Дети ничего не должны своим родителям — объясняю почему. Что родители не должны говорить школьнику ни в коем случае

Введите e-mail адрес:

Для маленькой девочки чрезвычайно важно, что о ней думают и говорят родители. Родители для девочки – это целый мир, и поэтому, если они говорят о ней что-то плохое, она воспринимает это близко к сердцу. Эти слова остаются с ней на долгие годы. В подростковом возрасте девочки воспринимают все слова во много раз острее, чем обычно, и любой расстраивающий комментарий может заставить ее увидеть себя в неприглядном свете. Это часто понижает самооценку девочки.

Даже взрослые не любят, когда их родители снисходительно относятся к их суждениям или оспаривают их. От родителей нам нужен совет, но никак не суровая критика.

К счастью, многие современные матери уже отказались от устаревших способов воспитания девочек, которыми воспитывали их самих. Тем не менее, родители все еще часто допускают ошибки в воспитании дочерей, даже не осознавая вред, который они при этом наносят. Родители не понимают, что их язык – это самое страшное оружие, которое они используют против своих дочерей.

Рассмотрим 10 распространенных фраз, которые могут нанести вред девочкам и от которых стоит отказаться родителям.

«Одевайся как девочка»

Некоторые родители подсознательно проецируют гендерные стереотипы на своих дочерей. Обычно это начинается с манеры одеваться. Вашей дочери могут не нравиться платья с рюшами или красивые юбки, которые нравятся вам. Ей могут нравиться джинсы и футболки. Навязывание дочери какого-либо стиля одежды приносит больше вреда, чем пользы. У нее свои вкусы, и их нужно ценить.

«Девочки так не поступают / Так делают мальчики»

Если ваша девочка любит играть в футбол, баскетбол или другие игры, в которые обычно играют мальчики, не спешите говорить ей, что это занятие не для девочек. Не отговаривайте дочь от занятий, в которых она может добиться успеха, только потому, что вы считаете, что это занятия для мальчиков. В современном мире каждый независимо от пола, национальности или этнической принадлежности может заниматься тем, что ему нравится.

«Не ешь слишком много / Ты толстая»

Не говорите своей дочери, что у нее избыточный вес. Даже если это действительно так, не напоминайте ей об этом. Обидные слова по поводу излишнего веса девочки могут привести к анорексии и глубокой депрессии. Не стоит критиковать внешние данные дочери, лучше научите ее правилам здорового питания и приучите к физической активности.

«Девочки должны делать макияж»

Некоторые мамы обеспокоены тем, что их дочери слишком рано начинают красить губы и ресницы; некоторые говорят, что девочки должны наносить макияж перед выходом из дома. Иногда это непрямо выражается в фразах: «От природы ты не очень красивая, но косметика поможет тебе исправить недостатки». Просто будьте благодарны дочери за то, что она не накладывает на себя килограммы макияжа.

«Не будь такой грубой / Замолчи»

Иногда родители упрекают девочек в том, что они отстаивают свою позицию, называя их грубыми. Тем самым они дают понять дочерям, что те не могут иметь свое собственное мнение и должны принимать все с улыбкой и никогда не спорить.

«Не смейся слишком громко»

Если мальчикам можно громко смеяться, то почему нельзя девочкам? Не навязывайте своей дочери такие гендерные стереотипы. Позвольте ей свободно выражать свои чувства и смеяться от души, так, как ей нравится.

«Почему ты не можешь быть такой же, как она?»

Вы действительно хотели бы, чтобы вашей дочерью была другая девочка? Сравнение – самое худшее, что вы можете сделать для своей дочери. Если вы хотите, чтобы она выросла уверенной в себе, перестаньте сравнивать ее с подругами, одноклассницами или сестрами.

«Не обращай внимания»

Если вы советуете дочери скрывать свои истинные чувства только потому, что рядом находятся соседи, друзья или родственники, от этого она будет чувствовать себя еще хуже. Если ваша дочь рассердилась по какой-то причине, пусть покажет это.

«Что скажут люди?»

