Окружающий мир золотое кольцо. Урок окружающего мира: "Золотое кольцо России"

Старинный облик придают им сохранившиеся архитектурные памятники, созданные с XII по XVII века, это храмы, монастыри, кремли. Древние каменные стены кремлей возвышаются на месте деревянных укреплений IX, X, XI веков, которые строили наши предки, защищаясь от врагов. Поэтому кремль обычно возводился на высоком месте, на берегу реки, озера. Позднее он становился центром города.

Древний город на территории Московской области - Сергиев Посад, чем же он знаменит? Здесь находится главный монастырь России - Троице-Сергиева лавра (рис. 2).

Рис. 2. Троице-Сергиева лавра ()

Монастырь был основан в XIV веке знаменитым монахом Сергием Радонежским. Вокруг в те времена были только глухие леса, но уже при жизни Сергия была проложена широкая дорога от Москвы к монастырю и дальше в северные города. Монастырь поражает всех не только своей красотой, но и своими размерами. Крепостные стены с одиннадцатью сторожевыми башнями тянутся на более чем 1120 метров, их высота достигает 15 метров, а толщина - 10. Почему монастырь называется «лавра»? Лавра - это особый титул, который присваивается только самому главному монастырю. Этот титул был присвоен Троице-Сергиеву монастырю в XVIII веке по указу императрицы Елизаветы Петровны. Здесь находятся самые крупные в России Московская духовная академия и семинария, где учатся будущие служители церкви, здесь знаменитый церковно-археологический музей, в котором хранятся древние иконы, священные книги и старинные предметы церковного убранства (рис. 3).

Рис. 3. Московская духовная академия и семинария ()

Сергиев Посад называют игрушечной столицей России. Самый известный в нашей стране музей игрушки расположен именно здесь, на горе Волокуши напротив Троице-Сергиевой лавры (рис. 4).

Рис. 4. Музей игрушки ()

По его экспонатам можно изучать кукольную историю, в нем сегодня хранится более 30 тысяч игрушек разных народов мира. Но главная игрушка - местная, триста лет в городе и окрестностях развит этот промысел, потешный товар всегда покупали паломники, посещавшие Троице-Сергиеву лавру, среди которых были и русские цари. Поселок Богородское славится народными промыслами, резьбой по дереву и изготовлением игрушек. По народному преданию, давным-давно в селе жила семья. Решила мать позабавить своих детей, вырезала из чурбачка фигурку, аурку, поигрались дети и забросили аурку на печь. Раз муж стал собираться на базар и говорит: «Возьму-ка я аурку, покажу на базаре торгашам». Аурку купили и еще заказали. С тех пор и повелась в селе резьба игрушки, и стала она называться богородской.

Город Переславль Залесский был основан князем Юрием Долгоруким, город находился в залесье, в области полей и земледелий. Спасо-Преображенский собор в Переславском (рис. 6) Кремле заложен Юрием Долгоруким (рис. 5) в 1150 году. Собор - первый и единственный среди локальных храмов северо-восточной Руси, дошедший до нас в почти полной сохранности. На берегу Плещеева озера расположен музей-усадьба «Ботик Петра I». Здесь Петр I начал строительство потешной флотилии, что явилось началом военного флота. Когда строительство флотилии было завершено, на небольшом возвышении установили пушки, из которых палили во время спуска флотилии на озеро.

Рис. 5. Князь Юрий Долгорукий ()

Рис. 6. Спасо-Преображенский собор ()

Это место с того времени называют Гремяч. На воде Плещеева озера Петр I проводил военные учения, сохранилось и единственное уцелевшее судно этой флотилии в специально построенном ботном доме. Бот «Фортуна» в переводе означает «удача». Это памятник истории, главный экспонат музея, вокруг него якоря, мачты с других кораблей, эти якоря - современники Петра I.

На берегу широкого, но неглубокого озера Неру раскинулся один из самых древних городов Золотого кольца - Ростов Великий (рис. 7).

Рис. 7. Ростов Великий ()

Он упоминается в летописях еще с 862 года. В самой древней и красивой части города находится Кремль, с крепостными стенами, со сторожевыми башнями, белокаменными храмами и золотыми куполами. Это постройки XVII века. Со всего мира приезжают туристы, чтобы увидеть чудо-город и послушать знаменитый колокольный звон. Достоянием мировой культуры являются ростовские звоны, уникальный набор музыкальных произведений XVII-XIX века. Неотделимы от музыкального инструмента знаменитые ростовские звонницы (рис. 8).

