Занятия с ребенком в 11 месяцев. Одиннадцать месяцев — развивающие игры для малыша

За несколько недель до начала второго года жизни малыш радует родителей множеством интересных способностей. Он уже почти самостоятельный, знаком с «взрослой» едой и даже обзавелся собственными предпочтениями. Заботливые мамы и папы могут помочь крохе усовершенствовать имеющиеся и получить новые навыки.

Что умеет ребенок в 11 месяцев?

В указанном возрасте малютка отлично , быстро перемещаясь в нужное ему место. Развитие ребенка на 11 месяце жизни предполагает и попытки ходить, но они пока несмелые и неуклюжие. Первые шажки кроха делает, держась за руку или опору, либо используя специальные игрушки. Малышу еще сложно следить за равновесием и балансировать, поэтому он часто падает.

Что должен уметь здоровый ребенок в 11 месяцев:

  • садиться и вставать;
  • обобщать и конкретизировать предметы (например, выбрать только машинки из игрушек и найти среди них красную);
  • подражать звукам и речи;
  • играть в сюжетные игры (баюкать, кормить куклу);
  • выполнять просьбы – иди сюда, возьми, дай;
  • жестикулировать;
  • произносить короткие слова («мама», «пока»);
  • взбираться на возвышенность и уметь спускаться;
  • держать ложку, должен захватывать ею кашу или пюре;
  • строить башенки из кубиков;
  • перелистывать книжные страницы;
  • различать части тела, показывать их;
  • общаться с другими детьми и знакомыми взрослыми.

Чему можно научить ребенка в 11 месяцев?

Главная задача родителей – поддерживать малыша и помогать ему в совершенствовании навыков, выбирая комфортную форму обучения. Развивающие занятия для детей 11 месяцев предполагают улучшение уже имеющихся умений. Заставлять кроху что-то делать, если он к этому не готов, не нужно. Теоретически есть много вариантов, чему научить ребенка в 11 месяцев, но важно заниматься с малюткой, только если ему интересно:

  • ходить;
  • танцевать;
  • внятно говорить;
  • увеличивать словарный запас;
  • подпевать.

Ребенку 11 месяцев – как научить ходить?

Большинство малышей рассматриваемого возраста пытаются делать самостоятельные шаги. В перечень того, что умеет делать ребенок в 11 месяцев, входит использование ходунков или специальных игрушек («каталок»), служащих поддержкой в этом занятии. Если родители стремятся обучить чадо держать равновесие без посторонней помощи, надо ежедневно тренироваться:

  1. Делать гимнастику и массаж, укрепляя мышечный корсет.
  2. Гулять (родитель должен держать кроху за руку).
  3. Дома сесть на расстоянии от малютки на 1-1,5 метра и звать к себе, протягивая руки.

Самостоятельная ходьба не является обязательным пунктом среди всего, что должен уметь ребенок в 11 месяцев. Если малышу удобнее ползать, а шагать еще тяжело, нельзя его принуждать. Кроха пойдет, когда будет физически и психологически к этому готов. Ползание – тоже очень важная стадия в развитии, которая отвечает за формирование нормальной осанки и пространственное мышление.

Как научить ребенка 11 месяцев говорить?

За 4 недели до первого дня рождения малыш умеет общаться, но на примитивном языке. Его лексикон состоит из простейших коротких слов – «дай», «ам», «бай», «да» и других. Часто разговор крохи понятен только близким членам семьи (автономная речь). Развитие мелкой моторики у детей 11 месяцев должно улучшить этот навык. Научно подтверждено: мозговые центры ребенка, отвечающие за двигательные функции пальцев и речь, неразрывно связаны. Если постоянно предлагать крохе пальчиковые игры и занятия для совершенствования мелкой моторики, чадо заговорит быстрее и разборчивее.

Другие способы повышения речевой активности:

  • беседы с малышом;
  • пение;
  • чтение сказок;
  • прослушивание музыки.

Как научить ребенка 11 месяцев жевать?

Ближе к году дети уже неплохо орудуют выросшими зубами и деснами, особенно когда прикорм был начат своевременно. Если в списке того, что умеет ребенок на 11 месяце жизни, отсутствует жевание, следует стимулировать развитие данного навыка:

  1. Предлагать более густую пищу.
  2. Добавлять в супы и пюре мелкие твердые кусочки.
  3. Иногда давать погрызть яблоко или баранку.
  4. Угощать мягким мармеладом и зефиром.
  5. Садиться есть вместе, показывая малютке правильные движения на собственном примере.

