Во сколько начинается ночь и утро. Занятие в старшей группе «Части суток: утро, день, вечер, ночь
Екатерина Киселева
Занятие в старшей группе «Части суток: утро, день, вечер, ночь»
Занятие в старшей группе .
Части суток : утро , день , вечер , ночь .
Задачи : - расширить представления о частях суток , их характерных особенностях, последовательности (утро , день , вечер , ночь , - уметь определять части суток , ввести обобщающее понятие «Сутки» .
Вводное слово.
- Отгадайте загадку : не хожу и не летаю,
А попробуй догони!
Я бываю золотая.
Ну – ка, в сказку загляни! (золотая рыбка)
Из какой сказки приплыла к нам Золотая рыбка?
Правельно, Золотая рыбка живет на дне морском, где все время темно. Поэтому она не может различать время суток . Давайте поможем ей.
Сутки как мера времени имеют свою определенную количественную характеристику - 24 часа, поэтому время измеряется сутками. Это первая естественная единица измерения времени.
Сутки принято делить на четыре части : утро , день , вечер , ночь .
Время суток , когда солнце показывается над горизонтом, называется утро , которое наступает с рассветом. Солнышко только поднимается над горизонтом, поднимается над деревьями и крышами домов все выше и выше, дарит нам свои яркие лучи и солнечную улыбку.
Зимой утро начинается позже , а летом раньше. И еще летом, на траве бывает утренняя роса. Это когда на трава мокрая, как будто прошел дождь, а на самом деле никакого дождика не было, просто за ночь воздух остыл и превратился в маленькие капельки воды, которые осели на листочках и травинках. Утро начинается с пробуждения. Просыпаются растения, раскрывая свои бутоны, просыпаются животные и птицы, вылезая из своих норок и вылетая из своих гнезд. Утром надо встать с постели, аккуратно застелить ее. Затем пойти умыться, почистить зубы, сделать зарядку и собраться в детский сад или школу. А тем временем на кухне утром нас уже ждет завтрак, который приготовила мама. Послушайте стихотворение :
Утро
Над рекой заря встаёт
На дворе петух поёт.
Умываются котята,
Просыпаются ребята.
Днем человек бодрствует. Дети играют во дворе дома или детского сада, школьники учатся и после уроков возвращаются домой, а взрослые тем временем работают. Маленьким детям днем положено немного поспать после обеда, а школьникам постарше сделать уроки , чтобы до вечера можно было заняться любимыми делами и пойти погулять.
Днем солнце поднимается высоко в небо и совершает движение с востока на запад по небосклону, постепенно опускаясь после обеда к горизонту. Летом солнце высоко поднимается над горизонтом, а зимой невысоко и быстро садится.
В дневное время суток для детей проходят занятия в детском саду и в школе, после чего наступает обеденное время. Обед состоит из перового, второго и третьего, после чего нужно немного отдохнуть, а для детей помладше предусмотрен «тихий час» .
Ближе к вечеру наступает время полдничать. Полдник это небольшой ужин, который состоит из булки с чаем или фруктов с соком, после чего можно пойти гулять.
День
Солнце в нее высоко
До заката далеко
Зёрна в норку тащит мышь.
Учит азбуку малыш.
Вечером солнышко опускается все ниже и ниже и садится за горизонт. Это время суток называется вечер . А когда солнце исчезает за горизонтом можно наблюдать красивый закат. Он может быть ярким в желто-красных лучах. Зимой вечер наступает рано и солнышко садится быстро, а летом вечереет долго и солнце садится медленно.
Растения, животные и птицы готовятся ко сну. Цветы закрывают свои бутоны, животные забираются к себе в норки, муравейник в лесу закрывается, а птицы поют колыбельные возле своих гнезд.
Вечер это время , когда дети приходят с прогулки, а взрослые с работы. Это время ужина, после которого можно немного поиграть, посмотреть телевизор или почитать интересную книгу.
С вечера нужно подготовиться к завтрашнему дню, собрать одежду, книги в школу, почистить зубы и ложится спать. После вечера наступает самое темное время суток – ночь .
