Тропарь и кондак преполовения пасхи. Можайское благочиние

Среда, 2 Мая 2007 года (19 Апреля 2007 по ст.ст.)
Преполовение Пятидесятницы, Глас третий

Моздокской и Дубенской-Красногородской (XVII) икон Божией Матери (переходящее празднование в Преполовение Пятидесятницы ). Прп. Иоанна Ветхопещерника (VIII). Мчч. Феоны, Христофора и Антонина воинов (303). Сщмч. Пафнутия, еп. Иерусалимского. Свт. Георгия исп., еп. Антиохии Писидийской (813-820). Свт. Трифона, патриарха Константинопольского (933). Прп. Никифора игумена Катавадского. Прп. Симеона Босого. Иконы Божией Матери "Моздокской". Прп. Иоакима, игумена Опочского. Прп. Иоасафа (Болотова) Аляскинского. Сщмч. Алфигея, архиеп. Кентерберийского (1012) (Кельт. и Брит. ). Мч. Агафангела из Эсфигменского м-ря (Греч. ). Новосщмч. Виктора (Островидова), еп. Глазовского.

Деян., 2 зач., I, 12-17, 21-26. Ин., 2 зач., I, 18-28.

Тропари и кондаки дня: [скрыть ]

Преполовение Пятидесятницы. Тропарь, глас 8.

Преполовившуся празднику, / жаждущую душу мою благочестия напой водами, / Яко всем Спасе возопил еси: / жаждай да грядет ко мне и да пиет, / источниче жизни нашея Христе Боже, слава Тебе.

Богослужебные указания: [скрыть ]

Среда 4-й седмицы по Пасхе. Преполовение Пятидесятницы. Блж. Матроны Московской.
Прп. Иоанна Ветхопеще́рника.
Совершается служба Преполовения Пятидесятницы (служба прп. Иоанна переносится на повечерие) (А ).
По благословению настоятеля, может совершаться служба Преполовения Пятидесятницы в соединении с полиелейной службой блж. Матроны Московской (по 5-й Марковой главе Типикона под 23 апреля: «Аще случится святаго великомученика Георгия в среду Преполовения 50-цы») (Б ).
А. На великой вечерне кафизма 9-я .
На «Господи, воззвах» стихиры праздника Преполовения (Триоди), глас 4-й - 6 (каждая стихира - дважды). «Слава, и ныне» - Триоди, глас 6-й: «Празднику преполовля́ющуся...».
Вход. Прокимен дня. Паримии праздника - 3. Ектения «Рцем вси...», «Сподоби, Господи». Ектения: «Исполним вечернюю...», и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й и глас 2-й. «Слава, и ныне» - Триоди, глас 8-й: «Преполови́вшуся празднику...».
По Трисвятом - тропарь праздника Преполовения, глас 8-й (единожды).
На утрене на «Бог Господь» - тропарь праздника Преполовения, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» - тот же тропарь.
Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны Триоди (по дважды). «Воскресение Христово видевше...» (единожды). Псалом 50-й.
Каноны: Преполовения, глас 4-й: «Мо́ря чермну́ю пучину...», со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), и другой канон Преполовения, глас 8-й, на 6 (без ирмосов).

Катавасия по каждой песни, глас 8-й: «Море огустил еси...» .
По 3-й песни - седален праздника Триоди, глас 8-й: «Стоя́ посреде́ святилища...». «Слава, и ныне» - ин седален праздника Триоди, глас тот же: «Премудрости воду и жизни...».


По 9-й песни - светилен праздника Триоди: «Чашу име́яй...». «Слава» - тот же светилен, «И ныне» - тот же светилен.

