Как выглядет ребенок в два месяца. Второй месяц жизни новорожденного

Абсолютно все родители, так или иначе, обеспокоены здоровьем и ростом своих детей. Конечно, все детки развиваются индивидуально, но есть общие, всем известные закономерности. Как только малыш привыкнет к незнакомой ему среде существования, происходит стремительный процесс развития нервной системы и его тела.

Не изумляйтесь тому, что уже в двухмесячном возрасте малыш будет демонстрировать большой прогресс во всех областях развития. Непосредственно этот возраст мы и обсудим, чтобы дать возможность родителям оценить первые, но немаловажные достижения своего ребенка.

Держим голову. В двухмесячном возрасте малыш уже очень смело и хорошо умеет держать голову. Взяв ребенка на руки, вы даете ему возможность рассматривать мир вокруг, благодаря чему ребенок учится поворачивать голову влево и вправо.

Реакция на звук. В совокупности с предшествующим умением у ребенка развивается реакция на звуковые раздражители. Малыш, слыша звук, поворачивает голову в том направлении, где находится источник. А если он услышал голоса близких ему людей, ребенок проявляет даже такую эмоциональную реакцию, как улыбка.

Начинаем улыбаться. Как уже упоминалось ранее, улыбка — наиболее выразительный эмоциональный рефлекс малыша на звук голоса, особенно близких ему людей. Ее развитие начинается именно во втором месяце жизни ребенка. Впервые малыш начинает улыбаться во сне. А в два месяца он улыбкой показывает свой восторг от появления близкого ему человека. Слыша мамин голос, ребенок улыбается, так как вблизи с ней он ощущает себя в безопасности в этом незнакомом ему мире.

Интонация и мимика. Спектр эмоциональных реакций в два месяца становится значительно больше и уже не ограничивается только улыбкой. У ребенка формируется интонация и мимика. Он может жалобно плакать, потому что мог испугаться или проявлять недовольство какой-либо ситуацией и при этом возмущенно плакать. Проводя все время с крохой, родители быстро распознают настрой малыша и его эмоциональное состояние.

Развивается зрение. Значительные продвижения отмечаются в развитии органа зрения. В два месяца он уже способен сосредоточить свой взор на неподвижном предмете. Немного позже малыш будет следить взглядом за предметом, а сейчас он может длительное время рассматривать игрушку, подвешенную над кроватью. Больше всего он любит рассматривать мамино лицо, но так как для вас будет сложно долго склоняться над его кроваткой, предпочтительнее будет подвесная игрушка. Хорошей альтернативой для двухмесячного ребенка будет пестрый шарик, размером приблизительно с человеческое лицо. Непростые фигуры и небольшие детали игрушек в этом возрасте абсолютно не нужны.

Первые звуки. В двухмесячном возрасте появляются первые предпосылки, говорящие о развитии речи. Ребенок не только плачет, тем самым выражая свои эмоции, но и говорит свои первые звуки. Это звучащие время от времени короткие гласные. Для ребенка воспроизведенные звуки это что-то новое и необычное, поэтому традиционно он утихает и начинает прислушиваться к ним. Через какое-то время, они будут длиннее, а говорить малыш их станет намного больше.

Координация движений. В два месяца у малыша улучшается координация движений. Присущее новорожденным детям, избыточное напряжение определенной группы мышц — гипертонус, проходит к началу второго месяца, и малыш уже умеет, и делает произвольные движения ножками, и ручками. Больше того, начинает зарождаться координация зрения и дотягивания. В наглядном примере это выглядит так, когда малыш пытается дотянуться к игрушке, находящейся перед ним. Для зрелого человека это отнюдь не составит труда, но для двухмесячного малыша это серьезная задача. Только вдумайтесь, он должен с помощью глазомера установить дальность до предмета, затем протянуть ручку в необходимое место, отмерив длину! Два месяца — непосредственно тот возраст, когда ваш ребенок делает свои первые попытки это преодолеть.

Изучаем себя и предметы. Родители могут замечать, когда малыш лежит на спинке и начинает рассматривать свои ноги и руки. Обычно ноги выпрямляет, а руки подпирает к телу и двигает кулачками. Попробуйте дать ему в руку погремушку и увидите, как он крепко ее схватит, и будет изучать. В два месяца дети уже пробуют новые вещи на зуб. Звуки, издаваемые погремушкой, заставляют малыша прислушиваться и тогда он понимает, чтобы она издавала звуки, он должен играть с ней своей рукой. Когда погремушка начинает издавать звук, малыш вслушивается и начинает осознавать, что она звучит, потому что он играет с ней своей ручкой.

Приподнимаем голову. В двухмесячном возрасте ребенок, лежа на животике, способен приподнимать голову и небольшой промежуток времени держать ее благодаря окрепшим мышцам шейного позвонка и спины. А многие детки могут отрывать от горизонтальной поверхности ручки и ножки, делать движения, похожие на плавание.

Плаваем под водой. К слову, в двухмесячном возрасте ребенок может проплыть под водой пару метров. Этот навык в совокупности с рефлексом задержки дыхания — основа грудничкового плавания.

Для малыша определенный порядок действий, происходящий каждый день, уже как привычка, именно поэтому родителям необходимо заняться структурированием распорядка дня. Вам хватит всего лишь недели, чтобы ребенок привык засыпать на ночь, а просыпаться утром в определенное время. В двухмесячном возрасте ваш малыш легко различает день и ночь, не упускайте случая зафиксировать этот навык. А уже затем можно заняться и формированием режима дня.


Двухмесячный ребенок.
Двухмесячные дети. Занятия с ребенком в два (2) месяца.

Двухмесячный ребенок
Двухмесячный ребенок заметно отличается в своем развитии от новорожденного -- его поведение более осознанно. Он уже не находится в полной зависимости от безусловных рефлексов. Теперь ребенок использует их в своих интересах. Его реакции на зрительные, слуховые и осязательные ощущения перестают быть инстинктивными, а поведение изменяется в соответствии с условиями окружающей обстановки. В периоды бодрствования двухмесячный малыш большую часть времени активен и проявляет интерес к внешнему миру. Он внимательно прислушивается к звукам и обследует комнату в поиске новых зрительных образов. При виде какого-либо нового объекта ребенок радуется и задерживает на нем взгляд. С особым удовольствием малыш рассматривает собственные руки и учится при этом держать их в поле зрения. Родители и ребенок продолжают вести разговоры "один на один", описанные в предыдущей главе, однако характер этих "диалогов" меняется. Начать и поддерживать их по-прежнему может только взрослый, но теперь ребенок знает, как сообщить о том, что пора сделать паузу. Попеременно глядя на вас и отводя взгляд в сторону, он способен поддерживать "разговор" достаточно долго, не нервничая и не переутомляясь. Вы замечаете и другое важное изменение в поведении своего малыша -- он стал чаще улыбаться. Как правило, в возрасте трех недель ребенок улыбается при звуке знакомого голоса, а в возрасте четырех недель -- при виде знакомого лица. Двухмесячный малыш радуется уже не только знакомым лицам, но также интересным предметам и звукам. Кроме того, теперь он способен достаточно адекватно реагировать на сильные внешние раздражители.