Жевание – не обязательный пункт в перечне, что должен уметь ребенок в 11 месяцев, но лишней эта способность не будет. После года он начнет постепенно переходить на «взрослую» твердую пищу и отлучаться от маминой груди. Корректное пережевывание поможет не только не давиться едой, но и способствует правильному формированию резцов, коренных зубов и челюстей.

Как развивать ребенка в 11 месяцев?

Описываемый возраст характеризуется ускоренным обретением новых умений и знаний об окружающем мире. Существует много методик, как развивать ребенка 11 месяцев дома, но прогрессивные педиатры рекомендуют не придерживаться строгих норм, а просто наблюдать за интересами малыша и поддерживать его стремления и начинания. Почти годовалый человек отличается любознательностью и сообразительностью, поэтому помогать ему в развитии очень легко.

Какие игрушки нужны ребенку в 11 месяцев?

Самые полезные предметы для обучения детей в указанном периоде – средства, способствующие улучшению мелкой моторики. Развивающие игрушки для детей 11 месяцев:

  • сортеры;
  • кубики;
  • пирамидки;
  • стаканчики;
  • мозаики;
  • шарики и мячики;
  • «разрезные» овощи и фрукты (на липучках);
  • матрешки;
  • пластилин.

Дополнительно необходимо иметь сюжетные игрушки для детей 11 месяцев, с помощью которых малыш должен примерить на себя какую-то роль:

  • набор инструментов;
  • комплект доктора;
  • пластмассовую кухонную утварь;
  • куклу с коляской и другое.

Игры с ребенком 11 месяцев

Все знания о свойствах окружающих предметов и поведении живых существ дети получают во время развлечений. Педагоги рекомендуют такие развивающие игры для детей 11 месяцев:

  • покажи, где (носик, хвостик);
  • как говорит (собачка, кошечка, коровка);
  • дай (попросить конкретный предмет определенной формы или цвета);
  • покорми, причеши куклу;
  • сложи игрушки в коробку;
  • покатай мячик (научить подталкивать в правильном направлении);
  • что за окном (показать облачко, солнышко, самолет);
  • прятки.

Для малыша одиннадцати месяцев игрой будет практически все, что попадет ему в руки и в поле зрения. Задача мамы – так обустроить комнату ребенку, чтобы минимизировать количество одергиваний и запретов, обеспечить безопасность и вместе с тем, удовлетворять творческое любопытство и живейший интерес крохи к окружающему миру.

Задача эта – непростая, но если она успешно разрешается, родители получают спокойного и уравновешенного сына или дочку, способных вдумчиво исследовать мир вокруг себя без капризов и истерик. А своевременное и достаточное внимание и игра рядом способны творить настоящие чудеса: малыш понимает, что в лице мамы и папы он получает мощную поддержку, что побуждает его осваивать новое с удовольствием и радовать родителей успехами.

Поэтому усваиваем для себя, что нужно:

  • разрешать ребенку ползать и ходить везде;
  • не ограничивать его познание лишними запретами (убираем то, что можно убрать);
  • не давать бездействовать, а занимать его разными предметами и игрушками;
  • не торопить его, но учитывать индивидуальные особенности типа его нервной системы и темперамента;
    стимулировать его участвовать в повседневных домашних делах и даже помощи на кухне (повозить чашку в воде, помыть ложку, переложить овощи в кастрюльку и т.п.);
  • не ругать за то, что он ломает, рушит – он получает опыт от своих действий и еще не понимает, что ломать – это плохо. Поймет позже. Постройте башню заново или смастерите повторно самолетик и т.п.

Какие развивающие игры можно предложить малышу 11 месяцев:

Мама напутала!

Возьмите картинку с изображением какого-то персонажа, хорошо знакомого ребенку. Хорошо, чтобы картинка была интересна ему. И начните спрашивать, например: “Это киска?” Смотрите на реакцию ребенка, не торопите. Если молчит и смотрит то на картинку, то на вас, ответьте сами: “Да!” -“А где у нее хвостик?” – “Вот он!” “А киска лает: гав-гав?…” Малыш обрадуется, что мама напутала и постарается вас поправить

Так можно играть с различными животными, постоянно обогащая и дополняя знания ребенка о них. Картинку можно потом усложнить двумя персонажами и разыгрывать целые представления: имитировать, как животные говорят, как ходят, что сейчас делают и т.п.

Дай мышку

Поставьте на небольшом расстоянии от малыша стульчик с двумя игрушками: мышкой и собачкой, к примеру. Сидящему на полу ребенку скажите: “А где же у нас мышка?” Когда ребенок покажет пальчиком, попросите его: “Принеси мышку, пи-пи! Дай маме мышку!”. Когда принесет – похвалите, обнимите и поцелуйте. Аналогично и с собачкой.