На хвалитех стихиры Триоди, глас 4-й - 4 (первая стихира - дважды). «Слава, и ныне» - Триоди, глас тот же: «Просвети́вшеся, братие...».
Великое славословие. По Трисвятом - тропарь праздника Преполовения, глас 8-й (единожды).
На часах - тропарь и кондак праздника Преполовения.
На Литургии блаженны от канонов праздника Преполовения, глас 4-й, песнь 3-я - 4 (со ирмосом), и глас 8-й, песнь 6-я - 4.
По входе - тропарь праздника Преполовения. «Слава, и ныне» - кондак праздника Преполовения.
Прокимен, аллилуиарий и причастен - Преполовения.
Апостол и Евангелие - дня.
Задостойник - ирмос второго праздничного канона Преполовения: «Чужде ма́терем девство...» .
Примечание. После Литургии (или перед Литургией), по традиции, совершается малое освящение воды. На трапе́зе утешение братии. Праздник Преполовения празднуется 8 дней (см. Типикон, гл. 50, «В среду Преполовения на утрени»).
Б. На великой вечерне «Блажен муж» - 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника Преполовения (Триоди), глас 4-й - 3, и блаженной, глас 6-й - 3. «Слава» - блаженной, глас тот же: «Днесь торжествует...», «И ныне» - Триоди, глас тот же: «Празднику преполовля́ющуся...».
Вход. Прокимен дня. Паримии Преполовения - 3, и блаженной - 3.
На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й и глас 2-й. «Слава» - блаженной, глас 6-й: «Прииди́те, прославим...», «И ныне» - Триоди, глас 8-й: «Преполови́вшуся празднику...».
По Трисвятом - тропарь блаженной, глас 2-й. «Слава, и ныне» - тропарь праздника Преполовения, глас 8-й.
На утрене на «Бог Господь» - тропарь праздника Преполовения, глас 8-й (дважды). «Слава» - тропарь блаженной, глас 2-й, «И ныне» - тропарь праздника Преполовения, глас 8-й.
Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны Триоди (по дважды).
Полиелей. Величание блаженной и избранный псалом. Седален блаженной по 1-м стихословии, глас 8-й: «Мо́щи твоя...», ин седален блаженной по 2-м стихословии, глас 6-й: «Прииди́те, верных множества...». «Слава» - седален блаженной по полиелее, глас 4-й: «Рука Господня...», «И ныне» - седален праздника Триоди (см. по 1-м или по 2-м стихословии). Степенна - 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен блаженной, глас 4-й: «Господи, откры́й очи мои...». Евангелие - Мф., зач. 104. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» - «Молитвами блаженной старицы...». Стихира блаженной, глас 6-й: «Святая славная ста́рице...».
Каноны: Преполовения, глас 4-й, со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), блаженной на 4, и ин канон Преполовения, глас 8-й, на 4.
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия Триоди «Море огустил еси...» .
По 3-й песни - кондак блаженной, глас 7-й; седален блаженной, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» - седален праздника Триоди, глас 8-й: «Стоя́ посреде́ святилища...» или «Прему́дрости во́ду...».
По 6-й песни - кондак и икос праздника Триоди, глас 4-й.
На 9-й песни - обычное каждение. «Честнейшую» не поем.
По 9-й песни - светилен праздника Триоди: «Чашу име́яй...». «Слава» - светилен блаженной, «И ныне» - светилен праздника Триоди: «Чашу имеяй...».
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 6: Триоди, глас 4-й - 3, и блаженной, глас 8-й - 3. «Слава» - блаженной, глас тот же: «О пресла́внаго чудесе́...», «И ныне» - Триоди, глас 4-й: «Просвети́вшеся, братие...».
Великое славословие. По Трисвятом - тропарь блаженной, глас 2-й. «Слава, и ныне» - тропарь праздника Преполовения, глас 8-й.
На часах - тропарь праздника Преполовения. «Слава» - тропарь блаженной. Кондаки праздника Преполовения и блаженной читаются попеременно.
На Литургии блаженны от канона праздника Преполовения, глас 4-й, песнь 3-я - 4 (со ирмосом), и блаженной, песнь 6-я - 4.
По входе - тропарь праздника Преполовения, тропарь блаженной. «Слава» - кондак блаженной, «И ныне» - кондак праздника Преполовения.
Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен - Преполовения и блаженной.
Задостойник - ирмос второго праздничного канона Преполовения: «Чужде ма́терем девство...»

Преполовение – половина Пятидесятницы – середина 50 дней между праздниками Пасхи и сошествия Святого Духа.

Преполовение Пятидесятницы. Тропарь, глас 8.

Преполовившуся празднику, / жаждущую душу мою благочестия напой водами, / Яко всем Спасе возопил еси: / жаждай да грядет ко мне и да пиет, / источниче жизни нашея Христе Боже, слава Тебе.

Наименование праздника Преполовением Церковь заимствовала из Евангелия, благовествующего об Иисусе Христе, что Он, во дни Своей земной жизни, в третий год Своей Евангельской проповеди, в преполовение Ветхозаветного праздника Кущей, вошел в церковь и учил (Ин. 7, 14-36).

