Коррекционная работа психолога в школе. Упражнение «Оригами «Чудо-птица моей фантазии Занятие психолога с тревожными детьми детского сада

1. Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, не приводите их в пример. Если вы хотите подчеркнуть динамику в работе ребенка над каким–то своим качеством, то лучше сравнивать его успехи с его же результатами вчера, неделю или месяц назад.

2. Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети, и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником. 3. Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как «Кто быстрее?». Пусть лучше ребенок играет для собственного удовольствия и пользы, а не с целью выиграть. Также нежелательно ставить тревожному ребенку временные рамки выполнения задания или подгонять его. Этим вы вряд ли ускорите его действия, а вот уровень тревожности поднимите наверняка.

4. Если вы вводите новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно.

Если ребенок высокотревожен, то начинать работу с ним лучше с релаксационных и дыхательных упражнений, например: «Воздушный шарик», «Корабль и ветер», «Дудочка», «Штанга», «Винт», «Водопад» и др.

В коллективные игры тревожного ребенка можно включать, если он чувствует себя достаточно комфортно, а общение с другими детьми не вызывает у него особых трудностей.

Помните! Опыт неудач и поражений приземляет, опыт побед и успехов окрыляет!

Работа психолога с тревожными детьми

Коррекционная работа ведется в трех направлениях :

    Повышать самооценку ребенка, внушать ему веру в свои способности;

    Учить ребенка снимать мышечное напряжение, расслабляться, создавать для себя комфортную обстановку;

    Обучать умению управлять собой в конкретных ситуациях, вызывающих наибольше беспокойство.

1. Повышение самооценки. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу по повышению самооценки, путем поддержки ребенка со стороны взрослого, давая позитивную оценку его действиям и поступкам, ребенок обязательно должен знать за что его похвалили. Лютова Е.К. и Монина Г.Б. предлагают отмечать достижения ребенка на специально оформленных стендах «Звезда недели», «Цветок достижений» и др.

2. Снятие мышечного напряжения. Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела.

3. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. В работе с детьми хорошо использовать игры-драматизации. Сюжеты выбираются в зависимости от того, какие ситуации тревожат ребенка больше всего. В этом случае желательно привлекать ребенка к обсуждению проблемы, говорить о их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях.

Также применяются приемы рисования страхов, рассказов о своих страхах. В таких занятиях не ставится цель полностью избавить ребенка от тревоги. Но они помогут ему более свободно и открыто выражать свои чувства, повысят уверенность в себе. Постепенно он научится больше контролировать свои эмоции.

Игры и упражнения

1.Игры и упражнения, направленные на повышение самооценки

«Копилка достижений»

Цель:

Содержание: Возьмитекакую-нибудькартонную коробку или вместительную банку и вместе с ребенком оформите ее так, как ему хотелось бы, чтобы она выглядела копилка его главных ценностей-маленьких и больших собственных успехов в жизни. Может быть, на поверхности этой копилки появятся рисунки, отражающие предметы которые как-то связаны с понятием «успех», или это будут просто симпатичные узоры. Отдельно приготовьте небольшие листочки бумаги. А теперь введите правило: когда ребенок возвращается домой, он обязательно должен вспомнить и написать на этом листочке (с помощью взрослого) какое-то свидетельство успеха, которого он достиг за сегодняшний день. Эти записи кладутся в копилку достижений. Важно, чтобы даже в самом неблагополучном дне ребенок смог найти что-то, что ему удалось. «Утяжеление» копилки со временем само по себе наполняет детей гордостью и большей уверенностью в своих силах.

«Солнышко»

Цель:

Тот, кого согревают, должен обязательно сказать «спасибо». Далее все дети говорят по кругу что-то хорошее и отдают ребенку свой карандаш. Во время этого ребенок поворачивается лицом к говорящему.

«Закончи предложение»

Цель:

Содержание: Возьмите мяч. Объясните ребенку правила игры: вы будете кидать ему мяч и начинать предложение, а он должен бросить его обратно, назвав окончание, пришедшее ему на ум. Се предложения должны касаться ребенка. Одни и те же «начала» могут прилетать к ребенку несколько раз, но придуманные им «окончания» должны различаться. Начинайте бросать ребенку мяч со словами: «Я УМЕЮ», «Я МОГУ», «Я ХОЧУ НАУЧИТЬСЯ».

«Гусеница»

Цель: развитие моторной ловкости, формирование доверия и уверенности в себе.

Содержание: детям предлагается встать, положив руки друг другу на плечи, первый ребенок держит мячик на вытянутых руках, остальные зажимают мячики между своим животом и спиной соседа. Дотрагиваться руками до мяча строго запрещается. Образовавшаяся «гусеница» должна пройти по определенному маршруту, который указывает взрослый или первый ребенок.

2. Игры и упражнения, направленные на умение расслабляться

«Рот на замок»

Цель: зафиксировать состояние расслабления

«Воздушный шарик»

Цель: обучение расслаблению через глубокое дыхание

Содержание: Для начала вспомните с ребенком, как вы надуваете воздушные шары. Как меняется шарик по мере поступления воздуха? Конечно, он увеличивается в размере и напрягается, стенки его становится непросто продавить пальцем. Теперь пусть ребенок представит себя воздушным шаром. Нужно сделать очень глубокий вдох и затаить дыхание. Попросить ребенка положить руку на живот и почувствовать, стал ли он круглым и напряженным. Если стал, то можно выдохнуть и ощутить, как приятно когда живот расслаблен.

Игру повторить 3-5 раз: напряжение на вдохе, задержка на несколько секунд, выдох и расслабление.

Примечание: Обратите внимание на то, чтобы напрягался именно живот, проследите за плечами ребенка – они не должны подниматься. Второй важный момент – выдох должен быть сделан без усилия, воздух сам выйдет, если перестать напрягать живот.

«Волшебное путешествие»

Цель: релаксация

Содержание: Предложитеребенку сесть удобнее и закрыть глаза. Моно включить какую-нибудь плавную, приятную мелодию (музыка обязательно должна быть без слов). Объясните что, сейчас вы будете играть в волшебное путешествие. Попросите ребенка расслабиться, сделать глубокий вдох, выдох и постараться представить то, о чем вы ему будете говорить.

А рассказать вы можете примерно следующее: «Представь себе, что мы сидим в комнате и смотрим в окно, а там синее – синее небо. По небу неторопливо плывут облака. Очень красиво. Вдруг мы видим, что одно пушистое облако приближается к нашему окну. Его форма напоминает пони. Мы залюбовались этим зрелищем, а облако подплыло совсем близко к нам. Смотри, оно машет нам лапкой, как будто приглашает присесть! Мы осторожно открываем окно и усаживаемся на теплое облако. Устраивайся удобнее, ощути, как здесь мягко и уютно. Можно даже полежать. Куда же мы полетим? Наверное, надо подумать о месте, где тебе всегда хорошо. Подумай о таком месте.

Облако стало двигаться. Вот уже наш дом кажется крошечным вдалеке, ниже пролетают стаи птиц. Удивительно хорошо. Вот, кажется, мы начинаем снижаться. Облако отпускает нас на землю. Теперь ты можешь идти. Мы там, где ты спокоен и счастлив, где тебе очень хорошо. Посмотри, что там вокруг? Какие в этом месте запахи? Что ты слышишь? Есть ли тут кроме тебя какие – то люди или животные? Тут ты можешь делать все, что хочешь. Побудь в этом месте еще немного, пока я посчитаю до десяти, а потом снова пойдем к облаку (медленно считайте от одного до десяти).

Ну вот, пора возвращаться, залезай на облако. Мы снова летим по синему небу. Вот уже показался наш дом. Облако аккуратно подплывает к самому окну. Мы с тобой залазаем в нашу комнату прямо через окно. Мы благодарим облако за чудесную прогулку и машем ему рукой. Оно медленно уплывает в даль. Когда я посчитаю до пяти, оно растворится в небе, а ты откроешь глаза (считайте до пяти)».

Примечание: после того, как ребенок откроет глаза, попросите его поделится с вами впечатлениями от путешествия. Приятно ли ему было плавать на облаке? Какое место он себе представил? Как он себя чувствовал? Существует ли это место на самом деле или оно создано его воображением?

