Конспект нод по окружающему миру в средней группе детского сада. Конспект нод по окружающему миру в подготовительной к школе группе Нод по окружающему миру

Размеры на карте уменьшены в сотни тысяч раз. Карта может многое рассказать о разных странах. На этой карте изображена не только Россия, но и другие страны. А как можно узнать, где какая страна?

Между всеми странами обязательно проходит граница. Я сейчас указкой проведу по границе России, и вы увидите, какую большую территорию занимает наша страна. Я обведу границу других стран, которые находятся рядом с Россией, и вы увидите, насколько территории других стран меньше России.

Дидактическая игра "Путешествие". Ребята, давайте с вами попутешествуем по разным странам, я буду вам бросать мяч, одновременно говорить не законченное предложение, а вы должны поймать мячик, закончить предложение и вернуть мяч обратно.

Россияне живут -

Англичане живут -,

Французы живут –

Американцы живут –

Японцы живут –

Итальянцы живут –

Карта нам рассказала, что наша страна очень большая, можно даже сказать огромная. А что может ещё рассказать карта?

Посмотрите, сколько много городов в России. Назовите, какие вы знаете города. Карта нам рассказала, что в России очень много городов. Что еще может рассказать карта? Что это за синие волнистые линии, которых очень много?

Это реки. Рек в России тоже много. Какие вы реки знаете? А что обозначают голубые пятна?

Да это моря и озера.

Какой цвет вы еще видите на карте, его очень много? А как вы думаете, что обозначает зеленый цвет?

Физкультминутка

Как живешь? Вот так

Как идешь? Вот так

Как бежишь? Вот так

Ночью спишь? Вот так

Да, зеленый цвет – это лес. Посмотрите, как много лесов в России.

Лес – это дерево, из которого делают огромное количество разных предметов; бумагу, на которой печатают книги, из которой делают тетради, альбомы и многое другое. В лесу растут ягоды, грибы, живут различные животные. Лес – это природное богатство, его много, но к нему нужно относиться очень бережно. Еще какой цвет вы видите на карте?

А что он обозначает? Да, это горы. У гор тоже есть названия, давайте прочитаем некоторые из них

В горах добывают полезные ископаемые. Значками на карте обозначено, где какие полезные ископаемые добывают. А что такое полезное ископаемые?

Это то, что находиться в земле и что очень нужно человеку для жизни. Например, уголь, различная руда, которые необходимы для изготовления металлов; золото, алмазы, которое составляют богатство страны. И еще на карте вы видите темно-желтый цвет. Это степи и пустыни. В степи растительность очень бедная – трава и низкорослые кустарники, а в пустыне только один песок.

Ребята, а теперь давайте поиграем.

Ребята, а сейчас закройте глаза и представьте, что вы летите в самолете.

Необъятная страна

Если долго-долго-долго,

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго,

На Россию нам смотреть.

То увидим мы тогда,

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна.

И поймём тогда, какая, Наша Родина большая, Необъятная страна.

КОНСПЕКТ НОД ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Подготовила воспитатель МДОБУ № 118 Демко Рамиля Харисовна.

Участники- воспитанники подготовительной к школе группы.

Тема: Растительный мир, его разнообразие, значение.

Педагог. Ребята, мы с вами вышли на улицу. Скажите, что нас окружает? (Ответы детей) С помощью наводящих вопросов подвести детей к теме о растительном мире.

Педагог. Что относится к растительному миру? (Деревья, кустарники, травы)

Педагог. Растительный мир Земли очень разнообразен. В настоящее время растения испытывают на себе сильное влияние со стороны человека. Каким образом? (Распахиваются луга, вырубаются леса, осушаются болота, загрязняются воздух и вода)

Педагог. Правильно. В результате этого в растительном мире происходят большие изменения. Какие? (Некоторые растения погибают, тем самым уменьшается их число)

Педагог. Природа прекрасна и удивительна, нужно только научиться быть наблюдательным. Лишь тогда вы сможете увидеть всю ее красоту: необычайность цветов, удивительное разнотравье, многообразие деревьев и кустарников. Вы согласны?

