Почему отменили премьеру в большом театре. Скандал, которого не было: долгожданный балет "Нуреев" в Большом

Начну с инсайда. С того, что можно подслушать в зале, в буфете, за кулисами и не только. Почему премьера, обещанная в мае, появилась в декабре? За кулисами все, включая артистов, за это особо благодарили одного единственного человека - Романа Абрамовича.

Инсайд: Не было бы никакой премьеры 09.12.2017, если бы Абрамович не поставил вопрос ребром: Или дирекция Большого находит в расписании этого года дни для показа "Нуреева", или он, Абрамович, покидает Попечительский совет Большого театра. И дело ведь оказалось не в том, что олигарх раскапризничался и не захотел ждать несколько месяцев до мая. Говорили, до него дошла информация, что дирекция Большого планировала перенос спектакля еще на год, а может и на два.
Планировался перенос, несмотря на то, что все самые спорные моменты первого скандального прогона в этом варианте, который сейчас показал Большой - удалены. Нет фотографии голого Нуреева ни на заднике, ни в виде танцующего голого премьера на сцене.
Танец трансвеститов и дуэт Нуреева с Эриком Бруном все же остался. Но убери и это, можно было бы спектакль в самом деле отменить навсегда.
Так что благодарили Абрамовича не зря. Но, поскольку это инсайд, про это никому ни слово!
После сегодняшнего дня уже не инсайд заметно округлившийся живот Дианы Вишневой. Сидела в ложе, живот не скрывала. По сему поводу очень за нее рада. Все самые добрые пожелания ей и ее супругу!
Еще один инсайд: Исполнять партию Нуреева в первом составе, в свое время было предложено Овчаренко. Но он отказался танцевать совершенно голым. Сцена была крохотная, но тем не менее. Овчаренко потребовал бандаж телесного цвета. А вот премьер из второго состава – Лантратов, голым танцевать с самого же начала согласился. В итоге он и получил право на Первый состав.
А после скандального прогона танец голого Нуреева, по решению руководства театра, был заменен на танец Нуреева, но в телесном бандаже. Во всех составах. Но Лантратов так и остался вместо Овчаренко в первом составе. Овчаренко танцует 10-го во втором составе. Те, кто понимают хитросплетения табеля о рангах в Большом – поймут, почему уделяю составам такое внимание.
В зале был весь московский бомонд. Это уже не инсайд. Были даже те, которых я ни разу до этого не видела в Большом. Событие, видите ли, уходящего года! Грешно не отметиться! Отметились в итоге все. Поименно не буду перечислять. Откройте последние страницы любого глянцевого журнала, ткните пальцем в первого попавшего персонажа светской хроники и не ошибетесь. Был (была) на Нурееве.
Были чиновники, звезды, политики. Были почти все.
Не было только режиссера. Серебренников присутствовал надписью на майках Ильи Демуцкого и Юрия Посохова: «Свободу режиссеру». В таком виде соавторы и вышли на поклоны.