Отнеситесь внимательно к рассказу ребенка – он может содержать очень важную информацию о том, где и от чего ребенок чувствует себя комфортно.

3. Игры и упражнения, направленные на формирование умения управлять собой и развитие коммуникативных навыков

«Газета»

Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров.

Содержание: на пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают пополам до тех пор, пока кто–то из участников не сможет встать на нее. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться – тогда расстояние между ними максимально сократится.

Примечание: эта игра помогает преодолеть детям робость перед телесным контактом, снимает «мышечный панцирь», делает их более открытыми. Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде. Другими словами, на газету они должны стать после определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате. После того как дети станут на газету, взрослый должен зафиксировать расположение, дать детям возможность почувствовать поддержку соседа.

«Трио»

Цель: развитие умения согласовывать свои действия, действовать сообща.

Содержание: дети разбиваются на тройки, обнимают друг друга за плечи. Тот, кто стоит в центре, ставит обе ноги в разные коробки. В те же коробки стоящий от него справа ставит левую ногу, а стоящий слева ставит правую. Таким образом, получается невиданное существо с тремя туловищами и четырьмя ногами. Ему предстоит пройти несколько метров. В процессе движения они могут обсуждать друг с другом последовательность действий, а также способы справиться с заданием.

Примечание: данная игра интересна как игра–соревнование в процессе, которого им необходимо прийти к согласию, чтоб достичь финиша.

«Сиамские близнецы»

Цель: развитие моторной ловкости, развивает умение вступать в контакт.

Содержание: дети разбиваются на пары, им предстоит стать «сиамскими близнецами», сросшимися руками, ногами, спинками или головами. После этого дети могут заняться каким – либо делом: походить, попрыгать, сесть, встать, порисовать и т.д. дети забывают что они – сиамские близнецы, поэтому можно связать веревкой или скакалкой сросшиеся части тела (руки, ноги), ведь тогда «близнецы» действуют более дружно и лажено.

Примечание: такая игра ставит детей перед необходимостью договариваться между собой, помогать друг другу, это развивает умение вступать в контакт, преодолевать робость.

Елена Писарева
Эмоциональная неустойчивость. Работа с родителями как одно из направлений коррекции тревожности детей дошкольного возраста.

Тревожность . Работа с родителями как одно из направлений коррекции тревожности детей дошкольного возраста .

Психическое здоровье – фундамент развития ребёнка. В последнее время отмечается рост нервно-психических расстройств у детей . Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствуют проявлению нарушений в эмоциональном развитии дошкольника , которые обостряют чувствительность ребенка, повышают уровень тревожности , ведут к невротизации.

Опыт работы в дошкольных образовательных учреждениях показывает, что около 40% детей старшего дошкольного возраста имеют высокий уровень тревожности , в ситуациях, связанных с общением со сверстниками, взрослыми.

Тревожность , как фактор эмоциональной нестабильности , выступает дезадаптивным моментом, препятствующим развитию эмоционально-волевой , познавательной сфер и становлению эмоционально -личностных образований. Особенно опасным в этом отношении является старший дошкольный возраст , сопровождаемый кризисом развития и сменой социальной ситуации. Поэтому проблема детской тревожности и , в особенности, ее коррекции является весьма актуальной.

Тревожность – довольно устойчивая индивидуальная особенность, которая состоит в повышенной склонности человека испытывать беспокойство по самым разным поводам (или вовсе без них) . Поэтому следует отличать тревожность от тревоги страха .

Если ребенок иногда испытывает беспокойство в какой-либо ситуации, например , перед выступлением, а иногда в тех же обстоятельствах остается достаточно спокойным, то мы можем говорить о тревоге . Следовательно, тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка.

Тревожность – это устойчивое состояние. Тревожность не связана с какой – либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда, в любом виде деятельности. При этом тревожные дети часто не могут объяснить, чего именно они опасаются, что их тревожит .

Считается, что у старших дошкольников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и при проведении соответствующей психолого-педагогической коррекции относительно обратима.

Как помочь ребенку, которому его постоянная тревожность не дает комфортно себя чувствовать и развивать свои задатки?

Ребенок, которого называют тревожным , как правило, обладает некоторыми из следующих характеристик :

Любое задание или новое событие вызывает у него беспокойство;

Во время выполнения задания или при попытках овладеть своим волнением часто напряжен , скован (ощущается мышечное напряжение даже в области лица и шеи);

Беспокойно спит, жалуется на страшные сны;

У него не нарушено внимание, но ему трудно сконцентрироваться на чем-либо, когда он волнуется;

Плохо переносит ситуации неопределенности или ожидания;

Не уверен в себе и своих силах, ожидает неудач в деятельности;

Старается скрывать свои проблемы и тревогу .

До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности . Но выделены основные факторы, которые способствуют проявлению тревожности у ребенка .

Причины, которые способствуют проявлению у ребенка тревожности .

1. Прежде всего, может играть роль наследственность : у тревожных родителей , чаще вырастают тревожные дети .

Это происходит не только в результате передачи генов, но и через подражание взрослым в семье, через принятие их образа мысли и поведения. Иногда родителям трудно увидеть этот механизм действия в семье. Поэтому родителям тревожного ребенка полезно заниматься самоанализом, чтобы понять часто ли они сами испытывают тревогу за себя и близких , как она проявляется и как можно влиять на ребенка.

2. Второй главной причиной тревожности у детей является обстановка в семье.

Чаще всего, нарушение отношений с родителями :

Завышенные требования;

Конфликтная атмосфера в семье;

Неудовлетворенность взрослых в семье;

Развод родителей ;

Разногласие родителей в вопросах воспитания ребенка или спонтанность и непоследовательность их действий.

3. Тревожность может сопровождать какие-то серьезные эмоциональные расстройства , физические или психические заболевания.

Если есть основания подозревать возможность такой причины, то лучше проконсультироваться у специалистов : невропатолога, психиатра и пр.

Как при работе над другими детскими проблемами над проблемой тревожности следует работать терпеливо и систематически.

Работа по коррекции тревожности проводится в тесной взаимосвязи с родителями и педагогами . Наибольшая роль по профилактике и коррекции тревожности у детей должна принадлежать родителям .

Как профилактическая, так и коррекционная работа , связанная с тревожностью включает следующие взаимосвязанные направления :

1. Совместная работа с родителями и детьми

2. Психологическое просвещение родителей

3. Обучение родителей конкретным способам преодоления повышенной тревожности у детей

4. Практика в реальной жизни

Одним из методов коррекции эмоциональных нарушений ребенка является игра. Это наиболее распространенная и приемлемая форма работы с родителями тревожных детей , которая позволяет :

Создать близкие отношения между участниками игры;

Формировать адекватную самооценку;

Снимать напряженность , тревогу , страх перед окружающими;

Формировать произвольное поведение.

Игровая терапия направлена на реализацию следующих задач :

Основные задачи игровой терапии :

1. Расширение возможностей понимания тревожного ребенка значимыми взрослыми;

2. Выработка родителями эффективных навыков взаимодействия с тревожным ребенком ;

3. Оказание помощи родителям в создании условий для гармонизации эмоционально -личностного развития ребенка.

Об успешности и эффективности работы по коррекции тревожности могут свидетельствовать такие критерии , как

Снижение тревожности ;

Снижение количества страхов;

Повышение уверенности в себе;

Повышение психолого-педагогической компетенции родителей .

Создать комфортную игровую обстановку для тревожного ребенка можно придерживаясь определенных правил.

Правила, позволяющие создать комфортную игровую обстановку для тревожного ребенка :

1. Никогда не сравнивать ребенка с другими детьми, не приводить их в пример.

2. Избегать соревновательных моментов в играх.

3. Не устанавливать временных рамок выполнения задания, не подгонять ребенка.

4. Осторожно вводить ребенка в новую игру.

5. Стараться проявлять творческий подход, чтобы заинтересовать ребенка и снизить беспокойство.

6. Действовать по обстоятельствам.

Родителям полезно знать отдельные коррекционные игры и рекомендации по взаимодействию с тревожными детьми , чтобы повысить свою психологическую грамотность и помочь своему ребенку в решении его проблем. Некоторые из них будут описаны ниже в соответствующих разделах, но сначала надо определить в каких направлениях следует начать работать .