Природа должна быть чистой, только тогда она будет красивой. Общаясь с ней, человек должен стараться не навредить ей, т.е. соблюдать экологические правила. Какие?

Дети вспоминают экознаки.

Педагог. Что дают человеку растения?

Дети отвечают. Педагог обобщает их ответы. Строительный материал, топливо, материал (сырье) для производства бумаги, лекарства, мебели, корм для скота, пушнину; грибы, ягоды, орехи...

Растительный покров важен для человека еще и потому, что он играет лечебную и оздоровительную роль. На природе мы наилучшим образом отдыхаем, восстанавливаем свои силы, укрепляем здоровье, дышим чистым воздухом...

Почему в лесу дышится легче?

Дети. В лесу воздух чище.

Педагог. Правильно.

Дети. Растения поглощают углекислый газ и вредные вещества из воздуха, а выделяют кислород. Например, одно дерево средней величины выделяет за сутки столько кислорода, сколько необходимо для суточного дыхания трем людям.

Педагог. Места обитания растений крайне разнообразны. Они живут на суше, в водах рек, морей, океанов, на холодном севере и в жарких пустынях. Растения хорошо приспосабливаются к условиям окружающего мира (внешней среды).

Что необходимо растениям для жизни?

Дети. Свет, вода, воздух, тепло.

Педагог. У разных видов растений своя потребность в свете, влаге, тепле, воздухе: теплолюбивые растения живут на юге, морозостойкие - на севере; светолюбивые - на открытой местности, теневыносливые - в лесах и т.д.

Чем растения отличаются друг от друга?

Дети. Величиной, формой, окраской, продолжительностью жизни (одно- и многолетние), местом обитания.

Дети приводят конкретные примеры.

Педагог. Растительный мир легко раним, поэтому и относиться к нему мы должны бережно, как хорошие хозяева.

Помните! Не только природа создана для нас, но и мы - для природы.

Викторина «Знаешь ли ты?»

Педагог называет характерную особенность какого-либо растения, дети отгадывают, как оно называется (см ПРИЛОЖЕНИЕ К НОД)

Самое низкое дерево в мире - ива арктическая (северная) (имеет высоту всего 10 см).

Самое высокое дерево в мире - эвкалипт (около 100 м).

Дерево с самым толстым стволом - баобаб (12 м).

Самое быстрорастущее растение - бамбук (за сутки вырастает на 1 м).

Самое крупное водяное растение - виктория амазонская (лист виктории, плавающий на поверхности воды, способен удерживать вес 50 кг).

Педагог. Ребята, а как вы думаете, что у меня в руках? (Предположения детей о растении в руках педагога) Это эвкалипт. Эвкалипт - ценное растение. Его древесина очень прочная. Сучки и ветки перерабатывают в бумагу. Из листьев извлекают эфирное масло, которое используют в медицине и парфюмерии, а из коры - дубильные вещества. Это дерево, обладающее многими достоинствами, выращивают почти во всех тропических и субтропических странах, в том числе и на Черноморском побережье Кавказа. Но там бывают заморозки, и тогда эвкалипты гибнут.

Уход за деревьями включает:

- регулярный осмотр состояния деревьев,

- обрезку,

- кронирование,

- подкормку,

- улучшение состава почвы - удобрение и рыхление,

- обработку деревьев от вредителей и болезней,

- укрепление иммунитета и другие мероприятия по защите и лечению деревьев.

В различное время года проводят свои мероприятия по уходу за деревьями. Ранней весной - это обрезка деревьев. Весной и летом - подкормка деревьев и укрепление их иммунитета. Осенью - санитарная обрезка. Зимой часто требуется удаление деревьев или частей кроны, поврежденной снегопадами. Также необходимо опрыскивание деревьев от вредителей. Уход за деревьями - это особая работа.

ПРИЛОЖЕНИЕ К НОД.

Цель:

Образовательные задачи:

Развивающие задачи:

Воспитательные задачи:

Оборудование:

Предварительная работа:

Воспитатель:

Коммуникативное упражнение «Здравствуйте!»

Я с утра пришла сюда,

Здравствуйте, мои друзья,

Здравствуй, солнце и земля,

Это я… (по очереди дети называют себя по имени)

Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята к нам пришли гости. Давайте поздороваемся и с ними.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, вы любите ходить в гости?

