Темы бесед с младшими школьниками о поведении. Рабочая программа часов общения "этические беседы" рабочая программа на тему

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

г. Мончегорска Мурманской области

Этические беседы с учащимися начальной школы

Голуб Людмила Ивановна

Введение

Этические беседы как средство воспитания нравственных чувств и этического сознания младших школьников.

Важной целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного и компетентного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетентностей, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Этические беседы часто проводятся классным руководителем по плану его воспитательной работы. Методика проведения и тематика определяются возрастными особенностями школьников, уровнем их общей воспитанности. Цель этих бесед - помочь разобраться в сложных вопросах морали, сформировать твердую нравственную позицию, помочь осознать свой личный нравственный опыт, обогатить представления детей. В процессе этической беседы необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем.

Методика организации этических бесед включает в себя:

прослушивание отрывков литературных произведений, в которых ярко выступает нравственная категория;

игра «интервью», «ассоциации», целью которых является соотношение нравственного представления с литературными персонажами, героями сказок и мультфильмов;

рисование, изображение;

оценка нравственного понятия, значение, важность;

сюжетно-ролевые игры или проблемные ситуации, направленные на углубление знаний о нравственном понятии, и переход его в качество личности;

составление словаря нравственности (общий в классе и индивидуальный), что способствовало непроизвольному фиксированию внимания на данном нравственном качестве.

Большое количество этических бесед разработано в книге Т.М.Куреленко «Воспитание нравственности» (задания и упражнения) , Б.В.Бушелевой «Поговорим о воспитанности» , В.В.Пекелис «Как себя найти» . Богатый материал (рассказы) для этических бесед собран в книге В.А.Сухомлинского «Хрестоматия по этике» .

Опыт работы по организации этических бесед показал, что для формирования нравственных представлений и нравственных устоев можно эффективно использовать христианскую литературу. Чтение этой литературы не только расширяет кругозор детей, но и обогащает словарный запас, дает понятие истинных человеческих ценностей.

этический беседа нравственный

1. Ты не один на свете

Цель: Сформировать и углубить понятие эгоизма и чувства нетерпимого отношения к проявлениям эгоизма. Повторить понятия доброжелательность, чуткость, отзывчивость, внимательность, коллективизм.

Оборудование: рассказ И.Туричина «Дружба», словари, цветные карандаши, кроссворд.

Ход занятия:

Организационная часть

Чтение (или слушание) рассказа И.Туричина «Дружба».

Однажды Вася принес во двор пожарную машину. Подбежал к Васе Сережа:

Мы друзья! Поиграем вместе в пожарных. Давай, - согласился Вася. Сережа вытянул губы, прогудел и помчался по двору, таща за собой на веревочке машинку.

Пожар! Пожар! - кричит. Побежали другие ребята.

Мы тоже пожарные! Сережа заслонил машину от ребят.

Я - Васин друг! И я один буду в его машину играть! Обиделись ребята и ушли.

На другое утро Боря принес во двор паровоз с вагончиками. Подбежал к нему Сережа.

Я твой друг! Мы - друзья! Поиграем вместе в машинистов! Давай, - согласился Боря. Стали они в машинистов играть. Пришел Вася. И меня примите. Не примем, - сказал Сережа.

Почему? Удивился Вася. -- Ты же мой друг. Ты сам вчера

То было вчера, - сказал Сережа. - Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори паровоз с вагонами. Сегодня я с ним дружу.

Вопросы: Кто из детей вам не понравился? Почему?

Ознакомление с понятиями «эгоизм».

Отгадав кроссворд, вы узнаете Какое отрицательное качество есть у Сережи.

Кто на всех языках говорит? (эхо)

Как называется отрицательная черта человека, которая проявляется в неумении уважать и вежливо общаться с окружающими? (грубость)

Как называется понятие, проявляющееся в причинении окружающим вреда, неприятностей? (зло)

Как называется отрицательное качество личности, проявляющееся в нежелании делать что-либо, трудится? (ленивость)

Как называется хорошее качество человека, проявляющееся в хорошем отношении к окружающим? (доброта)

Как можно назвать обстановку в коллективе, в котором добрые, хорошие отношения? (мир)

«Ассоциации». Вспомните сказочных персонажей, которые поступали эгоистично. Чем это закончилось?

Рисование. Каким цветом можно обозначить это понятие. Почему?

Работа с литературными произведениями по теме. Анализ.

Заполнение словаря нравственности.

2. О чуткости и отзывчивости

Цель: Сформировать и углубить представление детей о нравственной

Оборудование: тексты рассказа В.Осеевой «На берегу реки»,

запись на доске (закрытое слово чуткость), цветные карандаши

Ход занятия:

Организационная часть

Чтение (или слушание) рассказа В.Осеевой «На берегу реки».

Юра и Толя шли неподалеку от берега реки.

Интересно - сказал Толя, - как это совершаются подвиги? Я бы очень хотел совершить подвиг.

А я об этом и не думаю, - ответил Юра и вдруг остановился. С реки донеслись отчаянные крики о помощи. Оба мальчика бросились на зов. Юра на ходу сбросил туфли, отшвырнул в сторону книги, и, достигнув берега, бросился в воду. А Толя бегал по берегу и кричал: - Кто звал? Кто тонет? Кто кричал?

Между тем Юра с трудом вытащил на берег плачущего малыша.

Вопросы: С кем из мальчиков вы бы хотели дружить? Почему?

Какая черта характера помогла Юре совершить подвиг?

Угадайте эту черту характера («Поле чудес»)

«Интервью». Вы корреспонденты.

Найдите персонажей, наделенных качеством личности отзывчивостью. Задайте ему вопросы.

Рисунок. Карандашом какого цвета вы бы изобразили чуткость? Почему? Раскрасьте этим цветом следующий лист словаря нравственности.

6. Сюжетно-ролевая игра «В школе».

7.Оформление словаря нравственности.

3. Один за всех и все за одного

Цель: Сформировать и углубить представление учащихся о коллективизме. Повторить понятия дружба, отзывчивость, чуткость.уважительность.

Оборудование: альбомы, цветные карандаши, серия картин вида «Сажаем деревья» и др., рассказ М.Водопьянова «Один за всех и все за одного», ребус.

Ход занятия:

1 .Организационная часть

2.Чтение (или слушание) рассказа В.Водопьянова «Один за всех и все за одного».

Выдающийся математик Лев Семенович Понтрягин ослеп, когда был учеником начальной школы. У него заболели глаза, была сделана неудачная операция, и мальчик навсегда погрузился в беспросветную тьму.

Удрученный внезапно постигшей его катастрофой, мальчик с тоской бродил по комнате, учась ходить в темноте. Родители, задумываясь над будущем сына, решили учить его музыке, но у мальчика не было никаких склонностей к музыке. Однажды домой пришли Левины товарищи.