Коррекционную работу с тревожными детьми проводим в трех направлениях :

1. Повышение самооценки ребенка.

эмоционального напряжения .

3. Отработка навыков управления владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка и вызывающих наибольшее беспокойство.

Рассмотрим каждое из этих направлений наиболее подробно .

1. Повышение самооценки ребенка

Для достижения успеха в этом направлении необходимо , чтобы родитель сам видел достоинства ребенка, относился к нему с уважением и умел замечать все его успехи (даже самые маленькие) . Кроме того, родитель должен часто хвалить ребенка. Очень важно делать это правильно : ребенок всегда должен знать, за что его хвалят.

В своей работе на данном этапе я использовала следующие игры и упражнения.

«Копилка достижений»

Эта игра должна перерасти в привычку видеть и ценить свои маленькие победы каждый день.

В эту копилку ребенок вместе с родителями складывает все свои достижения и успехи, которые произошли с ним за день, например , хорошо рассказал стихотворение.

Важно, чтобы в самом неблагополучном дне ребенок смог найти что-то, что ему удалось.

Данную игру можно использовать сначала для повышения самооценки ребенка в целом, а потом для повышения веры в свои силы в каком-то конкретном деле.

«Солнышко»

Это отличная игра, которая позволяет получать от других «психологическое поглаживание» , столь необходимое каждому человеку для того, чтобы ощущать себя любимым, нужным, успешным.

С этой же целью могут использоваться такие игры, «Комплименты» , «Подарки» , «Закончи предложение» , «Волшебный стул» .

«Комплименты»

Цель игры : формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков.

Игра может проводиться в различной форме. Суть игры в том, что участники оказывают друг другу словесные знаки внимания. Тому, кому этот знак адресован, должен адекватно на него отреагировать.

2. Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения .

На этом этапе важно научить ребенка снимать мышечное напряжение , расслабляться, создавать для себя комфортную обстановку.

Для тревожных детей уметь расслабляться – это просто необходимость, т. к. состояние тревоги сопровождается зажимом различных групп мышц.

Обучить ребенка расслаблению не такая простая задача, как кажется на первый взгляд. Дети хорошо знают, что такое пробежаться, сесть, встать, но что значит расслабиться для них не совсем понятно. Поэтому в систему игр для релаксации положен самый простой способ обучения этому состоянию. Он заключается в следующем правиле : после сильного напряжения мышц само собой следует их расслабление.

Кроме этого принципа используется и способность детей к фантазированию . Здесь помогает гармония души и тела : когда ребенок представляет себе что-нибудь приятное и спокойное, то его тело тоже расслабляется. Но этот метод работает только с детьми старшего дошкольного возраста , а первый можете применять в любые возрастные периоды .

Помимо специальных игровых упражнений на релаксацию хорошо использовать тактильный контакт с ребенком, так же полезен массаж и просто растирание тела.

«Снеговик»

Цель : обучение детей расслаблению , релаксации

Суть игры в попеременном напряжении частей тела и последующее их расслабление.

«Огонь – лед»

Цель : снятие мышечных зажимов.

Эта игра способствует ощутить свободу и радость, стимулирует моторное и эмоциональное самовыражение , развивает пластику, гибкость тела.

«Торт»

Эта игра полезна не только для тревожных детей , которые испытывают трудности в общении с взрослыми людьми и детьми, но и для застенчивых детей . Эта игра учти доверять другому человеку.

«Зеркало»

В этой игре мы можем воспользоваться тягой детей к подражанию . Как известно, дети очень любят подражать любому родителю , имитируют их походку, мимику, действия. Также игра полезна для развития скорости движений и внимания ребенка и взрослого друг к другу.

«Психологическая лепка»

Эта игра способствует расслаблению тела, основана на полном доверии другому человеку. Способствует развитию фантазии. Дает ощущение контроля над другим человеком.

«Волшебный мелок»

В основе игры лежит телесный контакт с ребенком. Используются элементы массажа. Следует отметить, что даже простое растирание тела способствует снятию мышечного напряжения .

3. Умение управлять собой

Важное направление работы с тревожными детьми , которое предполагает переход от новых приобретений внутреннего мира ребенка (в виде более высокой самооценки и умения расслабляться, делать комфортным его состояние) к их внутреннему выражению. То есть мы должны обучить ребенка применению своих знаний на практике, чтобы изменилось не только его восприятие, но и поведение.

С этой целью я использовала следующие игры.

«Рыбаки и рыбки»

Иногда дети испытывают дискомфорт и испытывают отрицательные эмоции по причине некоторой неопределенности ситуации, неизвестности и непонятности. Чтобы снять эти ощущения можно воспользоваться этой игрой.

«Кораблики»

Игра дает ребенку возможность действовать самому, ощутить власть и контроль над ситуацией. Ребенок чувствует себя во время игры хозяином положения. Помогает справиться со страхом общения. Поможет переключиться ребенку со своего беспокойства и сомнений в правильности своих слов и дел.

«Ты – Лев!» , «Возьмите себя в руки!»

Игры основаны на методе саморегуляции. Вселяют в ребенка чувство уверенности в себе. Ребенок тренируется сохранять спокойствие в самых разных ситуациях : при испуге, неожиданности и пр.

Заключение

Как показывают исследования, родители тревожных детей , сами бывают высоко тревожными , в связи с собственной тревожностью имеют низкую самооценку, страдают от мышечных зажимов, не удовлетворены собой и своими действиями. Поэтому таким родителям следует , прежде всего, заняться самовоспитанием, повышать психологическую культуру, проводить аутотренинги, тренинги с психологом, постараться создать в семье благоприятный психологический климат.

Таким образом, все выше перечисленные мероприятия, должны благотворно влиять на общее состояние ребёнка. Повышение самооценки у детей , снятие мышечного и эмоционального напряжения , умение владеть собой в ситуациях, травмирующих ребёнка, приведут к положительным результатам. Вследствие этого общее эмоциональное состояние ребёнка улучшится, уровень тревожности снизится , а это позволит детям испытывать чувство душевного комфорта.

Приложение 1.

Игры на повышение самооценки.

«Копилка достижений»

Возьмите картонную коробку и оформите ее вместе с ребенком так, как ему хотелось бы, чтобы выглядела копилка его главных ценностей – маленьких и больших собственных успехов в жизни.

Отдельно приготовьте небольшие листочки бумаги или бусины, которые вы будете опускать в копилку достижений за какие – либо успехи.

А теперь введите правило : когда ребенок возвращается домой, он обязательно должен вспомнить и вместе с вами записать на этом листочке какое- то свидетельство успеха , которого он достиг за сегодняшний день. Важно, чтобы даже в самом неблагополучном дне ребенок смог найти что-то, что ему удалось.

«Утяжеление» копилки со временем само по себе наполняет детей гордостью и большей уверенностью в своих силах, особенно если родители и другие члены семьи относятся к его маленьким победам с уважением.

«Солнышко»

Игра проводится в обстановке доброжелательности, в окружении важных для ребенка людей.

Все встают в круг. Каждому раздается какой - то предмет, символизирующий лучик солнца, например , атласная ленточка, цветной карандаш, цветок и т. п. В середину круга встает ребенок, которого будет греть «Солнышко» .

Далее объясняется, что свой предмет (лучик солнца) можно подарить ребенку, стоящему в центре круга, только с добрыми словами, сказав о том, что тебе нравится в этом человеке. Все, стоящие в круге, по очереди говорят что- то хорошее и отдают свой «лучик» .

«Закончи предложение»

Игра с мячом.

Все встают в круг. Мяч в руках у ведущего. Играющим объясняются правила игры : я буду кидать вам мяч по очереди и начинать предложение, а вы должны бросить мяч обратно, назвав окончание предложения»

Например , можно ребенку бросать мяч со словами : «Я умею…» , «Я научился…» , «Я могу…» , «Я хочу научиться…» .

Если ребенок затрудняется с ответом, то остальные участники игры должны прийти на помощь и подсказать продолжение фразы.

«Волшебный стул»

Один из детей садится в центр круга на «волшебный стул» , остальные говорят ему ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.