Игра учит взаимодействовать со взрослым, откликаться на его просьбы и ориентироваться в пространстве.

Терем-теремок!

Возьмите за основу сюжет из любимой русской сказки “Терм-теремок”. Подготовьте несколько игрушек, хорошо знакомых ребенку, пусть это будут киска, собачка, мышка, поросенок, мишка. Соорудите наподобие домика из стульев и покрывала. Поместите все игрушки в домик и скажите: “Сашенька, а давай посмотрим, кто там живет?! Терем-теремок, кто в тереме живет? А ну-ка, выходите-покажитесь Сашеньке!” Выходит киска – “мяу-мяу! Я киска!” – “Привет, киска! (даем погладить ребенку), иди обратно в домик!” И так с остальными зверушками.

Игра учит общаться, проявлять интерес к спрятанному и радоваться встрече с жителями домика.

Рисуем на… обоях!

Наверно, этот заголовок ведет в шок мамочек, бдительно следящих за чистотой квартиры или дома Между тем интерес ребенка к обоям рано или поздно, все равно проснется и чем быстрее мы направим его в нужное русло, тем будет лучше. Итак, подготовьте достаточно большой кусок рулона ненужных обоев, который не жалко использовать для творчества. Расстелите на полу, дайте в руки малышу восковые мелки или цветные карандаши.

Покажите, как можно рисовать на обоях линии, круги, овалы; нарисуйте вместе морковку, яблоко, человечка, словом все, что вы вспомните, с какими игрушками и персонажами и предметами малыш играл. Полученный ранее опыт перенесется на бумагу и свяжется в его представлении, что все можно изобразить на бумаге. Сначала он не сразу это поймет, а увидев знакомые рисунки, возникающие, буквально из ничего и заинтересуется.

В процессе рисования следите, чтобы он не рисовал на себе, мебели, стенах. Еще полезно предлагать обводить предметы, свои ножки-ручки. Можно использовать трафареты с животными и геометрическими фигурами.

Я иду по лестнице!

Если ваш кроха уже более месяца ходит сам, предложите ему походить вверх по лестнице. Нужно держать его за руку на уровне его груди, причем его ручки вытянуты вперед и горизонтально. Старайтесь, чтобы он держался за вас, а не вы – его. Подбадривайте его: “Подними ножку, поставь на ступеньку..Так! Молодец! Поднимись. Поставь вторую ножку. Так! Хорошо!”…

Спускаться с лестницы дети начинают намного позже, поэтому пока не торопите малыша, учитесь ходить вверх.

Водичка моя!…

Малыши практически всегда любят возиться с водой: наливать, переливать, “стирать”, мыть, полоскать и т.д. Поэтому не ограничивайте его в общении с водой – такие игры очень полезны ребенку. Занятия с водой успокаивают малыша, помогают выплеснуть избыток энергии, дарят уверенность.

Приготовьте детскую посуду: кастрюльки, чашки, сковородки, ложки и т.п. Рядом поставьте таз с теплой водой, оденьте малыша соответственно обстановке (если жарко – достаточно трусиков и шлепок, если прохладно – можно футболку с коротким рукавом, шортики). Можно строить кораблики из бумаги и пускать их по воде, можно смотреть, как плавают деревянные и пластмассовые предметы, а железные – тонут. Можно мыть куклу, заворачивать ее в полотенце и т.п.

11 месяцев – возраст ребенка, от которого до первого дня рождения «рукой подать». Малыш прошел длинный и интересный путь, многому научился и совсем не похож на того кроху, которого родители привезли из роддома. Он пытается говорить свои первые слова, делать самостоятельные шаги и с каждым днем все больше делает сам.

Упражнения и игры с ребенком 11 месяцев должны быть направлены на то, чтобы закрепить все усвоенные навыки и продолжать их развивать.

В этом возрасте ребенок не только хорошо понимает, что говорит ему взрослый, но и пытается повторять отдельные слова и звуки за ним. Некоторые детки даже выражают свои мысли при помощи речи, хотя это дается непросто. Общение взрослого с ребенком, занятия и игры, которые они проводят вместе, должны поддерживать познавательный интерес в ребенке.

Иногда родители могут теряться, во что играть с малышом, и чем занять его, чтобы его развитие было правильным. Главное, что нужно знать и понимать – это возможности и потребности своего ребенка. Он личность с индивидуальными чертами и особенностями, наблюдая за ним, можно понять, что именно ему интересно и как этот интерес направить в познавательное русло.

Древняя индийская пословица гласит: «Ребенок – гость в твоем доме. Накорми, выучи и отпусти». Родители должны помочь малышу познать мир, а не навязывать ему собственное видение или тем более чье-то чужое.


