Родственная гамма. Как достичь гармонии в цвете? О закономерностях цветового круга

Цветовая гармония — это созвучие цветов, их сочетаемость, красивое соотношение. Часто художники достигают гармонии в своих произведениях, опираясь на интуицию и внутреннее чувство цвета. Это чувство равивается в процессе постоянной работы. Однако, гармония в цвете основывается на определённых законах. Для того, чтобы понять эти закономерности нужно воспользоваться спектральным кругом или цветовым кругом.

Три основных цвета.

Цветовой круг представляет собой шкалу из оттенков цвета, расположенных по окружности. Эти цвета располагаются в определённой последовательности — также как и в радуге. Поэтому цветовой круг для художника — почти то же самое, что таблица Менделеева для химика. Среди всех цветов этого круга есть три, которые называются основными: жёлтый, красный и синий. Всё огромное множество других цветов образуется путём смешения этих трёх (это применимо для отражённого от предметов света цветовой модели CMYK; если же свет излучается как на мониторе, то это цветовая модель RGB и здесь смешение происходит по другим законам, между зелёным, красным и синим). Но на практике, не всегда получается достичь нужного звучания цвета т. к. пигменты красок имеют определённые ограничения. Например, если смешать красный (алый) и синий (лазурь), то получится грязно-лиловый цвет. Если красный (краплак) и синий (ультрамарин), то образуется уже чистый фиолетовый цвет. Но этого не всегда достаточно, поэтому ещё производят кобальт фиолетовый или краплак фиолетовый. Его цвет очень интенсивный и чистый. Таким образом, несмотря на то, что в теории можно получить все цвета всего из трёх основных, на практике художники пользуются большим количеством красок. Тем не менее, основные — это синий, красный и жёлтый. На цветовом круге их позиции образуют равносторонний треугольник. Эти цвета получить путём смешивания других невозможно.

Насыщенность и яркость цвета.

Любой цвет имеет ряд характеристик. Главными для художника можно назвать насыщенность и яркость. Это разные понятия. Яркость подразумевает насколько выбранный цвет освещён. Т. е. любой цвет может быть светлее или темнее при одинаковой насыщенности (приближаться к белому или чёрному). Под насыщенностью подразумевается сила цвета, так сказать, его «сочность». Она может быть разной при одинаковой яркости цвета (или освещённости). Чем меньше насыщенность цвета, тем больше он приближается к серым оттенкам. В приведённой таблице цветов это можно наглядно увидеть.

Гармония контрастных цветов.

В цветовом круге есть цвета, которые располагаются друг напротив друга. Это контрастные цвета. Они образуют самые контрастные сочетания. Например, если красный цвет расположить рядом с оранжевым, то он не сильно будет выделяться. Но если тот же красный цвет будет соседствовать с зелёным, то он будет словно «гореть». Т. е. зелёный и красный усиливают друг друга, создают контраст. Если приглядеться, то красный и зелёный расположены в цветовом круге именно друг напротив друга. Есть три пары контрастных цветов: красный-зелёный, жёлтый-фиолетовый, оранжевый-синий. Это противоположные цвета, образующие самые контрастные сочетания.

Гармония родственных цветов.

Цвета, расположенные в пределах одной четверти цветового круга и имеющие в себе один общий оттенок называются родственными. Их словно «роднит» общий цвет, содержащийся в них. Родственных цветов много. Например, красный, красно-оранжевый, оранжево- жёлтый. В них всех присутствует красный цвет. Это их объединяет. Поэтому они называются родственными. Существуют следующие четыре группы родственных цветов: жёлто-красные, красно-синие, сине-зелёные, зелёно-жёлтые.

Гармония родственно-контрастных цветов.

Родственно-контрастными называются контрастные цвета, содержащие в себе один общий цвет, который их объединяет. Родственно-контрастные цвета располагаются в двух соседних четвертях цветового круга. Существуют четыре группы родственно-контрастных цветов: жёлто-красные и красно-синие, красно-синие и сине-зелёные, сине-зелёные и зелёно-жёлтые, зелёно-жёлтые и жёлто-красные.

