Виды прогулок в детском саду по фгос. Организация и проведение прогулки в детском саду

Валентина Бочкарева
Методика проведения прогулок в ДОУ.

Прогулка занимает в режиме дня детей дошкольного возраста значительное время и имеет огромное педагогическое значение. Прогулка организуется два раза в день : в первую и во вторую половину дня. Согласно Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях ежедневная продолжительность прогулки детей должна составлять не менее 4–4,5 часов. Фактически дети гуляют меньше, продолжительность прогулки по разным причинам сокращается, а ее оздоровительный и развивающий потенциал используется далеко не в полной мере. Стихийность и однообразие являются типичными недостатками организации прогулок в современном детском саду. Прогулки проводятся без учета возрастных закономерностей физического и психического развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей состояния здоровья и развития. Целенаправленное и систематическое педагогическое воздействие нередко подменяется присмотром за детьми.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют , много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус. Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем : о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Прогулка развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей, а также решает вопросы нравственного воспитания.

Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

На прогулке необходимо использовать интегрирование таких образовательных областей, как «Физическая культура» , «Здоровье» , «Безопасность» , «Социализация» , «Познание» , «Коммуникация» , «Труд» . Интеграция возможна в процессе освоения сенсорных эталонов при овладении правилами безопасного поведения, речевыми умениями, опытом общения с детьми и взрослыми, отражении в подвижных играх различных сюжетов, обыгрывании действий персонажей сюжетно-ролевых игр, формировании привычки чередовать малоподвижные виды деятельности с активными двигательным отдыхом, расширении представлений о человеке, его окружении, благоприятных условиях жизни.

Задачи образовательных областей решаются на прогулке в ходе подвижных игр с детьми, трудовых поручений, ознакомления с трудом взрослых, наблюдений, экспериментирования с предметами окружающего мира, целевых прогулок , самостоятельной игровой деятельности, дидактических игр с детьми и составляют одно направление – познавательно-речевое развитие. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

Оздоровление детей.

Физическое развитие.

Развитие самостоятельности.

Расширение кругозора.

Ознакомление с окружающим миром.

Воспитание эстетических чувств, культуры поведения.

В целях успешной реализации поставленных задач необходимо перспективное планирование прогулки , где нужно учитывать разнообразные факторы : погодные условия, возраст детей, наличие соответствующего оборудования, предыдущие занятия и т. д.

Составные части прогулки :

Наблюдение, рассматривание;

Трудовая деятельность детей;

Подвижные игры;

Индивидуальная работа с детьми;

Самостоятельная деятельность детей.

Разновидности прогулок :

Типовая – максимально свободная деятельность детей.

. Комбинирование : целевая прогулка и свободная деятельность.

. Прогулка – экскурсия – поход .

Спортивные эстафеты.

Дети на прогулке попадают в среду , частично знакомую, но ме-няющуюся в зависимости от разных обстоятельств. Это следует использовать наилучшим образом для всестороннего развития и воспитания ребенка. Первое, с чем встречается ребенок на прогулке , - это огромный мир природы, с которым необходимо его познакомить : помочь понять, принять, полюбить и бережно к нему относиться. Ежедневно проводится запланированное наблюдение за изменениями природы со всеми детьми или по подгруппам. Помимо этого, на протяжении всего времени прогулки взрослый не раз уточняет, закрепляет данные, полученные детьми не только в ходе организованных наблюдений, но и в процессе собственных наблюдений, знаний.

Таким образом, основной метод обучения - это наблюдение. Но у младшего дошкольника оно развито недостаточно, наблюдательность как качество личности отсутствует, значит, приемы должны соответствовать возрасту, в первую очередь это опора на ориентировочные реакции в разных формах. Вышли дети на прогулку и сразу увидели что-то необычное или отметили, что изменилось в окружающей среде. Может случиться, что что-то осталось незамеченным. Задача взрослого : поддержать у детей стремление замечать изменения в природном окружении, а если что-то упустили - привлечь внимание, не оставлять что-то на потом. Наблюдательность предполагает умение слушать и активно воспринимать услышанное. Но на прогулке ребенок сталкивается с массой отвлекающих его моментов : пролетела бабочка, шум проез-жающей машины и т. д. Удержать внимание ребенка младшего дош-кольного возраста очень не просто. Поэтому наблюдения должны быть нерастянутыми по времени (не более 7-10 минут, яркими, интересными, содержательными, несущими в себе новизну. Этому способствуют, во-первых, сами объекты наблюдения и всплеск положительных эмоций детей при их виде, во-вторых, образная речь взрослого, его умение использовать стихотворные тексты, загадки, пословицы и поговорки, которые воспринимаются детьми с большим интересом, обогащают их словарный запас, развивают эстетические чувства. Чтобы продлить интерес к рассматриванию, взрослый также должен широко использовать привлечение самих детей к активным высказываниям и действиям путем постановки вопросов, собственной заинтересованностью происходящим, вызывая сопереживание, сочувствие, сопричастность к необычным событиям в окружающей среде. Главное - не оставлять детей равнодушными при виде ярких образов природного окружения. Поддержание интереса к ежедневным наблюдениям происходит за счет того, что детям каждый раз предлагается новый объект для непосредственного ознакомления. Наблюдения за растениями, животными, птицами и насекомыми перемежаются знакомством с людьми разных профессий, ознакомлением с общественной жизнью - жизнью улицы. Целевые прогулки за пределы участка также способствуют возникновению стойкого желания наблюдать.

Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке . Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности – не превышали 5-19 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте.

Формами организации труда детей являются :

Индивидуальные трудовые поручения;

Работа в группах;

Коллективный труд.

Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.

Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.

