Где празднуется масленица. Краткая информация о масленице

Масленица - древний славянский праздник, пришедший к нам из языческой культуры и сохранившийся после принятия христианства. Церковь включила Масленицу в число своих праздников, назвав его Сырной, или Мясопустной неделей, так как Масленица приходится на неделю, предшествующую Великому посту. В 2010 году Масленица начинается 8 февраля.

По одной из версий, название "масленица" возникло потому, что на этой неделе, по православному обычаю, мясо уже исключалось из пищи, а молочные продукты еще можно было употреблять.

Масленица ‑ самый веселый и сытный народный праздник , длящийся целую неделю. Народ его всегда любил и ласково называл "касаточка", "сахарные уста", "целовальница", "честная масленица", "веселая", "пеpепелочка", "пеpебуха", "объедуха", "ясочка".

Неотъемлемой частью праздника были катания на лошадях, на которых надевали самую лучшую сбрую. Парни, которые собирались жениться, специально к этому катанию покупали сани. В катанье непременно участвовали все молодые парочки. Также широко, как и праздничная езда на лошадях, распространено было катание молодежи с ледяных гор. Среди обычаев сельской молодежи на Масленицу были также прыжки через костер и взятие снежного городка.

В XVIII и XIX вв. центральное место в празднестве занимала крестьянская масленичная комедия, в которой принимали участие персонажи из ряженых ‑ "Масленица", "Воевода" и др. Сюжетом для них служила сама Масленица с ее изобильными угощениями перед предстоящим постом, с ее прощаньями и обещанием вернуться на следующий год. Часто в представление включались какие‑то реальные местные события.

Масленица на протяжении многих веков сохранила характер народного гулянья. Все традиции Масленицы направлены на то, чтобы прогнать зиму и разбудить природу ото сна. Масленицу встречали с величальными песнями на снежных горках. Символом Масленицы было чучело из соломы, обряженное в женские одежды, с которым вместе веселились, а затем хоронили или сжигали на костре вместе с блином, которое чучело держало в руке.

Блины являются основным угощением и символом Масленицы. Их пекут каждый день с понедельника, но особенно много с четверга по воскресенье. Традиция печь блины была на Руси еще со времен поклонения языческим богам. Ведь именно бога солнца Ярило призывали прогнать зиму, а круглый румяный блин очень похож на летнее солнце.

Каждая хозяйка по традиции имела свой особенный рецепт приготовления блинов, который передавался из поколения в поколение по женской линии. Пекли блины в основном из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, добавляя в них пшенную или манную кашу, картофель, тыкву, яблоки, сливки.

На Руси существовал обычай : первый блин всегда был за упокой, его, как правило, отдавали нищему для поминания всех усопших или клали на окно. Блины ели со сметаной, яйцами, икрой и другими вкусными приправами с утра до вечера, чередуя с другими блюдами.

Вся неделя на масленицу именовалась не иначе как "честная, широкая, веселая, боярыня‑масленица, госпожа масленица". До сих пор каждый день недели имеет свое название , которое говорит о том, что в этот день нужно делать. В воскресенье перед Масленицей по традиции наносили визиты родственникам, друзьям, соседям, а также приглашали в гости. Так как в масленичную неделю нельзя было есть мясо, последнее воскресенье перед Масленицей, называли "мясное воскресенье", в которое тесть ездил звать зятя "доедать мясо".

Понедельник -"встреча" праздника. В этот день устраивали и раскатывали ледяные горки. Дети делали утром соломенное чучело Масленицы, наряжали его и все вместе возили по улицам. Устраивались качели, столы со сладостями.

Вторник - "заигрыш". В этот день начинаются веселые игры. С утра девицы и молодцы катались на ледяных горах, ели блины. Парни искали невест, а девушки? женихов (причем свадьбы игрались только после Пасхи).

Среда ‑ "лакомка". На первом месте в ряду угощений, конечно же, блины.

Четверг ‑ "разгуляй". В этот день чтобы помочь солнцу прогнать зиму, люди устраивают по традиции катание на лошадях "по солнышку" ‑ то есть по часовой стрелке вокруг деревни. Главное для мужской половины в четверг ‑ оборона или взятие снежного городка.

Пятница ‑ "тещины вечера", когда зять едет "к теще на блины".

Суббота ‑ "золовкины посиделки". В этот день ходят в гости ко всем родственникам, и угощаются блинами.

Воскресенье ‑ это заключительный "прощеный день", когда просят прощения у родных и знакомых за обиды и после этого, как правило, весело поют и пляшут, тем самым провожая широкую Масленицу. В этот день на огромном костре сжигают соломенное чучело , олицетворяющее уходящую зиму. Его устанавливают в центре костровой площадки и прощаются с ним шутками, песнями, танцами. Ругают зиму за морозы и зимний голод и благодарят за веселые зимние забавы. После этого чучело поджигают под веселые возгласы и песни. Когда же зима сгорит, завершает праздник финальная забава: молодежь прыгает через костер. Этим состязанием в ловкости и завершается праздник Масленицы.

Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста ‑ Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и "парили" молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.

С днями Масленицы связано много шуток, прибауток, песен, пословиц и поговорок : "Без блина не масляна", "На горах покататься, в блинах поваляться", "Не житье, а масленица", "Масленица объедуха, деньги приберуха", "Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить", "Не все коту масленица, а будет и Великий Пост", "Боится Масленица горькой редьки да пареной репы" (т.е. поста).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Масленица - разудалый праздник с размахом и поистине русской душой. Весёлые гулянья, катания на санях, забавы, встречи с друзьями и роднёй, огромное количество съеденных блинов, отличное настроение и главное - предчувствие весны, вот что такое Масленица!

