Тренировка рабочей памяти. Когнитивные тренировки: «апгрейд» памяти и мышления

Это «резервуар» для кратковременного хранения мыслей и идей, которые мы можем в любой момент извлечь и применить для принятия какого-либо решения.

Когда нам нужно без подготовки ответить на какой-то вопрос, кратковременная память позволяет нам одновременно говорить и мысленно составлять план следующих высказываний.

Она также используется, когда мы читаем. Чтобы понимать суть материала, нам необходимо помнить то, что мы уже прочли, и связывать это с тем, что мы прочитаем дальше.

Кроме того, кратковременная память помогает нам игнорировать лишнюю информацию, в том числе всё, что нас отвлекает. А ведь способность фокусироваться на задаче очень важна, особенно в наше время.

Все мы сейчас страдаем от переизбытка информации, социальные сети и различные оповещения днём и ночью требуют нашего внимания. Мозгу приходится прилагать немалые усилия, чтобы определить, какую информацию запомнить, а какую нет. Всё это вызывает тревогу и стресс и ещё больше сокращает возможности нашей памяти.

Как заставить кратковременную память работать на полную мощность

Есть два выхода.

Во-первых, уменьшить число отвлекающих факторов и тем самым понизить уровень стресса. Это положительно скажется не только на памяти, но и на всех жизненных сферах.

Но иногда это просто невыполнимо. Мы не можем предвидеть, когда начальник потребует от нас срочный отчёт или когда заболеет кто-то из близких. Да и, говоря по правде, обычно нам даже нравится информационное разнообразие, которое сейчас представлено онлайн.

Значит, остаётся второй вариант - развивать и укреплять свою кратковременную память.

Как натренировать кратковременную память

Тренинги для мозга

А именно так называемая «двойная задача n-назад ». Во время этого тренинга вы напрягаете свою кратковременную память, следя за рядом образов и определяя, когда определённый образ появлялся ранее.

Исследования подтвердили, что такой тренинг помогает укрепить кратковременную память Jacky Au, Ellen Sheehan, Nancy Tsai. Improving fluid intelligence with training on working memory: a meta-analysis . . Вот только все улучшения носят неустойчивый характер. Кратковременная память, как и наши мышцы, требует постоянных тренировок. Исследователи рекомендуют выделять на это 25 минут ежедневно.

Медитация

Медитация не только помогает понизить кровяное давление и облегчить симптомы депрессии, но и укрепляет нашу кратковременную память. Исследователи предполагают, что это происходит благодаря тому, что медитация влияет на способность фокусироваться на одной мысли и игнорировать остальные.

В рамках одного исследования было обнаружено D. Quach, K. E. Jastrowski Mano, K. Alexander. A Randomized Controlled Trial Examining the Effect of Mindfulness Meditation on Working Memory Capacity in Adolescents . , что уже через 8 дней регулярной кратковременная память студентов значительно улучшилась по сравнению с теми, кто не принимал участия в эксперименте. При этом не обязательно медитировать подолгу, достаточно всего 8 минут в день.

Силовые тренировки

Физические упражнения позволяют поддерживать здоровым не только тело, но и мозг. Это подтвердило исследование Терезы Лю-Амброз (Teresa Liu-Ambrose) из Университета Британской Колумбии Teresa Liu-Ambrose. Resistance Training Improves Cognitive Function in Senior Women . . Она уже давно исследует связь между физической силой и психологической устойчивостью, особенно у пожилых людей. По данным Лю-Амброз, у тех, кто регулярно выполнял силовые упражнения, кратковременная память и внимание были лучше, чем у тех, кто предпочитал аэробные тренировки.

Если вам всё-таки ближе именно аэробный тип физической активности, не волнуйтесь: бег и плавание тоже положительно влияют на наши когнитивные функции. Просто добавьте к своим обычным тренировкам такие упражнения, как становая тяга и приседания.

Сон

Исследователи обнаружили, что те, кто спит по 8 часов, на 58% лучше выполняют задания, связанные с использованием кратковременной памяти Kenichi Kuriyama, Kazuo Mishima, Hiroyuki Suzuki. Sleep Accelerates the Improvement in Working Memory Performance . .

Воспользуйтесь этими способами, чтобы сохранять быстроту реакции в любой ситуации.

Делать оригинальные замечания, анализировать ситуацию, или же перерабатывать кучу данных в связную и убедительную презентацию? Способность думать и обрабатывать разные куски информации быстро и эффективно – жизненно важный навык. В нашем быстро меняющемся и текучем мире ты должен быть способен использовать информацию в нужное время. И именно рабочая память позволяет это делать.

Когда-то считалось, что ёмкость рабочей памяти — нечто врождённое, однако исследования в области когнитивистики и психологии показывают, что мы на самом деле можем тренировать её, сделать крепче и быстрее.

Если ты готов увеличить свою рабочую память с уровня морских свинок до восьмицилиндрового двигателя, то сегодня твой день. Ниже мы дадим ценные советы о том как можно увеличить её потенциал для того, чтобы быть эффективным даже в сложных ситуациях.

Что такое рабочая память и почему это важно?