А дальше для тех, кто так же любит балет, как я.
Синтез балета, театра, оперы. Нечто совершенно новое для исторической сцены Большого. Но не для отечественного театра. Все это уже было в Русском балете. В антрепризе Дягилева. Это все - родом из «Русских сезонов»! Хорошо это или плохо?! Конечно хорошо.
Работа проделана огромная и очень серьезная.
Прекрасная хореография, особенно в дуэте Нуреева и Эрика. Достойно нашей балетной школы - поставлены все без исключения номера (спектакль слегка на эти отдельные номера «рассыпается», но это не портит общего впечатления).
Изумительная музыка, с цитатами всем знакомых музыкальных фрагментов из классических балетов Чайковского, Минкуса, Вагнера. Прекрасны по ломанной пластике номер о Наталье Макаровой, поставленный на знаменитое адажиетто из 5 симфонии Малера. И все - в очень щадящей, интеллигентной переработке, блестяще «вмонтированное» в оригинальную музыку.
С точки зрения хореографии, то уверена, что последние сцены Нуреева займут совершенно отдельную нишу в истории мировой хореографии.
Последняя сцена. Баядерка. Балет, который Нуреев переработал и в своей интерпретации поставил в Опера Гарнье. Она так и идет сегодня в Париже. В постановке Нуреева, а не Петипа. (Первое отделение, правда, целиком Петипа, его Нуреев не менял). Именно Баядерка стала его прощальным выходом на сцену. Уже смертельно больной Нуреев, во время поклонов вышел в черном фраке к зрителям в театре Гарнье в 1992-ом. Каждый, кто в тот вечер присутствовал в зале Гарнье - понимал, что это было прощание Нуреева с публикой, с театром, со сценой.
В «Нурееве» Серебренникова знаменитый танец теней, финал из Баядерки – так же превращается в сцену ухода Нуреева. С дирижерской палочкой, которой он дирижировал в Венской опере, Нуреев спускается со сцены прямо в оркестровую яму. В белом тюрбане, смертельно бледный, в черном фраке, сам как тень из Баядерки. Дирижируя последним актом Баядерки и своей жизни.
В это время на сцене, в какой-то момент, среди спускающихся по лестнице теней – сильфид, неожиданно появляются и тени – мужчин танцовщиков. И опять все «вмонтировано» очень органично, не вызывая отторжения. Наоборот, все это невероятно красиво. Последняя сцена – незабываемая! Она достойна Петипа!
Последнюю фразу – которой хотела бы закончить этот пост – до меня уже написали на своих майках композитор и хореограф - Илья Демуцкий и Юрий Посохов. И вышли с этой надписью на поклон.
Ничего лучшего я сказать и не могла бы.

Почему премьеру отложили

Причину переноса балета на собрании сотрудников театра директор Большого театра Владимир Урин. По его словам, спектакль еще не готов, в этом виновато руководство театра, которое «не рассчитало масштабы этого спектакля и время, которое на него уходило».

«Мы посмотрели, в каком состоянии готовности находится спектакль. Мы понимаем, что на сегодняшний день в том виде, в каком находится спектакль, показывать его на сцене Большого театра нельзя»

Запись встречи Урина с коллективом театра появилась в YouТube, но позже была удалена.

На брифинге 10 июля Урин , что решение о переносе было принято всей труппой, в том числе и самим Серебренниковым. Он также добавил, что в спектакле присутствует не только балет, но работа с массовкой началась по-настоящему только 2 июля. По его словам, претензии были по хореографии. «В спектакле Серебренникова важны танцевальные акценты. Мы видели, что этого не хватает, что это не доведено до профессионального. Сам Серебренников к хореографии отношения не имеет. Он театральный — художник, а хореографией занимается Юрий Посохов», — сказал гендиректор Большого.

Видео: РБК

Как писала газета «Ведомости», директор Большого принял решение о переносе, посетив генеральный прогон 7 июля.

10 июля ТАСС со ссылкой на источник, сообщил, что спектакль был перенесен по распоряжению министра культуры Владимира Мединского. Эту же информацию РБК источник, близкий к ведомству.

«По замыслу Серебренникова, большинство актеров должны были исполнять свои роли обнаженными», — пояснил собеседник ТАСС . Кроме того, министра не устроило, что в оформлении спектакля используется фотография Рудольфа Нуреева, на которой он изображен полностью обнаженным. В ведомстве сочли, что постановка пропагандирует «нетрадиционные сексуальные ценности». Большой театр это сообщение провокацией.

Между тем, в министерстве подтвердили факт разговора между Мединским и Уриным. «Состоялся долгий обстоятельный телефонный разговор, в котором они, в том числе, обсуждали балет «Нуреев» в постановке Кирилла Серебренникова», — РБК в пресс-службе ведомства. При этом в ведомстве подчеркнули, что чиновники не занимаются цензурой и не запрещают спектакли.

Режиссер Кирилл Серебренников отказался комментировать решение о переносе спектакля.

«Я не хочу комментировать. Это решение театра. Вот так они решили»

9 июля, выступая перед артистами «Гоголь-центра» по случаю закрытия театрального сезона, Серебренников произнес речь , в которой в том числе коснулся переноса спектакля. «Все напасти проходят, сменяются режимы, сменяются деятели разные, сменяются ситуации разные, остается искусство. Этому есть миллион подтверждений. Спектакль, которого нет или не было, ( . — РБК ) — он оказывается живее всех живых и играется много раз при аншлагах. Спектакль, которого не будет, все равно будет. Вчера было удивительно: я приехал со спектакля, которого не будет, на спектакль, которого не было. И под вот этими хештегами проходит наша жизнь», — сказал режиссер.