Знание законов поможет вам сэкономить в школе. Из года в год родители сдают деньги, порой даже не вникая, на что именно, а просто потому что «так принято». При этом школа имеет право взимать плату лишь за некоторые дополнительные образовательные услуги и только после подписания соответствующего договора. Давайте одержим маленькую победу над привычными, но незаконными устоями и проясним, за что именно родители платить не обязаны.

1. Занятия по предметам, предусмотренным образовательным стандартом

По статистике Рособрнадзора, больше всего нарушений в школах связано именно с платными занятиями.

Школа не имеет права проводить занятия за деньги по входящим в образовательный стандарт предметам. Родители не должны оплачивать лишние уроки, условно говоря, по математике перед итоговой контрольной работой. Расхожая ситуация: классный руководитель, он же учитель английского языка, проводит «для своих» дополнительные уроки за «недорого». Родителей не смущает отсутствие договора, квитанций об оплате, а главное, самой потребности в дополнительном английском. Чтобы избежать предвзятого отношения к ребенку, они готовы платить за бесполезные по существу занятия и громко не возмущаться.

Еще раз: платными могут быть только те занятия, которые выходят за рамки обязательной программы. Проще говоря, которых нет в расписании или на посещение которых семья дала письменное согласие, заполнив договор об оказании дополнительных образовательных услуг.

2. Охрана школы

Согласно статье 41 п.8 ч.1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», образовательное учреждение должно обеспечить охрану и безопасность детей во время их пребывания в учебной организации.

Справедливости ради надо сказать, что на первом собрании родителей спрашивают, существует ли, по их мнению, необходимость в услугах охранника. Ответ очевиден: существует. Но зачастую бюджет города не в состоянии выделить нужную сумму для оплаты услуг охранного агентства, и поскольку родители в них заинтересованы, эта функция по умолчанию ложится на их плечи. В результате создается порочная практика, при которой школа порой даже не пытается выполнить свои законные обязанности, сразу же требуя от родителей спасать ситуацию. А родители, не знакомые с законом, даже не задумываются о своих правах и обязанностях школы.

3. Учебники и методические пособия

Родители послушно покупают необходимый перечень учебников и рабочих тетрадей (в старших классах общие затраты могут составлять до 5-7 тысяч на ребенка), а между тем статья 35 того же закона «Об образовании в Российской Федерации» сообщает: «обеспечение учебниками и учебно-методическими материалами осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов».

Приобретение учебной литературы за счет ученика правомерно лишь в том случае, если предмет входит в число дополнительных образовательных услуг, оказываемых на платной основе. Учителя говорят, что закон «не позволяет настаивать» на покупке перечисленных пособий, хотя понятно, что категория это крайне расплывчатая. За словами о добровольности покупки учебника обычно идет предупреждение, что ребенок без него будет чувствовать себя белой вороной и не овладеет материалом. В итоге закон и реальная школьная практика существуют в этом случае в параллельных плоскостях.

4. Гардероб

Внимательная гардеробщица, которая не только отвечает за сохранность одежды, но и поименно знает ее владельцев — для школы большая редкость. Идея о хорошем платном гардеробе как альтернативе плохой бесплатной раздевалке обычно появляется у самих родителей вскоре после пропажи нескольких вещей или детской потасовки в рядах с одеждой.

Вряд ли в школе, в которой нет приличной раздевалки, есть достойный управляющий совет. Иначе мы рекомендовали бы искать решение этой распространенной проблемы именно там. Если создание платного гардероба — единственный выход из тупиковой ситуации, бесплатная раздевалка непременно должна остаться. В обязанности родителей не входит оплата труда дополнительной штатной единицы, введенной по запросу инициативной группы.

5. Оборудование и ремонт школы

Говоря о школьных поборах, родители чаще всего имеют в виду именно сбор средств на покупку новых парт, ремонт класса, IT-оснащения и так далее. Между тем закон «О совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений», вступивший в силу аж в 2011 году, запрещает брать плату за услуги, которые оказываются в рамках государственного задания за счет бюджетных средств. А закон «Об образовании» уточняет, что платным может быть только то, что выходит за рамки образовательного стандарта.