Двигательные навыки
Хотя в течение второго месяца жизни у ребенка не произошло значительных сдвигов в развитии двигательных навыков, все же заметны некоторые существенные изменения в характере его движений. Независимо от того, отдыхает малыш или бодрствует, хаотичные судорожные подергивания возникают у него теперь лишь изредка, и создается впечатление, что он управляет движениями своего тела. Когда ребенка прикладывают к материнской груди, видно, что его поведение уже больше не зависит от безусловных рефлексов, возникающих при виде источника пищи. Теперь перед кормлением он сначала вертит головкой, ищет сосок, затем приспосабливается, хватает его губами и только после этого начинает сосать. У двухмесячного ребенка сосательный рефлекс проявляется не только во время еды. Между кормлениями он будет сосать почти все, что попадет к нему в рот, -- собственную руку, пустышку, уголок одеяла или мамин палец. Однако он прекрасно чувствует разницу между просто сосательными движениями и теми, что утоляют голод. Когда ребенок сыт, он охотно сосет пустышку, но испытывая чувство голода, он будет упорно выплевывать ее и кричать. Способность осознанно сосать большой палец руки является еще одним признаком развития, характерным для детей этого возраста. Раньше ребенок начинал сосать свой большой палец, если тот случайно попадал к нему в рот, когда палец выскакивал, младенец начинал кричать. Теперь, в возрасте двух месяцев, он делает это целенаправленно. У ребенка все еще сохраняется сильный хватательный рефлекс, и вам нетрудно вложить ему в ладонь погремушку. По тому, как энергично он начинает трясти игрушкой и пытается поднести ее ко рту, видно, что она его заинтересовала. Однако он воспринимает ее как продолжение собственной руки, а не как отдельный предмет, который можно сосать, поэтому, когда погремушка выпадает из руки, ребенок не выказывает никаких признаков беспокойства. Наряду с явным прогрессом в способности двигать руками и сосать, ребенок начинает значительно лучше контролировать движения головы. Как правило, в этот период дети уже могут, лежа на животе, поднять головку вверх, а когда их держат на руках в вертикальном положении, удерживать ее прямо в течение нескольких секунд. Самым сильным малышам удается, лежа на животе, даже приподниматься на руках и некоторое время сохранять такое положение. Теперь движения рук и ног ребенка стали более активными. Во время игры он может поднимать руки над головой. Малыш научился переворачиваться с боку на бок. Он может поднимать и опускать руки и ноги в определенном ритме. Некоторые дети, лежа на животе, пытаются ползать, сгибая и выставляя вперед сначала одно колено, затем другое.

Способность видеть, слышать, чувствовать
Хорошим примером, демонстрирующим способность ребенка изменять поведение в новых условиях, являются его успехи в пространственной координации движений. Обычно сначала ребенок изучает свою руку так, как если бы это была новая игрушка: он тщательно исследует ее, рассматривая пальцы и рукава распашонки. Постепенно он обнаруживает, что еще интереснее шевелить пальцами и двигать рукой в разные стороны. К концу второго месяца жизни ребенок уже способен сжимать и разжимать пальцы, сосредоточивая все внимание на движениях руки. Кажется, малыш понимает, что рука, на которую он смотрит, принадлежит ему и что ею можно управлять. Двухмесячный ребенок способен следить взглядом за предметом, находящимся в нескольких шагах от него. Он делает это с особым удовольствием, если предмет, за которым он наблюдает, двигается, или если вдруг оказывается, что это его старший брат или сестра. У большинства детей этого возраста, когда они находятся в привычной для них обстановке, формируется устойчивая связь между тем, что они видят и слышат. Например, приятный звук может ассоциироваться с колокольчиком, и, услышав позвякива-ние, малыш обернется в поисках источника звука. В течение третьего месяца жизни совершенствуются как зрительные, так и слуховые способности ребенка. Он становится более восприимчивым к различным звукам, даже к таким тихим, как телефонный звонок, шелест оконных занавесок, шорох маминых шагов. Так же как в самом раннем возрасте, малыш обычно замирает, когда слышит какой-нибудь незнакомый звук. Он перестает шевелить руками и ногами. Затем, обнаружив источник звука, он снова начинает двигаться. Наконец, поскольку теперь у ребенка руки не сжаты в кулачок, у него появляется больше возможностей ощущать ладошками окружающие его вещи. Он начинает замечать разницу между твердыми и мягкими предметами и радуется, чувствуя в своей ладони что-нибудь мягкое. По мере того как ребенок продолжает знакомиться с разнообразными ощущениями, он постепенно накапливает новую информацию об окружающем его мире.

Понимаем своего ребенка
К третьему месяцу жизни малыш уже научился улыбаться и делает это каждый раз, когда кто-нибудь наклоняется над его кроваткой. Он радуется любому предмету, напоминающему человеческое лицо. Он приветствует улыбкой куклу Буратино, маску колдуна, бумажную тарелку с нарисованными глазами. В этом возрасте малыш также учится произносить звуки. Этот этап развития начинается с невнятного "лепета". Ребенок будет экспериментировать со звуками, произнося сначала "а-а-ее-ее" или "э-э", повторяя их снова и снова. Увлеченный этим занятием, он будет спокойно лежать в кроватке и с удовольствием вслушиваться в звуки, которые сам произносит. Ребенок радуется, когда к игре присоединяются родители. Взрослый подражает-звукам, которые произносит малыш, а тот в ответ начинает "гулить", и между ними завязывается своеобразная "беседа". Родителям обычно нравится повторять мимику своего двухмесячного ребенка. Когда он открывает рот, мама вслед за ним делает то же самое. Если он прищуривает глаза, мама тоже прищуривается. Такое общение помогает ребенку лучше узнать себя. Теперь малышу требуется от взрослых не только еда и комфортность. Рожок уже не может заменить разговоров, прикосновения родителей -- смеха, пения и т. д. Ребенок испытывает потребность в общении. Ему необходимо, чтобы с ним играли и реагировали на его действия. Родители, которые находят достаточно времени для разговоров, игр и занятий с ребенком, тем самым способствуют развитию у него социальных навыков.

Еще лет двадцать назад этот вопрос вызвал бы у всех недоумение: что же делать такому крохе, если в 2 месяца он еще и голову-то держать как следует не может? Но сегодня специалисты с уверенностью утверждают: занятия с малышом нужно начинать как можно раньше, чтобы его слуховые, зрительные и двигательные навыки успешно развивались. Для этого существуют специальные игры и гимнастика.