Всякий раз, когда мы выполняем задачи, которые требуют рассуждения, понимания и обучения, мы используем нашу рабочую память. Она позволяет нам держать соответствующую информацию в голове в то же время когда мы делаем что-то еще. Это краткосрочный резервуар для хранения мыслей и идей, к которому можно получить доступ в процессе решения проблем, принятия решений, нахождения объяснений, и пути выходов из сложных ситуаций. Думай о ней как о своей гибкой ментальной записной книжке.

Если ты отвечаешь на вопрос экспромтом, рабочая память — это то, что позволяет быстро находить нужные слова, одновременно произнося речь.

Или, предположим, ты пишешь заметку. В ходе работы тебе пришла в голову важная информация, которая касается какого-то общего момента. Тем не менее ты пока не готов записать эту часть, так что держишь её в памяти в то время как продолжаешь работать. Это пример рабочей памяти в действии.

Когда ты читаешь книгу или статью, рабочая память также играет большую роль. Понимание прочитанного требует от вспоминания массы информации, которая была прочитана ранее и соединение её с тем, что будет прочитано позднее.

Рабочая память также играет важную роль в фокусе и внимании. Мало того, что она позволит нам хранить соответствующую информацию в нашем мозгу, когда мы делаем что-то другое, рабочая память также позволяет игнорировать ненужную информацию, в том числе отвлекающие мысли. Как я уже говорил в совместном подкасте с Кэлом Ньюпортом , это очень редкое умение в нашу эпоху экономики знаний, и, следовательно, гораздо более ценное — способность сосредоточиться и погрузиться в задачи проекта на длительные периоды времени. Укрепление рабочей памяти является жизненно важной частью улучшения общей способности выполнять «глубокую работу».

Мало того, что способность оставаться сосредоточенным делает нас более продуктивными, исследования также показывают, что она вносит свой вклад в общее счастье. Сосредоточенный ум — счастливый ум.

Более того, некоторые исследования показывают, что рабочая память играет важную роль в общем развитии интеллекта — способность решать проблемы анализируя информацию, находить паттерны и взаимосвязи между различными элементами. Следует отметить, однако, что доказательства этой связи спорно, поскольку есть и другие исследования, которые показывают, что рабочая память не влияет на интеллект. Тем не менее, даже если улучшение рабочей памяти непосредственно не делает нас «умнее», как уже говорилось выше, она по-прежнему играет важную роль в эффективности повседневного психического функционирования.

Рабочая память особенно важна для тех, кто страдает синдромом дефицита внимания и гиперактивности (attention deficit hyperactivity disorder, ADHD — прим.перев.) (что как раз может быть связано с её нарушениями) и для пожилых людей (с возрастом рабочая память ухудшается), но это жизненно важная вещь для всех, кто хочет оставаться на пике своих умственных способностей.

Есть одна проблема: в нашем быстро меняющемся, сложном, комплексном мире, рабочая память постоянно находится под давлением. Мы все страдаем от информационной перегрузки социальных медиа и новостных сообщений, требующих нашего внимания день и ночь. Мозгу приходиться усердно трудиться чтобы выяснить что из этой информации является важным, а что стоит проигнорировать. Голова постоянно перегружена, и таким образом хуже работает. Беспокойство и стресс, вызванный подобным состоянием, также снижает количество рабочей памяти, которой мы располагаем.

У нас есть два варианта. Первое — уменьшить беспокойство, стресс, отвлекающие факторы и информационную перегрузку. Ценный совет по улучшению жизни по всем фронтам, и телефона .

Но иногда подобное упрощение не представляется возможным или даже желательным. Мы не можем представить чего захочет босс в последнюю минуту перед дедлайном, или когда нашему ребёнку потребуется помощь врача. И, по правде говоря, большинство из нас относятся к информации как к большому и вкусному шведскому столу, растянутому перед нами онлайн. Конечно, большинство из неё — скучная ерунда, мимо которой можно пройти, однако есть много невероятно интересных вещей, которым стоит научиться.

Так что остаётся вариант два: улучшить и укрепить нашу рабочую память, чтобы мы могли справиться с острыми задачами жизни.

Давайте посмотрим как мы можем увеличить объём нашего внутреннего блокнота, чтобы он позволял работать более эффективно и соображать быстрее.

Как натренировать рабочую память.

Играйте в правильные тренирующие мозг игры. В последние несколько лет, подобные игры получили широкое распространение, обещая сделать вас умнее с помощью всего лишь 15 минут в день.

Представьте, что вы слушаете строки букв, которые зачитывают вслух. Вам надо нажимать на кнопку каждый раз, когда вы слышите, что одна буква повторяется подряд дважды. Это 1-back, и это легко. Если вы слышите строку n-a-m-m-a-m , вы нажмёте кнопку, когда услышите вторую m, правильно? Но давайте попробуем 2-back: в этот раз вам надо нажимать кнопку когда вы слышите последнюю букву в серии, так как последняя m соответствовала той, что была ранее (отсюда и 2-back). Если бы вам предложили попробовать 3-back, соответственно, то вам надо было бы нажать кнопку когда вы услышите вторую а , потому что перед ней были бы три буквы. И так далее, к 4-back, 5-back и дальше.