Почему Лева не ходит в школу? -- спросили они мать слепого мальчика.

Как же он будет ходить? - удивилась та. А мы его первое время будем провожать, пока не привыкнет. Хорошо, но как же он будет учиться, ведь он ничего не видит? А мы поможем! Всем классом поможем! - твердо заявили ребята.

И они помогли. Каждый вечер кто-нибудь из товарищей по классу приходил к Понтрягину учить вместе с ним уроки, читать ему вслух учебники и книги. Сосед по парте во время уроков вполголоса рассказывал ему, что написано на доске, какой опыт показывает преподаватель. Учителя с большой чуткостью отнеслись к слепому, но очень старательному ученику. И не было случая, чтобы Лев Понтрягин не выучил заданного. Нелегко ему было учиться, но у мальчика были выдающиеся способности и великолепная память. Он научился писать, пользуясь трафаретом и уверенно водил карандашом по бумаге. Потом ему купили пишущую машинку, и он стал отстукивать свои школьные сочинения со скоростью, которой могла позавидовать любая машинистка. А для чтения вместо одной пары глаз у него было двадцать пять пар - глаза всего класса. Товарищи ходили с Левой и на каток, и в театр и на концерты, и на лекции. С помощью верных друзей Лев Понтрягин - с отличием окончил среднюю школу и поступил в Московский университет. И здесь нашлись хорошие товарищи. Студенты охотно и во всем помогали юноше, который ничего не видел. Понтрягин оказался талантливым математиком и в 23 года стал профессором. Молодого ученого избрали членом - корреспондентом Академии наук. Вопросы: Почему рассказ так называется?

«Ассоциации». Вспомните случаи из своей жизни, когда о вашем классе модно сказать: «Один за всех и все за одного»? Как называется это качество?

Рисование. Каким цветом можно изобразить коллективизм? Почему? Раскрасьте страничку словаря нравственности.

Решение проблемных ситуаций.

* На спортивные соревнования готовилась команда из 10 человек. Кто тренировался одеваться на время, кто читал книги по теме. В день соревнований Игорь не пришел. Он сказал: «Я сегодня не хочу соревноваться». Прав ли Игорь? Почему? Как могут развиваться события дальше? Придумайте концовку.

Оформление листа словаря нравственности.

Итог. Пословицы о коллективизме. Сказки.

4. Что такое сознательность?

Цель: Сформировать и углубить представление детей о нравственной категории сознательность. Повторить понятия трудолюбие отзывчивость, бережливость, чуткость.

Оборудование: рассказ В.Осеевой «Разделите так, как делили

работу», цветные карандаши, словари.

Ход занятия.

1.Организационная часть

Чтение (или слушание) рассказа В.Осеевой «Разделите так, как делили работу».

Старый учитель жил один. Ученики и ученицы его давно выросли, но не забывали своего бывшего учителя.

Однажды к нему пришли два мальчика и сказали:

Наши матери прислали нас помочь вам в хозяйстве. Учитель поблагодарил и попросил мальчиков наполнить водой пустую кадку. Она стояла в саду. Около нее на скамье были сложены лейки и ведра. А на дереве весело игрушечное ведерко, маленькое легкое как перышко - из него в жаркие дни учитель пил воду.

Один из мальчиков выбрал прочное железное ведро, постучал по его дну пальцем и не спеша направился к колодцу, другой снял с дерева игрушечное ведро и побежал за товарищем.

Много раз мальчики ходили к колодцу и возвращались назад. Учитель смотрел на них из окна. Над цветами кружились пчелы. В саду пахло медом. Мальчики весело разговаривали. Один из них часто останавливался, ставил на землю тяжелое ведро и стирал пот со лба. Другой бежал с ним рядом, расплескивая воду в игрушечном ведерке. Когда кадка была наполнена, учитель позвал обоих мальчиков, поблагодарил их, потом поставил на стол большой глиняный кувшин, доверху наполненный медом, а рядом с ним граненый стан, тоже наполненный медом.

Отнесите эти подарки своим матерям, - сказал учитель. -- Пусть каждый из вас возьмет то, что он заслужил. Ни один из мальчиков не протянул руки.

Мы не можем это разделить, - смущенно сказали они. Разделите это так, как делили работу, - спокойно сказал учитель.

Вопросы: Кто из мальчиков должен взять стакан, а кто кувшин? Почему?

3.Ознакомление с понятием сознательность. Составьте из букв слово. Как вы его понимаете?

4. «Ассоциации». Вспомните литературные персонажи, которые поступают сознательно. В каких поступках это проявляется.

Рисование. Каким цветом можно изобразить это понятие? Почему? Раскрасьте страничку словаря нравственности.

Разбор проблемных ситуаций. Инсценировка ситуаций.

5. Что такое скромность?

Цель: Сформировать и углубить представление учащихся онравственной категории скромность. Повторить понятия зазнайство, грубость, вежливость.

Оборудование: текст рассказа В.Донникова «Канавка»,альбомы, цветные карандаши, разрезные буквы, составляющие слово скромность.

Ход занятия.

1.Организационная часть

Чтение (или слушание) рассказа В.Донникова «Канавка».

Дождь перестал. Мальчики выбежали на поляну, играют в мяч. В поселке после дождя долго не просыхает. Трава вся в брызгах, края канавки влажные, и вода в ней блестит. Кто переходит канавку, тот непременно поскользнется, за ветки орешника схватится и канавку бранит.

Витя подбрасывает мяч, но все видит. Вот пожилая женщина прошла с бидоном - чуть не упала.

А чтоб тебя! - рассердилась она на канавку: - Вон сколько молока пролила! А вот девочка не удержалась, упала в глину рука. Вытерла руки - платье запачкала.

Противная канавища - топнула девочка ногой и убежала. Слышит Витя, как бранят его любимую канавку. «А чем она противная? - думает он. - Из нее птицы воду пьют. Возле нее незабудки растут. Сколько корабликов плавало в ней!»

Когда все ушли, Витя пошел в рощу, набрал сухих веток... сделал переход. Теперь можно было переходить спокойно. Люди переходили. Никто не падал. Никому не было скользко. И никто не знал, кто сделал такой удобный переход. Да это и не важно! Вопросы: Для кого постарался Витя, когда сделал переход через канавку? Важно ли было для Вити, чтобы люди узнали о его хорошем поступке? Какое нравственное качество присуще Вите? Составьте тему нашей беседы из букв.

Игра «Ассоциация». Вспомни сказочных героев,

которым присуще чувство скромности? Которые не отличаются скромностью? По каким поступкам этих героев ты судишь?