Развитие физической активности и координации движений

Встав на ноги и сделав свои первые шаги, малыш преодолел серьезный барьер своей активности, и с этих пор будет пользоваться собственными навыками перемещения. Маме с папой важно научить ребенка координации движений и равновесию. Это повысит безопасность перемещения крохи и упрочнит его владение своим телом.

Важным навыком, которому малыш должен быть обучен, является умение безопасно слезть с дивана или кровати. Делать это нужно ножками вперед и вниз. И каждый раз, когда ребенок будет пытаться слезть на пол, взрослым стоит направлять его и разворачивать в случае необходимости. Дети в возрасте 11 месяцев усваивают это правило за несколько дней регулярных тренировок.

Учимся ходить

В возрасте 11 месяцев многие детки учатся самостоятельно ходить. Стимулируйте этот навык играми с песенками. Но прежде, чем начать, убедитесь, что пространство комнаты безопасно: нет острых углов или разбросанных на полу игрушек о которые можно споткнуться. Возьмите малыша за ручки, ведите его по комнате, напевая:

Во саду ли в огороде
Девица гуляла.
Она ростом невеличка,
Сама круглоличка.
За ней ходит, за ней бродит
Удалой молодчик.
За ней носит, за ней носит
Дороги подарки.

Когда малыш отвлечется песенкой, отпустите его ручки и поманите к себе.

Читайте стишки в такт шагам:

Встань, малыш, еще разок
Сделай маленький шажок,
Топ-топ, топ-топ!
Ходит мальчик наш с трудом,
Первый раз обходит дом,
Топ-топ, топ-топ!

Инна, мама годовалого Ивана: «Ваня пошел в 11 месяцев. Мы с ним ходили по квартире за ручки, я читала стишок «Идет бычок качается» и изображала, как качается бычок. По середине комнаты я отпустила его ручки и продолжая читать стишок позвала его ручками. И он сделал несколько шагов без опоры, слегка боком! Чтобы он не упал, я снова взяла его за ручки. С тех пор мы каждый день так тренировались. Сейчас спустя месяц он уверенно ходит!»



Танцы

Держите ребенка за ручки и читайте стишок, ритмично топая и высоко поднимая согнутые в коленях ноги. Малыш должен повторять за вами.

Ножки пляшут! Тра-та-та,
Тра-та-та, тра-та-та,
Вот как пляшут! Тра-та-та,
Тра-та-та, тра-та-та!

Тренируемся ходить по ступенькам

Возьмите на прогулку колокольчик и положите его на 5-ю ступеньку лестницы. Читайте по одной строке стишка, поднимаясь по ступеньке:

Шел баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку!

Добравшись до колокольчика, позвоните.

Чтобы научиться спускаться, поставьте малыша на 4-ю снизу ступеньку и спускайтесь вместе, приговаривая:

Вниз по лесенке идем,
Ни за что не упадем!
Топ-топ, топ-топ!



Другими упражнениями, помогающими выработать координацию движений, могут быть:

  • залезание на стул или кресло;
  • переступание через небольшие преграды, например, разложенные на полу мягкие игрушки;
  • перелаз через большие преграды, например, диванные подушки.

Во всех начинаниях ребенка важно, чтобы родители были рядом и поддерживали его. Даже если что-то не получается с первого раза, обязательно получится потом, если продолжать тренироваться и учиться.

Развитие речи и разговорных навыков

Развивающие занятия для детей 11 месяцев обязательно должны включать в себя игры и упражнения на развитие речи. Это возраст активного становления разговорных навыков, поэтому нужно помочь ребенку в этом.

Расширение словарного запаса зависит от того, сколько родители разговаривают с малышом и читают ему книги. Важно объяснять каждое свое действие, называя предметы вокруг, и особенно те, на которые указывает ребенок.

Иногда к 11 месяцам малыш уже может произносить некоторые слова или слоги, например, «ма-ма», «ам-ам», «дай» и другие простые звуки. Услышав это от ребенка, нужно узнать, куда он смотрит и попытаться понять, что именно он хочет сказать. А когда взрослый проговорит всю фразу, а по реакции малыша будет понятно, угадал он или нет.

Как играть с ребенком в 11 месяцев:

Ролевые игры

Это прекрасная возможность поиграть и научить малыша. Можно купить специальные игрушки, которые надеваются на руки или пальцы, а можно сделать самим. Для этого возьмите старые перчатки и отрежьте от них 2 пальчика. Из них сделайте куклу для малыша, вышив глазки и ротик и пришив волосы из ниток. Из оставшейся перчатки сделайте кукол для себя. Наденьте на указательный палец ребенка его куколку. Покажите как куколка может ходить, танцевать, прятаться в кулачок и опять появляться. Составляйте простые диалоги между персонажами, обращаясь непосредственно к малышу, рассказывайте ему стишки и напевая песенки, стимулируя желание отвечать и повторять за взрослыми.