Вечер
Солнце красное зашло.
Белка прячется в дупло.
Дрёма в гости к нам идёт,
Сказку он с собой ведёт.
Ночью все люди , животные и растения отдыхают, чтобы набрать сил на следующий день . Люди спят в своих кроватях под теплым одеялом, собачки и кошки сворачиваются калачиком на своих уютных местах, птицы прячутся в ветвях деревьев, а у растений закрыты бутоны. Некоторые животные, такие, как совы, которые спят днем, ночью бодрствуют , но большинство животных ночью спят в своих гнездах и норках. Ночь это время тишины , отдыха и сладких снов.
Солнце прячется далеко за горизонтом и вокруг очень темно. Зато теперь на небе можно разглядеть звезды и на какое-то время выходит месяц. Днем звезды и луну невидно из-за яркого солнечного света, зато ночью в полной темноте они выступают во всей своей красе.
Ночью на небе появляется месяц. Это луна - наша спутница планеты Земля. Месяц бывает полным - называют полнолуние. Бывает в форме растущего или убывающего полумесяца. А может и совсем не быть - называется новолуние. В то время пока у нас длится ночь , на другой части земного шара светит солнце и вовсю идет день .
– Земля движется вокруг солнца и при этом вращается вокруг своей оси. Чтобы было яснее, посмотрите на этот глобус.
Ночь
В небе звёздочки горят.
Птицы спят и рыбки спят.
Спят цветы в саду на грядках,
Ну, а мы в своих кроватках.
А теперь давайте разомнемся :
Большая круглая луна
Восходит в небе звездном.
(поднять руки вверх, обнять голову) .
Свой яркий луч мне шлет она
И шепчет : - Очень поздно!
(руку поднесли ко лбу, посмотрели в даль.
«чи – чи» ).
Луна встает, а мне в кровать!
И до утра придется спать!
(Подняли руки вверх, сделали домик над головой.
Положили ручки под щечки).
…Большая желтая луна
Бледнеет и заходит.
(Соединить руки в круг и опустить) .
Погасли звезды, и видна
Заря. И солнце всходит.
(Руки в стороны) .
Я встану, а луне – в кровать!
До вечера ей надо спать !
(Потянулись, положили ручки под щечки,
Указательный пальчик поднесли к губам, сделали «чи – чи» ).
– И так, ребята, мы с вами знаем, что в сутках есть день и ночь . Днем светло. Днем в детском саду проходят занятия , можно играть, гулять, дневной сон.
Что, ты делаешь днём?
– Ночью темно . Почти все люди спят. Что, ты делаешь ночью ? (Сплю) .
– Вечер наступает , когда заканчивается день и на улице начинает темнеть. Что, ты делаешь вечером ?
(Возвращаюсь из детского сада, гуляю, смотрю телевизор, готовлюсь ко сну).
– Когда заканчивается ночь , наступает утро . Всходит солнце. Что, ты делаешь утром ? (Просыпаюсь, встаю, умываюсь, иду в детский сад) .
А теперь давайте поиграем.
Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Цель : закреплять знания о частях суток ; упражнять в сопоставлении картинки с частями суток : утро , день , вечер , ночь .
В игре могут принять участие от 1 до 4 человек .
Игровые правила : по слову, которое произносит воспитатель, показывать карточку и объяснять, почему он её выбрал. Соотнести данную карточку с моделями частей суток (квадраты желтого, белого, коричневого, синего цвета) .
Игровое действие : поиск нужной картинки и соотношение её с моделью частей суток .
Материал : модели частей суток , картинки, отражающие деятельность в разное время суток .
Солнце яркое встает, петушок в саду поет,
Наши дети просыпаются, в детский садик собираются.
Когда это бывает? (утром )
Солнце в небе ярко светит, на прогулку пошли дети.
Когда это бывает? (днем)
День прошел , садится солнце, сумрак медленно крадется.