Рисование. С каким цветом у вас ассоциируется

понятие скромность. Почему? Раскрасьте 1 листок словаря нравственности в этот цвет.

Беседа. Почему нужно быть скромным?

Решение проблемных ситуаций.

Коля и Юра смастерили скворечник. Коля работал не торопливо и старательно. А Юра то в теплицу сбегает, то в лес дерево подыскать. Наутро вся школа знача, какие Коля и Юра молодцы!

Вписывание слова скромность в общие и индивидуальные словари.

6. Чужое возьмёшь - своё потеряешь

Цель: Сформировать и углубить представление учащихся о нравственной категории воровство.

Оборудование: текст статьи «Заповедь восьмая. Не укради», альбомы, цветные карандаши, разрезные буквы, составляющие слово воровство.

Ход занятия:

1. Организационная часть.

Слушание отрывка из статьи Святителя Николая Сербского «Заповедь восьмая. Не укради»

А) Некий юноша украл часы и носил их около месяца. После того как прошел месяц, он возвратил часы хозяину, признался в своем злодеянии и рассказал ему о том, что каждый раз, когда он доставал часы из кармана и хотел узнать время, он слышал, как они тикали: "Мы не твои; ты - вор". Вот так, братья, краденая вещь всегда напоминает человеку, что она украдена и не его.

Б) В одном арабском городе торговал неправедный торговец Исмаил. Каждый раз, взвешивая покупателям товар, он всегда недовешивал несколько граммов. За счет этого обмана богатство его умножилось весьма. Но дети его были больными, и он тратил много на докторов и лекарства. И чем больше он тратил на лечение детей, тем больше обманом добывал он вновь у своих покупателей. Но то, что он крал у своих покупателей, все уносила болезнь его детей.

Однажды, когда Исмаил был в своей лавке и очень переживал за своих детей, на мгновение разверзлось небо. Он поднял глаза к небу и видит, что там происходит нечто необычное. Ангелы стоят вокруг огромных весов, на которых меряют все блага, которые Бог дает людям. Дошла очередь до семьи Исмаила, и Исмаил видит, как Ангелы, подавая здоровье его детям, клали на чашу здоровья меньше, чем нужно, а вместо этого ставили гирю на весы. Разгневался Исмаил и хотел крикнуть возмущенно на Ангелов, но один из них обернулся к нему лицом и сказал: "Что же ты сердишься? Мера эта правильная. Мы кладем твоим детям гирю, которая весит столько, сколько ты крадешь у своих покупателей. И так творим правду Божию". Исмаил был потрясен ответом и начал горько каяться в своем тяжком грехе. И стал Исмаил с того времени не только правильно взвешивать, но и отдавать сверх меры.

А дети его выздоровели.

Игра «Литературное лото». На карточках даны названия литературных произведений. Вспомнить кто из героев этих произведений взял чужое и чем это закончилось?

«Золотой ключик»

Н. Носов «Огурцы»

Д.Милн «Вини-Пух и все, все, все»

Н.Носов «Приключения Незнайки»

«Царевна-лягушка»

А.Аксаков «Аленький цветочек»

Решение проблемных ситуаций.

Составление правил «Бюро находок»

Вписывание нового термина в словарь нравственности. 8. Итог занятия.

7. Нужна ли человеку правда?

Цель: Сформировать и углубить представление учащихся о нравственной категории правдивость. Повторить понятия зазнайство, грубость, вежливость.

Оборудование: текст статьи «Заповедь девятая. Не лжесвидетельствуй» альбомы, цветные карандаши, разрезные буквы, составляющие слово правдивость, карточки «Лото».

Ход занятия.

1.Орг. Часть.

2. Чтение статьи Святителя Николая Сербского

А) В одном селе жили два соседа, Лука и Илия. Лука разозлился на Илию, потому что Илия был более благополучный человек, чем Лука, который был пьяница и лентяй. Мучимый завистью, Лука объявил в суде, что Илия говорил хульные речи против царя. Илия защищался как мог и в конце концов махнул рукой и сказал: "Пусть Бог Сам откроет твою ложь против меня". Но суд присудил Илии тюремное заключение, а Лука вернулся домой. Когда же был он уже недалеко от дома, вдруг услышал плач в доме. Лука весь похолодел, вспомнив слова Илии. Войдя в дом, он ужаснулся. Его старый отец, упав в огонь, сжег себе глаза и все лицо. Когда увидел это Лука, он онемел и не мог ни говорить, ни плакать. А утром рано пошел в суд и признался, что оговорил Илию. Судьи тут же отпустили Илию, а Луку наказали за лжесвидетельство. И так Луку постигло два наказания за один грех: Божие и человеческое.

Б) В Ницце жил мясник, по имени Анатолий. Его подкупил один богатый, но нечестный торговец, что бы тот дал ложные показания против своего соседа, которого звали Эмиль. Анатолий будто бы видел, как Эмиль облил керосином и поджег дом этого торговца. И Анатолий как был научен, так и свидетельствовал на суде. Эмиль был осужден. Когда же он отбыл наказание, то зарекся, что докажет, что Анатолий соврал на суде. Эмиль был трудолюбивый человек и быстро заработал тысячу монет. Он решил с помощью этих денег заставить Анатолия признаться пред всеми в своем лжесвидетельстве. Первым делом Эмиль нашел людей, знакомых Анатолия. Договорился с ними, что они поступят следующим образом: позовут вечером Анатолия на ужин, напоят его крепко и тогда ему скажут, что им требуется свидетель, который бы на суде свидетельствовал против одного содержателя кофейни, будто бы тот является неким злодеем. Когда этот план поведали Анатолию, разложили перед ним тысячу золотых монет и спросили, не может ли он найти надежного человека, который бы на суде так свидетельствовал. У Анатолия загорелись глаза, когда он увидел такое количество золота перед собой, и он тотчас заявил, что сам примет участие в лжесвидетельстве. Но эти люди высказали свое сомнение в том, что он сумеет выступить на суде, ничего не спутав и не забыв. Анатолий же доказывал горячо, что именно он-то и способен. А они его спрашивают, есть ли у него опыт и пробовал ли он так поступать. Не заметив никакой ловушки, Анатолий им признался, что ему и раньше заплатил один господин, за то что он лжесвидетельствовал против Эмиля, и по его лжесвидетельству Эмиля осудили на каторгу. Когда люди это услышали, они все пересказали Эмилю. Утром Эмиль подал иск в суд. Анатолий был осужден на тяжелые работы. Так правда Божия настигла клеветника Анатолия и очистила честь и имя праведного Эмиля.

3. Игра «Лото». Составь из слов пословицы: * Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»

4.Рисование. С каким цветом у вас ассоциируется понятие правдивость, лживость. Почему? Раскрасьте 1 листок словаря нравственности в этот цвет.