Что делает это упражнение таким сложным так это то, что строка продолжает двигаться — она не является коротким списком из шести букв, который представлен в примере, но продолжающейся, со всё новыми и новыми буквами, за полторы минуты. Таким образом вы постоянно обновляете и отслеживаете позиции из двух, трёх и четырёх букв, которая постоянно меняется, так как к ней добавляется следующий знак. Это требует полной концентрации. Отвлекитесь на мгновение и вы проиграли.

Чтобы сделать это умственное упражнение ещё труднее, предложим ещё одну вводную:

Когда вы слышите случайную последовательность букв, вы также видите точку на экране компьютера, двигающуюся случайным образом по восьми возможным местам во внешних квадратах поля игры крестиков-ноликов. Теперь цель – следить и за буквами и за точками.» Так, например, на уровне 3-back, вам надо нажать кнопку на клавиатуре, если вы помните, что буква прозвучала три знака назад, и в то же время не нужно нажимать другую клавишу, если точка на экране находится в том же месте, как это было три раза назад.

Довольно сложно, да?

Игра dual n-back предназначена для того, чтобы хорошо нагрузить рабочую память. Тебе приходиться следить за несколькими частями информации и в то же время применять её, и это становится всё сложнее и сложнее. Отличная тема для тренировок мозга.

Поднимай тяжести. Мало того, что укрепление рабочей памяти похоже на укрепление физических мышц, но и усиление ваших мышц действительно может укрепить мозг!

Тереза Лю-Амвросий в течение всей своей карьеры исследует связь между физической силой и умом, особенно у пожилых людей. Её исследования показывают, что силовые программы тренировок могут улучшить умственные функции лучше чем аэробные упражнения. В одном из исследований она обнаружила, что пожилые люди, которые регулярно занимались силовыми тренировками, демонстрировали лучшее внимание и рабочую память чем те, кто получал лишь аэробные нагрузки.

Хотя пока неясно почему именно силовые тренировки более полезны для рабочей памяти, другие исследования демонстрируют ту же связь. Так что начните поднимать штанги и гантели, и вы улучшите не только мускулы, но и мозг.

Тем же, кто предпочитает аэробные тренировки, не стоит сильно расстраиваться, от занятий бегом и плаванием есть тоже польза для интеллекта, исследование лишь предполагает, что она не столь велика как та, что сопутствует силовым упражнениям. Так что помимо ваших 5-мильных пробежек не забудьте пару подходов становой тяги и приседаний . Упражнения высокой интенсивности также демонстрируют рост рабочей памяти, поэтому не забывайте пробежать парочку спринтов.

Высыпайтесь. Одно из многих преимуществ хорошего ночного сна — улучшение рабочей памяти. Исследователи обнаружили, что люди, которые получают полные 8 часов сна, на 58 процентов лучше выполняют задачи, связанные с рабочей памятью, чем те, кто спит меньше.

Таким образом, чтобы быть уверенным, что ваша рабочая память действует на максимуме, примите меры чтобы обеспечить себе хороший ночной сон .

Ваша рабочая память — ключевой компонент того как хорошо и быстро вы думаете и насколько гибким остаётся ваш мозг изо дня в день. Максимизируйте её потенциал с помощью этих рекомендаций, и вы будете в состоянии справиться с любыми задачами.

Заучивать стихотворение ежедневно - хорошая разминка. Благодаря этому возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению. Важно понимать, что здесь подразумевается не бездумное «зазубривание», а, в первую очередь, понимание смысла запоминаемого.

Этот прием по-разному сказывается на мозге ребенка и взрослого человека. Дошкольникам заучивание стихов позволяет активизировать мышление, создать образные представления - сначала предметы, потом действия и явления, конкретные и абстрактные величины, в конечном счете это ведет к развитию наглядно-образного и логического мышления. Память и внимание выступают в роли посредников - они задействованы в процесс, благодаря им и происходит развитие мышления, поэтому они неизбежно тренируются.

Взрослому человеку стихотворения помогают выстроить новые нейронные связи, но не заменяют комплексной тренировки памяти. Память обладает рядом свойств - объем, скорость запоминания, длительность хранения, скорость воспроизведения и помехоустойчивость. Эти свойства тренируются выборочно при заучивании стихотворений. Увеличивается общий объем хранения информации, скорость запоминания и воспроизведения именно самих стихотворений.

Помимо того, что тренируются не все свойства памяти, заучивание стихотворений затрагивает не все ее виды: развивается долгосрочная и рабочая память, в то время как краткосрочная не затрагивается.

Для комплексного развития памяти необходимо одновременно тренировать все ее свойства и виды. С этой задачей отлично справляются когнитивные тренажеры - задания в игровой форме на развитие внимания, памяти и мышления. Внимание выступает основной «двигательной» функцией мозга, которая активизирует остальные, соответственно, без включения внимания не развить память. В этом, кстати, состоит основная ошибка при заучивании стихотворений - зачастую мы механически зазубриваем последовательность слов (в этом нам помогает ритмичность), но не задействуем внимание.