В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организует как «труд рядом» , при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга

В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы;

показ и объяснение всего задания – последовательные этапы.

У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя) .

Индивидуальные поручения становятся длительными, например, собрать и оформить гербарий.

При организации работы с детьми на прогулке играет роль эмоционального отношения к делу, которое задает воспитатель. Важно создать правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом, необходимо разнообразить и скрасить монотонную деятельность, например, предложить отгадать загадки. Чтобы правильно руководить наблюдениями и трудовой деятельностью детей на прогулке , воспитатель должен пополнять свои знания, владеть практическими умениями и навыками, а также методикой проведения прогулки .

Проведение подвижных игр на открытом воздухе обеспечивает выполнение одной из важных задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем и закаливание организма ребёнка. При проведении подвижной игры на открытом воздухе имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов , направленных на формирование личности ребёнка. При подборе игр учитывается характер предшествующей деятельности. Так, после занятий по развитию речи, рисованию, лепке целесообразно организовать более активные игры. Однако после деятельности, потребовавшей от детей сосредоточенного внимания, не рекомендуется разучивать новые игровые правила. Не исключаются подвижные игры и в дни, когда дети занимаются музыкой и физкультурой, но в этом случае игры подбирают с менее активными действиями и проводят их не в начале , в середине прогулки . Рекомендуется проводить три игры в течение прогулки , учитывая различные игры :

Малоподвижные;

Игры средней активности;

Игры с высокой двигательной активностью.

Следует отражать в планах разучивание новой игры и игры на закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств. В течение года проводится примерно 10 – 15 новых игр.

Кроме этого организуются игры :

Аттракционы

Игры-эстафеты

Сюжетные подвижные игры

Игры с элементами спорта

Сюжетные подвижные игры

Бессюжетные подвижные игры

Народные игры

Хороводные

Спортивные упражнения («Катание на санках» , «Скольжение» , «Ходьба на лыжах» ).

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха от предшествующего проводимого занятия , от состояния детей, их желаний, от времени проведения прогулок (вечерняя, утренняя) . Рекомендуется тщательно продумывать содержание прогулки . Во время прогулок могут быть использованы : подвижные игры, бессюжетные народные игры с предметами : «Серсо» , «Кольцеброс» , «Кегли» ; в старших группах – элементы спортивных игр : волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей.

В жаркую погоду целесообразно проводить игры с водой ; спортивные упражнения : езда на велосипеде. Зимой катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах. Организуются спортивные развлечения, проводятся физкультурные праздники. Выбирая для детей игру, педагог должен ставить задачи не только двигательного характера – закрепить навык того или иного движения, но и психологического – развивать чувство товарищества, взаимопомощи. Для этого подходят игры : «Дай руку» , «Горелки» , «Палочка-выручалочка» и т. д. Методика проведения подвижных игр в старшей группе предусматривает комплексное использование методов и приемов :

- наглядных : показ движения, слуховые и зрительные ориентиры, имитация;

- словесных : название игры, объяснение, указания, пояснения, распоряжения команды, описание, анализ действия, оценка, вопросы к детям, словесные инструкции;

- практических : выполнение движений без изменений и с изменениями, участие в соревновательных играх, самостоятельное проведение игр в различных условиях.

Дети дошкольного возраста играют в самые разнообразные игры. Решающая роль в руководстве играми принадлежит педагогу, но чрезвычайно важно побуждать детей к самостоятельности, проявлении творческой инициативы при организации и проведении игр . Надо стремиться к тому, чтобы дошкольники научились играть в подвижные игры по собственному желанию, выполняя основные правила, соблюдая дисциплину, доводя игру до конца. Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребёнком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Подвижная игра стимулирует активную двигательную деятельность детей. Не значительная усталость, вызываемая участием в таких играх, полезна : систематически повторяясь, она способствует приспособлению организма к повышенной физической нагрузке, увеличению работоспособности. Задача создания всех необходимых условий для того, что дети росли физически здоровыми, крепкими, является одной из важнейших. Поэтому правильно поставленной воспитательной работой может считаться только та, в рамках которой большое место занимает физическое воспитание детей.

Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется. Она направлена на закрепление, каких – либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми, на отработку звукопроизношения, заучивание стихов, на закрепление материала по всем разделам программы , формирование нравственных качеств. Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.

Самостоятельная деятельность детей на прогулке также нуждается в грамотном руководстве. Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе НОД, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр. Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом : песком, глиной, мелкими камушками и т. д.

Для организации самостоятельной деятельности необходимо создать условия : атрибуты, выносной материал, орудия труда для трудовой деятельности. Необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к хранению и размещению выносного материала.

Начиная со средней группы с детьми должны периодически в определенной системе проводиться прогулки за пределы участка , которые оказывают большое влияние на расширение представлений детей об окружающей действительности, труде взрослых в сельском хозяйстве, на строительстве, транспорте и др. Содержание этих прогулок определяется программой по ознакомлению детей с окружающей жизнью. Однако следует помнить, что нельзя перегружать детей наблюдениями, не нужно стараться сразу сообщать детям все о данном объекте, явлении. Но в то же время необходимо предусматривать сообщение детям элементов нового, что будет способствовать развитию интереса детей к знаниям. Организация этих прогулок требует от воспитателя тщательной продуманности и подготовленности.

В течение всего года в обязательном порядке проводится и вечерняя прогулка . Так как взрослый дополнительно занят встречей с родителями, на вечерней прогулке не проводятся организованное наблюдение и трудовые действия. На фоне самостоятельно играющих детей педагог может что-то рассказывать и показывать им, пообщаться с одним-двумя на интересную для них тему, организовать индивидуальные игры-развлечения, понаблюдать с подгруппой детей за каким-либо необычным явлением или событием, которое заметили они сами. Однако необходимо иметь в виду, что вечером не следует проводить игр большой подвижности, возбуждающих нервную систему детей. При организации всех видов деятельности во время прогулок следует учитывать индивидуальные особенности детей, состояние их здоровья; более активно в ходе их использовать методы и приемы , способствующие формированию, усвоению нравственных норм поведения.