Воспитатель: у кого вы бывали в гостях?

Дети: у бабушки, у дедушки. У друзей. У родственников и т.д.

Воспитатель: а у сказочного героя вы были в гостях?

Дети: нет.

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к сказочному герою. А к кому мы пойдем, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать.

Буду, буду я посуду

И любить, и уважать!

Дети: это бабушка Федора!

Воспитатель: правильно. Мы пойдем в гости к бабушке Федоре. Но как мы попадем в сказку?

Дети: С помощью волшебной палочки, скажем волшебные слова.

Воспитатель: я предлагаю вам встать закрыть глаза и сказать волшебные слова: крибле, крабле, бумс!

(воспитатель надевает платок, берет на себя роль Федоры)

Федора: Здравствуйте, гости дорогие!

Дети: Здравствуй, бабушка Федора! Мы пришли к тебе в гости

Федора: Как я рада вас видеть! Я очень люблю гостей. Ребята, сегодня утром почтальон Печкин принес мне послание, где просит отгадать загадки. Поможете мне?

Федора: Проходите на стульчики и внимательно слушайте.

Загадывание загадок.

Среди ложек я полковник.

И зовут меня… (Половник!)

Суп, салат, пюре, котлеты

Подают всегда в … (Тарелке)

А на чай и простоквашу

Подставляй, дружочек, … (Чашку)

На плите — кастрюль начальник.

Толстый, длинноносый… (Чайник)

По моей тарелке лодочка плывёт.

Лодочку с едою отправляю в рот.

Будет вкусная еда

С золотою коркою,

Если пользуешься ты…

Верно, сковородкою!

Картинки с посудой выставляются на наборное полотно.

Федора: Ребята, как одним словом назвать все эти предметы? (Посуда) .

Федора: А для чего нужна посуда? (Ответы детей) .

Идет рассказ

Федора: Было время когда от меня убегала посуда, но потом я поняла, что её нужно любить и ухаживать за ней. А как нужно за ней ухаживать? Вы знаете? Ребята, я хочу вам сказать, что посуда бывает разной по назначению. Посуда, в которой готовят пищу, еду называется кухонной. Посуда, из которой едят, называется столовой. Посуда, из которой пьют чай называется чайной.

(Выставляются картинки с наборами посуды) .

–Ещё посуда бывает сделана из разных материалов.

  • Чайная и столовая посуда сделана из фарфора. Ее называют фарфоровая.
  • Кухонная посуда сделана из металла. Как ее можно назвать –металлическая.

– Есть посуда, сделанная из других материалов, посмотрите и потрогайте некоторые предметы:

  • Это тарелка из глины (коричневая и шершавая) – она глиняная;
  • Ложка сделана из дерева – деревянная;
  • Стакан из стекла (тонкий и хрупкий материал) –стеклянный;
  • Кружка из пластмассы, не бьется – пластмассовая.

– Мы с вами узнали, из какого материала бывает посуда. Давайте повторим еще раз: из фарфора – фарфоровая и т.д.

Федора: Ребята, а что вы знаете о посуде? Назовите посуду, изображенную на картинках, и расскажите, для чего она предназначена.

Например: Кружка нужна для того, чтобы из нее… (пить чай).

Федора благодарит детей, а сейчас я предлагаю провести пальчиковую гимнастику.

«Мамины помощники».

Раз, два, три, четыре, Удары кулачками друг о друга.

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку Загибают пальчики, начиная с большого

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли: Одна ладонь скользит по другой.

Только чашку мы разбили, Загибают пальчики, начиная с большого.

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали. Удары кулачками др. о друга.

Федора: Молодцы, какие, а мне поможете разобрать на группы посуду? На первый стол поставьте столовую посуду, на второй – кухонную. на третий – чайную. Да смотрите, не ошибитесь!

(дети выполняют задание)

Федора: а сейчас проверим, правильно ли вы расставили мою посуду?

Федора: молодцы, все знаете.

Пока вы раскладывали посуду, у меня самовар закипел. Смотрите как он кипел: сначала он пыхтел потихоньку, а потом выпустил весь пар: «ПФ-пф-пф». Давайте вместе покажем, как кипел чайник.