Малыш в 2 месяца еще много спит, но уже интересуется игрой

Развиваем зрение

В 2 месяца малыш уже умеет фиксировать взгляд на определенных вещах в комнате. Начните обучать кроху следить за подвижными предметами. Для этого возьмите яркую погремушку, привлеките внимание ребенка к ней при помощи звука, а затем медленно отведите игрушку сначала в одну сторону, на расстояние не более полуметра от глаз ребенка. Кроха должен перевести взгляд вслед за вещью. После переместите ее в другую сторону. Такое упражнение является прекрасным средством для профилактики косоглазия.

Уделяйте этому занятию не более 30 секунд, чтобы не утомить грудничка.


Развитие зрения с помощью рассматривания

При любых признаках недовольства прекратите игру. В 2 месяца ребенку еще сложно даются длительные занятия.

Как только описанное выше упражнение будет освоено, можно задавать игрушке другие направления (вверх-вниз, по кругу и диагонали).

Другая незатейливая игрушка поможет малышу тренировать зрение и научиться различать эмоции на лицах. На картонном круге диаметром 20 см изобразите две рожицы – веселую и печальную. Круг закрепите на деревянной или пластмассовой ручке. Показывайте крохе поочередно (но не слишком часто) то одну, то другую сторону. Малыш со временем будет отвечать рожице теми же эмоциями, что выражает она.

Развиваем слух

В 2 месяца ребенку в ручки можно давать погремушки, мелодичные звуки будут привлекать его внимание при любом движении руками. Мама может привлекать внимание малыша, погремев игрушкой вне поля зрения крохи. Ребенок будет искать источник звука и поворачивать в его сторону головку. С той же целью можно использовать не только погремушки, но и музыкальные игрушки и просто динамики компьютера. Каждый раз передвигайте их в новое место, чтобы развивать слуховые навыки крохи.


Развитие слуха осуществляется путем издавания звуков со стороны

Полезно обращать внимание двухмесячного крохи на различные бытовые звуки (мяуканье кошки, журчание воды, звуки за окнами).

Любые манипуляции, проводимые с малышом в повседневной жизни, будь то купание, одевание, кормление, сопровождайте комментариями, похвалами. При этом следует немного наклоняться к личику крохи, чтобы он видел вашу артикуляцию и запоминал. Можно даже просто ласково разговаривать, склоняясь над ребенком, пока он бодрствует. Это укрепит эмоциональную связь мамы и малыша, а также поможет и самой маме отвлечься от повседневных забот.


После 2-х месяцев малыш уже отвечает улыбкой на обращение

Если ребенок начинает издавать звуки, повторяйте их за ним. Затем можно приступить к протяжному, распевному произнесению гласных, широко открывая рот и активно шевеля губами. Такая усиленная артикуляция поможет крохе в освоении своего речевого аппарата.

Развиваем двигательную функцию ручек и ножек

Всевозможные потешки и прибаутки для самых маленьких сопровождайте поглаживаниями пальчиков и ручек. Такие занятия помогут двухмесячному крохе чувствовать свои ручки и научиться самостоятельно управлять ими. Играйте в «ладушки», вкладывая в ладошки малыша предметы разной фактуры. Правда, придется сначала помогать маленькому исследователю удерживать предметы в ручках.

Игра с пальчиками - это и массаж, и развитие моторики, и общение

Яркие носочки, надетые на ножки малыша, несомненно, привлекут его внимание и заставят начать исследование. Можете также использовать разноцветные куклы, надевающиеся на руки взрослых.


В 2 месяца дети уже могут концентрировать внимание на несколько секунд

Развесьте над кроваткой яркие, интересные игрушки разной формы, так, чтобы кроха имел возможность дотянуться до них. Не стоит показывать ребенку, как нужно их хватать. В один прекрасный момент он и сам догадается это сделать. Только выбирайте не слишком громкие и утомительные игрушки. Меняйте расположение игрушек, передвигая их то к ручкам, то к ножкам, для развития активности всех конечностей.

Зарядка для ребенка в 2 месяца

Наиболее удобным временем для проведения гимнастики является первая половина дня, когда ребенок выспался и не голоден, но и не сразу после еды. Выполняйте следующие упражнения:

  1. Положив кроху на столик для пеленания или диван (лучше, если это будет твердая поверхность), совершайте движения его ручками вверх и вниз, в стороны и скрещивайте на груди.
  2. Переверните малыша на животик, пусть учится держать головку. В два месяца ребенок должен удерживать голову силой мышц в течение 15 секунд.
  3. Побоксируйте кулачками своего чада.
  4. Возьмите в свои руки его ножки в районе щиколоток и «покатайтесь на велосипеде».
  5. Сгибайте к животику и разгибайте в прямое положение ножки младенца.
  6. Держите ребенка под мышки, приподнимите над поверхностью столика так, чтобы он мог потихоньку отталкиваться от нее ножками.

Зарядка в 2 месяца - обязательный элемент развития

Все упражнения делайте в умеренном темпе, не совершая резких движений, чтобы не испугать кроху. Если вы видите какое-то недовольство со стороны малыша, отложите выполнение гимнастики на некоторое время.

Как играть во время повседневных дел

Чтобы развивать умения двухмесячного малыша, не обязательно каждый раз выделять для этого специальное время, занятия можно проводить, не отвлекаясь от обычных дел.


Игра с малышом в 2 месяца уже очень интересна
  • Во время кормления можно развивать зрение и тактильные ощущения крохи. Оборачивайте ее в чехлы разных цветов и фактур при каждом кормлении. Ребенку будет интересно потрогать ее.
  • Играйте в «ку-ку» при каждом удобном случае. Прячьтесь от крохи за полотенцем, одеялом или пеленкой и неожиданно выглядывайте с улыбкой и возгласом «ку-ку». Такая игра несказанно веселит малышей.
  • Когда ребенок не одет, можно поочередно дышать на различные участки тела. Тепло от маминого дыхания поможет крохе научиться чувствовать разные части своего тела.

Заниматься с малышом в возрасте 2 месяцев должна не только мама, но и папа, можно подключить и бабушек с дедушками.

Такая практика поможет ребенку наладить эмоциональную связь со всеми взрослыми в семье, а самим взрослым этот опыт подарит волшебные мгновения близости с малышом и радости за его достижения.

Движения младенца уже не столь беспорядочны, не столь отрывисты. Он вертится, дрыгает ногами, как будто крутит педали. Он лучше держит голову, хотя вам все еще необходимо ее поддерживать. Он все более активен: если вы берете его на руки и притягиваете к себе, голова следует за телом, а не откидывается назад, как прежде.

Ритм ребенка

Сон

Иногда младенец спит даже всю ночь напролет, а периоды бодрствования становятся все более продолжительными - до нескольких часов в день.

Питание

Независимо оттого, чем вы кормите младенца - грудным молоком или искусственной смесью, он выпивает в день от 700 до 800 мл материнского молока или смеси (то есть пять-шесть бутылочек в день). Если вы кормите грудью, продолжайте кормить по требованию.