«Комплимент»

Дети встают в круг. В руках у ведущего мяч. Он кидает мяч кому – то из детей , стоящих в круге, и говорит ему комплимент. Тот, кто получил мяч, в ответ должен сказать : «Спасибо» . Далее передать мяч с комплиментом следующему игроку.

Важно, чтобы комплименты получили все участники игры.

Приложение 2.

Игры на снятие мышечного и эмоционального напряжения .

«Снеговик»

Исходное положение – свободное .

Выпал снег, давайте строить снеговика – легкими хлопками «лепят» себе толстые ноги, руки, бока, голову, глаза, нос и улыбку.

Вот он какой получился! – ставят ноги на ширине плеч, руки немного разводят в стороны, пальцы растопыривают и улыбаются. При этом тело должно быть напряжено .

Солнышко пригрело, и снег начал таять – происходит постепенное расслабление всего тела : повисают руки, голова, спина, одновременно с ними медленно сгибаются колени.

Растаял снеговик, осталась одна лужа – ложатся на пол, все мышцы расслаблены.

«Психологическая лепка»

Ведущий выбирает одного из детей , предлагает ему представить, что он кусочек пластилина и из него можно что – либо вылепить. Но сначала пластилин нужно размять. Ведущий разминает, растирает ребенка и «лепит» из него что- то. Например , какое – либо животное. Остальные участники угадывают, что это.

«Зеркало»

Что делает зеркало? Повторяет ваши движения. Пусть один человек будет зеркалом, а другие повторяют за ним все, что он делает. Встаньте друг против друга и копируйте мимику, позы, жесты, то есть полностью подражайте образцу. Через некоторое время поменяйтесь с ребенком местами. Или определите водящего с помощью считалки.

«Торт»

Выбирается ребенок и ложится на ковер. Это будущий торт. Остальные участники игры начинают его «готовить» . Сначала просеивают муку, замешивают тесто, раскатывают, кладут изюм, обмазывают вареньем. Затем «пирог» переворачивают и украшают. «Пирог» сам скажет, когда он готов.

Упражнение проделывают с теми, кто захочет.

«Огонь – лед»

Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Участники выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде ведущего “Огонь” участники начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым участником произвольно. По команде “Лед” участники застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело . Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

«Волшебный мелок»

Существует хорошее развлечение – рисовать или писать на спине друг друга разные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено.

После окончания игры «художник» нежными движениями «стирает» все, что нарисовал, при этом слегка массируя спину.

Приложение 3.

Игры на саморегуляцию.

«Кораблик»

Материал : одеяло, любимая игрушка.

Ход игры : взрослые раскачивают за углы одеяло – это кораблик. В кораблике находится «капитан» - ребенок. При словах «тихая, спокойная погода, светит солнышко» все дети изображают пантомимой хорошую погоду. При слове «Буря» они начинают шуметь, кораблик качается все сильнее. Ребенок, находящийся в кораблике, должен перекричать бурю : «Я не боюсь бури! Я самый сильный матрос!»

Для объяснения этой игры в первое «плавание» можно отправить игрушку.

«Рыбаки и рыбки»

Выбирается «рыбка» , остальные участники становятся парами лицом друг к другу в две линии и берут друг друга за руки, образуя таким образом «сеть» . Рыбка должна проползти под сетью, которая задевает спину, щекочет, постукивает по ней.

Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.

  1. Повышение самооценки.
  2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
  3. Снятие мышечного напряжения.

Повышение самооценки

Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращаться к ребенку по имени, хвалить его даже за незначительные успехи, отмечать их (успехи) в присутствии других детей. Но надо учитывать и то, что похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.

Желательно, чтобы тревожные дети как можно чаще участвовали в играх в кругу, которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя «глазами других детей». А чтобы о достижениях каждого ребенка узнали окружающие, в классе можно оформить стенд «Звезда недели», на котором раз в неделю вся информация будет посвящена успехам конкретного ребенка.
Каждый ребенок, таким образом, получит возможность быть в центре внимания окружающих. Количество рубрик для стенда, их содержание и расположение обсуждаются совместно взрослыми и детьми.
Можно отмечать достижения ребенка в ежедневной информации для родителей (например, на стенде «Мы сегодня»). Такое сообщение даст лишнюю возможность родителям проявить свою заинтересованность. Ребенку же будет легче отвечать на конкретные вопросы, а не восстанавливать в памяти все, что происходило в группе за день.

Позитивная информация очень важна и для взрослых, и для детей, для установления взаимопонимания между ними. Причем нужна она для родителей детей любого возраста.
Таким образом, использование наглядной формы работы помогает решить сразу несколько педагогических задач, одна из которых — повышение уровня самооценки детей, особенно тех, у кого высокая тревожность.
Обучение детей умению управлять своим поведением.

Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится. Это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться.
В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. В школе можно на примерах литературных произведений показать детям, что смелый человек — это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто умеет преодолеть свой страх. Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух о том, чего он боится. Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нем. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них.

Конечно, все взрослые знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Однако когда речь идет о тревожных детях, этот прием категорически недопустим. Кроме того, желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других. Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия, как спортивная эстафета. Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад. Даже если ребенок совсем не справился с заданием, ни в коем случае нельзя сообщать родителям: «Ваша дочь хуже всех выполнила аппликацию» или «Ваш сын закончил рисунок последним».
Если у ребенка проявляется тревога при выполнении учебных заданий, не рекомендуется проводить какие-либо виды работ, учитывающие скорость. Таких детей следует спрашивать не в начале и не в конце урока, а в середине. Нельзя подгонять и торопить их.

Обращаясь к тревожному ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо вы наклонитесь к нему, либо приподнимите ребенка до уровня ваших глаз.
Совместное с взрослым сочинение сказок и историй научит ребенка выражать словами свою тревогу и страх. И даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка.

Так же можно использовать прием отработки конкретного навыка. Ребенок представляет себя в роли какого-либо сказочного героя в тревожащей для него ситуации. Например, они играют в школу, многократно повторяя ситуацию, которая их волнует. Очень полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры. Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и те, которые вызывают особую тревогу ребенка (например, ситуация «боюсь учителя» даст ребенку возможность поиграть с куклой, символизирующей фигуру педагога; ситуация «боюсь войны» позволит действовать от имени фашиста, бомбы, то есть чего-то страшного, чего боится ребенок).

Игры, в которых кукла взрослого исполняет роль ребенка, а кукла ребенка — роль взрослого, помогут ребенку выразить свои эмоции, а вам — сделать много интересных и важных открытий. Тревожные дети боятся двигаться, а ведь именно в подвижной эмоциональной игре (война, «казаки-разбойники») ребенок может пережить и сильный страх, и волнение, и это поможет ему снять напряжение в реальной жизни.

Снятие мышечного напряжения

Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела. Еще один способ снятия излишней тревожности — раскрашивание лица старыми мамиными помадами или красками. Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться. А если маски и костюмы будут изготовлены руками детей (конечно, с участием взрослых), игра принесет им еще больше удовольствия. Состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц именно поэтому необходимо проводить различные игры и упражнения, способствующие расслаблению ребенка. Такие игры и упражнения могут проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Учитель должен помнить, что процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Учителю следует позаботиться об отборе и использовании на уроках специальных упражнений, помогающих детям быстрее войти в непривычный для них мир школьной жизни, освоить новую социальную позицию школьника.
Используя игровые психологические методики и психотехнические упражнения, учитель может создать в классе атмосферу доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться. В процессе обучения ребенок постигает науку общения с другими детьми, знакомится с правилами поведения в школе, осознает необходимость следовать определенным нормам взаимоотношений со сверстниками и учителем.
Дети учатся сдерживать свои импульсивные желания, агрессивность или излишнюю активность. В то же время учитель может объяснить им, как можно «выплеснуть» избыток энергии без вреда для окружающих и как отдыхать и полностью восстанавливать силы после учебной деятельности.

Обсуждайте важные вопросы!

В первый месяц обучения в школе помимо выполнения специальных упражнений учителю следует не единожды обращаться к обсуждению с первоклассниками следующих вопросов.