Чтение книг

Еще один эффективный способ стимулировать развитие речи ребенка 11 месяцев. Выбирайте книжки с большими яркими картинками, в которых текст совпадает с нарисованным сюжетом. Малыш будет слышать, о чем идет речь, видеть проговоренные фразы на картинке, и учиться сопоставлять это.


Пение

Пойте малышу простые песенки с повторяющимися слогами, чтобы пополнять его словарь. Купите детскую дудочку (лучше пластиковую), покажите ее малышу. Спойте песенку:

Ду-ду-ду-ду дудочка!
Ду-ду-ду-ду-ду!
Заиграла дудочка
В нашем во саду.
Услыхала уточка,
Плавая в пруду,
Как играет дудочка:
Ду-ду-ду-ду-ду!

«Покажи предмет»

Развивая слуховое восприятие и речь ребенка, можно играть с разными предметами. Разложите перед малышом несколько игрушек, назовите их: «Это зайчик, а это мишка». Попросите малыша показать: «Покажи, где зайчик?». Потом игра происходит в обратном порядке: кроха показывает пальчиком на одну из них, а взрослый называет их вслух.

«Наша семья»

Дети любят рассматривать фотоальбомы, а особенно, узнавать кого-то на фото. Если взрослый будет комментировать снимки и рассказывать, кто где на фотографии, ребенок с восторгом включится в эту игру. А со временем и сам начнет показывать, на каком фото мама, а на каком – бабушка.

Некоторые игры можно придумать на ходу с теми игрушками, которые лежат рядом. Малыши любят все новое и интересное, с удовольствием занимаются тем, что раньше еще не делали. Поэтому взрослым стоит подключить свою фантазию и погрузиться в увлекательный процесс игры.

Как заметил в далекой древности Марк Туллий Цицерон: «Дети забавляют себя тем или иным занятием даже тогда, когда ничего не делают».

Родители могут многому научиться, проводя время со своим ребенком и наблюдая за его активностью.

Важность развития мелкой моторики рук

Именно уровень развития мелкой моторики у ребенка в 11 месяцев напрямую влияет на степень активности речи. Чем больше малыш играет и работает руками, перебирает мелкие предметы, лепит из пластилина и рисует, тем быстрее он научится говорить. Для развития мелкой моторики можно играть с крохой в такие игры:

Собираем предметы

Играйте на полу, разложив вокруг кубики, маленькие игрушки, мячики. Дайте малышу ведро и попросите его собрать все предметы, называя каждый вслух.


Счеты

Вам понадобятся обычные счеты. Покажите ребенку, как нужно противопоставлять указательный пальчик, сжав остальные в кулачок. Двигайте косточки, рассказывая считалку:

Раз, два, три, четыре,
Кто у нас живет в квартире?
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой сверчок, щенок и я -
Вот и вся моя семья!
Раз, два, три, четыре, пять,
Всех начну считать опять!

Что в мешке?

В тканевый мешочек сложить 8-10 игрушек небольшого размера. Попросить малыша не глядя доставать по одному предмету, в то время как взрослый будет называть, что ребенок достал.

Прищепки

Возьмите кастрюлю и прикрепите прищепки по краям. Посадите малыша рядом и покажите ему, как снимать прищепку двумя пальчиками и бросать в кастрюлю со словами: «Бах! Упала».

Разноцветная фасоль

В емкость или мисочку небольшого размера насыпать фасоль разных цветов. И предложить ребенку в одну чашку складывать один цвет, в другую – другой. Работа кропотливая, возможно, сначала у малыша не будет получаться. Но терпеливые родители, умеющие подбодрить, постепенно научат кроху.

При этом нужно внимательно следить, чтобы ребенок не взял в рот мелкую фасоль.

Куличи из песка

Наполнение ведра песком при помощи совочка и формирование куличиков – отличная игра для развития мелкой моторики. Для разных куличиков можно приобрести несколько разных форм – животных, цветов, пирожного, и делать в песочнице вместе с малышом.

Анна, 28 лет, мама двухлетнего Максима: «Летом, когда Максу было 10-11 месяцев, мы очень много времени проводили на улице. Он увлекался буквально всем, что видел вокруг себя. Мне даже не нужно было брать на прогулку никакие игрушки. Свои первые шаги он тоже сделал на улице, изучая насекомых в траве. В тот период он мог подолгу перебирать камушки и палочки, брать в руки маленьких жучков, копаться в песочнице лопаткой, собирать листочки с деревьев. Он брал в руки какой-то предмет, приносил ко мне и давал понять, что я должна рассказать ему об этом. Природа до сих пор увлекает его целиком».