Органы чувств ребенка

Слух

В два месяца малыш уже может определить, откуда идет звук.

Зрение

Становится более острым, менее расплывчатым, поле зрения расширяется.

Когда ребенок бодрствует

Младенец становится все более любопытным, активным. Он узнает лица окружающих людей; в два месяца он реагирует на знакомые лица гулением и ответной улыбкой - это первая настоящая улыбка. К плач/ новорожденного примешиваются первые крики. Малыш начинает играть: он воркует, ему нравится, когда вы повторяете звуки, которые он издает. Когда ему хорошо, он лопочет; когда его поощряют или когда малыш возбужден, он живо ерзает, подобно пружине, раскидывая в стороны руки и ноги.

Он узнает некоторые привычные для него предметы и постепенно запоминает ежедневные, повторяющиеся действия (кормление, прогулки, купание). Он может удерживать в руках легкий предмет и поворачивает голову, следя за ним взглядом.

Вечерний плач: утомительный, но естественный для этого периода эпизод. К концу дня без каких-либо видимых причин младенец принимается безутешно рыдать. Этот вечерний плач очень часто встречается у малышей от одного до трех месяцев: он позволяет им сбросить накопившееся за день напряжение. Не переживайте! Укачайте младенца или, если это его успокаивает, дайте ему грудь, побудьте с ним в полутемном помещении, вдали от яркого света. Если ничего не помогает, оставайтесь с ним, не теряйте хорошего настроения; носите малыша на руках или в слинге. Такие эпизоды, утомительные и для ребенка, и для всей семьи, закончатся с началом второго триместра его жизни.

Здоровье ребенка

Второй месяц: посещение участкового педиатра

Как и во время первого посещения, врач проверяет физиологическое, психическое и физическое состояние ребенка, а также состояние его иммунной системы и измеряет рост, вес, окружность черепа.

  • Мальчики - порядка 57 см и 4,9 кг, окружность черепа порядка 39см.
  • Девочки - порядка 56 см и 4,6 кг, окружность черепа порядка 38,5 см.

Архаические рефлексы постепенно исчезают, им на смену приходит менее «рефлекторный» мышечный тонус. Врач снова оценивает работу всех основных органов и систем - проводит обследование сердечной, дыхательной, сосудистой системы. Характеристики нормального функционирования этих систем почти аналогичны тем, которые мы приводили в связи с первым поселением врача.

Официальное начало вакцинации

Ваш врач, безусловно, предложит вам начать прививать малыша в соответствии с национальным календарем прививок. Календарь предполагает иммунизацию против 11 заболеваний: кори, туберкулеза, столбняка, вирусного гепатита В, коклюша, дифтерии, полиомиелита, паротита, краснухи, ветряной оспы (с 2009 года).

Что следует знать до начала вакцинации

Перед каждой прививкой вы должны дать письменное согласие, которое обязательно вклеивают в медицинскую карту ребенка. Кроме того, в медицинской карте малыша обязательно указывают дату прививки, номер и название вакцины.

Перед вакцинацией надо измерить температуру тела малыша. Врач обязан осмотреть ребенка, послушать сердце и легкие, осмотреть горло, спросить у родителей, нет ли жалоб. Данные осмотра также заносятся в медицинскую карту.

Перед тем как делать инъекцию, медсестра обязана показать вам ампулу и прочитать вслух название и номер вакцины.

В зависимости от того, какой тип ухода вы выбрали для малыша - в особенности если он остается дома и вы кормите его грудью, - вы можете начать вакцинацию несколько позже. Последний совет: избегайте прививок от гепатита В, их начали делать совсем недавно, и они вызывают много споров. Какого бы мнения вы ни придерживались, найдите время для того, чтобы подробно ознакомиться с информацией об этой прививке.

В России многие вакцины являются комплексными: одной инъекцией прививают сразу от нескольких заболеваний. Считается, что таким образом можно избежать осложнений. Часто ослабленным детям назначают вместо вакцины АКДС ослабленную АДС или АДС-М без коклюшной составляющей, на долю которой приходится большая часть таких реакций, как высокая температура и общее недомогание.

Природные рецепты

Простые гомеопатические препараты, нейтрализующей побочные эффекты от прививок:

  • Накануне прививания и утром перед прививкой дайте малышу 1 дозу препарата «Туя 9 СН».
  • В течение дня после прививки: по 1 дозе препаратов «Сили-цеа 15 СН» и «Сульфур 15 СН».
  • Сразу же после прививки (предупредите врача, который делает ребенку прививку) наложите на верхнюю часть руки компресс с глиной и не снимайте его до вечернего купания.
  • Дайте малышу раствор введенного препарата (его можно заказать в аптеке) в концентрации 30 СН. Дозировка: 1 доза на следующий день после прививки, а затем каждое воскресенье в течение месяца в случае появления реакции на прививку (жар, краснота или нарыв в месте введения вакцины и т. п.).

Колики и срыгивание

В основном они связаны с тем, что пищеварительная система малыша еще не до конца сформировалась.

Хотя в большинстве случаев эти симптомы безопасны и естественны, они - и прежде всего колики - пугают родителей, которые часто не знают, что им делать. Младенцы кричат ночи напролет или как будто бы мучительно тужатся, при этом ничто не может их утешить... Материнская забота, остеопатия и естественные препараты - вот средства, способные помочь вам в борьбе с этими трудностями, которые с течением времени исчезнут сами по себе.

Естественная терапия

Каждый вечер готовьте раствор: 1 столовая ложка зеленой глины на стакан воды; хорошо перемешивайте раствор и оставляйте его отстаиваться. На следующий день давайте малышу настоявшийся раствор перед каждым кормлением по 1 пипетке (или по 2 кофейные ложки), оставляя осадок в стакане.

Закажите в гомеопатической аптеке раствор на водяной основе: «Растительный уголь 7 СН», «Рвотный орех 9 СН», «Хамомил-ла 9 СН», «Колоцинтис 7 СН». Дозировка: 1 пипетка (или 2 кофейные ложки из спринцовки) 3-4 раза в день между кормлениями.

При коликах, газах и сильном возбуждении: «Кальмозин» (Calmosine) (используйте в малых дозах, препарат очень сладкий) вечером или на ночь.

Любые успокаивающие или спазмолитические растительные средства в виде настоя можно давать по 1 пипетке перед каждым кормлением, особенно ночью, начиная с третьего месяца. Кормящим матерям можно пить настои, сочетающие лактоген-ные растительные средства и средства, способствующие правильному пищеварению.

Он улыбнулся

Он улыбнулся! Ко второму месяцу ребенок начинает улыбаться . Английский психолог Бауэр утверждал, что даже у такой крохи уже есть несколько типов улыбки, выражающих разные эмоции. Первый: «Ура, у меня получилось!» Второй: «Я рад тебя видеть», - так малыш обычно улыбается маме или тому человеку, который ее заменяет. Если мама сразу после родов вышла на работу, не стоит удивляться, если эта улыбка достанется не ей, а няне или бабушке. И третий тип улыбки - облегчение после испуга или напряжения.