Праздник Кущей был одним из трех великих всенародных еврейских праздников, в память пребывания евреев в кущах (шалашах) во время странствованиях их по пустыне, и особенно в память показанной Богом Моисею на горе кущи (Исх. 25, 40), по образу которой Моисей поставил скинию (Исх. 39, 43; 40,1). Праздник продолжался восемь дней, из которых первый и последний были особенно святы. Обрядом восьмого дня, состоявшим в связи с христианским праздником преполовения, был обряд торжественного возлияния воды. Возлияние воды было знамением возлияния Святого Духа.

В преполовение праздника Кущей Господь вошел в храм Иерусалимский и учил. От божественного учения Господа преполовение стало праздником для Церкви Христовой. Иудеи, слыша учение, произносимое Господом в праздник, «дивились, говоря: как Он знает Писания, не учившись?» (Ин. 7, 15). «Многие же из народа уверовали в Него и говорили: когда придет Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил?» (Ин. 7, 31). «Многие говорили» об Иисусе Христе: «Он точно пророк» (Ин. 7, 40). «Другие говорили: это Христос» (Ин. 7, 41). Этим учением Господь ясно показал Себя Мессией, ходатаем Бога и людей, законодателем и равным Богу Отцу.

Это учение Иисуса Христа, соответственно половине Пятидесятницы, соединяющей Пасху и праздник сошествия Святого Духа, предвозвещает и о приближающемся времени сошествия Святого Духа, ибо «в последний день праздника», во время которого Господь был в церкви и учил, Он Сам предвозвестил о Святом Духе, «Которого имели принять верующие в Иисуса Христа» (Ин. 7, 37-39). Таким образом, Преполовение Пятидесятницы есть явление Божественной силы и мудрости Спасителя, как Мессии, пославшего Святого Духа.

День Преполовения – это древний христианский праздник. О нем упоминает в своих поучениях свт. Иоанн Златоуст. В V веке Анатолий Константинопольский, в VII – преподобный Андрей Критский, в VIII – св. Иоанн Дамаскин, в IX – преподобный Феофан Исповедник воспели преполовение в духовных песнях, которыми Церковь ныне восхваляет Господа среди Преполовения Пятидесятницы.

Вспоминая в Неделю о расслабленном освящение воды от Ангела в купели Силоамской, и особенно Божественное учение Иисуса Христа, произнесенное Им в Пятидесятницу, которое Господь уподобляет воде, «подающей грешнику, жаждущему спасения, жизнь и мудрость», Церковь в день Преполовения после литургии совершает малое водоосвящение, прося Господа напоить жаждущие души водами благочестия, как Он «возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7, 37).

В среду четвертой седмицы по Пасхе Св. Церковь празднует — половину времени (25 дней) от Светлого Христова Воскресения до сошествия Святого Духа на апостолов.

——————————————————————


Порядок чтения по уставу
——————————————————————

Тропарь, глас 8-й

П реполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой воды, яко всем Спасе возопил еси, жаждай да грядет ко Мне и пиет, Источниче жизни, Христе Боже, слава Тебе.
(Дважды).

Слава, и ныне. (Повторяем тропарь).

КАНОН, глас 4-й

Песнь 1. Ирмос

М оря Чермнаго пучину, немокрыми стопами древле шествовав Израиль, крестообразно Моисеовыма рукама, Амаликову силу в пустыни победил есть.

Запев: С лава Тебе Боже наш, слава Тебе (поклон).

В елия яже паче ума, Твоего Владыко божественаго воплощения благодеяния сияют нам, дарове же и благодати, и божественыя светлости, благоподатно истекают.

Запев. П ришел еси Христе, светлости Божества испущая, праздника посреди явленно: праздник бо радостен спасаемым еси, и спасения нашего Ходатай.

Слава. П ремудрость и правда, Господи, и избавление, от Бога Ты бысть нам, и от земли к небесней приводя высоте, и Дух божественыи даруя.

И ныне. П лоть Твоя истления во гробе не виде Владыко, яко составися кроме семене, тления не прият последованием естества, пресуществене, не работавши.

Катавасия: С охрани от бед рабы Своя Милостиве, яко усердно к Тебе прибегаем к милостивому Избавителю и всех Владыце Господу Исусу (поклон) . Г осподи помилуй (трижды с поклонами) .

Песнь 3. Ирмос

В еселится о Тебе церкви Твоя Христе зовущи, Ты ми крепость Господи, прибежище и утвержение.

Запев. В од животворных, церкви источник отверзл еси, аще кто жаждет, усердно да приходит и пиет, вопия Блаже.

Запев. (Повторяем стих).