Хроматические и ахроматические цвета.

Хроматическими называются все цвета, кроме чёрного, белого и серых оттенков. Соответственно ахроматические цвета — это серые оттенки, белый и чёрный.

Тёплые и холодные цвета.

Тёплые цвета — это жёлтый, оранжевый, красный, коричневый, бежевый и множество подобных им оттенков. Эти цвета ассоциируются с теплом огня. Холодные цвета: синий, голубой, фиолетовый, зелёный, а также большое количество производных от них цветов. Холодные цвета ассоциируются с холодом, свежестью, простором…

Как формировать сочетания цветов в ансамбле?
Началась весна, солнце и очень хочется ЦВЕТА!
Как не испортить ваш наряд, а подчеркнуть его гармонию при помощи цвета?
Вам поможет все тот же цветовой круг Итена:

Рассмотрим 10 типов цветовых сочетаний:

1. Ахроматический
2. Основные
3. Составные
4. Сложные
5. Контрастные
6. Дополнительные
7. Монохраматические
8. Родственные
9. Нейтральные
10. Родственно-контрастные

Ахроматические

Эти цвета вы в спектральном круге не найдете, эти цвета получаются путем смешивания хроматических/цветных тонов.
В природе не встречается чистых ахроматических цветов, всегда черный/серый цвет будет иметь какой-то цветной подтон.
При уменьшении яркости цветного оттенка цвет будет стремиться стать черным, так же и при увеличении яркости цвет будет стремиться стать белым цветом.

Основные

Как мы помним основные цвета цветового круга по Иттену: желтый, синий и красный.


При смешивании с их помощью можно создавать массу оттенков.

Составные

Составные цвета - это цвета полученные от смешивании основных: оранжевый (красный и желтый), зеленый (желтый и синий) и фиолетовый (красный и синий).

Если менять пропорция смешивания цветов осветлять/затемнять цвета, мы получим массу новых оттенков и объемную картинку цветового шара.
Три сложных цвета, пример:


Так же можно смешивать не только три основные цвета и на базе их составлять сложные и составные , но всегда ЧИСТЫЕ хроматические цвета, но так же можно добавлять в чистые цветные оттенки ахроматические цвета (черный/белый цвет) и получать цвета приглушенные или темные оттенки, пример:

Рассмотрим расположение цветов на ПОЛНОМ цветовом круге более детально:

Контрастные

Два цвета находящиеся на цветовом круге через ТРИ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ цвета называются контрастные. Их 6 пар, по количеству цветов в основном круге.
Это НЕ дополнительные цвета , а именно контрастные , пример:

Что бы сделать свой образ более кричащим, театральный даже цирковым можно использовать эти сочетания. Но будьте осторожны, не переусердствуйте, помните, что эти сочетания очень акцентирующее внимание!
При добавлении ахроматических цветов в контрастные сочетания, их яркость можно приручить и приспособить к будничной жизни.

Дополнительные

Цвета противоположные друг другу на цветовом круге называются дополнительными/комплиментарными . Смешивание двух дополнительных цветов дает нам чистый белый цвет!


Идеально чистые дополнительные цвета часто не украшают друг друга. Смягченные/разбеленные дополнительн ые цвета воспринимаются живее, пример:








Родственные

Любые три цвета, которые идут один за другим на цветовом круге называются родственными или гармоничными. Вариантов всего 12 троек, пример:

Нейтральные

Два цвета рядом расположенные на цветовом круге в пределах двух полос цветов, смешанные с ахроматическим цветом (белый/черным) или при добавлении родственных оттенков дадут нам нейтральные цвета, пример:



Родственно-контрастные

Цвета и их оттенки, расположенными на цветовом круге слева и справа от дополнительного цвета называются родственно-контрастные, пример:


авт. Копылова И.В.
(любое копирование текста без разрешения автора ЗАПРЕЩЕНО)
  • 12 июль 2015