Масленица появилась во времена язычества, то есть до возникновения христианства. Изначально Масленица отмечалась две недели, до и после дня весеннего равноденствия, который для многих народов был началом Нового года. Поэтому Масленица была и проводами зимы, и встречей весны (что сохранилось до наших дней), а также новогодними праздниками.

После принятия христианства языческий праздник не был отменён, просто празднования сократились вдвое и составляют одну неделю, которую часто называют Сырной (или мясопустной) седмицей и дата начала Масленицы стала «плавающей», напрямую зависящей от даты Пасхи.

Масленицу отмечают в последнюю неделю перед Великим Постом, когда уже нельзя употреблять мясную пищу, но, чтобы переход к постному столу был не такой резкий, разрешалось вволю лакомиться блинами со всевозможными начинками.

Обычно Масленица отмечается в конце февраля - начале марта, но, как и Пасха, может быть ранняя (например, в 2018 и 2029 годах начало Масленицы наступит 12 февраля).

Для православных Масленица - время для подготовки к Великому Посту, примирения и прощения. В Сырную неделю отменяются посты по средам и пятницам, но мясо есть уже не полагается.

Масленица символизирует смену зимы весной, плодородие и начало новой жизни, но никогда в дни Масленицы не забывали об умерших - ведь блины это не только маленькие «солнышки», но и традиционно поминальное блюдо.

Плодородие - наиважнейший фактор для всех слоёв население, поэтому и чучело Масленицы (олицетворение плодородия) делали в виде дородной женщины, с пышными формами и ярким румянцем на щеках, в многослойной одежде. Традиция сжигания чучела тоже «работала» на будущий урожай - пепел от Масленицы разбрасывали по полям, ещё покрытым снегом, для повышения плодородности.

По языческим обрядам изготавливали и сжигали в последний день Масленицы чучело зимы, тем самым давая понять, что с ней прощаются. Но в начале февраля это не совсем уместно, поэтому постепенно чучело стали называть Маслёной или Масленицей.

Масленицу празднуют не только в России, но и практически во всех европейских странах. У восточных и западных славян, как православных, так и католиков, празднуется Мясопуст - аналог масленичной недели, во время праздника устраиваются гулянья и весёлые совместные развлечения молодёжи, особенно среди неженатых юношей и незамужних девушек. Цель праздника - познакомить молодых людей и завязать новые отношения, которые должны закончиться свадьбой, чтобы родились дети - плодовитость женщин в народном понимании напрямую связана с плодородием земли.

Всем известный Карнавал у западных католиков также отмечается в последнюю неделю перед Великим Постом, чтобы вдоволь навеселиться перед периодом воздержания.

У каждого народа имеется своё название Масленицы, например, в Латвии отмечают Метени , а в Литве - Узговенье , греки веселятся во время Апокриес , а армяне - Бун Барекендан .

Узкой Масленицей называют первые три дня Сырной седмицы, в которые не только праздник праздновали, но и дела делали - по хозяйству, убирались и готовились к 40-дневному Посту. Широкая Масленица праздновалась действительно широко и от души - с четверга до воскресенья были забыты все, даже неотложные хозяйственные дела, праздничные дни полностью заполнялись гуляньями и забавами, каждому дню присвоено название и свои собственные обычаи.

Понедельник - Встреча, заканчивались основные приготовления к празднованию, утром невестку снаряжали в родительский дом, куда вечером отправлялись свёкры, чтобы за блинным угощением обсудить планы на Масленицу. Интересный факт - поговорка «Первый блин - комом» имеет не такое значение, как мы привыкли. Дело в том, что на Руси комами называли медведей, которые играли важную роль в праздновании Масленицы - есть обычаи, связанные с побудкой медведя от зимнего сна. Так вот первый блин отдавался комАм, то есть - медведям, для их спокойствия и сытого пробуждения. На самом деле, чаще всего первые испечённые в понедельник блины отдавались нищим, чтобы они помянули усопших.

Вторник имеет название , характеризуется не только гуляньями и катанием с горок, но и смотринами невест, на которых приглашали друг друга на блины.

Среда - Лакомки , зятья приходили на блины к тёщам, где собирались гости после того, как заканчивали работы по хозяйству.

Четверг - первый день Широкой Масленицы - Широкий разгул . Кулачные бои, катания на санях, запряженных тройками ярко наряженных лошадей, розыгрыши, катания с горок и на качелях, горы блинов с самыми разнообразными начинками, медовуха лилась рекой, скоморохи, шуты и карнавальные шествия - именно так гуляли на Масленицу.

Пятница назвалась . Зятья приглашали тёщу и её родственников и угощали блинами с икрой и рыбой, а также сладкими начинками.

Суббота - это Золовкины посиделки . Сёстры мужа собирались в доме у невесток, лакомились блинами и занимались самыми женскими делами - перемывали косточки мужьям и их мамам. Молодые жёны делали своим золовкам подарки, чтобы дальше жить в мире и согласии.

Воскресенье известно как Прощёное , когда в обязательном порядке необходимо было пойти в церковь, где батюшки просили прощения у своих прихожан, а те, в свою очередь - друг у друга. Прекрасный и светлый обычай до сих пор позволяет многим попросить прощения, в котором нельзя отказывать. Ведь не даром ответом на «Прости» всегда звучит - «Бог простит и я прощаю». В последний день Масленицы сжигалось чучело Маслёны, люди посещали кладбища и отправлялись в баню - смывать грехи и готовиться к Посту.