Когнитивные тренажеры очень удобны тем, что на них можно заниматься онлайн. предлагает 45+ когнитивных тренажеров, из которых 12 направлены на развитие всех свойств памяти. Задания основаны на научных методиках исследования мозга, их более 15, среди которых Задача N-назад, Кривая Эббингауза, Метод Векслера, Методика Вундта, Таблицы Шульте, Методика Корси. Сервис сам подбирает оптимальную программу тренировок на основе вводного теста.

Развивать и тренировать свою память должен каждый человек, который хочет развиваться, добиваться чего-то в жизни. Не надо стоять на месте, а еще хуже катиться в пропасть. Вперед и только вперед.

Представьте на мгновение, что вы ни чего не понимаете и не видите, что происходит вокруг. Вы не знаете: как вас зовут, где вы живете, какой это город, кем вы работаете и так далее. Страшно становится, очень страшно. Поэтому надо развивать и тренировать свою память. Начните это прямо сейчас и делайте каждый день, не ленитесь и у вас все будет хорошо.

Упражнение 1

Начнем с простого упражнения. Посмотрите на следующую картинку одну минуту. Затем закройте эту картинку и попробуйте нарисовать эти фигуры в таком же расположении на бумаге.

Если вам сложно запомнить все детали не расстраивайтесь, возьмите только верхнюю часть картинки и попробуйте запомнить ее. Затем посмотрите на нижнюю часть картинки и попробуйте нарисовать детали нижней картинки на бумаге.

После того как вы нарисуете детали на бумаге попробуйте сравнить с картинкой. Что у вас получилось? Если есть ошибки, попробуйте повторить упражнение.

Упражнение 2

Посмотрите внимательно на картинку, здесь нарисованы цифры, под каждой цифрой написано слово. Внимательно посмотрите на картинку одну минуту, затем закройте эту картинку и попробуйте написать на бумаге все цифры и под каждой цифрой написать слово.

Что у вас получилось? Если ошибок много попробуйте запомнить только верхнюю строчку от нуля до четырех, потом от пяти до девяти.

Сравните написанное с картинкой, если есть ошибки, повторите упражнение.

Упражнение 3

Посмотрите на следующую картинку, на ней нарисованы часы. Посмотрите внимательно, какие цифры нарисованы на ней больше, меньше, какие черточки на цифрах. Посмотрите на картинку одну минуту, затем закройте картинку и попробуйте нарисовать часы на бумаге.

Что у вас получилось? Если у вас не получилось запомнить и нарисовать все полностью разделите часы пополам и запомните половину. Затем попробуйте запомнить вторую половину и нарисовать ее на бумаге. При необходимости повторите упражнение.

Упражнение 4

Посмотрите следующую картинку, на ней написаны цвета, но выделены они другим цветом. Посмотрите на картинку внимательно одну минуту и попробуйте запомнить слова.

Закройте картинку и попробуйте написать все, что запомнили цветными карандашами или цветными ручками.

Что у вас получилось?

Если получилось запомнить мало, не расстраивайтесь, возьмите первые три строчки и попробуйте запомнить их. Затем запомните и напишите вторые три строчки. Потом попробуйте запомнить и написать все шесть строчек вместе.

Упражнение 5

Посмотрите следующее упражнение, здесь написаны цифры двумя разными цветами. Посмотрите внимательно одну минуту на эти цифры и попробуйте запомнить их.

Закройте эти цифры и попробуйте написать на бумаге все то, что вы запомнили. Проверьте себя, если много ошибок попробуйте запомнить первые две строчки и затем написать их.

Затем попробуйте запомнить и написать вторые две строчки. Если все правильно можно потренироваться и написать все четыре строчки.

Попробуйте запомнить две крайние строчки и написать их, а затем запомнить две строчки в середине и тоже написать их. Не забывайте, что некоторые цифры написаны красным цветом.

Упражнение 6

В этом упражнении даны образцы узоров их надо запомнить, и продолжить точно также как на примере.

Сначала попробуйте выполнить задание под цифрой один.

Запомните рисунок под цифрой один закройте образец и продолжите на память соединять кружочки по образцу.

Теперь посмотрите образец рисунка под цифрой два. Закройте образец и соедините треугольники на память.

После выполнения задания под цифрой два приступайте к заданию под цифрой три. Здесь надо запомнить в каком порядке соединяются квадраты. После того как вы запомнили, закройте картинку и попробуйте соединить квадраты точно также.

Упражнение 7

Посмотрите внимательно на следующую картинку одну минуту. Здесь нарисованы разные предметы, запомните их.

Закройте картинку и напишите на бумаге, что вы запомнили. Предметы должны быть написаны или нарисованы в таком же порядке как на картинке.

Если вам сложно запомнить с первого раза столько предметов, то можно запомнить и написать половину этих предметов только по порядку.

Затем запомните и напишите вторую половину этих предметов.

Теперь попробуйте запомнить полностью все предметы по порядку и написать их в таком же порядке.

Упражнение 8

Посмотрите следующую картинку, на ней написаны цвета, они выделены все одним цветом. Посмотрите на картинку внимательно одну минуту и попробуйте запомнить слова.