    Серей, я еще раз повторяю - выбирались наиболее подходящие фото. Мне не хотелось брать в качестве примера банальные мазки, как это используется в большинстве учебников. Если уж совсем придраться к картинкам, то постер далеко не прямоугольная схема. У нас сеть 3 цвета в сине-зеленом сегменте, а именно синий, голубой, зеленый, и 3 цвета в красно желтом, а именно желтый, оранжевый и розовый (это аналога, красного, но это красный с добавлением синего). Так что схема выглядит на много сложнее. Первый интерьер - я лично считаю, что пол - просто серый, а голубизна его банальный оптический эффект от избытка красно-оранжевого. С третьей картинкой - я согласна - там есть дополнительный цвет, но у нас схема тоже не ограничивается 4 цветами: у нас 4 родственных при чем доминирующих цвета красный, розовый (красный с примесью синего), фиолетовый и сине-фиолетовый. И есть элементы желтого, который является дополнительным только к фиолетовому цвету. Тут можно рассматривать как 2 варианта сочетания примененных в одном дизайне. А еще есть голубые блики света ламп, которые так же выпадают из этих закономерностей.
    Идеально-книжном чистом виде Родственное сочетание в интерьерах и рекламе не так часто, так как скучно. Я смотрела не одну сотню фото на эту тему и в основном везде есть хотя бы малюсенький - но элемент противоречивый (который уводит к более сложной схеме), где -то пятно дополнительного цвета на картине висящей в комнате, где-то подсветка и т.п. Иначе фото не смотрится.
    Возможно нужно было вынести цвета которые я считаю родственными отдельно - для более наглядной передачи моей идеи - этот момент постараюсь в ближайшее время учесть.

  • 30 июнь 2015

    Цветами пренебрегать нельзя, если ввели цвет, значит схему поменяли. Вы учите, а ученики рассматривают ваши картинки.
    В постере классическая "прямоугольная схема" сочетания состоит из двух пар. оранж, синий и зеленый, красный.
    Интерьер 1 "разбитое дополнение". Интерьер 2, 4 цвета: 3 родственных и 1 контрастный. Вы сами это все знаете. А вот кто пришел читать этого не знает.

  • 29 июнь 2015

    И в постере, и в интерьерах подбирались наиболее подходящие фото. В постере доминирующие цвета синий, голубой зеленый. Они как раз и являются родственными цветами. Из этого всего выпадает только желто-красный цвет выстрела и розовая полоса на заднем фоне, но они не являются доминирующими. В остальном полностью изображение соответствует.
    В интерьере спальни цвета оранжевые и красный - родственные, единственная сильна претензия может быть к цвету пола, но на мой взгляд он ахроматический темно-серый. Легкая синева, которой он отдает местами я думаю, что является не чем иным как оптическим цветовым эффектом.
    Последнее изображение интерьера - это переливы фиолетового, пурпурного и красного цветов в нескольких оттенках. Все они лежат на цветовом круге друг за другом. Из всего этого выбиваются только желтые элементы, но они не являются доминирующими. И добавлены как контрастные. В данном случае я считаю, что можно ими пренебречь, что бы увидеть основную тему - родственные цвета. К сожалению более точных картинок без каких-либо контрастных элементов мне в момент подбора фото с нужными параметрами не удалось. А те, что есть и так позволяют передать общий эффект для понимания данного сочетания.

Цветовой круг - это очень сильный инструмент в умелых руках. Знание законов построения цветов позволит с лёгкостью манипулировать настроением цветовой палитры и создавать наиболее гармоничные композиции. Все правила строятся на основе первоначального вида цветового круга, поэтому к нему придётся возвращаться в процессе изучения темы.

Стоит отметить, что цветопередача мониторов далека от идеала, а при некоторых настройках различные оттенки могут сливаться и быть совершенно не различимы. По возможности нужно произвести калибровку монитора.

Независимо от настроек монитора можно изучить суть метода, но следует делать поправку на то, что на другом компьютере то, что вы ведите на своём будет выглядеть иначе.