Рис. 8. Ростовская звонница ()

Каждый из ее 13 колоколов, от самого большого до самого малого, имеют свое особое звучание. Самые большие колокола имеют даже имена. Самый густой тон у огромного колокола по имени Сысой, его вес - 32 тонны. Колокола поменьше называются Лебедь и Баран. Издавна нашим предкам было известно, что вблизи церквей, где часто звонили колокола, люди реже болели, там почти не распространялись эпидемии. Ростовская финифть - это русский народный художественный промысел, существует с XVIII века в Ростове (рис. 9).

Рис. 9. Ростовская финифть ()

Миниатюрные изображения выполняются на эмали прозрачными огнеупорными красками. Финифть, или художественная роспись по эмали, появилась в России во времена Петра I. В середине XVIII века в Ростове Великом была создана первая мастерская. Рассказывают, что Петр I учредил специальную награду - собственный портрет, написанный на эмали и усыпанный драгоценными камнями (рис. 10).

Рис. 10. Награда Петра I на эмали ()

Награда вручалась за особые заслуги перед отечеством лично государем. Сегодня изделия, выполненные в этой технике, производиятся на фабрике «Ростовская финифть».

Ярославль - самый крупный Волжский город Золотого кольца. Он был основан около 1010 года князем Ярославом Мудрым. Город белокаменный, с садами, со старинными прекрасными церквями, башнями и воротами уже отметил свое тысячелетие. Церковь в честь пророка Илии была первой церковью города (рис. 11).

Рис. 11. Церковь Илии пророка ()

Согласно сказанию о построении града Ярославля, она была заложена князем Ярославом Мудрым одновременно с самим городом в честь того, что легендарная победа князя над медведем произошла в день этого святого. Стены этого храма украшены росписью знаменитых костромских художников Гурия Никита и Силы Савина вместе с ярославскими мастерами в XVII веке. Такие росписи водяными красками по сырой штукатурке называют фресками. В центре вы видите большой пятиглавый храм, а слева и справа - две постройки, которые называются шатровые. Шатер используется в виде конуса в церковных постройках, увенчанных булавкой с крестом. Один из шатров - это продолжение церкви, а другой - восьмигранная колокольня. В Ярославле несколько таких церквей.

Кострома-городок - Москвы уголок. Эта старинная поговорка издавна известна жителям Костромы. У Костромы с Москвой историческое родство, и основатель у двух городов один - князь Юрий Долгорукий. Кострома всего на пять лет моложе столицы. Жители города сумели уберечь от разрушений многие памятники. Улицы в Костроме расположены веером, это хорошо видно на плане города (рис. 12).

Рис. 12. План города ()

Легенда объясняет это так: когда императрица Екатерина II приказала перестроить город, ее спросили, какой она хочет видеть Кострому. Императрица в тот момент раскрыла веер, вот город и сделали таким необычным. В той части города, где улицы сходятся, расположены старинные торговые ряды, им уже более 200 лет. В старину каждому товару отводилось свое место, поэтому и ряды назывались по-разному: масляные, пряничные, мучные, табачные. Один из самых красивых храмов золотого кольца - церковь Воскресения на Дебре (рис. 13).

Рис. 13. Церковь Воскресения на Дебре ()

Вход в церковь - западные ворота - украшены белокаменными фигурками животных в кирпичных окошечках, а столбики, на которые опирается арка ворот, называются кубышками. В Троицком соборе Ипатьевского монастыря фрески Гурия Никитина и Силы Савина уникальны по своему изображению и созданию сюжета (рис. 14).

Рис. 14. Фреска Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме ()

В городе процветали художественные ремесла, в Ипатьевском монастыре существовала иконописная школа. Костромской край был одним из центров ювелирного искусства. Кострому называют ювелирной столицей России. В Костроме передавались из поколения в поколения традиции уникальной художественной резьбы по дереву. Развивались все виды узорного ткачества, а вышивка стала неотъемлемой частью народного искусства.

От Костромы недалеко и до Владимира. В 1108 году Великим князем Владимиром Мономахом на высоком берегу Клязьме был заложен древнерусский город (рис. 15).