Казалось бы, и добавить нечего. Все прозрачно.

Но некоторые школы, особенно региональные, чтобы легализировать родительские взносы, используют договор на добровольные пожертвования. Формулировка одного из пунктов обескураживает: «жертвователь обязан переводить добровольные пожертвования...» Подписав такой документ, родители соглашаются платить за все: за ремонтные работы, за подарки учителю, за покупку стульев в столовую. При этом принуждать к подписанию такого договора школа тоже не имеет права.

Здравствуйте, уважаемы друзья! Сегодня у меня философская тема, очень интересно будет узнать мнение каждого из вас о том, что же родители должны дать своему ребёнку. Я не призываю никого соглашаться с моим мнением, все мы разные и по-разному смотрим на одни и те же вещи. Я просто хочу выразить свою точку зрения по этому поводу. И на эту статью меня натолкнули события вокруг, люди, меня окружающие, у всех ведь своя жизнь, судьба и мнения, но никто не запрещает это мнение высказать. Вот и давайте обсудим с вами, ведь многие из вас не только родители, но уже и бабушки, дедушки, а с высоты жизненного опыта многое можно рассказать, дать мудрый совет. Рождение ребенка – это чудо само по себе. Но что дальше? Ведь теперь задача родителей вывести в свет здоровую, полноценную, самостоятельную, способную к адаптации личность. Но как это сделать, чтобы ребенок никогда не обвинял вас в своих неудачах в дальнейшей жизни. Что прежде всего нужно «дать» нашим детям?

Что родители должны дать своему ребёнку.Самое важное

Первое, и самое важное, на мой взгляд, – это любовь. Причем любовь не за хорошую учебу или послушание, а вопреки всему. Каждую минуту ваш ребенок (неважно, сколько ему лет), должен чувствовать, что его любят несмотря ни на что. Он нужен, он хороший, даже если его поведение оставляет желать лучшего.

Даже ругая, следует разделять поведение в конкретный момент и личность всегда. Наказание должно поступать следом за действием, но затем снова должна проявляться любовь. В чем она выражается? В близком контакте (обнимите, поцелуйте), в заботе и внимании, в участии. Да, наказание вызывает в маленьком человечке обиду, чувство протеста, но на отношения между родителями и детьми это никак не должно сказываться.

Капризы маленького ребенка имеют под собой почву – усталость, обиду, скуку, отсутствие внимания. Обычно за безобразным поведением стоит отчаяние получить такое нужное ребенку внимание со стороны взрослых.

Выяснить причину – своеобразное проявление любви, хотя в этот момент многие родители чувствуют что угодно: раздражение, злость, обиду, стыд (если это происходит в общественном месте), но только не нежность и любовь. Сложно, испытывая отрицательные чувства, проявлять любовь, но просто необходимо, чтобы не потерять контакт с нашими детьми.

Можно ли поставить знак равенства между любовью и заботой? Чтобы правильно заботиться, нужно знать потребности маленького человека. А вот с этим возникают проблемы, ведь зачастую наши потребности и ребенка не совпадают. Мы хотим помочь им выжить, приспособиться к этому миру и в этом наша потребность. Но понимает ли ее трехлетний ребенок? Ему нужно просто чувствовать вашу поддержку и тогда он будет уверен, что находится в безопасности.

Можно ли сказать, что любовь – это взаимоуважение? Как может существовать любовь, если человек не уважает своего партнера? А что происходит в наших отношениях с детьми? Как часто мы смеемся над наивными суждениями наших детей. Сколько раз говорим о том, что руки растут не из того места, если ребенок разобьет кружку или что-то сломает? Разве это является проявлением любви, ведь говоря такое, мы унижаем маленькую личность!

Вот и встречаются во взрослой жизни нам люди, которых родители вроде бы любили, но они недолюблены. А все потому, что родители их не уважали…

Если мы будем воспитывать детей спокойно, в атмосфере любви, то не только сделаем хорошо им, но и себе, воспитывая мудрого и спокойного родителя. Главное никогда не путать между собой два понятия – любовь и вседозволенность.