Цветовой круг

Цветовые комбинации:

Ахроматические

Ахроматические цвета отсутствуют в спектре. В данной комбинации есть только белый, оттенки серого и чёрный цвет. В природе чистые ахроматические цвета практически не встречаются. В них всегда есть примеси других цветов.

Цвета ахроматические

В фотографии ахроматические цвета используются для передачи фактуры, объёма, матовости, блеска. Такие цвета используются в основном в интерьере и в портрете. При этом добавление одного цвета в монохромный сюжет создаст сильный акцент. Чаще всего используют красный цвет.

Основные цвета

Главными цветами являются красный, желтый, синий. Для получения любого цвета понадобятся только эти три цвета. Для передачи оттенков понадобятся ещё чёрный и жёлтый.

Основные цвета

Составные

Следующие цвета получаются благодаря смешиванию основных цветов попарно. Из них получаются зеленый, фиолетовый и оранжевый. Это видно на цветовом круге. К примеру, зелёный получается из жёлтого и синего.

Составные цвета

Сложные

Более сложные цвета получаются путём комбинирования составных цветов с расположенными рядом основными цветами. К примеру, оранжевый и жёлтый дадут жёлто-оранжевый. Можно получить шесть сложных цветов. Их видно на цветовом круге. Получить можно красно-оранжевый, желто-зеленый, сине-фиолетовый, сине-зеленый, желто-оранжевый, красно-фиолетовый.

Благодаря затемнению или осветлению этих цветов можно получить всю цветовую палитру. Цветовой круг демонстрирует смешивание эталонных цветов в равной степени. Пользователь волен редактировать как яркость, так и степень смешивания цветов.

Типы взаимоотношения цветов открывают нам возможность практического применения цветового круга. Определённые комбинации цветов влияют на восприятие и передают определённое настроение. Цвета, расположенные рядом имеют другое восприятие, чем противоположно стоящие. Посмотрим на полный цветовой круг.

Контрастные

Контрастные цвета - это те, между которыми на цветовом круге располагается три промежуточных цвета. На цветовом круге всего шесть пар контрастных цветов.

Контрастные цвета создают очень жёсткий и навязчивый вид. Всю сцену на контрастах строить нежелательно. Они подойдут для создания небольших акцентов. Например, можно сделать общее освещение сцены в жёлтых тонах и вставить небольшие участки, акцентированные синим цветом. Это используется в интерьере, в одежде и при обработке снимков в Фотошопе.

Если контрастные цвета разбавить чёрным или белым, то можно активнее их использоваться в сцене. Бледные, кремовые контрастные цвета не будут сильно резать глаз, а значит их можно применять в большей степени.

Дополнительные

Дополнительными цветами называются те, которые находятся на цветовом круге друг напротив друга.

Пример дополнительных цветов:

Дополнительные цвета создают менее броский вид, чем контрастные, но они также очень навязчивы. Если дополнительные цвета разбавить, то можно получить очень приятную композицию.

Монохроматические

Монохроматические цвета являются комбинацией различной яркости и насыщенности одного цвета. Также иногда такие сочетания называют нюансными. Подобная комбинация цветов придаёт спокойствие и устойчивость композиции.

Родственные

Родственные цвета - это последовательность из трёх стоящих друг за другом цветов. Просто выбрав один цвет, добавляем к нему два соседних и получаем три родственных цвета. Подобная выборка может быть названа гармоничной. Цветовой круг предоставляет 12 комбинаций родственных цветов. Всегда все три цвета в комбинации будут смотреться хорошо. Восприятие будет зависеть только лишь от того, тёплые или холодные цвета выбраны.

Как и в предыдущих комбинациях эти цвета можно разбавлять монохроматическими цветами.

Нейтральные

Нейтральные цвета получаются путём использования двух, расположенных в пределах двух полос цветов при том, что один из них будет сглажен добавлением родственных или разбавлен белым или чёрным.

Пример нейтральных цветов:

Родственно-контрастные

Это цвета, которые располагаются на круге слева и справа от выбранного цвета, дополнительного ему на цветовом круге.