Рис. 15. Древнерусский город Владимир ()

Поначалу Владимир был военной крепостью. Это место и сейчас называют Мономахов город. Он является центральной частью современного Владимира. Древний Мономахов город окружали насыпные земляные валы, поверх валов высились бревенчатые стены. В былые времена въехать в город можно было только через золотые ворота (рис. 16).

Рис. 16. Золотые ворота ()

Посреди улицы возвышается белая арка с двумя башенками по бокам, над аркой - купол. Сейчас там музей, а в старину наблюдали дозорные, нет ли какой опасности Владимиру. Стоит город на крутой горе. Старинные белые храмы сверкают маковками куполов. Самые древние из уцелевших храмов древней Руси построены в XII веке, это белокаменный пятиглавый Успенский собор (рис. 17), он дважды знаменит, его стены внутри расписывал фресками гениальный русский иконописец Андрей Рублев.

Рис. 17. Успенский собор ()

Рядом Дмитриевский собор, его стены украшают несколько сотен каменных изображений удивительных растений, сказочных животных (рис. 18).

Рис. 18. Дмитриевский собор ()

Это целая энциклопедия. Возводились эти храмы, когда Москвы еще не было, вот почему о Владимире говорят: «Старший брат Москвы».

Мы совершили путешествие по Золотому кольцу России. По туристическому маршруту, проходящему по древнерусским городам, и увидели уникальные памятники культуры и истории России.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. - М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. - М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. - М.: Просвещение.
  1. Privetstrana.ru ().
  2. Uateka.com ().
  3. Stsl.ru ().

Домашнее задание

  1. Почему Золотое кольцо России получило такое название?
  2. Чем славится город Сергиев Посад?
  3. Какими соборами владеет город Владимир?

Мармулева Ольга Анатольевна, учитель начальных классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа №15 г.Черемхово»

Урок окружающего мира

Тема: «Золотое кольцо России».

Цель: формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину в рамках реализации ведущей содержательной линии «Человек и общество»: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину.

Задачи:

    Познакомить с городами, составляющими Золотое кольцо.

    Учить узнавать город по его основным достопримечательностям и воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании изученные сведения о городе.

    Продолжить формирование навыков сотрудничества со сверстниками в образовательной деятельности.

Формируемые метапредметные результаты:

Познавательные: овладение логическими действиями анализа, синтеза, причинно-следственных связей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; о владение навыком смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того что ещё неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; оценка – выделение того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, управление поведением партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Тип урока : изучение нового материала

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Дидактическое обеспечение: презентация «Золотое кольцо России», карточки для групп, учебник «Окружающий мир»

Ход урока :

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Контрольно-оценочная деятельность

1. Мотивация к учебной деятельности.

Ребята, я очень рада видеть ваши добрые лица и лучистые глазки. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы и все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть такого ясного солнечного дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. (Дети поворачиваются друг к другу, соединяют ладони и настраиваются на работу. “Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, если будет трудно я тебе помогу…”.

- Мы начинаем изучать новый раздел. Как он называется?

(Путешествие по городам и странам)

-Изучая этот раздел чему мы будем учиться?(с. 85)

Как называют людей, которые путешествуют? (путешественники или туристы)

И сегодня отправляемся в виртуальное путешествие, представим себя в роли туристов. Побываем в нескольких древних русских городах.

Создание проблемной ситуации:

1) Выполните арифметические действия и составьте слово.

Кот – т + крыльцо – кры = ?

Как вы понимаете, что такое кольцо?

Для чего служат кольца? Какие бывают кольца?

Сегодня на уроке речь тоже пойдет о золотом кольце. Представьте себе, что у России есть не простое, а особенное Золотое кольцо Украшено оно особыми российскими самоцветами. У каждого из самоцветов, украшающих Золотое кольцо России свое название.)

-А что это за самоцветы?

Давайте посмотрим на карту. (Показ карты на слайде через проектор)

«Золотое кольцо России» - тысячекилометровый туристский маршрут по древнерусским городам.

Все вместе они образуют знаменитое на весь мир Золотое кольцо.

Так какая тема сегодняшнего урока?

- Золотое кольцо России

Выполняют арифметические действия, отгадывают слово КОЛЬЦО.