Рецепты блинов на Масленицу

На масленицу каждая хозяйка знает, какие блины она будет подавать - те, которые лучше всего ей удаются! А если захочется немного свернуть с проторённой дороги традиций, предлагаем несколько неизбитых и полезных вариантов, например, гречневые блины.

Ингредиенты:

  • - 1/2 л.
  • - 100 гр.
  • - 150 гр.
  • - 70 гр.
  • - 2 шт.
  • - 1 ст. л.
  • - 1 ч. л.

Просеять оба вида муки в миску, добавить соль и сахар, яйца и тщательно перемешать. Небольшими порциями ввести молоко, не переставая мешать тесто. В конце добавить сливочное масло, предварительно растопленное и остуженное до комнатной температуры. Тщательно перемешать тесто, накрыть полотенцем и дать отдохнуть 30 минут. Выпекать блины на сильно разогретой сухой сковородке с толстым дном. Подавать со сметаной и любыми сладкими начинками - , вареньем или сгущёнкой.

Ингредиенты:

  • (10 тонких блинчиков) - 300 гр.
  • - 700 гр.
  • - 1 шт.
  • - 2 ст. л.
  • - 40 гр.
  • (по вкусу) - 2 гр.

Рецепт тонких блинчиков можно подобрать в нашем , испечь тонкие блинчики, лук очистить и мелко нарезать, спассеровать на растительном масле, добавить шампиньоны, готовить 10-15 минут, посолить. На центр каждого блинчика выложить пару ложек начинки, сформировать мешочек, соединив края блина и завязать тонкой полосочкой Чечила.

Блинный торт Шоколадный

Ингредиенты для блинов:

  • - 600 мл.
  • - 100 гр.
  • - 2 шт.

Масленица - это самый раздольный, самый разгульный и поистине всеобщий праздник. Веселое прощание с холодной, надоевшей зимой и одновременно встреча долгожданной весны, солнца и тепла! Древние славяне устраивали проводы зимы и встречу весны в честь языческого бога плодородия и скотоводства Велеса. После принятия христианства этот праздник на Руси сохранился, а с XVI века он стал называться Масленицей. Ведь на этой неделе, последней перед Великим постом, по православному обычаю мясо есть уже нельзя, а масло и другие молочные продукты - еще можно.

В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года.
Безудержное масленичное чревоугодие и веселье рассматривалось как магическое предвестие будущего благополучия, процветания и успеха во всех деловых, домашних и хозяйственных начинаниях.

Масленица была принята Православной Церковью как религиозный праздник под названием сырной или «мясопустной» недели. В эту неделю Церковь приводит верующим на память изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание, чтобы нагляднее представить всю важность предстоящего подвига поста.
С субботы уже начинали праздновать "малую Масленку". Ребятишки группами бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали возвращающихся с покупками из города или с базара вопросом "Везешь ли Масленицу?" Кто отвечал: "Нет", того били лаптями. В этот же день ребята с особым азартом катались с гор: существовала примета - кто дальше прокатится, у того в семье лен уродится длиннее.

Последнее воскресенье перед масленицей носило название "мясного воскресенья". Было принято наносить визиты родственникам, друзьям, соседям и приглашать в гости на масленицу. В "мясное" воскресенье тесть ездил звать зятя "доедать барана".
"Заговляюсь на сыр да на масло"- говорили в вечер перед «масляной».
Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными делами; обрядовые действия, традиционные игры и затеи до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на все, поскольку царила атмосфера предельной раскрепощенности, всеобщей радости и веселья.
Вся неделя именовалась "честная, широкая, веселая боярыня-масленица, госпожа масленица". Масленицу нередко открывали ребятишки, которые сооружали снежные горы и скороговоркой произносили приветствие масленице: "Звал - позывал честной Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор. Душа ль ты моя, Масленица, перепельные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться…». После этой встречи ребятишки сбегали с гор и кричали: "Приехала Масленица! Приехала Масленица!". Каждый день масленичной недели имеет свое собственное название и значение:

ПОНЕДЕЛЬНИК - ВСТРЕЧА

На встречу наряжали соломенное чучело Масленицы. Утром свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, а вечером сами шли в гости к сватам. Договаривались о времени и месте гуляний. В этот день заканчивали строить снежные города, качели, балаганы.

Без блинов не масленица, без пирогов - не именины. В течение всей масленичной недели положено угощать блинами. Блин как символ солнца ритуально съедался во славу Весны и плодородия земли. Считалось, что чем больше съешь их за неделю, тем богаче и сытнее будешь жить в наступившем году. Поэтому и пекли их в старину по-разному — из различных сортов муки, обычно из гречневой или пшеничной, из дрожжевого или пресного теста, а то и разной формы (круглые, прямоугольные и т. д.). На Масленицу обязательно пекли хворост, пирожные, печенье, пироги, готовили разные творожные смеси. Во многих семьях блины начинали печь с понедельника. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Блины пеклись большие - во всю сковородку, или с чайное блюдце, тонкие и легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, варенье, мед, масло, икра. Ели блины и с семгой, и с навагой, и со знаменитым припеком, сыром, огурцами, творогом, рублеными яйцами и запивалось все это сбитнем, пивом или вином.

На масленице - первый блин за упокой.
Действительно, первый блин, испеченный на масленой неделе, клали на слуховое окошко "для душ родительских" со словами:
- Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!