Беседа. Почему нужно быть правдивым?

Решение проблемных ситуаций. Вписывание слова скромность в общие и индивидуальные словари.

8. Мои родители

Цель: Сформировать понятие любовь к родителям. Показать значимость родителей в жизни ребёнка. Воспитание стремления любить и помогать родителям.

Оборудование: текст статьи «Заповедь пятая. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен», словари, цветные карандаши, запись на доске.

Ход занятия:

1. Организационная часть

Чтение и обсуждение статьи Святителя Николая Сербского

Один богатый юноша-индиец путешествовал со своей свитой через долину Хиндукуша. В долине ему встретился старец, пасущий коз. Нищий старец в знак почтения склонил голову и низко поклонился богатому юноше. Юноша же, быстро соскочив со своего слона, распростерся перед старцем на земле. Удивился старец такому поступку юноши, удивились и все его слуги. Юноша же сказал так: "Кланяюсь твоим очам, которые прежде моих увидели этот свет, дело рук Всевышнего, кланяюсь твоим устам, которые прежде моих произнесли Его святое имя, и кланяюсь твоему сердцу, которое прежде моего затрепетало от радостного открытия Отца всех людей на земле - Царя Небесного и Господа всяческих".

Почитай отца твоего и матерь твою, потому что твой путь от рождения и до сего дня обеспечен усилиями родителей и их страданиями. Они тебя принимали и тогда, когда все друзья отворачивались от тебя, немощного и нечистого. Они тебя примут, когда все отвергнут. И когда все будут бросать в тебя камни, мать твоя бросит полевые цветы. Отец принимает тебя, хотя знает все недостатки твои. Знай, что нежность, с которой принимают тебя твои родители, принадлежит Господу, принимающему Свое творение как детей Своих.

Игра «Ассоциации» Вспомнить литературных героев, которые плохо относились к своим родителям, вспомнить литературных героев, которые почитали своих родителей.

Рисование. Портрет «Мои родители». Оформление выставки.

Составление списка «Я помогаю маме»

Изготовление цветика-семицветика. На каждом лепесточке написать ласковые слова для своих родителей.

Игра «Крокодил» Показ без слов. Как я помогаю маме?

9. Что такое трудолюбие?

Цель: Сформировать понятие трудолюбие. Воспитание желания добиваться успехов собственным трудом.

Оборудование: текст статьи «Заповедь четвёртая. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему»», словари, цветные карандаши, запись на доске.

Ход занятия:

1. Организационная часть

2.Чтение и обсуждение статьи Святителя Николая Сербского

В одном городе жил богатый купец с тремя сыновьями. Был он торговец трудолюбивый и трудами своими нажил огромное состояние. Когда его спрашивали, зачем ему столько добра и столько забот, он отвечал: "Заботы мои лишь о том, чтобы сыновья мои были обеспечены и чтобы они не имели таких забот, какие имел их отец". Услышав это, сыновья его настолько обленились, что оставили всякую деятельность, а после смерти отца начали тратить накопленное состояние. Захотелось душе отца посмотреть с того света, как живут его любимые сыновья без хлопот и забот. Бог разрешил этой душе сходить в родной город. Вот приходит душа отца домой и стучится в ворота, но открывает какой-то незнакомый человек. Тогда спросил купец о своих сыновьях, и рассказали ему, что сыновья его на каторге. Привычка праздно проводить время в пьянстве и увеселениях сначала довела их до непотребств, а потом привела к окончательному разорению дома и погибели. Горько вздохнул отец и сказал: "Я думал, что устроил рай для своих детей, между тем я сам отправил их в адское пекло". И ходил по всему городу обезумевший отец, обращаясь ко всем родителям: "Не будьте, люди, такими, каким был я. Из-за слепой любви к своим детям я собственноручно отправил их в геенну огненную. Не оставляйте, братья, детям никакого имения. Научите их трудиться и это оставьте им в наследство. Все остальное богатство раздайте сиротам перед своей смертью. Нет ничего опаснее и душепагубнее, чем оставить детям в наследство большое состояние. Будьте уверены, что богатому наследству больше всех радуется дьявол, а не Ангел-хранитель. Потому что дьявол легче всего и быстрее всего уловляет людей через богатство". Поэтому трудись и научи своих детей трудиться. А когда работаешь, не смотри на труд только как на средство обогащения. Усматривай в своей работе красоту и наслаждение, которую дарит труд как благословение Божие. Знай, что ты унижаешь это благословение, если ищешь только материальной выгоды от труда. Такой труд, лишенный благословения, не идет нам на пользу, да и выгоды никакой не приносит.

Работа с пословицами:

Делу - время, потехе - час

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Как поработаешь, так и полопаешь»

Усердие и труд всё перетрут.

Игра «Крокодил» «Визитная карточка» трудолюбивых героев. Показать и угадать трудолюбивых героев.

Рисование. Нарисовать с закрытыми глазами трудолюбивых сказочных героев.

Папа Карло

Мужик из русской народной сказки «Мужик и медведь»

Падчерица из сказки «Морозко»

Общественно-полезный труд. «Убираем класс. Правила настоящего хозяина»

Запись нового нравственного понятия в словарь нравственности.

Использованная литература

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985

2. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=958

3. Православное христианское учение о нравственности. СПб. 1906, стр. 48.

4. lib.eparhia-saratov.ru/

5. Философский энциклопедический словарь. Советская энциклопедия. 1983

6. Шаповалова Ф.Д. Этическая беседа. Н.шк. № 7, 1997.

7. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. - М., Знание, 1988.

8. Библия для детей - Акционерное общество «Притэнс»,Эстония,г.Таллин,2003

9. Павловский А. Популярный библейский словарь. М.,»Панорама», 1994

10. «Жизнь Иисуса Христа и история первой церкви. Russian Edition, 1988

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Этика социальной работы как наука, изучающая этические принципы поведения при исполнении своих профессиональных обязанностей. Анализ проблем формирования этических основ социальной работы. Рассмотрение особенностей формирования этического сознания.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2014

    Проблемы современного воспитания, разрушение социальных связей и нравственных устоев. Структура и функции нравственного воспитания. Функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, целенаправленное воздействие на учащихся.

    контрольная работа , добавлен 28.01.2009

    Определение роли этических комитетов в современной медицине посредством изучения истории их возникновения и основных принципов, определяющих порядок их деятельности. Назначение этических комитетов, их сущность структура и функции. Этические комитеты РФ.

    реферат , добавлен 30.11.2010

    Значение и структура, технологический проект этической беседы по вопросам нравственного воспитания. Организация специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм и отношений человека к обществу, коллективу, труду, окружающим людям.