Закройте картинку и попробуйте написать на бумаге все, что вы запомнили.

Что у вас получилось?

Если получилось запомнить мало, не расстраивайтесь, возьмите первые два столбика и попробуйте запомнить их. Затем запомните последний столбик и попробуйте написать все три столбика вместе.

Упражнение 9

Рассмотрите внимательно следующую картинку, на ней нарисованы животные, млекопитающие, рыбы и так далее. Постарайтесь запомнить все картинки в течение одной минуты.

Теперь напишите на бумаге по порядку все, что вы запомнили. Если запомнили не все или в неправильном порядке повторите упражнение.

Затем попробуйте запомнить в другом порядке, например с последней картинки до первой. Запишите все, что вы запомнили. При необходимости повторите упражнение.

Упражнение 10

Посмотрите на следующую пирамиду из чисел, в каждой последующей строчке добавляется одна цифра. Попробуйте запомнить все цифры по порядку. Запоминайте сначала первую строчку, затем вторую строчку и так далее.

Можно запомнить первые три строчки и написать их на память. Если получилось, то попробуйте запомнить первые четыре строчки и затем написать их. Проверьте себя.

Теперь попробуйте запомнить пять строчек и написать. Затем запомните всю пирамиду чисел и запишите их.

Упражнение 11

Посмотрите 20 секунд на следующие две картинки закройте их и скажите, сколько одинаковых фигур нарисовано на этих картинках. Нарисуйте их по памяти.

Теперь снова посмотрите на эти две картинки 20 секунд и закройте картинки.

Сколько разных картинок на этих двух картинках.

Проверьте себя. При необходимости повторите упражнение.

Развивайте и тренируйте память

Выполняйте следующие упражнения

Упражнение 12

Это упражнение можно делать в спокойной обстановке дома или на работе, если есть время.

Посмотрите на предметы, которые вас окружают. Выберите один из предметов и изучите его внимательно. На изучение вам дается двадцать секунд. Затем отвернитесь от этого предмета и попробуйте его описать.

Например, вы выбрали статуэтку.

Какая статуэтка большая, маленькая? Какого цвета статуэтка? Постарайтесь сделать полное описание того, что вы запомнили. Какая у нее поверхность (гладкая, лакированная, ребристая, пыльная, потертая и так далее). Какое основание у статуэтки (квадратное, круглое, необычной формы)?

Если вы мало успели запомнить за двадцать секунд, повторите упражнение.

Таким же образом вы можете рассмотреть другие предметы и попробовать их описать. С каждым разом предметы старайтесь выбирать сложнее.

Упражнение 13

Это упражнение сложнее выберите для описания следующий предмет, например ковер с рисунком.

Рассмотрите внимательно рисунок, который изображен на ковре и запомните его. Рассматривать можно минуты две или три. Затем отведите взгляд от ковра и попробуйте рассказать, что вы запомнили.

На ковре сложный рисунок, если не получилось запомнить весь попробуйте запомнить сначала какую-то часть ковра, потом возьмите кусочек для запоминания по-больше. Повторите упражнение. Затем попробуйте рассказать все, что на нем изображено.

Упражнение 14

Возьмите любые пять предметов. Это может быть кружка, ваза, тарелка, духи, статуэтка и так далее.

Все эти предметы надо внимательно рассмотреть минуты две или три. Затем накройте все эти предметы темным материалом и попробуйте рассказать то, что вы запомнили.

Если у вас получилось мало запомнить, повторите упражнение.

С каждым следующим занятием время запоминания надо сокращать.

Затем попробуйте добавлять по одному предмету и усложнять упражнение. Точно также вы можете развивать свою память в повседневной жизни. Например, посмотрите цены в магазине и попробуйте их запомнить. Попробуйте запомнить и сравнить цены на один и тот же товар в разных магазинах.

Упражнение 15

В этом упражнении вам надо описать какой-нибудь предмет по памяти.

Возьмите, например вазу, рассмотрите ее внимательно двадцать секунд. Отвернитесь от нее и попробуйте описать ее по памяти.

Вам надо описать все: форму, цвет, какой рисунок нарисован на этой вазе и так далее.

Затем повернитесь к вазе и посмотрите внимательно, что вы упустили и не рассказали.

Посмотрите еще раз на вазу и отвернитесь от нее. Попробуйте составить более полный рассказ о вазе.

Это упражнение вы можете сделать с другим предметом.

Упражнение 16

В упражнении 15 вы описывали вазу, отворачиваясь от нее. Теперь в упражнении 16 вам надо закрыть вазу, взять лист бумаги и карандаш и нарисовать ее по памяти.

Сравните ваш рисунок с оригиналом вазы. Вы все нарисовали или что-то упустили. Посмотрите внимательно каждую мелочь.

Упражнение 17

Перед сном попробуйте вспомнить людей и предметы, которые окружали вас целый день.

Вспомните фразы, которые были обращены к вам. Если вы слушали лекцию, то восстановите в памяти мимику, жесты. Вспомните, о чем говорилось на лекции дословно. Проанализируйте весь свой день и оцените свою память, наблюдательность и внимание.