Кое-где первый блин отдавали нищим, чтобы они помянули всех усопших. Русская масленица всегда славилась блинами, их качеством и количеством.

Центральной фигурой все же оказывалась сама «Масленица» - кукла из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево — тонкий ствол березы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Куклу наряжали в кафтан, шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в лапти, насаживали на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу устанавливали на снежной горке, и начинались катания. Или делали из тряпок женскую фигуру с длинной косой, одетую в девичий наряд. Фигура изображала девушку; к рукам этой фигуры прикрепляли помазок и блин - главные символы Масленицы. Одежда на кукле должна была быть с растительным рисунком. Куклу украшали лентами, искусственными цветами, вешали тесемки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесемки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

Бытовала и «Домашняя Масленица». Ее называли дочкой Масленицы (большой) или ее младшей сестрой. Она представляла собой небольшую, высотой 20—25 см, соломенную или лыковую куклу с белым тряпичным лицом.

«Домашняя Масленица» символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к теще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции, «Домашней Масленицей» встречали жениха и невесту.

Масленица — вероятно, древнеславянское имя забытого мифологического персонажа, олицетворявшего мрак, ночь. Масленицу уничтожают, чтобы под щедрыми лучами солнца вырастить щедрый урожай нового года. Поэтому процессия проводов напоминает древний похоронный обряд: чучело жгут, как жгли покойников в древние дохристианские времена, что должно обеспечить не только плодородие, но и благотворно повлиять на скотину и здоровье людей.

Сопровождала Масленицу ряженая молодежь. Чаще всего рядились цыганами. Иногда рядом с Масленицей-чучелом садилась в сани женщина, изображающая Масленицу, которая за прядильным станком крутит масло. Поезд под смех и шутки односельчан проезжал по всей деревне и затем отправлялся в соседнее село.

ВТОРНИК - ЗАИГРЫШИ

С него начинались безудержные игры и потехи: катания на санях, народные гулянья. Центром праздничной масленичной площади были балаганы, катальные горы, всевозможные качели и карусели. В больших деревянных строениях давали представления с Петрушкой и Масленичным дедом. На сценах легких временных театров выступали профессиональные актеры, любители, а так же цирковые артисты.

Пожалуй, ни один праздник на Руси не обходился без веселых карнавальных шествий скоморохов. Они были не только музыканты, но соединяли в себе разные способы развлекать скуку толпы: одни играли на гудке, другие били в бубны, домры, третьи плясали, четвертые показывали народу выученных собак и медведей. Между ними были глумцы и стихотворцы-потешники, умевшие веселить народ прибаутками, складными рассказами и красным словцом. На Масленицу скоморохи и им подобные артисты, так сказать, «правили бал»: именно они руководили народными гуляньями, катанием, встречей и проводами Масленицы, игрищами и ярмарочными увеселениями.
Во вторник по дворам с обрядовыми песнями ходили «ряженные» в козьих масках и соломенных шапках с голым веником на длинном шесте. К прутьям этого веника за небольшую плату (обычно блинами) можно было привязать ленточку с наговором от недугов и прочих невзгод: уйдут ряженые и унесут вместе с веником все горести. С утра девицы и молодцы приглашались покататься на горах, поесть блинов. Молодежь в этот день собиралась в просторной избе для новых знакомств. Здесь парни высматривали невест, а девицы поглядывали украдкой на суженых.

СРЕДА - ЛАКОМКА

В этот день в каждой семье накрывали столы, пекли блины, в деревнях варили пиво. Повсюду появлялись торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напиток из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было напиться чаю. В среду выносили блины на улицу и угощали ими всех соседей и желающих.

Однако самым главным событием этого дня, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если зять был по душе, разумеется), а для забавы любимого зятя созывала всех родных. В некоторых местах «тещины блины» могли приурочиваться к пятнице. Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали "тещины вечерки" - приглашали на блины. "Являлся и бывший дружка, который играл ту же роль, как и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок". Званая теща (существовал и такой обычай) "обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов": таган, сковороды, половник, кадушку для опары, а тесть присылал мешок гречневой крупы и коровье масло. "Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей".

ЧЕТВЕРГ - ШИРОКИЙ ЧЕТВЕРТОК, РАЗГУЛ, ПЕРЕЛОМ

В этот день начиналось основное веселье: чучело возили по улицам, катались с ледяных гор, пели частушки, ходили колядовать, творили кулачные бои, разыгрывали «взятие снежного городка».

Возили на санях мужика с вином и калачами. Сходились в назначенное место пить пиво, брагу, вино и петь песни. К соломенному чучелу за околицей относили и складывали старые вещи. Сюда же приносили веник с наговорами и втыкали рядом.

Дети катались с гор во все дни масленицы, взрослые же присоединялись к ним позже, примерно со среды - четверга. Съезжали с гор на санях, на салазках, на обледенелых рогожах. Катанию с гор придавался особый смысл. В старину, например, существовал обычай "лучшим пряхам в семье кататься с гор на донцах, причем у той, которая дальше прокатится, будет самый лучший лен". Все поженившиеся пары деревни должны скатиться по одному разу. Катание с гор молодоженов сопровождалось песнями, которые пели в основном девушки, собравшиеся на горе и ожидающие своей очереди покататься. Как правило, со среды к катанью с гор и на лошадях активно подключается и неженатая молодежь.