Отвечают на вопрос.

Высказывают предположения.

Кольцо- это ювелирное украшение, предмет в форме окружности..

Кольца бывают обручальные, олимпийские, гимнастические…

Станции, остановки на маршруте, украшения, города…..

2. Целепологание

Каковы же цели нашего путешествия?

    Почему кольцо ?

    И почему Золотое ?

Какие города входят в состав Золотого кольца России?

Узнать о достопримечательностях и знаменитых людях этого города

Принятие цели урока, планирование деятельности

Овладение логическими действиями анализа, синтеза, причинно-следственных связей;

осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

3. Выявление места и причины затруднения.

Впутешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы.

Что вы знаете о Москве?

Город Москва столица нашей Родины. Он был основан в1147 году на берегах реки – Москвы. Его основал Юрий Долгорукий.

Москва – огромный город. И по числу жителей, и по своим размерам он стоит в числе крупнейших городов мира.

Отвечают на вопросы.

Формирование умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определять наиболее эффективные способы достижения результата

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания)

Исследовательская работа с текстом -.

Путешествовать будем парами. Знакомиться с городами Золотого кольца вам поможет алгоритм на инструкционных картах

Каждая группа (пара) будет работать по этому алгоритму, анализируя материал учебника, вписывая добытые сведения в маршрутные листы . Потом заслушаем отчеты групп

Читают текст (учебник с.). Отвечают на вопросы.

Овладение навыком смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

извлечение необходимой информации из текста.

5. Реализация построенного проекта.

Организация самостоятельной работы

Правила работы в группе и в паре

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2.Не согласен – объясни почему.

3.Доказывай свое мнение спокойно, вежливо

4. Говори только по делу

5.Работай дружно, помогай друг другу

Гимнастика для глаз.

Работают в группах – составляют небольшой рассказ-повествование о городе.

Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Организация отчета групп, во время рассказа обучающихся дети заполняют карту с. 54

Сколько городов входит в состав Золотого кольца?

Члены каждой группы рассказывают об одном из городов Золотого кольца.

Оценивают свою работу

Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку.

7. Самостоятельная работа

(Тест) .

Организация самостоятельной работы индивидуально

Проверка по ключу.

    Город, название которого, возможно, произошло от слова «угол». Это Углич?

    Плес-это город художников?

3.Нижний Новгород входит в состав Золотого кольца России?

4.Золотые ворота находятся во Владимире?

5. Город Сергиев Посад назван в честь святого Сергия Радонежского?

6. Часовой завод «Чайка» находится в городе Кострома?

7. Ярославль основал Ярослав Мудрый?

8. В Иваново изготавливают украшения из финифти?

9. В Переславле-Залесском улицы расположены в виде веера?

10. Золотое кольцо России- это города в котором делают золотые украшения?


Обучающиеся зотвечают на вопросы текста, заполняют карточку ответов и оценивают себя.

Умение делать выводы, используя различные виды чтения.

8 Рефлексия учебной деятельности .

Организует игру «Выбери фразу».

Ребята, тема нашего урока «Золотое кольцо России», пожалуйста, ответьте, почему же - кольцо?

Давайте посмотрим на карту (Эти города образовали кольцо.

А кто может сказать, почему «золотое»?

Правильно, каждый город Золотого кольца блистает своей богатой историей и достопримечательностями, а вместе составляют сокровищницу русской культуры, наглядную энциклопедию древнерусской архитектуры.

- Наше путешествие подошло к концу. Результатом нашей совместной деятельности стала маршрутная карта по древним городам Золотого кольца России с обозначением их главных достопримечательностей.

Я предлагаю вам высказать своё мнение об уроке с помощью начала фраз, записанных на доске (Слайд):

Сегодня я узнал(а) …

Было интересно …

Было трудно …

Я научилась(ся) …

Я почувствовал (а) …

Мне захотелось …

Формулирует домашнее задание.

    Выполнить задание в рабочей тетради с. 57.

    Составить презентацию об одном из городов Золотого кольца

Выбирают фразу из «рефлексивного экрана» на доске.

Слушают домашнее задание.

Эмоционально-личностная оценка, умение рефлексировать изменения своего эмоционального состояния.

1. С помощью карты учебника подпиши города Золотого кольца.