    контрольная работа , добавлен 05.04.2010

    История этических учений, условия их формирования и проблемы, основные периоды: общая характеристика европейской этики, этические учения Древнего Востока, эпохи античности, Средневековья и Возрождения, Нового времени и ХХв. Этическая мысль Беларуси.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2009

    реферат , добавлен 10.06.2011

    Формирование имиджа фирмы. Деловой этикет как фактор эффективности управления фирмой. Деловая и организационная культура, их соотношение. Основные виды делового общения работников в организации. Качество этических норм в деятельности организации.

    контрольная работа , добавлен 25.04.2016

    Сущность, принципы и формы выражения морали. Этические категории и их значение. Норма и ценность как основные понятия морального сознания. Свобода как основание нравственности. Психология делового общения в контексте европейской этической традиции.

    шпаргалка , добавлен 27.09.2013

    История возникновения этических основ бизнеса. Непосредственная связь этики с жизненной практикой. Развитие этических норм бизнеса в России. Общие понятия благотворительности. Нравственные ориентиры в организации благотворительной деятельности.

    контрольная работа , добавлен 26.05.2009

    История этических учений. Этические учения древнего мира. Этические учения средневековья. Особенности и основные проблемы этики Нового времени. Этические направления в XIX веке. Некоторые учения в этике ХХ века. Историческое развитие нравственности.

Разделы: Внеклассная работа

Нравственное воспитание младших школьников является одной из сложнейших задач учителя. Для решения этой задачи учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методики их преподавания, но и умение направить свою деятельность на формирование нравственного воспитания детей. Вопросы нравственного воспитания, совершенствования ребенка волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.

В процессе нравственного воспитания младшего школьника накопление знаний о нормах и требованиях морали приобретает важное значение. В связи с этим очевидна необходимость организации нравственного просвещения учащихся, начиная с 1-го класса. Очевидна и необходимость организации специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе. Возможность обеспечить нравственные знания на таком уровне, когда школьник будет обладать способностью охватывать общее и существенное в разнообразных явлениях окружающей жизни, реалистически оценивать создавшуюся ситуацию, последствия своего поступка.

В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных суждений, оценок, понятий на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы.

Этическая беседа-метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон; учителя и ученика. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что педагог выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы.

Эффективность этических бесед зависит от соблюдения ряда важных условий:

1. Важно, чтобы беседа имела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений. Учитель должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать школьникам самим находить на них ответы.

2. Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно дать ребятам возможность говорить то, что они думают. Учить их с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументированно вырабатывать правильную точку зрения.

3. Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию: учитель говорит, ученики слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют учителю направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней ученики свою душу.

4. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Нельзя ожидать и требовать от них активности при обсуждении трудных вопросов или таких, в которых за основу берутся факты, явления, связанные непонятными ими чуждыми событиями, чувствами. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.

5. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения - объективности, справедливости, культуры общения.

6. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.

Ошибочно думать, будто беседа спонтанный метод.

Высокопрофессиональные учителя проводят беседы не часто и готовятся к ним основательно. Этические беседы строятся по такому примерно сценарию: сообщение конкретных факторов, объяснение этих факторов и их анализ с активным участием всех собеседников; обсуждение конкретных аналогичных ситуаций; обобщение наиболее существенных признаков конкретных моральных качеств и сопоставление их с ранее усвоенными знаниями, мотивация и формулировка морального правила; применение учащимися усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей.

В школе первой ступени этическая беседа имеет более простую структуру. Здесь предпочтителен индуктивный путь: от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и самостоятельного вывода. В средних и старших классах беседу можно начать с формулировки морального правила и для иллюстрации использовать конкретный материал из жизни, художественной литературы.

Проведение этических бесед включает в себя:

    подготовительный этап;

    проведение беседы;

    организацию и оценку повседневной деятельности и отношений детей на основе усвоенных нравственных норм и правил.

Опыт проведения этических бесед показывает, что целесообразно проводить их во внеурочное время дважды в месяц. Подготовка к каждой беседе занимает 7-8 дней. Продолжительность беседы не должна превышать 25-30 минут в І-ІІ классах, 35-40 минут – в ІІІ-ІV классах.

Подготовительный этап, самый длительный и трудоемкий, включает в себя разнообразную деятельность учителя и детей. Могут быть различные варианты подготовки к беседе, мы рекомендуем следующий:

1. В зависимости от возраста учащихся, уровня развития детского коллектива и нравственных проблем определяется тема беседы.

2. Цель беседы – усвоение определенных норм, понятий, которые должны уяснить учащиеся; те практические выводы, которые будут сделаны.

3. Подборка фактического материала, где рассказывается, как нужно поступать, что нужно делать.

4. Продумываются вопросы беседы.

5. Подготовка учащихся к беседе:

а) заранее объявляется тема беседы, указывается литература, готовятся ситуации, вопросы, над которыми следует подумать, подобрать примеры;

б) при необходимости определяются индивидуальные задания, поскольку это психологически настраивает учащихся на самоанализ поведения, и они убеждаются в необходимости его улучшения;

в) определяются групповые задания.

Проведение беседы требует большого мастерства от учителя. Главное требование – обеспечить активность детей в процессе самой беседы. Правильно поступает учитель, который проведя беседу, задает вопросы, приводит яркие примеры, делает краткие убедительные замечания, направляет и уточняет высказывания детей, не дает закрепиться неверным мыслям.

При проведении беседы по прочитанному материалу, очень важно уметь задавать вопросы. Вопросы должны затрагивать ум и чувства детей, заставлять их обращаться к фактам, примерам, событиям окружающей жизни.

Последовательность вопросов должна подвести детей к выведению морального правила, которому надо следовать при общении с другими людьми, выполнении своих обязанностей. При постановке вопросов в беседах на моральные темы, можно придерживаться следующих рекомендаций:

1. Вопрос должен направлять внимание детей на нравственную сторону жизни, поступков, явлений, скрытых за предметными действиями людей.

2. Вопрос должен заставлять ребенка задуматься над мотивами поступка, увидеть сложную взаимосвязь мотива и результата поступка.

3. Вопрос должен заставлять детей увидеть нравственные последствия любого поступка для других людей.

4. Вопрос должен привлечь внимание школьников к внутренним переживаниям людей, научить ребенка по внешним признакам узнавать о состоянии человека, понимать это состояние и, следовательно, сопереживать.

Очень важны вопросы, которые помогли бы школьникам связать прочитанное с собственным нравственным опытом, их коллективными переживаниями.

Этические беседы с детьми должны проходить в непринужденной обстановке. Они не должны носить морализующего характера, содержать назидания, упреки и насмешки. Дети высказывают свои суждения, свободно делятся впечатлениями.