Вообще катание на тройках наперегонки, под песни и гармонь, с шутками, поцелуями и объятьями - типично русское масленичное увеселение, в котором не принимали участие только младенцы да старики, уже не выходившие из дому.
Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать холостой молодежи, найти себе пару. Больше всего внимания и почестей оказывается на масленицу молодоженам. Традиция требует, чтобы они, нарядные выезжали "на люди" в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе; чтобы торжественно, под песни скатывались с ледяной горы.

ПЯТНИЦА - ТЕЩИНЫ ВЕЧЕРКИ

В этот день зятья угощали своих тещ, иногда - и всю родню. Зять обязан был с вечера лично пригласить тещу. Принарядившийся зять на нарядно украшенных санях подкатывал к тещиному дому и лично приглашал ее к себе на блины.

СУББОТА - ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ

Молодая невестка приглашала своих родных к себе, а своим золовкам - сестрам мужа - дарила подарки. В этот день дети строили на реках, прудах и полях снежный городок с башнями и воротами, затем дружина разделялась пополам: одни охраняли городок, другие должны были, силой взять его.

ВОСКРЕСЕНЬЕ - ПРОВОДЫ МАСЛЕНИЦЫ, ПРОЩАНЬЯ, ЦЕЛОВНИК

В этот день провожали Масленицу. Соломенное чучело чествовали, приглашали снова вернуться на следующий год, а потом увозили за околицу и сжигали, а пепел рассеивали по полю, чтобы придать силу будущему урожаю.

С утра ребятишки собирали дрова для костра жечь Масленицу. В селах в воскресенье молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по деревне до темноты, с песнями и шумом. А поздно вечером выезжала на озимь и здесь на приготовленном костре чучело сжигала. У масленичного костра собиралось всегда много народу, было весело, звучало много песен, и стар, и млад, угощался блинами, горячим сбитнем и булочками жаворонками. С Масленицей прощались и в шутку и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, молодежь выкрикивала: - «Убирайся вон, рваная старуха, грязная! Убирайся вон, пока цела! Кидали в костер блины - "Гори блины, гори, Масленица!". Парни, перемазанные сажей, старались и других выпачкать. В первую очередь, конечно же, девушек, а с ними и тещ - "Теща, люли, поджаривай блины!". Когда же Масленица сгорала — молодежь прыгала через костер. Этим состязанием в веселье и ловкости и завершался праздник Масленицы.
Иногда чучело топили в проруби или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю, или вместо куклы по селу возили живую «Масленицу»: нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика — пьяницу в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег («проводили Масленицу»).
Этот обряд праздника плодородия связан с идеей возрождения через жертвоприношение и смерть; плодоносящих сил природы, обновления ее жизненной силы. Уничтожение символа зимы было необходимо для воскрешения его силы весной в злаках. По представлению древних славян, взошедшие зерна — как бы воскресший покойник; гибель зерна в почве необходима для возрождения его новой жизни в колосе.

Там же, где не делали чучела Масленицы, обряд «проводов масленицы» состоял, главным образом, в разжигании общесельских костров на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров бросали, всякое старье — лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне, а иногда и специально для этого украденные. Верили, что все беды унесутся прочь миллионами искр этого костра. Иногда сжигали в костре колесо, символ солнца, связываемый с приближающейся весной; его чаще надевали на жердь, воткнутую посреди костра.
После сожжения Масленицы огня уже в доме никто не разводил, даже свечку в этот день не зажигали. А наутро пепел от костра разбрасывали по полям для богатого урожая. Все оставшееся хлебное угощение отдавали скотине, а то и вовсе выбрасывали. Даже самый бедный человек не ел бы ничего из масленичных остатков.
В преддверии Великого поста, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения. «Прости меня», — просит один. «Бог простит, и я прощаю», — отвечает другой.
Поэтому последний день Масленицы носит еще название «прощеного воскресенья». Испрашивание прощения должно по обычаю сопровождаться поклонами и троекратным целованием. С той же целью в прощеное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины. Прощание между домашними происходило после ужина, перед сном. В этот день прощаются все обиды и оскорбления. В день Прощеного воскресенья благочестивые люди ходили по монастырям, по древним соборам, чтобы поклониться святым мощам и особо чтимым святыням; заходили принимать благословение к архиереям, настоятелям церквей, почтенным инокам; посещали дома родственников и знакомых, везде и у всех испрашивая прощения и благословения.
В этот день в монастырях, соборах и храмах совершается торжественный обряд взаимного прощения.

Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно “полоскали зубы”, т.е. в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для “вытряхивания блинов” устраивали кулачные бои и т.п. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и “парили” молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.

Издревле зима была настоящим испытанием для человека: рано темнеет, холодно, а порой и голодно.

Поэтому у древних славян приход весны - очень радостное событие, которое непременно следует шумно отпраздновать, чтобы поскорее одолеть коварную Зиму.

Для этого и устраивались веселые массовые гулянья.

Существует несколько версий возникновения такого названия праздника. Наиболее популярной считается следующая: на неделе празднеств люди старались умаслить, то есть задобрить весну. Отсюда и название - «Масленица».

По еще одной версии праздник масленица получил такое название после прихода христианства. За 8 недель до Пасхи запрещено употреблять мясо, но разрешается есть молочные продукты. Поэтому славяне пекли блины, обильно поливая их маслом.

Отменить языческий праздник не решились, уж больно большое значение имел он для рядовых жителей. Христианские лидеры решили его «прикрепить» к Пасхе. В христианской трактовке масленичная семидневка - неделя примирения, прощения и подготовки к Великому Посту.