Выпиши названия тех городов, в которых тебе довелось побывать.

Владимир. Суздаль. Иваново. Ярославль

2. С помощью текста и иллюстраций учебника впиши в таблицу 1 - 2 достопримечательности каждого города

Если тебе известны другие, не названные в учебнике достопримечательности этих городов, можешь тоже вписать их в таблицу.

3. Представь себя экскурсоводом. С помощью плана одного из городов проведи для одноклассников воображаемую экскурсию. Покажи им те достопримечательности, о которых ты что-то знаешь. Расскажи о них.

Парк имени Пушкина, памятник князю Владимиру и Святителю Федору и смотровая площадка в городе Владимир

Посещение города Владимир не будет полным, если не заглянуть в парк имени Пушкина, не посетить памятник князю Владимиру и не посмотреть на город со специально устроенной смотровой площадки.

Парк имени А.С. Пушкина расположен в самой древней части города, среди множества исторических памятников. Сам парк не большой, но очень уютный: мягкие зелёные газоны, изящная решетчатая ограда, элегантные фонари, берёзы, выложенные плитнок дорожки и удобные скамейки. Не случайно этот парк стал одним из любимых мест отдыха горожан.

Яркой доминантой парка стал памятник князю Владимиру и Святителю Федору. Памятник был создан скульптором Сергеем Михайловичем Исаковым и открыт в 2007 году. Он изображает конную скульптуру князя Владимира в руках у которого знамя с изображением Христа. Рядом же с Владимиров изображен Святитель Федор, который, по легенде, принёс христианскую веру на северо-восточную Русь.

Прямо рядом с памятником находится смотровая площадка с которой открывается прекрасный вид на самую древнюю часть города и на реку Клязьма.

Богоявленская площадь, памятник Ярославу мудрому и Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле

Богоявленская площадь — это одна из самых старых площадей Ярославля. Образ её начал формироваться ещё в XII веке. Здесь расположена церковь Богоявления, Спасо-Преображенский монастырь и дома богатых горожан, живших в Ярославле ещё в позапрошлом веке.

В центре Богоявленской площади находится памятник князю Ярославу Мудрому. Памятник, который был создан скульптором Олегом Комовым и архитекторами Н.И. Комовой и А.Р. Бобович, был открыт в 1993 году. Ярослав Мудрый в одной руке держит макет города, а в другой — опущенный меч. По замыслу авторов это символизирует миролюбивый характер князя и его дальновидную политику.

Самая же знаменитая достопримечательность Богоявленской площади — это Спасо-Преображенский монастырь. Именно на месте этого монастыря и была найдена самая известная древнерусская рукопись — «Слово о полку Игореве». Основан этот монастырь был в XII веке. В XVI веке здесь любил бывать царь Иван Грозный, а в XVII веке именно от стен этого монастыря Минин и Пожарский отправились на освобождение Москвы от иноземных захватчиков.

4. Серёжа и Надя подготовили для тебя задание. Узнай города по описаниям. Впиши в клеточки названия городов.

а) Этот город назван в честь святого Сергия радонежского. Здесь находится большой монастырь — Троице-Сергиева лавра.

б) Улицы этого города расположены в виде веера. Там, где они сходятся, стоят старинные торговые ряды.

в) Этот город стоит на Волге в том месте, где река изгибается, течёт «углом». В этом городе есть часовой завод.

г) Этот город называют городом-музеем. В нём много церквей, монастырей, часовен. Ещё есть музей деревянного зодчества.

5. С именами каких великих людей связаны названия городов? Соедини линиями.

6. Мудрая Черепаха интересуется, знаешь ли ты эти достопримечательности. Вырежи из Приложения фотографии и расположи их в соответствующих окошках. Проверь себя по учебнику. После проверки наклей фотографии. Укажи стрелками названия городов.

7. Здесь ты можешь записать вопросы для викторины о городах Золотого кольца.

  • В каком городе находятся Золотые ворота?
  • Как вы думаете, почему они так называются? (В старину за въезд в город через ворота брали плату золотом)
  • Кто основал город Владимир?

Задай эти вопросы одноклассникам. Оцени их ответы.

8. С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовь сообщение об одном из городов Золотого кольца. Лучше выбрать город, где тебе доводилось бывать. Тогда ты сможешь дополнить собранную информацию своими впечатлениями.