Главное - сделать так, чтобы на прогулке не было скучно . Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой и радостью. Для воспитателей прогулка - это уникальная возможность не только оздоровить детей, но и обогатить ребенка новыми знаниями, показать опыты, материал для которых предоставляет сама природа, развить внимание, память и т. п.

Литература :

1. Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

2. Ж. ДВ. №8-1999г. Ануфриева «Летние забавы на прогулке » . №4-1998г. Николаева. «Ознакомление с трудом Взрослых и явлениями природы в разные сезоны. №6-1989г. Шевченко. «Летняя прогулка будет интереснее » . №1-1984г. Александровна «Разыгрываем сказки» . №11-1996г. Никитина. «Играем без игрушек» .

3. М. В. Лучич. «Детям о природе» . Издательство «Просвещение» .

4. СанПин 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», зарегистрирован в Минюсте России 27.08.2010, регистрационный № 18267.

5. Изменение № 1 к СанПин 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.2791-10.

6. «Нравственно- трудовое воспитание в детском саду» сб. под. рук. Р. С. Бурей.

7. Организация прогулки в ДОУ : методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений : в 2 ч. Ч. 1/сост. Е. А. Донченко. – Архангельск : изд-во АО ИППК РО, 2011. – 66 с.

8. Торочкова Т. Ю. Играем на прогулке/Т . Ю. Торочкова// Медработник ДОУ. – 3 1. – с. 32-35.

9. Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с малышами : пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет/С. Н. Теплюк – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 144 с.

10. Е. А. Тимофеева,Л. С. Фурмина, Т. И. Осокина «Игры и развлечения детей на воздухе» . Издательство «Просвещение» .

Вас приветствует муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 «СНЕЖОК» городского округа Тольятти

МБУ детский сад № 20 «Снежок» - дошкольное образовательное учреждение для воспитанников в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.

Основная цель деятельности Учреждения - осуществление образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
Основные виды деятельности Учреждения:

  • реализация образовательных программ дошкольного образования, в том числе адаптированных для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • присмотр и уход за детьми;
  • организация охраны здоровья воспитанников (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации);
  • создание необходимых условий для организации питания воспитанников и работников Учреждения.


Уважаемые родители, дети и гости города Тольятти!

В рамках общественного творческого проекта «Культурное сердце России на территории городского округа Тольятти каждую субботу и воскресенье с 1 июня по 1 сентября 2019 года в парках города (Парк Победы, Парк Центрального района, Комсомольский парк культуры и отдыха) проводятся мероприятия «Чудесные выходные Тольятти».

В программе представлены показательные тренировки, мастер-классы, концертные и игровые площадки, ярмарки декоративно-прикладного искусства и много другое.

Желаем чудесных выходных и новых ярких впечатлений вместе с участниками проекта!

Познакомиться с мероприятиями, которые организуют муниципальные образовательные учреждения городского округа Тольятти можно

Методика проведения прогулки в детском саду

«Методика проведения прогулки в детском саду»

Составитель: зам. заведующего по ВМР Леонтьева Светлана Геннадьевна

Цели: Дать знания о разновидности прогулок, структуре прогулок.
Учить правильно, организовывать прогулку.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
Прогулка - обязательный элемент режима дня.
Основная задача педагогической работы воспитателя на прогулке состоит в обеспечении

  • активной,
  • содержательной,
  • разнообразной,
  • интересной для детей деятельности.

Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до двух-трех часов в день. Проводится прогулка два раза в день (в первую и вторую половину дня), а летом вся жизнь детей переносится на открытый воздух (за исключением сна и приема пищи). Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться.
Во время прогулки в полной мере должны реализовываться воспитательно-образовательные задачи:

  • Оздоровление детей.
  • Физическое развитие.
  • Развитие самостоятельности.
  • Расширение кругозора.
  • Ознакомление с окружающим миром.
  • Воспитание эстетических чувств, культуры поведения.

В целях успешной реализации вышеперечисленных задач необходимо тщательное перспективное планирование этого режимного
момента. При планировании прогулки воспитатель должен учитывать множество разнообразных факторов:

  • погодные условия;
  • возраст и контингент детей;
  • наличие инвентаря и соответствующего оборудования;
  • предыдущие занятия в группе и многое другое.

Разновидности прогулок:
Прогулки делятся на несколько видов:

  • Типовая - максимально свободная деятельность детей (максимум атрибутов).
  • Комбинированная:
  • целевая прогулка и свободная деятельность.
  • Прогулка – экскурсия - поход.
  • Спортивные эстафеты.

Во время прогулки педагог способствует развитию у детей:

  • элементарных естественно - научных представлений о физических свойствах окружающего мира;
  • формированию географических представлений (в соответствии с возрастными возможностями);
  • формированию экологической культуры;
  • эмоционально положительного отношения к живой и неживой природе.

Прогулка должна дать ребенку разрядку, снять напряжение после статических, сосредоточенных занятий и создать у него жизнерадостное настроение, что обеспечивает соответствующий эмоциональный тонус для успешного физического и психического развития ребенка в иных условиях и видах деятельности.
Пребывание детей на свежем воздухе способствует:

  • укреплению здоровья;
  • закаливанию организма;
  • развитию двигательной деятельности;
  • развитию познавательной деятельности.