Масленичные традиции

Сначала выпекались обычные круглые лепешки из пшеничной муки и воды и лишь в ХIX веке их заменили кружевными блинами. Круглые желтые блины олицетворяют солнце. А потому съесть блин, значит проглотить кусочек солнышка, его нежности, щедрости и тепла.

Выпекание таких «солнышек» также считалось своеобразным ритуалом привлечения солнца. Считается, что чем больше приготовить блинов и съесть их, тем быстрее придет весна.

Помимо приготовления блинов, существуют и другие обряды поклонения солнцу. К примеру, жители производили разнообразные ритуальные действия, которые основаны на магии круга. Молодежь на санях, запряженных лошадьми, объезжали несколько раз деревню по кругу, отгоняя злых духов.

Еще одним непременным атрибутом праздника масленицы был медведь. В чем же между ними связь? Оказывается, медведь - символ весны. Поэтому одного мужчину наряжали в медвежью шкуру и на протяжении массовых гуляний он плясал вместе с односельчанами.

Каждому дню празднований были присущи собственные ритуалы:

Понедельник - встреча. Начинали делать чучело Масленицы, одевали его в женскую одежду и возили по селу на санях. Потом чучело ставили на снежной горке, где начиналось катание на санках.

Вторник - заигрыш. Начинались разнообразные развлечения: народные гулянья, катания на санях и представления. На улицах можно встретить большие группы ряженых, которые в веселых масках разъезжали по домам и устраивали экспромтом концерты.

Среда - лакомка. В каждом доме накрывались столы со вкусными кушаньями, пекли блины и варили пиво. В деревне появлялись театры и устанавливали торговые палатки, где продавали каленые орехи, сбитни и пряники.

Четверг - разгул. Это середина игр и веселья. Считается, что в этот день могли устраиваться масленичные кулачные бои.

Пятница - тещин вечер. Теща пекла свои фирменные блины и устраивала для любимого зятя настоящий пир. Иногда «тещины блины» проводились в среду. Тогда в пятницу наступала очередь зятя приглашать на блины тещу.

Суббота - золовкины посиделки: невестки принимали родных у себя и угощали всех вкуснейшими блинами.

Воскресенье - целовальник, прощеный день, проводы. В последний день недели друзья и родственники просили прощение за случайные и умышленные огорчения и обиды.

Масленица - языческий праздник, традиции которого соблюдаются и сегодня. Ведь приход весны знаменует зарождение новой жизни, новых надежд и мечтаний, что очень важно абсолютно для каждого.

Который отмечается с ликованием в душе и сердце. Считается славянским праздником и длится неделю или три дня перед Великим постом, вобрав в себя обряды, обычаи, приметы, в основе которых лежит мифология.

У каждого славянского народа разное название

И это действительно так. С времен древней Руси и поныне в России праздник звался и зовется Масленицей. А вот украинцы его тепло величают МаслЯница. У белорусов иначе - масниця. У поляков - масленика. У македонцев вообще не привычный уху расклад - приштена недельа. Но суть праздника при всех разных названиях практически одна лишь с небольшими отличиями. У восточных славян неделя Масленицы - граница зимы и весны и, к примеру, в русском православном календаре ее еще называют сырной седмицей или мясоедом. Но непременно сопровождается весельем, шутками, прибаутками. По душе как взрослым, так и их чадам. Аналог карнавалов в европейских странах. Сродни "жирному вторнику и мясопусту". Дата празднества меняется в зависимости от дня Пасхи. К примеру, в 2016 году Масленица отмечалась с 7 по 13 марта. Примечательно, что даже у русских славян праздник отличается множеством названий: маслена, масленая, маслена неделя, Всемирный праздник, блинница, блина неделя, объедуха. При этом русские потакают аппетиту блинами и лепешками, а вот украинцы и белорусы варениками, сырниками. При этом обрядная сторона связана с культом предков. В до христианскую пору все помыслы были связаны с весенним равноденствием, началом нового года. Главная же цель масленицы - забота о плодородии в связи с предстоящими весенне-полевыми работами. Собственно, предполагались и усилия по повышению плодовитости людей.

Что только не шло на его изготовление - солома, сено, отжившие свой век вещи в виде пышных сарафанов, телогреек, разноцветные ленты на фантастических головных уборах. А уж как старались над масками лиц! Тут вам и белила и румяна на щеках, и ярко подведенные брови и ресницы. И вся фигура масленицы изготовлялась ядреной и пышной. А под занавес праздника чучело сжигалось, пепел разбрасывался по полям. Для повышения плодородия. Если же чучело раздирали на части, то солома тоже использовалась в качестве удобрения. Бывало, что чучело безжалостно топили в пруду, реке или в проруби. Его смерть означала рождение будущего, новых сил, плодовитости не только домашнего скота, но и людей, в частности, молодых да пылких. К сказанному добавим - изготовление и сожжение чучела есть не только языческая суть. В большей степени это не подобие идола, но обряд, имеющий в своей основе народные игровые корни.