(Дыхательное упражнение «Самовар кипит»)

Федора: А сейчас я предлагаю поиграть. Согласны?

Игра с мячом

— Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом: чашка-чашечка, ложка-ложечка и т.д.

Федора предлагает конверты с «разбитой посудой».

Игра «Разбитые чашки» Посмотрите, какие красивые чашки у меня на этих картинках, а в конвертах - такие же чашки, но разбитые. Помогите мне их склеить: сложите части правильно.

Итог занятия

– Вспомните, какая бывает посуда, как ее используют?

  • Посуда, в которой готовят пищу, она нужна на кухне – называется кухонная посуда.
  • Посуда, которой пользуются во время обеда за столом – столовая посуда.
  • Посуда для того, чтобы пить чай называется – чайная.

У мамы на кухне много посуды:

Здесь чайник, половник, кофейник и блюдо,

Кастрюли по росту на полках стоят,

Ковши и лопатки по стенкам висят.

Столовый сервиз приготовлен к обеду,

А чайный красиво на полке стоит.

И в хлебнице хлеб под красивой салфеткой

Душистый и вкусный к обеду лежит.

Насыпана соль в расписную солонку,

Положено масло аккуратно в масленку,

В салатник нарезаны овощи все,

И супница пышет уже на столе.

В посуде еду и хранят и готовят,

Хозяйки посуду и сушат и моют.

И, как от Федоры, она не сбежит,

Если чистой на полке стоит.

Видео занятия

Самоанализ педагога

Цель: Расширять представления детей об окружающих предметах.

Образовательные задачи: Расширение представлений о посуде, её назначении, частей, из которых она состоит.

Развивающие задачи: Развитие связной речи, фонематического восприятия, речевого слуха; зрительного внимания; логического мышления; мелкой и общей моторики.

Воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, бережного отношения к посуде. Воспитание исполнительности, стремления доводить начатое дело до конца.

Оборудование: цветные карточки с загадками, изображения кухонной, столовой и чайной посуды, предметные картинки с изображениями посуды, разрезные картинки, предметы посуды.

Предварительная работа: Чтение стихотворения К. Чуковского «Федорино горе», рассматривание иллюстраций, предметов посуды, дид. игра «Что для чего? », составление рассказов-описаний о предметах посуды, отгадывание загадок, разучивание слов к упражнению «Мамины помощники».

1. На данной НОД решались дидактические задачи по реализации принципа интеграции образовательных областей:

образовательная область «Коммуникация»: уточнять, обогащать, активизировать словарь по теме «Посуда», формировать навыки согласования, словоизменения, словообразование, умение отвечать полным распространённым предложением.

образовательная область «Социализация»: закреплять навыки поведения в игре, беседе;

образовательная область «Здоровье»: развивать слуховое и зрительное восприятие, плавный длительный речевой выдох;

образовательная область «Физическая культур»: формировать точные координированные движения в сочетании с речью.

В ходе НОД прослеживалось единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач.

2. Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД)

Образовательная деятельность проводилась в средней с подгруппой детей и длилась 19 минут 46 сек.

Все санитарно-гигиенические требования были соблюдены: подобрана мебель по росту детей, помещение проветрено, освещенность соответствовала нормам.

Для создания интереса воспитатель была в роли бабушки Федоры.

Непосредственно образовательная деятельность была построена в едином игровом сюжете.

Смена видов деятельности (игровой, коммуникативной, восприятие художественной литературы, двигательной) способствовала поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей НОД.

В процессе деятельности была использована физминутка для снятия мышечной усталости и дыхательная гимнастика.

3. Структура непосредственно образовательной деятельности (НОД).

По своей структуре непосредственно образовательная деятельность построена таким образом, чтобы вызывать и поддерживать познавательный интерес.

Первая часть включала в себя организационный момент: загадывание загадок, для стимуляции слухового восприятия и внимания, мотивации.

Вторая часть составляла беседу, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, малоподвижную игру, что способствовало поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей образовательной деятельности.

Третья часть – итог.

4. Методы и приёмы обучения.