Время проведения прогулки определено в программах (по которым работают учреждения) и его объем зависит от возраста детей.
При организации прогулки большую роль играет наличие и состояние участков каждой группы, их планировка и благоустроенность.
Структура прогулки
Структуру прогулки условно можно представить следующим образом:

  • наблюдение,
  • трудовая деятельность детей;
  • подвижные игры;
  • индивидуальная работа с детьми;
  • самостоятельная деятельность детей

Наблюдения на прогулке
Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) в первую очередь наблюдениям за сезонными явлениями в живой и неживой природе. Важно закреплять представления детей о том, что эти изменения влияют на жизнь животных и человека, научить делать выводы о взаимосвязях различных природных явлений. Предпочтительно планировать наблюдения на прогулке по дням недели.
Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т. д.
Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Следует организовать и наблюдения за трудом взрослых, которые работают вблизи детского сада.
Наблюдение развивает пытливость, любознательность. Воспитатель поддерживает интерес детей к приметам времени года, задает вопросы, которые направляют внимание ребенка и побуждают его к дальнейшим наблюдениям. Полученные наблюдения можно закрепить последующими зарисовками, составлением рассказов.
На летней, весенней, зимней, осенней прогулке педагог периодически обращает внимание детей на цветовую гамму окружающих детский сад деревьев.
Использование стихотворений на определенную тему при наблюдениях и рассматривания помогает усилить впечатления детей от осенней прогулки.
Стихи о природе, загадки, народные приметы и пословицы - все эти нехитрые словесные приемы позволяют сделать прогулку более эмоциональной, направить наблюдение детей в нужное русло.
Самостоятельная деятельность
На прогулке дети находятся в тесном контакте с природой, они приспосабливаются к условиям сезона и погоды, что существенно влияет на содержание игр детей. Зимой преобладают физкультурные упражнения (катание на ледяной дорожке, на санках, на горке); конструктивные игры.
Для конструктивных игр дети активно используют снег, цветные льдинки, заранее заготовленные вместе с воспитателем. Летом дети с удовольствием играют разнообразным природным материалом: камешки, желуди, листья, песок, вода.
Трудовая деятельность
Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде, зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями.
Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем, требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца.
Для успешного решения задач по развитию самостоятельно и аккуратности, привитию трудолюбия очень важно правильно подобрать детский инвентарь - грабли, лопатки, совки, ведерки.
Большое значение при организации работы с детьми на прогулке имеет эмоциональное отношение к делу, которое задает воспитатель еще до начала работы. Не всегда сама работа будет интересовать детей, иногда их привлекает цель, поставленная воспитателем, а во время выполнения работы захватывают общность интересов, слаженность, соревновательного момента.
Не менее важно создать правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом.
Детей старшей группы следует подводить к пониманию того, что нужно делать не только интересную работу, но и необходимую.
Чтобы разнообразить и скрасить монотонную деятельность, воспитатель может предложить детям отгадать загадки.
Чтобы правильно руководить наблюдениями и трудовой деятельностью детей на прогулке, воспитатель должен пополнять свои знания по биологии растений и животных, владеть практическими умениями и навыками в этой области, а также методикой проведения наблюдений, экскурсий, организации труда детей старшего дошкольного возраста.
Подвижные игры
Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.
Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.
Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.
Во время прогулок, могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами (такие, как бабки, кольцеброс, кегли).
А в старших группах - элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей.
В жаркую погоду проводятся игры с водой.
Полезны игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Воспитатель дает детям кубики, лото, поощряет игры в семью, космонавтов, пароход, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал.
Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения). Летом - это езда на велосипеде, классики, зимой - катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.
Подвижные игры планируются и проводятся воспитателем самостоятельно, с учетом пожеланий детей, по рекомендациям узких специалистов или тематически. Они могут быть весьма разнообразны, поэтому во избежание монотонности целесообразно спланировать подвижные игры по дням недели. Такое планирование позволяет учесть интересы каждого ребенка, полностью охватить программный материал по разделу подвижных игр, организовать деятельность воспитателя. На прогулке обязательно проводятся две подвижных игры. Игры бывают сюжетными, бессюжетными, с правилами, спортивные, малоподвижные, хороводные.
Индивидуальная работа
Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других - упражнение в равновесии, для третьих - спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.
На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседа по рекомендации учителя – логопеда.
Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.
Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется.
Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.
Самостоятельная деятельность
Самостоятельная деятельность детей на прогулке также нуждается в грамотном руководстве.
Воспитатель может предложить детям организовать сюжетно - ролевую или подвижную игру, занимательные задания, игрушки или инвентарь для труда и т.д. Необходим постоянный контроль за самостоятельной деятельностью детей.
Обращая внимание на каждого ребенка, воспитатель постоянно должен держать в поле зрения всех детей:
вовремя предотвратить возникающий конфликт, похвалить тех, кто по собственной инициативе навел порядок на веранде, на участке, собрал игрушки. Так создаются хорошие условия для всестороннего развития и воспитания детей на прогулке.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. А если настоящий воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше.

Консультация для педагогов на тему:

«Организация и методика проведения прогулки в детском саду».

Цели: Дать знания о разновидности прогулок, структуре прогулок;

Учить правильно, организовывать прогулку.

Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Прогулка - обязательный элемент режима дня.

Основная задача педагогической работы воспитателя на прогулке состоит в обеспечении

Активной,

Содержательной,

Разнообразной,

Интересной для детей деятельности.

Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

Во время прогулки в полной мере должны реализовываться воспитательно-образовательные задачи:

Оздоровление детей.

Физическое развитие.

Развитие самостоятельности.

Расширение кругозора.

Ознакомление с окружающим миром.

Воспитание эстетических чувств, культуры поведения.

