно отличается от традиционной. Это связано не только с появлением в обиходе новых материалов, но и с усилением межэтнических контактов, в результате которого произошел взаимообмен деталями одежды. Например, эвены-оленеводы сейчас предпочитают либо глухую верхнюю одежду (как у чукчей или коряков), либо меховые куртки с карманами и отложными воротниками (как у якутов).

По данным Евдокии Боковой - эвенской поэтессы, мелодиста и собирателя эвенского фольклора, "не так давно мужская и женская одежда эвенов была одинакова и разница заключалась в основном в количестве и характере украшений". Мужские передники украшались скромно, женские же, украшались ровдужной бахромой, меховыми кисточками, металлическими подвесками и т.д.

Носитель эвенской культуры, уроженец Аллаиховского улуса Максим Дуткин.

Для украшения одежды и предметов быта народы Севера давно используют бисер. Есть данные, что в дореволюционной России за небольшое количество бусинок отдавали целого оленя. Искусство шитья бисером у коренных народов Севера передается из поколения в поколение. Бисерным орнаментом в сочетании с сукном, кожей, мехом северные мастерицы украшают одежду, унты, головные уборы и даже оленей и оленьи нарты.

Самые мелкие и будничные предметы одежды и домашнего обихода поражают богатством и сложностью орнаментальной бисерной вышивки.

Орнаменты показывали социальные и половозрастные различия, а некоторые декоративные элементы служили чем-то вроде календарей. Было в украшениях и ритуальное значение - считалось, что звон металлических подвесок отпугивает злых духов и защищает владельца.

"...неумолкаемый звон побрякушек сопровождает каждое движение ламутской девушки..."
Олсуфьев А.В. Общий очерк Анадырской округи, её экономического состояния
и быта населения. - СПб.: Типография императорской АН, 1896. - С. 135.

Как и у всех народов, каждый орнамент имеет свое значение. Одним из самых известных узоров является "шахматный". Он означает оленьи тропы. В основе узоров используют также изображения рогов снежного барана или оленя, следы различных зверей и т.д.

Долганская делегация на слете оленеводов (Якутск, 2013)

Долганская народность сложилась в XIX - начале XX вв. из переселившихся с рек Лена и Оленёк эвенков, якутов, местных эвенков, отдельных семей энцев и так называемых затундренных крестьян. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX - начале XX веков, отмечает, что «некоторая часть якутов перешла в Енисейскую губернию, в Туруханский край, где они успели совершенно объякутить долган - небольшое тунгусское племя, точно так же, как и русских, заброшенных в дальние углы Якутского края». В. В. Ушницкий в своей работе «Тунгусские роды Якутии XVII в.: вопросы происхождения и этнической принадлежности» пишет:

"Есть две точки зрения по вопросу о происхождении долган. Первая заключается в том, что долганы — самостоятельный по происхождению этнос, со своей самостоятельной культурой и языком, а вторая — в том, что долганы являются одной из групп северных якутов-оленеводов. Заслуживает внимания историческая фигура Дыгынчи — князца долганов. Он же на Яне упоминается как князец «юкагиров». Видимо, долганы бежали на Яну к юкагирам. Его образ вошёл в фольклор северных якутов-оленеводов под именем Даринчи, его сын Юнгкээбил уже жил и действовал на Оленьке".

Красочные русские платки с советских времен здесь пользуются большой популярностью и очень даже гармонично смотрятся на фоне северных орнаментов.

Чукчи Якутии демонстрируют свои наряды.

Для окраски выделанной кожи применяют различные природные красители. Например, настой ольховой коры или труху.

Эвенкийка Дуткина Вера Александровна. Родом она из Томской области и приехала в Якутию еще в 70-х годах. Вера Александровна рассказала, что передник, который она показывает, принадлежал еще её бабушке.