Вне зависимости от того, где проходят развивающие игры для детей 11 месяцев, дома или на улице, можно использовать множество окружающих предметов, которые станут частью игры и вызовут интерес ребенка.


Развивающие игрушки для детей 11 месяцев

Ребенок в возрасте 11 месяцев может играть с любыми подручными средствами и предметами. Он с одинаковым интересом будет играть с двумя картонными коробками разного размера или конструктором, привезенным из магазина. Поэтому не стоит тратить много денег на покупку игрушек для ребенка. Достаточно несколько полезных и недорогих предметов, которые можно задействовать в ежедневные игры с ребенком 11 месяцев. Среди них:

  • Кукла или мягкая игрушка в виде животного. Ее можно использовать для ролевых игр, лечить, укладывать спать, кормить вместе с ребенком.
  • Набор для песочницы.
  • Мячик, которым можно играть дома и на улице, поможет тренировать координацию движений.
  • Игрушка, которая умеет разговаривать при нажатии на разные части тела. В одной лапке у нее имеется множество разных стишков, в другой – песенки и веселые мелодии. Отличное пособие для развития речи ребенка.
  • Книги. С самого раннего детства нужно приучать ребенка к книге, чтобы это увлечение осталось с ним на всю жизнь.

Детям до года вообще не следует смотреть телевизор, даже мультики, и даже по 15 минут в день.

Иногда маме или папе нужно некоторое время позаниматься своими делами, и включенный экран становится хорошим способом увлечь ребенка. Но в этом возрасте ребенку нельзя напрягать свои глазки даже на короткое время. Тем более, что мультики ему понравятся, и он будет все чаще и все больше просить их включать. В дальнейшем это может стать серьезной проблемой. Поэтому лучше начинать как можно позже.

Больше внимания ребенку, активное вовлечение родителей в процесс его познания мира и меньшее количество ненужных предметов – эти простые постулаты стоит использовать каждый день в играх с малышом.

Игры с ребенком в 11 месяцев должны помочь сохранению уже наработанных навыков и приобретению новых. Активность и повышенную подвижность малыша нужно обезопасить, поэтому родителям важно научить ребенка координации собственных движений. Тогда познание мира будет продолжаться гармонично и комфортно.

Видео по теме

Ребенок в 11 месяцев уже умеет уверенно ползать, сидеть, стоять и даже ходить, придерживаясь за опору. В таком возрасте малыши пытаются выразить эмоции и желания определенными звуками и слогами, ассоциируя их с предметами. Малыш понимает, когда речь родителей адресована им, отличают похвалу от ругательства. Родителям рекомендуется относиться к одиннадцатимесячному ребенку как к взрослому, перестать говорить мягким голосом.

Как утверждают психологи, развитие малыша зависит от родительского отношения к нему. Во время занятий с 11-месячным ребенком необходимо направлять игры на развитие познавательного интереса, не только усовершенствуя зарождающуюся речь, но и учить самостоятельно ходить, изъясняться и различать предметы.

Логопедами и психологами установлен тот факт, что развитие мелкой моторики напрямую связано со становлением речи. Многие родители отмечают, что ребенок в 11 месяцев протягивает ручку и шевелит пальчикам, а в глазах читается немой вопрос, но произнести просьбу малыш не может или не решается. И вот в это время необходимо применять методику игр, развивающих речь.

  • Развивающая игра «Веселые зверушки». Для занятия заранее приготовьте яркие картинки-карточки или книги с изображением птиц, диких и домашних животных, рыб и насекомых. Не спеша показывайте малышу картинки, если под ними есть описание или сопроводительный текст о животном, прочитайте ребенку. Важно сопровождать рассказ звуками, которые издают соответствующие животные, «гав-гав», «пи-пи», «ку-ку», «мяу-мяу», «ква-ква», «хрю-хрю» и т.д. Не ждите, что 11-месячный малыш сразу повторит все звуки. Практиковать подобные игры рекомендуется регулярно, и со временем при виде картинки и животного ребенок сам назовет их с помощью разученных фраз.
  • Речевая игра «Разноцветная радуга». В 11 месяцев малыш уже понимает, что перед ним различные цвета, но названия ему еще неизвестны, задача родителей – научить различать основные оттенки, дав им определение. Для этого рекомендуется расстелить мягкий плед или одеяло, посадить малыша в центр и разложить перед ним разноцветные объекты: кубики, мячики, кольца и карточки. Каждый предмет не спеша подносите к ребенку, давайте потрогать и покрутить. Важно, чтобы ребенок был спокоен и фокусировал внимание на указанных вещах. Чтобы ребенок понимал, что от него требуется, покажите два кубика разных цветов. Предложите взять тот, который понравился больше. Если ребенок потянется к кубику, расскажите какого он цвета, формы и размера. Расскажите, какой предмет остался у вас в руках. Продолжать рекомендуется до тех пор, пока ребенок проявляет интерес к распознаванию цветов.
  • «Прогулка по Цветному бульвару». Интересная игра, цель которой – запоминание цветов. Если позволяет самочувствие, возьмите ребенка на руки и устройте прогулку по квартире. Указывайте на разноцветные предметы, называйте цвета и назначение. Если получится, давайте ребенку потрогать предметы, повертеть их в руках, а главное – повторяйте несколько раз название цвета.