  • Что изменилось в твоей жизни с момента поступления в школу?
  • Что значит быть школьником?
  • Зачем нужно учиться?
  • Что такое правила и принципы школьной жизни?
  • Где в школе находятся: наш класс, столовая, библиотека, туалеты, кабинет врача и т.д.?
  • Как себя вести на уроках и на переменах?
  • Как готовиться к урокам?
  • Как работать с учебниками?
  • Каким должно быть мое рабочее место дома?

Признаки возможных отставаний учащихся в учёбе

1. Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что новое получено в
результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при
решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.

2. Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки
проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.

3. Ученик не активен и отвлекается в те.моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки
могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.

4. Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.

5. Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении Действий в составе более сложной деятельности.

6. Ученик не может воспроизвести определений понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов. Учитель мысленно обращается к тем обстоятельствам, которые непосредственно предшествовали получению учеником неудовлетворительных оценок и могли повлиять на его успеваемость. В первую очередь обычно бросаются в глаза такие обстоятельства, как пропуски уроков, невыполнение домашних заданий, невнимательность ученика на уроке.

Это, по сути дела, акты поведения ученика, его поступки. Вдумчивый учитель не останавливает анализ на этом, но старается выяснить, какие черты личности ученика и какие обстоятельства его жизни могли вызвать замеченные им поступки. Причины тут могут быть самые различные: и болезнь ученика, и его недисциплинированность, и слабохарактерность, и плохие бытовые условия, и его конфликты с учителями и товарищами. Из числа таких самых разнообразных причин учитель выбирает те, которые могли сыграть роль в жизни данного ученика. Но и эти причины являются следствием других, более общих и более глубоких, и они тоже могут быть вскрыты учителем. Опираясь на результаты своего анализа, учитель может принимать решение о том, какие воспитательные воздействия необходимы.

Сказки для школьной адаптации

Поступление в школу - это новый этап в жизни ребенка. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию - школьника. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Чтобы избежать негативных эмоций у первоклассников, помочь им в адаптации к школе, предлагаем эти сказки. Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Первоклассникам легче рефлексировать свои поступки, осознавать причины своих волнений через сказочные образы лесных школьников. Типичное описание школьных атрибутов, класса, правил и др. позволит снизить школьную тревогу у детей, сформировать позитивные модели поведения в реальной жизни.

Создание "Лесной школы"

Жил-был Ежик. Он был маленький, кругленький, серого цвета, с остреньким носиком и черными глазками-пуговками. На спине у Ежика были самые настоящие колючки. Но он был очень добрым и ласковым. А жил Ежик в школе.
Да, в самой обыкновенной школе, где было много детей, которых учили мудрые учителя. Как он сюда попал, Ежик и сам не знал: может быть, какой-то школьник принес его для "живого уголка" еще крохотным, а может, он и родился в школе. Сколько Ежик себя помнил, он всегда вспоминал школьные звонки, теплые руки детей, вкусные угощенья и уроки...

Очень нравилось Ежику, как проходили уроки. Вместе с детьми Ежик учился читать, писать, считать, изучал и другие предметы. Конечно, это было незаметно для людей. Им казалось: бегает Ежик, радуется жизни. А Ежик мечтал...
И мечтал он о том, что, когда вырастет, станет учителем и сможет научить своих лесных друзей всему, что умеет и чему научился сам у людей в школе. Вот Ежик стал взрослым, и пришла пора осуществиться его мечте. Лесные жители построили настоящую школу, в которой будут учиться зайчата, лисята, волчата, мышата и другие зверята. Учитель-Еж готовил класс к приему первоклассников. В светлой комнате стояли столы, стульчики. На стене висела доска, на которой можно писать мелом. Еж принес учебники - книжки с картинками, которые помогут научить писать, считать.

Сорока принесла в Лесную школу блестящий звонкий колокольчик.

Зачем ты принесла в школу какую-то игрушку? - спросил у Сороки Сторож-Крот. - Ведь в
школе не играют, а учатся!

Сорока важно ответила:
- Меня Еж попросил. Я буду отвечать за звонки.
- А зачем нам звонить? Школа же не пожарная машина! - удивился Крот.
- Эх, ты ничего про школу не знаешь! Если звенит звонок - значит, пора на урок. А если на уроке
звонок, значит, пора отдохнуть, дружок! - затрещала Сорока.

Подожди, Сорока, объясни мне еще разок. Если ребята придут в школу, то, услышав звонок, побегут на урок?
- Да, только не побегут, а подойдут к столикам, будут ждать начала урока, - ответила Сорока.
- Это верно! - подхватил Еж. - Именно так делают настоящие школьники.
- Так наши ребята-зверята могут и не знать эти правила? - заволновался Крот.
- Придут в школу и узнают! - вновь затрещала Сорока.
- Да, - подтвердил Еж, - узнают, как стать школьником, как правильно писать, считать и многое другое.

Еж, Крот и Сорока затихли. В Лесной школе было тихо и свежо. В ожидании первоклассников деревья на школьном дворе принарядились и шелестели своей желто-красной листвой. Казалось, что они тоже разговаривают.
- Пора, пора! - объявляет всему лесу клен.
- В школу, в школу! - шепчет березка.
- Да, замечательно! Я думаю, что вам будет учиться легко и интересно, раз вы так хорошо справились с этим сложным заданием, - порадовался за своих учеников Еж. - Эти пять правил мы запомним, но существуют и другие правила, с которыми вы познакомитесь позже. А сейчас первое домашнее задание.
Да, в школе задают задания на дом для того, чтобы лучше понять учебный материал, научиться работать самостоятельно, без учителя, без родителей.

В лесу суета, переполох. Заяц бегает целый день в поисках сумки для сынишки. Зайчонок собрался завтра в школу, а портфеля нет. Как же ему книжки да тетрадки носить? Белка обещала помочь. Она своей дочке-то портфель настоящий смастерила, с отделениями, с ремешками и кармашками. А Медведица трудится над костюмчиком для Медвежонка. "Ведь в школу надо нарядным идти, как на праздник", - ласково приговаривала она, отглаживая белый воротничок у рубашки. Лисичка волнуется: "Надо Лисенка помыть, расчесать, красиво и аккуратно хвостик уложить, а его все нет, все где-то с Волчонком играет!" Но Лисенок, Волчонок, Медвежонок вместе с Белочкой и Зайчонком занимались важным и нужным делом. Наши будущие первоклассники в лесу собирали букет для своего учителя.

Собирали и разговаривали.

Ой, Белочка, как же ты будешь в школе учиться? Ты все прыгаешь да прыгаешь, - волновался за подружку Лисенок.

Не знаю, - ответила Белочка, - я действительно не могу усидеть на месте спокойно.

Ничего, - успокоил ее Зайчонок, - там, говорят, перемены будут, вот на них и попрыгаешь.

Перемены? - удивился Волчонок.

А мне папа говорил, что в школе будут уроки, на которых будем учиться, узнавать что-то новое.

Это правильно! - поддержал друга Медвежонок.

Для этого мы в школу-то и идем.

Да, но все время учиться, долго сидеть за столами мы не сможем, устанем, - объяснял Зайчонок, поэтому придумали перемены, где можно отдохнуть, поиграть.

Поживем - увидим, - проворчал Медвежонок, - а сейчас давай цветы самые красивые выбирать, чтобы Учителю-Ежу понравились.

А какой он - учитель? - поинтересовалась Белочка.

Добрый он или злой?

Не знаю... - размышлял Волчонок.

Самое главное, мне кажется, чтобы он был умным, чтобы много знал и умел.

А я хочу, чтобы добрым был, - продолжала Белочка, - чтобы все разрешал.

Представь себе, что тогда за уроки будут! - удивился Лисенок.

Одному разрешили кричать, другому скакать, а третьему в игрушки играть! Все ребята-зверята весело засмеялись.

Мне хотелось бы учителя доброго, но строгого и справедливого, чтобы смог понять и простить, по мочь в трудную минуту и чтобы на уроке с ним было интересно, - закончила свои рассуждения Белочка.

Да, это было бы хорошо... - подтвердил Медвежонок.

А мне кажется, что каждому из нас свой учитель мечтается, - тихо произнес Зайчонок.