Перенос комментировали артисты Большого. Так, исполнитель главной роли Владислав Лантратов написал на своей странице в Instagram: «Нет слов... понимание что ты только полюбил роль, начал вживаться в спектакль, всё начало складываться... и в секунду, вот эту вот твою маленькую жизнь у тебя с корнем вырывают... худшее для артиста...».

https://www.instagram.com/p/BWSHF1Alvbf/?utm_source=ig_embed

Сожаления о переносе спектакля выразила и артистка балета Большого театра Вера Борисенкова. «Невероятный! Самые лучшие! Это спектакль, который скорее всего вы никогда не увидите! Это подарок для всех нас, всех тех, кто сегодня был на сцене! Это космос!!! @bolshoi_theatre наша несостоявшаяся премьера- состоялась для нас! Спасибо Вам мои коллеги, педагоги, Юра, Кирилл, Илья! Я рыдала в начале, танцевала в самом конце, и кричала Браво до осипшего горла! Мы лучшие! Таких больше нет! Этого забыть невозможно!!!», — написала она на своей странице в Instagram.

Когда покажут спектакль

Вместо «Нуреева» 11, 12, 13 и 14 июля Большой покажет классический балет «Дон-Кихот». Деньги за билеты будут возвращены.

Балет «Нуреев» покажут зрителям в мае 2018 года, на брифинге 10 июля Урин. Он уточнил, что в разговоре с Серебренниковым было решено не переносить спектакль на сезон 2018/2019. Сам режиссер 4-5 мая 2018 года должен быть в Мюнхене, однако заявил, что постарается согласовать свой приезд.

Сколько денег потеряет Большой из-за отмены премьеры

На брифинге 10 июля Урин рассказал, что, так как спектакль не отменяют, а переносят, финансовых потерь у театра нет.

Говоря о репутационных потерях, директор театра отметил, что «важнее качество спектакля, важно сделать все качественно, чтобы это было достойно сцены Большого театра».

Деньги на балет

Впервые в истории театра в постановку спектакля были вложены личные средства. Это деньги президента-председателя правления банка ВТБ Андрея Костина. Спонсором спектакля стал ювелирный бренд Van Cleef & Arpels, сумма взноса которого оценивается в размере €100 000.

В Большом театре отменили мировую премьеру балета «Нуреев». 11 июля в главном театре страны должны были впервые показать постановку Кирилла Серебренникова и Юрия Посохова, а потом в афише появился «Дон Кихот». Произошла отмена премьеры в Большом, которой должны были триумфально завершать очередной сезон, к тому же спектакль Кирилла Серебренникова, к тому же балет, посвященный великому Нуриеву, который когда-то бежал из СССР и подтвердил свой статус звезды на Западе. То есть речь шла о возвращении Нуриева на родину, пускай и после смерти, но все равно это должно было стать триумфальным возвращением, отмечает телеканал «МИР 24».

В общем все тут же заговорили, что это все неспроста, как знаменитое «жжж» в мультфильме про Винни Пуха, потому что, конечно, кому интересно, что премьеру отложили из-за ее неготовности? Никому не интересно, а вот если цензура - это интересно всем, тем более что рядом имя Кирилла Серебренникова, который уже, можно сказать, «жертва режима» или полужертва, короче говоря, одно к одному.

Генеральный директор Большого Владимир Урин спорит с этим. «Это не просто балетный спектакль, как у нас было с «Героем нашего времени», это спектакль, в котором есть хор, оперные солисты и большая массовка, помимо балетной составляющей этого спектакля. Я хотел бы еще обратить внимание – чтобы выпустить четыре спектакля, нам нужно два, а лучше три состава исполнителей. Кто-то лучше, кто-то хуже. Очень проблемно было все, что касалось кордебалета. Мы смотрим и в полном унынии от того, что видим», - пояснил генеральный директор Большого театра Владимир Урин.

Это не так просто взять и отменить премьеру в Большом. Во-первых, ее ждали, тратили деньги, причем по обе стороны занавеса - театр и его попечители, зрители уже покупали платья, до того потратив немалые деньги на билеты, и вдруг , «Дон Кихот» как замена. Билеты можно сдать в кассу.