В этических беседах с младшими школьниками должны присутствовать элементы занимательности. Для этого в содержание бесед целесообразно включать различные ситуации, которые содержат моральную проблему. Очень важно, чтобы объектом общественного мнения были положительные поступки школьников и не следует направлять общественное мнение только на поступки, связанные с плохой успеваемостью и дисциплиной. Развитие общественного мнения происходит за счет введения новых и корректировки имеющихся нравственных понятий, обучения детей правилам обсуждения и оценки событий коллективной жизни, поступков отдельных ребят. Выработанные правила жизни детского коллектива выступают в качестве критериев нравственной оценки.

Возможны различные варианты последовательности проведения этических бесед, мы рекомендуем следующие:

1. Определение темы беседы и возбуждение у школьников интереса к восприятию и усвоению материала.

2. Обоснование актуальности, значимости обсуждаемой темы.

3. Раскрытие темы беседы на примере жизни и деятельности выдающихся людей, а также на материале окружающей жизни.

4. Анализ положения дел в классе в связи с обсуждаемой проблемой и определение конкретных задач (советов, рекомендаций) по улучшению работы и поведению учащихся.

5. Обобщение итогов беседы и краткий опрос учащихся по основным положениям изложенного материала.

Конечно, указанная структура беседы не должна превращаться в трафарет. Как в целом в воспитательной работе, так в проведении беседы не может быть трафаретов, рецептов на все случаи жизни. Однако, чем больше подобных рецептов будет знать педагог, тем больше шансов он имеет на их реализацию. Они не ограничивают творческую деятельность учителя, а стимулируют ее.

При определении темы в начале беседы необходимо возбудить интерес школьников к восприятию и усвоению этического материала.

Для этого можно использовать такие приемы:

а) поставить вопросы, связанные с выяснением сущности нравственного понятия, которое лежит в основе содержания беседы. Например, что такое вежливость и т.п.;

б) прежде чем объявить тему, можно рассказать о каком-нибудь занимательном событии или факте, имеющем отношение к намеченной теме;

в) прежде чем объявить тему, нужно вспомнить о каком-то случае из классной жизни, который позволяет обосновать необходимость углубленного раскрытия и осмысления соответствующей нравственной нормы;

г) объявив тему, попытаться придать ей особую важность и подчеркнуть ее значение с помощью содержательного высказывания или афоризмов.

Методика изложения нравственного материала может сочетать в себе вопросно-ответную форму, рассказ и объяснение педагога, краткие сообщения учащихся по отдельным вопросам, чтение из книг, газет, использование художественных картин и т.д. При этом главная роль остается за педагогом, так как только он может глубоко и квалифицированно раскрыть сущность морали.

При анализе поведения школьников лучше всего акцентировать внимание на положительных примерах и фактах, а о недочетах говорить в благожелательном тоне, всячески подчеркивая свою уверенность в том, что учащиеся их ликвидируют.

Обобщая итоги беседы, следует привести яркие высказывания с тем, чтобы беседа глубже проникла в сознание и чувства школьников. Четко выделить те категории, которые составляли цель беседы.

Таким образом, подготовить и содержательно провести этическую беседу – дело очень сложное. Недаром опытные педагоги говорят, что провести беседу на моральную тему гораздо труднее, чем урок. Надеюсь, что данные методические рекомендации могут быть полезны учителям начальных классов, классным руководителям, организаторам воспитательных, внеклассных работ, студентам при проведении этических бесед.

Беседа для учащихся начальных классов «Поведение на улице»

Цель: формировать навык культурного поведения на улице.

Ход мероприятия

Культура общения — это не только умение принять гостей, хорошо вести себя в театре или в библиотеке. Это еще и поведение на улице. А что значит вести себя на улице правильно? Какие правила мы должны соблюдать?

Ситуация 1 . Представьте, что мы с вами на улице наблюдаем за группой ребят, которые громко смеются, разговаривают друг с другом, не обращают внимания на прохожих, нечаянно задевая их...

— Воспитанный человек ведет себя на улице так, чтобы меньше привлекать внимание окружающих. Как вы это понимаете? (Ответы детей.)

Выводы : воспитанный человек не разговаривает и не хохочет слишком громко; не стоит посередине улицы, обходит встречных прохожих с правой стороны; ни в коем случае не мешает движению пешеходов, не толкается.

Ситуация 2. Пожилая женщина попросила ребят говорить тише на улице. Ребята же ответили: «А что, мы мешаем? А может, вы нам больше мешаете».

— Прокомментируйте поведение учащихся. (Ответы детей.)

Вывод: культурный человек не делает замечаний незнакомым людям, не вступает в перепалку, тем более если перед ним пожилой человек.

Ситуация 3 . Мама с маленькой Катей пришла в сквер. Кате в сквере не понравилось, потому что на газонах валялось много пустых бутылок, пакетов, ореховой скорлупы... «Как здесь грязно! Пойдем, мама, отсюда!» — попросила Катя маму и потянула ее прочь из сквера.

— Кто виноват в том, что в сквере так грязно? (Ответы детей.)

Маленький дворник с огромной метлой,

Что ты сегодня усталый и злой?

«Встал я с рассветом, метлой помахал,

Двор весь подмел я и мусор собрал.

Сел отдохнуть... Оглянулся — позор!

Снова повсюду откуда-то сор».

М. Хаткина

Вывод: культурный человек не позволит себе есть, сидя в сквере, и тут же выбрасывать на газоны обертки от конфет, орешков, чипсов и т. д.

Французские школьники, их учителя и родители придумали интересную акцию: они купили зеленые резиновые перчатки, зеленые полиэтиленовые мешки и с плакатами «Пусть Земля будет чистой!» вышли на улицы городов. Защитники чистоты собрали много мусора, а родители вывезли зеленые мешки с мусором на свалку. Прекрасная акция, но лучше давайте не сорить!

Игровой момент: восстановите пословицу.

(Чисто не там, где метут, а там, где не сорят!)

Ситуация 3. Вы приехали в чужой район крупного города. Вам трудно сориентироваться.

— Как вы обратитесь к прохожим, чтобы узнать дорогу? (Ответы детей.)

— Какими словами следует поблагодарить прохожего, давшего ответ на ваш вопрос? (Ответы детей.)

Запомните, что слова «спасибо», «благодарю вас» как нельзя лучше подходят к данной ситуации.

— А как вы ответите человеку, который обратился к вам с просьбой объяснить дорогу, если сами точно не знаете, как пройти в нужное место? (Ответы детей.)

Вывод: вежливый отказ — тоже признак хорошего тона.

Запомните: в различных ситуациях на улице нужно помнить о вежливости. Используйте чаще слова-просьбы «будьте добры», «прошу вас», «будьте любезны», «могу ли я обратиться к вам с просьбой» и др.