Слава. О т земли убо, на небо вознестися, проявленно глаголаше, с небесе же Духа послати обетова Святаго.

И ныне. Богородичен. И же естеством животворивыи, иже от Девы родивыися Господь, всем верным дарует безсмертие, яко Благоутробен. Катавасия.

Слава, и ныне. Седален, глас 8-й. С тоя посреди светилища, преполовляющуся божествене празднику, жаждай взываше, да грядет ко Мне и пиет, пияи бо от сея божественыя Моея воды, реки из чрева источит повелении Моих. Яко иже верует в Мя, посланного от Божественаго Родителя, со Мною прославится. Сего ради вопием Ти, слава Тебе Христе Боже, яко богатно излиял еси воды Твоего человеколюбия рабом Своим.

Песнь 4. Ирмос

В оздвижена Тя видевши церкви на кресте, Солнца Праведнаго, ста в чину Своем, достойно взывающи, слава силе Твоей Господи.

Запев. Р астерзав смерти врата Своею силою, пути жизни сказал еси, и безсмертия двери отверзл еси, иже верою Тебе зовущим, слава силе Твоей Господи.

Запев. П реполовение всех и конец имея, и начало яко Безначален обдержа, стал еси посреди вопия, божественных, богомудрии, даров насладитеся.

Слава. Я ко Бог всех держа власть, яко силен державу низложив смерти, послати обеща Христе Дух Святыи, иже от Отца происходящии.

И ныне. Богородичен. Д аеши богатно благодать Тебе поющим, и иже из Тебе Рождьшагося Превечнаго Слова, Мати неискусомужная, и согрешением оставление, сим просящи Пречистая. Катавасия.

Песнь 5. Ирмос

Т ы Господи ми свет, в мир пришел еси, во свет святых обращая, из мрачна неведения, верою хвалящих Тя.

Запев. Б ожественых праздник преполовение достигше, совершеное божественыя добродетели постигнути, потщимся богомудрии.

Запев. (Повторяем стих).

Слава. Я ко воистину священно, настоящее торжество, преполовение бо великих праздник, повелевает и светится обоюду.

И ныне. Богородичен. У м ангельскии не может разумети, Твое не изреченное из Девы, и пречистое рожество, Спасе мой всесилне. Катавасия.

Песнь 6. Ирмос

П ожру Ти со гласом хваления Господи, церкви вопиет Ти, от бесовския крове очищьшися, милостию от ребр истекшею Ти кровию.

Запев. П реполовение пятьдесятницы наста днесь: отсюду божественая убо Пасха, святая светится, просвещающи божественейшею светлостию, от онуду же Утешителевою благодатию осиявающи.

Запев. (Повторяем стих).

Слава. Г лаголаше в церкви Христе предстоя, июдейским собором Свою славу открывая, и предъявляя сродство к Родителю.

И ныне. Богородичен. Б уди ми Предстательница, и Стена нерушимая. От мирских мя соблазн избавляющи, едина Богородительнице, и божественым светолитием освещающи. Катавасия.

Слава, и ныне. Кондак, глас 4-й. П разднику законному преполовившуся, всяческих Творец и Владыка, к предстоящим глаголаше Христе Боже: приидите и почерпите воду безсмертия. Тем же Ти припадаем и верно вопием, щедроты Твоя даруй нам, Ты бо еси источник животу нашему.

Икос. О лядевшую ми душу согрешенми и беззаконии, кропленьми Твоих кровей напой, и покажи плодоносну добродетельми. Ты бо рече всем приходящим к Тебе, слово Божие пречистое, воду нетления почерпите, живу же и очищающую грехи, поющим славное и божественое Твое востание, подая Благии иже с высоты сошедшую воистину учеником Твоим Духа крепость, Тебе Бога ведящим, Ты бо еси источник животу нашему.

Песнь 7. Ирмос

В пещи Авраамския дети персьстей, любовию благоверия паче, нежели пламенем опаляеми взываху, благословен еси в церкви славы Твоея Господи.

Запев. К репость Спасе смертную разорь силою, стези жизни показал еси человеком, благодарно Тебе зовущим, благословен еси в церкви славы Твоея Господи.

Запев. (Повторяем стих).

Слава. П лоть носяща видяще, не разумеша собори еврейстии слова Тебе Божия. Но мы Тебе воспеваем, благословен еси в церкви славы Твоея Господи.