В целях успешной реализации вышеперечисленных задач необходимо тщательное перспективное планирование этого режимного

момента. При планировании прогулки воспитатель должен учитывать множество разнообразных факторов:

Погодные условия;

Возраст и контингент детей;

Наличие инвентаря и соответствующего оборудования;

Предыдущие занятия в группе и многое другое.

Требования к продолжительности прогулки. Режим длительности проведения прогулок на улице.

Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до двух-трех часов в день. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться.

- В зимний период прогулки на воздухе проводятся 2 раза в день: в первую половину дня - до обеда, во вторую половину дня - перед уходом детей домой. В целях недопущения переохлаждения участков тела (лицо, руки, ноги) в холодную погоду, рекомендуется отправлять детей в помещение, отапливаемый тамбур на обогрев, не более чем на 5-7 минут. Зимние прогулки в детском саду для детей до 4 лет проводятся при температуре до -15°С, для детей 5-7 лет при температуре до -20°С.

Время выхода на прогулку каждой возрастной группы определяется режимом воспитания и обучения. Запретом для прогулок является сила ветра более 15 м/с.

Требования к оборудованию и санитарному состоянию участка детского сада для проведения прогулок.

Для осуществления задач всестороннего развития детей большое значение имеет озелененный, в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями, спланированный и оборудованный участок. Желательно, чтобы каждая возрастная группа располагала отдельным участком, отгороженным от других групп кустарником. На этом участке выделяются места для проведения подвижных игр и развития движений детей (ровная площадка), для игр с песком, водой, строительным материалом, для творческих игр и игр с различными игрушками.

На участке должно быть оборудование для развития движений: заборчики для лазанья (трехгранные, четырехгранные и шестигранные), бревно для упражнения в равновесии, горка, инвентарь для упражнений в прыжках, метании. Все это должно иметь привлекательный вид, быть прочным, хорошо обработанным, закрепленным и соответствовать возрасту и силам детей. Кроме постоянного оборудования, на площадку выносятся игрушки, пособия в соответствии с намеченным планом работы. Игровые площадки заканчиваются дорожками, по которым дети могут кататься на велосипедах, самокатах.

Помимо игровых площадок на участке необходимо иметь закрытые беседки для защиты от дождя и солнца. При сухой и жаркой погоде полив участка, песка производится не менее 2-х раз в день. Уборка территории участка проводится воспитателями, помощниками воспитателя и младшими воспитателями, дворником ежедневно: утром до прихода детей и по мере загрязнения территории. У входа в здание следует иметь решетки, скребки, коврики, щетки. В зимнее время на участке следует устроить горку, ледяные дорожки и снежные сооружения, каток (если позволяют условия).

Структура прогулки:

    Наблюдение.

    Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.

    Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.

    Труд детей на участке.

    Самостоятельная игровая деятельность.

Наблюдение.

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами.

В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.

Объектами наблюдений могут быть:

    Живая природа: растения и животные;

    Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);

    Труд взрослых.

Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т.д.) организуются 1-2 раза в квартал.

Виды наблюдения:

    Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными - характерные движения, издаваемые звуки и т.д.

    Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:

1. устанавливаются факты;

2. формируются связи между частями объекта;

3. идет накопление представлений у детей;

4. проводятся сопоставления;

5. делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.

Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.

Наблюдения на прогулке:

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) в первую очередь наблюдениям за сезонными явлениями в живой и неживой природе. Важно закреплять представления детей о том, что эти изменения влияют на жизнь животных и человека, научить делать выводы о взаимосвязях различных природных явлений. Предпочтительно планировать наблюдения на прогулке по дням недели.

Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т. д.

Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Следует организовать и наблюдения за трудом взрослых, которые работают вблизи детского сада.

Наблюдение развивает пытливость, любознательность. Воспитатель поддерживает интерес детей к приметам времени года, задает вопросы, которые направляют внимание ребенка и побуждают его к дальнейшим наблюдениям. Полученные наблюдения можно закрепить последующими зарисовками, составлением рассказов.

На летней, весенней, зимней, осенней прогулке педагог периодически обращает внимание детей на цветовую гамму окружающих детский сад деревьев.

Использование стихотворений на определенную тему при наблюдениях и рассматривания помогает усилить впечатления детей от осенней прогулки.

Стихи о природе, загадки, народные приметы и пословицы - все эти нехитрые словесные приемы позволяют сделать прогулку более эмоциональной, направить наблюдение детей в нужное русло.

Подвижные игры.

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.

Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, кольцеброс, кегли, а в старших группах - элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.

Время проведения подвижных игр и физических упражнений на утренней прогулке: в младших группах - 6 - 10 минут, в средних - 10-15 минут, в старших и подготовительных - 20-25 минут. На вечерней прогулке: в младших и средних группах - 10-15 минут, в старших и подготовительных - 12 -15 минут.

Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год)

В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя).

В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей).

В старшей и подготовительной группе проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.

Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.

Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры.

Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита.

Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения). Летом - это езда на велосипеде, классики, зимой - катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.

Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Переобуваются, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу.

Особенности организации двигательной активности в зимний период:

- в холодный период года, воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дети дышали носом. Носовое дыхание соответствует формированию у детей умения правильно дышать, предупреждает заболевание носоглотки;

- при низких температурах воздуха нецелесообразно организовывать игры большой подвижности, так как они приводят к форсированию дыхания, когда дети начинают дышать ртом. Не следует также в этих условиях проводить игры, требующие произнесения детьми в полный голос четверостиший, припевок, какого - либо текста.

Дидактические игры и упражнения.

Являются одним из структурных компонентов прогулки. Они непродолжительны, занимают по времени в младшем возрасте 3-4 минуты, в старшем 5-6 минут.