Формирование нравственных качеств сегодня проходит в сложных условиях и зависит от многих факторов. Для общения необходима при этом глубокая общекультурная основа — нравственная культура, которая является условием осмысленной и плодотворной жизни, душевного здоровья личности. Какой должна быть культура человека, в двух словах не сказать. Это целая программа воспитания общества. Все начинается с детства, когда мама улыбается ребенку. Далее — школа, где от педагога зависит будущее общества.

Несмотря на то что правила приличия не всегда едины, подчас условны и относительны, их соблюдение необходимо, так как это предупреждает недоразумения между людьми и делает общение более приятным. Среди правил вежливости есть обязательные, соблюдаемые в интересах общества, и необязательные, которые каждый может соблюдать по своему усмотрению, сообразуясь со своими тактом и вкусом.

Правила поведения необходимо соблюдать осмысленно, в зависимости от ситуации, места и времени.

Цель этических бесед — помочь школьникам в усвоении общих моральных норм и норм поведения, в соответствии с которыми следует строить свое поведение в конкретной ситуации, оценивать опыт свой и товарищей, общаться бесконфликтно и уметь принимать другое, отличное от своего мнение. Нравственные нормы — своеобразный регулятор поведения. Этические беседы, разумеется, не исключают обсуждения отдельных вопросов в связи с различными поступками детей и отношением их друг к другу и к взрослым.

К этической беседе готовятся и учитель, и дети. Учитель продумывает вопросы к беседе, предлагает детям что-то прочитать или вспомнить из прочитанного, припомнить известный им случай, касающийся отношений между людьми, и оценить различные поведенческие ситуации. Естественно, если атмосфера беседы будет непринужденной, и дети будут свободно высказывать свои мнения, хоть они могут оказаться противоречивыми. Пусть ошибочное мнение подвергнется обсуждению, не следует только осуждать ребенка за ошибку, нужно его и других детей подвести к правильному выводу. Но ни в коем случае учитель не должен преподносить детям готовый вывод. Очень важно, чтобы дети учились самостоятельно думать, сравнивать различные факты, характеризующие взаимоотношения людей, события, видеть их противоречивость и давать правильную оценку, связывая ее с этическими нормами. Если же дети не в состоянии сделать вывод самостоятельно, учитель может прибегнуть к иллюстрациям, примерам, которые помогут сформулировать нравственное правило. Нравственная норма, выработанная в опыте, прошедшая через эмоциональную сферу и осмысленная в беседе, а не просто преподнесенная готовой, становится регулятором отношений детей в их практической деятельности.

В ходе бесед о личной ответственности, доброжелательности, честности, справедливости важно с детьми сформулировать конкретные правила, регулирующие их отношения между собой и со взрослыми.

Эти правила можно поместить в классе:

Умей держать свое слово и обещание.

Не обещай, не подумав, можешь ли ты выполнить то, что обещаешь другому человеку, группе, коллективу.

Если пообещал и потом понял, что не можешь выполнить обещанное, сразу честно скажи об этом.

Если не научился держать слово, выполнять обещания и порученные тебе обязанности, начни с небольшого, но обязательно доведи дело до конца.

Не перекладывай свою вину на другого.

Не будь равнодушен к людям.

Не бойся предлагать свою помощь другим, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным, пожилым.

Познакомьтесь с некоторыми «не» повнимательнее.

«Не» (А. Маркуша)

1. Не спеши первым сесть за стол.

2. Не разговаривай во время еды.

3. Не забывай закрывать рот, когда жуешь.

4. Не чавкай.

5. Не рвись первым выбегать в двери.

6. Не перебивай говорящего.

8. Не размахивай руками.

9. Не показывай пальцем на кого бы то ни было.

10. Не передразнивай говорящего.

11. Не садись раньше старшего без его разрешения.

12. Не протягивай руку первым, подожди, пока старший поздоровается с тобой.

13. Не забудь снять шапку, входя в дом.

14. Не повторяй слишком часто «я».

15. Не делай вид в троллейбусе или трамвае, что ты не замечаешь стоящего пожилого человека.

16. Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите».

17. Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнул.

18. Не чихай в пространство, чихай в носовой платок или закрывай при чихании рот ладошками.

19. Не держи руки в карманах.

20. Не причесывайся где попало, для этого есть коридор, фойе, туалетная комната.

21. Не делай того, что другим людям может доставить беспокойство.

22. Не произноси слов, точное значение которых тебе неизвестно.

23. Не считай себя центром Вселенной, это всегда поможет тебе выбрать правильный тон в общении с окружающими.

Чурепкина Валентина Петровна
Беседа по нравственному воспитанию младших школьников «Успокоить-утешить словом»

Беседа по нравственному воспитанию младших школьников «Успокоить - утешить словом»

Цель:

формирование представлений о добре и зле, показать красоту добрых поступков;

усвоение определенных норм, понятий, которые должны уяснить учащиеся.

Задачи:

познакомить учащихся со словами утешения;

воспитывать умение сопереживать неудаче, горю, несчастью;

научить разделять радости и печали других;

обучать детей добру, на примере литературных произведений объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятие «добро»;

учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие;

внушить необходимость доброжелательного и бережного отношения к окружающим;

обеспечить активность детей в процессе самой беседы.

Материал: толковый словарь Ожегова; на доске прикреплены макеты «Сердца с кармашком» и «Дерево добра»; листочки разной формы; карандаши; клей.

Запись на доске: Утешить – успокоить чем-нибудь радостным, облегчить кому-нибудь горе, страдание. Толковый словарь Ожегова.

Педагог:

Здравствуйте, ребята. Я, очень рада вас видеть. Сегодня я вас пригласила на посиделки. Проходите, присаживайтесь.

Давайте зажжем свечу. Как хорошо, уютно, тихо. Посмотрите на огонёк свечи, Протяните к нему ладошки.

Что вы чувствуете? (Ответы детей)

Приятно смотреть на огонёк? А какое у вас сейчас настроение? (Ответы детей)

А раз у вас хорошее настроение, давайте скажем друг другу вежливые, волшебные слова.

Дети передают друг другу колокольчик.

Педагог:

Добрые слова помогают нам уговорить, рассмешить, ободрить, убедить. В общем – успокоить, утешить человека. Как вы, ребята, понимаете слова «успокоить – утешить»?

Педагог:

– Давайте выясним точное значение слова «утешить». Если заглянем в толковый словарь С. И. Ожегова, то найдем пояснение. (Работа со словарем.)

Утешить – успокоить чем-нибудь радостным, облегчить кому-нибудь горе, страдание.

Педагог:

У каждого человека в жизни бывают неприятности, огорчения. Какими словами можно успокоить, утешить человека?