Методы и приемы подобраны в соответствии с образовательными, развивающими и воспитательными задачами.

В ходе непосредственно образовательной деятельности использовались наглядные, словесные и практические, игровые методы, направленные на применение речевых, познавательных, двигательных, практических навыков и умений, их совершенствование.

Предложенные игры и упражнения подобраны соответственно возрасту детей, что способствовало решению поставленных задач на развитие внимания, воображения, памяти, речи.

На протяжении всей деятельности поддерживался познавательный интерес с использованием игрового сюжета, сюрпризного момента, игр, иллюстраций.

В процессе образовательной деятельности преследовались и воспитательные цели: воспитывать любовь и бережное отношение к посуде, уметь видеть её красоту, желание сохранять её.

Применялись различные способы включения детей в образовательный процесс: интонирование речи, эмоциональная выразительность, учитывались речевые возможности каждого ребёнка.

Для расширения и закрепления знаний детей о посуде использовались такие приемы, как беседа о посуде, дидактические игры: «Назови ласково», «Для чего нужна посуда?», «Разбитые чашки», координация речи и движения: физминутка «Мамины помощники», упражнение для длительного речевого выдоха «Самовар».

Для активизации мыслительной деятельности, задавались вопросы поискового характера («почему?», «как вы думаете?») .

В процессе непосредственно образовательной деятельности непрерывно велась работа над расширением, обогащением, уточнением словарного запаса детей, умением согласовывать слова в предложениях.

5. Результативность.

В НОД считаю, что поставленная цель и задачи реализованы.

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ "СЕМЬЯ"

Подготовила:

воспитатель

Спасибова Ирина Анатольевна

Цель: Формирование представления у детей о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, развитие диалогической речи. Воспитывать любовь и уважение к близким.

Задачи:

  • Побуждать называть членов семьи, род их занятия.
  • Упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов, уменьшительно ласкательных существительных;
  • Дать понятия «родственники», «родня».
  • Развивать умение развернуто отвечать на вопросы.
  • Учить создавать коллективную композицию; учить составлять изображение из нескольких частей, соблюдая определённую последовательность, правильно располагая его на листе; закреплять знание фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) .
  • Закрепить умение работать с бумагой и клеем.

Предварительная работа:

  • Рассматривание семейных фотографий на даче, в квартире, на море, в лесу.
  • Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.
  • Разучивание стихотворения "Семья - это..." и физ. минутки «Семейная зарядка»

Материал для занятия:

Фотографии близких, домик, фигурки (дедушка, бабушка, папа, мама, девочка, мальчик, бабочки на липкой ленте, цветок, ватман, геометрические фигуры из цветного картона, клей карандаш, клеёнка, салфетка, жетоны смайлики.

Ход занятия:

Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня мы поговорим о самом родном и светлом в нашей жизни. Ребята, присаживайтесь на свои места и послушайте стихотворение которое я вам прочитаю:

Мама, папа, брат и я

наша дружная семья

вместе в доме проживаем

вместе маме помогаем!

Воспитатель: – Ребята, о ком сегодня мы будем говорить на занятии?

Дети: – О семье!

Воспитатель: Как вы думаете, что такое семья? Давайте расскажем стихотворение

1 ребенок: Семья – это мы. Семья – это я.

2 ребенок: Семья – это папа и мама моя.

3 ребенок: Семья – это Пашка, братишка родной,

4 ребенок: Семья – это котик пушистенький мой.

5 ребенок: Семья – это бабушки две дорогие,

6 ребенок: Семья – и сестрёнки мои озорные.

7 ребенок: Семья – это крёстная, тёти и дяди,

8 ребенок: Семья – это ёлка в красивом наряде.

9 ребенок: Семья – это праздник за круглым столом,

10 ребенок: Семья – это счастье, семья – это дом,

Все вместе: Где любят и ждут, и не помнят о злом.

Воспитатель: Семья – это дом. Семья – это мир, где царит любовь, дружба. Семья - это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу. А еще, ребята всех членов семьи называют родственниками. Слово «род» означает "одна большая семья". Родственники - это люди, родные друг другу: братья, сестры, мамы, папы, бабушки и дедушки.