После прогулки по «цветному бульвару» вернитесь обратно в детскую и дайте малышу любимую игрушку. Рекомендуется запасаться яркими игрушками незатейливой формы. После чего вместе с любимцем отправляйтесь в путь по квартире на поиски предметов такого же цвета. Например, при обнаружении зеленой вазы сообщите, что предмет на столе имеет такой же цвет, как и игрушка. Рекомендуется прикладывать игрушку к предмету, чтобы ребенок наглядно видел то, о чем вы говорили.

Развитие координации

  • «Чух-чух-чух, я – игрушек лучший друг!». Почти годовалые дети интересуются всем, что открывается и закрывается. Картонные коробки в этот период – наиболее подходящие предметы, привлекающие внимание. Для занятия понадобятся 2-3 коробки разных размеров, которые легко закрываются. Эти объекты свяжите между собой ленточкой, формируя некий поезд, коробки имитируют вагончики. На полу перед ребенком разложите маленькие игрушки с расчетом, чтобы они помещались в коробку. Откройте крышки «вагонов» и предложите вместе сложить груз. Малыш с удовольствием погрузит все игрушки, повторяя за вами манипуляции. Как только первая игрушка будет поставлена в коробку, потяните за веревочку и произнесите с восторгом фразу: «Чух-чух-чух, я - игрушек лучший друг!». Это не только развеселит малыша, но и вызовет интерес и желание потянуть за ленточку, приводя поезд в движение.
  • «Щип-прищип». С 11-месячным крохой рекомендуется играть только в те игры, которые ему интересны. Для детей важны предметы, которые находятся в руках у мамы, например, прищепки. Перед занятием запаситесь квадратом плотного картона и прищепками разного цвета. Посадите маленького гения и у него на глазах прицепите прищепки на разные стороны картона. После чего медленными движениями снимите их и закрепите вновь, так 2-3 раза повторите манипуляции. Малыш самостоятельно начнет снимать и закреплять предметы. Это занятие координирует движение рук, пальцев и глаз маленького ученика. Его внимание привлечет реакция прищепки на движение пальцев. Обязательно похвалите кроху за успех и подбодрите в случае неудачи. Маленькому человечку важна ваша оценка его поступков и деятельности.
  • «Прощай, соска!» Многих родителей беспокоит вопрос, как отучить ребенка сосать соску. Логопеды утверждают, что 11 месяцев – прекрасное время, чтобы избавиться от пустышки. Для малыша расставание с любимой соской – травма, но если заранее подготовить его, процесс станет безболезненным. Во время игры сделайте вид, будто мишка или котенок взяли в рот соску. При этом рекомендуется рассказывать, что игрушка маленькая, ей тоже хочется пососать пустышку. Такую игру важно повторять каждый день и тогда малышу пустышка уже не понадобится.

Сюжетные игры

Раньше вы показывали крохе животных и рассказывали, как они говорят. Выполняли с игрушками разные действия: укладывали спать, кормили, гуляли с ними. Сейчас рекомендуется задавать вопрос: «Что хочет ляля? Кушать, пить или спать?» или «Что делает ляля? Ходит, сидит или спит?»

Безусловно, малыш еще не научился говорить, поэтому варианты предлагаете вы. У ребенка формируется понимание сюжетной игры. Рекомендуется в процессе игры изменять интонацию, выдерживать паузу, повторять действия, а главное, малыш самостоятельно принимает участие в игре. Выстраивайте занимательный, но не сложный сюжет, например, кукла села на лошадку, поехала, упала, заплакала, встала, отряхнулась, снова села на лошадку и запела песенку.