Тема сообщения:

План сообщения:

  1. Общие сведения о городе Суздале
  2. Главные достопримечательности города
  3. Туризм в Суздале

Суздаль — музей под открытым небом

Суздаль — настоящая жемчужина среди сокровищ Золотого кольца России. Этот небольшой городок с населением менее 10 000 человек смог сохранить все наследие, оставленное ему от предыдущих поколений и превратить свой город в настоящий музей под открытым небом. Впервые поселение с название Суждаль, расположенное на этом месте, упоминается летописи 1024 года. Впрочем, согласно археологическим исследованиям, защитные сооружения вокруг поселения были созданы ещё раньше.

В течении веков Суздаль был одним из важнейших городов России. В XII веке город был столицей Ростово-Суздальского княжества, а XIII веке — столицей Суздальского княжества. Здесь происходили исторические сражения и вершились важные государственные дела.

Сейчас в Суздале сохранились многие архитектурные памятники тех времён: Суздальский кремль, несколько древних монастырей, крепостной вал, торговые ряды, каменный посадский дом и огромное количество старинных церквей, которые неизменно интересны каждому туристу.

Также в Суздале создано несколько музеев, которые позволяют желающим как бы перенестись во времена Древней Руси. Это музей деревянного зодчества с восстановленными избами крестьян, ветряными мельницами, амбарами, колодцами, овинами и другими интересными постройками. Очень интересные музеи находятся на территории Суздальского кремля и Спасо-Евфимиева монастыря, музей восковых фигур и иконописная мастерская.

Да и вообще, сами улицы Суздаля и его гостиницы — все устроено так, чтобы гости города почувствовали себя как те далёкие времена. По улицам можно прокатиться на санях или повозке, запряженной лошадьми. Попить старинные медовые напитки и полакомиться блюдами настоящей русской кухни.

Источник (источники) информации:
Интернет сайты, личные впечатления от поездки в Суздаль, альбомы и открытки, приобретённые во время поездки.

Здесь ты можешь записать интересные факты для своего сообщения, выполнить рисунки по своим впечатлениям или наклеить фотографии.

Вера Балтачева
Конспект урока по окружающему миру «Золотое кольцо России» в 3 классе

Урок окружающего мира .

Тема : «ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО РОССИИ »

3 класс

Цели деятельности учителя :

Образовательная : создать условия для ознакомления со старинными городами, вошедшими в Золотое кольцо России ; расширение кругозора учащихся в области достопримечательностей городов.

Развивающая : способствовать развитию речи учащихся, познавательного интереса к предмету.

Воспитательная : содействовать воспитанию любви к России , интереса к её духовному наследию.

Цель : познакомить с городами, входящими в состав Золотого кольца России .

Задачи :

1. Познакомить со старинными городами России .

2. Развивать представления обучающихся об исторических достопримечательностях городов Золотого кольца России и умение работать с различными источниками информации.

3. Воспитывать эстетические чувства, патриотические чувства, умение работать в группе.

Оборудование для учителя :

Мультимедийный проектор;

Учебник «Окружающий мир » , рабочая тетрадь;

Энциклопедии

Оборудование для учащихся :

Учебник;

Тетрадь на печатной основе «Окружающий мир ;

Информационные листы

Лист самооценки

Смайлики

Памятки работы в группе

Роли в группе

Медиаматериалы :

Аудизапись «Звон колокола»

Презентация «Золотое кольцо России »

Музыкальная физминутка

Планируемые результаты :

Личностные УУД :

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

Воспитание чувства любви к своей родине.

Регулятивные УУД :

Умение самостоятельно планировать алгоритм выполнения задания, корректи-ровать работу по ходу ее выполнения;

Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

Умение самостоятельно оценивать правильность выполнения своих действий.

Познавательные УУД :

Умение извлекать информацию из разных источников (учебник, презентация, сеть Интернет) ;

Умение находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную из разных источников.

Коммуникативные УУД :

Умение оформлять свои мысли в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;

Умение сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим процесс работы и свой результат; слушать мнения других;

Умение строить добрые, уважительные отношения между партнерами;

Умение давать адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм

План урока :

1. Организационный момент.

2. Мотивация. Постановка темы и цели урока .

3. Актуализация опорных знаний.

4. Изучение нового материала.