Воспитатель:

А вы хотели бы узнать больше о семье, и рассказать гостям о своих семьях. (садятся) (на столе стоит домик - за ним объемные фигурки членов семьи, которые выставляются по ходу беседы)

Ребята посмотрите, перед вами стоит домик. Но он пустой, в нём никто не живёт. Давайте заселим в этот дом семью.

Беседа.

Кто самый старший в ваших семьях? (Бабушка, дедушка)

А какая она бабушка?

Как можно назвать бабушку ласково?

А дедушка у вас, какой?

А как можно дедушку назвать ласково?

Как дедушка и бабушка заботятся о вас?

Воспитатель:

Жили-были в нашем доме бабушка и дедушка. (выставляю фигурки дедушки и бабушки ) Вот мы и видим начало новой семьи.

А ещё какие близкие люди есть в вашей семье? (Мама и папа)

Что умеет делать мама?

Что умеет делать папа?

Давайте заселим маму и папу в наш дом. (выставляю фигурки мамы и папы )

Ребята, а кого ещё нет в нашем доме? Конечно детей. Какая же семья без ребятишек.

Скажите, какие должны быть дети? (дружными, заботливыми, внимательными, весёлыми)

Вот теперь в нашем доме появились дети. (выставляю фигурки детей)

Вывод: У нас получилась целая семья – большая и дружная. А ещё хочется, чтобы она была здоровая, а для этого нужно заниматься зарядкой. Покажем?

Физминутка «Семейная зарядка»

Осенью, весною,

Летом и зимой. (хлопки руками )

Мы во двор выходим

Дружною семьёй. (маршируют на месте )

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку. (взявшись за руки образуют круг

Мама руки поднимает (руки вверх и вниз )

Папа бодро приседает (приседания )

Повороты вправо- влево

Делает мой братик Сева (руки на пояс, повороты всем корпусом )

А я сам бегу трусцой

И качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны )

Про своих близких, вы рассказали. Но мне бы хотелось узнать, как вы помогаете своим близким. У меня необычный «Цветок добрых дел». Я вам даю по маленькой бабочке. Подумайте, что делаете вы в своей семье.

Образец педагога: Я стираю бельё .(прикрепляет бабочку на цветок)

Дети по очереди подходят к цветку, называют действие, которое выполняют дома и прикрепляют цветок.

Вывод: Много добрых дел вы делаете. Сразу видно первые помощники в семье.

А теперь вернёмся к семье в нашем домике. Посмотрите, мы поселили эту семью в красивый дом, где они будут жить счастливо!

А вы, ребята, хотите, сделать свои домики? Я предлагаю вам наклеить свои домики на ватман, и у нас получится улица, на которой вы живёте со своими семьями, приходите друг к другу в гости, поздравляете друг друга и поддерживаете.

Подойдите к столу, здесь разложены детали дома, их нужно наклеить на бумагу таким образом, чтобы у вас получился красивый дом. (Инструкция: сначала найдите основу дома - прямоугольник, затем крышу-треугольник, окна - квадрат; наклеивайте всё в определённой последовательности и аккуратно.) (Во время работы включить песню "Моя семья"- Семицветик)

Отлично! У вас получилась симпатичная улица. Рассаживайтесь, мы немного поиграем.

Я задаю вопросы, если вы считаете, что нужно это выполнять, то хлопаете в ладоши, если не нужно - молчите.

Нужно ли советоваться с мамой?

Нужно ли скучать по маме?

Нужно ли жалеть маму?

Нужно ли мешать папе?

Нужно ли хвалить маму?

Нужно ли драться с братом?

Нужно ли заботиться о маме?

Нужно ли помогать маме?

Нужно ли слушаться бабушку?

Нужно ли дразнить дедушку?

Нужно ли огорчать маму?

Нужно ли радовать маму?

Нужно ли ссориться с сестрой?

Нужно ли обижать бабушку?

Воспитатель: Ребята у меня есть смайлики грустные и весёлые. Мне очень понравилось, как вы занимались, и я беру смайлик, который улыбается. И вы ребята возьмите по одному смайлику, если занятие не понравилось – возьмите грустный смайлик, если понравилось – возьмите весёлый.