Что посеешь, то и пожнешь…

Ребенок приходит в эту жизнь, словно пустой сосуд, а мы, взрослые, наполняем его. И от нас родителей во многом зависит, с каким питьем будет эта чаша. К сожалению, малыш в песочнице не проводит грани между добром и злом. Он не знает, что такое внимательность по отношению к другим таким же малышам. Ему непонятно, что «выковыривая» глазик у собачки, он делает животному больно. И только взрослые в состоянии объяснить, что такое сострадание к более слабым.

Как мы относимся к подросткам, которые издеваются над более слабыми, младшими? Но если сами не будем прививать детям сострадание и доброту, рискуем получить такого же подростка. И лучший способ воспитания ни нотации и красивые речи, а собственный пример. Только проявляя терпение к чужим недостаткам, в том числе и наших чад, мы сможем привить терпение.

Как часто мы требуем от ребенка честности, ругаем даже за маленькую ложь? Но позвольте, ведь сами-то не безгрешны. Сколько раз мы обманываем детей? У многих это даже своеобразная тактика воспитания – обман. Так откуда же взяться честности и правдивости.

Мы скрываем свои чувства, а потом искренне удивляемся, что нам плохо, а дети, такие черствые, даже этого не замечают. Но попробуйте открыться. Хочется плакать – плачьте в открытую, говорите, как вам больно и обидно за тот или иной поступок ребенка, и вы удивитесь, насколько честнее и внимательнее станут ваши дети. Не сразу, конечно, ведь любые изменения происходят постепенно.

Я верю в Бога и считаю, что детей нужно учить жить с Богом, идти по жизни с Богом, надеяться и верить, что всё что ни посылается в жизни хорошее и плохое, это для нашего же блага. Дети должны уже с раннего возраста понимать, что они не сами по себе и не надеяться только лишь на свои силы, что есть их создатель. Что они всегда ходят под его родительским присмотром. Обязательно приводить детей в храм, причащать, рассказывать самим и много читать на духовные темы. Мы как родители обязаны сохранить и передать свою православную веру нашим детям.

Образование

Чтобы будущее у детей складывалось удачно, должна быть возможность зарабатывать себе на жизнь. Ведь еще с раннего детства мы задаем своим детям вопрос: «А кем ты хочешь стать?» Подводя к тому, что учиться и получать профессию просто необходимо. Поэтому задача родителей помочь выбрать профессию и, по возможности, помочь с обучением. Но, подчеркиваю, только помочь!

В жизни же все происходит иначе. Мы имеем какие-то ожидания, возлагаем надежды на наших детей и… навязываем свои несбывшиеся мечты. Причем мы не советуем, а требуем. Уже по привычке, как в два года требовали надеть шапку, потому что на улице ветер.

Требуем идти учиться на юриста, «потому что актриса из тебя не получится». Все чаще в лексиконе при общении со взрослыми детьми появляется выражение «Ты должен!». И чем взрослее и самостоятельней наш ребенок, тем бескомпромиснее заявления. А ведь от нас, как от родителей требовалось всего лишь дать право выбора и, конечно же, право на ошибку.

Нужно ли помогать финансово?

Одно из современных заблуждений – ребенок должен выйти в люди «полностью упакованным». В свободное плаванье чадо должно выйти с квартирой и машиной, образование – только высшее, работа – престижная, в какой-нибудь известной компании. А как же самостоятельность? Нет, естественно, мало найдется юношей и девушек, которые откажутся от всех этих подарков, но вот об этом ли они мечтают?

Это навязанный стереотип, с которым все теперь идут, размахивая флагами. А у всех ли есть такая возможность? Если у вас один ребенок, то можно поднапрячься, и дать на блюдечке с голубой каемочкой, но будет ли все это цениться? А если вы относитесь к многодетной семье? Что же теперь всех обеспечивать жильем? Боюсь, что в этом случае можно просто потерять себя.

На мой взгляд, наша задача, как родителей, подготовить детей морально к сложностям жизни, заложить в них прочный фундамент духовных ценностей, а не стелить соломку везде, где ребенок может упасть и набить шишки.