Каждая дидактическая игра состоит: из дидактической задачи, содержания, правил, игровых ситуаций.

При использовании д/игры воспитатель должен следовать педагогическим принципам:

    опираться на уже имеющиеся у детей знания;

    задача должна быть достаточна трудна, но и в то же время доступна детям;

    постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;

    конкретно и четко объяснять правила;

Виды дидактических игр:

    Игры с предметами (игрушками или природным материалом),

    Словесные игры.

Приемом стимуляции детской активности являются различные дидактические упражнения. Они проводятся несколько раз в течение одной прогулки. Дидактическое упражнение может быть предложено детям в начале, в конце, а может вплетаться в ход наблюдения, например, «Принеси желтый листик», «Найди по листу дерево», «Найди дерево или кустарник по описанию» и т.д. Проводят их со всей группой либо с частью ее.

На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.

Трудовая деятельность детей на участке.

Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности - не превышали 5-19 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте.

Формами организации труда детей являются:

    Индивидуальные трудовые поручения;

    Работа в группах;

    Коллективный труд.

Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.

Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.

В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга

В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы;

показ и объяснение всего задания - последовательные этапы.

У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя).

Индивидуальные поручения становятся длительными, например, собрать и оформить гербарий.

Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Надевают тапочки, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других - упражнение в равновесии, для третьих - спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.

На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседа по рекомендации учителя – логопеда.

Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.

Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется.

Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Самостоятельная деятельность детей на прогулке также нуждается в грамотном руководстве.

Воспитатель может предложить детям организовать сюжетно - ролевую или подвижную игру, занимательные задания, игрушки или инвентарь для труда и т.д. Необходим постоянный контроль за самостоятельной деятельностью детей.

Обращая внимание на каждого ребенка, воспитатель постоянно должен держать в поле зрения всех детей:

вовремя предотвратить возникающий конфликт, похвалить тех, кто по собственной инициативе навел порядок на веранде, на участке, собрал игрушки. Так создаются хорошие условия для всестороннего развития и воспитания детей на прогулке.

На прогулке дети находятся в тесном контакте с природой, они приспосабливаются к условиям сезона и погоды, что существенно влияет на содержание игр детей. Зимой преобладают физкультурные упражнения (катание на ледяной дорожке, на санках, на горке); конструктивные игры.

Для конструктивных игр дети активно используют снег, цветные льдинки, заранее заготовленные вместе с воспитателем. Летом дети с удовольствием играют разнообразным природным материалом: камешки, желуди, листья, песок, вода.

Организация прогулок в детском саду

Я хочу предложить вариант воспитателями по организации и планированию прогулок в зимний период. Он осуществляется в несколько этапов:

I – подготовительный

В первую очередь провожу имеющихся условий по организации и проведению прогулок, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов, интересов, потребностей и запросов воспитателей.

В методическом кабинете готовится подборка и обзор литературы по данному вопросу из журналов «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Дошкольная педагогика» и других периодических изданий.

Еще одно направление подготовительного этапа – это планирование воспитательно-образовательной работы на зимний период. При проверке планов мною было выявлено, что воспитатели не всегда планируют все части прогулок.

Составные части прогулки:

1.Наблюдение; 2.Трудовая деятельность;

3.Игровая деятельность (подвижные игры);

4. Индивидуальная работа;

5. Самостоятельная деятельность детей.

Наблюдения (рекомендую воспитателям указывать в планах объект или тему наблюдения, цель проведения наблюдения и с кем оно проводится):

    наблюдения за живыми объектами (за птицами, деревьями лиственными и хвойными, кустарниками и т.д.);

    наблюдения за неживыми объектами (за солнцем, облаками, погодой, ветром, снегом, глубиной снежного покрова, длительностью дня, метелью, позёмкой, снегопадом и т.д.);

    наблюдения за явлениями окружающей действительности (за трудом взрослых, за прохожими, за лыжниками, за транспортом – снегоуборочной машиной и т.д.).

Трудовая деятельность . Планируется хозяйственно-бытовой труд (на веранде, на участке), советую указывать форму труда дошкольников – индивидуальные или групповые поручения, или коллективный труд (совместный, общий).

Подвижные игры. Рекомендуется проводить три игры в течение прогулки. Подбирая игры для дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисования, лепка) рекомендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. После физкультурных и музыкальных занятий рекомендуются игры средней подвижности. Проводить их нужно в середине или конце прогулки. Таким образом, план должен включать игры

    малоподвижные;

    игры средней активности;

    игры с высокой двигательной активностью.

Следует отражать в планах разучивание новой игры и игры на закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств. В течение года проводится примерно 10 – 15 новых игр.

Кроме этого организуются игры:

    забавы

    аттракционы

    игры-эстафеты

    сюжетные подвижные игры

    игры с элементами спорта

    сюжетные подвижные игры

    бессюжетные подвижные игры

    народные игры

    хороводные

    спортивные упражнения («Катание на санках», «Скольжение», «Ходьба на лыжах»).

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха от предшествующего проводимого занятия, от состояния детей, их желаний, от времени проведения прогулок (вечерняя, утренняя). В нашем детском саду инструктор по ФК разработала перспективное планирование подвижных игр для всех возрастных групп; с начинающими воспитателями проводит консультации по планированию и методике проведения подвижных игр на прогулке. В каждой группе имеется картотека считалок и подвижных игр для детей 3-7 лет.Для каждого возраста игра напечатана на карточке определённого цвета. Например, 2 младшая группа – карточки жёлтого цвета, средняя группа – карточки красного цвета, старшая группа – синего цвета, подготовительная группа – зелёного цвета.