Занятие наше окончено. И я предлагаю пригласить наших гостей немного потанцевать (включить песню "Моя семья" - Непоседы )


Ольга Артамонова
Конспект НОД по окружающему миру «Моя семья»

Вид деятельности :

Познавательно- исследовательский

Цель :

Продолжать формировать представления детей о семье , ее членах.

Задачи :

Учить правильно называть всех членов семьи

Развивать представление о семье как о людях , которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; интерес к собственному имени.

Воспитывать заботливое отношение к близким людям, чувство взаимопомощи в семье .

Программное содержание :

Формировать дифференцированные представления о близких и дальних родственниках как представителях определенного возраста и пола.

Продолжать формировать понятие об их гендерной идентичности, через игру, общение.

Оборудование и материалы :

- Фотографии : детей, воспитателей, помощника воспитателей, музыкального руководителя, физинструктора, старшего воспитателя, заведующей.

- Картинки : девочки, мальчики; женщины, мужчины; пожилые люди - женщины и мужчины.

- «Древо нашей группы» - на дереве уже прикреплены фотографии сотрудников детского сада; листья, вырезанные из цветной бумаги разных цветов.

Погремушка.

Зеркало.

Обручи зеленый и желтый.

Предварительная работа :

Индивидуальные беседы с детьми на тему «Твоя семья » по вопросам :

Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Где ты живешь? С кем ты живешь? Как зовут маму, папу? Кто еще живет вместе с вами? Есть ли у тебя брат, сестра? Есть ли у тебя бабушка, дедушка? Они живут вместе с вами? Назови всех, с кем ты живешь.

Ход занятия

Воспитатель :

Утром встали малыши,

В детский садик свой пришли.

Гости здесь у нас с утра,

Поздоровайтесь, друзья!

Воспитатель и Дети : Здравствуйте!

Воспитатель :

А теперь, я с вами ещё раз поздороваюсь!

Игра «Здравствуйте, ребята!»

Здравствуйте, ребята!

Вы, ребята, котята? (Нет)

Здравствуйте, ребята!

Вы, ребята, козлята? (Нет)

Здравствуйте, ребята!

Вы, ребята, поросята? (Нет)

А кто вы? У вас есть имя, фамилия?

Дети : Да.

Ну-ка, ну-ка, не молчите и скорей их назовите.

А в этом нам поможет волшебный мяч. У кого мяч оказывается в руках, тот называет свое имя и фамилию. Сейчас мяч у меня и я называю свое имя и фамилию.

Дети : Дети называют своё имя и фамилию, передавая мяч друг другу.

Воспитатель : Ну вот, теперь наши гости знают, что вы не козлята и не котята, а дети, у которых есть имя и фамилия.

Воспитатель :

Мальчики подойдите, пожалуйста, к зеленому обручу, а девочки к желтому.

Посмотрите здесь картинки, но они все перепутались, давайте сообща наведем порядок, расставим их по порядку, как растет человек.

Под музыку Игра «Что сначала, что потом»

Дети расставляют картинки : «От девочки до бабушки (старушки) », «От мальчика до дедушки (старичка) »

Вопросы воспитателя и ответы детей на них :

Кто здесь самый маленький?

А кто постарше?

А кто взрослый?

И кто самый старший?

Обобщает девочка :

сначала я была маленькой (малышкой, стала девочкой, буду мамой, бабушкой

Обобщает мальчик :

сначала я был маленьким (малышом, стал мальчиком, буду папой, и дедушкой.

Дети садятся на стульчики.

Презентация «Младенчество»

Воспитатель :

Ребята, это как раз то время когда вы только родились. Может, кто узнал себя в этих малышах? (Ответы детей) .

Да, это Вы! Как же радовались ваши родители, когда вы появились на свет.

Но перед ними вставала важная задача, знаете какая?

Дать вам имя. Ведь имя есть у всех и без имени нельзя.

Ребята вспомните, как Вас ласково называли родители, когда вы были совсем маленьким.

А поможет нам вот этот подарок из прошлого, что это?

Дети : - Погремушка!

Воспитатель : Становитесь в круг, у кого в руках погремушка, тот и говорит. Сейчас погремушка у меня. Значит, говорю я!