«Репутационные потери есть из-за отмены спектакля, безусловно, есть. Мы это понимаем, но для нас важнее качество спектакля. Нам важно сделать его качественно. Что касается финансовых потерь - их нет, потому что мы заменили спектакль, а спектакль, на который потрачены деньги, состоится через несколько месяцев», - отметил Урин.

Есть, правда, и те, кто уже готов поставить памятник не вышедшей премьере. Якобы причина отмены, которую не озвучило руководство театра, - пропаганда нетрадиционной любви. Но, кажется, это не секрет, и неизбежно, говоря о Нурееве, надо говорить и о том, каким он был.

«Этот спектакль уже состоялся, и точка! Он есть! Он будет в сердцах людей, которые отдаются искусству, которым есть что сказать», - убежден солист Большого театра Игорь Цвирко.

«Нет слов... Ты только полюбил роль, начал вживаться в спектакль, все начало складываться, и в секунду эту твою маленькую жизнь у тебя с корнем вырывают. Это худшее для артиста», - говорит солист Большого театра Владислав Лантратов.

«Несостоявшаяся премьера балета «Нуреев». Артистам Большого театра - браво!», - добавил солист Большого театра Александр Войтюк.

«Все закончилось, не успев начаться…», - отметила прима-балерина Большого театра Екатерина Шипулина.

В театре обещают, что премьера состоится непременно в 2018 году.

На 11 июля была назначена премьера балета Ильи Демуцкого «Нуреев», автором либретто, режиссером и сценографом которого выступал Кирилл Серебренников, хореографом-постановщиком — Юрий Посохов. Спектакль, где были задействованы лучшие силы балетной труппы, солисты оперы и артисты МХТ имени Чехова, был обречен стать главным событием театрально сезона.

Во-первых, этот спектакль создавался той же постановочной командой, что и феноменальный «Герой нашего времени». Во-вторых, Большой театр впервые собирался представить на своей Исторической сцене современный мультижанровый спектакль. Но, похоже, фигура Кирилла Серебренникова стала для «Нуреева» приговором.

На данный момент официальный сайт Большого театра бесстрастно сообщает :

«ВНИМАНИЮ ЗРИТЕЛЕЙ! Вместо объявленной ранее премьеры балета «Нуреев» 11, 12, 13 и 14 июля на Исторической сцене Большого театра будет показан балет «Дон Кихот». БИЛЕТЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫ».

В полдень субботы артисты, пришедшие в театр на запланированную репетицию, попали на общее собрание, на котором, по свидетельству присутствующих, народу было больше, чем на «Иудов день» (так в театрах между собой называют сбор труппы, традиционно предшествующий началу нового театрального сезона).

Говорил гендиректор Большого Владимир Урин. Официальная причина отмены спектакля, — его неготовность из-за нехватки репетиций. Особенно отстает кордебалет. И дескать, выпускать премьеру в таком виде — только позориться. В итоге всем участникам постановки было обещано, что «не пропадет их скорбный труд» — премьеру «Нуреева» не отменяют, а лишь переносят на сезон 2018/2019.

Да, не секрет, что в ГАБТе скверное планирование — и долгосрочное, и краткосрочное. Постоянно приходится в пожарном порядке искать то одного, то другого солиста для спектаклей текущего репертуара. И с репетиционным расписанием то и дело происходят накладки. Вот и сейчас балетная труппа только вернулась из Японии, так что с полным погружением работала над «Нуреевым» лишь две недели.

А один солист и вовсе грустно пошутил: «Было бы желание — за три дня репетиций можно и совсем новый спектакль сделать…»

Одним словом, все артисты в шоке. Они убеждены, что их лишили на редкость успешной работы. Обычно саркастично настроенные, они комплиментарно отзываются о партитуре Ильи Демуцкого и восторженно — о работе Кирилла Серебренникова и Юрия Посохова. Рассказывают, что они очень корректно отразили те моменты биографии великого танцовщика, что требуют повышенной толерантности и что в спектакле масса интереснейших художественных решений.