Наверное, каждый, при создании одежды или при подборе гардероба, задумывался о цветовых сочетаниях тканей. Это очень важно, так как правильные цвета одежды создают гармонию с собственным колоритом.
Для правильного подбора цвета дизайнеры и стилисты пользуются теорией цвета Иттена. Эту теорию полезно знать всем, чтобы не ограничивать свой выбор одежды. Также теорию Иттена используют дизайнеры интерьера, художники, фотографы.
Итак, перед Вами круг Иттена. Он состоит из трёх групп цветов:
1 группа: основные цвета (красный, жёлтый, синий) – эти цвета существуют в природе самостоятельно, все остальные производные от них;
2 группа: вторичные цвета – это смешение двух основных цветов (оранжевый, зеленый фиолетовый);
3 группа: третичные цвета – это смешение первичных и вторичных.

Существует четыре группы цветовых сочетаний :

1. Родственные цвета (аналоговые) – любые три цвета, расположенные рядом в ¼ круга.

2. Контрастные цвета – диаметрально противоположные цвета цветового круга. Это яркие сочетания, динамичные, настроенческие, бодрые.

3. Родственно-контрастные сочетания – расположены в двух соседних четвертях цветового круга. Например, сине-зеленый и желто-зеленый родственны, потому что их связывает один из главных цветов (чистый зеленый), и одновременно контрастны: они содержат примеси дополнительных - синего и жёлтого.
Существует 4 группы родственно-контрастных цветов:
1) жёлто-красный и красно-синий;
2) красно-синий и сине-зеленый;
3) сине-зеленый и зелено-жёлтый;
4) зелено-жёлтый и жёлто-красный.
Пример из интерьера, но то же самое можно делать и в одежде:

4. Монохромные цвета – это один цвет разной светлоты.

Виды цвета.
1. Хроматические (цветные).
2. Ахроматические (белый, чёрный, серый).

Восприятие цвета .
Чёрный фон делает цвет ярким.
Белый фон делает цвет темнее.
Оранжевый цвет делает красный цвет тусклым.

Характеристики цвета.

Существую 3 характеристики цвета:

2) насыщенность;
3) светлота.

Цветовой фон – главная характеристика цвета. Делится на тёплые и холодные тона. Тёплые цвета напоминают лето, солнце, огонь. Холодные – зиму, лёд, воду.

На этом рисунке разделены на тёплые и холодные цвета на круге Иттена, но можно каждый их цветов сделать тёплым или холодным: если к основному цвету добавим чёрный – цвет станет теплее, а если белый – холоднее. Также можно добавить к основному цвету жёлтый – получится тёплый цвет, или голубой – получится холодный.

Или яркость цвета определяется по двум характеристикам:
- яркий цвет;
- приглушенный цвет.
Серый цвет создает приглушенный оттенки:

– это глубина цвета, отличие от белого или черного.
Белый – осветляет цвет, придает мягкость, пастельность.
Чёрный цвет делает цвет тёмным, тяжёлым, отнимает яркость.


Особенности цвета.

Уменьшают, отдаляют – холодные, тёмные, матовые.
Увеличивают, приближают – тёплые, светлые, блестящие, перламутровые.

Исходя из этого, можно написать о свойствах ткани:
- блестящие ткани (сатин, атлас) – отражают свет (полнят);
- матовые ткани (шерсть) – поглощают свет (худят).

Гармоничное сочетание цветов:

Красный – зеленый, серый, синий.
Бордо – чёрный, голубой, бежевый.
Оранжевый – фиолетовый, бледно-голубой, ярко синий.
Жёлтый – фиолетовый, голубой, зеленый, коричневый.
Тёмно-зеленый – коричневый, бежевый.
Бледно-зеленый – тёмно-зеленый, серый, фиолетовый.
Фиолетовый – светлые и тёмные оттенки зеленого, жёлтый.
Коричневый – оранжевый, красный, бежевый, серый.
Синий – красный, серый, бордо, оранжевый жёлтый.
Розовый – голубой, бордо, коричневый, серый.
Голубой – красный, коричневый, синий, оранжевый, светло-фиолетовый.

Продолжение следует...