Не всем масленица была мила

Решительно противился ей, в частности, Патриарх Андриан (1637-1700). Его полный титул - Светлейший Кир Андриан, архиепископ Московский и Всея России и всех Северных народов патриарх. И он даже намеревался отменить языческий, по его мнению, праздник. Но не успел. Разве что дней в нем поубавил. И ему особенно не был по душе разгул и буйство в масленицу. В Первопрестольной, к примеру, стражники вместо того, чтобы блюсти порядок, напивались вусмерть. Мы отмечали родство масленицы с западным карнавалом. Но и оно отличалось излишним буйством, чему противились пешие и конные стражники, дозором обходившие улицы и площади. Но и по сию пору масленица остается шумной, разгульной, разудалой, и ничего с этим не поделаешь. К тому же славяне не связывают масленицу с язычеством. А среди ее обрядов есть те, которые одобряются самой церковью. Что касается излишнего чревоугодия, то люди думают так - впереди Великий пост, от многого съестного придется отказаться. Вот в масленицу и надо съесть как можно больше. В том числе и блинов, которые некоторым ошибочно воспринимаются, как подобие солнца. На самом деле блины больше связаны с обрядом поминания. Вспомним - трапеза по почившему обязательно сопровождается наличием на поминальном столе блинов. И в масленицу блинами тоже поминают почивших родителей и родственников, о чем речь пойдет дальше.

Пестрая неделя

Отмечено, что в некоторых местах, в том числе и в России к встрече масленицы готовились еще с субботы, предшествующей Пестрой неделе. Хозяева посылали детишек восьми - десяти лет встречать праздник и давали блины, с которыми они скакали на ухвате или кочерге и звонко кричали: " Прощай зима сопливая! Приходи лето красное! Соху, бороду, и пахать пойду!" С субботы празднуется Малая масленица Детвора в старое время бегала по деревне и собирала изношенные лапти. Потом встречали возвращающихся из города с подарками и вопрошали:" Веришь ли в масленицу?!" Если кто отвечал: "Нет!" -нещадно колотили собранными лаптями. В Белоруссии и в некоторых регионах России отмечали в субботу перед масленицей родительский день - первый в году. Пекли блины, и первый клали на божницу или на слуховое окно или на крышу дома или на могилы предков. Угощали также ребятишек с просьбой помянуть конкретно кого-то из почивших родственников или друзей. Утром на завтрак или вечером на ужин приглашали за стол умерших. Блюда готовились из говядины, свинины, баранины. После трапезы пища не убиралась, оставалась на столе. Считалось, что под покровом ночи из печи выходят умершие родители и едят оставленное. За субботой наступало воскресенье. перед масленицей - Мясное воскресение. Полагалось двенадцать раз мясо есть, двенадцать раз щи хлебать. Ходить в гости и приглашать к себе.

Масличная неделя

Она наступала за упомянутым воскресением. И делилась на Узкую масленицу и Широкую масленицу. Узкая при этом приходилась на первые три дня недели - понедельник, вторник, среду. Широкая - четверг, пятницу, субботу, воскресение. В первые три дня кипела работа. С четверга она прекращалась и начиналась Широкая масленица. Каждый день масленицы имел свое название.

Понедельник

Встреча. Определялось место гуляний. Составлялся список гостей. Решали, где соорудить снежную горку, городок, где поставить балаган, качели. Из чего изготовить и где поставить чучело масленицы. Пекли блины. Первый - малоимущему на помин усопших.

Вторник

Парни заигрывали с девчатами. Проводились смотрины невест. Засылались сваты, чтобы после Великого поста, в Красную горку сыграть свадьбу. Молодые люди приглашались кататься с горок, есть блины. Зазывала громко покрикивал: "У нас горы снежные готовы, блины напечены, просим жаловать!"

Среда

Ее еще называли лакомкой. Днем - к теще на блины. Между прочим, сама их пекла, сама угощала. А уж радушной была, гостеприимной - и не нарадуешься. И зять забывал былые обиды, прощал их. Обнимания, целования - само собой!

Четверг

Так и звался - разгуляй! Или Широкий четверг. Или масленичный четверг. Или Толстый четверг. Означал начало Широкой масленицы. Все работы прекращались. Катание на лошадях. Кулачные бои. Разного рода соревнования. Пирушки. Среди соревнований главное - захват снежного городка, построенного перед масленицей. Ну, и само собой - костры, прыжки через их пламя. И блины, блины, блины. В том числе с разнообразной начинкой - мясом, печенью, красной или черной икрой (в далекую пору ее хватало, и стоила копейки!), вишнями, абрикосами и так далее.

Пятница

Другое название - Тещины вечерки. Теперь уже она приходила в гости. С ответным, что называется, визитом. Принимает ее у себя зять. Блины печет жена. Те же целования и обнимания. Прощение былых обид. И богатая трапеза. С блинами с разной начинкой. Тут уж жена не должна была ударить лицом в грязь. Угодить теще и вкусными блинами и прочими праздничными разносолами.

Суббота

Иначе ее еще называют Золовкины посиделки. Молодая невестка с радушием приглашает к себе золовок и других родственников любимого супруга. Конечно перед приемом гостей ей надобно хорошенько подготовиться, И чтобы дом чистотой сверкал. И стол богатый был накрыт, главным угощением которого стали бы блины, что называется, с пылу с жару. О достойных и щедрых подарках не мешало позаботиться. И чтобы покидая гостеприимный дом, золовки потом долго вспоминали разлюбезный прием и почет, оказанный им невесткой. В субботу православная церковь совершает празднование собора всех преподобных отцов.