Сюжетные сценки отражают эмоциональное состояние человека. Ребенок понимает причины того или иного состояния, вызванного определенными действиями. Например, куколке больно, потому что она упала; куколка смеется, потому что ей нравится кататься на поезде, и т.д. Рекомендуется прививать малышу чувство сострадания, например, куколка плачет, давай пожалеем ее. Открывайте волнующий и чувственный мир своему малышу: смех, радость, слезы, грусть, страх и т.д.

В играх важно прерывать неадекватные реакции. Нередко чувства ребенка бушуют, провоцируя появление неадекватных реакций в виде агрессивных действий по отношению к игрушкам. В таких случаях незамедлительно рекомендуется остановить игру, забрать игрушку и строго сказать «Нельзя!» Сразу же важно показать, как правильно и безопасно играть с куклой, собачкой или машинкой. Иногда малышу сложно перестроиться на положительный лад, поскольку он не в духе. Рекомендуется прекратить игру, переключить его внимание на что-то другое.

Ваш малыш стоит на пороге выхода из периода младенчества. К этому возрасту он прошёл колоссальный путь развития от новорождённого, умеющего только есть, спать и плакать, до самостоятельного «гражданина» со своим характером, запросами и требованиями. Но предстоит приложить ещё немало усилий, чтобы из него получился здоровый, умный, достойный взрослый человек. Тому, как следует развивать одиннадцатимесячного карапуза, посвящена наша статья.

Достижения одиннадцатимесячного малыша будут тем выше, чем больше вы будете уделять ему внимания, заниматься с ним.

Помогать ему развиваться следует в следующих направлениях:

  • физическом,
  • речевом,
  • интеллектуальном,
  • социальном.

Чтобы развивать кроху физически, можно учить его многократно перекатываться со спины на живот и обратно, учить кувыркаться, ходить по бревну. Такие упражнения развивают вестибулярный аппарат, чувство равновесия и координацию движений.

К 11 месяцам ребёнок постепенно начинает заменять «голосовые рулады» упрощёнными словами, типа «бух», «ав-ав» и т.п. В его лексиконе появляются собственные слова, обозначающие тот или иной предмет. Например, слово «оты» на его языке обозначает «колготы».
В этом возрасте вы можете учить его говорить правильно, поправляя его. Этому будет способствовать его способность к подражанию. Успеха можно добиться, если многократно повторять слово самому и побуждать к этому ребёнка.

В этом возрасте кроха может понимать в шесть раз больше, чем способен сказать.

Интеллектуальные способности одиннадцатимесячного малыша заключаются в том, что он уже умеет обобщать игрушки и предметы (шарики, кубики, книги, куклы), выполнять простейшие просьбы, запоминать различные движения. Вы можете усложнять задания, выполняя с малышом направленные на результат различные действия с предметами.

Например:

  • снимать кольца с палочки и потом снова их туда надевать,
  • доставать из ведёрка или коробки шарики и скатывать их с наклонной поверхности.

Так что проблемы в том, чем можно занимать одиннадцатимесячного кроху, чтобы это было интересно и полезно, не существует. Было бы желание.

Что касается социального развития, следует не забывать, что хотя малыш ещё только начинает осознавать своё «я», копируя чувства и возможности их выражать окружающих его взрослых, именно в этот период закладывается фундамент его личности. И не последнюю роль в этом играет не то, что вы говорите, а то, как вы себя ведёте.

Как играть с ребёнком в 11 месяцев

Для 11-месячного карапуза в игру превращается всё, что попадается ему на глаза или в руки. Задача родителей - обустроить его место нахождения таким образом, чтобы максимально обезопасить его пребывание в нём и в то же время не пресекать его интерес к окружающему бесконечными запретами и одёргиваниями. Как же можно играть с малышом, когда он стал «взрослым» одиннадцатимесячным человечком?

Можно, например, свалить в кучу различные игрушки, а потом попробовать их рассортировать по видам. Можно также изучать части тела, используя в качестве объекта его самого или близких.

Очень полезными для занятий с одиннадцатимесячным малышом могут быть развивающие игры, как, например:

  • «Мама напутала»,
  • «Терем-теремок»,
  • «Рисуем на обоях»,
  • «Водичка моя» и др.
Хорошей помощницей в выборе развивающих игр может стать книжка с одноимённым названием Оксаны Агеенковой.

Какие игрушки нужны ребёнку в 11 месяцев

Хотите ли вы порадовать своё чадо или идёте в гости в семью, в которой есть одиннадцатимесячный карапуз, непременно возникает вопрос, а какие же игрушки нужны ребёнку этого возраста.

Нет универсальных игрушек, которые могли бы понравиться любому без исключения малышу. Но всё же есть определённые тенденции, связанные с закономерностями возрастного развития.