Этот перечень вовсе не означает, что ваш малыш не может улыбаться по каким-то другим поводам. Его эмоциональная жизнь уже достаточно богата. Внимательно понаблюдайте за ним, и, возможно, вы увидите в его улыбке какие-то другие оттенки чувств.

Еще одно новое проявление эмоций - комплекс оживления : увидев или услышав родного человека, ребенок поворачивает головку в его сторону, начинает размахивать ручками, сучить ножками, - короче, выражает свою радость повышением двигательной активности.

Второй месяц психологи называют чрезвычайно важным в формировании эмоциональной сферы человека. Если в этот период ребенок недополучил материнского тепла, внимания и ласки, то позднее, в детском саду, в школе у него могут возникнуть трудности с адаптацией. Что же делать? Ведь в жизни бывают разные ситуации. Первое - расставьте приоритеты. Просто помните, что вы очень нужны вашему малышу, и принимайте решение исходя из этого.

Случай из практики : Ребенку было около двух месяцев, когда маме предложили роль ведущей в новом телевизионном проекте. Такой шанс выпадает, наверное, раз в жизни. И мама согласилась, доверив воспитание дочки няням и бабушке. Девочку привели ко мне на прием, когда ей было семь лет. Она категорически отказывалась ходить в школу - кричала, плакала, убегала из класса. Дело доходило до настоящих истерических припадков. Ей казалось, что незнакомая среда крайне опасна, хотя она и не могла объяснить, чего именно боится. Это был классический пример невроза на почве не сформировавшегося в младенчестве базового доверия к окружающему миру. И маме пришлось восполнять тот пробел, который образовался у ребенка в раннем детстве: она ушла с работы и полтора года ходила вместе с дочкой в школу, просиживая все уроки в коридоре рядом с классом. Иначе девочка отказывалась ходить на занятия. Так через много лет «аукнулся» выбор, сделанный мамой в пользу карьеры.

И все-таки никто из нас не застрахован от форс-мажорных обстоятельств. Поэтому всем мамам я настоятельно рекомендую: заведите своему ребенку игрушку-утешалку . Эта чудесная вещь должна появиться еще в тот период, когда малыш спит вместе с вами. Постепенно она пропитается запахом материнского молока, материнского тепла - всеми теми запахами, которые для малыша связаны с вашей близостью и состоянием покоя. В ситуации вынужденного расставания эта утешалка будет давать ребенку ощущение стабильности.

Утешалка полезна абсолютно всем детям, а не только тем, кому предстоит разлука с мамой. С этой игрушкой можно ездить в гости, отправляться в путешествие.

Она поможет расслабиться и заснуть на новом месте, в новых, непривычных условиях.

Какой должна быть утешалка? Во-первых, разноцветной (на втором месяце ребенок уже различает цвета). Во-вторых, мягкой, как подушка, чтобы ее можно было обнять. В-третьих, на ней не должно быть твердых деталей - пуговиц, блесток и т. д. Если ребенок первое время спал с вами, эта игрушка поможет вам переселить его в отдельную кроватку. Сначала положите утешалку между собой и ребенком. Через какое-то время переместите малыша вместе с игрушкой в кроватку, придвинутую к вашей кровати. На своей практике я много раз убеждалась, что с утешал кой такое «отселение» проходит намного легче.

Эта игрушка будет служить вам верой и правдой многие годы. Большинство детей не просто обнимают свои утешалки - они их сосут, грызут и протирают до дыр. Но выбрасывать утешалку нельзя! Смиритесь с ее нетоварным видом. Она нужна не для красоты и не для игры, а для успокоения. Можно завести еще одну ей на смену. Но менять и стирать утешалки можно только в периоды стабильности, когда в жизни ребенка все хорошо и спокойно.

Ориентируемся в пространстве

На втором месяце развиваются так называемые ориентировочные рефлексы - младенец начинает следить за движущимися объектами. Пора вешать первую карусель и вводить новые игры-упражнения.

Ориентирование на слух . Берем предметы, издающие мягкие, негромкие звуки, например колокольчик, и начинаем звенеть, ходя по комнате. Малыш будет поворачивать голову в ту сторону, откуда доносится звук.

Игра «Где мама?» . Исчезновение мамы из поля зрения воспринимается грудничком как исчезновение из его мира. Эта игра показывает ему, что маму может быть не видно, но если звучит ее голос, значит, она рядом. Как играть? Вы выходите из поля зрения ребенка, подходите к другой стороне кроватки и зовете малыша по имени. Он должен потянуться на ваш голос и увидеть вас. Казалось бы, очень примитивное упражнение. Но именно благодаря ему вы очень скоро сможете успокаивать ребенка просто своим голосом, не подходя к нему. А немножко позже можно будет начитать сказки на диктофон, и он будет под них засыпать, если вас не окажется рядом.

Двухмесячный грудничок с интересом рассматривает лицо взрослого, особенно мамы. Причем не лицо в целом, а отдельные его части - глаза, нос, губы. Так происходит процесс запечатления образа любимого человека. Интересно, что малыш с одинаковым удовольствием может рассматривать как живое лицо, так и его изображение, фотографию.

Совет : Повесьте рядом с кроваткой малыша крупную фотографию мамы или папы. Пусть запечатлевает.

Фитбол . На большом мяче можно заниматься с малышами с раннего возраста. Самое простое - положили ребенка животом на мячик, придерживаем его и катаем. Хорошо развивает вестибулярный аппарат, чувство баланса.

Упражнение «Большое путешествие» . Берем ребенка на руки, начинаем с ним ходить по дому, рассматривать разные предметы и называть их. Наверное, все мамы так делают, даже не подозревая, что это какое-то особое упражнение. Знайте, вы не просто носите малыша на руках, а делаете очень полезное дело. «Большое путешествие» учит ребенка воспринимать мир, который шире, чем его кроватка или комната.

Да, в первый месяц познавательная активность грудничка невелика. Ему достаточно просто находиться рядом с мамой. Но второй месяц - это возраст, когда ребенка брать на руки необходимо. «Я хочу знать. Мне любопытно. Мне интересно», - вот те мотивы, которые вы начинаете развивать уже сейчас. Если младенца в этом возрасте чрезмерно оберегают, постоянно держат в кроватке, закрывают марлей, выходя гулять, у него будет развиваться мотив не познавать мир, а избегать боли, опасностей, неудачи. Любознательность в нем так и не сформируется.

Мамы жалуются

«Я ничего не успеваю делать по дому. У меня копится чувство вины от того, что полы немыты, ужин не приготовлен...» Действительно, как все успеть? Ведь активность ребенка выросла, он уже меньше спит и нуждается в общении. А носить его все тяжелее.