Зажигайте лампы, свечи. Наступает темный (вечер )
Спят медведи и слоны, заяц спит и ежик,
Все вокруг уснуть должны.
Наши дети тоже. Когда все спят? (ночью )
Дети отгадывают загадки и выбирают себе картинку, внимательно рассматривают её. Сопоставляют картинку с частями суток и соотносят с нужной моделью, объясняя почему.
Рефлексия.
Как иначе можно назвать день ? (сутки)
Из каких частей состоит день ? (утро , день , вечер , ночь )
С какого времени начинается утро? Одни говорят 3 часа ночи, другие — утра.
- Для меня утро — это 7 часов.
- Утро начинается с рассвета -здравствуй необъятная страна
- а я не хочу умничать-просто хочу знать, каким понятиям какое время соответствует в прогнозах метеослужбы гисметео. александр
- В сутках 24 часа и четыре времени.
С 0 до 6 — ночь,
с 6 до 12 — утро,
с 12 до 18 — день,
с 18 до 24 — вечер.
Данное разделение времени суток общепринято в европейских странах.Тут много путаницы, потому что есть официальные, астрономические и народные определения.
В каждом языке есть свои традиции — например не зависимо от времени восхода солнца и гео координат — люди по-русски говорят 3 часа ночи, но 5 часов утра. Словами полночь и полдень называют 0:00 и 12:00. Получается что в этом смысле в полночь уже прошла как минимум половина ночи!Когда начинается утро?
Когда просыпается ветер
И сонные листья колышет,
И флюгер скрипучий торопит?Когда начинается утро?
Когда просветляется небо,
И птицы, качаясь на ветках,
Свои голоса проверяют?Когда начинается утро?
Когда появляется солнце
Вдали над верхушками лок
И в окна без спроса вбегает?Нет-нет.
Начинается утро,
Когда просыпается мама,
И вдра гремят у колодца,
И щепки трещат в поддувале. .Потом просыпается ветер
И сор во дворе подметает.
Потом разгорается небо
И лампу ненужную гасит.
Потом появляется солнце
И день начинает.Попробуем, однако, порассуждать. Опираясь на эмпирику, конечно. Точнее, на обыденное словоупотребление.
Начнм с ноля часов ноль-ноль-минут (эти ноль-ноль — как буль-буль, «вот и день утонул, как подводная лодка»). Это, понятно, ночь, с этим никто не спорит.
Два часа, три часа. Те же яйца, вид сбоку.
Перелом наступает около четырх часов. Люди делятся на тех, кто говорит «четыре часа ночи» и тех, кто говорит «четыре часа утра».
Пять — уже утро. «Пять утра», и никогда — «пять ночи». Дальше — шесть, семь, ну это уже утро по-любому.
Сузим прицел. Пол-пятого — всегда «пол-пятого утра». Пол-четвртого.. . тут по-разному. Некоторые говорят «пол-четвртого утра», но неуверенно. «Пол-четвртого ночи» — кажется, более распространнный вариант, хотя и тут некая неуверенность ощущается.
Выходит.. . Выходит, ночь сменяется утром в сознании современного городского жителя этак в районе 03.40. До того — ночь, после — утро (даже если за окнами темнотища).
- А мое мнение все же 6 часов! А то что птички и в 3 под окном поют так у них свои биологические часы! А солнце если думать у меня в глаз летом именно с 6 слепит. Так что по мне так только поднялось. И что рас зимой 7 часов темень как ночь, то я иду на учебу или работу ночью? Бред!
- как просншся)
Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект / Казан. гос. ун-т. Филол. фак-т.- Казань: Казан. гос. ун-т, 2004.- 348 с., Экономический журнал
УДК 811.161.1’37
языковая картина, время
Вопрос о делении суток и года на части и отношении между этими периодами времени, решаемый на уровне отдельных лексем, кажется на первый взгляд довольно простым, однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что в русской языковой картине времени этот фрагмент достаточно любопытен.