Легко ли вы находите слова для утешения?

Утешили ли вы кого –нибудь сегодня?

Педагог:

Бывают случаи, когда утешение словами неуместно. Как в такой ситуации проявить сочувствие?

Примерные ответы детей: обнять, поцеловать, погладить, сделать ласковый жест и т. д.

Педагог:

Ещё, как мне кажется, главные слова сочувствия это: «Можешь рассчитывать на меня, что бы ни случилось». Обычно, после таких слов каждый человек немножко успокаивается, ведь ему есть на кого положиться.

Послушайте стихотворение «Ящеренок»

Сидит ящеренок на бревне

И горько-горько плачет.

– Скажи, пожалуйста, ты мне,

А что всё это значит?

Печально отвечает он:

«На бревнышке я грелся,

А рядом тут со мною вдруг

Мальчишка злой уселся.

За хвостик он меня схватил,

И хвостик оторвался.

На всю оставшуюся жизнь

Я без хвоста остался!

Я неуклюжим и смешным

Кажусь в глазах друзей.

И с каждым днем худею я

И становлюсь грустней…»

Не плачь, не мучайся, мой друг!

Пройдет лишь двадцать дней,

И хвостик снова отрастет,

И станет он длинней.

И будешь снова ты гулять

По бревнышкам в лесу,

Хвостом своим вовсю вилять

И лазать на сосну! (Денис Ларионов)

Педагог:

В разных жизненных ситуациях могут оказаться важными совершенно разные слова утешения. А теперь представьте, что вы утешаете, успокаиваете героев мультфильмов.

1. Дядя Федор уехал с Котом в Простоквашино, а родители мальчика огорчились.

Не беспокойтесь, дорогие, все буде хорошо. Ваш мальчик самостоятельный, он не пропадет. Соскучится - вернется.

2. Кот Леопольд очень расстроился после очередного нашествия мышей.

Не огорчайся, уважаемый Леопольд! Все в жизни бывает.

3. Помнишь ли ты. Как Винни-Пух объелся в гостях у Кролика и развалил его дом?

Не горюй, милый Кролик. Я знаю, ты построишь дом еще лучше прежнего.

4. Волк попал в больницу после погони за зайцем.

Не волнуйся, отчаянный волк! Ты долго в больнице не пролежишь.

Задание: Выберете для каждой ситуации подходящую пословицу. Ты можешь с нее начать. Вставить в середину и т. д. Произнеси утешение так, чтобы успокоить расстроенного.

Пословицы для выбора:

1. Горе не беда – с кем не была.

2. Нет худа без добра.

3. Одна беда – не беда.

4. Эта беда на беда, только бы больше не была.

5. Наши лепешки тоже поели кошки.

6. И у нас дома не здорово – таракан с печки свалился.

Предложить детям послушать стихотворение Душана Родовича в переводе Л. Яхнина «Друзья»

Если плачет кто-то рядом.

Если слезы льются градом,

Подойдите вы к нему

И спросите: «Почему?»

Это, дети, сделать надо –

Плохо плакать одному.

Диагностика нравственной мотивации.

Инструкция:

"Я прочитаю вам вопрос. Вам нужно выбрать из трех данных на него ответов один".

Вопрос:

1. Если кто-то плачет, то я.

o Пытаюсь ему помочь.

o Думаю о том, что могло произойти.

o Не обращаю внимания.

Вопрос: Как вы будете утешать плачущего? Что вы скажите? Вспомните об утешительных словах.

Задание: соедини стрелочкой имя героя, который утешает других сказочных героев, попавших в трудные жизненные ситуации, такими словами:

Не плачь, дед, не плачь, баба, Я снесу вам другое яичко,

Не золотое – простое. 1. Царевна-Лягушка

Не тужи, Иван-Царевич, Ложись лучше спать, Утро вечера мудренее. 2. Курочка-Ряба

Не печалься, ступай себе с Богом!

Добро! Будет старуха царицей. 3. Карлсон

Это все пустяки, Дело житейское! 4. Золотая Рыбка

Подсказка: 1. Курочка-Ряба. 2. Царевна-Лягушка. 3. Золотая Рыбка. 4. Карлсон.

Вопрос: Какие слова выделены? Почему?

Предложить детям послушать отрывок из сказки "Приключения Алисы в стране чудес" английского автора Льюиса Кэрролла.

«Приключения Алисы в стране чудес»

Во время путешествия Алисы по стране чудес она стала очень маленькой. Алиса хотела достать золотой ключик, лежащей на столе, пытаясь взобраться по ножке стола, но все неудачно: ножка была очень скользкая. Наконец, совсем выбившись из сил, бедная девочка села на пол и заплакала: «Ну, полно плакать! Этим ведь не поможешь! - строго сказала она себе через некоторое время. – Советую тебе перестать! Все равно из этого не выйдет никакого толку!»

Педагог:

А вам, ребята, приходилось успокаивать самого себя? Приведите примеры.

Спроси у жизни строгой:

– Какой идти дорогой?

Куда по свету белому

Отправиться с утра?

– Иди за солнцем следом,

Пусть этот путь неведом.

Иди, мой друг, всегда

Дорогою добра.

В русском языке очень много слов, с помощью которых можно успокоить в трудную минуту тех, кто находится рядом с вами и нуждается в утешении. Это удивительные, можно сказать волшебные слова.

Задание: вспомните их и запишите на ваших листочках волшебные слова, слова утешения и поместите на «Дерево добра».

Дети пишут на листочках слова утешения и помещают их на «Дерево добра».

Примерные слова: не беспокойся, не огорчайся, не тревожься, не волнуйся, не горюй, не расстраивайся, не переживай, успокойся, не надо нервничать, у тебя все получится, ты со всем справишься и др.

Педагог:

Будьте добры, дарите добро

И счастьем оно вернётся к тебе.

Великий русский писатель Л. Н. Толстой сказал: “Чтобы поверить в добро, надо начать его делать”. Но, чтобы делать добро, надо, прежде всего им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не дается с рождения, не передается по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днем, воспитывать в себе ее – Доброту.

Педагог (обращает внимание детей на доску):

– Посмотрите, какое огромное на доске сердце. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое. В это сердце – кармашек вы опустите сейчас “ладошку” со своими пожеланиями. (Читают по желанию.)

Подведение итога беседы:

Предложить детям выбрать начало фразы из рефлексивного экрана на доске и высказаться одним предложением:

Сегодня я узнал…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрёл…

Я научился…

У меня получилось…

Я выполнял задания…

Меня удивило…

Беседа дала мне для жизни…

Мне захотелось…

Педагог:

Ребята, помните, маленькие добрые дела, совершенные от всего сердца, приносят радость людям. Спешите делать добро!