Юрий Посохов не скрывает, что не верит в реальность отложенной премьеры. Очень расстроенный Кирилл, хоть и понимает, по каким причинам на самом деле дезавуировали премьеру, уходит от разговоров о судьбе спектакля и просит придерживаться «линии партии и правительства».

Кирилл Серебренников в Большом театре. Фото: РИА Новости

Конечно, это не первый случай в 241-летней истории Большого, когда практически готовую премьеру отменяют. В ХХ веке это случалось раза три. В 30-х годах запретили «Болт» Шостаковича, в 1969 году Фурцева «закрыла» «Лебединое озеро» в постановке Григоровича: товарищу министру сильно не понравился трагический финал балета. А в 70-х годах аннулировали по решению худсовета премьеру балета Микаэла Таривердиева «Девушка и смерть». Но даже в тоталитарном Советском Союзе подобное не происходило за три дня до премьеры.

На премьеру уже приглашены директора всех ведущих театров и агентур, критики, почетные гости со всего мира.

В понедельник, 10 июля, на специально созываемом брифинге Владимир Урин, публично поддержавший Серебренникова, попытается объясниться. Наверняка, будет убеждать всех в том, что премьера обязательно состоится. И что ничего страшного не произошло.

Мария Бабалова , специально для «Новой»

Первое, что приходит в голову после получения такой ошарашивающей новости, это, конечно, продолжение «дела Серебренникова и его Седьмой студии». В недрах Большого сразу предположили, что это "рука" Минкульта и будто это решение Мединского (по аналогии с "Тангейзером"). Но министр оказался не при чем: он сам об этом узнал в субботу, находясь в Петербурге, где проводил заседание коллегии своего ведомства.

Спектакль действительно посвящен неоднозначной и скандальной фигуре легендарного танцовщика XX века Рудольфа Нуреева, сексуальная ориентация которого и смерть от СПИДа общеизвестны. Не собирался обходить этот момент в своем новом спектакле и режиссер Серебренников. Скажем, известно, что в балете был намечен такой персонаж как Эрик, намекающий на горячую любовь всей жизни Нуреева к известному датскому танцовщику Эрику Бруну. Но спектакли, книги и фильмы на эту тему выходят в России уже давно (например, «Нездешний сад» посвященный Нурееву в театре Романа Виктюка, многочисленные документальные фильмы на российском телевидении), и никаких запретов на них не было…так что это тоже не повод.

Однако в новом спектакле режиссер Серебренников, говорят, был намерен зайти гораздо дальше простого факта сексуальной ориентации всемирно известного танцовщика. Так, в появившейся было на сайте Большого, но вскоре затем удаленной программе спектакля, значился эпизод «Булонский лес», который уже успел изрядно нашуметь на просторах интернета. Кто-то из артистов снял момент репетиции и слил это в социальные сети: на заснятом видео запечатлена красноречивая сцена парада трансвеститов в Булонском лесу, мальчики из кордебалета Большого театра в репетиционных костюмах и женских туфлях на шпильках оттачивают свою походку. Поэтому версия запрета такой скандальной премьеры в главном театре страны, да еще в сочинении опального режиссера Серебренникова, не так уж невероятна.

Однако, сами артисты с которыми удалось связаться обозревателю "МК", эту версию ставят под сомнение:

Во-первых не отмена спектакля, а перенос на следующий сезон – разубеждает меня танцовщица труппы, пожелавшая остаться неизвестной (после скандала с Цискаридзе по договору артистам Большого, как и на Западе, без позволения дирекции запрещено давать интервью). А во-вторых, с премьерой просто не успевают. Показывать просто нечего! Состоялись прогоны, так там даже первое действие толком собрать не могут. Так и шли репетиции через пень колоду: то хореографа Юрия Посохова дождаться не могут, то режиссера Кирилла Серебренникова. Да и труппа только недавно вернулась после длительных гастролей в Японии. Так что репетиций было мало, спектакль просто не готов… Как его показывать? Я понимаю, велик соблазн связать это с запретом, но судя по всему это не так…

Так что что какую из версий нам объявит руководство Большого театра на пресс-брифинге в понедельник приходится только гадать. Но факт остается фактом – спектакль перенесен на неопределенное время, а значит отменен. Пока. Тем не менее работа над ним не останавливается и по последней информации в субботу вечером в театре состоялась очередная генеральная репетиция…