Упражнение 18

Наш мозг способен увидеть понять обработать за одно мгновение очень большой объем информации. Вы можете развить и добиться многого, развивая свой мозг тренировками и упражнениями.

Возьмите книгу с яркими картинками.

Выберите одну и мгновенно посмотрите на нее. Закройте книгу. Что вы запомнили? Надо рассказать как можно больше, что вы запомнили. Повторите упражнение.

Для такого упражнения подойдет, например картина. Тренируйтесь и каждый раз сравнивайте, на сколько, улучшились у вас результаты.

Упражнение 19

В этом упражнении вам надо взять любые 5-7 предметов. Не рассматривайте их, положите на стол и закройте темным материалом.

Теперь откройте, сосчитайте медленно до десяти, и одновременно запоминайте эти предметы, снова закройте. Все что вы запомнили, запишите на бумаге. Опишите эти предметы.

Повторите упражнение, с каждым разом вы будете запоминать все больше и больше.

Выполняя упражнение в следующий раз, положите больше предметов, например 8-10 потом 11-13 и так далее. С каждым разом усложняйте себе упражнение.

Упражнение 20

Это упражнение перекликается с предыдущим. Вам надо зайти в незнакомую комнату и быстро как можно больше запомнить предметов и вещей, которые там находятся.

Затем вы выходите из комнаты берете лист бумаги и ручку и описываете все, что вы запомнили. Написанное можно сравнить с тем, что находится в комнате. На сколько много, и быстро ваш мозг запоминает. Если запомнили мало, повторите упражнение. В следующий раз попробуйте сделать это упражнение с другой комнатой и с другой обстановкой.

Упражнение 21

Это упражнение поможет вам запомнить важное.Запоминание связано со звуком, который вы слышите во время каких-то событий. Если нет никаких звуков, то их надо представить.

Представьте себе движущийся мотоцикл.

Он мчится и издает, какие-то звуки, какие они придумайте их. С помощью этих звуков вы всегда можете запомнить, что-то очень важное.

Упражнение 22

Это упражнение тоже на запоминание очень важной информации.

Вам надо взять любое стихотворение и выделить в нем фразы. К каждой фразе надо придумать несколько вопросов. Если хотите хорошо запомнить, делайте это каждый день.

Упражнение 23

Придумайте себе какой-нибудь маршрут, по которому вы пойдете. Например: от дома до магазина или от дома до работы.

Пройдите пешком по этому пути и замечайте все яркие приметы, которые вам встречаются на пути.

Затем дома возьмите бумагу и карандаш и составьте карту необычных примет. Запоминая яркие события, вы запомните и то, что рядом с ними находится.

Упражнение 24

В этом упражнении даны три столбика слов. Прочитайте эти слова и попробуйте запомнить сначала первый столбик.

Закройте эти слова и попробуйте написать их на бумаге в алфавитном порядке.

Затем прочитайте и запомните слова второго столбика. Закройте слова и попробуйте написать их на бумаге в алфавитном порядке.

После второго столбика прочитайте слова третьего столбика и попробуйте их запомнить. Закройте слова и напишите их в алфавитном порядке.

После того как вы запомнили все три столбика, посмотрите на слова еще раз, закройте их и напишите все слова трех столбиков в алфавитном порядке.

Упражнение 25

Посмотрите на следующую пирамиду цифр. Здесь шесть строчек. В каждой следующей строчке добавляется еще две цифры. Посмотрите сначала первые три строчки, они не большие, закройте пирамиду и попробуйте рассказать или написать то, что вы запомнили.

После того как вы написали или рассказали первые три строчки добавьте еще одну четвертую строчку, затем пятую и потом шестую строчку.

Получилось у вас написать в правильном порядке цифры?

Теперь вы это же упражнение попробуйте рассказать в обратном порядке снизу вверх. Посмотрите сначала нижнюю строчку закройте ее и расскажите, затем добавляйте по одной строчке вверх.

10 игр для развития и тренировки памяти

Также предлагаем игры для развития феноменальной памяти, внимания, логики и общему развитию мозга. Возможность видеть статистику достижений и соревноваться с другими игроками, бить свои и чужие рекорды, сделает такой способ развития памяти еще более интересным.

Игра "2 назад"

Для развития памяти советую такое упражнение как игра «2 назад». На экран будет выведена последовательность цифр, которые потребуется запомнить, а затем сравнить цифру последней карты с предыдущей. Это мощная тренировка памяти и мозга , это упражнение, которое доступно после регистрации, вы готовы? Тогда вперед!

Игра "Номер 3 назад"

Игра «Номер 3 назад» развивает память. Главная суть игры запомнить последовательность цифр и сравнить цифру на последней карточке с предыдущей карточкой.

В этой игре на несколько секунд на экране появляется карточка с цифрой ее надо запомнить, затем карточки исчезают и появляются новые. Сравните предыдущую карточку с карточкой на экране и ответьте на вопрос.