5. Закрепление изученного материала.

6. Итог урока .

7. Домашнее задание.

8. Рефлексия

Этапы урока Ход урока Примечания

1. Орг. момент

1-2 мин - Добрый день.

Прозвенел звонок

Начинаем наш урок .

Меня зовут Вера Леонидовна и этот урок мы проведём с вами вместе. На наш урок сегодня пришли гости, поприветствуем их кивком головы.

Ребята, улыбнитесь друг другу, подарите хорошее настроение своим друзьям и нашим гостям. (Садитесь)

А с каким настроением вы пришли сегодня на урок ? Покажите своё настроение в начале урока смайликом (жёлтый - отличное, зелёный –хорошее, красный- грустное.) (Дети поднимают смайлики)

Спасибо. Я надеюсь, что к концу урока ваше настроение станет ещё лучше.

смайлики

2. Мотив. момент

2. –Ребята, я пришла к вам не с простыми руками. Посмотрите, у меня на столе лежат вещи : рюкзак, записная книжка, ручка, компас, карандаш, фотоаппарат.

Как вы думаете, для чего всё это? (или кому нужны все эти предметы)

(Для путешественника, туриста)

Значит, куда мы с вами отправимся сегодня на уроке ? (мы отправимся в путешествие) .

А ещё здесь лежит вот такая вещь. (золотое кольцо )

Как называется наша страна? (Россия )

Итак, какая же тема нашего урока ? Путешествие по Золотому кольцу России . (Тема урока на доске .)

Работа с листком самооценки.

Ребята, у вас на столе лежат листы самооценки. Оцените ваши знания по данной теме в начале урока в левом столбике (+)

Лист самооценки

Начало урока Конец урока

Знаю всё Знаю всё

Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке ?.

Что такое Золотое кольцо России ? (на доске)

Почему кольцо ? Почему Золотое ? (на доске)

Какие города входят в Золотое кольцо России ?

Местоположение этих городов на карте.

Достопримечательности этих городов.

Гимнастика для глаз.

Глазки видят всё вокруг

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг

Погляжу на мир вокруг .

Чтение журналисткой заметки.

Прочитайте самостоятельно в парах…заметки, которые лежат у вас на партах

1 ряд :

В теперь уже далекие 60-е годы XX века журналист и общественный деятель в области сохранения культурного наследия Юрий Бычков сел в собственный автомобиль и, выехав из Москвы, прокатился по восьми городам к северо-востоку от столицы. В качестве точек своего маршрута он выбрал те места, где, на его взгляд, сохранилось больше всего памятников культуры и истории..

Маршрут журналиста был таким : Москва – Сергиев Посад (в те времена Загорск) «Советская культура» Золотое кольцо России

3 ряд :

С древних времён кольцо

С давних пор золото золота очень изящны и затейливы.

«Золотое кольцо России

записная книжка, ручка,

карандаш,

фотоаппарат,

кольцо

Тема урока на доске .)

Золотое кольцо России

Лист самооценки

Вопросы на доске

Заметки на каждой парте.

Задание по рядам.

(1 на парту)

Читают парой.

Сегодня мы начинаем изучать новый раздел «Путешествие по городам и странам» . Посмотрите на план размещения городов Золотого кольца на карте . Они действительно расположены кругом, беря своё начало в столице нашей Родины –Москве. В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из столицы нашей Родины.

Вы уже знакомы с достопримечательностями Москвы. Вспомните их.

Игра «4-й лишний» в парах.

(на столах лежат фотографии достопримечательностей Москвы. Найдите лишнюю.

Проверьте себя. Переверните карточки. Какие цвета? (Цвета флага России )

Составьте флаг России .

Кто основал этот город? Князь Юрий Долгорукий. Вспомните, в каком году это было. 1147. (Приготовить карточку)

Что оказалось лишним? Где находится эта башня?

Карта Золотого кольца .

Карточки

Достопримеч

Карточка Князь Юрий Долгорукий

Ребята, где можно найти информацию о городах? (учебнике, в интернете, в энциклопедиях, дополнительной литературе) показать

Сегодня на уроке вам поможет учебник , рабочая тетрадь и информативные листы, которые вы найдёте в своих конвертах. Также в учебниках у вас есть карта, по которой вы найдёте свой город, о котором будете рассказывать.