Главный совет, который здесь можно дать: меняйте свое отношение к порядку. В доме, где есть маленькие дети, порядка быть не может. Заранее смиритесь с разрисованными стенами, разбросанными игрушками, порезанными скатертями, забрызганной кашей кухней. Не позволяйте чрезмерной чистоплотности испортить себе радость материнства. Лучше неубранный дом и спокойный, уравновешенный ребенок, чем идеальный порядок - и вы с неврозом, натирающая кафельную плитку в ванной.

Чувствуете себя плохой хозяйкой? Перед мужем стыдно? Могу вас утешить: мужчины воспринимают порядок абсолютно не так, как женщины. Есть, конечно, мужчины-педанты, которые обращают внимание на все мелочи. Но чаще всего мужья просто не замечают того, что вам кажется вопиющим хаосом. Не успеваете приготовить ужин, обед? Пригласите свекровь. Она лучше знает, что нравится ее «мальчику». Заодно и укрепите отношения с родителями мужа. Ему это будет очень приятно.

«Чувствую себя кормящей коровой, приложением к своему ребенку. Сплю, ем не когда мне хочется, а когда он мне позволяет». В психологии это называется ощущением деперсонализации. После беременности и первого месяца жизни с младенцем женщине начинает казаться, что она утратила себя. Добрые люди советуют: «Выдели несколько часов для себя. Сходи в парикмахерскую, сделай маникюр». Не следуйте этим советам. Все, что вы можете себе сейчас позволить, - это несколько минут отдельно от ребенка. Ни в коем случае не оставляйте его на несколько часов. Да и смысла в этом нет никакого, потому что оставив его, вы себя не найдете. Я предлагаю другое решение проблемы.

Посмотрите на материнство не с точки зрения потери личности. Вы ее не потеряли, просто она обретает новую грань. Теперь вы можете включить в свою жизнь новые занятия, о которых раньше и не подозревали. Например, можно пойти с малышом на фитнес или на совместное плавание. С одной стороны, вы удовлетворите свою потребность в физических занятиях, с другой стороны, расширите круг знакомых, причем это будут женщины со схожими интересами, потому что все они тоже будут мамами с грудными малышами. И ваша личная жизнь станет более разнообразной.

Отличный помощник для мамы - слинг. Это давно забытое и недавно вернувшееся в Европу изобретение человечества даст вам и свободные руки, и свободу передвижений без отрыва от ребенка. Слинг можно носить и спереди, и сзади, и сбоку, грудничок в нем и спит, и бодрствует. Слинг даст вам возможность повысить свою активность и следовать своим потребностям, а не сидеть в четырех стенах. И что еще очень важно: слинг позволяет активно включать детей в нашу жизнь, тем самым развивая их навыки социализации.

Что беспокоит папу?

«Почему он на меня не похож?» Разглядывая свое двухмесячное чадо, мужчины часто задаются таким вопросом. К этому времени черты лица младенца разглаживаются, а папа начинает напряженно всматриваться в них, пытаясь найти свое отражение. И не находит. У ребенка, оказывается, своя собственная внешность, свой собственный нос, глаза, рот...

Попросите у свекрови детские фотографии мужа - на них, скорее всего, будет видно, как много общего у папы с младенцем. Вы сами время от времени можете вслух подмечать сходство темпераментов: «Такой же, как ты! Чуть что не нравится, сразу сучит ножками!» Отнеситесь к беспокойству мужа философски, не спорьте и не возмущайтесь. Это скоро пройдет.

На втором месяце жизни ребенка у папы может снова обостриться ощущение «я здесь не нужен». Мужчина становится раздражительным, придирчивым и постоянно выражает свое недовольство словами «я же говорил...» На самом деле, не так уж важно, что именно он говорил. Ключевое слово здесь - «я». Своими придирками он просто пытается обратить на себя внимание, хочет, чтобы его услышали, чтобы с ним считались.

У обострения чувства невостребованности может быть несколько причин:

  1. спад эйфории, которой сопровождался первый месяц,
  2. недостаточная включенность в домашние дела,
  3. неготовность женщины вернуться к интимным отношениям.

Как же вернуть папе ощущение своей значимости?

Не замыкайтесь в своих хлопотах, подключайте к ним мужа . Если вы не смогли этого сделать в течение первого месяца, сейчас это уже намного сложнее. Жизнь вошла в рутинную колею, и бытовая повседневность не вызывает у мужчины большого воодушевления. Тем не менее не опускайте руки. Ребенок растет, с ним становится интереснее, и круг занятий, к которым можно привлечь папу, расширяется.

В уходе за ребенком по-прежнему поручайте мужу то, что доставляет удовольствие, а решение трудных задач пока берите на себя. Скажем, если ребенок кричит, не надо просить: «Иди, успокой его». Нет, к кричащему малышу вы идете сами. А вот если он гулит и находится в хорошем настроении, тут можно привлечь мужа к каким-то занятиям. И пусть вас не возмущает такое «несправедливое» распределение обязанностей. Придет время, и отцовские чувства раскроются в вашем муже в полной мере, тогда вы сможете обращаться к нему в самых разных ситуациях. Но пока он только осваивается в роли родителя, и для него этот процесс намного более длительный и сложный, чем для вас. Помогите ему увидеть радостную сторону отцовства, проникнуться любовью к новорожденному и чувством ответственности.

Еще несколько советов:

  • Не забывайте все время благодарить и подбадривать: «Как ты мне помогаешь!»
  • Вспомните про упражнение на ориентировочные рефлексы и начинайте играть с ребенком в игру «Где наш папа?» Это очень просто. Заходите в комнату с ребенком на руках: «Где папа?» Ходите по комнате, находите папу. «Папа здесь. Вот папа!» И даете малыша папе на руки.
  • Если вам нужно куда-то выйти, оставляйте малыша с папой. Не с няней, не с бабушкой, а именно с папой.

Пора вспомнить о том, что вы не только мама, но и жена . Муж должен почувствовать, что вы любите его не меньше, а даже еще сильнее, потому что он вам подарил это маленькое чудо. Спрашивайте его о работе, о делах, о друзьях, о том, чем он сейчас живет. Не надо требовать, чтобы он жил ребенком. У него кроме домашнего, семейного, есть еще другой мир, и этот мир никуда не делся. У вас круг общения мог сильно измениться, у мужчины такого не происходит.

Как вернуться к интимным отношениям? Это часто становится проблемой. Нежелание женщины, как правило, бывает вызвано тремя причинами: усталостью, болью, страхом показаться непривлекательной. С первыми двумя все более-менее ясно. Если вы устали, надо отдохнуть. Если сохраняются болевые ощущения, надо немножко подождать. А вот на третью причину стоит обратить более серьезное внимание.

Действительно, тело женщины после родов меняется, иногда на нем появляются растяжки, формы становятся менее изящными. Ей и самой трудно привыкнуть к этим изменениям, и уж тем более страшно, что они оттолкнут от нее мужа. Если такие страхи встали между вами и супругом, значит, пора перестраиваться.