II этап – практический

Это реализация работы педагогами детского сада в соответствии с планом. В годовом плане нашего детского сада отражаются различные направления работы ДОУ в зимний период. Работа осуществляется в трёх аспектах: 1) работа с педагогами; 2) работа с детьми; 3) работа с родителями.

В нашем дошкольном учреждении физкультурно-оздоровительная работа в зимний период осуществляется через проведение малой Зимней Олимпиады, Дня здоровья, Дня подвижных игр народов мира, проведении физкультурных праздников и развлечений, физкультурных занятий на улице. Все эти мероприятия проходят на свежем воздухе, задействованы не только воспитанники ДОУ и воспитатели, но и младшие воспитатели, родители.

При оформлении территории нашего детского сада большое значение придаём безопасности, целесообразности, красочности построек. Ярко украшенный участок сам по себе вызывает у детей устойчивый положительный эмоциональный настрой, желание идти на прогулку. Педагоги украшают веранды гирляндами, мелкими мягкими игрушками, флажками разнообразной конфигурации, упаковками от новогодних подарков, на ветки деревьев прикрепляют вертушки, султанчики, снежинки, шумовые инструменты из бросового материала. Снежные постройки (Дед Мороз и Снегурочка, символы нового года) воспитатели украшают орнаментом из разноцветных льдинок, новогодних гирлянд, используют бросовый материал, т.к. он практичен и смотрится ярче. Всё это способствует развитию художественно-эстетического вкуса у детей.

Ещё одно важное направление – это работа с родителями . В приёмных групповых ячеек на информационных стендах размещаем консультации следующего содержания: «Прогулки зимой», «Схема, как одеть ребенка при разных температурных режимах», «Как одеть ребенка, чтобы он не замерз или откуда берутся простуды», «Прогулки во время и после болезней», «Подвижные игры всей семьёй», «Чем занять ребёнка на прогулке?». К воспитателям часто обращаются с просьбой не брать ребёнка на прогулку, т.к. он приболел. Задача педагога грамотно и доступно объяснить родителям важность прогулок. Индивидуальное консультирование – одна из наиболее эффективных форм работы. Исходя из проблем групп, в родительских уголках размещается соответствующая информация по каждому дошкольному возрасту. В рубрике «Советуем прочитать» имеется подборка художественной литературы на зимнюю тематику: сказки, рассказа о природе, стихи, загадки, пословицы о зиме и т.д. Педагогами ДОУ проводятся совместные мероприятия с родителями – развлечения, праздники, «Зимние посиделки» и т.д.

III этап – аналитический

На основе оперативного контроля я получаю информацию об организации прогулок, выявляю необходимость методической помощи воспитателю, корректировки образовательного процесса.

Вопросы, стоящие на контроле:

создание условий на участке и проведение прогулки;

порядок одевания и раздевания детей;

содержание и состояние выносного материала;– организация наблюдений и опытнической деятельности;

труд детей на участке;

самостоятельные игры детей;

индивидуальная работа по развитию основных видов движений; – состояние оборудования участка;

организация разнообразной деятельности на прогулке.

Вопросы организации и проведения прогулок включаю и в план тематических проверок. Например, одно из направлений тематической проверки «Организация двигательной активности детей» – это «Двигательная активность детей на прогулке». Выводы и рекомендации оперативного и тематического контроля способствуют профессиональному росту педагогов, качественному проведению прогулок.

В заключении провожу итоговый анализ работы детского сада в зимний период. Цель данного анализа – подведение итогов деятельности и оценка результатов работы за истекший период. Разрабатываются рекомендации педагогам по организации, регулированию, планированию работы в зимний период, намечаются задачи на следующий учебный год. Воспитатели составляют небольшие творческие отчёты или схемы-отчеты, организуют фотовыставки. Методический кабинет пополняется новым материалом.

Инструкция проведения прогулок в ДОУ.

    Разработку прогулки начните с календарного планирования. Ее цели и задачи должны соответствовать текущим планам на данный период времени. Включите в программное содержание прогулки воспитательные, обучающие и развивающие задачи.

    Подготовьте все необходимое оборудование для организации деятельности детей. Обратите внимание на выносной материал. Он должен соответствовать содержанию прогулки, отвечать требованиям безопасности. Кроме того, выносной материал должен быть подобран в соответствии с возрастом детей. Обязательно проверьте количество игрушек. Их должно хватить для всех детей. Недопустимо, чтобы кто-то из дошкольников испытал недостаток оборудования для игры.

    Составьте краткий план прогулки и зафиксируйте его на карточке. Это позволит планомерно осуществить намеченные задачи. Кроме того, это облегчит проведение прогулки.

    Обязательно настройте воспитанников на прогулку. Пусть они почувствуют радость от предстоящей деятельности. В таком случае она окажется продуктивной. Кроме того, хорошее настроение в сочетании с физическими упражнениями будет способствовать улучшению общего самочувствия дошкольников.

    Подготовьте участок для проведения прогулки. На нем не должно быть ядовитых или колючих растений, грибов, кустарников с ягодами. Кроме того, необходимо убрать весь мусор с территории участка. В летнее время каждое утро необходимо поливать и перекапывать песок в песочнице. Это поможет подготовить песочницу к приходу детей, а также позволит обнаружить возможный мусор в песке.

    При проведении прогулки обязательно чередуйте виды деятельности дошкольников. Прогулку начните с наблюдения. Это могут быть наблюдение за объектами живой и неживой природы, людьми разных профессий.

    Включите в прогулку трудовую деятельность. Это может быть помощь ребят в расчистке участка от снега, осенью - листьев и т.д.

Каждый воспитатель сталкивался с тем, что в конце дня детей остается очень мало и надо их чем-то развлечь. По расписанию вечернее время приходится на время прогулки. Как сделать так, чтобы прогулка не превратилась в томительное ожидание родителей, а стала интересной и увлекательной?