И ныне. Богородичен. В ышняго освященно Божие селение, радуися. Тобою бо дадеся радость Богородице, вопиющим Ти, благословена Ты в женах, всенепорочная Владычице. Катавасия.

Песнь 8. Ирмос

Р уце распростер Даниил, Львова зияния в рове затче: огненую же силу угасиша, добродетелию препоясавшеся, иже благочестия любителие отроцы взывающе, благословите вся дела Господня Господа.

Запев. К расен из гроба востав, Своего Божества славою сияя, апостолом Своим Господи явил еси Духа обещание, тем посылая действо, благословите вся дела Господня Господа.

Запев. У мертвив ада яко Бог, Живоначальниче, всем источил еси живот вечныи, Его же ныне воображают светлейше, светоносных дней сих, радостно вопиющим, благословите вся дела Господня Господа.

Слава. Я ко солнце Христе правде явися, заря миру послал еси апостолы Своя, носяща Тебе света безсеменнаго, и неразумия мглу очищающа, вопиющим, благословите вся дела Господня Господа.

И ныне. Богородичен. С е ныне оскуде яве, от июдина племене Князь и Вождь: Ты бо Всенепорочная родила еси, преже обещавшаго обетования, иже Христа Бога поющим, благословите вся дела Господня Господа. Катавасия.

Песнь 9. Ирмос

К амень нерукосечныя горы, от несекомыя Тя Девицы, краеугольныи отсечеся Христос, и совокупив разстоящаяся естества: тем веселящеся, Тя Богородице величаем.

Запев с поклоном. Н овому и чистому житию, от Христа научившеся, сие даже до конца сохранити, полезно вси потщимся, яко да Святаго Духа пришествие приимем.

Запев. В небесное паки житие звани бывши, ходатайственою силою, излиявшагося даже до рабия образа, и нас вознесшаго, Сего достойно величаем.

Слава. Т ы мое смертное Живодавче, обложением безсмертия, и нетления благодатию оболк Спасе, воскресил еси, и Отцу привел еси, временную ми разрушив брань.

И ныне. Богородичен. Я ко корень источника, и вину нетления, Тебе Дево вси вернии уведевше, похвалами почитаем. Ты бо составное беземертие источила еси. Катавасия.

Задостойник: Ч юже есть матерем Девою быти, и странно девам дети раждати: на Тебе Богородице обое смотрение бысть, тем Тя вся племена земная, непрестанно величаем. (Поклон до земли).

Отпуст: В преполовение праздника пятидесятницы, вшедыи в церковь, и учивыи фарисеи и саддукеи, Господи Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради пречистыя Твоея Матере, и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. А минь. Г осподи помилуй (трижды). Исходные поклоны.

В день Преполовения читается Евангелие о проповеди Христа в середине праздника Кущей (Суккот), а не Пятидесятницы. Праздник Кущей отмечается осенью, а не весной. Почему возникло такое расхождение между историей и богослужением и почему песнопения праздника посвящены воде живой - благодати Святого Духа, рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ
Преполовение Пятидесятницы. Болгария. Бояны; XIII в. Фото ruicon.ru

Тропарь, глас 8:
Преполовившуся празднику,

яко всем, Спасе, возопил еси:
жаждай да грядет ко Мне и да пиет.
Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе.

Греческий текст:
Μεσούσης τῆς ἑορτῆς,
διψῶσάν μου τὴν ψυχήν,
εὐσεβείας πότισον νάματα ὅτι πᾶσι Σωτὴρ ἐβόησας·
ὁ διψῶν, ἐρχέσθω πρός με καὶ πινέτω·
Ἡ πηγὴ τῆς ζωῆς, Χριστὲ ὁ Θεὸς δόξα σοι.

Перевод иером. Амвросия (Тимрота):
На середине праздника
жаждущую душу мою благочестия напой водами,
ибо всем, Спаситель, Ты воззвал:
«Жаждущий пусть идет ко Мне и пьет».
Источник жизни нашей, Христе Боже, слава Тебе!

Кондак, глас 4:
Празднику законному преполовляющуся,
всех Творче и Владыко,
к предстоящим глаголал еси, Христе Боже:
приидите и почерпите воду безсмертия.
Темже Тебе припадаем и верно вопием:
щедроты Твоя даруй нам,
Ты бо еси Источник жизни нашея.