Вы думаете, муж не видит, что вы располнели? Разумеется, видит и не придает этому значения.

Возможно, через год он и выскажет вам какие-то претензии, но не сейчас, когда вы только-только оправились после родов. А многие вообще считают округлившиеся формы кормящей женщины очень привлекательными. Так что ваша задача - принять себя и довериться мужу. Ему сейчас важна не осиная талия, ему важно почувствовать себя нужным. И если вы отстраните его только потому, что стесняетесь своей несовершенной внешности, это очень осложнит вашу семейную жизнь.

Скажу больше. Вы с мужем сейчас переходите на новый уровень отношений, когда любят не за какие-то особые достоинства, а просто любят без всяких условий, прощая все несовершенства, в том числе внешние. Как бы хорош собой ни был ваш муж, он тоже не останется таким навсегда. Рано или поздно он может располнеть, полысеть... И что же? Вы его за это разлюбите? Ведь ваша требовательность по отношению к себе означает, что вы и перед ним ставите столь же высокую планку. Мужчина подсознательно это чувствует. «Старый и лысый я буду ей не нужен», - думает он. На таком зыбком основании невозможно построить счастливую семью. Вам необходимо научиться принимать друг друга такими, какие вы есть. Это и будет та безусловная любовь, которая окрыляет и дает силы, а не загоняет в тупик.

Папины прибаутки

Помогите мужу освоить прибаутки и упражнения для малыша.

Если муж готов вас слушать, учите его сами, если нет - позовите на помощь свекровь и попросите, чтобы она дала мастер-класс вам обоим. Мужчина привык учиться у своей мамы, для него это более естественно, чем ходить в учениках у собственной жены. В роли учителя может выступить также медсестра или педиатр, то есть человек, который в глазах мужчины обладает достаточным экспертным статусом, чтобы давать советы.

Ребенок в 2 месяца: особенности и задачи развития, что умеет малыш

Двухмесячный ребенок очень отличается от ребенка в возрасте одного месяца. В возрасте двух месяцев у ребенка происходит новый скачок в развитии малыша. Этот скачок проявляется в двух новых базовых достижениях ребенка. Что это за достижения, как развивать двухмесячного малыша, какие задачи нужно решить, что будет уметь малыш к 3 месяцам, Вы узнаете из этой статьи.

Двухмесячный ребенок: особенности и задачи развития

В возрасте двух месяцев происходят два крупных изменения в поведении ребенка. Каждое из этих изменений – это одновременно и достижение малыша и знак его благополучного развития.

Особенности развития малыша в возрасте 2 месяца: это важно знать

Первое достижение. У двухмесячного ребенка появляется «комплекс оживления». Комплексом оживления называется комплекс эмоциональных, речевых и двигательных действий ребенка в ответ на общение со взрослым. Объясняется это название очень просто:

1) «комплекс» = это не просто улыбка или действие, а комплекс действий ребенка,

2) «оживления» = малыш оживляется, когда видит маму, слышит ее голос.

Двухмесячный ребенок уже не просто улыбается, как ребенок в 1 месяц. Малыш всеми доступными ему способами показывает, как ему приятно общение с мамой. При этом ребенок начинает вокализировать. Вокализация – это отдельные гласные звуки, которые произносит ребенок на выдохе и которые потом переходят в длительное гуление.

Появление комплекса оживления – это важный сигнал о том, что развитие малыша идет отлично!

Второе достижение. У двухмесячного ребенка появляются движения руки в сторону игрушки, предмета. Сначала малыш случайно схватывает игрушку, а затем учится не просто схватывать ее из удобного положения тела, но и стремиться целенаправленно притянуть игрушку к себе.

Эти достижения ребенка, его новые приобретения в развитии, дают нам возможность решать новые задачи в играх и упражнениях с крохой. Двухмесячный ребенок уже больше времени бодрствует, поэтому в эти свободные от сна и кормления промежутки времени появляется возможность с ним побольше пообщаться и поиграть.

Развитие предречевых реакций у двухмесячного ребенка

Двухмесячный ребенок все чаще и чаще в своих первых «голосовых экспериментах» начинает тянуть гласные . Он еще не гулит, но уже пытается это делать. Поэтому очень важно в возрасте 2 месяцев говорить с малышом медленно, не торопясь, тянуть утрированно в песенках и потешках гласные звуки, давая ему таем самым образец для подражания.

В этом возрасте очень полезно для развития крохи использовать в своей речи разные интонации , которые он уже хорошо различает: ласковую, сердитую, удивленную, печальную, грустную. В этом очень помогут народные и авторские потешки — диалоги, которые надо произносить крохе с разной интонацией.

Когда мама разговаривает с малышом, он может повторять вслед за ней ее звуки и слоги. Это происходит, конечно, случайно, но такие реакции ребенка надо поощрять, играя с ним в диалоги. Разные игры в диалоги Вы можете найти в статье . С двухмесячным малышом они проводятся также, как и с месячным ребенком.

Развитие движений в возрасте 2 месяца

1. Умение держать голову. Двухмесячный малыш уже хорошо держит голову. А к окончанию третьего месяца жизни он в позе лежа на животике приподнимается (опираясь на предплечья рук). При этом он прекрасно удерживает голову. Это «классическая» поза ребенка к трем месяцам. Овладение этим умением очень важно для интеллектуального развития малыша. Ведь как только он сможет в этой позе лежать на животике, он сможет и видеть такой интересный мир вокруг себя!

Двухмесячный малыш может выполнять и новые упражнения.

Упражнение 1.

  • Положите малыша на животик. Если Вы с первого месяца жизни выкладывали ребенка на животик до кормления, то это не вызовет у него трудностей. (Как научить малыша держать голову, лежа на животе – см. «»).
  • На расстоянии 80-100см от глаз ребенка поставьте яркий привлекательный предмет, например, неваляшку. Покачайте неваляшку, чтобы ребенок сосредоточился на ней.
  • Постепенно приближайте неваляшку ближе к ребенку на расстояние вытянутой руки, потом медленно передвигайте игрушку влево – вправо, чтобы ребенок начал за ней следить.

Когда малыш будет легко справляться с этой задачей, усложним упражнение.

Упражнение 2.

Возьмите две яркие игрушки и попеременно играйте то с одной игрушкой, то с другой. В этом упражнении мы учим малыша переключать внимание с одного объекта на другой объект, а это сложно для двухмесячного ребенка. Поэтому такое упражнение мы проводим только 2-3 минуты 2-3 раза в день. Это упражнение очень полезно для двухмесячного ребенка, т.к. развивает:

  • движения ребенка, которые ему нужны для познания окружающего мира.
  • умение следить за предметами и рассматривать их
  • умение переключать внимание с одного предмета на другой

Дополнительные упражнения для развития умения держать голову Вы найдете в статье

2. Переползание. У малыша возникает новое движение – переползание. Двухмесячный ребенок может переползти по кроватке, двигая ручками и ножками. Это не ползание, а именно переползание, т.к. малыш еще тело на весу не держит, а ползет «животом».