Ты что-то загрустил, Зайчонок, боишься? - удивился Волчонок.

Смелее! Пусть будет учитель такой, какой он есть, а не выдуманный!

А мне мама говорила, что в учителя идут только те, которые любят детей и хотят их многому научить! - воскликнула Белочка.

Ой, ребята, смотрите, какой у нас большой и красивый букет получился! - обрадовался Лисенок. "Наверное, нашему учителю будет очень приятно!" - подумали завтрашние первоклассники.

Разделы: Школьная психологическая служба

В настоящее время в нашей стране в свете закона РФ “Об образовании”, национальной доктрины, концепции модернизации образования, а также широко внедряемого национального проекта “Образование” интенсивно развивается школьная психологическая служба, призванная обеспечить психологическую поддержку воспитания и образования, содействовать развитию личности учащихся и сохранению их психологического здоровья (“Положение о службе практической психологии”, 2003 г.).

Одним из важнейших условий достижения данной цели является обеспечение адаптации детей к образовательной среде, так как школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира.

Только при взаимодействии содержания школьной среды и выбранных организационных форм можно говорить о школе как институте социализации в котором большая роль отводится школьным психологам, осуществляющим мониторинг различных аспектов содержания школьной среды.

Адаптация ребенка к школе продолжается фактически до ее окончания, так как образовательный процесс, по своей сути, предполагает непрерывные изменения обстановки и осуществляется в условиях непрерывного развития ребенка. Тем не менее, психологи выделяют наиболее сложные периоды школьной адаптации.

Одним из таких периодов является переход учащихся из начальной школы в среднюю. Педагогическая практика показывает, что для многих школьников в это время типичны снижение успеваемости, нарушение поведения, эмоциональная нестабильность, повышенная утомляемость. Выявление причин этих трудностей и поиск путей организации эффективного психолого-педагогического сопровождения учащихся подчеркивается в письме министерства образования РФ от 21.05.2004 г. № 14-51-140/13 “Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основное”.

Проблему адаптации еще в середине прошлого столетия исследовали такие ученые, как Мельникова К.А., 1959 г., Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. 1967 г., описавшие в своих работах психофизиологические изменения в организме младших подростков. В последнее время возрос интерес исследователей к данной проблеме, который прослеживается в научных работах Цукерман Г.А., Сизовой О.А., Ясюковой Л.А., в обобщении практического опыта специалистов психологов Бетяновой М.Р., Азаровой Т.В., Коблик Е.Г. и др..

Несмотря на повышенный интерес специалистов, психологов, педагогов к проблеме адаптации учащихся к средней школе, меня, как школьного психолога из далекого сельского района Ростовской области волнует проблема поиска эффективных путей преодоления школьных трудностей и предупреждения дезадаптации учащихся в школе.

Анализ научно-методической литературы по данной теме, анализ собственных исследований и наблюдений показал, что решение задачи адаптации детей к средней школе носит несистематический характер. Эту проблему в образовательном учреждении в отдельности решают: школьный психолог (если таковой имеется в ОУ), учителя начальной школы, педагоги среднего звена, родители, а страдают в итоге дети.

Поэтому мною, в 2007 году администрации Обливской СОШ № 1 была предложена коррекционно-развивающая программа по адаптации детей к среднему звену школы.

Введение.

Анализ результатов трехлетних наблюдений (в обследовании приняло участие 250 пятиклассников) выявил, что показатели общей тревожности в школе в начале года всегда повышены. В среднем не более 60% учеников пятых классов имеют нормальные значения по этому показателю. Однако это вполне очевидно и без диагностических измерений и не нуждается в особом комментарии. Гораздо более интересна дифференцированная оценка школьной тревожности, позволяющая определить направление коррекционной работы. Наиболее высоки показатели по следующим видам тревожности: страх самовыражения, оценивания, страх не соответствовать ожиданиям и требованиям окружающих.

По приведенной диаграмме можно оценить распределение значений по этим показателям.

Сравнительные показатели диагностики видов школьной тревожности учащихся пятых классов МОУ Обливской СОШ № 1

Эти данные наглядно иллюстрируют специфические особенности психологического состояния учащихся пятых классов. Очевидно, что значения по четырем видам школьной тревожности превышают допустимые пределы (50%). Тревожности могут быть подвержены как мальчики, так и девочки, причем к 9-11 годам соотношение становится равномерным, а после 12 лет происходит резкое повышение у девочек.

Тревожность за последние 5 лет у детей младшего и среднего школьного возраста увеличилась. Она стала глубинной и личностной, изменились и формы ее проявления.

Чаще всего тревожность проявляется тогда, когда ребенок находится в состоянии внутреннего конфликта. Он может быть вызван:

  1. Неадекватными, чаще всего завышенными требованиями.
  2. Негативными эмоциональными переживаниями ситуаций, сопряженных с необходимостью демонстрации своих возможностей.
  3. Противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители и школа.

Выявленные факторы тревожности позволили выстроить коррекционно-развивающую работу с тревожными детьми по трем направлениям:

Повышение самооценки;

Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;

Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.

Предлагаемая программа предназначена для коррекционной работы с детьми 4-5 классов, испытывающих трудности в адаптационный период – повышенную школьную тревожность, замкнутость, страх.

Цель программы:

  • Снижение уровня школьной тревожности, формирование позитивной Я - концепции и устойчивой самооценки тревожных школьников в адаптационный период.

1. Совершенствование способности адаптироваться к различным жизненным ситуациям.

2. Коррекция самооценки.

3. Снятие психо-мышечного напряжения.

4. Обучение навыкам саморегуляции.

5. Развитие коммуникативных умений: умение слушать, говорить другому человеку приятное, выслушивать добрые слова в свой адрес и благодарить за них.

6. Формирование атмосферы открытости, доверия и взаимоуважения среди одноклассников, развитие толерантности.

7. Профилактика и коррекция возможных нарушений в поведении, расширение поведенческого репертуара.

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Занятия по программе может проводить педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель.

Условия проведения:

Для занятий группы необходима большая комната. Столы ставятся так, чтобы дети могли расположиться за ними по кругу это позволяет видеть ребенку работы других детей, что способствует общению между ребятами.

Столы сдвигаются к одной из стен комнаты, в центре комнаты ставятся стулья по кругу для проведения игр, релаксационного тренинга, упражнений.

Оборудование: листы ватмана, магнитофон, цветная бумага, гуашь, карандаши, аудиозаписи: “Звуки леса”, “Шум моря”, “Вальсы” И.Штрауса, клубок ниток.

Занятия проводятся с группой по 40-45 минут два раза в неделю.

Группа формируется из детей, отбор которых основан на наблюдении и диагностике. Это дети имеющие

  • по наблюдению учителей (схема – характеристика класса)
  • по тесту А.И. Захарова формирующийся невроз /15-30 баллов/ (31 балл дезадаптация)
  • по тесту Филлипса более 50% общей тревожности
  • по тесту “Неоконченные предложения” - более 5 негативных высказываний, связанных со страхом
  • по проективному рисуночному тесту “Несуществующее животное”

Низкую самооценку

Тревожность

Нервное напряжение.

В группе не должно быть более 10-12 детей. Желательно, чтобы дети были одного возраста, близкие по уровню психического развития, что позволяет проводить занятия в группе более эффективно.

Форма проведения: коррекционно-развивающее занятие с элементами тренинга

Методы и техники, используемые в программе:

1. Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды (например, обиженный и обидчик, учитель и ученик).

2. Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.

3. Рисуночная арт-терапия. Задания предметно-тематические (“Я в школе”, “Мой самый хороший поступок”) и образно-тематические – изображение в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов (“Счастье”, “Добро”) а также выражающие эмоциональные состояния и чувства (“Радость”, “Гнев”, “Обида”).

4. Моделирование образов поведения. Игры и упражнения, позволяющие преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка.

Структура занятия

1. Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющего функцию установления эмоционально – позитивного контакта со сверстниками.

2. Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышают уровень их активности.

3. Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных целей занятия.

4. Релаксационный тренинг – техники, снижающие психо-мышечное напряжение.

5. Арт-терапевтические упражнения под музыку на выражение эмоционального состояния детей.