Игра «Скажи ласково»

Воспитатель : Меня в детстве называли ласково : Доченька, Оленька (передаю погремушку по кругу)

Ответы детей

Звучит музыка.

Воспитатель : Ребята проходите на стульчики и закрывайте глаза.

Беру зеркало. Подхожу к детям.

Игровое упражнение «У зеркала»

Воспитатель : Открываем глазки. Посмотрите, кого вы там увидели?

Дети : – Себя!

Воспитатель : – Правильно! Каждый увидел сам себя. Но каждый из вас неповторим. Ведь мы бываем разные. Улыбнитесь себе!

А еще мы умеем сердиться, бывает, мы грустим, или радуемся (дети показывают мимикой разные эмоциональные состояния) .

Воспитатель :

Хоть мы и разные, но у каждого есть самые близкие, дорогие люди, которые вас любят, оберегают, это – мама, папа, бабушки, дедушки!

Пальчиковая гимнастика «Семья »

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

А этот пальчик – Я,

Вот и вся моя семья .

Беседа с детьми о семье

Воспитатель :

Кто знает, что такое семья ?

Ответы детей : (это близкие люди, которые живут вместе)

Воспитатель :

А давайте узнаем, кто же это такие близкие и родные люди и отгадаем загадки.

Загадки :

Излучает она свет,

От улыбки ямочка…

Никого дороже нет

Чем родная…

Дети : Мамочка

Воспитатель : Молодцы, ребята, правильно!

Беседа (опрос 2-3 детей) :

Как зовут твою маму?

Кто ты для мамы?

Воспитатель : Замечательно! А теперь послушайте следующую загадку :

Угадайте, кто же это?

Добрый, сильный, ловкий, смелый.

Жду ответа я, ребята,

Молодцы! Конечно…

Дети : Папа.

Воспитатель : Молодцы ребята, правильно!

Беседа (опрос 2-3 детей) :

Как зовут твоего папу?

Кто ты для папы?

Воспитатель : Замечательно, ребята! Слушаем следующую загадку :

Сказку добрую расскажет,

Колыбельную споет,

Теплый зимний шарфик свяжет

И гулять со мной пойдет!

Дети : Бабушка.

Воспитатель : Молодцы, ребятки, правильно!

Беседа (опрос 2-3 детей) :

Кто ты для бабушки?

Воспитатель : Молодцы! А вот еще загадка :

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед –

Мой родной, любимый…

Дети : Дед.

Воспитатель : Да, ребятки, правильно!

Беседа (опрос 2-3 детей) :

Кто ты для дедушки?

Воспитатель : Замечательно, ребята! Вы всё просто умницы.

А все эти люди вместе называются одним словом – Семья . Это те самые близкие и родные для нас люди.

Воспитатель

Вы каждый день ходите в детский сад, в нашу группу. Вам нравится здесь? (ответы)

Воспитатель : Мы все находимся здесь почти весь день. Мы дружим, уважаем друг друга, помогаем друг другу. Этим мы похожи на семью .

(Привлекаю внимание на дерево)

Сюрпризный момент :

Воспитатель :

В нашей группе выросло необычное дерево, но оно грустное, потому что на нем нет листиков. Давайте его украсим. Рассматриваем : корни, ствол, фотографии : заведующей, методиста, воспитателей и помощника воспитателя.

Дети (с подсказкой) называют имя, отчество сотрудников.

Воспитатель :

Это «Дерево нашей группы»

Что мы видим?

Ответы детей (ствол и листья)

Воспитатель :

Каждый листик – это мы с Вами, а в целом большая дружная семья .

Проходите к столу, посмотрите ребята, как я буду наклеивать свою фотографию к листику, а потом сделаете сами.

Найдите свою фотографию и приклеивайте её на листик.

Готовые листочки прикрепляем к дереву.

Воспитатель :

Мне было очень приятно рассказать Вам, что же такое семья . Вы узнали, как растет человек – сначала вы были маленькими, стали мальчиками, девочками, потом будите папами, мамами, бабушками и дедушками. А ещё мы с Вами вспомнили, как ласково нас называли родители, когда мы были совсем маленькими.

Занятие окончено.