3. Подготовка к переворачиванию на бок. Ребенок еще не умеет переворачиваться, но в комлексе упражнений массажа и гимнастики уже нужно предусмотреть упражнения, которые готовят малыша к овладению этим умением.

4. Развитие активности руки (умение удерживать в руке предмет, вложенный в нее мамой)

Развитие слухового сосредоточения

Двухмесячный малыш может сосредоточиться на звуке на 15-30 секунд, прекращая предыдущие свои занятия. Это происходит непроизвольно. Как только он услышит что-то непривычное, занимательное, он замедляет свои движения и начинает искать источник звука. Так он реагирует и на музыкальные игрушки, и на голоса, и на музыку аудиодиска, и на песню мамы. Когда малыш слышит голос мамы, у него возникает комплекс оживления, он хочет видеть ее лицо общаться с ней.

Для развития слухового восприятия будет полезно звучать рядом с кроваткой любой музыкальной игрушкой. Звучащую игрушку каждый раз нужно располагать с новой стороны, чтобы ребенок нашел источник звука и повернул к нему голову. Потряхивая звучащую игрушку, мы перемещаем ее в самых разных направлениях, меняя траекторию движения, делая остановки, меняя скорость перемещения игрушки.

Можно к ножкам или ручкам ребенка привязать колокольчик или звучащее хлопчатобумажное колечко-погремушку. Когда малыш начнет двигаться, колокольчик зазвенит. После игры колокольчик нужно снять с малыша.

Развитие зрительного сосредоточения

Двухмесячный ребенок уверенно сосредотачивает взгляд на интересующем его ярком предмете не менее чем на 5 секунд. Он плавно следит глазами за ярким предметом (который перемещается без звука), когда мама двигает его по кругу, вертикально, горизонтально, змейкой, под разным углом и наклоном, то ближе, то дальше от глаз ребенка. При остановке игрушки малыш останавливает и свой взгляд. Двухмесячный малыш следит за игрушкой плавно в отличие от новорожденного, который передвигает свой взгляд за игрушкой скачками.

С удовольствием будет двухмесячный малыш рассматривать и игрушку би-ба-бо. Это игрушка, надевающаяся на руку, как перчатка. Если Вы будете перемещать такую игрушку в разных направлениях, то малыш будет следить за ней взглядом.

К 3 месяцам у малыша развивается конвергенция – способность рассматривать предметы на близком расстоянии. Поэтому в упражнениях с малышом после 2,5 месяцев уже можно приближать и удалять от его глаз игрушку .

Для двухмесячного малыша уже можно повесить около кроватки картинку и, держа ребенка на руках, показывать ее малышу. Пусть он просто смотрит на картинку, «обследует» ее глазами. При этом Вы можете рассказывать малышу, что на картинке. Например, если это иллюстрация к потешке, то можно спеть песенку об этой кошечке или прочитать стишок. Картинка должна быть яркой и иметь крупные детали. Также можно повесить рядом с кроваткой и разноцветный ленточки, чтобы он мог к ним прикасаться и их рассматривать. В таких рассматриваниях картинок или предметов очень важна речь мамы. Ребенок, слушая речь мамы, учиться вслушиваться в звуки, выделять из них отдельный часто повторяющиеся слова и звуки, свое имя, накапливает словарь. Все это очень понадобится малышу в ближайшем будущем, когда он начнет говорить.

Для двухмесячного малыша не рекомендуют использовать зеркало. Зеркало лучше начать применять к концу месяца, т.е. к 3 месяцам, когда у ребенка сформируется конвергенция. Тогда можно будет проводить упражнения с ним. Для этого маленькое безопасное детское зеркало можно повесить в кроватке на высоте 18 см от глаз. Пусть малыш рассматривает в нем свое лицо, которое для него очень интересно.

Можно давать малышу рассматривать большую куклу типа голыша, класть ее в кроватку, давать рассматривать смешные рожицы и маски, которые есть у Вас дома.

ЭТО ВАЖНО:

С 2,5 месячного возраста игрушки в кроватку ребенка вешаются уже не на расстояние примерно 50 см от глаз, а на расстояние 14-20 см. При подвешивании игрушек надо следить за тем, чтобы ребенок мог достать их рукой. Лучше всего менять высоту подвешивания игрушек – то поднимая их (для рассматривания), то опуская (для захвата ручкой малыша). Придумайте, как Вы будете опускать игрушки выше — ниже, но в любом случае Ваша конструкция должна быть прочной!

Физическое развитие ребенка в 2 месяца

Что важно знать о физическом развитии малыша в 2 месяца? Зачем нужен ребенку мамин массаж?

Как проводить дома массаж для двухмесячного ребенка?

Что умеет двухмесячный малыш к концу месяца?

К концу месяца ребенок умеет:

  • Длительно сосредотачивать свой взгляд на игрушке (25 и более секунд), находясь при этом в положении лежа на спине.
  • Рассматривать игрушку в вертикальном положении тела на руках у мамы малыш может в течение 10 секунд.
  • Интересуется игрушкой и тянется к ней в разных положениях тела: на спине, на животе, на руках у взрослого.
  • Лежа на животе, поднимается на предплечья и смотрит на передвигающегося взрослого или игрушку. Лежа на животе, может высоко поднять голову. Сохраняет это положение 1 минуту и более.
  • Выпрямляет руки в сторону заинтересовавшего его предмета или игрушки, наталкивается руками на низко подвешенные игрушки, оживляется при этом.
  • Пытается дотянуться до игрушки, разжать ладонь.
  • Удерживает в руке вложенную в нее ленточку (в течение двух-трех секунд в два месяца и до 10 секунд и более в три месяца).
  • У ребенка наблюдается «комплекс оживления»: а) в ответ на общение с мамой, б) в ответ на голос мамы, который ребенок слышит, в) в ответ на звуки музыки или показ игрушки, г) в моменты комфорта.
  • Ребенок пытается привлечь к себе внимание мамы с помощью улыбки, поворота головы, вокализации.
  • Малыш пытается гулить в ответ на речь мамы (мама дает образец – протягивает гласные звуки), гулит по-разному в плане интонационной выразительности.
  • Крепко упирается ступнями о стол, когда взрослый его держит под мышки. При сопрокосновении с опорой выпрямляет ноги («приседает») и упирается обеими стопами о поверхность.
  • Держит голову прямо вертикально до 1 минуты на руках у мамы.
  • Может до десяти секунд держать в руке подведенную к ней игрушку (кольцо, вкладыш, ленточку и т.д.)

Описание развивающих упражнений для двухмесячного ребенка, которые помогут ему овладеть этими умениями, Вы найдете в следующей статье —