Игра "Матрицы памяти"

«Матрицы памяти» – Отличная игра для тренировки памяти. В представленной игре Вам потребуется запомнить размещение закрашенных клеток, а затем воспроизвести их по памяти. Сколько уровней вы сумеете пройти? Помните, время ограничено!

Игра "Сравнение по памяти"

Еще одна игра, которую можно отнести к упражнениям для памяти – «Сравнение по памяти». Хорошее упражнение для развития памяти и быстроты мысли. В начале дается цифра которую следует запомнить, затем же дается вторая, а Вам нужно будет ответить на вопрос, не меняющийся в течение игры. Замечательная игра для тренировки мозга. Давайте пробовать улучшать свою память вместе с нами!

Игра "Сложное скоростное движение"

Игра «Сложное скоростное движение» развивает память и внимание. Главная суть игры запомнить предыдущий предмет и сравнить с текущим, на экране.

В этой игре на несколько секунд на экране появляется предмет, посмотрите внимательно и запомните его.

Затем предмет исчезает и появляется новый, вам надо сравнить эти два предмета. Внизу есть три кнопочки с ответами: «нет», «частично совпадает» и «да». С помощью этих кнопок дайте ответ.

Игра "Перемещения"

Игра «Перемещения» развивает мышление и память. Главная суть игры запоминать перемещение сундука с сокровищами по карте.

В этой игре на несколько секунд на карте появляется сундук с сокровищами, надо запомнить, где находится сундук и внимательно следить за стрелками, куда они показывают. Сундук перемещается по стрелкам. При помощи стрелок вы определите, куда переместился сундук.

При правильном ответе вы набираете очки и играете дальше.

Игра "Буквенный охват"

Игра «Буквенный охват» развивает память и внимание. Главная суть игры запомнить буквы и написать их.

В этой игре на несколько секунд загораются буквы на экране, посмотрите внимательно и постарайтесь их запомнить.

Теперь вам надо написать их по памяти, можно пользоваться клавиатурой.

При правильном ответе вы набираете очки и играете дальше.

Игра "Быстрое сложение перезагрузка"

Игра «Быстрое сложение перезагрузка» развивает мышление, память и внимание. Главная суть игры выбрать правильные слагаемые, сумма которых будет равна заданному числу.

В этой игре дано задание «Сложите цифру» и дана сумма цифрой, ниже расположены три цифры вам надо выбрать из этих цифр два слагаемых, чтобы получилась сумма, которая дана в вопросе.

Игра "БрейнФуд"

Игра «БрейнФуд» развивает память и внимание. Главная суть игры в каждом раунде показан набор элементов, надо выбирать из набора тот, который еще не выбирали в предыдущих раундах.

В этой игре на экране предложены разные напитки и еда. Надо выбрать одно блюдо или напиток. В каждой следующем раунде надо выбрать другое блюдо, которое отличается от предыдущих. Во время игры добавляются новые блюда. Надо запоминать и выбирать каждый раз новое блюдо или напиток.

При правильном ответе вы набираете баллы и играете дальше.

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

Цель курса: развить память и внимание у ребенка так, чтобы ему было легче учиться в школе, чтобы он мог лучше запоминать.

После прохождения курса ребенок сможет:

  1. В 2-5 раз лучше запоминать тексты, лица, цифры, слова
  2. Научится запоминать на более длительный срок
  3. Увеличится скорость воспоминания нужной информации

Супер-память за 30 дней

Развитие памяти не отрываясь от повседневных дел и забот. Большинство упражнений этого курса направленны на тренировку памяти в естественных условиях, потому что запоминать нужно быстро и точно независимо от обстановки вокруг нас. Не нужно специально выделять время для тренировки памяти. Тренируйте ее дома, на работе, в дороге. Учитесь запоминать нужную информацию уже с первого урока.

Другие курсы для развития памяти

Еще курсы для улучшения памяти, концентрации внимания и работы мозга:

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Игры и увлекательные упражнения для развития мозга, памяти, концентрации внимания, креативности, которые будут приходить на почту в течении 30 дней после подписки. В качестве бонуса будут приходить уроки их других курсов.

Скорочтение за 30 дней

Заключение

Развивайте и тренируйте свою память, занимайтесь упражнениями каждый день по 30-40 минут и вы сразу заметите прогресс. Даже если у вас нет времени, ищите простые примеры из жизни по пути домой или по пути на работу, запоминайте номера домов, номера машин, цены в магазинах и так далее. Желаем вам удачи.

Изучению памяти посвящено множество научных трудов и монографий, но, несмотря на это она по-прежнему во многом остается «вещью в себе» как для специалистов, так и для простых людей. По большому счету нам до сих пор неизвестно, каким образом работает наша "система хранения данных". Еще совсем недавно господствовала теория, что законы функционирования памяти и мозга неизменны. Существовало мнение, что мозг способен к развитию только в детском возрасте, а затем изменяется только в сторону ухудшения. Это убеждение основывалось на трех факторах:

  • чрезвычайно редкие случаи выздоровления пациентов с повреждениями мозга в прошлом;
  • не изученность мозговой деятельности на нейронном уровне;
  • отношении к мозгу, как к механизму, а механизмы, как известно, не меняются и не растут.