Давая всё, мы воспитываем избалованных детей, которые привыкают брать, требовать, отнимать, не давая ничего взамен. Изначально, даря подарки, мы ждем ответа – уважения, терпимости, признания и послушания. Но, как показывает опыт, получаем обратное. Ведь умение давать так и не привито.

Истории жизни знаменитых людей показывает, что есть среди талантов много людей из многодетных семей, которые жили весьма небогато. Это и Менделеев, который был семнадцатым ребенком, и А.С. Пушкин, и Юрий Гагарин, и художник Кустодиев. Но практически все они в биографии указывают, что детство проходило весело, хотя и приходилось много работать. В семьях царила любовь, чувство взаимопомощи и взаимовыручки. Родители в этих семьях смогли заложить тот прочный фундамент, которой дал толчок будущим талантам, которые сегодня известны на весь мир. Кто знает, стали бы эти люди знаменитыми в другом окружении.

Но реальность современной жизни показывает, что дети, которых называют мажорами, редко могут чего-то добиться без родительских денег. Мне нравится изречение: "если вы хотите вырастить хороших детей, то тратьте н них в два раза меньше денег и в два раза больше времени", на самом деле это самый главный секрет воспитания, которым сейчас многие родители пренебрегают, поступаю наоборот. Детям нужны не деньги и дорогие игрушки, им нужны родители, которые будут жить глаза в глаза со своим ребёнком.

Когда еще нет детей

Еще одна современная реальность – первого ребенка женщины рожают очень поздно, годам к 35, а то и старше. С этим уже столкнулись Америка и Европа, сейчас такая «мода» дошла и до стран бывшего СССР.

Увеличение возраста матери при рождении первого ребенка происходит из-за боязни не дать ребенку всего того, что будет нужно. Вот и ждут женщины лучших времен, стремятся заработать побольше, строят карьеру. Но парадокс в том, что «подходящее время» может не наступить никогда. Вот и сталкиваются женщины к 35 годам с проблемой наступления беременности и ходят потом по врачам, в надежде, что им помогут.

Сам Господь дал нам женщинам завет рожать детей, и явно не старости, а мы вместо этого занимаемся неизвестно чем, а потом спохватываемся тогда, когда бывает очень поздно.

Не зря природой так заложено, что рожать нужно, пока ты ещё молод, полон сил и здоровья, а это возраст с 20 до 35 лет, в этом возрасте:

  • меньше хронических заболеваний;
  • меньше вероятность выкидыша и замирания беременности;
  • сочленения костей еще достаточно подвижны и будет меньше родовых травм;
  • мышцы упруги и хорошо растягиваются;
  • организм быстрее восстановится после родов;
  • проще переживать стресс, недосыпания и изменение течения жизни с рождением ребенка.

Всему своё время, это не придуманная истина, а закон природы если хотите.

Конечно, каждая женщина решает сама, стоит ли рисковать здоровьем своим и ребенка, и ждать времени, когда она взберётся вверх по карьерной лестнице, или же принести карьерный рост в жертву счастью материнства и исполнить своё главное предназначение на этой земле - дать жизнь другим людям.

Напоследок хочется подвести некий итог моих размышлений: самое важное что родители должны дать детям - это любовь и забота, передать свою веру, привить духовные ценности (сострадание, честность, доброта, верность, любовь к родине, терпение и т.д.), образование (заметьте, что я не ставлю его во главу угла, оно на третьем месте, без остальных составляющих образование не имеет смысла, посильная материальная поддержка, но не всё сделать за ребёнка.

Вот такое моё видение этого волнующего многих родителей вопроса, оно не претендует на истинность в первой инстанции - это то, что я чувствую и как мне подсказывает сердце. А как вы считаете, уважаемые читатели, что же мы как родители должны дать своим детям?