6. Обсуждение итогов занятия, рефлексия является обязательным этапом занятия.

7. Прощание, отработка механизмов расставания.

Приведенная схема не является жестко обязательной и в соответствии с целевой направленностью может изменяться.

Технологии отбора учащихся в коррекционные группы:

  1. Наблюдение учителей (схема-характеристика учащихся класса)
  2. Анкетирование родителей (тест А.И. Захарова)
  3. Психологическое обследование учащихся по методикам:

- “Несуществующее животное”

Тест школьной тревожности Филлипса

- “Неоконченные предложения”

Критерии оценки достижения результатов.

Критерием эффективности коррекционно-развивающей работы является повторное проведение диагностического исследования:

Анкетирование родителей (тест А.И. Захарова)

психологическое обследование учащихся по методикам:

- “Несуществующее животное”;

Тест школьной тревожности Филлипса;

- “Неоконченные предложения”.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ТЕМА Количество часов
1. Знакомство, снятие напряжения, слушание музыки 1 час
2. “Мои чувства”.

Снятие негативных переживаний, обучение выражению своих чувств.

1 час
3. “Волшебный дождь”

Повышение самооценки и значимости ребенка, настрой на успех.

1 час
4. “Чего я боюсь”

Уверенное поведение в конкретных ситуациях.

1 час
5. “Спокойное место для размышления”

Восстановление внутреннего равновесия, развитие навыков саморегуляции в состоянии стресса.

1 час
6. “За что меня любят”

Повышение значимости каждого ребенка в глазах окружающих.

1 час
7. “На ошибках учатся”

Корректировка позиции ребенка при негативно-целостном суждении о себе.

1 час
8. “Мое настроение”

Развитие позитивного отношения к жизни, снятие психо-эмоционального напряжения.

1 час
9. “Моя уверенность”

Тренировка детей в умении чувствовать настроение окружающих.

1 час
10. “Как я понимаю счастье?”

Активизация жизненных сил, развитие самостоятельности и умения присоединяться к группе, чувствовать себя достойным и ценным.

1 час
ВСЕГО 10 часов

Вариант нервно-мышечной релаксационной гимнастики (Приложение 2)

Диагностический инструментарий (Приложение 3)

Литература.

  1. Брель Е.К. “Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции”. Авт. канд. дис. Томск, 1996 г.
  2. Захаров А.И. “Неврозы у детей”. С-Пб., 1996 г.
  3. Кряжева Н.Л. “Кот и пес спешат на помощь. Анималотерапия для детей”. Ярославль, “Академия.К”, 2000 г.
  4. Лютова Е.К., Монина Г.В. “Тренинг эффективного взаимодействия с детьми”. С-Пб., 2000 г. Романов Е.С.
  5. Прихожан Л.М. “Психокоррекционная работа с тревожными детьми” /Активные методы в работы школьного психолога/. М., 1990 г.
  6. Романов Е.С., Потемкин О.Ф. “Графические методы в психологической диагностике”. М., 1992 г.
  7. “Психогимнастика в тренинге”. /под ред. Н.Ю. Хрящевой. С-Пб., 1999 г.
  8. Смид Р. “Групповая работа с детьми и подростками”. М., 1999 г.
  9. Фопель К. “Как научить детей сотрудничать”. Москва: Генезис, 1998 г. 2-4 части.

После проведения диагностики требуется целенаправленная коррекционная работа с детьми с повышенным уровнем тревожности, что предполагает развитие рефлексии, то есть самопознание внутренних психических актов и состояний и формирование устойчивой положительной самооценки.

Одной из актуальных проблем современной школы, как показала проведённая нами диагностика, является наличие учащихся, испытывающие различного рода трудности (в том числе, страх) в процессе школьного обучения. Проблема стоит настолько остро, что важнейшим направлением в массовой школе становится организация коррекционно-развивающей работы с детьми, испытывающими тревожность и страх в обучении.

Школьные трудности, испытываемые учащимися, - комплексная проблема, поэтому её решение возможно лишь при объединении усилий специалистов разного профиля. Причём особая роль в коррекционно-развивающей работе отводится школьному педагогу-психологу.

Эмоциональные состояния способствуют решению проблем современного обучения. Разработка этого вопроса невозможна без знания типичных состояний, сопровождающих процесс обучения, их длительности и возрастных особенностей. В связи с этим мы считаем необходимым выделение эмоционального состояния, такого как страх, как объекта коррекционного воздействия педагога и изучение особенностей его возникновения и протекания.

Актуальность рассматриваемого направления работы обусловлена тем, что для учащихся с низкой успеваемостью и учебной неуспешностью характерны высокая тревожность, эмоциональная напряжённость и страх.

На наш взгляд, коррекционную работу с тревожными детьми целесообразно проводить в следующих основных направлениях:

  • 1. По повышению самооценки ребёнка.
  • 2. По обучению ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.
  • 3. По отработке навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребёнка.
  • 4. Расширение и обогащение навыков общения со взрослыми и сверстниками, развитие адекватного отношения к оценкам и мнениям других людей.

Работа по этим трём направлениям может проводиться, либо параллельно, либо, в зависимости от выбранного взрослыми приоритета, постепенно и последовательно.

Критерии по выявлению тревожного ребёнка.

  • 1. Не может долго работать не уставая.
  • 2. Ему трудно сосредоточиться на чём-то.
  • 3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
  • 4. Во время выполнения задания очень напряжён, скован.
  • 5. Смущается чаще других.
  • 6. Часто говорит о возможных неприятностях.
  • 7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
  • 8. Жалуется, что снятся страшные сны.
  • 9. Руки обычно холодные и влажные.
  • 10. Нередко бывает расстройство стула.
  • 11. Сильно потеет, когда волнуется.
  • 12. Не обладает хорошим аппетитом.
  • 13. Спит спокойно, засыпает с трудом.
  • 14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
  • 15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
  • 16. Часто не может сдержать слезы.
  • 17. Плохо переносит ожидание.
  • 18. Не любит браться за новое дело.
  • 19. Не уверен в себе, в своих силах.
  • 20. Боится сталкиваться с трудностями.

Помимо работы в диадах (психолог - учитель, психолог - родитель) большое значение для эмоциональной адаптации детей со школьными трудностями имеет непосредственная работа школьного психолога и педагога с тревожными детьми в группах, так как групповые формы психокоррекции наиболее адекватные школьной ситуации. В группы отбираются дети из числа учеников, характеризующиеся высокой школьной тревожностью. Каждая группа состоит из 7-10 детей.

Вопрос о том, нужны ли вообще в практической психологии тренинговые группы, связан с уяснением тех достоинств, которые имеет групповая форма по сравнению с индивидуальной:

  • - групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем; подросток избегает непродуктивного замыкания в самом себе и не остается один на один со своими трудностями, обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства;
  • - группа отражает общество в миниатюре, делает очевидными такие скрытые факторы, как давление партнеров; по сути дела в группе моделируется - ярко, выпукло - система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни, это даёт детям возможность увидеть и проанализировать в психологически безопасных условиях психологические закономерности общения и поведения других подростков и самих себя, не очевидные в житейских ситуациях;
  • - возможность получения обратной связи от детей со сходными проблемами; в реальной жизни далеко не все люди имеют шанс получить искреннюю, безоценочную обратную связь, позволяющую увидеть своё отражение в глазах других людей, отлично понимающих сущность твоих переживаний, поскольку сами они переживают почти то же самое; возможность “смотреться” в целую галерею “живых зеркал” является, по-видимому, самым важным преимуществом групповой психологической работы, не достижимым никаким другим способом;
  • - в группе подростки могут идентифицировать себя с другими, “сыграть” роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми кем-то другим; возникающие в результате этого эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия способствуют личностному росту и развитию самосознания;
  • - взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого; этот эффект не возникает при индивидуальной психокоррекционной и психотерапевтической работе; создавая дополнительные сложности для ведущего, психологическое напряжение в группе может играть конструктивную роль, подпитывать энергетику групповых процессов; задача психолога - не дать напряжению выйти из-под контроля и разрушить продуктивные отношения в группе
  • - группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания; эти процессы не могут быть полными без участия других людей; открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себя и повысить уверенность в себе.