Начать стоит с того, что прогулка состоит из пяти частей:

  1. наблюдение,
  2. подвижные игры в детском саду,
  3. игры в детском саду с выносным материалом,
  4. индивидуальная работа по физическому воспитанию,
  5. трудовая деятельность.

От этого мы и будем отталкиваться. Заметим, что хорошим подспорьем при организации прогулки в детском саду служат методические пособия, разработанные в соответствии с ФГТ. Каждому возрасту посвящена своя книга. В этих методичках подробно расписаны все варианты проведения прогулки, а также приводятся примеры подвижных игр на улице.

ПРОГУЛКА В ДЕТСКОМ САДУ: Наблюдение

«Каждая погода — благодать». Любое время года — это находка для любознательных малышей. Наблюдения за листиками, жучками, червячками обычно сопровождается массой вопросов, на которые воспитатель должен быть готов ответить.

Если погода облачная, то можно понаблюдать за облаками: попросить придумать каждому облачку свой образ и название и нарисовать его: можно палочкой на песке или снегу или мелом на асфальте.

Дети очень любят задания на внимательность. Обратите внимание малышей на изменения в природе, которые произошли с утра: у дерева подросли листики, раскрылись бутоны у цветка, стало ветреннее — в природе важна каждая мелочь, которая в совокупности дает природе гармонично развиваться.

Солнце дарит нам не только тепло и свет, но еще и возможность провести интересные игры в детском саду. Найдите вместе с детьми солнечные и теневые стороны, попросите определить наощупь, где теплее.

Если вы прихватите с собой на прогулку небольшое зеркальце, то можно запросто «позвать в гости» солнечного зайчика и поиграть с ним в прятки или догонялки.

ПРОГУЛКА В ДЕТСКОМ САДУ: Подвижные игры в детском саду

Согласно пункту 12.6 СанПинов, предъявляемым к дошкольным учреждениям, «подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в ДОУ».

Подвижные игры в детском саду знает каждый воспитатель. Приведем пример самых распространенных:

Светофор

Воспитатель — светофор, а дети выступают в роли водителей. Воспитатель параллельно командует, на какой скорости разрешено ехать: 1 — шагом, 2 — быстрым шагом, 3 — бегом. Сложность заключается в том, что скорости быстро меняются, да еще надо уследить за цветом светофора и успеть «затормозить» на красный свет.

Воробьи и вороны

Когда воспитатель говорит «воробьи», дети должны присесть. Когда воспитатель говорит «вороны», дети должны подпрыгнуть. Запутать детей можно, подбирая слова, начинающиеся на «во» и вклинивая их в игру. Напирмер, медленно говорим «во-ро…та», «во-ро….нка».

Путаница

Воспитатель показывает детям на лицо и называет рот, глаза и т.д. Затем воспитатель начинает детей запутывать: показывает на уши, а называет нос, показывает на глаза, а называет уши. Дети же должны показывать то, что воспитатель называет.

Краски

Дети встают в шеренгу, а воспитатель называет цвет. У кого этот цвет есть в одежде, делает шаг вперёд. Воспитатель называет другой цвет, дети ищут его на себе, найдя — делают ещё шаг вперёд. Побеждает тот, кто быстрее дойдёт до воспитателя.

День-ночь

Дети изображают насекомых и мелких грызунов. Днём они летают и бегают на лужайке, а с наступлением ночи вылетает сова и охотится на них. Дети должны замереть и не шевелится. Кто пошевелится, того сова забирает с собой. Побеждает тот, кто останется на лужайке и не попадётся в лапы сове.

ПРОГУЛКА В ДЕТСКОМ САДУ: Игры в детском саду с выносным материалом

В каждой группе есть выносной материал, рассчитанный на всех детей. Это лопатки, мячики, обручи, ведерки. Предложите малышам продемонстрировать их умение крутить обруч и попадать мячом в ворота. Кто лучше всех справится с заданием, тот и победитель.

На прогулке отлично идут сюжетно-ролевые игры в детском саду . Небольшое количество участников — самое оптимальное для такого рода игр: можно открыть «магазин» и продавать в нем камушки и травинки, можно организовать фабрику по производству «песочных» десертов. Параллельно можно устроить конкурс на самый красивый или, скажем, самый большой «песочный» пирог.

ПРОГУЛКА В ДЕТСКОМ САДУ: Индивидуальная деятельность

Когда на прогулке остается мало детей, самое время уделить внимание тем упражнениям или тем занятиям, с которыми малыши на занятиях плохо справляются. Например, прыжки, катание на лыжах, бег и т.д.

ПРОГУЛКА В ДЕТСКОМ САДУ: Трудовая деятельность

Трудовая деятельность зависит от времени года. Если это зима, то попросите ребят помочь «прибраться» на участке — сгрести снег, разровнять его.

Если это теплое время года, то попросите помочь полить растения, подмести постройку, собрать листья и веточки.

Приобщение детей к трудовой деятельности — важный этап в развитии. Заставлять малышей, как правило, не приходится. Они с радостью сами берутся помогать взрослым и даже успевают устроить между собой соревнования.

И еще один вид деятельности на прогулке, не прописанный в методических пособиях и санитарных нормах — это ОБЩЕНИЕ.

Просто усадите детей рядом, расскажите какую-нибудь историю, задайте по ней вопросы. Рассмотрите книжки по природе, профессиях, покажите наборы картинок. Распросите, что дети больше всего любят, как собираются проводить выходные.

Поверьте, иногда живое общение, интерес к рассказам ребенка могут быть ему приятнее и уместнее, чем даже самые увлекательные игры.