Введите e-mail адрес:

Все родители знают о том, что воспитание детей – очень трудная задача. Она требует множества ежедневных усилий, мудрости и терпения. Иногда от переутомления и отчаяния у родителей просто опускаются руки. В результате, общаясь с ребенком, они произносят совершенно недопустимые слова. Особенно опасными при этом являются высказывания, которые способны причинить вред или нанести душевные или сердечные раны, рубцы от которых могут остаться на всю жизнь. Вот семь распространенных ошибок, которые допускают родители в общении со своими детьми.

«Почему ты не можешь быть таким, как он (она)?»

Сравнение с другими – это худшее, что вы можете сделать для вашего ребенка. Утверждения вроде «Он гораздо лучше тебя» или «Почему ты не можешь быть похожим на твоего брата?» ранят ребенка больше, чем вы можете даже себе представить. Каждый ребенок имеет собственную индивидуальность и очень хочет ее сохранить. Сравнивая его действия с действиями других детей, вы только демотивируете его, вследствие чего он будет ощущать себя в тени того человека, с которым его сравнивают, со всеми вытекающими последствиями.

«Вот придет отец, и я расскажу ему о твоем поведении!»

Иногда дети совершают ошибки и ведут себя так, что вы не в состоянии справиться с ними в одиночку. Тогда единственное, на что вы ошибочно рассчитываете, – это воззвание к их чувству страха. Говоря ребенку: «Я всё расскажу отцу, когда он вернется домой», вы можете ненадолго остановить проявления его нежелательного поведения, но при этом распишетесь в собственном бессилии. Более того, если папа ребенка – человек строгий и отругает его по вашему обвинению, рядом с вами ребенок будет жить с постоянным чувством страха и начнет скрывать свои проступки.

«Не плачь!», «Не реви!»

Детям свойственно иногда плакать. Они намного уязвимее, чем взрослые, и даже такой пустяк, как сломанная игрушка, может вызвать у них поток слез. Когда вы видите, что ваш ребенок плачет, лучше прижмите его к себе и утешьте; не стоит требовать, чтобы он перестал плакать. Поставьте себя на место ребенка, и вы поймете, через что он проходит и что чувствует в данный момент.

«Неудачник!», «Несчастье мое!»

Последнее, что ребенок хочет услышать от своих родителей, – это то, что он неудачник. Детям требуется время, чтобы выполнять свои задачи, и, конечно, они не всегда отлично справляются с ними. Дети учатся постепенно, прикладывая непрерывные усилия. Если мы станем судить их слишком рано, это помешает их мотивации, и они потеряют веру в свои способности навсегда.

«Не трогай меня!», «Оставь меня в покое!», «Я занят(а)!»

Работать на работе, заниматься домом и воспитывать детей никогда не было легкой задачей. Вполне понятно, что вам не хватает 24-х часов, чтобы выполнить все задуманное, но делать это или наверстывать за счет ребенка не рекомендуется. Ваш ребенок зависит от вас почти во всем, и если он приходит к вам со своей проблемой, пусть даже и недостаточно серьезной, на ваш взгляд, а вы отправляете его ни с чем, даже не выслушав, он может подумать, что ни он, ни его проблемы для вас не важны.

«Мне все равно!»

Если в предыдущем случае говорилось о том, что у родителей не хватает времени для того, чтобы заниматься проблемами своих детей, то в этом случае у них может вполне хватать времени, но не хватает желания для этого. Дети живут в своем собственном мире, со своим собственным кругом проблем. Когда ребенок приносит их вам, и вы говорите, что для вас они не важны и не интересны вам, это может ранить его, ведь у него больше нет никого, к кому он мог бы прийти со всем этим. Вам нужно проявлять хотя бы небольшой интерес!

«Отличная работа!»

Хотя каждый ребенок будет рад услышать от своих родителей, что он отлично потрудился, на самом деле такая похвала не всегда уместна. Большую похвалу необходимо зарезервировать для реально больших усилий. Поощрение ребенка за «отличную работу» без разбора только повысит его ожидания услышать похвалу каждый раз, когда он делает что-либо, независимо от того, насколько это соответствует пользе дела и его усилиям. И хотя важно поощрять все усилия ребенка, не менее важно подбирать правильные слова для того, чтобы не навредить ему чрезмерной похвалой.