Существует много различных методик диагностики тревожности, например, опросник Спилберга. Он включает в себя две шкалы, каждая из которых диагностирует личностную или ситуативную тревожность (по 20 суждений в каждой шкале). Итоговый показатель рассматривается как индекс развития соответствующего вида тревожности у данного испытуемого.

Тест школьной тревожности Филипса ставит целью изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой. Тест состоит из 58 вопросов и выявляет наличие у детей тревожных синдромов (факторов):

  • - общая тревожность в школе;
  • - переживание социального стресса;
  • - фрустрация потребности в достижении успеха;
  • - страх самовыражения;
  • - страх ситуации проверки знаний;
  • - страх несоответствия ожиданиям окружающих;
  • - низкая физиологическая сопротивляемость стрессу;
  • - проблемы и страхи в отношениях с учителями.

Широко известна методика Айзенка для определения тревожности.

Необходимо не только правильно подобрать методики для преодоления тревожности, но и провести диагностику, что позволит избежать ошибок в составлении заключения об уровне развития испытуемого. В связи с этим следует соблюдать несколько основных правил.

  • 1. Для получения надежного результата и составления качественного заключения о личностном развитии ребёнка необходимо использовать не менее двух диагностических методик.
  • 2. Следует строго следовать инструкции, приведенной в каждой методике. Не меньшее значение имеет доступное ребёнку изложение инструкции.
  • 3. Необходимо строго придерживаться возрастной границы использования методики.
  • 4. Следует выбирать только тот материал, который содержится в самой методике, и соблюдать порядок его предъявления и способ подачи, оговоренные авторами методики.

В литературе можно выделить два основных подхода к преодолению тревожности, в том числе, и у детей.

В одном из них упор делается на формировании у человека конструктивных способов поведения в трудных для него ситуациях, а также на овладении приёмами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой, страхом.

В другом подходе - центральное место занимает работа по укреплению уверенности человека в себе, развитию позитивной самооценки и представлений о себе, забота о личностном росте.

Естественно, что на практике, а часто и в теории эти подходы сравнительно редко встречаются в чистом виде, речь идёт лишь об основном акценте, о том, чему преимущественно уделяется внимание. Чаще в практической работе реализуется второй подход.

Групповая работа педагога-психолога или учителя с эмоционально зажатыми и тревожными учащимися должна быть направлена на развитие в детях веры в собственные силы, осуществление на занятиях групповой деятельности, обеспечивающей эмоциональное влияние детей друг на друга. Организуемая деятельность должна нести в себе ситуацию успеха, для чего необходимо снять страх у ученика перед предстоящей работой. Этого можно добиться, если предложить учащимся доступные и интересные задания, сопровождаемые ясной инструкцией, разъяснением, как лучше выполнить планируемое.

Для проведения коррекционной работы необходимо создать в группе климат доверия, безопасности, безусловного принятия каждого ребёнка.

Чтобы стимулировать активность учащихся, педагог должен подмечать и поощрять малейшие достижения детей, уметь находить сильные стороны в действиях своих подопечных. В качестве стимулирующего приёма может использоваться персональная исключительность. Чувство предназначенности для выполнения какого-либо дела помогает учащимся приобрести внутреннюю свободу, снимает неуверенность и страх перед предстоящей деятельностью.

Существует целый ряд способов и приёмов, способствующих повышению у детей уверенности в себе, веры в свои силы. Оптимизации социально-эмоциональной адаптации детей группы риска эффективно способствует проведение специальных занятий по стабилизации эмоционального состояния школьников. В лицее г. Вольска разработан и на протяжении ряда лет проводится цикл таких занятий. Ведущим на этих занятиях выступают как школьный психолог, так и учитель или воспитатель группы продленного дня. Предлагаем разработку одного из таких групповых занятий (см. Приложение 1).

Сложность психокоррекционной работы с тревожными детьми состоит в том, что тревожность, как устойчивое личностное образование, находится в конфронтации с такими сущностными личностными потребностями, как потребность в эмоциональном благополучии, чувстве уверенности, безопасности. Видимо, с этим связаны значительные трудности в работе с тревожными людьми: они, несмотря на выраженное стремление избавиться от тревожности, неосознанно сопротивляются попыткам помочь им сделать это. Причина такого сопротивления им самим непонятна и трактуется ими, как правило, неадекватно (см. Приложение 2).

Среди коррекционных методик, предложенных психологами, важное место отводится ролевым и имитационным играм. В этой связи следует высказать некоторое опасение. Психологу следует быть внимательным. Наблюдать за реакцией учащихся во время предложенных игр. Если хотя бы у одного ученика они вызывают ухмылку, недовольство своей «детскостью», то педагог должен немедленно отказаться от них. Наши «тёртые жизнью» дети уже многое повидали и вполне могут относиться скептически к “детсадовским затеям”. Ничего, кроме разочарования и потраченного времени, не будет. Детские забавы с прихлопываниями и приседаниями на них уже давно не действуют и ничему не научат. Следует перейти на серьезный, взрослый тон.

Если хотя бы у одного участника игры требования учителя изобразить доброжелательную улыбку или по-рыцарски поприветствовать девочку вызовут ухмылку, то можно считать, что эта игра провалилась. Суровая реальность предлагает иным детям такие формы поведения, после которых все игры воспринимаются ими как “глупость и блажь” и не годятся.

Если педагог всё же решится использовать игру, то нужно:

  • 1) выбрать игру, соответствующую уровню развития детей;
  • 2) исключить из неё «детские» элементы, раздражающие школьников;
  • 3) предложить игру со сложными правилами;
  • 4) участвовать в этой игре самому и выполнять все требования, как равноправный участник.

С подростковой тревожностью справиться совсем непросто. Педагог-психолог должен настойчиво объяснять школьникам, как определять и оценивать источник тревоги, её реальность и силу. Важнейшее качество, придающее тревоге конструктивность, - умение анализировать тревожную ситуацию, спокойно, без паники разобраться в ней. С этим тесно связано умение анализировать и планировать поступки. Именно неумение анализировать и планировать свои действия даже в простейших ситуациях - беда многих школьников.

Таким образом, успешное решение педагогом коррекционных задач зависит от его педагогической культуры, от того, насколько глубоко и всесторонне он понимает внутренний мир своих воспитанников, насколько способен своим вниманием охватить неповторимость и многогранность индивидуальности каждого. Но для этого даже основательных знаний недостаточно. Можно знать, а не уметь; можно уметь, но не понимать, с чем конкретно имеешь дело. Педагог, должен быть осторожен в своих начальных выводах и обязательно, прибегать к различным методам исследования, чтобы всесторонне охватить интересующий его предмет, среди которых тестирование, беседы, изучение школьной документации и др.

При этом педагог-психолог должен:

  • 1. Постоянно подбадривать, поощрять, выражать уверенность в их успехах, возможностях.
  • 2. Защищать от неприятностей, от перенапряжения, лишних волнений, ненужных переживаний.
  • 3. Расслаблять, снимать напряжение с помощью специальных подвижных игр, музыкальных и спортивных упражнений.
  • 4. Применять специальный тренинг на проявление смелости, решительности, уверенности в себе.
  • 5. Укреплять их волю на примерах сильных, мужественных людей, имевших в детстве подобные проблемы.
  • 6. Сопереживать вместе с детьми их успехи и неудачи, выражать постоянную готовность помочь.

Коррекционная работа способствует снижению уровня тревожности у детей, даёт им знания и навыки общения и адекватного реагирования в неблагоприятных жизненных ситуациях.

Коррекция ориентирована не на достижение конкретных результатов, а на создание условий, способствующих отреагированию негативных переживаний, отработки навыков адекватного взаимодействия и реагирования, снижению эмоционального напряжения, повышения адаптационных возможностей и раскрытие творческого потенциала детей.

Таким образом, формирование культурных эмоций, грамотная и бережная коррекция неблагоприятных состояний остаётся актуальной проблемой и должна по праву рассматриваться в качестве наиболее важной, приоритетной задачей воспитания и деятельности педагога-психолога. Главная задача педагога - предотвратить повторение и закрепление ситуативного неблагоприятного состояния в отрицательное качество ребёнка.