Воскресенье

Это кульминационный день масленичной недели. Его также зовут целовальник и прощенное воскресение. В большинстве своем люди не так уж безгрешны. Случаются между ними и ссоры и обиды. А то еще что и похуже. Вот и надо друг у друга попросить прощения. При неожиданной или запланированной встрече, а в сегодняшней действительности с ее потрясающими технологиями и по домашнему и сотовому телефонам. Но прежде должны прозвучать поздравления с последним днем масленицы. Потом уже - просьба забыть былые обиды, не держать "камня за пазухой" за доставленные родственникам или соседям вольные или невольные неприятности, Простить, и жить дальше в мире, дружбе и согласии! Кто-то отвечает: "Прощаю!", а иные: "Бог простит!". В последний день масленицы, то есть в прощенное воскресение, принято ходить к могилкам родителей, близких, почивших дорогих друзей. Прощаться с ними. Положить на памятную плиту угощения, принесенные от праздничного стола блины. Иные добрые христиане не прочь в этот день сходить в жарко натопленную баню, что не возбраняется. А после парилки окунуться с головой в ледяную прорубь. Вот только на миг, дабы уберечься от простуды.

Кстати, остатки пищи в конец масленицы сжигают, посуду тщательно моют. И сжигают чучело. Собирают пепел от нее, разбрасывают по полям для будущего щедрого урожая. В храмах проходит чин прощения, вечернее богослужение. И при этом тоже звучит: "Бог простит! ". Начинаются великопостные службы. Проходят тужилки по масленице. После сожжения чучела иные бросали в костер традиционно поминальную пищу - блины, яйца, лепешки. Тем самым прощаясь с усопшими и с масленицей, которая снова вернется к празднующим ее через год. А масленицей ее прозвали еще и потому, что во все дни ее вкушали много масла. Еще раз будет к месту сказать - блинная неделя есть праздничное торжество по встрече весны. Прежде чем войти в Великий пост, православный народ прощается с зимой. радуется теплу, печет блины.

Среди православных людей и особенно молодежи их много. Популярны были и есть сейчас кулачные бои. Порой улица на улицу. Но без нанесения конечно серьезных ран. Хотя многие парни и мужи зрелого возраста входили, что называется, и в раж. В результате потом после масленицы ходили и в синяках и кровоподтеках. Но все это по доброму. Без зла. Соревновались в поедании блинов - кто их больше осилит. В ловкости лазания по ошкуренным столбам за подарками на самой верхотуре. В ходу были игры с медведями, купания в проруби - все для того, чтобы показать силу, ловкость, закаленность и тем самым порадовать масленицу, самих себя, родных со товарищи. О масленице далеких лет нам напоминают пословицы и поговорки. Одна из известных до сей поры: "Не всегда коту масленица!" или "Масленица - объедуха, деньгам прибедуха!" Есть и другие - "Без блинов нет масленицы!, "Без блина не масляна!", "Блин - не клин: брюха не расколет!", "Блин - солнцу родственник", "Как на масляной неделе в потолок блины летели" Проводы масленицы завершались всеобщими целованиями. А уж как катались с горок - кто на быстрых санках, коньках, кто на рогожках, а иные и в деревянных корытах. В зависимости беден ты или богат. Но все залихватски, с задором, удовольствием и радостью. И долго потом вспоминали масленицу - по настоящему народный праздник славян и не только русских!

Не языческий, но церковный

Народная масленица начинается на день раньше церковной масленицы. Светское празднование установлено Указам Петра Первого по образу и подобию европейского карнавала. И государь ее определил как "всешутейскую, всепьянящую, как сумаброднейший собор". Проводимый в дни церковной сырной седмицы с восьмидневный разгуляем, питием и обжорством - русским светским праздником с воскресенья " мясного заговения " по прощенное воскресение. Еще раз подчеркнем - масленица не является языческим праздником, и не имеет языческих корней. Масленица ведена православной церковью еще шестнадцатом веке для вытеснения из сознания искренне верующих языческого солнечного праздника встречи весны - комоедица, отмечавшего весеннее равноденствие, иными словами, начало астрономической весны. Масленица - предшествовала Великому посту. Заметим при этом - даты масленицы подвижные и связано с лунным календарем и отсюда с подвижными же датами Пасхи, которой предшествует семинедельный Великий пост. Это последняя неделя перед Великим постом. У католиков масленица называется карнавалом. Языческий праздник весеннего равноденствия мусульманами называется нувруз, у казахов, в частности, наурыз. Что касается комоедица, то это один из древних великих языческих славянских праздников. И день его встречи никогда не меняется. Он выпадает на дату весеннего равноденствия - 20 марта, правда в связи с наличием часовых поясов дата может на сутки увеличиться. Потому называют и 21 число первого весеннего месяца. Что есть день весеннего равноденствия? Это явление астрономического порядка, когда солнце в своем видимом движении пересекает небесный экватор. Иными словами - светило переходит из северного полушария в южное. У комоедица тоже есть тоже в качестве главного атрибута чучело. Но не масленицы, а Марены (зимы), и оно тоже по древнему обряду сжигается. Почитатели праздника поклонялись медведю, который в день весеннего равноденствия просыпался и выходил из берлоги. Медведь по старославянскому КОМ. Отсюда комоедица. Пекли блины и раскладывали по пенькам для мишек. Чтобы они ими лакомились. По этому обстоятельству и родилось: "Первый блин комом". Правда, теперь с другим подтекстом - не всегда первый блин получается, как все обычные, а снимается со сковороды комом. Прощаясь с зимой в последний день комоедица сжигают и чучело марены. Где отмечается языческий праздник? Разумеется, в России, Украине и Белоруссии. Но празднуется он и в других странах и даже в государственном ранге с выходным днем. Праздник комоедица, по другому - пробуждения медведя олицетворяет собой бога скота и бога богатства. Уже с 23 марта дни становятся длиннее ночи. Солнце (у древних славян ярило) растапливает снега. Языческий праздник в России особенно с удовольствием и радостью отмечается разноверческими общинами.