Как научиться хорошо чувствовать себя в школе как первокласснику, так и ребенку постарше. Вопросов много, все они важные, но, пожалуй, самый главный — как сделать так, чтобы школа не стала мучением.

На вопросы отвечает психолог Карина Соколова.

— Все мы знаем, что дети часто играют в жестокие игры. В школе игра «давай найдем жертву в классе» довольно распространенная.

— Да, ситуация знакомая. Обычно в классе есть один или несколько лидеров и изгой. Причем последний — это не тот, кто вызывает у одноклассников негативные эмоции, а тот, которого просто не замечают. Нет тебя и все. Со временем такой конфликт может перерасти в нечто большее, иногда в настоящую травлю.

— Кто находится в группе риска?

— В первую очередь это так называемые домашние дети. Ведь они, особенно если это один ребенок в семье, росли все предыдущее время не в детском, а во взрослом мире. Не ребенок, а пуп земли: все на тебе сходилось, о тебе неустанно пеклись мама с папой, бабушка с дедушкой, и ты попросту привык к такому положению дел. Во взрослом мире все было для него, в классе — уже все для всех. И все равны. И серьезная конкуренция за право быть самым-самым.

Как вариант, реальная проблема может быть даже в самой шапочке: она не такая, как у всех, и это многих раздражает. Это недочет родителей. Начальные классы — не время для того, чтобы подчеркивать яркий стиль и индивидуальность своего ребенка. Каждый шаг влево или вправо может стать поводом для издевательств. Ребенок не должен выделяться из коллектива, он еще успеет это сделать в подростковом возрасте, но сейчас он должен быть как все.

— Чего ни в коем случае нельзя говорить ребенку во время таких разборов?

— «Научись постоять за себя!». Эту фразу стопроцентно стоит забыть. Потому что тому ребенку, который может постоять за себя, она не нужна. У него и так все нормально. Ваш же ребенок этого пока делать не умеет, и вы должны научить его правильному поведению, а не наступать на больную мозоль. Иначе недалеко до того, что он и вовсе замкнется. Он пришел за помощью к родителям, а те его не понимают и даже добивают своими словами. Конечно, он хочет научиться постоять за себя, но как? Задача родителей — выслушать ребенка и понять, из-за чего его слезы. Чем вызвана обида? Если кто-то насмехается над ним постоянно, значит, надо идти в школу, говорить с классным руководителем, психологом, они подскажут выход из ситуации. И конечно, ни в коем случае нельзя самому взрослому выяснять отношения с маленьким обидчиком, что иногда происходит. Недопустимо подходить к чужому ребенку с угрозами. Школа вызовет полицию и будет права.

— Чем реально может помочь классный руководитель в тех случаях, когда вашего ребенка обижают?

— Каждая ситуация разбирается особо. И здесь важны не только слова о том, что нельзя бить, гнобить другого. Если мы говорим о том, что у ребенка в классе нет друзей, то согласитесь, что это, скорей всего, проблема вашего ребенка. Значит, при всех своих достоинствах он не умеет общаться, коммуницировать.

У классного руководителя достаточно рычагов для того, чтобы исправить ситуацию в школьном процессе. Ненавязчиво. Уже в начальных классах школьники начинают работать в группах по два-три человека над различными проектами. Рисуют вместе плакат, мастерят поделку, делают доклады. Такой подход как раз и позволяет решать проблемы коммуникации. Опытный педагог всегда включит в одну группу и лидера, и потенциального изгоя, в котором лидер, вполне вероятно, за время общения откроет для себя что-то позитивное, что он не замечал ранее. Это шанс воспрять духом для неуверенного в себе ребенка.

Когда сама в школе разбирала подобные эпизоды, то часто предлагала классу представить, что все вырастают, а тот, кого вы обидели или не признавали, стал хирургом, от которого в определенный момент зависит твоя жизнь. Как бы вы почувствовали себя в такой ситуации? Очень важно дать понять детям, что издевательства и травля во взрослом мире недопустимы. Это еще один крючок для того, чтобы дети проявляли друг к другу уважение. Ведь взрослеть всем хочется.