Как правильно: три часа ночи или три часа утра ? Вечер – это конкретный промежуток времени, определяемый по часам, или просто "время, когда темнеет"? Приходится ли зимой и летом вечер на один и тот же отрезок времени или нет? Почему так часты метафоры типа весна – утро года, молодость – заря жизни ?
Очевидно, что в различных контекстах мы делим год и сутки на периоды, руководствуясь разными основаниями (состоянием окружающей среды, нашей деятельностью или др.) и оперируя разными временными измерениями.
Словари, как правило, не проясняют ситуации, предлагая дефиниции типа день – "часть суток от … утра до вечера", вечер – "часть суток перед наступлением ночи, следующая после окончания дня", весна – "время года, следующее за зимой", а зима - "…время года, следующее за осенью" и т. п.
Вероятно, для описания определённого фрагмента русской картины времени на современном этапе небесполезен небольшой этимологический экскурс, это позволит выделить наиболее древний пласт отношений.
Представление о суточном или годовом круге как о цикле наиболее архаично и характерно для многих языков мира, поскольку имеет, по словам
Н.И.Толстого, внеязыковые основания. Деление суток на день и ночь также объясняется экстралингвистическими факторами. Однако ˝деление суточных и годовых кругов на отрезки времени и на периоды – дело ума, восприятия и опыта человеческого…˝ .
Суточный цикл – явление астрономическое, поэтому именно астрономические реалии послужили базой для последующего временного значения и обусловили деление суток на периоды.
По мнению этимологов, для древней модели суток была характерна двучленная структура (светлое и тёмное время). Действительно, русское день восходит к и.-е. *di-/ *dei – ‘светить’. Этимологически ночь - ‘тёмная часть суток, время до рассвета’. С положением солнца этимологически связан и рус. вечер (и. –е. *ueqero – "сверкающий луч за горизонтом, т. е. период суток, когда заходит солнце).
Наименования времён года также могут мотивироваться состоянием окружающей среды: в слове весна выделяют и.-е. корень *ues- , т.е. ‘светить’, а зима этимологически –‘холодное, снежное время года’ или ‘время дождей, сырое время’.
Неудивительно, что ориентация на астрономические или природные реалии – наиболее архаичная. На более позднем этапе развития временные лексемы мотивируются наименованиями человеческой деятельности: так, слово лето (семантический комплекс "можно, дозволено") первоначально, видимо, обозначало часть года, в которой происходило "оттаивание", "раскрепощение" природы, а также и отношений между людьми, осень изначально - ‘время урожая’, а утро – "время запрягания быков" ("начало полевых работ").
Таким образом, исторический фон проясняет наиболее древние пласты в восприятии суточного и годового циклов.
Наблюдение за функциональными особенностями временных лексем в современном русском языке позволяет говорить о том, что в нашем языковом сознании сейчас существует три измерения суточного цикла как результат семантических (языковых) и внеязыковых процессов: ˝первичное˝, основывающееся на видимых изменениях окружающей среды и наиболее близкое архаичному сознанию (например, выражение ночь на дворе часто используется в значении ‘темно’ именно в этой плоскости существуют понятия рассвет, сумерки, восход, закат и др.), ˝часовое˝, согласно которому проводится чёткая граница между частями суток (утро длится с 4-5 до 10-11 часов, день – с 10-11 до 5-6 часов вечера, вечер – с 5-6 часов до 22-23 часов и ночь – с 22-23 до 5-6 часов утра), и ˝бытовое˝, явившееся результатом ориентации на деятельность человека в течение суток:
1) Была ещё самая ночь (Владимов, Три минуты молчания) ;
2) С трёх часов после обеда засели в вист и играли до трёх часов ночи (Гоголь, Мёртвые души);
3) Такая мерзость лезла всю ночь, что гнусно рассказывать (Гоголь, Мёртвые души).