Понятно, что у разных людей и в разном возрасте мозг и, соответственно, память может работать и хуже, и лучше. Оценить это можно только одним способом, вычислить соотношение «входной» и «выходной» информации. Но сделать это сложно. Еще более сложно вычислить эффективность воздействия на память и деятельность мозга различных методик и программ. Во-первых, на людей по-разному действует тот или иной способ тренировки. А во-вторых, тест не будет чистым, так как при испытании каждого следующего программного продукта будет накапливаться воздействие, оставленное предыдущими.

Однако сейчас большинство специалистов сходятся в одном, что память способна развиваться при систематической ее тренировке. Это логично и не противоречит главным законам, по которым существует человеческий организм. В подтверждение этому можно привести результаты одного исследования, опубликованные в книге Нормана Дойджа «Пластичность мозга. Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга».

Общеизвестно, что у людей преклонного возраста активность мозговой деятельности снижается, а память ухудшается. Один из экспериментов заключался в том, что группа людей в возрасте 60-87 лет занималась 10 недель по 5 часов в неделю по программе улучшения слуховой памяти. После завершения курса, проведенное тестирование показало значительное улучшение этого вида памяти – результаты соответствовали тестам возрастной группы 40-60 лет. Повторный тест, проведенный через три месяца, эти результаты подтвердил.

Как работает память

Плохой памяти у людей не существует «по определению». Количество информации, которую может хранить наш мозг огромно. Просто есть люди, которые умеют пользоваться своей памятью, пусть и на неосознанном уровне, а есть те, которые к этому неспособны. У первых в этом хранилище все классифицировано, разложено по полочкам и предъявляется по первому требованию. А у вторых оно больше похоже на склад случайных вещей, хотя и наполненный «под завязку», но содержащий гораздо меньше полезных данных.

Но, несмотря на такую разницу в организации у всех у нас есть несколько разновидностей памяти, отличающихся временем хранения информации:

  • долговременная;
  • кратковременная;
  • мгновенная.

В долговременной мы храним только то, о чем постоянно думаем и чем регулярно пользуемся. Причем храним десятилетиями. Кратковременная используется для хранения текущей информации, задерживается она там иногда на несколько недель, но потом, если не используется, исчезает. Мозг, как и человек, не очень любит трудиться, когда не мотивирован, слишком много энергии расходуется при этом. Мгновенная память предназначена для работы в течение мгновений и секунд. Работает она, например, при оценке дорожной ситуации, слежении за движущимся объектом. Но стоит нам перевести взгляд или сконцентрироваться на чем-то другом вся информация в ней «обнуляется».

Процесс перехода информации из кратковременной памяти в долговременную - активный процесс в мозге, требующий значительных затрат энергии. Если перегружать кратковременную память, не давая времени мозгу перевести важную информацию из неё в долговременную, то эффективность запоминания снижается. Поэтому при активной учёбе небольшие периоды отдыха и расслабления необходимы.

Развитие кратковременной и мгновенной составляющей нашей памяти – прямая дорога к увеличению эффективности долговременной, которая в конечном итоге оказывает свое влияние и на наши когнитивные способности (наш интеллект). А развивать их можно, только тренируя и постоянно применяя в повседневной жизни.

Но это не все. Практика показывает, что лучше всего запоминается то, что вызывает интерес, понятно и сопровождается эмоциями. Зазубривание «чего попало» - бесполезная трата времени. А так как интересы у всех разные, то и материал для тренировок должен быть разным. Именно поэтому распространенный и повторяющийся из пособия в пособие совет улучшать память, заучивая стихи, помогает далеко не всем. Что делать тем, кто равнодушен к поэзии?

Собственно, на этих двух принципах: тренировке кратковременной памяти с использованием разнообразной информации и основывается работа многочисленных компьютерных программ. Такая тренировка памяти отличается от обычной лишь тем, что используются изображения предметов, а не сами предметы, что значительно облегчает организацию самого процесса. На компьютере можно смоделировать все, что угодно.

Тренировка мгновенной (рабочей) памяти

Мы уже говорили, что развитие кратковременной и мгновенной памяти – ключ ко всему процессу запоминания. Эта память ценна еще и тем, что она обрабатывает не только внешнюю информацию, но взятую из долговременной и кратковременной памяти. Собственно, многие исследователи считают, что именно в ее работе и заключается процесс мышления.

Большого смысла перечислять существующие компьютерные программы для развития памяти нет. Достаточно сказать две вещи:

  • любой человек может найти среди этого множества программу полезную именно для него;
  • все они, за небольшим исключением, имеют один характерный недостаток – ограниченный набор и однотипность тестов делает невозможной комплексную тренировку памяти.

Выделяется из общего ряда ресурсов, посвященных развитию памяти, персональный сайт Пигарева А.Ю. (Новосибирск) - http://working-memory.ru. На нем есть все, и написанная понятным языком концепция, и методика оценки памяти, и целый комплекс тренажеров, позволяющих ее развить. Пожалуй, единственный недостаток ресурса, - это невозможность пройти тесты без регистрации. Но это преодолимо – достаточно написать письмо владельцу.