Греческий текст:
Τῆς ἑορτῆς τῆς νομικῆς μεσαζούσης,
ὁ τῶν ἁπάντων Ποιητὴς καὶ Δεσπότης,
πρὸς τοὺς παρόντας ἔλεγες, Χριστὲ ὁ Θεός·
Δεῦτε καὶ ἀρύσασθε, ὕδωρ ἀθανασίας·
ὅθεν σοι προσπίπτομεν, καὶ πιστῶς ἐκβοῶμεν·
Τοὺς οἰκτιρμούς σου δώρησαι ἡμῖν·
σὺ γὰρ ὑπάρχεις πηγὴ τῆς ζωῆς ἡμῶν.

Перевод иером. Амвросия (Тимрота):
На середине праздника законного
Ты, Творец всего мира и Владыка,
возглашал присутствующим, Христе Боже:
«Приходите и зачерпните воды бессмертия!»
Потому мы припадаем к Тебе и с верою взываем:
«Даруй нам милости Твои,
ибо Ты - источник жизни нашей!»

Преполовение Пятидесятницы - точка напряжения между двумя праздниками, двумя важнейшими событиями священной истории: Воскресением Христовым и Сошествием Святого Духа. Оба эти праздника имеют свои ветхозаветные прообразы: Пасхе Христовой, выводящей нас из царства смерти в Царство Небесное, предшествовал исход евреев из египетского рабства в землю обетованную (праздник Песах); Сошествию Утешителя, ниспосланию благодати Святого Духа - дарование Моисею Закона (Торы) на горе Синай (праздник Шавуот).

Но и сам праздник Преполовения обнаруживает ветхозаветные корни. В этот день читается фрагмент из Евангелия от Иоанна (7:14-30, зачало 26). Если мы обратимся к началу этой главы (ст. 2), то увидим, что там речь идет о празднике Кущей (по-еврейски - Суккот, множественное число от сукка - палатка). В этот праздник вспоминают хождение избранного народа по пустыне в течение 40 лет, когда евреи жили в шатрах, в палатках. Это один из трех дней в году, когда евреи, жившие за пределами Иерусалима, совершали паломничество в столицу, в храм.

И вот, как повествует евангелист, «в половине праздника вошёл Иисус в храм и учил» (Ин 7:14) - именно на этом и основывается празднование Преполовения. Однако здесь есть две существенных нестыковки.

Во-первых - напомним еще раз - в Евангелии говорится о середине праздника Суккот (а не Пятидесятницы), и ставятся палатки не весной, а осенью.

Во-вторых, основное содержание праздника Преполовения Пятидесятницы - в учении Христа о живой воде, т. е. о благодати Святого Духа. Вот, к примеру, седален канона на утрене: «Стоя посреде святилища, преполовляющуюся божественно празднику, жаждай, взывал еси, да грядет ко Мне и да пиет: пияй бо от сея божественныя Моея воды, реки из чрева источит велений Моих; а иже верует в Мя, посланнаго от Божественнаго Родителя, со мною прославится. Сего ради вопием Ти: "Слава Тебе, Христе Боже, яко богатно излиял еси воды Твоего человеколюбия рабом Твоим!"». Но если мы посмотрим евангельский текст, то слова о живой воде Христос произнес «в последний великий день праздника» (Ин 7:37), а не в его середине. Более того: соответствующие стихи Евангелия (о последнем дне Суккот - Ин 7:37-52, 8:12, зачало 27) и не читаются на Преполовение - мы слышим их в праздник Пятидесятницы (!).

Подобное расхождение между литургической и хронологической последовательностью событий священной истории не является уникальным, достаточно вспомнить Рождество Христово и Богоявление - события, которые отстоят друг от друга на три десятка лет, но образуют, по сути дела, единый праздник. Другой пример: воскрешение Лазаря и Вход Господень в Иерусалим, которую празднуются подряд, в субботу и воскресенье, но из евангельского текста ясно, что между этими событиями прошло по меньшей мере несколько дней. Напротив, праздники Благовещения (т. е. Боговоплощения) и Рождества обнаруживают очевидно причинно-следственную и хронологическую связь, однако в богослужебном плане они весьма далеки друг от друга.

По традиции, в праздник Преполовения Пятидесятницы совершается малое освящение воды. Этот обычай, как и предыстория самого праздника, также ведет свое начало с ветхозаветных времен.

И в приведенных выше тропаре и кондаке Преполовения господствует тема живой воды - т. е. благодати Святого Духа. Преполовение Пятидесятницы готовит нас к самой Пятидесятнице - к дню, когда вознесшийся Спаситель низпослал от Отца Утешителя, Духа Истины, оживотворяющего Церковь по сей день и до конца времен.