Неудивительно, что изначально критерием структурирования времени в пределах суток было положение солнца над горизонтом. Этим определялся и
распорядок дня человека. Однако изменения условий жизни повлекли за собой и изменение режима дня, период активной деятельности человека уже не совпадал со светлой частью суток. Режим стал более свободным и индивидуальным, появилось множество разнообразных видов деятельности. Возможно, многими людьми день стал восприниматься как ‘время бодрствования", а ночь как - "время сна", утро , вероятно, начинается с пробуждением человека, а вечер заканчивается с отходом ко сну.
Все эти измерения взаимосвязаны и присутствуют в нашем сознании.
Деление годового цикла на периоды также может быть природным (лето – "время, когда очень тепло", летом может быть и календарная весна) и официальным (лето – "время года с 1 июня по 31 августа"). Так, вне контекста фраза Сегодня первый весенний день может быть понята по-разному: "первый солнечный и тёплый день зимы" или "1 марта".
Таким образом, можно говорить о том, что для носителей русского языка сутки и год – понятие многоплановое и неоднозначное, в сознании говорящих одновременно присутствуют несколько измерений, каждое из которых может актуализироваться в зависимости от ситуации.
Однако можно выделить и четвертое, метафорическое измерение, в котором ассоциативно сближаются периоды суток и времён года, а также временные и невременные реалий:
˝период времени˝ → ˝погода, характерная для этого времени˝:
Здесь в Харькове, совсем лето (т. е. тепло, жаркая погода) (Ильф, Петров 1982)
˝часть суток˝/˝время года˝ → ˝возрастное состояние человека˝:
И юных граций ты прелестней!
И твой закат пышней чем день! (закат в значении ‘старость, увядание’, день в значении ‘зрелость, расцвет’) (Боратынский, Всегда и в пурпуре и в злате…).
˝часть суток˝/˝время года˝ → ˝состояние души˝ :
На ум, на сердце мне излили
Вы благодатные струи
И чудотворно превратили
В день ясный сумерки мои (день в значении "радость", сумерки в значении "печаль’) (Боратынский, С книгою ˝Сумерки˝).
˝часть суток˝ → ˝сторона света˝ . Наименования сторон света могли быть мотивированы видимым положением солнца по отношению к горизонту, также использовалась ориентировка по звездам, но в некоторых случаях стороны горизонта могли быть названы по времени суток:
полдень (‘середина дня’) → полдень (‘юг’);
полночь (‘середина ночи’) → полночь (‘север’);
закат (‘заход или время захода солнца за линию горизонта’) → закат (‘запад’);
восход (‘появление и время появления солнца над горизонтом’) → восход (‘восток’).
У Даля можно найти ночь в значении север, вечер в значении ‘запад’, утро в значении ‘восток’.
Наконец, некоторые временные лексемы данных групп обрастают богатым ассоциативным рядом и используются как слова символы: ночь – нечто таинственное,
страшное, угрожающее или, наоборот, умиротворяющее. Так, ночное безмолвие – не просто "тишина ночью", а "тишина, наводящая страх". Неслучайно в фольклоре ночь – время разгула нечистой силы.
Интересно, что в архаическом сознании представление о частях дня переносится на год и на периоды человеческой жизни. Утро, полдень, сумерки и ночь метафорически означают весну, лето, осень и зиму (утро обозначает рассвет, ночь – гибель растительного мира).
Исследователи отмечают чёткую изоморфность схемы деления суток на временные отрезки и схемы деления года на периоды в славянской языковой картине мира.
Любопытно, что по языческо-христианской интерпретации наиболее опасными, ˝нечистыми˝ периодами являются полдень (соотносится с ночью ритуального бесчинства - праздником Ивана Купалы) и полночь . ˝Страшный˝, ˝глухой˝ период ночи (до первых петухов ) соответствует Святкам (Некрещёным дням , когда Иисус ещё не был крещён). На рассвете и закате можно было колдовать и врачевать, они соотносятся в году с Благовещением (25.03 ст.ст., в этот день просыпалась земля, могли появляться духи) и Воздвиженьем (14.09.ст. ст., земля засыпала, змеи уползали на зимний покой). Таким образом, в году и в сутках наиболее ˝опасными˝ были поворотные, ˝межевые˝ моменты.