Перед работой вспомните правила работы в группе.

Распределите роли в группе.

Энциклоп.

Учебник, рабочая тетрадь, информа

тивные листы.

Памятки «Правила работы в группе»

«Роли в группе»

Работа в группах.

Каждая группа получает своё задание.

(№1 В конвертах - информативний лист, лист ответа по городу)

(№2 (В конверте фотографии достопримечательностей города с небольшим описанием достопримечательностей, лист А 3 для оформления)

Время работы – 10 минут.

Физминутка. (муз.)

Итак, мы начинаем знакомится с городами Золотого кольца .

Очутившись в городе, вы должны будете запомнить его название и записать в маршрутные листы – рабочие тетради 2 достопримечательности города.

Первый город Сергиев Посад.

(Выступление 1группы – информация о городе; 2 группа – достопримечательности;) Дети записывают 2 достоприм.

(Выступление 3группы – информация о городе; 4 группа – достопримечательности;) Дети записывают 2 достоприм.

(Выступление 5группы – информация о городе Ростов; 6 группа – достопримечательности;) Дети записывают 2 достоприм

Коллаж - на доску и рассказывают коротко о достопримечат.

Слушание ростовского перезвона, рассматривание ростовской финифти

Закрепление изученного

Итог Сегодня наше путешествие подходит к концу. Мы с вами побывали в нескольких городах Золотого кольца . На следующем уроке мы продолжим наше путешествие.

А сейчас давайте вернёмся к началу урока . Нашли ли мы ответы на наши вопросы?

Чем славятся эти города? (своими замечательными людьми, прекрасными памятниками, красивыми видами, чудесной природой)

Какие чувства вы испытали? (чувство гордости за свою Родину, любопытства, радости)

Почувствовали ли вы гордость за нашу страну, познакомившись с этими городами? Почему?

Да, каждый город по-своему красив и одинаково дорог россиянину своей неповторимой красотой, историей. Создание этого маршрута было необходимо для того, чтобы привлечь внимание не только к красоте, но и необходимости беречь и сохранять культурные и исторические ценности России .

Ребята, и в вашем селе тоже есть памятники культуры, которые вы должны беречь и сохранять.

Рефлексия Работа с листком самооценки.

Д/З

Понравилось ли вам сегодня на уроке ? Покажите соё настроение смайликом.

Я благодарю вас за урок . Вы все сегодня очень хорошо поработали. Всем поставим отлично.

Урок окончен . Работа с листком самооценки

синквейн

Попробуйте в группе составить синквейн по одному из городов, в которых вы побывали сегодня.

Заслушиваем 1-2

Д/З : по выбору 1. Подготовить сообщение по 1 достопримечательности любого города.

2. Придумать вопросы к викторине.

3. Найти пословицы и поговорки в которых есть название городов.

синквейн

Лист самооценки

Начало урока Конец урока

Знаю всё Знаю всё

Знаю, но не всё Знаний стало больше

Знаю мало Ничего нового не узнал

Ничего не знаю Могу рассказать другим

Гимнастика для глаз.

Глазки видят всё вокруг

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг

Погляжу на мир вокруг .

1 ряд :

В теперь уже далекие 60-е годы XX века журналист и общественный деятель в области сохранения культурного наследия Юрий Бычков сел в собственный автомобиль и, выехав из Москвы, прокатился по восьми городам к северо-востоку от столицы. В качестве точек своего маршрута он выбрал те места, где, на его взгляд, сохранилось больше всего памятников

культуры и истории.

Маршрут журналиста был таким : Москва – Сергиев Посад (в те времена Загорск) – Переславль Залесский – Ростов – Ярославль – Кострома – Иваново – Суздаль – Владимир – Москва. А затем он опубликовал в газете «Советская культура» цикл очерков об этих городах под общим заголовком Золотое кольцо России . Каждый очерк был посвящен отдельному городу.

3 ряд :

«Золотое кольцо России – это знаменитый на весь мир туристический маршрут по древним русским городам, хранящим уникальные памятники отечественной истории и культуры».

С древних времён кольцо является символом единства и постоянства.

С давних пор золото – символ богатства и знатности, так как очень редкий и драгоценный металл. Украшения, сделанные из золота очень изящны и затейливы.

Юрий Долгорукий

Год основания Москвы